Архитектура системы — Википедия
Архитектура системы — принципиальная организация системы, воплощенная в её элементах, их взаимоотношениях друг с другом и со средой, а также принципы, направляющие её проектирование и эволюцию[1]:3.
Понятие архитектуры в значительной мере субъективно и имеет множество противоречивых толкований; в лучшем случае оно отображает общую точку зрения команды разработчиков на результаты проектирования системы.[2]:27 Существует большое количество определений архитектуры. Коллекция определений, относящихся, в основном, к архитектуре программного обеспечения, собрана на сайте Института программной инженерии Университета Карнеги — Меллона[3].
В настоящее время существует сильная тенденция рассматривать архитектурное и не архитектурное проектирование как различные виды деятельности; делаются попытки определить их как отдельные практики, однако эти виды проектирования в значительной мере «переплетены». Архитектурные решения в сравнении с обычными проектными решениями рассматриваются как более абстрактные, концептуальные и глобальные; они нацелены на успех всей миссии и на наиболее высокоуровневые структуры системы
Другие определения архитектуры системы
- Общий план или концепция, используемая для создания системы, такой как здание или информационная система, или абстрактное описание системы, её структуры, компонентов и их взаимосвязей (Defining Architecture for IT: A Framework of Frameworks, Gartner, 2002)[5]:79-80.
- Конструктивные решения, которые после их принятия с трудом поддаются изменению; согласие в вопросе идентификации главных компонентов системы и способов их взаимодействия, а также выбор таких решений, которые интерпретируются как основополагающие и не подлежащие изменению в будущем.[2]:27
По мере роста сложности решаемых задач возникла необходимость структурирования систем. Однако практики нашли термин «структура» недостаточным для описания всех аспектов системы [4]:272.
Термин «архитектура» в системной инженерии ввел профессор университета Южной Калифорнии Эберхард Рехтин (англ. Eberhardt Rechtin) в начале 90-х годов XX-го века. Он считал, что по мере усложнения систем их «высокоуровневого проектирования» (или «концептуального проектирования»), как оно понималось в те годы, было недостаточно, чтобы приводить инженеров и проектировщиков к созданию точных и эффективных проектов. Он изучил архитектурные принципы в строительстве, чтобы понять, как создаются и разрабатываются сложные системы (например, здания)[6]:223.
Рехтин поясняет термин архитектура системы следующим образом:
Суть создания архитектуры — структурирование. Структурирование может означать превращение формы в функцию, извлечение порядка из хаоса, или преобразование частично сформированных идей клиента в пригодную для работы концептуальную модель
[6]:223-224.
Термины «архитектура» и «архитектурное проектирование» уже используются в течение приблизительно 30 лет, особенно интенсивно в программной инженерии и таких проблемных областях как ракетно-космическая отрасль[4]:272.
Для более подробного описания принципов построения архитектуры стандарт ISO/IEC/IEEE 42010-2011 вводит следующие понятия[7]:2.
- Архитектурная группа описаний (англ. architectural view) — представление системы в целом с точки зрения связанного набора интересов. Каждая группа описаний относится к одному или более стейкхолдеру. Термин «группа описаний» употребляется для выражения архитектуры системы при некотором методе описания.
- Архитектурное описание (англ. architectural description) — рабочий продукт, использующийся для выражения архитектуры.
- Архитектурный подход (англ. architectural framework) — соглашения, принципы и практики для описания архитектуры, установленные для конкретной области применения и/или конкретным сообществом стейкхолдеров.
- Архитектурный метод описания (англ. architectural viewpoint) — спецификация соглашений для конструирования и применения группы описаний. Шаблон или образец, по которому разрабатываются отдельные группы описаний посредством установления назначений и аудитории для группы описаний, а также приемы их создания и анализа. Метод описания устанавливает соглашения, по которым группа описаний создается, отображается и анализируется. Тем самым метод описания определяет языки (включая нотации, описания или типы продуктов), применяемые для определения группы описаний, а также все связанные методы моделирования или приемы анализа, применяемые к данным представлениям группы описаний. Данные языки и приемы применяются для получения результатов, имеющих отношение к адресуемым интересам.
- Вид модели (англ. model kind) — соглашения по средствам моделирования (например, сети Петри, диаграммы классов, организационные диаграммы и т. д.).
Свод знаний по системной инженерии (SEBoK) делит архитектуру на логическую и физическую[4]:269.
Логическая архитектура[править | править код]
Логическая архитектура поддерживает функционирование системы на протяжении всего её жизненного цикла на логическом уровне. Она состоит из набора связанных технических концепций и принципов. Логическая архитектура представляется с помощью методов, соответствующих тематическим группам описаний, и как минимум, включает в себя функциональную архитектуру, поведенческую архитектуру и временную архитектуру.
Функциональная архитектура. Функциональная архитектура представляет собой набор функций и их подфункций, определяющих преобразования, осуществляемые системой при выполнении своего назначения.
Поведенческая архитектура. Поведенческая архитектура — соглашение о функциях и их подфункциях, а также интерфейсах (входы и выходы), которые определяют последовательность выполнения, условия для управления или потока данных, уровень производительности, необходимый для удовлетворения системных требований. Поведенческая архитектура может быть описана как совокупность взаимосвязанных сценариев, функций и/или эксплуатационных режимов.
Временная архитектура. Временная архитектура является классификацией функций системы, которая получена в соответствии с уровнем частоты её исполнения. Временная архитектура включает в себя определение синхронных и асинхронных аспектов функций. Мониторинг решений, который происходит внутри системы, следует той же временной классификации [4]:287.
Физическая архитектура[править | править код]
Цель проектирования физической архитектуры заключается в создании физического, конкретного решения, которое согласовано с логической архитектурой и удовлетворяет установленным системным требованиям.
После того, как логическая архитектура определена, должны быть идентифицированы конкретные физические элементы, которые поддерживают функциональные, поведенческие, и временные свойства, а также ожидаемые свойства системы, полученные из нефункциональных требований к системе.
Физическая архитектура является систематизацией физических элементов (элементов системы и физических интерфейсов), которые реализуют спроектированные решения для продукта, услуги или предприятия. Она предназначена для удовлетворения требований к системе и элементам логической архитектуры и реализуется через технологические элементы системы. Системные требования распределяются как на логическую, так и физическую архитектуру. Глобальная архитектура системы оценивается с помощью системного анализа и, после выполнения всех требований, становится основой для реализации системы[4]:296.
Концептуальная схема архитектурного описания (ISO/IEC 42010)Архитектура может быть зафиксирована с помощью полного архитектурного описания (АО) (см. рисунок). Стандарт ISO/IEC/IEEE 42010-2011 предписывает различать концептуальную архитектуру системы и одно из описаний данной архитектуры, являющееся конкретным продуктом или артефактом.
В сложных системах АО может разрабатываться не только для системы в целом, но и для компонентов системы. Два разных концептуальных АО могут включать группы описаний, которые будут соответствовать одному и тому же методу описания. Хотя системы, описываемые данными двумя группами описаний, будут соотноситься как целое и часть, это не пример множества групп описаний, соответствующих одному методу. Эти АО считаются отдельными, даже хотя они связаны через системы, которые они описывают[7]:3.
Концептуальный подход[править | править код]
Концептуальный подход определяет термины и понятия, относящиеся к содержанию и применению АО. На рисунке изображены основные понятия и их взаимосвязи. Все понятия определены в контексте архитектуры определенной системы и соответствующего архитектурного описания. Не нужно предполагать, что у системы существует лишь одна архитектура или что эта архитектура изображается лишь одним архитектурным описанием.
На рисунке прямоугольники изображают классы сущностей.
Линии, соединяющие прямоугольники, изображают связи между сущностями. Связь включает две роли (по одной в каждом направлении). Каждая роль может по желанию быть именована меткой. Роль, направленная от A к B, [помечена] ближе к B, и наоборот. Например, роли между «системой» и «средой» могут читаться: «„система“ живёт в „среде“» и «„среда“ влияет на „систему“». На рисунке роли обладают арностью 1:1, если не указано иное. Роль может обладать множественной арностью, например, роль, обозначенная как «1..*», применяется для обозначения многих, как в связях «один ко многим» или «многие к одному». Ромб (на конце линии связи) обозначает отношение части целого. Например, «группы описаний» являются частью «архитектурного описания». Эта нотация заимствована из UML.
Рассмотрим каждое составляющее концептуальной схемы подробнее. В контексте рассматриваемой схемы система распространяется на отдельные прикладные программные средства, системы в традиционном смысле, подсистемы, системы систем, продукты, семейства продукции, организации в целом и другие интересующие совокупности.
Система обитает в некоторой среде. Среда некоторой системы может влиять на данную систему. Её среда, или контекст, определяет обстановку и обстоятельства разработки, эксплуатации, политических и иных влияний на данную систему. Такая среда может включать другие системы, взаимодействующие с целевой системой, как напрямую через интерфейсы, так и косвенно иными путями. Такая среда определяет границы, определяющие предмет целевой системы по отношению к другим системам.
У каждой системы есть один или более стейкхолдеров. Каждый стейкхолдер обычно принимает участие в системе, или имеет интересы к данной системе. Интересы предполагают учёт таких аспектов системы как производительность, надежность, безопасность, распределённость и способность к эволюции.
Любая система существует для реализации в своей среде одной или более миссий.
В концептуальном подходе архитектурное описание организовано как одна или более архитектурных групп описаний.
Архитектурное описание выбирает для применения один или более подходящих методов описания. Выбор методов описания обычно основывается на соображениях и интересах заинтересованных сторон, которым адресовано это АО. Определение метода описания может возникать совместно с АО, а может быть определено отдельно. Метод описания, определенный отдельно от АО называется библиотечным методом описания.
Группа описаний может состоять из одного или более архитектурных описаний. Каждое такое архитектурное описание разрабатывается с применением установленных соответствующим ему методов архитектурного описания. Архитектурное описание может входить более чем в одну группу описаний[7]:4-6.
Типы групп описаний архитектуры[править | править код]
Существует три типа группы описаний: функциональные, логические и физические. Каждая из групп предназначена для описания собственных точек зрения и соответствующего им уровня сложности[6]:224.
Функциональная группа описаний[править | править код]
Данная группа обеспечивает представление с точки зрения пользователей или операторов, которое включает продукты, относящиеся к фазам, сценариям и потокам задач операционной системы. Информационный поток может быть рассмотрен с пользовательского ракурса, также описываются и пользовательские интерфейсы. Примером продуктов, которые могут быть включены в это описание, будут функциональные данные или графики, сценарное описание (включая использование кейсов), блок-схемы задач, организационные диаграммы и схемы информационных потоков[6]:224.
Логическая группа описаний[править | править код]
Данная группа обеспечивает представление с точки зрения руководителя или заказчика. Логическое представление включает продукты, которые определяют системные границы с её окружением и функциональные интерфейсы с внешними системами, также основные функции и поведение системы, потоки информации, внутренние и внешние наборы данных, внутренних и внешних пользователей, и внутренние функциональные интерфейсы. Примером продуктов могут быть блочные диаграммы функциональных потоков[en] (FFBD), контекстные диаграммы, N2-диаграммы[en], IDEF0-диаграммы, данные поточных диаграмм и различных стейкхолдеров — характерные продукты (в том числе бизнес-зависимые продукты)[6]:224.
Физическая группа описаний[править | править код]
Данная группа обеспечивает представление с точки зрения проектировщиков. Включает в себя:
- продукты, которые определяют физические границы системы;
- физические компоненты системы и то, как они взаимодействуют и влияют друг на друга;
- внутренние базы данных и структуры данных;
- инфраструктуру информационных технологий (ИТ) системы;
- внешнюю ИТ-инфраструктуру, с которой система взаимодействует;
- требования, необходимые для развития системы.
Продукт может включать в себя физические блок-схемы на довольно высоком уровне детализации, топологии базы данных, интерфейс управления документами и стандарты. Все из трёх типов групп должны присутствовать в каждом описании архитектуры[6]:224.
Архитектурные описания в ходе жизненного цикла могут различно применяться всеми стейкхолдерами. Такие применения включают, но не ограничиваются, следующим:
- анализ альтернативных архитектур
- деловое планирование перехода от унаследованной архитектуры к новой;
- коммуникация организаций, участвующих в разработке, производстве, установке, эксплуатации и обслуживании систем;
- коммуникация между заказчиками и разработчиками как часть подготовки соглашения;
- критерии для сертификации соответствия реализации данной архитектуре;
- документирование разработки и обслуживания, включая подготовку материалов для хранилищ с целью повторного использования и учебных материалов;
- исходные данные для последующих мероприятий по системному проектированию и разработке;
- исходные материалы для инструментов создания и анализа системы;
- эксплуатационная и инфраструктурная поддержка; управление конфигурацией и ремонт; перепроектирование и обслуживание систем, подсистем и компонентов;
- поддержка планирования и финансирования[7]:9.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2008. Системная инженерия — Процессы жизненного цикла систем. — 2008.
- Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005. — 504 с. — ISBN 5-9556-0045-0.
- Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 544 с. ISBN 5-8459-0579-6
- Pyster, A., D. Olwell, N. Hutchison, S. Enck, J. Anthony, D. Henry, and A. Squires (eds). Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK) version 1.0. — The Trustees of the Stevens Institute of Technology, 2012.
- Kossiakoff A., Sweet W. N., Seymour S. J., Biemer S. M. Systems Engineering Principles and Practice. — 2-е изд. — Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. — 599 с. — ISBN 978-0-470-40548-2.
- ISO/IEC 42010:2011. System and software engineering — Architecture description. — 2011.
Великий Архитектор Вселенной — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Великий Архитектор Вселенной (ВАВ) в масонстве — универсальное и нейтральное обозначение Верховной Сущности (Бога), в которое верит каждый член братства, при этом как и в кого верить — личное дело каждого масона, в зависимости от его вероисповедания.
Христианский теолог Фома Аквинский полагал, что существует Архитектор Вселенной, как первопричина, что и является Богом[1]. Толкователь Аквинского Стивен Ричардс[2] отмечал, что утверждение Великого Архитектора Вселенной как христианского Бога «не лежит на поверхности в теологии, а требует дополнительной веры, основа которой находится в откровении Библии».
Протестант Жан Кальвин в своем труде «Institutes of the Christian Religion» (издана в 1536 году), неоднократно называл христианского Бога Великим Архитектором Вселенной, также как и в труде «Архитектура Вселенной» и в комментариях к Псалму 19.
Масонские историки, такие как Вильям Биссе[3], Гарри Лизер[4] и С. Брент Моррис[5] утверждают, что «Масонская аббревиатура В:.А:.В:. (Великий Архитектор Вселенной) продолжает древнюю традицию использования аллегории для Божества». Они проследили появление такого названия и аббревиатуры в масонстве из Книги конституций, которую написал Джеймс Андерсон в 1723 году. Они также отмечают, что, будучи кальвинистом, он мог позаимствовать эту аллегорию именно оттуда.
Объяснение Кристофера Хаффнера, что есть концепция «Великий Архитектор Вселенной» в качестве определения Верховной Сущности по личному выбору каждого, приводится в труде «Workman Unashamed»:
Представьте меня в ложе, когда преклонив голову, молюсь между Братом Мохаммедом Бокхари и Братом Эрджаном Мелвани. Ни для одного из них Великий Архитектор Вселенной не является Святой Троицей. Для Брата Бокхари он является Аллахом. Для Брата Мелвани — возможно Вишну[6].
- ↑ Stephen A. Richards. Thomas Aquinas (1225—1274 CE). Theology. Pelusa Media Group (2006)
- ↑ Stephen A. Richards. Thomas Aquinas (1225–1274 CE) (неопр.). Theology. Pelusa Media Group (2006). Архивировано 20 июня 2012 года.
- ↑ William K. Bissey. G.A.O.T.U., The Indiana Freemason (Spring 1997).
- ↑ Gary Leazer Masonic Research, 2001
- ↑ S. Brent Morris The Complete Idiot’s Guide to Freemasonry, publisher=Alpha/Penguin Books, ISBN 1-59257-490-4, page 212, 2006
- ↑ Christopher Haffner. Workman Unashamed: The Testimony of a Christian Freemason (англ.). — Lewis Masonic, 1989. — P. 39.
Архитектура | Наука | Fandom
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения).
Древнерусские деревянные церкви в Кижах
Модернизм
Неоконструктивизм
Стиль хай-тек
Стиль хай-тек
Деконструктивизм
Биотек
Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества[1].
Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно[2][3].
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации иногда оценивают лишь по их архитектурным достижениям.
Пирамиды в ГизеПарфенон, Афинский акропольОбсуждение категории:Архитектура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Архитектура как наука и Архитектура как искусство[править код]
Раз у нас появились две точки зрения на этот счет, надо было бы разделить эти понятия. Как будем это делать ? SergeyJ 14:42, 20 июня 2009 (UTC)
- Я надеюсь Вы понимаете, что два смысла в одном термине будут всегда приводить только непониманию, и смешению разнородных статей ? SergeyJ 14:44, 20 июня 2009 (UTC)
- Не понимаю, зачем это надо делать. Архитектура — это и наука (см. архитектурная физика, история архитектуры), и род деятельности, сопряжённый с техническим и композиционно-художественным творчеством (см. архитектурное проектирование), и часть материальной культуры, являющаяся достоянием того или иного народа, страны или эпохи (см. архитектура этнических групп). Вы предлагаете всё это разнести по разным категориям?—Bandar Lego 15:14, 20 июня 2009 (UTC)
- Да. Для этого и нужна классификация, а не смешение всего в одну кучу. Разных людей интересуют различные аспекты, и они должны легко понимать, где есть что. SergeyJ 15:31, 20 июня 2009 (UTC)
- Вы предлагаете рассматривать точки зрения на предмет отдельно от самого предмета?—Bandar Lego 17:15, 20 июня 2009 (UTC)
- В принципе именно так. Но с архитектурой немного сложнее, т.к. это не физический предмет, а культурно-искуствоведческое понятие. Тут более правильно рассматривать отдельно Предметы носители архитектуры от Принципов создания этих предметов. SergeyJ 17:32, 20 июня 2009 (UTC)
- Ну, и все зависит что значит отдельно. Я хочу выявит ясные связи этих отношений, а не смешивать их в неясном контексте — вот это я понимаю под отдельно. SergeyJ 17:34, 20 июня 2009 (UTC)
- Почему же, предмет есть — это здания и сооружения и всё, что входит в понятие архитектурной среды. Вы можете ввести разделение по разным принципам, допустим, как Вы предлагаете, отделив архитектурный продукт от принципов его проектирования или как-то ещё, но всегда будут находиться пограничные области, которые будут относится и туда, и сюда.—Bandar Lego 18:16, 20 июня 2009 (UTC)
- Ну, это я и назвал Предметы носители архитектуры … с пограничными вещами будем думать, без примеров сложно, и тут нет необходимости поступать однообразно … так что договорились по крайней мере отделить Предметы от Науки (там где это достаточно очевидно) ? SergeyJ 20:18, 20 июня 2009 (UTC)
Причины удаления шаблона «Ассоциация»[править код]
Шаблон вреден, т.к. дезинформирует читателя сразу по трём позициям:
- Архитектура — это не наука, точнее — не только наука. АИ мной приводились здесь.
- Архитектура не проектирует здания и сооружения, их проектирует человек (по профессии «архитектор», но не всегда).
- Эта категория не «о науке», о науке может быть статья, высказывание, разговор. Категория ни о чём не говорит, она лишь молча включает в себя (статьи и подкатегории).
Извините, если говорю банальные вещи, но ведь, если всё было и так понятно, не понадобилось бы вешать этот назойливый шаблон. P.S. Я совсем не против создания категории «Архитектурные науки» или, точнее, «Архитектурные дисциплины», куда можно было бы включить арх. проектирование, арх. физику, сопромат, теорию и историю архитектуры и т.п. Подумайте над этим…—Bandar Lego 16:27, 20 июля 2009 (UTC)
- Хорошо, давайте тогда начнем с того, что сделаем категорию «Архитектурные дисциплины» ? Как по вашему к какой группе наук она относится — одновременно и к Техническим и к Общественным или как ? S.J. 16:30, 20 июля 2009 (UTC)
- Я бы включил их сюда, в категорию «Архитектура». А по признаку «точные—гуманитарные» уже распределил бы каждую науку в отдельности.—Bandar Lego 16:54, 20 июля 2009 (UTC)
- Но, это не правильно — Науки должны включаться в науки, а объекты изучения/производства/проектирования к группе физических объектов, с самой архитектурой сложно, т.к. она не только состоит из физических объектов, а скорее наоборот эти физические объекты являются лишь носителями архитектуры, по аналогии с программным обеспечением и компьютером (софт/железо) … после выделения науки, было бы очень хорошо разделить и архитектуру так Здания и Сооружения могли бы стать аналогом железа, а Архитектура сама по себе и была бы аналогом софта … S.J. 17:16, 20 июля 2009 (UTC)
Не могу согласиться с существующим на сайте положением. Как можно сделать дисциплины архитектуры, а архитектурную науку отменить. Выходит что в архитектуре нет наки? Нет как самостоятельного полноценного понятия. А что же тогда делают все ученые архитекторы (кандидаты, доктора, доценты, профессры), а зачем тогда академия архитектуры. Как вообще отрасль, в данном случае архитектура, может существовать без науки, исследований. Что то в этой философии не вяжется. Полагаю, что архитектура является отраслью, а архитектурная наука ее часть и должна быть представлена как категория архитектуры, дисциплины же могут стать ее подразделами. 213.79.124.20 11:45, 2 декабря 2009 (UTC) Дубынин Н.В. Архитектор
Нужна ещё категория «Архитектура по типу», куда включить: категория «Ландшафтная архитектура», категория «Стеклянная архитектура», категория «Деревянная архитектура», категория «Железнодорожная архитектура» и т.п. И если есть подкатегория категория «Архитектура (искусство и наука)», то зачем надкатегория категория «Искусство»? Fractaler 12:42, 24 июня 2010 (UTC)
Пока содержимое на всю глубину не расклассифицировано по значениям, убирать из Искусства не годится. Расклассифицируем, уберём. —Abc82 13:26, 24 июня 2010 (UTC)