Кодировка utf: Кодировка UTF – основной стандарт текста в интернете – Как работают кодировки текста. Откуда появляются «кракозябры». Принципы кодирования. Обобщение и детальный разбор

Содержание

Как работают кодировки текста. Откуда появляются «кракозябры». Принципы кодирования. Обобщение и детальный разбор

Данная статья имеет цель собрать воедино и разобрать принципы и механизм работы кодировок текста, подробно этот механизм разобрать и объяснить. Полезна она будет тем, кто только примерно представляет, что такое кодировки текста и как они работают, чем отличаются друг от друга, почему иногда появляются не читаемые символы, какой принцип кодирования имеют разные кодировки.

Чтобы получить детальное понимание этого вопроса придется прочитать и свести воедино не одну статью и потратить довольно значительное время на это. В данном материале же это все собрано воедино и по идее должно сэкономить время и разбор на мой взгляд получился довольно подробный.

О чем будет под катом: принцип работы одно байтовых кодировок (ASCII, Windows-1251 и т.д.), предпосылки появления Unicode, что такое Unicode, Unicode-кодировки UTF-8, UTF-16, их отличия, принципиальные особенности, совместимость и несовместимость разных кодировок, принципы кодирования символов, практический разбор кодирования и декодирования.

Вопрос с кодировками сейчас конечно уже потерял актуальность, но все же знать как они работают сейчас и как работали раньше и при этом не потратить много времени на это думаю лишним не будет.


Предпосылки Unicode


Начать думаю стоит с того времени когда компьютеризация еще не была так сильно развита и только набирала обороты. Тогда разработчики и стандартизаторы еще не думали, что компьютеры и интернет наберут такую огромную популярность и распространенность. Собственно тогда то и возникла потребность в кодировке текста. В каком то же виде нужно было хранить буквы в компьютере, а он (компьютер) только единицы и нули понимает. Так была разработана одно-байтовая кодировка ASCII (скорее всего она не первая кодировка, но она наиболее распространенная и показательная, по этому ее будем считать за эталонную). Что она из себя представляет? Каждый символ в этой кодировке закодирован 8-ю битами. Несложно посчитать что исходя из этого кодировка может содержать 256 символов (восемь бит, нулей или единиц 28=256).

Первые 7 бит (128 символов 27=128) в этой кодировке были отданы под символы латинского алфавита, управляющие символы (такие как переносы строк, табуляция и т.д.) и грамматические символы. Остальные отводились под национальные языки. То есть получилось что первые 128 символов всегда одинаковые, а если хочешь закодировать свой родной язык пожалуйста, используй оставшуюся емкость. Собственно так и появился огромный зоопарк национальных кодировок. И теперь сами можете представить, вот например я находясь в России беру и создаю текстовый документ, у меня по умолчанию он создается в кодировке Windows-1251 (русская кодировка использующаяся в ОС Windows) и отсылаю его кому то, например в США. Даже то что мой собеседник знает русский язык, ему не поможет, потому что открыв мой документ на своем компьютере (в редакторе с дефолтной кодировкой той же самой ASCII) он увидит не русские буквы, а кракозябры. Если быть точнее, то те места в документе которые я напишу на английском отобразятся без проблем, потому что первые 128 символов кодировок Windows-1251 и ASCII одинаковые, но вот там где я написал русский текст, если он в своем редакторе не укажет правильную кодировку будут в виде кракозябр.

Думаю проблема с национальными кодировками понятна. Собственно этих национальных кодировок стало очень много, а интернет стал очень широким, и в нем каждый хотел писать на своем языке и не хотел чтобы его язык выглядел как кракозябры. Было два выхода, указывать для каждой страницы кодировки, либо создать одну общую для всех символов в мире таблицу символов. Победил второй вариант, так создали Unicode таблицу символов.

Небольшой практикум ASCII


Возможно покажется элементарщиной, но раз уж решил объяснять все и подробно, то это надо.

Вот таблица символов ASCII:

Тут имеем 3 колонки:

  • номер символа в десятичном формате
  • номер символа в шестнадцатиричном формате
  • представление самого символа.

Итак, закодируем строку «ok» (англ.) в кодировке ASCII. Символ «o» (англ.) имеет позицию 111 в десятичном виде и 6F в шестнадцатиричном. Переведем это в двоичную систему — 01101111. Символ «k» (англ.) — позиция 107 в десятеричной и 6B в шестнадцатиричной, переводим в двоичную — 01101011. Итого строка «ok» закодированная в ASCII будет выглядеть так — 01101111 01101011. Процесс декодирования будет обратный. Берем по 8 бит, переводим их в 10-ичную кодировку, получаем номер символа, смотрим по таблице что это за символ.

Unicode


С предпосылками создания общей таблицы для всех в мире символов, разобрались. Теперь собственно, к самой таблице. Unicode — именно эта таблица и есть (это не кодировка, а именно таблица символов). Она состоит из 1 114 112 позиций. Большинство этих позиций пока не заполнены символами, так что вряд ли понадобится это пространство расширять.

Разделено это общее пространство на 17 блоков, по 65 536 символов в каждом. Каждый блок содержит свою группу символов. Нулевой блок — базовый, там собраны наиболее употребляемые символы всех современных алфавитов. Во втором блоке находятся символы вымерших языков. Есть два блока отведенные под частное использование. Большинство блоков пока не заполнены.

Итого емкость символов юникода составляет от 0 до 10FFFF (в шестнадцатиричном виде).

Записываются символы в шестнадцатиричном виде с приставкой «U+». Например первый базовый блок включает в себя символы от U+0000 до U+FFFF (от 0 до 65 535), а последний семнадцатый блок от U+100000 до U+10FFFF (от 1 048 576 до 1 114 111).

Отлично теперь вместо зоопарка национальных кодировок, у нас есть всеобъемлющая таблица, в которой зашифрованы все символы которые нам могут пригодиться. Но тут тоже есть свои недостатки. Если раньше каждый символ был закодирован одним байтом, то теперь он может быть закодирован разным количеством байтов. Например для кодирования всех символов английского алфавита по прежнему достаточно одного байта например тот же символ «o» (англ.) имеет в юникоде номер U+006F, то есть тот же самый номер как и в ASCII —

6F в шестнадцатиричной и 111 в десятеричной. А вот для кодирования символа "U+103D5" (это древнеперсидская цифра сто) — 103D5 в шестнадцатиричной и 66 517 в десятеричной, тут нам потребуется уже три байта.

Решить эту проблему уже должны юникод-кодировки, такие как UTF-8 и UTF-16. Далее речь пойдет про них.

UTF-8


UTF-8 является юникод-кодировкой переменной длинны, с помощью которой можно представить любой символ юникода.

Давайте поподробнее про переменную длину, что это значит? Первым делом надо сказать, что структурной (атомарной) единицей этой кодировки является байт. То что кодировка переменной длинны, значит, что один символ может быть закодирован разным количеством структурных единиц кодировки, то есть разным количеством байтов. Так например латиница кодируется одним байтом, а кириллица двумя байтами.

Немного отступлю от темы, надо написать про совместимость ASCII и UTF

То что латинские символы и основные управляющие конструкции, такие как переносы строк, табуляции и т.д. закодированы одним байтом делает utf-кодировки совместимыми с кодировками ASCII. То есть фактически латиница и управляющие конструкции находятся на тех же самых местах как в ASCII, так и в UTF, и то что закодированы они и там и там одним байтом и обеспечивает эту совместимость.

Давайте возьмем символ «o»(англ.) из примера про ASCII выше. Помним что в таблице ASCII символов он находится на 111 позиции, в битовом виде это будет 01101111. В таблице юникода этот символ — U+006F что в битовом виде тоже будет 01101111. И теперь так, как UTF — это кодировка переменной длины, то в ней этот символ будет закодирован одним байтом. То есть представление данного символа в обеих кодировках будет одинаково. И так для всего диапазона символов от 0 до 128. То есть если ваш документ состоит из английского текста то вы не заметите разницы если откроете его и в кодировке UTF-8 и UTF-16 и ASCII (прим. в UTF-16 такие символы все равно будут закодированы двумя байтами, по этому вы не увидите разницы, если ваш редактор будет игнорировать нулевые байты), и так до момента пока вы не начнете работать с национальным алфавитом.

Сравним на практике как будет выглядеть фраза «Hello мир» в трех разных кодировках: Windows-1251 (русская кодировка), ISO-8859-1 (кодировка западно-европейских языков), UTF-8 (юникод-кодировка). Суть данного примера состоит в том что фраза написана на двух языках. Посмотрим как она будет выглядеть в разных кодировках.


В кодировке ISO-8859-1 нет таких символов «м», «и» и «р».

Теперь давайте поработаем с кодировками и разберемся как преобразовать строку из одной кодировки в другую и что будет если преобразование неправильное, или его нельзя осуществить из за разницы в кодировках.

Будем считать что изначально фраза была записана в кодировке Windows-1251. Исходя из таблицы выше запишем эту фразу в двоичном виде, в кодировке Windows-1251. Для этого нам потребуется всего только перевести из десятеричной или шестнадцатиричной системы (из таблицы выше) символы в двоичную.

01001000 01100101 01101100 01101100 01101111 00100000 11101100 11101000 11110000

Отлично, вот это и есть фраза «Hello мир» в кодировке Windows-1251.

Теперь представим что вы имеете файл с текстом, но не знаете в какой кодировке этот текст. Вы предполагаете что он в кодировке ISO-8859-1 и открываете его в своем редакторе в этой кодировке. Как сказано выше с частью символов все в порядке, они есть в этой кодировке, и даже находятся на тех же местах, но вот с символами из слова «мир» все сложнее. Этих символов в этой кодировке нет, а на их местах в кодировке ISO-8859-1 находятся совершенно другие символы. А конкретно «м» — позиция 236, «и» — 232. «р» — 240. И на этих позициях в кодировке ISO-8859-1 находятся следующие символы позиция 236 — символ "ì", 232 — "è", 240 — "ð"

Значит фраза «Hello мир» закодированная в Windows-1251 и открытая в кодировке ISO-8859-1 будет выглядеть так: «Hello ìèð». Вот и получается что эти две кодировки совместимы лишь частично, и корректно перекодировать строку из одной кодировке в другую не получится, потому что там просто напросто нет таких символов.

Тут и будут необходимы юникод-кодировки, а конкретно в данном случае рассмотрим UTF-8. То что символы в ней могут быть закодированы разным количеством байтов от 1 до 4 мы уже выяснили. Теперь стоит сказать что с помощью UTF могут быть закодированы не только 256 символов, как в двух предыдущих, а вобще все символы юникода

Работает она следующим образом. Первый бит каждого байта кодирующего символ отвечает не за сам символ, а за определение байта. То есть например если ведущий (первый) бит нулевой, то это значит что для кодирования символа используется всего один байт. Что и обеспечивает совместимость с ASCII. Если внимательно посмотрите на таблицу символов ASCII то увидите что первые 128 символов (английский алфавит, управляющие символы и знаки препинания) если их привести к двоичному виду, все начинаются с нулевого бита (будьте внимательны, если будете переводить символы в двоичную систему с помощью например онлайн конвертера, то первый нулевой ведущий бит может быть отброшен, что может сбить с толку).

01001000 — первый бит ноль, значит 1 байт кодирует 1 символ -> «H»

01100101 — первый бит ноль, значит 1 байт кодирует 1 символ -> «e»

Если первый бит не нулевой то символ кодируется несколькими байтами.

Для двухбайтовых символов первые три бита должны быть такие — 110

11010000 10111100 — в начале 110, значит 2 байта кодируют 1 символ. Второй байт в таком случае всегда начинается с 10. Итого отбрасываем управляющие биты (начальные, которые выделены красным и зеленым) и берем все оставшиеся (10000111100), переводим их в шестнадцатиричный вид (043С) -> U+043C в юникоде равно символ «м».

для трех-байтовых символов в первом байте ведущие биты — 1110

11101000 10000111 101010101 — суммируем все кроме управляющих битов и получаем что в 16-ричной равно 103В5, U+103D5 — древнеперситдская цифра сто (10000001111010101)

для четырех-байтовых символов в первом байте ведущие биты — 11110

11110100 10001111 10111111 10111111 — U+10FFFF это последний допустимый символ в таблице юникода (100001111111111111111)

Теперь, при желании, можем записать нашу фразу в кодировке UTF-8.

UTF-16


UTF-16 также является кодировкой переменной длинны. Главное ее отличие от UTF-8 состоит в том что структурной единицей в ней является не один а два байта. То есть в кодировке UTF-16 любой символ юникода может быть закодирован либо двумя, либо четырьмя байтами. Давайте для понятности в дальнейшем пару таких байтов я буду называть кодовой парой. Исходя из этого любой символ юникода в кодировке UTF-16 может быть закодирован либо одной кодовой парой, либо двумя.

Начнем с символов которые кодируются одной кодовой парой. Легко посчитать что таких символов может быть 65 535 (2в16), что полностью совпадает с базовым блоком юникода. Все символы находящиеся в этом блоке юникода в кодировке UTF-16 будут закодированы одной кодовой парой (двумя байтами), тут все просто.

символ «o» (латиница) — 00000000 01101111
символ «M» (кириллица) — 00000100 00011100

Теперь рассмотрим символы за пределами базового юникод диапазона. Для их кодирования потребуется уже две кодовые пары (4 байта). И механизм их кодирования немного сложнее, давайте по порядку.

Для начала введем понятия суррогатной пары. Суррогатная пара — это две кодовые пары используемые для кодирования одного символа (итого 4 байта). Для таких суррогатных пар в таблице юникода отведен специальный диапазон от D800 до DFFF. Это значит, что при преобразовании кодовой пары из байтового вида в шестнадцатиричный вы получаете число из этого диапазона, то перед вами не самостоятельный символ, а суррогатная пара.

Чтобы закодировать символ из диапазона 1000010FFFF (то есть символ для которого нужно использовать более одной кодовой пары) нужно:

  1. из кода символа вычесть 10000(шестнадцатиричное) (это наименьшее число из диапазона 1000010FFFF)
  2. в результате первого пункта будет получено число не больше FFFFF, занимающее до 20 бит
  3. ведущие 10 бит из полученного числа суммируются с D800 (начало диапазона суррогатных пар в юникоде)
  4. следующие 10 бит суммируются с DC00 (тоже число из диапазона суррогатных пар)
  5. после этого получатся 2 суррогатные пары по 16 бит, первые 6 бит в каждой такой паре отвечают за определение того что это суррогат,
  6. десятый бит в каждом суррогате отвечает за его порядок если это 1 то это первый суррогат, если 0, то второй

Разберем это на практике, думаю станет понятнее.

Для примера зашифруем символ, а потом расшифруем. Возьмем древнеперсидскую цифру сто (U+103D5):

  1. 103D510000 = 3D5
  2. 3D5 = 0000000000 1111010101 (ведущие 10 бит получились нулевые приведем это к шестнадцатиричному числу, получим 0 (первые десять), 3D5 (вторые десять))
  3. 0 + D800 = D800 (1101100000000000) первые 6 бит определяют что число из диапазона суррогатных пар десятый бит (справа) нулевой, значит это первый суррогат
  4. 3D5 + DC00 = DFD5 (1101111111010101) первые 6 бит определяют что число из диапазона суррогатных пар десятый бит (справа) единица, значит это второй суррогат
  5. итого данный символ в UTF-16 — 1101100000000000 1101111111010101

Теперь наоборот раскодируем. Допустим что у нас есть вот такой код — 1101100000100010 1101111010001000:
  1. переведем в шестнадцатиричный вид = D822 DE88 (оба значения из диапазона суррогатных пар, значит перед нами суррогатная пара)
  2. 1101100000100010 — десятый бит (справа) нулевой, значит первый суррогат
  3. 1101111010001000 — десятый бит (справа) единица, значит второй суррогат
  4. отбрасываем по 6 бит отвечающих за определение суррогата, получим 0000100010 1010001000 (8A88)
  5. прибавляем 10000 (меньшее число суррогатного диапазона) 8A88 + 10000 = 18A88
  6. смотрим в таблице юникода символ U+18A88 = Tangut Component-649. Компоненты тангутского письма.

Спасибо тем кто смог дочитать до конца, надеюсь было полезно и не очень занудно.

Вот некоторые интересные ссылки по данной теме:
habr.com/ru/post/158895 — полезные общие сведения по кодировкам
habr.com/ru/post/312642 — про юникод
unicode-table.com/ru — сама таблица юникод символов

Ну и собственно куда же без нее
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B4 — юникод
ru.wikipedia.org/wiki/ASCII — ASCII
ru.wikipedia.org/wiki/UTF-8 — UTF-8
ru.wikipedia.org/wiki/UTF-16 — UTF-16

Автоопределение кодировки текста / Habr


Введение

Я очень люблю программировать, я любитель и первый и последний раз заработал на программировании в далёком 1996 году. Но для автоматизации повседневных задач иногда что-то пишу. Примерно год назад открыл для себя golang. В качестве инструмента создания утилит golang оказался очень удобным. Итак.

Возникла потребность обработать большое количество (больше тысячи, так и вижу улыбки профи) архивных файлов со специальной геофизической информацией. Формат файлов текстовый, простой. Если вдруг интересно то это LAS формат.
LAS файл содержит заголовок и данные.

Данные практически CSV, только разделитель табуляция или пробелы.

А заголовок содержит описание данных и вот в нём обычно содержится русский текст. Это может быть название месторождения, название исследований, записанных в файл и пр.

Файлы эти созданы в разное время и в разных программах, доходит до того, что в одном файле часть в кодировке CP1251, а часть в CP866. Файлы эти мне нужно обработать, а значит понять. Вот и потребовалось определять автоматически кодировку файла.

В итоге изобрёл велосипед на golang и соответственно родилась маленькая библиотечка с возможностью детектировать кодовую страницу.

Про кодировки. Не так давно на хабре была хорошая статья про кодировки Как работают кодировки текста. Откуда появляются «кракозябры». Принципы кодирования. Обобщение и детальный разбор Если хочется понять, что такое “кракозябры” или “кости”, то стоит прочитать.

В начале я накидал своё решение. Потом пытался найти готовое работающее решение на golang, но не вышло. Нашлось два решения, но оба не работают.


  • Первое “из коробки”— golang.org/x/net/html/charset функция DetermineEncoding()
  • Второе библиотека — saintfish/chardet на github

Обе уверенно ошибаются на некоторых кодировках. Стандартная та вообще почти ничего определить не может по текстовым файлам, оно и понятно, её для html страниц делали.

При поиске часто натыкался на готовые утилиты из мира linux — enca. Нашёл её версию скомпилированную для WIN32, версия 1.12. Её я тоже рассмотрю, там есть забавности. Я прошу сразу прощения за своё полное незнание linux, а значит возможно есть ещё решения которые тоже можно попытаться прикрутить к golang коду, я больше искать не стал.


Сравнение найденных решений на автоопределение кодировки

Подготовил каталог softlandia\cpd тестовые данные с файлами в разных кодировках. Содержимое файлов очень короткое и одинаковое. Одна строка “Русский в кодировке CodePageName”. Дополнил файлами со смешением кодировок и некоторыми сложными случаями и попробовал определить.

Мне кажется, получилось забавно.



Наблюдение 1

enca не определила кодировку у файла UTF-16LE без BOM — это странно, ну ладно. Я попробовал добавить больше текста, но результата не получил.


Наблюдение 2. Проблемы с кодировками CP1251 и KOI8-R

Строка 15 и 16. У команды enca есть проблемы.
Здесь сделаю объяснение, дело в том, что кодировки CP1251 (она же Windows 1251) и KOI8-R очень близки если рассматривать только алфавитные символы.


Таблица CP 1251


Таблица KOI8-r

В обеих кодировках алфавит расположен от 0xC0 до 0xFF, но там, где у одной кодировки заглавные буквы, у другой строчные. Судя по всему enca, работает по строчным буквам. Вот и получается, если подать на вход программе enca строку “СТП” в кодировке CP1251, то она решит, что это строка “яро” в кодировке KOI8-r, о чём и сообщит. В обратную сторону также работает.


Наблюдение 3

Стандартной библиотеке html/charset можно доверить только определение UTF-8, но осторожно! Пользоваться следует именно charset.DetermineEncoding(), поскольку метод utf8.Valid(b []byte) на файлах в кодировке utf-16be возвращает true.


Собственный велосипед

Автоопределение кодировки возможно только эвристическими методами, неточно. Если мы не знаем, на каком языке и в какой кодировке записан текстовый файл, то определить кодировку с высокой точночностью наверняка можно, но будет сложновато… и нужно будет достаточно много текста.

Для меня такая цель не стояла. Мне достаточно определять кодировки в предположении, что там есть русский язык. И второе, определять нужно по небольшому количеству символов – на 10 символах должно быть достаточно уверенное определение, а желательно вообще на 5–6 символах.


Алгоритм

Когда я обнаружил совпадение кодировок KOI8-r и CP1251 по местоположению алфавита, то на пару дней загрустил… стало понятно, что чуть-чуть придётся подумать. Получилось так.

Основные решения:


  1. Работу будем вести со слайсом байтов, для совместимости с charset.DetermineEncoding()
  2. Кодировку UTF-8 и случаи с BOM проверяем отдельно
  3. Входные данные передаём по очереди каждой кодировке. Каждая сама вычисляет два целочисленных критерия. У кого сумма двух критериев больше, тот и выиграл.

Критерии соответствия


Первый критерий

Первым критерием является количество самых популярных букв русского алфавита.

Наиболее часто встречаются буквы: о, е, а, и, н, т, с, р, в, л, к, м, д, п, у. Данные буквы дают 82% покрытия. Для всех кодировок кроме KOI8-r и CP1251 я использовал только первые 9 букв: о, е, а, и, н, т, с, р, в. Этого вполне хватает для уверенного определения.

А вот для KOI8-r и CP1251 пришлось доработать напильником. Коды некоторых из этих букв совпадают, например буква о имеет в CP1251 код 0xEE при этом в KOI8-r этот код у буквы н. Для этих кодировок были взяты следующие популярные буквы. Для CP1251 использовал а, и, н, с, р, в, л, к, я. Для KOI8-r — о, а, и, т, с, в, л, к, м.


Второй критерий

К сожалению, для очень коротких случаев (общая длина русского текста 5-6 символов) встречаемость популярных букв на уровне 1-3 шт и происходит нахлёст кодировок KOI8-r и CP1251. Пришлось вводить второй критерий. Подсчёт количества пар согласная+гласная.
Такие комбинации ожидаемо наиболее часто встречаются в русском языке и соответственно в той кодировке в которой число таких пар больше, та кодировка имеет больший критерий.

Вычисляются оба критерия, складываются и полученная сумма является итоговым критерием.
Результат отражен в таблице выше.


Особенности, с которыми я столкнулся

Чуть коснусь прелестей и проблем, связанных с golang. Раздел может быть интересен только начинающим писать на golang.


Проблемы

Лично походил по некоторым подводным камушкам из 50 оттенков Go: ловушки, подводные камни и распространённые ошибки новичков.
Излишне переживая и пытаясь дуть на воду, прослышав от других о страшных ожогах от молока, переборщил с проверкой входного параметра типа io.Reader. Я проверял переменную типа io.Reader с помощью рефлексии.

//CodePageDetect - detect code page of ascii data from reader 'r'
func CodePageDetect(r io.Reader, stopStr ...string) (IDCodePage, error) {
    if !reflect.ValueOf(r).IsValid() {
        return ASCII, fmt.Errorf("input reader is nil")
    }
...

Но как оказалось в моём случае достаточно проверить на nil. Теперь всё стало проще

func CodePageDetect(r io.Reader, stopStr ...string) (IDCodePage, error) {
    //test input interfase
    if r == nil {
        return ASCII, nil
    }
    //make slice of byte from input reader
    buf, err := bufio.NewReader(r).Peek(ReadBufSize)
    if (err != nil) && (err != io.EOF) {
        return ASCII, err
    }
...

вызов bufio.NewReader( r ).Peek(ReadBufSize) спокойно проходит следующий тест:

    var data *os.File
    res, err := CodePageDetect(data)

В этом случае Peek() возвращает ошибку.

Разок наступил на грабли с передачей массивов по значению. Немного тупанул на попытке изменять элементы, хранящиеся в map, пробегая по ним в range…


Прелести

Сложно сказать что конкретно, постоянное ли битьё по рукам от линтера и компилятора или активное использование range, или всё вместе, но практически отсутствуют залёты по выходу индекса за пределы.

Конечно, очень приятно жить со сборщиком мусора. Полагаю мне ещё предстоит освоить грабли автоматизации выделения/освобождения памяти, но пока дебильная улыбка не покидает лица.
Строгая типизация — тоже кусочек счастья.

Переменные, имеющие тип функции — соответственно лёгкая реализация различного поведения у однотипных объектов.

Странно мало пришлось сидеть в отладчике, перечитывание кода обычно даёт результат.

Щенячий восторг от наличия массы инструментов из коробки, это чудное ощущение, когда компилятор, язык, библиотека и IDE Visual Studio Code работают на тебя вместе, слаженно.

Спасибо falconandy за конструктивные и полезные советы
Благодаря ему


  1. перевёл тесты на testify и они действительно стали более читабельны
  2. исправил в тестах пути к файлам данных для совместимости с Linux
  3. прошёлся линтером — таки он нашёл одну реальную ошибку (проклятущий copy/past)

Продолжаю добавлять тесты, выявился случай не определения UTF16. Обновил. Теперь UTF16 и LE и BE определяются даже в случае отсутствия русских букв

Про кодировки и Юникод / Habr

Вначале стоит разъяснить пару терминов. Кодовая страница — таблица заранее известного размера, каждой позиции (или коду) которой сопоставлен единственный символ или его отсутствие. Например, кодовая страница размерностью 256, где 71-й позиции соответствует буква «G». Кодировка — правило кодирования символа в числовое представление. Любая кодировка создается для определенной кодовой страницы. Для примера, символ «G» в кодировке Абрвал примет значение 71. Кстати, простейшие кодировки так и поступают — представляют символы их значениями в кодовых таблицах, ASCII тоже к таким относится.

Раньше для кодирования хватало всего 7 бит на символ. А что? достаточно для 128 различных знаков, вмещалось все необходимое тогдашним пользователям: английский алфавит, знаки препинания, цифры и некоторых спецсимволы. Основная англоязычная 7-битная кодировка с соответствующей ей кодовой страницей получили название ASCII (American Standard Code for Information Interchange), они же заложили основы на будущее. Позже, когда компьютеры распространились в неанглоговорящие страны, появилась нужда в национальных языках, здесь-то фундамент ASCII и пригодился. Компьютеры обрабатывают информацию на уровне байтов, а код ASCII занимает только 7 первых бит. Использование 8-го расширяло пространство до 256 мест без потери совместимости, а вместе с ней и поддержки английского языка, это было важно. На этом факте выстроено большинство неанглоязычных кодовых страниц и кодировок: нижние 128 позиций как у ASCII, а верхние 128 отведены для национальных нужд и кодировались со старшим битом. Однако, создание для каждого языка (иногда группы схожих языков) собственной страницы и кодировки привело к возникновению проблем с поддержкой такого хозяйства разработчиками операционных систем и программного обеспечения в целом.

Для выхода из ситуации организовали консорциум, разработавший и предложивший стандарт Юникода. В нем предполагалось объединить знаки всех языков мира в одной большой таблице. Кроме того, определялись кодировки. Сначала ребята посчитали, что 65 535 посадочных мест должно хватить всем, ввели UCS-2 — кодировку с фиксированной 16-битной длиной кодов. Но пришли азиаты с многотомными азбуками, и расчеты рухнули. Кодовую область увеличили вдвое, UCS-2 уже не смогла бы справиться, появилась 32-битная UCS-4. Ощутимыми преимуществами кодировок UCS являлись постоянная кратная двум длина кодов и простейший алгоритм кодирования, и то, и другое способствовало скорости обработки текса компьютером. Но при этом была и неоправданная, чересчур расточительная трата места: представьте, что в ASCII 00010101, то в UCS-2 00000000 00010101, а UCS-4 уже 00000000 00000000 00000000 00010101. С этим нужно было что-то делать.

Развитие Юникода повернуло в сторону кодировок с переменной длиной получаемых кодов. Представителями стали UTF-8, UTF-16 и UTF-32, последняя условно-досрочно, так как на данный момент она идентична UCS-4. Каждый символ в UTF-8 занимает от 8 до 32 бит, причем есть совместимость с ASCII. В UTF-16 16 или 32 бита, UTF-32 — 32 бита (если бы пространство Юникода расширили еще вдвое, то уже 32 или 64 бита), с ASCII эти две не дружат. Количество занимаемых байтов, зависит от позиции символа в таблице Юникода. Очевидно, наиболее практичная кодировка — UTF-8. Именно благодаря своей совместимости с ASCII, небольшой прожорливости до памяти и достаточно простым правилам кодирования, она является наиболее распространенной и перспективной кодировкой Юникода. Ну, а в завершение красивая схема преобразования кода символа в UTF-8:

Юникод для чайников / Habr


Сам я не очень люблю заголовки вроде «Покемоны в собственном соку для чайников\кастрюль\сковородок», но это кажется именно тот случай — говорить будем о базовых вещах, работа с которыми довольно часто приводить к купе набитых шишек и уйме потерянного времени вокруг вопроса — «Почему же оно не работает?». Если вы до сих пор боитесь и\или не понимаете Юникода — прошу под кат.
Зачем?

Главный вопрос новичка, который встречается с впечатляющим количеством кодировок и на первый взгляд запутанными механизмами работы с ними (например, в Python 2.x). Краткий ответ — потому что так сложилось 🙂

Кодировкой, кто не знает, называют способ представления в памяти компьютера (читай — в нулях-единицах\числах) цифр, буков и всех остальных знаков. Например, пробел представляется как 0b100000 (в двоичной), 32 (в десятичной) или 0x20 (в шестнадцатеричной системе счисления).

Так вот, когда-то памяти было совсем немного и всем компьютерам было достаточно 7 бит для представления всех нужных символов (цифры, строчный\прописной латинский алфавит, куча знаков и так называемые управляемые символы — все возможные 127 номеров были кому-то отданы). Кодировка в это время была одна — ASCII. Шло время, все были счастливы, а кто не был счастлив (читай — кому не хватало знака "©" или родной буквы «щ») — использовали оставшиеся 128 знаков на свое усмотрение, то есть создавали новые кодировки. Так появились и ISO-8859-1, и наши (то есть кириличные) cp1251 и KOI8. Вместе с ними появилась и проблема интерпретации байтов типа 0b1******* (то есть символов\чисел от 128 и до 255) — например, 0b11011111 в кодировке cp1251 это наша родная «Я», в тоже время в кодировке ISO-8859-1 это греческая немецкая Eszett (подсказывает Moonrise) "ß". Ожидаемо, сетевая коммуникация и просто обмен файлами между разными компьютерами превратились в чёрт-знает-что, несмотря на то, что заголовки типа 'Content-Encoding' в HTTP протоколе, email-письмах и HTML-страницах немного спасали ситуацию.

В этот момент собрались светлые умы и предложили новый стандарт — Unicode. Это именно стандарт, а не кодировка — сам по себе Юникод не определяет, как символы будут сохранятся на жестком диске или передаваться по сети. Он лишь определяет связь между символом и некоторым числом, а формат, согласно с которым эти числа будут превращаться в байты, определяется Юникод-кодировками (например, UTF-8 или UTF-16). На данный момент в Юникод-стандарте есть немного более 100 тысяч символов, тогда как UTF-16 позволяет поддерживать более одного миллиона (UTF-8 — и того больше).

Полней и веселей по теме советую почитать у великолепного Джоеля Спольски The Absolute Minimum Every Software Developer Absolutely, Positively Must Know About Unicode and Character Sets.

Ближе к делу!

Естественно, есть поддержка Юникода и в Пайтоне. Но, к сожалению, только в Python 3 все строки стали юникодом, и новичкам приходиться убиваться об ошибки типа:
>>> with open('1.txt') as fh:
	s = fh.read()

>>> print s
кощей
>>> parser_result = u'баба-яга'  # присвоение для наглядности, представим себе, что это результат работы какого-то парсера
>>> parser_result + s
Traceback (most recent call last):
  File "<pyshell#43>", line 1, in <module>
    parser_result + s
UnicodeDecodeError: 'ascii' codec can't decode byte 0xea in position 0: ordinal not in range(128)

или так:
>>> str(parser_result)
Traceback (most recent call last):
  File "<pyshell#52>", line 1, in <module>
    str(parser_result)
UnicodeEncodeError: 'ascii' codec can't encode characters in position 0-3: ordinal not in range(128)

Давайте разберемся, но по порядку.
Зачем кто-то использует Юникод?

Почему мой любимый html-парсер возвращает Юникод? Пусть возвращает обычную строку, а я там уже с ней разберусь! Верно? Не совсем. Хотя каждый из существующих в Юникоде символов и можно (наверное) представить в некоторой однобайтовой кодировке (ISO-8859-1, cp1251 и другие называют однобайтовыми, поскольку любой символ они кодируют ровно в один байт), но что делать если в строке должны быть символы с разных кодировок? Присваивать отдельную кодировку каждому символу? Нет, конечно, надо использовать Юникод.
Зачем нам новый тип «unicode»?

Вот мы и добрались до самого интересного. Что такое строка в Python 2.x? Это просто байты. Просто бинарные данные, которые могут быть чем-угодно. На самом деле, когда мы пишем что-нибудь вроде:
>>> x = 'abcd'
>>> x
'abcd'
интерпретатор не создает переменную, которая содержит первые четыре буквы латинского алфавита, но только последовательность
('a', 'b', 'c', 'd')
с четырёх байт, и латинские буквы здесь используются исключительно для обозначения именно этого значения байта. То есть 'a' здесь просто синоним для написания '\x61', и ни чуточку больше. Например:
>>> '\x61' 
'a'
>>> struct.unpack('>4b', x)  # 'x' - это просто четыре signed/unsigned char-а
(97, 98, 99, 100)
>>> struct.unpack('>2h', x)  # или два short-а
(24930, 25444)
>>> struct.unpack('>l', x)  # или один long
(1633837924,)
>>> struct.unpack('>f', x)  # или float
(2.6100787562286154e+20,)
>>> struct.unpack('>d', x * 2)   # ну или половинка double-а
(1.2926117739473244e+161,)

И всё!

И ответ на вопрос — зачем нам «unicode» уже более очевиден — нужен тип, который будет представятся символами, а не байтами.

Хорошо, я понял чем есть строка. Тогда что такое Юникод в Пайтоне?

«type unicode» — это прежде всего абстракция, которая реализует идею Юникода (набор символов и связанных с ними чисел). Объект типа «unicode» — это уже не последовательность байт, но последовательность собственно символов без какого либо представления о том, как эти символы эффективно сохранить в памяти компьютера. Если хотите — это более высокой уровень абстракции, чем байтовый строки (именно так в Python 3 называют обычные строки, которые используются в Python 2.6).
Как пользоваться Юникодом?

Юникод-строку в Python 2.6 можно создать тремя (как минимум, естественно) способами:
  • u"" литерал:
    >>> u'abc'
    u'abc'
    

  • Метод «decode» для байтовой строки:
    >>> 'abc'.decode('ascii')
    u'abc'
    

  • Функция «unicode»:
    >>> unicode('abc', 'ascii')
    u'abc'
    

ascii в последних двух примерах указывается в качестве кодировки, что будет использоваться для превращения байтов в символы. Этапы этого превращения выглядят примерно так:
'\x61' -> кодировка ascii -> строчная латинская "a" -> u'\u0061' (unicode-point для этой буквы)

или

'\xe0' -> кодировка c1251 -> строчная кириличная "a" -> u'\u0430'

Как из юникод-строки получить обычную? Закодировать её:

>>> u'abc'.encode('ascii')
'abc'

Алгоритм кодирования естественно обратный приведенному выше.

Запоминаем и не путаем — юникод == символы, строка == байты, и байты -> что-то значащее (символы) — это де-кодирование (decode), а символы -> байты — кодирование (encode).

Не кодируется 🙁

Разберем примеры с начала статьи. Как работает конкатенация строки и юникод-строки? Простая строка должна быть превращена в юникод-строку, и поскольку интерпретатор не знает кодировки, от использует кодировку по умолчанию — ascii. Если этой кодировке не удастся декодировать строку, получим некрасивую ошибку. В таком случае нам нужно самим привести строку к юникод-строке, используя правильную кодировку:
>>> print type(parser_result), parser_result
<type 'unicode'> баба-яга
>>> s = 'кощей'
>>> parser_result + s
Traceback (most recent call last):
  File "<pyshell#67>", line 1, in <module>
    parser_result + s
UnicodeDecodeError: 'ascii' codec can't decode byte 0xea in position 0: ordinal not in range(128)
>>> parser_result + s.decode('cp1251')
u'\xe1\xe0\xe1\xe0-\xff\xe3\xe0\u043a\u043e\u0449\u0435\u0439'
>>> print parser_result + s.decode('cp1251')
баба-ягакощей
>>> print '&'.join((parser_result, s.decode('cp1251')))
баба-яга&кощей   # Так лучше :)

«UnicodeDecodeError» обычно есть свидетельством того, что нужно декодировать строку в юникод, используя правильную кодировку.

Теперь использование «str» и юникод-строк. Не используйте «str» и юникод строки 🙂 В «str» нет возможности указать кодировку, соответственно кодировка по умолчанию будет использоваться всегда и любые символы > 128 будут приводить к ошибке. Используйте метод «encode»:

>>> print type(s), s
<type 'unicode'> кощей
>>> str(s)
Traceback (most recent call last):
  File "<pyshell#90>", line 1, in <module>
    str(s)
UnicodeEncodeError: 'ascii' codec can't encode characters in position 0-4: ordinal not in range(128)
>>> s = s.encode('cp1251')
>>> print type(s), s
<type 'str'> кощей

«UnicodeEncodeError» — знак того, что нам нужно указать правильную кодировку во время превращения юникод-строки в обычную (или использовать второй параметр 'ignore'\'replace'\'xmlcharrefreplace' в методе «encode»).

Хочу ещё!

Хорошо, используем бабу-ягу из примера выше ещё раз:
>>> parser_result = u'баба-яга'   #1
>>> parser_result
u'\xe1\xe0\xe1\xe0-\xff\xe3\xe0'   #2
>>> print parser_result
áàáà-ÿãà   #3
>>> print parser_result.encode('latin1')  #4
баба-яга
>>> print parser_result.encode('latin1').decode('cp1251')  #5
баба-яга
>>> print unicode('баба-яга', 'cp1251')   #6
баба-яга

Пример не совсем простой, но тут есть всё (ну или почти всё). Что здесь происходит:
  1. Что имеем на входе? Байты, которые IDLE передает интерпретатору. Что нужно на выходе? Юникод, то есть символы. Осталось байты превратить в символы — но ведь надо кодировку, правда? Какая кодировка будет использована? Смотрим дальше.
  2. Здесь важной момент:
    >>> 'баба-яга'
    '\xe1\xe0\xe1\xe0-\xff\xe3\xe0'
    >>> u'\u00e1\u00e0\u00e1\u00e0-\u00ff\u00e3\u00e0' == u'\xe1\xe0\xe1\xe0-\xff\xe3\xe0'
    True
    
    как видим, Пайтон не заморачивается с выбором кодировки — байты просто превращаются в юникод-поинты:
    >>> ord('а')
    224
    >>> ord(u'а')
    224
    
  3. Только вот проблема — 224-ый символ в cp1251 (кодировка, которая используется интерпретатором) совсем не тот, что 224 в Юникоде. Именно из-за этого получаем кракозябры при попытке напечатать нашу юникод-строку.
  4. Как помочь бабе? Оказывается, что первые 256 символов Юникода те же, что и в кодировке ISO-8859-1\latin1, соответственно, если используем её для кодировки юникод-строки, получим те байты, которые вводили сами (кому интересно — Objects/unicodeobject.c, ищем определение функции «unicode_encode_ucs1»):
    >>> parser_result.encode('latin1')
    '\xe1\xe0\xe1\xe0-\xff\xe3\xe0'
    
  5. Как же получить бабу в юникоде? Надо указать, какую кодировку использовать:
    >>> parser_result.encode('latin1').decode('cp1251')
    u'\u0431\u0430\u0431\u0430-\u044f\u0433\u0430'
    
  6. Способ с пункта #5 конечно не ахти, намного удобней использовать использовать built-in unicode.
На самом деле не всё так плохо с «u''» литералами, поскольку проблема возникает только в консоле. Ведь в случае использования non-ascii символов в исходном файле Пайтон будет настаивать на использовании заголовка типа "# -*- coding: -*-" (PEP 0263), и юникод-строки будут использовать правильную кодировку.

Есть ещё способ использования «u''» для представления, например, кириллицы, и при этом не указывать кодировку или нечитабельные юникод-поинты (то есть «u'\u1234'»). Способ не совсем удобный, но интересный — использовать unicode entity codes:

>>> s = u'\N{CYRILLIC SMALL LETTER KA}\N{CYRILLIC SMALL LETTER O}\N{CYRILLIC SMALL LETTER SHCHA}\N{CYRILLIC SMALL LETTER IE}\N{CYRILLIC SMALL LETTER SHORT I}'
>>> print s
кощей

Ну и вроде всё. Основные советы — не путать «encode»\«decode» и понимать различия между байтами и символами.

Python 3

Здесь без кода, ибо опыта нет. Свидетели утверждают, что там всё значительно проще и веселее. Кто возьмется на кошках продемонстрировать различия между здесь (Python 2.x) и там (Python 3.x) — респект и уважуха.
Полезно

Раз уж мы о кодировках, порекомендую ресурс, который время-от-времени помогает побороть кракозябры — http://2cyr.com/decode/?lang=ru.

Ещё раз линк на статью Спольски — The Absolute Minimum Every Software Developer Absolutely, Positively Must Know About Unicode and Character Sets.

Unicode HOWTO — официальный документ о том где, как и зачем Юникод в Python 2.x.

Спасибо за внимание. Буду благодарен за замечания в приват.

P.S. Подкинули линк на перевод Спольски — Абсолютный Минимум, который Каждый Разработчик Программного Обеспечения Обязательно Должен Знать о Unicode и Наборах Символов.

Что такое кодировка текста? Юникод и кодировки Utf-8, ANSI, Windows-1251

кодировки Utf-8, ANSI, Windows-1251кодировки Utf-8, ANSI, Windows-1251

  Charsets

Часто в веб-программировании и вёрстке html-страниц приходится думать о кодировке редактируемого файла — ведь если кодировка выбрана неверная, то есть вероятность, что браузер не сможет автоматически её определить и в результате пользователь увидит т.н. «кракозябры».

Возможно, вы сами видели на некоторых сайтах вместо нормального текста непонятные символы и знаки вопроса. Всё это возникает тогда, когда кодировка html-страницы и кодировка самого файла этой страницы не совпадают.

Вообще, что такое кодировка текста? Это просто набор символов, по-английски «charset » (character set). Нужна она для того, чтобы текстовую информацию преобразовывать в биты данных и передавать, например, через Интернет.

Собственно, основные параметры, которыми различаются кодировки — это количество байтов и набор спец.символов, в которые преобразуется каждый символ исходного текста.

Краткая история кодировок:

Одной из первых для передачи цифровой информации стало появление кодировки ASCII — American Standard Code for Information Interchange — Американская стандартная кодировочная таблица, принятая Американским национальным институтом стандартов — American National Standards Institute (ANSI).

В этих аббревиатурах можно запутаться :).

:). Для практики же важно понимать, что исходная кодировка создаваемых текстовых файлов может не поддерживать все символы некоторых алфавитов (к примеру, иероглифы), потому идёт тенденция к переходу к т.н. стандарту Юникод (Unicode), который поддерживает универсальные кодировки — Utf-8, Utf-16, Utf-32 и др.

Самая популярная из кодировок Юникода — кодировка Utf-8. Обычно в ней сейчас верстаются страницы сайтов и пишутся разные скрипты. Она позволяет без проблем отображать различные иероглифы, греческие буквы и прочие мыслимые и немыслимые символы (размер символа до 4-х байт). В частности, все файлы WordPress и Joomla пишутся именно в этой кодировке. А также некоторые веб-технологии (в частности, AJAX) способны нормально обрабатывать только символы utf-8.

Установка кодировок файлаУстановка кодировок файла

  Установка кодировок текстового файла при создании его обычным блокнотом. Кликабельно

В Рунете же ещё можно встретить сайты, написанные с расчётом на кодировку Windows-1251 (или cp-1251). Это специальная кодировка, предназначенная специально для кириллицы.

Почему вообще необходимо иметь представление о разных кодировках? Дело в том, что нередко на том же WordPress можно встретить, например, в Footer’е знаки вопроса вместо нормального текста. Это просто говорит о том, что php-файл Footer’а сохранён в одной кодировке, а в заголовке html-страницы указана совсем другая кодировка. Прочитайте — как сменить кодировку файла и что в этом поможет.

Установка кодировок файлаLoading...
Установка кодировок файла

полезная информация и краткая ретроспектива

  • Главная
  • ->
  • Материалы
  • ->
  • Кодировки: полезная информация и краткая ретроспектива

Reg.ru: домены и хостинг

Крупнейший регистратор и хостинг-провайдер в России.

Более 2 миллионов доменных имен на обслуживании.

Продвижение, почта для домена, решения для бизнеса.

Более 700 тыс. клиентов по всему миру уже сделали свой выбор.

Перейти на сайт->

Бесплатный Курс "Практика HTML5 и CSS3"

Освойте бесплатно пошаговый видеокурс

по основам адаптивной верстки

на HTML5 и CSS3 с полного нуля.

Начать->

Фреймворк Bootstrap: быстрая адаптивная вёрстка

Пошаговый видеокурс по основам адаптивной верстки в фреймворке Bootstrap.

Научитесь верстать просто, быстро и качественно, используя мощный и практичный инструмент.

Верстайте на заказ и получайте деньги.

Получить в подарок->

Бесплатный курс "Сайт на WordPress"

Хотите освоить CMS WordPress?

Получите уроки по дизайну и верстке сайта на WordPress.

Научитесь работать с темами и нарезать макет.

Бесплатный видеокурс по рисованию дизайна сайта, его верстке и установке на CMS WordPress!

Получить в подарок->

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед


Кодировки: полезная информация и краткая ретроспектива

Данную статью я решил написать как небольшой обзор, касающийся вопроса кодировок.

Мы разберемся, что такое вообще кодировка и немного коснемся истории того, как они появились в принципе.

Мы поговорим о некоторых их особенностях а также рассмотрим моменты, позволяющие нам работать с кодировками более осознанно и избегать появления на сайте так называемых кракозябров, т.е. нечитаемых символов.

Итак, поехали...

Что такое кодировка?

Упрощенно говоря, кодировка - это таблица сопоставлений символов, которые мы можем видеть на экране, определенным числовым кодам.

Т.е. каждый символ, который мы вводим с клавиатуры, либо видим на экране монитора, закодирован определенной последовательностью битов (нулей и единиц). 8 бит, как вы, наверное, знаете, равны 1 байту информации, но об этом чуть позже.

Внешний вид самих символов определяется файлами шрифтов, которые установлены на вашем компьютере. Поэтому процесс вывода на экран текста можно описать как постоянное сопоставление последовательностей нулей и единиц каким-то конкретным символам, входящим в состав шрифта.

Прародителем всех современных кодировок можно считать ASCII.

Эта аббревиатура расшифровывается как American Standard Code for Information Interchange (американская стандартная кодировочная таблица для печатных символов и некоторых специальных кодов).

Это однобайтовая кодировка, в которую изначально заложено всего 128 символов: буквы латинского алфавита, арабские цифры и т.д.

Позже она была расширена (изначально она не использовала все 8 бит), поэтому появилась возможность использовать уже не 128, а 256 (2 в 8 степени) различных символов, которые можно закодировать в одном байте информации.

Такое усовершенствование позволило добавлять в ASCII символы национальных языков, помимо уже существующей латиницы.

Вариантов расширенной кодировки ASCII существует очень много по причине того, что языков в мире тоже немало. Думаю, что многие из вас слышали о такой кодировке, как KOI8-R - это тоже расширенная кодировка ASCII, предназначенная для работы с символами русского языка.

Следующим шагом в развитии кодировок можно считать появление так называемых ANSI-кодировок.

По сути это были те же расширенные версии ASCII, однако из них были удалены различные псевдографические элементы и добавлены символы типографики, для которых ранее не хватало "свободных мест".

Примером такой ANSI-кодировки является всем известная Windows-1251. Помимо типографических символов, в эту кодировку также были включены буквы алфавитов языков, близких к русскому (украинский, белорусский, сербский, македонский и болгарский).

ANSI-кодировка - это собирательное название. В действительности, реальная кодировка при использовании ANSI будет определяться тем, что указано в реестре вашей операционной системы Windows. В случае с русским языком это будет Windows-1251, однако, для других языков это будет другая разновидность ANSI.

Как вы понимаете, куча кодировок и отсутствие единого стандарта до добра не довели, что и стало причиной частых встреч с так называемыми кракозябрами - нечитаемым бессмысленным набором символов.

Причина их появления проста - это попытка отобразить символы, закодированные с помощью одной кодировочной таблицы, используя другую кодировочную таблицу.

В контексте веб-разработки, мы можем столкнуться с кракозябрами, когда, к примеру, русский текст по ошибке сохраняется не в той кодировке, которая используется на сервере.

Разумеется, это не единственный случай, когда мы можем получить нечитаемый текст - вариантов тут масса, особенно, если учесть, что есть еще база данных, в которой информация также хранится в определенной кодировке, есть сопоставление соединения с базой данных и т.д.

Возникновение всех этих проблем послужило стимулом для создания чего-то нового. Это должна была быть кодировка, которая могла бы кодировать любой язык в мире (ведь с помощью однобайтовых кодировок при всем желании нельзя описать все символы, скажем, китайского языка, где их явно больше, чем 256), любые дополнительные спецсимволы и типографику.

Одним словом, нужно было создать универсальную кодировку, которая решила бы проблему кракозябров раз и навсегда.

Юникод — универсальная кодировка текста (UTF-32, UTF-16 и UTF-8)

Сам стандарт был предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода» (Unicode Consortium, Unicode Inc.), и первым результатом его работы стало создание кодировки UTF-32.

Кстати, сама аббревиатура UTF расшифровывается как Unicode Transformation Format (Формат Преобразования Юникод).

В этой кодировке для кодирования одного символа предполагалось использовать аж 32 бита, т.е. 4 байта информации. Если сравнивать это число с однобайтовыми кодировками, то мы придем к простому выводу: для кодирования 1 символа в этой универсальной кодировке нужно в 4 раза больше битов, что "утяжеляет" файл в 4 раза.

Очевидно также, что количество символов, которое потенциально могло быть описано с помощью данной кодировки, превышает все разумные пределы и технически ограничено числом, равным 2 в 32 степени. Понятно, что это был явный перебор и расточительство с точки зрения веса файлов, поэтому данная кодировка не получила распространения.

На смену ей пришла новая разработка - UTF-16.

Как очевидно из названия, в этой кодировке один символ кодируют уже не 32 бита, а только 16 (т.е. 2 байта). Очевидно, это делает любой символ вдвое "легче", чем в UTF-32, однако и вдвое "тяжелее" любого символа, закодированного с помощью однобайтовой кодировки.

Количество символов, доступное для кодирования в UTF-16 равно, как минимум, 2 в 16 степени, т.е. 65536 символов. Вроде бы все неплохо, к тому же окончательная величина кодового пространства в UTF-16 была расширена до более, чем 1 миллиона символов.

Однако и данная кодировка до конца не удовлетворяла потребности разработчиков. Скажем, если вы пишете, используя исключительно латинские символы, то после перехода с расширенной версии кодировки ASCII к UTF-16 вес каждого файла увеличивался вдвое.

В результате, была предпринята еще одна попытка создания чего-то универсального, и этим чем-то стала всем нам известная кодировка UTF-8.

UTF-8 - это многобайтовая кодировка с переменной длинной символа. Глядя на название, можно по аналогии с UTF-32 и UTF-16 подумать, что здесь для кодирования одного символа используется 8 бит, однако это не так. Точнее, не совсем так.

Дело в том, что UTF-8 обеспечивает наилучшую совместимость со старыми системами, использовавшими 8-битные символы. Для кодирования одного символа в UTF-8 реально используется от 1 до 4 байт (гипотетически можно и до 6 байт).

В UTF-8 все латинские символы кодируются 8 битами, как и в кодировке ASCII. Иными словами, базовая часть кодировки ASCII (128 символов) перешла в UTF-8, что позволяет "тратить" на их представление всего 1 байт, сохраняя при этом универсальность кодировки, ради которой все и затевалось.

Итак, если первые 128 символов кодируются 1 байтом, то все остальные символы кодируются уже 2 байтами и более. В частности, каждый символ кириллицы кодируется именно 2 байтами.

Таким образом, мы получили универсальную кодировку, позволяющую охватить все возможные символы, которые требуется отобразить, не "утяжеляя" без необходимости файлы.

C BOM или без BOM?

Если вы работали с текстовыми редакторами (редакторами кода), например Notepad++, phpDesigner, rapid PHP и т.д., то, вероятно, обращали внимание на то, что при задании кодировки, в которой будет создана страница, можно выбрать, как правило, 3 варианта:

- ANSI
- UTF-8
- UTF-8 без BOM

Сразу скажу, что выбирать всегда стоит именно последний вариант - UTF-8 без BOM.

Итак, что же такое BOM и почему нам это не нужно?

BOM расшифровывается как Byte Order Mark. Это специальный Unicode-символ, используемый для индикации порядка байтов текстового файла. По спецификации его использование не является обязательным, однако если BOM используется, то он должен быть установлен в начале текстового файла.

Не будем вдаваться в детали работы BOM. Для нас главный вывод следующий: использование этого служебного символа вместе с UTF-8 мешает программам считывать кодировку нормальным образом, в результате чего возникают ошибки в работе скриптов.

Поэтому, при работе с UTF-8 используйте именно вариант "UTF-8 без BOM". Также лучше не используйте редакторы, в которых в принципе нельзя указать кодировку (скажем, Блокнот из стандартных программ в Windows).

Кодировка текущего файла, открытого в редакторе кода, как правило, указывается в нижней части окна.

Обратите внимание, что запись "ANSI as UTF-8" в редакторе Notepad++ означает то же самое, что и "UTF-8 без BOM". Это одно и то же.



В программе phpDesigner нельзя сразу точно сказать, используется BOM, или нет. Для этого нужно кликнуть правой кнопкой мыши по надписи "UTF-8", после чего во всплывающем окне можно увидеть, используется ли BOM (опция Save with BOM).


В редакторе rapid PHP кодировка UTF-8 без BOM обозначается как "UTF-8*".

Как вы понимаете, в разных редакторах все выглядит немного по-разному, однако главную идею вы поняли.

После того, как документ сохранен в UTF-8 без BOM, нужно также убедиться, что верная кодировка указана в специальном метатэге в секции head вашего html-документа:



<meta charset = "utf-8" />


Соблюдение этих простых правил уже позволит вам избежать многих пробелем с кодировками.

На этом все, надеюсь, что данный небольшой экскурс и пояснения помогли вам лучше понять, что такое кодировки, какие они бывают и как работают.

Если вам интересна эта тема с более прикладной точки зрения, то рекомендую вам изучить мой видеоурок Полный UTF-8: чеклист для начинающих.

Дмитрий Науменко.

P.S. Присмотритесь к премиум-урокам по различным аспектам сайтостроения, а также к бесплатному курсу по созданию своей CMS-системы на PHP с нуля. Все это поможет вам быстрее и проще освоить различные технологии веб-разработки.

Понравился материал и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями и коллегами!


Смотрите также:

Наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *