Вертикали и горизонтали: Горизонтали, вертикали и диагонали / Статьи / Newslab.Ru

Журнал Международная жизнь — Вертикали и горизонтали параллельных миров

«Вертикаль — Горизонталь: Рихард Пауль Лозе — Владимир Андреенков».

Не так часто музейная выставка становится не только событием насыщенной художественной жизни Москвы, но и удивительной личной историей, в которой искусство тесно переплетается с жизненными коллизиями и фактами творческой биографии. Именно так произошло с выставкой «Вертикаль — Горизонталь: Рихард Пауль Лозе — Владимир Андреенков», которая проходит в Музее архитектуры им. Щусева при поддержке Посольства Швейцарии в России, Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia и фонда современного искусства Nadja Brykina Foundation. Проект приурочен к 45-летию с момента встречи представителей двух разных художественных миров: швейцарца Рихарда Пауля Лозе (1902–1988) и советского нонконформиста Владимира Андреенкова (род. 1930).

 

Открытие в Музее архитектуры им. Щусева

Выставка, которую куратор Анна Брувер готовила не один год, экспозиционно тщательно проработана и является лучшим доказательством того, что диалог в искусстве никогда не останавливается. Два художника, хотя и принадлежали к разным мирам и вплоть до 1970-х годов даже не слышали друг о друге, вели поиск художественного языка в одном направлении: исследовали линии и цветовые переходы. Их лаконичный, эмоционально сдержанный язык авангарда и сегодня выглядит на удивление современным, хотя в реальности понадобилось почти полвека, чтобы горизонтали и вертикали, созданные творческим воображением, пересеклись.

«Прежде всего это тема диалога — бесконечного и вечного диалога художников, который не всегда явный, а  происходит подчас на метафизическом уровне… Важно, что этот разговор они вели на универсальном языке авангарда, и этот диалог продолжался даже когда официально время авангарда завершилось. На самом деле оно не закончилось, и мы только сейчас начинаем осознавать, что нам досталось и что нам со всем этим богатым наследием делать», — сказала на открытии выставки директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева.

 

Куратор Анна Брувер и представители посольства Швейцарии в России

Приветствуя организаторов и гостей мероприятия, заместитель посла Швейцарии в РФ Тобиас Привителли подчеркнул, что Музей архитектуры — давний партнер посольства в области культурного обмена, а один из первых совместных проектов, «Сделано в Швейцарии», состоялся еще в 2002 году и был посвящен архитектуре и дизайну этой страны. «В настоящее время мы продолжаем тесно работать с Музеем архитектуры над проектом о роли швейцарских архитекторов — Жилярди и других — в восстановлении Москвы после войны 1812 года. Что мне нравится в работе с вашим музеем, так это то, что она всегда предполагает настоящее общение художников и архитекторов. Сегодняшняя  выставка — замечательная возможность посмотреть, какие процессы развивались независимо друг от друга в двух странах в 70-е годы. И то, что эти художники встретились лично, — это прекрасная жизненная история, которая меня очень тронула», — добавил Тобиас Привителли. Теперьзрители могут на свой лад продолжить и интерпретировать разговор двух классиков XX века — ламинированные плоскости Лозе, на которых звучат яркие цветовые элементы, ведут перекличку с вертикальными построениями Андреенкова.

В. Андреенков. Созвучия. Номер 46, серия «Вертикали»,1991

Первое знакомство Лозе с работами Андреенкова состоялось еще в 1970 году на выставке под названием  «Шесть советских художников» в престижной цюрихской галерее Рене Циглер. Его, признанного пионера графического дизайна, который всегда стремился подкрепить свои художественные наблюдения вычислениями и логикой, заинтересовала концепция произведений Андреенкова. По словам Иоганны Лозе, дочери швейцарского художника, а ныне и президента фонда его имени, ее отец, увидев работы Андреенкова, некоторые из них даже приобрел и решил обязательно встретиться с Владимиром во время своего визита в Москву. Что и произошло в августе 1974 года, когда Лозе с частным визитом приехал в СССР, — тем летом Иоганна училась русскому языку в МГУ, но, будучи архитектором по образованию, подружилась с сыном великого Константина Мельникова — Виктором, а он дал ей телефон Андреенкова. Так, приехав в Москву навестить дочь, Лозе попал в мастерскую к советскому художнику, и между ними завязалась дружба, во многом основанная на их общих представлениях об искусстве.

В. Андреенков и Иоганна Лозе на экспозиции в Музее архитектуры

Рихард Пауль Лозе заинтересовался конструктивизмом еще в 1930–1940-е годы, и немалое влияние на него оказало творчество таких представителей европейского авангарда, как Тео ван Дусбург, Соня Делоне, Пит Мондриан и другие представители нидерландского общества «Де Стейл», а позднее развивал принципы так называемого «конкретного искусства».

Владимир Андреенков начал разрабатывать свои «Вертикали» тридцатью годами позже, и судьбоносная встреча с Лозе стала дня него прежде всего доказательством, что у него есть единомышленники. Ведь в 1960-е и 1970-е годы из-за «железного занавеса» многие представители неофициального искусства существовали в вакууме, прокладывая творческие пути на ощупь, а о мировых тенденциях узнавали из каталогов и брошюр, которые еще нужно было где-то доставать. Зная, что отец собирается в Москву, Иоганна по телефону попросила его привезти книги и каталоги в подарок. В тот раз багаж на границе не проверяли, и эти издания удалось провезти. Все эти годы Андреенков бережно хранил подаренную монографию «Рихард Пауль Лозе: модульные и последовательные построения», и, как рассказывает куратор Анна Брувер, когда она в 2011 году побывала в мастерской у Владимира Емельяновича, то «увидела книгу, заботливо обернутую в немного пожелтевшую от времени бумагу».

Хотя абстрактные работы Владимира Андреенкова, несомненно, связаны с русским авангардом, его язык был независимым и самобытным. В 1960-е Андреенков наряду с другими всемирно известными художниками поколения нонконформистов — Ильей Кабаковым, Иваном Чуйковым и Владимиром Янкилевским — вел поиск уникального художественного языка.

Рихард Пауль Лозе. «Проникновение четырех цветовых групп», 1949–1970

Точкой соприкосновения творчества двух художников стали серии работ «Горизонтали» и «Вертикали», созданные ими в 1970-е годы в Швейцарии и СССР. Несмотря на внешнее сходство живописной манеры, художественный подход авторов был разным: Лозе обосновывал свои методы в текстах и вычислениях, а Андреенков подходил к своим «вертикалям» на духовно-интуитивном уровне. Лозе предпочитал печатать свои графические работы, а Андреенков использовал гуашь, тушь и карандаш. Благодаря удачному экспозиционному решению эта разница особенно заметна на нынешней выставке. Кроме масштабных полотен зрители могут познакомиться с книжной графикой Рихарда Пауля Лозе — обложками, выполненными художником, например, к брошюрам «Советский Союз: Люди, государство, экономика» или «Краткий экскурс в историю России».

Гости и организаторы выставки на открытии в Москве

К выставке в Музее архитектуры выпущен каталог на русском и немецком языках, в котором собраны иллюстрации и экспертные статьи, посвященные творчеству двух художников. Параллельно с основной экспозицией проходит еще одна, групповая выставка Dis<  >Order, инициированная куратором Анной Брувер и фондом Nadja Brykina Foundation. В ней участвуют молодые российские и швейцарские художники, и, согласно идее куратора, «сделана попытка исследовать развитие идей искусства конструктивистов в обеих странах пятьдесят лет спустя». 

 

Выставка в помещении Аптекарского приказа Музея архитектуры продолжит свою работу до 3 ноября 2019 года.

 

Иллюстрации: предоставлены фондом Nadya Brykina Foundation.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

«Вертикаль и горизонталь Андрея Тарковского»

На примере анализа фильмов Тарковского как одного из самых сложных явлений искусства я хотел показать принципы работы Вертикали+Горизонтали. Разберемся пока поподробнее с самими понятиями.

Вертикаль

Вертикаль — связь с Космосом, эта категория — вне времени (даже в учебниках по физике за шестой класс в стандартной системе координат прямая времени — горизонтальная; если время расположить по вертикали, с ним начнет твориться то, о чем предупреждал старина Эйнштейн).

Вертикаль чувствуется в состоянии статики, нужно остановить время. Ближе к этому состоянию — поэзия. В ней внимание уделяется деталям, красоте рисунка.

Вот пример соотношения статики и динамики. Человек едет на велосипеде. Он — в потоке автомобилей, его захватывает движение, он наслаждается ощущением скорости. Но различает он только дорогу и машины. Вот человек резко съезжает с шоссе к реке. Застыв, он вдруг видит, как на воде корабликами курсируют крошечные травинки, а под ними шастают мальки. Перед его носом в любовном танце замерли стрекозы, а наверху величественно планирует ворона, воображая себя орлом. Все это можно заметить только в статическом состоянии.

Хорошие поэты, такие как Флобер, редко бывают общественно активны, им ближе созерцательное отношение к жизни. В «Мадам Бовари» так подробно и ярко описаны сотни деталей Нормандии, что эту часть планеты представляешь как живую. Но динамичность этой литературной вселенной придают поступки уважаемой Бовари. Если бы не ее страсть к мужчинам и деньгам, произведение бы провисло. Основой для романа послужило реальное судебное разбирательство, происходившее в Руане. В других книгах мастера не чувствуется такого мощного волевого вектора. Сказалось безвылазное домашнее времяпрепровождение великого писателя. Его ученик Мопассан в силу бойкого темперамента почти идеально сочетал в своих произведениях динамику и статику, детали и сюжет, поэзию и прозу, Вертикаль и Горизонталь.

К Вертикали относятся гуманитарная область, образное мышление, за которое отвечает правое полушарие мозга. Категории Вертикали — дух, интуиция.

Из сторон света ей соответствует восток. (Основатели всех ведущих мировых религий — уроженцы Востока.) Из стихий — огонь.

Горизонталь

Горизонталь — волевые, решительные поступки, время, «завоевательная» власть, направленная на увеличение масштаба влияния. Деньги, разумеется. Так поступают американцы: можно снять в Голливуде любую ерунду, но благодаря мощному промоушену заставить посмотреть ее пять материков.

Пример «горизонтальной» силы — татаро-монгольские завоевания. Однако татары не сохранили влияния, их философия и религиозные представления работали только в динамике. Кочевники — что с них взять? Любая же добротно организованная империя сразу пытается навязать покоренным свою религию и идеологию. У Золотой Орды были только разные формы шаманизма (исламизация наступила позднее).

Горизонталь — логика, «здравый смысл», точные науки, за которые несет ответственность левое полушарие головного мозга.

Сторона света — запад. Фундаментальные открытия в точных дисциплинах за европейцами. Чисто горизонтальное мышление наиболее явно демонстрируют США.

Тут же и женская, материнская ипостась: размножение и сохранение (что порой подразумевает: своим — все, чужим — ничего).

Из определяющих стихий — вода.

Стремление к идеалу

Точка Пересечения — Бог.

В любом человеке, разумеется, присутствуют сочетание и взаимодействие макро- и микрокосма, Космоса и Земли, мужского и женского начал, Востока и Запада, Вертикали и Горизонтали. Идеальный вариант — поровну. То есть крест. Ближе всего к Богу — дети. Отец (Вертикаль), мать (Горизонталь), маленькие человечки и рождаются от этого союза, а значит, они в начале своего пути, ближе к Точке Пересечения, к Богу. Отсюда утверждение, что «все дети гениальны». Они еще не выявили собственные способности и не закрепили их, дабы занять в социальной сетке свое место: либо стать «горизонтальным» бухгалтером, либо «вертикальным» священником.

Гениальные художники пытаются совместить внутри себя Вертикаль и Горизонталь, сфокусировать их в одной точке, а затем перенести на полотно. Когда это случается, рождается «Джоконда». Леонардо, кстати, как никто демонстрирует отказ от мужского и женского начал: юноши и девушки на его картинах похожи. Причем, судя по всему, все они смахивают к тому же на самого великого флорентийца, который, по-видимому, бессознательно наделял их своими чертами. Для него, как для божества (или ребенка), пол модели уже не имел решающего значения (Фрейд, конечно, свой анализ творчества Леонардо свел к сексуальным отклонениям).

Особое состояние

Фильмы Андрея Тарковского всегда у меня вызывают какое-то особое состояние. Я долго не мог понять его природу. Не важно, что именно было на экране, то ли действия героев в насыщенной опасностями Зоне в «Сталкере», то ли просто кувшин на столе, как в «Жертвоприношении», — необычное ощущение не пропадает.

Позднее для меня прояснилась его суть — это спокойствие. Тарковский снимал каждый кадр на максимуме гармонии, на Точке Пересечения Вертикали и Горизонтали. Кривая гармонических максимумов плавно переходит из одного кадра в другой. Режиссер «никуда не торопится». Независимо от того, насколько перед нами драматически насыщенная ситуация, в Точке Пересечения — Абсолют. Соответственно, появляется ощущение покоя, «все в надежных руках».

Иногда режиссер делал это ненарочно, иногда сознательно.

Из различных воспоминаний о нем больше всего отвечало моим представлениям о художественных методах Тарковского мнение композитора Эдуарда Артемьева. Когда он работал с Андреем Арсеньевичем в «Сталкере», режиссер «что-то обронил о необходимости того, чтобы в фильме было состояние некоего внутреннего спокойствия, внутреннего удовлетворения, подобного тому, как это встречается в индийской музыке». И это в такой сюжетно напряженной картине!

«Отсняв весь материал, он продолжал искать. Он объяснял мне, что ему требуется в фильме некое сочетание Востока и Запада, вспоминая при этом слова Киплинга о несовместимости Востока и Запада, которые могут только сосуществовать, но никогда не смогут понять друг друга», — рассказывал Артемьев.

Профессор — воплощение логики (Запад), писатель — интуиции (Восток). Начинают сближение они посредством Сталкера. Он — проводник. Он ведет в Зону, где земные законы не действуют. В некой Комнате исполняются все желания. Кстати, мастер, дабы усилить ощущение «недействия земных законов», применил остроумнейший способ: в фильме снег ложится на сочно-зеленую траву. Именно этот прием подсознательно рождает ощущение аномалии, несколько идущей в противоречие с общей гармонией изображения…

Профессор как типичный представитель логики хочет уничтожить Комнату, «дабы обезопасить человечество от маньяков, мало ли что они могут пожелать». Писатель как «творческая единица» отправляется за вдохновением, он исписался.

Профессор, пройдя через испытания, в конце концов отказался от замысла уничтожить Комнату. Телефонный звонок в Зону от соперника, уведшего его жену, расшевелил сердечную рану. Он стал способен воспринимать «чувствами», а не только «соображениями». На него произвел впечатление аргумент Сталкера: «Вы не имеете права лишать человечество надежды!» Да и Комната выдает далеко не то, что может заказать «маньяк». «Дикобраз просил за брата, но получил кучу денег и повесился», — сообщил Сталкер о коллеге. То есть в Комнате каждый получает не что хочет, а что заслуживает. Комната — это не только Высший исполнитель желаний, но и Высший суд. То есть Бог. До Профессорa дошло, что он не вправе «взрывать Храм». (И потом, если Комнату уничтожить в одно месте, она возникнет в другом.)

У Писателя до путешествия в Зону было обесцененное отношение к жизни. Отсюда и его бесстрашие. В Зону он прибыл с бутылкой и бабой. Бутылку отобрали, бабу не пустили. Когда же Сталкер его как наиболее «бесстрашного» отправил в смертельно опасное место, Писатель, осознав степень риска, устроил истерику. С этого момента он перестал быть равнодушным. Именно он убедил Профессора не взрывать Комнату (система «ум — сердце» заработала, Запад стал понимать Восток). «Оставьте ее этому сумасшедшему», — говорит он о Сталкере. «А может, ее и нет вовсе», — неуверенно резюмирует Писатель. Но, тем не менее, никто из них Туда не пошел, так как не желал получить Окончательный Расчет. Они хотели оставить себе надежду.

Кульминация картины: вся компания сидит спиной друг к другу на пороге Комнаты. Фокусировка произошла! Человек оказался в Точке Пересечения Вертикали и Горизонтали! Именно в этот момент полил дождь, подсвеченный солнцем. Соединение двух стихий: воды и огня.

Солярис

То «особое состояние» спокойствия, присущее картинам Тарковского, конечно, напрочь отсутствует в новом американском римейке «Солярис». Фильм вообще получился на редкость нудным — в нем нет ни «детской зрелищности», присущей американскому кино, ни глубины, свойственной европейским шедеврам. Получилось нечто среднее, а потому неудачное.

Хотя, если прокрутить колесо машины времени назад, то нужно отдать должное гению американца Стенли Кубрика, безусловно повлиявшему на Тарковского своей «Космической одиссеей 2001» 1968 года.

Главный герой этой киноленты летит на Юпитер. Но встречает там в «лице инопланетян» свои человеческие ипостаси разного возраста. То есть через Космос человек пришел к пониманию себя. Я вообще удивляюсь, как Голливуд «допустил» такую сложную философскую подоплеку в этой картине! Точнее, на это он закрыл глаза, наградив Кубрика за «спецэффекты» — то, что киноакадемики могли оценить.

Полуприключенческий фильм (тема безумного бортового компьютера породила массу пародий!) заканчивается совершенно удивительным кадром: одна часть черно-звездного неба заслоняется планетой, а другая подобная ей сфера оказывается головой ребенка. Этот ребенок как представитель Мирового Разума путешествует через космическое пространство в Черном Монолите*.

Монолит в начале картины оказывается среди первобытного племени. Этим эпизодом Кубрик опровергал дарвиновскую теорию развития человека. Вернее, он уточнял ее, показывая: кто является первоосновой и движущей силой совершенствования. Для Кубрика — это посланцы Мирового Разума, для Тарковского — Бог. Здесь происходит зыбкое пересечение научной фантастики и мистики.

Тарковский полемизирует с американской лентой, полной агрессии и технических наворотов. Бешенному напору симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса**, являющейся визитной карточкой «Одиссеи», русский режиссер противопоставил в «Солярисе» щемящую фа-минорную хоральную прелюдию Баха.

Но главную идею Кубрика — человек посредством космического полета оказался в Точке Пересечения — Тарковский продлил в своей картине. И чем потом в «Сталкере» стала Комната, в «Солярисе» была сама «мыслящая планета».

© К. Рылев

Разница между вертикальными и горизонтальными бизнес-организациями | Малый бизнес

Автор Sampson Quain Обновлено 31 января 2019 г.

Создание эффективной организации бизнеса — одно из самых важных решений, которые вы принимаете как владелец своей компании. Если вы примете неправильное решение, это снизит эффективность и производительность вашей компании, но если вы примете правильное решение, оно может привести вашу компанию к долгосрочному успеху. Двумя наиболее распространенными типами бизнес-организаций являются вертикальные и горизонтальные организации. Понимание разницы между ними может помочь вам сделать выбор, который наилучшим образом соответствует целям вашего бизнеса.

Совет

Различие между горизонтальными и вертикальными организациями заключается в том, что вертикальные организации имеют структуру управления сверху вниз, а горизонтальные организации имеют плоскую структуру, обеспечивающую большую автономию сотрудников.

Элементы вертикальной организации

В вертикальной организации ваш бизнес имеет пирамидальную нисходящую структуру с генеральным директором, президентом или владельцем наверху, средним звеном менеджеров и руководителей и нижним звеном штатных сотрудников. Как владелец бизнеса, вы будете принимать все основные решения о стандартах маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, а затем сообщать об этих решениях своему среднему менеджменту. Затем эти менеджеры будут нести ответственность за информирование ваших сотрудников о рабочих процессах, которые позволят достичь желаемых целей. Слово «вертикаль» относится к тому факту, что организация работает сверху вниз, и что от сотрудников не требуется и не ожидается, что они будут вносить свой вклад в выбор, который вы делаете в отношении того, как работает компания.

Элементы горизонтальной организации

В горизонтальной организации ваш бизнес имеет плоскую структуру, что означает очень мало менеджеров и больше полномочий предоставляется рядовым сотрудникам. Эта система позволяет сотрудникам чувствовать себя уполномоченными, потому что они могут принимать важные решения, не нуждаясь в одобрении руководителя. Вместо того, чтобы удовлетворять менеджера, сотрудники в горизонтальной организации мотивированы и руководствуются целями компании, что может повысить эффективность и моральный дух.

Разница между вертикальными и горизонтальными бизнес-организациями

Одно из основных различий между вертикальными и горизонтальными бизнес-организациями заключается в том, что в вертикальной системе руководство высшего уровня издает приказы, а сотрудники следуют этим приказам без участия или возражений. Напротив, сотрудников в горизонтальной организации поощряют вносить предложения и предлагать идеи, которые могут улучшить рабочие процессы, и им даются полномочия вносить изменения без необходимости получения разрешения.

Еще одно отличие состоит в том, что несколько уровней управления могут препятствовать общению в вертикальной организации. Например, если генеральный директор издает приказ, который сотрудники просто не могут выполнить, могут пройти недели, прежде чем сотрудники сообщат своим менеджерам, почему они не могут выполнить данный им приказ, а затем еще неделя, прежде чем менеджеры вернут эту информацию обратно. до вершины цепи. В горизонтальной организации коммуникация между членами команды протекает свободно, потому что нет жесткой иерархии, и это может повысить эффективность и производительность. Сотрудники в горизонтальной организации также более склонны к сотрудничеству, потому что они могут свободно общаться друг с другом. В вертикальной организации сотрудничество происходит только тогда, когда менеджеры планируют встречи с сотрудниками.

Ссылки

  • Организационная структура: Различия между вертикальной и горизонтальной организационной структурой
  • Технологические рекомендации: Разница между вертикальным и горизонтальным управлением проектами спектр знаний в малый бизнес, цифровой маркетинг, SEO-маркетинг, SEM-маркетинг и охват социальных сетей. Он писал в основном для бренда EHow Demand Studios, а также для сайтов бизнес-стратегий, таких как Digital Authority.

    отраслевых вертикалей и горизонтальных стимулов

    Здравоохранение

    Глобальный рынок Интернета медицинских вещей (IoMT) ожидается, что достигнет оценки в 158 миллиардов долларов в 2022 году. Варианты использования IoT в медицине меняют лечение пациентов, отслеживание их состояние и сбор важной информации. Такие решения предоставляют данные о текущем состоянии пациента, отслеживают их изменения и автоматически предупреждают о потенциальных проблемах до того, как они станут критическими. Анализ данных с помощью приборов направлен на улучшение диагностики состояния пациентов. Постоянное наблюдение за пациентами позволяет врачам иметь целостную и актуальную картину о самочувствии пациента.

    Товары народного потребления

    Технологические решения в товарах повседневного спроса позволяют постоянно отслеживать основные показатели и делают жизнь проще и приятнее. Огромную популярность приобрели «умные» помощники в виде носимых устройств на руке. Умные браслеты — это полноценные гаджеты для контроля за здоровьем, которые также считают шаги, анализируют активность и предоставляют отчеты о здоровье пользователю. Более того, варианты использования IoT в потребительских товарах могут помочь в уходе за детьми или пожилыми людьми или

    домашних животных, , предоставляя круглосуточный мониторинг, уход и связь.

    Промышленность

    Среди лучших примеров приложений Интернета вещей в отрасли — всевозможные датчики, программные системы и аналитика больших данных для управления операциями и контроля в цехах или удаленных производственных процессах. Умные машины повышают производительность и исправляют распространенные человеческие ошибки, особенно связанные с контролем качества и устойчивостью.

    Автомобильная промышленность

    Мы уже можем использовать умные автомобили, оснащенные бесчисленными датчиками и подключением к Интернету, чтобы гарантировать нам максимальный комфорт. Другие варианты использования IoT включают дистанционное управление дверями и температурой в гараже. Более того, умные автомобили могут самостоятельно оценивать ситуацию на дороге и корректировать маршрут автомобиля без вмешательства человека. Их также можно использовать для обновления карт и оценки дорожной ситуации.

    Сельское хозяйство

    Технология IoT в виде датчиков фиксирует различные показатели состояния почвы: влажность, питание растений, температуру и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *