Удержание подоходного налога из заработной платы в рб 2020 – Какие изменения ожидают плательщиков подоходного налога в 2020 году? (Комментарий к отдельным положениям проекта Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении»)

Подоходный налог 2020: размеры вычетов и возврат излишне удержанных сумм

Подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении». Там также указано, какие изменения планируются в подоходном налоге в 2020 году:

1. Размеры налоговых вычетов

В целях «осовременивания» размера налоговых льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц предлагается их увеличить на прогнозный темп роста номинальной заработной платы на 2020 г.

На указанную величину также предлагается проиндексировать размер дохода, непревышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного в подп. 1.1 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

2. Возврат излишне удержанных сумм подоходного налога

На практике имеют место ситуации, когда налоговые агенты, излишне удержавшие подоходный налог в значительной сумме, осуществляют незначительные выплаты доходов физическим лицам и, следовательно, суммы подоходного налога, подлежащие перечислению в бюджет, также незначительны. В таких условиях возврат излишне удержанных сумм подоходного налога может растянуться на весьма длительный период.

В целях защиты прав и законных интересов физических лиц в таких ситуациях предлагается установить, что в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания налога, такой возврат производит налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика.

Редакция журнала «Главный Бухгалтер. Зарплата»

 

Стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу – все изменения в 2020 году

Напомним, что согласно белорусскому законодательству, в государственный бюджет перечисляется

13% получаемого гражданином дохода (подоходный налог). Следовательно, чем выше заработная плата, тем больший налог необходимо заплатить. Однако существуют установленные государством льготы, использование которых поможет уменьшить налогооблагаемый заработок и, соответственно, удержать меньшую сумму подоходного налога.

В каком случае можно использовать льготы по подоходному налогу

Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.

Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2020 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь. 

Изменения с размерами стандартных налоговых вычетов в 2020 году

Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2020 г., a также сравним с показателями 2019 года. (см. таблицу ниже). 

 

Кому положен вычет

Размер вычета (за месяц)

2020

2019

Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

 

117 р.

 

110 р.

при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

709 р.

665 р.

Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

 

(-) р.

 

110 р.

при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

 

(-) р.

 

1 994 р.

На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

34 р.

32 р.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

 

 

 

 

65 р.

 

 

 

 

61 р.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

165 р.

155 р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перерасчет и возврат сумм по подоходному налогу 2020

В случае если плательщиком несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика. 

Зачет или возврат излишне удержанного подоходного налога с физических лиц могут быть произведены не позднее 5 лет со дня уплаты в бюджет такого налога (ст. 223 НК).

В Беларуси налогов с зарплаты платят больше, чем в США, но меньше, чем в Германии

БЕЛАРУСЬ

48% от зарплаты

Сколько платит работник — 14%

Сколько платит наниматель — 34%

Каждый месяц белорусы видят в своих расчетниках одни и те же проценты: 13% — подоходный налог, 1% — отчисления в Фонд социальной защиты населения, который выплачивает нам пенсии, пособия и больничные. На самом же деле ФСЗН получает гораздо больше денег от каждого работающего белоруса, просто выплачивают их наниматели за свой счет. Каждый месяц они перечисляют в фонд сумму, равную 34% зарплат всех своих сотрудников. Итого на счету государства оказывается почти половина от каждой зарплаты — 48%.

РОССИЯ

43,2% от зарплаты

Сколько платит работник — 13%

Сколько платит наниматель — 30,2%

У наших восточных соседей система похожая, тоже унаследованная еще с советских времен. Каждый россиянин отдает в копилку страны 13% подоходного налога. А абсолютно все страховые отчисления ложатся на плечи работодателя: 22% — взносы в пенсионный фонд, 2,9% — в Фонд социального страхования, 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,2% — обязательное страхование от несчастных случаев. Итого государство вдобавок к подоходному налогу получает еще 30,2% от зарплат работающих россиян.

ЛИТВА

В среднем 55% от зарплаты

Сколько платит работник — 21%

Сколько платит наниматель — минимум 34%

Ставка подоходного налога у соседей тоже фиксированная, но чуть выше, чем у нас, — 15%. При этом налог нужно платить не со всей зарплаты: небольшую ее часть литовцы получают целиком, без каких-либо вычетов. В каждом случае эта не облагаемая налогом часть зарплаты рассчитывается индивидуально и зависит от доходов и статуса человека (например, у людей с инвалидностью она будет больше).

Страховые взносы в Литве платят и работники, и работодатели. Каждый литовец выплачивает в фонд социального страхования 3 или 4% зарплаты (если человек решает участвовать в программе дополнительного пенсионного обеспечения, он перечисляет в фонд чуть больше, а после ухода на заслуженный отдых получает повышенную пенсию), а также 3% на обязательное медицинское страхование. Работодатель же доплачивает в фонд социального страхования еще от 27,98% до 29,6% зарплат своих сотрудников (зависит от типа организации) и 6% на медстраховку. Итого страховые выплаты в Литве получаются внушительными — минимум 39,98% от зарплаты каждого жителя страны. А вместе с налогом — и вовсе больше половины!

ПОЛЬША

В среднем 57,6% от зарплаты

Сколько платит работник — примерно 40,7%

Сколько платит наниматель — минимум 16,9%

В Польше ставка подоходного налога не фиксированная, а прогрессивная: чем больше зарабатываешь, тем больше приходится отдавать в казну государства. Годовой доход в 3091 злотый (813 долларов) налогом не облагается. Соответственно, те, кто за год зарабатывает меньше этой суммы, налоги вообще не платят. Заработок от 3091 до 85 528 злотых (до 22 507 долларов) облагается налогом по ставке 18%, а все, что свыше 85 528 злотых — по ставке 32%.

Взносы в пенсионный фонд наниматели и работники делят пополам, в общей сумме они равны 19,52%. Во взносах на случай потери трудоспособности пропорция другая: 6,5% зарплаты перечисляет наниматель, 1,5% — работник. Кроме того, наниматель оплачивает страхование от несчастных случаев: от 0,67% до 3,86% в зависимости от типа предприятия. А работнику нужно платить из своего кармана за медстраховку (9%) и страховку на случай болезни (2,45%).

ГЕРМАНИЯ

В среднем 63,6% от зарплаты

Сколько платит работник — в среднем 44,3%

Сколько платит наниматель — минимум 19,3%

В Германии одна из самых сложных и разветвленных налоговых систем в мире. Размер подоходного налога зависит и от зарплаты (чем больше зарабатываешь, тем больше платишь), и от того, подают ли супруги декларацию вместе или раздельно (в одной ситуации может быть выгоднее заплатить каждому за себя, а в другой — сложить доходы семьи), и от количества детей (чем их больше, тем меньше налог). В целом же ставки варьируются от 14% до 42%.

Страховые взносы в Германии тоже немаленькие. Общая сумма пенсионных взносов равняется 18,9% от зарплаты, страховка на случай безработицы — 3%, медицинская страховка — 14,6% (это минимум, человек может платить и больше, если хочет получить страховку более высокого уровня), 2,05% — отчисления на уход за больными и престарелыми. Итого — 38,55%. Эту сумму работник и наниматель делят пополам: каждый платит примерно по 19,3%.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В среднем 42,7% от зарплаты

Сколько платит работник — в среднем 32,3%

Сколько платит наниматель — минимум 10,4%

В Британии существует такое понятие, как стандартный вычет — то есть сумма дохода, с которой не нужно платить налог. В этом году она равна 10 600 фунтам. Весь остальной заработок облагается налогом по трем ставкам. С годового дохода до 31 785 фунтов нужно платить 20% подоходного налога, от 31 785 до 150 000 фунтов — 40%, а со всего свыше — 45%.

Размер страховых взносов тоже зависит от дохода. Проценты варьируются от 2% до 12%. Любопытно, но те, кто зарабатывает больше, в этом случае платят государству как раз-таки меньше. Нанимателям при этом тоже нужно заплатить страховые взносы за своих работников — от 10,4% до 13,8%.

США

В среднем 27,6% от зарплаты

Сколько платит работник — в среднем 20%

Сколько платит наниматель — 7,6%

Среднестатистическая цифра выглядит совсем небольшой, но дело в том, что из-за многоступенчатой системы посчитать ее очень сложно. Во-первых, все жители страны платят федеральный налог — от 10% до 39,6% в зависимости от годового дохода и того, кто именно подает декларацию (человек, который живет один, супруги вдвоем, супруги отдельно). Кстати, зарплатные рамки, в которые нужно вписаться, чтобы платить определенный процент, пересматривают каждый год. Во-вторых, в большинстве штатов помимо федерального налога нужно платить еще и налог штата. Где-то его ставка может быть фиксированной, где-то прогрессивной — то есть тоже зависеть от зарплаты. Например, в Калифорнии налог составляет в среднем 13,3% (самый высокий в США), в Канзасе — 4,9%, а в Техасе его нет вообще. Соответственно, эта ставка прибавляется к федеральному налогу. Например, если житель Калифорнии платит 15% федерального налога, то вместе с налогом штата его отчисления составят в среднем 28,3%. Кроме того, в некоторых городах или регионах могут быть еще и другие местные налоги.

Конечно, в Штатах тоже есть страховые взносы на пенсии и пособия (4,2% от своей зарплаты дает работник, еще 6,2% — работодатель), а также взносы на государственную медицинскую программу Medicare (и работник, и наниматель платят по 1,45%). А еще, как и во многих других странах, в США есть стандартный вычет (6300 долларов в год) и персональный вычет (4000 долларов в год) — это те суммы, с которых вообще не нужно платить налог. Они отнимаются от зарплаты и не учитываются при подсчете налога.

индивидуальный, корпоративный НДФЛ в 2020 году

Что такое индивидуальный подоходный налог?

Думаю, многим известно, что основная составляющая доходов государственного бюджета – это налоги. Налоги бывают разные: налог на землю, социальный налог, налог на транспорт, налог на имущество и другие.

Сегодня хотелось бы поговорить о подоходном налоге.

Подоходный налог (ПН) может взиматься как с физических лиц, и тогда речь идет о индивидуальном подоходном налоге (ИПН), так и с юридических лиц, тогда речь будет идти о корпоративном подоходном налоге (КПН).

Индивидуальный подоходный налог – это налог, уплачиваемый с доходов (предусмотренных налоговым кодексом Республики Казахстан) физических лиц (в том числе с заработной платы и доходов ИП). То есть, плательщиками ИПН являются физические лица и индивидуальные предприниматели, у которых есть доходы.

С определения становиться ясно, что объектом налогообложения являются доходы физ. лиц (облагаемые у источника выплаты и облагаемые физическим лицом самостоятельно).

Согласно 342 статье Налогового Кодекса РК предусмотрены следующие налоговые вычеты, на которые имеют право плательщики ИПН:

  • вычет в размере обязательного пенсионного взноса
  • вычет в размере одной минимальной заработной платы
  • вычеты для инвалидов, участников ВОВ, приемных родителей, опекунов и т.д. (в размере 882 минимальных расчетных показателей)
  • вычеты, связанные с расходами на медицину
  • вычет по добровольным пенсионным взносам
  • вычет по вознаграждениям

Что такое корпоративный подоходный налог?

Корпоративный подоходный налог – налог, уплачиваемый с доходов юридических лиц. ИЗ определения становится ясно, что плательщиками данного налога являются ЮЛ (резиденты Республики Казахстан, применяющие общеустановленный порядок и нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников на территории РК.

Объектами обложения КПН являются: налогооблагаемый доход, доход у источника выплаты и доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Республики Казахстан через постоянное учреждение.

Ставки подоходного налога

Размер ставки ПН зависит от нескольких факторов:

  • кто является плательщиком ПН
  • от объекта налогообложения
  • от налогового режима

На сегодняшний день действуют следующие ставки подоходного налога:

 

Как рассчитать подоходный налог в Казахстане

Рассмотрим наиболее интересующий для население Казахстана расчет подоходного налога – расчет ИПН с зарплаты.

Расчет индивидуального подоходного налога производится по такой формуле:

ИПН = (ЗП — ОПВ — 1МЗП) х 0.1,

где ЗП – это зарплата, ОПВ – обязательный пенсионный взнос, МЗП – минимальная заработная плата.

Итак, рассмотрим расчет ИПН на примере работника с зарплатой 75 000 тенге.

ИПН = (75 000 – 7 500 – 42 500) х 0.1 = 2 500 тенге

Нужно отметить, что такая формула имеет место, если ваша заработная плата составляет более 25 МРП (63 125 тенге на 2019 год). Если же ваша ЗП меньше 25 МРП, применяется корректировка.

Расчет ИПН с других видов доходов производится по следующим формулам:

  • ИПН = облагаемый доход физ. лица от налогового агента х 10%
  • ИПН = облагаемый доход в виде пенсионных выплат х 10%
  • ИПН = облагаемый доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей х 5%
  • ИПН = облагаемый доход в виде стипендии х 10%
  • ИПН = облагаемый доход по договорам накопительного страхования х 10%

Если речь идет о корпоративном подоходном налоге, то его расчет производится по такой формуле:

КПН = 20% (НОД — уменьшение НОД — убытки прошлых лет),

где НОД – налогооблагаемый доход, который в свою очередь рассчитывается по формуле:

НОД = СГД +/- корректировка дохода — вычеты +/- корректировка доходов и вычетов

Уменьшение налогооблагаемого дохода возможно по следующим видам доходов и расходов:

Уплата подоходного налога

Индивидуальный подоходный налог с дохода облагаемого у источника выплаты уплачивается ежемесячно не позднее 25-го числа месяца следующего за месяцем выплаты дохода. Например, налог на доходы за май, необходимо уплатить до 25 июня.

ИПН с дохода, облагаемого физическим лицом самостоятельно, уплачивается до 10 апреля года следующего за отчетным. То есть, срок уплаты индивидуального подоходного налога за 2019 год — до 10 апреля 2020. Уплата корпоративного подоходного налога осуществляется в эти же сроки.

О подоходном налоге с физических лиц (приложение к письму МНС Республики Беларусь от 11.12.2018 № 4-2-15/02362)

1. Функционирование постоянного представительства иностранной организации (к примеру, строительной площадки, монтажного или сборочного объекта на территории Республики Беларусь) предполагает использование труда наемных работников. В случае, когда такие лица являются резидентами одного государства, а работу осуществляют в другом государстве (в том числе в случае направления их головной иностранной организацией в командировку в Республику Беларусь), налогообложение их доходов подоходным налогом с физических лиц (далее – подоходный налог) осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) с учетом положений международных договоров об избежании двойного налогообложения (как правило, статьи «Зависимые личные услуги», «Доходы от работы по найму»).

Международные договоры об избежании двойного налогообложения не регламентируют порядок удержания подоходного налога и перечисления его в бюджет. Данный вопрос регламентируется национальным налоговым законодательством государства, на территории которого, исходя из норм соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения, должен уплачиваться подоходный налог.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и соответственно признаваемым объектом налогообложения подоходным налогом в Республике Беларусь, согласно подпункту 1.6 пункта 1 статьи 154 Кодекса относятся в том числе вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений.

При налогообложении в Республике Беларусь подоходным налогом доходов иностранных граждан по трудовым договорам (контрактам) применяется ставка налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Кодекса (в 2015–2018 гг. в размере 13 %).

Осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство иностранные организации, представительства иностранных организаций (далее – налоговые агенты), за работу в которых физическое лицо получило доходы, обязаны выполнять требования Кодекса, а именно обязаны в соответствии с пунктом 1 статьи 175 Кодекса исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет Республики Беларусь исчисленную сумму подоходного налога с учетом требований статьи 175 Кодекса.

В частности, согласно пункту 9 статьи 175 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В случае если заработная плата начисляется централизованно по месту нахождения головной иностранной организации, то она должна оперативно и регулярно передавать данные в представительство, постоянное представительство в Республику Беларусь для того, чтобы своевременно уплачивать подоходный налог в Республике Беларусь с учетом приведенных выше положений Кодекса.

В Республике Беларусь выдается в целях избежания двойного налогообложения справка об уплате подоходного налога с физических лиц (п. 18.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200). Такая справка выдается налоговым органом по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства), а при отсутствии на территории Республики Беларусь такого места – по месту уплаты подоходного налога на основании письменного заявления гражданина и при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Статьей 8 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» предусмотрено, что заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей.

Представители заинтересованного лица осуществляют свои полномочия на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Двойное налогообложение физических лиц, с заработной платы (вознаграждений) которых налоговым агентом удержан и перечислен подоходный налог в бюджет Республики Беларусь, устраняется с учетом положений статьи «Устранение двойного налогообложения» соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения в государстве налогового резидентства физического лица.

Если гражданами – резидентами иностранного государства работа по найму не осуществляется в Республике Беларусь (то есть они не находятся в Республике Беларусь при выполнении работы), то оснований для уплаты в Республике Беларусь подоходного налога в отношении их доходов в виде оплаты труда не возникает, в том числе в ситуации, когда сумма оплаты их труда подлежит включению в расходы, понесенные иностранной организацией для целей деятельности постоянного представительства, расположенного в Республике Беларусь.

2. О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18 июля 1995 года (далее – Соглашение с Литвой).

Работники литовской организации, признаваемые в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Литвой налоговыми резидентами Литвы, командированы головной литовской организацией в Республику Беларусь для выполнения работы на строительной площадке. Соответственно такие лица являются лицами, выполнявшими в Республике Беларусь работу по найму.

Выплата им вознаграждения за работу на расположенной в Республике Беларусь строительной площадке осуществляется головной литовской организацией. Деятельность литовской организации на строительной площадке приводит к возникновению постоянного представительства.

Подлежит ли вознаграждение таких лиц за выполнение работы на территории Республики Беларусь налогообложению в Республике Беларусь подоходным налогом?

Ответ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 «Зависимые личные услуги» Соглашения с Литвой заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Литовской Республики в отношении работы по найму, облагаются налогом только в Литовской Республике, если только работа по найму не осуществляется в Республике Беларусь. Если работа по найму осуществляется в Республике Беларусь, то вознаграждения, полученные в связи с этим, могут облагаться налогом в Республике Беларусь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Соглашения с Литвой, несмотря на положения пункта 1 статьи 15 указанного Соглашения с Литвой, вознаграждение, получаемое резидентом Литовской Республики в отношении работы по найму, осуществляемой в Республике Беларусь, облагается налогом только в Литовской Республике, если:

a) получатель находится в Республике Беларусь в течение периода или периодов, не превышающих в целом 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем финансовом году, и

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом Республики Беларусь, и

c) расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Республике Беларусь.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных в пункте 2 статьи 15 Соглашения с Литвой условий доход командируемых в Республику Беларусь сотрудников литовской организации может облагаться подоходным налогом в Республике Беларусь.

Помимо этого, необходимо учитывать следующие аспекты применения указанных норм статьи 15 Соглашения с Литвой.

Налогообложение доходов от работы по найму подоходным налогом в Республике Беларусь происходит, в частности, если:

трудовые обязанности иностранный гражданин выполняет в постоянном представительстве иностранной организации. При этом не имеет значения, сколько дней он находится на территории Республики Беларусь;

иностранный гражданин находится на территории Республики Беларусь более 183 дней, в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем финансовом году. В этом случае не имеет значения наличие постоянного представительства иностранной организации в Республике Беларусь.

С учетом норм подпункта 1.6 пункта 1 статьи 154 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, получаемое плательщиками (физическими лицами) от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, рассматривается в качестве дохода, получаемого из источников в Республике Беларусь.

Положениями пункта 3 статьи 7 Соглашения установлены подходы, которые необходимо учитывать при определении прибыли постоянного представительства. В частности, согласно указанному положению допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в государстве, где размещено постоянное представительство, так и за его пределами.

Таким образом, если работники литовской организации – граждане Литовской Республики признаются в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения налоговыми резидентами Литовской Республики и выполняют работу на территории Республики Беларусь, расходы на оплату труда которых классифицируются с учетом изложенного выше как расходы, понесенные для целей постоянного представительства этой литовской организации, то вознаграждения таких работников за выполнение ими трудовых обязанностей в Республике Беларусь облагаются подоходным налогом в соответствии с нормами налогового законодательства Республики Беларусь.

3. О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (далее – Соглашение с Россией).

Работники российской организации, признаваемые в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Россией налоговыми резидентами России, выполняют работу на строительной площадке на территории Республики Беларусь.

Выплата им вознаграждения за работу осуществляется головной российской организацией. Деятельность российской организации на строительной площадке приводит к возникновению постоянного представительства. Соответственно расходы на оплату их труда вправе учитываться в составе затрат постоянного представительства этой российской организации, расположенного в Республике Беларусь.

Подлежит ли вознаграждение таких лиц за выполнение работы на территории Республики Беларусь налогообложению в Республике Беларусь подоходным налогом?

Ответ.

Согласно статье 14 «Доходы от работы по найму» Соглашения с Россией вознаграждение, получаемое физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации в отношении работы по найму, может облагаться налогом в Республике Беларусь, если:

а) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь, либо

б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, имеет в Республике Беларусь.

Исходя из изложенного, положения Соглашения с Россией позволяют облагать в Республике Беларусь подоходным налогом доходы работников от работы по найму, выполняемой в связи с осуществлением российской организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (с учетом положений пункта 3 статьи 7 Соглашения с Россией и пункта 9 статьи 139 Кодекса считается, что затраты по выплате вознаграждений, полученных работниками в связи с этим, несет постоянное представительство. При этом не имеет значения, прибыль или убыток отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, представляемой в отношении деятельности соответствующего постоянного представительства).

Таким образом, если работники российской организации признаются в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Россией ее налоговыми резидентами, выполняют работу на территории Республики Беларусь и затраты на оплату их труда понесены для целей ее постоянного представительства, расположенного в Республике Беларусь, то вознаграждения таких работников за выполнение ими трудовых обязанностей в Республике Беларусь подлежат налогообложению подоходным налогом в Республике Беларусь.

Письмо опубликовано 17 декабря 2018 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by).

Некоторые вопросы правового регулирования удержаний из заработной платы

Вопросам удержаний из заработной платы работника в Трудовом кодексе Республики Беларусь посвящены нормы трех статей — 107, 108 и 109[1].

В соответствии с ч. 1 ст. 107 ТК удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, осуществление нанимателем каких­-либо вычетов по собственному усмотрению является незаконным.

Не могут являться правовым основанием для производства удержаний нормы коллективных договоров (соглашений) либо условия трудового договора (контракта) с работником, поскольку последние не относятся к актам законодательства.

Поэтому следует признать незаконной практику отдельных коммерческих структур, включающих в трудовые договоры работников условие о праве нанимателя производить необходимые удержания без конкретизации случаев либо отсылки к действующему законодательству.

Правовое регулирование анализируемых отношений касается не только случаев, когда удержание допустимо, но и определения перечня возможных оснований, органов, обладающих правом производства удержаний, размера удержаний, а также выплат, удержание из которых недопустимо.

В зависимости от целевой направленности (характера) удержания из заработной платы могут быть разделены на следующие группы:

1) удержания в целях выполнения работником своих налоговых и иных обязательств перед государством;

2) удержания в целях выполнения работником своих обязательств перед другими гражданами и организациями;

3) удержания в целях погашения задолженности работника нанимателю.

К первой группе удержаний относятся, в частности, удержания подоходного налога, обязательных страховых взносов, сумм, установленных для лиц, осужденных к исправительным работам.

Вторую группу удержаний составляют удержания по алиментным обязательствам, удержания по кредитам банков.

К третьей группе относятся удержания для погашения задолженно­сти нанимателю, в частности, — для погашения аванса, выданного в счет заработной платы, погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебные командировки и др., возмещения вреда, причиненного по вине работника нанимателю, удержания излишне выплаченных сумм и т.д.

Рассмотрим более подробно типичные случаи удержаний из заработной платы.

Удержание подоходного налога

Размер подоходного налога, а также порядок его взимания определены Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон).

Подоходный налог относится к государственным налогам, обязанность уплаты которых предусмотрена ст. 56 Конституции Республики Беларусь.

Налоговые агенты[2] в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 19 Закона.

При изменении плательщиком в течение налогового периода места основной работы исчисление налога по новому месту основной работы производится с учетом суммы дохода и с зачетом суммы налога, полученной (удержанной) с плательщика в данном налоговом периоде по прежнему месту основной работы. В таком случае доходы, полученные плательщиком по прежнему месту основной работы, и удержанные из них суммы налога подтверждаются соответствующей справкой.

Согласно требованиям ч. 1 п. 5 ст. 20 Закона налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.

Удержание у плательщика исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (ч. 2 п. 5 ст. 20 Закона). Указанная обязанность по удержанию налога не распространяется на случаи выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов, если иное не установлено ч. 2 п. 8 ст. 20 и ч. 2 п. 5­1 ст. 25 Закона, не допускается. При заключении трудового договора (контракта) запрещается включение в него условий, в соответствии с которыми выплачивающие заработную плату (или иные доходы) наниматели принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за работника.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона неудержанные или не полностью удержанные суммы налога с доходов плательщиков, полученных в текущем налоговом периоде, удерживаются налоговым агентом до полного погашения образовавшейся у плательщика задолженности по налогу.

При невозможности удержания налоговым агентом налога по причине прекращения выплат доходов плательщику (в том числе вследствие прекращения трудового договора, расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) налоговый агент обязан в тридцатидневный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по налогу.


[1] В данной статье предлагается комментарий нормативных положений, приведенных в ст. 107 ТК, а также соответствующих норм, содержащихся в актах специального законодательства, имеющих прямое отношение к рассматриваемым вопросам.

[2] Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищест­во, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу Налогового кодекса Республики Беларусь и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) (ст. 23 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (91), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *