Какими качествами должен обладать режиссер – Профессия режиссер 🎥 история возникновения, образование, задачи и должностные обязанности, профессиональные качества, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

Где получить профессию режиссера. Профессия

Средства массовой информации, развлечения в виде фильмов, шоу, пьес, театральных постановок и тому подобного прочно вошли в нашу жизнь. Теперь мы и представить себе не можем, как бы жили и развлекались, если бы не было телевизора и театра. А ведь все эти постановки и фильмы кто-то придумывает, разрабатывает сценарий, воплощает задуманное в игре актеров. Вот об этой профессии мы и поговорим в этой статье.

В любом кино, шоу и постановке фигурирует профессия «Режиссер». Под загадочным названием скрывается определенная должностная инструкция. Хотя человек, далекий от отрасли создания кино, понимает список действий режиссера достаточно смутно. А возможно, и не представляет его вовсе. Итак, что же это за профессия — режиссер?

По сути, режиссер — самое главное лицо на Именно от него зависит актерская игра, наличие и вид декораций, качество фильма, правильно подобранный актерский состав, состав сценаристов, озвучка, специальные эффекты и так далее. Профессия «Режиссер» подразумевает непрерывное общение со множеством людей и управление ими. Без него на площадке наступил бы хаос и полное непонимание между людьми.

Профессия «Режиссер»: описание

Данная профессия является очень сложной, емкой, но и увлекательной. Режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Именно он руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача — добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное — в какой срок и в каком виде. Профессия «Режиссер» — самая важная в области кинематографа и театральных постановок. Именно благодаря этим людям нашему вниманию представлены действительно захватывающие и увлекательные шедевры мирового кино и постановок.

История профессии

История профессии «Режиссер» не так уж длительна, как можно было бы предположить. Появилась она только во второй половине девятнадцатого века. До этого такая должность отсутствовала. Казалось бы, как же тогда функционировали театры? В те времена постановкой спектаклей занимались либо сами авторы произведений, либо актерская труппа в совокупности. Необходимость в режиссерах появилась с увеличением количества театров, а также с появлением киноиндустрии.

Востребованность профессии

Профессия «Режиссер кино» является одной из самых престижных на настоящий момент. Пробиться к широким экранам, работать над фильмами, которые впоследствии увидят миллионы людей, — заветная мечта многих людей, связавших свою жизнь с режиссурой. Однако действительно достичь таких высот дано далеко не каждому. На данный момент режиссер может заниматься не только киномонтажом, но и сопровождать праздники и концерты разного масштаба, ставить спектакли в театрах, работать с группой аниматоров и так далее. Так что, можно сказать, что востребованность средняя. В большом кино ее почти нет, а в совсем скромных кругах ее достаточно, но не хватает желающих работать от раза к разу, да еще и за небольшое вознаграждение.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия «Режиссер киномонтажа и театра» исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного. Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. К тому же должны быть хорошо развиты коммуникативные качества. Все-таки придется постоянно работать с огромным количеством самых разных людей, объяснять им их задачи, находить к каждому подход.

Навыки и умения режиссера

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия «Режиссер театра и кино» требует отличного знания как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических. Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения — всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Обязанности режиссера

Этот человек отвечает за подбор сценария, его чтение, корректирование. В его задачах состоит сотрудничество со сценаристами и продюсерами, поиск средств на экранизацию. режиссер» и «Режиссер кино» п

описание, плюсы и минусы. Какими личностными качествами должен обладать режиссер

Средства массовой информации, развлечения в виде фильмов, шоу, пьес, театральных постановок и тому подобного прочно вошли в нашу жизнь. Теперь мы и представить себе не можем, как бы жили и развлекались, если бы не было телевизора и театра. А ведь все эти постановки и фильмы кто-то придумывает, разрабатывает сценарий, воплощает задуманное в игре актеров. Вот об этой профессии мы и поговорим в этой статье.

В любом кино, шоу и постановке фигурирует профессия «Режиссер». Под загадочным названием скрывается определенная должностная инструкция. Хотя человек, далекий от отрасли создания кино, понимает список действий режиссера достаточно смутно. А возможно, и не представляет его вовсе. Итак, что же это за профессия — режиссер?

По сути, режиссер — самое главное лицо на Именно от него зависит актерская игра, наличие и вид декораций, качество фильма, правильно подобранный актерский состав, состав сценаристов, озвучка, специальные эффекты и так далее. Профессия «Режиссер» подразумевает непрерывное общение со множеством людей и управление ими. Без него на площадке наступил бы хаос и полное непонимание между людьми.

Профессия «Режиссер»: описание

Данная профессия является очень сложной, емкой, но и увлекательной. Режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Именно он руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача — добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное — в какой срок и в каком виде. Профессия «Режиссер» — самая важная в области кинематографа и театральных постановок. Именно благодаря этим людям нашему вниманию представлены действительно захватывающие и увлекательные шедевры мирового кино и постановок.

История профессии

История профессии «Режиссер» не так уж длительна, как можно было бы предположить. Появилась она только во второй половине девятнадцатого века. До этого такая должность отсутствовала. Казалось бы, как же тогда функционировали театры? В те времена постановкой спектаклей занимались либо сами авторы произведений, либо актерская труппа в совокупности. Необходимость в режиссерах появилась с увеличением количества театров, а также с появлением киноиндустрии.

Востребованность профессии

Профессия «Режиссер кино» является одной из самых престижных на настоящий момент. Пробиться к широким экранам, работать над фильмами, которые впоследствии увидят миллионы людей, — заветная мечта многих людей, связавших свою жизнь с режиссурой. Однако действительно достичь таких высот дано далеко не каждому. На данный момент режиссер может заниматься не только киномонтажом, но и сопровождать праздники и концерты разного масштаба, ставить спектакли в театрах, работать с группой аниматоров и так далее. Так что, можно сказать, что востребованность средняя. В большом кино ее почти нет, а в совсем скромных кругах ее достаточно, но не хватает желающих работать от раза к разу, да еще и за небольшое вознаграждение.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия «Режиссер киномонтажа и театра» исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного. Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. К тому же должны быть хорошо развиты коммуникативные качества. Все-таки придется постоянно работать с огромным количеством самых разных людей, объяснять им их задачи, находить к каждому подход.

Навыки и умения режиссера

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия «Режиссер театра и кино» требует отличного знания как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических. Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения — всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Обязанности режиссера

Этот человек отвечает за подбор сценария, его чтение, корректирование. В его задачах состоит сотрудничество со сценаристами и продюсерами, поиск средств на экранизацию. режиссер» и «Режиссер кино» подразумевает непосредственное участие в постановке и организации экранизации или театрального представления. Эти люди отбирают подходящих претендентов на ту или иную роль, проводят с ними подготовительные работы, объясняют суть будущей роли, нюансы игры, назначают время съемок и репетиций. На заключительном этапе в обязанности режиссера входит проверка должного уровня на всех этапах работы. Ему необходимо убедиться в качественности звукового сопровождения, освещения, музыки, декораций, работы стилистов и так далее. Режиссер заключает в себе самого главного кооператора всех представителей на съемочной площадке. К тому же он — организатор, менеджер и управляющий в одном лице. В его задачи входит и раскрутка своего детища, реклама, продажа в кинотеатры или театры. Без его активного участия никто и никогда не услышит о новом шедевре.

Наиболее известные вузы

Практически все российские режиссеры являются выпускниками двух известных московских вузов. Это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Эти два вуза выпустили немало творческих и талантливых личностей. Поступить туда достаточно сложно. И скорее всего, учиться придется на платной основе. Бюджетных мест предусмотрено всего 5-8. Но перспективы, которые дают своим студентам данные учебные заведения, стоят тех денег, которые предстоит отдать за обучение. Образование и известность места, в котором оно получено, является очень важным моментом в карьере публичного человека.

Плюсы и минусы работы режиссера

Работа режиссера достаточно трудоемка,

Востребованность профессии режиссер. Какими личностными качествами должен обладать режиссер? Плюсы и минусы профессии режиссер

Режиссер — это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники — просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обяза

Профессия: режиссер. Что нужно, чтобы стать режиссером? — Режиссура — ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО — Каталог статей — Media-Shoot — кино и фото искусство

Что необходимо для изучения искусства режиссуры? С чего начать? Книги, статьи, советы по режиссуре кино. Саморазвитие и самообучение в этой области для начинающих

Режиссер кино — это организатор создания фильма, которых должен найти наилучшее аудиовизуальное решение сценария.

Режиссура — нахождение наилучшего решения реализации определенной идеи на экране.

Режиссер должен обладать лидерскими качествами, быть хорошим организатором, которым может «зажечь» каждого члена съемочной группы и заставить крутиться вокруг себя весь съемочный процесс. Следовательно:

Надо ПОДУМАТЬ, обладаете ли вы такими качествами, подходит ли ваш темперамент и характер для данной профессии. Иначе вы рискуете попасть в чужеродную для себя атмосферу.

Надо РЕШИТЬ, готовы ли вы учиться всю жизнь, работать по 16 часов в сутки и получать за это маленькую заработную плату.

Режиссура — это призвание. Режиссура — это огромное искреннее желание реализовать свои идеи в кино. Режиссура — это полное самоотречение и постоянный труд.

Найти работу режиссеру трудно, успешными становятся единицы, на первых порах приходиться работать за копейки. Готовы ли вы к этому? Если да, то это статья даст советы с чего начать, чтобы стать режиссером.

Представителям других профессий тоже будет полезно прочитать статьи, книги и советы из этой статьи для поднятия своего культурного и профессионального опыта. Особенно это относится к операторам и продюсерам.


I. Читайте художественную литературу (школьный курс и других великих писателей).

Это жизненный опыт. Это знание и факты. Это драматургия. Это жизненные ситуации, но написанные на бумаге. Все это необходимо для режиссера.

Советы для подготовки к экзамену по литературе в ВУЗ.

Они пригодятся для изучения литературы с «нуля». Сначала вы познакомитесь с особенностями литературы, этапами ее развития, с писателями и поэтами. После этого можно приступать к чтению.

С ужасом смотришь на бездонную бочку литературы и не знаешь с чего начать. А начнем с того, что скачаем списки необходимой литературы (устный экзамен, егэ — для егэ надо искать более расширенные списки). Здесь уже более определенно обозначены границы необходимой информации, но всё равно кажется, что произведений бесконечно много. Если прочитать краткую историю развития литературы и понять особенности литературных жанров и эпох, то литература уже не так страшна, так как мы начинаем видеть её начало и конец (необходимого уровня). Начать советую с книги Скубачевской «Литература. Универсальный справочник» (можно скачать). После прочтения полегчает, но эта книга невероятно сжата, и этих знаний совершенно недостаточно. Переходим к книге Красовского «Литература для поступающих в ВУЗЫ и подготовки к ЕГЭ». Здесь есть не все авторы, но критика более подробная. После обзора этих книг переходим к этапу прочтения всех произведений из списка обязательного чтения. Много и долго, но как говориться: «Надо, Федя, надо!» Самое важное в подготовке, особенно в ЕГЭ, знать текст произведений. Сначала читаем всё, что вообще не читали, а потом, если хватает время, повторяем, что ещё помним из школьной программы. И вот тексты прочитаны, приступаем к чтению критики. Обкладываемся книжками со всех сторон: 2 книги, упомянутые выше, сборники сочинений, ответы на билеты по литературе (скачать PDF DJVU), любая другая критика. Берем определенного автора и читаем о его произведениях во всех книжках. Начинаем писать конспекты. Когда весь список будет пройден и информация немного уляжется, через несколько месяцев возвращаемся к ней. Повторяем конспекты, продолжаем читать критику, запоминая подробности. И в конце повторяем конспекты перед самым экзаменом. Краткая схема:

1. Читаем 2 обзорные книги
2. Читаем литературу из списка обязательного чтения
3. Читаем критику, пишем конспекты
4. Повторяем конспекты, читаем критику
5. Повторяем конспекты

Читайте много, всегда и везде!


II. Изучайте искусство (живопись, архитектуру, скульптуру и др.)

— читайте книги по истории искусства,
— изучайте энциклопедии,
— смотрите картины,
— посещайте музеи

Это культурное развитие. Это эстетическое понятие красоты. Этот опыт незаметно сказывается на вашем видении, творчестве, в вас воспитывается эстетический вкус — понимание красоты.


III. Читайте книги и статьи (по режиссуре, драматургии, монтажу)

В этих книгах вы познакомитесь с технической основой режиссуры.

Будет здорово, если параллельно с чтением книг, вы будете практиковаться. Понравилась интересная мысль — реализовали ее в своем фильме или сценарии, узнали о правиле — применили его, услышали совет — учли его в контексте своих идей. Таким образом продуктивность чтения книг будет увеличиваться во много раз.

Читайте медленно и вдумчиво. Важно не количество книг, а качество полученной из них информации.

Будет полезно писать короткий конспект или выписывать интересные мысли из книги. Перечитывая их, можно будет обновить полученную информацию в любой момент. Во-первых все забывается очень быстро, во-вторых, когда вы пишите конспект, вы лучше формулируете мысль, структурируете информацию, в итоге она лучше запоминается.

 

РЕЖИССУРА ИГРОВОГО КИНО
 

Начнем с книг, достаточно простых для восприятия.

Для общего знакомства с режиссурой можно почитать Михаила Ромма «Беседы о кинорежиссуре». Он заразит вас энтузиазмом, расскажет об азах и особенностях этой профессии. Книга читается очень легко и после нее сразу хочется что-то делать.
— Михаил Ромм «Беседы о кинорежиссуре» (скачать книгу)

Далее можно почитать Льва Кулешова «Уроки кинорежиссуры» и «Азбука кинорежиссуры». В этих книгах изложены основная теория и азы режиссуры.

— Лев Кулешов «Уроки кинорежиссуры» (скачать книгу)
— Лев Кулешов «Азбука кинорежиссуры» (скачать книгу)

Интересно о современном представлении о режиссуре почитать в книге Ангелова.

— Ангелов «Практическая режиссура кино» (скачать книгу)

У Михаила Ромма можно читать все книги. Они написаны интересно, доступным языком и очень полезны.

— Михаил Ромм (скачать книги)

О практических творческих решениях много говориться в книге Хичкок Трюффо

— Хичкок/Трюффо — интервью между режиссерами (читать или скачать книгу)

Очень интересна и автобиографична книга Кшиштофа Кесльевского «О себе». Он анализирует свою творческую карьеру и ищет ошибки в реализации своих фильмов.

— Кшиштофа Кесльевского «О себе» (скачать книгу)

Далее читаем книги о режиссуре, связанной с театром и работой с актером. Это Г. Товстоногов «Зеркало сцены» и К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над собой».

— Г. Товстоногов «Зеркало сцены» (скачать книгу)

— К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» (скачать книгу)

— К. Станиславский  «Работа актера над собой» (скачать книгу)

Для общего развития полезно почитать книги режиссеров:

— Милош Форман — Круговорот (скачать книгу)

— Ингмар Бергман — Жестокий мир кино (скачать книгу)

— А. Кончаловский — Возвышающий обман (скачать книгу)

— А. Кончаловский — Низкие истины (скачать книгу)

— Ингмар Бергман — Каждый фильм – мой последний (читать статью)

— Работа с актёром. Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского

Также читайте статьи про кино ЗДЕСЬ

 

РЕЖИССУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Две самые лучшие книги по документальному кино:

— А. Розенталь «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес» (скачать книгу)

— М. Рабигер — Режиссура документального кино и «Постпродакшн» (скачать книгу)

И статьи с этих книг:

— М. Рабигер. Документальное кино: поиск творческой индивидуальности (читать статью о режиссуре кино)

— М. Рабигер. окументальное кино: Подготовка к съемке. Изобразительные средства экрана (читать статью о режиссуре кино)

— М. Рабигер. Производство документального фильма (читать статью о режиссуре кино)

— М. Рабигер. Теория документалистики и советы начинающим режиссерам (читать статью о режиссуре кино)

— А. Розенталь. Подготовительный период фильма (читать статью о режиссуре кино)

— А. Розенталь. Как работает режиссер (читать статью о режиссуре кино)

И еще статьи:

— Алексей Сергеев — Подготовка к съемке (читать статью о теории кино)

— Алексей Сергеев — Съемка фильма (читать статью о теории кино)

— Алексей Сергеев — На съемочной площадке (читать статью о теории кино)

Статьи по документальному кино от автора сайта:

— Основы документального кино 

— Реферат по мастерству документального кино. Фильм Павла Лозинского «Такая история»: драматургия, монтажное, художественное решение, операторская и режиссерская работа

— Советы по съемке документального кино для любителей


МОНТАЖ
 

Начнем со знаменитой книги Соколова, его триптиха «Монтаж». Он больше пишет о технических особенностях монтажа, приемах, правилах. С этой книги стоит начать. Лучше купить его книги, чтобы они лежали у вас на полочке.

— А.Г. Соколов — Монтаж. Телевидение, кино, видео. Все части книги: первая, вторая и третья (скачать книгу по монтажу)

Далее:

— Михаил Ромм — Вопросы монтажа (скачать книгу по монтажу)

— Г.С. Окунёв — Основы киномонтажа (скачать книгу по монтажу)

Читаем статьи:

Статья Тарковского «Запечетленное время»

— А. Тарковский «Запечетленное время» (читать статью по монтажу)

Всеволод Пудовкин «Статья о монтаже».

— Всеволод Пудовкин «Статья о монтаже» (читать статью по монтажу)

Сергей Эйзенштейн «Статьи о монтаже»

— С. Эйзенштейн — Статьи о монтаже. Неравнодушная природа (читать статьи по монтажу)

Очень интересные статьи по монтажу Л. Б. Фелонова «Современные формы монтажа» и «Проблемы и тенденции современного монтажа», но их к сожалению нет в интернете — надо сканировать.

 

Много о документальном кино и в книге Кшиштофа Кесльевского «О себе», о которой упоминалось выше.

— Кшиштофа Кесльевского «О себе» (скачать книгу)

Статья от автора сайта:

— Монтажное решение фильма. Метод анализа средств выразительности кино сцен

 


ДРАМАТУРГИЯ

В монтаже есть две системы теории: отечественная (по Л. Нехорошеву) и голливудская или американская.

Можно начинать с любой из двух основных книг по драматургии кино:

АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ТЕОРИИ КИНО МОНТАЖА

Очень доступно и интересно написано о монтаже у Роберта Макки в его популярной книге «История на миллион долларов»

— Роберт Макки — История на миллион долларов. Драматургия фильма (скачать книгу по драматургии)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТЕОРИИ КИНО МОНТАЖА

Обобщил теорию монтажа и создал легендарный учебник Л. Н. Нехорошев.

— Л. Нехорошев — Драматургия фильма (скачать учебник по драматургии)

— Конспект книги Нехорошева «Драматургия»

И в дополнение можно почитать:

— В. Туркин — Драматургия кино (скачать книгу по монтажу)

— Лайош Эгри — Искусство драматургии (скачать книгу по монтажу)

Другие книги ищите ЗДЕСЬ

 

IV. Смотрите и анализируйте фильмы

Смотрите как можно больше хороших и плохих фильмов. Хороших, чтобы с них брать пример, брать из них лучшее. Плохих, чтобы понимать, какие ошибки можно допустить при создании фильма. Если фильм вам не нравится, проанализируйте почему? Найдите причины этого. Подумайте, как можно было бы улучшить фильм, чтобы вы сделали по-другому.


V. Пишите дневник.

Любые наблюдения, формулирования понятий и представлений, описания увиденных историй и диалогов, формирует вашу личность. Даже мелочи из наблюдений потом могут быть вами использованы в фильмах. Чем больше вы будете наблюдать мир, тем реалистичней правдивей, а значит и интересней будут ваши истории в фильмах.


VI. Практикуйтесь

— упражнения по монтажу
— упражнения по режиссуре
— снимайте видеоролики
— создавайте фильмы
— организуйте команду из друзей

Цитаты с других сайтов:
Для остального есть Master Card! Это не шутка. Если вы хотите зарабатывать деньги, не идите в режиссуру, займитесь чем-нибудь другим.

 

 

Это статья будет со временем дополняться. Здесь будут расписаны упражнения по монтажу и режиссуре, будут даны описания книг.

Предлагаю делиться опытом в подготовке к поступлению на режиссерский факультет и саморазвитию в области режиссуры. Какие книги читаете, как готовитесь, какие фильмы советуете смотреть, какие сайты помогут в подготовке, какие практические упражнения можно выполнять? Куда поступать? Пишите в комментариях.

Автор статьи Салаев Михаил

«Какими качествами должен обладать актёр?» – Яндекс.Знатоки

Актёр должен обладать большим спектром качеств , благодаря которым мы и говорим об этой профессии как о призвании. И поэтому не могу согласиться с предыдущими ответчиками по этому вопросу. Именно благодаря этим качествам мы и ценим и оцениваем актёров театра/кино .

Во-первых, актёр должен перевоплощается во всех смыслах, до такой степени , что быть неузнаваемым что это он. Как пример приходит в голову такой замечательный актёр из команды шведского режиссёра Ингмара Бергмана — Гуннар Бьёрнстранд, который из фильма в фильм другой человек совсем , посмотрите фильмы в которых он играет и как(!). В этом качестве важно , чтобы актёр менялся согласно той роли , которую он исполняет на сцене/в кадре, важно то как он раскрывается и раскрывает своего персонажа . Он должен менять манеры/поведение/жесты/мимику/взгляд/дыхание даже в некоторых случаях, а не просто костюм и внешний вид. А для этого нужно иметь или талант или неустанно тренироваться изо дня в день в этом направлении. Конечно, можно этим пренебречь, правда тогда грош цена такому актёру ( из фильма в фильм один и тот же персонаж с разными именами известен Вам как Джейсон Стэтхэм , например. Также много российских актёров , которые из фильма в фильм, к сожалению, одни и те же , несмотря на разные роли).

Во-вторых, нужно быть культурно развитым и образованным человеком. Иначе как исполняющий роль актёр будет играть ту или иную персоналию/историческую личность/характер , если он не знает произведение или/и те исторические реалии и условия которые присутствуют в произведении. Также чтобы лучше играть нужно знать , что такое «хорошая, качественная» игра, а это значит , что нужно много знать/читать/смотреть/слушать/анализировать/вникать и так далее, чтобы просто банально сравнивать было с чем и понимать , что есть качественно и ценно для зрителя , а что нет. (Об этом можно судить посмотрев интервью большинства хороших актёров. Какая речь, какая эрудиция, какой вкус , ээххх… )

В-третьих, актёр должен иметь красивую внешность , чтобы даже просто на него было приятно смотреть, и как дополнение хороший вкус не помешал бы в таком случае. В массовых фильмах , согласитесь, важное качество , если Вы хотите привлечь больше публики к просмотру Вашей картины, неправда ли? ( Энн Хэтуэй , Джениффер Коннелли, Эдриан Броуди, Эмма Уотсон).

НО даже если Вам не повезло с внешностью , то Вы должны это компенсировать , тем , что Вы можете умело и качественно себя преподнести перед аудиторией, умело перевоплощаться, умело убеждать зрителя в том, что то что Вы делаете это искренне , и зритель это лишь свидетель реальных событий. ( Форест Уиттакер , Анатолий Солоницын как пример ). Отсутствие явно признанных признаков красоты не мешает некоторым актёрам успешно получать награды и радовать глаз зрителя своей игрой и ролями.

Нужно уметь вкладываться и выкладываться полностью в свою роль , чтобы убедить зрителя в реальности происходящего. Это значит посвящать немалое количество времени на подготову и оттачивание навыков для качественной игры как на сцене так и в кино.Лицедействовать, играть, воплотиться, жить этими мирами — всё это требует много качеств даже теоретически , не говоря уже о практике , где помимо вышесказанного нужно ещё учитывать работу в коллективе, с режиссёром, терпение, сдержанность, исполнительность и прочее. Так что, прошу отнестись к этому призванию со всей серьезностью и понимать всю глубину и сложности данного ремесла.

Урок 2. Главные качества хорошего актёра

Урок 2. Главные качества хорошего актёра Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы». В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой. Она состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.

Оглавление:

Определение качеств, которыми должен обладать актёр

Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.

В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками:

Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.

Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.

Качества любого хорошего актёра

1

Развитое внимание

Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.

В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.

Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:

  1. Не старайтесь держать во внимании слишком много деталей. Это приводит к так называемым актёрским зажимам: непроизвольным действиям на сцене, которые выдают вашу неуверенность. Помните, что для внимания любого человека работает правило «7 плюс-минус 2».
  2. Внимание и краткосрочная память являются навыками, которыми можно целенаправленно управлять, используя, к примеру, игровые приёмы. Как это сделать, читайте в специальном уроке «Внимание и память» на нашем сайте.
  3. Внимание очень сильно зависит от текущего психического и физического состояния человека, например, насколько он выспался, не тревожат ли его сегодня личные проблемы. Старайтесь всегда выступать в хорошем расположении духа. С этой целью можно использовать йогу и медитации.

Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:

Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками.

Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы.

Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.

2

Ораторские способности

«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.

Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.

Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.

Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».

Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:

Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Другие упражнения ищите в профильной статье.

3

Воображение и способность мыслить творчески

Развитое воображение и творческие способности — качества нужные каждому актёру для умения «вжиться» в роль, «оправдать» персонажа предлагаемыми обстоятельствами, сыграть роль с текста. Это значительно сложнее, чем в случае с жизненной правдой, которая существует сама по себе и над которой человек никогда не задумывается. А. Н. Торцов писал: «Но когда этой действительности нет на подмостках, и там происходит игра, то создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки». Другими словами, без сильного воображения актёр никогда не сумеет добиться чувства правды.

Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия. Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в 2 этапа:

  • Развитие правды простых физических действий. В жизни мы заливаем чай кипятком, размешиваем сахар, пьём, не задумываясь о природе этих действий, выполняя их автоматически. Простейшие физические действия понятны и близки каждому, поэтому стоит начинать именно с их тренировки в рамках сценической среды, постепенно двигаясь в сторону правдивости эмоций.
  • Развитие логики и последовательности. Физические действия инстинктивны, но в театре события вымышлены и происходят, к примеру, за пару столетий до нашего времени, в связи с чем бытовые инстинкты дают сбой. Поэтому актёры должны подчинять свои действия логике и последовательности, выполняя их как в жизни, ведь без этого чувство веры развить не удастся.

Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.

Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.

4

Эмоциональная память

Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.

Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.

Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.

Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:

  • Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты.
  • Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали.
  • Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти.
  • Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству.

С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.

5

Сценическая свобода

Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.

Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:

Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька.

Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов.

Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

Другие упражнения описаны в отдельном материале.

Качества профессионального актера

6

Обаяние и харизма

Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.

Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.

7

Коммуникабельность

Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.

Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:

  • быть открытым и дружелюбным, формировать установку на взаимопонимание;
  • улыбаться, проявлять истинный интерес к собеседнику;
  • уметь слушать.

8

Умение справляться со страхом

Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.

9

Психическая уравновешенность

Железные нервы нужны не только для преодоления страха перед сценой. Издержки профессии актёра таковы, что он постоянно находится в поле зрения режиссёра, публики, критиков, журналистов. Поэтому ему нужно уметь держать удар, адекватно воспринимать и реагировать на критику, поощрять конструктивность в ней, которая способствует развитию талантов и качеств, задаёт направление для совершенствования.

10

Трудолюбие и работоспособность

Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.

11

Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства

Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.

12

Музыкальные и хореографические навыки

Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.

13

Вкус, эстетика, чувство гармонии

Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.

14

Стремление совершенствоваться

Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.

15

Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность

Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.

Другие качества

Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром.

Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.

Ораторское мастерство. Выше мы указывали, что сценическая речь и риторика тесно взаимосвязаны. Занятия по технике речи являются обязательным предметом во всех без исключения театральных вузах. Поэтому, для составления более полной картины и получения необходимых знаний, рекомендуем пройти тренинг по ораторскому мастерству на нашем сайте.

Логическое мышление. Логика – это один из основных элементов внутреннего самочувствия артиста. Всё то, что в жизни совершается на основе бытовой логики инстинктивно, в театре – наигранно. Но актёр должен стремиться воссоздать логическую последовательность, не только в действиях, но и в мыслях, стремлениях своего героя. «Если все области человеческой природы артиста заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным», – учил К. С. Станиславский.

Лидерство. Лидерскими качествами актёр должен обладать по ряду причин. Во-первых, быть лидером значит брать и нести ответственность за свои поступки, быть инициативным, всегда искать возможности достичь большего. Во-вторых, лидерство немыслимо без умения налаживать эффективную коммуникацию и строить отношения с окружающими, что очень важно в плане командной работы. В-третьих, главные роли – это довольно часто образы незаурядных личностей, лидеров, и понять их, а, следовательно, и сыграть лучше, может тот, кто имеет развитые лидерские качества.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Карен Шахназаров о профессии режиссера

Важно не количество знаний, а качество их.
Лев Толстой

Сегодня я хочу предложить вам прочесть интервью кинорежиссера Карена Шахназарова. В своем интервью он расскажет вам о профессии режиссера. Думаю вам понравится эта беседа так же как и мне.

Очень познавательно, подробно и понятно для «зеленого» режиссера. Начинающего то есть. А вообще было бы здорово, если бы начинающих режиссеров называли «изумрудными».

Возможно этот текст даже даст понять начинающим режиссерам, что это за профессия, какие качества в ней нужны, зачем столько читать литературы и вообще, нужно ли становится именно Вам режиссером?

— Карен Георгиевич, изначально вы собирались поступать на художественный факультет ВГИКА, а пошли на режиссерский. Почему изменили решение?
— Тогда у меня были колебания, я занимался живописью, думал быть художником в кино, но потом все-таки решил остановиться на режиссуре. Я просто хотел работать в кино.

— Откуда любовь к этому виду искусства?
— Мало людей, которые не любят кино. Скорее всего, как и многим молодым людям, мне нравился этот праздничный мир, было ощущение, что там красивые люди, актеры, актрисы, все очень нарядно. К тому же в советское время это было очень престижно, сейчас уже не так. Молодежь привлекает в кино внешняя оболочка, и в этом нет ничего предосудительного. Первое — это эмоции, они тянут в кино. Наверно, и меня неосознанно привлекало то же самое. Я не очень понимал, что такое кино, что это за жизнь. С годами пришло понимание и выяснилось, что это совсем не так празднично, как кажется со стороны.

— А как родители отнеслись к вашему выбору?
— Мои родители не были связаны с кино, тем не менее они любили театр, интересовались искусством. Поэтому они меня не останавливали.

— Вы попали в этот мир, увидели его изнутри. Не возникало ли потом сомнений в правильности решения?
— Сомнения возникали, были моменты, когда я даже думал уходить из кино. На начальном этапе моя судьба не складывалась — моя первая полнометражная картина не очень хорошо прошла, потом несколько лет не мог найти работу, ничего не получалось. И только после фильма «Мы из джаза» ко мне пришел какой-то реальный успех, тогда я определился и решил, что буду этим заниматься всерьез.

— Мне кажется, у каждого бывают такие периоды. Как их преодолевать? 
— Самое сложное — понять, твое или нет, потому что люди склонны заблуждаться. Есть люди, которым не надо работать в кино, а они работают: им кажется, что еще чуть-чуть и случится — судьба улыбнется, а она не улыбается. Может быть, этот человек — замечательный инженер, а он хочет быть кинорежиссером. Не на своем пути удачи не будет. Но это личный выбор — никого не убедишь, каждый человек сам ищет себя. Все люди в чем-то талантливы, но очень много людей, которые запутались, и от этого у них проблемы в жизни.

— То есть, если попытки не приводят к успеху, лучше просто уходить? Почему тогда вы остались?
— Если бы моя вторая картина не стала успешной, я бы ушел. Это было бы достаточным основанием, чтобы понять, что мне этим заниматься не надо. А поскольку я человек достаточно честолюбивый, я бы вряд ли стал продолжать. С одной стороны, есть такие важные понятия, как упорство и стремление к цели, но, с другой стороны, необходимо понимать, насколько эта цель достижима, насколько это в твоих силах. Не надо обманывать себя. Но это самое сложное, потому что люди, как правило, относятся к себе слишком хорошо, человеку трудно признаться, что он чего-то не может.

— В этом могут помочь близкие люди: родители, педагоги, друзья?
— Конечно, могут подсказать. Главное — в какой-то момент сказать правду.

— Что вам подсказывали в тот неудачный период?
— Я этим не очень делился, родители были согласны, что если не получится, надо уходить. Они не успокаивали меня, мол, «Давай, надо обязательно пробиться…», они говорили: «Если не получится, лучше уйти». В этом смысле они мне помогали.

— Вы любите работать с молодежью?
— Я вообще люблю работать. Я люблю работать с людьми, которые неравнодушно относятся к тому, чем они занимаются, возраст здесь не имеет значения. Важен человек, мера его таланта, неравнодушие, энергия.

— Но молодежь часто ругают, говорят, что она никакая…
— Молодежь всегда чем-то не устраивает старшее поколение. Тут есть несколько причин, во-первых, она всегда другая, она несет в себе что-то новое, и это новое вступает в некий внутренний конфликт с представлениями старших. Во-вторых, молодые люди допускают больше ошибок. К тому же они всегда приходят занимать чьи-то места — это естественно, необходимо, но подспудный конфликт неизбежен. Поэтому молодежь ругали и в мое время, и сто лет назад, и двести — так всегда было и будет, это нормально.

Я бы сказал, что современная молодежь менее эрудированная, у нее меньше знаний в силу того, что в советское время образование было гораздо лучше. Есть еще масса объективных причин — компьютер, телевидение… Мы очень много читали. В наше время не было столько развлечений, было два-три телеканала, которые заканчивали свою работу в 11 вечера. А книга развивает гораздо лучше, чем компьютер или телевидение. Тем не менее я встречаю очень много грамотных молодых людей, поэтому нельзя одной краской все красить. У меня особых претензий к молодежи нет (смеется).

— А как привить любовь к чтению?
— Только чтением. Надо заставить человека прочитать какое-то количество книг, потому что это важно для жизни. Многие считают, что книга — это времяпрепровождение, но, по сути, хорошая книга — это огромный человеческий опыт. Толстой, Гоголь, Пушкин, Достоевский — эти люди обладали огромным человеческим опытом и были гениальными, они многое могут дать. И если вы читаете с этой точки зрения, вам это помогает в жизни. Вы же не можете прожить все жизни, но таким образом вы приобщаетесь к опыту, мыслям талантливых людей и потом это используете. Мне многое удалось только потому, что я многое знаю, а взял я эту информацию из книг. У меня утилитарное, практическое отношение к чтению. Поэтому своим детям я говорил: в соревновании, которое называется жизнь, — а жизнь — это соревнование, в мире несколько миллиардов людей, и все они хотят занять какую-то позицию в жизни, — выигрывает тот, кто более оснащен, и прежде всего знаниями. В начале эти знания можно получить только из книг, потому что жизненного опыта у двадцатилетнего человека нет. Это я пытался внушить своим детям, и в результате они все-таки прочитали какое-то количество приличных книг.

— Из современной литературы можно получить эти знания?
— На мой взгляд, нет. Есть отдельные книги, но в целом лучше обращаться к классике. Надо понимать, что жизнь не меняется, человеческие отношения остаются теми же, меняется одежда, стиль, но по существу все то же самое. Я ценю те книги, из которых я что-то узнаю о жизни. Порой кажется, что тебе что-то совершенно не нужно: зачем тебе знать о кораблях, о которых писал Джозеф Конрад? Но потом это срабатывает: что-то где-то из этого багажа ты применяешь в реальной жизни. Это кладовая, в которую ты складываешь знания из книг, а в нужный момент с какой-то из полок ты достаешь то, что может пригодиться в определенной ситуации.

И кино, и литература должны вызывать эмоции: если в тебе что-то шевелится и ты вдруг понимаешь, что ты живое существо, тогда это настоящее. Настоящее искусство — то, которое волнует.

— Что из последнего прочитанного и увиденного вас впечатлило?
— Габриэль Гарсиа Маркес, «О любви и прочих бесах». Педро Альмодовар, «Кожа, в которой я живу».

— Скажите, а можно ли научиться режиссуре?
— Непосредственно тому, как снимать, конечно, можно. В этой профессии очень много конкретного, и этой конкретике как раз можно на-учиться. Но если говорить о режиссуре, которая выше чем ремесло, то есть о неком способе познания мира, — этому уже не научишься, это талант, который или есть, или его нет.
Я уже больше 30 лет этим занимаюсь и могу сказать, что я постоянно учусь. Если же человек останавливается — это ошибка. Режиссуре нужно постоянно учиться, это процесс. Наверно, этим отличаются режиссеры по призванию от режиссеров по профессии. Люди, у которых это призвание, действительно постоянно находятся в процессе самообучения. А если они что-то для себя открывают, значит, и для зрителей тоже.

— Какие черты вам помогают в работе, а какие мешают?
— Помогает терпение, в этой профессии оно важно: очень много приходится ждать, что-то доводить, переделывать. Темперамент — он помогает и мешает, потому что иногда я бываю чрезмерно вспыльчивым, слишком эмоциональным. Еще в режиссуре нужно иметь характер, это волевая профессия, ведь ты все-таки должен подчинить людей, ты же работаешь не один, а с огромным коллективом. И ты должен всех убедить, иногда подчинить своей воле, организовать. Думаю, мне помогает то, что я хороший организатор. Может, поэтому я и директором стал. Но чтобы организовывать людей, надо иметь определенное понимание психологии. Каждый человек — это свой мир: одному надо польстить, другого обидеть, третьего чем-то купить. Тебе нужно понять, как сделать так, чтоб человек открыл свои лучшие качества, отдал свой талант тебе. Вот здесь как раз очень помогает литературный багаж. Литература дает понимание человеческой психологии. Вообще, профессия режиссера — очень живая профессия, ты все время работаешь с людьми.

— У вас на площадке часто возникают споры?
— Не часто, но бывают. На самом деле я очень ценю людей, которые имеют свое мнение, свои принципы, могут их отстаивать. С ними бывает тяжело, но, как правило, они приносят свои идеи. Я подозрительно отношусь к людям, которые со всем соглашаются, ничего не предлагают, — это люди, которым на все наплевать. С такими я предпочитаю не работать. Ты должен использовать лучшее, что есть у человека, и присвоить себе. В этом смысл режиссуры — взять у людей все лучшее и убедить всех, что это твое. На самом деле, это непросто.

Автор: Анна Белякова   17.02.2012
Интернет-издание «Просвещение»
<>http://prosvpress.ru/2012/02/shahnazarov/

Животрепещущий вопрос к Вам:
Какими чертами и качествами должен по вашему мнению обладать режиссер? И зачем ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *