3 текста 3 стилей: Урок 3. Стили текста – Attention Required! | Cloudflare

русский язык и литература: Тексты разных стилей

Тексты разных стилей речи

1.     Научный стиль.

    В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» — перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…»)

2.     Официально-деловой стиль.

    Желающим обратиться за помощью на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы:

— паспорт или документ, его заменяющий;

— трудовая книжка или её дубликат;

— документы об образовании и профессиональной квалификации;

— справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости). (Фрагмент объявления.)

3.     Публицистический стиль.

Что значит найти себя?

    «В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом! Потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.

(Фрагмент ученического сочинения.)

4.     Художественный стиль.

    Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

    По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души».)

5.     Разговорный стиль.

Встреча подруг после летнего отдыха.

– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.

– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.

– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.

– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?

– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!

– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.

– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.

– Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки пошли

Конспект урока по русскому языку на тему «Стили текста» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку.

3 класс.

Тема: «Стили речи».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, письменная тетрадь, карточки с текстом, карточки со словосочетаниями и словами.

Цели:

  1. Образовательные: знать художественный и научный стили текста; особенности этих стилей.

уметь различать стили текстов, сравнивать их; самостоятельно составлять тексты в определенном стиле.

  1. Развивающие: развивать мышление, речь, внимание.

  2. Воспитывающие: воспитывать интерес к текстам разного стиля.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: корректировать деятельность; оценивать уровень владения учебным действием; оценивать весомость приводимых доказательств; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять итоговый контроль деятельности; планировать решение учебной задачи; оценивать результаты деятельности.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения; выявлять известное и неизвестное; выявлять особенности объектов в процессе их рассмотрения.

Коммуникативные УУД: Описывать объект; составлять небольшие монологические высказывания.

Личностные УУД: воспринимать речь одноклассников, учителя; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.

2.Минутка чистописания.

3.Актуализация знаний.

4.Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).

5.Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений.

6. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

7.Физкультминутка

8.Управление процессом перехода от теории к практике.

9.Организация творческой деятельности.

10. Подведение итогов, рефлексия.

— Сегодня на чистописании мы поработаем над буквами, которые очень похожи в написании. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.

Мир, нитка, лицо.

Шар, шалаш, чашка.

— Верно, это буквы И и Ш.

— Спишите.

И шиш Ш иши

— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Поспешишь – людей насмешишь.

— Найдите орфограммы.

-Наш урок начнем с повторения прошлой темы. Изучали типы текстов – назовите их.

-Какие особенности есть в каждом типе текстов? Назовите их.

-На партах лежат листочки с текстом (у всех разные). В парах пределите тип текста, вставьте пропущенные орфограммы, определите тему текста, озаглавьте его и докажите, что это текст.

1. Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков) 

2. Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями.

3. Про осень говорят: «Осень – перемен восемь». Осенью погода очень изменчива. С утра может быть дождь, к обеду солнышко светит, а к вечеру и первый снег может выпасть. Вот почему про осень говорят: «Осень – перемен восемь».

-Проверим вашу самостоятельную работу. Если кто-то будет не прав – исправьте или дополните ответ своего одноклассника.

Работа над незнакомыми словами: оплеуха. Подберите синоним к слову оплеуха – пощечина. Оплеуха – удар по лицу, оплеуха – ловушка на медведя.

-Вы изучили типы текстов, как вы думаете, есть ли другие разновидности деления текстов?

-Да, есть. Сегодня на уроке мы будем говорить о стилях текстов, или стилях речи. Тема нашего урока: Стили текста.

-Чтобы начать знакомство с стилями текста, поставим цели урока: что узнаем?

-Чему научимся?

-Что будем развивать и воспитывать?

-Откроем учебник на с. 25. Выполним упр. №32.

-Определим тему стихотворения.

-Определим тему текста.

-Обратите внимание: темы у них одинаковые. Сравним, как авторы передают эту тему.

Начнем со стихотворения, как вы думаете, какую задачу автор ставит перед собой? Что хочет донести нам своим стихотворением?

-Какими средствами он делает это?

-Теперь поговорим о тексте, какую информацию хочет донести до читателя автор? Какую задачу ставит перед собой?

-Какие особенности березы выделяет автор?

-Он так же красочно описывает березу, как и автор стихотворения?

-Почему вы так решили?

-Правильно. Подумаем, в какую книгу вы бы поместили стихотворение?

-А текст?

-Предположите, как мог бы называться стиль текста, который вы бы помести в энциклопедию или научный журнал.

-А как мог бы называться стиль текста, который вы бы поместили в учебник по литературе?

-Вы назвали два стиля текста –проверим свои предположения в учебнике на с. 26.

-Мы были правы в своих предположениях?

-Что бы закрепить полученные знания, выполним упражнение № 33.

-Как вы думаете, какой из текстов можно поместить в энциклопедию, а какой в рассказе?

-Почему вы так решили? Обоснуйте свои рассуждения.

-Сейчас поработаем в парах. Какие правила поведения в парах вы знаете? (Учитель вывешивает правила поведения в парах на доску).

-На партах лежат словосочетания разных стилей: художественного и научного. План работы: 1. Разделить словосочетания в на две группы по стилям текста.

2. Составить с ними небольшой рассказ, указать его стиль, озаглавить и представить одноклассникам.

— Оценим свою работу – встаньте те, кто справился с заданием. Теперь встаньте те, кто не очень хорошо справился с заданием, но мог бы справится и лучше. Встаньте те, кто не понял смысл задания.

-На уроке все хорошо работали? Давайте проверим себя сами: на доске вопросы (сегодня я научился, сегодня я узнал, сегодня мне было трудно, сегодня мне было интересно, …) ответьте на них.

Если останется время – анкета для самооценки.

-Домашнее задание: №26 в р.т. Стр. 26 – выучить определения.

-Урок окончен, до свидания.

Записывают.

Объясняют смысл пословицы, находят орфограммы: Жи-ши пиши с буквой И, начало предложения писать с большой буквы, поспешить – По приставка, поспешишь – спешка, насмешишь – приставка На, точка в конце предложения.

-Рассуждение, описание, повествование.

Текст рассуждение – даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение

Текст-описание – говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?

Текст-повествование – говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?

-Текст-повествование. Тема: Яшка драчун.

-Текст-описание. Тема (о чем?) описание барсука.

Текст-рассуждение. Тема: Осень – время перемен.

Все это тексты, потому что они состоят из предложений и имеют законченную мысль.

Проверяют (орфограммы, тему, тип текста), корректируют, дополняют.

-Может быть.

(С помощью учителя) Узнаем, какие стили текста бывают, какими особенностями обладает каждый из них.

-Научимся различать стили текстов, сравнивать их, составлять тексты самостоятельно в определенном стиле.

-Развивать мышление, речь, внимание, фонематический слух. Воспитывать интерес к текстам разного стиля.

Читают задание, читают стихотворение и текст.

-Тема стихотворения – береза.

-Тема текста – береза.

-Автор хочет красочно изобразить предмет, заставить читателей любоваться им, обратить внимание на детали, описать эту березу, оказать определенное воздействие на читателя.

-Автор использует скрытое сравнение (метафора) (принакрылась снегом, точно серебром, снежной каймой, белой бахромой), эпитеты – красочные прилагательные (на пушистых ветках), олицетворение (береза принакрылась, горят снежинки).

-Задача автора – донести до читателя точную информацию, сообщить особенности, подробности.

-Дерево с белой корой, …

-Нет.

-Потому что автор не использует метафор, эпитетов.

-В художественную книгу, сборник стихотворений, …

-В энциклопедию, научную книгу.

Предположения – научный.

Предположения- художественный.

Читают определения художественного и научного стиля текста.

-Правы.

Проводят учащиеся.

Читают тексты, определяют стили.

-Первый текст поместим в энциклопедию, а второй в рассказ.

Называют те правила, которые знают.

Разделяют словосочетания, составляют рассказы, называют стиль речи и объясняют, почему именно этот стиль.

Рефлексия.

Оценивать уровень владения учебным действием (Р).

Воспринимать речь учителя(Л).

Оценивать уровень владения учебным действием(Р)

Планировать решение учебной задачи (Р).

Оценивать весомость приводимых доказательств (Р).

Составлять небольшие монологические высказывания (К).

Воспринимать речь учителя (одноклассников)(Л).

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи(П).

Оценивать уровень владения учебным действием (Р).

Выявлять известное и неизвестное; выявлять особенности объектов в процессе их рассмотрения(П)

Составлять небольшие монологические высказывания(К).

Корректировать деятельность(Р).

Высказывать предположения (П).

Выявлять особенности объектов в процессе их рассмотрения (П).

Удерживать цель деятельности до получения ее результата(Р).

Составлять небольшие монологические высказывания(К).

Воспринимать речь учителя (одноклассников)(Л).

Описывать объект(К).

Высказывать предположения (П).

Удерживать цель деятельности до получения ее результата(Р).

Осуществлять итоговый контроль деятельности; планировать решение учебной задачи (Р).

Составлять небольшие монологические высказывания(К).

Планировать решение учебной задачи (Р).

Осуществлять итоговый контроль деятельности(Р). Оценивать деятельность(П).

Составлять небольшие монологические высказывания(К).

Воспринимать речь одноклассников, учителя(Л).

Выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность (Л).

Урок 5. Стиль текста. Применение готовых стилей – Эффективная работа в MS Office

Применение готовых стилей текста

Текст никогда не бывает однородным. В тексте присутствуют заголовки, подзаголовки, названия объектов, списки и многое другое. И, конечно, различные типы абзацев должны отличаться внешне друг от друга, иначе текст сольётся в однообразное полотно, которое усыпит вас после первой минуты прочтения. Поэтому стили текста должны отличаться друг от друга.

По окончании урока вы сможете:

  1. Использовать клавишу Ctrl при выделении отдельно расположенных абзацев
  2. Применять готовые стили к абзацам в тексте

Скачайте документ тут

Откройте документ.  Я специально отформатировала документ таким образом, чтобы вы увидели три различных типа абзаца.Стиль текста

А после текста я вставила картинку. На картинке показано, как должен выглядеть текст после работы со стилями текста.Стиль текста

Начинаем работать. Сразу включите режим Непечатаемые символы.Стиль текста

Чтобы увидеть список стилей, которые есть в этом документе, на ленте Главная – вкладка Стили вызовите рабочее окно Стили.Стиль текста

Хочу предупредить, что расположение кнопок на моих скриншотах может отличаться от ваших. Это зависит от размера монитора, от разрешения экрана вашего монитора, работаете ли вы в экранном режиме или оконном. Я работала в оконном режиме. Это значит, что окно программы Word не занимает весь экран монитора, поэтому ленты, на которых находятся кнопки команд слегка сжаты.

Возвращаемся к нашему документу. Итак, рабочее окно имеет следующий вид:Стиль текста

В окне Стили есть список заранее подготовленных стилей:

  • 1_Список_Раздел
  • 2_Список_Тема
  • 3_Пояснение к Теме
  • Заголовок 1
  • Заголовок 2

1. Стиль текста «1_Список_Раздел». Применение

Левой клавишей мыши на полосе выделения выделите первый абзац полужирного начертания. Нажмите клавишу Ctrl и не отпускайте её до поры до времени. Далее последовательно выделите абзацы полужирного начертания (выделяем тройным щелчком по соответствующему абзацу).Стиль текста

Вы увидели, что в окне Стили отметился стиль Обычный? Можно отпускать клавишу Ctrl. Перейдите в окно Стили и щёлкните по «1_Список_Раздел».

Стиль текста

Мы получили автоматически пронумерованные разделы. Как создавать списки, научимся позже.

2. Стиль текста «2_Список_Тема». Применение

Теперь работаем с абзацами прямого начертания. Алгоритм действий такой:

  1. Выделяем абзац прямого начертания
  2. Нажимаем клавишу Ctrl
  3. Последовательно выделяем все абзацы прямого начертания (выделяем тройным щелчком по соответствующему абзацу)
  4. Отпускаем клавишу Ctrl
  5. Щёлкаем в окне Стиле на «2_Список_Тема»
  6. Снимаем выделение (просто щёлкаем в свободном месте)

Стиль текста

3. Стиль текста «3_Пояснение к Теме». Применение

И, наконец, абзацы курсивного начертания. Я напомню алгоритм действий:

  1. Выделяем абзац курсивного начертания
  2. Нажимает клавишу Ctrl
  3. Последовательно выделяем все абзацы курсивного начертания (выделяем тройным щелчком по соответствующему абзацу)
  4. Отпускаем клавишу Ctrl
  5. Щёлкаем в окне Стиле на « 3_Пояснение к Теме»
  6. Снимаем выделение (просто щёлкаем в свободном месте)

Стиль текста

Мы получили красиво оформленный текст.

Преимущества применения готовых стилей

Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ перед ручным форматированием абзацев:

  1. Экономит время. Вы не форматируете вручную каждый абзац. Выделив нужное количество абзацев, вы применяете к ним определённый стиль – и эти абзацы становятся одинаковыми по внешнему виду.
  2. Способствует единообразию оформления документа. При ручном форматировании вы можете что-то упустить, а применение стиля автоматически делает выбранные абзацы единообразными и вносит строгость в оформление документа.
  3. Позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всем документе. Вы вносите изменения в стиль, и эти изменения стиля вступит в силу во всем документе.

Теперь вы сможете:

  1. Использовать клавишу Ctrl при выделении отдельно расположенных абзацев
  2. Применять готовые стили к абзацам в тексте

План-конспект урока (3 класс) на тему: Стили речи. Разговорный стиль.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-

зации взаимо-действия

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Приветствует учащихся

-Повернитесь  к гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Сегодня мы садимся, играя в  ассоциации. Мальчики: ассоциации по теме «Школа развития речи», девочки- «Основы смыслового чтения»

Тактильное приветствие (касание пальцев в парах, начиная с большого):

«Желаю успеха большого во всем и везде. Здравствуй!»

Ребята садятся, каждый называя термин, относящийся к той или иной теме

Фронтальная

2. Актуа-лизация и пробное учебное действие

 

Просмотр видеоролика из юмористического журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

Вопросы к видеоматериалу:

-Вспомните, при изучении какой темы мы просматривали этот видеоролик?

При затруднении -поэтическая минутка.

 Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать-

 Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявленье на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Ни к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма,

— Нужно стили речи знать!

-Так почему же мы так говорим?

— Уместно ли  было общение мальчика на сленговом языке?

-Каких знаний не хватило мальчику?

-Примером какого стиля речи был данный сюжет?

-Выберите верный вариант и отметьте справа знаком «+»

Стили речи

 

Научный

 

Официально – деловой

 

Публицистический

 

Разговорный

 

Художественный

 

– Сформулируйте тему урока

— На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?

 А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

-Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

 

— Для чего нам нужно знать функциональные стили речи?

Высказывают свое мнение

-Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Работают с таблицей

Слово стиль.

Разговорный стиль и книжный стиль.

Устная и письменная.

Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

Групповая

В парах

2. Выяв-ление места и причины затрудне-ния

 Блеф- игра «Верите ли вы, что…» (с.30)

1.Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке, как стилистика  и культура речи

2.Слово  «стиль» относится к современному периоду и является неологизмом

3. В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный  стили.

4.Речевой стиль не предполагает определенный выбор слов.

5. Что разговорный стиль мы чаще всего употребляем  в письменной речи

Составляем кластер по  уже имеющейся информации

Обдумывают ответы на вопросы

Да (зачитывают в подтверждение слова из текста-с.30 )

Нет

Да

Нет

нет

Составляют  кластер «Разговорный стиль»

Группо-вая

3. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затрудне-ния

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Наблюдение (с.34 тетради).

Задания для развития скорочтения:

1. Игра «Смена кадра»

  • Эмоциональный\
  • литературный
  • Бытовой
  • Фразеологизмы
  • Ласкательные
  • Уменьшительные
  • Презрительные
  • бранные

– О чем пойдет  речь в тексте? Попробуйте в группах предположить.

Открываем тетрадь «ШРР» на с.34 , пробуем узнать больше  информации: чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову.

— Что удалось прочитать? Поделитесь информацией

Физминутка

Читаем статью, выбираем информацию для  кластера

-Предположить, о чем  или о ком пойдет речь в тексте, вам поможет игра «Из двух- третье»

Ряс          паха

Боро       чик

Чере        ты

Моне       ка

Клю         да

-Догадались?

Чтение текстов(по вариантам):

  • бросок-засечка
  • буксир
  • найти глаголы (единый временной план)

Сравнение текстов в группах

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Пытаются прочитать слова за 1-2 сек проецирования

чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову.

«Приключение Буратино»

Монолог и диалог

Индиви-дуальная, группо-вая

4. . Первич-ное закрепле-ние с коммен-тирова-нием

Распределите слова на две группы по стилям речи:

      КНИЖНЫЙ СТИЛЬ      РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

    мерси   спасибо

спать       дрыхнуть

  праздновать   кутить

 малевать   рисовать

отец     батя          

                                    плюхнуться       упасть

                                    погибель   смерть

                                    болеть    хворать  

                                    плестись  шествовать

                                    друг   друган

                                   мальчики   пацаны

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фронта-льная

5. Творче-ская практиче-ская деятель-ность по реализа-ции построен-ного проекта

Лингвистический эксперимент . Прием «Метаморфозы».

  Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.

Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)

 Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

Примерный вариант полученного текста.

Двое на одного.

Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-дуальная, группо-вая

6. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону

Распознавание стилей речи.

По Монтессори

Работа может быть проведена с использованием карточек.

Текст № 1

    Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Текст №2

     Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

                                                             (По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Тест №3

   Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал.  (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)

Текст №4

   Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Текст №5

   Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)

Выполнение упражнений

Индиви-дуальная

7. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние

Составление диалогов или монологов в парах по материалу упр. 3, с.36

Задание.

Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы пользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.)

Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронта-льная

8. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока)

Рефлексия.

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?

2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?

 3. Что было главное?

 4. Что у меня получилось лучше всего?

 5. На что мне необходимо обратить свое внимание?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

☺  ☹

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индиви-дуальная

Урок русского языка в 3 классе на тему: Текст. Виды текстов.

Технологическая карта изучения темы

Учитель

Ермолина Лариса Константиновна

Учебный предмет

Русский язык

Программа

Система Л. В. Занкова

Класс

3

Тип урока

Развитие речи

Технология построения урока

Технология сотрудничества, проблемное обучение

Тема урока:

«Текст. Стили и типы текстов»

Цель урока:

Развитие умения определять типы и стили текстов

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

Способствовать формированию знаний о тексте, его стилях и типах.

Познавательные: формировать умение определять тип и стиль текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формировать собственную позицию и мнение;

Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;

Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Предметные: ученик получит возможность научиться работать с текстом, распознавать его типы и стили

Познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

Коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;

Регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

Личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Учебник «Русский язык 3 класс» Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,2013

ТСО:

Компьютер, медиапроектор

Экранно – звуковые пособия:

Презентация

1.Организационный

момент

2.Формирование темы и цели урока

— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности , если будем вместе?

Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний новой информацией и поделиться с нами тем, что вы уже знаете. Желаю вам всем успехов.

Работать будем в группах. Вспомним правило работы в группе. Слайд(1)

Для того чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам таблицу Слайд(2). У каждой группы она на столе.

Найти слово с ошибкой, исправить ошибку. Исправленную букву вписать в левый столбик таблицы.

— Какое слово у вас получилось?

О чём мы будем говорить на уроке?(Учитель фиксирует на доске)

Группа, которая первая справилась с заданием, проводит орфографическую работу.

У вас на столе лежат слова в жёлтой полоске бумаги. Слайд (3)

Прочитайте. Какое задание можно предложить с данными словами? Обсудите в группе.

-Какое задание предложили?

-На какие 2 группы распределили слова? Слайд(4)

-Сформулируем тему урока.

-Какова цель нашего урока?

-Назовите задачи нашего урока.

Работают с таблицей

Текст

О тексте

Читают слова: повествование, рассуждение, описание, разговорный, научный, деловой, художественный.

Распределить слова на 2 группы.

Типы и стили текстов.

Текст. Стили и типы текстов

Развитие умения определять типы и стили текстов.

  1. Уточнить, что такое текст

  2. Повторить типы и стили текста

  3. Вспомнить основные признаки текста

  4. Оценить свою работу.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Личностные: действие смыслообразования, интерес к учебному материалу, мотивация к учёбе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, контролировать действия одноклассника

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний; проводят анализ учебного материала, ориентироваться в таблице;

Умение осознанно и правильно строить речевое высказывание.

3. Актуализация опорных знаний

(актуализация изученного материала необходимого для работы на уроке)

Давайте вспомним, что мы называем текстом?

Вспомнили, что называем текстом, а сейчас вспомним характеристику типов и стилей текстов.

Я, буду зачитывать определение, ваша задача выбрать нужный вариант ответа среди слов, которые у вас на столе.

Один из участников каждой группы демонстрирует ответ на доске, а участники других групп проверяют. При правильном ответе хлопают в ладоши.

Текст, в котором рассказывается о событиях и поступках героев –называется ….

Текст, в котором описываются люди, природа, предметы – называется…

Текст, в котором объясняются причины событий, явлений. Доказывают что –либо, называют …

Стиль текста при написании дружеского письма, диалога в художественном произведении…

Стиль при составлении доклада, сообщения, написании статьи в энциклопедии…

Стиль при написании документов, приказов, заявлении…

Стиль при написании художественных произведений

Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль.

Слушают задание

Ищут ответ.

Повествование

Описание

Рассуждение

Разговорный

Научный

Деловой

Художественный

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания,

Логические: анализ, синтез,выбор оснований для сравнения.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:

Проговаривать вслух в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; учитывают разные мнения.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия.

Личностные: способность к самооценке, понимание чувств других, сопереживание.

Физкультминутка

Применение знаний и способов действий

Практическая работа с текстами.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Д/З

Молодцы! Проверим , что у нас получилось на доске.

А теперь немного отдохнём.

Музыкальная физкультминутка.

А теперь выполним задания нашего учебника стр.88., упр. 433.

Читаем задание пункта а) Прочитайте отрывок из рассказа «Про волка».

Теперь поработайте в группах.

Задания для работы с текстом найдёте в зелёных конвертах. Выполните его и представьте нам.

Задание для 1 группы: Сколько абзацев выделил автор? О чём говорится в каждом абзаце?

Задание для 2 группы: Есть ли в тексте вступление, основная часть и заключение? Докажите.

Задание для 3 группы: Придумайте и запишите вступление и заключение к этому тексту.

Задание для 4 группы: Меняется ли темп чтения? Почему? В какой части больше всего глаголов?

Задание для 5 группы: Каков этот текст по типу, каков по стилю? Докажите.

При затруднении вы можете воспользоваться «Справочными страницами» учебника, стр. 185

После выполнения задании, каждая группа представляет свои доказательства.

Сейчас попробуйте свои силы в работе по составлению текстов, но у каждой группы будет своё задание.

Задание находится в красном конверте.

1группа. Составить текс описание на тему «Весна»Запишите в тетрадь.

2группа. Составить текс в научном стиле про зайца. Запишите в тетрадь

3 группа. Составить текст, который соответствует данной ситуации: Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Запишите в тетрадь

4 группа. Запишите текст в тетрадь .Определите тип и стиль текста. В какую книгу вы бы поместили свой текст.

Корова крупное животное, средний вес 750 кг., рост в холке от 120 до 150 см. в зависимости от породы и особи. Морда крупная, широкая. Лоб плоский широкий, в верхней части покрыт курчавой шерстью.

5 группа. Запишите текст. Определите тип текста.

Я очень люблю бруснику. Почему?

Во – первых, это очень вкусная ягода. Сочная, она прямо тает во рту.

Во вторых её легко собирать. Ягоды упругие, не разминаются в руках, и листики не отрываются, крепко держатся за стебелёк.

А в – третьих, ягода – брусника – просто красавица! Яркая, бордовая, так и манит к себе, будто просит: «Сорви меня!»

После выполнения задания, каждая группа читает, что получилось.

Подведём итог.

С какими типами текста сегодня работали?

А какие стили текста встретились в заданиях?

Достигли ли мы той цели, которую себе поставили?

— А сейчас оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на свой лист самооценки .

Напишите свою фамилию и имя на том лучике , который наиболее точно выражает, то как вы работали на уроке.

На доске: упр.434

Стр.89

Выполняют упражнения под музыку.

Открывают учебник

Читает 1 ученик.

Обсуждают в группе, выбирают выступающего.

В тексте «Бой с Манефой « 3 абзаца выделил автор. 3 части написано с красной строки. В первом абзаце говорится. По какой причине произошёл бой. Во втором абзаце о последствии боя .В третьем абзаце о поведении героев после боя.

В тексте нет вступление и заключение. Во первых это отрывок из произведения Житкова. Во вторых начинается текст с союза «И» это показывает продолжения событий. Решили, что в тексте основная часть.

Этот текст о событиях, во всём тексте много глаголов, но больше в первом абзаце т.к в нём происходит ссора между кошкой и волчонком.

Текст по типу повествований т.к рассказывается о событиях, последовательно перечисляются действия героев. Стиль текста художественный, он взят из произведения Б. Житкова.

Обсуждают задание в группе.

Составляют текст на тему «Весна»

Составляют текст в научном стиле.

Составляют текст к данной ситуации.

Работают с текстам.

Работают с текстам.

Описание, повествование.

Научный, художественный.

Познавательные : самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности.

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничества со сверстниками в поиске информации.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждения об объекте, высказывать в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме.

Познавательные: умение структурировать знания;

Оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные: установление связи между целью деятельности и её результатом.

Контрольная работа по теме «Тексты и стили речи».

Контрольная работа по теме «Тексты и стили речи». 7 класс

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Узенькой тропинкой шли два путника. (2) С одной стороны тропинки плескалось синее море, а с другой – стояли седые горы.

  2. Путники искали красоту. (4) Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным сердцем.

(5)Подошли путники к серому камню. (6) У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. (7) он увидел в сером камне прекрасный цветок. (8) Другой увидел только трещину на камне.

(9) Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. (10) А другой человек сидел на берегу и смотрел на море.

(11) Вот из камня показался цветок изумительной красоты. (12) Человек освободил из каменного плена красоту!

(13) Даже горы поднялись выше. (14) Даже волны морские затихли. (15) Только человек с холодным сердцем не увидел красоты. (По К.Антаровой)

1.1. Какой заголовок наиболее точно отражает содержание текста?

1) Два путника
2) Мудрость
3) Учитесь видеть красоту
4)Человек познаётся в труде.

1.2. Какова основная мысль текста?

1) Любите природу!
2)Все люди разные, но каждый хорош по-своему.
3)Только человек, влюблённый в жизнь, умеет видеть и чувствовать красоту.
4) Творите чудеса!

1.3. Каков тип речи?

1) Описание
2) Повествование
3) Рассуждение с элементами описания
4) Описание с элементами рассуждения

1.4. Какое языковое средство использовано для связи предложений 6 и 7?

1)Существительное с предлогом.
2) Личное местоимение
3) Неопределённое местоимение.
4)Лексический повтор

1.5. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в прямом значении?

1) Седые горы.
2) С горячим сердцем.
3) С холодным сердцем
4) К серому камню

2.Для какого стиля речи характерна диалогическая речь?

1) Для научного
2) Для официально-делового
3) Для разговорного

3. Для какого стиля речи характерна неофициальная обстановка?

1) Для разговорного
2) Для научного
3) Для публицистического

4. Для какого стиля речи характерна злободневность, яркость, страстность, призывность?

1) Для художественного
2)Для научного
3) Для публицистического

5. Определите стиль речи текста:

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать.

1) публицистический
2) научный
3) художественный

6.Определите стиль речи текста:

Более полувека назад на огромных пространствах России гремела и клокотала война. Волею судьбы многие тяжёлые и кровопролитные бои пришлись на территорию нынешних Курской и Белгородской областей. Одной из величайших баталий в мировой истории по праву считается Курская битва, эпицентром которой стало танковое сражение под Прохоровкой. Недаром здешнее поле называют Полем русской славы, третьим после Куликова и Бородина – полем России.

1) художественный
2) публицистический
3)научный

7. К какому стилю речи относятся слова и выражения: настоящая справка дана в том, что…?

1) К публицистическому
2) К разговорному
3) К официально-деловому

8. Для какого стиля речи характерно прямое обращение к собеседнику?

1) Для официально-делового
2) Для научного
3) Для публицистического

9. Укажите, какие характеристики текста неверны.

(1) Очень странно! (2) Этот чердак был обитаем. (3) На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта посёлка. (4) В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. (5) Тут же стоял перевёрнутый фанерный ящик. (6) Над ним висел самодельный телефон.

1) стиль речи разговорный
2) тип речи – повествование
3) средства связи предложений 3,4 — контекстные синонимы

10. Укажите правильную характеристику текста.

Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удар молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён ущерб сельскому хозяйству.

1) стиль речи – художественный; тип речи – описание.
2) стиль речи – научный; тип речи – рассуждение
3) стиль речи – публицистический; тип речи – повествование

11. Тема текста — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Основная мысль (идея) -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Композиция -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Напишите план к тексту №1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Составьте синквейн на тему: «Повествование

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к контрольной работе по теме «Текст и стили речи» 7 класс

1,1 — 3

    1. — 3

    2. — 2

    3. — 2

    4. — 4

2 — 3

3 — 1

4 — 3

5 — 3

6 — 2

7 — 3

8 — 3

9 — 1,3

10 — 3

Необходим один текст во всех стилях речи русского языка

Вообще-то написать один и тот же текст в разных стилях невозможно, поэтому я взяла одну тему – «Днепр» . Можете подобное сделать с темами «Лес» , «Степь» , «Горы» , «Езда в общественном транспорте» и т. п. НАУЧНЫЙ Днепр – река в Европе, протекает по территории России, Белоруссии и Украины. Протяжённость 2201 километр, площадь бассейна 504 тысячи квадратных метров. Берёт начало в северной части Валдайской возвышенности возле села Бочарово (Сычёвского района Смоленской области, неподалёку от озера Гавриловское в России) , впадает в Днепровский лиман Чёрного моря. В среднем и нижнем течении (от устья Припяти до Новой Каховки) расположен каскад водохранилищ гидроэлектростанций. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ Каскад гидроэлектростанций на Днепре на территории Беларуси появится к 2011 году. Об этом на заседании круглого стола сообщил заведующий лабораторией энергетической стратегии Института энергетики Национальной академии наук Беларуси Сергей Никитин, передает БЕЛТА. По словам С. Никитина, сейчас проводятся предварительные исследования возможных площадок для их строительства. В целом же потенциал белорусской гидроэнергетики оценивается в 800 МВт. К строительству Гродненской ГЭС на Немане мощностью 17 МВт уже приступили. Разработана также техническая документация на ГЭС мощностью 23 МВт на Западной Двине — она будет создана в Полоцком районе. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ Объявление В связи с высоким уровнем бактериологического загрязнения воды на территории береговой полосы реки Днепр купаться на пляжах Черкасс запрещено. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. (Н. В. Гоголь) РАЗГОВОРНЫЙ Вы это.. . уже купаетесь в Днепре, что ли? М-да, а мне ждать ещё как минимум 6-7 недель, пока вода в Оби будет теплее.

ошибаетесь: их шесть. Церковно-религиозный-то куда дели? или вы его к какому-то иному относите?..

он не так распространён среди молодёжи и не общеупотребяем

а еще сейчас выделяют рекламный стиль

8 лет назад, привет из будущего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *