Какие предметы изучают экономисты – Ключевые дисциплины образовательной программы «Экономика» НИУ ВШЭ — Образовательная программа «Экономика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

80100 Экономика — cписок изучаемых предметов

Анализ и моделирование финансово-экономических систем
Антикризисное управление
Безопасность жизнедеятельности
Бухгалтерский учет и анализ
Государственное регулирование экономикой
Деньги, кредит, банки
Инвестиционный анализ
Иностранный язык
Институциональная экономика
Интегрированные информационные системы (ERP-системы) в экономике
История
История культуры Урала
Контроллинг на предприятии
Концепции современного естествознания
Корпоративные финансы
Культурология
Линейная алгебра
Логика
Логистика
Логическое мышление
Макроэкономика
Маркетинг
Математический анализ
Математический и естественнонаучный цикл 40-50
Менеджмент
Методы оптимальных решений
Механизмы антикризисного управления
Микроэкономика
Мировая экономика и международные экономические отношения
Налоги и налогобложение
Общепрофессиональный цикл 130-140
Организация и планирование деятельности организаций (предприятия)
Основы воспроизводства минерально-сырьевой базы
Основы геологии
Оценка бизнеса и стоимостной подход к управлению
Право
Прикладное программное обеспечение
Психология делового общения
Региональная экономика
Русский язык делового общения
Статистика
Теория вероятности и математическая статистика
Управление запасами и системы МТО
Управление затратами
Физическая культура
Философия
Финансовая математика
Финансово-инвестиционный анализ
Ценообразование
Ценообразование на конкурентных рынках
Экология
Эконометрика
Экономика и организация инвестиционной деятельности
Экономика и организация инновационной деятельности
Экономика качества
Экономика организаций (предприятия)
Экономика персонала
Экономика природопользования
Экономика фирмы
Экономико- математические методы и модели
Экономическая информатика
Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия)

Часто задаваемые вопросы – Факультет экономических наук – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Какой диплом можно получить, закончив факультет экономических наук?

Выпускники факультета экономических наук могут получить государственный диплом о высшем образовании

  • бакалавра по направлению «Экономика» после четырех лет обучения;
  • магистра по направлению «Экономика» или по направлению «Финансы и кредит», в зависимости от выбранной магистерской программы — после бакалавриата и дополнительных двух лет обучения в магистратуре.

Выпускники магистратуры факультета экономических наук, прошедшие обучение по совместным магистерским программам, получают дополнительно соответствующий диплом Роттердамского университета «Эразмус», диплом университета Париж-1, Сорбонна, диплом университета им. Гумбольдта, Берлин.

Дает ли обучение на факультете экономических наук отсрочку от призыва в армию?

Студенты имеют отсрочку от призыва в Вооруженные Силы на весь период. Кроме того, в НИУ ВШЭ есть своя военная кафедра, на которой желающие могут пройти подготовку по программе офицеров запаса.

В чем различие подготовки на факультете экономических наук и на факультете мировой экономики и мировой политики?

Студенты факультета экономических наук получают серьезную фундаментальную подготовку в области современной экономической теории, изучают обширный спектр дисциплин математического цикла, современные технологии обработки информации, статистику, эконометрику. Серьезная фундаментальная подготовка сочетается с активным изучением прикладных дисциплин — налогообложение, бюджетная политика и бюджетный процесс, финансовый менеджмент, банковское и страховое дело, широкого круга менеджериальных дисциплин. Также как и студенты факультета мировой экономики студенты нашего факультета имеют возможность изучать два иностранных языка. В магистратуре многие курсы они слушают на иностранном языке, не пользуясь услугами переводчика. Получив разностороннее современное экономическое образование выпускники факультета экономики имеют возможность сделать профессиональную карьеру в любой сфере бизнеса, науке, образовании. Факультет мировой экономики, созданный в 2002 году, будет готовить более узких специалистов для работы во внешнеэкономической сфере.

Что такое рейтинг и какова его важность?

Рейтинг — это место студента на курсе. Каждый студент может знать, какое место в рейтинге он(а) занимает. Рейтинг рассчитывается как сумма оценок студента по изучаемым им дисциплинам , умноженных на кредиты этих предметов, которые отражают трудоемкость изучения предметов. Рейтинг — основа для многих административных решений: назначения академических государственных стипендии, именных стипендий, зачисления на специализации, направления на стажировку за рубеж, зачислении в магистратуру.

Какие иностранные языки изучают студенты?

Дисциплина «Английский язык» не входит в основную часть образовательной программы бакалавриата. Она предлагается студентам факультативно на первом и втором курсах сверх 240 кредитов, которые каждый бакалавр должен набрать за все годы обучения. Cтуденты могут выбрать факультатив по английскому языку сверх своей программы,  бесплатно, включая студентов, обучающихся на коммерческой основе.

Более подробно об изучении английского языка по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/engbach
С 2017 года в НИУ ВШЭ запущен  проект «Бакалавр+», в рамках которого студентам предлагается дополнительная образовательная услуга по изучению немецкого, итальянского, французского, испанского и китайского языков: https://www.hse.ru/plus/

Как организовано прохождение практики студентами?

Студенты проходят практику в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях. На третьем курсе организуется учебная (ознакомительная) практика, на четвертом курсе — профессиональная практика, на пятом курсе — преддипломная практика, содержание которой определяется темой выпускной квалификационной работы.

Студенты магистратуры проходят научно-исследовательскую или научно-педагогическую практики, причем конкретно вид практики студент магистратуры выбирает самостоятельно. В последнее время поступает достаточно много предложений от различных компаний с просьбой направить студентов факультета экономики на практику, что, конечно, является знаком признания высокого уровня подготовки студентов факультет экономики.

Что такое магистерские программы двойных дипломов и каковы правила поступления на них?

Студенты, обучающиеся по совместным программам, учатся на втором курсе в Париже, Роттердаме, Люксембурге, Ланкастере или Берлине. В настоящее время на факультете работает пять программ с ведущими зарубежными Университетами:

  • Университет Эразмус, Роттердам, Нидерланды
  • Университет Париж-1, Пантеон-Сорбонна, Франция
  • Университет Люксембурга
  • Университет Ланкастера
  • Университет им. Гумбольдта, Германия

По окончании НИУ ВШЭ студенты, прошедшие обучение по программе двойных дипломов, выполнившие все требования образовательных программ и защитившие выпускную дипломную работу, получают два диплома: диплом НИУ ВШЭ и диплом одного из университетов.

При отборе студентов на совместную программу преимущество имеют отлично успевающие студенты, хорошо сдавшие тест по иностранному языку, а также прошедшие собеседование с ведущими профессорами зарубежных Университетов. Окончательное решение об отборе студентов принимает зарубежный Университет. Более подробная информация о программах двойных дипломов. 

Существует ли направление выпускников на работу по окончании вуза? Как вуз помогает при трудоустройстве выпускников? Где работают выпускники факультета экономики?

Направление на работу после завершения обучения НИУ ВШЭ не дает, но оказывает любую возможную помощь и содействие своим выпускникам в трудоустройстве. Факультет экономических наук способствует организации и проведению презентаций крупных компаний, во время которых студенты могут получить разностороннюю информацию о компании, пройти собеседование, получить приглашение на стажировку. Работодатели заинтересованы в специалистах, имеющих современное качественное экономическое образование, поэтому трудоустройство выпускников нашего факультета не представляет большой проблемы. Часто руководители компаний предлагают работу хорошо зарекомендовавшим себя студентам после прохождения практики. Наши выпускники успешно работают в таких компаниях как «Артур Андерсен», «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», «РОСНО», «Альфа-Банк», «Внешэкономбанк», «Промбизнесбанк», «Ингосстрах», «Unileves SNG», «Самсунг», «Вимм Биль Данн», «Сбербанк РФ», «Счетная палата РФ», становятся сотрудниками Министерства экономического развития и торговли РФ, преподают в ВУзах и т.д

чему и как учить? — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

Это второе заседание этой комиссии Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), первое состоялось 14 декабря в Высшей школе экономики. Уже тогда был поставлен вопрос о так называемом «ядре» экономической теории. Какие дисциплины его составляют? В каком объеме их следует преподавать? Насколько преподавание должно быть математизировано? Теперь же представители трех вузов — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), ВШЭ и Финансового университета при Правительстве РФ — рассказали коллегам о своих концепциях образовательных программ для бакалавриата.

 

Больше практики
 

Об опыте Финансового университета рассказала заведующая кафедрой микроэкономики Наталия Думная. Особенность бакалавриата в этом вузе — наличие нескольких профилей в рамках направления «Экономика»: финансы и кредит, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент.

Наталия Думная начала выступление с того, что предложила разделить российское экономическое образование на два сегмента: подготовка специалистов-практиков и подготовка будущих исследователей, преподавателей. Первый предполагает большую долю прикладных дисциплин, второй — акцент на изучение формальных математизированных моделей. В Финансовом университете традиционно реализуется первый подход, что предполагает несколько меньшую долю теоретических дисциплин — микро- и макроэкономики. Каждую из них студенты изучают в течение одного года, причем по учебникам, написанным своими коллективами авторов.

В последнее время в связи с изменениями учебных планов курсы по микро- и макроэкономике стали занимать несколько меньший объем академических часов, чем раньше. Чтобы не сокращать объем информации, акцент был сделан на самостоятельную работу: студенты решают дома задания с дисков (электронных тренажеров) и показывают преподавателям.

Кроме того, Наталия Думная рассказала о реализации компетентностного подхода, предусмотренного стандартами третьего поколения при подготовке экономистов. Разработать контрольно-измерительные материалы для проверки компетенций сложно, определить, какая дисциплина отвечает за формирование той или иной компетенции — проблематично, но все же удается. Наталия Думная представила комиссии свой опыт работы по выявлению составляющих компетенций на примере требований к результатам освоения студентами основных понятий дисциплины «Микроэкономика».

Опыт выявления компетенций и их оценки вызвал большой интерес участников заседания, хотя Наталия Думная на вопрос о том, как все-таки измерить компетенции количественными способами, ответила, что «это составляет большую проблему».

 

Два пути бакалавра
 

Опыт ВШЭ на заседании комиссии представил декан факультета экономики Олег Замулин, рассказавший о двух программах подготовки бакалавров: классической и инновационной (совместно с Российской экономической школой).

ВШЭ как национальный исследовательский университет реализует собственный образовательный стандарт по направлению «Экономика», уделяя особое внимание в бакалавриате дисциплинам экономического «ядра» — их «вес» составляет 73 кредита из 240. В «ядро» входят такие учебные курсы, как «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «История экономических учений», «Статистика». Их изучение построено так, что каждая следующая дисциплина дополняет уже пройденную. Сначала студенты изучают «Основы экономики», где дается представление о предметной области экономической науки, ключевых проблемах и языке, затем «Микро-» и «Макроэкономику». После основных экономических курсов бакалавры приступают к изучению экономики России, где, как известно, многие экономические институты работают нестандартно, а после курса «Экономическая история» следует «История экономических учений».

Программа инновационного совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ предполагает максимум свободного выбора учебных курсов из широкого списка. Здесь тоже есть «ядро» — «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и еще несколько дисциплин, но они все составляют только 40 кредитов. Причем в рамках курса «Основ экономики» бакалавры читают много научно-популярной литературы, рассуждают на общие темы — так они должны понять язык экономики и получить общее представление о ее задачах. Некоторые дисциплины, в «обычном» бакалавриате ВШЭ входящие в число обязательных (например, «Институциональная экономика»), здесь предлагаются в качестве курсов по выбору. При этом студенты бакалавриата имеют возможность изучить большое количество дисциплин вплоть до биологии и существенно расширить свою эрудицию.

В заключение Олег Замулин отметил несколько опасностей, с которыми сейчас сталкивается российское экономическое образование. Это излишняя математизированность и склонность преподавателей либо уходить в слишком высокие абстракции, либо, напротив, «преподавать практику без теоретического скелета». Кроме того, серьезной проблемой для программ подготовки бакалавров является поиск разумного баланса между обязательными курсами и дисциплинами по выбору.
 

Разумная конфигурация
 

Концепция подготовки бакалавров, представленная заместителем декана экономического факультета МГУ Михаилом Палтом, предполагает четкое следование федеральному стандарту. От разработки собственного стандарта для бакалавров экономики в МГУ было решено отказаться, хотя университет имел на это право.

Один из основных принципов подготовки бакалавров в МГУ — «мягкая специализация», предполагающая большое количество курсов по выбору. Выстроив из них разумную конфигурацию с помощью тьютора, студент может к концу четырехлетнего обучения сформировать себе определенную специализацию в рамках направления «Экономика». Правда, заместитель декана экономического факультета МГУ тут же отметил, что не всем, к сожалению, удается правильно воспользоваться предоставленными возможностями и собрать из «деталей конструктора» четкую специализацию.

Образование на экономическом факультете МГУ отличает особый подход к выпускной квалификационной работе. Здесь ее пишут не один год, а два. С темой студенты определяются уже в начале третьего курса. Кроме того, практику на производстве при желании можно заменить научной работой. Еще одна особенность — небольшое количество учебных курсов единовременно: студенты МГУ изучают не более 6 дисциплин за семестр и сдают не более 8 экзаменов.

«Ядро» включает ограниченный набор учебных курсов. Это традиционные «Микро-» и «Макроэкономика», «История экономических учений», «Математическая статистика», «Теория переходной экономики» и ряд других. Стоит отметить, что курс «Основы экономики» на экономическом факультете МГУ читают одновременно с «Микро-» и «Макро-». Уровень «математизации» экономики студенты в некоторых случаях могут выбрать сами. Курс «Микроэкономика» читается двумя кафедрами — политической экономии и математических методов анализа экономики. Первая предлагает небольшое использование математического языка, вторая — серьезное изучение сложных математических моделей.

В завершение семинара состоялась дискуссия, на которой, в частности, был поставлен вопрос, стоит ли включать эконометрику в «ядро» экономической теории. Проректор ВШЭ Сергей Рощин отметил, что российский рынок труда отличается от американского и за пределами узкого исследовательского сегмента знания по эконометрике на нем не востребованы, так что вопрос об эконометрике как части «ядра» пока остается открытым.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Ключевые дисциплины образовательной программы «Экономика» НИУ ВШЭ — Образовательная программа «Экономика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Так же как и на всех программах бакалавриата в Высшей школе экономики, обучение на нашей программе состоит из пяти основных элементов. Дополнительно к основной программе студенту предоставляется возможность бесплатно изучать английский язык.

1. Общий цикл, 6 дисциплин

1 курс

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Физическая культура*
  • Экономическая история
  • Психология
  • Философия
  • Социология

2 курс

  • Физическая культура*

3 курс

  • Физическая культура*

4 курс

  • Физическая культура*

* Занятия по физической культуре обязательны и проводятся по секциям.

2. Major (основная профессия)

Этот цикл составляет основу бакалаврской программы, на него приходится две трети всех зачетных единиц. Часть дисциплин цикла являются базовыми (обязательными), часть выбираются самим студентом.

Обязательные дисциплины (программы обязательных дисциплин)

1 курс

  • Линейная алгебра 
  • Математический анализ 
  • Микроэкономика 
  • Финансовый учет и отчетность

2 курс

  • Теория вероятностей и статистика
  • Микроэкономика (продолжение)
  • Макроэкономика
  • Наука о данных

3 курс

  • Российская экономика
  • Эконометрика
  • История экономических учений
  • Макроэкономика (продолжение)

Дисциплины по выбору (программы учебных курсов по выбору)

2 курс

  • Дифференциальные и разностные уравнения
  • Дополнительные главы макроэкономики-1
  • Международные стандарты финансовой отчетности EN
  • Инстурментальные методы цифровой экономики
  • Финансовые рынки и финансовые институты
  • Экономическая демография

3 курс

  • Глобальный финансовый кризис
  • Динамическая оптимизация в экономике и финансах
  • Дифференциальные и разностные уравнения
  • Институциональная экономика EN
  • Корпоративные финансы EN
  • Машинное обучение
  • Международная торговля
  • Международные финансы
  • Монетарная экономика
  • Поведенческая и экспериментальная экономика
  • Политическая экономика
  • Случайные процессы
  • Социоэкономика
  • Структурная политика: современные практики и уроки
  • Теория игр
  • Теория отраслевых рынков
  • Управленческий учет
  • Финансовая экономика EN
  • Экономика общественного сектора EN
  • Экономика развития
  • Экономика труда

4 курс

  • Актуарные расчеты в страховании жизни
  • Анализ финансовых рынков
  • Банковское дело
  • Глобальный финансовый кризис EN
  • Деловые циклы
  • Динамическая оптимизация в экономике и финансах
  • Инвестиционный анализ EN
  • Институциональная экономика EN
  • Машинное обучение
  • Международная торговля EN
  • Международные корпоративные финансы EN
  • Международные финансы EN
  • Модели финансовых рынков
  • Модель человека в экономической науке
  • Налоговая система России
  • Оценка стоимости компании EN
  • Поведенческая и экспериментальная экономика EN
  • Прикладная микроэконометрика
  • Политическая экономика EN
  • Производные финансовые инструменты
  • Риск-менеджмент
  • Случайные процессы
  • Социоэкономика
  • Структурная политика: современные практики и уроки
  • Теория игр
  • Теория отраслевых рынков EN
  • Эконометрика временных рядов EN
  • Экономика информации
  • Экономика общественного сектора EN
  • Экономика труда
  • Экономика развития EN
  • Экономический анализ социальных проблем

EN – преподается на английском языке

3. Minor (дополнительный профиль), 4 дисциплины

Дисциплины этого профиля позволяют студентам получить знания и компетенции в других, отличных от их основного направления подготовки, областях.

Майнор состоит из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Студенты самостоятельно в конце первого курса выбирают его для изучения. Это может быть майнор по социологии, психологии, менеджменту, юриспруденции, программированию и т.д.

2 курс

  • Дисциплина 1
  • Дисциплина 2

3 курс

  • Дисциплина 3
  • Дисциплина 4

Подробно о майнорах

Список майноров

4. Практический опыт

Практический опыт студенты получают при подготовке курсовых и выпускных работ, при прохождении практики, при участии в проектных и научно-исследовательских семинарах.

1 курс

  • Проект
  • Научно-исследовательский семинар «Экономическое мышление»

2 курс

  • Научно-исследовательский семинар 
  • Проект
  • Курсовая работа

3 курс

  • Научно-исследовательский семинар
  • Проект
  • Курсовая работа

4 курс

  • Научно-исследовательский семинар 
  • Преддипломная практика
  • Подготовка выпускной квалификационной работы
5. Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация по решению академического совета программы включает только защиту выпускной квалификационной работы.

Каталог выпускных квалификационных работ студентов прошлых лет доступен по ссылке.

Английский язык

Изучается на протяжении всех лет обучения в университете по желанию студентов, бесплатно, включая студентов, обучающихся на коммерческой основе.

1 курс

  • Английский язык (304 часа)
  • Английский язык для начинающих (608 часов)
  • Обязательный внутренний экзамен*

2 курс

  • Английский язык ( 228 часов)
  • Независимый экзамен по английскому языку в формате IELTS*

4 курс

  • Академическое письмо на английском языке + защита концепции ВКР на английском языке

* Студенты, имеющие международные сертификаты по английскому языку, освобождаются от обязательного внутреннего экзамена на 1 курсе и от независимого экзамена по английскому языку в формате IELTS на 2 курсе.

Экономика (наука) — Википедия

Экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально — «искусство ведения домашнего хозяйства») — совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.

Теоретическое направление также называют экономической теорией — оно рассматривает особенности процесса обмена, распределения, выбора способа использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономикаruen изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией, непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Ещё в IV веке до н. э. Ксенофонт написал произведение под названием «Домострой» (др.-греч. «Οἰκονομικός»), переведённое Цицероном на латынь как лат. Oeconomicus. Всеобщее признание термин получил после того как был употреблен в заглавии труда Джона Стюарта Милля «Принципы политической экономииruen» (1848 г.)[источник не указан 239 дней].

Как самостоятельная наука экономика выделилась в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Йозефа Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Экономическая наука выполняет следующие функции[1]:

  • Познавательная[2]
  • Практическая[3]
  • Прогностическая
  • Мировоззренческая[4]
  • Методологическая
  • Идеологическая
  • Критическая
  • Теоретическая

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику[5], изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и макроэкономику[6], изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (международная экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство)[источник не указан 2313 дней].

Экономика как сфера человеческой деятельности включает в себя: рынок, промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговлю, сферу услуг, предпринимательство, мерчандайзинг, менеджмент, маркетинг и т. д.

В экономической науке принято деление экономических процессов на следующие уровни:

Центральной темой экономики, как науки, является противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов для их удовлетворения. Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определённые основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие: какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов.

Что производить[править | править код]

Для простоты допустим экономическую систему, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения образования. Аналогично происходит в экономической системе в целом — не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, есть следствие редкости ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придётся скомбинировать множество ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, лес, материалы. Так, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства эти ресурсы обычно группируют как факторы производства. Труд включает в себя всю мускульную и интеллектуальную деятельность людей. Капитал представляет все производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные активы (интеллектуальный капитал). Землёй считают все природные ресурсы, используемые в производстве (руда, воздух, вода и т. п.)

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечёт за собой потерю возможности производить другой товар. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. Альтернативная стоимость может быть выражена через деньги.

Как производить[править | править код]

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобили «Форд» изготавливаются первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать с применением компьютерных технологий дистанционного обучения одновременно для сотен студентов.

Эффективность — главный критерий при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идёт с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью по Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда[править | править код]

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть универсальным — фермером утром, портным — днём и поэтом — вечером? Или люди должны работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Совместная работа позволяет сделать то, что в одиночку делать долго или вообще невозможно. Примером могут служить рабочие, разгружающие объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они смогут поднимать тюки и укладывать их в штабеля на складе.

Работа может требовать выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает своё умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создаётся высокопроизводительная бригада.

Когда работник уже обладает некими специальными навыками, то разделение труда произойдет в соответствии со сравнительными преимуществами — возможностью выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить[править | править код]

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остаётся неизменным.

Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчёт оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряжённо работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. На практике вопрос справедливости часто доминирует над эффективностью в дискуссиях о распределении. Согласно концепции равенства, все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определённые блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от самого механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определённые принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория[править | править код]

В западной литературе проводится чёткая грань между вопросами эффективности и справедливости. Эффективности большее внимание уделяется в позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости составляют большую часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика[1].

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещён? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория, не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует своё внимание на процессах, в результате исследования которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определённых институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов[править | править код]

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации:

  • стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения;
  • иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растёт. Рост цен даёт потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несёт «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчётливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остаётся основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII—XIX веках[7].

Марксизм[править | править код]

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом — производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.

У экономической науки есть любопытная задача — показывать людям, сколь мало на деле знают они о том, что, как им кажется, они умеют создавать.

Оригинальный текст (англ.)

The curious task of economics is to demonstrate to men how little they really know about what they imagine they can design.

Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Глава пятая.
  • В ноябре 2008 года королева Великобритании Елизавета II, посещая Лондонскую школу экономики, спросила у экономистов, как они «проглядели» возможность банковского кризиса, «почему никто не смог предвидеть это»? Группа ведущих специалистов направила королеве письмо, в котором извинилась за неумение предсказать финансовый кризис. Главной причиной провала названа «нехватка коллективного воображения у ярчайших умов как в Великобритании, так и по всему миру, которое бы помогло понять риски существующей системы в целом»[9].
  • Профессор Кембриджского университета, корейский экономист Ха Джун Чхан в книге «Как устроена экономика»[10] утверждает, что экономика не является наукой, что это вариант политики, что ни одна из экономических школ ни разу не сумела предсказать реальное развитие событий даже в тех областях, на которые ориентирована[11].
  • По данным аналитической группы «Диссернет», из примерно 3500 фальсифицированных диссертаций, защищенных в России в 2014—2015 гг., около 40 % относится к экономике, что далеко опережает все другие научные направления по количеству фальсификаций[12].
  • Профессор МГИМО, доктор экономических наук В. Ю. Катасонов считает, что «Есть только одна устойчивая причинно-следственная связь: если ты не нарушаешь законы божии, заповеди божии, то ты, соответственно, получаешь соответственные плоды уже в этой жизни, и, соответственно, в той жизни, которая следует за земной… экономика это, прежде всего некая идеология… Современная, так называемая экономическая наука, — это некая религия… Экономика, это что-то такое, какой-то союз жрецов, некая такая парамасонская организация.»[13].

Коды в системах классификации знаний[править | править код]

  1. 1 2 Функции экономической теории
  2. ↑ Познавательная функция экономики состоит в том, что в категориях и принципах человек узнаёт что-то новое, в центре внимания экономики находится человек с его потребностями и интересами
  3. ↑ Практическая функция выражается в том, что экономическая теория создаёт заинтересованность в действиях индивидов; вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики; разрабатывает эффективные направления использования ресурсов
  4. ↑ Мировоззренческая функция проявляется в том, что, анализируя с помощью экономических категорий и законов практику хозяйственной жизни, человек познаёт окружающий мир, тенденции общественного прогресса, выявляет баланс взаимодействия общества, экономики и природы
  5. ↑ В центре микроэкономики интересы субъектов хозяйствования: бизнесменов, работников, их потребности, желания, приоритеты, рыночный спрос, поведения потребителей, предприятий в условиях конкуренции, формирования рынка ресурсов и доходов фирмы. Центральной проблемой микроэкономики является рыночная цена товара, взаимодействия спроса и предложения, их эластичность (способность изменяться).
  6. ↑ Макроэкономика предстает как национальная экономика или эеономика государства и исследует хозяйственную систему в целом.
  7. ↑ Политическая экономия — Экономический словарь — Яндекс. Словари Архивная копия от 22 марта 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1308 дней])
  8. ↑ Some favorite quotes (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 декабря 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  9. ↑ Почему экономисты «проглядели» кризис
  10. Ха-Джун Чанг. Как устроена экономика / Пер. с англ. — М.: Манн, Иванов и Фербер ООО, 2015. — 304 с. (Economics: The User’s Guide, 2014)
  11. ↑ The Little Blue Book Five Things They Don’t Tell You About Economics by Ha‑Joon Chang
  12. ↑ «Массовая фабрикация диссертаций — основа эпидемии фальсификаций научных исследований в России»
  13. ↑ Проф. В. Катасонов: Экономика — не наука

Лекция 1. Понятие «экономика» и предмет её изучения

Лекция 1. Понятие «экономика» и предмет её изучения


Часто не задумываясь, мы употребляем термин «экономика» в разных смыслах. К примеру, говорим о недостаточном развитии экономики (т.е. хозяйства) какой-либо страны, региона. Либо изучаем экономику (т.е. науку). Таким образом, можно выделить два смысла экономики:

1) экономика — это хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле является всё экономически активное население — люди, принимающие участие в экономических отношениях;

2) экономика — это наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле являются учёные, а также все те, кто её изучает (школьники, студенты и т.п.).

Экономическая наука выполняет ряд функций:
— познавательная функция — проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
— методологическая функция — предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
— практическая функция — проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
— образовательная функция — проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества — экономической;
— идеологическая функция — заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый — возможно добавить и другие функции экономики как науки.

В современной экономической науке выделяют два раздела:
1) макроэкономика — раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом страны или мира. Важнейшими проблемами исследования этого раздела экономической науки являются: занятость, объёмы производства страны или региона, инфляция, кризисы и т.п.;
2) микроэкономика — наука об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителей. Микроэкономика акцентирует внимание на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования и т.п.

В целом, главный предмет исследования экономики — экономические отношения. Такие отношения реализуются по поводу экономических благ. Экономическое благо — это благо, удовлетворяющее двум условиям: 1) ограниченность, относительная редкость; 2) способность удовлетворять потребности, полезность. К примеру, воздух полезен — безусловно. Но — он не ограничен, поэтому и не является экономическим благом; у него нет цены. Книги — благо экономическое. Книг в мире не безграничное количество, и они способны удовлетворять потребности в чтении. Поэтому книги имеют цену.

Цена — это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем оно имеет, как правило, более высокую цену.

Экономические отношения реализуются в четырёх стадиях (другими словами это можно назвать циклом воспроизводства товара):
1) производство — процесс создания экономического блага;
2) распределение — разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи, как правило, безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам. Примером распределения может служить выплата налогов, благотворительность — они осуществляются безвозмездно;
3) обмен — возмездная купля-продажа или бартер (обмен без использования денег) товаров. Исходя из этого, обмен можно разделить на два типа: а) Т — Д — Т (товар — деньги — товар, т.е. купля-продажа) и Т — Т (товар — товар, или бартер). Примером обмена может являться покупка овощей в магазине. Покупатель обменивает деньги на товар;
4) потребление — извлечение полезных свойств из товара. Потреблённый товар прекращает своё существование, а цикл воспроизводства товаров повторяется.

Качество экономических отношений и, в целом, уровень развития производственной сферы в немалой степени зависит от экономической культуры. Экономическая культура общества — это общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, оценок, предопределяющие деятельность людей в экономической сфере. От уровня экономической культуры общества зависят уважение к частной собственности и коммерческому успеху, неприятие экономических правонарушений, одобрение и поддержка предпринимательства.

Экономическая культура включает три компонента: экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы) личности.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:



Какие школьные предметы нужно знать чтобы пойти учиться на экономиста?

математику, математику и еще раз математику. Это я как студентка 5-го курса говорю=)) А всему остальному научат. Так что чем лучше сдадите ЕГЭ по математике, тем больше преимуществ у вас будет=)

Математика — главное.

математика, обществознание, история. по крайней мере у меня так было. но может в других вузах по-другому. надо узнавать в том место, куда собираешься поступать

В 1970-1990 гг. для поступления на экономический ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова сдавали вступительные экзамены по истории России, географии, математике письменно и писпли сочинение. Сейчас, наверное, в разных институтах — разные экзамены на экономиста.

математика, обществознание, элементарные основы экономики (в принципе можно их черпать из обществознания) и часто -англ. или другой иностранный яз, особенно, если экономика мировая, и вы стремитесь достичь высот. . Я сдавал, когда поступал, как раз эти предметы. . Но, кстати, обществознание- понятие растяжимое, в него частично философия входит, экономика, право, социология. . В МГУ экономисты сдают сегодня общество, математику и все.. . +егэ. это в дополнение к ответу выше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *