Чем привлекает профессия педагога? — 35медиа
Неужели профессия учителя привлекает все больше молодежи и становится престижной? Что же привлекает девушек (а именно они в основном и идут учиться на профессии педагогического профиля): меры соцподдержки, стремление реализовать свой талант или получить общественное признание?
В этом учебном году на работу в сферу образования Череповца пришли более 90 молодых педагогов. 58 трудоустроились в школы, 30 — в детсады, три преподавателя пришли в учреждения допобразования. Чем же привлекает молодых профессия педагога?
Почти все молодые учителя, пришедшие работать в школы города в этом году, это выпускники череповецкого госуниверситета. Для сравнения, по информации городского управления образования, 1 сентября 2019 года в школы и детские сады пришли 76 молодых специалистов, в 2020 — 74. Неужели профессия учителя привлекает все больше молодежи и становится престижной? Что же привлекает девушек (а именно они в основном и идут учиться на профессии педагогического профиля): меры соцподдержки, стремление реализовать свой талант или получить общественное признание?
Жанна Барцева главной причиной выбора педагогической профессии назвала любовь к детям«Речь» задала эти вопросы выпускницам ЧГУ, пришедшим работать в школу в этом сентябре.
1. Любовь к детям
С Жанной Барцевой наши читатели уже знакомы. 1 сентября, выпускница ЧГУ, учитель начальных классов, она пришла работать в 1 «З» класс в начальную общеобразовательную школу № 39. Жанна Руслановна рассказала нам, что выбрала профессию учителя, потому что мечтала об этом с детства и потому что любит детей. Хотя престиж профессии учителя, как считает молодой педагог, все-таки в нашем обществе сейчас не очень высокий: во многих школах города большая нехватка учителей, а это подтверждает отсутствие интереса молодежи к профессии.
«Знаю не понаслышке, что учитель — очень трудная и ответственная профессия. Чтобы выбрать ее, нужно любить детей, и это главное! Еще иметь желание развиваться в педагогической деятельности, получать от этого положительные эмоции, а для этого нужно хорошо потрудиться. Поэтому нынешняя молодежь не заинтересована в данной профессии. В наше время молодежь все чаще стремится к „легкой“ работе, именно работе, а не профессии, так как многие направления профессией и не назовешь. Большинство мечтает пойти туда, где не нужно прикладывать много усилий, но при этом можно получать достойную заработную плату, — считает Жанна Барцева. — Для меня есть еще несколько причин, почему все-таки стоит попробовать себя в роли учителя. Это постоянное движение, активная работа, саморазвитие, постоянное общение с детьми и с опытными педагогами, имеющими стаж. Это выход из зоны комфорта, потому что на уроке могут случаться разные ситуации, и, конечно же, наработка жизненного опыта. Каждый день ты не только учишь, но и учишься чему-то сам. Также большим плюсом отмечу поддержку государства на первых порах в виде различных доплат, которые позволяют встать на ноги молодым специалистам после окончания учебного заведения».
2. Желание развиваться
Дарья Чегодаева считает главным плюсом профессии учителя возможность постоянно развиватьсяДарья Чегодаева, тоже выпускница ЧГУ, пришла на работу в школу № 5 имени Е. А. Поромонова. Она учитель начальных классов и классный руководитель 1 «В». Дарья Михайловна говорит, что выбор на пятую школу пал не случайно: об администрации школы и опытном коллективе учителей много хороших отзывов, и немаловажно, что школа располагается близко к месту проживания. После первого месяца работы в школе молодой педагог поняла, что сделала правильный выбор.
«У меня только положительные эмоции: дети в моем классе старательные и трудолюбивые, коллеги — мастера в своем деле, администрация отзывчивая», — говорит Дарья Чегодаева.
Главной причиной, почему девушка выбрала профессию учителя, она называет возможность постоянно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
«Одной из важных причин выбора профессии учителя является наличие профессионального роста и личностного развития. Работа с детьми приносит удовольствие, так как мне нравится их учить чему-то новому, организовывать их деятельность. Каждый день, проведенный в школе, для меня особое событие, потому что дети усваивают новый материал, с каждым днем становясь чуточку умнее, — считает Дарья Михайловна. — Работа в школе и мне самой дает возможность узнавать что-то новое, осваивать навыки и знания, необходимые для проведения эффективной учебной деятельности и для того, чтобы самой развиваться и двигаться вперед. Очень помогает в этом и общение с опытными коллегами, с которыми можно поговорить на любую тему».
3. Педагогика — это призвание!
Елизавета Мудрова считает, что идти работать педагогом в школу нужно только по призваниюЕлизавета Мудрова после ЧГУ пришла работать в Центр образования № 29. Она преподает русский язык и литературу в трех пятых классах и восьмом коррекционном. Как говорит Елизавета Романовна, нагрузка у нее большая для молодого специалиста — 35 часов уроков, классное руководство и большой объем тетрадей для проверки. Выбрала для работы 29 школу, потому что там ей понравилась доброжелательная атмосфера в коллективе, условия работы, нагрузка. Ну, а то, что тяжело, — так к этому молодой педагог была готова, потому что профессия учителя предполагает занятость и самоотдачу 24 часа в сутки каждый день.
«У меня был выбор — идти учиться на врача или на учителя. И я выбрала второе. Понимала уже тогда, что это мое и у меня все получится. На практике во время учебы я убедилась, что детям со мной комфортно, а мне комфортно с ними. Да, может быть, работать учителем для молодежи это сейчас не модно и не престижно. Когда меня знакомые спрашивают, где работаю, и узнают, что учителем, все удивляются. Но многие потом восхищаются и говорят, что это благородно, — рассказала „Речи“ Елизавета Романовна. — Мне приятно осознавать, что я могу что-то ценное вложить в детей. Я, конечно, еще только начала работать, но греет душу то, что я получу результат своей работы не только на бумаге, а увижу, как дети взрослеют, умнеют, получают образование. На мне большая ответственность, потому что у меня один из основных предметов и от меня зависит, будут ли дети грамотными и начитанными. Я понимаю, что это не та работа, на которую идут за большими материальными благами. Чтобы быть учителем, нужно очень хотеть быть педагогом, это должно быть призванием».
Материалы по теме:
— День учителя отмечают сегодня во всем мире
— Какими путями учителя приходят в школу?
— «Школа молодых педагогов»
В чём видят учителя привлекательность работы в школе
РАНХиГС провела исследование о привлекательности школы для учителей с их же точки зрения. Педсовет заинтересовался итогами и провел свой опрос, в котором приняли участие 486 респондентов из регионов России. По мнению респондентов обоих опросов, школа привлекательна для молодых специалистов стабильностью, режимом работы и творческой составляющей профессии. Но молодые специалисты — выпускники 2018 года в школу работать не пойдут, уверены участники опроса Педсовета.
В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.
В опросе Педсовета участвовали 486 учителей из разных регионов России. Опрос проводился в июне текущего года. Возраст опрошенных — от 28 до 71 года.
Для того, чтобы школа жила, развивалась и обогащалась новыми элементами в содержании и обучении, в нее должны приходить работать молодые педагоги. В течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, считают учителя — респонденты опроса РАНХиГС. О значительном обновлении кадрового состава в школах заявили лишь всего 17,3 процента опрошенных. При этом доля сельских школ в этих процентах значительно ниже доли школ, расположенных в региональных столицах. В целом, значительное количество респондентов (80 процентов) отметили, что процесс обновления педагогических коллективов носит низкую динамику.
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Исследование РАНХиГС
Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Опрос Педсовета
Самыми популярными ответами оказались такие, как интерес к профессиии (12 процентов), ее творческая составляющая (14,7), любовь к детям (22,2), возможность стабильной работы (18) и удобный режим (8,3). О том, что в школе нет ничего привлекательного для молодых специалистов, заявили меньшинство респодентов (1,5 процента). Названы учителями и факторы непривлекательности — низкие зарплаты (11,3) и высокие требования к учителю (8,6).
В целом, привлекательность школы для молодого педагога на «троечку» оценили большинство участников опроса — 42,9 процента.
Карьерный рост в школе. Нереально?
Исследование РАНХиГС
Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с управленческой. О желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ.
Среди респондентов, кто не видит никаких направлений развития своей карьеры, 70 процентов работают в сельских школах., а 70,9 — в городских. Вероятно, это связано с узостью рынков учительского труда и отсутствием амбиций, отмечают исследователи.
Более оптимистичными оказались молодые учителя, питающие надежды на карьерный рост, но уже к 35-ти годам их взгляды на данную возможность меняются. Например, если на начальном этапе профессиональной деятельности заниматься методической работой хотели бы 28,1 процента молодых учителей, то в возрасте 36 — 45-ти лет их осталось 18,4 процента.
Опрос Педсовета
В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.
Педагогический коллектив и качество образовательного процесса
Исследование РАНХиГС
По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.
Опрос Педсовета
Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.
Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.
В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.
Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.
Удовлетворенность заработной платой
Исследование РАНХиГС
Как отмечают исследователи, в отличие от предыдущих лет, доля учителей, которых устраивает заработная плата (по всем типам поселений), выросла. Вместе с тем, ее размером удовлетворены менее половины респондентов сельских школ (40,1) и региональных столиц (41, 6). Совершенно не устраивает материальная сторона профессиональной деятельности 23, 6 процента учителей региональных столиц и 25, 6 — сельских школ.
Опрос Педсовета
В исследовании Педсовета вопрос о зарплате имел другую окраску и звучал так: «насколько для вас важен размер заработной платы?» (оценка по 5-ти бальной системе). Оказалось, что учителей, для которых вопрос зарплаты вообще не существует, нет. То есть, оценка по сути произошла по трехбальной системе. Минимально заинтересованных в зарплате респондентов оказалось 10,7 процентов. Более заинтересованных — 50 процентов, и еще почти 40 процентов (39,3) считают, что размер зарплаты для них категорически важен (максимальный балл).
Удовлетворенность учебной нагрузкой
Исследование РАНХиГС
Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.
Опрос Педсовета
Доля минимальных значений степени удовлетворенности учебной нагрузеой (1 и 2 балла) в сумме составила 11,6 процентов. Немного меньше, чем половина опрошенных (43 процента) оценили свою загруженность уроками по максимальному баллу. Суммарное значение ответов на «три» и «четыре» составляет 45, 5 процента. Судя по ответам, нагрузки у учителей вполне хватает.
Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности.
Возможно, с учетом всех сложностей и непривлекательностей работы учителя в школе, большинство респондентов (73,6 процента) уверены, что выпускники педагогических колледжей и университетов 2018 года не пойдут работать в школу. Куда угодно, только не в школу — так считает 31 процент участников опроса. 36 процентов респондентов думают, что молодые специалисты уйдут работать в коммерческие структуры, около 5,6 процентов надеются, что выпускники станут не учителями, а предпринимателями. Среди участников опроса есть и те, кто видит, место работы выпускника на заводе (1 процент).
В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.
Учителя предложили и свои варианты ответов. Например, многие уже опытные педагоги уверены, что выпускники могут прийти работать в школу, но столкнувшись с трудностями (высокие требования руководителя, сложные ученики, обилие бумажной документации и т. д.), в школе не останутся.
Подписаться на авторский канал Федюшиной Эльвиры Евгеньевны
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
ПодписатьсяЕвропейский комитет профсоюзов образования
Этот проект стремится повысить осведомленность европейского общества о важности и ценности профессии учителя в качественных образовательных учреждениях, которые являются инклюзивными, ориентированными на учащихся и устойчивыми. Проект направлен на дальнейшее увеличение вклада социальных партнеров в сфере образования на всех уровнях в создание привлекательной профессии учителя, а также на постоянное продвижение и совершенствование структур и потенциала социального диалога для решения задач, стоящих перед образованием в будущем, особенно в связи с пандемией COVID-19.пандемия усугубила ранее существовавшие угрозы, стоящие перед профессией.
- Введение
- Стартовая конференция
- Исследовать
- Субрегиональные семинары
- Заключительная конференция
На протяжении последнего десятилетия социальные партнеры в сфере образования, европейские социальные партнеры в сфере образования, Европейский комитет профсоюзов образования (ETUCE) и Европейская федерация работодателей в сфере образования (EFEE) признавали центральную роль социального диалога и наращивания потенциала.
Этот проект был разработан в результате Совместной декларации ETUCE-EFEE (2018 г. ), которая направлена на повышение осведомленности европейского общества о важности и ценности профессии учителя в качественных образовательных учреждениях, которые являются инклюзивными, ориентированными на учащихся и устойчивый. Проект направлен на дальнейшее увеличение вклада социальных партнеров в сфере образования на всех уровнях в создание привлекательной профессии учителя, а также на постоянное продвижение и совершенствование структур и потенциала социального диалога для решения задач, стоящих перед образованием в будущем, особенно в связи с пандемией COVID-19.пандемия усугубила ранее существовавшие угрозы, стоящие перед профессией.
Проект реализует текущую Рабочую программу ESSDE на 2022-2023 гг., особенно объединяя тему «Повышение привлекательности профессии учителя» с темой «Содействие социальному диалогу посредством наращивания потенциала». Мониторинг и внедрение результатов европейского социального диалога, а также формирование общего понимания элементов, способствующих привлекательности профессии учителя, как указано в отчете DG EAC (2013 г. ), социальные партнеры должны участвовать в процессе достижения консенсуса в отношении возможное принятие Рамок действий для сектора образования, первого в своем роде для Европейского отраслевого комитета по социальному диалогу в сфере образования.
Приверженные полной реализации первого принципа Европейской основы социальных прав о качественном образовании для всех и реализации Европейского образовательного пространства 2025, социальные партнеры в области образования должны увеличить свой вклад в разработку политики ЕС и национальной политики в области образования. , обеспечив, чтобы меры, принимаемые для повышения привлекательности профессии учителя, были успешными, инклюзивными и устойчивыми. Кроме того, проект разработан в рамках Ежегодной стратегии устойчивого роста до 2020 года, в которой качественное образование и обучение считаются ключевыми как для социальной справедливости, так и для повышения производительности и устойчивости Европы, облегчая переход к более экологичной и разумной экономике.
Как сделать профессию учителя привлекательной для молодежи – TeacherPediaNG
Десятилетия назад профессия учителя была одной из самых уважаемых в обществе. Учителей почитали за их способность прививать знания. Но сегодня преподавание стало менее привлекательным для молодежи. Это становится очевидным после резкого снижения числа молодых людей, интересующихся этой профессией. Эта утечка мозгов в секторе образования вызвала призывы к созданию стимулов для привлечения молодых людей в профессию учителя.
В 2015 году Объединенный совет по приему и зачислению (JAMB), публикуя статистику студентов, которым было предложено временное зачисление в нигерийские университеты, также выразил сожаление по поводу сокращения числа молодых людей, регистрирующихся для изучения курсов, связанных с образованием. Образовательный сектор в стране пережил замедленный рост из-за коррупции, плохих образовательных структур, отсутствия или отсутствия стимулов и многого другого. Эти и многие другие факторы способствовали пренебрежению и растущей апатии к профессии.
Помимо образования, преподавание требует жертв и терпения. Но грустно отмечать, что общество (правительство и большинство людей) не ценит такой уровень самоотверженности. Многие учителя жалуются на условия своей работы, сложность требуемых задач и повышенную нагрузку при отсутствии стимулов к их выполнению.
Следовательно, возникает вопрос: какова выгода от труда в профессии, которая не славится производством миллионеров? Пока этот вопрос остается риторическим, хотя и актуальным, мы не можем позволить обществу принять это заблуждение — «профессия учителя убогая» — из-за ее влияния на отрасль.
Эта статья расскажет о возможных способах сделать профессию учителя привлекательной для молодежи.
Обеспечение привлекательности профессии учителя для молодежи
- Обеспечение последовательного профессионального развития
В каждой профессии идеально предусмотреть возможность непрерывного развития, поскольку это соответствует общему контексту обучения на протяжении всей жизни.
- Разработка устойчивой политики оплаты труда
Ничто так не обескураживает работника, как получение заработной платы, которая не соответствует оказанным услугам. Школьные учителя страдают от плохой политики заработной платы, затянувшихся долгов и множества несоответствий. По данным NigeriaInfoPedia.com, средний учитель государственной школы зарабатывает минимум 15 000–70 000 найр в месяц. А учитывая экономическое состояние страны, это относительно не устойчивый доход. В большинстве случаев им задерживают зарплату.
Для привлечения молодежи к профессии учителя необходимо повышение заработной платы. Правительство также должно разработать лучшую политику в отношении профессии и компенсировать дополнительную работу, связанную с дополнительной деятельностью. Этот пункт относится не только к государственным школам; частные школы также играют роль в повышении привлекательности профессии учителя. Некоторые частные школы предлагают «арахис» в качестве заработной платы учителям. Это необходимо исправить, чтобы повысить интерес молодежи к обучению.
- Обеспечение благоприятной среды для преподавания и обучения
В государственных школах Нигерии нет ничего особенного из-за плохой структуры школьных зданий. В некоторых школьных зданиях протекают крыши, плохая вентиляция, запыленные классы, мало или совсем нет стульев/столов для учащихся и учителей и т. д. Самый простой способ сделать профессию учителя привлекательной для молодежи — возвести эстетичные здания, офисы и классы. для воспитателей.
Человеческая среда сильно влияет на продуктивность. И чтобы учителя могли сосредоточиться на своих обязанностях, окружающая среда должна быть привлекательной. Хотя частные школы задают тон в этом аспекте, правительству необходимо повысить стандарты преподавания в государственных школах. Неправительственные организации также могут помочь в создании благоприятных условий для учителей.
- Внедрение технологий в образовательный сектор
21-я молодежь стремится работать на рабочем месте, где продвигаются технологии и инновации. Традиционный метод преподавания сейчас вызывает стресс и не соответствует нынешнему времени. Но внедрение технологий привлечет молодых учителей и в целом снизит нагрузку.
- Обеспечение основных удобств для учителей
Это относится к государственным школам, которые имеют дело с направлением учителей в сельские районы либо в качестве формы продвижения по службе, либо просто в связи с необходимостью. Наличие большего числа людей, проявляющих интерес к выезду за пределы своей базы, требует предоставления основных удобств, чтобы поддерживать их во время отсутствия. Эти удобства включают убежище, еду и даже мобильность, позволяющую им передвигаться. Повышение заработной платы за выслугу лет также является хорошей идеей.