Что такое структура рекламного текста – 14. Построение текстов рекламных сообщений. Основные принципы составления рекламных текстов. Этапы разработки рекламного обращения. Структура рекламного обращения.

Структура рекламного текста

Оптимальной структурой рекламного объявления считается текст, состоящий из следующих блоков:

• слогана (девиза) — краткого рекламного лозунга, заголовка, афоризма,

• завязки (зачина) — текста, предшествующего основной идее рекламного сообщения,

• информационного блока — основного текста, в котором приводятся главные аргументы в пользу товара,

• заключительной части,

• дополнительной информации (справочных данных) — адрес, контактный телефон и т.д.

Задача такого расположения материала — привлечь внимание читателей, затем заставить их вчитаться в сам текст публикуемого рекламного обращения. В практике отдельные блоки могут объединяться или не включаться.

Первая часть

это слоган (лозунг), то есть заголовок рекламного послания и первые строки текста. Исходя из назначения слогана — привлечение внимания адресата — рекомендуется максимально обеспечивать его эмоциональную насыщенность.

Приемы, используемые при создании слогана:

1) Употребление цитаций или аллюзий ( «цитация» — популярная строчка из песни, кинофильма или литературного произведения, «аллюзия» — выражение из экономики, истории и т.д«Просим к столу», «Магнитные карты Балтийского банка: осознанная необходимость», «Как прекрасен этот мир, посмотри!»).

«Деформация цитаций» — перефразирование изречения: «Остановить мгновенье так легко!» («Кодак»), «Истина — в движении!», (Турфирма «Гайде-тур»).

2) Использование метафор — создание лаконичного девиза с элементами недосказанности, что интригует и привлекает внимание.Например, «Апельсиновый заряд» («Фанта»), «Радуга фруктовых ароматов» (Конфеты «Скиттлс»).

3) Повтор.Различают несколько видов фигур повторов.

— Хиазм — «Ваши деньги — это бумага. Наши бумаги — это деньги».

— Стык — «Показывают движение времени, но время не властно над ними» (Часы «Ситизен»)

— Анафора — «Благороден и благотворен» (Демидовский бальзам)

Эпифора — «Не просто чисто — безупречно чисто!» (Стиральный порошок «Ариэль»)

4) Каламбур. Чаще всего таким образом обыгрывается название товара, немного реже (это сложнее) — его свойства. При использовании этого приема получаются многозначные фразы-девизы — слоганы «с двойным» или даже с «тройным дном».

К примерам многозначных девизов можно отнести такие: «Хорошие хозяйки любят «Лоск», «Ваше второе дыхание» (Жевательная резинка «Спорт лайф»), «Телефонная трубка мира» (Телекоммуникационная система связи BCL).

5) «Попытка афоризма».Данный прием при достаточном навыке позволяет поместить в короткой фразе содержимое длинной речи президента фирмы-производителя. Однако любой афоризм предполагает стилистическую отточенность фразы. Например, «Если дарить — то самое лучшее» (Кофе «Чибо»).

6) Использование «ошибок» в тексте. Хороший слоган — не обязательно должен быть правильным с точки зрения языка. Неправильность помогает привлечь внимание, может сделать слоган более информативным. Например, слоган «Кто не знает, тот отдыхает!» — не соответствует нормам, однако придется «по душе» подросткам.

7) Адаптация слогана с иностранного языка. Распространенная ситуация — в международных агентствах большинство принимающих решения людей не говорит по-русски. Возникает парадокс: сначала слоган адаптируют для русского языка, а затем для оценки результата переводят обратно с русского, например, на английский. После чего убеждают иностранных коллег, что эта «вторая производная» и есть отличный слоган. Вот почему сейчас в большинстве компаний работают русскоязычные менеджеры и копирайтеры, которые пользуются доверием руководства. Например, такие удачные слоганы, как «Хлеб и Рама. Созданы друг для друга», «Это не сон — это Сони созданы» могли появиться только в России.

Проблема чаще всего заключается в том, что невозможно точно перевести слоган с одного языка на другой, например, «JustDoIt» или «Жевать не переживать». Единственный путь в таком случае — адаптация, так появился слоган «Бриллианты не тускнеют» (в оригинале — «DiamondsAreForever».

По мнению креатив-директора одной из московских рекламных компаний Игоря ЛутцаЛутц И. Рождение слогана // Рекламные технологии. — 1999. — №4. — С. 11., «Россия — страна языковая, а не визуальная (достаточно посмотреть на улицы и стены домов)», отсюда и чрезвычайно большое внимание к слоганам со стороны рекламистов.

Зачин и подзаголовки рекламного сообщения могут размещаться как под, так и над основным заголовком. Они могут быть также вставлены в основной текст рекламного объявления. Назначение подзаголовка — передать ключевое коммерческое побуждение — и немедленно. Многие читают только заголовки и подзаголовки. Обычно их набирают более мелким шрифтом, чем заголовки, но почти всегда более крупно, чем основной текст, выделяют жирным шрифтом или цветом.

Подзаголовки могут предназначаться для передачи более важных фактов, они могут потребовать даже больше места, чем заголовки, поскольку они сообщают больше информации и включают большее количество слов.

Основной текст рекламного объявления содержит полную информацию. От содержательности этой части текста, его информативности, безусловной правдивости зависит эффективность рекламы. Одно из важнейших требований, предъявляемых к информационным сообщениям, это требование сочетания неизвестного с известным. Рекомендуется пользоваться методом индукции, то есть движением от частного к общему. Следует начать с нового, затем соотнести новое с известной информацией, затем снова продолжить разговор о новом. Рекомендуется применять правила рубрикации, броские заголовки, так как читателей заголовков намного больше тех, кто успевает прочитать всю рекламу.

Этот текст набирается более мелким шрифтом, чем заголовок и подзаголовок. Текст должен быть связан с темой рекламной кампании и объяснять, как рекламируемый товар или услуга может удовлетворить потребность покупателя. Текст может быть посвящен одному или нескольким полезным свойствам товара, специально рассчитанным на целевую аудиторию. Текст должен быть составлен так, будто автор разговаривает с одним человеком. Для проверки полезно проговорить рекламный текст вслух.

Назначение заключительной части рекламного текста — закреплять вызванные слоганом и основной информационной частью положительные эмоции, побуждать потенциального потребителя к действию, к покупке товара. Для примера приведем такой рекламный текст:

Земля Российская — богатство нашей державы. Вы думаете вложить деньги в дело, Вам хочется стабильности и гарантий. Именно эти черты присущи компании «Росинка». Она уверена в своем будущем, а значит в будущем своих акционеров.

Лекция № 7

Структура рекламного текста

Какова же структура рекламного текста? Конечно, в зависимости от аудитории, носителя рекламы (газета, журнал, радио, ТВ и т. д.) и от характера товара эта структура может быть разной. Но есть «классическая» схема.

Прежде всего — заголовок рекламного текста. В среднем заголовок читают в пять раз чаще, чем текст. Большинство людей, как известно, читают только заголовки. Отсюда следует, что если вы не заявили о товаре в заголовке, вы потеряли 80 % своих денег. В заголовке необходимо обещать пользу от товара, не впадая в преувеличения. При этом заголовок не должен заканчиваться точкой. Точка блокирует желание перейти к чтению текста.

Далее — слоган фирмы или рекламный слоган.

Затем — сам текст. О его необходимых характеристиках мы уже говорили. И, наконец, так называемая «эхо-фраза». Она как бы суммирует содержание рекламного текста. Обычно она с небольшими изменениями повторяет рекламный слоган или наиболее важный элемент рекламного текста. Дело в том, что по законам психологии восприятия начало и конец рекламного объявления запоминаются лучше, чем его середина. Для того чтобы и середина текста запомнилась, она должна быть особенно эмоциональной.

Конечно, хотелось бы, чтобы текст был озарен творчеством, придумкой, какой-нибудь «хохмой», тем, что на Западе называют «gimmik». Без этого возникнет лишь бесцветная информация. Вот пример «gimmik»’a. Журнал «Penthouse» «заслуженно» считается более смелым, чем общеизвестный журнал «Playboy». В одном американском журнале увидел любопытный рекламный призыв журнала: «Подпишите вашего дедушку на журнал «Playboy»!». Это, конечно, не благотворительная акция в честь конкурента, а достаточно ехидное заявление о том, что «Playboy» устарел. А вот для молодого поколения — лучше, конечно же, «Penthouse».

И еще Реклама надувного матраца «Palma». На экране он накачивается воздухом. В это время диктор за кадром говорит приблизительно следующее: «Наша продукция на девяносто процентов состоит из воздуха, зато качество оставшихся десяти процентов мы гарантируем». Все-таки, с выдумкой, столь необходимой в каждом рекламном тексте.

Но и выдумка должна быть в пределах логики. Что там конкурс «знатоков»! Попробуйте ответить на вопрос, заданный рекламой печенья «Мауксион». «Чем была бы любовь без «Мауксиона»»? Если это юмор, то какой-то натужный.

Лихо закручена, но не совсем понятна радиореклама газеты «Сегодня»: «Уже вчера вы знали, что делать завтра, потому что читаете газету «Сегодня»». Жонглирование словами. Для слогана — плохо: он громоздок и не запоминается. И потом, газета не может быть ежедневным планом действий читателя. «Друг Аркадий, не говори красиво!»…

И еще о «красивостях». В московском журнале бесплатных объявлений «Все для Вас» — набор рекламных слоганов бюро путешествий Green Star International, похожих на заклинания дервиша: «Жизнь — это сон. Сон — это путешествия. Путешествия — это «Green Star International»». Так путешествия во сне или наяву?

Или: «Власть над рынком — иллюзия. Власть над сердцем — реальность». О чем все это? Кто сочинил такую претенциозную галиматью? И причем здесь само бюро — «ветер странствий и оазис развлечений»? Что такое «классика звука,… классика цвета»? А что такое «классика комфорта», которую пропагандирует фирма Петроспек, продающая системы вентиляции? Что такое «энергия прически» в рекламе снадобья для волос? Что такое «таинственное молчание красоты», которое предлагает фирма Элитэ, торгующая жалюзи и гардинами?

Если у вас не все ладится в семейной жизни, в том числе и в интимных отношениях, не спешите бежать к психоаналитику или же к сексопатологу. Если у вас еле шевелятся извилины, вы забыли сколько будет дважды два, да и вообще у вас туговато с идеями, — не вините собственную лень или склероз. Все ваши проблемы можно решить одним махом, в две минуты. Для этого купите кондиционер в Центре Здоровая семья. В своей рекламе Центр обещает следующие блага от приобретенного у них кондиционера: «ОБОГРЕВ. Гарантирует теплые взаимоотношения в семье и жаркие любовные утехи. Растопит лед раздора. ОХЛАЖДЕНИЕ. Атмосфера свежего утра придаст холодному уму яркие идеи, а утонченная натура скроет истинные чувства маской прохлады». И далее все в том же духе: «нежное дуновение далеких островов», «манящие ласки морского бриза». А я бы хотел прежде всего знать, сколько нужно выложить за все перечисленные удовольствия, и сколько электричества жрет этот кондиционер — ведь «овес-то нынче почем»?

Можно ли верить такой вот рекламе, помещенной несколько раз в самом популярном у нас еженедельнике: «Эротический запах. Вы будете неотразимы!». Не менее многообещающ и врез: «Как обворожить мужчину или женщину благодаря новому необычайному изобретению». Далее сообщается, что некто Клод Паскаль нашел универсальное средство неотразимости для особи противоположного пола. Как утверждает изобретатель, «долгие годы исследований позволили открыть причины чувственной привлекательности». Обворожить, оказывается, можно очень просто: несколько капель духов «Био-этректив» («Био-привлекательность») — и дело в шляпе: «Духи излучают специфический запах при соприкосновении с кожей человека… Несколько минут спустя окружающие будут буквально очарованы вами». И далее — супер-козырь: «Судя по опросам общественного мнения (!), многие пары возобновили сексуальные отношения благодаря «Био-этректив «Гейша»». Все это можно было бы принять за розыгрыш. Мне вспомнилась шутливая реклама, придуманная английским писателем Джорджем Микешей и высмеивавшая американские «зазывалки»: «Одна капля наших духов, и Вас непременно изнасилуют на Пятой авеню». Но здесь все-таки не розыгрыши: даются адреса фирмы, расчетный счет, адреса магазинов, телефоны и т. д.

А вот еще удивительное объявление. Мы не избалованы снижением цен и сообщениями о таком приятном событии. Тем не менее иногда с удивлением находим это желанное слово. Но еще более удивительное сообщение я нашел у фирмы Электрон: «Бесплатное снижение цен». Что бы это значило?

Готовя рекламный текст, нужно быть крайне осторожным в отношении обещаний, которыми завлекается клиент или покупатель. Чтобы не получилось, как с одним бизнесменом из Омска. Открывая частную прачечную, он объявил в рекламных целях, что первого клиента будет обслуживать бесплатно целый год. Первым клиентом оказался приехавший на автобусе завхоз детского интерната. Он вручил коммерсанту для стирки полтысячи детских платьиц…

Конечно, весь текст рекламного объявления должен показывать уважение к потенциальному покупателю. Его нужно любить, он — гарант благополучия фирмы. Но и меру надо знать в выражении своих эмоций. Вот фирма, строящая дачи и коттеджи: «Цены разумные, потому что мы любим своих клиентов». Такая любовь может быть взаимной. А вот фирма Бьютел: «Целую и люблю!». Несколько неожиданная пылкость фирмы, торгующей канцтоварами…

Маленькие профессиональные хитрости

Рекламист не должен погружаться в омут своего таланта Он должен постоянно смотреть на плод своего творчества глазами потенциального потребителя. А это — совсем другие глаза. Не случайно многие рекламы, получившие призы на престижных конкурсах, на практике оказываются малоэффективными.

В тоже время рекламы — далеко не шедевры с точки зрения профессионалов оказываются весьма продуктивными. Пример реклама МММ с пресловутым Леней Голубковым, а также незатейливые и стереотипные рекламы крупнейшего в мире рекламодателя — фирмы Proctor & Gamble.

В рекламе следует избегать негативных утверждении. К примеру, обращение «Болты Джонсона могут быть использованы в любых условиях, за исключением морской воды» — удачнее, чем текст: «Болты Джонсона нельзя использовать в морской воде».

Строка в газетном или журнальном объявлении не должна быть длиннее 8 см.

Существует специальная таблица, в которой буквы располагаются по степени легкости их восприятия. Есть список слогов, достаточно сложных для восприятия, которые не следует употреблять в тексте рекламного объявления, тем более нельзя начинать с них слова. Нужно избегать длинных, труднопроизносимых слов и слов с «шипящими» буквами.

И вообще, рекламист должен быть крайне осторожен в выборе слов для рекламного объявления, понимать какого рода ассоциации они могут вызвать. А то, бывает Фирма, вывозящая навоз на поля, выбрала такой слоган: «Что посеешь, то и пожнешь». Или лозунг недавнего времени, висевший в ряде столовых: «Собирайте объедки, они — дополнительный кусок мяса к нашему столу».

И еще несколько советов американских рекламных психологов:

1. Подзаголовок из двух строк, размещенный между заголовком и текстом, повышает «аппетит» читателя.

2. Инициал повышает восприятие на 13 %.

3. Начальный абзац не должен превышать 11 слов.

4. После 5-7,5 сантиметров текста вставьте подзаголовок (рубрикация).

5. Выделяйте ключевые абзацы полужирным шрифтом или курсивом.

Если в рекламном обращении планируется иллюстрация (а это очень желательно, реклама, состоящая из одного текста, редко привлекает внимание), то надо учитывать следующее: первым делом читатель рассматривает иллюстрации, затем читает заголовок, а уж потом — сам текст. В таком порядке и следует распределять материал — иллюстрация вверху, заголовок — под ней и текст — под заголовком.

Не все читают текст, но все читают подпись под фотографией или рисунком. По данным американских исследователей, тех, кто читает подписи к иллюстрациям, в два раза больше тех, кто читает сам текст. Поэтому иллюстраций без подписи не Должно быть. Подписи должны содержать название марки товара и суть рекламного предложения.

Цветная фотография процентов на 50 дороже черно-белой, зато ее запоминание на 100 % выше. Фотографии в рекламе привлекают больше внимания, чем рисунки. Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание на 23 % больше, нежели иллюстрации, изображающие неодушевленные предметы.

Глаз вначале задерживается на цветной рекламе. Рекламные предложения по почте, напечатанные на цветной бумаге, более эффективны, чем на простой.

Настроение, юмор в рекламе

Реклама привлекает своей праздничностью. Помните: «Приятные чувства от приятных вещей»? Скука, монотонность, уныние и все, что вызывает мрачное настроение, недопустимы в рекламе. Прекрасен фирменный слоган американской фирмы, делающей мороженое: «Мы продаем не мороженое, а веселье!».

Веселый человек более расположен к восприятию рекламы, да и легче расстается с деньгами. Это — почти закон. И ведь не случайно в больших магазинах царит атмосфера праздника.

Многие помнят логотип американской фирмы граммзаписи RCA — симпатичный пес слушает граммофон. И фирменный слоган RCA — «Голос его хозяина» (His master’s voice). Но немногие знают, что первоначально на этом логотипе было помещено изображение гроба, в котором, видимо, и находился хозяин. Гроб убрали, чтобы не вызывать печальных ассоциаций.

По мнению норвежца Кнута Андерсена, одного из самых титулованных рекламистов мира, «сегодня во многих западных странах наблюдается тенденция показывать вещи в привлекательном свете, но с некоторой долей иронии. Чтобы побудить потребителя купить, надо очаровывать его, показывать новые возможности, которые у него появятся с приобретением того или иного товара.

Таким образом, очарование ирония — такова формула успеха рекламы сегодня и, видимо, эта тенденция будет сохраняться и в будущем».

Посмотрите, каким светом, радостью и оптимизмом пропитаны слоганы зарубежных компаний. Martini: «Вы всегда на солнечной стороне!» Wella: «ВЫ великолепны». Phylips: «Изменим жизнь к лучшему». Bounty: «Райское наслаждение». Moulinex (Бытовая техника): «Надо жить играючи!». Оправдывая этот слоган, реклама фирмы включает юмористические сценки из популярных российских кинофильмов. Таким образом реклама превращает покупку в своеобразную игру.

Другая непременная черта рекламы — юмор. Без него рекламе трудно пробиться в сознание покупателя. Вот реклама фирмы, подыскивающей квартиры для клиентов, — из французского журнала. На рисунке — заключенный в тюремной камере. Текст: «Он решил свою жилищную проблему. А Вы? Покупайте наши каталоги, наша фирма всегда готова подыскать для Вас более удобное помещение».

А вот наша попытка юмора, я бы сказал — «черного». Прочитал в «Известиях» сообщение о том, что на городском кладбище Тулы посетителей встречает приветствие «Желаем успеха. Оставайтесь с нами», изображенное на рекламном щите фирмы Шанс (!). Если это юмор, то воистину кладбищенский…

Привлек рекламный слоган: «Самый надежный способ размножения». Первая реакция: неужели придумали что-то новенькое, помимо общепринятого «дедовского» способа? Оказалось — это относится к копировальным аппаратам фирмы Sharp.

С великолепным чувством юмора сделана серия реклам журнала «ТВ парк», да и сюжет с «квадратной головой» тоже достаточно оригинален. Есть все-таки в нашем рекламном цеху истинные таланты!

Остроумной показалась мне маленькая реклама фирмы, торгующей пиломатериалами: «А не купить ли вам фанеры?». Дело в том, что рядом — изображение простенького самолетика, заставляющего вспомнить старый советский анекдот про собрание в обнищавшем колхозе: «Купим фанеру, построим самолет и улетим отсюда к…».

Юмор, конечно, не всегда уместен. Так, Дэвид Огилви предостерегает: «В финансовой рекламе следует избегать юмора и шуток. Деньги, — говорит он, — дело очень серьезное».

Значительно оживляет рекламу и привлекает к ней внимание мультипликация. Раньше мультипликацию считали эффективным средством только рекламы для детей. Полагали, что для взрослых герои мультиков неубедительны. Практика, однако, показала, что мультипликационная реклама весьма эффективна и для взрослых. Мультипликация дает возможность показать нечто, что в реальной жизни выглядело бы неприятно или же применяется для упрощения сложных вещей.

1.5. Структура рекламного текста

Е. Н. Сердобинцева. «Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие»

–Обладает мягким отшелушивающим эффектом.

–Содержит увлажняющие компоненты.

В-шестых, заголовок должен отражать те новые качества товара, которые отличают его от других: «…Новшество для сухих волос. Восстанавливающая маска против ломкости с нутрикерамидами + эльсэв – индивидуальные технологии для каждого типа волос…»

Исследователи рекламных текстов стараются вывести типологию заголовков и текстов. Таких классификаций создано множество. Так, Ричард Стэнсфилд предложил распределить заголовки по 23 основным типам. К. Бове и У. Аренс разделяют заголовки на пять групп [К. Бове, У. Аренс 1995: 74]:

1)о полезных свойствах. Одним из способов остановить взгляд читателей и привлечь их внимание является обещание. Техника вовлечения может оказать огромное воздействие на читателя. Такие заголовки дают прямое обещание хороших качеств товара: Revitalift –

меньше морщин, больше упругости; Когда мы участвуем в гонке, вы побеждаете; Фрутек

–лучшее, что может дать природа;

2)провоцирующие заголовки составляются таким образом, чтобы вызвать любопыт-

ство у читателя и заставить его прочитать основной текст. Обычно такие заголовки сопровождаются иллюстрацией, которая разъясняет и комментирует текст, например: Город у ваших ног. На сопроводительной иллюстрации представлена автомашина Škoda Fabia на фоне городского пейзажа. В основном тексте поясняется, что Škoda Fabia – идеальный город-

ской автомобиль: его неповторимый яркий дизайн самым динамичным образом сочетается

судивительным комфортом, функциональностью и безопасностью;

3)информативные заголовки емкие по своему содержанию. Определенность в отно-

шении товара очень важна. По крайней мере, из заголовка читателю должна быть ясна категория товара. Другая функция информативного заголовка заключается в том, чтобы яснее выразить торговую предпосылку. Если стратегия основана на преимуществе товара, какомнибудь доводе, уникальном торговом предложении или обещании, то это необходимо отразить в заголовке. Если у фирмы есть веский торговый аргумент, то составитель рекламного текста старается начать с него: Рepsi – отличный вкус, без лишних калорий. В этом коротком заголовке находим значительное количество информации: вкусный продукт с малым содержанием калорий можно потреблять, сколько хочется, о чем свидетельствует иллюстрация счастливого молодого человека, пьющего из бутылки напиток. Точно такую же функцию выполняет реклама майонеза Calve: Calve – Она предпочитает легкость;

4)вопросительные заголовки привлекают внимание. Вопросы могут озадачивать, заставляя думать, и приглашают вас к участию в развитии сюжета обращения. Более того, вы можете почувствовать желание прочитать рекламу до конца, чтобы найти ответ. Но такие заголовки содержат определенную ловушку: если на вопрос читателю легко ответить отрицательно, то вряд ли основной текст будет прочитан. К вопросительным заголовкам надо подходить осторожно, продумывая построение вопроса. Примером удачного вопросительного заголовка может служить реклама сока «Тонус»: Хочешь поднять себе настроение? «Тонус» подскажет тебе, как!;

5)содержащие команду. Данный заголовок призывает к действию, его можно назвать

побуждающим. Читатель обычно обращает внимание на такие заголовки, так как они мотивируют наши поступки через страх или эмоциональные переживания, поэтому мы осо-

знаем оправданность подобного приказа: Соблюдайте правила безопасности при вождении. Жизнь, спасенная вами, может оказаться вашей собственной. С таким утверждением трудно не согласиться. Некоторые заголовки могут иметь форму просьбы: Если вы курите,

попробуйте «Карлтон» или Обещайте ей что угодно, но дарите только «Арпидж».

Исходя из особенностей воздействия, исследователи делят рекламные заголовки на две группы: заголовки прямого действия и косвенные заголовки.

Структура рекламного текста

Рекламный текст должен привлечь читателя, заинтересовать его товаром/услугой и аккуратно подвести его к совершению заказа. Большинство авторов рекламных текстов выделяют так называемую «классическую структуру», на основании которой и пишутся многие рекламные статьи. Она включает в себя следующие компоненты рекламного текста.


1. Заголовок – не больше одного предложения, тщательно отшлифованного и привлекающего читателя (про него чуть дальше).

 

2. Подзаголовок и лид – первый более подробно раскрывает суть заголовка, второй рассказывает суть следующего текста.

 

3. Основной текст – полностью раскрывается тема, которую анонсировали в заголовке и лиде. Сам основной текст может состоять из введения, основной части и заключения.

 

4. Эхо-фраза – должна по смыслу повторять основной мотив рекламного текста, служить завершающим штрихом послания (например, «Реклама – наша, успех – ваш»). Также здесь может использоваться основной слоган организации или слоган какой-то определенной рекламной кампании.

 

Вышенаписанная структура – это только приблизительный образец, по которому могут создаваться рекламные тексты. Не обязательно строго придерживаться его при написании. Наоборот, можно смело экспериментировать: меняя блоки местами, убирать некоторые из них и добавлять свои. Не существует схемы рекламного текста, которая была бы одинаково успешной для всех сфер бизнеса. Потому проводите эксперименты.

 

Особенности рекламных текстов

 

При написании рекламного текста особое внимание уделите следующим особенностям.


«Убойный» заголовок – он должен быть действительно мощным и привлекающим к прочтению. Есть утверждение, что «заголовок – 70% эффективности рекламной статьи». Насчет количества процентов можно, конечно, поспорить. Но неоспоримо то, что заголовок действительно влияет на действия человека: прочтет ли он статью или пройдет мимо. В некоторых случаях уместно в заголовке использовать даже капслок и восклицательные знаки: такой ход вполне применим для тренингов по личностному росту или действительно выгодных распродаж.

 

Конкретика – объясняйте потенциальному клиенту, какие выгоды он получит, если обратится к вам. Причем объясняйте на конкретных примерах: «Наши удобрения повышают урожайность полей на 27%», «Средняя зарплата выпускников наших курсов — $975» и так далее. Желательно придерживаться правила «Не меньше одного числа на абзац текста». Но не берите цифры «с потолка»: перед тем, как составить рекламный текст, узнайте последние данные о достижениях и успехах компании.

 

Списки – обязательны, и желательно чтобы в каждом было не более 5 пунктов. Идеально – 3. Тройка вообще считается чуть ли не магическим числом – некоторые исследования говорят, что список из трех пунктов запоминается человеческим мозгом легко и без проблем.

 

Чего быть не должно

 

Постарайтесь как можно дальше отойти от шаблонов вроде «Наша компания – признанный лидер на рынке пластиковых окон с 1998 года» или «В нашем интернет-магазине широкий ассортимент высококачественных товаров». Понятно, что очень хочется написать про ваших высококвалифицированных профессионалов, но лучше не надо. Вместо этого лучше указать конкретную информацию: например, о том, что каждый из монтажников установил более тысячи пластиковых окон. Это более красноречиво говорит о профессионализме работников, чем затертое словосочетание «высококвалифицированный профессионал».

 

Хотите научиться писать тексты и зарабатывать на этом, тогда записывайтесь на курсы по контент- маркетингу http://m.webcom.by/g0HYfBVO

 

Курс

«Копирайтинг, редактура, контент-маркетинг»

Начало:
30 январь

Свободных
мест: 12

2. Структура рекламного текста

Особого внимания заслуживает структура рекламного текста. Текст — важнейший элемент печатной рекламы (кроме текста печатное рекламное послание может включать рисунки, фотографии, фирменные знаки и др.). Текст рекламного послания будет пользоваться успехом у читателей лишь при условии оптимальной структуры. Обычно рекомендуется разбивать текст на три части, каждая из которых выполняет свою функцию.

Традиционно композиция рекламного объявления состоит из следующих блоков:

·   слогана (девиза) — краткого рекламного лозунга, заголовка, афоризма,

·   завязки (зачина) — текста, предшествующего основной идее рекламного сообщения,

·   информационного блока — основного текста, в котором приводятся главные аргументы в пользу товара,

·   заключительной части,

·   дополнительной информации (справочных данных) — адрес, контактный телефон и т.д.

Задача такого расположения материала — привлечь внимание читателей, затем заставить их вчитаться в сам текст публикуемого рекламного обращения. В практике отдельные блоки могут объединяться или не включаться.

Первая часть — это слоган (лозунг), то есть заголовок рекламного послания и первые строки текста. Исходя из назначения слогана — привлечение внимания адресата — рекомендуется максимально обеспечивать его эмоциональную насыщенность.

Удачный рекламный слоган должен легко читаться и запоминаться, быть оригинальным, вызывать любопытство, содержать уникальное торговое предложение, сулить выгоду, вознаграждение.

Хороший слоган должен обладать четким внутренним ритмом и представлять собою как бы мини-стих из одной строчки (использование рифмы при этом – достаточно спорный вопрос в литературе).

Рассмотрим некоторые приемы, используемые при создании слогана:

1) Употребление цитаций или аллюзий.

Различие между цитацией и аллюзией чисто условное: популярная строчка из песни, кинофильма или литературного произведения считается «цитацией», а общеизвестное выражение из экономики, истории и т.д. есть «аллюзия». Существует очень большое количество слоганов, созданных подобным методом: «Просим к столу», «Магнитные карты Балтийского банка: осознанная необходимость», «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

«Крылатые изречения» обычно слегка перефразируются «в угоду заказчику». Это называться «деформацией цитаций» – это легальный и очень эффективный способ создания слогана: «Остановить мгновенье так легко!» («Кодак»), «Истина — в движении!», (Турфирма «Гайде-тур»).

2) Использование метафор.

Весьма распространенный прием, позволяющий создать лаконичный девиз с элементами восхитительной незавершенности. Недосказанность, по мнению специалистов, интригует, привлекает внимание.

Слоганы, созданные при помощи метафор также весьма многочисленны. Например, «Апельсиновый заряд» («Фанта»), «Радуга фруктовых ароматов» (Конфеты «Скиттлс»).

Из этой же метафорической серии – различные «Алгоритмы успеха», всевозможные виды свежести и т.д. Использовать метафоры нужно с осторожностью, так как за кажущейся простотой нахождения скрывается особенность – быстро становиться штампом. Поэтому и рекомендуется время от времени обращаться к такому безотказному приему создания слогана как Повтор.

3) Повтор.

Различают несколько видов фигур повторов.

Хиазм – «Ваши деньги – это бумага. Наши бумаги — это деньги».

Стык – «Показывают движение времени, но время не властно над ними» (Часы «Ситизен»)

Анафора – «Благороден и благотворен» (Демидовский бальзам)

Эпифора – «Не просто чисто — безупречно чисто!» (Стиральный порошок «Ариэль»)

4) Каламбур.

Чаще всего таким образом обыгрывается название товара, немного реже (это сложнее) – его свойства. При использовании этого приема получаются многозначные фразы-девизы – слоганы «с двойным» или даже с «тройным дном».

К примерам многозначных девизов можно отнести такие: «Хорошие хозяйки любят «Лоск», «Ваше второе дыхание» (Жевательная резинка «Спорт лайф»), «Телефонная трубка мира» (Телекоммуникационная система связи BCL).

5) «Попытка афоризма».

Данный прием при достаточном навыке позволяет поместить в короткой фразе содержимое длинной речи президента фирмы-производителя. Однако любой афоризм предполагает стилистическую отточенность фразы. Например, «Если дарить – то самое лучшее» (Кофе «Чибо»).

6) Использование «ошибок» в тексте.

Хороший слоган – не обязательно должен быть правильным с точки зрения языка. Неправильность помогает привлечь внимание, может сделать слоган более информативным. Например, слоган «Кто не знает, тот отдыхает!» – не соответствует нормам, однако придется «по душе» подросткам.

Одной из проблем при создании слоганов является адаптация его с иностранного языка. Распространенная ситуация – в международных агентствах большинство принимающих решения людей не говорит по-русски. Возникает парадокс: сначала слоган адаптируют для русского языка, а затем для оценки результата переводят обратно с русского, например, на английский. После чего убеждают иностранных коллег, что эта «вторая производная» и есть отличный слоган. Вот почему сейчас в большинстве компаний работают русскоязычные менеджеры и копирайтеры, которые пользуются доверием руководства. Например, такие удачные слоганы, как «Хлеб и Рама. Созданы друг для друга», «Это не сон – это Сони созданы» могли появиться только в России.

Проблема чаще всего заключается в том, что невозможно точно перевести слоган с одного языка на другой, например, «Just Do It» или «Жевать не переживать». Единственный путь в таком случае – адаптация, так появился слоган «Бриллианты не тускнеют» (в оригинале – «Diamonds Are Forever».

По мнению креатив-директора одной из московских рекламных компаний Игоря Лутца[1], «Россия – страна языковая, а не визуальная (достаточно посмотреть на улицы и стены домов)», отсюда и чрезвычайно большое внимание к слоганам со стороны рекламистов.

Зачин и подзаголовки рекламного сообщения могут размещаться как под, так и над основным заголовком. Они могут быть также вставлены в основной текст рекламного объявления. Назначение подзаголовка — передать ключевое коммерческое побуждение — и немедленно. Многие читают только заголовки и подзаголовки. Обычно их набирают более мелким шрифтом, чем заголовки, но почти всегда более крупно, чем основной текст, выделяют жирным шрифтом или цветом.

Подзаголовки могут предназначаться для передачи более важных фактов, они могут потребовать даже больше места, чем заголовки, поскольку они сообщают больше информации и включают большее количество слов.

Основной текст рекламного объявления содержит полную информацию. От содержательности этой части текста, его информативности, безусловной правдивости зависит эффективность рекламы. Одно из важнейших требований, предъявляемых к информационным сообщениям, это требование сочетания неизвестного с известным. Рекомендуется пользоваться методом индукции, то есть движением от частного к общему. Следует начать с нового, затем соотнести новое с известной информацией, затем снова продолжить разговор о новом. Рекомендуется применять правила рубрикации, броские заголовки, так как читателей заголовков намного больше тех, кто успевает прочитать всю рекламу.

Этот текст набирается более мелким шрифтом, чем заголовок и подзаголовок. Текст должен быть связан с темой рекламной кампании и объяснять, как рекламируемый товар или услуга может удовлетворить потребность покупателя. Текст может быть посвящен одному или нескольким полезным свойствам товара, специально рассчитанным на целевую аудиторию. Текст должен быть составлен так, будто автор разговаривает с одним человеком. Для проверки полезно проговорить рекламный текст вслух.

Назначение заключительной части рекламного текста — закреплять вызванные слоганом и основной информационной частью положительные эмоции, побуждать потенциального потребителя к действию, к покупке товара. Для примера приведем такой рекламный текст:

Земля Российская — богатство нашей державы. Вы думаете вложить деньги в дело, Вам хочется стабильности и гарантий. Именно эти черты присущи компании «Росинка». Она уверена в своем будущем, а значит в будущем своих акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рекламного текста

Рекламный текст раскрывает основное содержание рекламного послания. Его задача — своим внешним видом, заголовком привлечь внимание потенциального покупателя, разъяснением заинтересовать и заключением убедить купить предлагаемый товар.

Он состоит из пяти основных элементов, которые почти всегда используются в рекламе: заголовок; подзаголовок; основной текст; подписи и комментарии; рекламный лозунг (слоган).

Заголовок привлекает внимание к тексту, заинтересовывает покупателя. Это — стержень рекламы и наиболее сильный посыл к покупателю. Поэтому следует придумать его мощным по воздействию и ясным по смыслу. Используйте стиль новостей.

Подзаголовок — мост между заголовком и основным текстом. Если клиента заинтересовал заголовок, то подзаголовок дает еще один шанс привлечь его к покупке.

Основной текст выполняет обещания заголовка. По своей структуре текст делится на три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении рекламодатель вводит потребителя в тему. Это уместно в том случае, если потребитель незнаком с данной проблемой, или, возможно, не осознает ее таковой. К примеру, в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, а также финансово-консалтинговых услуг такое введение будет просто необходимо.

Подписи и комментарии. В основной части содержится суть коммерческого предложения. В ней указываются основные выгоды товара/услуги. Известно, что читателя рекламного текста интересуют не столько товары, как выгоды, которые он может из них извлечь. Поэтому главное в этом разделе — доказать потребителю логически, на примерах, что рекламируемый товар — то, в чем он действительно нуждается. В заключении подводится итог предложенного.

Завершающая фраза — слоган — должна побудить покупателя на необходимость совершения им действия («покупайте сегодня», «звоните прямо сейчас» и т.д.). Это — наиболее сильнодействующая форма торгового предложения. По данным исследований, проведенных американскими коллегами, людей, которые замечают слоганы, в 4-5 раз больше читающих всю рекламу.

Придумывая слоган, нужно стремиться к тому, чтобы он удовлетворял следующим требованиям: соответствовал общей рекламной теме, был краток, сформулирован путем оригинальной игры слов и содержал в себе, по возможности, название компании.

Стиль написания соответствует образу, который рекламодатель хочет придать товару: интеллектуальный, забавный, оригинальный, академичный и т.п. Очень важно четко отдавать себе отчет в том, кому адресована реклама: она не может быть адресована всем. Определившись, кто является вашей целевой аудиторией (возраст, пол, социальное положение), обратитесь к ней «на ее языке». Используйте фразы, рождающие мысленные образы. А также слова, используемые в обиходе. Они лучше понимаются и запоминаются. Следует также учесть, что негативные слова («нет», «никогда») воспринимаются хуже, чем позитивные и нейтральные.

Важным условием эффективного рекламного текста является его выразительность. Русский язык богат синонимами и эпитетами, и нужно ими пользоваться. Потребитель устал от шаблонных, избитых фраз. Так, к слову «лучший», столь избитому в печатной рекламе, можно подобрать синонимы: «избранный», «первый», «первоклассный», «классический», «превосходный», «рафинированный»…. И это лишний раз подчеркнет образованность рекламодателя.

Роль текста в рекламе

Цели и задачи применения текста в рекламе

Реклама представляет собой особую форму коммуникаций, в структуре которой выделяют отправителя сообщения, само сообщение, получателя данного сообщения, а также совокупность отношений между двумя субъектами.

Рекламное сообщение может состоять только из текста, из текста и изображений или одной иллюстрации.

Определение 1

Рекламные тексты – это тексты, которые направлены на продвижение или презентацию товаров, услуг, идей с целью роста их продаж.

Когда потребитель видит рекламу, она его заинтересовывает, он начинает вникать в ее суть. В это время наступает очередь информации, а именно рекламного текста. Он должен быть простым и запоминающимся. Короткие фразы, которые содержат простую мысль, действуют на человека убедительно и укрепляются в его памяти.

Замечание 1

Цель рекламного текста закладывается на стадии планирования и проведения рекламной кампании, т.е. в процессе разработки идеи и концепции рекламы и осуществления маркетинговых исследований.

Выделяют четыре цели рекламного текста:

  • аттракция;
  • возбуждение интереса;
  • эмоциональное воздействие;
  • запоминание.

Аттракция – это привлечение внимания. Это означает, что текст должен содержать нечто привлекательное, иметь особое оформление, чтобы заставить читателя пробежаться глазами.

Лексическое и семантическое содержание текста должно отвечать требованиям читателей, стимулировать его интерес и внимание. Только это повлияет на то, что человек продолжит чтение, углубится в тест и будет осваивать полученную информацию.

Рекламный текст должен доставлять удовольствие и быть полезным. Это необходимо для того, чтобы в процессе идентификации в сознании потенциального потребителя осуществлялось бы создание готового к сотрудничеству «Я».

Замечание 2

Текст должен откладываться в памяти читателя, чтобы в будущем подвести его к определенным действиям, например, к покупке.

Главная роль текстов в рекламе – это продажа товаров и услуг. Но даже отличный текст не гарантирует рост сбыта продукции. В совокупности с привлекательным оформлением, интригующим заголовком, имеющейся репутации компании или бренда на рынке они могут подвести к продаже.

Основная задача рекламных текстов заключается в стимулировании интереса, вызове доверия и побуждении к действию.

Виды рекламных текстов

При создании рекламных текстов применяют несколько подходов:

  • фактический;
  • с выдумкой;
  • эмоциональный;
  • сравнительный.

Первый подход предполагает акцент на описании достоинств продукции. Используется при рекламировании автомобилей и техники. Второй подход отражает необычный взгляд на товар. Эмоциональный подход обращается к эмоциям и чувствам человека. Он применяется в основном для рекламы товаров, к выбору которых потребители подходят эмоционально, а не рационально (косметика). Последний подход используется при сравнении рекламируемого товара с «обычным». Это работает, если продукты разных производители ничем не отличаются, кроме какого-то определенного свойства. Это свойство и становится ключевым в рекламе.

Классификаций рекламных текстов достаточно много. Чаще в литературе можно встретить следующие виды рекламных текстов:

  1. информативная реклама;
  2. напоминающая реклама;
  3. разъяснительная реклама;
  4. престижная реклама.

Основной задачей информативного рекламного текста является формирование первичного спроса, запоминание потребителем бренда и главного конкурентного преимущества продукции.

Задача напоминающей рекламы – убедить постоянного покупателя, что он сделал правильный выбор, чтобы он и дальше совершал покупки.

В разъяснительной рекламе подробно расписываются достоинства продукции. Могут использоваться мнения экспертов и авторитетных лиц.

В престижной рекламе текста достаточно мало, основной акцент делается на изображение. Это реклама дорогой одежды, автомобилей, украшений. Такая реклама создает имидж бренду и компании.

В любом случае текст должен содержать больше фактов и цифр. Это как раз и привлекает потребителей. При этом лучше всего, чтобы цифры должны находиться в заголовке текста. Текст не должен быть большим, но обязательно информативным и показывающим преимущество продукции. Что заинтриговать и привлечь внимание потребителей, необходимо придумать цепляющий и запоминающий заголовок.

Структура рекламного текста

Рекламный текст зависит от того, где он будет: журнал, газета, интернет или телевидение и аудитории, на которую он рассчитан. Прежде, чем начать писать текст, необходимо определить целевую аудиторию, ее боли и потребности, выгоды и свойства рекламируемого товара. Далее уже по определенной структуре строить рекламный текст.

Существует классическая форма построения текстов, которую и используют рекламодатели:

  • заголовок;
  • слоган;
  • основной текст;
  • эхо-фраза.

Замечание 3

Самой важной часть рекламного текста, на которую сначала обращают внимание читатели после изображения, это заголовок. Именно в заголовке иногда содержится главный аргумент и основная суть рекламного текста.

Для привлечения внимания, заголовок должен быть оригинальным и содержать актуальную для потребителя информацию. Если реклама строится на уникальном торговом предложении (УТП) товара, его нужно добавить в заголовок. Главное, чтобы заголовок зацепил внимание целевой аудитории и автоматически переводил его из зрителя в читателя, а затем в покупателя.

Слоган – это небольшая фраза, в которой содержится информация о производителе товара и его достоинствах. Он должен сначала завоевать внимание, а затем и сформировать предпочтения потребителя. Функцией слогана является быть связующим звеном между многими отдельными сообщениями, которые входят в общую рекламную кампанию и имеют разные форматы: билборды, макеты в прессе, радиопосты, телеролики. В зависимости от формата и размера рекламного объявления слоган в нем обязателен. При этом он должен появляться там, где его привык видеть или слышать потребитель.

Основной текст – это главная часть рекламы, в которой потребителю рассказывается о товаре, демонстрируются его свойства и преимущества, а также выгоды для покупателей.

Эхо-фраза – это элемент рекламного текста, который располагается в конце и повторяет основные мысли рекламы. Это необходимо для того, чтобы напомнить покупателю о достоинствах продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *