Как составлять план к тексту – Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Памятка «Как составить план.Типы планов».

Как составить план к тексту 4 класс?

§ 2 Учимся составлять план к тексту

Чтобы составить план к тексту, необходимо, во-первых, внимательно прочитать или прослушать текст, понять его, выяснить значение непонятных слов. Во-вторых, выделить тему текста и его основную мысль, в-третьих, разбить его на смысловые части, микротемы, в-четвёртых, озаглавить каждую смысловую часть. В ходе работы над темой мы можем уточнять, дорабатывать, перестраивать свой план, пробовать пересказать или изложить текст. Известный лингвист М.А. Рыбникова говорила: «… Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

План сослужит нам хорошую службу тогда, когда мы будем им пользоваться, мы будем как будто разворачивать каждый пункт плана в полный текст. При этом нужно будет продумывать переходы от одной части к другой.

Составим план к тексту об Аркадии Гайдаре.

«Ещё при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нём рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением лёгким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплёскивался в повседневную жизнь, наполнял радостью, делал эту повседневность необычайной.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое-то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашёл Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл и увидел на площадке не меньше десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги. И звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Вести неутешительные. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный телефонный звонок. Какой-то мальчик кричал издалека, что нашёл лекарство.

Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый».

Выделим тему текста. О чём этот текст? О том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете в мальчишеской среде и умении организовать мальчиков на доброе дело.

Основная мысль текста (то, ради чего этот текст написан), может быть заключена в словах: «Спешите делать добро. Берите пример с Гайдара. В бескорыстной помощи состоит человеческое счастье».

Разделим текст на смысловые части. Их будет пять. Смысловые части будут соответствовать абзацам. Последние два абзаца лучше объединить в одну смысловую часть.

Вопросный план может быть следующим:

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случилась однажды в семье московского писателя?

4. Какую команду дал Гайдар мальчишкам?

5. Как выполнили мальчишки просьбу Гайдара?

Повествовательный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё возможное, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар даёт мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

Это были два примера простого плана. Сложный план включает в себя основные пункты и подпункты, он более подробный. К тексту о Гайдаре можно составить сложный план:

Сложный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар и мальчики вместе помогают в беде.

а) Своевременный звонок Гайдара с просьбой.

б) Мальчики двора откликнулись на просьбу Гайдара.

в) Команда к действию.

г) Ожидание вестей по телефону.

д) Через два с половиной часа лекарство было доставлено.

Обдуманный план очень важен на этапе подготовки к докладу, лекции, сочинению, изложению, написанию статьи и текстов других жанров. План может помочь восстановить содержание и последовательность прочитанного, услышанного. План может быть вопросным, состоять из повествовательных предложений; простым и сложным, устным и письменным, картинным.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Тема: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану(на основе упр.641)»

Тема: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану(на основе упр.641)

Тип: повторение изученного материала

Планируемые результаты

Предметные:

— определять тему и главную мысль текста

-составлять план текста

-соблюдать нормы построения текста

-подробно излагать содержание повествовательного текста,уметь дать собственную оценку

Метапредметные:

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

— строить речевое монологическое высказывание

-осуществлять деятельность в соответствии с планом

— оценивать правильность написанного текста

Личностные:

— понимать ответственность за свои поступки

-осознавать важность заботы о братьях наших меньших

Цель:1.Образовательная:совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; .

Развивающая: — развивать связную речь, умение критически мыслить, творческие способности, память, образное мышление

3.Воспитательная:воспитывать аккуратность, терпение. интерес к миру, окружающему человека; любовь к живому; доброжелательное отношение друг другу;

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:иллюстрация к тексту,учебник 2ч. Упр.641,авт.Соловейчик М.С. УМК «Гармония»,мультимедийная физминутка для глаз

Ход урока.

1.Орг.момент.(вы большой и дружный класс?Всё получится у вас?)

-(Мы большой и дружный класс,

Всё получится у нас!

2.Проверка домашнего задания.Какой тип текста мы брали для изложения?

Какие умения мы применяли?

3.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.(на доске написать слово-Изложение)

-Что такое изложение?

У. –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь

-О ком мы будем писать сегодня изложение, узнаете тогда, когда отгадаете загадку.

-Отгадайте загадку.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает:
Время считает.

-Так о ком будем писать изложение?

Рассмотрите картинку(слайд с изображением петуха)

-Сформулируйте тему и задачи урока.

2)Знакомство с текстом стр.124 упр.641.(читает учитель)

Беседа по содержанию.

-Что прочитали?

-Докажите, что это текст.

-Определите тип текста.(Повествование.)

-О ком говорится в тексте?

— Назовите основную мысль рассказа.

-Какой проступок совершил Санька?

-Почему мальчик заорал и замахал руками?

-Как ответил петух на угрозу Саньки?

Как бы вы закончили этот рассказ?Какова ваша оценка события?

-Как бы вы озаглавили данный рассказ?(используйте памятку стр.171)

Выбирают лучший заголовок и записывают в тетради

3.Чтение текста про себя,отметить непонятные слова и выражения

4).Лексическая работа.

-краснущий,задолбил по голове,едва успел взбежать

-Как понимаете выражение не стало житья от петуха?где встречается такое выражение?-фразеологич еский оборот

3).Составление плана текста.

-Что такое план текста?

-Для чего нужен план?

-Сколько частей в тексте?

-Чтобы составить план текста, что нужно сделать?(Определить главную мысль каждой части, озаглавить их.)

-Сейчас вы самостоятельно составите план текста на черновиках.

Примерный план текста.(работа в парах)

1.Попал!

2.Атака петуха.

3.Нет Саньке житья.

*Чтение детьми самостоятельно составленных планов. Выявление самых лучших , удачных планов.(запись плана в тетрадь)

5).Пересказ текста по плану.(читают план и находят части текста согласно плану)

6). Физкультминутка(для глаз)

7).Орфографическая подготовка.

Оттянул, рогатка,выстрелил,вцепился,задолбил,заорал,замахал,смотрел,по-грозил,взбежать.(вставить и объяснить 5слов,а потом играем)

Игра «Эхо»(я говорю,как слышим,а вы отвечаете,как пишете)

Какая орфограмма корня в этом слове требует проверки?(Безударная гласная в корне слова.)

-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными. (петух,карман,сарай)

8).Знаки препинания.

Найдите в тексте предложения с однородными членами предложения

-Объясните постановку запятой в предложении:Санька заорал,замахал руками.

9).Работа над изложением.

Прочитать текст ещё раз.

Написание изложения

Слова,в которых вы вставляли орфограммы ,будут для вас помощниками или ключевыми словами

-Вам надо написать текст, но с творческим заданием.(по выбору уч-ся) Его надо продолжить 2-3 предложениями.Дай свою оценку этой истории.-написать на доске

*Самостоятельная работа. Самопроверка, редактирование текста.

4.Рефлексия.Какова ваша оценка этого события? . Ребята, продолжите фразу…(написать на доске)
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я понял…

Какие слова Маленького принца уместно вспомнить в конце нашего урока?

(Мы в ответе за тех,кого приручили.)

5.Итог.

-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

-Кто доволен своей работой?

-Какие затруднения вы испытывали?

-Что полезного вы узнали из текста?

6.Домашнее задание.(перепроверить и отредактировать,если есть необходимость)

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

  1. Что такое декоративная штукатурка?
  2. Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
  3. Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
  4. Сколько стоит декоративная штукатурка?

Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

  1. Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  2. Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  3. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  4. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

  1. Контекстная реклама.
  2. Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
  3. Эффективность контекстной рекламы.
  4. Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

  • Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
  • Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

  1. понять задачу текста,
  2. определить, какая информация необходима для решения задачи,
  3. изложить эту информацию в виде пунктов плана,
  4. логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

  • Холодильник императора Нерона.
  • Самый дорогой холодильник в мире.
  • Холодильник размером с дом.

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

  • Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
  • Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
  • Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
  • Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
  • Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
  • Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?
  6. Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

  1. Как ухаживать за кактусами?
  2. В какое время года можно делать пересадку?
  3. Когда начать полив после пересадки?
  4. Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  5. Какие потребуются инструменты и материалы?
  6. Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Валентина (KadrofID: 13)

# 4966

(1)Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в правильном смысле этого слова. (2)Третьяков — это создатель обширного собрания предметов искусства. (3)Всю жизнь он приобретал картины, лучшие в русской национальной живописи. (4)В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. (5)В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. (5)15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

(6) Перенесёмся мысленно в середину прошлого столетия на Сухаревку. (7)Мы увидим Павла Михайловича, совсем ещё молодого, он шагает с пачкой гравюр, которые только что купил. (8)Для всех он — замоскворецкий купец, владелец дома в тихом Лаврушинском переулке. (9)Павлу Третьякову не было ещё и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. (10)Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи.

(11)У Третьякова был безошибочный вкус. (12)Он не боялся покупать произведения молодых, ещё неизвестных художников. (12)Павел Третьяков не преследовал никаких корыстных целей. (13)Им овладела идея создать музей национальной живописи. (14)Об этом он писал на заре собирательства. (15)Тогда им уже было составлено письмо-завещание. (16) Вот что там в частности было написано: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». (17)Первые картины были куплены в 1856 году. (17)Этот год он считал датой основания галереи, известной теперь каждому культурному человеку.

(По Е. Осетрову)

Читайте также:

  • Как пересказывать текст

    Научить ребёнка пересказу прочитанного Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты.…

  • Выровнять текст в ворде

    Существующие виды выравниванияФорматирование может быть горизонтальное и вертикальное. Первый вариант определяет ориентацию краев текста или…

  • Как выделить текст?

    Как выделить только часть текста?Чтобы выделить часть текста, вам понадобится курсор мыши. Нет, можно обойтись…

Памятка. Как составить план рассказа.

Памятка. Как составить план рассказа.

Особенно важен такой прием обучения (составление плана) при подготовке к пересказу научно — популярной статьи.

в) Выборочный пересказ.

Пересказать выборочно — это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме:

Для обучения выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно легко выделяются сюжетные линии.

Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:

г) Сжатый (краткий) пересказ.

Это вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1 тезисе, в 1 предложении.

а) исключение подробностей, деталей;

б) обобщение конкретных, единичных явлений;

в) сочетание исключения деталей и обобщения.

Для сжатых пересказов нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами. Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но подготовительную работу следует проводить с 1 класса.

В школьной практике обычно используется 2 пути сокращения текста: 1 .Сокращение текста путем его логической перестройки (в процессе анализа частей текста в них выбирается только существенное, основное, на основе чего и составляется сжатый текст).

2. Составление сжатого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Эффективным приемом в обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить сжатый пересказ небольшого текста.

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.

  2. Еще раз прочитать тест, отмечая, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.

  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую мысль).

  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

  5. Кратко пересказать текст при закрытой книге.

Памятка: как составить сжатый пересказ большого текста.

  1. Составить план текста.

  2. По первому пункту плана и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).

  3. То же самое сделать по другим частям текста.

  4. Пользуясь планом, кратко пересказать текст.

  5. Проверить, достаточно ли коротким и последовательным получился пересказ.

Обычно соблюдается такая последовательность обучения сжатому пересказу: от подробного или выборочного пересказа переходим к пересказу сжатому — от краткого пересказа к подробному.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.

  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

  3. Использование картинного плана.

  4. Сжатый пересказ по собственным рисункам детей.

Замечание: необходимо отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один и тот же текст и сжато, и подробно.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Как составить план текста

Зачем нужен план? План текста  — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать. Составление плана способствует лучшему пониманию текста. 

Таким образом, план: 

  • раскрывает содержание текста; 

  • отражает последовательность развития авторской мысли; 

  • восстанавливает в памяти содержание текста; 

  • ускоряет работу над текстом сжатого изложения; 
  • помогает сохранить авторский стиль; 
  • организует самоконтроль; 

  • сосредотачивает внимание. 

Принципы составления плана 

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 

  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 

  3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

Попробуем составить все эти виды планов на примере следующего текста. 

Скрипка, подаренная дедом внучке при поступлении в консерваторию, кулон – талисман от тёти на счастье, шахматы прадеда, фотоаппарат отца… Такие подарки, переходя от старшего поколения к младшему, выражают особые чувства, соединяющие дарящего и принимающего дар.  

Выбирая одну вещь из многих, даритель наделяет ее символическим смыслом.  Такой подарок словно превращается в частичку его души и, конечно, многое говорит об отношении к получателю. В этом сила и суть семейных реликвий, этим и объясняется их роль в истории семьи. Старинный рубанок, деревенская крынка, стеклянная чернильница… Даже самые обычные вещи, вписываясь в историю преемственности поколений, обретают особую значимость. Эти предметы помогают нам ощутить связь с прошлым,  почувствовать себя звеном в цепи поколений и таким образом быть уверенным в том, что мой род продолжается.  

А что движет нами, когда мы преподносим такой подарок? Осознанно или нет, мы хотим оставить напоминание о себе, символически продлить свое бытие и за порогом смерти.  Но это далеко не единственная причина. Мы словно протягиваем нить между поколениями, напоминая детям об их корнях, прививая им те ценности, к которым привержены сами. 

(По Г. Черменской)


Составление плана к тексту

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст — его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект текста

Задание. Составьте план к словарной статье Т.М. Николаевой «Текст»//Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: 1990. – С.507.

Тезирование – составление тезисов

Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

Тезис, по определению — это положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.

Задание. Измените микротекст, объединив несколько предложений в одно, в тезисном варианте.

1. Отличие научных текстов от других текстов. Адресат не указывается, но автор постоянно имеет в виду своего адресата. Адресат не просто воспринимает излагаемую информацию. Адресат одновременно производит интеллектуальные операции, как, например, усвоение, сопоставление, критический анализ.

2. Научная речь не просто логична. Научной речи свойственна именно подчеркнутая логичность. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения.

3. Логичность научной речи в отличие от художественной речи характеризуется предельной строгостью. Научное мышление выражается в цепи доказательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *