Журналист пишущий: Профессия: Пишущий журналист – описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии

Содержание

10 вещей, которые вы, возможно, не знали о журналистах

Журналисты по всему миру платят высокую цену за своё желание сообщать правду обществу. Важность настоящей журналистской работы сложно переоценить, однако не все знают о том, что представляют собой суровые будни журналиста и какие качества они вырабатывают в себе за долгие годы работы. Автор Lifehacker Льюис Хамфрайс приводит несколько фактов о журналистах, про которые часто не знает широкая общественность.

1. Они живут в условиях постоянного дедлайна

Мир новостей живёт своей жизнью, реальность в которой меняется чуть ли не с каждой минутой. Для журналиста это значит, что статьи, интервью и новости должны быть написаны, откорректированы и опубликованы в то время, когда они больше всего актуальны. Это объясняет несколько грубую манеру, с которой журналисты могут отвечать на ваши письма, звонки и сообщения в социальных сетях. Неважно — коллега вы, источник или родственник. Если вы отрываете журналиста от работы, он имеет право отреагировать соответствующим образом. Такое отношение к работе помогает им фокусироваться на выполнении задач и готовить интересные материалы, находясь под постоянным давлением времени, редактора и других обстоятельств.

2. Они — многогранные личности

Большинство журналистов готовят материалы с разных жанрах и на самые разные темы. Более того, некоторые из них ещё и работают на несколько разных СМИ. Это приводит к тому, что им приходится постоянно разбираться в незнакомых темах и со спокойствием относиться к новой работе, в которой даже нет никаких изначальных ориентиров или даже конкретной задачи. Это их отличает, скажем, от блогеров, которые, как правило, пишут только на одну, хорошо знакомую им тему.

3. Они спокойно относятся к критике

Читатели, которые выкладывают ссылку на какой-нибудь форум или в социальных сетях, часто забывают, что журналисты тоже люди и им свойственны общечеловеческие недостатки, а также чувства и взгляды по отношению к какой-либо теме. Критика — неотъемлемая часть работы журналиста. Кому-нибудь обязательно не понравится даже самая выдающаяся его статья. Когда ты чуть ли не ежедневно сталкиваешься с критикой и троллингом, волей-неволей у тебя вырабатывается спокойствие к раздражающим обстоятельствам и здравое отношение к критике.

4. Самые страшные критики журналистов — это они сами

Журналисты несут полную ответственность за свои материалы и темы. Одновременно это ведёт и к гордости за свою работу, и к стремлению делать её лучше и лучше. Этот же механизм включается, когда журналист перечитывает свой уже опубликованный материал и понимает, что в нескольких местах можно было бы написать и получше, хотя перед тем, как сдать материал, он его перечитал и переправил около десятка раз.

Самые страшные критики хороших журналистов — это они сами.

 

Такой подход к работе позволяет им оставаться лучшими, постоянно развиваться и использовать ошибки в качестве стимула к достижению совершенства в будущем. Хотя это почти невозможно, когда имеешь дело с текстом.

5. Журналисты работают в невероятно конкурентной среде

Из-за того, что в журналистике большая конкуренция, постоянная шлифовка таланта — чуть ли не вынужденная необходимость. Неважно работает ли журналист в традиционных медиа или в онлайновом СМИ, его шансы на то, чтобы остаться и преуспеть в профессии, целиком зависят от его способностей, этичности и стремления к развитию. Потому что если ты не будешь лучшим сегодня, завтра на твоё место придёт десяток других.

6. Они вынуждены учиться смирению

Перед тем, как журналист достигнет хоть каких-то высот, каждый его материал будет правиться, переписываться и подвергаться жесточайшей критике редакторов тысячи раз. Журналист наверняка не раз услышит о том, что он бездарность, что спросил не тех экспертов, что написал плохо, что не «додавил» источник, что его мнение никого не интересует и так далее. На него не раз махнут рукой и ему придется по несколько раз переделывать материал. Всё это учит журналиста смиренно относиться к критике и постоянному неудовольствию вышестоящего начальства.

7. Они рискуют своей карьерой чуть ли не каждый день

На журналистах всегда лежит большая ответственность. Журналисты, которые занимаются расследованиями, постоянно ставят свою карьеру под удар, пытаясь донести до общественности важные факты, которые могут касаться очень влиятельных людей и компаний. Их материалы могут привести к судебным разбирательствам, выговорам со стороны отдела рекламы («Это же наш ключевой рекламодатель!») и даже увольнениям, если ключевая фигура его расследования имеет влияние на менеджмент его СМИ. Поэтому оставаться честным и непредвзятым часто очень тяжело.

8. Журналисты — часть постоянно растущей индустрии

Читайте также:

Пиарщику, маркетологу, руководителю!
PDF-инструкция «Где и как публиковать статьи бесплатно. 18 медиа-площадок с большими аудиториями».

Получить бесплатно

Популярные и востребованные журналисты могут себе позволить работать сразу на несколько СМИ. Несмотря на постоянные уверения о том, что журналистика умерла, за последнее время количество СМИ в мире настолько выросло, что не воспользоваться возможностью заработать на этом, было бы недальновидно со стороны авторов. Поэтому многие из них стремятся сегодня работать в нескольких СМИ и медиапроектах сразу.

9. Они пишут профессионально

Иногда кажется, что сегодня пишет каждый первый. На работу иногда предпочитают брать популярных блогеров, а не профессиональных журналистов, обладающих специальными знаниями. Хотя это обидно — журналисты ведь не только умеют хорошо писать, но и способны при этом быть максимально объективными, непредвзятыми и последовательными в своих материалах. Непрофессиональные авторы, конечно, могут быть талантливыми, но журналистский материал — это всё же особый жанр, которому надо учиться либо на студенческой скамье, либо на практике. А лучше — и то и другое.

10. Журналисты живут в мире мужчин

79% авторов американских газет — мужчины. Поэтому быть женщиной в американской журналистике очень тяжело. Хотя, в России, всё выглядет чуть ли не с точностью наоборот: на журналистских факультетах порядка 80% — девушки. Однако даже в России это не делает профессию журналиста более лёгкой для женщин. От журналистов требуется хладнокровие, непредвзятость и логика — качества, в которых представительницам прекрасного пола в России стереотипно (и ошибочно!) отказывают намного чаще, чем за рубежом.

 

Для иллюстрации материала использованы кадры из фильма «Ромовый дневник» (2011)

Как не надо писать письма журналистам. 5 главных ошибок

По многочисленным просьбам начинаем публиковать текстовые версии нашего подкаста «Говорит контент». Сегодня поговорим о том, как не надо писать письма журналистам, если хотите с ними дружить и получать публикации в СМИ. Разбираем главные ошибки.

Если вам больше нравится слушать, а не читать, вот выпуск нашего подкаста на тему, как не надо писать письма журналистам:

Для всех остальных — текстовая версия.

Итак, поехали.

Ошибка 1. Обезличивание адресата

Что имеется в виду? Это когда вы пишете человеку письмо и в качестве приветствия говорите «Добрый день» или «Здравствуйте», а не, например, «Добрый день, Елена». Вообще обязательное обращение по имени — это одно из элементарных правил деловой переписки. Но почему-то это правило зачастую игнорируется.

Что думает журналист, которому пришло письмо с таким безликим обращением? Отправитель не знает, кому именно пишет или не желает этого знать (ему лень или наплевать на адресата). Может быть, письма формируются автоматически и рассылаются по базе случайно собранных адресов.

У нас в блоге на эту тему выходил материал под названием «Имя, сестра! Правила деловой переписки, которым стоит следовать». Там мы опрашивали экспертов (владельцев бизнеса, пиарщиков, журналистов). Большинство согласилось, что не указывать имя адресата в письме — это недопустимо.

Но мне запомнилось мнение одного из пиарщиков в этой статье. Вот как оно звучало:

«При переписке в мессенджерах чаще всего не называю человека по имени, а обхожусь безличными приветствиями. Причины этого, скорее всего, в попытке строить по работе совершенно безличные отношения, привязанные только к профессиональным функциям, без личной окраски. Более 15 лет работы в сфере избирательных технологий привели к серьезному пресыщению личными контактами и коммуникациями, и это стало причиной стремительного развития интровертности».

А теперь давайте разберемся. Априори считается, что если вы — пиарщик, то вы человек, открытый к общению и в личном, и в публичном пространстве. Если же вы настолько интроверт, что даже элементарное упоминание имени человека в переписке наносит вам психологическую травму, — ну, увольте, это уже не пиар, и вы, очевидно, не пиарщик.

Помните, еще Дейл Карнеги говорил, что звучание собственного имени — самая приятная мелодия для слуха человека.

Ошибка 2. Делать «письмо-отписку»

Из такого письма невозможно понять, кто вы, что предлагаете, чем можете быть полезны журналисту.

Представьте себя на месте редактора, который получает письмо а-ля «я могу писать статьи про рынок котиков» или «я специалист компании, разводящей котиков. Хочу писать для вас статьи. Какие темы вам были бы интересны?».

После такого письма в глазах редактора вы автоматически становитесь сферическим конем в вакууме, который не пойми, кто такой, в чем специалист, про что умеет писать и умеет ли вообще. На такие письма чаще всего не отвечают.

Для иллюстрации приведу несколько примеров таких писем, которые получала я сама.

Ну, здесь, очевидно, что человек пересаживает своих обезьян на ваши плечи. Он не удосужился посмотреть наше издание, понять нашу тематику, о чем и как мы пишем. Поэтому и не понимает, что может нам предложить. Мы тоже не понимаем. Поэтому письмо отправляется в корзину.

Обзорный материал в формате интервью? Смешались кони-люди. Ясно, что человек даже не в курсе, что такое обзорный материал, а что такое интервью. Элементарно путается в форматах. Можно будет нам ждать от такого человека впоследствии адекватный текст? Скорее всего нет, так что тоже — в корзину.

И вот это письмо — мое любимое, поскольку такие письма приходят чаще всего:

Как отсюда можно понять, какие именно темы могут комментировать профессионалы своего дела из этого агентства? Никак. Почему я должна думать за пиарщика, чем могут быть полезны его эксперты? Нипочему. Так что тоже — в корзину.

Резюме — вот так при работе с редакциями точно делать не нужно.

Ошибка 3

Третья ошибка — предлагать изданию сотрудничество на тему, которой это издание не занимается.

Сразу приведу пример письма:

Ну вы что? У нас издание про пиар, маркетинг, контент-маркетинг, продвижение и все, что с этим связано. А вы предлагаете нам кейсы по внедрению ПО для автоматизации снабжения строительных компаний. Попасть мимо кассы еще больше, кажется, невозможно.

В общем, не делайте так никогда, это просто бессмысленно.

А как нужно?

Вообще писать письма журналистам — это не какое-то сакральное знание и это вовсе несложно. Нужно просто помнить одно простое правило — если вы хотите добиться чего-то от другого человека, вам нужно начать думать о проблеме с его позиции. То есть не пытаться решить свои проблемы за счет журналиста и издания (такой подход считывается моментально), а подумать, чем вы можете быть друг другу полезны в формате win-win.

Приведу пример письма, иллюстрирующего как нужно:

Отлично. Мне не только рассказали в письме, о чем статья, но уже и прислали эту статью, а также пообещали скриншоты — то есть, заранее позаботились об иллюстрациях. Может, эти иллюстрации мне и не подойдут. Но тут важно само желание пиарщика быть максимально полезным и максимально принять участие в подготовке статьи. Надо ли говорить, что в результате у нас сложилось сотрудничество и получилась отличная публикация.

Ошибка 4

Никогда не нужно брать журналиста «измором». В этом просто нет смысла. Если вы написали письмо журналисту, а вам не ответили, скорее всего письмо не заинтересовало, потому что вы допустили все те ошибки, про которые я рассказала. А, может, еще почему-то. Не надо все то же самое писать журналисту в соцсети и мессенджеры, дублировать это же письмо еще раз на почту. Вместо этого лучше посмотрите внимательно на свое письмо, подумайте, что в нем может быть не так, исправьте, и вот тогда уже можете отправлять повторно.

Допустим, вы отправили «письмо-отписку», не зная, какую тему предложить изданию. Ну так подумайте над темой, придумайте ее, и отправьте письмо уже совсем другого содержания. Можете указать, что вы уже писали ранее, но ответа не получили. Видимо, наше письмо вас не заинтересовало. Но сейчас мы детально изучили ваше издание и считаем, что вот такая-то тема может быть вам интересна. Наш эксперт готов статью на эту тему для вас подготовить.

Читайте также:

«5 шагов к гарантированной публикации. Как сделать так, чтобы ваш пресс-релиз напечатали». Пошаговая инструкция от экспертов медиа-рынка

Получить бесплатно

Хорошо, если вы сможете приложить тезисы будущей статьи. Так журналисту будет понятно, с чем, если что, нужно будет работать.

Если и тут нет ответа — ок, выждите несколько дней, напишите еще раз с тем посылом, что вот, так и не дождался от вас ответа. Буду признателен, если сообщите, интересна тема или нет. Чтобы я мог знать, будем ли мы сотрудничать, или же я могу предлагать тему другим изданиям.

Так вы дадите понять журналисту, что он вас держит со статьей. То есть не дает вам двигаться дальше. И скорее всего вы уже получите ответ, положительный или отрицательный. Если отрицательный (или ответа так и нет) — тоже результат. Берете свою тему и идете в другие издания.

Ошибка 5

Пятая ошибка — не отвечать на письма журналистов или отвечать не вовремя. Что имеется в виду. Вот вы переписывались с журналистом, общались долго и плодотворно, пока шла подготовка к публикации вашей статьи.

Все, статья опубликована. Журналист пишет вам об этом и присылает ссылку на статью. А в ответ — тишина. Это очень невежливо, во-первых. А во-вторых, так поступать недальновидно.

Журналист сделал работу, которую вы ожидали. То есть поработал над вашим текстом, опубликовал его и таким образом обеспечил упоминание в СМИ вас, вашей компании, ваших экспертов, руководства. То есть обеспечил вам пиар, иными словами.

Ну так напишите ему в ответ хотя бы элементарное «спасибо». Если, конечно, вы дорожите этим контактом и хотите с журналистом работать дальше. Помните — взаимодействовать с журналистом, с которым вы уже знакомы и с которым уже сделали какой-то материал, это гораздо проще, чем знакомиться с новым. Понятно, что новые знакомства никто не отменяет, но и старые терять как-то глупо.

Есть еще такой интересный момент, когда пиарщик пишет журналисту письмо, получает ответ, дескать, ваша тема интересна, давайте работать. И пропадает.

Допустим, на вас навалились неотложные дела на работе, возник форс-мажор, нарисовался внеплановый отпуск, заболела бабушка, а, может, просто вы сами по себе персонаж не стремительный. Вы решаете, что издание не волк, в лес не убежит, и реагируете на письмо максимально не быстро — эдак через пару-тройку недель. А то и месяцев. Поверьте, в моей практике такое бывало, и не раз.

Вот не надо так делать. Представьте себе, что думает журналист. Сначала он недоумевает, потом решает, что раз вы поступаете так сейчас, то и вся дальнейшая коммуникация будет проходить в столь же черепашьем темпе. И «сливается» с темы. Потому что — а вдруг понадобится добрать фактуру, ответить на вопросы, дослать иллюстрации? Кому нужен такой автор? Никому.

И особенно забавно, когда через пару месяцев вы «нарисовываетесь» и, наконец, отвечаете на письмо, как ни в чем не бывало. Как будто бы вы только вчера расстались.

Да про вас уже сто раз забыли, журналисту, чтобы вспомнить, кто вы и что предлагали, надо поднимать вашу переписку, еще раз все перечитывать. Ну и вообще, вы уже показали себя изначально каким-то несерьезным персонажем, так что тратить на вас еще раз время никому не захочется.

Моя рекомендация — если вашу тему приняли, отвечайте на письмо журналиста сразу же, в тот же день. Тогда у вас завяжется коммуникация, которая потом, скорее всего, вырастет в публикацию.

Оформление письма

На что нужно обратить внимание при оформлении письма, которое вы отправляете в редакцию?

  1. Тема письма — в ней должно быть четко сказано, от кого письмо, какую организацию представляет тот, кто пишет, что именно хочет предложить.
  2. Оформление с точки зрения красот и всевозможных завитушек и рюшей — совершенно не важно. У нас же тут не конкурс дизайнерских талантов, а простое деловое письмо.
  3. Запомните главное — журналисту всегда важен смысл. Не подача, красота, иллюстрации, какие бы замечательные они не были. А смысл написанного, то есть фактура, которую он сможет (или не сможет) использовать в своей работе.
  4. Если вы предлагаете спикера — не забудьте написать хотя бы пару-тройку предложений о его профдостижениях/регалиях. Если у этого персонажа уже были публикации в других изданиях, можно дать несколько ссылок на эти публикации. Так журналисту будет понятно, с кем ему придется иметь дело.
  5. Расскажите, почему эта тема/спикер будут особенно интересны читателям именно этого издания.
  6. В конце письма обязательно укажите всю профессиональную информацию о себе — фамилия-имя, должность, все контакты, по которым с вами можно связаться. Совет кажется банальным, но поверьте, очень часто получаю письма, подписанные типа «Иван Петров». Что за таинственный Иван Петров, где работает, кем и, главное, почему про это не рассказывает — непонятно. Такие письма тоже чаще всего отправляются в корзину.

Известные писатели-журналисты в России и зарубежных странах —

Журналистика и литература тесно связаны, в обеих сферах требуется мастерски владеть словом, уметь четко и ясно выразить то, о чем хочется сообщить читателям, к каким проблемам требуется привлечь их внимание. Большинство считают литературу выше журналистики, ведь первая остается в вечности, а вторая привязана к факту. Но некоторые деятели словесности могли сочетать в своем творчестве и то, и другое. 

Чарльз Диккенс (1812-1870)

Этот писатель – один из тех, чья карьера началась с журналистики. Сначала он был парламентским репортером в «Зеркале парламента», то есть присутствовал на заседаниях Палаты общин и записывал наиболее важные моменты. 

На следующей работе – в «Морнинг кроникл» — он ездил в провинцию и писал на все актуальные для народа темы. Журналистская деятельность развила в Диккенсе быстроту реакции, точность, сжатость мыслей. А впечатления стали почвой для литературных произведений. Основные жанры – репортаж, очерк. Первая книга автора состоит из очерков («Очерки Бозе»), так что журналистика – основа литературного творчества Диккенса.

Марк Твен (1835-1910)

Его настоящее имя – Сэмюэль Клеменс. Начал литературную деятельность с ученика наборщика в различных провинциальных газетах. Уже на рубеже 50-х годов появились его первые новеллы, очерки, фельетоны, путевые заметки. Позднее Твен от юмористической журналистики переходил к сатирической, обличительной, писал также речи и памфлеты. 

В 18 лет журналист отправляется в путешествие по стране, четыре года он странствует и сотрудничает в разных газетах: «Полумесяц», «Тру-Дельта», «Территориэл энтерпрайз», «Морнингколл», «Калифорния», «Юнион», «Голден ира». 

Главное качество, связывающее журналистику Марка Твена с его литературной деятельностью, была склонность к вымыслу, мистификации. То, что аудитории не нужна правда, а требуются лишь развлечения, писатель позже с горечью отмечал в памфлетах. Первая книга, принесшая автору популярность, представляла собой собрание путевых очерков – «Простаки за границей». Литература и журналистика переплетались в творчестве Марка Твена, что делает его произведения одновременно живыми и образными.

Джек Лондон (1876-1916)

Он был связан с журналистикой еще до рождения: когда мать была беременна Джеком, она настолько серьезно поссорилась с его отцом, что этот случай попал в прессу, причем в очень приукрашенном виде. С 11 лет Лондон кормил себя и семью сам, сменил множество профессий. Смутно его влекло к писательству, но разобраться в себе он не мог, пока мать не показала конкурс в газете, где за лучший рассказ давали приз в 25 долларов. 

Работа матросом, золотоискателем – все это обогащало журналистские и литературные работы Лондона. В 1900 году книга «Сын волка» принесла ему популярность. Уже через два года им заинтересовалась газета «Американ пресс», по заданию которой он отправился жить в трущобы, чтобы собрать материал для книги «Люди бездны». Писатель написал много рассказов, очерков, которые публиковал в различных журналах. Все произведения объединяет драматичность и увлекательность. Джек Лондон умел сочетать занимательность газетной заметки с глубиной литературного произведения.

Эрнест Хемингуэй (1899-1961)

Около трети произведений связаны с журналистикой, однако он сам разграничивал журналистику и литературу, считая первую лишь ремеслом, которое поначалу помогало зарабатывать на жизнь, а после лишь отнимало энергию. 

Он писал репортажи, очерки, зарисовки, статьи. Эти тексты давали материал для будущих рассказов, оттуда брались образы, события, сюжеты. Писать Хемингуэй начал еще в школе, это были спортивные заметки в газете «Трапеция» и журнале «Скрижаль. Но основная часть карьеры прошла в «Канзас-Сити стар», «Торонто Дейли стар». 

Журналистика дала писателю множество возможностей получить новые впечатления. Например, на войне в Испании Хемингуэй побывал при поддержке Северо-американского газетного объединения. Еще в журналах часто выходили рассказы автора, в том числе, в советском «Огоньке», «Журналисте» и «Литературной газете», что давало возможность читателям за океаном тоже познакомиться с творчеством Хемингуэя. Газетный опыт помог Хемингуэю научиться писать просто, быстро реагировать на события.

Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Пришел в журналистику из политики: участвовал в работе комиссии по проекту «Нового уложения». Этот закон мог стать просветительским и либеральным, однако настроения императрицы Екатерины II изменились, проект свернули. Зато прогрессивные взгляды Новикова остались вместе с ним, трибуной для их выражения были издаваемые им журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». Там печатались также собственные стихи и статьи автора. Подробнее о журналистике 18 века мы написали здесь.

Основой его литературной деятельности была именно публицистика, потому что повествование основывалось на определенном факте общественной жизни. Однако талант Новикова возвел современные проблемы общества XVII-XIX веков к вечным, актуальным и поныне. Большинство знает его как издателя сатирических журналов, но он также выпускал «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (критико-библиографический журнал), «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (женский журнал), «Утренний свет» (философский журнал).

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1836)

«Солнце русской поэзии» видел в только зарождающейся русской журналистике большой потенциал. Публицистика Пушкина печаталась в журналах «Телескоп», «Московский телеграф», он стоял у истоков «Литературной газеты», «Московского вестника», «Современника». 

Пушкину хотелось затрагивать не только вечные проблемы, но и говорить об актуальных вопросах современности. Александра Сергеевича занимал русский народ, это была главная тема его публицистики. Различные исторические, критические и познавательные материалы из журналов служили основой для его литературных произведений. Цензура крайне осложняла жизнь Пушкина-писателя, но особенно его журналистскую деятельность. Однако возможность иметь свою трибуну была крайне ценна и стоила риска. Подробнее… 

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)

Писательский путь этот автор начал с публикации в журнале в 1838 году. Первые стихи увидели свет в «Сыне Отечества». Редактор Н.А. Полевой помогал юному дарованию научиться писать стихи, заметки, критические статьи, фельетоны для периодики. 

Некрасов работал в журналах «Пантеон русского и всех европейских театров», «Литературная газета», «Русский инвалид», «Отечественные записки», «Современник». Писатель являлся и редактором последних двух изданий. Он в полной мере почувствовал на себе цензурный гнет, так как проблематика и литературной, и журналистской деятельности Некрасова была остросоциальной, привлекалось внимание к боли и страданиям народа. Для того чтобы решить эти проблемы, использовались все средства словесности, поэтому обе сферы словесной деятельности автора так плотно слиты. Подробнее…

Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935)

Его называли «королем репортеров», и это было неслучайно: журналист мог живо нарисовать картину всего, что угодно, помогал ему в этом огромный жизненный опыт. Гиляровский был бурлаком, грузчиком, истопником, пожарным, циркачом, актером, солдатом. Он полностью погружался в атмосферу события, которое описывал, а потому мастерски погружал туда и читателей. 

Жанры, в которых работал автор – репортажи и очерки. Последние составили книгу «Москва и москвичи» (1926), выходившую из рамок публицистики, это серьезное литературное произведение, актуальное почти спустя сто лет. 

Гиляровский работал в «Русских ведомостях», «Русской мысли», «Русском слове», «Голосе Москвы», «Осколках», «Будильнике», «Развлечении». Этот автор  – видная фигура в журналистике и в литературе, к такому результату стремится каждый журналист.

Дмитрий Львович Быков (родился в 1967)

Он считает, что журналистика – способ заработка, а литература – способ самовыражения. Быков сотрудничал с изданиями «Собеседник», «Огонёк», «Вечерний клуб», «Столица», «Сельская новь», «Здоровье», «Общая Газета», «Искусство кино» (1997—2018), «Новая газета», «Досуг в Москве», «Труд», «GQ Россия», «Профиль», «Компания», «Русская жизнь», «Story». 

Жанровая палитра крайне разнообразна: это и статьи, и рецензии, и очерки, и фельетоны. В литературе интерес представляют не только «жизненные» произведения о современных автору событиях («Нулевые»), но и исторические, биографические сюжеты (биография Маяковского для «Жизни замечательных людей»). Публицистика обогатила литературное творчество Быкова, внеся туда точность, понятность, аналитичность.

Всеволод Непогодин (родился в 1985)

Журналистская деятельность его значительно заметнее, чем литературная, так как он посещает ток-шоу по центральным российским каналам, где высказывается относительно политики Украины. Однако его дебютный роман «Generation G» вызвал значительный резонанс, а свою задачу автор видит в возрождении литературных традиций.

Непогодин печатается в журнале «Сноб».

Автор: Мария Блинова

Tags: история журналистикиписатели-журналисты

Как занятия журналистикой помогают детям в учёбе | Мел

Первый вопрос, который задают и родители, решившие записать ребёнка на кружок журналистики, и сами дети: «А сочинения писать научите?». После ответа «нет» появляются взгляды, полные разочарования, и желание отказаться от этой затеи. Но занятия журналистикой — это не только развитие литературных способностей. Журналистские навыки могут помочь школьнику в самых неожиданных областях. Педагог из петербургского дома детского творчества Ирина Демидова объясняет, почему работа в школьной редакции важна для развития личности и как полученные знания применить на уроках.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Журналисты-теоретики разделились на два лагеря. Первые считают, что научиться писать тексты невозможно: нужен талант, без которого материалы превращаются в нечитаемый ужас. Вторые уверены, что терпение и труд все перетрут, и рано или поздно на мониторе старательного автора появятся гениальные заметки.

В детской журналистике всё иначе. Её главная задача — не научить создавать хорошие тексты. Она намного глубже. Нужно учитывать, что всего 5-10% учащихся способны сразу написать что-то разумное, повторив стиль и слог взрослых коллег. Остальные никогда не читали газет и слабо представляют, чем новость отличается от репортажа. О логически верных и аргументированных текстах и говорить не стоит. У юных корреспондентов недостаточно жизненного опыта для сравнений и интересных рассуждений. Зато работа в детской редакции, живущей по законам взрослой журналистики, даёт намного больше, чем банальное умение писать сочинения для ЕГЭ.

1. Видеть главное

Основное правило всех журналистов — вертеть головой и замечать детали, ведь в них скрывается самое важное. То, на что обычные люди не обращают внимания, может стать отличной темой для оригинального журналистского материала. Например, дети любят рассказывать о животных, но вряд ли сам факт существования котиков — хорошая тема для публикации. Тогда что же о них писать? Решение предлагают ребята, которым запрещают заводить домашних любимцев. Например, как уговорить родителей взять кота или собаку. Интересно, правда?

Юные журналисты способны из огромного потока информации, который обычно сваливается на школьника, вылавливать правильные факты и использовать их в будущем. Им легко даются конспекты и пересказы, рефераты и тезисы.

2. Искать уникальную информацию

Журналист — это практически сыщик, который всеми возможными в рамках законодательства методами добывает нужную ему информацию. У него есть множество источников: интернет, книги, люди, личные наблюдения, документы, сарафанное радио. Журналисту важно решить поставленную задачу и довести до конца выбранное дело. Ведь работает он для жаждущих правды читателей или слушателей, а не только для себя.

Как правильно выбрать журфак. Плюсы и минусы столичных факультетов журналистики

Поиск информации для доклада или реферата — схожий процесс. Нужно заглянуть во все источники, чтобы текст получился интересным. Поэтому у детей-журналистов дело не заканчивается Википедией. Они находят такие факты, о которых даже не знает учитель, проверяют все доступные (а иногда и недоступные) источники.

3. Доказывать свою точку зрения

Законам логики в журналистике отводится особое место. Без дедукции и индукции, видов аргументов и доказательств вряд ли текст получится читаемым. Например, сложное, но очень важное задание для юных журналистов — это написать колонку-мнение на тему, которая действительно волнует. Отношения с родителями, пугающие интернет-розыгрыши, поведение одноклассников, некрасивая школьная форма… Только слов, чтобы рассказать об этом, не хватает — получаются банальные жалобы на несправедливость жизни. И тут на помощь приходит журналистика.

Когда мы с учениками учились писать рецензии, я расспрашивала юных журналистов о любимых книгах:

— Почему тебе нравится это произведение?

— Потому что оно интересное.

— А чем оно интересно?

— Тем, что там интересные истории.

В какой-то момент казалось, что всё. Тупик. Спасала только уйма дополнительных вопросов. Зато в следующий раз ребята сразу рассказывали и про сюжетные линии, и про героев, и про захватывающую концовку.

Навык находить аргументы поможет не только писать злополучные сочинения, но и публично говорить о том, как вы относитесь к той или иной ситуации. Неважно, из какой она сферы — бытовой, технической или гуманитарной. Есть аргументы — значит, к вам прислушаются. А тут и до решения задачи рукой подать.

4. Говорить, слушать и слышать

Один из самых распространённых стереотипов о журналистах — их болтливость. Считается, что мастера слова могут без остановки говорить-говорить-говорить обо всём на свете. На деле же оказывается, что журналисты очень любят молчать, вовремя комментировать и слушать, что скажет им собеседник. Ведь среди потока его речи может оказаться та крупица важной информации, ради которой затевалась беседа.

Как поступить в МГИМО. Рассказывает студентка журфака

Внимательно слушать нужно и на уроках. Особенно когда редактор дал серьёзное задание: написать о состоянии физики (химии, экономики) в современном мире и сравнить с тем, о чём рассказывают в школе.

5. Избавляться от страхов

Страх задать вопрос и показаться глупым исчезает практически навсегда. Журналист же имеет право интересоваться теми вещами, которые не знает. Иначе как он расскажет о них читателям, сам не понимая и половины сказанного собеседником. Значит, юному корреспонденту можно и нужно вовремя поднимать руку и просить учителя остановиться на непонятных моментах.

Кроме этого, детская редакция — маленький дружный коллектив, в котором от работы каждого зависит общее дело. В нём ребёнка выслушают, поддержат, узнают его точку зрения и подскажут, как поступить. Ситуация успеха (например, публикация материала на первой полосе) подарит уверенность в себе и за пределами кружка по журналистике. А это, естественно, намного важнее хорошо написанного текста.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему подростки держат своих родителей за идиотов

10 летних фильмов, которые нужно посмотреть с детьми

Создатели Физтех.Science учат смешно шутить про науку

Предложения со словосочетанием ЖУРНАЛИСТЫ ПИСАЛИ

Неточные совпадения

Если все журналисты будут писать и говорить только об этом, а про беднягу врача с его требованием зарплат — ни слова, если действующий мэр ничего вразумительного не скажет, а будет использовать рекламные площади под длинные пятистраничные программы, которые никто не читает, выборы закончатся победой коммерсанта (несмотря на депрессивность и бедность округа), так как народ, поставленный перед дилеммой, описанной выше, конечно выберет «богатого и делового», ведь других дилемм перед ним никто не ставил. Начну с того, что во время каждого моего интервью, журналисты задают непременно один и тот же вопрос — Как вы начали писать песни? Это приводило к осложнению с его ближайшим окружением, потому что военных журналистов, работавших в «Красном воине» и мегапировской газете «Офицерский сплав», он нередко наставлял, как надо писать, ссылаясь на наши публикации. Журналистов, спрашивающих «как вы пишете свои романы», я обычно обрываю на полуслове фразой «слева направо». Достаточно вспомнить, что писали о режиме красных кхмеров и об их преступлениях советские журналисты и публицисты на рубеже 1970/80-х гг. К тому же не надо забывать, что первоисточником появления вопросов так или иначе являются пишущие статьи и делающие репортажи журналисты. Ещё в советские времена журналисты любили писать о странах и городах контрастов. В ней было всего несколько номеров, и селили в них обычно учёных, писателей и журналистов, которые приезжали в музей работать: писать научные статьи, книги, корреспонденции… Я сочинитель, стараюсь писать прозу, хотя и работаю журналистом. Другими словами, если автор считает, что пишет прекрасные журналистские репортажи, памфлеты или комментарии, снимает актуальные фотографии или видеоматериалы, а затем самостоятельно размещает их на своей странице в интернете или даже на специально созданном для распространения информации сайте, это вовсе не значит, что он является журналистом. Журналисты — души добрые и неподкупные, страдальцы, подвергающиеся разным клеветам и наветам своих бесталанных завистников, они, приятели длинного человека, объявили благосклонной публике, что длинный человек пишет мало и прозой оттого, что не хочет писать много и стихами; а стоит ему захотеть — и появится удивительная не только поэма, но целая эпопея в шесть раз больше виргилиевой «Энеиды». Перечитайте заголовок ещё раз — уже по совершенно несуразной расстановке слов понятно, в какой горячке журналист это писал! Твержу своим журналистам: ну, давайте, пишите и вы смелее, как ваши коллеги в центральной прессе. Журналисты редакции в свою очередь должны были писать статьи, делать фотографии и рисовать для газеты шаржи. Я это знаю и говорю за многих журналистов, да и не только за них, что довольно легко писать после ланча, даже если (или в особенности если) он сопровождался вином. К пишущей братии он никаких симпатий не питал и журналистом никогда стать не мечтал. Однако на следующий день журналисту «Новых известий» фактически прямо запретили писать положительную статью и говорить правду о том, что было. На скромный вопрос потерпевших, а почему бы сразу не собрать все достоверные факты, а потом уже на основании этого писать статью, девушка строго отвечает, что она журналист и составила своё мнение. В этом малопригодном для творчества месте журналист продолжал писать свои кровавые манифесты. — Я всё понимаю: пишущий журналист, творческая личность, музы приходят и уходят… А некоторые остаются… Она меня не слышит? Создаётся впечатление, что суммарное количество издаваемых книг худлита гораздо больше, чем книг нон-фикшн, и что последние являют собою нечто наподобие литературных задворок — тем более что их обычно пишут журналисты, популяризаторы и специалисты в различных областях знания. Так, по первому пункту операторы и пишущие журналисты зафиксируют начальный приветственный диалог президентов, затем во время совместной пресс-конференции получат комментарии от первых лиц. Кажется, журналист, который пишет про живопись, ему около тридцати. Для меня это было дико, ведь я сама с 7 класса школы определилась, что хочу быть журналистом, выпускала классную газету, посещала курсы журналистики, писала рассказы и активно участвовала в выпуске областной детской газеты. Знаешь, самый ужасный вопрос, который всегда задают журналисты, — это «как вы начали писать и где вы берёте сюжеты»! Возвращаясь к конкретным известным мне фактам, публикациям собственных интервью и бесед с журналистами и политиками, замечаю, что об органах государственной безопасности продолжают традиционно писать в двух ярких красках: красной — о героических подвигах сотрудников и чёрной — об их участии в репрессиях, подавлении диссидентства и инакомыслия. Да, разумеется, журналисты обожают писать об этом на страницах модных журналов, об этом с удовольствием скажет любой семейный психотерапевт у себя на приёме, анкеты в газетах и на сайтах знакомств сплошь и рядом наполнены желаниями найти стопроцентно понимающих партнёров. На эту тему пишут не только историки, журналисты и простые любители, но и профессионалы из «чекистских» и военных рядов. Об этом событии писали журналисты как в светской, так и в деловой хронике многих столичных изданий. Помните, журналисты не пишут о том, что уже было. Собственно журналистов — «журнальщиков» — ну, десять, ну, пятнадцать процентов, и в большинстве своём они как раз не пишущие люди, а редакторы или продюсеры. Он пишет: «Вы мужественный, эрудированный журналист, но с большими закидонами». Безгранично ощущение мерзости, когда сталкиваешься с журналистом, который неизвестно что пишет о тебе, или с футболистом, который льёт на тебя грязь. Он отбирает некоторые другие материалы не для публикации, а для того, чтобы журналисты могли познакомиться с контекстом, в котором созданы системы, о которых им предстояло писать. Год назад им стало понятно, что в русской армии всё не настолько плохо, как говорят и пишут господа журналисты. Пишут почти все журналисты русские, множество литераторов русских в стихах и прозе, критических статейках, эпиграммах, водевилях и сатире, а говорят об этом…

Предложения со словосочетанием ЖУРНАЛИСТЫ ПИСАЛИ

Неточные совпадения

Если все журналисты будут писать и говорить только об этом, а про беднягу врача с его требованием зарплат — ни слова, если действующий мэр ничего вразумительного не скажет, а будет использовать рекламные площади под длинные пятистраничные программы, которые никто не читает, выборы закончатся победой коммерсанта (несмотря на депрессивность и бедность округа), так как народ, поставленный перед дилеммой, описанной выше, конечно выберет «богатого и делового», ведь других дилемм перед ним никто не ставил. Начну с того, что во время каждого моего интервью, журналисты задают непременно один и тот же вопрос — Как вы начали писать песни? Это приводило к осложнению с его ближайшим окружением, потому что военных журналистов, работавших в «Красном воине» и мегапировской газете «Офицерский сплав», он нередко наставлял, как надо писать, ссылаясь на наши публикации. Журналистов, спрашивающих «как вы пишете свои романы», я обычно обрываю на полуслове фразой «слева направо». Достаточно вспомнить, что писали о режиме красных кхмеров и об их преступлениях советские журналисты и публицисты на рубеже 1970/80-х гг. К тому же не надо забывать, что первоисточником появления вопросов так или иначе являются пишущие статьи и делающие репортажи журналисты. Ещё в советские времена журналисты любили писать о странах и городах контрастов. В ней было всего несколько номеров, и селили в них обычно учёных, писателей и журналистов, которые приезжали в музей работать: писать научные статьи, книги, корреспонденции… Я сочинитель, стараюсь писать прозу, хотя и работаю журналистом. Другими словами, если автор считает, что пишет прекрасные журналистские репортажи, памфлеты или комментарии, снимает актуальные фотографии или видеоматериалы, а затем самостоятельно размещает их на своей странице в интернете или даже на специально созданном для распространения информации сайте, это вовсе не значит, что он является журналистом. Журналисты — души добрые и неподкупные, страдальцы, подвергающиеся разным клеветам и наветам своих бесталанных завистников, они, приятели длинного человека, объявили благосклонной публике, что длинный человек пишет мало и прозой оттого, что не хочет писать много и стихами; а стоит ему захотеть — и появится удивительная не только поэма, но целая эпопея в шесть раз больше виргилиевой «Энеиды». Перечитайте заголовок ещё раз — уже по совершенно несуразной расстановке слов понятно, в какой горячке журналист это писал! Твержу своим журналистам: ну, давайте, пишите и вы смелее, как ваши коллеги в центральной прессе. Журналисты редакции в свою очередь должны были писать статьи, делать фотографии и рисовать для газеты шаржи. Я это знаю и говорю за многих журналистов, да и не только за них, что довольно легко писать после ланча, даже если (или в особенности если) он сопровождался вином. К пишущей братии он никаких симпатий не питал и журналистом никогда стать не мечтал. Однако на следующий день журналисту «Новых известий» фактически прямо запретили писать положительную статью и говорить правду о том, что было. На скромный вопрос потерпевших, а почему бы сразу не собрать все достоверные факты, а потом уже на основании этого писать статью, девушка строго отвечает, что она журналист и составила своё мнение. В этом малопригодном для творчества месте журналист продолжал писать свои кровавые манифесты. — Я всё понимаю: пишущий журналист, творческая личность, музы приходят и уходят… А некоторые остаются… Она меня не слышит? Создаётся впечатление, что суммарное количество издаваемых книг худлита гораздо больше, чем книг нон-фикшн, и что последние являют собою нечто наподобие литературных задворок — тем более что их обычно пишут журналисты, популяризаторы и специалисты в различных областях знания. Так, по первому пункту операторы и пишущие журналисты зафиксируют начальный приветственный диалог президентов, затем во время совместной пресс-конференции получат комментарии от первых лиц. Кажется, журналист, который пишет про живопись, ему около тридцати. Для меня это было дико, ведь я сама с 7 класса школы определилась, что хочу быть журналистом, выпускала классную газету, посещала курсы журналистики, писала рассказы и активно участвовала в выпуске областной детской газеты. Знаешь, самый ужасный вопрос, который всегда задают журналисты, — это «как вы начали писать и где вы берёте сюжеты»! Возвращаясь к конкретным известным мне фактам, публикациям собственных интервью и бесед с журналистами и политиками, замечаю, что об органах государственной безопасности продолжают традиционно писать в двух ярких красках: красной — о героических подвигах сотрудников и чёрной — об их участии в репрессиях, подавлении диссидентства и инакомыслия. Да, разумеется, журналисты обожают писать об этом на страницах модных журналов, об этом с удовольствием скажет любой семейный психотерапевт у себя на приёме, анкеты в газетах и на сайтах знакомств сплошь и рядом наполнены желаниями найти стопроцентно понимающих партнёров. На эту тему пишут не только историки, журналисты и простые любители, но и профессионалы из «чекистских» и военных рядов. Об этом событии писали журналисты как в светской, так и в деловой хронике многих столичных изданий. Помните, журналисты не пишут о том, что уже было. Собственно журналистов — «журнальщиков» — ну, десять, ну, пятнадцать процентов, и в большинстве своём они как раз не пишущие люди, а редакторы или продюсеры. Он пишет: «Вы мужественный, эрудированный журналист, но с большими закидонами». Безгранично ощущение мерзости, когда сталкиваешься с журналистом, который неизвестно что пишет о тебе, или с футболистом, который льёт на тебя грязь. Он отбирает некоторые другие материалы не для публикации, а для того, чтобы журналисты могли познакомиться с контекстом, в котором созданы системы, о которых им предстояло писать. Год назад им стало понятно, что в русской армии всё не настолько плохо, как говорят и пишут господа журналисты. Пишут почти все журналисты русские, множество литераторов русских в стихах и прозе, критических статейках, эпиграммах, водевилях и сатире, а говорят об этом…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *