3 способа поиска информации в интернете: Поисковые системы Интернета: средства поиска информации – Способы поиска в ИНТЕРНЕТЕ

Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Интернет Служба World Wide Web





Содержание урока

Интернет Служба World Wide Web. Интернет — мировое содружество сетей

Интернет Служба World Wide Web. Гиперструктура WWW

Способы поиска информации в Интернете. Три способа поиска в Интернете

Способы поиска информации в Интернете. Язык запросов поисковой системы

Коллекция цифровых образовательных ресурсов


Способы поиска информации в Интернете
Три способа поиска в Интернете

Три способа поиска в Интернете

imageИнтернет в целом и Всемирная паутина в частности предоставляют пользователю доступ к тысячам серверов и миллионам web-страниц, на которых хранится невообразимый объем информации.

Как не потеряться в этом «информационном океане»? Для этого необходимо научиться искать и находить нужную информацию в сети.

imageКак уже было сказано, существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

1. Указание адреса страницы. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа.

2. Передвижение по гиперссылкам. Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Если текущий документ посвящен, например, музыке, то, используя гиперссылки этого документа, вряд ли можно будет попасть на сайт, посвященный спорту.

3. Обращение к поисковому серверу (поисковой системе). Использование поисковых серверов — наиболее удобный способ поиска информации. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы:

• Yandex;
• Rambler;
• Google.

Существуют и другие поисковые системы.

Поисковые серверы

imageНаиболее доступным и удобным способом поиска информации во Всемирной паутине является использование поисковых систем. При этом поиск информации можно осуществлять по каталогам, а также по набору ключевых слов, характеризующих отыскиваемый текстовый документ.

Рассмотрим использование поисковых серверов более подробно. Поисковый сервер содержит большое количество ссылок на самые различные документы, и все эти ссылки систематизированы в тематические каталоги.

Например: спорт, кино, автомобили, игры, наука и др. Причем эти ссылки устанавливаются сервером самостоятельно в автоматическом режиме путем регулярного просмотра всех появляющихся во Всемирной паутине web-страниц. Кроме того, поисковые серверы предоставляют пользователю возможность поиска информации по ключевым словам. После ввода ключевых слов поисковый сервер начинает просматривать документы на других web-серверах и выводить на экран ссылки на те документы, в которых встретились указанные слова. Обычно результаты поиска сортируются по убыванию специального рейтинга документов, который показывает, насколько полно заданный документ отвечает условиям поиска или насколько часто он запрашивается в сети.

Способы поиска информации в Интернет

Конспект урока по теме:

«Способы поиска информации в сети Интернет.
Заполнение таблиц данными в MS Office Excel»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с поисковыми системами Интернет и методами поиска в них.

Отработать практические навыки поиска информации в Интернет и практические навыки работы в табличном процессоре MS Office Excel.

  1. Развивать самостоятельность при выполнении практических работ.

  2. Воспитывать творческий подход в выполняемой работе.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

Основной метод обучения на уроке: самостоятельная практическая работа учащихся.

Материалы и оборудование:

— компьютерный класс с выходом в Интернет;

— программа Internet Explorer;

— программа Microsoft Office Excel.

Структура урока:

Время

Действия учителя

Действия ученик

Средства обучения

2 мин.

Орг. момент, постановка цели урока

10 мин.

Знакомство учащихся с новой темой. Лекция учителя.

Слушают лекцию и записывают необходимую для работы информацию.

На интерактивной доске презентация, сопутствующая лекции.

25 мин.

Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся. Выполнение практической работы.

На интерактивной доске задание для практической работы, на карточках схема, таблицы.

5 мин.

Подведение итогов урока.

Получают оценки за работу на уроке.

На интерактивной доске просмотр работ учащихся.

Ход урока:

  1. Сегодня на уроке вы познакомитесь с поисковыми системами Интернет и методами поиска информации. Отработаете практические навыки поиска информации в сети Интернет, а также отработаете навыки заполнения данными таблиц табличного процессора MS Office Excel.

  2. Лекция.

Одна из целей нашего урока: научиться искать нужную информацию в сети Интернет.

Известно, что в Интернете содержится огромное количество информации: число документов Всемирной паутины приближается к населению Земли. В Интернет отсутствует единая систематизация ресурсов сети.

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  1. Указание адреса страницы.

  2. Передвижение по гиперссылкам.

  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Рассмотрим эти три способа.

Способ 1: указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска информации, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Способ 2: передвижение по гиперссылкам – это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Способ 3: обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете.

Скажите, с какими поисковыми системами для поиска информации вы уже знакомы?

Ответы учащихся: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и т.п.

Я просила вас подготовить короткие сообщения по поисковым системам, кто хочет выступить?

Мы рассмотрели с вами 3 поисковых системы для поиска информации в Интернете.

Чтобы найти нужную информацию, достаточно задать на этих сайтах ключевые слова, наиболее точно отражающие искомые сведения. Для уточнения области поиска есть возможность создать более сложный запрос из ключевых слов.

Поисковые слова:

Запрос может состоять из одного или нескольких слов, разделенных пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские слова и словосочетания. По умолчанию находятся только те документы, в которых встретились введенные вами слова.

Например: информационные технологии

Логические связки:

Слова запроса могут быть соединены логическими связками And («и»), Or («или»). Вместо связок (или в сочетании с ними) могут использоваться также символы «&», «|».

Например: информационные&технологии

Проверяйте орфографию:

Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество каждого из слов в найденных документах (перед их списком после фразы «Результаты поиска»). Какое-то из слов не встречается ни разу? Скорее всего, его вы и написали неверно.

Регистр:

Некоторые поисковые сервера учитывают регистр, некоторые нет.

Например: Rambler:

Все равно с какой буквы написаны слова запроса: с большой или с маленькой. И при построении индекса, и при поиске по запросу все заглавные буквы «понижаются».

Например: Информационные Системы→информационные системы

Yandex:

Не пишите большими буквами. Рекомендуется использовать заглавные буквы в запросе только в именах собственных.

Например: «группа Черный кофе», «телепередача Здоровье».

Практическая работа «Поиск информации в Интернет. Заполнение текстовой информацией ЭТ в MS Office Excel»

  1. Запустите программу Internet Explorer.

  2. Зайдите на одну из поисковых систем, рассмотренных на уроках.

  3. Использую информацию, найденную в сети Интернет заполните таблицу по одному из городов (который вы выберите путем жеребьевки), ве города о которых вы будете собирать данные, относятся к «Золотому кольцу России».

  4. Всю работу сохранить в папке с общими документами, учитель продемонстрирует вашу работу другим учащимся, объявите оценки и комментарии по каждой из работ.

Подведение итогов – разговор.

Как вы оцениваете свои успехи? Помог ли вам новый материал? Что для вас самое трудное в процедуре поиска? Смогли ли вы с помощью ресурсов Интернет заполнить таблицу всеми необходимыми данными?

4


Способы поиска информации в сети Интернет

Урок «Способы поиска информации в сети Интернет»

Разработан учителем высшей категории Гавриловой Еленой Константиновной

9 класс

Цель:

Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.

уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Тип урока:

комбинированный урок.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер, интерактивная доска.

  • Презентация к уроку <Приложение 1>

Краткий план урока:

  1. Организационный момент, – 3 мин.

  2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети»-5 мин.

  3. Технологии поиска информации в сети Интернет – 10 мин.

  4. Сообщения от учащихся по теме урока и ответы на кроссворд –7 мин.

  5. Ответы на задания ПК-7 мин.

  6. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 10 мин.

  7. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковых системах, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте сформулируем все вместе понятие «Интернет» и ответим на несколько вопросов:

2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети» .

Ученики устно по 1 слову формулируют понятие «Интернет»-Интернет -это всемирная (глобальная) компьютерная сеть ,объединяющая множество сетей всего мира.

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?

  2. Какие программы для выхода в Интернет вам известны?

  3. Какое общее название у этих программ?

  4. Что такое глобальная сеть?

  5. Что такое доменная система имен?

  6. Какие услуги предоставляет глобальная сеть?

  7. Что может содержать Web-страница?

  8. Что такое Web-сайт?

  9. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы.

А теперь давайте выделим сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

3. Изучение новой темы

Учитель: Для того чтобы у нас была возможность использовать все эти достоинства мы должны уметь правильно использовать ресурсы Интернет. Очень важно уметь правильно осуществлять поиск информации в сети.

Видео:

Запишем тему урока: Способы поиска информации в Интернете(Приложение 1, слайд2)

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервисными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существуют метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.

Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»

Видео:

-Скажите какие способы поиска информации вы знаете?

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд3):

  1. Указание адреса страницы.

  2. Передвижение по гиперссылкам.

  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд4): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд5): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

(Приложение 1, слайд6): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами).

Что же такое – поисковая система?

Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки.

(Приложение 1, слайд7):

Попробуем сформулировать критерии выбора поисковой системы используя слова: принцип ,удобство ,правильность, скорость.

(Ученики выдвигают свои предположения)Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:

Принцип работы поисковой системы.

Удобство использования.

Правильность составления запросов.

Скорость работы.

(Приложение 1, слайд8): Существуют 2основных типа поисковых систем Интернет:

индексные и классификационные (каталоговые).

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

Поиск по ключевым словам.

Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска.

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

(Приложение 1, слайд9): Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

Поиск в иерархической системе каталогов.

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернета, сгруппированные по определенной тематике — наука, искусство, новости и т.д.

Классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.

Процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке. Поисковый каталог List.ru

Поиск файлов.

Для поиска файлов существуют специализированные поисковые системы, которые ищут файлы на FTP-серверах по именам самих файлов и каталогов. FileSearch.ru

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую

приходится решать любому пользователю Интернета.

(Приложение 1, слайд10): А теперь давайте выведем правила поиска информации в сети Интернет:

1. Учитывать особенности естественного языка.

2. Не допускать орфографических ошибок.

3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

4. Не писать большими буквами.

5. Исключать из поиска не нужные слова.

(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.

Синтаксис языка

Значение

Пример

!

Запрет перебора всех словоформ

! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)

+

Обязательное присутствие слов в найденных документах

Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница»

&

Обязательное вхождение слов в одно предложение

Педагогическая & система

«»

Поиск устойчивых словосочетаний

«педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):

– Назовите основные способы поиска информации?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

– Назовите в каком случае каким способом поиска информации удобнее воспользоваться. hello_html_2fdf954d.gif

3.Итак садимся за компьютеры и выполняем тестовые задания ,10 вопросов -7 минут(максимально 10 баллов ) http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Informatics-9class-95/Default.aspx и решение кроссворда http://school-collection.edu.ru/catalog (10 баллов максимально) .

4. Практическая деятельность за ПК:

А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу(Приложение -практическая интернет). Во время выполнения работы контролируется процесс поиска, так как необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогаем исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.

После выполнения задания ученики сообщают результаты поиска информации.

В конце занятия подводится его итог, оценивается работа учащихся.

Домашнее задание:

Найдите ответы на вопросы с помощью различных поисковых систем и поясните какими поисковыми системами вы воспользовались. Сравните результаты поиска и прокомментируйте их.

    1. Сколько стран и какие входят в Евросоюз?

    2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на Красной площади?

    3. В каком году изобрели компьютерную мышь?

    4. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?

    5. Какова максимальная глубина Черного моря?

Урок окончен. Спасибо !

Средства поиска информации в интернете

Урок «Средства поиска информации в интернете. Стратегии поиска информации»

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦель:

Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.

уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуально-групповая.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.

  • Презентация к уроку.

Краткий план урока:

  1. Организационный момент, ТБ – 5 мин.

  2. Технологии поиска информации в сети Интернете – 15 мин.

  3. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 15 мин.

  4. Сообщения от учащихся результатов поиска – 5 мин.

  5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем и повторим правила ТБ при работе за компьютером:

  1. ТБ.

  2. Какие виды компьютерных сетей вам известны?

  3. Что такое Интернет?

  4. Какие программы для выхода в Интернет вам известны? Какое общее название у этих программ?

  5. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы. Молодцы!

2. Изучение новой темы

Учитель: А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 1, слайд 1,2).

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервиcными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существую метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.

Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»

— Скажите какие способы поиска информации вы знаете?

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд 3):

  1. Указание адреса страницы.

  2. Передвижение по гиперссылкам.

  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд 4): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где он расположен.

(Приложение 1, слайд 5): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

(Приложение 1, слайд 6): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

(Приложение 1, слайд 7): Что же такое – поисковая система?

Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки. Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:

  • Принцип работы поисковой системы.

  • Удобство использования.

  • Сложность языка запросов.

  • Скорость работы.

(Приложение 1, слайд 8): Существуют 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые).

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

(Приложение 1, слайд9): А теперь давайте попробуем вывести правила поиска информации в сети Интернет?

  1. Учитывать особенности естественного языка.

  2. Не допускать орфографических ошибок.

  3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

  4. Не писать большими буквами.

  5. Исключать из поиска ненужные слова.

(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):

– Назовите основные способы поиска информации?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

– Назовите правила поиска информации?

— Для чего используются языки запросов?

3. Практическая деятельность за ПК:

Учитель: Теперь перейдем к практике. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Каждой из команд будет предложен кроссворд, для разгадки которого потребуется использовать известные поисковые машины. Во время выполнения работы учитель контролирует процесс поиска, помогает исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.

Группа_№1”

По горизонтали:

1

1

2

. Античный город, последний день которого изобразил Карл Брюллов.   2. Русский хирург, впервые, сделавший операцию под наркозом прямо на поле боя.   3. В каком городе родился основоположник учения об электромагнитном поле.   4. Из этого дерева сделаны сваи многих старинных венецианских домов.   5. Личность девушки, послужившей моделью для этой картины, точно не установлена: то ли Анна, то ли Шарлотта Бальтауф. Но достоверно известно, что сама эта картина, написанная в 1745 году, стала одной из самых известных пастелей. Что это за картина?   6. Страна, место проведения Олимпиады 2008 года.   7. Собака императора Александра Второго.   8. Родина кубика Рубика.   9. Какой радиоактивный химический элемент открыла совместно с мужем французский ученый, лауреат Нобелевской премии по физике за 1903 год? 

hello_html_33db70f8.pnghello_html_m46e7d219.png

Группа_№2”

По горизонтали:

1. Змееподобное чудовище поверженное Гераклом.   2. Мыс на северной оконечности Южной Америки.   3. Название этой страны происходит от финикийского выражения, означающем в переводе «берег кроликов».   4. Место рождения автора одноименного романа «Мизери».   5. Наибольший из спутников Плутона.   6. Основоположник формальной логики.   7. Российский актер, сыгравший роль Атоса.   8. Шестнадцатый президент США.   9. Покровительница танцев и хорового пения.   10. Гора, изображенная на гербе Армении.  

Дополнительное задание.

  1. Сколько стран и какие входят в Евросоюз? (27)

  2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на красной площади? (11)

  3. В каком году изобрели компьютерную мышь? (1968)

  4. На каком этаже в Эрмитаже висит коллекция гобеленов? (2)

  5. Сколько этажей в Главном здании Московского университета? (32)

  6. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?

(мера неопределённости или непредсказуемости информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.)

  1. Какова максимальная глубина Черного моря? (2210)

После выполнения задания учащиеся сообщают результаты поиска информации.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!

Методы поиска информации в Интернете (стр. 1 из 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 СРЕДСТВА ПОИСКА

1.1 Средства поиска файлов

1.2 Средства WWW – World Wide Web (Всемирная сеть)

2 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

2.1 Основные требования к поиску

2.2 Методика поиска информации в Интернете

2.3 Развитие информационного ресурса

2.4 Требования к инструментам поиска

2.5 Структура поисковых сервисов

2.6 Глобальные поисковые машины WWW

2.7 Планирование поиска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сеть Интернет похожа на огромную мировую библиотеку, имеющую только одно, но существенное отличие: для поиска книги в библиотеке есть каталог, в крайнем случае, можно обратиться к опытному библиотекарю. Полного каталога Интернета не существует. Но, тем не менее, поиск в глобальной компьютерной сети возможен, и это, пожалуй, является одной из наиболее важных его сторон. Для поиска данных в сети используются специальные серверы, информация на которых поддерживается и обновляется практически автоматически.

Сегодня, когда Интернет стал одним из основных источников информации, поиск в Сети приобретает все большую практическую ценность. Но с быстрым увеличением объема доступных данных все более усложняется и сама процедура поиска.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет медленно, но верно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону.

В Сети наличествует гигантское количество информационных ресурсов. По некоторым оценкам, число документов превысило 65 млн. и продолжает стремительно расти. Такой объем информации требует правильной организации процесса поиска и применения специальных технических средств, таких как поисковые машины. Простой поиск по достаточно распространенному ключевому слову дает обычно от десятков тысяч до нескольких миллионов ссылок. Очевидно, что работа с таким большим количеством документов практически невозможна, тем более что подавляющая их часть содержит информацию, не относящуюся к делу.

Источники информации в Интернете различаются по способу представления информации, а следовательно, и по методу доступа к ним.

1.1 Средства поиска файлов

Поиск файла вручную в сложной структуре каталогов ftp-сервера может занять достаточно много времени. Для упрощения и ускорения поиска была разработана поисковая служба Интернета Archie, представляющая собой специальные Archie-сервера, хранящие содержание каталогов анонимных ftp-серверов. При обращении с поисковым запросом на Archie-сервер результатом поиска является список адресов анонимных ftp-серверов, на которых имеется искомый файл.

Но возникает задача отыскать среди множества файлов этого сервера искомый, что достаточно сложно из-за маловыразительных и непонятных имен файлов и каталогов. Для решения этой проблемы используется система Gopher, позволяющая перемещаться по системе контекстных меню, показывающих содержимое фай лов с использованием понятых обозначений. Существует очень много Gopher-серверов, которые содержат архивы данных в виде иерархически структурированных каталогов, упорядоченных по содержанию. Работа с ними очень проста и соответствует работе с обычным отображением файловой системы.

Существует расширение этой системы — Veronica, которое содержит в своей базе данных каталоги всех Gopher-серверов. После ввода поискового запроса Veronicaавтоматически просматривает все Gopher-каталоги на наличие искомой информации и тем самым избавляет от долгого поиска вручную по многим Gopher-серверам.

С таким способом навигации Gopherв определенной степени был предшественником WWW. В настоящее время применение Gopherуменьшается пропорционально росту использования WWW.

1.2 Средства WWW — WorldWideWeb (Всемирная сеть)

В 1993 году была разработана информационно-поисковая система WWW, которая благодаря простоте навигации и доступности открыла информационные источники Интернета неподготовленным пользователям. WWW вызвал бум в сети Интернет, который продолжается по настоящее время, и объемы доступной информации Интернета ежегодно удваиваются.

WWW основывается на принципе гипертекста (уже знакомого читателю), то есть на системе документов, связанных гиперссылками. Гипертекст представляет собой ключевые Слова, особым образом выделенные из обычного текста. Гипертекстовые ссылки отправляют пользователя на другие документы того же сервера либо на другие сервера, которые могут располагаться в любом месте Интернета. Если этот текстовый документ тоже гипертекстовый, то его ссылки позволяют перейти далее на соответствующие документы. Каждая переадресация происходит для пользователя незаметно, так что он может просматривать информационный состав Интернета но содержательному принципу, не заботясь об адресации конкретных компьютеров.

С развитием мультимедийных приложений изначально чисто гипертекстовые документы все больше и больше становятся гипермедийными. Таким образом, WWW-документы могут существовать в любом формате данных: текст, графика, звук/музыка или видеоклип. Ориентация и навигация во Всемирной сети происходят с использованием специальных программ, называемых WWW-браузерами, обеспечивающими пользовательский интерфейс, как, например, NetscapeNavigator или MicrosoftInternetExplorer.

Отправной точкой поиска информации служит, как правило, основная (базовая, домашняя) страница (сайт) информационного ресурса, которой можно достичь, введя соответствующий адрес в браузере (например, http://ncpi.gov.byили www.iparegistr.com). WWW-сайты создаются и обновляются фирмами либо специальными организациями, публикующими информацию и следящими за содержанием своих WWW-страниц. Использование WWW, таким образом, не является пассивным, и каждый пользователь Интернета при помощи специальных программ-редакторов гипертекста может самостоятельно создавать собственные интерактивные WWW-страницы. Это и открыло путь для растущей коммерциализации и расширения Интернета.

В настоящее время вновь создаваемая информация, как правило, изготавливается с учетом необходимости обеспечения WWW-доступа, а более ранние документы постепенно преобразуются под него, однако во всем мире существуют еще миллионы файлов в форм отличных от требований WWW. Для использования этой информации и через WWW в браузеры включены вышеописанные службы Интернета, обеспечивающие доступ к ней (telnet, ftp, Archie, Gopher). Через WWW можно использовать и другие службы Интернета, которые предназначены для общения (eMail, NetNews). Поэтому WWW-браузер стал в настоящее время универсальной коммуникационной программой Интернета.

С появлением WWW-службы и начался бум в сети Интернет. Благодаря этой простой в применении и единой для всех служб пользовательской среде Интернет заинтересовал множество людей и организаций. Оказалось вдруг, что не надо быть специалистом в области Интернета, чтобы пользоваться службами сети. Это можно сравнить с успехом фирмы Microsoft, связанным с выпуском MicrosoftWindows в качестве графической пользовательской оболочки. До появления Windows у каждого DOS-приложения было собственное руководство пользователя и тем самым требовалось отдельно изучать каждое приложение.


2.1 Основные требования к поиску

К результатам поиска предъявляются требования полноты охвата ресурсов, достоверности полученной информации, минимальных затрат времени и максимальная скорость поиска.

Требование полноты охвата ресурсов не нуждается в дополнительных пояснениях, за исключением необходимости использовать при поиске ресурсы не только WWW, но и других служб Интернета.

Достоверность информации, учитывая природу Интернета, становится чрезвычайно важным требованием. Оценка достоверности может производиться как традиционными методами (проверка легальности публикаций на бумажных носителях, получение сведений об организациях и авторах, выяснение действительности их электронных ресурсов и т.п.), так и с Использованием возможностей Интернета (ознакомление с альтернативными источниками информации, сверка фактического материала, установление частоты его использования другими источниками; выяснение статуса документа и рейтинга источника средствами поисковых систем, получение информации о компетентности и статусе автора материала с помощью специальных поисковых сервисов Интернета; анализ отдельных элементов организации сайта с целью оценки квалификации поддерживающих его специалистов и другое).

Время поиска, не считая затрат времени, связанных с техническими характеристиками подключения, в основном зависит от планирования поиска и навыков работы специалиста по поиску с ресурсом выбранного типа. Планирование поиска заключается в определении требуемых для разрешения поискового требования поисковых служб и порядка их применения. Кроме того, многое зависит от навыков и опыта конкретного специалиста по поиску.

Как уже отмечалось, информация в Интернете доступна из источников разного типа. Прежде всего — это WWW-ресурсы (гипертекстовая система, каталоги ресурсов, поисковые машины). Кроме того, это уже известные читателю электронная почта, почтовые роботы, Usenet и другие телеконференции, а также ftp-системы и архивы (с применением Gopher и Veronica). WWW позволяет производить поиск требуемых ресурсов на основе своих гиперсвойств, то есть имеющиеся поисковые системы работают с использованием гиперссылок в автоматическом режиме, не исключая возможности ручного просмотра. В WWW имеется целый ряд поисковых сервисов как общего, так и специализированного назначения.

Основные методы поиска информации в Интернете

Можно выделить следующие основные методы поиска информации в Интернете, которые, в зависимости от целей и задач ищущего, используются по отдельности или в комбинации друг с другом:

1. Непосредственный поиск с использованием гипертекстовых ссылок

Поскольку все сайты в пространстве WWW фактически оказываются связанными между собой, поиск информации может быть произведен путем последовательного просмотра связанных страниц с помощью браузера.
Хотя этот полностью ручной метод поиска выглядит полным анахронизмом в Сети, содержащей более 60 млн. узлов, «ручной» просмотр Web-страниц часто оказывается единственно возможным на заключительных этапах информационного поиска, когда механическое «копание» уступает место более глубокому анализу.
Использование каталогов, классифицированных и тематических списков и всевозможных небольших справочников также относится к этому виду поиска.

2. Использование поисковых машин

Сегодня этот метод является одним из основных и фактически единственным при проведении предварительного поиска. Результатом последнего может являться список ресурсов Cети, подлежащих детальному рассмотрению.
Как правило, применение поисковых машин основано на использовании ключевых слов, которые передаются поисковым серверам в качестве аргументов поиска: что искать.
Если делать все правильно, то формирование списка ключевых слов требует предварительной работы по составлению тезауруса.

3. Поиск с применением специальных средств

Этот полностью автоматизированный метод может оказаться весьма эффективным для проведения первичного поиска.
Одна из технологий этого метода основана на применении специализированных программ — спайдеров, которые в автоматическом режиме просматривают Web-страницы, отыскивая на них искомую информацию.
Фактически это автоматизированный вариант просмотра с помощью гипертекстовых ссылок, описанный выше (поисковые машины для построения своих индексных таблиц используют похожие методы).
Нет нужды говорить, что результаты автоматического поиска обязательно требуют последующей обработки.
Применение данного метода целесообразно, если использование поисковых машин не может дать необходимых результатов (например, в силу нестандартности запроса, который не может быть адекватно задан существующими средствами поисковых машин).
В ряде случаев этот метод может быть очень эффективен.
Выбор между использованием спайдера или поисковых серверов являет собой вариант классического выбора между применением универсальных или специализированных средств.

1.4 Анализ новых ресурсов

Поиск по новообразованным ресурсам может оказаться необходимым при проведении повторных циклов поиска, поиска наиболее свежей информации или для анализа тенденций развития объекта исследования в динамике.
Другой возможной причиной может явиться то, что большинство поисковых машин обновляет свои индексы со значительной задержкой, вызванной гигантскими объемами обрабатываемых данных, и эта задержка обычно тем больше, чем менее популярна интересующая тема.
Это соображение может оказаться весьма существенным при проведении поиска в узкоспециальной предметной области.
 

Урок «Приемы поиска информации в Интернете»

Цель:

Знакомство с приемами поиска информации в сети Интернет через поисковые системы.

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике, добросовестного отношения к труду, коллективизма и взаимовыручки.

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.

  • Презентация к уроку <Приложение 1>

  • Карточки с заданиями для групп <Приложение 2>

Краткий план урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Приёмы поиска в сети Интернет – 18 мин.
  3. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 15 мин.
  4. Сообщения от групп учащихся результатов поиска – 5 мин.
  5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем:

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?
  2. Что такое Интернет?
  3. Какие программы для выхода в Интернет вам известны? Какое общее название у этих программ?
  4. Когда в нашей стране появился Интернет?
  5. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы. Молодцы!

2. Изучение новой темы

Учитель: А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 1, слайд1).

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд2):

  1. Указание адреса страницы.
  2. Передвижение по гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд3): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд4): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

(Приложение 1, слайд5): Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

(Приложение 1, слайд6): Что же такое – поисковая система?

Поисковая система— веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах и т.д.

По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.

(Приложение 1, слайд7): Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Каталог ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто Интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

(Приложение 1, слайд8): Ребята, обратите внимание на следующий слайд. Так выглядит главная страница Яндекс-каталога. Здесь можно выбрать раздел по своим интересам.

Теперь поговорим о поисковых индексах. (Приложение 1, слайд9): Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был “Wandex”, уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.

(Приложение 1, слайд10): Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поисковый робот (“веб-паук”) — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих к web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

(Приложение 1, слайд11): Обратите внимание на этот слайд. Здесь мы видим информацию по запросу “Компьютер в деятельности человека”. Найдено 13 млн. страниц. Для достижения конкретного результата запрос необходимо сделать более точным.

(Приложение 1, слайд12): Теперь мы познакомимся с наиболее популярными в русскоязычном Интернете поисковиками. Вот информация об Яндексе – одном из самых популярных поисковиков. Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.

Слово “Яндекс” (состоящее из буквы “Я” и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение “Я” соответствует английскому “I”) придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

(Приложение 1, слайд13): Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. «Googol (гугол)» – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена «Математика и воображение» (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

(Приложение 1, слайд14): Rambler Media Group — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал. Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.

Вот мы и рассмотрели основные приёмы поиска информации в Интернете с использованием поисковых машин.

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд15):

– Назовите основные способы поиска информации в web?

– В каком случае может возникнуть необходимость поиска по уже открытой в браузере web-странице?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

Дети отвечают на вопросы. При необходимости учитель помогает учащимся с ответами.

3. Практическая деятельность за ПК:

Учитель: А теперь мы разделимся на группы по 3-4 человека. Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации, требуемой в таблице (Приложение 2). Оцените возможности нахождения по пятибалльной шкале. Критерии оценивания приведены в карточке. Заполните таблицу оценками и приготовьте свой комментарий по результату. Предлагаю в группах распределить обязанности для ускорения выполнения задания.

После выполнения задания от каждой группы высказывается один ученик и сообщает, почему были поставлены именно такие оценки.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся. В подведении итога следует заострить внимание на том, что разные поисковики при нахождении одной и той же информации дают разные результаты.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!

Презентация (приложение 1)

Приложение 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *