Как составить тезисы – правильное написание научных тезисов в итоговом сочинении рассуждении или на конференции, образец работы и примеры

Содержание

Как составить тезисы к научной статье

Некоторые полагают, что тезисы — это всего лишь список главных позиций работы, но это не так. Тезисы научной статьи — это фактически другая ее форма, самостоятельная статья, которая должна дать достаточное представление о проведенном исследовании. Под ними понимается логически связанные друг с другом положения статьи, доказательство которых приводится в самой публикации.

Цель написания тезисов заключается в том, чтобы обобщить материал, представленный в научной статье. Познакомившись с тезисами, читатель сделает вывод о целесообразности знакомства с самой статьей. Если вы неудачно представите статью в виде тезисов, то это может отпугнуть читателей от знакомства с интересными материалами, в то время как даже слабая по своему содержанию статья может вызывать значительный интерес благодаря грамотно составленным тезисам.

Структура тезисов

Тезисы имеют определенную структуру, придерживаясь которой можно четко изложить суть проблемы. Выделяют три основных части тезисов: преамбулу, основную часть и заключение. Преамбуле предшествует информация об авторе тезисов и их названии, которая оформляется в соответствии с требованиями конкретного издания.

Преамбула. Эта часть подразумевает ввод в проблему исследования, описание ее актуальности и цели исследования. Для распространенного явления используют традиционную формулировку, в то время как обращение к новому или редкому термину необходимо начать с его краткой характеристики.

Образец:

Игромания относится к числу важных проблем детей школьного возраста.

Кибербуллинг — это интернет-травля, которая достигла в мире угрожающих масштабов.

При формулировке актуальности и других элементов не переписывайте целые абзацы текста, который, возможно, присутствует в вашей статье. В тезисах вы должны привлечь внимание к проблеме, а не пытаться детально описать ее чудовищные размеры или последствия.

Основная часть. Здесь необходимо представить несколько основных положений работы, которые объединены проблемой исследования. Этой части тезисов нужно уделить особое внимание, так как они затрагивают суть исследования и должны быть представлены в достаточном объеме. В случае проведения количественного исследования необходимо кратко описать примененные методы, параметры выборки и основные результаты.

Вначале сформулируйте теоретические положения, на основании которых вы проводили исследования. В этом вам помогут формулировки:

Образец:

…(термин) представляет собой

Главное назначение (термин)… — это…

Для …(термин) характерны признаки…

Затем опишите конкретные результаты исследования, например с помощью конструкции: «в ходе исследования выявлено, что…».

При описании методов исследования можно отметить, по каким критериям были отобраны испытуемые, из скольких этапов состояло исследование, в какой форме оно проведено. Все это необходимо уложить в 1-2 предложения, в которых не будет излишних подробностей (место и условия проведения, состав групп и пр.) и незначительных слов.

Образец:

Исследование проведено с помощью методики (название методики): 30-и отобранным ученикам с высоким уровнем игровой зависимости были предложены вопросы авторской анкеты.

Заключение. Последние утверждения должны представлять собой некий вывод из всего приведенного до этого. В заключительной части нужно обобщить результаты исследования. Это может быть обобщение тех выводов, которые вы описали в предыдущей части. Вам помогут традиционные конструкции, подводящие читателя к финалу работы: «результаты исследования показывают…», «таким образом…» и пр.

Ошибки при составлении тезисов

  1. Распространенной ошибкой при составлении тезисов является отсутствие определенной структуры. Такой подход приводит к тому, что автор просто представляет в сжатом виде какую-то часть своего исследования, не обозначая его ключевые параметры, или выдергивает отдельные положения работы, никак не связывая их друг с другом.
  2. Второй ошибкой является чрезмерная преамбула. Авторы некоторых тезисов слишком много внимания уделяют формулировке актуальности темы или проблемы, не затрагивая собственно исследование. В то же время для научного мира интерес представляют в первую очередь именно результаты исследования.
  3. Третья ошибка связана с излишне сложными фразами. Некоторые авторы полагают, что избыток специальной терминологии продемонстрирует их образованность, компетентность в данной теме. Но не забывайте, что тезисы должны привлечь внимание аудитории к поднятой вами проблеме. Чем проще вы сформулируете тезисы, тем больше вероятности того, что вашу тему начнут обсуждать. При этом простота заключается не только в понятности предложений, но и в их краткости. Два коротких предложения всегда воспринимаются легче, чем длинная конструкция с деепричастными оборотами.
  4. Еще одна ошибка возникает из-за низкой содержательности тезисов. Казалось бы, при их формулировке должна возникнуть проблема, как все вместить в маленький объем (1-2 страницы). Однако встречается и обратное, когда человек не умеет выделить главное. Вместо лаконичных фраз, логически связанных друг с другом, он представляет целую ленту текста, лишенного необходимой точности и краткости.

Усовершенствование тезисов

Не каждый автор тратит время на улучшение своих тезисов, а зря. Именно в процессе коррекции ваша работа может стать более глубокой, точной и интересной для потенциальной аудитории. Люди с высоким самомнением часто думают, что они и так достаточно постарались, а их работа выше всяких похвал. Чтобы получить объективную оценку, предложите компетентным людям прочитать ваши тезисы и статью, к которой они были написаны. Вы наверняка получите несколько ценных замечаний, которые помогут вам увидеть собственную работу со стороны, удалить из нее лишнее и сделать более содержательными имеющиеся положения.


Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Из опыта работы по теме «Как составить тезисы»

Иванцова Л. А.

учитель украинского и

русского языка и литературы

МОШ І – ІІІ ступеней № 21

Как составить тезисы

Мы учимся не для школы, а для жизни.

Сенека

Формирование грамотного, эстетически развитого, творческого читателя, который ощущает радость открытия при общении с художественным произведением, способного к сопереживанию – процесс продолжительный, но необходимый. Именно от читательской культуры и отношения к ней зависит общая духовная культура личности и система её собственных ценностных ориентиров.

Способность воспринимать художественные произведения, оценивать их на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетические предпочтения читателя создают ценностно-ориентированный аспект культуры чтения.

Важное место в работе словесника принадлежит развитию ученического творчества. Учитель систематически работает над активизацией творческой мысли обучаемого: в процессе идейно-художественного анализа литературного произведения; во время написания рецензии и откликов на самостоятельно прочитанные книжки; на семинарских занятиях, где ученики защищают сообщения, подготовленные на основе дополнительных источников.

Не только в школе, но и в повседневной жизни школьники должны уметь критически воспринимать информацию, выступать с сообщениями, принимать участие в дискуссиях.

В практике работы с книгой установлены такие формы записи прочитанного — план, тезисы, выписки, конспект.

Нам предстоит расширить сведения об основных признаках научного стиля, сформировать понятия о тезисах как одном из видов самостоятельной работы с литературой, ознакомиться с требованиями к составлению тезисов.

Тезисы – это основная мысль, раскрываемая в размышлении. Они существенно отличаются от плана, передавая содержание произведения, основные выводы автора. С помощью тезисов кратко передаётся то, о чём подробно излагается в книге или статье. При составлении тезисов приходится работать с каждым абзацем, выделять каждую мысль, освещённую автором, факты, примеры, которые её подтверждают.

Начиная работу над составлением тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение в целом. Далее необходимо продумать основные идеи работы или её составляющих, изложить их в виде последовательных пунктов. В тезисы не включается детальный фактический материал, помещённый в книге или статье. Поэтому тезисам присуща некая прерывистость изложения.

Различают виды тезисов:

  1. Цитатные – отбор авторских тезисов из текста. Выписываются основные положения, выдвинутые автором, и размещаются в определённой последовательности в соответствии с развитием авторской мысли;

  2. Свободные – формирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Необходимо найти в тексте основные авторские мысли, по-своему их интерпретировать и записать в определённой последовательности;

  3. Смешанные – цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются;

  4. Простые – тезисы отображают главную мысль части в виде утверждения или отрицания чего-либо;

  5. Сложные – помимо утверждения мысли, содержится её доказательство.

Таким образом, тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, вмещающие суть высказанного автором (доклада, лекции, сообщения).

Порядок работы при составлении тезисов:

  1. Прочитать весь текст, если он небольшой, либо раздел, если текст велик по объёму.

  2. Продумать содержание текста, найти и проследить основные положения, выдвинутые автором.

  3. Изложить основные авторские мысли в виде последовательных пунктов.

Требования к составлению тезисов:

  1. Формулировать мысли чётко и кратко, но самобытность формы должна сохраняться, не взирая на некоторую прерывистость.

  2. Каждое положение содержит в себе одну мысль.

  3. Составлять тезисы по абзацам. Иногда один тезис может объединять несколько абзацев.

  4. Записывая тезисы, нумеруем каждый, пропускаем строку между ними; в каждом тезисе желательно выделить главное слово и отметить логическое ударение.

  5. Если произведение объёмное, то в конце каждого тезиса указываем номер страницы текста. Если небольшой – источник изложения.

Известно, что записи помогают сохранить в памяти прочитанное. Они дисциплинируют, заставляют погрузиться в содержание, приучают выделять главное, способствуют крепкому усвоению, повторению и закреплению информации.

Если план помогает представить структуру текста и назвать его основные темы, то тезисы раскрывают сущность все текстовой информации.

Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»

  1. Предварительно ознакомься со статьёй. Обдумай цель, которую ставишь перед собой, приступая к работе.

  2. Внимательно прочитай статью, определи её основную мысль.

  3. Раздели статью на смысловые части, определи все микротемы.

  4. Сформулируй пункты плана, логично связав между собой.

  5. Выбери для тезисов основные идеи и положения, отдели важные детали от подробностей и запиши их словами автора и собственными словами, придерживаясь определённой последовательности.

  6. Руководствуйся главным принципом конспектирования чужого текста – не допускать перекручивания содержания.

Особенности конспектирования

Конспект — краткий, но связный и последовательный пересказ содержания статьи, книги, лекции …

Особенности составления тезисов

Тезисы – кратко сформулированные основные положения прочитанного текста.

Практикум

Прочитайте тези статті О. Гончара «Цвіт слова народного». Спробуйте відтворити зміст статті.

  1. Класична українська література показала приклад того, як треба ставитись до народної мови, цього цілющого для художника джерела.

  2. Творчість народу у царині слова.

  3. Енергія слова – з енергії душі. Убога стилістика є породженням убогої думки.

  4. Найвища майстерність художника слова – у його вірності життєвій правді, яка вбирає в себе правду народної мови.

Пускай путеводной нитью для каждого послужит пословица: «Мудрец способен читать и строчки, и между строчками».

Примерные темы межпредметных проектов

А. «Гордость Донбасса – люди»

« Наши знаменитые земляки»

Цель: углубить сведения об истории родного края, о жизненном подвиге выдающихся деятелей культуры, искусства; развивать познавательный интерес, желание прославить родной город своими достижениями; формировать эстетические вкусы школьников, лелеять естественное чувство национальной гордости, гуманное отношение к человеку; воспитывать духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю.

Б. «Мой город – моя гордость»

« Макеевка – жемчужина Донбасса»

Школьное краеведение многогранно. Оно призвано вызывать у учеников искреннее стремление защищать светлые достижения материальной и духовной жизни края, оберегать и приумножать их, продолжая традиции рода, края.

В. «За здоровый образ жизни»

« Уроки мудрости»

Цель: воспитывать внутреннюю потребность вести здоровый образ жизни; формировать стремление к самодисциплине, к самоорганизации; совершенствовать стремление укреплять физическое и моральное здоровье; развивать речевую компетентность; воспитывать организованность, жизнелюбие.

Внедрение учителями инновационной личностно-ориентированной педагогической технологии жизнеутверждающих проектов с ориентиром на формирование ключевых жизненных компетенций обучаемых – действенный и эффективный шаг к совершенствованию компетентностного потенциала личности.

Написание тезисов к научному исследованию *

Оказываем помощь студентам, аспирантам, соискателям

Как правило, тезисами пользуются во время различных выступлений, проводимых в рамках научного симпозиума или конференции. С их помощью можно заострить внимание слушателей на самых основных вещах, которые требуется донести до аудитории.

Но в то же время озвучивание тезисов нельзя назвать полноценным выступлением. Так как они являются скорее вспомогательными элементами, с помощью которых можно более подробно раскрыть основную тему научного доклада.

Как правильно оформлять тезисы?

Обычно объём тезисов определяется той организацией, которая собирается опубликовать их в дальнейшем. Зачастую он варьируется в пределах от одного до пяти листов.

Правда, не стоит упускать из вида ту деталь, что всегда существует предельно допустимый объём, который стоит соблюдать.

Поэтому вы всегда можете написать чуть меньше, заданного количества слов. Но больше всё-таки не надо.
Помимо этого, также стоит соблюдать правила оформления тезисов, с которыми стоит ознакомиться перед тем, как вы начнёте формулировать сами тезисы.

Следовательно, в данном случае стоит соблюдать рекомендуемый шрифт, межстрочный интервал, величину полей, корректное оформление ссылок и сносок и т. д.

Если мы будем говорить об общепринятом стандарте оформления текста, то он будет выглядеть примерно следующим образом:
• при печати тезисов обычно используется шрифт Times New Roman;
• его размер составляет 14-ый кегль;
• каждое поле равно два сантиметра;
• межстрочный интервал составляет 1,5 сантиметра;
• схемы и рисунки в тезисы не включаются.

Стоит заметить, что при формулировании тезисов не стоит использовать прямое цитирование. В том случае, если без него всё-таки нельзя обойтись, сама цитата должна быть «втиснута» в кавычки, а в скобках должны быть указаны инициалы исследователя, год, в котором издалась данная работа, а также номер страницы.

При использовании косвенного цитирования, в ходе которого вы пересказываете мысль автора своими словами, нужно также назвать ФИО учёного, а далее указать год издания упомянутой работы (диссертации, кандидатской, исследования).

Содержание тезисов

Важно не только правильно оформлять тезисы, но и составлять их. Для этого нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Название тезисов должно корректно соотносится с их содержанием.
  2. При формулировании тезиса нужно учитывать постановку проблемы исследования, чтобы знать, что именно изучалось при написании данного научного труда.
  3. Также стоит кратко описать методологию исследования и выводы, сделанные в ходе его проведения.
    Автор тезисов может сам выбрать логику и порядок изложения своего материала, но всё-таки он должен быть связным и хорошо построенным, а не собранным из разрозненных кусочков.

Кроме того, не рекомендуется выстраивать тезисы из готовых фрагментов уже написанного труда. Лучше написать их по новой, чтобы читатели не запутались в них, пытаясь понять, как именно они соотносятся друг с другом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Оказываем помощь студентам, аспирантам, соискателям

Как написать хорошие тезисы?

Написать хорошие тезисы возможно только в том случае, если вам удалось провести интересное, грамотное исследование, из которого получилось написать добротную научную работу. При недобросовестном подходе к написанию научного труда тезисы получатся скомканными и довольно поверхностными.

Также стоит очень внимательно подходить к формулированию темы своего научного исследования. Обязательно пройдитесь по различным каталогам, чтобы проверить не было ли уже такой темы. Ведь если она уже освещалась, то вы, скорее всего, повторите тезисы другого учёного, а не создадите собственные.

К тому же, будет далеко не лишним тщательно продумать дизайн исследования. Не стоит рассматривать в одной работе слишком много вопросов. Лучше всё написать просто и доступно, чем витиевато и заумно. Тогда и тезисы будет сформулировать гораздо проще.

Выводы

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что умение кратко и ясно формулировать тезисы приходит практически всегда со временем, а не сразу, наскоком.

Но в то же время оно является очень важным, так как показывает, насколько будущий учёный умеет выхватывать суть из огромного пласта различной информации.

Главное в этом деле побольше практиковаться и не бояться ошибаться. Ведь со временем у вас обязательно всё получится.

Единственное, что вам нужно сделать, так это просто поверить в это. А также продолжать трудиться и самосовершенствоваться, плодотворно развиваясь в выбранном вами направлении.

Доклад на конференцию: как написать, тезисы, виды, примеры, правила

  1. Важность умения подготовки тезисов на конференцию
  2. Что такое тезисы для конференции
  3. Разновидности тезисов
  4. Основные правила написания тезисов на примере
  5. Основные требования к оформлению тезисов на конференцию

Не достаточно написать актуальную научную работу, необходимо уметь представить ее общественности на конференции. Во время выступления оратор должен заинтересовать аудиторию, представить самые сильные аргументы и закончить логическим выводом. Большая часть успеха выступления зависит от качества подготовки, которую нужно выполнять с учетом определенных правил.

Важность умения подготовки тезисов на конференцию

Каждый ученый стремится выступить на конференции, где собираются самые авторитетные деятели науки. Это уникальный шанс поделиться своими исследованиями и быть замеченным. Поэтому автору научной работы однажды придется изучить вопрос, что такое тезисы и как их писать.

Знание того, как писать тезисы, может пригодиться во время обучения в школе при выступлении перед классом, и студентам во время участия в первых научных собраниях.

Несоблюдение основоположных правил написания тезисов для конференции может существенно повлиять на качество выступления. В этом случае есть риск оставить негативное впечатление у присутствующих не только о самой научной работе, но и личности автора.

Написание последовательных и грамотных тезисов позволяет получить следующие преимущества:

  • доступно описать потенциал научной работы;
  • привернуть внимание аудитории к себе и своему труду;
  • заинтересовать инвесторов;
  • предстать перед научной общественностью в качестве автора научных работ.

Что такое тезисы для конференции

Процесс написания тезисов, по сути, является структурированным сбором основных положений всей научной работы, где приводятся доказательства и аргументы.

Тезисы доклада — это основные положения научной работы, сформулированные в краткой форме и размещенные в логической последовательности.

Написание тезисов, как правило, преследует несколько целей:

  • составление краткого обобщения, включающего основные доказательства;
  • описание сути научного труда;
  • ознакомление читателя с главными идеями работы и результатами исследования.

Требования к оформлению тезисов подобны к правилам написания доклада для дипломной работы. Объем также ограничивается двумя-тремя листами А4, а содержание отображает основные идеи работы.

Разновидности тезисов

Классификация тезисов возможна по нескольким критериям:

  • По авторству. Тезисы не обязательно пишутся для работы собственного авторства — в качестве основы для написания тезисов могут служить публикации других авторов.
  • В зависимости от места представления. Перед тем, как сформулировать тезис, необходимо достоверно знать, где он будет представлен. Это могут быть международные конференции, открытые семинары или научные журналы.
  • По форме представления. Тезисы могут быть провозглашены оратором непосредственно во время выступления перед аудиторией, опубликованы в журнале или представлены на заочной конференции. Этот пункт напрямую связан с предыдущим.
  • На основании такого критерия, как порядок написания, принято выделять тезисы, созданные до или после написания научной работы. Формулирование тезисов перед написанием основного труда является более распространенным.
  • По содержанию различают тезисы, охватывающие постановку проблемы, описание новой методики, предоставление результатов исследования и т.д.
  • По степени сложности тезисы могут быть простые, средние и сложные.
  • В зависимости от стиля изложения материала, тезисы классифицируют на номинативные и глагольные. Номинативные представляют собой лаконичную фиксацию научных фактов, а глагольные — краткое описание с использованием глагольных сказуемых.

Основные правила написания тезисов на примере

Структура тезисов напрямую зависит от конкретного типа тезисов, которому автор отдал предпочтение. Ниже представлены примеры тезисов для каждого из трех типов.

При описании поставленной перед автором проблемы, нужно включить следующие блоки:

  • вступление и актуальность работы;
  • цель и поставленные задачи;
  • анализ опубликованных работ по данной теме;
  • личные мысли и наблюдения;
  • возможные пути развития ситуации;
  • итог.

При описании в тезисах результатов исследования используется иная структура:

  • вступление, актуальность;
  • цель работы;
  • описание основных гипотез;
  • методы, используемые во время исследования;
  • расчеты и данные;
  • анализ промежуточных результатов;
  • основные результаты;
  • итог.

При работе с новыми методиками структура тезисов выглядит следующим образом:

  • вступление, методики, сфера применения;
  • цель работы и основные задачи;
  • описание используемых методик;
  • знакомство с новой методикой;
  • сфера использования;
  • оценка преимуществ и недостатков;
  • вывод, расчет погрешности.

Основные требования к оформлению тезисов на конференцию

Перед началом написания тезисов, должны быть подробно изучены программа конференции, образец оформления. Их обязан предоставить научный руководитель или организационный комитет. При малейшем отклонении от образца возможен отказ в публикации, так как сроки верстки строго регламентированы и не подлежат продлению.

К основным требованиям относят:

  • использование шрифта Times New Roman при печати тезисов;
  • 12-14 кегль;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • оформление списка использованной литературы в соответствии с ГОСТом 7.1-2003.

При написании тезисов, необходимо ориентироваться на требования организационного комитета и на уже опубликованные тезисы доклада, примеры которых можно найти в сборниках и в интернете.

Д.Б. Берг. Краткое руководство по написанию тезисов доклада

Введение

Согласно словарным определениям, тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1–2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу, и к докладчику. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным научным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить. В настоящее время широко распространена практика, когда по результатам рассмотрения тезисов доклада оргкомитет международной конференции не только принимает решение о включении соответствующего доклада в программу конференции, но нередко и оплачивает участие в ней автора (полностью или частично) по причине высокой значимости его доклада.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:

  1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.
  2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.

В первом случае автор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы. Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство.

Классификация тезисов научных работ

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

  1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).
  2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность в таком случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, так как кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1–2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

  • К постановке проблемы;
  • Результаты исследования;
  • Новая методика работы.

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.
Что предполагают эти варианты?

Типовая структура тезисов

При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление (актуальность темы).
  • Цель работы (поставить проблему/задачу).
  • Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
  • Некоторые собственные мысли на эту тему.
  • Предполагаемые исследования (опционально).
  • Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все-то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).
  • Цель работы (исследовать что-то конкретное).
  • Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).
  • Примененные методы.
  • Параметры выборки.
  • Промежуточные результаты (при необходимости).
  • Основные результаты.
  • Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).
  • Цель работы (разработать такую-то методику).
  • Описание существующих методик.
  • Описание новой методики.
  • Описание результатов применения.
  • Оценка преимуществ и ограничений новой методики.
  • Выводы.

Оформление тезисов

Требования к оформлению тезисов определяются оргкомитетом конференции и доводятся до сведения всех потенциальных участников. Их необходимо неукоснительно соблюдать, т.к. любое нарушение требований приводит к значительному увеличению затрат на составление сборника тезисов доклада, что может послужить причиной отказа со стороны оргкомитета.

Обычный объем тезисов устанавливается равным 1–2 страницам печатного текста. Реже его указывают в количестве слов или знаков. При часто встречающихся требованиях к оформлению тезисов (шрифт Times New Roman, 12, интервал одинарный, формат-документ Word), 1 страница печатного текста составляет около 45 строк или 5–7 средних абзацев. При этом заметную часть занимает заголовок, фамилии авторов и названия организаций, где они работают. В общем, это совсем небольшой объем, доступный для внятного изложения мыслей автора.

Алгоритм написания тезисов

1. Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру.

2. Четко представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы.

3. Подберите рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:

  • выбранный выше тип тезисов;
  • основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах;
  • название конференции, в которой предполагается участие.

Последний пункт нужен для того, чтобы ваши тезисы соответствовали тематике конференции. В случае несоответствия вам откажут в участии. В то же время, любую работу можно представить с различных точек зрения. Поэтому употребите в названии ключевые слова по теме конференции (конечно, с умом), взяв их из названия конференции, ее отдельных секций или тематики. В общем, скажите то, что от вас хотят услышать оргкомитет и другие участники конференции.

Помните – название определяет все остальное содержание тезисов («Как яхту назовем, так она и поплывет»).

4. Составьте структуру тезисов (можно воспользоваться интеллект-картами) согласно обязательным разделам тезисов выбранного вами типа, указанным выше. Подумайте, о чем пойдет речь в каждом разделе, и напишите его основную идею (тезис) одним – предложением напротив каждого раздела. Обычно одному разделу в тексте тезисов (точнее – каждой идее) соответствует один абзац. Если у вас оказалось в одном разделе несколько идей, значит, этот раздел будет состоять из нескольких абзацев. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов – основное содержание по каждому абзацу.

5. Внимательно прочитайте написанное и проверьте, достаточно ли этих разделов и абзацев для полного раскрытия темы. Если недостаточно – допишите. Составленные вами идеи каждого абзаца должны быть выстроены логически так, чтобы доказать основную идею всей работы – результат/вывод ваших тезисов (самый последний раздел тезисов любого типа), которые вы определили на этапе 2 данного алгоритма. При необходимости, поменяйте порядок следования абзацев, уточните формулировки. Возможно, вам захочется внести корректировки в название работы.

6. Внимательно прочитайте требования к оформлению тезисов, обратив внимание на их объем. Выразите его в количестве строк соответствующего шрифта и распределите (примерно) этот объем между отдельными разделами и абзацами. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов. Можно переходить к их написанию.

7. По очереди, начиная с первого абзаца, излагайте свои мысли, стараясь уложиться в отведенный для них объем. После написания первого абзаца переходите ко второму и т.д.

8. Прочитайте весь получившийся текст целиком. Отредактируйте переходы между абзацами, само содержание абзацев. Очень вероятно, что в процессе написания у вас появились новые соображения по тезисам. Если считаете необходимым, внесите их в план, начиная с п. 4 данного алгоритма, и повторно пройдите пп. 4–8. По объему отдельные абзацы могут отклониться от первоначального плана. В этом нет ничего страшного – кроме вас этот план был никому не известен. Важно, чтобы основной результат/вывод вашей работы был хорошо аргументирован.

9. Проверьте соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найдите и сократите второстепенные детали, измените отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.

10. Оформите тезисы согласно всем требованиям оргкомитета.

11. Покажите их научному руководителю, своим знакомым, чтобы выслушать их мнение по содержанию, аргументации, стилю работы. Внесите исправления и дополнения, которые посчитаете существенными.

12. Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

  • Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.
  • Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.
  • Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.
  • Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.
  • Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.
  • Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.
  • Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

Пример тезисов типа «Результаты исследования»

Источник

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи по теме:

Как сформулировать тезис и составить план сочинения? — Итоговое сочинение 2017


Самая распространенная ошибка при написании сочинения — это попытка «начать с начала».

На занятиях я часто вижу, как мои новые ученики, получив тему, ставят стержень ручки в верхний правый угол страницы и замирают. Через 10-20 минут они пишут одно предложение и вновь впадают в глубокие раздумья. Некоторые пишут сочинение быстро, но в результате им приходится все переделывать, потому что заключение не совсем совпадает с выводом.

Заранее составленный и прописанный план не позволит вам сбиться с пути или, как минимум, сэкономит драгоценное время.

Структура плана:

  1. Тезис
  2. Аргумент
  3. Вывод

Тезис в сочинении — это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения.

Важно! Тезис —  четко сформулированная и красиво оформленная мысль, которая умещается в ОДНО предложение. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Пример:

  1. Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. (аргументы «Гранатовый браслет», «Леди Макбет Мценского уезда»).
  2. Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями. (аргументы «Любовь к жизни», «Обломов»).

Аргумент в сочинении обосновывает тезис, доказывает, что ваша мысль верна. Кстати, все аргументы условно можно поделить на две категории. Аргументом может служить весь сюжет произведения полностью. Например, «Любовь к жизни» Джека Лондона, как пример железной воли. Испульзуя данное произведение в качестве аргумента, достаточно планомерно передать содержание всего рассказа.

Если же обратиться к более крупным произведениям, то в качестве аргумента выступит конкретный эпизод (или несколько). Например, рассуждая о чести и бесчестии, мы можем привести в качестве аргумента диалог Пугачева и  Гринева (Капитанская дочка), где Петр, рискуя быть казненным, отказывается присягать на верность «великому государю». То есть все остальные моменты можно опустить. В данном случае, чтобы оформить аргумент правильно, необходимо кратко (3-4 предложения) изложить сюжет произведения, а после уже в красках описать сцену (характер или поступок персонажа, какую-то ситуацию и т.д.), которая собственно и является аргументом.

Вывод — подведение итогов, логическое завершение. Здесь необходимо быть особенно внимательным, т.к. можно уйти от темы. Чтобы правильно написать заключение, нужно подтвердить, что ваша позиция оказалась верной, либо продолжить свою мысль (тезис), особенно хорошо будет, если вывод будет звучать как напутствие (рекомендация) читающему ваше сочинение.

Пример:

  1. Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. Вывод: любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве — уважении к себе.

Таким образом, если тезис, аргумент и вывод соединить с помощью вводных слов, план сочинения превращается в краткий, но цельный и наполненный смыслом текст. Если у вас получилось, можете не сомневаться, зачет по первым двум критериям (К1 и К2) вам обеспечен.

План сочинения:

  1. Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека.
  2. Например, Катерина (Леди Макбет), влюбившись в своего работника Сергея, не замечала корыстных намерений этого человека и была готова ради него на все. Она убила собственного мужа и его племянника, попала на каторгу по вине своего избранника, но продолжала любить его. Сергей не отвечал взаимность. Не выдержав издевательств Сергея, Катерина покончила жизнь самоубийством.
  3. Таким образом, любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве — уважении к себе.

Теперь остается расписать каждый пункт более подробно и ваше идеальное сочинение готово.

И напоследок. Самый простой способ сформулировать красивый тезис — пойти от обратного, то есть выбрать аргумент и сделать из него вывод, который и послужит тезисом.

Тезисы исследовательских работ учащихся | Социальная сеть работников образования

Рецензия на работу

Витевской Ксении,  6 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан»,

ставшей призером районной НПК «Шаг в будущее»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ

         

       Данная работа является историческим и этнографическим исследованием.  Это попытка совместить подходы начинающего кулинара  и  интересующегося историей
человека   к данной теме. Автора заинтересовали вопросы: почему блюда стали носить имена людей? Кто эти люди? Какие именные блюда есть в русской кухне? С какими историческими событиями связано их создание?

        В результате проведенного социологического опроса автору удалось выяснить, что ответы на эти вопросы было бы интересно получить многим школьникам. У автора возникла идея создать историко – кулинарный сборник рецептов именных блюд русской кухни, поэтому работа включает два этапа: теоретический и практический.

        Автор ставит перед собой следующую цель: через создание сборника исторических именных рецептов русской кухни пробудить у школьников интерес к отечественной истории и гастрономии.  

        Исследование подкреплено действительными фактами, ссылками на источники, цитатами из современников и более поздних исследователей и основано на документах и  исторических источниках, таких как «Краткие поваренные списки» С. Друсковцева (1779 г.), «Поваренный словарь» В. Похлебкина (1795 г.), «Русская поварня» В. Левшина (1816 г.) и, даже «Домострой» (1550 г.) и т. п.

       Анализируя содержательную  теоретическую часть работы, следует отметить, что автор структурно разделила ее на две главы: «Исторический обзор традиционной русской кухни» и «Исторические именные блюда русской кухни», в которой исследовала исторические версии  создания ряда именных  блюд русской кухни и сделала собственные выводы относительно их достоверности с точки зрения  отечественной истории. Ряд версий   аргументировано опровергнут автором работы, другие, напротив, получили в работе свое подтверждение.  

       Автору  в ходе исследования удалось решить следующие задачи: выяснить, какие блюда русской кухни можно действительно считать историческими именными, найти достоверные версии авторства и истории создания блюд, узнать авторские рецепты приготовления именных блюд.

       Бесспорным достоинством работы является то, что все представленные в сборнике исторические именные рецепты были апробированы автором на домашней кухне, продегустированы, а их фотографии представлены в сборнике.

       Сборник имеет познавательное содержание и удобную для читателей структуру: на каждой странице располагается название блюда, портрет и информация об его авторе, историческая версия происхождения блюда, найденная автором сборника в различных исторических источниках и непосредственно рецепт его приготовления, включающий разделы «Ингредиенты» и «Приготовление». На оборотной стороне листа – собранные автором афоризмы и пословицы о русской кухне, а также место для читательских заметок, куда можно записывать рецепты. Блюда, представленные в сборнике, классифицированы по разделам: «Закуски», «Первые блюда», «Вторые блюда», «Каши», «Выпечка».

       Сборник апробирован на уроках  Технологии   (Домоводства), раздел «Кулинария» и получил хорошие отзывы,  как от учащихся, так и от преподавателей. Согласно, проведенному автором сборника,  анонимному анкетированию учащихся, использовавших сборник на уроках в гимназии, они считают его интересным и полезным. Учащиеся отмечают, что о многих именных блюдах исторической кухни узнали впервые и заинтересовались, как самими рецептами, так и историческими версиями их создания. Подавляющее большинство отметили, что сборник побудил их найти и изучить   материал об исторических деятелях – авторах именных блюд и об исторических событиях, имеющих отношение к истории создания этих блюд. Следовательно, цель поставленная автором в начале исследования, достигнута.

        Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям.

        Считаю, что работа  Витевской Ксении, как работа, имеющая общепринятую для исследовательских работ структуру и обладающая вышеназванными достоинствами, может быть признана исследовательской и допущена к участию в НПК «Шаг в будущее».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *