Грамматические ошибки как исправить: грамматические, речевые и орфографические / Блог :: Бингоскул – Проверка и исправление ошибок в тексте онлайн

Содержание

Поверка правописания - проверить текст на ошибки Word

Беспокоитесь, что можете ошибиться, когда набираете текст? Не стоит. Word предоставляет вам несколько функций проверки правописания, которые помогут вам создавать профессиональные без ошибок документы. В этом уроке вы узнаете о различных функциях проверки правописания, включая инструмент проверки орфографии и грамматики.

Чтобы ваш документ выглядел профессионально, вы должны быть уверены, что в нем нет орфографических и грамматических ошибок. Для этого вы можете запустить проверку орфографии и грамматики, или можете позволить Word проверять правописание автоматически при вводе текста.

Чтобы запустить проверку орфографии и грамматики:
  1. Перейдите на вкладку Рецензирование.
  2. Кликните по команде Правописание.
  3. Откроется диалоговое окно Правописание. Для каждой из ошибок в вашем документе Word попытается предложить один или несколько вариантов замены. Вы можете выбрать приемлемый вариант, а затем нажать Заменить для исправления ошибки.
  4. Если вариантов замены нет, то вы можете самостоятельно ввести правильное написание.

Пропуск «Ошибок»

Проверка правописания не всегда верно работает. Особенно это касается грамматики. Многих ошибок, Word просто не заметит. Также бывает, что проверка правописания говорит, что что-то содержит ошибку, хотя на самом деле это не так. Такое часто случается с именами людей, которых может не быть в словаре.

Если Word говорит, что что-то содержит ошибку, вы можете ничего не изменять. В зависимости от того, какая перед вами ошибка, орфографическая или грамматическая, вы можете выбрать из нескольких параметров:

Для орфографических «ошибок»:
  • Пропустить: Пропустить слово, не изменяя его.
  • Пропустить все: Пропустить слово, не изменяя его. Также пропустить это слово во всем документе.
  • Добавить в словарь: Добавляет слово в словарь, так что оно не будет восприниматься программой как ошибочно написанное. Убедитесь, что слово написано правильно, прежде чем выбирать этот параметр.
Для грамматических «ошибок»:
  • Пропустить: Пропустить «ошибку» без изменений.
  • Пропустить все: Пропустить «ошибку» без изменений, а также применить это со всеми другими случаями, которые относятся к этому же правилу.
  • Следующее: Пропустить предложение без изменений и оставить его с пометкой об ошибке. Это означает, что запущенная позже проверка Правописания снова укажет на это предложение.

Если вы не уверены верно ли Word указал на грамматическую ошибку, вы можете нажать на кнопку Объяснить, чтобы прочитать, почему программа так думает. Это может помочь вам решить, хотите ли вы вносить изменения.

Автоматическая проверка орфографии и грамматики

По умолчанию Word автоматически проверяет ваш документ на наличие орфографических и грамматических ошибок, поэтому вам может быть даже не нужно отдельно запускать проверку Правописания. Найденные ошибки подчеркиваются цветными волнистыми линиями.

  • Красная линия означает, что слово написано неправильно.
  • Зеленая линия означает грамматическую ошибку.
  • Синяя линия означает контекстную ошибку. Эта функция по умолчанию отключена.

Контекстная ошибка – это употребление неподходящего для заданного контекста слова. Само слово при этом написано верно. Например, если я напишу предложение «В каждую эпоху формируются свои ценные ориентиры», то ценные является контекстной ошибкой, так как я должен был использовать слово

ценностные. Ценные написано верно, но использовано не в том контексте.

Чтобы исправить орфографическую ошибку:
  1. Кликните правой кнопкой мыши по подчеркнутому слову. Появится контекстное меню.
  2. Кликните по корректному написанию слова в списке замен.
  3. Правильное слово появится в документе.

Вы также можете выбрать пропустить подчеркнутое слово и добавить его в словарь, или можете кликнуть Орфография и откроется диалоговое окне с другими вариантами.

Чтобы исправить грамматическую ошибку:
  1. Кликните правой кнопкой мыши по подчеркнутому слову или фразе. Появится контекстное меню.
  2. Кликните по корректной фразе в списке замен (или вместо корректной фразы будет объяснение грамматической ошибки).

Вы также можете пропустить подчеркнутую фразу, открыть диалоговое окно Грамматика, или кликнуть по пункту «Об этом предложении», чтобы узнать нарушенное правило грамматики.

Чтобы изменить настройки автоматической проверки орфографии и грамматики:
  1. Во всплывающем меню Файл, выберите команду Параметры.
  2. Выберите Правописание. В открывшемся окне можно будет выбрать из нескольких опций:
    • Если вы не хотите, чтобы Word автоматически проверял орфографию, уберите отметку у пункта «Проверять орфографию в процессе набора текста».
    • Если вы не хотите, чтобы отмечались грамматические ошибки, уберите отметку у пункта «Отмечать ошибки грамматики в процессе набора текста».
    • Для проверки на наличие контекстуальных ошибок отметьте пункт «Использовать контекстную проверку орфографии».

Если вы выключите автоматическую проверку грамматических и орфографических ошибок, вы все равно сможете запустить ее вручную, выбрав команду Правописание, на вкладке Рецензирование.

Чтобы скрыть орфографические и грамматические ошибки в документе:

Если вы делитесь документом с кем-либо, то можете захотеть, чтобы этот человек не видел раздражающих красных, зеленых и синих линий. Выключение автоматической проверки орфографии и грамматики будет работать только на вашем компьютере, так что линии снова появятся при открытии документа на другом компьютере. К счастью, вы можете скрыть ошибки в документе так, чтобы линии не отображались ни на одном компьютере.

  1. Во всплывающем меню Файл, выберите команду Параметры.
  2. Выберите Правописание.
  3. Для пункта «Исключения для файла:» выберите нужный документ (если у вас открыто больше одного документа).
  4. Отметьте галочкой пункты «Скрыть орфографические ошибки только в этом документе» и «Скрыть грамматические ошибки только в этом документе».
  5. Нажмите OK.

Читайте также:

Как включить функцию исправления грамматических ошибок

Для включения проверки правописания в Microsoft Office откройте программный продукт Word, воспользовавшись ярлыком на рабочем столе или пунктом меню «Пуск» - «Все программы» - Microsoft Office – Microsoft Word. Кликните на вкладке «Файл» (Microsoft Office 2013) или нажмите на кнопку Office (Microsoft Office версии 2010 и 2007). Перейдите в раздел «Параметры» и нажмите на пункте «Правописание». Выберите меню «Исключения» и щелкните поле «Имя текущего файла». После этого снимите флажок со строчки «Скрыть ошибки правописания» и «Скрыть грамматические ошибки».

Если вы хотите включить автоматическую проверку правописания для всех документов, которые вы открываете Microsoft Office, в секции «Исключения» поставьте опцию «Все новые документы». Снимите соответствующие флажки «Скрыть» и сохраните произведенные изменения, нажав на кнопку «Ок».

В программе PowerPoint включение автоматической проверки правописания можно выполнить из аналогичного меню «Параметры» - «Правописание». Снимите флажок с пункта «Скрывать орфографические ошибки» и сохраните произведенные изменения.

При возникновении ошибки в тексте Word подчеркнет ее красной, синей или зеленой линией. Красная линия используется для фиксирования орфографических ошибок. Недочеты в пунктуации указываются при помощи синей линии, а грамматические ошибки выделяются зеленой волнистой линией. Чтобы просмотреть возможные варианты написания и исправления ошибки, кликните правой клавишей мыши на подчеркнутом слове или фразе.

Если вы принимаете предложенный Word вариант, выберите его, нажав на соответствующем пункте меню. Word автоматически исправит ошибку и уберет подчеркивание. Если вы считаете, что ошибки в данном месте текста нет и слово написано правильно, вы можете проигнорировать подчеркивание или нажать на контекстное меню «Пропустить все», доступное также по нажатию правой клавиши мыши.

Также вы можете активировать функцию автозамены, которая доступна в программах пакета Office. Данный параметр позволяет автоматически исправлять некорректно написанные слова в соответствии со списком, вручную создаваемым пользователем. Туда можно добавить слова, которые вызывают у вас проблемы в написании.

Для включения автоподстановки перейдите в секцию «Параметры» - «Правописание» - «Параметры автозамены». Поставьте галочку «Заменять при вводе». В поле «Заменить» укажите слова или фразы, которые вызывают у вас трудности при написании. В левой колонке впишите слово с ошибкой, а справа укажите правильный вариант написания. После добавления достаточного количества слов и фраз, нажмите «Ок» и сохраните произведенные изменения.

Юминова Е. | Ищем и исправляем грамматические ошибки. Система упражнений

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Проанализировав ошибки, обнаруженные при проверке задания С на ЕГЭ по русскому языку, решила пойти дальше и показать их своим ребятам. Уже не раз отмечала, что на первых порах им легче исправлять чужие работы; вероятно, отсутствует личное отношение к написанному тексту. Вот что получилось.

Е.Ю.

 

Предлагаемая вашему вниманию система упражнений появилась как результат наблюдений над ошибками в работах выпускников, выполнявших задание С на ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2008 годах. При проверке сочинений эксперты, как правило, отмечают, что ребята делают большое количество грамматических ошибок (при допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не вызывает удивления: при насыщенности современных программ теоретическим материалом на уроках в средних классах, когда изучается грамматика, трудно выделить достаточное количество времени не только на развитие практических умений и формирование навыков, но даже и на выполнение специальных упражнений, позволяющих научить применять полученные знания. А это означает, что приходится обращать внимание на грамматику, языковые нормы при написании сочинений, при подготовке к выпускным экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда жизненно необходимой оказывается система работы по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит еще и в том, что, к сожалению, разного рода ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят тексты, появляющиеся перед глазами учеников, выступления в СМИ. У нас с ребятами, например, есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки обнаружит в объявлениях в городском транспорте?

Как сделать грамотнее устную и письменную речь учеников, как уменьшить количество грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь в том случае, если дети научатся видеть нарушения языковых норм сначала в специально составленных упражнениях (заметила, что ребятам легче анализировать чужие тексты), затем станут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения. То есть требуются особые упражнения, материал которых был бы по лексическому и грамматическому строю приближен к тому, что выходит из-под пера самих учеников. Очень полезными могут оказаться уже проверенные и оцененные сочинения выпускников на ЕГЭ. Их много, они различны по уровню, по исполнению, невелики по объему, позволяют выявить типичность и распространенность в регионе той или иной ошибки, а потому содержат богатейший материал для наблюдений и дальнейшей работы.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит в том, что упражнения в большинстве своем составлены из фрагментов сочинений самих выпускников, ровесников наших учеников, то есть носителей языка, близких им по уровню владения. Наиболее распространенные грамматические ошибки из задания части С ЕГЭ по русскому языку были выявлены, сгруппированы и классифицированы, подобраны наиболее яркие примеры, включены в задания и предложены учащимся для работы с ними. Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с теми ошибками, которые могут допустить (и допускают) сами.

В настоящее время, как известно, нет единого подхода к классификации грамматических ошибок и речевых недочетов. Поэтому здесь требуется оговорка. Поскольку грамматика – раздел лингвистики, изучающий «строй языка», т.е. систему «морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства» (Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 113), то, соответственно, к грамматическим ошибкам мы будем относить такие, которые связаны с нарушением структуры языковой единицы: слова, словосочетания, предложения, – то есть нарушение словообразовательных, морфологических и синтаксических норм.

Сделаем поправку и на то, что точно разграничить грамматические и речевые ошибки эксперту сложно, потому что он не может установить причину нарушения норм. Не зная детей, писавших работу, в ряде случаев нельзя быть полностью уверенным в том, чем вызвано появление той или иной ошибки: особенностями речи данного носителя или незнанием языковых норм.

Предлагаемая система упражнений создавалась с учетом последовательности изучения и уровня сложности основных единиц грамматики – начинаем работать над образованием форм слов, затем над составом словосочетаний и, наконец, над построением предложений. Некоторая однотипность заданий объясняется целями, стоящими перед преподавателем: научить обнаруживать и исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть и положительная сторона. Мы имеем возможность одновременно готовиться к выполнению нескольких тестовых заданий группы А (А4, А5, А6 в 2007–2008 гг.).

Работу с предлагаемыми упражнениями можно выполнять различными способами: отводить специальные занятия, вводить отдельные задания в ходе уроков повторения и обобщения, предложить в качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. В каких предложениях имеются ошибки в образовании грамматической формы? Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор использует разные синтаксические и лексические средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе командира русской армии Михаиле Богдановиче Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской армии несокрушимая мощь, отступил, решил наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в частности, историю военноначальника Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к восстановлению духовных ценностей в самом человеке, приукрашая этим внешний и внутренний мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

* Предложите способы устранения имеющихся грамматических ошибок.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность в победу российских футболистов; 3) обижена на оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5) обрадоваться приездом друга; 6) рецензия дипломной работы; 7) отзыв на статью; 8) препятствовать продвижение по службе; 9) отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание; 11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13) встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15) не имеете право; 16) заверил о готовности участвовать; 17) занят на вечернем представлении; 18) повесить новую тюль; 19) принять меры о распространении гриппа; 20) свойственный для исследователя.

Упражнение 4. Определите, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

6) оплатить проезд;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

16) причинить вред;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

Ответ:__________________________________ .

* Запишите обнаруженные вами неверные словосочетания, устранив грамматические ошибки.

Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

(Продолжение следует)

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

«Люди, которые любят исправлять чужие грамматические ошибки — действительно неприятны»

Вы – тот самый человек, который постоянно указывает другим на их речевые ошибки и показывает знание языка? Вы часто объясняете людям разницу между «надеть» и «одеть»? Слова «ихний» или «ложить» вызывают у вас легкий сердечный приступ? Поздравляем, согласно новому исследованию, вы являетесь на редкость неприятным человеком.

Как люди реагируют на ошибки

Ученые установили, что люди, склонные уделять повышенное внимание речевым ошибкам других, являются менее приятными личностями, чем те, кто их игнорирует. Примерно то же самое касается людей, которые зациклены на безошибочном наборе текста и не терпят чужих опечаток. Ученые характеризуют их как личностей холодных, замкнутых, склонных к занудству.

Это может казаться очевидным, но лишь в 2016 году было установлено, что способ реагирования на грамматические ошибки и опечатки прочно привязан к личностным качествам человека. Способ онлайн-коммуникации может многое рассказать вам о вашем собеседнике.

Эксперимент

Руководитель проекта, профессор психологии и лингвистики, Джули Боланд, отмечает, что это первое исследование, показывающее привязку личностных черт человека к его интерпретации языка. К примеру, экстраверты больше склонны игнорировать чужие ошибки или относиться к ним снисходительно, в то время как интроверты, напротив, зацикливаются на них и судят по ним людей. В ходе эксперимента 83 участникам было предложено прочитать письма-ответы на некоторые объявления. В тексте было намеренно допущено несколько опечаток, например «сдлеать» вместо «сделать» и «прсото» вместо «просто». Потом участников спросили, заметили ли они ошибки. Если они отвечали положительно, то их просили указать, где именно они были допущены.

Характеристика личности

Те люди, которые не заметили опечаток, обладают, по мнению исследователей, более располагающий характер. Они открытые, великодушные, доверчивые и сострадательные. А люди, придающие ошибкам большое значение – холодные и агрессивные. Это проявлялось в том, что они склонны были более негативно осудить авторов писем, где были ошибки. Иными словами, люди, которые придираются к речи других, имеют предубеждение против других на основании такого показателя, как персональная грамотность. Другие участники, напротив, были склонны позитивно оценить письма в целом.

Так что в следующий раз, когда вы захотите исправить чью-то ошибку в речи, задайте себе вопрос: «А точно мне стоит это делать?» или «А может, я неприятный человек?»

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

"Система работы с речевыми и грамматическими ошибками"

Баграмян И.Н.

МБОУ «Зубово- Полянская гимназия»

Система работы над грамматическими и речевыми ошибками

в рамках подготовки к ЕГЭ

Ни для кого не секрет, что состояние современного русского языка вызывает обеспокоенность со стороны научной общественности. Искажение традиционных норм употребления, активное и неоправданное смешение стилей речи, засорение живой речи- всё это ведёт, так или иначе, к распаду норм русского литературного языка. Снижение уровня речевой культуры очевидно и неоспоримо, поэтому так важно возрождение языковой подготовки как на уроках русского языка, так и литературы. Нам, учителям филологам, приходится решать непосильную задачу: научить ребёнка правильной литературной речи, что в свою очередь повлечёт достойную сдачу ЕГЭ и ГИА. Недаром в экзаменационных вариантах большое место отводится заданиям на знание грамматических и лексических норм. Для нас это были привычные задания типа А2 - А6 КИМа по русскому языку. В новом проекте ЕГЭ, с поменявшейся подачей вопроса по типу В, эти задания сохранились. Но составители не просто оставили задания на знание грамматических и лексических норм (задание 5, 6), но и предложили обучающимся определить вид грамматической ошибки (задание 7).

Кроме того, написание сочинения- рассуждения на основе предложенного текста и написание обязательного экзамена по литературе само по себе предполагает знание грамматических и лексических норм. А значит, только владение правильной речью - залог удачной сдачи единого государственного экзамена.

Результаты ЕГЭ прошлых лет показывают, что учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий именно такого характера, и что уж говорить о написанных учащимися сочинениях. Поэтому я считаю, что учителю словеснику необходимо выстраивать свою работу через определённую систему упражнений, которые позволят ученику увидеть литературные нормы в действии.

Как же вводится понятие нормы? И что нужно делать, чтобы НОРМА стала НОРМОЙ для устой и письменной речи обучающихся? Уже несколько лет я стараюсь выстраивать работу с детьми на уроках так, чтобы привить им нормы правильной речи. В первую очередь, это уроки по развитию речи. Так случилось, что, одновременно работая в разных классах по разным учебникам и разным программам, я имела возможность сравнить их и выбрать оптимальные выходы в решении проблем языковой неграмотности учащихся. Нужно сказать, что разные учебнику подходят к этому по- разному. Так, в классах гуманитарного профиля мы работаем по учебнику Веры Васильевны Бабайцевой, которая даёт точную классификацию почти всех речевых и грамматических ошибок. Даётся очень доступный теоретический материал, приводятся разные виды упражнений на отработку навыков грамотной речи. А вот учебник Власенкова Александра Ивановича и учебник Гольцовой Нины Григорьевны такой информации не даёт. Поэтому мне приходится вводить отдельные фрагменты на уроках либо, по возможности, элективные курсах.

С чего же начинается такая работа? В первую очередь с введения самого термина РЕЧЕВЫХ и ГРАММАТИЧЕСКИХ ошибок. Детям объясняется, что грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. А речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Все мы знаем, что порой и нам учителю очень трудно определить вид ошибки. А дети учатся не только различать грамматические и речевые ошибки, но и классифицировать их. Как часто после проверки сочинения и изложения в классе, после выставления не полях буковок Р и Г, мы слышим : « А что это значит?». И лишь немногие подойдут с вопросом, как это исправить. Поэтому очень важно при работе над ошибками особо остановиться на речевых и грамматических ошибках. Да, это займёт много времени, не сразу будет у ребят получаться, но, анализируя таким образом работу за работой, дети научатся не допускать этих ошибок. Вот один из видов работы с детьми. Согласитесь, чужие ошибки дети находят охотнее и быстрее чем свои. Дети получают листы с заданиями (Диагностические карты), предложения расположены в таблице, с правой стороны которой ученики определяют тип ошибки. Вначале даются предложения в левой колонке, со временем задания усложняются: даются связные тексты.

Примеры предложений

Тип ошибки

Прочитав это, вспоминается роман «Евгений Онегин»

Господа командировочные, получите, пожалуйста, свои командировочные удостоверения.

По приезду в город каждый из нас получил экскурсионную карту.

В комнату вошёл высокий полумолодой парень

Это был незнакомец с гладко выбритым черепом и лысым подбородком.

Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

Усложняем задание

Примеры сочинений

Тип ошибки

Сочинение «Спроси свою совесть»

Совесть-это наше моральное сознание, наша внутренняя убежденность в правильности решений, осознание своего поведения. Для каждого человека совесть играет очень важную роль, в то же время она определяет его характер и поступки. В военное лихолетье было много моментов, когда именно совесть помогает сделать выбор: с кем быть, какую дорогу выбрать?

Достаточно вспомнить повесть Василя Быкова «Сотников», где рыбак ради своей личной свободы, убил друга. Но потом, решив сбежать домой, его начала мучить совесть за то, что он совершил. Он не мог бы смотреть в глаза его родным и близким, зная, что Сотников был убит по его вине. В этом произведении говорится о выборе по совести, о том, что бывает, когда человек не прислушивается к себе и действует не по совести.

Эту же тему поднимает Вячеслав Кондратьев в рассказе «Сашка», где главный герой не смог застрелить немца, перед этим показав листовку, где было написано, что пленным обеспечена жизнь. Перед ним стоит сложный выбор: убить или оставить в живых. Но ему не позволяет совесть сделать этот поступок потому что он честный и справедливый человек. Для него важно действовать по совести.

Следуя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что во время войны, мы наблюдаем яркое проявление совести. Она помогает сделать правильный выбор, заставляет задуматься. Ты можешь оказаться в любой момент перед сложным выбором, но прежде чем его сделать, спроси свою совесть, что она тебе скажет?

Вот что в итоге получаем

Сочинение «Спроси свою совесть»

Совесть-это наше моральное сознание, наша внутренняя убежденность в правильности решений, осознание своего поведения. Для каждого человека совесть играет очень важную роль, в то же время она определяет его характер и поступки. В военное лихолетье было очень (Р. лишенее слово)много моментов, когда именно совесть помогает сделать выбор: с кем быть, какую дорогу выбрать?

Достаточно вспомнить повесть Василя Быкова «Сотников», где рыбак (О. Рыбак- это фамилия), ради своей личной свободы, убил друга. ( Г. Неоправданная парцелляция) Но потом, решив сбежать домой, его начала мучить совесть (Г. неправильное употребление Д. О) за то, что он совершил. Он не мог бы смотреть в глаза его родным и близким, зная, что Сотников был убит по его вине??????. (Ф. в повести об этом нет. Фактическая ошибка) В этом произведении говорится о выборе по совести, о том, что бывает, когда человек не прислушивается к себе и действует не по совести. (Л. Запутала, о чём же говорится)

Эту же тему поднимает Вячеслав Кондратьев в рассказе «Сашка», где главный герой не смог застрелить немца, перед этим показав листовку, где было написано, что пленным обеспечена жизнь.(Р. жизнь не может быть обеспечена, а гарантирована) Перед ним стоит сложный выбор: убить или оставить в живых. Но ему не позволяет совесть сделать этот поступок (Р. поступок сделать нельзя, его можно совершить), потому что он честный и справедливый человек. Для него (Р. неоправданное употребление местоимения, теряется смысл) важно действовать по совести.

Следуя из всего сказанного,. ужасно надоевший штамп, относящийся к официальному стилю) можно сделать вывод о том, что во время войны, мы наблюдаем яркое проявление совести. Она помогает сделать правильный выбор, заставляет задуматься. Ты можешь оказаться в любой момент перед сложным выбором, но прежде чем его сделать, спроси свою совесть, что она тебе скажет?

Можно предложить ребятам творческий речевой диктант. Вначале детям раздаются карты, в которых вписаны слова с грамматическими и речевыми ошибками. Получив их, обучающиеся в листы ответа вписывают исправленный, правильный вариант предложения, опять же с классификацией ошибки. Позже, когда дети привыкают к такому виду работы, зрительный творческий диктант меняем на слуховой.

Всегда затруднительно бывает детям найти в своём изложении или сочинении речевые и грамматические ошибки. Проверяя работу детей, мы всегда подчёркиваем ошибочное место, не давая тем самым учащимся обнаружить его самим. Поэтому для всех можно предложить найти эту ошибку, указав только букву на строке, не подчёркивая, а более сильным учащимся, указав в конце работы общее количество ошибок. Это понуждает ребёнка ещё не раз прочитать своё творение и найти промахи.

Наблюдения за живой речью учащихся также позволяют вырабатывать речевую грамотность. Всем знакома фраза ученика при ответе : «Я думаю то, что…». Борьба с этим оборотом ведётся жёсткая и долгая. На слова паразиты, на слова, употреблённые учащимися в неправильной форме или в неправильном лексическом значении, учитель должен обращать внимание и тактично исправить.

Одной из причин неправильной речи является её невысокое развитие, недостаточная начитанность, бедность словаря. Именно поэтому вовлечение в процесс чтения способствует развитию речи. Языковой анализ произведений, прикосновение к образцам речевой грамотности даёт возможность детям усвоить нормы языка.

Резюмируя сказанное выше, можно обратиться и к методике Рамзаевой Тамары Григорьевны и Львова Михаила Ростиславовича, которые чётко определяют следующие формы работы уже в начальных классах:

а)  исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15—20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками;

г) система стилистических и иных языковых упражнений,

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением

е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем,

ж) специальное обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения.

Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Как писал А. П. Чехов, "для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *