Какие виды плана вы знаете?
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.
Простой план (назывной) – план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.
Сложный план – состоит из основных пунктов и делится на подпункты.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.
Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.
При составлении простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстрактное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.
При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком.
Оцени ответ
Какие виды плана вы знаете?
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.Простой план (назывной) – план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.
Сложный план – состоит из основных пунктов и делится на подпункты.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.
Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.
При составлении простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстрактное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.
При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком.
Какие виды плана вы знаете?
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.Простой план (назывной) – план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.
Сложный план – состоит из основных пунктов и делится на подпункты.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.
Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.
При составлении простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстрактное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.
При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком.
Оцени ответУрок русского языка на тему «Виды плана» (2 класс)
Тема: «Виды плана»
Цель:
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с различными видами плана, учить делить текст на смысловые части, определять микротемы, составлять картинный, цитатный, мимический планы.
Развивающая: способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, умению анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, желание преодолевать трудности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с текстом, картинки к ,
тексту.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1.Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
2.- Представьте себе солнечный денёк. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. прекрасный цветок гвоздики, как красный огонёк «горит» в цветнике.
(Слайд 1)
— Что вы почувствовали?
— Вам захотелось показать его кому-то?
— Как позвать своих друзей?
-С какой интонацией произнесёте эти слова?
— Прочитайте об этом стихотворение:
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
Екатерина Серова.
— Каким тоном будете читать это стихотворение? (Радостным)
— Каким тоном прочитаете первое предложение? (Приглашаем посмотреть цветок, порадоваться)
— Второе? (Радостно-вопросительным тоном)
— Последнее? (С восхищением)
— Прочитайте выразительно.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(Слайд 2)
1.Продолжи логическую цепочку: «звук», «слог», «слово», «предложение», …(текст).
2. — Как Вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
-Что вы знаем знаете о тексте? (на доске появляется схема-
— предложения в тексте связаны по смыслу.
— к тексту можно придумать заглавие.
— к тексту можно составить план)
— А какой план мы умеем составлять? (Словесный).
—Что значит словесный? (пункты плана составлены своими словами)
III.Выявление места и причины затруднения Выявление места и причины затруднения
— А как вы думаете, есть ли другие виды плана?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель поставим перед собой? ( познакомиться с различными видами плана) .
-А задачу? (сравнить виды плана)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёзка)
(Слайд 3)
— Кто знает как называется березовый лес ?
(Еще раз нажать)(березовая роща , березняк)
— Какие это слова береза, березовая роща, березняк? (родственные или однокоренные)
— Со стародавних времен на Руси почитали березу. А год у славян год начинался не зимой, а весной, и встречали его не елью, а березой. И по сей день самым известным деревом и символом нашей страны считается береза. Но береза не только красивое, но и полезное дерево.
— Чем оно полезно? (чистый воздух, лечит от болезней, поит полезным соком, в березовой роще много грибов, ягод)
—А что мы можем хорошего сделать для деревьев? (беречь, не ломать, сажать новые деревья)
—Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее. Поэтому наша русская березка нуждается в охране.
—Посмотрите на картинку.
— Предположите, как это будет связано с темой нашего урока.
V.Реализация построенного проекта
-Перед вами на партах лежат части одного текста. Когда я их разрезала они перепутались. Ваша задача прочитать тексты на отдельных листочках и составить один текст.
-Какова тема этого текста?
— Озаглавьте его.(Русские берёзы, открываю запись на доске)
— Выделите в каждой части главную мысль
(записываю поочередно запись на доске)
План.
1. Берёзовая роща ранней весной.
2. Берёзовая роща летом.
3. Берёзовый лес ранней осенью.
VI. Физминутка.
Скороговорка. Зимним утром от мороза
На заре звенят морозы.
(быстро проговорить, протопать, прохлопать)
1) картинный план
-Какие картинки можно нарисовать к данному тексту?
-Выберите из данных картинок подходящие к каждой части текста. (проверка, слайды)
Вывод: мы составили план к тексту. Пунктами этого плана являются картинки.
— Как можно назвать такой план? (картинный)
(Слайд 4)
2) цитатный план
-Можно ли к каждой картинке найти предложения из текста.
— Как называются такие предложения? (цитаты)
— Выберите из текста цитаты к каждой картинке.
(Читают выбранные цитаты, подписываем картинки цитатами)
(Слайд 4)
Цитатный план.
1. « Зелёной нежной дымкой покрываются лесные опушки».
2. « Тёплый ветер шелестит над головой зелёной листвою».
3. «Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою».
Вывод: такие предложения из текста называются цитатами, а план, составленный из цитат, называется цитатным.
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Что у них общего?(оба отражают содержание текста, передают самое главное в тексте в определённой последовательности)
— Чем отличаются?(выражены разными средствами: картинкой или отрывком текста, цитатой)
— Прочитайте план, который мы составили первым.
— Чем он похож на цитатный? (тема выражена словами, записаны предложениями)
— Но можно назвать его цитатным? Почему?
(пункты, предложения плана взяты не из текста, а составлены нами)
— Да, это обычный словесный план, состоящий из повествовательных предложений.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— С какими видами плана мы познакомились?
— А теперь составим очень необычный план, который поможет нам проследить не только события сказки, но и то, как меняется настроение действующих лиц сказки.
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
-О чём эта сказка?
-Чему она учит?
-Назовите действующих лиц сказки.
— Кого из героев можно назвать друзьями? Почему?
— Кто вам несимпатичен? Почему?
— Куда отправились друзья жарким днём? (гулять)
— Как вы думаете, какое у них было настроение?
(превосходное, они были довольны прогулкой)
— Покажите, какое у них было выражение лиц? (ученик, у кого лучше получилось изобразить, показывает всем, после открывается слайд)
— Почему друзья отказались купаться?
-Как вы думаете, им купаться хотелось?
-Каким же тоном они ответили Лягушонку?
-Что выражали их лица? (Огорчение).
— Покажите. (слайд — огорчение)
— Что ответил друзьям Лягушонок? Как?
-Можно ли назвать его смех добрым?
-Почему друзья обиделись на него?
— Как бы вы поступили на месте Лягушонка?
— Покажите, как смеялся Лягушонок? (злой смех)
-Как обиделись друзья? (обида)
— Что придумали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок? -Покажите, как они думали.(задумчивость)
— Что увидел Лягушонок, когда высунул из воды голову? -Покажите, как он удивился. (удивление, открывается слайд)
— Посмотрите на доску и скажите, что мы составили? (план)
— Как мы его составили, с помощью чего? (мимики)
— Такой план называется мимическим.
(Слайд 5)
— Самый трудный вопрос!
— Как вы думаете, к любому тексту можно составить мимический план? (нет)
— К тексту какого типа можно составить ( к повествованию)
— О чём может быть этот текст? ( о событиях, приключениях, где смеются, огорчаются, переживают, т.е. они испытывают разные чувства)
—Давайте еще раз прочитаем какие виды плана мы с вами сегодня рассмотрели.
Виды плана: (Слайд 6)
1. Словесный.
2. Картинный.
3. Цитатный.
4. Мимический.
IX.Включение в систему знаний и повторение.
Задание: соединить слова из левого столбика со словами из правого столбика.(проверка)
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке
XI. Итог урока
— С чем мы сегодня познакомились на уроке?
— Какие виды плана вы узнали?
— Что у них общего?
— Чем отличаются?
— Для чего нужно уметь составлять план?
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Виды планов и их использование
Методическая разработка урока по географии в 6 классе «Виды планов и их использование» (в рамках ФГОС ООО)
(по учебнику А.А. Летягина;под общей редакцией В.П. Дронова «География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М:Вентана-Граф, 2013 г)
Конспект урока
Формируемые УУД на уроке
Познавательные УУД:
Знать разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы), различать виды планов по описаниям
Создавать серию схематического плана «Этапы Куликовской битвы» по описаниям
Личностные УУД:
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Коммуникативные УУД:
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты
Оборудование к уроку:
Учебник — А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. «Вентана-Граф». 2013 г.
Презентация к уроку, ноутбук, экран, интернет
Видео физкультминутка (работает ссылка на интернет-ресурсы)
Приложения: задания работ по группам, задания для индивидуальной работы (см. приложение 1 и 2)
Карта города Белогорска Амурской области, туристская карта Амурской области, транспортная карта города Белогорска (данные карты имеются в приложении к уроку и в презентации)
Используемая литература:
-Учебник — А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. «Вентана-Граф». 2013 г.
-Атлас Амурской области/Науч. рук. Н.К. Шульман, Н.Г. Павлюк.-Новосибирск:Роскартография, 2000 .-49 с.
Используемые интернет-ресурсы:
— -копилочка приемов рефлексии на уроках
Тип урока: урок-практикум
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Всем доброго дня!
(Рефлексия «Острова» слайд 2.) Я хотела бы знать, кто на каком острове сейчас находится. Учитель называет острова дети поднимают руку. В конце учитель подводит итоги кого больше на каком острове и что ребята ждут на этом уроке.)
I I. Повторение и обобщение знаний
Задание «Добавьте!» (проверка ранее усвоенной темы по карте «Изображение рельефа на топографических планах и картах» Учитель предлагает индивидуальные задания по рис.35 учебника (приложение 1)
Проверь себя!
Выполни задание по рис. 35
1)Какой тип рельефа: вогнутый или выпуклый?(выпиши правильный ответ)
2)Через сколько метров проведены горизонтали?__________
3) Какова абсолютная высота острова?_____________м
4)Какой берег пологий?_____________________
5) Имеются ли реки на данном острове?__
Если правильно ответили на 5 вопросов –отметка «5», если на 4 –«4», если на 3 –«3». Время работы 6 минут.
Затем на слайде 4 высвечиваются правильные ответы. Обучающиеся меняются листочками с ответами и проверяют.
ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ
1)Какой тип рельефа: вогнутый или выпуклый? Выпуклый!
2)Через сколько метров проведены горизонтали? 50 м
3) Какова абсолютная высота острова? 294 м
4)Какой берег пологий? Ю-В
5) Имеются ли реки на данном острове? ДА
В ходе проверки обучающиеся должны заметить мою ошибку в ответе вопроса № 4 Какой берег пологий? Не Ю-В, а Ю-З
Слайд № 5 Затем ребята проводят самооценку (беседа с обучающимися по плану)
Какова цель задания? (задачи?)
Удалось получить результат? (решение, ответ)
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Какую оценку и отметку ты себе поставишь?
I I I. Этап усвоения новых знаний
Слайд № 6. Учитель предлагает задание: распределите слова по группам, сколько групп получилось? (должно получиться 5 групп)
План Белогорска
План Москвы для автомобилистов
Туристический план Амурской области
План автомобильных дорог г. Благовещенска
Исторический план развития Московского Кремля
План увеличения территории Москвы
План Куликовской битвы
План туристической тропы с. Ивановки
Транспортная карта г. Белогорска
План Невской битвы. Ледовое побоище
Слайд № 7. Учитель предлагает озаглавить колонки получившейся таблицы
Колонки: план города, туристические планы, военные и исторические планы, автомобильные планы, транспортные карты.
?
?
?
?
?
План Белогорска
Туристический план Амурской области
План Куликовской битвы
Исторический план развития Московского Кремля
План Москвы для автомобилистов
Транспортная карта г. Белогорска
План туристической тропы с. Ивановки
План Невской битвы. Ледовое побоище
План автомобильных дорог г. Благовещенска
Слайд 8. Учитель предлагает как озаглавить саму таблицу?
В ходе беседы ребята приходят к выводу, что это виды планов.
Затем учитель спрашивает: «Таким образом, о чем сегодня пойдет речь на уроке, какова тема урока?» Обучающиеся называют тему «Виды планов»
Слайд 9. Высвечивается тема урока, ребята записывают в тетрадь.
Учитель предлагает сформулировать цели и задачи урока по фразам, которые необходимо дополнить: «Познакомиться ……..Научиться………» (данные фразы высвечены на экране)
Слайд 10. Физкультминутка (ссылка на физкультминутку)
Затем работа по группам (10 минут)
1 группа- План города
2 группа – Туристический план
3 группа – Автомобильные карты (планы)
4 группа –Транспортные карты (планы)
5 группа –Исторические и военные планы
Каждой группе раздаются задания в файлах (задания и карты в приложении 2). Регламент выступления групп -2-3 минуты
1 группа –план города
Прочитайте с.70 учебника параграфа12
Ответьте на вопросы: что изображаются на картах города? Какие в основном условные знаки присутствуют? Для чего и кого создаются данные карты? Что можно узнать по плану города? Ваша семья использовала ли данные планы?
2 группа –туристические планы
Ознакомьтесь с текстом на с. 69 учебника
Рассмотрите карты атласа Амурской области с. 42 «Туристская карта» и с. учебника 65. Соловецкие острова
Ответьте на вопросы: Что показано в основном на туристических планах и картах? Какими условными знаками обозначаются объекты? Какой масштаб указан в данных планах? Для кого созданы данные планы? Ваша семья использовала ли данные планы?
3 группа – Автомобильные карты (планы)
1)Ознакомьтесь с картой рис.38 учебника (фрагмент плана Москвы для автомобилистов)
2)ознакомьтесь с текстом учебника на стр.69 п.12 и ответьте на вопросы: Что показывают данные планы? Какая информация изображена более подробна, какими условными знаками?
Для кого необходимы данные планы? Ваша семья использовала ли данные планы?
4 группа –Транспортные карты (планы)
ознакомьтесь с текстом учебника на стр.69 п.12 и ответьте на вопросы: Что показывают данные планы? Какая информация изображена более подробна, какими условными знаками? Чем отличается автомобильный план от транспортного плана?
Для кого необходимы данные планы? Ваша семья использовала ли данные планы?
5 группа –Исторические планы и военные планы
1)Ознакомьтесь с текстом учебника с.69-70 и картой с.70 рис.39 Увеличение территории Москвы и с. 71. Куликовская битва
Ответьте на вопросы: что можно узнать из исторических планов? Для чего и кого создаются исторические планы? Вы пользовались историческими планами?
Затем каждая группа отчитывается по своим заданиям (слайд 11-16)
IV. Домашнее задание
Д/З п.12, знать виды планов. По выбору зад. № 3 стр. 74 (слайд 17)
V. Этап подведения итогов. (слайд 17 -18)
Учитель: -Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
Теперь выберите, на каком острове вы остаетесь в конце урока? Поднимите руки.
-Спасибо за урок!