описание, обязанности, навыки и знания, обучение
- Подробности
- Обновлено: 08.11.2019 16:10
- Автор: Сергей Краковский
Дизайнер IT – это человек, задачей которого является создание привлекательного сайта: оформление, интерфейс, текст. Готовый продукт должен быть не только красивым, но и прибыльным для владельца, удобным и понятным для пользователей.
Есть три типа IT-дизайна:
- продукта: функциональная часть, соответствующая пожеланиям заказчика и способствующая повышению прибыли;
- интерфейса: взаимодействие пользователя и сайта. Интерфейс должен быть интуитивно понятным каждому;
Какой именно тип дизайна должен преобладать зависит от сайта: для игрового важнее внешнее оформление, для интернет-магазина – функциональность и т.д.
Читайте также: Совершенствуйте дизайнерские навыки в домашних условиях
IT-дизайнер занимается разработкой проекта от начала до конца, прогнозирует его дальнейшее развитие, изучает целевую аудиторию.
История профессии
Понятие «дизайн» пришло в русский язык из итальянского. «Disegno» переводится как рисунок, шаблон, план, эскиз, замысел, композиция.
История веб-дизайна началась в 1990 году, когда на свет появился первый сайт. На нем были только ссылки и текст. Такие текстовые веб-страницы существовали до 1994 года. Неудивительно, что первыми IT-дизайнерами были люди без художественного образования и видения, не разбирающиеся в визуализации, но умеющие писать на HTML.
В 1993 г. был разработан первый поддерживающий графику браузер, а в 1996 г. создали CSS, с этого времени сплошной текст можно было форматировать. Сайты стали более интересными, но, так как дизайном по-прежнему занимались люди далекие от творчества и не всегда обладающие художественным вкусом, веб-страницы были чересчур яркими.
С прогрессом технологий и программного обеспечения дизайн начал быстро развиваться: сайты стали сложнее, требования к оформлению жестче, стили меняются довольно быстро. Профессия дизайнер IT требует большого объема знаний. Успеха добиваются люди, умеющие не только работать с программами, но и обладающие хорошим вкусом, разбирающиеся в маркетинге и психологии.
Особенности профессии
Работа дизайнером IT сложна, ведь сделать функциональный, четкий, интуитивно понятный, удобный, формирующий положительный образ товара сайт непросто. Именно поэтому эта профессия относится к высокооплачиваемым.
Хороший специалист умеет создавать продукт, который способен удовлетворить все запросы заказчика и понравится потребителю. Иногда эта задача оказывается практически невыполнимой.
Обязанности
IT-дизайнер изучает и анализирует запросы и предпочтения целевой аудитории, продумывает взаимодействие пользователя и сайта, исходя их полученных результатов составляет основные требования.
Дизайнер IT – это человек, работающий в команде. Вместе с разработчиками он ищет оптимальные методы решения задач. Пробная версия сайта тестируется на пользователях. Затем происходит сбор данных, их анализ и, в случае необходимости, внесение корректировок.
Важные качества
Необходимые качества, которыми должен обладать дизайнер:
- художественных способностей,
- креативного мышления,
- аналитического системного ума,
- педантичности,
- умения ставить себя на место другого человека,
- способности прислушиваться к критике,
- ответственности.
Хороший специалист умеет работать в команде, идти на компромиссы и стремится учиться чему-то новому.
Навыки и знания
IT дизайнер должен владеть множеством программ, знать английский язык и языки программирования, уметь верстать сайты и иметь навыки работы с CMS.
При этом он должен постоянно учиться, так как компьютерные технологии и сфера дизайна развиваются очень быстро.
Нелишними будут знания в области маркетинга и психологии.
Перспективы и карьера
Как правило, работа дизайнером IT начинается с должности помощника в дизайн-студии. Постепенно можно дорасти сначала до штатного дизайнера, а затем – до ведущего.
Наивысшая ступень карьерной лестницы – глава команды в крупной компании или собственный бизнес.
Обучение
Дизайнером IT можно работать и без диплома ВУЗа, достаточно получить соответствующую специальность в колледже или техникуме либо окончить курсы.
Поделитесь в сети:Кем работают дизайнеры в IT
Дизайнер в IT – одна из самых востребованных профессий в 2019 году по мнению аналитиков. Так, в рейтинге популярности российского портала Superjob на втором месте обосновались UI/UX-дизайнеры, а в топ-10 наиболее перспективных рабочих мест по данным LinkedIn вошли Product Designers. Если вы тоже интересуетесь дизайном и хотите работать в сфере информационных технологий, то лучшее время для старта карьеры – прямо сейчас. А чтобы было проще определиться с будущей специализацией, ведущий UI/UX-тренер Образовательного центра ПВТ Ян Агеенко подробнее и простыми словами рассказывает о каждой из них.
Web designer
Это специалист, который занимается отрисовкой сайтов и веб-интерфейсов. Сегодня web-дизайнеры в чистом виде встречаются редко, поскольку всё более востребован адаптивный дизайн – тот, который будет одинаково хорошо смотреться не только на компьютере, но и на экране планшета или мобильного телефона. Впрочем, около 45 процентов по-прежнему занимают именно веб-интерфейсы, а следовательно на специалистов есть спрос. И немалый. Другое дело, что быть web-дизайнером в чистом виде – не выгодно самому работнику. В большинстве вакансий наряду со знанием веба, требуется и умение владеть мобильными технологиями.
UI (user interface) designer
Несмотря на то, что интерфейс намного более широкое понятие, под UI-дизайнерами чаще всего подразумевают тех специалистов, которые создают дизайн мобильных приложений. Главная задача – сделать их красивыми и удобными (грамотно расположить кнопки, отрисовать экранчики и так далее). UI-дизайн находится ближе к графическому, эстетическому дизайну.
UX (user experience) designer
Этот специалист создаёт такой дизайн продукта, чтобы при взаимодействии с ним пользователь получил положительный отклик. Речь идёт не о том, как сделать просто визуально привлекательный сайт, а как решить проблему, которая стоит перед пользователем. Согласитесь, даже если веб-страница красивая, но при этом вы не можете найти на ней нужную информацию – это плохо. Вот такие проблемы и решают UX-дизайнеры – они создают логичный и понятный в использовании дизайн продуктов.
Product designer
Если UX-дизайнер думает в основном про пользователя, то product designer взаимодействует с целями бизнеса. Ему нередко приходится балансировать между пользователем, технологиями и задачами. При этом нужно учитывать интересы многих сторон – сможет ли разработчик сделать придуманный дизайн, насколько быстро его реализует, оправдано ли это, принесёт ли продукт прибыль бизнесу, повысится ли лояльность пользователей и так далее. Product designer занимается наиболее широким кругом задач и руководит разработкой дизайнерских проектов в целом.
Motion designer
Специалист, который работает с анимацией. Можно сказать, что это тот же графический дизайнер, только работающий с какими-то интерактированными или анимированными вещами. Сюда включены всевозможные ролики, презентации, рекламная графика. Всё, что двигается, должно двигаться красиво и понятно. Реализовать это – задача моушн-дизайнера.
Game designer
Сегодня геймдизайнеров требуется на рынке намного меньше, чем тех же UI или UX-дизайнеров. Но игровая индустрия связана с 3D, технологиями виртуальной реальности, что интересно и развивается, поэтому в перспективе спрос на данных специалистов будет повышаться. Но важно понимать, что в этой сфере, как правило, требуются люди с опытом. Геймдизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и пошагово продумывает способы их реализации.
Чем занимается дизайнер в IT — компании?
05.12.2017 UI/UX/WEB-дизайнВеб-дизайнер просто обязан обладать превосходным вкусом, а также глубокими познаниями в сфере интернет-технологий. Опираясь на это, он должен уметь создавать веб-страницы, которые объединяются в веб-сайт. Основная задача, если говорить максимально просто, состоит в том, чтобы создать такой продукт, которые сможет заинтересовать потенциального пользователя. Именно поэтому получить качественное веб дизайнер образование – важный этап в жизни каждого, кто хотел бы реализовать себя в данной сфере.
Чем занимается дизайнер?
Профессия эта появилась практически одновременно с появлением сети, когда сайты преимущественно использовались в рекламных целях. Веб-дизайнер должен уметь оформить проект так, чтобы он был ориентирован на специфику интернета. Оформить все так, чтобы это выглядело стильно – слишком мало. Проект должен быть выполнен в полном соответствии основных требований сети. Например, выбирая цвет, вы должны отчетливо понимать, что пользователь увидит ваш сайт на мониторе, а не на бумаге. Этим же стоит руководствоваться и тогда, когда вы выбираете шрифты, создаете различные графические элементы: баннеры, логотипы и различные рисунки. Именно веб-дизайнер несет полную ответственность за то, как пользователь увидит сайт. В обязанности дизайнера входит даже выбор места, где будет размещен текст. Навигация сайта также ложится на плечи дизайнера. Учтите, что дизайнер также ответственен за то, насколько качественно будет прогружаться сайт и все ли объекты будут отображены с помощью среднестатистического браузера.
Для того, чтобы стать хорошим и профессиональным дизайнером, не обязательно досконально изучать HTML. Для выполнения данной работы в компании имеются отдельные специалисты. Вы, конечно же, можете разобраться с программированием и адекватно ориентироваться в базах данных. Но это лишь позволит вам ориентироваться в своей сфере деятельности чуть шире. Оптимальный вариант — записаться на курсы, позволяющие развивать более профильные навыки.
Как стать дизайнером?
Многие, кто решил двигаться в данном направлении, задаются следующим вопросом — где учиться веб дизайну? На сегодняшний день существует огромный выбор самых различных вариантов, воспользовавшись одним из которых, вы можете получить неплохое образование, необходимые навыки и знания. Например, вы можете получить классическое университетское образование. Вот только тут велик риск того, что в ваше распоряжение предоставят устаревшую информацию. Кроме того, будьте готовы потратить достаточно времени на регулярное посещение занятий.
Если же вы хотите упростить процесс, можете записаться на курсы. Это, естественно, будет отнимать существенно меньше времени. Кроме того, вы сможете локализировать круг интересующих вас вопросов, так что не станете распыляться на те знания, в которых нет необходимости. Если такие бывают…
Еще один вариант получить доступ к информации — веб дизайн уроки с нуля. Они есть в свободном доступе в интернете. Вы можете самостоятельно составить для себя план обучения, исходя из количества свободного времени. Такой вариант обучения вполне совместим с офисной работой и другими сферами деятельности, так что освоение новой профессии пройдет весьма безболезненно. Кроме того, полученные знания вы сразу же сможете реализовывать на практике, если обзаведетесь необходимыми для работы инструментами.
В общем, разработка дизайна – вещь нехитрая, если вы сможете отыскать время и силы для того, чтобы получить необходимые знаний и научиться применять их на практике. Ну и о креативе забывать не стоит.
Как стать дизайнером интерфейсов. Необходимые навыки и сильные инструменты, о которых нам не говорят
Несмотря на обилие учебных материалов, начинающих специалистов год за годом заботит один и тот же вопрос: как сделать первые шаги в дизайне.
Получив множество вопросов от молодых дизайнеров, я решил написать материал, который бы мечтал прочитать на старте своей карьеры. Он основан на личном опыте и уроках, полученных в общении с успешными дизайнерами из больших студий и продуктовых команд.
В первой части, я расскажу о базовых навыках хорошего дизайнера, а во второй, о том, как их использовать для построения карьеры.
Фундамент дизайнера
В любой сфере есть ряд базовых навыков, без которых в профессии делать нечего. Лишь обретя эти навыки можно расчитывать на повышение в должности и доходе.
Фокус, цели и задачи
Каждый дизайнер должен знать, для каких целей создается интерфейс и какие задачи он должен решать.Сайт авиакомпании существует для людей, цель которых переместиться из одного города в другой, а его задача — помочь найти рейс, соотвествующий их потребностям.
Цели и задачи — это не одно и тоже. У вас может быть цель хорошо провести вечер, а задача — выбрать между кино, рестораном и футболом.
Дизайнер должен всегда в голове держать цели пользователей, а на практике решать их задачи. Наверняка, вы сейчас работаете или начинаете работать над каким-либо проектом. Подумайте, какие у него цели и какие задачи он должен решать.
Задач у сервиса может быть много и некоторые будут друг с другом конфликтовать, поэтому вам нужно выбрать одну основную и сделать ее выполнение максимально удобным, при этом не пожертвовав остальными.
Как бы это работало, если бы это было просто?
Я регулярно задаю себе этот вопрос, встречая новую задачу. Он помогает мне отвлечься от существующих шаблонов и придумать решение, соответсвующее текущей задаче.
На старте карьеры я, как и многие, первым делом бежал на дизайнерские ресурсы в поисках “вдохновения” и пытался найти решение, которое можно применить к моей задаче. Хотя на самом деле, я не искал вдохновение, а лишь пытался поменьше напрягать свой мозг.
Скопировать чужое решение заманчиво, но не нужно забывать, что любой паттерн может хорошо работать в одном случае и абсолютно не работать в другом. Да и кем вы станете, лишь подражая чужим работам? Ведь хорошего дизайнера всегда отличает умение мыслить.
Полезно перенимать чужой опыт, просматривая концепты и работающие сервисы, но при столкновении с новой задачей не нужно забывать включать голову.
Эстетика интерфейса
Я люблю Medium за хорошую типографику и удобство написания статей, хотя на других ресурсах мои статьи порой набирают в два-три раза больше просмотров. Но дело ведь не только в красоте.
Хороший визуал облегчает чтение и избавляет от необходимости менять масштаб страницы. Хороший визуал делает акценты на важных элементах, что приятно в социальных сетях и критически важно в сервисах для бизнеса.
Instagram не просто так изменил свой интерфейс с черно-синего на белый. Его целью было сделать акцент на контенте, который генерируют пользователи.
Переодически мы слышим об ошибках, которые совершают люди из-за сложного интерфейса. Конечно, поставить случайно лайк — не проблема, а вот ошибка при управлении самолетом или атомной станцией может привести к трагедии.
Самый простой способ улучшить визуальные навыки — перенимать чужой опыт, копируя интерфейсы и читая толковые материалы. Мне в свое время очень помогли дизайн-гайдлайны Google.
На русском языке можете прочитать емкий материал студии Олега Чулакова: design.chulakov.ru. Уверен, что на старте карьеры он бы мне очень помог.
Еще одна очень важная вещь — взгляд со стороны. Я всегда работал в стартапах, где был одним дизайнером, что давало мне большую свободу действий, но лишало обратной связи опытных коллег.
Большинство дизайнеров начинают свою карьеру дома, поэтому единственным способом получить обратную связь для них является завязать отношения с опытным дизайнером и периодически просить у него комментарий по поводу своих работ.
Что ему нужно?
Хороший дизайнер думает сценариями, а не экранами.Сценарий — это последовательность действий, которые нужно совершить пользователю чтобы выполнить определенную задачу. Например, выбрать оптимальный рейс. Сценарий может решаться в рамках одного экрана, а может содержать их сколько угодно. Задача дизайнера — не сократить количество экранов, а сделать выполнение задачи пользователя более удобным, интуитивным.
Иногда задача требует пошаговой логики, где каждый шаг — это отдельная страница, как при сложной регистрации. Некоторые задачи удобнее решать в рамках одного экрана (пример: создание публикации в соцсетях).
Сценарии лежат в основе проектирования любого интерфейса, поэтому любой дизайн должен начинаться с них.
Системность в дизайне
Все компании, которых хоть немного заботит дизайн, приходят к идее, что перерисовывать одни и те же компоненты и расставлять их новым способом — довольно глупая затея. Поэтому все начали создавать единую систему компонентов, а чуть позже и логику их размещения.
Спустя еще какое-то время, дизайнеры объединились с разработчиками, связав свои элементы в макетах со сверстанными компонентами на фронте. Благодаря этому, дизайнеру все меньше приходится рисовать и все больше использовать свои два главных инструмента: мозг и фронтенд-разработчика.
Разработчиков нужно уважать и хотя бы логически понимать суть их работы. Без этого сложно будет найти общий язык и создать отличный продукт.
Имея готовый набор необходимых элементов и стилей, вы сможете больше думать о решении проблем пользователей и меньше о рисовании.
Даже хорошую идею легко убить
Помню, как в начале карьеры, презентуя дизайн-решение, меня было легко смутить, задав простой вопрос, например, почему какой-то элемент именно такой. Тогда я пытался аргументированно ответить на вопрос из-за чего возникал бессмысленный диалог, который влиял на восприятие всей работы.
Лишь с опытом я понял, что вопросы, не касающиеся основной темы нужно игнорировать. Например, сказав: “Это лишь детали, поэтому давайте обсудим основные вещи, которые влияют на бизнес, а в конце вернемся к вашему вопросу”. Как ни странно, этот ответ избавляет вас от бесполезной беседы и представляет в виде профессионала, который заботится о бизнесе клиента, а не своем эго.
Для того чтобы ваши дизайн-решения принимались, необходимо связывать их с аналитикой, которую вы провели прежде чем придти к этому решению. Показав, что ваше решение стало итогом серьезной аналитической работы, в рамках которой вы изучили конкурентов и протестировали несколько решений, с вами сложно будет не согласиться.
Книги для дизайнеров
Меня периодически спрашивают, какие книги помогли мне стать в дизайне лучше.
Никакие.
Лишь регулярная практика и понимание бизнеса помогли мне приносить компании большую пользу и повысить свою ценность на рынке.
Идем дальше.
Куда устроиться
Есть три популярных варианта: студия, продукт или стартап.
Студия хорошо подходит для новичков, так как вокруг тебя полно дизайнеров у которых можно чему-либо научиться. Здесь выше темп, так как есть четкие сроки начала и окончания проекта. Из-за того, что стоимость проекта привязана к человеко-часам, в студиях зарабатывают, в основном, меньше, чем в продукте.
В продукте более спокойный ритм, так как прибыль компании напрямую не зависит от работы дизайнера. Зачастую, дизайн-команда занимается функционалом, который появится в будущем, поэтому для них качество чаще всего важнее скорости. Особенно для проектов, которыми пользуются миллионы.
В стартапах вклад каждого сотрудника чрезвычайно важен, так как команды небольшие и зачастую отдел дизайна состоит лишь из одного человека, поэтому идти туда лучше полностью уверенным в своих силах.
Всю свою карьеру, не считая фриланса, я работал в стартапах, где был единственным дизайнером. Минус этой работы в том, что рядом нет наставника, поэтому я много занимался самообразованием и анализом своей работы. Плюс в том, что ты можешь максимально влиять на итоговый продукт, работая вместе основателями.
Генерация удачи
[очень важная часть]
Многие ограничивают свое представление о мире профессиональными навыками, хотя они являются лишь необходимым минимумом. Вы можете быть отличным дизайнером, но какой в этом толк, если о вас никто не знает (ни клиенты, не сообщество)?
Некоторым везет и их карьера выстраивается благоприятным образом, но не потому что они с рождения счастливцы, а лишь потому, что они неосознанно выполняли действия, которые повышают шансы на успех.
Среди этих действий есть активные и пассивные.
Среди пассивных — это наличие резюме, портфолио и аккуратных профилей в соцсетях. Эти вещи повышают вероятность того, что вас могут случайно заметить и предложить интересный проект.
Активные действия — отклики на чужие вакансии, публикации статей и кейсов, общение с профессионалами из разных сфер, прямые письма работодателям и создание своего сообщества. Благодаря этому, вы не ждете пока вас найдут, а своими силами повышаете вероятность перспективного предложения.
Я знаю одного дизайнера из региона, который вел таблицу с ведущими профессионалами из нашей отрасли и по приезду в Москву встречался с ними. Благодаря этому, ему удалось получить хорошее предложение о работе и спустя полтора года сменить одну топовую студию на другую, заняв место партнера.
Популярный ныне вариант — пройти курс от известной компании или поучаствовать в конкурсе.
Павел Шумаков, выиграв Russian Design Cup получил предложение от ВКонтакте, а чуть позже перебрался в лондонский офис Badoo. Некоторые ребята, пройдя курс от Skillbox получили предложение о работе в AIC.
Давно известный вариант — сделать фейковый проект, вложив в него все силы и качественно опубликовать его в портфолио. Самый известный пример — редизайн Google News Георгия Квасникова, который принес ему ряд предложений от крупных компаний.
Ну и последнее.
Важно понимать, что за ширмой любого бренда находятся адекватные люди, которые готовы в любое время рассмотреть амбициозного кандидата. Ваша задача — лишь правильно себя преподнести. Грамотное письмо на общий ящик и аккуратное портфолио — это порой все, что нужно.
Как зарекомендовать себя на новом месте
Одна из самых главных вещей, которую я понял за свою карьеру — это умение идти вперед, несмотря на неудачи. Ошибок не избежать, поэтому нужно нормально к ним относится.
Это элементарная логика:
Успеха добиваются не те, кто не совершает ошибок, а те, кто несмотря на них идет вперед.Мой путь, который я описал в большой истории “Становление дизайнера”, содержал ряд неудач, которые могли стоить мне работы, но даже на старте карьеры интуиция подсказывала, что переживания никому не помогут и единственный способ чего-то добиться — просто идти вперед.
Поэтому не переживайте, столкнувшись с проблемами на новой работе. Все через это проходили, включая Стив Джобса, который за первые 15 лет своей карьеры совершил ряд дорогостоящих ошибок, из-за которых в конце 90-х многие его считали неудачником. И лишь высокомерная уверенность в своем предназначении, позволила ему идти вперед и спустя десятилетие стать иконой отрасли.
Будьте открытыми, налаживайте отношения с коллегами, интересуйтесь опытом других и когда вам выпадает шанс, берите на себя инициативу.
Неизбежный исход
Возможно, начинающим специалистам еще рано читать про исход, но один дизайнер написала мне, что не хочет просто “двигать пиксели”, а стремиться учавствовать в создании продукта. Обычно дизайнеры приходят к этим мыслям спустя несколько лет, устав делать однотипные сервисы для заказчиков.
Самым логичным вариантом роста является позиция арт-директора, которая заключается в том, что вы навсегда закрываете графический редактор и выполняете лишь интеллектуальную работу, корректируя направление других дизайнеров.
Другой вариант — перейти в продуктовую компанию, где вместе с коллегами у вас будет возможность работать над улучшением одного продукта.
Неплохой вариант — присоединиться к стартапу и отвечать за дизайн всего проекта. В случае успеха, вы начнете набирать и обучать других дизайнеров, формируя отдел.
Возможно, кто-то из вас захочет перейти на позицию продукт-менеджера и отвечать за коммуникацию между командами и стратегию развития проекта.
Ну и самый амбициозный вариант — основать свой проект. Хороший дизайнер понимает, как работает маркетинг и разработка, что нужно людям и умеет это использовать.
Совершить переход с позиции дизайнера не так сложно. Вместо того, чтобы ждать когда вас повысят, начните брать на себя новые обязанности самостоятельно.
Я применяю этот принцип довольно давно и как показывает опыт, при наличии адекватных коллег ваша инициатива будет отмечена.
Ключ ко всему
Молодой дизайнер задал мне вопрос:
Лучше продолжить самообразование или поскорее устроиться на работу?
Всегда и во всем, практика – лучший способ изучить какую-либо дисциплину, а если она совмещается с адекватной обратной связью, то ничего лучше вы найти не сможете.Поэтому, если вы хотите чего-то добиться в дизайне, то как можно раньше приступайте к работе и очень хорошо, если рядом с вами будет опытные коллеги. Если таковых нет, то делайте проекты самостоятельно и ищите обратную связь среди дизайнеров в социальных сетях.
На старте карьеры делайте фокус на качество, а не количество проектов. Не нужно искать новую работу в поисках лучшей жизни. Сначала научитесь делать ее хорошо.
И не забывайте, что дизайн-навыки – лишь половина успеха. Помимо них, вам нужно уметь общаться с людьми, понимать принципы работы бизнеса и проявлять активность в поиске интересных предложений.
Работайте упорно каждый день и не забывайте, что любой успех требует времени.
Терпение и упорство – ключ ко всему.
Сделайте эту неделю прорывной.
UX/UI-дизайнер о золотом сечении, свободе и требованиях заказчика
Onliner продолжает изучать IT-профессии вместе с компанией ISsoft. В этот раз мы пообщались с UX/UI-дизайнером Александром Чернушиным. Он, как и другие люди этой профессии, не только визуализирует продукт, но и отвечает за то, как тот или иной проект воспринимается конечным пользователем. Значит, и ответственность на таком специалисте лежит немаленькая.
— Нужно уметь хорошо рисовать?
— Да, это не помешает. Но необходимо понимать, в каком направлении ты хочешь развиваться как дизайнер. UX шире, чем UI, то есть зоны ответственности разные. UX о том, как улучшить опыт взаимодействия с продуктом так, чтобы пользователи достигли своих целей, а бизнес — своих. UI же о том, насколько привлекательный, понятный и отзывчивый будет опыт пользователей.
— Рисовать прямо на бумаге?
— Нет, не обязательно, если речь о проектировании. Здесь ты работаешь в графическом редакторе с простыми формами: квадраты, круги, прямоугольники. Но если мы говорим о диджитал или печатной рекламе, тогда уметь рисовать нужно. И в целом, если хочешь развиваться как дизайнер — рисование поможет.
Конкретно в UX/UI важно то, как ты понимаешь, во-первых, для чего что-то делаешь и какие задачи закрываешь, а во-вторых, для кого это делаешь, удобно ли будет пользоваться.
О золотом сечении
— Правило золотого сечения действительно работает или это выдумки маркетологов?
— Относительно UI — да, оно работает и применяется. Золотое сечение вообще везде проявляется: космические объекты, раковины, человеческие тела. Практика очень удобная, ее можно использовать при проектировании интерфейса — размер кнопок, шрифтов, отступы. Если возьмете макеты ведущих дизайнеров и просто наложите на них золотое сечение, то увидите, что оно применяется.
Причем дело не только в том, что наше тело построено по такому принципу. Наш глаз видит и сразу подмечает, по каким пропорциям все построено. Этим как раз и можно объяснить тягу человека к золотому сечению. Даже если вы не знаете, что это такое, все равно просто по наитию, подсознательно можете сказать: «Вот это выглядит лучше, чем то».
— Есть какие-нибудь стереотипы в UI-дизайне? Например, «приложение для женской аудитории должно быть в розовых тонах».
— Все основывается на исследованиях: если они покажут, что целевую аудиторию конкретного сайта действительно привлекает розовый — значит, можно его использовать. Но когда исследование говорит, что зеленый лучше, и это подтверждается отчетом — тогда берем зеленый.
Мнение творца vs требования заказчика
— У дизайнера много свободы в работе?
— Есть такая фигура, как заказчик. Проводятся исследования и создаются артефакты, которые помогают понять, подойдет ли продукт целевой аудитории и в каком виде. Затем мы показываем все заказчику и аргументируем свои решения по проекту: почему сделано именно так. Но если клиент говорит, что все равно хочет по-своему — без проблем, портить отношения из-за «хотелок» не будем. Продукт ведь клиента.
— А что делать с «художник так видит»?
— Это субъективное мнение. Если художник пишет картину или делает иллюстрацию конкретно для себя — пожалуйста, используй свое видение. Но когда работаешь на конкретную аудиторию и решаешь ее задачи, тебе необходимо понимать, как она думает. Нужно поставить себя на ее место, а не говорить «я так считаю».
— У дизайнеров же есть разделение на «джуниоров», «мидлов» и так далее? Как понять, что дизайнер — «сеньор»?
— Разница в мышлении и в подходе. Чем больше у специалиста опыта, тем сильнее он включается в проект. Допустим, приходит человек на интервью, даешь ему задание: «Нужно сделать приложение для каршеринга, как бы ты поступил?» «Джуниор»-дизайнер чаще всего скажет так: «Я изучил бы конкурентов, а потом пошел бы думать». Опытный же сразу ответит, что будет делать: «Пойду к бизнесу, к пользователям, проработаю необходимые артефакты, потом перейду к информационной архитектуре, навигации и так далее».
— Как приходят в эту профессию?
— Есть две категории людей. Первые закончили, например, Академию искусств, хотели заниматься художеством. Потом увидели, что сфера дизайна востребована, начали рисовать наружную рекламу, иллюстрации, дальше перешли к интерфейсам. А есть самоучки, которым нравится дизайн, — они видят, что сфера растет, и прилагают усилия, чтобы развиваться в ней.
Хочешь пойти в дизайн — развивай вкус
— С чего начинать людям, которые хотят пойти в дизайн?
— Развивать вкус и правильное мышление. Думать не «я художник, я так вижу», а учитывать, для кого делается продукт и какие задачи решаются. Если говорить про UX, стоит начать с книг Круга, Нормана, Купера. Поискать курсы, о которых хорошо отзываются и выпускники которых поднимаются по карьерной лестнице. Найти своих UX-гуру, наблюдать за тем, что они делают, и понимать, почему они так делают. Следить за трендами и применять их в своей работе.
— Стоит ли идти учиться к конкретному преподавателю? Так поступают, например, будущие киношники, когда выбирают не столько заведение, сколько определенного режиссера или актера, чтобы перенять именно его опыт.
— Мне кажется, здесь все же важна многогранность. Лучше ориентироваться на людей, которые создают первоклассные проекты для топовых брендов, и учиться у них. Но это больше про вкусовщину, UI. В случае же с UX нужно глубже погружаться и понимать, что, для кого, как и почему.
— Есть ли примеры таких дизайнеров?
— Сугубо мое мнение: посмотрите на Hello Monday и Clay — это топовые диджитал-агентства мира. У них потрясающие работы, занимаются в том числе мобильными интерфейсами, сайтами.
Также мы пообщались с Владимиром Голубевым, доцентом кафедры коммуникативного дизайна факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета. Специалист обучает дизайнеров по многим направлениям, в том числе связанным с технологическими сферами.
Об уважении к дизайнеру
— Дизайн — это про творчество или про выполнение пожеланий заказчика?
— Хорошее определение есть у шведов: «Дизайн — демократическое право на качество жизни». Дизайн — это про креативную жизнь и про достоинство человека. Да, у дизайна есть заказчик. Он появляется сразу, но не как конкретный клиент, а как общество. Нужно понимать, какой у него, у общества, заказ. Если оно ригидное, стоит на архаичных догматах, ментальность не отвечает вызовам времени — значит, дизайн-деятельность не может носить открытый, инновационный характер. В таком случае лицо дизайна начинает определять субъективная воля заказчика. Но это не мировой тренд.
— Но заказчик платит дизайнеру. Значит, у него есть власть над финальным продуктом?
— Тогда возникает вопрос: откуда у заказчика деньги? Насколько значима экономическая деятельность, которая принесла ему средства? Если речь об административных преференциях и монопольных льготах, то и отношение ко всему соответствующее: заказчик считает себя центром вселенной, дизайнер в его понимании — просто обслуга, кто-то между оформителем и маляром. Это категорически неприемлемо. И когда дизайнер соглашается с таким отношением, то он выпадает из профессионального контекста.
Дизайнер — человек с концептуальным умом, критическим мышлением, социальной ответственностью. Для него истина, красота и благо — не просто слова, а каркас профессионального мировоззрения.
— В таком случае можно ли научить дизайну? Или человек изначально должен быть с подходящими качествами, образом мышления?
— Научить можно. Кафедра коммуникативного дизайна реализует гуманитарную парадигму творческой инклюзивности, есть философски обоснованная оригинальная методика дизайн-образования, которая позволяет решать принципиальный момент подготовки: мы не имитируем реальную жизнь, а создаем специальные учебные условия, чтобы студент мог развернуть свой творческий потенциал — а он есть у всех. Иногда у студентов это вызывает непонимание, ведь многие из них уже работают, в том числе в IT-компаниях. И получается, что реальные задачи намного утилитарнее учебных целей. Но через пару лет молодые люди понимают, что мы сформировали для них фундаментальные знания.
Когда дизайнер может сказать «я сделал»
— Как отвечать заказчику, который о работе дизайнера говорит «мне не нравится»?
— У дизайнера работа «сделана» не тогда, когда она закончена, а когда ее приняли. Вот тогда можно сказать «я сделал». С клиентом нужно проводить экспертизу материального дизайн-продукта персонально. Всегда надо четко согласовывать заказ, бриф, контент.
Проблема в том, что люди понимают одни и те же слова по-разному. Отсюда возникает дисгармония в коммуникации, а коммуникация — это ведь самое главное в дизайне.
— Правильно понимаю, что в последние 5—7 лет тренд в UX/UI-дизайне — максимальное упрощение? С чем это связано?
— Есть вещи, которые нельзя упростить, но можно сделать soft skills. Речь об интуитивном понимании. Часто бывает так, что сами заказчики и разработчики — не настолько активные пользователи сайта или приложения, которое они делают. Следующее поколение дизайнеров должно понимать: чтобы пользователь мог интуитивно взаимодействовать с цифровым пространством, оно должно дышать, быть теплым, реагировать на интонации — то есть формировать не только визуальное восприятие, но и становиться тактильным, невербальным.
— Как понять, что дизайн чего-нибудь — телефона, допустим — вот прямо очень хорош?
— С этой вещью не хочется расставаться. Почему так происходит? Возникает устойчивая когнитивная и сенсуальная связь, когда форма соответствует функции, а символическое значение вещи соответствует «я-концепции»: «Эта вещь подходит мне». Ведь получить то, что хочешь, — большая редкость. А хорошая вещь вдохновляет, вызывает новые чувства.
— Дизайн какого продукта вам больше всего понравился за последние пару лет?
— Мы живем в уникальный век. За пределы Солнечной системы вылетели созданные людьми объекты, но об этом «повседневность» молчит. А у событий массовой культуры — сотни миллионов просмотров. Надо менять оптику, фокусировать внимание социума на фундаментальных усилиях людей в прорывных для будущего областях.
Мне нравится все, что сделано для самореализации людей, и в первую очередь с ограниченными возможностями. Например, в скандинавском дизайне ориентирование на человека достигло невероятных высот. Там выпускают инвалидную коляску, сделанную целиком из пластика. В чем смысл? Инвалида просто закатывают в душ, его не нужно поднимать и затем усаживать обратно. Или взять устройство, которое позволяет нарезать хлеб одной рукой, обои со шрифтом Брайля… Но в центре внимания СМИ, как правило, модные гаджеты.
— Что посоветуете дизайнеру?
— Сразу вспомнил фильм «Спасти рядового Райана»: «Будь честным!» Я бы, наверное, тоже поддержал героя картины. Дизайн — это достоинство, право быть собой.
Компания ISsoft — один из крупнейших белорусских разработчиков IT-решений для рынков США и Западной Европы. Основана в Минске в 2004 году как дочерняя компания корпорации Coherent Solutions, Inc. (США). Резидент Парка высоких технологий с 2007 года. Центры разработки ISsoft в Минске и Бресте насчитывают более 1000 квалифицированных сотрудников. Компания ежегодно входит в рейтинги Inc.5000 и Software 500.
Спецпроект подготовлен при поддержке иностранного производственного унитарного предприятия «ИССОФТ СОЛЮШЕНЗ», УНП 190819327.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
План обучения младшего дизайнера в IT-Agency. Читайте на Cossa.ru
Дизайнеры в нашем агентстве делятся на три уровня: младший, продвинутый и ведущий. Уровень зависит от знаний, опыта и духа сотрудника. Эти уровни отличаются типом и сложностью задачи, а также ролью дизайнера на проекте.
- Младший дизайнер — исполнитель, который работает с командой через ведущего. Он решает простые задачи и помогает другим дизайнерам.
- Продвинутый — тактик, который работает напрямую с командой и ведущим. Он может сам ставить задачи младшим и предлагать свои решения.
- Ведущий — стратег, который управляет проектами и командой дизайнеров. Он ставит задачи абсолютно всем, принимает ключевые решения и напрямую влияет на развитие услуг агентства.
Получается, что дизайнеры не только рисуют макеты, но и управляют проектом. Так что по мере роста они должны развивать не только дизайнерские навыки, но и управленческие, и организационные.
План обучения младшего дизайнера состоит из статей и курсов тех дизайнеров и студий, чьи принципы и подход мы разделяем. Он помогает младшему дизайнеру освоить азы навыков, которые ему понадобятся для работы в агентстве.
План состоит из восьми частей: решение задач и организация работы, интерфейс и представление информации, типографика и вёрстка, интернет-маркетинг, текст и редактура, дизайн и право, HTML и CSS и английский язык.
Решение задач и организация работы
Работа в агентстве строится так: условный джедай говорит дизайнеру «Сделай мне сайт» и уходит по своим делам. Теперь это задача дизайнера, и он отвечает за результат. Если сайт получится плохим, это не «джедай плохо объяснил», это дизайнер не разобрался. Чтобы таких ситуаций не возникало, дизайнеру нужно правильно подходить к выполнению задач: принять задачу, спланировать своё время, сделать, согласовать и передать.
Принимать задачу
Перед началом работы дизайнер должен расспросить о задаче всё, что ему нужно. Ему нельзя додумывать, а надо знать наверняка, что он делает и зачем.
Планировать
Дизайнер должен правильно планировать время и ресурсы: кто, на каком этапе и зачем будет нужен. Это нужно, чтобы сформировать правильные ожидания у команды и самому успеть в срок.
Делать осознанно
Дизайн надо делать не ради дизайна, а для решения задачи пользователей. Для этого сначала надо разобраться, кто целевая аудитория и какую пользу ей принесёт наш продукт.
Согласовывать
Мало сделать работу — нужно, чтобы заказчик её принял. И это не значит, что дизайнер автоматом соглашается со всеми правками. Напротив, он отстаивает решения, которые считает верными. Но он также понимает, что не всегда прав, поэтому не обижается на критику и признаёт чужие конструктивные замечания.
Передавать
Дизайнер и разработчик в одной команде — помогите друг другу сделать хорошо.
Рекомендуемые книги и курсы по планированию и организации работы
Курс «Учитесь учиться».
Барбара Оакли. «Думай как математик».
Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон. «Getting Real».
Интерфейс и представление информации
Дизайнер не просто рисует макет сайта — он продумывает, как пользователь будет с ним работать. Если у сайта неудобный интерфейс, пользователю будет тяжело и он перестанет им пользоваться. Чтобы такого не случилось, дизайнеру нужно изучить привычки пользователей, научиться выстраивать логику и оформлять элементы интерфейса.
Интерфейс должен быть удобным и очевидным, чтобы у пользователя не возникало вопроса: «И что мне с этим делать?»
Рекомендуемые книги по дизайну и проектированию
Книга Бюро Артёма Горбунова «Пользовательский интерфейс».
Дональд Норман. «Дизайн привычных вещей».
Джеф Раскин. «Новые направления в проектировании компьютерных систем».
Эдвард Тафти. «Представление информации».
Типографика и вёрстка
С помощью типографики и вёрстки дизайнер управляет вниманием пользователя. Если он не умеет этого делать, заголовки сливаются с врезками, расположение фотографий нагоняет тоску, а весь макет выглядит тяжёлым. Из-за этого читатель теряет интерес к странице. Чтобы делать выразительные макеты, дизайнеру нужно изучить основы типографики и вёрстки.
Основы
Это основы оформления, которые применимы к чему угодно: блоку на сайте или к сайту в целом, к плакату, визитке или тексту. Прежде чем начать экспериментировать, нужно сначала научиться хорошо делать по правилам.
Сверстать блок
Что изучить:
Советы Артёма Горбунова про:
Игорь Штанг про:
Из дизайнерского дайджеста Awdee:
Сверстать страницу
Улучшить
Этот блок о том, какие существуют способы разнообразить вёрстку, чтобы помочь читателю обратить внимание на главное. В материалах есть наглядные примеры этих приёмов в формате «было — стало».
Рекомендуемые книги по типографике и вёрстке
Книга Бюро Артёма Горбунова «Типографика и вёрстка».
Тим Харровер. «Настольная книга газетного дизайнера».
А. Королькова. «Живая типографика».
Йозеф Мюллер-Брокман. «Модульные системы в графическом дизайне».
Ян Чихольд. «Облик книги».
Интернет-маркетинг
Дизайнер не художник. В работе над сайтом ему нужно учитывать контекст: аудиторию, процесс продажи, аналитику и возможные ограничения. Если дизайнер этого не делает, у него получается просто красивая картинка. Её можно показать в портфолио, но задачи клиента она не решает. Чтобы сайт работал как часть системы, дизайнеру нужно изучить устройство интернет-маркетинга.
Основы
Это те зоны, которые дизайнер должен учитывать при проектировании сайта, баннеров или посадочных страниц. Если, конечно, их цель — конверсии, а не только красота.
Что изучить:
Лекции Тильды:
Делать баннеры
Это блок со справочной информацией, которая помогает избежать элементарных ошибок в дизайне баннеров: например, неправильно выбранных размеров. Кроме того, в нём есть наши внутренние инструкции, которые объясняют, как сделать баннер красиво: композиция, акценты, узнаваемость. К сожалению, эти инструкции пока недооформлены, чтобы публиковать их для всех, поэтому в этом плане их нет.
Работать с аналитикой
Аналитика нужна на двух этапах: до и после переделок. До переделок нужно посмотреть, какие результаты даёт нынешний дизайн. После переделок нужно оценить, как результаты изменились. Если в худшую сторону, надо подумать почему и исправить.
Рекомендуемые книги по интернет-маркетингу
А. Петроченков, Е. Новиков. «Идеальный Landing Page».
Текст и редактура
Текст работает наравне с визуальными приёмами и помогает решать задачу сайта — например, побуждать пользователей к покупке. Плохой текст сводит всю работу на нет, даже если визуально сайт идеален. Дизайнер в агентстве должен как минимум отличать хороший текст от плохого, а в идеале — уметь писать самостоятельно.
Рекомендуемые книги и курсы по работе с текстами
Книга Бюро Артёма Горбунова «Информационный стиль».
Бесплатный базовый курс Главреда.
Продвинутый курс Главреда.
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. «Справочник издателя и автора».
М. Ильяхов, Л. Сарычева. «Пиши, сокращай».
Дизайн и право
У шрифтов, иллюстраций и фотографий есть авторы. Если дизайнер использует их без лицензии, он нарушает закон. Чтобы на агентство или клиента не подали в суд по вине дизайнера, он должен знать аспекты права и учитывать их в работе.
Что изучить:
Советы Владимира Беляева:
HTML и CSS
Вёрсткой страниц занимается технолог, но дизайнер всё равно должен знать основы HTML и CSS. Это помогает найти общий язык с технологом и предлагать решения, используя редактор кода в браузере. Младший дизайнер в агентстве проходит курс «Структура HTML-документа».
Английский язык
Много хороших книг о дизайне выходят на английском языке, некоторые из них не переведены до сих пор, а некоторые не будут переведены никогда. То же самое касается статей, лекций и подкастов. Знание английского языка открывает дизайнеру доступ к новым знаниям и опыту.
С чего начать:
- Пройти пятнадцатиминутный тест, чтобы определить свой уровень.
- Прочитать статью Максима Ильяхова о правильном подходе к изучению английского.
- Переключить все интерфейсы на английский: операционную систему, браузер, программы, почту, сайты и социальные сети.
- Читать книги и смотреть сериалы на английском. Если не смотрите сериалы, попробуйте выступления на Ted.
- Установить приложение для изучения новых слов и тренировки грамматики. Например, LinguaLeo.
- Найти преподавателя и начать заниматься регулярно. Если не знаете где искать, попробуйте бесплатный урок в Skyeng или Инглексе.
На что подписаться
На рассылку и сообщества IT-Agency, чтобы развивать знания в смежных областях (рекламе, редактуре, продажах и личной эффективности) и понимать, что творится вокруг сайта за границей дизайна, и учитывать это при проектировании.
В Фейсбуке, «ВКонтакте» и Твиттере мы рассказываем о новых статьях, открытых вакансиях, предстоящих мероприятиях и новостях агентства.
В Телеграме всё то же самое, но ещё личные заметки нашего ведущего джедая Захара и музыка :–)
В рассылке собираем все новости и материалы агентства, а также полезные ссылки из канала #знания в Слаке.
На рассылку Кирилла Олейниченко, чтобы получать на почту самое интересное о дизайне за неделю, а не тратить часы на самостоятельный поиск. Стоит 108 ₽ в месяц, пример письма.
На канал Кости Горского в Телеграме, чтобы узнать о дизайне продуктов, руководстве дизайнерами и продуктивности. Прошлые публикации.
На советы Бюро, чтобы разбираться в типографике, вёрстке, веб-разработке, шрифтах, редактуре и переговорах.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на [email protected]. А наши требования к ним — вот тут.
Должностная инструкция: Дизайнер — Профессии в IT сфере
Квалификация
1. Дизайнер относится к категории специалистов.
2. На должность дизайнера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
3. Дизайнер должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.
4. Дизайнер должен знать:
- технику рисунка
- графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw, др.)
- применяемые в работе материалы и их свойства
- методы и средства выполнения художественно-оформительских работ
- основы рекламы
- основы эстетики и социальной психологии
- действующие стандарты и технические условия, методики
- правила внутреннего трудового распорядка
- правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны
Обязанности
Дизайнер обладает функциями:
1. Осуществление приема заказов на разработку графической части оригинал-макетов рекламных объявлений и элементов оригинал-макетов, а также пожеланий и требований, необходимых для их создания; совместно с заказчиком и ответственным менеджером согласование сроков их изготовления.
2. Создание графической части оригинал-макетов рекламных объявлений и прочих материалов и документов.
3. Создание графической части коммерческой рекламы, предназначенной для презентации рекламных возможностей потенциальным рекламодателям.
4. Осуществление контроля соответствия изготавливаемых оригинал-макетов рекламных объявлений и графических элементов оригинал-макетов требованиям Закона о рекламе, требованиям заказчика, ответственного сотрудника службы рекламы, внутренним требованиям, существующим в организации, требованиям качества.
5. Создание и передача непосредственному руководителю планов, отчетов о проделанной работе и прочих документов и прием от него необходимых документов.
6. Осуществление взаимодействия с сотрудниками службы рекламы для выполнения совместных задач.
Должностные обязанности:
1. Дизайнер создае