Я хочу стать киносценаристом — что дальше? — Look At Me
Но самая эффективная методика обучения — писать. Много писать. Заметок, заявок, синопсисов, тритментов и, конечно, сценариев. Технологически это самое простое. И если с самого начала убить в себе лень, то результат обязательно придёт.
Я думаю, что самым важным качеством хорошего сценариста является способность писать именно сценарии, а не эссе, рассказы, повести или романы. Сценарий — не литература. В этом всегда помогут люди, которые ждут от вас сценарий, они просто не станут церемониться. Они сразу же скажут, почему из ста страниц, которые вы принесли, девяносто — литература и «на выброс». Ловите этот момент и слушайте внимательно — это бесценная школа.
Сценарист — самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.
При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста. Все знают, кто режиссёр фильма «Москва слезам не верит», кто в ролях, кто поёт песню «Александра», но знаете ли вы, кто написал эту чудесную историю? Теперь погуглите, и вы удивитесь, сколько прекрасных фильмов, которые вы смотрели, придумал этот человек.
Один из самых страшных секретов российской кинодраматургии заключается в том, что в России невероятное количество сценаристов. При этом на сценарии совершенно чудовищный спрос, потому что вся эта масса профессионалов производит смехотворное количество хорошего сценарного материала. Из этого вытекает простой вывод: если вы напишете интересный, сильный сценарий, у вас его обязательно купят. За хорошие деньги. Не спрашивая диплом и рекомендации. Если у вас никто не покупает сценарий, значит, он плохой».
программы, цены на обучение, адреса
На курсах сценаристов вас научат как готовиться к питчингу и правильно презентовать свою идею, чтобы готовые сценарии не пылились на полке. Вам расскажут, какие сюжеты нужны индустрии, и дадут множество советов, с чего начать.
На занятиях вы освоите структурный подход к разработке сценариев в разных жанрах и форматах от мелодрамы и комедии до боевика и триллера.
Узнаете законы построения сценария. Элементы структурной и сюжетной композиции. Анализ и подробный разбор фильмов, в которых не использованы диалоги.
В данной статье вашему вниманию представлена подборка киношкол Москвы, где можно пройти курсы сценаристов, описание учебных программ, а также сроки и стоимость обучения.
Высшие курсы сценаристов (ЦАО)
Адрес: м. Белорусская, Большой Тишинский пер., 12
Сайт: https://www.kinobraz.ru
Телефон: +7 (499) 253-64-88
Стоимость: от 19000 р. в месяц
Многолетнее творческое сотрудничество связывает Курсы с известным польским режиссером Кшиштофом Занусси. Курсы регулярно осуществляют проекты по международному сотрудничеству с киношколами Польши и Франции.
Высшие курсы это:
- Полтора года тесного общения с МАСТЕРОМ.
- Мастер-классы лучших режиссеров, операторов, драматургов, художников, продюсеров…
- Уникальные лицейские традиции и творческая атмосфера…
- Собственная техническая база для съемок, записи звука и монтажа.
Московская школа кино (ЦАО)
Адрес: м. Курская, ул. Нижняя Сыромятническая, дом 10, стр. 2
Сайт: https://moscowfilmschool.ru
Телефон: +7 (495) 640-80-14
Стоимость: от 330000 р. в год
Это не просто курсы сценаристов в Москве. Первый год на программе «Сценарное мастерство» включает лекции по истории и теории кино, занятия по сценарному мастерству. Вы будете разбирать и анализировать сценарии классических и современных кинокартин, прослушаете курс драматургии и изучите ее принципы, а также конвенции различных жанров, включая анимационные фильмы.
Посетите разработанный для сценаристов курс лекций по психологии. На практических занятиях будете писать сценарии полнометражных и короткометражных экранизаций. Словом, учиться на сценариста вы будете с первых дней, уделяя внимание и теории, и практике.
Второй год обучения готовит еще больше практики: вы начнете работу над телевизионным сериалом по брифу студии или телеканала. Совместно со студентами программы «Режиссура» начнете девелопмент — разработку сценария короткометражного фильма.
Вашей итоговой работой курса станет оригинальный сценарий полнометражного фильма. Параллельно вы познакомитесь с обзорами рынка, спецификой смежных профессий и различными аспектами авторского права, пройдете тренинги по презентации проектов.
Завершая курс обучения сценаристов вы примете участие в выпускном питчинге — презентации авторских проектов представителям кинокомпаний и телеканалов.
Что войдет в портфолио:
- сценарий короткометражного фильма;
- адаптация или экранизация литературного произведения, кинофильма или же реальных событий;
- заявка на телевизионный сериал;
- сценарий полнометражного фильма.
По окончании обучения вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании.
Продолжительность обучения: 2 года.
Pro-Vision Cinema (ЦАО)
Адрес: м. Охотный Ряд, ул. Большая Дмитровка, дом 8/1
Сайт: https://provisioncinema.ru
Телефон: +7 (985) 076-57-07
Стоимость: от 65000 р. за курс
Сценарий – как интересно рассказанная драматическая история. Отличие от художественной литературы и театральной пьесы. Фильм как произведение зрелищного искусства. Кинематографические средства для создания экранного киноизображения.
Стратегии овладения вниманием для появления зрительского любопытства, сопереживания, саспенса. Идентификация с главным героем. Организация рабочего пространства сценариста. Как победить внутреннего критика. Формирование привычки писать каждый день. Поиск мотивации: почему возникла потребность написать и как довести дело до готового киносценария.
Программа:
- В чем особенность построения сюжета сценария короткометражного фильма? Логлайн, посыл, тема и идея истории. Основные элементы сюжета. Анализ разных жанров.
- Что входит в понятие «киноязыка»: изображение, звук, композиция, сюжет, образ, идея. Кинематографические средства создания изображения: кадр, план, композиция кадра и др.
- Что такое эмоции и для чего они нужны в кино? Отличие эмоций от чувств. Как зримо передать эмоции персонажа через его действия.
- Что такое кинематографическая деталь? Только в кино деталь может быть самостоятельным персонажем. Способы выделения детали. Различные функции детали в сценарии фильма. Упражнения на использование деталей, создание каталога деталей.
- Первый вариант короткометражного сценария. Разбор и анализ конфликта героя и антагониста. Практическая проверка есть ли в представленном сюжете кульминация, катарсис. Как проявлен конфликт героя и антагониста.
- Как создается образ персонажа в сценарии? Биография, психологические особенности характера, речевая характеристика и др. Внутренний и внешний конфликт у героя. Упражнения на создание разных характеров.
- Что входит в понятие драматической ситуации? Три фактора определения драматической ситуации. Альтернативный фактор – что это такое? Упражнения на отработку каждого фактора – возбуждение любопытства, создание сопереживания и саспенса.
- Понятия «цель героя» и «драматическое событие». Без определения цели главного героя и создания драматического события сценарий не получится. Почему у героя возникает причина двигаться к цели?
- Зачем в сценарии нужен финальный поворот? Анализ классических фильмов с успешным использованием поворота. Сюжетная перипетия. Барьеры, бреши в построении сюжета. Подготовка финального поворота сюжета.
- Чтение вторых вариантов короткометражных сценариев. Подведение итогов.
- Обучение завершается самостоятельной индивидуальной работой – сценарием короткометражного фильма. По окончании курса будет проведён экзамен для проверки у слушателей уровня полученных знаний и защиты авторского киносценария.
Успешно выполнившим программу студентам вручается сертификат о прохождении курса: «Практика создания киносценария».
Cрок обучения: 5 месяцев, количество учебных часов: 144.
Арка (ЦАО)
Адрес: м. Китай-город, Хитровский пер., 2/8, стр.5
Сайт: http://www.arka.film
Телефон: +7 (495) 155-25-74
Стоимость: от 80000 р. за курс
Вы много пишите на протяжение всего курса, оттачиваете свой сценарный навык под присмотром действующих редакторов и креативных продюсеров. Получаете гарантированную обратную связь. Учитесь писать то, что будет пользоваться реальным спросом.
Ваше портфолио будет включать в себя сценарий короткометражки и юмористического скетча, сценарий пилота (пробного выпуска) скрин реалити и веб-сериала, сценарную заявку на полный метр, телесериал и адаптацию литературного произведения.
Продолжительность курса: 1 год.
Индустрия (ЦАО)
Адрес: м. Чкаловская, Подсосенский пер., д. 26, стр. 1
Сайт: http://industryfilm.school
Телефон: +7 (499) 444 20 17
Стоимость: от 300000 р. в год
Курс создан для тех, кто любит сочинять истории и хочет обучиться принципам драматургии, психологической проработке характеров персонажей, грамотной презентации собственных идей и многому, многому другому.
Цель курса: подготовить профессионалов индустрии, которые будут писать сценарии для игрового и документального кино, рекламных роликов и музыкальных клипов, работающих в любых жанрах — от комедии до вестерна.
Двухгодичный курс состоит из лекций и семинаров по драматургии и сценарному мастерству, а также трех практических модулей по работе над сценариями короткометражных и полнометражных фильмов.
Во время обучения студенты-сценаристы вместе со студентами других курсов работают над учебными проектами: этюдами и короткометражными фильмами, учатся командному взаимодействию, проходят профессиональную практику на ведущих российских студиях.
По окончании обучения студенты получают шанс написать сценарий дипломного проекта (полнометражного фильма или пилота сериала) под личным кураторством ведущих российских сценаристов.
Формат обучения: Занятия по будням (3 часа), а также в один из выходных дней (6−7 часов).
Академия Коммуникаций Wordshop (ЦАО)
Адрес: м. Курская, 4-й сыромятнический пер., дом 1, стр. 6
Сайт: https://wordshop.academy
Телефон: +7 (495) 233-66-31
Стоимость: от 320000 р. за курс
Основная задача мастерской — подготовка авторов для создания сценариев кассовых фильмов, будь то кино, сериалы или веб-сериалы.
В мастерской вы научитесь:
- придумывать или находить в жизни истории, достойные хорошего кино;
- создавать таких живых героев, которые смогут донести эту историю до зрителя;
- профессионально реализовать свой замысел.
- Владея только теорией, невозможно стать сценаристом. Основной упор в мастерской будет делаться на практическую работу:
- коллективное придумывание «рабочих» идей;
- их совместная разработка;
- создание отдельных сцен, которые могут стать частью будущего фильма.
И обязательно — общее обсуждение. Мастер и студенты — это своеобразная «фокус-группа», которая определяет жизнеспособность идеи.
Студенты во время обучения получают возможность участвовать в проектах преподавателей и мастеров и помогать им в создании больших проектов (сериалы, сценарии полного метра).
Учебные предметы: сценарное мастерство (1 триместр: короткий метр, 2 триместр: сериалы, 3 триместр: полный метр), режиссура видео, история кино, кинодраматургия. Дипломная работа: сценарий полного метра.
Курсовые и дипломные работы студентов будут рассмотрены в «Агентстве Стардаст» — крупнейшем российском сценарном агентстве. Лучшие проекты будут приняты для реализации на рынке. Зарекомендовавшим себя в ходе обучения выпускникам может быть предложена работа в авторских группах на текущих проектах «Агентства Стардаст».
Продолжительность обучения: 1 год.
Лига Кино (ЦАО)
Адрес: м. Спортивная, Кооперативная улица, дом 3, к. 6
Сайт: https://www.ligakino.ru
Телефон: +7 (969) 054-71-73
Стоимость: от 27000 р. за курс
Здесь вам позволят понять и попробовать писать сценарии по тем правилам, которых придерживается современная мировая кино- и телеиндустрия.
Киношкола «Лига Кино» отличается индивидуальным подходом к каждому слушателю. Занятия проходят в дружеской атмосфере творчества единомышленников. Вы почувствуете, что такое коллектив в котором никто не ждет твоего промаха, а все искренне разделяют с тобой радость от успехов.
Программы обучения:
- Базовый курс. I этап. «Сценарист кино». Курс посвящен написанию короткого метра, но правила в большинстве своем, распространяются и на полный метр и на сериалы. За курс вы напишете три работы. Все три – сцена, немой этюд, короткометражный сценарий – могут быть экранизированы и стать основой короткого фильма.
- Базовый курс «Сценарий полнометражного фильма». Мы будем, на примере известных фильмов с лаконичным и интересным сценарием, изучать структурные элементы и драматические приемы. За курс вы напишете сценарий полнометражного фильма.
- Как написать мелодраму, за которую не стыдно. На курсе вы напишете свой сценарий мелодрамы вместе с автором сериала «Двойная сплошная» и узнаете секреты профессиональной сценарной кухни.
- Курс для продолжающих. «Второй полнометражный сценарий». На курсе не будет повторения того, что изучают в базовом блоке, программа рассчитана на работу с вашими проектами. Обсуждение и мини-питчинг сценарных идей в начале курса и тщательное развитие и шлифовка ваших сценариев до финала лаборатории.
- Сценарный курс высшего уровня СЕРИАЛ 2.0. Необходимы базовые знания драматургии и портфолио из сценариев короткого и/или полного метра. Главная цель курса – за полгода написать реальные проекты – сериальные пакеты для телеканалов и/или интернет-вещателей под руководством главных редакторов крупнейших сериальных продакшенов.
- Сценарист в игровой индустрии. Вы будете работать над коммерческими игровыми проектами
находящимися в разработке.
Киномейкер (ЦАО)
Адрес: м. Площадь Революции, ул. Ильинка, д. 4, Гостиный двор
Сайт: https://kinomaker.online
Телефон: +7 (495) 772-37-33
Стоимость: от 25000 р. за курс
В школе для Вас откроют секреты сценарного мастерства и научат мыслить по-другому, без шаблонов и копирования. На основе уроков и индивидуальных консультаций преподавателя, Вы обретете не только теоретические знания, но и получите практический багаж для создания интересных сюжетов, которые заставят зрителей увлеченно ожидать развязки событий.
Здесь обучают правильному построению диалогов персонажей, которые смогут передать основную идею Вашей задумки. Только с нами вы сможете ответить для себя на вопрос «Как написать свой первый сценарий?».
Написание хорошего сценария – это верхушка айсберга киноиндустрии. Продвижение хорошего текста является также трудоемкой работой. Курс направлен не только на обучение по написанию текстов, но и правильной презентации сценария на питчингах.
На курсах Вы получите знания о технологиях продвижения своего сценария в качестве сценариста. В школе Вы сможете узнать, куда необходимо обращаться после обучения по сценарному мастерству. Мастер-сценарист Юлия Петрова подробно расскажет, как Вы сможете реализовать свой потенциал в сфере сценарного мастерства.
Лучшие работы обучающихся наших курсов будут показаны продюсерам и смогут послужить хорошей основой для новой картины.
Школа Германа Сидакова (ЦАО)
Адрес: м. Арбатская, Мерзляковский переулок дом 15, стр 3
Сайт: https://sidakov.ru
Телефон: +7 (926) 333-55-56
Стоимость: от 12000 р. за курс
Срок обучения 1 месяц
В программе курса:
- работа над вебсериалом;
- сериалом;
- коротким метром;
- полным метром.
Успешно прошедшие курс будут иметь возможность зачисления на основной курс вне конкурса, с зачетом суммы, в оплату основного курса.
ОСНОВНОЙ КУРС
Задача курса Выпустить профессионалов в кино и театральной индустрии, познание профессии от точки задумки до выхода его на зрителя. Где на первом месте стоит практическое освоение профессии. А результатом обучения становится выпуск творческого продукта (спектакль или полный метр).
Продолжительность курса — 4 месяца. Основной практически-теоретический блок длится 3 месяца. По результатам этого учебного блока производится отбор студентов на конкурсной основе на следующий этап.
Киношкола А.Митты (ЦАО, ЮВАО)
Адрес:
- м. Баррикадная, Гранатный переулок, дом 7
- м. Волгоградский проспект, ул. Новоостаповская 5, стр. 3
Сайт: http://seminar.mitta.ru
Телефон: +7 (495) 902-56-06
Стоимость: от 61000 р. за курс
Сценарная мастерская помогает развитию вашего замысла от сценария до фильма. Вы на практике узнаете, как сделать много маленьких шагов к далекой цели, чтобы не сбиться и донести идею с максимальным развитием драматического конфликта.
Программа:
- Эмоциональное развитие истории.
- Конфликт.
- Драматический герой.
- Саспенс.
- Характеры персонажей.
- Поворотные пункты.
- Трёхактная структура.
- Пятиступенчатая структура.
- Четыре фильма в одном.
- Единство и разнообразие.
- Скорость и вдох-выдох.
- Этюд, эпизод, кино-новелла.
- Метод карточек.
- Сценарный формат записи.
- Харизматические герои.
Каждую тему здесь проиллюстрируют фрагментами из фильмов, сопроводят креативными упражнениями и покажут, как живые страсти делают незаметными «скелеты», которые находятся внутри.
Задача — научить вас создавать киносценарии, так что лекции займут лишь небольшую часть времени. На практических занятиях вы будете придумывать, писать, создавать и перерабатывать сюжеты под руководством лучших сценаристов России и Голливуда.
Учебный центр UHD (ЮАО)
Адрес: м. Шаболовская, Ленинский проспект, дом 15
Сайт: http://www.uhdtv.ru
Телефон: +7 (499) 653-60-90
Стоимость: от 16000 р. в месяц
В учебном центре слушатели изучают не только теоретическескую часть выбранной профессии, но и получают практический опыт, чтобы стать настоящим профессионалом! Практические занятия могут быть студийными так и выездными.
Методики преподавания предполагают стажировку, что позволяет лучше познакомиться с будущей профессией в рабочих условиях.
После успешного окончания обучения выдаётся Диплом о профессиональной переподготовке с правом работы по выбранной специальности.
Школа ТВ СПбШТ (САО)
Адрес: м. Белорусская, 3-я улица Ямского Поля, 24
Сайт: http://videoforme.ru
Телефон: +7 (495) 215-05-83
Стоимость: от 11800 р. за курс
За время обучения вы научитесь:
- Сочинять собственные сценарии.
- Создавать из простой идеи полноценный сюжет.
- Писать легко и увлекательно.
Программа:
- Что такое сценарий? Особенности написания сценарного текста. Программы для написания сценариев. Чем определяется успешный фильм и как сделать свой сценарий интересным? Сценарии для разных жанров искусства – от кино до праздничных мероприятий.
- Этапы создания сценария. Как сформировать идею для сценария? Методы работы над идеей. Типы идей: рациональная, иррациональная, визуальная. Определение места и времени действия. Что первичнее: герой или ситуация? Как создать главного героя? Создание драматических и конфликтных ситуаций.
- Использование трехчастной структуры сценария: как заинтересовать зрителя и удержать его внимание? Создание линейного сюжета: от пролога к кульминации, завязке и финалу. Особенности сложных структур: построение параллельных сюжетов, сплетение историй, история внутри истории. Композиционная структура: кадр, сцена, эпизод.
- Продумывание главного героя, протагониста, антагониста, персонажей второго плана и эпизодических персонажей. Герой простой и сложный. Конфликт внутренний и внешний. Создание характеров главных героев. Искусство написания хороших диалогов.
- Формулы создания различных жанров: детектива, ромкома или вестерна. Различия жанра и стиля. Классификация жанров. Как написать рецензию на фильм? Особенности экранизации. Юридические аспекты авторского права. Технические вопросы киноиндустрии. Этапы создания фильма и сериала.
Общая продолжительность курса: 13 академических часов.
Московская школа нового кино (САО)
Адрес: м. Белорусская, Ленинградский проспект, 17
Сайт: https://newcinemaschool.com
Телефон: +7 (495) 308-17-17
Стоимость: от 230000 р. в год
Сценарный курс состоит из четырех частей:
- Введение в теорию и практику драматургии с выполнением этюдов по разным аспектам мастерства.
- Работа над сценарием киноновеллы (сорок минут — час).
- Работа над полнометражным сценарием.
- Работа над полнометражным дипломным сценарием.
Курс предполагает также совместную работу со студентами-режиссерами над заданиями, предложенными в их мастерских.
В первом семестре на занятиях по сценарному мастерству студенты разбирают темы:
- Место драматургии среди других искусств;
- Сценарий: его место и роль в создании фильма;
- Соотношение теории и практики;
- Сценарий и производство. Основы экономики. Кино для сценаристов;
- Сценарий и его автор: психология работы;
- Изобразительность. Кинематографичность. Выразительность;
- Работа со временем;
- Искусство повествования. Отношения автора и зрителя. Ясность выражения;
- Напряженность и конфликт. «Саспенс»;
- Увлекательность;
- Фантазия — вкус — конструкция.
Во втором семестре на занятиях по сценарному мастерству студенты разбирают темы:
- Сцена и эпизод. Их место и возможности в сценарии. Монтаж эпизодов;
- Персонаж. Характер и рассказ о нем;
- Герой и история;
- Симпатия и эмпатия;
- Искусство диалога, искусство молчания;
- Искусство волнующих перемен;
- Жанровые особенности;
- Работа над замыслом;
- Разные виды заявки на сценарий. Работа над заявкой;
- Виды записи сценария.
В третьем семестре студенты работают над полнометражным курсовым сценарием и проводят анализ драматургии просмотренных фильмов.
В четвертом семестре студенты работают над полнометражным дипломным сценарием и проводят анализ драматургии просмотренных фильмов. В конце семестра пройдет защита дипломного проекта.
Московская киношкола Свободное кино (ВАО)
Адрес: м. Преображенская площадь, ул. Б. Черкизовская, 4 к. 1
Сайт: https://www.artkinoclub.ru
Телефон: +7 (495) 177-24-15
Стоимость: от 60000 р. за курс
Сценарный курс дает возможность систематизировать имеющиеся и приобрести новые знания о мире кинематографа. Преподаватели школы сценарного мастерства «Свободное кино» поделятся секретами сценарного мастерства и помогут начинающим писателям раскрыть свой потенциал.
Пройти курсы драматургии в Москве может каждый, кто желает огранить свой литературный талант и написать полноценный сценарий всего за полгода!
Программа:
- Жанры.
- Этапы формирования замысла (логлайн, синопсис и др.).
- Основной конфликт и композиция фильма.
- Герой и характеры.
- Событийный ряд.
- Особенности работы со сценой.
- Особенности работы с сериалом.
- Искусство написания диалогов.
- Современные тренды (целевая аудитория на тв и в кино, что востребовано в современной индустрии кино и тв).
- Основы юридической грамотности, договора со сценаристами.
- Работа с продюсером, режиссером и редактором над сценарием.
- Искусство проведения успешных сценарных питчингов.
Окончив курсы сценаристов, ты получишь систематизированные знания об основах драматургии, которые помогут в дальнейшем создавать актуальные и востребованные работы.
Научишься работать с профессиональными редакторами и режиссерами. Кроме ценных навыков курсы сценарного мастерства подарят возможность представить собственную работу на питчинге и получить отклик от метров киноиндустрии.
как стать сценаристом — Учёба.ру
Чтобы быть востребованным сценаристом, нужно, во-первых, уметь работать с новой реальностью, которая схожа с американской. Если сценарист сможет создавать образы, аналогичные тем, что есть в зарубежной индустрии, это будет очень уместно. Кроме того, важно понимать, как функционируют жанры на ТВ и в кино, и придерживаться этих правил. Сегодня самые популярные жанры — комедия, мелодрама, экшн.
Чаще всего сценаристы требуются на ТВ, но в последнее время вырос спрос на таких специалистов и со стороны индустрии кино — стало выходить множество новых картин. Конечно, сериалы, качественные и не очень, постепенно расширяют свою аудиторию. Полагаю, что продукцию достойного уровня можно найти на канале ТНТ, который работает по западным технологиям. Здесь дают свободу сценаристам, которые постепенно становятся настоящими шоураннерами и руководят своими проектами «от и до», включая контроль над качеством продукта.
С образованием сценариста, безусловно, можно работать в рекламе или в event-индустрии, но это не имеет никакого отношения к кинематографу. Это совсем другая профессия, со своими законами. Сценарий вечеринок, например, имеет много общего с театром: всё происходит в одном месте и в одно время, и для написания проекта мероприятия нужно пользоваться театральной драматургией. Ролики для рекламы имеют больше общего с кино, но и здесь есть свои нюансы.
По своему опыту скажу, что очень сложно перейти из одной сферы в другую (Мария создавала сценарии для театра и работала на ТВ — Прим. ред.). Это то же самое, как если ты всю жизнь учишь английский, а потом приступаешь к освоению китайского языка — приходится с нуля изучать новые инструменты, новые требования. Ведь театр более близок к литературе, к слову, а кино — к живописи или музыке, это более образное искусство. Для «переквалификации» я переучивалась — как в Московской школе нового кино, где многое постигала на практике (у меня были отличные преподаватели), так и с помощью интернета, различных онлайн-курсов.
Стоит ли быть сценаристом? Если человек талантливый, он всегда будет востребован. Не нужно бояться того, что рынок переполнен, нужно уметь слушать себя. Если вы чувствуете интерес и призвание к профессии, готовы пробиваться головой об стены (а быть сценаристом не всегда бывает легко) — просто идите и делайте.
Дело мастера: как в России обучают сценаристов | Статьи
Недавний опрос «Левада-центра» показал, что больше половины россиян ежедневно смотрят фильмы и сериалы, еще четверть делают это не реже раза в неделю. На фоне интереса к кино и телевидению российских зрителей не покидает ощущение, что отечественные ленты оставляют желать лучшего. Часто в этом винят сценаристов, утверждая, что в России хороших авторов нет. «Известия» поговорили с экспертами о том, как в стране обучают кинодраматургов. Своим мнением о профессиональном сценарном образовании поделились известные кинематографисты и педагоги.
Культ мастера
В классических российских киношколах, например во ВГИКе или на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), по-прежнему доминирует традиционный подход к образованию — обучение у мастера. Первое, что обычно спрашивают у выпускников, — актеров режиссеров или сценаристов, — у какого мастера они учились. Многие частные современные киношколы идут по тому же пути.
Мастерские дают возможность работать с опытным наставником. Кроме того, и для вузов, и для студентов это в немалой степени вопрос престижа. Громкое имя прославленного сценариста или режиссера нередко становится гарантом качества обучения. Выпускники, особенно на первых порах, могу позаимствовать у своего мастера авторитет — их еще никто не знает, но имя учителя всем известно.
Автор сценариев трех десятков фильмов, в том числе «Стиляги», «Авария — дочь мента» и «9 рота» Юрий Коротков, преподающий сценарное мастерство в Wordshop, уверен, что авторитетный ментор нужен не только для престижа.
Фото: ТАСС/Дмитрий Шихин
«Мастер — это человек, которому можно позвонить в любой момент, посоветоваться. Он расскажет, как работает сам, указывает на слабые места. Преподавателей теории много, но мало мастеров, тратящих собственное драгоценное время и усилия на обучение тонкостям смыслов, созвучий, диалогов и прочее, что невозможно объяснить в схемах, только передать из рук в руки способному человеку. Я думаю, что надо искать своего мастера, но, чтобы к нему попасть, нужно пройти творческий конкурс, потому что он даже за деньги не возьмет безнадежного ученика, а курсы берут всех», — пояснил Коротков, закончивший ВКСР.
Современные российские киношколы отказываются от концепции мастерских. Как правило, они разрабатывают определенные тематические модули или курсы и приглашают на них разных специалистов. Так сделали и в Московской школе кино (МШК). В ее сценарной программе есть, например, такие дисциплины, как «Психология для сценаристов», «Анимационный сценарий», «ТВ-сериал» и пр.
Выпускница МШК, поэт, журналист, сценарист, работавшая над сериалом «Фарца», Юлия Идлис отмечает, что такой подход к обучению более эффективен, чем традиционный.
«В классических школах образование часто заточено не под обучение ремеслу, потому что там считается, что это низкое дело, которым занимаются только бездари и неудачники. Там ты идешь к какому-то великому мастеру, впитываешь его гениальность и сам становишься немножечко им. И этот подход меня как человека, который любит структуру и формализацию, всегда, честно говоря, подбешивал. Если уж ты школа, то обязуешься выучить тех, кто к тебе приходит, на каком-то базовом уровне», — отметила она.
Ремесло и искусство
К разделению на ремесло и искусство в отрасли относятся неоднозначно, в том числе в плане образования. Возникает вопрос: чему учить студентов — сочинять произведение или создавать продукт? Во многом это зависит не только от той или иной школы, но и от конкретных преподавателей и их взгляда на проблему.
По мнению Юрия Короткова, слишком большой упор во многих киношколах делается на обучении структуре драматического произведения. Это, к примеру, правило трех актов, арка персонажа, архетип сюжета — схемы, описанные во многих учебниках по сторителлингу, как российских, так и зарубежных.
«Сейчас огромное количество школ и курсов, которые учат построению сценария. Эти схемы уже вся страна знает наизусть. При обучении они забывают о творчестве. В итоге получаются фанерные герои, которые скачут от экрана к экрану в бестселлерах. Да, схемы правильные, действуют безотказно, но они относятся к кинобизнесу, а не к киноискусству. К сожалению, снятые по таким сценариям фильмы могут даже собирать большую кассу, но в них не хватает живых людей и неожиданных поступков. В этом проблема нашего дела. Многие ученики, закончив подобные курсы, сами понимают, что им чего-то не хватает, чтобы пробиться в души зрителей. Они каждый год учатся в новой школе, потому что им обещали счастье, если прилежно учить схему, а счастья не случилось», — рассказал он.
Фото: Global Look Press/Frank Röder
Режиссер, сценарист и педагог Александр Митта, основатель «Киношколы Александра Митты», снявший картины «Экипаж», «Граница. Таежный роман», «Гори, гори, моя звезда» и другие, отметил, что знание основ драматургии в любом случае не будет лишним, но этого недостаточно.
«Теорию знать хорошо, но на ней не постоишь сценарий. Сценарий — это личность и воображение. Если есть воображение, свой темперамент, чтобы сталкивать героев в конфликте, если есть способности и возможность сделать интересным то, что рассказываешь, то больше и не надо. Мы в школе стараемся давать как можно меньше правил, как можно больше из человека вытаскивать своего, личного. Любой человек лучше всего знает одно — себя. Если ты пишешь про себя, свое окружение, свой мир, то есть шанс увлечь людей и сказать что-то важное. У нас это всегда конкретный разговор со студентом, конкретная беседа, конкретные вопросы. Это решение. Но все-таки знать общие установки, которыми пользуются профессионалы, — это полезно», — объяснил Митта.
Юлия Идлис подчеркивает, что понимание структуры драматического произведения — важное умение сценариста. «В МШК нас учили ремеслу, законам драматургии, которые везде работают. Для того чтобы сочинить любую историю, ты должен их знать и уметь применять. Дальше можно делать что угодно, но без этих знаний не выйдет базового уровня качества. В МШК нам эти навыки давали так, чтобы они не зависели ни от личности мастера, который преподает, ни от жанра, в котором ты работаешь», — поделилась она.
Теория и практика
Большинство частных киношкол разрабатывают программы дополнительного образования — в них приходят люди, уже закончившие вуз по любой специальности, которая может быть вообще не связана с кино. Поэтому такие учреждения ориентируются на практическую работу и отказываются от лишних теоретических знаний.
Сценарист Александр Молчанов, основатель своей сценарной мастерской, работавший над сериалами «Захватчики», «Черчилль» и «Побег», подчеркнул, что ориентированность на теорию, а не на практику, — главная беда традиционных школ. В 2008 году он окончил ВГИК и вывел эту проблему из личных наблюдений.
«Там преподавали не практики, а теоретики. Если человек снимал кино, он снимал кино, а если у него не получалось, он шел преподавать во ВГИК, ВКСР или Литинститут. И такие некиношники, не люди индустрии не могли научить студентов заниматься практикой. Есть такая шутка, что ВГИК учит не делать кино, а смотреть его. В этой шутке есть доля правды. Мне повезло, я учился у Александра Бородянского — он практик. С первого занятия мы писали. Но в остальных случаях из-за этой оторванности преподавателей от индустрии у творческих людей возникает недоверие к образованию вообще. Возникает культ самоучки, что, дескать, зачем мне идти во ВГИК, терять пять лет, если я могу просто смотреть кино и читать сценарии, учебники и потом что-то сочинять. Но этот культ сейчас стал потихоньку изживаться, потому что стали появляться такие мастерские, как моя, — практические», — сказал он, заметив при этом, что ВГИК — всё же мощный бренд и его выпускник при прочих равных будет цениться на рынке выше.
Фото: РИА Новости/Сергей Кузнецов
Если открыть программу сценарной подготовки главной российской киношколы, то действительно можно заметить, что значительную ее часть составляют теоретические предметы, такие, к примеру, как история кино или киноведение. Нельзя не учитывать, что это программа основного высшего образования, а не прикладного. То же относится к другой известной российской киношколе — Санкт-Петербургскому институту кино и телевидения. И в том и в другом вузе сейчас преподают много драматургов, которые продолжают писать для кино и театра, — это Зоя Кудря, Александр Бородянский, Рустам Ибрагимбеков, Виктор Мережко, Юрий Клепиков и др.
В защиту ВГИКа выступил Александр Митта. «Там есть очень хорошие педагоги, которые руководят сценарными мастерскими», — подчеркнул кинематографист.
Хорошего мало
С тем, что хороших сценариев в стране мало, соглашаются почти все деятели отрасли, но при этом поясняют, что это нормальная и естественная ситуация.
«Уровень сценарного образования хороший, а хороших сценариев мало. Это трудная вещь. Каждую неделю на американский рынок выходит десяток фильмов, но интересных немного. Это же надо придумать хорошую историю на полтора часа, чтобы она захватила воображение людей и что-то им рассказала про жизнь. Таких сценариев мало. Так всегда было. Всегда 3–4 вещи в год определяют отрасль, остаются в памяти. И то хорошо, если 3–4. А то и меньше», — заметил Митта.
С ним согласен Молчанов. По его словам, проблема сценариев российского кино не в том, что нет хороших сценаристов, а в том, что они не доживают до съемок в чистом виде. «Продюсеры во всем обвиняют сценаристов. Это всё равно что бросить зерно в землю, не поливать его, не полоть, топтать ногами, мочиться на него, травить, а потом удивляться, почему ничего не выросло. И еще на это зерно обижаться», — сказал он.
Фото: Global Look Press/Markus Brunner
Об этом же говорит Идлис. «Из-за того что написанная сценаристом история в процессе производства по разным причинам очень сильно меняется и ломается, у нас создается общее ощущение, что российское кино в ж…, и в первую очередь из-за сценаристов. На самом деле это не так. Если почитать первоначальные сценарии того, что сейчас снимается в России, то чаще всего они очень хорошие», — пояснила она.
В целом сценаристы и педагоги уверены, что с кинодраматургией в стране дела обстоят не так уж плохо. В немалой степени этому способствовало появление современных киношкол, ориентированных на потребности рынка, по аналогии с западными. Но общее ощущение низкопробности российского кино пока не пропадает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ