Задачи архитектора – Задача архитектора — соединить достижения традиции и современности » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»

Содержание

Задачи архитектурного проектирования

В современном мире сложно представить себе хоть одну серьезную постройку, созданную без архитектурного проектирования. Архитектурный проект служит связующим звеном между мысленным представлением о том, как должно выглядеть здание, и воплощенным в жизнь объектом, отвечающим критериям красоты, надежности и функциональности. Архитектор, создавая проект, облачает идею в понятные и конкретные шаги, необходимые для реализации задумки.

Нынешняя ситуация такова, что создавая новое здание или планируя реконструкцию имеющегося, следует учитывать, в какой среде будет находиться новый объект, насколько гармонично он будет вписываться в уже существующую картину города. Архитектор в процессе проектирования должен найти баланс между внешним обликом будущей постройки и ее функциональностью, соблюсти юридические аспекты строительства и возможное влияние на окружающую среду. Следует отметить, что архитектурное проектирование относится не только к городскому строительству, но также активно используется в загородном строительстве.

Этапы архитектурного проектирования

Предлагаемое на сайте arh2.ru проектирование здания состоит из этапов, каждый из которых имеет свою функцию и очередность:

  • Предпроектный этап предполагает сбор информации: изучение пожеланий заказчика, определение типа будущего здания, проведение замеров и фотосъемки участка под строительство или имеющегося здания, если речь идет о реконструкции. В результате анализа полученных на этом этапе данных формируется архитектурная концепция.
  • Этап создания архитектурной концепции является чрезвычайно важным как для архитектора, так и для заказчика. Именно здесь заказчик получает возможность оценить внешний вид будущего здания, внести поправки, рассчитать экономические параметры будущего строительства. Архитектор, в свою очередь, внеся в концепцию требуемые изменения, получает четкое представление о дальнейшей работе.
  • Этап создания эскизного проекта предполагает, что концепция уже выработана и согласована с заказчиком. На этом этапе архитектор приступает к разработке эскизов, как внешнего облика здания, так и внутренних помещений. Эскизы создаются сейчас с помощью специальных программ и позволяют четко представить, как будет выглядеть здание и насколько функциональны предложенные решения.
  • После утверждения эскизов архитектор приступает к подготовке рабочего проекта. Это достаточно объемный этап, на котором необходимо разработать чертежи для согласования и дальнейшей реализации проекта. На данном этапе проводится разработка инженерных решений, к которым относятся организация вентиляции, водопровода, электроснабжения и прочие. Архитектурный раздел является частью рабочего проекта и включает в себя планы этажей, отдельных деталей и узлов, план фасада и кровли. Конструктивный раздел содержит информацию о необходимых объемах работ, требуемых строительных материалах, а также расчеты нагрузок, для обеспечения надежности будущего здания.
  • После создания и согласования рабочего проекта, строители приступают к его реализации. Но работа архитектора на этом зачастую не заканчивается. Многие заказчики предпочитают использовать услугу авторского надзора, при котором архитектор следит за соблюдением строителями проектной документации. В ходе осуществления надзора проектировщик периодически посещает объект строительства, дает уточнения строителям, решает возникающие вопросы.

Архитектурное проектирование требует от исполнителя фундаментальных знаний и серьезного опыта, ведь результат неправильных расчетов может стоить заказчику огромных средств или необходимости переделывать уже созданный объект.

Сущность архитектуры, основные задачи и содержание дисциплины «архитектура зданий и сооружений».

ЛЕКЦИЯ №1

План лекции.

1. Основные понятия архитектуры.

2. Задачи архитектуры.

  1. Задачи и содержание дисциплины “Архитектура зданий и сооружений”.

1. Основные понятия архитектуры.

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы архитектуры.

Начало архитектуры как искусства появилось на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать не только законы необходимости, но и законы красоты.

За многие тысячелетия своего существования архитектура понималась и определялась по-разному, но всегда в зависимости от тех задач, которые ставились перед ней на конкретном историческом этапе развития общества.

Слово «архитектура» происходит от греческого слова «architecton», что значит «главный строитель». Синоним его – русское «зодчество» от слова созидать.

Классическим определением архитектуры служила фраза “искусство строить здания”, а также данное римским теоретиком архитектуры (1в.н.э.) Марком Витрувием определение задач архитектора:

… Все это должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту”.

И если эти задачи в строительном понимании, разумеется, имеют значение и для нашего времени, то определение, безусловно, не характеризует того, чем же занимается современная архитектура.

В той или иной мере определениями архитектуры являются:

“Архитектура – есть искусство организовывать пространство, и она реализует себя в строительстве”. Огюст Перре.

“Архитектура – тоже летопись мира: когда молчат уже и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе” Н. Гоголь.

Среди определений архитектуры данных в разное время разными людьми и часто не архитекторами есть и такие как:

Архитектура – искусство, доходящее до божественного.

Архитектура – украшение, которое строят.

Архитектура – песнь взволнованного разума.

Можно выделить и ряд других определяющих задачи архитектуры:

  • архитектура – свет,

  • архитектура – строительство,

  • архитектура – среда,

  • архитектура – деятельность.

Вероятно, односторонне определить архитектуру невозможно. Становится ясным, что это многосложное явление, где переплетаются и слиты воедино качественно разные материалы и духовные явления. Т.е. мы имеем дело со сложной соподчиненной системой. И вероятно в архитектуре выступают в двуединстве и материальное и духовное. Причем, это то и является наиболее важным. Эти стороны архитектуры не равнозначны. Материальное имеет для общества решающее значение. Архитектурные сооружения и комплексы, целые города и поселки нас интересуют как пространственная среда для жизненных процессов общества. Вместе с тем архитектурные сооружения и ансамбли обладают своеобразной выразительностью, являются произведениями архитектурного искусства.

Поэтому при рассмотрении определения архитектура, исходя из задач стоящих перед ней на данном этапе исторического развития, будем основываться на следующем определении:

Архитектура – это создаваемые в процессе проектирования и строительства архитектурные сооружения и комплексы, в которых инженерно-конструктивными средствами создается пространственная организация труда, быта и культуры, причем одновременно возникает своеобразное специфическое выражение этой среды как искусства.

Это определение может быть условно формализовано в виде схемы.

аархитектурный замысел и проектирование

Архитектурное проектирование – область духовного производства, требуемого сочетания инженерных и социальных расчетов с художественным творчеством.

с– строительство (материальное производство) – реализуется в конструкциях, но к ним не сводится.

Итак, архитектурное проектирование – моделирует, строительство реализует (причем общество интересуют не сами конструкции, а то пространство, что они ограждают).

Вторым аспектом архитектуры как системы является объект архитектуры (среда).

Материально-техническая природа строительства прямо реализуется в инженерно-конструктивной подоснове сооружений ПР – прочность. Реальное архитектурное сооружение немыслимо без инженерных конструкций, но никак не сводится к ним.

Куда сложное обстоит дело с определением социальной природы назначения жилых и общественных сооружений.

Сложность здесь в том, что социальные процессы, протекающие в жилище, школе, театре, качественно многообразны. И все же в этой широкой сфере, которую Витрувий обозначил емким словом “польза”, есть определенная общность: все здания и сооружения вызваны к жизни общественными потребностями, созданы в результате строительства как вида производства материальных благ и являются именно материальными благами.

П – польза, социально-функциональная подоснова.

Т.о., основное социальное назначение архитектурных сооружений – являть собой материальные (и культурные) блага, служащие для пространственной организации почти всех социальных процессов – труда и быта, развлечений и культуры и т.д. В том и состоит главная материальная функция самых разнообразных архитектурных сооружений.

У – утилитарные (практические) функции.

Но архитектурные сооружения должны обладать, кроме того, и художественными качествами – А – “архитектура как искусство”.

Художественная сторона архитектуры в большей мере выражает социальное назначение разных типов сооружений, конструктивный строй (тектонику) сооружений, а также ряд общих социально-художественных идей: гуманизм, демократизм, представления об эстетическом идеале эпохи “застывшая музыка”. Т.о. архитектура всегда и закономерно должна быть искусством и уже поэтому – культурным благом, создавать художественные ценности.

Главное в архитектуре для общества – это двуединство социального материального назначения и художественной выразительности. Однако бывает, что зодчие забывают об этом и в результате впадают или в грех декоративизма, украшательства, эклектики (конец 30-х и 40 г.г.) — рабочие клубы советские зодчие воздвигали в виде помещичьих хоромов и т.д. или же пренебрежение. художественной выразительностью привело к упрощенчеству “голому” конструктивизму – “черемушки”.

Ставя основной задачей организацию материального пространства для практических целей, архитектура одновременно служит и средством эмоционального воздействия на человека, удовлетворяя, таким образом, не только его материальные, но и духовные запросы, в частности эстетические, являясь одним из видов искусств.

Значение архитектуры как фактора, оказывающего влияние на сознание людей в общественной жизни и в быту, определяется повседневным, неизбежным, непрерывным воздействием ее на человека. Человек живет, работает, отдыхает, постоянно испытывая на себе ее влияние. В этом отличии архитектуры от других видов искусств, оказывающих временное воздействие, поддающееся регулированию.

Архитектура определяется теми условиями, в которых она возникает и развивается, и в первую очередь общественными отношениями, а также материальными факторами – уровнем развития производительных сил, состоянием строительной техники, природными условиями. Социально-экономическая обусловленность архитектуры способствует выявлению особенностей и черт, присущих каждому общественному строю. Это сказывается в преобладании в тех или иных типов сооружений, их функциональном содержании, в способах решения эстетических задач. Образная выразительность, способность воздействовать на чувства, а через них на сознание людей делает архитектуру серьезным идейным оружием. Это свойство архитектуры широко использовалось господствующими классами в разные исторические эпохи. Так архитектура Древнего Египта являлась отражением технократического, абсолютного строя, господства касты жрецов. Монументальные сооружения (например, пирамиды) были призваны утверждать могущество обожествленных властителей.

Архитектурный образ проектируемого объекта зачастую раскрывается с помощью монументального искусства: живописи, скульптуры. И в этом смысле архитектура – это синтез искусств, строительного и монументального.

Архитектурный образ — выявленная художественными средствами идейная и материальная сущность сооружения; художественная выразительность объекта.

Основой архитектурного образа является архитектурная композиция.

Архитектурная композиция – взаимосвязь объемно-пространственных и планировочных элементов здания (сооружения) или элементов среды связанных идейной задумкой и назначением.

Художественная выразительность здания построена на законах архитектоники.

Архитектоника – художественный способ композиции, построенный на единстве конструктивной и художественно-образной формы.

Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе истории и воплощались в архитектурном стиле.

Архитектурный стиль – совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон (приемы построения планов и объемов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров).

С древнейших времен и вплоть до середины XIX века господствующую конструктивную основу архитектуры составляла стоечно-балочная система.

Принцип сочетания вертикали-опоры и горизонтали-балки остается неизменным и в легких деревянных колоннах китайского и японского дома-павильона, и в массивных колоннах египетских храмов, достигавших 20 м в высоту и по форме уподобленных лотосу. Декоративность, свойственная архитектуре раннего периода её развития, – это попытка скрыть, декорировать стоечно-балочную конструкцию за формами, заимствованными у природы. Зодчие на протяжении долгих веков не решались открыть строгую красоту самой конструкции. Впервые открыть конструкцию стало возможным в Древней Греции, родине архитектурного ордера.

Архитектурный ордер художественно осмысленный порядок размещения несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструктивной системы, их структура и художественная обработка.

Формы античного ордера являются универсальными по отношению к материалу: они воспроизводят работу стоечно-балочной конструкции в камне, дереве, бетоне.

Однако при всей эстетической гармонии античного ордера возможности применения его ограничены относительно небольшими размерами перекрываемого пролета. В развитие этой задачи римляне впервые соединили ордер со стеной и обратились к опыту стран Древнего Востока, Месопотамии, Персии, для которых традиционными являлись купольные конструкции перекрытий.

Бетонный купол римского Пантеона (125 г.н.э. ) с диаметром основания 43 м стал первой в истории человечества большепролетной конструкцией.

Купол – пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

Аркада – ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой, опирающихся на колонны или столбы; нашла широкое применение при устройстве открытых галерей, опор мостовых сооружений.

Ордерная аркада – аркада в сочетании с накладным ордером.

Аркатура – украшение стены в виде ряда декоративных арок.

Цели и задачи архитектурного проектирования

— А почему у вас дверь под потолком?
— Эта? Ну, так, если соберетесь  второй этаж пристраивать, вот, дверь уже есть

(из х/фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»)

Наверняка, Юлий Цезарь, которому без слов покорялись люди и города не был знаком с основами архитектурного проектирования. Иначе бы не заключил с Клеопатрой пари, пообещавшей ему, что архитектор Нумеробис за три месяца возведет в Египте золотой дворец, небывалой красоты. Естественно, Клеопатра радела за свой гордый народ и пыталась доказать Цезарю его величие. Но что делать архитектору, которого в случае неудачи скормят крокодилам? Об этом вы можете и сами узнать, посмотрев фильм Алена Шаба с Моникой Белучи и Жераром Депардье в главных ролях. А мы без предысторий переходим к описанию всех аспектов проектирования, и к рассказу про цели и задачи архитектурного проектирования.

Прежде чем мы коснемся основной темы этой статьи «Цели и задачи архитектурного проектирования», хотелось бы хоть немного  раскрыть творческие задумки архитекторов нашей компании. Не секрет, что в любой проектно-строительной компании поощряется индивидуальность стиля. Без этого невозможно привлечь внимание потребителя к своим проектам и стать лидером на строительном рынке. Мы создаем все условия для архитекторов, конструкторов и проектировщиков, способности которых являются интеллектуальной собственностью нашей компании:

  • планируем различные профессиональные мероприятия
  • повышаем квалификацию сотрудников
  • проводим дополнительное обучение за счет собственных средств компании и т.д.

Такая мотивация, включая систему вознаграждения и поощрения, значительно облегчает процесс архитектурного проектирования — от организации конструктивных форм различного масштаба до продумывания деталей планировки, пространства и интерьера. Многие идеи наших архитекторов и проектировщиков уже реализованы, а некоторые еще только заложены в проектах  быстровозводимых зданий и сооружениях из ЛМК. Посмотреть их можно в онлайн каталоге или рубрике «Наши объекты». Особенно важным, является не только самовыражение молодых специалистов, но еще и поиск оптимальных экономически-целесообразных решений, которые привлекают современного заказчика ценой и качеством. Поэтому цели и задачи архитектурного проектирования определяются ходом работ, который зависит от конкретного заказа.

Как вы уже поняли, личная заинтересованность конструктора, архитектора и проектировщика изменяет проект до неузнаваемости. Основные цели и задачи архитектурного проектирования —

это поиск необходимых проектных решений:

  • по разработке архитектурных и конструктивных форм
  • по планировке и перепланировке внутренних помещений
  • по устройству фасада
  • по планированию и размещению оборудования

а также поиск различных технических решений относительно бытовых, подсобных и вспомогательных сооружений или помещений. Но и это далеко не все. Мы не зря начали рассказ с истории египетского зодчего Нумеробиса, представляющего архитектурное ремесло времен Клеопатры. И хоть сам фильм не рассказывает нам о технических и экономических возможностях, связать воедино архитектурно-строительную отрасль, режиссеру вполне удалось. Учитывая, что современные цели и задачи архитектурного проектирования ориентированы на массового потребителя, а не на удовлетворение спроса египетской элиты, одним из ключевых моментов считается правильная организация проекта. Поэтому большое внимание, с начала заключения договорных отношений между заказчиком и подрядчиком, уделяется документальной части проекта. А именно:

  • разработке чертежей
  • согласованию проекта в государственных органах надзора
  • утверждению различной проектной документации, определяющей последующий ход строительных работ и т.д.

Все это невозможно проделать, разработать, подписать, согласовать и утвердить без четкого понимания ситуации и участия в работе всех сторон проекта. Ведь любой результат сотрудничества нацелен на итог. Цели и задачи архитектурного проектирования — это создание максимально комфортных условий для заказчика и его жизнедеятельности. Что по сути и будет являться итогом архитектурного проекта.

Если вы ищите грамотного исполнителя проектно-строительных работ, ждем ваших звонков!! Мы готовы предложить вам абсолютно новые и качественные архитектурные, проектные и эскизные решения по доступной цене! Звоните!

Большой гайд по профессии архитектора решений (+список полезных ссылок)

Еще лет 10 лет назад роль архитектора решений (Solution Architect) на проектах выполняли сами разработчики. Теперь это отдельная профессия, довольно востребованная и активно обсуждаемая. Вместе с коллегами-архитекторами подробно разбираемся во всех деталях и рассказываем, как стать архитектором в EPAM.

Начнем с азов: что означает слово «решение» в контексте IT?


Это продукт или комплекс продуктов, который решает конкретную техническую или бизнес-задачу. Решение нужно бизнесу, чтобы увеличить прибыль: оно либо повышает доходы, либо снижает издержки — к примеру, автоматизирует бизнес-процессы и тем самым снижает расходы на оплату труда. Решение встраивается в архитектуру предприятия и связывается с другими ее компонентами. Большинство проектов EPAM направлены на создание решений: разработка от начала и до конца или отдельных компонентов.

Выходит, на каждом проекте по разработке нужен архитектор?


Да. Архитектор отвечает за видение будущей системы. Он придумывает, как построить решение, чтобы оно работало эффективно и соответствовало потребностям заказчика.

Алексей Кожемякин (Director, Technology Solutions, EPAM Belarus):
«Как только инженер задумался о нуждах бизнеса — он ступил на путь Solution Architect».

Почему раньше обходились и без архитекторов?


Роль архитектора решений на проектах играла вся команда целиком, несколько ее членов или один разработчик с высокой квалификацией. Он мог быть сразу и разработчиком, и проектным менеджером, а заодно и архитектором. Со временем (и опытом) пришло понимание, что создание архитектуры слишком важная и объемная задача, чтобы заниматься ей по остаточному принципу.

В отличие от разработчика, архитектор мыслит абстракциями более высокого уровня. Он размышляет не о взаимодействии классов, а о взаимодействии компонентов решения – приложений, веб-сервисов и так далее. Хотя, если требуется, он должен без проблем «провалиться» в детали кода. Кроме этого, бизнес-сторона решения для архитектора важна так же, как и техническая. Разработчики часто фокусируются на технологиях и новых библиотеках, с которыми хочется познакомиться; архитектор же отталкивается от интересов и потребностей заказчика.

Так кто главнее: архитектор или разработчик?


Архитектура и разработка – разные и равноправные направления карьерного пути. Архитектор мыслит более абстрактно, но при этом реже прикасается к коду. К тому же не всегда продумывает все до мелких деталей. Часто команда разработки реализует архитектурную концепцию самостоятельно. А качественно реализовать дизайн решения – это так же важно, как и придумать этот дизайн.

Конкретнее: какими задачами занимается архитектор решений?


В первую очередь архитектор анализирует бизнес-цели заказчика, связанные с новым продуктом. Фокусируется на требованиях, которые повлияют на архитектуру, на программную часть решения и его компоненты. Затем проектирует решение и продумывает его дизайн. Архитектор определяет, из каких компонентов будет состоять продукт, нужно ли разрабатывать его составляющие с нуля или будет уместнее использовать готовые компоненты «из коробки».

Для некоторых частей решения SA делает proof-of-concept – небольшую экспериментально-исследовательскую задачу, чтобы понять, возможно ли реализовать тот или иной функционал.
Архитекторы участвуют в предпродажах, консультируют клиентов, проводят аудит архитектуры существующего решения – оценивают, насколько она эффективна для поставленных задач, можно ли ее оптимизировать, и если да, то как.

В EPAM, например, у архитекторов есть возможность часто менять проекты, что позволяет поработать в разных областях и сферах, напрямую общаться с людьми, непосредственно вовлеченными в основные бизнес- и технологические процессы в компании.

Владимир Казакевич (Senior Solution Architect, EPAM Belarus):
«Каждый понимает слово «бизнес» по-своему. И задача архитектора решений — вникнуть в бизнес заказчика настолько глубоко, насколько это возможно, а главное — результатом его работы должны быть решения, «заточенные» под конкретных заказчиков и их конкретные бизнес-проблемы».

А есть ли какие-то еще архитекторы?


Помимо архитекторов решений это:
Enterprise Architect – создает и поддерживают архитектуру целого предприятия, которая состоит из множества решений.
System Architect – выстраивает инфраструктурную сторону решения, фокусируясь на инфраструктурных облачных сервисах, на ПО, необходимом для поддержки решения после его развертывания.
Quality Architect – выстраивают стратегию тестирования и определяет подход к управлению качеством создаваемого продукта.

В EPAM, например, архитекторы решений пока в большинстве.

Кто может стать архитектором решений?


Как правило, в архитекторы решений вырастают ведущие разработчики. Кандидату следует иметь солидный багаж технических знаний, широкий кругозор, а также опыт руководства командой и проектом. Лидерство и отличные коммуникационные навыки – мастхэв архитектора, который часто становится связующим звеном между командой заказчика и компании. Одна сторона ожидает, что архитектор придет, вникнет в положение дел, все объяснит и поможет с принятием решения. Проектная команда, в свою очередь, ждет от SA решения о том, что и как нужно делать, и в какой последовательности.
Роман Шрамков (Director, Technology Solutions, EPAM Ukraine):
«Для того, чтобы бизнес и менеджмент увидел возможности для применения технологий, нужен настоящий гик, который объяснит им какие в этом преимущества и как это можно сделать».

Помимо разработчиков, попробовать себя в архитектуре решений могут бизнес-аналитики, деливери-менеджеры, проектные менеджеры, ресурсные менеджеры, а также тестировщики-автоматизаторы: для них есть даже специальная поддисциплина — Solution Architecture in Test Automation.

Cтоит отметить, что ожидания от такого специалиста у компании и коллег действительно серьезные. Если ошибку в разработке отдельного компонента можно исправить, то неверное решение и плохая архитектура – могут обернуться огромными потерями для обеих сторон.

Дмитрий Гурский (Lead Solution Architect, EPAM Belarus):
«У того, кто хочет стать архитектором, прежде всего, должно быть желание что-то создавать, строить. И это не навык, который можно прокачать, это внутренняя потребность — либо она есть, либо нет».

Какие образовательные программы для будущих архитекторов есть в EPAM?


Так как Solution Architect, как отдельная должность, появилась на рынке сравнительно недавно, ее понимание в разных компаниях отличается. В EPAM создан центр компетенций по архитектуре, команда которого формирует единое представление об этой роли, основываясь на опыте работы с клиентами, их бизнес-задачах и ожиданиях, лучших практиках, внутренних процессах и системах.

Программа, которую разработали практикующие архитекторы и СTOO компании постоянно обновляется. С одной стороны она учитывает индивидуальный опыт сотрудника, а с другой позволяет выбрать образовательный модуль кастомно.

Для начала можно присоединиться к Architecture Excellence Initiative – глобальному архитектурному сообществу EPAM, чтобы быть в курсе последних новостей и тенденций в области архитектуры. Участники комьюнити еженедельно общаются с архитекторами из более чем 25 стран. Оперативный обмен кейсами, доступ к обширной библиотеке и вебинарам, собранной коллегами – это сюда.

Дальше – обучение в Solution Architecture School. Это уникальная программа, которую в компании создавали с нуля: групповые занятия с лекциями и практикой ведут действующие архитекторы компании. Здесь все как в обычной школе – домашние задания, включающие разработку дизайна, постоянное общение с преподавателями и защита контрольной выпускной работы.

Что делать, если пришел в EPAM уже архитектором?


Архитекторы решений, которые пришли в компанию, могут пройти программу Solution Architecture Basics: это своеобразный помощник архитектора, включающий базовые темы, информацию о возможностях профессионального и карьерного развития, полезные контакты и гайды по инфраструктуре. Все, что поможет быстрее адаптироваться в компании.

Архитекторам буду рады в Global Solution Architecture Team – команде экспертов, которые активно участвуют в развитии дисциплины: разрабатывают лучшие практики в компании, координируют глобальные образовательные программы для архитекторов, консультируют коллег и клиентов.

Ну, а если не хочется останавливаться на достигнутом, можно стать студентом Solution Architecture University — трёхуровневой программы, которая помогает опытным архитекторам синхронизировать знания и заговорить на едином языке. У студентов есть возможность пройти сертификации в Software Engineering Institute, IASA Global и других ассоциациях, с которыми сотрудничает EPAM.

Еще одна инициатива — Solution Architecture Mentoring — менторами в которой выступают опытные архитекторы, технические директора и CTO компании. Менти вовлечены в переговоры с клиентами, вместе с наставниками работают над реальными проектами и задачами. Программа помогает архитекторам «прокачаться» в профессии и даже вырасти до уровня CTO.

Полезные ссылки для настоящих и будущих архитекторов:


Почитать об архитекторах решений в EPAM:
Интервью с CTO EPAM Эли Фельдманом
Lead Solution Architect Дмитрий Гурский об уровнях архитектуры в EPAM для dev.by
5 мифов о работе архитектора решений. Мнение Андрея Трубицына

Книги по теме «Архитектура решений»:
Software Architecture in Practice (3rd Edition)
Designing Software Architectures: A Practical Approach (SEI Series in Software Engineering) 1st Edition
Software Systems Architecture: Working With Stakeholders Using Viewpoints and Perspective
DevOps: A Software Architect’s Perspective (SEI Series in Software Engineering)
Implementing Domain-Driven Design

Видео:
The Hard Way to Architects from Front-enders
Authentic Reality: Creating Experiences for Today’s Customers
Blocking and Tackling: The Real Nuts and Bolts of Blockchain
Production Foundation Platform is a Bit More that a Data Lake
Happiness as a Service with Cloud Foundry and OpenShift

какие задачи решает главный архитектор Голландии — Strelka Mag

В 2015 году Министерство жилья, пространственного планирования и окружающей среды Нидерландов предложило Флорису Алкемаде занять должность главного государственного архитектора. Флорис, ученик Рема Колхаса и однокурсник Вини Мааса, стал заведовать качеством построек королевских дворцов и объединять архитекторов с экспертами из других сфер, чтобы решать социальные и экологические проблемы. До этого Алкемаде 18 лет работал в исследовательской студии Колхаса AMO, после чего создал собственное бюро FAA (Floris Alkemade Architect). В интервью Strelka Mag на Московском урбанистическом форуме главный голландский архитектор рассказал о своей необычной должности и о том, как меняется подход к архитектуре в королевстве.

17 июля в 20:30 главный архитектор Голландии прочитает лекцию во дворе Института «Стрелка» о том, как архитектура может решить социальные проблемы и как перестроить города с учётом новых потребностей общества. Фото: Christiaan Krouwel

 

старая должность с новыми обязанностями

Эта традиция [назначать главного архитектора] существует более двухсот лет. Сначала должность называлась королевский архитектор, он должен был следить за королевскими дворцами. Со временем круг обязанностей расширился, и должность стала называться главный государственный архитектор (Chief Government Architect), этот человек заботится о качестве архитектуры всех государственных построек: министерств, тюрем, судов и королевских дворцов. Помимо этого, я добавил ещё одну задачу — организовывать архитектурные соревнования. Я считаю, что социальные проблемы можно также решить силой дизайна, ради чего и организую конкурсы.

Основная задача главного архитектора — заведовать государственными постройками: дворцами, министерствами, судами и тюрьмами. Сейчас команда Флориса готовит план реновации Биенхоффа, где заседает парламент страны.

Моя задача — следить за качеством зданий и консультировать правительство в вопросах, связанных с архитектурой, урбанистикой или ландшафтом. Главный архитектор может дать совет, даже когда государство его не спрашивает об этом. Он может сформулировать рекомендацию для министерства, если посчитает важным что-то изменить.

В конечном счёте важно, чтобы у архитекторов была независимая позиция в вопросе качества построек.

Тогда политические и финансовые нюансы не будут довлеть над качеством и архитектура получит право голоса. Поэтому важно иметь центрального государственного архитектора, который сможет отстаивать позицию архитекторов.

В моей команде около сорока человек. Это архитекторы, специалисты по монументам и восстановлению, а также консультанты в области искусства (потому что среди правительственных зданий около 1–1,5 % являются объектами искусства). Также в команде есть люди, консультирующие в правовых вопросах. Это очень разносторонняя команда, обладающая не только архитектурными навыками.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭКОЛОГИЯ

Нынешний тренд в Голландии состоит в том, что на архитектуру влияет всё больше вещей. Одна из них — социальные проблемы, такие как старение населения. Другая — изменение климата, и тут мы пытаемся сделать так, чтобы жилые дома и другие постройки не потребляли энергию, а производили её. Здания должны стать самодостаточными в плане энергоресурсов. Это новая сфера и новый поворот для архитектуры.

В 2017 году Флорис организовал конкурс Who Cares, для того чтобы специалисты здравоохранения, культуры и градостроительства вместе разработали планы современных и технологичных кварталов, комплексов и коливингов для голландских городов.

В 2017 году Флорис организовал конкурс Who Cares, для того чтобы специалисты здравоохранения, культуры и градостроительства вместе разработали планы современных и технологичных кварталов, комплексов и коливингов для голландских городов.

В 2017 году Флорис организовал конкурс Who Cares, для того чтобы специалисты здравоохранения, культуры и градостроительства вместе разработали планы современных и технологичных кварталов, комплексов и коливингов для голландских городов.

В 2017 году Флорис организовал конкурс Who Cares, для того чтобы специалисты здравоохранения, культуры и градостроительства вместе разработали планы современных и технологичных кварталов, комплексов и коливингов для голландских городов.

В 2017 году Флорис организовал конкурс Who Cares, для того чтобы специалисты здравоохранения, культуры и градостроительства вместе разработали планы современных и технологичных кварталов, комплексов и коливингов для голландских городов.

У нас есть более урбанизированные территории, которые сейчас быстро разрастаются, особенно большие города в западной части Нидерландов. А есть зоны, где население сокращается, и для них нужна другая стратегия развития. В первом случае мы предлагаем увеличивать плотность городов. Во втором — должны сфокусироваться на трансформации существующих построек. Разные регионы — разные стратегии.

Очень важно, чтобы дома, которые мы собираемся построить в ближайшие годы, появлялись вблизи транспортных хабов. Так мы избежим пробок, которые могут появиться, если строить жильё за городом, куда не доезжает общественный транспорт. Мы стараемся рационально обосновать расположение новых построек.

В Голландии жизнь в городе обычно менее здоровая, чем в деревне, особенно в небогатых районах. Мы должны сфокусироваться на вопросах здоровья и позаботиться о жителях бедных районов, чтобы улучшить их условия жизни. Важный элемент в этом — социальное жильё, а также строительство больниц и школ. Такой набор поможет улучшить жизнь людей.

 

СЕКРЕТ ГОЛЛАНДСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

Я думаю, дело в том, что мы любим творческий подход: не только в архитектуре, но и в образе жизни, а также в том, как мы судим о политике. В нашей культуре политики никогда не получают слишком большую власть. Это помогает обществу быть более открытым. Креативность свойственна всем уровням нашего общества, в том числе культуре в архитектурных школах.

Голландцы в целом любят эксперименты и инновации. Однажды проводили опрос: что из художественного искусства люди ценят больше всего? В большинстве своём представители разных мировых культур отдали предпочтение пейзажному рисунку вроде итальянских ландшафтов, красивых мельниц и так далее. И только в Нидерландах самой популярной стала абстрактная картина. Я думаю, что открытое сознание помогает создать климат, в котором может процветать архитектура.

Сейчас главным навыком для архитектора становится способность объединять знания разных дисциплин и профессий.

Когда всё вокруг усложняется, люди стремятся сфокусироваться только на том, что находится под их профессиональным контролем. Такой подход часто означает, что ваше решение станет проблемой для кого-то другого.

Я думаю, что у архитекторов есть потенциал к гораздо более целостному способу мышления, так что они могут совмещать множество различных источников информации. И я считаю, это как раз то, что нужно архитекторам будущего — способность обрести знания из других сфер, слушая, учась и вовлекая представителей других дисциплин в свои команды. Таким образом, они будут командой мыслителей, которые могут контролировать процесс полностью.

 

КРИЗИС КАК ИНСТРУМЕНТ

Недавно у нас был экономический кризис, и немало архитекторов потеряли работу. Многие из них открыли свои офисы на одного-двух человек. Они создали кризисную модель ведения проектов. Сейчас экономика растёт, и часть архитекторов возвращается в большие офисы, чтобы работать с девелоперами над крупными проектами. Но всё ещё остаётся большое комьюнити фрилансеров. Думаю, они ещё создадут новые идеи и коллаборации.

Экономический кризис создаёт условия для развития. Когда всё легко и просто, все становятся ленивыми; нет нужды в инновациях. В кризис все сосредоточены только на инновациях. Кризис способствует появлению новых направлений в архитектуре.

Акустические задачи архитектора: решения прошлого и настоящего

5 февраля 2018 г.

Что скрывают стены древних амфитеатров и почему современным театральным актёрам не нужны микрофоны? Разберёмся, как архитекторы добиваются хорошего звука без помощи современной техники. 

Древним амфитеатрам приписывают чудесные акустические способности. Если  верить легендам, то в Колизее император слышал шёпот людей, сидящих на верхних местах арены. На самом деле, античные архитекторы почти не имели знаний об архитектурной акустике, зато экспериментально или интуитивно добились неплохих результатов. 

Колизей или амфитеатр Флавиев строили в течение 8 лет. Он был рассчитан на 50 тыс. человек

Стены Колизея построены из травертина. Каменные блоки соединяли стальными креплениями. Для внутренних частей использовали туф и кирпич. 

Форма древних амфитеатров до сих пор оправдывает себя. Она напоминает чашу или колодец с каменными стенами. Звук не улетает в никуда, он наполняет пространство, находит слушателя независимо от того, ближе или дальше он находится от сцены. Своеобразными усилителями звука служили амфоры — их часто расставляли по разным сторонам сцены или вмуровывали прямо в стены.  

Древнегреческий театр в Эпидавре (Epidaurus) вмещает 15 тыс. зрителей. При этом даже на последних рядах идеально слышно всё, что происходит на сцене. Дело в том, что ряды сидений сделаны из горного известняка. Материал служит стеной от внешних звуков и хорошим отражателем голосов актёров от сцены по направлению к зрителям.  

Театр в Эпидавре входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО 

В католических храмах создаётся ощущение, что музыка звучит с небес. Секрет храмовой акустики тоже кроится в архитектурных формах и грамотном зонировании помещения. Высокие каменные своды исполняют роль связанных между собой цилиндрических резонаторов. Они направляют музыку и голос вверх, он набирает силу и объём, затем опускается вниз. В православных храмах для создания «живой» акустики использовали голосники — глиняные кувшины, которые закладывали в стены и своды храма во время строительства.  

Высокие своды храмов лучше резонируют при звуке частотой 110-111 Гц, то есть при звучании низких мужских голосов. 

Возможности древней акустики вполне устраивали архитекторов на протяжении многих веков. И вроде бы ни у кого не возникало желания что-то кардинально менять и улучшать в звучании зданий. Только в конце XIX века к архитектурной акустике подошли с научной точки зрения. Американский инженер Уоллес Сэбин в 1895 году вызывался улучшить акустику лекционного зала Гарвардского университета. Зал славился ужасным эхом и гулом, а студенты с трудом могли разобрать слова лектора. В задумку инициативного инженера мало кто верил, плохой звук в зале воспринимали как данность. Уоллес Сэбин несколько месяцев проводил акустические эксперименты с различными ковровыми покрытиями и с разным количеством людей в зале, он составлял формулы и выявлял зависимости.  В результате, ему удалось уменьшить эффект эха с помощью специально подобранных звукопоглощающих материалов. После успеха в Гарварде ему предложили работу акустическим консультантом во время строительства Симфонического Зала в Бостоне. Сегодня акустика этого концертного зала считается одной из лучших в мире. 

Зал Бостонского симфонического оркестра со всех сторон окружён коридорами и фойе. Такое решение также связано с возможностью улучшить акустику в зале — дополнительные помещения ограждают зал от внешнего шума. 

Сегодняшний подход к акустическим возможностям залов обязывает архитектора объединять знания из разных областей науки. Способность звучать зависит от формы, размера и особенностей конструкции здания. Если отражённый звук находит слушателя чуть позже основного, то становится эхом. Отражённые звуки сливаются в единое послезвучание — реверберацию. Чем лучше эта внутренняя отражающая способность здания, тем чище и ярче будет звук внутри, чётче и разборчивей будет речь. Задача архитектора — найти возможности для правильного отражения звука. 

В конце XIX века по своим акустическим способностям Большой театр стал номером один в мире. По задумке архитектора Альберта Кавоса здание театра построено в форме скрипки. Полы, стеновые панели, перекрытия изготовили из ели — она стала отличным резонатором.  Вместо гипсовой лепнины использовали папье-маше на основе целлюлозы — материал позволил стенам «дышать» и не мешать движению звука. Во времена СССР в Большом театре проводили безграмотный ремонт, который сильно испортил акустику. Старые акустические панели не меняли на новые, а просто выбрасывали, лепнину заменили тяжёлым гипсом, полы и оркестровую яму залили бетоном. Во время глобальной реконструкции 2005 года архитекторы расширили и изменили конфигурацию оркестровой ямы; опустили переднюю часть партера, увеличив его наклон; удалили бетонные плиты под полом. Сегодня здание Большого театра «дышит» и снова демонстрирует высокие акустические способности. 

Первый ряд в Большом театре — не лучшее место для тех, кто пришёл послушать оперу. Здесь расположены тромбоны и можно просто не услышать солиста. Зато на галёрке звук будет прекрасным, но понадобится бинокль. 

Современное акустическое проектирование концертных залов и театров больше похоже на научную работу. Архитектору необходимо рассчитать воздушный объём, который приходится на одно слушательское место, высоту сидений и ширину проходов. Важно учитывать вентиляцию воздуха и тщательно подбирать звукопоглощающие материалы. Пористые материалы лучше поглощают звуки высоких частот, более плотные материалы выбирают для поглощения низких частот. Массивные гипсовые потолки, казалось бы, традиционное театральное украшение, в акустическом плане уступают лёгким искусственным плитам и деревянной облицовке. Архитекторы при проектировании учитывают даже особенности системы отопления в зале — восходящие потоки тёплого воздуха не должны оказаться на пути звука от источника к слушателям. Сам же источник звука должен быть расположен у жёсткой стены, от которой он и будет «улетать» в зал. 

Современные архитекторы редко придерживаются строгой академичности и правил. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе — пример удачного архитектурного эксперимента. Его акустике могут позавидовать многие известные площадки мира. Звучание зала высоко оценивают и профессионалы, и гости. И всё это несмотря на футуристичную архитектуру и необычные конструктивные решения.   

Одна из самых спорных, но работающих на хороший звук, идей архитектора Френка Генри — фасад органа в виде пучка торчащих в разные стороны трубок. 

Научный опыт Сэбина позволяет современному архитектору точно рассчитывать акустические возможности залов. Благодаря теории акустической архитектуры хорошего звука можно добиться и в зале сложной формы, построенном даже из стекла и металла. 

Китайский национальный оперный театр славится своей акустикой. Он построен в виде купола на поверхности искусственного озера. Войти в концертный зал можно через подводные тоннели с прозрачными потолками. 

Можно почитать:

Взаимосвязь театра и архитектуры в Китае

Можно посмотреть:

Консерватория музыки, танца и драматических искусств им. Анри Дютийё в Бельфоре, Франция

Архитектурное проектирование: Основные задачи архитектурного образования






Цель архитектурного образования — в подготовке выпускника к активной творческой, познавательной, исследовательской и практической деятельности. Архитектурное образование должно исходить из специфики профессии архитектора и его творческого метода, который представляет собой синтез методов ученого, инженера, художника и организатора;
архитектор отличается специфическим образным мышлением; инструмент деятельности архитектора — архитектурное проектирование, сложный вид деятельности на стыке науки, техники и искусства; архитектор редко работает в том материале, в котором реализуется его произведение, он использует специальный язык проектных чертежей, схем, таблиц, макетов, предписаний; в рамках разделения труда продукт Деятельности архитектора—проект провинциально ориентирован на его реализацию строительство объекта; архитектор, выбирая темы для своих произведений, выполняет социальный заказ; функцию реализации проекта берет на себя общество.

Архитектурное образование должно обеспечить:

1.Подготовку специалиста  понимающего на основе диалектического и исторического материализма  законы общественного развития , обладающего творческим мировоззрением, творческим методом и творческим мышлением, композиционным мастерством и профессиональными знаниями, с высоким уровнем культуры и устойчивой потребностью к профессиональной, творческой деятельности.

2.Подготовку архитектора высокой квалификации, способного проектировать материально – пространственную среду  для развивающихся процессов труда , быта и общественной жизнедеятельности по законам целесообразности и красоты.

3.Формирование архитектора на основе рационального сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно – композиционных и градостроительных сфер образования через усиление межпредметных связей, овладение опорными ведущими знаниями и применение этих знаний для решения многообразных задач архитектуры    и градостроительства.

4.Овладение архитектором навыками проектного моделирования на основе комплексного и системного подхода к решению архитектурно-строительных задач во взаимодействии социальных, градостроительных, функциональных, технических, экономических и архитектурно-композиционных факторов; уменье в проектировании учитывать условия индустриального строительного производства, использования новой технологии и эффективных материалов.

5.Освоение архитектором избранной профессии на высоком научно-теоретическом уровне с привлечением информации из смежных областей знаний: социологии, психологии, демографии, экономической географии, экологии, климатологии, вычислительной техники; овладение навыками самостоятельного освоения новейшей научной информацией для систематического самообразования после окончания вуза.

6.Подготовку специалиста-организатора архитектурно-строительного проектирования и общественного деятеля с большими правами и ответственностью.


 В основе профессиональных знаний лежит принцип интеграции научных знаний и творческих навыков, общих для всех видов архитектуры. Архитектурное проектирование — основа профессиональных знаний — осваивается как система постоянно усложняющихся за­дач из области градостроительства, архитектуры жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также интерьера. Знания и творческие навыки в архитектурном про­ектировании формируются тремя группами дисциплин: инженерно-строительных, архитектурных и художественных. Одним из факторов, определяющих творческую направленность советской архитектуры, является строительная техника — средство формирования архитектуры и выражения идей архитектора. Инженерно-техническая подготовка в архитектурной школе осуществляется благодаря единству закономерно расположенных и взаимосвязанных дисциплин и занимает примерно 30% времени в учебном пла­не [60, 1976, № 9]. Изучаемые дисциплины: конструкции зданий и сооружений, строительная физика, геодезия, технология строительного производства, архитектурное материаловедение, экономика проектирования и строительства, организация и планирование строительства, транспорт и инженерная подготовка территории, инженерное оборудование здании и сооружений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *