Создание красивых градиентов на CSS / Хабр
Вот линейный градиент на CSS, идущий от чисто жёлтого до чисто синего цвета:
Заметили, что в центре он становится бледным и грязным?
Это явление Эрик Кеннеди назвал «мёртвой зоной серого». Если вы тщательно не выбираете цвета для своих градиентов, то в ваших градиентах на CSS часто возникает такая обесцвеченная часть посередине.
Однако, как оказалось, можно полностью избавиться от мёртвой зоны серого. В этом посте я расскажу, почему она возникает, и о том, как можно использовать теорию цвета для создания насыщенных, ярких градиентов, «живых» по всей своей длине.
Как вычисляются градиенты
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как работает алгоритм linear-gradient
в CSS? Как он вычисляет конкретное значение цвета для каждого пикселя вдоль спектра?
Он вычисляет его, беря математическое среднее для каждого из трёх цветовых каналов: Red, Green и Blue.
[Прим. пер.: в оригинале статьи все изображения интерактивны.]
В цветовом пространстве RGB мы создаём цвета смешением трёх каналов: красного, зелёного и синего. Каждый канал имеет диапазон значений от 0 до 255.
Если мы увеличим до максимума значения всех трёх каналов — 255 / 255 / 255, то получим чисто белый цвет. А если установим каждый канал на 0, то получим чёрный, отсутствие всех цветов.
На самом деле, если всем трём каналам присвоить одинаковое значение, то результат всегда будет цветом в оттенках серого:
В показанном выше виджете градиента мы начали с чисто жёлтого цвета (255/255/0). При перемещении по градиенту мы начинаем примешивать синий (0/0/255). К тому моменту, как мы достигнем самой середины, мы уберём половину жёлтого и добавим половину синего.
Иными словами, все три канала сходятся к их среднему значению, 127,5. И в результате получается серый цвет.
Мне кажется немного странным, что среднее между синим и жёлтым — это серый. Смешав два очень насыщенных цвета, мы получили совершенно блеклый. Вот если бы был какой-то способ смешения только пигмента с постоянным сохранением насыщенности…
Альтернативные цветовые модели
Существует множество разных способов задания цвета. Пока мы использовали только модель R/G/B. И, честно говоря, эта цветовая модель довольно отстойная.
Давайте поговорим о другой цветовой модели: HSL.
HSL расшифровывается как Hue / Saturation / Lightness (тон, насыщенность и светлота). Если вы пользовались селектором цветов, то, вероятно работали с этой цветовой моделью.
Пример:
Вот что означает каждое значение:
- Hue (тон) управляет тем, каким будет пигмент, где находится цвет на шкале цветов.
- Saturation (насыщенность) управляет тем, насколько ярок будет цвет.
- Lightness (светлость) управляет тем, насколько светлым или тёмным будет цвет.
Лично мне такой способ кажется гораздо более интуитивным способом восприятя цветов.
Но вот что по-настоящему волшебно: что если вместо усреднения значений RGB в наших градиентах мы будем усреднять значения HSL?
Мёртвой зоны серого больше нет, потому что теперь мы смешиваем не значения R/G/B, а значения H/S/L.
Начальный и конечный цвета имеют одинаковую насыщенность и светлость, поэтому единственное изменяющееся значение — это тон. В результате этого мы, по сути, просто движемся по шкале цветов.
Вот ещё один пример, на этот раз смешение цветов с разной насыщенностью и светлостью. Ниже для сравнения показаны цвета со стандартным RGB-смешением:
Достаточно наглядная разница, правда?
Однако HSL не всегда является наилучшей цветовой моделью для каждой ситуации; она склонна к созданию слишком ярких и живых градиентов, потому что не учитывает человеческое восприятие.
Согласно цветовой модели HSL, оба этих цвета имеют одинаковую «светлость»:
Не все люди воспринимают цвета одинаково, но большинство сказало бы, что жёлтый ощущается гораздо более светлым, чем синий, несмотря на одинаковое значение «светлости». Однако модель HSL не волнует, как воспринимают цвета люди; она основана на чистой физике, энергии, длинах волн и тому подобном.
К счастью, существуют другие цветовые модели,
Какая цветовая модель лучше всего? Это сильно зависит от того эффекта, к которому вы стремитесь! Я люблю экспериментировать с множеством разных цветовых моделей, чтобы найти оптимальную для конкретного градиента.
Используем знания на практике
У меня есть хорошие и плохие новости. Давайте начнём с плохих.
CSS не позволяет нам выбирать цветовую модель. используемую в вычислении градиентов. Мы не можем выбрать интерполяцию HSL для конкретного градиента, по крайней мере, пока. Насколько я знаю, CSS Images Level 4 даёт возможность указания «способа интерполирования цветов», но он поддерживается не всеми браузерами.
Однако есть и хорошие новости: исхитрившись, мы можем обойти эти ограничения.
Градиенты в CSS не привязаны только к двум крайним цветам. Можно передавать 3 цвета, или 10 цветов, или даже 100 цветов.
Сначала нам нужно вручную вычислить набор промежуточных цветов. Мы можем сделать это с помощью JavaScript, чтобы можно было использовать любую нужную цветовую модель (благодаря полезной библиотеке наподобие chroma.js):
Далее мы берём этот набор цветов и передаём каждое значение функции градиента CSS:
.box { background-image: linear-gradient( to right, #ffff00, #f8ea47, #f0d465, #f0d465, #e7bf7c, #ddaa8f, #d095a1, #c280b2, #b26cc2, #9d56d2, #8440e1, #6028f0, #0000ff ) }
(Здесь мы используем линейные градиенты, но тот же трюк работает с радиальными и коническими градиентами!)
Но постойте, разве движок CSS не использует RGB-интерполяцию для вычисления пространств
Да, это правда, но, к счастью, это не особо важно.
Когда два цвета очень схожи друг с другом, на самом деле не важно, какую цветовую модель мы используем. Градиент получится приблизительно одинаковым. Мы не получим сильно отличающееся «среднее» значение, как бы мы ни вычисляли это «среднее».
Например, вот градиент, в котором используются два очень схожих цвета:
Цвета настолько близки, что RGB-интерполяция никак не может их испортить.
Итак, наш хитрый трюк заключается в том, чтобы сгенерировать набор промежуточных точек в выбранной цветовой модели и передать их в функцию градиента CSS. Движок CSS воспользуется RGB-интерполяцией, но это не повлияет на окончательный результат (по крайней мере, не настолько, чтобы это было заметно людям).
Ну а теперь самое интересное. Давайте поговорим о том, как генерировать эти градиенты.
Знакомство с генератором градиентов
Я создал инструмент, позволяющий генерировать роскошные, красивые градиенты, которые можно использовать в CSS:
Я в восторге от этого инструмента. В нём используются все элементы, о котором говорилось в посте, а также другие трюки (типа применения кривой для управления распределением цветов).
Настраивайте цвета, пока не получите нужный результат, а затем скопируйте фрагмент кода CSS внизу. Пока инструмент генерирует только линейные градиенты, но вы можете скопипастить набор цветов CSS и применять их в радиальных и конических градиентах!
Генератор находится здесь: https://www.joshwcomeau.com/gradient-generator/
Предыдущие работы
На создание собственного генератора меня вдохновили эти два чудесных генератора градиентов:
- Vivid Gradient Generator Tool Эрика Кеннеди
- Polychroma, созданный @stormwarning
Blueprint фон с помощью градиентов CSS
Разбираемся как используя одни лишь линейные и радиальные градиенты CSS создать клечатый синий паттерн, похожий на светокопировальную бумагу аля Blueprint paper.
Сегодня мы снова познаем силу великого и могучего CSS 3! Используя один лишь div блок и ни единого изображения, мы с вами сделаем фон в стиле светокопировального листа бумаги или blueprint paper. Для начала давайте разберёмся, что такое светокопировальная бумага и где она применялась, а так же где её можно применить в вебе.
Светокопировальная бумага — что это?
Светокопировальная бумага покрыта с одной из сторон очень тонким слоем светочувствительного вещества. Активно использовалась в 20 веке для копирования в светокопировальных аппаратах. Найти blueprint paper в виде форматной бумаги практически невозможно — она поставляется исключительно в рулонах.
Со времени изобретения светокопировальной бумаги в 1861 году она притерпела множество изменений. Одно из самых видимых изменения — это цвет. В середине 30х годов 20ого века была наиболее распространена синяя копировальная бумага, которая и закрепилась в нашем представлении. Из-за цвета её и назвали на западе blueprint paper, а в СССР её прозвали просто «синькой».
Blueprint-бумага активно использовалась при создании чертежей, схем и прочих полётов инженерной фантазии того времени.
На самом деле применений тут можно придумать массу — это может быть страница «в разработке», «ошибка 404»; блок-растяжка с начертаниями устройств для визуализации того, что компания разрабатывает адаптивные сайты; blueprint может отлично вписаться в формат уютного техно-блога или для создании страницы с бета-версией программного обеспечения. Использований масса, делается просто, а смотрится отлично! Давайте приступим!
Создаём сетку
Чтобы создать сетку, нам понадобится два градиента — один с вертикальными линиями и один с горизонтальными. Для примера сделаем сетку толщиной в 1 пиксель, чтобы было похоже на школьную тетрадь в клеточку. Пояснения по коду даны в комментариях.
See the Pen Simple crossing strips by Sam Gozman (@samgozman) on CodePen.
Как видно из примера, градиенты в CSS накладываются друг на друга, что освобождает нас от использования нескольких блоков в html. Понимая как работают градиенты в css, можно рисовать красивые узоры и орнаменты, которые можно использовать не только в качестве фонов, но и в качестве рамок и других декоративных элементов для вашего сайта.
Накладываем три сетки
Теперь нам понадобится наложить 3 сетки. Каждая последующая сетка будет иметь размер больше, чем предыдущая. Для простоты размер фона всегда будет кратный двум, например:
- 1 сетка: 128px на 128px
- 2 сетка: 32px на 32px
- 3 сетка: 16px на 16px
Также для большего соответвтия поставленной цели подберём более подходящие цвета для фона и для сеток. Для более «натурального» вида сетки поверх синего фона сделаем линии с разным уровнем прозрачности (используем rgba либо hsla цвета). Первая сетка будет с прозрачностью 0.8 и толщиной 3px, вторая 0. 6 и 2px, и третья с прозрачностью 0.3 и толщиной 1px соответсвенно. Прозрачность, как и цвет с толщиной, вы можете подобрать на ваше личное усмотрение.
See the Pen Simple blueprint pattern by Sam Gozman (@samgozman) on CodePen.
Добавим радиальный градиент
Последний штрих для нашего blueprint паттерна! Вместо простого цвета для подложки наших сеток, как было ранее, мы будем использовать радиальный градиент от более тёмного к более светлому фону. Это позволит нам сделать наш паттерн ещё более реалистичным и менее однотипным.
Помните, что градиенты накладываются друг на друга в том порядке, в котором они были описаны. То есть первый градиент будет первым, а последний последним — всё просто. Следовательно, чтобы радиальный градиент не перекрыл все наши сетки, его нужно ставить в самый конец.
See the Pen Simple blueprint pattern with radial gradient by Sam Gozman (@samgozman) on CodePen.
Вот, теперь идеально! Используя только градиенты CSS и один div блок мы смогли реализовать паттерн blueprint, который спокойно можно использовать на вашем сайте. Я думаю, что это в очередной раз подтверждает силу и потенциал CSS.
Для большей реалистичности я бы ещё добавил лёгкий эффект зашумленности (noise effect), но как его грамотно реализовать, не прибегая к base64, используя один лишь css, я не знаю. Если знаете как сделать реалистичный лёгкий эффект зашумленности с помощью градиентов css — пишите в комментарии, дополню статью.
Посмотреть целиком можно на CodePen.
Thursday, 29 December 2016
Follow @samgozman
CSS Gradient Reviews — Pros & Coss 2022
Простой, красочный генератор градиентов
17Reviews
1,9K
UPVOTES
13
Последователи
Посещение
Что люди думают о градиенте CSS?
Сообщество отправило 17 отзывов, чтобы рассказать нам, что им нравится в CSS Gradient, что CSS Gradient может сделать лучше, и более.
Оставить отзыв
Общие оценки
2 оценки
Оценка высокой для:
Design
простота использования
17 Обзоры
Наиболее полезные
Kareem Dabbeet
Хороший визуальный дизайн
Легкий в использовании
NEAL
9 2
9000 2
9000 2