Композитор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель.
Краткая характеристика
Видео по теме
Исторический очерк
Глагол componere и его производные (в том числе compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX—X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала. Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor».
В последней трети XV века Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474) выделил в термине compositor творческий момент (композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус»). В «Книге об искусстве контрапункта» (1477) Тинкторис чётко различил контрапункт нотированный — «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой), таким образом, отделяя новую композицию от импровизации по стилевому шаблону. Окончательно понятие о профессии композитора установилось в XVI веке, хотя термин для обозначения этого понятия ещё не вполне стабилизировался. Например, Генрих Глареан в «Додекахорде» (1539) называет профессиональных сочинителей полифонической музыки «симфонетами» (лат. symphonetae).
Примечания
Литература
- Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. М., 1958.
- Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 892.
Ссылки
«Композитор» — это… Что такое «Композитор»?
композитор — а, м. compositeur, пол. kompozytor < , ит. compositore. 1. Сочинитель музыки и текста к ней. Сл. 18. В 1680 году представлял славный Аббат и композитор Скарлати первую оперу. Прим. Вед. 1738 156. КомпозИтор сочинитель стихов и проч. И то и се … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОМПОЗИТОР — (лат. compositor от componere слагать, сочинять). Сочинитель музыкальных произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПОЗИТОР автор музыкальной пьесы, сочинитель музыки. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
композитор — См. сочинитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. композитор автор, сочинитель; напевщик, песенник, контрапунктист, музыкант, мелодист, камер музыкант … Словарь синонимов
КОМПОЗИТОР — издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1992 на базе издательства Советский композитор (создано в 1956). Сочинения композиторов и музыковедов, школы игры на инструментах, музыкальные словари и др … Большой Энциклопедический словарь
КОМПОЗИТОР — КОМПОЗИТОР, композитора, муж. (лат. compositor составитель). Автор музыкальных произведений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОМПОЗИТОР — КОМПОЗИТОР, а, муж. Музыкант, создатель музыкальных произведений. | жен. композиторша, и (разг.). | прил. композиторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Композитор — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
КОМПОЗИТОР — а; м. [от лат. compositor составитель] Лицо, создающее музыкальные произведения. ◁ Композиторский, ая, ое. К ое искусство. К. талант. К ое отделение консерватории. К ая деятельность. * * * КОМПОЗИТОР «КОМПОЗИТОР», издательство, Москва (отделение… … Энциклопедический словарь
композитор — • великий композитор • выдающийся композитор … Словарь русской идиоматики
композитор — (композиторыр, композиторхэр) композитор МузыкэкIэ произведениехэр, орэдышъор къыхэзыхырэр ары Ар композитор дэгъу … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ
определение, история, виды, жанры, композиторы
Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы
Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.
История становления и развития полифонии
Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Градуал «Viderunt Omnes»
Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.
Мотет Филиппа де Витри — Vos Qui Admiramini
В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:
Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.
Магнификат Орландо ди Лассо – Praeter rerum seriem
Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.
И.С. Бах – Прелюдия и фуга До мажор (ХТК, I том)
Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.
Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:
- Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
- Основа – модальность, широко используются модальные лады.
- Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
- Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
- Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
- Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
- Скачок должен быть в пределах октавы.
- Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
- Два скачка возможны только в противоположном движении.
- Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.
Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.
Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:
- Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
- Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
- Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
- Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.
Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.
Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия
Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.
Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:
- Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
- Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
- Противосложение–контрапункт к ответу.
- Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.
Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:
- Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
- Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
- Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
- Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
- Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.
Основные полифонические жанры
Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.
К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:
- Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.
- Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.
- Мотет – (в переводе со старофранцузского — слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.
- Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.
- Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.
К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:
- Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.
- Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.
- Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.
- Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.
- Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.
- Сюита – цикл танцевальных пьес.
- Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.
- Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.
- Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.
- Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.
- Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.
- Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.
Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии
Средневековая полифония
- Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник и политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
- Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
- ФранческоЛандини (1325 – 1397)– поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.
Эпоха ArsNova
- Джон Данстейбл (1390 – 1453) – английский композитор, астроном и математик. В 16 веке за музыкантом закрепилась слава изобретателя полифонии. До современников дошли лишь 50 композиций.
- ЙоханнесОкегем(1410-1497)–королевский композитор во Франции, советник и казначей. Был именован «Цветком среди музыкантов». Написал 14 месс, из которых до наших дней сохранились лишь 11.
- ЖоскенДепре (1450-1521) – композитор, чье творчество считается вершиной нидерландской музыкальной культуры в эпоху ArsNova. Прославился благодаря созданию мотета «AveMaria». Создал мессу «L’ hommearmee», тема которой в дальнейшем стала музыкальным символом, обозначающим вооруженного человека.
- ДжованниПалестрина (1525-1594)–певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу «спасителя церковной музыки», которая переживала кризис. Автор 102 месс, 317 мотетов, 70 гимнов.
- Орландо ди Лассо(1532-1594)– композитор, носивший титулы «Бельгийский Орфей» и «Князь Музыки». Благодаря красивому тембру голоса и артистизму с ранних лет достиг всемирной славы. Известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел. За жизнь создал более 600 месс, 800 мотетов и несколько сборников мадригалов.
Композиторы эпохи Барокко
- Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность и широкая известность к композитору пришла в XX веке, когда в Нью-Йорке стали активно исполнять Ре-мажорный канон.
- Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
- Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются два тома «ХТК».
- Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – оперный композитор. Ярким полифоническим произведением является оратория «Мессия».
Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Музыковедение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2016; проверки требуют 3 правки.Музыкове́дение, музыкозна́ние — наука, изучающая музыку как особую форму художественного освоения мира в её конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфических особенностей и внутренних закономерностей, которыми определяется своеобразный характер отражения в ней действительности. Является одной из областей искусствознания.
В структуру музыковедения входит ряд взаимосвязанных дисциплин исторического (всеобщая история музыки, музыкальная история отдельных национальных культур или их групп, история видов и жанров и т. д.) и теоретического (гармония, полифония, ритмика, метрика, мелодика, инструментовка) направлений, музыкальная фольклористика, музыкальная социология, музыкальная эстетика, а также смежные науки музыкальная акустика, инструментоведение, нотография и др.).
Музыковедение включает в себя следующие отрасли:
Российские музыковеды:
- Акопян, Левон Оганесович — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания
- Асафьев, Борис Владимирович — академик АН СССР (1943), русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог. Народный артист СССР (1946), один из основоположников отечественного музыкознания.
- Барсова, Инна Алексеевна — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
- Бершадская, Татьяна Сергеевна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории
- Валькова, Вера Борисовна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
- Демченко, Александр Иванович — доктор искусствоведения, профессор Саратовской консерватории
- Денисов, Андрей Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
- Долинская, Елена Борисовна — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
- Дьячкова, Людмила Сергеевна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
- Зенкин, Константин Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Казанцева, Людмила Павловна — доктор искусствоведения, профессор Астраханской консерватории
- Карасева, Марина Валерьевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Кириллина, Лариса Валентиновна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Ковнацкая, Людмила Григорьевна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории
- Консон, Григорий Рафаэльевич — доктор искусствоведения, профессор Российского государственного социального университета, начальник отдела прикладной докторантуры и подготовки научных кадров в докторантуре Российского государственного социального университета
- Назайкинский, Евгений Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Науменко, Татьяна Ивановна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
- Переверзева, Марина Викторовна — кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории
- Петров, Владислав Олегович — доктор искусствоведения, доцент Астраханской консерватории
- Петрусева, Надежда Андреевна — доктор искусствоведения, профессор Пермской академии искусства и культуры
- Поспелова, Римма Леонидовна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Рудиченко, Татьяна Семеновна — доктор искусствоведения, профессор Ростовской консерватории
- Саввина, Людмила Владимировна — доктор искусствоведения, профессор Астраханской консерватории
- Сеженский, Константин Константинович — музыковед, Засл. работник культуры РСФСР (1968)
- Сигида, Светлана Юрьевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Скафтымова, Людмила Александровна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- Соколов, Александр Сергеевич — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Сорокина, Елена Геннадьевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Способин, Игорь Владимирович — российский музыковед, профессор Московской консерватории
- Степанова, Ирина Владимировна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Стогний, Ирина Самойловна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
- Сусидко, Ирина Петровна — доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
- Сыров, Валерий Николаевич — доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории
- Тараева, Галина Рубеновна — доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
- Франтова, Татьяна Владимировна — доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
- Холопов, Юрий Николаевич — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Холопова, Валентина Николаевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Цареградская, Татьяна Владимировна — доктор искусствоедения, профессор РАМ им. Гнесиных
- Цукер, Анатолий Моисеевич — доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
- Чередниченко, Татьяна Васильевна — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
- Шаймухаметова, Людмила Николаевна — доктор искусствоведения, профессор Уфимской государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, Заслуженный деятель искусств РФ и РБ, главный редактор журнала Проблемы музыкальной науки
- Шульгин, Дмитрий Иосифович — кандидат искусствоведения, профессор Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова
Музыкальный жанр — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2018; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2018; проверки требуют 11 правок.Музыка́льный жанр — род музыки[1], музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода[2][3].
Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений[4].
Затычка говорит, музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием[5].
Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр)[4].
Понятие музыкального жанра отчасти сближается с одним из значений музыкальной формы[1]. Некоторые зарубежные исследователи, говоря о понятиях жанр и форма, показывают, как разные по форме произведения, могут быть одинаковыми по жанру, и наоборот[6].
Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.
Ряд исследователей (в частности Виктор Цуккерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связаны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства.
Е. Назайкинский выделяет три исторические формы функционирования жанров — синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. — М., 2003.
- Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. – М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. – 173 с. ISBN 978-5-89598-198-6
- Handbuch der musikalischen Gattungen, hrsg. v. H. Leuchtmann u. S. Mauser. Laaber, 1993-2010 (24 Teilbände)
Список музыкальных обозначений — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требуют 4 правки.В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.
- a, à (фр. [а]) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
- ab (нем. [ап]) — прочь, снять.
- abaisser (фр. [абэсэ́]) — понижать.
- a cappella [а каппэ́лля] — а капелла, пение без инструментального сопровождения[1].
- a capriccio [а капри́ччо] — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
- accelerando [аччелера́ндо] (accel.) — постепенно ускоряя[1][2].
- accentato [аччента́то] — с выделением, ударением[1].
- acciaccatura [аччаккату́ра] — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
- accompagnato [аккомпаньа́то] — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
- adagietto [ададже́тто] — довольно медленно[1].
- adagio [ада́джо] — медленно, спокойно[1][3].
- adagissimo [ададжи́ссимо] — очень медленно.
- ad libitum (лат. [ад ли́битум]) (ad lib.) — по желанию исполнителя[4].
- affettuoso [аффэттуо́зо] — очень нежно, мягко, томно, страстно, порывисто[4].
- affrettando [аффрэтта́ндо] — с поспешностью, торопясь и ускоряясь[4].
- agile [а́джиле] — бегло, легко, ловко, проворно[4].
- agitato [аджита́то] — взволнованно, возбуждённо и тревожно[4].
- al, alla [аль, а́лля] — в духе, в роде[5].
- alla breve [а́лля брэ́вэ] — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты[5].
- alla marcia [а́лля ма́рча] — в духе марша.
- alla mazurka [а́лля мацу́рка] — в духе мазурки.
- alla mesura [а́лля мезу́ра] — в темпе, см. a tempo[6].
- alla minuetto [а́лля минюэ́тто] — в духе менуэта.
- alla polacca [а́лля поля́кка] — в духе полонеза[7].
- allargando [аллярга́ндо] (allarg.) — замедляя, расширяя[5].
- allargando un poco [аллярга́ндо ун по́ко] — немного расширяя.
- alla valzer [а́лля ва́льцэр] — в духе вальса.
- alla zoppa [а́лля цо́ппа] — спотыкаясь, хромая[8].
- allegretto [аллегрэ́тто] — средне, между allegro и andante[5], умеренно скоро, оживлённо[3].
- allegro [алле́гро] — скоро[9].
- allentando [аллента́ндо] — замедляя[10].
- altissimo [альти́ссимо] — очень высоко.
- amabile [ама́биле] — любезно, приятно[11].
- amoroso [аморо́зо] — нежно[12].
- ancora [анко́ра] — ещё, ещё раз.
- andante [анда́нтэ] — спокойно, не спеша[3].
- anime, anima [анимэ, анима] — с душой, душевно, эмоционально.
- andantino [анданти́но] — немного скорее, чем andante[11][3].
- animando [анима́ндо] — воодушевляя, оживляя[13].
- animato [анима́то] — одушевлённо, оживлённо[14].
- a piacere [а пьяче́рэ] — указание исполнителю не придерживаться ритма строго, то есть по желанию и усмотрению[14].
- appassionato [аппассьёна́то] — страстно[14].
- appoggiatura [апподджату́ра] — форшлаг[14], занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
- a prima vista [а при́ма ви́ста] — с листа (без предварительного знакомства или подготовки).
- arco [а́рко] — играть смычком (в противоположность pizzicato)[15].
- ardente [ардэ́нтэ] — с жаром.
- arpeggio [арпе́дджо] (букв. — «как арфа»[15]) — обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу[16].
- assai [асса́и] — очень, весьма[17].
- a tempo [а тэ́мпо] — в прежнем темпе, восстановление прежнего темпа[17].
- attacca [атта́кка] — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании[17].
- barbaro [ба́рбаро] — дико[18].
- basso continuo [ба́ссо конти́нуо] — см. генерал-бас[19].
- bellicoso [бэллико́зо] — воинственно[20].
- ben [бэн] — как следует, очень или хорошо[20].
- bis [бис] — повторное (дважды) исполнение определённого отрывка[21].
- bisbigliando [бизбилльа́ндо] — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
- bocca chiusa [бо́кка кью́за] — с закрытым ртом.
- brillante [брилля́нтэ] — блестяще, искромётно.
- bruscamente [брускамэ́нтэ] — грубо[22].
- buffo [бу́ффо] — смешно.
- calando [каля́ндо] — «понижаясь»; затихать, иногда одновременно замедляясь и снижая громкость[22].
- cantabile [канта́биле] — певуче, стараясь при игре подражать певчему[22].
- capo [ка́по] — глава, начало[23]. См. da capo al Fine.
- capriccioso [каприччо́зо] — капризно, прихотливо, своенравно[23].
- cesura [чезу́ра] или caesura — цезура, перерыв в звучании[24].
- chiuso [кью́зо] — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
- coda [ко́да] — кода, заключительная часть произведения[25][26].
- col legno [коль ле́ньо] — «древком»; указание играть древком смычка с целью получения слабого и отрывистого звука суховатого тембра с оттенками шума[25].
- coloratura [колёрату́ра] — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
- col pugno [коль пу́ньо] — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
- come prima [ко́мэ при́ма] — как ранее.
- come sopra [ко́мэ со́пра] — в первоначальном темпе.
- comodo [ко́модо] — «удобно»[25]; на средней скорости.
- con [кон] — при, вместе, с[25].
- con abbandono [кон аббандо́но] — непринуждённо[27].
- con anima [кон а́нима] — с душой, с чувством[14].
- con amore [кон амо́р] — с любовью.
- con brio [кон бри́о] — оживлённо.
- con collera [кон ко́ллера] — с гневом.
- con dolore [кон дольо́рэ] — с печалью, со скорбью.
- con fuoco [кон фуо́ко] — с огнём.
- con moto [кон мо́то] — с движением, подвижно.
- con slancio [кон зля́нчо] — с энтузиазмом.
- con sordino [кон сорди́но] — с сурдиной.
- con spirito [кон спи́рито] — воодушевлённо[28].
- coperti [копэ́рти] — указание приглушить ударный инструмент тканью[29].
- crescendo [крэще́ндо] (cresc.) — постепенно увеличивая громкость[30].
- da capo[31] [да ка́по] — с начала[32].
- da capo al Fine или D. C. al Fine [да ка́по аль фи́нэ] — с начала до слова Fine (конец).
- deciso [дэчи́зо] — решительно, смело[32].
- decrescendo [дэкрэще́ндо] (decresc.) или diminuendo [диминуэ́ндо] (dim.) — с постепенно уменьшающейся громкостью[32].
- delicatamente [дэликатамэ́нтэ] — деликатно, нежно, осторожно, чутко[32].
- devoto, divoto [дэво́то] — преданно, благочестиво, набожно[33][34].
- dissonanza [диссона́нца] — диссонанс, неблагозвучность[35].
- divisi [диви́зи] (div.) — дивизи, раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами[36]. Обратное указание — unisono.
- dolce [до́льче] — нежно[35].
- dolcissimo [дольчи́ссимо] — предельно нежно[35].
- dolente [доле́нтэ] — жалобно, печально, скорбно, с болью[35].
- doloroso [дольоро́зо] — горестно, грустно, скорбно, с болью[35].
- D. S. al coda (dal segno[37] al coda) [даль сэ́ньо аль ко́да] — c места, обозначенного знаком S, до коды.
- D. S. al fine (dal segno[37] al fine) [даль сэ́ньо аль фи́нэ] — с места, обозначенного знаком S, до конца.
- elegante [элега́нтэ] — изящно, красиво.
- energico [энэ́рджико] — решительно, сильно, энергично.
- enfatico [эмфа́тико] — с ударением.
- eroico [эро́ико] — героически[38].
- espirando [эспира́ндо] — затухая, замирая[38].
- espressivo [эспрэсси́во] — выразительно, экспрессивно, ярко[39].
- estinto [эсти́нто] — ослаблённо, приглушённо, угасающе[39].
- facile [фа́чиле] — доступный, лёгкий, нетрудный; легко[39].
- feroce [фэро́че] — дико, неистово, необузданно, свирепо[40].
- festivo [фэсти́во] — празднично.
- fieramente [фьерамэ́нтэ] — бурно, гордо, дико, живо, надменно, отважно[41].
- fine [фи́нэ] — конец[41].
- flebile [фле́биле] — жалобно, плачевно, траурно[41].
- focoso [фоко́зо] — бойкий, вспыльчивый, горячий, оживлённый, пылкий, страстный[41].
- forte [фо́ртэ] (f[42]) — громко, сильно[43]. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости[43].
- fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко, очень сильно[43].
- forzando [форца́ндо] (fz) — см. sforzando.
- fresco [фрэ́ско] — прохладно, свежо[43].
- funebre [фу́нэбрэ] — похоронно, траурно.
- furioso [фурьйо́зо] — бешено, бурно, дико, неистово, свирепо, страстно, яростно[44].
- gaudioso [гаудьйо́зо] — радостно.
- gentile [дженти́ле] — мягко.
- giocoso [джоко́зо] — весело, игриво, шутливо[45].
- gioioso [джойо́зо] — радостно, весело[46].
- giusto [джу́сто] — строго, точно[45].
- glissando [глисса́ндо] — глиссандо[47].
- grandiose [грандио́зо] — великолепно, величественно, возвышенно, пышно[45].
- grave [гра́вэ] — важно, тяжеловесно[45][3].
- grazioso [грацио́зо] — грациозно, изящно, привлекательно[48].
- gruppetto [группэ́тто] — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков[49].
- guerriero [гуэррьэ́ро] — воинственно.
- imperioso [импэрьйо́зо] — властно, настоятельно, повелительно[50].
- impetuoso [импэтуо́зо] — бурно, горячо, порывисто, страстно, стремительно, с натиском[50].
- imponente [импонэ́нтэ] — решительно, выразительно.
- impotente [импотэ́нтэ] — бессильно, изнурённо.
- improvisando [импровиза́ндо] — импровизируя.
- in altissimo [ин альти́ссимо] — на октаву выше.
- incalzando [инкальца́ндо] — ускоряя и увеличивая громкость[50].
- incrociando [инкроча́ндо] — указание исполнять пассаж через руку (скрестив) на арфе или фортепиано[50].
- indeciso [индэчи́зо] — нерешительно, неопределённо[50].
- in disparte [ин диспа́ртэ] — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
- in distanza [ин диста́нца] — на расстоянии.
- infurianto [инфурья́нто] — гневно.
- in lontananza [ин лёнтана́нца] — в отдалении.
- in modo di [им мо́до ди] — в стиле.
- innocente [инночэ́нтэ] — невинно, просто.
- insensibile [инсэнси́биле] — незаметно, неощутимо, нечувствительно, указание изменять громкость или темп еле заметно[51].
- intimo [и́нтимо] — близкий, внутренний, глубинный, задушевный, интимный[51].
- iocoso [ёко́зо] — шутливо.
- irato [ира́то] — гневно, разгневано, раздражённо, рассерженно[51].
- lacrimoso [лакримо́зо] (букв. — «слёзно») — жалостно, плачевно, печально, скорбно[52].
- lamentando [ламэнта́ндо] — жалуясь.
- lamentoso [ламэнто́зо] — жалобный, горестный[51].
- largamente [ларгамэ́нтэ] — широко, протяжно[53].
- larghetto [ларгэ́тто] — довольно широко; немного скорее, чем largo[52][3].
- largo [ла́рго] — очень медленно; широко[54][3].
- legato [лега́то] — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим[54].
- leggiero [ледджье́ро] — легко, нежно, подвижно[55].
- lento [ле́нто] — медленно, протяжно[55][3].
- libero [ли́бэро] — вольно, независимо, непринуждённо, распущенно, свободно, смело[55].
- l’istesso tempo [листэ́ссо тэ́мпо] — в прежнем темпе[56].
- loco [льо́ко] — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va), не перенося октаву[57].
- lontano [лонта́но] — издалека, с расстояния, отдалённо.
- lugubre [лю́губрэ] — жалобно, заунывно, зловеще, мрачно, печально, скорбно, траурно[57].
- luminoso [люмино́зо] — светло.
- lusingando [люзинга́ндо] — вкрадчиво, игриво, ласково, льстиво[57].
- ma [ма] — но[58].
- ma non troppo [ма нон тро́ппо] — но не слишком.
- maestoso [маэсто́зо] — величественно, торжественно.
- magico [ма́джико] — волшебно.
- magnifico [маньи́фико] — блестящий, великолепный, величавый, пышный, роскошный, славный[58].
- malinconico [малинко́нико] — грустный, печальный, меланхоличный[58].
- mano destra [ма́но дэ́стра] — правой рукой (сокращение — MD)[59].
- mano sinistra [ма́но сини́стра] — левой рукой (сокращение — MS)[59].
- marcato [марка́то] — чётко, делать ударение на каждой ноте[59].
- martellato [мартэлля́то] (букв. — «ударяя молотом») — отрывистая игра с извлечением звуков резко и сильно[59].
- marziale [марцья́ле] — воинственно[59].
- melancolico [меланко́лико] — меланхолично.
- meno [мэ́но] — менее, меньше[60].
- mesto [мэ́сто] — грустно, печально[60].
- mezza voce [мэ́цца во́че] — вполголоса[60].
- mezzo [мэ́ццо] (m[61]) — половина, середина[60].
- mezzo forte [мэ́ццо-фо́ртэ] (mf) — не очень громко[60].
- mezzo piano [мэ́ццо-пья́но] (mp) — не очень тихо[60].
- misterioso [мистэрио́зо] — таинственно, мистически[62].
- mobile [мо́биле] — изгибчиво, подвижно[63].
- moderato [модэра́то] — умеренно[63].
- modesto [модэ́сто] — скромно.
- molto [мо́льто] — много, достаточно, очень[63].
- morendo [морэ́ндо] — замирая, затихая, то есть постепенно замедляя темп и ослабляя звучность[63].
- mosso [мо́ссо] — одушевлённое, живое исполнение. Будучи прибавлено к другому слову, увеличивает его скорость.
- naturale [натура́ле] (nat.) — естественно, натурально, непринуждённо, без каких-либо особых приёмов[64]; вернуться к первоначальному способу игры (используется для отмены пометок о способе игры).
- nobile [но́биле] — благородно[64].
- non — не, нет.
- non tanto — не столь[65].
- non troppo [нон тро́ппо] — не слишком[64].
- ossia [осси́а] — допустимый вариант исполнения некоторой части произведения, облегчение основного текста[66].
- ostinato [остина́то] — настойчивый, неотступный, упорный, упрямый[67]; короткий музыкальный рисунок, проходящий через всё произведение.
- passionato [пассьёна́то] — страстно[68].
- pastorale [пастора́ле] — пастушески, пасторально.
- patetico [патэ́тико] — взволнованно, страстно, воодушевлённо, патетично[68].
- perdendosi [пэрдэ́ндоси] — замирая, исчезая[68].
- pesante [пэза́нтэ] — грузно, тяжеловесно, увесисто[68].
- pianissimo [пьяни́ссимо] (pp) — очень тихо[69].
- piano [пиано] (p[70]) — слабо, тихо[71].
- piano, pianissimo [пиано, пиани́ссимо] (ppp) — как можно тихо.
- piacevole [пьяче́воле] — привлекательно, приятно[69].
- piangevole [пьяндже́воле] — жалобно.
- più [пью] — больше[72].
- più mosso [пью мо́ссо] — более подвижно.
- pizzicato [пиццика́то] — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн[73]. Противоположная пометка — arco.
- pochettino [покэтти́но] (poch) — довольно мало.
- poco [по́ко] — мало, немного[72].
- poco a poco [по́ко аппо́ко] — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно[72].
- poi [пой] — тогда, затем.
- pomposo [помпо́зо] — великолепно, с блеском, помпезно[74].
- portamento [портамэ́нто] — 1-е: аналог glissando в вокальной музыке; 2-е: при игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato. Переносить руку с ноты на ноту[75].
- precipitando [прэчипита́ндо] — спеша, стремительно[76].
- prestissimo [прэсти́ссимо] — скорейший, очень быстро[77].
- presto [прэ́сто] — быстро[78].
- prima volta [при́ма во́льта] — «в первый раз»; указание играть соответствующим образом в первом из двух повторений. См. вольта.
- primo [при́мо] — первый[77].
- quasi [ква́зи] — вроде, как бы, почти[77].
- quieto [квиэ́то] — спокойно, мирно.
- rallentando [раллента́ндо] (rall.) — расширяя[79].
- rapido [ра́пидо] — быстро[79].
- recitando [рэчита́ндо] — декламируя, рассказывая[80].
- recitativo [рэчитати́во] — речитатив[81].
- religioso [рэлиджо́зо] — благоговейно, набожно, религиозно[82].
- repente [рэпэ́нтэ] — внезапно.
- resto [рэ́сто] — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль).
- ridendo [ридэ́ндо] — весело, радостно.
- rigoroso [ригоро́зо] — точно, строго.
- rinforzando [ринфорца́ндо] — усиленно[83].
- risoluto [ризолю́то] — мужественно, определённо, решительно, твёрдо[84].
- ritardando [ритарда́ндо] (ritard.) — замедляя, расширяя[80].
- ritenuto [ритэну́то] (rit.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку)[80].
- ritmico [ри́тмико] — ритмично.
- rubato [руба́то] — ритмически свободно, указание вольно обращаться с темпом для выразительности[80].
- rustico [ру́стико] — деревенски; alla rustico означает «в сельском духе».
- scherzando [скерца́ндо] — весело, игриво, шутя, шутливо, с юмором[85].
- scherzo [скерцо] — шутка; см. скерцо[86].
- secco [сэ́кко] — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо[87].
- segue, seguendo [сэ́гуэ, сэгуэ́ндо] — продолжая как раньше[88].
- semplice [сэ́мпличе] — естественно, искренне, просто[89].
- sempre [сэ́мпрэ] — всегда, всё время; и далее[89].
- sensibile [сэнси́билэ] — чувствительно.
- senza [сэ́нца] — без[89].
- senza sordino [сэ́нца сорди́но] — без сурдины[89].
- serioso [сэрьёзо] — серьёзно[89].
- sforzando [сфорца́ндо] (sfz) — внезапное ударение на ноте[89].
- silenzio [силе́нцьё] — безмолвие, молчание, тишина[90].
- simile [си́миле] — так же[90].
- slargando [злярга́ндо] — расширяя, замедляя[91].
- smorzando [зморца́ндо] (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе[92].
- soave [соа́вэ] — приветливо, гладко, нежно, приятно, сладко, тихо[92].
- solo [со́лё] — «один»; см. соло[92].
- sonore [соно́рэ] — громкий, гулкий, звонкий, звучный[92].
- sostenuto [состэну́то] — сдержанно[93].
- sotto voce [со́тто во́че] — вполголоса[93].
- spianato [спьяна́то] — естественно, просто.
- spiritoso [спирито́зо] — одухотворённо, одушевлённо.
- staccato [стакка́то] — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой[94].
- stanza [ста́нца] — куплет.
- strepitoso [стрэпито́зо] — громко, шумно, бурно[95].
- stretto [стрэ́тто] — ускоряя[96].
- stringendo [стринджэ́ндо] (string.) — напористее, ускоряясь, сжимая, тесня[95].
- subito [су́бито] (s[97]) — без плавного перехода, вдруг, внезапно, сразу[98].
- sul ponticello [суль понтиче́ллё] — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
- sul tasto [суль та́сто] — у грифа[98].
- tanto — столь[99].
- tempo [тэ́мпо] — темп[100].
- tempo primo [тэ́мпо при́мо] — первый темп.
- teneramente [тэнэрамэ́нтэ] — ласково, мягко, нежно[101].
- tenuto [тэну́то] — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; протягивая; обозначается чёрточкой под или над нотой[101].
- tranquillo [транкви́ллё] — безмятежно, спокойно[101].
- tremendo [трэмэ́ндо] — пугающе.
- tremolo [трэ́моло] — тремоло, приём, когда один и тот же звук или два не соседних звука быстро многократно повторяется[102].
- tre corde [трэ ко́рдэ] — букв. — «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано[103].
- trillo [три́лло] (tr[104]) — трель.
- troppo [тро́ппо] — слишком[105].
- tutti [ту́тти] — тутти, все вместе[105].
- una corda [у́на ко́рда] (букв. — «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано[106].
- un poco [ун по́ко], [ум по́ко] — чуть-чуть.
- unisono [уни́соно] или unis — в унисон[107]. Противоположная пометка — divisi.
- vibrato [вибра́то] — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука[108].
- vigoroso [вигоро́зо] — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично[108].
- vittorioso [витторьёзо] — победоносно.
- vivace [вива́че] (букв. — «оживлённо») — несколько быстрее, чем vivo[109].
- vivacissimo [вивачи́ссимо] — в высшей степени живо[109].
- vivo [ви́во] — живо[109].
- volante [воля́нтэ] — летающий[109].
- V. S. (volti subito) [во́льти су́бито] — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах[110].
- zart (нем. [царт]) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий[112].
- 8va (ottava alta[113]) [отта́ва а́льта] — исполнять на октаву выше.
- 8vb (ottava bassa[114]) [отта́ва ба́сса] — исполнять на октаву ниже.
- 15va (quindicesimo alta) [квинтедецимо а́льта] — исполнять на квинтдециму (на 2 октавы) выше.
- 15vb (quindicesimo bassa) [квинтедецимо ба́сса] — исполнять на квинтдециму ниже.
- 22va (tre ottave alta) [тре отта́вэ а́льта] — исполнять на 3 октавы выше.
- 22vb (tre ottave bassa) [тре отта́вэ ба́сса] — испонять на 3 октавы ниже.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 368.
- ↑ Аччелерандо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Островский, 1988.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 369.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 370.
- ↑ А-ля-мезура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Алла-цоппа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Должанский, 2000, с. 11, 370.
- ↑ allentando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 371.
- ↑ amoroso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ animando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 372.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 373.
- ↑ Должанский, 2000, с. 18—19, 373.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 374.
- ↑ Должанский, 2000, с. 375.
- ↑ Должанский, 2000, с. 52, 376.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 376.
- ↑ Должанский, 2000, с. 377.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 378.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 380.
- ↑ Способин, 1984, с. 10.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 382.
- ↑ Способин, 1984, с. 94.
- ↑ con abbandono (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ alla polacca (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 383.
- ↑ Должанский, 2000, с. 139, 384.
- ↑ Юникод — U+1D10A 𝄊 musical symbol da capo (HTML
𝄊
). - ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 385.
- ↑ Должанский, 2000, с. 386—387.
- ↑ divoto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 387.
- ↑ Должанский, 2000, с. 73, 387.
- ↑ 1 2 Юникод — U+1D109 𝄉 musical symbol dal segno (HTML
𝄉
). - ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 390.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 391.
- ↑ Должанский, 2000, с. 392.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 393.
- ↑ Юникод — U+1D191 𝆑 musical symbol forte (HTML
𝆑
). - ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 394.
- ↑ Должанский, 2000, с. 395.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 397.
- ↑ gioioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 56, 397.
- ↑ Должанский, 2000, с. 398.
- ↑ Должанский, 2000, с. 59—60, 398.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 400.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 401.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 403.
- ↑ largamente (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 145, 403.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 404.
- ↑ l’istesso tempo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 405.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 406.
- ↑ 1 2 3 4 5 Должанский, 2000, с. 407.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 408.
- ↑ Юникод — U+1D190 𝆐 musical symbol mezzo (HTML
𝆐
). - ↑ misterioso (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 409.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 411.
- ↑ non tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 413.
- ↑ Должанский, 2000, с. 204, 413.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 414.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 415.
- ↑ Юникод — U+1D18F 𝆏 musical symbol piano (HTML
𝆏
). - ↑ Должанский, 2000, с. 218, 415.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 416.
- ↑ Должанский, 2000, с. 218, 416.
- ↑ pomposo (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 226, 417.
- ↑ Должанский, 2000, с. 417.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 418.
- ↑ Должанский, 2000, с. 227, 418.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 419.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 422.
- ↑ Должанский, 2000, с. 239, 422.
- ↑ Должанский, 2000, с. 420.
- ↑ rinforzando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 421.
- ↑ Должанский, 2000, с. 423.
- ↑ Должанский, 2000, с. 262, 423.
- ↑ Должанский, 2000, с. 424.
- ↑ segue (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Должанский, 2000, с. 425.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 426.
- ↑ slargando (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 427.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 428.
- ↑ Должанский, 2000, с. 276—277, 428.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 429.
- ↑ Должанский, 2000, с. 278, 429.
- ↑ Юникод — U+1D18D 𝆍 musical symbol subito (HTML
𝆍
). - ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 430.
- ↑ tanto (неопр.). Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
- ↑ Должанский, 2000, с. 431.
- ↑ 1 2 3 Должанский, 2000, с. 432.
- ↑ Должанский, 2000, с. 302—303, 433.
- ↑ Должанский, 2000, с. 433.
- ↑ Юникод — U+1D196 𝆖 musical symbol tr (HTML
𝆖
). - ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 434.
- ↑ Должанский, 2000, с. 435.
- ↑ Должанский, 2000, с. 321, 435.
- ↑ 1 2 Должанский, 2000, с. 436.
- ↑ 1 2 3 4 Должанский, 2000, с. 437.
- ↑ Должанский, 2000, с. 438.
- ↑ Ноты пьесы «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса.
- ↑ Должанский, 2000, с. 439.
- ↑ Юникод — U+1D136 𝄶 musical symbol ottava alta (HTML
𝄶
). - ↑ Юникод — U+1D137 𝄷 musical symbol ottava bassa (HTML
𝄷
).
Вокализ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2016; проверки требуют 16 правок.Вокали́з (от фр. vocalise от лат. vocalis — звучный, гласный — от vox — голос) — вокальная миниатюра для голоса. Вокализ — пение, в котором не используются слова; это бессловесная, почти всегда минорная музыкальная конструкция (часть песни, романса, этюда, пьесы), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио. Вокализ в основном используется как средство развития голоса: в отношении его количественных и качественных характеристик, его вокально-исполнительской техники (вокализ является для певца своего рода упражнением подобно тому как этюд является для инструменталиста).
Франц Абт вокализ № 5
Вокализ появился в середине XVIII века, предназначался он для женского голоса. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо. С XVIII века вокальные упражнения, написанные в жанре вокализа, широко применяются в учебных целях.
В XIX веке вокализ становится весьма популярным, из-за большого числа написанных к тому времени вокализов, а также из-за типичных особенностей этого жанра: лиричность, минорность, певучесть, легкость запоминания гласных звуков и слогов. Большой известностью пользовались вокализы Джузеппе Конконе, Франца Абта, Луиджи Лаблаша.
Во второй половине XX века в СССР вокализы стали популярны в советском кино. Самые известные принадлежат Андрею Петрову в фильмах «Служебный роман» и «Осенний марафон». В это же время были опубликованы и нашли широкое применение в вокальной педагогике вокализы И. Н. Вилинской (1920—1986), дочери известного композитора Н. Н. Вилинского.
Вокализ имеет множество различных форм композиторских воплощений: сюиты-вокализы, сонаты-вокализы, песни-вокализы, концертные вокализы… Вокализ в современном понимании не только вокальное произведение — он исполняется на различных музыкальных инструментах, поскольку вокализ предоставляет исполнителям исключительную возможность продемонстрировать красоту звучания своего инструмента и мастерство кантилены на нём.
Композиторы педагогических вокализов[править | править код]
Джузеппе Конконе, Франц Абт, Луиджи Лаблаш, Джузеппе Априле, Генрих Панофка, Джироламо Крешентини, Михаил Глинка, Александр Варламов, Ирина Вилинская…