Количество нормочасов по видам выполняемых работ. Нормывремени — автонормы
Чтобы четко сделать предварительный расчет стоимости, в которую владельцу автомобиля обойдется ремонт его «железного друга», применяется понятие «нормы времени на ремонт автомобилей» и «нормы времени на техническое обслуживание». Автонормы являются инструментом, который помогает руководству автосервиса не только оценить стоимость затрат времени, труда на ту или иную работу, но и понять, насколько качественно и быстро работают сотрудники автомастерской. На каждую конкретную модель машины и на конкретный вид работ есть свои временные рамки — нормы времени по ремонту и обслуживанию автомобилей. Учитывая, что тех и других великое множество, порой оперативно подобрать автонормы для конкретного случая не представляется возможным без наличия специальной базы данных и программы. В свою очередь, скачать нормы времени из Интернета при необходимости можно один или два раза – систематически подыскивать такие данные для разных автомобилей проблематично. Чтобы понять это, достаточно принять к сведению такой факт: БД «Нормы Времени» насчитывает более 2 млн. позиций, и подыскать ту или иную позицию без современного программного обеспечения нереально.
Упомянутый программный продукт – это система управления базой данных с широкой БД. В последней содержатся нормы времени на ремонт автомобилей отечественного производства и иномарок, выпущенных в период 1979-2016гг (по некоторым моделям). Помимо «классики», других ВАЗов и ГАЗа , в программу расчета ремонта автомобиля «Нормы Времени» вошли следующие марки: ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, ПАЗ, РАФ, УАЗ, АЗЛК ЗИЛ, ИЖ, Икарус, КамАЗ, Краз, Урал . Программа расчета ремонта учитывает автонормы и для тракторов – в базу данных вошла информация о Т-150К, Т-16М, Т-25, Т-40М, Т-4А, Т-70С, ЮМЗ-6Л (6М), МТЗ-80, 100, Т-100М, Т-130, Т-150, ДТ-75В (МВ), К-700А, К-701 . Из числа иномарок представлены AlfaRomeo, Audi, BMW, Honda, Hyundai, Isuzu, Jaguar, KIA, Lancia, Land Rover, LDV, LIFAN, Mazda, Mercedes Benz, Suzuki, Talbot, TATA, Toyota, Volkswagen, Chrysler, Citroen, Daewoo, Daihatsu, Rover, Saab, SAO, Seat, Skoda, Ssang Yong, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Subaru, Volvo, Asia, BAW, FAW, Fiat, Ford, FSO, Mitsubishi, Nissan, и Yugo . Помимо стандартной версии, программа расчета ремонта имеет и расширенную версию «Нормы Времени SP6», в БД которой включен более широкий спектр иномарок, а к нормам времени на техническое обслуживание и ремонт добавлены иллюстрации. Полный список моделей машин, которые внесены в БД «НормыВремени SP6», можно увидеть, перейдя по этой .
Довольно обыденной является ситуация, когда владельцы станций технического обслуживания автомобилей отказываются от платных программ, подобных указанной, предпочитая при необходимости скачать типовые нормы времени из Интернета. Во-первых, Всемирная Сеть при всей ее расширенности на некоторые модели подобных данных может попросту не иметь, во-вторых, за достоверность тех норм времени, что удалось скачать, никто ответственности не несет. Пытаться каждый раз скачивать типовые нормы времени – значит подвергать себя риску неоправданного завышения или занижения стоимости ремонта в каждом отдельном случае. Давно подмечено, что на различных непрофессиональных веб-ресурсах, дающих возможность бесплатно скачать автонормы и пользоваться ими оффлайн, по одним и тем же позициям предоставляется различная информация, что, как минимум, некорректно.
Онлайновый ресурс компании АвтоСофт, разработавшей программное обеспечение «Нормы Времени», предоставляет посетителям возможность посмотреть демо-версию программы расчета ремонта автомобиля в онлайн режиме по . В последней есть доступ к базе данных, отличающейся от вышеупомянутой отсутствием норм времени по ремонту кузовов автомобилей иностранного производства. Представленная даже в демо-версии программа избавляет от необходимости скачивать автонормы и рыскать по World Wide Web. Программное обеспечение с интерфейсом,
Нормы времени на ремонт автомобилей и техническое обслуживание
Простая или сложная неисправность, последствия аварии и даже плановое техническое обслуживание – все это приводит автовладельца в сервисный центр. При этом приходится оставлять автомобиль и весь период ремонта обходиться общественным транспортом. Во многих случаях это крайне неудобно. Без транспортного средства сложно не только деловому человеку. Как, например, съездить на рынок, отвезти детей в школу или секцию? А если автомобиль – рабочий инструмент? Тогда ситуация становится почти безвыходной.
Именно поэтому каждого автовладельца так интересуют типовые нормы времени на ремонт грузовых автомобилей и легковых. Зная их, он сможет скорректировать свои планы, чтобы отсутствие машины не нанесло потерь.
Что дают нормативы
Нормирование времени на проведение ремонтных и обслуживающих работ транспортных средств позволяет владельцам техники определиться с планами. Но кроме того, продолжительность ремонта оказывает заметное влияние на его стоимость. И, зная заранее, сколько времени потребуется на ремонт, а также какие именно работы будут выполняться (это тоже можно узнать из нормативов), легко определяется планируемая стоимость работ. А финансовый вопрос не просто важен, он еще может оказаться и весьма болезненным, если решать его придется без подготовки. Так что нормы времени на ремонт легковых автомобилей необходимо знать каждому автовладельцу.
Проблемы при определении нормативов
Беда в том, что автопредприятия не распространяют нормативную информацию широко, а предоставляют ее только официальным представителям – дилерам, сервисным центрам и тому подобное. О том, как сложно получить подобные сведения в любом сервисном центре, знает каждый автовладелец. СЦ отнюдь не рвутся рассказать хозяину автомобиля о нормативах на ремонт и обслуживание, так что необходимую информацию приходится добывать самостоятельно.
Когда автосервису нужны нормативы
Нужно заметить, что информация, содержащая типовые нормы времени на ремонт автомобилей, не всегда требуется только частным автовладельцам. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры. Дело в том, что не все они работают с одной или двумя марками автомобилей. Существуют и так называемые мультиавтомобильные центры, в которые может обратиться владелец любой марки, выпущенной любым заводом-изготовителем. И сразу встает вопрос о том, сколько должен стоить ремонт или ТО данного автомобиля «неизвестной породы». Назначить цену с потолка может оказаться крайне невыгодно: промах в любую сторону по результату будет убыточным. Следовательно, нужно каким-то образом произвести точный расчет на основании легитимных нормативных данных.
Что должен знать автовладелец
Для того чтобы сориентироваться в разнообразной информации, касающейся транспортного средства, автовладельцу нужно знать:
- что такое нормочас;
- в каком случае можно применять нормирование времени и работ;
- где отыскать необходимую нормативную информацию;
- как пользоваться нормативами;
- как произвести расчет нормочаса для той или иной работы по ремонту или обслуживанию автомобиля.
Что такое нормочас
Нормочасом называют единицу измерения трудозатрат. То есть выполнение каждой операции, связанной с ремонтом или техническим обслуживанием автомобилей, строго нормировано и должно занимать не более конкретного времени.
Для каждой марки транспортного средства, для каждого производителя автомобилей рассчитаны показатели, с которыми можно ознакомиться в специальном сборнике, где указаны временные нормативы технического обслуживания и ремонт. Любой производитель, начиная серийный выпуск автомобилей, разрабатывает список работ по ТО (плановому и внеплановому), а также нормы времени на выполнение любых работ, связанных с транспортным средством, будь то техническое обслуживание или восстановление после аварии. Нормочас же служит для контроля продолжительности работ и не должен превышать установленного времени.
В каком случае можно применять нормативы
Прежде чем заниматься определением нормочасов, следует узнать, что не во всех случаях этот норматив можно применить. Дело в том, что любые нормативы рассчитаны исключительно на мастеров-профессионалов и такое же оборудование. К примеру, для сервисного центра, специализирующегося на обслуживании определенной марки автомобилей, будут действовать нормативы, установленные изготовителем этой марки. Но если для проведения тех же работ обратиться к знакомому автослесарю или в небольшую мастерскую, не имеющую соответствующего диагностического и даже ремонтного (к примеру, не во всех мастерских имеются камеры для проведения покрасочных работ) оборудования, о нормочасах можно забыть.
Иногда работники автосервиса утверждают, что невозможно применить нормативы к очень не новому автомобилю, да и вообще, работа в условиях автомастерской и то, что «пишут на заводе», — это две большие разницы. Но на подобные отговорки можно смело не обращать внимания. На заводе-изготовителе нормативы составляются профессионалами, и они учитывают все, начиная со срока эксплуатации автомобиля и заканчивая личным временем, которое необходимо ремонтнику (например, для перекуса, перекура или посещения мест общественного пользования).
Как определить нормочас
Для того чтобы определить нормочас для той или иной работы с конкретной маркой и моделью транспортного средства, нужно получить доступ к нормативному сборнику завода-изготовителя данного транспортного средства. Это можно сделать в сервисном центре, являющемся официальным представителем данного производителя, но при этом обычно тратится много нервов. И если обычный автолюбитель еще имеет шансы получить информацию, то для другого сервисного центра это будет практически невозможно – никто не захочет помогать конкурентам. Так что гораздо проще обратиться к услугам Интернета, где имеются и такие сборники, их можно бесплатно скачать, и специальная интернет-программа, с помощью которой можно рассчитать требуемый нормочас.
Какой способ лучше
Специалисты утверждают, что интернет-программа, которая в режиме онлайн определяет необходимые нормы времени на ремонт автомобилей, гораздо удобнее, чем сборник завода-изготовителя.
С помощью нее определяется стоимость проведения любых необходимых работ: ремонтных, обслуживающих, восстановительных. Эта программа не только позволяет узнать требуемое время, в ее базе имеются все данные о производящихся заводом-изготовителем запасных частях той или иной модели транспортного средства, что актуально не только при ремонте или обслуживании в сервисном центре, но и при ремонте своими силами. Особенно ценной эта информация является для тех, кому пришлось столкнуться с необходимостью реконструкции автомобиля (к примеру, в результате аварии).
В то же время обычные нормативно-правовые акты просто дают набор временных значений, причем информации очень много, отыскать в этом информационном море нужную строчку очень сложно. К примеру, нормы времени на ремонт автомобилей ВАЗ регламентированы в специальном сборнике РД 03112178-1023-99. Но тому, кто пожелает узнать нормативы на ТО и ремонтные работы, придется прорваться не только через общие информационные данные, но даже через списки шиномонтажных, малярных, обойных и других разнообразных работ.
Что умеет программа
С помощью программы можно узнать всю информацию, касающуюся демонтажных и восстановительных работ, работ по замене и окраске всех деталей транспортного средства. Также программа дает доступ ко всем нормативам и последовательности восстановления и реконструкции, которые разработал завод-изготовитель. В ней можно посмотреть системы и узлы автомобиля – такая демонстрация особенно полезна в том случае, если предполагается осуществление ремонта своими силами, или если владелец транспортного средства желает квалифицированно проконтролировать выполнение работ мастерами (особенно актуально в том случае, если приходится пользоваться услугами «гаражного сервиса»).
Программа производит все необходимые расчеты по нормативам времени, а также по требуемым деталям автомобиля, их стоимости и так далее. Эти расчеты можно распечатать для удобства дальнейшего использования.
Особенно удобно в программе то, что в ней имеются практически все марки и модели транспортных средств начиная с 1985 года и до настоящего момента – база постоянно пополняется новыми данными. Соответственно, имеются и все данные о производителях, так что с помощью программы можно получить информацию о ремонте и обслуживании как импортного, так и отечественного автомобиля.
Нормативы для грузовых автомобилей
Для того чтобы узнать нормативы на ремонтные и восстановительные работы грузовых автомобилей отечественного производства, рекомендуется заглянуть в Межотраслевые укрупненные нормы времени на ремонт автомобилей. Этот нормативный документ можно легко найти. В нем регламентированы:
- Норма времени на ремонт автомобилей КАМАЗ.
- Норма времени на ремонт автомобилей КРАЗ.
- Норма времени на ремонт автомобиля МАЗ.
- Норма времени на ремонт автомобилей ЗИЛ.
- Нормы времени на ремонт автомобилей ГАЗ.
Необходимо знать, что все эти нормативы предназначены для выполнения работ в условиях профессиональной мастерской, с профессиональным оснащением и материалами, а также работниками-профессионалами. Если же речь идет о «гаражном» ремонте либо о выполнении ремонтных, восстановительных или обслуживающих работ своими силами, то тут подобные нормативы уже не действуют.
Таблица определения объёма ремонта в нормо-часах
Таблица определения объёма ремонта в нормо-часах в зависимости от площади и степени повреждения.
№ п/п | Площадь повреждения, м2 [дм2] | Необходимое время (без учета подготовительно-заключительных работ) (нормо-час) | ||
1 -я категория сложности 1 (несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях) | 2-я категория сложности 1 (сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях) | 3-я категория сложности 1 | ||
1 | 0,01 м2 [1 дм2] | 0,6 | 0,8 | 1,1 |
2 | 0,02 м2 [2 дм2] | 0,7 | 1,0 | 1,3 |
3 | 0,03 м2 [3 дм2] | 0,8 | 1,1 | 1,5 |
4 | 0,04 м2 [4 дм2] | 0,9 | 1,3 | 1,7 |
5 | 0,05 м2 [5 дм2] | 1,0 | 1,7 | 2,0 |
6 | 0,06 м2 [6 дм2] | 1,1 | 1,9 | 2,4 |
7 | 0,07 м2 [7 дм | 1,2 | 2,3 | 2,7 |
8 | 0,08 м2 [8 дм2] | 1,3 | 2,4 | 2,9 |
9 | 0,09 м2 [9 дм2] | 1,4 | 2,5 | 3,3 |
10 | 0,10 м2 [10 дм2] | 1,6 | 2,8 | 3,5 |
11 | 0,11 м2 [11 дм2] | 1,7 | 2,9 | 3,8 |
12 | 0,12 м2 [12 дм2] | 1,9 | 3,1 | 3,9 |
13 | 0,13 м2 [13 дм2] | 2,0 | 3,3 | 4,1 |
14 | 0,14 м2 [14 дм2] | 2,2 | 3,5 | 4,4 |
15 | 0,15 м2 [15 дм2] | 2,4 | 3,6 | 4,6 |
16 | 0,16 м2 [16 дм2] | 2,5 | 3,7 | 4,8 |
17 | 0,17 м2 [17 дм2] | 2,7 | 3,8 | 5,0 |
18 | 0,18 м2 [18 дм2] | 2,9 | 4,0 | 5,2 |
19 | 0,19 м2 [19 дм2] | 3,0 | 4,2 | 5,4 |
20 | 0,20 м2 [20 дм2] | 3,1 | 4,3 | 5,6 |
21 | 0,21 м2 [21 дм2] | 3,3 | 4,4 | 5,7 |
22 | 0,22 м2 [22 дм2] | 3,4 | 4,5 | 5,8 |
23 | 0,23 м2 [23 дм2] | 3,5 | 4,7 | 6,0 |
24 | 0,24 м2 [24 дм2] | 3,7 | 4,8 | 6,3 |
25 | 0,25 м2 [25 дм2] | 3,8 | 5,0 | 6,5 |
26 | 0,26 м2 [26 дм2] | 3,9 | 5,1 | 6,7 |
27 | 0,27 м2 [27 дм2] | 4,0 | 5,2 | 6,9 |
28 | 0,28 м2 [28 дм2] | 4,1 | 5,3 | 7,1 |
29 | 0,29 м2 [29 дм2] | 4,2 | 5,4 | 7,2 |
30 | 0,30 м2 [30 дм2] | 4,4 | 5,5 | 7,5 |
31 | Устранение перекоса кузова | Несложный перекос кузова (один проём) 2,0 н/ч | Перекос кузова средней сложности (более одного проёма; проём + нарушение геометрии лонжеронов) 3,8 н/ч | Сложный перекос кузова (перекос каркаса кузова (нарушение геометрии более 2-х проёмов с деформацией лонжеронов, панелей пола, крыши) 7,5 н/ч |
<1> Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт № 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения.
Нормо-час или фиксированная цена?. Прибыльный автосервис
Наверное, каждый кто связан с авторемонтным бизнесом сталкивался с понятием нормо-час. В каких-то сервисах для расчета стоимости ремонта используется нормо-час, в каких-то используются фиксированные цены на услуги. Возникает вопрос — что лучше использовать? Давайте мы этот вопрос немного перефразируем – «Какая схема будет выгоднее (читай прибыльнее) для автосервиса в долгосрочной перспективе?»
Компания GIPA в 2009 году проводила исследование рынка автосервисов и судя по их данным, среди независимых СТО нормо-часы в своей работе используют около 41% станций. Исследование московского рынка журналом «Ремзона» двумя годами ранее показывает примерно схожую ситуацию – нормо-часы использовались примерно на 50% станций в Москве. Из собственного опыта могу сказать, что чем крупнее сервис, чем выше вероятность что там используются нормо-часы. Если же сервис небольшой, то чаще всего никто с нормо-часами не заморачивается.
Чем хорош нормо-час? Практически по каждому автомобилю есть установленные производителем нормы времени на все возможные операции и работы. Это удобно с точки зрения учета и планирования загрузки. Если мы знаем что в понедельник в 10-00 на пост №2 придет машина на замену колодок и у нас норма времени на эту операцию для этого автомобиля – 1 час, то мы можем со спокойной душой записывать следующего клиента на 11-00 на этот пост. Плюс к этому, учет рабочего времени и зарплаты тоже становиться проще – вот какие механик провел работы, вот сколько это в нормо-часах, вот столько ему нужно платить за нормо-час, вот такая значит получается зарплата.
Правда и здесь есть шероховатости. Во-первых, не всегда фактическое время на операцию совпадает с тем, которое указано у производителя в мануале. Механик может справиться и быстрее, а может и наоборот, провозиться в три раза дольше из-за какой-нибудь закисшей гайки. Понятно, что чем старше и разнообразнее парк машин, которые обслуживаются в сервисе, тем выше вероятность второго варианта. А например, для СТО, которая специализируется на конкретной марке, эта проблема будет стоять менее остро, потому как все машины известны и все болячки тоже известны. Второй момент – зарплата механика. Чтобы у него был стимул работать быстрее и качественнее, нужно в формулу расчета зарплаты забивать не голые нормо-часы, а вводить какие-то дополнительные коэффициенты.
С другой стороны, если все завязано на нормо-часы, то при изменении стоимости нормо-часа происходят изменения не только в ценах на услуги, но и в зарплате персонала. Плюс к этому, становится сложнее просчитывать финансы. Если у вас зарплата механиков составляет процент от стоимости услуги, то вы точно знаете, какая доля выручки уйдет персоналу за работу. Если зарплата считается по нормо-часам или в виде фиксированной суммы за операцию (что в принципе одно и то же), то сходу сказать сколько денег пойдет на зарплату сотрудникам уже не получиться, надо будет вдумчиво считать и смотреть какие были работы. Если для этого есть компьютерная программа, тогда задача конечно сильно облегчается.
И еще один момент — стандартизация всех операций это один из ключей к стабильности и постоянству качества. Чем более предсказуем ход работы, тем проще выстраивать бизнес-процессы, потому как все «переменные» известны. Поэтому с точки зрения внутреннего учета, нормо-час очень полезен.
Помимо этого есть вопрос ценообразования. И здесь ситуация немного другая. Перед тем, как мы начнем копать глубже, хочу сказать пару слов о ценообразовании в автосервисах и об отношении к ценам у владельцев и руководителей СТО.
Я стараюсь покупать все книги на тему автобизнеса, которые выходят на русском языке. Их очень мало, но тем не менее они существуют. И почти в каждой из них есть глава про ценообразование или «ценовую политику» или «формирование ценовой стратегии». Очень часто там описывается множество методов установления цен на основе себестоимости услуги. В связи с этим должен открыть вам один секрет – цены на услуги автосервиса не имеют ничего общего с себестоимостью. Эти две вещи никак не связаны. Вообще никак. Нет никаких правил по размеру маржи, которую вы должны устанавливать. Никто не обязывает вас ограничивать долю вашей прибыли в цене пятьюдесятью или сорока или тридцатью процентами.
Цена – это целиком и полностью вопрос восприятия клиентов. И ваше восприятие цены и их восприятие цены это две разные вещи. Вы примерно знаете, какие трудозатраты сопутствуют каждой услуге, что можно сделать быстро и легко, а над чем придется попотеть. И вы устанавливаете цены согласно вашему пониманию услуг. Ваши клиенты не являются специалистами по авторемонту и для кого-то, например, процедура замены тормозных колодок не является простой и очевидной. Но он знает, что тормоза это важно и это влияет на безопасность. А вы думаете, что замена колодок это очень просто и нельзя брать за это больше определенной суммы.
Вы думаете это, забывая о том, что для вас это быстрая рутинная операция, а для клиента это может быть поважнее всего остального в машине и он готов заплатить за уверенность в хороших тормозах и за свою безопасность на дороге. Я, например, не знаю, как происходит замена или ремонт суппорта и как выглядит этот самый суппорт и где он вообще расположен. Но если вы объясните мне, что он влияет на то, как работают тормоза, то я вряд ли буду возражать против его починки и цена будет для меня далеко не главным фактором.