история, символика, значение, формы, виды, почитание
В древние времена, когда некто уходил в далекие страны, например с торговым караваном, он оставлял дома особый знак, для того, чтобы домашние cмогли узнать его посыльного. Для этого брали дощечку и разламывали на две половинки. Одна оставалась дома, а другую путешественник брал с собой с тем чтобы, когда потребуются деньги дополнительные или товары получить из дома, он смог бы отправить посыльного с этой дощечкой.
Домашние, совместив неровные края слома и, убедившись, что это действительно родная половинка их дощечки (все зазубринки совпадают), могли доверить посыльному деньги или передать вещи, товары для доставки в дальнюю страну, не сомневаясь, что посыльный пришел от их родного человека. Дощечка эта называлась «символ».
Содержание страницы
Полезные материалы
Символ по-гречески «σύμβολον» – условный знак, т.е. отражение какого-то смысла, идеи или понятия, обозначение чего-либо, выражение невидимого в видимом. Шифр, пароль – продолжение той же темы, только пароль для двоих, а символ могут знать все и понимать под ним одно и то же.
Символы присутствуют во всех сферах нашей жизни, например, герб и флаг государства. Мы видим определенное изображение и понимаем, какая страна представлена им. Белое подвенечное платье и фата – символ чистоты невесты (и смешно, когда фату надевают, выходя третий раз замуж). То есть, за определенными знаками – символами присутствуют понимаемые всеми смыслы. Так, в понимании каждого Крест символизирует христианство, потому что связан с Христом и Его крестной смертью. Это для всех. Для самих же христиан Крест имеет особое – неземное значение, являясь символом будущего Воскресения.
Крест поклонный
XVIII в.
Пермская деревянная скульптура 1985: XVII в.
Власова О. М. 2003: XVIII в.
Пермская деревянная скульптура 2013: Последняя четверть XVIII в.
170.5 × 112 × 8 см
Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия
Инв. ДС-5
Из церкви Святой Троицы села Вильгорт Чердынского края.
История почитания в православии
Православная Церковь учит своих чад почитанию Креста, потому что на Кресте совершилась великая Тайна нашего искупления: «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Пет.2:24). Господь Сам избрал его оружием Своей победы над смертью и спасительным знаком для нас:
«Я отдаю жизнь Мою, (…) Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18).
Не только о смерти, но и о способе казни знал Господь:
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14).
Обо всем этом Он предупреждал своих учеников:
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного»(Лк.18:31-34).
Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав, литье, серебрение, эмаль.
22.1 × 14.1 × 0.4 см
Центральный музей древнерусской культуры
и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Даже ученики не сразу постигли совершившееся, дар Духа Святого, полученный ими в Пятидесятницу, просветил их, «наставив на всякую истину» (Ин.16:13). Апостольская проповедь облетела весь мир. Верующие принимали Воскресение и преклонялись перед страшной и необъятной Жертвой принесенной на Кресте Богом за нас.
Проповедь об умершем на Кресте Боге потрясала сердца одних, а другие считали эти слова абсурдом, не вписывающимся в их «логичную» картину мира. Апостол Павел говорил: «
Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23), «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18).
Неверующим говорить о Кресте невозможно, объяснить человеческой премудростью Тайну Креста – напрасный труд, говорят отцы Церкви. Язычники смеются над Крестом, иудеи не приняли Христа, умалившего Себя до крестной смерти. Святитель Феофан Затворник (†1894г.) показывает, как притягивает к себе своих слово о Кресте, выбирая из среды погибающих, на простом примере:
«Все одно, как если навесть магнит на частицы из разных металлов, магнит из всех их выберет и к себе притянет железные частицы… кои суть от истины, сами к нему обращаются и прилепляются».
Апостольское слово о Кресте стало магнитом, призвавшим верных на крестный путь следования за Христом:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Мк.8:34).
Уверовав и возлюбив Христа, верные возлюбили и Его Крест.Начало почитания Креста, как символа Жизни, положили первые христианские общины. По свидетельству раннехристианского писателя Тертуллиана (†220г.) почитание Креста началось с I века, с самого начала существования Церкви. Уже первые христиане в знак почтения носили с собой образ Креста, некоторые даже изображали Крест на лбу, что заставило их первыми пострадать во время гонений.
И все же в начале почитание Креста было по большей мере сокровенным, скрытым от языческого окружения. В римских катакомбах II и III веков были найдены первые потаенные рисунки креста в виде греческой буквы Т «тау» или в виде буквы Х. Иногда на рисунках первые буквы имени Иисуса Христа совмещались (I и X), что составляло особое аллегоричное изображение Креста, бывало, что это изображение дополнительно украшали растительным орнаментом, что как бы притеняло, укрывало Крест и, при этом, было символом процветшего Креста, принесшего благой Плод.
Символичное изображение Креста первые христиане помещали на стенах своих домов, на сводах гробниц, ткали пояса со знаком Креста, чтобы носить на себе. Мы знаем, что первые века были отмечены гонениями христиан, поэтому демонстрировать знак Креста на себе означало быть исповедником. Случаи исповеднического ношения Креста на себе отмечены в мученических актах, это были такие исповедники, как мученик Прокопий(†303), пострадавший при Диоклетиане, открыто носивший крест на шее, или воин мученик Орест (†304).
В полной мере почитание Креста среди христиан открылось после принятия миланского эдикта 313 года. Освобождение христиан от жестоких преследований и новое отношение к Христовой вере в государстве связано с именами святого равноапостольного императора Константина(†337) и его благочестивой матери царицы Елены(†330), которая много потрудилась, чтобы отыскать Животворящий Крест Господний на месте казни Христа в Иерусалиме и обрела его в 326г. За эти труды и ее веру царицу Елену святая Церковь называет, также как и ее сына, равноапостольной.
Открывшаяся свобода вероисповедания Христа повсеместно распространила обычай крестного знамения:
«Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение креста” на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда»,
— говорит святитель Кирилл Иерусалимский(†386).Иоанн Златоустый (†407), архиепископ Константинопольский добавляет:
«Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением». И еще, призывая матерей-христианок не осквернять тела своих чад амулетами, он же говорит: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!».
То есть к этому времени кресты носят уже все, даже дети.С середины тридцатых годов IV века в Иерусалиме устанавливается традиция празднования дня Воздвижения Креста Господня. Днем поднятия Святого Креста царицей Еленой считается 14 сентября 326 года. К этому дню было приурочено также освящение двух храмов на месте обретения Креста и на месте Воскресения Христова, и этот общий праздник назывался тогда днем Обновления, и праздновался торжественно.
Ермий Созомен (†450) автор «Церковной истории» писал:
«Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
В день этого праздника чествования Святого Креста пришла в Иерусалим когда-то египетская девушка Мария и здесь была призвана Господом к покаянию, изменившему всю ее жизнь, и давшему миру святую Марию Египетскую.
Хотя первое время это торжество носило больше местный характер, и все же, приходя на праздник в Иерусалим, паломники разносили традицию празднования Воздвижения Креста и в свои страны. Особенно почиталось Воздвижение Креста в восточных церквях, на западе празднование Кресту начинается со времени возвращения Честного древа Креста Господня из персидского плена в VII веке.
Самое древо Креста Христова почитается христианами как животворящая святыня, потому что на него изливалась Кровь Спасителя. Частицы древа Креста Господня расходятся по церквям в разных частях мира, вкладываются в драгоценные оклады и почитаются верующими как самые драгоценные святыни.
К этому времени повсеместно в церквях совершалась уже особая служба в честь Креста Господня. Церковные историки указывают на древность сохранившихся и используемых до сих пор за богослужением песнопений Воздвижению Креста. Например, тексты тропарей «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи» относят к VI или даже V в.в.
Почитание Креста выражено в церковных богослужениях, в торжественных Праздниках, посвященных Кресту:
27 сентября (нов. ст.) — Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, один из двунадесятых великих Праздников Церкви и единственный из них, посвященный событию уже после Евангельской истории.
Крест чествуют и в третью неделю Великого поста, называемую Крестопоклонной, когда на середину всех храмов выносится Крест для поклонения верующих.
Всем известен и любим праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), в народе его называют Медовый Спас.
7 мая (20 мая нов.ст.) — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351год).
Кроме этого, каждая среда и пятница в недельном вседневном круге богослужений посвящены Кресту Господню.
Крестами украшены храмы и церкви.
Крест — символ любви к Спасителю Господу Иисусу Христу и веры Ему. Крест христиане надевают в Таинстве Крещения и носят на себе всю жизнь. Для верующих это святыня и защита от древнего врага.
Как говорит святитель Григорий Богослов(†389) :
«Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава».
На Вселенских Соборах были утверждены святые правила почитания Креста Господня как и святых икон. Шестой Вселенский Собор (680г.) в правиле 73 провозгласил:
«Если на земле написан Крест, да изгладится», т.е. заповедал изгладить святое изображение, если Крест начертан на земле, поднять, если положен на пол, чтобы никто, ни животные, ни человек не попирали своими ногами победное оружие Христа. То есть, мы должны относиться к Кресту, как к святыне, где бы и в каком бы виде он не был изображен.
К этому правилу в книге «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского) (†1722г.) приводится история из Кормчей:
«Кесарь Тиверий (не тот, который был во времена Христа, тот был идолослужителем, но другой кесарь, благочестивый, после Константина Великого), прохаживаясь некогда по своей царской палате, увидел на земле Крест, выдолбленный в мраморе, и тотчас повелел изъять его, говоря, что если Крест Господень должно изображать на челе и груди, то как же дерзнем попирать его ногами. Когда же изъяли мраморный камень, на котором был начертан Крест, открылось сокровище более ста тысяч златиц, как бы в воздаяние крестолюбивому царю за благочестие».
Крест нательный
Центр изготовления: Старица
XIV–XVI вв.
Медный сплав, литье.
4.2 × 2.5 × 0.4 см
Центральный музей древнерусской культуры
и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Значение
По словам святого Максима Исповедника (†662г
.) «весь духовный мир таинственно представлен в символических образах в мире чувственном для тех, кто имеет очи, чтобы видеть, и весь чувственный мир заключен в мире духовном».
Символизм Креста имеет историю.Знание человека о таинственном знаке креста простирается в самые древние времена, он был рядом с человеком всегда. Например, крест в круге известен многим древним культурам, как изображение символизирующее свет или огонь (при помощи сложенных крестом палок добывали огонь).
Крест понимали и как единство времени и пространства – перекрестие вертикали и горизонтали, т.е. соединение всего – как центр жизни. Древний египетский символ – ключ жизни (анх) очень похож на крест. Этот древний символизм креста, как центра или ключа жизни, воплотился полностью в Новом Завете через распятие на Кресте и Воскресение Христово.
Все обнимает Крест, простираясь во все концы, – самую недостижимую небесную высоту и самую глубину страдания, во все пространство мироздания и на все времена, запечатлевается на всем Творении Божием.
«Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь»
, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин (†около 780 г.).Крест был орудием спасения по учению Григория Паламы(†1359г.) еще до Голгофы. Еще в Ветхой истории повсюду присутствуют прообразы Креста: в крестообразном сложении дров на плечах Исаака, восходящего на гору, чтобы стать жертвой (Быт.22), в символичном перекрещивании рук при благословении Иаковом сыновей Иосифа (Быт. 48). Моисей начертал его на водах Чермного моря своим жезлом, чтоб перевести народ, сначала разделив, а потом соединив воду (Исх.14). Прообраз Креста Христова и дерево, усладившее горькие воды Мерры (Исх.15), и вознесенный на древе змей (Чис.21) и многие другие образы Ветхого Завета.
Распятие на Кресте устрашало иудеев и неверующих. Они видели в нем только страшное орудие жестокой и позорной казни, не применявшейся у иудеев. Они помнили, что в Законе было сказано «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.21:23).
Но не все из них захотели услышать апостола: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою»(Гал.3:13). Потому что «не всякий висящий на древе проклят пред Богом, но тот, кто согрешил грехом, достойным смерти», — говорит всем блаженный Иероним(†420г.).
Закон предписывал наказывать грех, но ведь Бог безгрешен. И святой Иоанн Златоуст(†407г.) подтверждает:
«Желающий разрушить клятву сам должен быть свободен от клятвы, должен принять на себя клятву незаслуженную — вместо оной заслуженной: такую клятву и принял на Себя Христос и ею уничтожил заслуженную».
Безгрешный, умерев за грешных, освобождает их от смерти. В духовной слепоте люди забыли и пророчество великого вождя Моисея: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28, 66).
Да и сейчас неверующие не могут понять, как это христиане носят на себе орудие казни. Как-то на предложение перекреститься, входя в храм, один «захожанин» ответил мне: «Я на себе крест ставить не собираюсь». Кого же так страшит Крест? Кирилл, Иерусалимский святитель(†386), объясняет:
«Ибо это благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, властно подвергнув их позору (Кол 2:15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай этим знамением по той причине, что оно даром дано тебе, но за это тем более почитай Благодетеля».
Велика сила Креста, верующий опытно убеждается в ней и учится подкреплять свою жизнь всегда крестным знамением, ношением и почитанием Креста Господня.
«Крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия»,
— говорит Иоанн Златоуст († 407г.) и сравнивает Крест со светильником всему миру.Главный символизм Креста для каждого христианина должен заключаться в подвиге следования за Христом и несении своего креста. Без смирения перед Ним в своих немощах, без усвоения Его жертвенной любви, без умаления себя ради Христа и ближнего, без подражания Ему в кротости и любви к людям, без распятия своих страстей, без отречения от гордого самонадеяния, без терпения в скорбях и болезнях, без исполнения Его воли – невозможно быть Его учеником. Но как легок крест с Ним:
«Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо мое благо, и бремя мое легко есть»(Мф.11:28-30).
Формы
Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:
- Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
- Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
- Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
- «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
- Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
- Крест-накупольник с полумесяцем.
Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от
«Жены, облеченной в Солнце, под ногами Которой Луна и на главе Которой венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).
Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества.
Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:
- обе поперечины одинаковые — «латинский»,
- вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».
О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).
Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.
«Крест всякой формы есть истинный крест», — говорил преп. Феодор Студит(† 826г.). «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился», – говорит святитель Дмитрий Ростовский (†1709г.), и добавляет: «проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».
Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19).
Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.
Особенности изображения Распятия
Появившееся значительно позже изображение Распятия стало результатом развития богословской традиции — воплотившийся и ставший человеком Бог мог быть изображен. Но в этом изображении выразилась особенность богословских взглядов Востока и Запада.
«Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен добычи, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, уготован путь к первоначальному блаженству, отверсты врата райские, воссело естество наше одесную Бога, и мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом»
, — говорил о радости победы Иоанн Дамаскин (†около780 г.).Это торжество требовало от христианского искусства изобразить Победу на Кресте. До IX века Христос изображался на Кресте живым и даже торжествующим. Для изображения торжества использовались драгоценные металлы, золото, каменья.
Умершего Христа стали изображать только с X века. В католических церквях стали использовать Распятия, изображавшие страдания и мучения Спасителя, применяли натуралистическую технику изображения с напряжением мышц, отражением страданий на лице. По этому натурализму можно отличить католическое распятие от православного. Православное Распятие всегда иконное изображение, т.е. изображение духовного мира, лишенное плотских характеристик и натуральности.
Кроме того, на востоке с древности на Кресте-распятии Христос изображался с ногами, прибитыми каждая отдельным гвоздем. Изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, стали на западе с XIII века. В нашей Церкви сохранилась традиция изображать Христа Воскресшим и обнимающим весь мир.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания». Иеромонах Адриан (Пашин).
Еще одна форма креста — схематичное, без Распятия, изображение — Схимнический Крест, который имеет множество буквенных символов. Это также восьмиконечный крест, возвышающийся над символом горы Голгофы, под которой расположен череп – голова Адама, т.к. из предания известно, что распятие совершилось на том месте, где с древности покоились кости древнего Адама. После Распятия Кровь Нового Адама упала на них, смывая древний грех человека. Крест дополнен изображением орудий казни – трость (Т) и копие (К).
Таким образом, изображение Схимнического креста сопровождается первыми буквами (сокровенно) слов: Царь Славы, Сын Божий, Иисус Христос, Победитель (на греческом), ГГ – гора Голгофа, ГА – глава Адама, МЛРБ – «место лобное распят бысть».
В православных церквях после службы раздают просфоры, на которых также изображен крест (бывают и богородичные с символом Божией Матери). «Просфорный крест» — особая форма креста, имеющая также и буквенные знаки: греческие буквы «IC.XP» и «NIKA», что означает имя Спасителя – заглавные буквы имени Иисус Христос и «NIKA» — по-гречески означает Победа или Победитель. Эта просфорная печать означает выкуп грешников из пленения греху и смерти за великую цену.
Виды крестов
Нательные крестики носят все христиане, их надевают в Таинстве Крещения и носят в знак любви и верности ко Христу. Крест наше оружие против духов злобы, всегдашняя молитва от пребывания Распятия Господнего на нашем сердце, свидетельство Крещения в Христову веру, знак принадлежности православной Церкви.
Каноничным православным крестом считается четырех-, шести-, восьмиконечный крест с изображением Спасителя, с обратной стороны с надписью «спаси и сохрани», обязательно освященный в церкви. Крест лучше не снимать с себя ни в бане, и в больнице.
Материал, из которого будет сделан крестик, его стоимость, не имеют значения, ведь это не ювелирное украшение. Нательный крест потому и нательный, что его не носят на показ, его носят под одеждой на груди. Крест не сувенирчик и не амулет. Ко кресту надо относиться как к святыне, но если он вдруг потерялся (цепочка порвалась), то не стоит впадать в суеверный ужас, нужно купить и освятить другой, носить, относиться к нему внимательно и бережно, и при каждом своем шаге помнить, что у тебя на груди Распятие Христово. Нужно верить Христу и жить христианской жизнью в лоне матери-Церкви.
Наперсный или нагрудный крест – принадлежность одеяния священника, введен в России с XVIII века, до этого крест на груди носили только епископы. Первоначально наперсный крест был знаком отличия для пресвитеров, использовался, как награда.
Крест наперсный
XIV в.
Шифер, резьба
Частное собрание
Сейчас также есть повседневные иерейские кресты, по которым всегда можно отличить батюшку или иеромонаха от простого клирика или простого монаха в церкви, но есть и наградные наперсные кресты для священства. На обратной стороне креста надпись:
«Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4, 12).
Иерейский крест носится на цепочке, конец которой перекидывается через шею на спину. Это является пастырским знаком заботы о прихожанах, как ношение на раменах заблудшей овцы.
Архиерейский крест также наперсный, т.е. носится на груди и надевается вместе с панагией – овальной формы образ Божией Матери. Они означают высшую иерархию в Церкви и символизируют ответственность епископа за народ и его обязанность подражать в этой заботе о людях Крестному подвигу Спасителя и уповать на предстательство и молитвы Божией Матери.
Крест наперсный панагийный. Крест корсунский
XIII в. (оправа — XVI в.)
Яшма, оправа — серебро, скань
7.7 × 5 см
Центральный музей древнерусской культуры
и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП-3626
Напрестольный Крест — принадлежность святая святых храма – алтаря. Напрестольным он называется потому, что полагается на престоле, т.е. на том святом месте в храме, где совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Там же на престоле лежит святое Евангелие. Евангелие и Крест символизируют полноту Божественной истины, открывшейся в Новом Завете, о Домостроительстве спасения человеческого рода.
Распятие Христово с предстоящими и апостолами
Икона с врезанным крестом
XIX в.
Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль.
31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест)
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Напрестольным Крестом во время богослужения осеняется народ, к нему прикладываются после окончания Литургии, его употребляют для совершения Таинств и других уставных служб и священнодействий, например, для освящения воды на Богоявление.
Церковь не перестает славить Крест за богослужением:
«Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва»,
зачастую обращаясь к нему, как к личности.Но не само по себе древо имеет чудодейственную силу для нас. Сила Креста в Распятом на нем Господе, Он есть спасение миру, Тот, кто дарует нам символом спасения нашего Свой святой Крест.
Крест, на котором был распят Христос, стал знаменем нашей Церкви, воплощением жертвенной Любви Бога к людям, символом истинного пути для тех, кто верует Спасителю и желает идти за Ним. Пусть мир хвалится силой, властью, богатством, нам же с апостолом подобает «хвалиться разве только крестом Господа» (Гал. 6, 14) и пребыванием с Ним на Кресте, Причастием Его Телу и Крови и надеждой наследования Его Воскресения.
Автор: Ирина Нечаева
Крест в круге — символ из каменного века, значение в христианстве
Если говорить о сакральной символике, доставшейся современным людям в наследство от предков, то оберег «солнечный крест» (или «колесо сансары») окажется, пожалуй, одним из самых древних. В той или иной вариации он встречается практически у всех народов, и практически везде ассоциируется с небесной колесницей, на которой передвигаются верховные Боги.
- В частности, у славян он был известен как знак Перуна, а у кельтов — как «громовое колесо».
По сути, крест в круге — всегда символ колеса, то есть — вечного движения, перерождения, обновления. Бесконечной жизни. Понятно, что важнее этого ничего быть не может. Разница только в деталях. Точнее, в количестве спиц и в том, что они обозначают: единение частей света, стихий, измерений. Достаточно часто его называют «кельтским крестом», хотя некоторые исследователи полагают, что символ намного древнее всех ныне известных религиозных и культурных традиций. Не исключено, что это наследие погибшей Атлантиды, от которой не осталось ничего, кроме легенд и сказок.
Крест в круге — символ (значение) в Христианстве
Несмотря на то, что языческая символика (в целом) Христианством отвергается, именно этот сакральный знак успешно существовал на Руси в течение многих веков после крещения.
- Он даже получил название «нахлебного креста», поскольку олицетворял собой традицию надрезания и «преломления» хлеба.
Позже появилась более глубокая трактовка того, что означает символ «крест в круге» — его связали с таинством причастия.
Символ «крест в круге» — значение и воздействие
Сила Солнца, сила исцеляющего и испепеляющего огня, заключенная в бесконечность — символ «круг с крестом внутри» обладает невероятной мощью. Его не случайно называют печатью Богов. Считается, что этот сакральный знак притягивает к себе внимание Высших сил, заставляя их попутно обратить внимание и на человека-«носителя». Символ действует сразу в нескольких направлениях:
- помогает обнаружить то, что скрыто (например, врожденный потенциал или тайные таланты), развить паранормальные способности;
- позволяет наполнить человеческое существование гармонией;
- обострить восприятие и возродить надежду;
- укрепить веру;
- усилить связь с предками (духами Рода), обеспечив их покровительство;
- привлечь благополучие и финансовый успех;
- подарить здоровье и возможность деторождения.
Как работает амулет?
Чаще всего оберег «крест в круге» вырезают из дерева или делают из металла (обычно из серебра). Однако существует традиция нанесения магического узора на кожу человека. Например, в виде татуировки. В этом случае следует заранее решить, какое место на теле лучше выбрать:
Символ на спине обеспечит мощную защиту от недоброжелателей;
На правой руке послужит обретению мудрости и силы;
На шее — позволит успешно реализовать творческий потенциал.
Что означает крест, знак, символ креста православного, крест в круге.
Действительно, вас никогда не интересовало, что означает крест, откуда пошёл этот символ или знак? Мы, в лучшем случае, осведомлены о природе происхождения православного креста. На нём распяли Христа. Поэтому этот символ свят для всякого христианина. Но изображения перекрещенных линий найдены даже при раскопках стоянок человека из каменного века. Поэтому очевидно, что история знака креста гораздо древнее библейских событий. Так что же таит в себе этот символ, что означает, что скрыто за ним?
Взгляд на символ креста Комиссара Катара мне показался логичным и заслуживающим доверия. Он считает, что крест и свет – тождественные понятия. Если перекрещенные палочки потереть одна о другую, как это делал древний человек, то можно добыть огонь. То есть свет. Отсюда и пошёл символ креста или сакральный знак, с которым человек связал самое дорогое в своей жизни. Крест давал ему тепло и свет, способен был согреть жилище, приготовить еду и, само собой, защитить от злых зверей или духов. Отсюда многочисленные обряды, мифы, ритуалы, легенды, суеверия.
Словно вижу старца из того далёкого времени, который наставляет ученика. «Не мельтеши, сначала перекрести палочки, наложи крест. Потом усердно три одну о другую, ускоряя темп.» Возможно, так оно и было.
Две палочки, а одна обязательно тверже другой, применявшиеся для добычи огня, стали прообразом священного креста. Это, чуть позже, кресало и кремний, дающие сноп искр, из которого возгорался огонь – свет. «То есть, две скрещенные палки, одной из которых скребут по другой и есть сКРЕСт. А значит древний символ Крест, не что иное, как ОГНИВО», — резюмирует Комиссар Катар.
Что означает крест в круге или с полусферой на верхнем конце
Не удивительно, что добывание огня посредством трения древние люди отождествляли с процессом полового акта. И динамикой схожи, и результат единичен – продолжение жизни. Фантазия предков на этом не остановилась и явила миру многочисленные формы и образы крестов.
Когда человек научился добывать огонь с помощью линзы – а это был кристалл скарабея в древнем Египте, то появился коптский крест с полусферой вверху.
Равноконечный правильный катарский крест в круге символизирует единство двух источников жизни – света солнечного небесного, дарованного людям, с живым земным, рожденным разумом и усердием человека. Одновременно это символ гармонии двух других начал нашей жизни. Горизонтальная черта – женского, вертикальная — мужского начала. Равноконечный крест в круге означает ещё соитие. Но не трах. А истинное наслаждение души, разума и тела, как вершину любви мужчины и женщины.
Если вы посмотрите внимательно на правильный крест в круге сверху, то увидите перед собой пирамиду. Это еще одна тайна креста, о которой в другой раз.
Что означает православный крест
О том, что православный крест означает распятие, уже говорил чуть выше. Вернуться к этому вопросу побудило любопытное свидетельство христианского писателя Феликса Мануция, жившего якобы в III веке н.э. Вот оно: «Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».
Это называется – приплыли. Христиане отвергали крест? Крест это — символ так называемых язычников? Отложите этот факт в своей памяти, он очень важен.
Далее приведу один абзац из былины Комиссара Катара полностью:
«Мы забываем, что Исус умер на кресте, но не от креста, а от ПЯТОГО удара. Сначала гвозди в руки и ноги, а затем удар в сердце копьем сотника Лонгина. Копье и есть причина смерти, а пролитая кровь это жертвоприношение. То есть, описанная казнь Спасителя это религиозное жертвоприношение на кресте. И тем, кто это сделал, нужна была именно кровь, которая бы пролилась на дерево креста. То есть, они хотели освятить огниво кровью».
Кто и зачем устроил, столь глубинное своими символами, жертвоприношение Спасителя рода человеческого? На этот вопрос нам ещё предстоит ответить.
Что ждёт нашего познания
Символ креста вобрал в себя куда больше, чем сегодня вы узнали из миниатюры по мотивам былин Комиссара Катара. Вот вам образ во всей полноте. Одно кресало не способно ничего поджечь. Чтобы высечь сноп искр, требуются кремень. А чтобы возгорелся огонь – еще и трут. Это божественная Троица.
Трут – это пучок неких волокон. Это уже хаос.
Кремень – это углерод. Кресало — это кислород. Что мы видим? Систему кровообращения человека. В ней венозная кровь насыщена углекислым газом, а артериальная – кислородом. Последняя поступает в левое предсердие от лёгких по четырём легочным венам. И огонь можно извлечь, двигая кресалом в четырёх направлениях…
Теперь вы осознаёте, что сегодняшний ответ на вопрос, что означает крест, знак, символ креста, только начало большого и интересного разговора. Мы его обязательно продолжим.
Иван Иванович А.
Про смысл жизни
Стилистические различия мировых религий
Почему немцев называют немцами, а не германцами?
Что означает крест, как символ? Подробнее…
учись пользоваться поисковиком
Вертикальная часть — символ восхождения к высшему духовному миру от низшего — материального. Перекладина — граница раздела между ними
Символ язычников
Крест есть символ жертвенности Христа.
Языческий древний символ. Когда-то люди поклонялись солнышку, живущему на небесах, владыке царства света. И вот это солнышко с 22 по 25 декабря находилось в созвездии южного креста, а потом сходило с него, поднимаясь вверх… . Оттуда и крест, и рождество, и три дня висения на кресте, и воскрешение солнышка после самой длинной ночи в году и удлинение дня… . Позаимствован иудеями у египтян…
какое значение в символ вложите, тем оно и будет.
Горизонталь — материя, вертикаль — дух. Горизонталь — женское начало, пассивное, природа, вода. Вертикаль — мужское начало — активное, космос, огонь. Человек с крестообразно раскинутыми в стороны руками- по форме напоминает КРЕСТ. Это символ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА — БОГОЧЕЛОВЕКА. Управновешивающего в себе и через себя Материю и Дух в гармонии. Вот и Крест. Появился задолго до официального Христианства.
Имхо.. Это орудие смертной казни, когда человек прекращает земную жизнь и начинает по ту сторону креста в воскресении. Водное крещение и есть ложит человеку конец для новой жизни в воскресении. Есть и символизм. Вертикальная перекладина-жертвовать себя для Бога и одновременно общаясь с ним. Горизонтальная-посвящение себя на служение ближним. Вкресте мы исполняем две важные заповеди: Возлюби Бога и возлюби ближнего.
Жизнь Вечная !
символ Победы над смертью Христом Иисусом.
Веселись, превозмогая муки земных страданий.
Луки 9:23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Крест – это борьба со своей греховной натурой и противостояние злу.. .
Так выглядит символ Истины крест.
Для многих лидей крест — неизменный атрибут христианства. Посмотри, однако, какие любопытные факты приводятся в некоторых источниках: » Британская энциклопедия»: Почти на всей территории Старого Света археологи находили предметы, осмеченные крестами различных форм. Ноходки датируются временем задолго до Христа. Можно привести огромное число примеров из Индии, Сирии, Персии и Египта и до сих пор испльзуется среди нехристианских народов, Во многих случаях это связано с поклонением силам природы. (Enciklopedia Britanica, 1946, том 6, страница 735). «Краткая история фаллических культов»: Кресты разлиной формы посюду встречаются на египетских гробницах. Многие специалисты считают их символами либо афллоса ( изображения мужского полового органа) , либо совокупления. В египетских гробницах crux ansata соседствует в фаллосом. ( Cutner H.A.& Short History of Sex-Worship, Лондон, 1940, стр. 16,17) и т. д. и т. д..
Восьмиконечный Православный крест, его символика и значение! Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» , прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.
Воплотившийся Бог Иисус Христос из безмерной любви к нам взял на Себя грехи всего рода человеческого и, приняв на Кресте смерть, принес за нас искупительную Жертву. Так как грехи ведут человека к духовной смерти и делают пленником диавола, то после голгофской смерти Христа Крест стал орудием победы над грехом, смертью и диаволом. В таинстве крещения происходит возрождение падшего человека. Благодатью Святаго Духа совершается его рождение к духовной жизни. Родиться можно только тогда, когда умрет наш ветхий человек. Спаситель сказал в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). В крещении мы сораспинаемся с Христом и совоскресаем с Ним. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Здравствуйте. «К [рест] с доисторич [еских] времен служил религиозным, охранительным символом в почти каждой культуре мира. К [рест] был атрибутом богов Скандинавии, Ассирии, Персии и Индии» (Большая энциклопедия. М. : ТЕРРА, 2006. Т. 24. С. 131). «Форма последнего [креста из двух балок] взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистической буквы Тау, первой буквы его имени) . К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Чтобы укрепить позиции отступнической церковной системы, церкви принимали язычников без духовного перерождения и позволяли им сохранять свои языческие знаки и символы. Таким образом, буква Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, была перенята для обозначения креста Христова» (Vine W. E. An Expository Dictionary of New Testament Words. Лондон, 1962. С. 256). «Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви. […] Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский Один — символы всех этих божеств имели крестообразную форму» (Tyack G. S. The Cross in Ritual, Architecture, and Art. Лондон, 1900. С. 1). «Крест, называемый „крукс ансата“ [Т-образный крест с петлей наверху].. . держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти как представителей бога солнца и назывался „знаком жизни“» (Garnier J. The Worship of the Dead. Лондон, 1904. С. 226). «Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса [изображения мужского полового органа] , либо совокупления. […] В египетских гробницах „крукс ансата“ соседствует с фаллосом» (Cutner H. A Short History of Sex-Worship. Лондон, 1940. С. 16—17). «Эти кресты использовались как символы вавилонского бога солнца . Впервые они появляются на монете Юлия Цезаря (100—44 до н. э.) , а затем на монете, отчеканенной его преемником (Августом) в 20 году до н. э.
Крест крестоносцев — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Крест ордена Гроба Господня Иерусалимский КрестКрест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест — это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» — это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.
Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.
Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).
Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест — символ Христа, четыре маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Иерусалимский крест также использовался в качестве герба Киликийской Армении и флага Армянского Хаченского княжества, а с 2004 года иерусалимский крест изображён на флаге Грузии.
Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.
Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере, именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов).
Герб Левона VI, короля Киликийской Армении Княжеский флаг-Армянского княжества Хачен,Армянской провинции-Арцах в период правления Великого Князя Гасана Джалала Вахтангяна (1214—1261) нательный крест паломникаСонник Знак крест. К чему снится Знак крест видеть во сне
Крест, явившийся в сновидении, следует воспринимать как предупреждение о приближающемся несчастье, в которое вас вовлекут окружающие.Если во сне вы поцеловали крест, то примете это несчастье с должной стойкостью.
Молодая женщина, увидевшая во сне, что она держит в руках крест, будет соблюдать скромность и доброжелательность в поведении, чем завоюет любовь других и вызовет благосклонность судьбы.
Если вам приснился человек с крестом в руках – займитесь благотворительностью и проявите заботу о близких.
Нострадамус считал крест символом спасения, испытаний, надежды. Он давал следующие толкования снам о крестах.
Увидели во сне крест – приготовьтесь к долгим и тяжелым испытаниям.
Приснилось церковное распятие – ваши неблаговидные поступки послужат причиной ваших душевных страданий.
Если во сне вы сжимаете в руке крест, то вы выбираете не самый легкий, но достойный жизненный путь.
Сон, в котором вы увидели орла, несущего в своих когтях крест, означает, что кто-то относится к вам очень агрессивно.
Приснившийся крест, очерченный кругом, – знак беды, под угрозой находитесь вы и ваши близкие.
Если во сне вы надели на шею крест, то наяву кто-то из ближних попросит у вас помощи. Оказав ее, вы понесете убытки.
Горящий крест – предупреждение об опасности.
Крест, похожий на якорь, означает духовное возрождение.
Болгарская прорицательница Ванга считала, что в сновидении крест – символ, означающий прощение, защиту от зла, обновление. Вот как она трактовала эти сновидения.
Сон, в котором вы увидели у себя на шее крест с цепочкой, символизирует покаяние, всепрощение и любовь к ближнему.
Видеть во сне, как вас крестил священник и надел на вас крест, – знак того, что в реальной жизни ваш ангел-хранитель убережет вас от несчастий.
Во сне вы увидели золотой, сияющий крест – наяву вы обладаете таким необходимым качеством характера, как умение забывать и прощать обиды.
Вам приснилось, что вы стоите на кладбище и перед вами могила, на которой вы видите большой крест, – этот сон означает, что в реальности вам следует делать больше добрых дел, так как плохие дела обязательно будут наказаны высшими силами. Наяву вы разуверились в справедливости этой истины.
А Д. Лофф писал: «Этот мощнейший религиозный символ олицетворяет собой утешение, осуждение, исцеление, боль или потребность в защите. Конечно же, важно проанализировать, каким образом этот объект появляется во сне и какое влияние оказывает на весь сюжет сновидения.
Крест может вызывать и совершенно противоположные чувства: притяжение, отвращение или желание его избежать. Избегать креста – показатель осуждения, стыда, неадекватного отношения к вечным человеческим ценностям. Это попытка проигнорировать память, то есть своего рода защитный механизм, помогающий забыть о последствиях выбора или события, связанных с религиозной символикой в вашей жизни. Распятие, безусловно, имеет и положительное начало – оно несет спасение и чувство безопасности. Многие религиозные иконы являются для нас «положительным» табу. Так же, как мы избегаем связи с темными символами или образами табу, мы ощущаем добрую силу позитивных символов. Сила символа дает нам чувство безопасности.
Христиане, увидев во сне распятие, могут достигать внутреннего очищения, обновления и примирения».
Тау-крест — Википедия
Тау-крест или Антониев крест — крест, состоящий из вертикальной перекладины, соединённой верхним торцом с центром перекладины горизонтальной, известен также как Антониевский крест. Это название крест получил в честь основателя христианского монашества Антония Великого, жившего в IV веке. Другие названия: крест виселицы (из-за схожести своей формы с конструкцией виселицы тех времён), египетский крест, crux comissa. Название тау-крест получил по имени греческой буквы «тау» или «Т», которая, в свою очередь, берёт своё происхождение от финикийской «тав», имеющей X-образную форму.
- Известные значения буквы в разных алфавитах:
- Финикийский: крест, отметка, знак.
- Протоханаанский: крест.
- Протосинайский: отметка, знак.
В качестве креста означает жизнь, ключ верховной власти и нисхождение духа в материю[1].
Будучи последней, двадцать второй буквой еврейского алфавита, в Библейские времена буква «тау» («тав») стала означать конец света, а также служила знаком Каина[2]. В иудейской традиции тау-крест наносился израильтянами на дверные косяки в ночь первой еврейской Пасхи в Египте, чтобы защитить свои дома от Ангела Смерти[3]. И, поскольку тау входит в анх, являясь его нижней частью, эта идея, вероятно, была заимствована у египетского обычая отмечать косяки дверей знаком анх — защищающим жизнь символом удачи.
Согласно Ветхому Завету, Моисей воздвиг медного змея в пустыне на тау-кресте[4]. Увековечивающая данное событие скульптура «Посох Моисея», находящаяся на горе Нево в Иордании, имеет форму символа тау, опоясанного змеем.
Тау-крест выступает и в качестве креста-распятия. Большинство исследователей полагает, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос, в связи с тем, что тау-крест применялся для пытки и умерщвления в южных и восточных частях Римской империи. На этом прямо указывает так называемое «Послание Варнавы» (начало II века)[5], а позже Тертуллиан[6]. Изображение распятия на языческой карикатуре, относящейся к III веку и найденной при раскопках Палатинского холма в Риме в 1857 году, имеет также форму буквы «Т».
Символ тау известен как крест святого Антония в Египте (начало IV века) и крест Франциска Ассизского (начало XIII века). Ныне это один из атрибутов францисканского ордена. Иероним Босх изображает Антониевский крест на своем алтарном триптихе «Искушение святого Антония».
Конрад Виц. Crucifixus. 1444 г.Подобный крест использовали в своих работах многие художники, например:
Наряду с анхом тау-крест был распространенным знаком в Древнем Египте, где обозначал плодородие и жизнь. Наносился на лоб каждого участника мистерий Митры (бога солнца у зороастрийцев и индийцев).
Тау-крест занимал большое место в религии друидов — такой крест, изготовленный из дубовых веток, либо брёвен, олицетворял друидического бога дерева, известного под именем Ху (Ху Гадерна). Примечательно также, что символом Ху являлся змей, что отсылает к Моисею и Библейскому медному змею.
У языческих германцев и кельтов тау-крест иногда обозначал божественный деревянный молоток или двуглавый молот бога дождя.
В каббалистической трактовке тау имеет значение «небо». Нумерологически представляется числом 400.
Т-символ в Традиционной религии черкесов.
Т-символ является символом Традиционной религии черкесов (адыгов). Его Верхняя горизонтальная черта символизирует самый высший, божественный уровень, который везде и над всем, и над которым нет ничего. Единственная вертикальная черта символизирует Единый Мир.
Упоминание Т-символа как культа Созреша (С.Хотко со ссылкой на Лонгворта и др.) является ошибочным, поскольку символом Созреша является ветвь боярышника с семью ответвлениями, которая устанавливается на праздник Зимнего Солнцестояния, отмечаемый 22 декабря, называемый Дыг’ег’азе (Дыгъэгъазэ), а также Созреш, Сеозерес (Созрэш). Лонгворт же описывает праздник, проводящийся в конце сентября, то есть Тхашхо-гухьаж (Тхьэшхеэгухьэж), когда действительно устанавливается Т-символ.
Жан-Батист Тавернье в своем описании религиозных обрядов Черкесии в XVII в. описывал Т-символ как «крест в форме молотка»: «раз в год в каждом доме делается крест в форме молотка». (Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. АБКИЕА. С. 78.)
Джордж Лонгворт в середине XIX века описал Т-символ, установленный в обрядовой роще. (Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов. Н., — Эль-Фа, 2002. С. 426).
Леонтий Люлье в 40-е годы XIX в. отмечал: «Единственный символ предмета поклонения их есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву». (Люлье Л. Я. Верования … С. 122).
Итальянский католический монах (XVIII в.) Минай Медичи отмечал: » … В разных местах близ деревьев втыкают деревянные шесты, нечто вроде пастырских жезлов, которые называют тапши …. В какой бы нужде они ни были, невозможно, чтобы, не сойдя с лошади и без преклонения, проследовали бы мимо этой тапши, где к тому же, произносят нечто вроде молитвы. Они, по-видимому, всегда просят успеха в своем деле и очень благоговеют пред совершением духовных дел… При всех случаях молятся так: Т’санып у г’семут’о ашнемджыр ц’фыр г’семт’о т’hлкнып, т. е.: “Если ты не дашь нам нашего счастья, никакой человек не может дать нам наше счастье”. (А.М. Меликсет-Беков. Pontica Transcaucasica Ethnica, СЭ, № 2, 1950, с. 163-175).
Эдмонд Спенсер (1836 г.) писал: «я наблюдал эмблему, когда проходил через их священные рощи в долине Адлера, более похожую на Т, чем на крест; говорили, что она была чрезвычайно древней». (Спенсер Э. Путешествия в Черкесию, 1839. С. 109).
- ↑ Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия — Символы, знаки, эмблемы. — Астрель, 2004. — 624 с. — ISBN 5-271-07986-4.
- ↑ Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» Архивная копия от 26 февраля 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1313 дней])
- ↑ Тора. Книга Исход. Гл. 12 (в этой главе описана 10-я казнь
- ↑ «И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя (נֵס, сигнальный шест в форме Т), и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Чис. 21:5—9.
- ↑ «крест в образ буквы тав (Т), должен был указывать на благодать искупления»
- ↑ «греческая буква „тау“, а наша (латинская) „Т“ есть образ креста»
- Рошаль В. Энциклопедия символов. — АСТ, 2005. — 1008 с. — ISBN 978-5-17-031665-6.
- Webber F. R. Church Symbolism: An Explanation of the More Important Symbols of the Old and New Testament, the Primitive, the Mediaeval and the Modern Church. — 2nd ed. — Cleveland: J.H. Jansen, 1938. — 413 p.