Электронное портфолио это: Статья по теме: Электронное портфолио педагога – Портфолио – что это такое и и как оно поможет получить работу?

Содержание

Содержание электронного портфолио как отображение дифференцирования предоставляемой информации

Библиографическое описание:

Сапрыкина А. О., Сапрыкин А. Н., Сапрыкина Е. Н. Содержание электронного портфолио как отображение дифференцирования предоставляемой информации [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 201-204. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11555/ (дата обращения: 30.01.2020).



Данная статья рассматривает содержание и различные модели электронного портфолио и потенциал их использования для структурирования предоставляемой информации.

Ключевые слова: электронное портфолио, модели портфолио

Современные требования к организации процесса обучения создают благоприятную обстановку для активного внедрения в него все новых электронных средств обучения. Разнообразие таких электронных средств и инструментов, как находящихся в открытом доступе, так и разрабатываемых специально для каждой конкретной ситуации, делает нелегким выбор подходящих средств обучения и создает необходимость создания методик наиболее эффективного их использования. Технология электронного портфолио является одним из таких электронных средств обучения. Внедрение ее в учебный процесс имеет множество преимуществ по сравнению с другими электронными средствами обучения, и в качестве одного из наиболее важных преимуществ стоит отметить, что электронное портфолио удовлетворяет требованиям ФГОС, в которых сказано, что каждый обучаемый должен иметь свое личное портфолио достижений, а также иметь неограниченный доступ к электронной образовательной среде своего учебного заведения, частью которой и является электронное портфолио, рассматриваемое в данной статье. Данная технология обладает также рядом других сильных сторон, которые обуславливают эффективность ее использования в качестве электронного средства обучения [5]:

  1. электронное портфолио является удобным и наглядным инструментом отслеживания процесса обучения и самосовершенствования обучаемых, а также позволяет педагогу его контролировать;
  2. электронное портфолио развивает у обучаемых навык целеполагания;
  3. электронное портфолио является объединением всех когда-либо созданных обучаемыми работ и поддерживает не только функции сохранения, но и редактирования, демонстрации и предоставления доступа другим обучаемым;
  4. электронные портфолио разных обучаемых можно собирать в своеобразные базы данных, которые позволят педагогам и потенциальным работодателям видеть полную картину конкретного образовательного учреждения, района, города и т. п.;
  5. электронное портфолио является формой развернутого резюме;
  6. электронное портфолио позволяет сразу нескольким педагогам и даже обучаемым участвовать в процессе контроля и оценивания образовательных достижений, что делает его более открытым и объективным;
  7. ведение электронного портфолио формирует и развивает у обучаемых навыки самоанализа и саморефлексии;
  8. ведение электронного портфолио мотивирует обучаемых, делает их работу более наглядной, повышает их самооценку;
  9. ведение электронного портфолио развивает у обучаемых навыки письма и подачи материала;
  10. электронное портфолио стимулирует обучаемых к сотрудничеству, повышает их интерес к работам друг друга;
  11. электронное портфолио формирует и развивает у обучаемых навыки оценивания и самооценивания.

Содержание электронного портфолио не является строго фиксированной характеристикой и может быть изменено в соответствии с конкретными целями любого отдельно взятого обучаемого, но также существует стандартный набор элементов электронного портфолио, без которых оно не может обойтись. Таким образом, следует выделить

обязательные и необязательные элементы содержания электронного портфолио (Рисунок 1).

Рис. 1. Элементы содержания электронного портфолио

Наиболее важным обязательным элементом содержания электронного портфолио является раздел завершенных работ, который содержит все работы обучаемого (эссе, презентации, рисунки, результаты тестов и проч.), готовые к демонстрации. Именно работы из этого раздела представляют наибольший интерес как для педагогов, так и для родителей, других обучаемых и потенциальных работодателей. Они не подлежат исправлениям, но могут быть скопированы в раздел незавершенных работ, где могут быть изменены и доработаны. После внесения изменений работа может как заменить свой оригинал, находящийся в разделе завершенных работ, так и стать независимой работой, демонстрируемой в этом разделе. Помимо этих двух разделов к обязательным элементам содержания также относятся

раздел оценивания, где педагоги дают оценку работам обучаемого, и раздел комментирования, где оцениванием и обсуждением работ занимаются уже другие обучаемые [3, 4].

Помимо обязательных элементов содержания электронного портфолио в него по желанию пользователя могут быть добавлены и необязательные элементы [2]. В качестве примера таких разделов следует упомянуть раздел рефлексии, где обучаемые могут давать и получать не только оценку собственных работ, но и намечать пути дальнейшего их совершенствования; раздел наград, в который помещаются все награды и сертификаты обучаемого, а также любые свидетельства его образовательных достижений, которые могут впоследствии оказать влиянии на успешность его дальнейшего обучения и работоустройства; раздел целеполагания, где обучаемый сможет четко сформулировать и зафиксировать цели своего обучения, корректировать и дополнять их.

Электронное портфолио может содержать различные элементы содержания, опираясь на готовые модели электронного портфолио, наиболее точно соответствующие различным целям обучаемых и педагогов. Существуют следующие основные модели электронного портфолио [1: с. 134–136]:

Презентационное портфолио. Данный вид электронного портфолио наиболее полно реализует возможности по предоставлению имеющегося материала, например, с помощью него можно демонстрировать доклады обучаемых педагогам или сертификаты о прохождении курсов работодателям. Основными характеристиками такого портфолио являются широкие возможности по редактированию и оформлению материала, а также возможность добавления и демонстрации материалов, не связанных с процессом обучения напрямую, но тем не менее имеющих значение при демонстрации достижений обучаемого.

Квалификационное портфолио. Данная модель портфолио близко связана с презентационным портфолио, так как целью квалификационного портфолио также является демонстрация достижений сторонним лицам, но в данном случае материалы портфолио ограничены только прямыми подтверждениями владения определенной квалификации обучаемым.

Образовательное портфолио. Представляет собой наиболее распространенную модель электронного портфолио, которая принимает участие непосредственно в процессе образования и сосредоточена исключительно на нем. Оно представляет собой электронную образовательную среду с возможностью не только хранения, редактирования и демонстрации файлов обучаемого, но и получения обратной связи от педагогов, других обучаемых, родителей и потенциальных работодателей. Данная модель электронного портфолио формирует множество необходимых навыков, в том числе самооценку, рефлексию, умение планировать собственное обучение.

Непрерывное портфолио. Является расширенной версий образовательного портфолио. Данная модель портфолио охватывает профессиональную и образовательную стратегию обучаемого или педагога на протяжении всей жизни, а не только на протяжении срока обучения в каком-либо отдельно взятом учебном заведении. Непрерывное портфолио перемещается вместе с его владельцем при смене места обучения или работы, что позволяет ему продолжать свою образовательную и профессиональную деятельность без необходимости начинать все с нуля. Несомненными плюсами данной модели портфолио являются его универсальность и высокая структурированность данных и материалов, накопленных его владельцем на протяжении долгого периода времени.

Личное портфолио. Данная модель портфолио содержит только информацию, предназначенную для личного пользования, но при необходимости она может легко быть отредактирована и перенесена в любую другую модель портфолио.

Таким образом, широкие возможности редактирования и наличие готовых моделей делают очевидным потенциал использования электронного портфолио в процессе обучения не только как средства обучения, но и как эффективного инструмента развития творческих способностей и структурированного хранилища цифровой информации, накопленной на протяжении долгого периода времени.

Литература:

  1. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / С. В. Панюкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.
  2. Barrett H. What to consider when planning for electronic portfolios, 1998. URL: Http://transition.alaska.edu/www/portfolios/LLTOct98.html
  3. Cole D., Ryan C. Kick F. Portfolio across the curriculum and beyond / Corwin Press Inc, California. — 1995.
  4. Fischer C., King R. Authentic assessment: a guide to implementation / Corwin Press Inc, California. — 1995.
  5. Hewitt G. A portfolio primer: teaching, collecting, and assessing student writing / Heinemann, Portsmouth NH. — 1995.

Основные термины

(генерируются автоматически): электронное портфолио, модель портфолио, электронное средство обучения, раздел, работа, педагог, обязательный элемент содержания, образовательное портфолио, непрерывное портфолио, квалификационное портфолио.

Похожие статьи

Портфолио учителя — Молодой ученый

Аттестация учителя в форме электронного портфолио. Самая распространенная форма аттестации – электронное портфолио. Это значит, что на сайте создается страница учителя, где он выкладывает сведения о себе и своей деятельности по разделам

Электронное портфолио учителей социально-гуманитарного…

Портфолио учителя сегодня уже далеко не новое явление российского образования, а требование, которое предъявляет время к каждому педагогу, не только в нашей стране, но и за рубежом и становится все более популярным.

Портфолио как современная образовательная технология…

«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ.) — собрание лучших художественных и научных работ, которые дают

Педагог вправе использовать такую форму портфолио своих учеников для подтверждения своей квалификационной категории.

Метод электронного портфолио в современном музыкальном…

Портфолио как современная образовательная технология… «Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ. «Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных.

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология…

электронное портфолио.

Метод электронного портфолио в современном музыкальном…

Портфолио как современная образовательная технология… Портфолио пришло на смену оценочной системе достижений.

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей.

Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта…)

В создании портфолио заняты почти все основные педагоги класса. Титульный лист, раздел «Моя учёба» и «Достижения» курирует учитель, «Общественная работа» и «Творчество» — воспитатель, «Мои впечатления» — родители, «Мой мир» — дефектолог…

Использование технологии портфолио в процессе подготовки

Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Функции и модели портфолио школьника в структуре…

Виды портфолио подразделяются по следующим направлениям классификаций: I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные (классические…

Статья по теме: Электронный портфолио

Электронный портфолио. Все «за» и «против»..

Интернет с каждым днем все сильнее вливается в нашу жизнь, заменяя привычные «бумажные» документации на цифровые. Так портфолио, состоящее из множества папок, уходит из «бумажной» жизни, заменяя себя на виртуальное. Что же такого, что виртуальные портфолио стали так популярны? Какими преимуществами они обладают?

Безусловно, классические портфолио никто еще не отменял. Но «бумажные» имеют много минусов по отношению к виртуальным портфолио. Давайте рассмотрим их:

Бумажные портфолио:

1. Невозможность представлять мультимедийную информацию, такую как фото, видео, звуковые записи.

2. Нестандартность: каждый человек сам решает, каким должен быть его портфолио. Это хорошо, но порой можно допустить ошибки в оформлении и не указать необходимую информацию, что очень важно.

3. Недоступность для большого количества работодателей. Устраиваясь на работу, большинство не ограничивается одним рабочим местом, а подает заявки во многие фирмы. В таких случаях приходиться делать много копий личного портфолио, создавая лишние проблемы и теряя время. Да и к тому же невозможность предоставить оригиналы многих документов часто создает недоверие со стороны работодателя.

      Конечно, не только минусами обладает классическое портфолио. Одним из главных плюсов является наглядность, которая способна завоевать заказчика. А нестандартность портфолио позволяет добиться высокого уровня индивидуальности.

       Теперь поговорим об электронных портфолио. Данное явление ново, и совсем недавно использование данного вида стало популярным. И если оно вам незнакомо, то не отчаивайтесь: настал тот момент, когда пора с ним не только ознакомиться, но и завести собственное виртуальное портфолио. Давайте поговорим сразу о плюсах.

Виртуальное портфолио:

1. Внедрение мультимедиа: теперь вы можете приложить ваши 3D работы в сфере архитектуры, дизайна, ваши собственные проекты, авторские фильмы, фотографии

2. Грамотность оформления. Используя шаблоны, которые предоставляют вам множество специализированных сайтов, можно безошибочно составить грамотное портфолио. А электронные системы проверки на орфографию и пунктуацию не позволят допустить вам ошибок, которые могут сыграть решающую роль в выборе не вас, а другого человека.

3. Индивидуальность: используя стандарты заполнения портфолио, при этом заполнив даже самые ненужные на первый взгляд параметры, вы можете показать себя как индивидуальную личность, в тоже время не создав ненужного мнения «рекламы себя любимого»: стандарты систем электронных портфолио помогут работодателю правильно воспринять такую информацию.

Безусловно, традиционные портфолио не станут совсем забыты – они производят незабываемое впечатление, сочетаясь с личным контактом. Но и работа в интернете тоже занимает все больше людей, позволяя показывать себя уникальными людьми с помощью виртуальных портфолио. Более того, можно дополнять классическое портфолио ссылкой на электронный вариант. Используя такой метод, каждый пользователь сети интернет сможет показать себя уникальным и способным работником!

Имидж Учителя

 Имидж учителя в современном мире формируется не только с учетом  внешнего образа и определенных компетенций, но и за счет портфолио, которое позволяет оценить насколько педагог профессионален. Портфолио достаточно давно используется представителями творческих профессий как способ донести до окружающих  свои достижения, рассказать миру  о себе. Еще не так давно портфолио представляло из себя альбом, в котором последовательно были представлены фотографии, проекты, дипломы, чертежи и т.п. В наш век цифровых технологий большое значение приобретает электронный портфолио.  В чем преимущество электронного портфолио? Удобно хранить и реплицировать. Оперативно вносить изменения. Размещать в интернет, для свободного доступа коллег и потенциальных работодателей. При размещении

портфолио в сети, у него появляются новые возможности: интерактивность (возможность получать отклики и осуществлять обратную связь),  гипермедийность (возможность размещать мультимедиа элементы и структурировать материалы с помощью гиперсвязей).  Электронный портфолио, это наилучший способ целенаправленно сформировать имидж учителя. Многие школы, размещают на своих сайтах целые коллекции портфолио учителей.  Для учителя иметь портфолио становится практически обязательным.

На Мой взгляд, будущее за теми инструментами создания портфолио, которые обеспечат:

Наличие структуры портфолио (заданная структура и вариативность)

Usability (удобство использования) разработки портфолио (наличие мастеров, шаблонов, готовых решений), удобство просмотра портфолио другими пользователями (удобство навигационной модели)

Возможность размещения различного вида артефактов (сканы, гиперссылки, внедренные медиаобъекты)

Интерактивность портфолио (возможность не только хранить информацию, но и коммуницировать с пользователями системы портфолио)

Методическая разработка по теме: Всё об электронном портфолио

Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога

Шукова Е.С.

1

Профессиональное портфолио педагога — динамичная коллекция профессиональных достижений, содержащая постоянно обновляемые данные о профессиональных достижениях педагога. Сегодня становится очевидным, что, при оценивании образовательных или профессиональных достижений, сравнивать субъект оценивания необходимо не с коллегами, а с собственными ранее достигнутыми результатами. Реализовать подобный подход позволяет технология «Портфолио».

2

Действительно, портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда необходимо систематизировать и проанализировать свою работу. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать анализ своей работы за последние пять лет, что легко можно собрать в электронном портфолио.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя поделиться своим положительным опытом для ознакомления и внедрения в педагогическую практику других учителей.

3

Выбирая среду для создания портфолио, необходимо исходить из целевых установок. Так, например, портфолио, ориентированные на внешнюю оценку, целесообразно создавать в профессиональных сетевых сообществах.

Технически для создания портфолио подойдет большинство существующих сегодня сервисов Web 2.0, например, wiki, блоги, социальные сети.

4

Современный учитель — учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя.

Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

5

Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителям в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

6

При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов.

Есть ли общепринятая модель портфолио? 
Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.

7

Существуют специальные сервисы, ориентированные на создание портфолио например: 

Google Sites представляет собой сервис для быстрого создания сайтов . Например, личный сайт или сайт для отдела, проекта или мероприятия. Основные задачи, которые решает такой сайт — это:

  1. создания собственного портфолио,
  2. публикация новостей, объявлений, календаря,
  3. совместный доступ к файлам (с контролем версий).

Главное преимущество Google Sites — это возможность создания сайтов без привлечения IT-специалистов. Можно отметить поддержку гугловских гаджетов, например, на странички можно легко добавить календарь, презентацию, документ или видео из Google Video.

Итак, в адресную строку браузера введем адрес: http://sites.google.com/. Откроется главная страница Google sites. Для входа нужно ввести свои логин и пароль (см. скриншот п.1), или если у вас нет учетной записи google — пройти процедуру регистрации

8

Войдя под своей учетной записью, откроется окно, в котором нажимаем «Создать сайт».

9

Далее выбираем шаблон, вводим название сайта. Настраиваем тему и дополнительные параметры, после чего вводим «проверочный код» и нажимаем «создать сайт».

10

В новом окне откроется сайт, пока еще пустой (см. скриншот п.3), с возможностью «создать страницу» и «отредактировать страницу» (см. скриншот п.1) и дополнительынми действиями (см. скриншот п.2).

11

После нажатия «Создать страницу» открывается новое окно, с настройками будущей страницы.

Сначала выбираем шаблон — будет это страница с текстом (картинками, гугл-гаджетами и т.п.) — выбираем «веб-страница», или это будет страница с документами и файлами, выбираем «файловый менеджер», и тп.

Далее даем название странице, определяем позицию страницы в меню и нажимаем «создать страницу».

12

После создания нескольких страниц, можно посмотреть, как преобразовалось меню:

13

Выбрав нужный пункт меню, нажмем кнопку «редактировать страницу». После нажатия на страницу можно вносить произвольный текст, можно заменить название заголовка. Вверху появляется панель управления, в которой есть 4 пункта «вставка», «формат», «таблица», «макет» и стандартная панель для редактирования текста.

14

В пункте «макет» страницу можно преобразовать в более удобный вид, например разделив на 2 столбца.

15

В пункте «таблица» можно создать таблицу, и производить различные действия над ней (добавляя\убавляя столбцы и строки). В пункте «формат» находятся дополнительные действия по редактированию текста. Пункт «Вставить» содержит в себе множество элементов для вставки на страницы «Google site», можно вставить любой из сервисов гугл, начиная от видео и календарей, заканчивая вставкой любых документов\таблиц\форм из google docs. Также есть возможность вставки дополнительных гаджетов.

16

После деления страницы на 2 столбца, в первый вставим картинку (см. скриншот п.1, два способа вставки картинки: с компьютера, прямая загрузка в интернет и указание ссылки на уже имеющееся изображение в интернете). Во вторую часть (см. скриншот п.2) вставим карту гугл.

17

Для вставки карт google, нужно выбрать пункт «вставка» -> «карты», откроется окно:

в окне находим свое местоположение, указав город и улицу, нажав «Оставить пометку» ставим метку на карте после чего нажимаем «Выберите».

Остальные элементы google вставляются аналогичным образом.

Далее сохраняем страницу

18

Таким образом, можно собирать свое портфолио как конструктор вставляя в него нужные элементы.

Теперь рассмотрим доступ к сайту. Нажмем на раздел «дополнительные действия», в открывшемся меню, можно произвести много действий. Выберем пункт «Пригласить других пользователей».

19

В открывшемся меню, можно увидеть, что сейчас доступ к сайту имеет один пользователь и никто больше его просмотреть не сможет. Если вы хотите открыть доступ всем, просто отметьте галкой пункт «Этот сайт могут просматривать кто угодно». Для возможности редактировать ваш сайт другим пользователям, выбрав пункт «как владелец» (с максимальными возможностями редактирования) или «как соавтор» вписываем почтовые адреса людей, кому хотели бы дать доступ и нажимаем «пригласить этих пользователей».

20

Мы рассмотрели один из вариантов размещения электронного портфолио. Предлагаем вашему вниманию форму с методическими указаниями для разработки портфолио педагога в среде MS Power Point. Эту форму вы сможете взять в электронном виде на свои носители.

21

Преимущества её в том, что вы можете изменить фон слайдов, вписать недостающие данные, а также разместить фотографии, сканированные копии документов — и у вас будет электронная форма портфолио

22

Далее по каждой из этих позиций создаём слайд  или группу слайдов куда печатаем заголовок (подзаголовки), переносим сканированную или  фотокопию документа, если требуется соответствующие  пояснения. В дальнейшем эту запись стираем

23

Этот материал  создаём в Word, помещаем в одну папку с презентацией а затем в Содержании делаем на него ссылку (гиперссылку)  

24

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального роста педагога

Далее по каждой из этих позиций создаём слайд  или группу слайдов куда печатаем заголовок (подзаголовки), переносим сканированную или  фотокопию документа, если требуется  — соответствующие  пояснения. В дальнейшем эту запись и всё лишнее стираем

25

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

26

а также………….

программы элективных курсов;  

— программы кружков и факультативов;  

— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету.

27

Материалы данного раздела должны давать представление

о динамике результатов педагогической деятельности  педагога за определенный период (последние 3 года или 5 лет)

Материалы с результатами освоения обучающимися

     образовательных программ и сформированности у них

     ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

    сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:

28

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:

наличие дидактического материала, сборников задач,

     упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;

измерители качества обученности учащихся;

другие документы по желанию учителя.

29

Что же нужно уметь???

Лаконично выразить ёмкую мысль.

Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты.

Помните, что презентация функционально отлична от доклада.

30

Вывод: 

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от особенностей педагога. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

31 и 32 Синквейн

Электронное портфолио | Социальная сеть работников образования

 

Эссе «Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию».

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

 Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей  смогут увидеть Ваш сайт-портфолио,  смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио,  лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Наверно, многие из нас в детстве или юношестве вели дневники, описывая события личной жизни. Этот дневник тщательно скрывался от всех, храня тайны дружбы и первой любви, помогая понять себя, поверяя дневнику все то, чего никому не расскажешь…А зачем нужен публичный, сетевой дневник? Каждый, кто ведет свой сайт, преследует какие-то свои цели. Зачем же такой дневник нужен учителю, которому хватает писанины и других забот?

Во-первых, это возможность публикации своих методических разработок. Сделать это можно в разных формах: от привычного для нас конспекта с описанием и анализом урока, до демонстрации видео, которое наиболее ценно именно на уроках истории (лучше один раз посмотреть, чем 10 раз прочитать).

Во-вторых, это коллекция полезных ссылок для работы на различные веб-ресурсы, которая всегда под рукой.

В-третьих, это возможность поместить учебные материалы для учеников. У кого-то есть распечатки из книг, кто-то готовит такие пособия самостоятельно. Сайт же дает возможность разместить любые учебные материалы в открытом доступе в школе и дома. При этом нет необходимости распечатывать большое количество страниц. Здесь важное значение имеет использование средств мультимедиа, которые можно встроить в блог и использовать как эффективные наглядные пособия, которые помогают ярче проиллюстрировать учебный материал.

Четвертое. Большим плюсом является и то, что сайт – «живой организм». Нужный материал размещается просто и быстро. Ничего не стоит изменить, при необходимости подредактировать сообщение. А возможность оставлять комментарии дает прекрасную обратную связь с учеником, коллегой, родителями. Кроме того, при помощи так называемых ярлыков, можно легко найти интересующую вас публикацию.

Так как мой портфолио неформальный, есть возможность размещать в нем то, что больше нигде невозможно разместить. Я имею в виду творческие работы (мои собственные и учеников). Мне кажется, что самое главное в работе каждого учителя – воспитать ученика как творческую личность. Потому что творческий человек, где бы потом ни работал, в любой профессии сможет реализовать себя как личность, получить удовлетворение от работы, принести пользу обществу. Ведь это большое счастье – получать удовольствие от своей работы. И, как мне кажется, без творческого подхода здесь не обойтись.

При этом меняется отношение ученика и к учителю, и к предмету. Меняется в лучшую сторону. Ведь такой портфолио – место публичное, где каждый может посмотреть и прочитать все то, что в нем находится; где учитель, размещая учебные материалы, различные полезные ссылки, творческие работы, тем самым может влиять на воспитание школьника. Только в рамках урока это сделать невозможно.

            Развитие профессиональной  компетенции — это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. Основными качествами, которыми должен обладать педагог, можно считать следующие: стремление к личностному развитию, креативность, мотивация и готовность к инновациям; понимание современных приоритетов образования; способность и потребность в рефлексии. Думаю, что всё это можно реализовать в технологии «Электронное портфолио учителя».

            Портфолио позволяет систематизировать и оценить накопленный материал, достижения учителя и его учеников; предоставить учителю возможность в самореализации и её рефлексии; вести учет публикаций, книг полезных ссылок и другой информации; проводить сравнительный анализ диагностик учащихся по предмету и многое другое.

            Но особо хочется сказать о возможности общения с коллегами, учащимися, выпускниками и родителями. Мнение коллег очень важно для профессионального роста и самоутверждения, внимание выпускников приятно, общение с учениками и родителями может стать оперативным и полезным.

 Надеюсь, что портфолио позволит осмыслить уже созданное, повысить свою компетентность, выстроить своё будущее профессиональное развитие.

Статья по теме: «Электронное портфолио — перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»

«Электронное портфолио — перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»

 Шеломенцева Людмила Викторовна

учитель МБОУ СОШ с. Олекан

Нерчинского района Забайкальского края

Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его считают одним из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века — это «школа портфолио».

В современном толковании термин портфолио – это не просто папка достижений, а целая педагогическая технология. Кроме того, эту технологию считают одним из существенных элементов модернизации системы образования, отводя ей важную роль по формированию компетентностного ученика и учителя.

Понятие «портфолио учителя» достаточно изучено в педагогической практике. Оно служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.

Портфолио – это коллекция работ, которая демонстрирует усилия учителя, прогресс или достижения в определенной области; документирует приобретенный учителем опыт.

В зависимости от цели существует несколько типов портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, методическое портфолио, тематическое портфолио, проблемно-исследовательское и комплексное портфолио. Форм представления портфолио тоже несколько, самые распространенные две: бумажная (в текстовом формате) и электронная.

Когда я обратилась к своим коллегам с вопросом: что представляет из себя электронное портфолио? то получила в большинстве случаев ответ – это портфолио выполненное на компьютере, чтобы его можно было при необходимости редактировать и дополнять. Такую же трактовку я нашла и во многих статьях, опубликованных в сети Интернет. Второй по распространенности ответ был следующим: электронное портфолио – это персональный сайт учителя. По моему мнению, второй ответ был ближе к истине, все таки, это не одно и тоже.

Участвуя в конкурсе, я поставила перед собой цель – выяснить, что же такое электронное портфолио на самом деле? При этом у меня возникла целая серия вопросов:

Какие требования должны предъявляться к электронному портфолио?

Каким должно быть содержание такой формы портфолио?

Какое программное обеспечение более эффективно при создании электронного портфолио?

Какими элементарными навыками должен владеть учитель, чтобы создать электронное портфолио?

И, конечно же, вопрос практического содержания: где и как можно использовать электронное портфолио? Если конкретизировать этот вопрос, а конкурс для учителей, то, разумеется, в педагогической деятельности.

Думаю, что конкурс «Урок XXI века. Портфолио», проводимый на всероссийском уровне, разрешит все эти вопросы, и по окончанию конкурса мы получим конкретный ответ на вопрос: «Что же такое электронное портфолио учителя ?». Ведь главная идея конкурса на мой взгляд выяснить именно это, а не заполнить блог в дневнике. Хотя второе конкурсное задание имеет свои плюсы: систематизация педагогами своих материалов, перевод их в электронный вид, формирование ИКТ компетентностей учителей и учащихся, освоение педагогами и учениками программы, повышение рейтинга школы в сети.

Наша школа имеет сайт, выполненный в программе «Конструктор школьных сайтов» и посещая главную страницу разработчиков этого программного обеспечения, можно было заметить, что они тоже уже в течение 2-х лет прорабатывают вопрос по созданию «электронного портфолио учителя». Но пока данный электронный продукт на их сайте http://edusite.ru не появился, хотя они многое делают для системы образования.

При создании электронного портфолио учителя важно, чтобы не была потеряна основная идея данной технологии: объективная оценка профессионального роста учителя. Ведь не столько важна форма представления портфолио, сколько результат. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Для создания электронного портфолио необходимо иметь определенный уровень ИКТ-компетентностей. А большая часть педагогов таким уровнем не обладает. Поэтому работа над электронным портфолио решит еще и вопрос повышения ИКТ-компетентностей педагогов, что тоже очень важно для системы образования в целом. Работа учителей на портале http://dnevnik.ru тоже наилучшим способом решает эту проблему. И если данная сеть будет работать в полном объеме, то российское образование значительно продвинется на пути информатизации. За что разработчикам сети особое спасибо.

Электронное портфолио по своей сути должно иметь ряд преимуществ перед бумажной формой.

Для создания электронного портфолио подойдет любой конструктор сайтов, освоить это программное обеспечение способен каждый учитель. Интерактивная среда конструктора с помощью панели навигации позволит перейти в любой нужный раздел портфолио, наглядно демонстрирует структуру портфолио. Работая с электронным портфолио, мы сэкономим тонны бумаги и краски, а вместе с этим уменьшатся и денежные расходы, что тоже важно. Электронное портфолио не обязательно размещать в сети Интернет, достаточно сбросить на цифровой носитель. И в этом виде отправлять на конкурсы любого уровня: от муниципального до всероссийского. Участвуя в 2011 году в ПНПО для учителей и готовя материалы, я уже тогда задумывалась над тем, чтобы все необходимые для конкурса приложения объединить в электронном ресурсе. В то время это был, конечно же, мини сайт. Но требования конкурса не позволили этого сделать. Поэтому пришлось печатать множество материалов, да еще дублировать их в электронной форме в виде систематизированных по критериям конкурса наборам файлов. Если бы конкурсные материалы были бы представлены в форме электронного портфолио, то это облегчило бы членам комиссии просмотр. Поэтому участие в образовательных конкурсах, особенно всероссийского уровня, таких как национальный проект «Образование» — это одно из перспектив использования электронного портфолио учителя, да и учащихся тоже.

Одной из форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является портфолио педагога. Поэтому второе очень важное направление использования электронного портфолио – это аттестация на категорию. Философия портфолио заключается в том, чтобы показать «всё на что способна конкретная личность за определенный промежуток деятельности». Смещение акцента с того, чего не знаю и не умею, на то, что знаю и умею.

В мае 2012 года мне пришлось участвовать в качестве эксперта в аттестации учителя. В ходе аттестации пришлось пересмотреть огромное количество документов, разработок и т. д. и тут бы как раз помогло решить ряд проблем электронное портфолио. Оно позволяет просмотреть материалы заранее, без выезда на место работы учителя. А, приехав на уроки, быть уже в курсе событий. Кроме того, электронное портфолио, размещенное в сети на портале http://dnevnik.ru, позволит получить комментарии к материалам учителя. Эти комментарии могут сделать учителя любой школы, коллеги по работе, родители или ученики. При этом оценки и отзывы будут более объективными, будет просматриваться открытость данной формы аттестации. А может разработчики сайта для каждого муниципалитета отведут специальное место на портале для аттестуемых на первую и высшую категорию учителей. При этом с опытом работы учителя сможет познакомиться любой желающий педагог, не только данного района, а может быть и региона. Сообщение об аттестации может разослать Управление образования в школы района и привлечь к работе учителей соответствующих предметов. Это направление методической работы можно рассмотреть на РМО. Ведь каждый педагог оценивает себя в сравнении со своими коллегами. Такая форма работы с электронным портфолио в период аттестации педагога принесет пользу и для аттестуемого и для тех, кто будет знакомиться с его материалами. Открытость такой формы для педагогических сообществ придаст больше объективности самой аттестации. Кроме того электронное портфолио, опубликованное в образовательной сети – это способ самопрезентации учителя в местных педагогических сообществах. Учитель сам может в сети разослать приглашения своим коллегам на данное сетевое мероприятие, определив уровень доступа к его материалам.

Портфолио, в том числе и электронное, своеобразная визитная карточка педагога, которая может обеспечить ему известность и сделать его конкурентноспособным.

Что касается содержания электронного портфолио учителя, то оно может быть традиционным:

  1. Эссе (целеполагание).
  2. Общие сведения.
  3. Достижения учителя.
  4. Достижения учащихся.
  5. Научно-методическая работа.
  6. Воспитательная работа.
  7. Кабинет.
  8. Отзывы.
  9. Диагностика.
  10. Дополнительная информация.

….

Основное предназначение портфолио – смещение акцента с оценки на самооценку. Поэтому в 10 пункте: анализ и самооценка педагогической деятельности.

Портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной (перед самим собой) цели. Портфолио обязательно должно содержать цель. Целевые ориентиры портфолио для педагога могут быть следующими:

систематизация и обобщение опыта;

определение направления дальнейшего развития;

объективная оценка профессионального уровня;

помощь в развитии карьеры;

социальное партнерство (с детьми, родителями, коллегами).

 

Поэтому в начале портфолио должно быть эссе, в котором автор ставит цели для своей предстоящей педагогической деятельности, хотя бы на ближайшие 5 лет (межаттестационный период).

В любом портфолио должен прослеживается механизм самообразования, самопознания, самоактуализации личности учителя.

При внешней оценке электронного портфолио желательно получить информацию: Что представляет из себя учитель как профессионал, как человек? Каково отношение к нему окружающих (администрации,учеников, родителей, коллег по работе)? Каким видит себя учитель? Как он к себе относится?

Для этого в портфолио должен прослеживаться процесс сбора информации о себе,

процесс осмысления своих достижений и процесс формирования личного отношения к полученным результатам.

Портфолио повышает социальную активность педагогов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет отслеживать развитие профессионального уровня учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Да, работа над портфолио очень трудоемкая. Трудоемкость заключается в переосмыслении учителем, который выступает в роли исследователя, своего педагогического опыта, в создании условий развития устойчивого познавательного интереса, в систематической диагностике и обработке ее результатов. Выходит, что портфолио — инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя. А возможности электронного портфолио еще шире. Они позволяют получить внешнюю объективную оценку коллег, а при желании родителей и учащихся.

Статья по теме: Электронное портфолио педагога как современная, эффективная форма оценки уровня профессиональной компетенции.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 62 «Журавушка»

Акулова Ольга Михайловна

Электронное портфолио педагога как современная, эффективная форма оценки уровня профессиональной компетенции.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Мастерство педагога  достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала. Хотя пословица и гласит: «Талант, как шило в мешке не утаишь!», но вопросы «Кто лучший?», и «Как сделать так, чтобы о тебе узнали?», всегда были актуальны.

В общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.

Одним из путей разрешения данного противоречия является создание портфолио педагога.

Портфолио развития педагога  — это своеобразное досье, позволяющее оценивать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, методической, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени.

С 2010  года я создала свое  портфолио личных достижений и профессионального роста на бумажном носителе. Это конечно удобно, но бумага имеет свое время, да и кто кроме узкого коллектива, руководителя и аттестационной комиссии может оценить наши труды.

В век информационных технологий мы можем позволить громко заявить о себе, о своих успехах и достижениях, на интернет ресурсах их может увидеть, и даже возможно перенять опыт миллионы пользователей, в число которых входят и наши с вами уважаемые родители.

Мое внимание привлек сайт «Социальная сеть работников образования», администраторы которого предлагают педагогам создать свой мини-сайт (портфолио).

В чем удобство  электронного портфолио:

1. Использование интернет  ресурса

2. Возможность выложить большой объем материала различных форматов  (текстовый, фото, видео, публикации, презентации и.т.д.)

3. Привлечение родительской общественности

4.  Соблюдение авторских прав на методические разработки

5. Участие в различных интернет – конкурсах, интерактивных конференциях а также возможность повышение квалификации через интернет курсы.

6. Анализ своей работы

Наполняя  портфолио, я поставила перед собой цель: создать модель  портфолио как технологию, позволяющую решить проблему объективного оценивания  моего профессионального роста.

Для достижения поставленной цели, потребовалось решить несколько задач:

1. Изучить и осмыслить опыт создания портфолио педагога.

2. Изучить и осмыслить, предъявляемые администратором сайта требования к оформлению мини-сайта (портфолио)

3. Структурировать портфолио, помогая пользователям получить всю интересуемую его, информацию.

4. Оптимально использовать предоставленную возможность  для представления своих индивидуальных достижений.

5.  Проанализировать  значимые профессиональные результаты,  достигнутые мной в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечение мониторинга профессионального роста.

Этапы пополнения портфолио:

На первом этапе собранная мной  информация  для наполнения электронного портфолио структурировалась согласно разделам мини-сайта.

На втором этапе я начала наполнение портфолио информацией, изучала дополнительные возможности сайтостроения с целью совершенствования созданного портфолио.

Теперь  информация постоянно обновляется, пополняется, ведется  работа со средствами обратной связи, т.е. чтобы знать, что хотят узнать от тебя посетители твоего портфолио, нужно постоянно поддерживать с ними связь, отвечая на вопросы и комментарии.

В завершении хочу сказать, электронное портфолио позволит учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Данное портфолио не только обеспечит накопление информации, необходимой для повышения квалификационной категории, но и позволит своевременно фиксировать реальные изменения и рост профессионального мастерства педагога.

Библиография

  1. Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО
    [email protected]
  2. Портфолио в ДОУ. Кочкина Н.А., Чернышува А.Н. 2009 г.
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  4. Мой мини-сайт http://nsportal.ru/akulova-olga-mikhailovna

Консультация на тему: «Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 с. Подлесное

Марксовского района Саратовской области

Консультация

«Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога»

                                                                           Подготовила:  старший воспитатель Кадонцева С.А.

                                                                                                    Дата проведения: 20 сентября 2016г.

2016 – 2017 учебный год

Мечты мои, удачи и победы,

Всё то, с чем не расстанусь никогда
Не назову серьезным словом «кредо», 
Прекрасным словом назову — «судьба».

В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Поэтому составление электронного портфолио воспитателя детского сада получило большое распространение. А значит популярность портфолио воспитателя детского сада постоянно растёт, что становится визитной карточкой воспитателя при устройстве на работу в детское дошкольное учреждение.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры. Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.

Электронное портфолио педагога — это веб-базированный ресурс, сайт воспитателя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио воспитателя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди педагогов портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Портфолио педагога, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

           Создать профессиональное портфолио — это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

Также создание и продвижение портфолио преследует ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного педагога.

2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.

3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.

4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.

5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.

6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

При создании важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.

Всего лишь несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Это:

  • электронное портфолио;
  • электронное on-lain портфолио.

           Электронное портфолио педагога — демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.

Возможные разделы электронного портфолио:

  • общие сведения о педагоге;
  • результаты педагогической деятельности;
  • научно-методическая деятельность;
  • творческие планы;
  • учебно-материальная база.

Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога.

Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.

Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Наиболее распространены портфолио в виде:

  • электронной презентации в среде PowerPoint,
  • Web-сайта.

Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

В то же время, создавая электронное портфолио, педагог фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.

Есть ли общепринятая модель портфолио? Конечно же нет. Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Рассмотрим их:

1. Информация «от себя» — формулировка педагогической философии педагога, описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.

Сюда же могут входить: видеозапись типового занятия педагога, материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).

2. Информация «от других» — рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся, родителей о программе, стиле проведения занятий, внеучебной деятельности и т.д.

3. Примеры учебных мероприятий — достижения учащихся, результаты исследовательской работы учащихся, примеры работ учащихся и т.д.

При составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио — это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

— портфолио развития — собирается в педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени;

— отчетное портфолио — свидетельствует о достижении педагогом определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

— демонстрационное портфолио — это коллекция лучших работ педагога. Данное портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Результаты эксперимента по созданию портфолио показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные портфолио, представляющие собой совокупность различных блоков, таких как:

  • Портрет педагога,
  • Достижения,
  • Педагогический опыт,
  • Квалификация,
  • Работа со студентами,
  • И разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.

При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуется:

  • умение моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность,
  • учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов:

— психолого-педагогические требования,

— эргономические требования (удобство для человека в процессе работы),

— требования к дизайну (цветовому оформлению, размеру шрифтов и графических объектов)

— программно-технологические требования.

           Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность.

Электронное портфолио педагога представляет собой, с одной стороны, личное портфолио педагога, с другой стороны, осмысление опыта других педагогов или методистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как педагога, так и его учеников.

Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Практика создания электронных портфолио уже существует и в школах и в учреждениях дополнительного образования детей.

Каковы основные принципы составления портфолио педагога?

1. Объем портфолио педагога не должен превышать 8-10 страниц + приложение.

2. Портфолио педагога – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.

4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.

5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио педагога в виде плана выглядит следующим образом:

1. Выполняемые обязанности

2. Формулировка педагогической философии преподавателя

3. Цели, стратегии, методологии

4. Описание учебных курсов

5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)

6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам

7. Примеры достижений студентов

8. Намеченные профессиональные перспективы

9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

Электронное портфолио — один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

  • объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
  • информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
  • навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *