Что делает художник – Профессия художник 🎨 описание, виды профессий, связанных с художественной деятельностью, качества, зарплата, где может работать

Содержание

«Что делает художник?» – Яндекс.Знатоки

Давайте сразу расставим всё по местам — грубо говоря, есть два типа художников: те, кто зарабатывает на жизнь своими работами, и те, чьё финансовое положение не зависит от его художеств. В первом случае, художнику нужно продавать свои работы, чтобы было на что купить поесть. А для этого нужно постоянно работать и выдавать определенное количество работ в год/полгода. При этом, художнику надо знать, что сейчас покупается, какие новые веяния в его области появляются (и вот тут надо ходить на выставки, смотреть что делают другие, выставляться самому и быть гибким, под стать рынку. Одним словом — «держать руку на пульсе»). Это большой труд, и тут уже не до свободы и ожиданий, когда же придёт вдохновение. Зачастую, художнику уже давно может не нравиться стилистика или манера исполнения его работ, но он должен продолжать её придерживаться, потому что это покупают, и это его заработок. Как правило, параллельно художники занимаются ещё чем-нибудь для поддержания стабильного достатка: преподают уроки рисования, проводят курсы, делают иллюстрации для книг, и тд. Сами понимаете, что все эти процессы идут одновременно, и времени и сил на всё это уходит очень много. Немного полегче живётся художникам в столицах мирового искусства (Париж, Нью-Йорк, Берлин, Токио и другие), так как рынок там посвободнее, работы покупают охотнее, и в целом атмосфера более благоприятная. Так что, художник, зачастую, это очень сложная, трудоемкая и неблагодарная работа. Но это призвание, которое если горит в груди, то его ничем не затушить.

Ну, а если рассматривать второй вариант — когда у художника есть стабильный заработок, не связанный с его работами — тут, конечно и свобода, и возможность делать что захочешь, и все прелести творческого процесса. Никто тебя не торопит, можешь подолгу ждать пока тебя не посетит муза, можно ошибаться и не чувствовать на себе груз ответственности и жесткие взгляды критиков. Это здорово, когда есть такая возможность.

Я отношусь скорее ко второй категории, но у меня есть друзья и из первой, так что всё что я описал знаю по собственному опыту. У меня есть постоянная работа, связанная с дизайном и рекламой, и уже много лет, почти каждый день я прихожу после работы домой и пытаюсь сделать окружающий мир чуть-чуть интереснее.

«Что делает художник?» – Яндекс.Кью

Давайте сразу расставим всё по местам — грубо говоря, есть два типа художников: те, кто зарабатывает на жизнь своими работами, и те, чьё финансовое положение не зависит от его художеств. В первом случае, художнику нужно продавать свои работы, чтобы было на что купить поесть. А для этого нужно постоянно работать и выдавать определенное количество работ в год/полгода. При этом, художнику надо знать, что сейчас покупается, какие новые веяния в его области появляются (и вот тут надо ходить на выставки, смотреть что делают другие, выставляться самому и быть гибким, под стать рынку. Одним словом — «держать руку на пульсе»). Это большой труд, и тут уже не до свободы и ожиданий, когда же придёт вдохновение. Зачастую, художнику уже давно может не нравиться стилистика или манера исполнения его работ, но он должен продолжать её придерживаться, потому что это покупают, и это его заработок. Как правило, параллельно художники занимаются ещё чем-нибудь для поддержания стабильного достатка: преподают уроки рисования, проводят курсы, делают иллюстрации для книг, и тд. Сами понимаете, что все эти процессы идут одновременно, и времени и сил на всё это уходит очень много. Немного полегче живётся художникам в столицах мирового искусства (Париж, Нью-Йорк, Берлин, Токио и другие), так как рынок там посвободнее, работы покупают охотнее, и в целом атмосфера более благоприятная. Так что, художник, зачастую, это очень сложная, трудоемкая и неблагодарная работа. Но это призвание, которое если горит в груди, то его ничем не затушить.

Ну, а если рассматривать второй вариант — когда у художника есть стабильный заработок, не связанный с его работами — тут, конечно и свобода, и возможность делать что захочешь, и все прелести творческого процесса. Никто тебя не торопит, можешь подолгу ждать пока тебя не посетит муза, можно ошибаться и не чувствовать на себе груз ответственности и жесткие взгляды критиков. Это здорово, когда есть такая возможность.

Я отношусь скорее ко второй категории, но у меня есть друзья и из первой, так что всё что я описал знаю по собственному опыту. У меня есть постоянная работа, связанная с дизайном и рекламой, и уже много лет, почти каждый день я прихожу после работы домой и пытаюсь сделать окружающий мир чуть-чуть интереснее.

особенности работы, обучение и должностная инструкция, функции художника-дизайнера ювелирных изделий

Художник-дизайнер: описание профессии, требования и обязанности

Профессии художника уже много веков. Рисующие люди появились еще в каменном веке, а вот получать за это вознаграждение стали гораздо позже. Поначалу художники занимались исключительно изобразительным искусством, потом стали расписывать дома, создавать ювелирные украшения, одежду и так далее. В современной жизни наиболее востребованы профессии модельеров, дизайнеров. Художник-дизайнер – одна из самых популярных профессий согласно заключению Минтруда РФ.

Особенности профессии

Художник-дизайнер – очень объемное понятие, ведь современный дизайн включает в себя огромное количество направлений:

  • конструктор одежды;
  • графический дизайн;
  • ландшафтный дизайн;
  • художник-керамист, дизайнер интерьера;
  • дизайнер-полиграфист и так далее.
Художник-дизайнер: описание профессии, требования и обязанности

Размер и формат в современном дизайне имеют малое значение. Профессионал может создавать любые изделия, начиная от почтовой марки до огромных вывесок, скульптур, зданий. Дизайнер сегодня может брать одиночные заказы, работать во фрилансе или творить в национальных масштабах для миллионной аудитории. Художник-дизайнер сегодня должен уметь не только создавать, но и продавать, а иногда и обучать. Эта профессия связана с визуальным контентом, ее цель – создание концепции, которая будет полезна людям в разном контексте.

Одна из основ профессии – точно понять желания клиента, задачу, которая поставлена, и воссоздать визуализацию в зависимости от вида дизайна. Выделяют дизайнеров нескольких уровней:

  • интерн-стажер, находящийся на испытательном сроке, без опыта работы;
  • младший дизайнер, уже прошедший испытательный срок, но имеющий малый опыт практической работы, первый уровень компетенции, на котором проверяется знание теории и базовых навыков;
  • дизайнер – уже имеет портфолио, есть опыт работы около 3 лет;
  • ведущий специалист – с хорошим опытом, может обучать;
  • арт-директор – способен воплощать сложнейшие проекты, компетенция высокая.

Слово «дизайн» переводится как предмет, который необходимо спроектировать, то есть это язык визуализации, который используют для создания чего-либо. Художник-дизайнер – творческая профессия, в которой есть место креативу, своим идеям.

Профессионал имеет свой стиль, доход в этом направлении может быть очень высоким. Кроме того, можно очень быстро выйти на достаточно высокий уровень и работать самостоятельно.

Художник-дизайнер: описание профессии, требования и обязанности

Должностные обязанности

Функции, которые выполняет современный художник-дизайнер, весьма разнообразны. Это во многом зависит от направления работы, должностная инструкция в каждом случае своя. Например, дизайнер ювелирных изделий и ландшафтный художник имеют в инструкции совершенно разные обязанности. Пожалуй,

единственное требование, которое объединяет современных профессионалов, – это знание компьютера и умение работать в соответствующих программах.

Согласно должностной инструкции, художник-дизайнер должен заниматься оформлением разных объектов. Его задача – делать предметы более интересными, оригинальными. Необходимо уметь по-новому смотреть на привычные вещи и доносить свой взгляд до людей. Вне зависимости от специализации, дизайнер должен уметь:

  • разрабатывать концепции, генерировать идеи в графическом исполнении, визуально;
  • создавать проекты, плакаты, эскизы, макеты;
  • воплощать их в жизнь.

Например, задачей дизайнера ювелирных изделий является разработка эскиза часов, украшений из драгоценных металлов. В должностные обязанности такого специалиста входят:

  • генерирование идеи;
  • создание эскиза на бумажном и электронном носителях;
  • формирование 3D-модели;
  • надзор над исполнением пробного изделия.

Необходимо знание материалов, с которыми работает специалист, их свойств, владение живописью, чертежным искусством, навыками конструктора. Важно знать все о дизайне, иметь творческий взгляд на вещи.

Художник-дизайнер: описание профессии, требования и обязанности

Личные качества и профессиональные навыки

Между дизайнерами и художниками очень много точек соприкосновения. Все они работают по принципу графики, но художники творят ради самовыражения, генерируют только свои идеи. Дизайнеры же решают практические задачи, становятся посредниками между аудиторией, для которой предназначается продукция, и заказчиком. Эта профессия востребована и приносит неплохую прибыль, но и требует обладания определенными качествами.

Хорошим дизайнером может стать далеко не каждый человек.

Современный художник-дизайнер находится на стыке между творчеством, цифровыми и компьютерными технологиями. Но знаний техники и программ недостаточно, самое главное – создание идеи и донесение ее до аудитории в понятном виде. Необходимо быть готовым постоянно развиваться, изучать новые методы, концепции, быть готовым расти. Вне зависимости от специализации, дизайнеры не работают в вакуумном пространстве, они должны быть в курсе всего, что появляется в той или иной сфере.

Среди основных качеств, которыми должен обладать дизайнер, выделяют несколько.

  • Наблюдательность. Нужно уметь видеть и сохранять в памяти образы, решения, записывать, фиксировать их. Без наблюдательности нельзя совершенствоваться.
  • Умение слушать.
    Только активное, заинтересованное слушание может помочь понять, чего действительно хотят люди. А вот эго и уверенность в своей безупречности лишь навредят.
  • Любовь к предмету. Художник по костюмам должен обожать одежду, ландшафтный дизайнер – природу и сады.
  • Обучаемость. Об этом уже было написано – профессионал всегда в поиске новых идей и решений, а это невозможно без развития.
  • Понимание контекста. Задача дизайнера – придавать вещам смысл, определять значимость, понимать их уместность.
  • Умение принимать решения. Без этого вы будете топтаться на месте и не сможете решать проблемы.
  • Коммуникабельность. Нужно уметь общаться, писать, доносить информацию, рекламировать себя, работать в команде.
  • Креативность. Это качество многие считают самым главным и неспроста. Профессиональный дизайнер не зависит от стереотипов, навязанного мнения, он всегда ищет свой творческий путь.
Художник-дизайнер: описание профессии, требования и обязанности

Где обучают?

Помимо практического опыта и личных качеств, необходимы базовые знания профессии, ее теории. Необходимо понимать принципы дизайна вне зависимости от того, в какой специализации планируется работа. Учебные заведения могут быть традиционными, дистанционными, высшей и средней квалификации.

Помимо системы ВУЗов и ССУЗов, сейчас существует огромное количество обучающих семинаров, курсов, тренингов, где можно узнать азы профессии, получить новые навыки и знания, переквалифицироваться. Помимо истории и основ дизайна, изучаются основы композиции, методы визуализации, теория цвета, типографика, дизайн-процесс.

Выбор учебного заведения – один из важнейших шагов в профессии.

Художник-дизайнер: описание профессии, требования и обязанности

13 привычек, чтобы стать художником

Чтобы стать художником, не обязательно быть шизофреником, как Ван Гог, или гулять с муравьедом на поводке, как Сальвадор Дали. Хватит немного таланта, любви к прекрасному и желания. Поэтому скажем тебе, как художники – художнику: даже если ты умеешь рисовать только абстрактные ракеты, напоминающие кое-что другое, у тебя все равно есть шанс выставиться как минимум в рюмочной в Зюзино. Главное – учиться, учиться и еще раз учиться.

Для написания этой статьи мы проконсультировались с профессиональными художниками, которые умудряются продавать свои картины и зарабатывать талантом. Да, они существуют. Так что, если хочешь стать художником, можешь смело доверять написанному.

1. Выучи основы

Все начинается с общих основ. Если ты посещал художественную школу, то тебе просто нужно их освежить. Если знакомство с кистью начинается прямо здесь и сейчас, то было бы неплохо записаться на курсы изобразительных искусств (или как минимум найти онлайн-уроки), почитать книги, послушать аудиокурсы.

Рисование – это не макнул кисть и вытер об холст. Нужно уметь смешивать краски, знать, что такое цветовая шкала, тень, основной и вторичный цвет, разобраться с пропорциями. Это не просто общие правила, это облегчит тебе работу. Кроме того, ты должен знать, какие именно инструменты нужны, чтобы творить в том или ином направлении.

Потом, когда определишься со стилем, придется тщательно приступить к его изучению. Опять же, не для того, чтобы подражать, а исключительно ради заимствования каких-то нюансов и секретов.

2. Не зацикливайся на изучении одного направления

У многих опытных художников есть слабые места. Например, один может отлично рисовать натюрморты, но человеческая анатомия у него на уровне советских кукольных фильмов. Можно многому научиться, улучшив свои базовые знания и навыки, и стать не просто универсалом, а мастером.

Расширяй кругозор. Открой для себя другие направления, стили, культуры и времена художественного искусства. Попробуй все применить на практике. Узкое виденье делает из художника серую массу, которая не в состоянии выйти за рамки установленных шаблонов. Попробуй, в конце концов, смешивать разные стили и направления. Самому будет интереснее.

3. Изучи все виды изобразительного искусства

Говорят, что настоящий художник должен знать про все нюансы изобразительного искусства. Не только как рисовать красками и маслом, но и разбираться в скульптуре. Поэтому будет плюсом, если ты научишься работать и карандашом, и мелкам, и углем, и акварелью, и маслом, а помимо этого, научишься работать с глиной или хотя бы пластилином. Про дерево не говорим, но намекнем. Настоящий художник должен уметь превращать в искусство абсолютно все.

4. Работай ежедневно

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Потому что настоящий художник должен стать мастером, а не трясущимся от волнения маляром, который работает по лекалам. Нужно развить свой собственный стиль, выудить из глубин подражательства свою изюминку, если, конечно, ты не теряешь надежды стать известным, как Никас Сафронов, и запоминающимся, как Николай Копейкин. Рисуй, переводи бумагу, холсты, краски, карандаши, не экономь на разработке своего таланта. Дорого? Тогда становись писателем – для этого нужен только компьютер и деньги на оплату электричества.

Хотя бы полчаса в день уделяй любимому увлечению. Вдохновение – штука капризная – приходит не всегда, зачастую не в те моменты, когда надо. В редких случаях образ или сюжет приходит к нам практически готовым. Как правило, все приходит по крохам, отдельными фрагментами. И что делать в таком случае? Продолжать работать, преодолевать все трудности и строить творческую жизнь кусочек за кусочком, день за днем.

Знакомый художник в тех случаях, когда нет ни идей, ни вдохновения, рекомендует писать вид из окна, драку алкоголиков во дворе или, на худой конец, постараться запечатлеть по-своему узор пятиэтажки, что напротив. Просто человек живет в центре Питера – ему проще найти красоту.

5. Чтобы стать художником, нужно учиться у великих

Художник обязан изучать работы уже состоявшихся мастеров. Студентов академии художеств потому водят в Эрмитаж – чтобы ребята учились. Нет Эрмитажа – другие музеи и альбомы по изобразительному искусству в помощь. Тщательно вглядывайся в мельчайшие грани работ художников былых эпох, обессмертивших собственные имена в искусстве. Копирование в образовательных целях приветствуется. В подражательных – уже презирается.

6. Старайся создать что-то новое

С одной стороны, нужно оттачивать мастерство, пытаясь достичь совершенства в написании бабочек. Для этого нужно оттачивать навык ежедневными упражнениями. Но однажды ты должен будешь выбрать несколько другие приоритеты в своей карьере. Если хочешь стать художником, которого будут узнавать – найди способ создать что-то, чего не было раньше, и предложить это миру. Некоторые всю жизнь рисуют нимф в академическом стиле, но так и остаются не у дел, несмотря на свой талант.

Поиски нового тяжелы и требуют кропотливого труда. Возможно, то, что ты создашь сегодня, будет полным провалом, а может наоборот – шедевром. В любом случае ты не узнаешь этого, пока не попробуешь.

7. Не прячь от мира свои картины

Художник, который создает, но не показывает свои шедевры миру, может рассчитывать только на посмертную славу. Нужно не только создавать, но и выводить это в свет. Настоящий художник не просто творец и ангел искусства, он еще и поставщик. Даже если ты творишь исключительно для себя, будет не лишним похвастаться перед миром своим талантом. В конце концов, девочки, красиво расписывающие тарелочки, научились извлекать пользу из своего таланта, так и ты научись.

Многих смущает критика. Боже правый, не позволяй какому-то бесталанному мерзавцу рушить свою самооценку. Ты вложил в картину столько эмоций, времени, сил – и все ради того, чтобы спрятать продукт своего таланта в темном чулане? Извини, но это глупо. Особенно сейчас, во времена социальных медиа. Она не обязана быть шедевром или даже законченной. Можешь просто выкладывать в блог отчет о своей работе над шедевром под названием «Блядки в Геленджике». Это может показаться незначительным, но чем чаще ты это делаешь, тем проще будет относиться к критике и, самое главное, понять, в каком направлении двигаться.

8. Наслаждайся критикой

Еще пару слов о критике. Художник, живущий в окружении людей, всегда будет получать комментарии в адрес своих работ. Если он не может воспринимать критику, то какой из него художник? Поэтому любые комментарии – как негативные, так и положительные – необходимы для развития и роста творческой единицы. Критикуют – мотай на ус, а не воспринимай как попытку уязвить эго. А если ты начинающий творец, то слушай внимательнее. Вдруг чему-нибудь научишься.

При всем при этом ты не должен отказываться от своей стилистики, от своих идей. Во-первых, всем не угодишь: кто-то любит авангард, а кто-то – картины Шишкина. Во-вторых, слушая всех, ты потеряешь свою индивидуальность.

9. Побольше общайся с себе подобными

Нужно поддерживать связь не только с окружающим миром, но и с другими художниками. Это в свою очередь товарищи, которые могут что-то подсказать, чему-то научить, прокомментировать твою работу свежим профессиональным взглядом. Посещай мастерские – это прекрасный способ увидеть, чем живет и куда развивается искусство. В конце концов, тусовка всегда есть тусовка, благодаря такому общению – пускай даже с «нужными» людьми – у тебя появится больше шансов попасть на выставки или найти покупателя своей картины.

10. Не зацикливайся, твори в свое удовольствие

Твоя задача состоит в том, чтобы просто творить, делиться, а затем идти дальше. Нельзя останавливаться на одной работе и думать, можно ли ее улучшить. Нельзя постоянно размышлять и волноваться о том, как на нее отреагирует аудитория. Попытки сесть и создать что-то такое, что аудитория однозначно полюбит и оценит, – самый верный путь к творческому застою. Нельзя творить в угоду публике, иначе это не искусство, а коммерция.

11. Следи за модой

Ни в коем случае не подумай, что мы наезжаем на живопись. Лично для нас вершиной таланта является почти что фотографическое изображение окружающей действительности. Мы настолько старомодные, что любим кропотливое, детальное изображение выбоин на штукатурке, человеческой мимики и естественного буйства природы. Мы смотрим на две прямые линии на белом холсте как на попытку обмануть и выдать за искусство отсутствие таланта. В общем, любим мы, когда на холсте виден талант. Увы, это не в моде. В моде налепить блесток, нарисовать радугу и назвать картину вычурно, например «Плач Моисея». Хорошо это или плохо – черт знает. Но совершенно точно это открывает новые возможности реализоваться в искусстве.

12. Учись смотреть на мир как художник

Художник смотрит на мир как на сюжет картины. Большой талант – видеть в обычных городских пейзажах или банальных вещах что-то, достойное запечатления. Поэтому кто-то видит в чахлом, окруженном домами дереве просто ствол с листьями, а кто-то – символ надежды.

Надо смотреть не только чрез призму аллегорий и метафор, запечетляя в своих работах скрытые смыслы. Вдруг ты станешь живописцем? Тогда было бы неплохо научиться видеть красивое в простых вещах. Даже обычная дорожная пробка или банальный закат при должном мастерстве становятся шедеврами.

13. Не надо копировать реальность – изображай мир таким, каким ты его видишь

Чтобы запечатлеть мир таким, какой он есть, нужна камера. Прошли те времена, когда картины были едва ли не единственным документом, фиксирующим эпоху и прошлое.

Художник может стилизовать, подчеркивать, идеализировать, создавать абстракции и сюрреализмы. Грешно этим не воспользоваться.

Но иногда действительно приятнее смотреть на отпечаток ступни, чем на сухую, скучную, безжизненную картину, написанную под Моне. В этой ступне больше экспрессии и жизни, она действительно завораживает. Можно работать и в таком направлении, известном как фотореализм, но какое ж в этом творчество? Людям интереснее находить след художника, чем смотреть на очередную картину в стиле «как все делают».

14 знаменитых художников, чьи картины резко изменились всего за десятилетие

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У каждого талантливого художника есть свой фирменный почерк, узнаваемый стиль, который оттачивается десятилетиями. Но это не значит, что всю жизнь они рисуют лишь в одной манере. Живописцы экспериментируют, периодически испытывают на себе влияние других мастеров, проходят через несколько творческих периодов. Например, первые полотна родоначальника кубизма Пабло Пикассо имели максимальное сходство с оригиналом, и уже потом люди на его картинах стали превращаться в геометрические фигуры.

AdMe.ru решил сравнить картины великих мастеров, которые появились с разницей в 10 лет. Оказалось, их работы могут так сильно отличаться, что и не скажешь, что они созданы одним человеком.

Казимир Малевич

Известный во всем мире художник пробовал работать практически во всех модернистских стилях своего времени. Из каждого направления он брал что-то на вооружение и шел дальше, пытаясь создать нечто новое, уникальное.

В 1913 году Малевич, оформляя футуристическую оперу, нарисовал на заднике декорации черный квадрат, который должен был символизировать победу человека над природой, победу рассудочного над спонтанным. Несмотря на то что картину никто не заметил, через 2 года он снова представил ее, на этот раз на выставке в Петрограде. «Черный квадрат» мгновенно стал сенсацией и разделил жизнь художника на «до» и «после».

Энди Уорхол

О высоком искусстве у Энди было свое представление: он считал, что оно должно быть доступно и понятно всем. Добившись популярности как иллюстратор, Уорхол начал рисовать бутылки Coca-Cola, долларовые банкноты, а затем выпустил целый цикл произведений с изображением консервных банок супа Campbell, которые впоследствии стали его визитной карточкой. Через 2 года прошла выставка лучших работ художника и его причислили к мастерам поп-арта.

Пабло Пикассо

Пикассо оставил после себя огромное количество полотен, и некоторые из них входят в список самых дорогих картин мира. Первые работы мастера имели максимальное сходство с оригиналом. Впоследствии, после увлечения африканской скульптурой, Пикассо пришел к новому жанру — кубизму. Он стал упрощать очертания образов и предметов, а потом и вовсе превратил их в геометрические блоки. Как сказал сам художник: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Джексон Поллок

Разбор фильмов, номинированных на «Оскар» — Статьи на КиноПоиске

Российские художники-постановщики рассказывают об особенностях фильмов, номинированных на «Оскар» в этой категории.

Художник-постановщик отвечает за создание мира, в котором развивается история. Это он разрабатывает дизайн всех интерьеров, придумывает, как изменятся естественные локации, составляет задание для специалистов по графике. Оценить работу художников-постановщиков на «Оскаре» нелегко, потому что в каждом случае перед ними ставились специфические творческие и технические задачи, и для каждого жанра работа отличалась настолько же, насколько «Рома» отличается от «Черной Пантеры», а «Человек на Луне» от «Мэри Поппинс» или «Фаворитки».

КиноПоиск попросил российских художников-постановщиков Владимира Гудилина и Сергея Февралева рассказать об особенностях работы каждого кандидата.

Владимир Гудилин — постоянный художник Валерия Тодоровского («Стиляги», «Оттепель», «Одесса»). Среди других работ — «Жила-была одна баба», «Географ глобус пропил» и сериал «Бесы».

Сергей Февралев работал, в частности, над фильмами «Орда», «Белый тигр», «Иван Грозный», «Дорога на Берлин», «Скиф» и сериалом «Анна Каренина».

«Человек на Луне»

Художник-постановщик — Нэйтан Краули; художник-декоратор — Кэти Лукас / Фото: Getty Images

Февралев: Байопик не самый интересный жанр для художника кино. В работе над картиной, рассказывающей о жизни реального человека или о важном событии, повлиявшем на историю человечества, основная задача состоит в подборе мест съемок и строительстве декораций, не нарушающих ту историческую среду, в которой происходило это событие или жил этот человек. Рассчитывать на необузданную фантазию художника-постановщика или его переосмысление эпохи в данном жанре не приходится.

Все это можно сказать о картине «Человек на Луне». Художник-постановщик создал некое обрамление для героев и коллизий. Ему пришлось быть дотошным в деталях, но ни в коем случае не выпячивать свои фантазии, чтобы не помешать зрителю наблюдать за главным героем. Что в данном случае будут оценивать киноакадемики в этой номинации, мне непонятно. Разве что точность деталей и интеллигентность художника.

Гудилин: В первый раз я всегда смотрю фильм как зритель, и мне важно, чтобы я не замечал, как он сделан. «Человек на Луне» снят в этом смысле очень добротно. Почти документально воссозданы тренировки, полеты в космос, нештатные ситуации. Очень достоверно, с вниманием к деталям и с уважением к истории.

Ясно, что невозможно снимать внутри настоящего космического корабля, он маленький, там три лежачих места, и нужно его строить в павильоне. И здесь это сделано так, чтобы не привлекать лишнего внимания, очень строго. За редкими исключениями вроде катастрофы во время испытания, которая делалась спецэффектом. Художник здесь проделал большой труд, но скрыл его, и в этом качество работы.

«Черная Пантера»

Ханна Бичлер / Фото: Getty Images

Февралев: Кинокомикс переживает не лучшие свои времена. Вроде бы жанр позволяет художнику применить всю свою фантазию и с нуля придумать целый мир, собрав его по цвету, форме, ритму и другим изобразительным ходам, но то ли перед художниками кино больше не стоят задачи создать новую эстетическую реальность, то ли поизвелись художники, способные это сделать.

В последнее время в работе над этим жанром делается акцент на аттракцион и компьютерную графику и не берется во внимание стиль. Фантазийно-китчевая и вторичная по художественной работе картина-кинокомикс «Черная Пантера» — масштабная, но не новаторская работа художника-постановщика. И непонятно, за что она выставлена в номинации «Лучшая работа художника кино». Возможно, таким образом киноакадемия отдала дань количеству работы художественного департамента и огромным сборам, которые эта картина заработала в мировом прокате.

Гудилин: Придуман мир в духе «Аватара», и сделано это очень затейливо. Чувствуются большой бюджет и работа большой команды. Мы от Голливуда очень сильно отстаем, такой уровень производства у нас просто невозможен. Африка — это мы по сравнению с ними. Взять, например, поле ритуального боя у обрыва. Честно, я не знаю, как это сделано. Понятно, что это декорация и хромакей, вероятно, дорисованы люди и вода, но я не представляю, как это можно было совместить настолько филигранно.

Здания этого мира напоминают Гонконг и Сингапур, а летательные аппараты похожи на стрекоз. Интересно, как африканские мотивы художник помещает в высокотехнологичные пространства. Африканский хай-тек, хотя где-то и на Мексику похоже. Черно-белые узоры лаборатории напоминают роспись хижин с условными изображениями, а костюмы усиливают это ощущение. Многое построено на мотивах африканских масок, есть и сами маски, чтобы мы эту связь считали. Есть еще пространство потустороннего мира, где саванна раскрашена светом (сцена, в которой правитель Ваканды встречает своих предков. — Прим. ред.). Просто, но эффектно. Потрясающе сделана декорация казино, которое герои разносят вдребезги. Решетки, светильники, темное дерево как бы закладывают в подсознание связь с Африкой, хотя стилистически это вроде бы Китай.

«Фаворитка»

Художник-постановщик — Фиона Кромби; художник-декоратор — Элис Фелтон / Фото: Getty Images

Гудилин: Для меня главная интрига — где декорация, а где нет. Все слишком похоже на реальные интерьеры. В кадре часто окна, а за окнами виден пейзаж. Оттуда ветер дует, когда они открыты. В декорации это сделать почти невозможно, хотя Сережа Февралев в «Анне Карениной» с этим справился. Натурная декорация — огромные деньги, их никто не потянул бы. Видимо, авторы искали реальные замки, внутри которых что-то доделывали. Именно доделывали, потому что создавать их с нуля — это дорого или очень долго.

Мне доводилось когда-то делать гобелены. Мы их гуашью писали на холстах размером со стену, над каждым вдвоем работали по два дня. Но обставить целый дворец — об этом и думать нечего. В кадре кесcонные потолки — такого тоже в декорациях не бывает, потому что сверху осветительные приборы обычно находятся. Коридор в сценах прохода (тоже с таким потолком) стоил бы, если его строить, как десять фильмов. Потайную дверь у королевы, я уверен, все же сделали специально — по крайней мере, вряд ли реальная была бы затянута гобеленами и кому-то дали бы это снимать. Оператор здесь очень тонко работал со светом, чтобы в полутьме интерьеры выглядели аутентично, как три века назад. Художник помогал ему, темнил панели для пола, от натурализма шел к художественному образу. Это настолько красиво, что ты полностью погружаешься в ту эпоху. Такая работа достойна «Оскара».

Февралев: Историческое кино имеет две основные тенденции. Либо создатели фильма делают ставку на сюжетную линию и актеров, оставляя при этом исторический антураж фоновым и неважным. В этом случае его делают привычным зрителю. Либо творческая группа пытается открыть для зрителя что-то новое в эпохе, на фоне которой разворачиваются события в кинокартине. «Фаворитка» относится ко второму типу. В ней художник предлагает непривычное прочтение времени правления королевы Анны через сложный подбор локаций, через интересные детали, умело вплетенные в сюжетную линию, через нестандартную компоновку пространства и натюрморта.

Изображение густое и изощренное, подчеркивает характер взаимоотношений английского двора. Стилистика, созданная арт-департаментом, немного мешает нам ассоциировать себя с героями фильма, но она настолько убедительна, что после просмотра у нас не остается сомнений, что эпоха английского барокко была именно такой. И она настолько увлекательна, что найдутся зрители, которые захотят пожить в этом мире.

«Мэри Поппинс возвращается»

Художник-постановщик — Джон Майр; художник-декоратор — Гордон Сим / Фото: Getty Images

Гудилин: Мне всегда казалось, что у Роба Маршалла не очень хороший вкус. «Мэри Поппинс» — громоздкая, напичканная сложным эффектами картина, похожа на торт, в котором слишком много крема. Ужас в том, что придумай ты хоть супергениальные декорации, если у режиссера нет идей, то все впустую. Стиль не найден. Все вау-эффекты типа плавания героев под водой или перевернутой комнаты с Мэрил Стрип — это технически простые задачи, которые любой художник выполняет относительно легко. Смотреть скучно, хотя видно, что сделано дорого, жирно. Этих декораций на 15 фильмов хватило бы, и надо было бы так и поступить — результат был бы лучше.

Февралев: Киномюзикл для американского кинематографа органичен и не нов. Голливуд, подхватив опыт бродвейских театров, очень мастеровито работает в жанре музыкального кино. К тому же фильм «Мэри Поппинс возвращается» — это еще и сказка. А значит, кинохудожнику есть где применить владение стилем, фантазию и изобретательность. С помощью изобразительных декоративных средств в фильме противопоставлены два мира — мир взрослых, полный забот, проблем, тягот, и мир детей, насыщенный фантазиями и безрассудством.

И если мир взрослых воплощен в дождливом сером Лондоне с узкими улочками и тупиками, высокими давящими административными зданиями (здание банка), то детский мир — это уютные комнаты дома главных героев, наполненные семейной любовью, тайные уголки города, в которых прячутся чудеса и удивительные сны. Художник передает это ощущение, точно выстраивая высоту и пространство декораций, где правильно соотносятся элементы и предметы. Также большую роль играет цветовое решение картины.

«Рома»

Художник-постановщик — Эухенио Кабальеро; художник-декоратор — Барбара Энрикес / Фото: Getty Images

Февралев: Авторское кино часто присутствует на «Оскаре» в художественной номинации, но в основном это фильмы с яркой или новаторской изобразительной формой. Этого нельзя сказать о картине «Рома», основным художественным ходом для которой стал гиперреализм. Художником этого фильма были подобраны объекты, реалистично отражающие одноименный район Мехико. Подробно проработан предметный мир, и все его детали скомпонованы в небрежные, неприглаженные, но органичные натюрморты.

Черно-белое изображение помогло художнику собрать явно пеструю по предметам картинку. Длинные плавные панорамные планы, раскрывая декорацию на 360 градусов, не дают возможности быть неточным. Создавая реалистичную среду, художник не сильно поднялся над бытовой правдой, и какого-либо художественного образа, достойного высшей премии киноакадемии, не видно. Но для этой кинокартины этого и не нужно. Работа художника в этой картине достойна уважения за кропотливый и подробный труд. Я не вспомню российского фильма, который бы по предметному миру превосходил бы этот. Ну, разве что гуще и подробнее «Хрусталев, машину!».

Гудилин: Неискушенный зритель может подумать, что это документальная съемка 1971 года, но на самом деле каждый миллиметр этого фильма придуман и сделан. Огромный труд! Итальянский неореализм, изобретенный заново. Вот режиссер показывает проход героини по улицам, и там ведь жизнь за витринами, второй план, массовка, машины идут, тротуары полили водой, чтобы кадр был красивее. Настолько совершенно, что каждый кадр можно вешать на стену. А собаки? Они себя ведут так, как будто по сто раз отрепетировали свои сцены.

Возьмем сцену пожара: в кадре деревья с гирляндами (их надо было повесить), и между ними искры, огонь. Пиротехники подожгли, хорошо. Но потом на первый план выходит человек, снимает маску, и тут прямо рядом с ним падает горящее дерево. Как надо было все рассчитать, чтобы ветер дул не на массовку, но чтобы все горело совсем рядом с людьми и чтобы летел пух! Или сцена, где героиня находит своего парня на тренировке. Подъезжает автобус, выходят пассажиры, идут по каким-то доскам, героиня тоже выходит, но не первая, и идет не в ту сторону, что все, и ее никто в кадре не перекрывает. Собаки эти проклятые бегут мимо, но не к камере, а туда, куда надо для композиции. А на втором плане в этот момент человек залезает в огромную пушку и вылетает из нее. Все это в одном кадре! Колокол, провода — каждый висит на своем месте. Грандиозная работа уровня Феллини.

Кто такой профессиональный художник и как им стать

Давайте же начнем с этого термина — «профессионал».  Несмотря на всю свою парадоксальность, точного и единого понимания, кто такой профессиональный  художник, нет. Зато существуют признаки, по которым можно судить о художнике с точки зрения того самого профессионализма.

Вот смотрите, у каждой профессиональной деятельности есть свой минимальный порог. Для помощника адвоката — это среднее юридическое образование, для плотника — ПТУ, для врача — медицинский вуз. И для профессионального художника планка немала — законченное высшее образование и среднее профессиональное образование, которое ориентировано на практическое овладение учеником-выпускником художественной графики, мастерством живописи, скульптуры. Это первый признак.

Как он влияет на художника? Очень часто, когда заказчик ищет хорошего художника, его поиск сужается до самых искусных мастеров, а именно мастеров с дипломом.  Тогда на самоучку могут и не обратить внимание, но это не говорит о том, что второй чем-то хуже. Наличие диплома не дает никакой гарантии, что художник действительно владеет высоким мастерством. Есть сотни, чтобы не тысячи примеров, когда образцы самоучек были гораздо эффектнее художников с дипломом. И все же этот формальный признак стоит учитывать.

Вторым признаком профессионализма является реальный уровень мастерства художника, а именно его техника. И по-настоящему проверить её можно только по тем работам, которые он выполнял в реалистичной манере, т.е. с натурой.

Другие признаки являются взаимодополняющими. Например, когда живопись для художника является основным видом его деятельности, он получает от неё доход, занимается активной выставочной деятельностью.

И еще один довольно весомый аргумент, его мы затронем чуть позже, когда будем рассматривать пути становления профессионального художника, это членство в Союзе Художников России.

Вывод: а теперь без всяких скучных и заумных слов. Стоит ли учиться и получать образование? Скажем так, если вам еще позволяет возраст, то это очень поможет вам как будущему мастеру. И я бы отказываться от такой возможности не стал бы. Пока у вас нет забот с деньгами, семейными делами, домом, детьми и т.д. — золотое время, пишите и учитесь.

Ну а если поезд ушел, тогда есть самолеты. Шутка! Для творчества нет возраста. Вы можете стать профессионалом и без всяких дипломов. Тем более что в силу сегодняшней информационной доступности поднять свой уровень мастерства можно самостоятельно, а также по различным курсам  для новичков и даже профессионалов.

Я же считаю, что профессиональный художник — это не тот, кто имеет много дипломов, и даже не тот, кто красиво пишет. Для меня профессиональный художник — это тот, кто умеет передавать свои чувства и эмоции на холст, вызывая их же у зрителей.

«Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Пабло Пикассо

1. С чего следует начинать?

Естественно, со своих навыков. Как вы думаете, далеко ли вы зайдете, не умея применять на практике даже элементарные правила рисования? Если у вас талант от Бога, даже это не значит, что на обучение можно махнуть рукой. Более настойчивые и целеустремленные люди вас обойдут. Поэтому обучаться нужно всегда и постоянно. Увы, без этого профессионалом вам никак не стать.

Приобретите минимальный комплект для начинающего живописца и пишите. Достаточно нескольких красок, кистей и холста (либо прогрунтованного ДВП листа). Не старайтесь сразу же создавать шедевры. Не спешите. Если вам неудобно заниматься живописью при посторонних или даже близких людях, найдите и выделите для себя свободное время, когда вы будете только одни.

Совет. Настоятельно рекомендую прочитать книгу Бетти Эдвардса «открой в себе художника». Она позволит вам избавиться от внутренних психологических проблем, связанных с живописью. Также почерпните для себя новые технологические и технические хитрости и приемы из книги Смита Рэя «Настольная книга художника». Эти две книги доступны для скачивания в интернете.

2. Прогресс, реализация картин, раскрутка

Теперь представьте такую ситуацию: допустим, вы уже набрались определенного опыта, написали несколько картин, а возможно и закончили художественный вуз. Что дальше? Куда девать картины? А работа, семья, повседневные дела…

Тут-то 90% художников и останавливаются, так как просто не знают, что делать дальше. Знаете, что говорил Сезанн? — «Если вы хотите стать художником, ваши родители должны быть богаты». К чему эти слова? А к тому, что художник — это творческий человек, который должен уделять все свое время и энергию живописи. Но каковы сегодняшние реалии? Каждому человеку нужен дом, еда, одежда. И будь вы хоть художник, или кто-то еще, задумываться об этих вещах и тратить своё время на их добычу необходимо. И как же тогда быть творческому человеку? Исходя из вышесказанного все же стать профессиональным художником вполне реально, и для этого есть всего 3 пути:


  • Интернет и галереи

Стоит сразу оговориться: художник — не продавец, он производитель. Чтобы создавать настоящие шедевры, художник не должен тратить свою драгоценную энергию на мысли о продаже картин. Пусть этим занимаются те люди, которые это умеют. Есть даже такая поговорка: «Хороший бизнесмен — плохой художник».

Интернет дает многое. Любой художник теперь может быть на виду у зрителя при помощи социальных сетей, форумов, блогов для художников. Благодаря интернету вы можете создать собственную страничку и уже на ней знакомить людей со своими работами.

Что касается галерей — они являются посредниками между художником и покупателем. В Москве, например, таковых около 70. Если хотя бы в одной трети из них будет находиться хоть по одной вашей картине, то о финансовой стороне вы можете больше никогда не беспокоиться, так как она будет с избытком удовлетворена.

Звучит, конечно, сладко, но надо туда еще попасть. Начинающему художнику придется запастись терпением и настойчивостью, чтобы на ваши работы захотели хотя бы посмотреть. И настойчивость как раз творит чудеса, примеры этому наши великие Левитан, Пикассо, Моне и Коровин.

Просто начните понемногу носить свои работы в галереи, не особо надеясь на их одобрение. Рано или поздно вы своего добьетесь. Это лишь вопрос времени.


  • Примкнуть к профессиональной организации

В начале статьи мы затрагивали этот вопрос. Такими организациями сегодня являются Московский союз художников и Российский союз художников. Эти организации ведут активную выставочную деятельность, причем всероссийского масштаба и на элитных площадках. Такие выставки всегда сопровождаются повышенным внимание СМИ, журналистами, богатыми людьми, уважаемыми критиками, ценителями и функционерами. Представьте, какую известность и статус вы можете получить, если засветитесь на таковой со своими работами?!

Что это вам дает? Пожалуй, это самый прямой путь к вершине, так как одинокий художник-странник не сможет сделать в одиночку столько, сколько смогут двое, трое и больше. За 1-2 года вы уже можете достичь невероятных высот благодаря жизни в организации.

Что от вас требуется? Активная деятельность и жизнь в среде общества, талантливые работы, выполнение поручений, взаимопомощь, настойчивость, общение с руководящими людьми. Но самое главное, художнику нужно выбрать ту группу, с которой у него совпадут идейные взгляды и интересы, либо их придется корректировать. Нейтральная позиция ничего не принесет, поэтому придется выбирать. Да, даже в таких организациях существует разделение на группы и конкуренция за продвижение и выдвижение своей идеи, как самой лучшей и правильной. Поэтому рекомендую выбрать одну из авторитетных и отстаивать её интересы, дабы пробиться на верхушку и обзавестись там тесными контактами.


  • Собственный бренд (имя)

Путь этот очень непростой, непредсказуемый и для многих — провальный, из-за нехватки терпения и давления извне. Вот,  например вы провели очередную выставку, на которой продать ничего не удалось. Результат — потеря денег, сил, веры в себя. А еще вдруг появляются «философы», которые  твердят, мол, «да брось ты эту затею, ничего не выйдет, пустая трата времени»!

Здесь самое главное — не сдаваться, развиваться и идти до победного конца.

«Если я остановлюсь, то умру.» А. Миронов

Найдите высшую прослойку людей, которым будете предлагать свои картины. Если же вы выйдете куда-то на развалину, дабы продать картины, то ничего стоящего не получите, кроме как известности среди небольшой кучки людей. Вам нужна бизнес элита вашего места, т.е. преуспевающие и состоятельные люди. И именно с ними необходимо налаживать контакт, так как их потенциал гораздо больший, чем у обычных людей.

Как это сделать? Необязательно организовывать дорогостоящую выставку. Достаточно распечатать каталог с вашими картинами, и уже с ним совершить обход по всем крупным и успешным компаниям. Представьтесь, огласите свою цель визита и, желательно, попадите к самому руководителю. Если же его нет, оставьте каталог или диск у секретаря, а после наберите его по телефону и разведайте что да как. Но лучше встретьтесь лично.

Большинство из руководителей предприятий охотно идут на сделки с художниками. Им нравится смотреть картины и покупать их. Для вас же это хорошие связи, новые контакты и известность.

Резюме. Чтобы стать профессионалом нужно всегда развиваться и работать над своими слабыми местами. Пробуйте себя в разных направлениях, анализируйте свои ошибки, отдыхайте, равняйтесь на лучших. Развивайтесь по всем фронтам — в экономике, социальных отношениях, культуре, религии. Ведь людям малоинтересно созерцать переживания только одного человека. Но зато они с восторгом будут смотреть на то, что волнует лично их, и то, что тесно связано с их жизнью, окружением, влиянием и т.п.

P.S. Напоследок хотелось бы порекомендовать не принимать близко к сердцу критику окружающих. Особенно от тех людей, которые далеки от живописи. Что вам может сказать человек, который и понятия не имеет, как создаётся произведение искусства? Если вам нужен адекватный совет или критика, обратитесь к мастеру. Всем другим же просто говорите: «спасибо, что уделили внимание». Но никак не воспринимайте их слова всерьез!

«Все лгут!» Др. Хаус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *