Проведение уроков биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС.
Проведение уроков биологии по теме
«Биология – наука о живой природе». 5-й класс
Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС. В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии – “умение учиться”, а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником. Задача учителя работающего в 5-м классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний. В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня – это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его – это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на вопрос с учётом основного содержания изучаемого материала в соответствии с поставленными целями урока.
В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для усвоения биологических знаний и овладения умениями в процессе организации познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные учителем. В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф), при этом учащиеся учатся делать краткие записи. Организация учебной деятельности по составлению схем особенно необходима при изучении вопросов классификации растений и животных, процессов жизнедеятельности, происходящих в клетке, организме, взаимосвязей в экосистеме и др. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит проводить отбор нужных сведений, позволяет определить место каждой систематической категории в системе органического мира и установить родственные связи между ними.
Большое значение имеет организация работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебнике биологии составляют небольшую часть, но в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Как правило, у школьников вызывают затруднения рисунки, на которых отображены процессы жизнедеятельности, оплодотворение, размножение и развитие. Усложнением поисковой работы с рисунками могут служить задания на нахождение ответов на вопросы в качестве самостоятельного источника знаний. Таким образом, можно сделать вывод, что для пятиклассников основным источником получения знаний и формирования универсальных учебных действий остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией.
Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-м классе в плане конспекта урока.
План – конспект урока по биологии
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Тема: Биология — наука о живой природе.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
Методы:
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока (см. технологическую карту)
Этап урока
Содержание, деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)
Формы организации урока
I.Актуализация знаний
Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.
1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:
“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)
Задание на экране
Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.
2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.
Л: оценивают ситуации
К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог
Фронтальная
1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.
Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы: 1. Б, В, Д, Ж
Учащиеся по очереди объявляют ответы.
П: выбирают основания для классификации объектов
К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог
В парах
3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.
Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.
4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.
Ответ: Биология
Учащиеся делают отметки в оценочных листах (см.приложение № 1)
II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним
Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним
Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю.
К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы
Фронтальная
III.Изучение нового материала
1. Целепологание
5) Вопросы:
Что такое биология?
Назовите тему нашего урока.
Сформулируйте цель урока.
Биология – это наука о жизни.
Биология – наука о живой природе
Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.
Р: определяют цели деятельности
К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника
Фронтальная
2. Биологические дисциплины
Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника
Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя
П: учатся считывать информацию со схемы;
В группах
3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”.
6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7
Читают текст, выписывают понятия в тетрадь
Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ
П: осуществляют поиск информации;
П: осуществляют поиск информации; составляют простой план
К: готовят устный рассказ;
Р: работают по инструкции
В парах
4.Значение биологических знаний в жизни человека.
8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.
Выдвигают предположения,
Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.
Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см.приложение № 1)
П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;
К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Индивидуальная
Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника
IV. Закрепление
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.
Объясни:
Экология – это…, Биосфера — это ….
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников
Учащиеся выполняют упражнение.
Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см.приложение № 1)
П: мысленное воспроизведение понятий.
К: оформляют свои мысли в устной форме.
Л: подводят итоги своей деятельности
Фронтальная
V. Рефлексия
Учитель просит высказать свои ощущения
Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…
Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)
Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.
Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?
Р: Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки
Индивидуальная
VI. Задание на дом
В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.
Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5
Записывают домашнее задание, задают вопросы
К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы
Индивидуальная
Методические рекомендации к составлению плана урока русского языка.
Методические рекомендации к составлению плана урока
При составлении плана урока в соответствии с методологическими принципами построения эффективного учебного занятия учителю целесообразно руководствоваться приведенными ниже в виде таблицы методическими рекомендациями.
Тема урока (Т): …………………………………………………………….
Цели урока (Ц): формулируются и записывается учителем после осмысления предполагаемого результата урока
Материал к уроку: пишется после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех этапов урока
План
В
ремя, мин
Элеме нты
структуры занятия
Содержание этапов занятия
Планирова ние действий
педагогической оценки
ПЭУ
Проверка домашнего задания (ДЗ) с
целью контроля качества усвоения материала.
Создание ситуации затруднения, приводящей к теме урока (Т)
Тема
(Т)
Объявляется и обязательно пишется на доске
Цель урока (Ц)
Перефразированная цель учителя.
Например: «Научить Научиться…»
Задач
и урока (З)
Задач всегда три, так как они
показывают ученикам каким путем мы пойдем к цели по трем этапам урока
I этап
Название этапа урока, которое учитель записывает в плане для себя. Например:
«Понятие имени существительного»
Цель
1
(Ц1)
Формулируется для детей в форме побуждающего к размышлению вопроса, на который они должны ответить в конце I этапа урока. Например: «Давайте разберемся, что же такое имя существительное?»
Суть работы на I этапе
Логически выстроенная работа с определением: от примеров, фактов, опыта детей к определению нового понятия (индуктивно) или, наоборот, (если не хватает времени) к примерам, фактам, раскрывающим определение понятия (т.е. дедуктивно), в результате чего дети подводятся учителем к итогу этапа (И1)
Итог
1
(И1)
Иногда может делать ученик или несколько учеников, после чего итог этапа четко и достаточно эмоционально обязательно подводит сам учитель,
акцентируя внимание детей на самом главном
ЭЛП
Фраза-переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели II этапа урока (Ц2)
II
этап
Снова в плане пишется название этапа для себя. Например: «Распознавание имени существительного по существенным признакам на основе определения»
Цель
2 (Ц2)
Формулируется для детей в виде проблемы, побуждающего к размышлению и действию утверждения или вопроса, на который они должны дать ответ в конце II этапа урока. Например: «Интересно, а каким образом среди множества слов мы сумеем найти имя существительное?»
Суть работы на II этапе
Подобрать не более трех упражнений или заданий от простого к сложному, в работе над которыми требуется использование всех существенных признаков определения нового понятия и подвести, таким образом, учащихся к открытию алгоритма – общего порядка действий по правилу (определению, закону, формуле и т.п.) при решении типовой задачи
Итог
2 (И2)
Подводится также, как и на 1 этапе урока
ЭЛП
Фраза-переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели III этапа урока (Ц3)
III
этап
Опять в плане пишется название этапа для себя. Например: «Самостоятельная работа по применению полученных знаний»
Цель
3 (Ц3)
Формулируется для детей в форме побуждающего к действию утверждения или вопроса, на который они должны ответить самостоятельно в конце III этапа урока. Например: «Сейчас мы проверим, что же помогает безошибочно находить в тексте имена существительные»
Суть работы на
III этапе
Подобрать общую самостоятельную работу по стандарту образования, задания по вариантам или задания дифференцированные по уровню трудности – развивающие задания (РЗ) (в зависимости от сложности материала, уровня развития учащихся и типа урока) на использование определения и алгоритма его применения
Итог
3 (И3)
Подводится также, как на I и II этапах урока
ЗЭУ
Формулируется общий вывод по уроку (В) и дается мотивация перспективы (МП)
Выво
д по уроку (В)
Формулируется учащимися, а затем самим учителем эмоционально, четко с акцентом на главное по формуле: В = И1 + И2 + И3
МП
Формулируется учителем в форме интригующей фразы или вопроса, для ответа на который на следующем уроке необходимо качественное выполнение ДЗ
Примечания:
Домашнее задание (ДЗ) может быть выдано на любом этапе урока (там, где это уместно), но оно должно быть продолжением самостоятельной работы ученика на уроке, которая в таком случае служит образцом учебных действий (УД). Это позволяет исключить затраты времени на инструктаж учеников по выполнению ДЗ. Объем письменных ДЗ не должен превышать 1/3 классной работы ученика. Объем устных ДЗ по одному предмету не должен превышать 30 минут, необходимых для его выполнения.
Самостоятельные работы наиболее уместно проводить на ПЭУ и III этапе занятия, где можно организовать проверку знаний, умений и навыков по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Развивающие задания, рассчитанные на работу ученика в зоне его ближайшего развития, могут быть выданы на любом этапе урока.
После составления плана учителю следует вписать все необходимое в графу
«Материал к уроку» и спланировать действия педагогической оценки: опрос знаний, умений и навыков учеников по выполнению ими развивающих заданий. Желательно, чтобы каждый ученик в классе за 40 минут урока смог получить минимум одну отметку по ФГОС и одну отметку за выполнение развивающего задания (РЗ).
Время, отводимое учителем на проведение этапов, ориентировочно прикидывается по ходу составления плана и окончательно определяется после его корректировки и исправления неточностей и ошибок и заносится в соответствующую графу плана (см. колонку слева).
Соблюдение элементов структуры занятия – нормативное требование при составлении плана занятия и проведения урока.
Выбор типа урока (урок формирования знаний, урок совершенствования умений и навыков или применения знаний на практике, сдвоенный урок формирования общих и теоретических знаний и совершенствования умений и навыков, урок повторения и систематизации знаний, урок контроля уровня учебных действий, комбинированный урок), продолжительности его этапов, организационных форм занятия (урок, урок-игра, лекция, семинар, практическое занятие, экскурсия, конференция, беседа, зачет и пр.), выбор конкретного содержания, а также форм и методов работы (методы формирования чувств, стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, формирования сознания (мышления), формирования поведения (воли) и деятельности, методы педагогической индивидуализации и интеграции знаний) – являются зоной творчества учителя. . Следует стремиться к тому, чтобы план урока не превышал 1 листа формата А4.
требования к составлению плана
ФОРМА № 1 (обязательная).
Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования:
При составлении плана необходимо учитывать:
— цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения,
— приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов РФ,
— нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»)
— инвариантные (обязательные) направления деятельности педагога-психолога:
Определение уровня психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.
Психолого-педагогическое учащихся 6-8-х классов в период подросткового кризиса.
Психологическое сопровождение профильного (предпрофильного) обучения.
Психологическое сопровождение выпускников 9, 11-х классов в период государственной (итоговой) аттестации.
Деятельность педагога-психолога должна быть рассчитана на всех участников образовательного процесса: воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагоги, администрация.
План работы должен включать следующие графы:
Согласовано: Районная психологическая служба________________ (Ф.И.О.) Дата:__________________ | Утверждаю: Руководитель ОУ____________________________(Ф.И.О.) Дата:__________________ |
Цели и задачи ОУ_____ на ____ учебный год
Цели и задачи педагога-психолога ОУ___ на ____ учебный год
План работы
п/п | Мероприятие | Участники образовательного процесса | Срок проведения | Взаимодействие | Предполагаемый результат, выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Виды деятельности: психологическая диагностика, психологическое консультирование, коррекционно-развивающая деятельность, психологическая просвещение, психологическая профилактика, организационно-методическая деятельность. | |||||
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок …), так и название программы деятельности по определенному направлению (например: проведение диагностического исследования или сопровождения класса коррекции и т.п.).
В пункте 5 указываются специалисты ОУ (классный руководитель, заместитель директора, социальный педагог, учитель-логопед и др.), которые задействованы в мероприятии.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающих контроль исполнения.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на учебный год.
ФОРМА № 1 (обязательная).
Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования:
При составлении плана необходимо учитывать:
— цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения,
— приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов РФ,
— нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»)
— инвариантные (обязательные) направления деятельности педагога-психолога:
Определение уровня психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.
Психолого-педагогическое учащихся 6-8-х классов в период подросткового кризиса.
Психологическое сопровождение профильного (предпрофильного) обучения.
Психологическое сопровождение выпускников 9, 11-х классов в период государственной (итоговой) аттестации.
Деятельность педагога-психолога должна быть рассчитана на всех участников образовательного процесса: воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагоги, администрация.
План работы должен включать следующие графы:
Согласовано: Районная психологическая служба________________ (Ф.И.О.) Дата:__________________ | Утверждаю: Руководитель ОУ____________________________(Ф.И.О.) Дата:__________________ |
Цели и задачи ОУ_____ на ____ учебный год
Цели и задачи педагога-психолога ОУ___ на ____ учебный год
План работы
п/п | Мероприятие | Участники образовательного процесса | Срок проведения | Взаимодействие | Предполагаемый результат, выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Виды деятельности: психологическая диагностика, психологическое консультирование, коррекционно-развивающая деятельность, психологическая просвещение, психологическая профилактика, организационно-методическая деятельность. | |||||
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок …), так и название программы деятельности по определенному направлению (например: проведение диагностического исследования или сопровождения класса коррекции и т.п.).
В пункте 5 указываются специалисты ОУ (классный руководитель, заместитель директора, социальный педагог, учитель-логопед и др.), которые задействованы в мероприятии.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающих контроль исполнения.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на учебный год.
2
Требование к составлению плана урока
ТРЕБОВАНИЕ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА УРОКА
(выступление на курсах повышения квалификации преподавателей по методике преподавания ИКАО)
Непосредственная подготовка учителя к уроку — это планирование урока, продумывание и составление плана и конспекта урока после того как определено основное содержание н направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции, уровня педагогического мастерства, («оставляется он на основе тематического, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяют две части:
обдумывание цели урока, каждого его шага
запись в той или иной форме плана урока
Преподаватель отбирает необходимый и достаточный материал, который должен усвоить учащийся, намечает последовательность введения понятий, которые будут отрабатывать на уроке. Подбирает наиболее ёмкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намеченными понятиями, намечает вопросы, проблемные задачи, определяет структуру урока и т. д.
Подготовка преподавателя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы учащихся.
Часто в среде учёных — педагогов и учителей — практиков разгораются споры о том. нужен ли преподавателю план урока? Не сковывает ли план урока творчество учителя? Не влияет ли это отрицательно на авторитет учителя у учащихся?
Споры такого рода в принципе беспредметны! Преподаватели своим примером приучают учащихся к организованности в работе, по плану, к работе с краткими записями — тезисами, заранее подготовленными. План урока — это не шпаргалка для учителя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с учащимися. План урока — это только руководство к действию и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель обязан отступать от плана, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Отступая от намеченного, учитель, прежде всего, соотносит все продуманное, много раз проигранные в уме детали содержания учебного материала. План урока — это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения, талантливой импровизации. В нем отражается тема урока, цель урока, краткое содержание материала, определяются форма, методы, средства обучения, система задании и т. д. Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему преподавателя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на уроке, от психологического настроя, с каким они приходят на урок.
Эффективная преподавательская деятельность не отличается от других областей деятельности; чтобы добиться успеха, надо спланировать её таким образом, чтобы обеспечить нужное соотношение между целями урока и принципами обучения. Это необходимо как неопытным преподавателям, но также и опытным. Каждый преподаватель, даже наиболее квалифицированный, значительно лучше выполнит работу, если тщательно спланирует её. Как правило, лучшие преподаватели обычно серьёзнее относятся к плану, потому что знают, что успех работы зависит от правильно спланированного плана.
Материал необходимо преподавать так, чтобы он вызывал интерес у слушателей. Необходимо избегать чистой логиков преподавании. Нужно учитывать подготовку класса. Материал должен последовательно переходить от вопроса к вопросу. Начинать объяснение с того, что уже известно слушателю, постепенно переходя к новому от простого к сложному. Материал необходимо преподавать интересно, учитывая желания и потребности слушателя. Урок разбивается на отрезки или этапы. Дело в том, что концентрация внимания в течении урока крайне затруднительна. Продолжительность этапа зависит от ряда причин: состояние слушателя, содержание темы, её сложность. Урок разбивается на этапы продолжительностью 8-12 минут. Каждый этап сопровождается проверкой на усвоение нового материала.
В плане кроме идеи преподавания отмечаются методы и приёмы обучения. План — это скелет урока. Он постепенно обрастает примечаниями, предложениями. Включайте стимулирующие вопросы, они активизируют работу курсантов. Эти вопросы должны вести к другим, создавая почву для дискуссии. Избегайте задавать вопросы, которые будут звучать на этапе проверки. Включайте в план графики, диаграммы. Когда возникнет необходимость их воспроизведения на доске, у вас под рукой всегда будут конкретные детали. Хорошо, если в плане есть примечания типа: «предложить слушателям объяснить», «продемонстрировать», «начать дискуссию по вопросу»… это руководство к активности класса. В плане должен быть акцент на важнейшие идеи и направления. Это облегчит выполнение плана, видна будет та часть, которая действительно требует эмфазы. Отмечайте в плане, где нужно показать иллюстрацию, привести пример, рассказ. После написания плана проверьте, действительно ли он обеспечит последовательность изложения, отвечает ли оно целям урока и каждый этап соотносится со всеми другими этапами урока. Далее следует практический этап. Он должен быть увязан с целями урока. Если цель урока заключается в том, чтобы слушатель решил ряд математических задач, решение этих задач должно быть запланировано. Если цель другая, то практика должна быть нацелена на выполнение этой работы. Необходимо планировать, где нужно использование наглядных пособий, которые максимально приблизят к реальным условиям. Выполнение работы и использование соответствующего оборудования — всегда наилучший вид практики. Каждый учащийся должен выполнить все этапы работы. Убедитесь, что каждый слушатель понимает то, о чём идёт речь на уроке.
Это будет планироваться во время проверки. Кстати, проверка даст представление преподавателю, каков прогресс каждого учащегося. Покажет ему, каковы его успехи. Определятся вопросы, которые требуют повторения.
Этап проверки сыграет свою роль только в том случае, если он спланирован реально. При подготовке вопросов или выборе форм представления материала, обращайтесь к предыдущим частям урока с тем, чтобы не один из важных вопросов не был упущен. Избегайте рутинных вопросов. Включайте такие вопросы, которые могут оценить понимание слушателями существа излагаемой темы. Планируйте этап проверки таким образом, чтобы слушатели максимально возможное время работали самостоятельно. К выводам они должны придти самостоятельно за исключением случаев, когда они не могут выйти из затруднительного положения. При обнаружении ошибок разбирайте их. Ведите учёт недостатков, с тем, чтобы эта информация могла быть использована для планирования последующих занятий. Кроме обязательной проверки необходимо проводить периодические проверки уровня усвоения материала по ходу урока.
Составляя план, преподаватель должен предвидеть те вопросы, которые , вероятнее всего, окажутся трудными для усвоения. Планируйте варианты разъяснения этих вопросов. Возможными вариантами могут быть дополнительные вопросы, иллюстрации, повторения, разъяснения, организуемые преподавателем или отобранным слушателем. Пользуйтесь тщательно отработанной системой подчёркивания ключевых моментов с тем, чтобы облегчить ретроспективный обзор материала по разделам плана. Это хорошая практика, но ещё полезнее, когда преподаватель считает возможным вернуться к пояснению частей урока при подведении итогов.
Самый лучший в мире план урока может оказаться неэффективным для преподавания, если преподаватель не знает, как им пользоваться. Хорошие инструменты не создают хорошего механика. Нужно овладевать идеями и навыками, упомянутыми в плане урока. Используйте план урока как руководство к его проведению и как помощь в надлежащем усвоении материала.
Будьте гибкими в использовании плана. Важно уметь учитывать интересы класса. Перед уроком необходимо заглянуть в план, чтобы освежить его в памяти. План — это основа для экспериментирования с методами и приёмами преподавания. План время от времени должен пересматриваться, в нём учитываются изменения, происходящие в области знаний, включайте всё новые и новые методы и приёмы преподавания. В заключении: хороший план это важная основа хорошего преподавания. Далеко не всем преподавателям требуется один и тот же план урока. Неопытному преподавателю нужен подробный план, а опытному — ни к чему излишне детализированный план. Каждый для себя должен решить сам, насколько подробный или насколько полный план урока ему необходим.
В любом случае человек, ведущий преподавание, не должен рассматривать план урока как нечто, в чём он не нуждается, но как нечто, к чему его обязывает администрация. План урока — это большая помощь преподавателю.
Консультация на тему: требования к написанию календарного плана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
ТРЕБОВАНИЯ
К НАПИСАНИЮ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
(консультация для педагогов)
Старший воспитатель Даваа А.В.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.
Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.
Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада. К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:
Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план на 5 рабочих дней.
При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:
План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком.
На первой странице размещается: заглавие, номер и название группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана.
На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
Ко всем календарным планам прилагается тетрадь, в которой старший воспитатель делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
При написании плана на неделю указывается:
Работа с родителями.
Обогащение развивающей среды в группе.
Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.
Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
Планирование утреннего отрезка времени.
При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
Беседа – тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
Игры – какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).
Планирование учебных занятий:
Вид занятия
Тема занятия
Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
Материалы и оборудование
Виды детской деятельности
Целевые ориентиры
Словарная работа (обогащение словаря)
Вопросы
Художественное слово (название произведения и автор)
Физминутка
рефлексия
При планировании занятий по музыке:
Тема занятия
Слушание (название произведения)
Танцевальные движения (перечислить)
Песни (названия)
По физкультуре:
Тема занятия
Программное содержание
Оборудование
ОВД
Подвижные и малоподвижные игры, релаксация (названия).
По изодеятельности:
Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
Тема занятия
Оборудование
Основные технические приёмы
Пальчиковая гимнастика
Планирование прогулки:
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня – восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Есть общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Существует четыре вида прогулки:
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная, состоящая из двух частей:
первая часть — целевая прогулка;
вторая часть — свободная деятельность детей.
Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
Спортивная (соревнования, эстафеты).
- Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).
Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.
Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.
Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:
— Стихи,
— Пословицы,
— Поговорки,
— Загадки,
— Потешки,
— Приметы.
С приметами начинают знакомить со средней группы.
Виды наблюдений:
Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
- ОВД (основные виды движений)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).
В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).
Индивидуальная работа по физвоспитанию
У которых есть проблемы в освоении основных движений
- Подвижная игра.
Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
- Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).
- Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
- Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в огороде, цветнике — тема, цель)
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
II половина дня.
Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность тем, чем они любят. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые – роли).
Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.
Один раз в неделю, в среду планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:
Тему триединую задачу
материалы и оборудование.
При планировании трудовой деятельности необходимо прописывать:
Вид труда
Цель
Материалы и оборудование
Имена детей (если это поручения).
Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.
Требования к плану воспитательной работы
Требования к плану воспитательной работы
План воспитательной работы классного руководителя должен удовлетворять следующим требованиям.
1. Конкретность формулировки воспитательных задач без общих декларативных призывов, таких, как «усилить», «повысить», «продолжить», «стремиться» и обеспечение достаточной насыщенности планируемой работы, но без перегрузки плана.
2. Педагогическая обоснованность планируемой работы, соответствие форм и средств воспитательной работы возрастным особенностям детей, уровня и прогноза развития детского коллектива, реальность и разумная насыщенность плана.
3. Учет интересов учащихся, особенности формирования личности современного школьника, создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
4. Соответствие воспитательных дел поставленным воспитательным задачам.
5. Традиции образовательного учреждения и данного ученического коллектива.
6. Обеспечение преемственности, систематичности и последовательности в воспитании учащихся (каждое последующее мероприятие должно стать продолжение предыдущего и основываться на достигнутых воспитательных результатах), видеть перспективы в работе.
7. Разнообразие средств воспитания, форм и методов воспитательной работы в образовательном учреждении и их соответствие задачам воспитательной работы, направленным на развитие различных интересов и способностей детей.
8. Учет возможностей педагогического коллектива и предложений учителей.
9. Текущая социальная ситуация (положение и общественно значимые события в классе, образовательном учреждении, районе, городе, стране, мире).
10. В плане необходимо предусмотреть систему и координацию всех субъектов воспитания: директора, его заместителей, учителей, классных руководителей, коллектива учащихся, родителей.
11. Успех выполнения плана зависит от согласованности действий членов коллектива, от единодушного подхода к решению задач, которые поставила образовательное учреждение на год и в правильности понимания этих задач.
12. Обеспечение согласованного решения вопросов о единых педагогических требованиях к учащимся.
Рекомендации по составлению календарно — тематического планирования
РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению календарно-тематического планирования.
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.
Ключевой критерий при составлении плана — обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.
Обязательные этапы подготовки тематического планирования:
1.Обсуждение методическими объединениями школы.
2.Согласование с завучем по методической работе.
3.Утверждение директором школы.
При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы:
Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;
учебный план к данной образовательной программе;
примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;
новые учебники, пособия.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.
Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.
При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:
системность в работе
последовательность в организации учебной деятельности
логика развертывания учебного содержания
использование разнообразия методов обучения
использование дидактического разнообразия средств наглядности
использование разнообразия педагогических технологий
использование вариативности учебных заданий
исключение однообразия в структуре уроков
исключение перегрузки учащихся учебной информацией
своевременность подготовки раздаточного материала
возможность исправить недостатки программы и учебника.
Структура тематического планирования включает следующие разделы:
1) Титульный лист.
Класс, название учебного курса, количество часов по плану.
Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.
Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.
Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возможных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничительного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эффективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожалению, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто непреодолимые трудности в подготовке эффективных уроков, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения
Приложение 1. Оформление титульного листа.
Утверждаю
Директор школы МБОУ СОШ №
_______________ И.И.Иванов
30.08.2016 г.
- Согласовано:
Зам. директора по УМР
___________
30.08.2016 г.
Рассмотрено:
На заседании МО
29.08.2016 г.
Протокол № 1
Календарно – тематическое
планирование уроков
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель:________________________
.
Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.
Схема 1.
Номерурока
Количество часов
Тема и основное
содержание уроков
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание
Схема 2.
Номерурока
Количество часов
Тема и основное
содержание уроков
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание
урока
Содержание уроков
Кол-во
часов
Кален-
дарные
сроки
Материал
по
учебнику
Доп.
мате-
риал
к
уроку
Наглядные
пособия
Лабораторный
опыт
Виды
письменных
работ
Повторение
пройденного
материала
Межпредметные
связи
Схема 3
урока
Название тем курса
Всего часов
В том числе
Формы
контроля
лекции
практ. работы
семинары
Номерурока
Количество часов
Тема и основное
содержание уроков
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание
Схема 4урока
по теме
Название разделов, тем,
уроков
Основные понятия,
названия,
персоналии
Домашнее
задание
Количество
часов
Календарные сроки
Схема 5
датаНомер урока по теме
Тема урока
Тип урока
Триединая задача урока
Методы обучения
Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся
Виды контроля знаний и обратной связи
Планируемые знания, умения и навыки
Дидактические средства урока
Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного
Дом.заданиерепродуктивное и творческое
Схема 6.
№урока
Разделы,
темы,
содержание
уроков
Кол-во
часов
Календарные
сроки
Тип и форма
урока
Виды
письменных
работ
Домаш.
задание
Простой календарный план
Разделы темыКоличество часов
Календарные сроки изучения
Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (Тематические блоки)Количество часов
Занятия и основные вопросы
Календарные сроки
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя считают важным определить заранее. Например, в «Примерном планировании курсов истории…» (М., 1996) учебный материал распределен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы конкретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».
По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавится, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект тематического блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, развитие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля). Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:
В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образования.
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материала в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, формулируются их темы и основные вопросы.
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие понятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опорные понятия фиксируются в четвертой графе.
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпускников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа развития учащихся.
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учебного материала, целевой установкой блока и субъективными факторами процесса обучения в седьмой графе планируются конкретные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и умений школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.
В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.
Литература:
1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7
2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».
3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.
4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.
№5, 2004 г.
5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.