Кто такой фикрайтер
Содержание статьи:
Что это такое, как им стать?
Англоязычные сленговые термины всё больше входят в нашу повседневную речь. Перегруженность речи непонятными обывателю словечками уже стала предметом для шуток. Но во многих случаях употребление этих терминов оправдано, если для них нет прямого и удобного аналога в русской речи.
Одним из таких терминов является «фикрайтер». Это слово часто можно услышать в молодёжной среде фанатов какой-либо популярной медиа-продукции, например, в сообществе поклонников сериала, книги или аниме. Так что же такое «фикрайтер», и чем он занимается?
Происхождение термина
«Фикрайтер» — это слово двухсоставное. Вторая часть этого слова — «райтер» — это англоязычное «writer», что переводится как «писатель». Но почему бы тогда не использовать русское слово «писатель», которое и удобнее, и понятнее?
Тут входит в игру первая часть слова: «фик». С ней всё сложнее. Происходит она от английского «fiction», что означает «фантастика», «выдумка».
По идее, любой писатель, который пишет о вымышленных мирах и событиях, будь то космические путешествия к другим мирам, или приключения хоббитов в горах и лесах, является «fiction writer», то есть писателем фантастики. Но фикрайтером при этом он не является.
В данном контексте частица «fic» взята от слов «fan fiction», что довольно неочевидно. Означают эти слова фанатское творчество — тексты, сочинённые поклонниками какого-либо произведения по его мотивам.
Слова «fan fiction» сократились до простого «фанфик» — собственно, сам текст, написанный фанатом по мотивам чего-либо. Потом и «фанфик» сократился до «фик», отсюда и взялся фикрайтер — человек, который является поклонником какого-то уже созданного мира, и пишет фанатские произведения в рамках этого мира.
Причины появления
Если история рассказана хорошо, если книга или сериал захватывают человека действительно полностью, до глубины души, то с этим миром, созданным фантазией другого человека, совершенно не хочется расставаться. После финальной точки и финальных титров возникает вопрос: «А что же было дальше? А что было до этого? Я хочу ещё!».
Поклоннику какого-то произведения или героя в нём, естественно, хочется больше материала, больше информации. Иногда фанату хочется иного пути развития событий. Что произойдёт, если главный герой не умрёт, а продолжит свои деяния?
Автору, возможно, эта тема уже не интересна, он высказал всё, что хотел, но фанаты хотят ещё, и если автор отказывается продолжать тему, то люди берут дело в свои руки.
Известные фикрайтеры
Иногда фанфики зарождаются просто из-за недоступности исходного материала. К примеру, известный писатель-фантаст Рэй Бредбери начал писать именно с фанфиков. Прочитанная им в детстве книга про Тарзана от другого писателя, Эдгара Берроуза, настолько захватила воображение маленького Рэя, что он тут же захотел продолжения.
К счастью, про Тарзана было написано аж двадцать четыре тома. Но этих книг Рэю никто не покупал, поэтому он, не выдержав, начал писать про приключения Тарзана сам.
Часто создание фанфиков граничит с плагиатом и нарушением авторских прав. Российским читателям гораздо более известна книга «Волшебник Изумрудного Города» авторства Волкова, однако, эта книга является буквально фанфиком на произведение Лаймена Баума «Удивительный волшебник из страны Оз».
И, как это часто бывает, фикрайтер Волков не ограничился одной историей — в том же мире им было написано шесть книг, продолжающих приключения Элли. Эти приключения выходят за рамки оригинальной истории и географически, и морально-этически, и стилистически, во многом превосходя оригинал.
Знаменитый российский фантаст Ник Перумов начал свой писательский путь с монументального, просто эпического фанфика по «Властелину колец» Толкиена — трёхтомника «Кольцо Тьмы», продолжающего и расширяющего историю борьбы различных рас в мире Средиземья.
Впоследствии Ник Перумов перешёл на описание собственных миров, но влияние фэнтези-мира Толкиена прослеживается на всём его творческом пути.
Стать фикрайтером просто
С одной стороны, если уж становиться писателем, то всегда лучше развивать собственные идеи, создавать собственные, оригинальные миры. Да и эксплуатировать чужие идеи, даже пусть только из хороших побуждений, всё же неприлично и может быть неприятно для автора.
С другой же стороны, любому создателю приятно, когда его творчество вдохновляет других людей
творить самим. До тех пор, пока заимствованный мир не становится основой для коммерческого успеха, никто не будет возражать.
Для многих людей фикрайтерство является только первой ступенью, и неважно, поклонниками чего они являются — сериала «Игра престолов» или истории Отечественной войны 1812 года — любая тема способна заронить искру в сердце будущего писателя.
фикрайтер — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | фикра́йтер | фикра́йтеры |
Р. | фикра́йтера | фикра́йтеров |
Д. | фикра́йтеру | фикра́йтерам |
В. | фикра́йтера | фикра́йтеров |
Тв. | фикра́йтером | фикра́йтерами |
Пр. | фикра́йтере | фикра́йтерах |
фик-ра́й-тер
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -фикрайтер-.
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [fʲɪˈkraɪ̯tɛr], мн. ч. [fʲɪˈkraɪ̯tɛrɨ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- неол., интернет. автор фанфиков ◆ Наконец, кое-кто проникает и в сами писательские покои – начинает сочинять пародии, создавать комиксы, писать фанфики (вторичные любительские произведения на основе известных, популярных). Здесь происходит перераспределение ролей: фикрайтер бросает наживку автору исходного текста, заставляя интересоваться своим творчеством. Писатель и читатель меняются местами.
Юлия Щербинина, «Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры», 2017 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
- автор, сочинитель
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
- Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
что заставляет его писать? Плюсы и минусы фикрайтерства
Сначала поясню, кто такой фикрайтер. Еще пару десятилетий назад такого слова просто не было, как не было и дела, которым занимаются фикрайтеры. Фикрайтерство — новое литературное течение, когда поклонники какого-нибудь фильма, книги пишут продолжения оригинальных историй, альтернативные варианты развития произведения, пародии, переплетение разных книг или фильмов с теми же или совершенно новыми героями, используя сюжет, тех же персонажей.
Фикрайтер не претендуют на славу и деньги режиссера или писателя, чаще они или просто удовлетворяют свой графоманский зуд, или исправляют несуразности оригинального сценария, канвы книги. Например, я написала три довольно обширныхИ если первые два сезона этого фильма меня, как зрителя, вполне устраивали, ну, разве что, я в свободное от работы время делала романтические или смешные видеоклипы с главными героями этого сериала, то третий сезон полностью растоптал мои надежды на логическое завершение истории.
И пришлось, чтобы завершить гештальт (незавершенная ситуация, которая гнетет человека и заставляет расстраиваться), полностью видоизменить окончание истории взаимоотношений персонажей. Видоизменить для себя и для таких же заинтересованных товарищей с форума (тоже одна из реалий нашего Интернет времени).
Сначала я сама не подозревала, что я творю в рамках фан-арта и пишу фанфики, но меня довольно быстро просветили коллеги и поклонники… Поклонники уже моего сочинения. Чаще всего фикрайтеры собираются на форумах, объединенных общей темой — сериал, фильм, книга. Есть Интернет-порталы, где публикуются сборники фанфиков, целые коллекции, случаются конкурсы и турниры фикрайтеров.
Так почему же фикрайтеры пишут?
- Самая распространенная причина — недовольство существующим сюжетом, сложившимися отношениями;
- Непреодолимая страсть к сочинительству, творческому самовыражению, она же — графомания.
Ну, ладно, настоящих графоманов в психиатрическом смысле в фикрайтерстве один-два и обчелся, да и будущих авторов изданных книг тоже. Но, тут главное — выражение себя, сублимация своих эмоциональных порывов в писательстве.
Плюсы и минусы фикрайтерства
Очень важно для фикрайтера — отзывы почитателей и критиков. Они заставляют автора думать, анализировать, дают толчок к новым идеям, всплеску эмоций. Человек лучше начинает понимать себя, свое творчество, сюжет произведения. Кто-то после такого опыта, когда ты творишь, получаешь удовлетворение, отклики и комментарии читателей, способен серьезно поднять свою самооценку, найти себя в писательстве, копирайтинге, рерайтинге, фрилансе.
А из отрицательных моментов можно отметить то, что фикрайтер может зациклиться, полностью уйти от реальности в виртуальные страсти, стать зависимым от «положительных поглаживаний» поклонников.
Гамлетовский вопрос — писать или не писать?
Здесь нет однозначного ответа, человеку иногда самому трудно оценить, насколько его творения имеют ценность. Проверочными факторами являются отклики других людей и время. Иногда по прошествии нескольких месяцев кажется, что-то, что ты написал когда-то, полный бред.
А иногда чудится, что можно немного подредактировать и написать собственное оригинальное произведение.
Ответы@Mail.Ru: Кто такой фикрайтер?
Фикрайтер, -а, м. (фаны, аниме) значение: автор фанфиков — фанат, дилетант, создающий продолжения популярных художественных произведений. пример текста: Юля, 27 лет, фикрайтер, фики пишу уже лет семь. • Хехехе теперь я не походу не просто графоман, но еще и фикрайтер. • А как приятно любому фикрайтеру тут же получить отклик на свое произведение. • • Дорогие фикрайтеры, фикридеры и просто фанаты Наруто. • Фикрайтер рассказывает о том, о чем умолчал автор. *** Как все-таки много внес в нашу жизнь интернет! Теперь, посмотрев новый фильм или прочитав книгу, народ сразу же лезет в Сеть за дополнительной информацией, поскольку возникает масса новых вопросов. Например, есть ли у данного произведения продолжение, сколько всего частей было написано, когда же можно снова погрузиться в мир полюбившегося героя? «Конечно, результат поиска радует не всегда. Ты только погрузился в новый, созданный писателем мир, втянулся в перипетии сюжета, увлекся его героями, ты с нетерпением ждешь продолжения любимого романа, а автор, будь он неладен, прекратил работу над этой темой! Ты разочарован, рассержен, огорчен. Что же делать?! Именно тогда на сцену и выходят дети интернета — фикрайтеры. Что они собой представляют, чем руководствуются, в чем их задача? На все эти вопросы без колебаний отвечают сами фикрайтеры. Во-первых, фикрайтер — это грамотно пишущий автор со своим стилем, свежими идеями, стремящийся к безупречности, и при всём при этом жутко самокритичный. Почти профессиональный писатель, хотя рискует навсегда остаться в фикрайтерах. Только главный объект его творческой деятельности не окружающая действительность, а фанфик (от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература). Во-вторых, свои идеи этот автор черпает не откуда-нибудь, а из оригинальных произведений, используя их персонажей и канон. Ну а в-третьих, отдавая своеобразную дань любимой книге, он завоевывает признание читателей, и кто знает, может в скором будущем сможет создать свое собственное творение, которое будет по достоинству оценено его преданными фикоманами. В России движение фикрайтеров только набирает обороты, его еще нельзя сравнить с западным фандомом, но оно неустанно растет буквально в геометрической прогрессии. Для этого есть все условия, ведь в нашей стране фанфики никем не преследуются, тогда как в Японии и США они вне закона. Разумеется, далеко не на каждую книгу можно найти подборку фанфиков, тем более на русском языке. Но будьте уверены, что у таких известных произведений, как «X-men», «Властелин Колец», «Гарри Поттер», «Сумерки», «Вампирские хроники» и «Пираты Карибского моря», существует сотни интерпретаций. Конечно, не все фикрайтеры безупречны. Часто встречаются индивидуумы, которые, по-видимому, только выучили алфавит и научились составлять из него отдельные слова. Они, не задумываясь, хватаются за сотворение «шедевра», требуя хвалебных отзывов, забыв почему-то о том, что сие, ими написанное, должно иметь хоть какой-то смысл и хоть какую-то сочетаемость. Но истинным ценителям фанфикшена не стоит унывать. Наоборот, такие «фикрайтеры» вовсе не бесполезны. На их чудовищных ошибках будут учиться, как нельзя писать фик, новые молодые дарования, а старожилы вдоволь посмеются над всеми этими перлами и выставят их напоказ — остальным же тоже интересно! <a rel=»nofollow» href=»http://kuranakemi.beon.ru/39957-875-fikraiter.zhtml» target=»_blank»>http://kuranakemi.beon.ru/39957-875-fikraiter.zhtml</a>
Дилетант, создающий продолжения популярных художественных произведений.
Фанфик — Википедия
Фа́нфи́к[1][2] — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д.[3][4][5][6][7][8] Авторами подобных сочинений — фикра́йтерами (англ. Fic-writer [fɪk’raɪtər]), — как правило, становятся поклонники оригинальных произведений. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками).
Понятие произошло от англ. fan fiction [ˈfænˈfɪkʃ(ə)n] — фан-литература, фан-проза[3][4][5][6][7][8]. Встречаются также жаргонизмы «фэн фи́кш(э)н», «фэн-фи́кш(э)н», «фанфикшн», «фэнфик», «ФФ» или просто «фик».
История
Предшественники
«Завещание Крессиды» (The Testament of Cresseid) Роберта Генрисона можно рассматривать как очень раннюю форму фанфика. История основана на поэме «Троил и Крессида» (Troilus and Criseyde) Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. В своём рассказе Генрисон ввёл трагическую концовку со смертью Крессиды, поскольку её трагическая судьба не была упомянута в Чосеровской версии произведения.
Возрастающая популярность романа Сэмюэля Ричардсона «Памела, или вознаграждённая добродетель» благодаря ещё слабо развитым законам о копировании творчества привела к публикации ряда неавторизированных сиквелов[9]. Так же, как и фанфики, эти сиквелы дополняли историю жизни Памелы, рассказывая о событиях после времени действия романа.
Шарлотта Бронте и её сёстры написали много историй, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли, первого герцога Веллингтона, и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супергероической фигурой, герцогом Заморной. Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом «фанфиков о реальных людях»[10].
Уильям Теккерей в 1849 году опубликовал сказку «Ревекка и Ровена» (из цикла «Рождественские истории»), которая представляла собой шуточное завершение «Айвенго» Вальтера Скотта. Автор «исправил» возмущавшие читателей сюжетные линии, в результате воссоединяются рыцарь Айвенго и еврейка Ревекка, которые в исторической реальности ни при каких обстоятельствах не могли быть вместе. Произведение также имело критическую направленность против романтической литературы того времени[11]. Жюль Верн написал несколько романов, продолжавших сюжетные линии любимых им произведений — «Два года каникул» и «Ледяной сфинкс».
На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: на его основе были созданы пародии такими авторами, как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит. В придачу поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса».
Современное представление
Научно-фантастический журнал «Spockanalia» содержал первый фанфик в современном значении этого слова.Незадолго до начала 1965 года выражение «Fan fiction» было использовано в фэндоме научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.
Как бы то ни было, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах. Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia» (1967 год) содержал фанфик. Много поклонников последовали этому примеру[прим. 1]. Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати, мимеографов и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы. В отличие от других аспектов фэндома, девушки доминируют среди авторов фанфиков: в 1970 году из написанных по «Звёздному пути» фанфиков в 83 % случаев авторами были девушки, а в 1973 году — в 90 %[прим. 2]. Один учёный как-то подметил, что фанфики «предназначены для удовлетворения потребности преимущественно женской аудитории в художественных повествованиях, которые выходят за рамки обыденной киноиндустрии»[прим. 3].
Японские додзинси
Также около 1960—1970-х годов аналогичная тенденция началась и в Японии. В те времена стали популярны любительские манга и новеллы, известные как додзинси, широко распространённые в кругах додзин (японский термин, обозначающий группу людей, объединённую общими интересами, хобби и т. п.). Большинство из этих додзинси было создано на основе существующей манги, аниме, франшизах компьютерных игр[12].
Авторские права
Распространение фанфиков в некоторых странах может рассматриваться как нарушение авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому фикрайтеры указывают правообладателя — автора оригинала, которому принадлежат все права на использованных персонажей или художественный мир, не претендуя на какое бы то ни было извлечение прибыли из этого творчества. А подавляющее большинство подобных произведений создаётся просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.
Творческие перспективы
Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентировано на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.
«Fanfiction» — это то, как бы выглядела литература в постапокалиптическом мире, если бы была заново изобретена кучкой талантливых фанатов поп-культуры, запертых в бункере. Они делают это не ради денег. Совсем не для этого. Писатели пишут и выкладывают в интернет своё творчество ради собственного удовольствия. Они — обычные поклонники, но не молчаливые диванные потребители медиа. Культура обращается к ним, и они отвечают ей на её же собственном языке.
Оригинальный текст (англ.)
Fanfiction is what literature might look like if it were reinvented from scratch after a nuclear apocalypse by a band of brilliant pop-culture junkies trapped in a sealed bunker. They don’t do it for money. That’s not what it’s about. The writers write it and put it up online just for the satisfaction. They’re fans, but they’re not silent, couchbound consumers of media. The culture talks to them, and they talk back to the culture in its own language.
Профессор литературы Генри Дженкинс так объясняет взаимосвязь между трансмедийными повествованиями и фанфиками[13]:
Энциклопедические амбиции трансмедийных повествований часто приводят к тому, что в сюжете существуют некие пробелы, несостыковки или недосказанности, которые подразумевают эпизод, о котором нельзя рассказать более подробно, а ограничиваются лишь намёками. Поэтому увлечённые поклонники имеют стимул, чтобы продолжить или более тщательно продумать эти эпизоды сюжета с помощью своего воображения, что, в конце концов, выливается в их собственное творение. «Fanfiction» можно рассматривать как неавторизированное дополнение к медиа франшизам, порождённое желанием «заполнить бреши», которые они открыли в сюжете оригинального произведения искусства.
Оригинальный текст (англ.)
The encyclopedic ambitions of transmedia texts often results in what might be seen as gaps or excesses in the unfolding of the story: that is, they introduce potential plots which can not be fully told or extra details which hint at more than can be revealed. Readers, thus, have a strong incentive to continue to elaborate on these story elements, working them over through their speculations, until they take on a life of their own. Fan fiction can be seen as an unauthorized expansion of these media franchises into new directions which reflect the reader’s desire to «fill in the gaps» they have discovered in the commercially produced material.
Разновидности фанфиков
Это лишь некоторые примеры[12] фиков из англоязычной субкультуры. В реальности каждый автор может создать собственный тип фанфика, поэтому разновидностей настолько много, что их не перечислить.
По характеру отношений
- «Domestic Discipline» — присутствуют телесные наказания: как правило, один из сексуальных партнёров избивает другого за неправильные действия.
- «Alternate Pairing» («Shipping») — описание романтических или сексуальных отношения пар, которые по канону оригинального произведения не испытывают друг к другу любовных чувств.
- «Слэш» (от англ. Slash) — разновидность «Alternate Pairing», с отношениями между мужчинами.
- «Curtain Story» — как правило, «Slash», в котором пара ведёт себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
- «Femslash» («Femmeslash», «Fem», «Saffic») — описание романтических или сексуальных отношений между женскими персонажами.
- «Fluff» — это тёплые, ничем не омрачённые отношения между персонажами.
- «Het» («Heterosexual», «Shipping») — фокус на романтических или сексуальных отношениях между разнополыми героями с колебанием от непринуждённой романтики до откровенной эротики.
- «Smarm» — один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
- «Gen» (от англ. general audience) — любовная линия отсутствует или малозначимая.
- «UST» (англ. Unresolved Sexual Tension) — герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
- «Lemon» — содержит сцены откровенного сексуального характера.
- «Lime» — тот же «Lemon», который прошёл цензуру и более имеет сцены эротического, чем порнографического характера.
- «PWP» (от англ. Porn without Plot «порнография без сюжета» или от Plot, what Plot? «сюжет?! какой сюжет?..») — бессюжетная порнография с незатейливым минимальным сюжетом вокруг постельных сцен.
- «Vanilla» — сексуальные отношения без BDSM (садомазохистские мотивы).
- «Grapefruit» — присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту.
По способу создания
- «Сrossover» — фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
- «Filk» — фанфик в виде песни.
- «POV» (от англ. Point of view) — повествование от первого лица одного из героев.
- «Profic» — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. «Profic» пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer» или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг.
- «Round Robin» — фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
- «RPF» (англ. real person fiction) — героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
- «RPS» (англ. real person slash) — описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
- «Self-insert» («Author Character») — так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика.
- «Song-fic» — фанфик, в котором часто используется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
- «TWT» — в фанфике нарушена временная последовательность действия.
По соответствию оригиналу
- «AU» (от англ. Alternative Universal) — есть значимые расхождения и противоречия с каноном оригинала.
- «NO-AU» — расхождений с миром оригинала нет, или они спорны, либо малозначимые.
- «Original Fanfiction» — иногда так называют любительские произведения, которые совсем не затрагивают ни один из фэндомов или же имеют очень малую и косвенную взаимосвязь.
- «Uber Fanfiction» «Uberfic» — разновидность фанфика, очень приближённая к «Original Fanfiction», но имеет большую связь с оригиналом. К примеру, фикрайтер использует в своём ФФ Ксену и её подругу Габриэль, хотя, кроме имён и дружеских отношений, всё остальное в фанфике — полностью вымысел фикрайтера, не имеющий никакого отношения к канонам оригинала.
- «OOC» (от англ. Out Of Character) — есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведения.
- «OC» (от англ. Original Character) — фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ персонажа, не входящий ни в один из фэндомов. Как правило, такие персонажи являются вторичными по отношению к фэндомным персонажам и часто взаимодействуют с ними, помогая преодолеть препятствия. Уникальные персонажи являются загадочными и непредсказуемыми, при этом совсем не похожи на образ «Мэри Сью».
- «OFC» (от англ. Original Female Character) — фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ женского персонажа.
- «OMC» (от англ. Original Male Character) — фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ мужского персонажа.
- «Мэри Сью» (англ. Mary Sue), иногда «Мэрисья» или «Машка» — персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще, как правило, женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением.
- «Марти Стью», он же «Марти Стю» (англ. Marty Stu) или «Морис Стю» (англ. Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий — Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) — мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью[прим. 4].
По сюжету
- «Angst» — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.[источник не указан 546 дней]
- «Dark», «Darkfic» — рассказ, написанный с позиции «тёмной стороны»: в центр повествования ставится кто-то из антагонистов исходного произведения.[источник не указан 546 дней]
- «Deathfic» — фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
- «Established Relationship» — описывает установившиеся отношения между героями.
- «Hurt/Comfort» — фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему на помощь.
- «Continuation» — продолжение оригинального произведения.
По размеру
- «Ficlet» — короткий одночастный фанфик.
- «Drabble» — отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под этим подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
- «Vignette» — очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
Смежные жанры
По мере роста возможностей поклонников произведений искусства, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных войн» — это фанфильм.
Другим видом творчества фанов, напоминающим фанфикшен, является фан-арт — рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.
Примечания
- ↑ .Joan Marie Verba. Boldly Writing: A Trekker Fan & Zine History, 1967-1987 (англ.). — Minnetonka MN: FTL Publications, 2003. — ISBN 0-9653575-4-6. Архивная копия от 10 сентября 2016 на Wayback Machine
- ↑ Coppa, Francesca. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet (англ.) / Hellekson, Karen; Busse, Kristina. — Jefferson, North Carolina: McFarland & Company (англ.)русск., 2006. — P. 41—59. — ISBN 978-0-7864-2640-9.
- ↑ Bacon-Smith, Camille. Science Fiction Culture (англ.) (неопр.). — University of Pennsylvania Press (англ.)русск., 2000. — С. 112—113. — ISBN 978-0-8122-1530-4.
- ↑ Segall. Fan Fiction Writing: New Work Based on Favorite Fiction (англ.). — Rosen Pub., 2008. — P. 26. — ISBN 1404213562.
Литература
- Николай Калиниченко. Отражения отражений // Если : журнал. — М.: Любимая книга, 2012. — № 11. — С. 263—268. — ISSN 0136-0140.
- Черняк В. Д., Черняк М. А. Фанфик (фэнфик), Фанфикшн // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. — 2-е издание, стереотипное. — М.: Флинта, 2015. — С. 174—176. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
- , Фанфикшен (fan fiction) как жанр массовой литературы: стереотипы гендерного сознания «аффтаров» // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России: Сборник научных статей / И. Л. Савкина, М. А. Черняк. — СПб.: СПГУТД, 2009. — С. 135—137. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7937-0239-3.
- Фанфикшен: последняя битва автора и читателя // Эстезис. — 2017. — Февраль (№ 11).
Типичный фикрайтер | Фикбук вики
Типичный Фикрайтер (ТФ) — главный и самый популярный паблик по ФБ. На настоящий момент население составляет >89000. Основной контингент — фикрайтерши-яойщицы, Йуные Аффторы и просто фикрайтеры разного возраста, пола, состояния души и тела.
Генератор (он же Гена) — относительно рандомно приводящаяся лотерея, где успех зависит не от фикрайтерских способностей, а от удачи и способности влепить нужное число. Породил некоторое количество истерий и мемов о тех, кто не успел.
По слухам администрации, победу можно выкупить за енотов или частушки.
Особенностью данного мероприятия является троллинг со стороны администрации и реакция подписчиков на так желаемое число.
Марафоны критики — проводящееся ВНЕЗАПНО, как и генератор, мероприятие, в ходе которого под оставленным администратором постом 50 успевших могут оставить «шапку» и ссылку на свою работу, после чего остальные участники, перейдя по ссылке, могут оставить отзыв на эту работу с пометкой «марафон». Успевший на марафон фикрайтер обязан в свою очередь оставить ответный отзыв, то есть откомментировать любую работу оставившего к его работе отзыв автора.
После проведения марафона, как и генератора, в комментариях появляется over 9000 жалоб «я опять не успел!» и вопросов «А что вообще такое марафон/гена?» от новичков и слоупоков, порой это так достаёт обитателей ТФ, что на несчастных изливаются тонны ненависти и посылов в жопу Гугл и FAQ.
Летом 2014 года, ввиду участившихся случаев халтуры, администрация ТФ ввела новое правило для марафонов: отзыв к оставленной на марафон работе, как и ответный отзыв, должен быть не меньше 10 вордовских строк 11 размером, но некоторые всячески пренебрегают этим правилом.
Антихоливар — это самое крупное и при этом одно из самых миролюбивых фикрайтерских сообществ. Крупных срачей здесь почти не бывает (в отличие от того же FICBOOK CONFESSIONS), споры бывают лишь на классическом уровне «слеш в топку, гет скучный, джен форева» (фем плачет в углу), а в определенных темах-обсуждениях любой может получить помощь.
Возможно, причина этого в том, что большинство фикрайтеров ТФ, несмотря на различия в жанровых и фэндомных предпочтениях, сходятся в таких глобальных для фикрайтера вопросах, как вечное ожидание музы, находящейся в хроническом запое, проды (продолжения к начатому фанфику) и пинание своей беты/автора/соавтора.
Изредка вспыхивают межличностные разногласия, но администрация быстро устраняет конфликт, посылая карательный банхаммер спорщикам.
Вечера ЧатВдвоём — периодически проводящиеся флешмобы с набегами на сайт chatvdvoem.ru, предназначенный для анонимных разговоров, где фикрайтер приветствует собеседника шуточным паролем вроде: «Гетщика слэшерам дженом через омегаверс!». Встретив «своего», фикрайтер должен ответить «отзывом» (например, «но НЦушный флафф его спасет»). Пароли и отзывы каждый раз меняются.
Несмотря на прямой запрет администрации, нередко участники флешмоба на чатвдвоём сообщают собеседнику, что пришли через флешмоб на ТФ, и даже дают ссылку на паблик, что очень не нравится админам, но некоторые индивидуумы так вливаются в эту разностайную толпу, что пополняют фикрайтерскую армию.
Ургант и Цекало — шуточные прозвища администраторов ТФ (Маргариты, также известной как Keitaro.D, и Станиславы, также известной как Тётушка Сова). Используются повсеместно.
Ссылки на другие ресурсы — с музыкой, с картинками, просто с «умными» мыслями. Музыка — «Типичное вдохновение», картинки — приходят от подписчиков, как и «умные» мысли тоже. В картинках обычно присутствуют «мемы» и негодование юных фикрайтеров по поводу разных внешних обстоятельств, кои мешают им прославиться и прийти к успеху.
Типичное Вдохновение — филиал с музыкальным контентом и артами, помогающий найти вдохновение. Весь контент присылают подписчики; также, кроме подборок, публикуются просьбы о помощи со стороны юзеров.
Типичная Помощь — филиал для любых вопросов по любым темам, кроме музыки и артов.