В чём видят учителя привлекательность работы в школе
РАНХиГС провела исследование о привлекательности школы для учителей с их же точки зрения. Педсовет заинтересовался итогами и провел свой опрос, в котором приняли участие 486 респондентов из регионов России. По мнению респондентов обоих опросов, школа привлекательна для молодых специалистов стабильностью, режимом работы и творческой составляющей профессии. Но молодые специалисты — выпускники 2018 года в школу работать не пойдут, уверены участники опроса Педсовета.
В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.
В опросе Педсовета участвовали 486 учителей из разных регионов России. Опрос проводился в июне текущего года. Возраст опрошенных — от 28 до 71 года.
Для того, чтобы школа жила, развивалась и обогащалась новыми элементами в содержании и обучении, в нее должны приходить работать молодые педагоги. В течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, считают учителя — респонденты опроса РАНХиГС. О значительном обновлении кадрового состава в школах заявили лишь всего 17,3 процента опрошенных. При этом доля сельских школ в этих процентах значительно ниже доли школ, расположенных в региональных столицах. В целом, значительное количество респондентов (80 процентов) отметили, что процесс обновления педагогических коллективов носит низкую динамику.
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Исследование РАНХиГС
Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Опрос Педсовета
Самыми популярными ответами оказались такие, как интерес к профессиии (12 процентов), ее творческая составляющая (14,7), любовь к детям (22,2), возможность стабильной работы (18) и удобный режим (8,3). О том, что в школе нет ничего привлекательного для молодых специалистов, заявили меньшинство респодентов (1,5 процента). Названы учителями и факторы непривлекательности — низкие зарплаты (11,3) и высокие требования к учителю (8,6).
В целом, привлекательность школы для молодого педагога на «троечку» оценили большинство участников опроса — 42,9 процента.
Карьерный рост в школе. Нереально?
Исследование РАНХиГС
Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с управленческой. О желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ.
Среди респондентов, кто не видит никаких направлений развития своей карьеры, 70 процентов работают в сельских школах. а 70,9 — в городских. Вероятно, это связано с узостью рынков учительского труда и отсутствием амбиций, отмечают исследователи.
Более оптимистичными оказались молодые учителя, питающие надежды на карьерный рост, но уже к 35-ти годам их взгляды на данную возможность меняются. Например, если на начальном этапе профессиональной деятельности заниматься методической работой хотели бы 28,1 процента молодых учителей, то в возрасте 36 — 45-ти лет их осталось 18,4 процента.
Опрос Педсовета
В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.
Педагогический коллектив и качество образовательного процесса
Исследование РАНХиГС
По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.
Опрос Педсовета
Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.
Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.
В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.
Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.
Удовлетворенность заработной платой
Исследование РАНХиГС
Как отмечают исследователи, в отличие от предыдущих лет, доля учителей, которых устраивает заработная плата (по всем типам поселений), выросла. Вместе с тем, ее размером удовлетворены менее половины респондентов сельских школ (40,1) и региональных столиц (41, 6). Совершенно не устраивает материальная сторона профессиональной деятельности 23, 6 процента учителей региональных столиц и 25, 6 — сельских школ.
Опрос Педсовета
В исследовании Педсовета вопрос о зарплате имел другую окраску и звучал так: «насколько для вас важен размер заработной платы?» (оценка по 5-ти бальной системе). Оказалось, что учителей, для которых вопрос зарплаты вообще не существует, нет. То есть, оценка по сути произошла по трехбальной системе. Минимально заинтересованных в зарплате респондентов оказалось 10,7 процентов. Более заинтересованных — 50 процентов, и еще почти 40 процентов (39,3) считают, что размер зарплаты для них категорически важен (максимальный балл).
Удовлетворенность учебной нагрузкой
Исследование РАНХиГС
Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.
Опрос Педсовета
Доля минимальных значений степени удовлетворенности учебной нагрузеой (1 и 2 балла) в сумме составила 11,6 процентов. Немного меньше, чем половина опрошенных (43 процента) оценили свою загруженность уроками по максимальному баллу. Суммарное значение ответов на «три» и «четыре» составляет 45, 5 процента. Судя по ответам, нагрузки у учителей вполне хватает.
Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности.
Возможно, с учетом всех сложностей и непривлекательностей работы учителя в школе, большинство респондентов (73,6 процента) уверены, что выпускники педагогических колледжей и университетов 2018 года не пойдут работать в школу. Куда угодно, только не в школу — так считает 31 процент участников опроса. 36 процентов респондентов думают, что молодые специалисты уйдут работать в коммерческие структуры, около 5,6 процентов надеются, что выпускники станут не учителями, а предпринимателями. Среди участников опроса есть и те, кто видит, место работы выпускника на заводе (1 процент).
В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.
Учителя предложили и свои варианты ответов. Например, многие уже опытные педагоги уверены, что выпускники могут прийти работать в школу, но столкнувшись с трудностями (высокие требования руководителя, сложные ученики, обилие бумажной документации и т.д.), в школе не останутся.
Подписаться на авторский канал Федюшиной Эльвиры Евгеньевны
Почему я выбрала профессию учитель
Самым важным явлением в школе, |
самым поучительным предметом, |
самым живым примером для ученика является сам учитель. |
Он — олицетворенный метод обучения, |
само воплощение принципа воспитания. |
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
« Кем быть?» — ответ на этот вопрос я знала давно. Ещё со школьной скамьи меня привлекала профессия учителя, воплощающая в себе идеальные качества культурного образованного человека. Именно такими были мои школьные учителя, поэтому хотелось вернуться в детство – самое светлое и чистое время жизни, проведённое рядом с ними.
И вот остались позади годы учёбы в институте. В руках – заветный Диплом. …Лёгкий осенний ветерок подгоняет опавшую листву. Словно стайки беспокойных воробьёв, улицы заполнили школьники, бегущие на праздничную линейку. В воздухе разливается аромат цветов, наполняя всё вокруг каким – то особенным настроением. Мечта сбылась — для меня опять звенит школьный звонок. Но теперь я –школьный учитель. Каким быть? Как сделать так, чтобы мои ученики поверили мне, увидели во мне, прежде всего, друга, а уж потом наставника, учителя?
«Я – школьный учитель» — эти три слова теперь составляют моё педагогическое кредо.
«Я» — понятие чрезвычайно важное и многогранное. К.Д. Ушинский, основоположник русской педагогики, утверждал: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет свое мировоззрение». С этим трудно не согласиться, ведь сегодня, как никогда, возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. В процессе преподавания педагог должен развивать в школьнике способность высказывать и развивать своё «Я». Главная задача учителя – создать все условия для реализации индивидуальности ученика. От того, какими вырастут наши ученики, и какие знания они получат, зависит и наше собственное учительское «Я».
Второе понятие – «Школа».
Закончив ВУЗ, я попала в новый, удивительный мир школы, который живёт по своим законам, традициям. И главные в этом мире – дети. Их глаза полны веры в то, что мы откроем им что-то новое, интересное, будем удивлять их, помогать им расти, будем заботиться о них, воспитывать их, щедро отдавая им сердечное тепло, чувствуя себя наравне с детьми, вместе преодолевая сложности, выходить на истинный путь – путь к знаниям. Ведь не только ученики учатся у нас чему-то новому и интересному, но и мы учимся тому, как нужно относиться к детям.
Школа открывает широкие возможности творческой самореализации, ведь нигде больше не найти такой отзывчивой, артистичной и в тоже время требовательной аудитории, как дети.
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач?
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, что предполагает изучение не только достижений прошлого, но и тех способов и технологий, которые пригодятся в будущем.
Обучающиеся, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Средняя школа охватывает вполне определённую возрастную группу – подростков. А подростковый возраст требует особого, бережного отношения. Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением.Также важно ваше отношение к учебе. Учеба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и потому учитель, по мнению подростков, должен понимать, доступно объяснять материал.
Раньше учитель был главным источником информации, а сейчас, с развитием новых технологий, с введением ФГОС второго поколения на ступени основного общего образования, первостепенная роль отводится ИКТ-грамотности — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Нам, школьным учителям, предстоит серьёзная работа над развитием ИКТ-компетентности у обучающихся. Ведь уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности важно для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
С моей точки зрения, работать учителем в школе — престижно. Это планка, которая устанавливалась веками, называется «народное образование» и её ни в коем случае нельзя снижать.
«Учитель» — понятие ключевое. Оно объединяет два первых в единое целое.
Каков же современный учитель? Конечно же, профессионал, любящий детей и в совершенстве владеющий психолого-педагогическим мастерством. И не важно, является ли он учителем истории, физики, математики, младших классов или иностранного языка. Ему присущи инновационный стиль мышления, гражданская ответственность и социальная активность, способность к социальной адаптации.
Современный учитель испытывает потребность в самообразовании, в необходимости применять новые современные педагогические технологии, предлагает своим ученикам разобраться в вопросе вместе, проделать сложную мыслительную работу, помогая друг другу, вместе получать новые знания, делиться ими и наслаждаться самим процессом обмена. Призвание настоящего учителя состоит в том, чтобы не только дать человеку знания, но и сохранить в нем главное – человечность, передать своему ученику лучшие идеи человечества, чтобы его ученики стали личностями мыслящими, самостоятельными, творческими, духовно богатыми.
Быть учителем очень нелегко. Он точно мастер, создающий мозаичную фигуру, складывает образ из кусочков, которые необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Редко частички совпадают. Но ведь именно в этом и состоит их уникальность. Значит, учитель должен уважать интересы и потребности своих учеников, не подавлять природу ребенка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить индивидуальность ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные направления его развития.
В современном мире дети не испытывают информационного голода, скорее наоборот. В связи с этим многие задаются вопросом: «Зачем ребёнку, овладевшему базовыми знаниями, учитель? Разве он сам не может продолжить процесс обучения?» Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет ученикам и их родителям право выбора формы получения образования. Но без школьного учителя, как мне кажется, не обойтись. Его роль в обществе трудно переоценить. Примером тому может послужить притча:
«Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: «Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?».
Мастер лишь рассмеялся в ответ, и, обескураженный, юноша ушёл прочь.
Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: «Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит».
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.
И тогда Мастер сказал юноше: «Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель».
Сколько б времени ни прошло, сколько бы ни было ещё впереди, но всегда будут существовать Ученики и Учителя. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем наш труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Мне хотелось бы состояться как профессионалу, суметь раскрыть свои способности и таланты, быть верной и преданной своему делу, достичь высокого уровня педагогического мастерства, чтобы иметь право с гордостью сказать: «Я – Школьный Учитель!»
Конкурентная привлекательность профессии учителя в современной России
В условиях изменения спектра специальностей, модификации структуры и содержания профессий рынок профессий и рынок образовательных услуг практически не связаны. Примерно 50% выпускников вузов работают не по полученной специальности, около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Особенно тяжелое положение с молодыми специалистами в образовании. Современный российский учитель – это пожилая женщина, обремененная заботами и вынужденная думать не о новых образовательных веяниях, технологиях и требованиях, а о том, как обеспечить семью.
Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя декларируется как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий, т.к. именно от труда учителя во многом зависит разносторонность развития молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества; растет значимость образования, как одного из механизмов повышения социальной мобильности и приобретения культурного капитала. С другой стороны, социальная привлекательность и престиж профессии учителя за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня.
Следует признать, что большая часть российского населения (в том числе школьники, родители и сами педагоги) относит учительский труд к непрестижным профессиям. Например (см. табл. 1 [3]) в ноябре2010 г. по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) профессия учитель по критериям престижности и доходности находилась на последнем месте, в рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных):
Таблица 1
Рейтинг профессий
Самые выгодные профессии | Самые престижные профессии | Лучшая профессия для детей |
1. Политик 4,492. Предприниматель, бизнесмен 4,243. Работник государственных органов, администрации 4,124. Журналист 3,535. Милиционер 3,07 6. Священнослужитель 3,07 7. Ученый 3,01 8. Врач 2,84 9. Военнослужащий 2,72 10. Учитель 2,27 | 1. Политик 4,032. Предприниматель, бизнесмен 3,943. Работник государственных органов, администрации 3,924. Священнослужитель 3,605. Журналист 3,53 6. Ученый 3,49 7. Врач 3,49 8. Военнослужащий 3,09 9. Милиционер 3,06 10. Учитель 2,83 | 1.Врач 3,902. Работник государственных органов, администрации 3,543. Предприниматель, бизнесмен 3,514. Ученый 3,305. Журналист 3,08 6. Военнослужащий 2,74 7. Политик 2,73 8. Учитель 2,67 9. Милиционер 2,38 10. Священнослужитель 2,08 |
Привлекательной профессия учителя остается для сельских жителей (с учетом безработицы в сельскохозяйственных регионах, профессия учителя отличается относительной стабильностью) и для увлеченных людей (к сожалению, таких становится с каждым годом все меньше).
Что определяет привлекательность/непривлекательность профессии учителя?
Какие факторы обуславливают ее престижность/непристижность?
Вопрос о престижности/непрестижности, привлекательности/непривлекательности профессии вообще и учительской в частности связан преимущественно с заработной платой.
В международной статистике для оценки относительного размера оплаты труда педагогов используется такой индикатор, как соотношения заработной платы учителя с ВВП на душу населения, который нивелирует национальные различия в системах оплаты, формах налогообложения и позволяет проводить достаточно корректные сопоставления. В России соотношение оплаты труда в образовании и подушевого ВВП составляет 0,64, что примерно в два раза меньше, чем в развитых с транах.
Сносное материальное существование современный российский учитель обеспечивает за счет увеличения нагрузки
С одной стороны, это помогает улучшить материальное положение, с другой – отрицательно влияет на качество работы, так как приводит к истощению интеллектуальных, эмоционально-психологических, физических сил учителя. Стимулирующие выплаты не решают проблемы, поскольку для обеспечения достояного уровня материального благосостония принципиальными являются систематичность выплат и их относительная доступность для массы учителей. Необходимо существенное увеличение размера заработной учителя, причем, на федеральном уровне.
При этом следует учитывать, что повышение зарплаты не сделает профессию учителя конкурентной, если не решится проблема привлечения талантливой педагогически одаренной молодежи в школы. Не секрет, что поступление в педагогические вузы для современной молодежи частенько является «запасным вариантом» на случай провала в более престижном вузе, а для некоторых юношей это еще и способ избежать призыва в армию.
Проблема нехватки квалифицированных педагогов в области образования успешно решена всеми ныне развитыми странам «… эффективные системы школьного образования нанимают учителей из высшей по успеваемости трети выпускников школ: из 5% лучших выпускников в Южной Корее, из 10% – Финляндии, из 30% – в Сингапуре и Гонконге. В Соединенных Штатах созданы специальные программы для привлечения учителей из числа лучших выпускников престижных вузов: в Бостоне это Teacher Residency, в Нью-Йорке и Чикаго — Teaching Fellows» [1, С. 17]. Отбирая лучших, государство, общество поднимают престиж и педагогической профессии, и педагогического образования.
Отечественные педагоги давно и пока безуспешно пытаются ввести жесткий отбор при поступлении в педагогические вузы. Необходимо увеличить проходной балл и ввести профессиональный отбор. Профессиональный отбор позволит не только выявить абитуриентов отвечающих требованиям педагогической профессии, но и создаст необходимые предпосылки для совершенствования системы профессионального педагогического образования.
Кроме профессионального отбора лучших абитуриентов для привлечения в профессию талантливой молодежи необходимо создавать привлекательный образ профессии педагога, положительный имидж учителя, т.е. эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются окружающими педагогу и профессии в целом, как на основе поведения конретного индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей, общественных нститутов, в частности, СМИ. По сути имидж учителя — формальная система ролей, которые учитель играет в своей жизнидеятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т. п. [2, С. 119; 4, С. 97; 5, С. 103]. Показательны в этом отношении кинообразы учителей:
— «Учитель», 1939г. – молодой человек, которому удается завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье, его учениками становятся не только дети, но и взрослые;
— «Доживем до понедельника», 1968г. – сомневающийся не всегда уверенный, не всегда правильно поступающий, но ищущий и любящий, преодолевающий трудности, сомнения и проблемы, умеющий сопереживать и чувствовать юные души;
— «Большая перемена», 1972г. – вникающий в проблемы своих учеников, принимающий непосредственное участие в их жизни, заботливый и любящий;
— «Чучело» 1983г. показывает всю безучастность учителей в жизни учеников;
— «Дорогая Елена Сергеевна», 1988г. – одинокая женщина, высоконравственный, знающий своё дело и любящий детей педагог, особо больно переживающая низость поведения собственных учеников;
— «Ранетки», 2007г. – все учителя изображены очень заинтересованными в успехах своих учеников людьми, любящими свое дело и предметы, складывается радужное представление о школе, что далеко от реального положения дел и потому не вызывает у зрителя положительных эмоций;
— «Школа», 2009г. – учителя показаны аморальными, недалекими людьми.
От того, как воспринимается профессия зависит её место и значимость в системе социально-экономических отношений, в том числе её инвестиционная привлекательность. С помощью системы имиджей, создаваемых и распространяемых в огромных масштабах средствами коммуникации, появляется реальная возможность создавать новый имидж учителя, формировать мнения, разрушать привычные и привносить в сознание новые стереотипы.
Таким образом, для развития конкурентной привлекательности профессии учителя в современной России, для привлечения талантливой молодежи необходимо формировать положительный имидж профессии, тем самым повышая привлекательность учительской работы; организовать профессиональный отбор лучших выпускников, увеличивая престижность учительской профессии; увеличить объем заработной платы, поднимая доходность педагогической специальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе // Вопросы образования. ГУ-ВШЭ. – 2008. – N 3. – С. 7 – 60.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
3. Незамятный Иван Только бы не учителем [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.mk.ru/economics/article/2010/11/09/542605-tolko-byi-ne-uchitelem.html (дата обращения: 10.03.2011)
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
5. Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
Чем привлекательна профессия 📍 преподавателя?
в конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом. это видно, например, из того, что в одной из последних моделей римского клуба (а. кинг и б. шнайдер «первая революция») в качестве основных неотложных , стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. а о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается вовсе. правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные эпохи доказали свою несостоятельность. конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.
попытаемся проанализировать последствия, которые влечет за собой нравственное и духовное состояние современного общества. анализ будет основан на фактах и цифрах, публиковавшихся в прессе, а также на результатах некоторых социологических исследований. даже из них вполне ясно видно, что положение действительно серьезно и общество находится в критическом состоянии. а то, что от нравственности и духовности зависит его прогрессивное развитие, устойчивость и благосостояние, является хорошо известной истиной. тем не менее, об этом будет неоднократно говориться ниже, ибо, как подчеркивал великий хирург н.и. пирогов: «то, что имеет основанием истину, следует напоминать, не боясь показаться надоедливым».
Профессия преподаватель
Профессия преподаватель считается одной из самых важных, ведь именно представители этой профессии дают нам знания. Слово «преподаватель», как правило, вызывает у нас ассоциации с людьми, работающими в средних специальных или высших учебных заведениях.
Эта профессия своими корнями уходит в XII век, когда появилось большое количество начальных, средних и высших школ. В первое время преподавателям приходилось переживать гонения, так как считалось неприличным заниматься продажей собственного времени, в то время как большинство занималось производством или продажей различных изделий. Было престижным работать на богословском факультете. Немного позже появились юридические, философские и медицинские факультеты.
Профессия преподаватель очень востребована, так как с каждым годом растет количество желающих получить хорошее образование. Сегодня высшие учебные заведения переполнены студентами, которые хотят строить успешную карьеру, имея диплом. Разумеется, чтобы выучить их, необходимы педагоги.
Однако очень часто можно услышать о том, как преподаватель университета или школьный учитель резко сменил род своей деятельности и стал менеджером в какой-нибудь частной фирме. Это вызвано не очень высокой заработной платой преподавателя. Тем не менее находятся представители этой профессии, оставшиеся преданными своему делу, и для того чтобы получить дополнительный заработок, они дают частные уроки по своей дисциплине, делают на заказ рефераты и курсовые работы.
Что же касается личных качеств, то профессия преподаватель требует от человека высокой стрессоустойчивости, умения держать ситуацию под контролем, строгости, отзывчивости и доброты. Каждый представитель этой профессии должен уметь доступным языком передавать те или иные знания, быть коммуникабельным и ответственным.
Преподавателю необходимо ладить с учениками и находить с ними общий язык. В противном случае занятия могут быть сорваны. Для того чтобы этого не произошло, нужно в совершенстве знать предмет и методику преподавания.
Профессия преподаватель имеет массу минусов. Такой род деятельности подразумевает огромное количество стрессов. Дело в том, что в группах сосредоточено много людей с разными характерами. Все они придут сдавать экзамены, зачеты, некоторые даже будут предлагать взятки. Кроме того, обязанности преподавателя не заканчиваются после выхода из аудитории, ему также нужно потратить определенное количество времени на разработку семинарских и практических занятий.
Чтобы стать преподавателем, необходимо получить высшее профильное образование. Затем можно пойти в аспирантуру. Как известно, в обязанности аспирантов входит проведение занятий. Также можно после окончания университета устроиться по специальности на работу для приобретения опыта. Затем через несколько лет, устроившись работать преподавателем в учебном заведении, вы сможете приводить своим студентам реальные примеры из своей практики.
Как вы смогли убедиться, профессия преподаватель играет очень важную роль для общества. Благодаря представителям этой профессии появляются квалифицированные работники абсолютно во всех сферах человеческой деятельности. Кроме того, преподаватели дают рекомендации по самостоятельному изучению чего-либо. Это дает возможность в дальнейшем заниматься самообразованием после окончания учебного заведения.
