Что такое композитор в музыке определение – Композиция, в музыке — это… Что такое Композиция, в музыке?

Содержание

Композитор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель.

Краткая характеристика

Видео по теме

Исторический очерк

Глагол componere и его производные (в том числе compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX—X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала. Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor».

В последней трети XV века Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474) выделил в термине compositor творческий момент (композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус»). В «Книге об искусстве контрапункта» (1477) Тинкторис чётко различил контрапункт нотированный — «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой), таким образом, отделяя новую композицию от импровизации по стилевому шаблону. Окончательно понятие о профессии композитора установилось в XVI веке, хотя термин для обозначения этого понятия ещё не вполне стабилизировался. Например, Генрих Глареан в «Додекахорде» (1539) называет профессиональных сочинителей полифонической музыки «симфонетами» (лат. symphonetae).

Примечания

Литература

  • Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. М., 1958.
  • Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 892.

Ссылки

«Композитор» - это... Что такое «Композитор»?

  • композитор — а, м. compositeur, пол. kompozytor < , ит. compositore. 1. Сочинитель музыки и текста к ней. Сл. 18. В 1680 году представлял славный Аббат и композитор Скарлати первую оперу. Прим. Вед. 1738 156. КомпозИтор сочинитель стихов и проч. И то и се …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОМПОЗИТОР — (лат. compositor от componere слагать, сочинять). Сочинитель музыкальных произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПОЗИТОР автор музыкальной пьесы, сочинитель музыки. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • композитор — См. сочинитель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. композитор автор, сочинитель; напевщик, песенник, контрапунктист, музыкант, мелодист, камер музыкант …   Словарь синонимов

  • КОМПОЗИТОР — издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1992 на базе издательства Советский композитор (создано в 1956). Сочинения композиторов и музыковедов, школы игры на инструментах, музыкальные словари и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОМПОЗИТОР — КОМПОЗИТОР, композитора, муж. (лат. compositor составитель). Автор музыкальных произведений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КОМПОЗИТОР — КОМПОЗИТОР, а, муж. Музыкант, создатель музыкальных произведений. | жен. композиторша, и (разг.). | прил. композиторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Композитор — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • КОМПОЗИТОР — а; м. [от лат. compositor составитель] Лицо, создающее музыкальные произведения. ◁ Композиторский, ая, ое. К ое искусство. К. талант. К ое отделение консерватории. К ая деятельность. * * * КОМПОЗИТОР «КОМПОЗИТОР», издательство, Москва (отделение… …   Энциклопедический словарь

  • композитор — • великий композитор • выдающийся композитор …   Словарь русской идиоматики

  • композитор — (композиторыр, композиторхэр) композитор МузыкэкIэ произведениехэр, орэдышъор къыхэзыхырэр ары Ар композитор дэгъу …   Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

  • определение, история, виды, жанры, композиторы

    Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы

     

    Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.

     

    История становления и развития полифонии

    Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.

    Градуал «Viderunt Omnes»

    Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними. 

    Мотет Филиппа де Витри - Vos Qui Admiramini

     

    В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:

    Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.

    Магнификат Орландо ди Лассо – Praeter rerum seriem

    Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.

    И.С. Бах – Прелюдия и фуга До мажор (ХТК,

    I том)

    Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.

     

     

    Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия

    Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

    1. Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
    2. Основа – модальность, широко используются модальные лады.
    3. Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
    4. Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
    5. Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
    6. Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
    7. Скачок должен быть в пределах октавы.
    8. Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
    9. Два скачка возможны только в противоположном движении.
    10. Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.

    Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности. 

    Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

    • Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
    • Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
    • Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
    • Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.

    Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

     

     

    Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия

    Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.

    Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

    • Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
    • Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
    • Противосложение–контрапункт к ответу.
    • Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

     

    Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

    • Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
    • Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
    • Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
    • Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
    • Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

     

     

    Основные полифонические жанры

    Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.

    К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:

    • Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.
    • Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.
    • Мотет – (в переводе со старофранцузского - слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.
    • Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.
    • Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.

    К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры: 

    • Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.
    • Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.
    • Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.
    • Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.
    • Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.
    • Сюита – цикл танцевальных пьес.
    • Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.
    • Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.
    • Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.
    • Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.
    • Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.
    • Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.

     

    Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии

    Средневековая полифония

    • Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник и политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
    • Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
    • ФранческоЛандини (1325 – 1397)– поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.

     

    Эпоха ArsNova

    • Джон Данстейбл (1390 – 1453) – английский композитор, астроном и математик. В 16 веке за музыкантом закрепилась слава изобретателя полифонии. До современников дошли лишь 50 композиций.
    • ЙоханнесОкегем(1410-1497)–королевский композитор во Франции, советник и казначей. Был именован «Цветком среди музыкантов». Написал 14 месс, из которых до наших дней сохранились лишь 11.
    • ЖоскенДепре (1450-1521) – композитор, чье творчество считается вершиной нидерландской музыкальной культуры в эпоху ArsNova. Прославился благодаря созданию мотета «AveMaria». Создал мессу «L’ hommearmee», тема которой в дальнейшем стала музыкальным символом, обозначающим вооруженного человека.
    • ДжованниПалестрина (1525-1594)–певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу «спасителя церковной музыки», которая переживала кризис. Автор 102 месс, 317 мотетов, 70 гимнов.
    • Орландо ди Лассо(1532-1594)– композитор, носивший титулы «Бельгийский Орфей» и «Князь Музыки». Благодаря красивому тембру голоса и артистизму с ранних лет достиг всемирной славы. Известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел. За жизнь создал более 600 месс, 800 мотетов и несколько сборников мадригалов.

     

    Композиторы эпохи Барокко

    • Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность и широкая известность к композитору пришла в XX веке, когда в Нью-Йорке стали активно исполнять Ре-мажорный канон.
    • Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
    • Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
    • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются два тома «ХТК».
    • Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – оперный композитор. Ярким полифоническим произведением является оратория «Мессия».

     

    Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.

     

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Музыковедение — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2016; проверки требуют 3 правки.

    Музыкове́дение, музыкозна́ние — наука, изучающая музыку как особую форму художественного освоения мира в её конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфических особенностей и внутренних закономерностей, которыми определяется своеобразный характер отражения в ней действительности. Является одной из областей искусствознания.

    В структуру музыковедения входит ряд взаимосвязанных дисциплин исторического (всеобщая история музыки, музыкальная история отдельных национальных культур или их групп, история видов и жанров и т. д.) и теоретического (гармония, полифония, ритмика, метрика, мелодика, инструментовка) направлений, музыкальная фольклористика, музыкальная социология, музыкальная эстетика, а также смежные науки музыкальная акустика, инструментоведение, нотография и др.).

    Музыковедение включает в себя следующие отрасли:

    Российские музыковеды:

    • Акопян, Левон Оганесович — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания
    • Асафьев, Борис Владимирович — академик АН СССР (1943), русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог. Народный артист СССР (1946), один из основоположников отечественного музыкознания.
    • Барсова, Инна Алексеевна — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
    • Бершадская, Татьяна Сергеевна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории
    • Валькова, Вера Борисовна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
    • Демченко, Александр Иванович — доктор искусствоведения, профессор Саратовской консерватории
    • Денисов, Андрей Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
    • Долинская, Елена Борисовна — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
    • Дьячкова, Людмила Сергеевна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
    • Зенкин, Константин Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Казанцева, Людмила Павловна — доктор искусствоведения, профессор Астраханской консерватории
    • Карасева, Марина Валерьевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Кириллина, Лариса Валентиновна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Ковнацкая, Людмила Григорьевна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории
    • Консон, Григорий Рафаэльевич — доктор искусствоведения, профессор Российского государственного социального университета, начальник отдела прикладной докторантуры и подготовки научных кадров в докторантуре Российского государственного социального университета
    • Назайкинский, Евгений Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Науменко, Татьяна Ивановна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
    • Переверзева, Марина Викторовна — кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории
    • Петров, Владислав Олегович — доктор искусствоведения, доцент Астраханской консерватории
    • Петрусева, Надежда Андреевна — доктор искусствоведения, профессор Пермской академии искусства и культуры
    • Поспелова, Римма Леонидовна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Рудиченко, Татьяна Семеновна — доктор искусствоведения, профессор Ростовской консерватории
    • Саввина, Людмила Владимировна — доктор искусствоведения, профессор Астраханской консерватории
    • Сеженский, Константин Константинович — музыковед, Засл. работник культуры РСФСР (1968)
    • Сигида, Светлана Юрьевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Скафтымова, Людмила Александровна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
    • Соколов, Александр Сергеевич — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Сорокина, Елена Геннадьевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Способин, Игорь Владимирович — российский музыковед, профессор Московской консерватории
    • Степанова, Ирина Владимировна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Стогний, Ирина Самойловна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
    • Сусидко, Ирина Петровна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
    • Сыров, Валерий Николаевич — доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории
    • Тараева, Галина Рубеновна — доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
    • Франтова, Татьяна Владимировна — доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
    • Холопов, Юрий Николаевич — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Холопова, Валентина Николаевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Цареградская, Татьяна Владимировна — доктор искусствоедения, профессор РАМ им. Гнесиных
    • Цукер, Анатолий Моисеевич — доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
    • Чередниченко, Татьяна Васильевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
    • Шаймухаметова, Людмила Николаевна — доктор искусствоведения, профессор Уфимской государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, Заслуженный деятель искусств РФ и РБ, главный редактор журнала Проблемы музыкальной науки
    • Шульгин, Дмитрий Иосифович — кандидат искусствоведения, профессор Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова

    Музыкальный жанр — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2018; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2018; проверки требуют 11 правок.

    Музыка́льный жанр — род музыки[1], музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода[2][3].

    Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений[4].

    Затычка говорит, музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием[5].

    Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр)[4].

    Понятие музыкального жанра отчасти сближается с одним из значений музыкальной формы[1]. Некоторые зарубежные исследователи, говоря о понятиях жанр и форма, показывают, как разные по форме произведения, могут быть одинаковыми по жанру, и наоборот[6].

    Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.

    Ряд исследователей (в частности Виктор Цуккерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связаны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства.

    Е. Назайкинский выделяет три исторические формы функционирования жанров — синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.

    • Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. — М., 2003.
    • Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. – М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. – 173 с. ISBN 978-5-89598-198-6
    • Handbuch der musikalischen Gattungen, hrsg. v. H. Leuchtmann u. S. Mauser. Laaber, 1993-2010 (24 Teilbände)

    Список музыкальных обозначений — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 4 правки.

    В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.

    • a, à (фр. [а]) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
    • ab (нем. [ап]) — прочь, снять.
    • abaisser (фр. [абэсэ́]) — понижать.
    • a cappella [а каппэ́лля] — а капелла, пение без инструментального сопровождения[1].
    • a capriccio [а капри́ччо] — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
    • accelerando [аччелера́ндо] (accel.) — постепенно ускоряя[1][2].
    • accentato [аччента́то] — с выделением, ударением[1].
    • acciaccatura [аччаккату́ра] — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
    • accompagnato [аккомпаньа́то] — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
    • adagietto [ададже́тто] — довольно медленно[1].
    • adagio [ада́джо] — медленно, спокойно[1][3].
    • adagissimo [ададжи́ссимо] — очень медленно.
    • ad libitum (лат. [ад ли́битум]) (ad lib.) — по желанию исполнителя[4].
    • affettuoso [аффэттуо́зо] — очень нежно, мягко, томно, страстно, порывисто[4].
    • affrettando [аффрэтта́ндо] — с поспешностью, торопясь и ускоряясь[4].
    • agile [а́джиле] — бегло, легко, ловко, проворно[4].
    • agitato [аджита́то] — взволнованно, возбуждённо и тревожно[4].
    • al, alla [аль, а́лля] — в духе, в роде[5].
    • alla breve [а́лля брэ́вэ] — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты[5].
    • alla marcia [а́лля ма́рча] — в духе марша.
    • alla mazurka [а́лля мацу́рка] — в духе мазурки.
    • alla mesura [а́лля мезу́ра] — в темпе, см. a tempo[6].
    • alla minuetto [а́лля минюэ́тто] — в духе менуэта.
    • alla polacca [а́лля поля́кка] — в духе полонеза[7].
    • allargando [аллярга́ндо] (allarg.) — замедляя, расширяя[5].
    • allargando un poco [аллярга́ндо ун по́ко] — немного расширяя.
    • alla valzer [а́лля ва́льцэр] — в духе вальса.
    • alla zoppa [а́лля цо́ппа] — спотыкаясь, хромая[8].
    • allegretto [аллегрэ́тто] — средне, между allegro и andante[5], умеренно скоро, оживлённо[3].
    • allegro [алле́гро] — скоро[9].
    • allentando [аллента́ндо] — замедляя[10].
    • altissimo [альти́ссимо] — очень высоко.
    • amabile [ама́биле] — любезно, приятно[11].
    • amoroso [аморо́зо] — нежно[12].
    • ancora [анко́ра] — ещё, ещё раз.
    • andante [анда́нтэ] — спокойно, не спеша[3].
    • anime, anima [анимэ, анима] — с душой, душевно, эмоционально.
    • andantino [анданти́но] — немного скорее, чем andante[11][3].
    • animando [анима́ндо] — воодушевляя, оживляя[13].
    • animato [анима́то] — одушевлённо, оживлённо[14].
    • a piacere [а пьяче́рэ] — указание исполнителю не придерживаться ритма строго, то есть по желанию и усмотрению[14].
    • appassionato [аппассьёна́то] — страстно[14].
    • appoggiatura [апподджату́ра] — форшлаг[14], занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
    • a prima vista [а при́ма ви́ста] — с листа (без предварительного знакомства или подготовки).
    • arco [а́рко] — играть смычком (в противоположность pizzicato)[15].
    • ardente [ардэ́нтэ] — с жаром.
    • arpeggio [арпе́дджо] (букв. — «как арфа»[15]) — обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу[16].
    • assai [асса́и] — очень, весьма[17].
    • a tempo [а тэ́мпо] — в прежнем темпе, восстановление прежнего темпа[17].
    • attacca [атта́кка] — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании[17].
    • barbaro [ба́рбаро] — дико[18].
    • basso continuo [ба́ссо конти́нуо] — см. генерал-бас[19].
    • bellicoso [бэллико́зо] — воинственно[20].
    • ben [бэн] — как следует, очень или хорошо[20].
    • bis [бис] — повторное (дважды) исполнение определённого отрывка[21].
    • bisbigliando [бизбилльа́ндо] — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
    • bocca chiusa [бо́кка кью́за] — с закрытым ртом.
    • brillante [брилля́нтэ] — блестяще, искромётно.
    • bruscamente [брускамэ́нтэ] — грубо[22].
    • buffo [бу́ффо] — смешно.
    • calando [каля́ндо] — «понижаясь»; затихать, иногда одновременно замедляясь и снижая громкость[22].
    • cantabile [канта́биле] — певуче, стараясь при игре подражать певчему[22].
    • capo [ка́по] — глава, начало[23]. См. da capo al Fine.
    • capriccioso [каприччо́зо] — капризно, прихотливо, своенравно[23].
    • cesura [чезу́ра] или caesura — цезура, перерыв в звучании[24].
    • chiuso [кью́зо] — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
    • coda [ко́да] — кода, заключительная часть произведения[25][26].
    • col legno [коль ле́ньо] — «древком»; указание играть древком смычка с целью получения слабого и отрывистого звука суховатого тембра с оттенками шума[25].
    • coloratura [колёрату́ра] — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
    • col pugno [коль пу́ньо] — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
    • come prima [ко́мэ при́ма] — как ранее.
    • come sopra [ко́мэ со́пра] — в первоначальном темпе.
    • comodo [ко́модо] — «удобно»[25]; на средней скорости.
    • con [кон] — при, вместе, с[25].
    • con abbandono [кон аббандо́но] — непринуждённо[27].
    • con anima [кон а́нима] — с душой, с чувством[14].
    • con amore [кон амо́р] — с любовью.
    • con brio [кон бри́о] — оживлённо.
    • con collera [кон ко́ллера] — с гневом.
    • con dolore [кон дольо́рэ] — с печалью, со скорбью.
    • con fuoco [кон фуо́ко] — с огнём.
    • con moto [кон мо́то] — с движением, подвижно.
    • con slancio [кон зля́нчо] — с энтузиазмом.
    • con sordino [кон сорди́но] — с сурдиной.
    • con spirito [кон спи́рито] — воодушевлённо[28].
    • coperti [копэ́рти] — указание приглушить ударный инструмент тканью[29].
    • crescendo [крэще́ндо] (cresc.) — постепенно увеличивая громкость[30].
    • da capo[31] [да ка́по] — с начала[32].
    • da capo al Fine или D. C. al Fine [да ка́по аль фи́нэ] — с начала до слова Fine (конец).
    • deciso [дэчи́зо] — решительно, смело[32].
    • decrescendo [дэкрэще́ндо] (decresc.) или diminuendo [диминуэ́ндо] (dim.) — с постепенно уменьшающейся громкостью[32].
    • delicatamente [дэликатамэ́нтэ] — деликатно, нежно, осторожно, чутко[32].
    • devoto, divoto [дэво́то] — преданно, благочестиво, набожно[33][34].
    • dissonanza [диссона́нца] — диссонанс, неблагозвучность[35].
    • divisi [диви́зи] (div.) — дивизи, раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами[36]. Обратное указание — unisono.
    • dolce [до́льче] — нежно[35].
    • dolcissimo [дольчи́ссимо] — предельно нежно[35].
    • dolente [доле́нтэ] — жалобно, печально, скорбно, с болью[35].
    • doloroso [дольоро́зо] — горестно, грустно, скорбно, с болью[35].
    • D. S. al coda (dal segno[37] al coda) [даль сэ́ньо аль ко́да] — c места, обозначенного знаком S, до коды.
    • D. S. al fine (dal segno[37] al fine) [даль сэ́ньо аль фи́нэ] — с места, обозначенного знаком S, до конца.
    • elegante [элега́нтэ] — изящно, красиво.
    • energico [энэ́рджико] — решительно, сильно, энергично.
    • enfatico [эмфа́тико] — с ударением.
    • eroico [эро́ико] — героически[38].
    • espirando [эспира́ндо] — затухая, замирая[38].
    • espressivo [эспрэсси́во] — выразительно, экспрессивно, ярко[39].
    • estinto [эсти́нто] — ослаблённо, приглушённо, угасающе[39].
    • facile [фа́чиле] — доступный, лёгкий, нетрудный; легко[39].
    • feroce [фэро́че] — дико, неистово, необузданно, свирепо[40].
    • festivo [фэсти́во] — празднично.
    • fieramente [фьерамэ́нтэ] — бурно, гордо, дико, живо, надменно, отважно[41].
    • fine [фи́нэ] — конец[41].
    • flebile [фле́биле] — жалобно, плачевно, траурно[41].
    • focoso [фоко́зо] — бойкий, вспыльчивый, горячий, оживлённый, пылкий, страстный[41].
    • forte [фо́ртэ] (f[42]) — громко, сильно[43]. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости[43].
    • fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко, очень сильно[43].
    • forzando [форца́ндо] (fz) — см. sforzando.
    • fresco [фрэ́ско] — прохладно, свежо[43].
    • funebre [фу́нэбрэ] — похоронно, траурно.
    • furioso [фурьйо́зо] — бешено, бурно, дико, неистово, свирепо, страстно, яростно[44].
    • gaudioso [гаудьйо́зо] — радостно.
    • gentile [дженти́ле] — мягко.
    • giocoso [джоко́зо] — весело, игриво, шутливо[45].
    • gioioso [джойо́зо] — радостно, весело[46].
    • giusto [джу́сто] — строго, точно[45].
    • glissando [глисса́ндо] — глиссандо[47].
    • grandiose [грандио́зо] — великолепно, величественно, возвышенно, пышно[45].
    • grave [гра́вэ] — важно, тяжеловесно[45][3].
    • grazioso [грацио́зо] — грациозно, изящно, привлекательно[48].
    • gruppetto [группэ́тто] — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков[49].
    • guerriero [гуэррьэ́ро] — воинственно.
    • imperioso [импэрьйо́зо] — властно, настоятельно, повелительно[50].
    • impetuoso [импэтуо́зо] — бурно, горячо, порывисто, страстно, стремительно, с натиском[50].
    • imponente [импонэ́нтэ] — решительно, выразительно.
    • impotente [импотэ́нтэ] — бессильно, изнурённо.
    • improvisando [импровиза́ндо] — импровизируя.
    • in altissimo [ин альти́ссимо] — на октаву выше.
    • incalzando [инкальца́ндо] — ускоряя и увеличивая громкость[50].
    • incrociando [инкроча́ндо] — указание исполнять пассаж через руку (скрестив) на арфе или фортепиано[50].
    • indeciso [индэчи́зо] — нерешительно, неопределённо[50].
    • in disparte [ин диспа́ртэ] — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
    • in distanza [ин диста́нца] — на расстоянии.
    • infurianto [инфурья́нто] — гневно.
    • in lontananza [ин лёнтана́нца] — в отдалении.
    • in modo di [им мо́до ди] — в стиле.
    • innocente [инночэ́нтэ] — невинно, просто.
    • insensibile [инсэнси́биле] — незаметно, неощутимо, нечувствительно, указание изменять громкость или темп еле заметно[51].
    • intimo [и́нтимо] — близкий, внутренний, глубинный, задушевный, интимный[51].
    • iocoso [ёко́зо] — шутливо.
    • irato [ира́то] — гневно, разгневано, раздражённо, рассерженно[51].
    • lacrimoso [лакримо́зо] (букв. — «слёзно») — жалостно, плачевно, печально, скорбно[52].
    • lamentando [ламэнта́ндо] — жалуясь.
    • lamentoso [ламэнто́зо] — жалобный, горестный[51].
    • largamente [ларгамэ́нтэ] — широко, протяжно[53].
    • larghetto [ларгэ́тто] — довольно широко; немного скорее, чем largo[52][3].
    • largo [ла́рго] — очень медленно; широко[54][3].
    • legato [лега́то] — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим[54].
    • leggiero [ледджье́ро] — легко, нежно, подвижно[55].
    • lento [ле́нто] — медленно, протяжно[55][3].
    • libero [ли́бэро] — вольно, независимо, непринуждённо, распущенно, свободно, смело[55].
    • l’istesso tempo [листэ́ссо тэ́мпо] — в прежнем темпе[56].
    • loco [льо́ко] — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va), не перенося октаву[57].
    • lontano [лонта́но] — издалека, с расстояния, отдалённо.
    • lugubre [лю́губрэ] — жалобно, заунывно, зловеще, мрачно, печально, скорбно, траурно[57].
    • luminoso [люмино́зо] — светло.
    • lusingando [люзинга́ндо] — вкрадчиво, игриво, ласково, льстиво[57].
    • ma [ма] — но[58].
    • ma non troppo [ма нон тро́ппо] — но не слишком.
    • maestoso [маэсто́зо] — величественно, торжественно.
    • magico [ма́джико] — волшебно.
    • magnifico [маньи́фико] — блестящий, великолепный, величавый, пышный, роскошный, славный[58].
    • malinconico [малинко́нико] — грустный, печальный, меланхоличный[58].
    • mano destra [ма́но дэ́стра] — правой рукой (сокращение — MD)[59].
    • mano sinistra [ма́но сини́стра] — левой рукой (сокращение — MS)[59].
    • marcato [марка́то] — чётко, делать ударение на каждой ноте[59].
    • martellato [мартэлля́то] (букв. — «ударяя молотом») — отрывистая игра с извлечением звуков резко и сильно[59].
    • marziale [марцья́ле] — воинственно[59].
    • melancolico [меланко́лико] — меланхолично.
    • meno [мэ́но] — менее, меньше[60].
    • mesto [мэ́сто] — грустно, печально[60].
    • mezza voce [мэ́цца во́че] — вполголоса[60].
    • mezzo [мэ́ццо] (m[61]) — половина, середина[60].
    • mezzo forte [мэ́ццо-фо́ртэ] (mf) — не очень громко[60].
    • mezzo piano [мэ́ццо-пья́но] (mp) — не очень тихо[60].
    • misterioso [мистэрио́зо] — таинственно, мистически[62].
    • mobile [мо́биле] — изгибчиво, подвижно[63].
    • moderato [модэра́то] — умеренно[63].
    • modesto [модэ́сто] — скромно.
    • molto [мо́льто] — много, достаточно, очень[63].
    • morendo [морэ́ндо] — замирая, затихая, то есть постепенно замедляя темп и ослабляя звучность[63].
    • mosso [мо́ссо] — одушевлённое, живое исполнение. Будучи прибавлено к другому слову, увеличивает его скорость.
    • naturale [натура́ле] (nat.) — естественно, натурально, непринуждённо, без каких-либо особых приёмов[64]; вернуться к первоначальному способу игры (используется для отмены пометок о способе игры).
    • nobile [но́биле] — благородно[64].
    • non — не, нет.
    • non tanto — не столь[65].
    • non troppo [нон тро́ппо] — не слишком[64].
    • ossia [осси́а] — допустимый вариант исполнения некоторой части произведения, облегчение основного текста[66].
    • ostinato [остина́то] — настойчивый, неотступный, упорный, упрямый[67]; короткий музыкальный рисунок, проходящий через всё произведение.
    • passionato [пассьёна́то] — страстно[68].
    • pastorale [пастора́ле] — пастушески, пасторально.
    • patetico [патэ́тико] — взволнованно, страстно, воодушевлённо, патетично[68].
    • perdendosi [пэрдэ́ндоси] — замирая, исчезая[68].
    • pesante [пэза́нтэ] — грузно, тяжеловесно, увесисто[68].
    • pianissimo [пьяни́ссимо] (pp) — очень тихо[69].
    • piano [пиано] (p[70]) — слабо, тихо[71].
    • piano, pianissimo [пиано, пиани́ссимо] (ppp) — как можно тихо.
    • piacevole [пьяче́воле] — привлекательно, приятно[69].
    • piangevole [пьяндже́воле] — жалобно.
    • più [пью] — больше[72].
    • più mosso [пью мо́ссо] — более подвижно.
    • pizzicato [пиццика́то] — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн[73]. Противоположная пометка — arco.
    • pochettino [покэтти́но] (poch) — довольно мало.
    • poco [по́ко] — мало, немного[72].
    • poco a poco [по́ко аппо́ко] — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно[72].
    • poi [пой] — тогда, затем.
    • pomposo [помпо́зо] — великолепно, с блеском, помпезно[74].
    • portamento [портамэ́нто] — 1-е: аналог glissando в вокальной музыке; 2-е: при игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato. Переносить руку с ноты на ноту[75].
    • precipitando [прэчипита́ндо] — спеша, стремительно[76].
    • prestissimo [прэсти́ссимо] — скорейший, очень быстро[77].
    • presto [прэ́сто] — быстро[78].
    • prima volta [при́ма во́льта] — «в первый раз»; указание играть соответствующим образом в первом из двух повторений. См. вольта.
    • primo [при́мо] — первый[77].
    • quasi [ква́зи] — вроде, как бы, почти[77].
    • quieto [квиэ́то] — спокойно, мирно.
    • rallentando [раллента́ндо] (rall.) — расширяя[79].
    • rapido [ра́пидо] — быстро[79].
    • recitando [рэчита́ндо] — декламируя, рассказывая[80].
    • recitativo [рэчитати́во] — речитатив[81].
    • religioso [рэлиджо́зо] — благоговейно, набожно, религиозно[82].
    • repente [рэпэ́нтэ] — внезапно.
    • resto [рэ́сто] — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль).
    • ridendo [ридэ́ндо] — весело, радостно.
    • rigoroso [ригоро́зо] — точно, строго.
    • rinforzando [ринфорца́ндо] — усиленно[83].
    • risoluto [ризолю́то] — мужественно, определённо, решительно, твёрдо[84].
    • ritardando [ритарда́ндо] (ritard.) — замедляя, расширяя[80].
    • ritenuto [ритэну́то] (rit.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку)[80].
    • ritmico [ри́тмико] — ритмично.
    • rubato [руба́то] — ритмически свободно, указание вольно обращаться с темпом для выразительности[80].
    • rustico [ру́стико] — деревенски; alla rustico означает «в сельском духе».
    • scherzando [скерца́ндо] — весело, игриво, шутя, шутливо, с юмором[85].
    • scherzo [скерцо] — шутка; см. скерцо[86].
    • secco [сэ́кко] — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо[87].
    • segue, seguendo [сэ́гуэ, сэгуэ́ндо] — продолжая как раньше[88].
    • semplice [сэ́мпличе] — естественно, искренне, просто[89].
    • sempre [сэ́мпрэ] — всегда, всё время; и далее[89].
    • sensibile [сэнси́билэ] — чувствительно.
    • senza [сэ́нца] — без[89].
    • senza sordino [сэ́нца сорди́но] — без сурдины[89].
    • serioso [сэрьёзо] — серьёзно[89].
    • sforzando [сфорца́ндо] (sfz) — внезапное ударение на ноте[89].
    • silenzio [силе́нцьё] — безмолвие, молчание, тишина[90].
    • simile [си́миле] — так же[90].
    • slargando [злярга́ндо] — расширяя, замедляя[91].
    • smorzando [зморца́ндо] (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе[92].
    • soave [соа́вэ] — приветливо, гладко, нежно, приятно, сладко, тихо[92].
    • solo [со́лё] — «один»; см. соло[92].
    • sonore [соно́рэ] — громкий, гулкий, звонкий, звучный[92].
    • sostenuto [состэну́то] — сдержанно[93].
    • sotto voce [со́тто во́че] — вполголоса[93].
    • spianato [спьяна́то] — естественно, просто.
    • spiritoso [спирито́зо] — одухотворённо, одушевлённо.
    • staccato [стакка́то] — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой[94].
    • stanza [ста́нца] — куплет.
    • strepitoso [стрэпито́зо] — громко, шумно, бурно[95].
    • stretto [стрэ́тто] — ускоряя[96].
    • stringendo [стринджэ́ндо] (string.) — напористее, ускоряясь, сжимая, тесня[95].
    • subito [су́бито] (s[97]) — без плавного перехода, вдруг, внезапно, сразу[98].
    • sul ponticello [суль понтиче́ллё] — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
    • sul tasto [суль та́сто] — у грифа[98].
    • tanto — столь[99].
    • tempo [тэ́мпо] — темп[100].
    • tempo primo [тэ́мпо при́мо] — первый темп.
    • teneramente [тэнэрамэ́нтэ] — ласково, мягко, нежно[101].
    • tenuto [тэну́то] — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; протягивая; обозначается чёрточкой под или над нотой[101].
    • tranquillo [транкви́ллё] — безмятежно, спокойно[101].
    • tremendo [трэмэ́ндо] — пугающе.
    • tremolo [трэ́моло] — тремоло, приём, когда один и тот же звук или два не соседних звука быстро многократно повторяется[102].
    • tre corde [трэ ко́рдэ] — букв. — «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано[103].
    • trillo [три́лло] (tr[104]) — трель.
    • troppo [тро́ппо] — слишком[105].
    • tutti [ту́тти] — тутти, все вместе[105].
    • una corda [у́на ко́рда] (букв. — «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано[106].
    • un poco [ун по́ко], [ум по́ко] — чуть-чуть.
    • unisono [уни́соно] или unis — в унисон[107]. Противоположная пометка — divisi.
    • vibrato [вибра́то] — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука[108].
    • vigoroso [вигоро́зо] — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично[108].
    • vittorioso [витторьёзо] — победоносно.
    • vivace [вива́че] (букв. — «оживлённо») — несколько быстрее, чем vivo[109].
    • vivacissimo [вивачи́ссимо] — в высшей степени живо[109].
    • vivo [ви́во] — живо[109].
    • volante [воля́нтэ] — летающий[109].
    • V. S. (volti subito) [во́льти су́бито] — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах[110].
    • zart (нем. [царт]) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий[112].
    • 8va (ottava alta[113]) [отта́ва а́льта] — исполнять на октаву выше.
    • 8vb (ottava bassa[114]) [отта́ва ба́сса] — исполнять на октаву ниже.
    • 15va (quindicesimo alta) [квинтедецимо а́льта] — исполнять на квинтдециму (на 2 октавы) выше.
    • 15vb (quindicesimo bassa) [квинтедецимо ба́сса] — исполнять на квинтдециму ниже.
    • 22va (tre ottave alta) [тре отта́вэ а́льта] — исполнять на 3 октавы выше.
    • 22vb (tre ottave bassa) [тре отта́вэ ба́сса] — испонять на 3 октавы ниже.
    1. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 368.
    2. ↑ Аччелерандо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Островский, 1988.
    4. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 369.
    5. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 370.
    6. ↑ А-ля-мезура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    7. ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    8. ↑ Алла-цоппа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    9. ↑ Должанский, 2000, с. 11, 370.
    10. ↑ allentando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    11. 1 2 Должанский, 2000, с. 371.
    12. ↑ amoroso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    13. ↑ animando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    14. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 372.
    15. 1 2 Должанский, 2000, с. 373.
    16. ↑ Должанский, 2000, с. 18—19, 373.
    17. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 374.
    18. ↑ Должанский, 2000, с. 375.
    19. ↑ Должанский, 2000, с. 52, 376.
    20. 1 2 Должанский, 2000, с. 376.
    21. ↑ Должанский, 2000, с. 377.
    22. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 378.
    23. 1 2 Должанский, 2000, с. 380.
    24. ↑ Способин, 1984, с. 10.
    25. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 382.
    26. ↑ Способин, 1984, с. 94.
    27. ↑ con abbandono (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    28. ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    29. ↑ Должанский, 2000, с. 383.
    30. ↑ Должанский, 2000, с. 139, 384.
    31. ↑ Юникод — U+1D10A 𝄊 musical symbol da capo (HTML 𝄊).
    32. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 385.
    33. ↑ Должанский, 2000, с. 386—387.
    34. ↑ divoto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    35. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 387.
    36. ↑ Должанский, 2000, с. 73, 387.
    37. 1 2 Юникод — U+1D109 𝄉 musical symbol dal segno (HTML 𝄉).
    38. 1 2 Должанский, 2000, с. 390.
    39. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 391.
    40. ↑ Должанский, 2000, с. 392.
    41. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 393.
    42. ↑ Юникод — U+1D191 𝆑 musical symbol forte (HTML 𝆑).
    43. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 394.
    44. ↑ Должанский, 2000, с. 395.
    45. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 397.
    46. ↑ gioioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    47. ↑ Должанский, 2000, с. 56, 397.
    48. ↑ Должанский, 2000, с. 398.
    49. ↑ Должанский, 2000, с. 59—60, 398.
    50. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 400.
    51. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 401.
    52. 1 2 Должанский, 2000, с. 403.
    53. ↑ largamente (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    54. 1 2 Должанский, 2000, с. 145, 403.
    55. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 404.
    56. ↑ l'istesso tempo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    57. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 405.
    58. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 406.
    59. 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 407.
    60. 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 408.
    61. ↑ Юникод — U+1D190 𝆐 musical symbol mezzo (HTML 𝆐).
    62. ↑ misterioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    63. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 409.
    64. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 411.
    65. ↑ non tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    66. ↑ Должанский, 2000, с. 413.
    67. ↑ Должанский, 2000, с. 204, 413.
    68. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 414.
    69. 1 2 Должанский, 2000, с. 415.
    70. ↑ Юникод — U+1D18F 𝆏 musical symbol piano (HTML 𝆏).
    71. ↑ Должанский, 2000, с. 218, 415.
    72. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 416.
    73. ↑ Должанский, 2000, с. 218, 416.
    74. ↑ pomposo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    75. ↑ Должанский, 2000, с. 226, 417.
    76. ↑ Должанский, 2000, с. 417.
    77. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 418.
    78. ↑ Должанский, 2000, с. 227, 418.
    79. 1 2 Должанский, 2000, с. 419.
    80. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 422.
    81. ↑ Должанский, 2000, с. 239, 422.
    82. ↑ Должанский, 2000, с. 420.
    83. ↑ rinforzando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    84. ↑ Должанский, 2000, с. 421.
    85. ↑ Должанский, 2000, с. 423.
    86. ↑ Должанский, 2000, с. 262, 423.
    87. ↑ Должанский, 2000, с. 424.
    88. ↑ segue (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    89. 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 425.
    90. 1 2 Должанский, 2000, с. 426.
    91. ↑ slargando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    92. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 427.
    93. 1 2 Должанский, 2000, с. 428.
    94. ↑ Должанский, 2000, с. 276—277, 428.
    95. 1 2 Должанский, 2000, с. 429.
    96. ↑ Должанский, 2000, с. 278, 429.
    97. ↑ Юникод — U+1D18D 𝆍 musical symbol subito (HTML 𝆍).
    98. 1 2 Должанский, 2000, с. 430.
    99. ↑ tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
    100. ↑ Должанский, 2000, с. 431.
    101. 1 2 3 Должанский, 2000, с. 432.
    102. ↑ Должанский, 2000, с. 302—303, 433.
    103. ↑ Должанский, 2000, с. 433.
    104. ↑ Юникод — U+1D196 𝆖 musical symbol tr (HTML 𝆖).
    105. 1 2 Должанский, 2000, с. 434.
    106. ↑ Должанский, 2000, с. 435.
    107. ↑ Должанский, 2000, с. 321, 435.
    108. 1 2 Должанский, 2000, с. 436.
    109. 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 437.
    110. ↑ Должанский, 2000, с. 438.
    111. ↑ Ноты пьесы «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса.
    112. ↑ Должанский, 2000, с. 439.
    113. ↑ Юникод — U+1D136 𝄶 musical symbol ottava alta (HTML 𝄶).
    114. ↑ Юникод — U+1D137 𝄷 musical symbol ottava bassa (HTML 𝄷).

    Вокализ — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2016; проверки требуют 16 правок.

    Вокали́з (от фр. vocalise от лат. vocalis — звучный, гласный — от vox — голос) — вокальная миниатюра для голоса. Вокализ — пение, в котором не используются слова; это бессловесная, почти всегда минорная музыкальная конструкция (часть песни, романса, этюда, пьесы), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио. Вокализ в основном используется как средство развития голоса: в отношении его количественных и качественных характеристик, его вокально-исполнительской техники (вокализ является для певца своего рода упражнением подобно тому как этюд является для инструменталиста).

    • Франц Абт вокализ № 5

    Вокализ появился в середине XVIII века, предназначался он для женского голоса. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо. С XVIII века вокальные упражнения, написанные в жанре вокализа, широко применяются в учебных целях.

    В XIX веке вокализ становится весьма популярным, из-за большого числа написанных к тому времени вокализов, а также из-за типичных особенностей этого жанра: лиричность, минорность, певучесть, легкость запоминания гласных звуков и слогов. Большой известностью пользовались вокализы Джузеппе Конконе, Франца Абта, Луиджи Лаблаша.

    Во второй половине XX века в СССР вокализы стали популярны в советском кино. Самые известные принадлежат Андрею Петрову в фильмах «Служебный роман» и «Осенний марафон». В это же время были опубликованы и нашли широкое применение в вокальной педагогике вокализы И. Н. Вилинской (1920—1986), дочери известного композитора Н. Н. Вилинского.

    Вокализ имеет множество различных форм композиторских воплощений: сюиты-вокализы, сонаты-вокализы, песни-вокализы, концертные вокализы… Вокализ в современном понимании не только вокальное произведение — он исполняется на различных музыкальных инструментах, поскольку вокализ предоставляет исполнителям исключительную возможность продемонстрировать красоту звучания своего инструмента и мастерство кантилены на нём.

    Композиторы педагогических вокализов[править | править код]

    Джузеппе Конконе, Франц Абт, Луиджи Лаблаш, Джузеппе Априле, Генрих Панофка, Джироламо Крешентини, Михаил Глинка, Александр Варламов, Ирина Вилинская…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *