Что такое модерация в педагогике: Модерация как инновационная педагогическая технология. – Модерация – современная образовательная технология

Материал: «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».

Филиал МОУ Тимирязевской СШ — детский сад «Берёзка»

Тема: «Использование современных

педагогических технологий обучения:

технология модерации».

Доклад выполнила

учитель-логопед:

Архипова Н.В.

декабрь 2017 год

 «Использование современных педагогических технологий обучения:

технология модерации».

Цель: повышение уровня компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах применения активных методов обучения; учить проводить обсуждение актуальных проблем деятельности, содействуя продуктивному обмену мнениями и координируя общие усилия, ход и направление дискуссии, используя технологию модерации.

Ход:

Ввод в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации образовательного процесса. Каждый из нас имеет горький опыт, когда хорошо продуманное и организованное дело не приносит своих плодов. Например, мы уверены, что наши коллеги с энтузиазмом приступят к реализации важных и нужных решений педагогического совета, но замечаем в лучшем случае безразличие, а то и закамуфлированный саботаж. В ином случае мы замечаем, что тщательно разработанное методическое совещание по актуальной, на наш взгляд, проблеме оставило равнодушными или даже вызвало сопротивление участников. Одной из причин подобных разочарований может быть то, что обычно на занятиях, совещаниях или педсоветах считается, что есть руководитель, который все знает лучше других, поэтому он определяет порядок прохождения мероприятия, задает цели и желаемый результат. Такой подход не допускает настоящего участия присутствующих в обсуждении, не дает им права на решающее слово, а как следствие, мы наблюдаем отсутствие заинтересованности, активности и ответственности в ходе работы и в реализации решений. Во всех перечисленных ситуациях, если мы действительно хотим заинтересованного, деятельного и ответственного участия коллег в решении важных проблем, целесообразно использовать именно технологию модерации.

    Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, это способ проведения учебных занятий или профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

Модерация – это структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.

Модератор — организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов.

Метод модерации

при проведении деловых совещаний обеспечивает:

— нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем;

— оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;

— логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий;

— возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

Цель модерации – это достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников.

Методы модерации направлены на достижение конкретной цели и обеспечение комфортности в группе каждого слушателя.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения.

В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора.

Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики:

  • сосредоточена на конкретной проблеме;
  • ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;
  • исключает формальный контроль и оценку;
  • содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;
  • создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.

Фазы модерации:

  • фаза знакомства
  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей)
  • выяснение ожиданий участников (планирование программы)
  • передача и анализ информации (инпут)
  • проработка содержания (групповая работа)
  • подведение итогов (рефлексия)
  • эмоциональная разрядка (разминки)

Знакомство. Вхождение

  • (цель — формирование, закрепление позиции, понимание своей роли субъекта деятельности).
  • На этапе знакомства происходит знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка.
  • Далее происходит приветствие и представление организаторов, знакомство участников, сообщение темы, цели, программы дня, режима работы.

Выяснение ожиданий участников

  • (цель — осознание собственных потребностей, целей и самоопределение на собственную деятельность в семинаре).

Данный этап обеспечивает каждому участнику возможность сформулировать свои потребности и ожидания, осознать их; учесть приоритеты и потребности всех обучающихся; обсудить всю программу работы на семинаре, представить ожидания участников; использовать материал для рефлексии.

Метаплан

(цель – структурировать содержание с привлечением участников семинара).

  • Метод презентации материала с использованием цветных карточек, на которых пишутся ключевое слово (слова или фраза), затем во время общей презентации они располагаются по значимости задач, блоков-карточек становится меньше. Потом опять презентация и систематизация карточек по значимости, но теперь их нужно обобщить и записать название укрупненных тем, присвоение символов, рейтинг и обсуждение результатов.
  • В ходе семинара или курсов можно постоянно обращаться к метаплану.

Инпут

  • Теоретическое вливание  в тему занятий
  • Предполагает чередование мини- лекций по 20-25 минут

Групповая работа

(цель –проработка содержания занятия в практической деятельности)

  • В зависимости от темы и цели семинара может быть организована совместная деятельность участников (дискуссии, деловые игры, проектирование, индивидуальная работа и т.п.).

Рефлексия

  • (цель – оценка деятельности всех участников и организаторов этапа, упражнения, семинара, подведение итогов, что изменилось, перспективы).

Короткие разминки

  • (цель — поддержание заинтересованности, активности и положительного настроя обучающихся)
  • Процесс движения активизирует мыслительную деятельность, устанавливает между участниками взаимопонимание, формирует чувство команды)

Предпочтительные методы и формы образования взрослых

  • практическая работа;
  • формы для снятия психической нагрузки;
  • методы консультативно-индивидуальной работы;
  • групповые формы;
  • активные методы обучения;
  • проведение тренингов

При организации модерации необходимо обратить внимание на процессы, составляющие ядро метода и обеспечивающие его результативность: визуализацию, вербализацию, презентацию и обратную связь.

Под визуализацией понимается наглядное представление мнений и идей, высказанных в ходе работы, групповых решений, которые могут быть представлены словесно или в виде схем, образных рисунков. Визуализация способствует абстрагированию, выделению главного, а также структурированию и запоминанию целостного процесса дискуссии.

Вербализация, то есть словесное выражение коммуникаций, возникающих в ходе обсуждений, требует особого внимания в силу того, что общение в группах не всегда проходят упорядоченно, в режиме заинтересованного диалога.

Презентация — представление итоговых или промежуточных результатов работы в малых группах, является комбинацией вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы и т. п.) средств общения, с обязательной визуализацией. Успешность презентации, а значит и принятие группой предложенных идей, во многом зависит от уровня развития презентационных навыков.

Трудно переоценить значение продуктивной обратной связи как в ходе обсуждений, так и при принятии окончательного решения. Обратная связь представляет собой обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками обсуждения, что позволяет добиться точного понимания сказанного, идентифицировать проблематику дискуссии, корректировать ход обсуждения и регулировать эмоциональный настрой группы.

Для обеспечения продуктивного протекания процессов вербализации, визуализации, презентации и обратной связи целесообразно предложить группе «правила игры». Хорошо, если сама группа дополнит эти правила своими собственными предложениями, в таком случае, группа более ответственно относится к их выполнению.

Правило 1. Высказывания должны быть краткими. При обсуждениях в группе каждому выступающему можно давать только ограниченное время для выступления. Для отдельного выступления можно установить регламент — 30 секунд. Если кто-то не соблюдает это время, то модератор его обязательно прерывает, указывая на оговоренное время выступлений. Чтобы прерванный не почувствовал обиду, можно предложить ему за дополнительные несколько секунд дать короткие комментарии.

Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно.

Чтобы с самого начала исключить перебранку и «восточный базар» оговаривается, что выступать можно только с разрешения модератора, показав свое желание поднятием руки. Модератор должен следить за соблюдением равноправия всех и не нарушать очередность желающих выступить.

Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы.

Визуализация главных мыслей выступающих (осуществление записей, которые могут прочитываться на расстоянии и расположены в поле зрения всех участников) — это одна из основных задач модератора. Во время обсуждения, которое может длиться несколько часов, а в случае учебных занятий, может продолжиться и через неделю, никто не в состоянии запомнить все высказанное. Поэтому модератору следует коротко повторить выступление и написать главную мысль, получив на это согласие участвующих (поскольку модератор не является главным специалистом по обсуждаемой проблеме). Таким образом исключаются недопонимание и неправильные выводы.

Если модератор не успевает обеспечивать визуализацию, он может попросить одного из участников группы ассистировать ему. В ряде случаев работа будет продуктивнее, если запись осуществляют сами участники, это повышает продуманность высказываний и ответственность за них. Текущая визуализация одновременно является основой протокола обсуждения.

Правило 4. Все обсуждения ведутся письменно. Если обсуждается актуальная тема, и заинтересованные участники вступают в горячие дискуссии, зачастую трудно бывает не отклониться от основной темы и соблюдать порядок обсуждений. В такой ситуации можно попросить, чтобы каждый кратко написал свою идею на карточке. Карточки потом прикрепляются к доске и спокойно обсуждаются. При таком методе не потеряется «красная нить», ни один аргумент не будет упущен, а участники останутся спокойными и не допустят обидных слов в горячей дискуссии.

Также полезно напомнить о данном правиле перед презентациями результатов работы, которые не рекомендуется прерывать. Удобно записывать вопросы или замечания на карточки для последующего обсуждения.

Правило 5.     Применять так называемые «конфликтные знаки». При любом обсуждении бывают противоречивые мнения. Они часто приводят к длительным и непродуктивным дискуссиям.

         Целесообразно, в целях экономии времени и предупреждения личностных конфликтов, использовать специальные пометки, например знак «молния», для обозначения таких высказываний, с которыми не все участники согласны. Этим также создается атмосфера, в которой все участвующие получают возможность свободного выражения собственного мнения.

Спасибо за плодотворную работу. Мы надеемся, что Вы что-нибудь новое узнали, что не зря мы все здесь сегодня собрались.

новые подходы к педагогическим приемам.

Модерация детских рассуждений:

новые подходы к педагогическим приемам.

(выступление на Педагогическом совете №2)

Воспитатель: Капралова О. Н.

Все чаще в сфере образования можно услышать такие понятия, как интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия. Большинство из них, если не все, безусловно, знакомы каждому педагогу, но, возможно, не каждый знает, что общего могут иметь между собой все эти понятия? Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие.

Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Модерация-

это способ проведения учебных занятий или профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

При этом эффективность модерации доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности воспитанников. Ребенок перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, появляется чувство ответственности за свои действия и поступки, возможность оценить, корректировать свои действия, появляется целеустремленность и уверенность в себе. Педагог же становится консультантом, помощником, старшим партнером.

Отметим лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:

– воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников беседы;

– с помощью вопросов активизирует группу, а не отвечает на них самостоятельно;

– воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение;

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Педагог и воспитанники являются равноправными участниками образовательного процесса. Внутренняя установка взрослого – модератора беседы-размышления – является без сомнения, ключевым фактором успеха. Практика свидетельствует, что воспитателю трудно отойти от своей позиции знающего и от понимания образовательного процесса как передачи знаний и опыта. Велико искушение дать готовый ответ на детский вопрос или исправить наивную позицию ребенка по отношению к миру. Задача взрослого – создать и сохранять атмосферу, которая обеспечит детям возможность не торопясь формулировать свои мысли, без стеснения задавать вопросы, высказывать предположения и гипотезы.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце занятия, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса.

Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой детей оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.

Если мы хотим научить ребенка думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

«Рассуждения с детьми на философские темы»

У большинства тех, кто слышит о занятиях философией в детском саду, возникают сомнения: могут ли дети дошкольного возраста заниматься философией, если даже у студентов возникают трудности с этим достаточно странным предметом?

С другой стороны, на эту проблему можно посмотреть иначе: не слишком ли поздно начинать философствовать в 18 лет? Какой преподаватель не чувствует свою беспомощность, пытаясь заставить учеников критически мыслить? Следовательно, начинать занятия философией нужно в дошкольном возрасте. 

Интерес взрослых к своеобразному детскому толкованию мира способствует укреплению уверенности ребенка в себе: он не боится высказать свое мнение, свои предположения и мысли, учится слушать и понимать других, отстаивать или изменять свои представления, понимать, насколько по-разному можно видеть и толковать мир. Как видим, философия с детьми направлена на реализацию принципов и целевых ориентиров, установленных во ФГОС ДО.

При реализации на практике такого вида общения, как философская беседа-рассуждение, нужно следить за тем, чтобы вопрос или тема, поднимаемые взрослыми, подходили бы для инициации рассуждения детей. Это означает, что формулировка должна быть понятной детям, а тема – значимой, то есть находиться в контексте их жизненного опыта и интересов.

Как в реальности происходит разговор педагога с детьми в дошкольной организации? Преобладающей формой коммуникации с детьми в повседневной жизни является требование, высказанное, конечно, в дружелюбной форме, но тем не менее представляющее собой побуждение к действию: «Сними пожалуйста ботинки!» или «Мойте руки и идите есть!». Так же часто воспитатели что-то объясняют детям, например, во время образовательной деятельности или в ответ на детский вопрос. Эти объяснения нередко многословны и обычно исходят только от взрослых. Можно наблюдать, как дети перестают слушать длинные объяснения, хотя вначале их так интересовал какой-либо вопрос, — и становится понятно, что таким образом бесполезно пытаться донести до них чудеса этого мира.

(«Почему мальчики не могут надевать юбки?»)

Во-первых, с помощью таких бесед развивается социальная компетентность. Они проясняют причины и цели действий. Благодаря беседе-размышлению дети на собственном опыте узнают, что бывают разные точки зрения, и развивают способность воспринимать мнения других. Они ищут причины того, почему люди думают по-разному, и упражняются в аргументации.

Во-вторых, беседы-размышления развивают речь и коммуникативную компетентность, совершенствуют навык детей выражать сложные мысли: различать понятия, искать и находить подходящие слова, строить сложные предложения, приводить доказательства, проявлять творческие способности в обращении с языком.

В-третьих, беседы-размышления помогают усвоению знаний. Важно не только давать детям научное объяснение, но и подвести их к пониманию самого научного процесса.

Преимущество бесед-размышлений в том, что они как метод образования в раннем детском возрасте крайне эффективны и относительно легко осуществляются на практике. Не нужно специальной подготовки или дорогостоящих материалов, только время.

Беседы-размышления отличаются тем, что они свободны от нагрузки действием. Это означает, что такие беседы ведутся не для достижения определенной цели и не для повседневных нужд. Мы разговариваем, чтобы в игровой, креативной форме больше узнать о мире и о самих себе.

Однако не все из этих бесед являются философскими. Беседы-размышления могут быть и естественно-научного характера, могут вращаться вокруг мира фантазий.

Философствовать с детьми – значит серьезно воспринимать их вопросы и размышлять над ними вместе с детьми. Великий вопрос философии – вопрос о возникновении мира, который упорно занимает человека, будь то в детском саду или в физической лаборатории, есть ли бог, что было раньше – курица или яйцо, что такое сны?

Советы по проведению бесед с детьми:

  • Переспрашивайте, если ребенок использует слова, которые возможно, не понимают другие дети.

  • Серьезно отнеситесь к детским идеям, даже если они кажутся вам слишком фантастическими. Если вам что-то неясно, попросите, чтобы дети объяснили еще раз.

  • Пусть дети поймут, что вы чего-то не знаете! Не прячьте свое незнание!

  • Пусть дети поймут, что вы что-то знаете! Не прячьте свое знание!

  • Если вы думаете, что имеет смысл сделать уточнение или объяснение, которое должно быть понято детьми, то уточните взаимосвязи и дайте объяснения.

Дети дошкольного возраста выражают в беседах-размышлениях не только свои мысли, но зачастую также мнения своих родителей и других близких взрослых людей.

Метод философских бесед хорошо подходит для развития как критического мышления, так и способности воспринимать критику, поскольку рассуждения других людей неизбежно бросают вызов нашему мышлению. Дошкольники непременно начинают спорить во время бесед-размышлений, потому что, например, для одной Бог «уже умер», а для другого он «живет вечно». Такие споры важны для интеллектуального развития. Но перед воспитателем часто встает вопрос, как реагировать в таких ситуациях, особенно если дети требуют сказать, что сам воспитатель думает по поводу обсуждаемой темы.

Обычно педагогу рекомендуется занимать нейтральную позицию, признавая правоту обеих сторон. Такая позиция должна быть серьезной. Именно философские вопросы отличаются тем, что на них не бывает одного правильного ответа. Тем не менее педагогам не следует постоянно скрывать свое мнение. Воспитателю нужно учитывать возможное влияние своих высказываний, ведь они играют значительную роль в формировании мнений у детей. Педагогическая цель должна состоять в том, чтобы поддерживать самостоятельное мышление детей.

Высказывая собственное мнение в ходе бесед-размышлений, воспитатель может ясно дать понять детям, что оно не обязательно является истиной в последней инстанции. (Я, правда не думаю, что Дед Мороз есть на самом деле. Но то, что так много людей верит в него, наводит на мысль, что он каким-то образом существует)

Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”

Мастер класс » Технология модерации»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №36»

Занятие 1

Творческий семинар для педагогов

«Активные методы обучения на уроках

в начальной школе.

Технология «Модерация».

Учитель начальных классов

Романцова Александра Сергеевна

г.Норильск

Тема: «Активные методы обучения на уроках в начальной школе. Технология

«Модерация».

ЦЕЛЬ: знакомство учителей начальных классов с технологией «Модерация» и понятием «Активные методы обучения (АМО)».

ЗАДАЧИ: 
— Познакомить с технологией «Модкрация» и особенностями применения ее на уроках в начальной школе;

— Узнать, что такое АМО;

— Познакомиться с видами АМО.


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класс.

Ход проведения семинара

Содержание образования – это король,

А технология образования – это Бог.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике, то есть необходимо создать такие условия, чтобы повысить мотивацию учебной деятельности.

Одним из решений данной проблемы мы считаем применение в педагогической деятельности технологии интерактивного обучения «модерация» и активные методы обучения.

Впервые мы услышали о данной технологии несколько лет назад, затем были теоретическое обучение данной технологии, применение элементов технологии и активных методов обучения в практической деятельности на отдельных уроках окружающего мира и литературного чтения. Дальше расширение круга применения активных методов обучения на всех предметах преподаваемых нами в начальной школе.

Все изученное привело к пониманию, что необходимо организовывать так учебный процесс, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке, а это возможно только при повышенной учебной мотивации и активной познавательной деятельности. Использование технологии «Модерация» и активные методы обучения дает такую возможность.

Данная технология стала оптимальным средством повышения учебной мотивации и условием достижения высоких предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Работая уже немалое время в школе, часто задаем себе вопросы:

  • Почему не все дети активно работают на уроках? Значит им не интересно?

  • Как организовать изучение нового материала, чтобы оно стало интересным и значимым для учеников?

  • Как достичь высокого уровня усвоения учебного материала?

  • Как при организации учебной деятельности не допустить перегрузки учеников?

  • Как в рамках одного урока максимально развивать творческие способности каждого ученика?

Все эти вопросы решаемы, если систематически, именно систематически использовать в работе технологию «Модерации» и активные методы обучения. В этом случае ученик и учитель становятся равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Мы хотели бы поделиться опытом работы по применению технологии «Модерация» и активных методов обучения в образовательном процессе младших школьников. Исходя из того, что технология – это процедура деятельности, мы постараемся раскрыть последовательность действий педагога, способы вовлечения учащихся в учебную деятельность, активизации и повышения работоспособности учащихся; раскрыть теоретические аспекты данной технологии и, конечно же, практическое применение данной технологии в начальной школе.

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов.

Пассивная стратегия ведения урока выглядит так:

  • Преподаватель занимает центральную позицию.

  • Преобладает монолог учителя.

  • Акцент на дисциплину, исполнительность

  • Преподаватель – главный организатор

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

Активная стратегия ведения урока подразумевает следующее:

  • Учебный процесс основан на диалоге

  • Возрастает индивидуальность в преподавании

  • Остается центральной фигура преподавателя

  • Но ученики – не пассивные слушатели, поощряется инициатива и творчество

Интерактивная технология своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Формула интерактивной технологии:

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового.

Интерактивная стратегия ведения урока имеет следующее:

  • Суть стратегии заключается в организации учебного взаимодействия в группах

  • Учитель становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой.

  • Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой

То есть в образовании мы выделили следующие методы обучения:пассивные, активные и интерактивные.

Вопросы участникам:

Прочитайте вопросы и каждый себе ответьте на них.

  • Вы хотите повысить эффективность и качество вашего урока?

  • Вы хотите снизить энергозатраты учителя и ученика на уроке?

  • Вы хотите, чтобы учитель и ученик стали равноправными участниками на уроке?

  • Вы хотите повысить мотивацию учеников и самомотивацию?

  • Вы хотите обеспечить комфортную творческую атмосферу на уроке?

Именно технология «Модрация» поможет снять такие вопросы.

Что же это за технология?

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Сегодня «Модерация» – это эффективная интерактивная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эта технология построена на применении АМО (активных методов обучения).

Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Сегодняшнее занятие нашего семинара мы проведем в технологии модерации и Вы наглядно увидите возможность применения различных АМО на всех этапах учебного занятия.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

— С чего начинается любой урок? (орг. момент)

— Когда Вы входили в нашу аудиторию, Вы получили карточку с буквой и заняли место за определённым столом. (Приложение 1)

Это 1 фаза – инициация. Эта фаза знакомства учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини — презентацию изучаемого предмета, в целях активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. У себя на уроках мы используем различные формы. Самый простой: рассчитаться на первый, второй и третий. Вам мы предложили выбрать карточку с буквой. Какое слово у нас получилось? (УРОК). Да, действительно – урок. Ведь именно через урок идет познание нового. И несмотря на то, что мы сидим за разными столами – мы – одно целое!

2 фаза – формирование ожиданий

Метод «Что у меня на сердце» (Приложение 1)

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим наши ожидания и опасения. Для этого на одной стороне сердечка напишите свои ожидания от занятия, а на другой – свои опасения.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на занятии.

3 фаза – вхождение в тему слайд (Приложение 1)

На этой фазе мы применяем АМО – «Ульи». Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.

Каждой группе мы предложили по три вопроса: 1) Что я знаю по теме семинара? 2) Какие недостающие знания и умения я могу здесь получить? 3) Буду ли я использовать интерактивную технологию модерации на своих уроках? (Идёт обсуждение в группах). Выступление групп.

4 фаза — интерактивная лекция. Форма передачи информации ученикам различная – это может быть и обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники), изучение информации по данной теме в СМИ и глобальной сети Интернет. Более интересная, на наш взгляд, форма передачи информации для учеников — это проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.

Такую форму мы предлагаем Вам. С помощью АМ «Продвинутая лекция» мы составим информационную карту по теме «Активные методы обучения: + и –» ( используется при работе в группах).

Цель этого метода: Обеспечить активность и разнообразие мыслительной практической деятельности в процессе освоения учебного материала, стимулировать их к критическому мышлению. Развивать исследовательские умения (сбор информации, анализ, построение гипотез, обобщения), совместно работать в команде.

Лекция организуется с применением активной учебной модели: вызов – осмысление – рефлексия.

У вас на столе есть модель интеллект-карты, состоящей из 4 секторов. (Приложение 1)

1-й этап проведения продвинутой лекции – вызов. Запищите в каждом секторе свои мысли по ведущим моментам темы. Возможно, в ходе этого этапа, у вас останутся белые пятна в вашей интеллект-карте.

( работа в группе: Обсуждение и запись информационного прогноза.)

2-этап – осмысление. Мы представляем вам информацию по нашей теме. По ходу лекции вы отмечаете в своей карте знаком + совпадения, а знаком – расхождения услышанной в лекции информации, со сделанным ранее прогнозом.

ЛЕКЦИЯ

Активные методы обученияэто методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Классификация методов АМО

Эффекты АМО

— АМО формируют положительную учебную мотивацию;

— повышают познавательную активность обучающихся;

— активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

— стимулируют самостоятельную деятельность;

— помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

— развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

— раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития;

Недостатки АМО

— Дети имеют свои особенности, поэтому:

не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

— Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

— Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов — только способ ничего не делать.

— Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Каждая группа представляет один из секторов.

3-этап – рефлексия. Нам бы хотелось задать всем группам один вопрос – Хотелось бы вам продолжать изучение материалов по теме АМО?

Релаксация.

А теперь мы предлагаем Вам расслабиться и отдохнуть. Это поможет нам сделать АМ активизации «Земля, воздух, огонь и вода»

5 фаза – Проработка содержания темы слайд

Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса. При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же    это можно сделать?!

На этом этапе можно использовать АМ «Ковёр идей» — один из методов проработки содержания проблемы. Работа в группах, используя ранее полученные и созданные материалы. Предлагаем поработать в группах. (Приложение 1)

Задания для I группы.

Первый этап – понимание проблемы. Влияет ли мотивация всех участников образовательного процесса на результативность и качество проведения уроков.

Второй этап – поиск решений. Предложите пути повышения мотивации, учитывая тему нашего семинара.

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе инициации.

Задания для II группы.

Первый этап – понимание проблемы. Можно ли вовлечь в образовательный процесс, построенный в технологии модерации вовлечь сразу всех участников?

Второй этап – поиск решений. Составьте схему взаимодействия участников образовательного процесса на интерактивном занятии.

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе вхождения или погружения в тему.

Задания для III группы.

Первый этап – понимание проблемы. На каких этапах урока, построенного в технологии модерации можно использовать АМО?

Второй этап – поиск решений. Назовите преимущества интерактивной лекции.

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе формирования ожиданий.

Задания для IV группы

Первый этап – понимание проблемы. Есть ли недостатки применения АМО?

Второй этап – поиск решений. Что вы можете сделать для искоренения недостатков применения АМО?

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе интерактивная лекция.

6 фаза – подведение итогов. Рефлексия слайд

После обсуждения в классе учитель подводит итог работы каждого ученика, группы и класса в целом. Формы подведения итогов различные.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Мы предлагаем вернуться к нашему АМО «Ульи» и «Что у меня на сердце?». Прочитайте ещё раз вопросы, которые вам были заданы в начале нашего занятия и вспомните ваши ответы на них. Изменились ли они? (Обмен мнениями).

Мы надеемся, что Вам удалось получить базовое представление о технологии модерации и ее возможностях. Если же у Вас возникло желание более подробно познакомиться с этой современной образовательной технологией, Вы можете изучить информацию на сайте www.moi-universitet.ru , на котором Вы сможете еще больше узнать про модерацию и активные методы обучения, но самое главное – овладеть этими эффективными инструментами современного учителя.

Также мы предлагаем Вам Буклеты, где Вы можете прочитать информацию по теме нашего семинара.

Притча

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Статья «технология модерации в начальной школе»

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С.А.Архипова, г.Белоярский ХМАО-Югра

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. 

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету?

Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном  мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву урока? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата? 

Теоретический анализ проблемы, передовой педа­гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше­нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично­стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Существует множество разнообразных активных методов обучения, кроме того, инновационная деятельность педагогов не прекращается ни на минуту, рождая новые формы и методы повышения эффективности образовательного процесса.

Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – вот положительные эффекты модерации.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Цель применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных образовательных процессов. Использование модерации позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым, обеспечить эффективное управление ими.

Список используемых источников:

  1. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф — С», 2004. – 160 с.

  2. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *