Композитор это человек который – Полные и краткие биографии великих русских композиторов. Биографии известных современных немецких, французских, украинских композиторов, творчество, фотографии, картинки

Композитор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель.

Глагол componere и его производные (в том числе compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX—X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала. Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor».

В последней трети XV века Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474) выделил в термине compositor творческий момент (композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус»). В «Книге об искусстве контрапункта» (1477) Тинкторис чётко различил контрапункт нотированный — «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой), таким образом, отделяя новую композицию от импровизации по стилевому шаблону. Окончательно понятие о профессии композитора установилось в XVI веке, хотя термин для обозначения этого понятия ещё не вполне стабилизировался. Например, Генрих Глареан в «Додекахорде» (1539) называет профессиональных сочинителей полифонической музыки «симфонетами» (лат. symphonetae).

  • Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. М., 1958.
  • Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 892.

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 06.11.2019 07:01
Автор: Сергей Краковский
девушка играет на скрипке
Поделитесь в сети:

 

Композитором называют автора музыкальных произведений. Это талантливый человек, который сочиняет музыку.


История профессии:


Много лет назад не существовало различий между терминами «композитор» и «исполнитель». Люди, которые сочиняли музыку на конкретном инструменте, исполняли исключительно авторские произведения. Переломным моментом стало появление нотной записи в XIV веке, что открыло перед талантливыми дарованиями новые горизонты.

Во времена Возрождения среди знати было престижно иметь придворных музыкантов, которыми руководил капельмейстер. Именно он являлся композитором, ведь исполняли его авторские произведения.

В эпоху Просвещения профессия композитор потерпела изменения. Большинство именитых композиторов знатного происхождения предпочитали именовать себя дилетантами, чтобы избежать ассоциации с капельмейстерами. Последние состояли на службе у высокопоставленных лиц.


Особенности профессии


Работа композитором имеет как достоинства, так и определенные недостатки.

Преимуществами являются безграничные перспективы творческой реализации, а также ― высокий уровень доходов при наличии предложений о продолжительном сотрудничестве со стороны заказчиков.

Профессия предусматривает отличную возможность увидеть мир.

Многочисленные музыкальные конкурсы для начинающих композиторов проводят во многих странах. Также удается познакомиться с множеством звезд эстрады, которые нуждаются в услугах талантливого композитора.

Что касается издержек, то при отсутствии всеобщего признания композитор не может рассчитывать на хорошую прибыль. Многие начинающие таланты вынуждены заниматься поиском альтернативных источников дохода.

Нередко приходится осваивать близкие к основному ремеслу профессии — музыкальный преподаватель, дирижер, аранжировщик и пр.


Обязанности


Композитор выражает глубину чувств, передает настроение и эмоции при помощи музыки. Как правило, он сочиняет не только ведущий мотив музыкального творения, но и его прочие составляющие.

Работа композитором предусматривает:

  • сочинение музыкального сопровождения для спектаклей, кинофильмов, концертных выступлений;
  • написание симфоний, кантат, опер, инструментальных произведений;
  • плодотворное сотрудничество с эстрадными исполнителями.

Важные качества


Необходимые качества, которыми должен обладать композитор:

  • музыкальный слух;
  • талант;
  • работоспособность;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность.

Навыки и знания


Композитор ― это талантливый человек, который не только умеет сочинять музыку, но и знает основы следующих музыкальных дисциплин: гармоники, композиции, гармонии, оркестровки, полифонии, инструментовки и пр.

Он должен умело реализовать на практике полученные теоретические знания.

В обязательном порядке композитору необходимо знать историю возникновения и развития музыкального искусства, а также ― стили, жанры и формы музыкальных произведений.

В работе также не обойтись без умения играть на определенном музыкальном инструменте.


Перспективы и карьера


Профессия композитор предусматривает отличные перспективы для развития карьеры.

Рабочим местом композитора нередко остается студия либо консерватория. По желанию, сочинять музыкальные произведения можно и дома.

Удачная продажа нескольких творений позволяет на постоянной основе получать определенный процент с публичных исполнений музыки. Чтобы хорошо зарабатывать, следует заводить полезные знакомства, а также― расширять аудиторию заказчиков.

Композитор ― это творческий человек, который может работать в театре, сфере кинематографа, на телевидении или стать преподавателем в одном из специализированных вузов.


Обучение


Ключевую роль в профессии играет талант. Мир увидел творения множества именитых композиторов-самоучек. Вместе с тем, наличие профильного музыкального образования значительно увеличивает шансы максимально раскрыть имеющийся потенциал и достичь определенных высот.

Первой ступенькой является обучение в музыкальной школе. Затем следует окончить среднее или высшее учебное заведение. Индивидуальные занятия с преподавателем существенно увеличивают шансы на поступление в консерваторию.

Поделитесь в сети:

Композитор - это... Что такое Композитор?

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Question book-4.svg

Компози́тор (от лат. compositor — составитель, сочинитель) — автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку. Этот термин получил распространение в Италии к 16 в., и с тех пор является отражением

профессиональной письменной традиции, возникшей в практике западноевропейской музыкальной культуры. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции и другим музыкально-теоретическим дисциплинам.

Интересные факты

Question book-4.svg
  • Писатель и дипломат А. С. Грибоедов стал популярным в свое время композитором благодаря всего двум музыкальным произведениям: вальсам ми минор[1] и ля-бемоль мажор[2].
  • Композитор Игнацы Ян Падеревский был премьер-министром Польши, Верди был депутатом, Берлиоз и Вагнер участвовали в революциях.
  • Среди советских композиторов также встречаются Герои Социалистического Труда, например, Кабалевский.
  • Композитор Джон Кейдж, вероятно, наиболее известен своей трёхчастной пьесой «4′33″» — «четыре минуты тридцать три секунды тишины», где не исполняется ни единой ноты.
  • Зачастую непрофессиональное переложение текста на музыку не предполагает наличие композиторской техники. Так, в авторской песне есть понятие барда — автора и исполнителя песен.

Примечания

Литература

  • Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. М., 1958.
  • Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 892.

что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

Интересная творческая профессия всегда привлекает тех, кто хочет самореализации, причем в любой обстановке и жанре. Такую возможность дает профессия композитор кто это, какие требования предъявляются – читайте далее.

Особенности профессии

 

Для того, чтобы стать профессиональным композитором, у человека должен быть талант и призвание. Но даже этого может быть мало, так как без длительных тренировок и серьезной подготовки, все это будет просто хобби и не более.

Представляя собой творческую профессию, композитор давно уже является востребованным специалистом как на радио, так и на телевидении. Это связано с тем, что кроме непосредственных эстрадных певцов и певиц, оркестров и театральных представлений, он может получать заказы от киностудий.

Сейчас без музыки не обходятся не только фильмы и мультфильмы, но и многочисленные рекламные ролики, сериалы, компьютерные игры.

Композитор может писать музыку, используя либо традиционный инструмент или специальные программы, благодаря которым музыку можно писать прямо на компьютере. Он может работать дома или в специальной студии, в консерватории.

Особенности процесса сочинения музыки

Очень часто среди композиторов можно услышать, что музыкальная тема родилась буквально в голове. Опытные специалисты всегда носят с собой качественный и чувствительный диктофон, на который и напевается будущая мелодия. Уже в спокойной обстановке, она расшифровывается и записывается в виде нот. В отдельных случаях заказчик присылает свои требования, что позволяет композитору подготовить все необходимое для успешного исполнения.

Так как композитор является автором различных музыкальных произведений, то все то, чем он занимается является творчеством. Очень часто процесс сочинения музыкального произведения проходит целый ряд этапов.

Стоит перечислить основные из них:

  • появление идеи;
  • «созревание» мелодии в голове автора;
  • надиктовка основного мотива на диктофон;
  • мозговой штурм во время нотной записи;
  • определение назначения мелодии, ее целевой аудитории;
  • полная разработка конечного произведения с разбросом на инструменты, особенно если исполнять будет оркестр.

Кто может стать композитором?

Как уже говорилось, основными заказчиками являются специалисты, работающими в киноиндустрии, шоу-бизнесе, в театральной сфере и даже в играх. Отсюда и требования к композициям – они должны легко восприниматься на слух, запоминаться и вызывать определенные эмоции.

Именно по этой причине из профессии быстро уходят люди, кто не может увеличить свой потенциал или не справляются со своими обязанностями, являются дилетантами с большими амбициями. Но если человек показывает свою способность творить, создавая качественные и оригинальные композиции, то слава ему будет обеспечена.

Для того чтобы стать композитором, следует:

  • отлично знать музыкальную грамоту;
  • хорошо владеть как минимум 1 музыкальным инструментом;
  • следует разбираться в истории и теории музыки;
  • уметь использовать в своих произведениях не только классические, но и современные направления им стили музыки.

Основные характеристики профессии композитор

Основные характеристики профессии композитор

Говоря о характеристиках, стоит назвать основные плюсы и минусы этой профессии.

Начать стоит с недостатков. К ним относят:

  • очень часто отсутствуют постоянные заказчики, что приводит к денежному голоду;
  • только становясь композитором, очень часто приходится искать альтернативные заработки. Это связано с тем, что без репутации будет пробиться к денежным потокам;
  • практически отсутствует карьерный рост;
  • зарплата представляет собой гонорары, от заказчиков.

Теперь стоит назвать преимущества, к котором относят: 

  • есть возможность самореализоваться для творческих и талантливых людей; возможность для самореализации талантливым людям;
  • при отдельном везении и старании можно добиться славы и вместе с ней и прибавок к гонорарам;
  • не обязательно посещать консерваторию на постоянной основе, так как там есть возможность работать в домашних условиях.

Мы рассмотрели все особенности профессии композитор кто это и что должен уметь делать.

 

КОМПОЗИТОР - ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?


Вот слово, которое многим покажется знакомым. Впрочем, давай раскроем словарь. Там мы прочитаем: «Композитор (от латинского — составитель, сочинитель) — автор музыкального произведения, лицо, занимающееся сочинением музыки».

Это, конечно, правильное объяснение слова. Но одно оно не может измерить всей глубины смысла, какой люди издавна вложили в слова «художник», «писатель», «композитор». Уметь сочинять, придумывать, рассказывать красками, словами или звуками — одно из самых великих и насущных дел человека.

Чтобы сочинять музыку, необходим очень большой музыкальный талант. Но одного таланта мало. Нужен ещё труд — огромный, неизмеримый.

Композиторский труд, как и труд писателя, как труд живописца, не знает ни передышки, ни срока. Бетховен сочинял музыку не только за рабочим столом, но и на прогулках, во время беседы, поздним вечером, засыпая, и, просыпаясь, ранним утром. Музыкальные мысли приходили ему в голову постоянно. Такой же постоянный, непрерывный труд отличал и жизнь Чайковского, Моцарта. И. С. Бах, умирая, уже совсем слепой, диктовал музыкальные мысли близким... Таков композиторский труд.

Но и труда тоже мало. Нужно ещё сознание важности своего труда.

Сочиняя музыку, композитор берёт на себя большую, почётную и ответственную задачу: он воспитывает и даже переделывает нас, делая лучше, чище и благороднее.

Поэтому композитор — это учитель жизни, воспитатель человечества. Его труд отвечает нам на вопросы: как жить? Что такое человек?

Композитор рассказывает в звуках о жизни, о том, что думает человек о себе, об окружающем мире. Поймёшь его — и тебе удастся лучше понять себя, других, свою жизнь. Вот этим искусство воспитывает нас.

Слушать музыку — не такое лёгкое и простое дело: это тоже работа, труд. Нужно сделать усилие, чтобы проследить ход мысли автора, проникнуть в его замысел.

И сочинение песен, симфоний, концертов — не прихоть, не праздное занятие. Это величайшая, высшая потребность человека.


 

Композитор — Викицитатник

Компози́тор (от лат. compositor — составитель созвучий, сочинитель) — автор музыкальных произведений; человек, пишущий музыку и имеющий соответствующее образование. Это слово возникло в Италии примерно в XVI веке, и с тех пор имеет отношение к профессиональной письменной музыкальной традиции, возникшей в западной культуре и затем распространившейся на весь мир. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Другие сочинители как правило не называются «композиторами», но авторами музыки, например, импровизаторами, бардами или шансонье.

Композиторы о композиторах[править]

Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть любой кучер, либо такие сложные, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не может понять.

  — Вольфганг Амадей Моцарт

Найдите хорошую мелодию – и ваша композиция, какова бы она не была, будет прекрасной и непременно понравится.

  — Йозеф Гайдн

Чтобы сочинять музыку, достаточно вспоминать звуки, которые никому ещё не приходили в голову.

  — Роберт Шуман

Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определённый смысл, как и слова – быть может, ещё более определённый.

  — Феликс Мендельссон

Лист слышал мою оперу, он верно чувствовал все замечательные места. Несмотря на многие недостатки «Руслана», он успокоил меня насчёт успеха. Не только в Петербурге, но и в Париже, по словам его, моя опера, выдержав только в течение одной зимы (32 представления), могла бы считаться удачною. «Вильгельм Телль» Россини в первую зиму выдержал только 16 представлений.
Я ему высказывал откровенно мои взгляды на искусство и на композиторов. По моему мнению, Карл-Мария Вебер был для меня очень неудовлетворителен (даже во «Фрейшютце») от излишнего употребления доминант-септим аккорда в первой его позиции.

  — Михаил Глинка, «Записки»

Меня просят высказать для читателей «Морнинг Джёрнал» моё мнение о Вагнере. Я это сделаю со всей прямотой и откровенностью. Но должен предупредить их, что вижу в этом вопросе две стороны. Первая – Вагнер и положение, которое он занимает среди композиторов девятнадцатого столетия; и вторая – вагнеризм. Можно сразу увидать, что, восхищаясь композитором, я питаю мало симпатии к тому, что является культом вагнеровских теорий.
Как композитор, Вагнер, несомненно, одна из самых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно.

  — Пётр Чайковский, «Вагнер и его музыка»

Разумеется, мои учительницы не принимали никакого участия в моих композиторских попытках и даже не знали о них; я конфузился говорить о своих сочинениях, а родители мои смотрели на них как на простую шалость, игру; да это в то время так действительно и было. Сделаться же музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком. Действительно, родители хотели отдать меня в Морской корпус, так как дядя мой, Николай Петрович, и брат были моряки.

  — Николай Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»

В общем же игра тональностями в каждой части произведения интересна, красива и закономерна; распределение тональностей указывает на пробуждавшееся во мне в те времена понимание взаимодействия тональностей и отношений между ними, служившее мне в течение всей последующей моей музыкальной деятельности. О, сколько композиторов на свете лишены этого понимания! В числе их Даргомыжский, да пожалуй что и Вагнер! К тому времени относится и вырабатывавшееся во мне все более и более чувство абсолютного значения или оттенка каждой тональности. Исключительная ли оно субъективно или подлежит каким-либо общим законам? Думаю — то и другое. Вряд ли найдётся много композиторов, считающих A-dur не за тональности юности, веселья, весны или утренней зари, а, напротив, связывающих эту тональность с представлениями о глубокой думе или тёмной звёздной ночи.

  — Николай Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»

Странный человек – этот господин Рахманинов. Несомненные творческие успехи, вроде фортепианного концерта, соседствуют у него с полной музыкальной беспомощностью, как в невообразимой Первой симфонии. Но увы, я не смогу сейчас с дурно скрываемым злорадством рассказать вам о том, как я, в свою очередь, “думал, что Рахманинов просто композитор, а оказалось – ещё и свинья”. С самого начала человек этот не вызывал у меня никакого отдельного интереса. Правда, даже невооруженным глазом было заметно, что способности его не ординарны, однако для меня в том не было никакой нужды. Я видел перед собою просто очередного, более или менее талантливого, даже пускай и гениального музыканта, композитора, но не более того. Дело опять шло о человеке со своею обычной жизнью и деятельностью. А никакими сверх’задачами здесь – и близко не пахло... “Я-то думал, что Рахманинов всего лишь композитор, да так и оказалось – всего лишь композитор”.[2]:403

  — Юрий Ханон, «Скрябин как лицо»

Рахманинов..., мрачнее тучи сидел в креслах и подлетевшему к нему с расспросами вечно возбуждённому Померанцеву ответил коротко, но смело: “Я-то думал, что Скрябин просто свинья, а оказалось – ещё и композитор”...[2]:403

  — Юрий Ханон, «Скрябин как лицо»

Шопен колоссально музыкален. Он несравненно музыкальнее всех современников, и с его данными можно было бы стать величайшим композитором мира, но, к сожалению, музыкальность эта не находилась в соответствии с широтой его умственного кругозора. История музыки знает такие случаи, когда эти две стороны не находились в соответствии. <...> Поразительно в Шопене то, что он, как композитор, почти не эволюционировал. Чуть не с первого орus'а это был уже законченный композитор, с ярко определённой индивидуальностью. Это была гордая, высоконравственная натура, которая целиком отразилась в его творчестве. Можно, не читая биографии Шопена, рассказать её, изучив его сочинения, — настолько ярко это отражение.

  — Александр Скрябин, «О Шопене»

– Дамы и Леди!.. Джентльмены и Мсье!.. Без лишних слов и чрезмерных околичностей вынужден сообщить благородной публике, что отныне под страхом смертной казни через удаление головы все композиторы без исключения должны будут носить имя Эрик и фамилию Сати!.. Или – наоборот.[4]:278

  — Эрик Сати, «Записные книжки»

Я в своё время даже предлагал генералу Фошу организовать отдельную инфантильную композиторскую роту, в пехоте, разумеется, (на что они ещё годятся!), и пускать её в атаку одновременно с обычными войсками – контрапунктом или в подголоске. [4]:320

  — Эрик Сати, Юрий Ханон, «Воспоминания задним числом»

Равель – это не композитор. На самом деле он – прирождённый шеф классных дам, надзиратель по призванию. Сегодня Равель является признанным руководителем всех дебюссишек, столоначальником дебюссяток и вождём дебюлов. [4]:457

  — Эрик Сати, «Записные книжки»

 Пауки любят музыку точно так же, как и большинство наших композиторов, если понимаете... [4]:472

  — Эрик Сати

Однако, этот Стравинский, при всём уважении – не мог не вызывать у меня улыбки, совсем небольшой и глубоко спрятанной улыбки... Он был велик, несомненно... Он был хорош, абсолютно... Ни с чем не спорю. Молодой, компактный, мускулистый, лысый, гениальный... Ездил на велосипеде... Да. Великий композитор, в конце концов... Но, как раз в том-то и всё дело. Он был только музыкант, большой музыкант, всего лишь музыкант, великий творец звуков – но не более того... [4]:535

  — Юрий Ханон, «Воспоминания задним числом»

За последние 30 лет в нашей стране из институтов выпущено около тысячи молодых композиторов. Но этих имён никто не знает. Воспитание под знаком авангарда делает их творческими импотентами. А попсовые артисты, приватизировавшие эстрадную песню, не пускают к себе профессионалов. Приватизацию песни начала Пугачева. Она первая смекнула, что профессиональные авторы сократят её доходы, и года с 1985-го практически не исполняла песни профессиональных авторов, даже тех, что вывели её на арену, того же Паулса, а перешла на собственную продукцию. За ней пошли все остальные.

  — Владимир Дашкевич

Конечно, серьёзным композитором мне хотелось стать как можно скорее, но, к счастью, я вовремя понял, что для этого необходимо заниматься не только практической композицией. И прежде всего – по возможности изучить вдоль и поперёк музыку, уже написанную другими композиторами. [5]:17

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 1997

 И тут возникает вопрос: а как вообще советский композитор 70-80-х годов мог зарабатывать себе на пропитание?
Всестороннее исследование этого вопроса вырисовывает весьма любопытный феномен: безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов <…> Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей. <…>
Естественно, что все, умевшие писать ноты, стремились в кино. Так же естественно мечтал об этом и я. Правда, основного пути попадания в цех кинокомпозиторов я тогда не знал, а был он донельзя прост, как и донельзя гадок. Например, на «Мосфильме», свою первую работу композитор делал бесплатно, то есть, конечно, нее бесплатно, а отдавал гонорар кому следует, за вторую имел половину, далее, как выбивался в люди – уже мог диктовать свои условия.[5]:112-113

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 1997

Второй способ выживания композитора в современных условиях <…> служба в госучреждениях: консерваториях и училищах, минкультах и филармониях, редакциях радио, телевидения и издательств. Такой род деятельности был более доступен, нежели прорыв в кино (хотя, правда, поди попробуй устройся работать в ВУЗ) и 99% советских композиторов ходили в разнообразных рекрутах.[5]:113

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 1997

Спасибо, конечно <за комплимент>, но какой там у композитора ум? У него есть только щупальца. То, до чего я дохожу своим умом, который вы аттестовали так высоко, это только мне нужно и никому больше. Пасти́ народы — это не моё. Я не мыслитель, не пророк. Для меня фигура ремесленника в социальной иерархии выше, чем фигура мыслителя. Я и пытаюсь быть ремесленником. У меня, пожалуй, пролетарское самосознание: починить стул, что-то сочинить для каких-то конкретных нужд, получить за это гонорар. Должно быть ощущение своей необходимости, нужности сегодня.[6]

  — Леонид Десятников, «Шум времени и работа часовщика», 2007

 Петь высокопарные хвалебные оды живому автору, да к тому же если он сам их и поёт – явление, наверно, достаточно подозрительное, если не сказать больше. Будь это не я, – обозвал бы такого свихнувшимся маньяком и посоветовал зайти к психиатру. Но с другой стороны, ведь всякий композитор <...> должен самозабвенно любить свою музыку, иначе ничего путного никогда не получится; – вопрос лишь в том, кто, краснея, скрывает свою любовь, а кто, краснея, – нет. Я, например, люблю, не краснею и не скрываю... (Хвали себя сам, – оправдал сто лет назад мою позицию бессмертный Козьма Прутков, – иначе тебя никто не похвалит).[5]:161

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 2007

 Конечно, специфика «Московской осени», как цеховой лаборатории, установившаяся с самого её рождения в 1979 году, где каждому композитору (а их в Москве свыше 400) даётся равная возможность услышать своё написанное – при условии достаточного профессионализма, – конечно, накладывает свой отпечаток на программы концертов;[комм. 1] однако, в соответствии с максимой великого Ницше, по которой человеческая масса является всего лишь необходимым материалом для появления сверхличности, наша композиторская масса также для чего-то необходима.[5]:358

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 2007

Однако перед моими глазами <...> более близкие и, к сожалению, более грустные примеры из теперешних авторов, творящих исключительно по заказам: Денисова – с его бесчисленными одинаково одноразовыми сонатами, квартетами и квинтетами; Губайдуллину – плодовито тиражирующую своё мастерство и талант, неизбежно стирающиеся от такой супер-плодовитости; наконец, Шнитке, который перед последним трагическим ударом болезни в 1994 году написал девять крупных сочинений, и ни одно из них не вышло на уровень прежнего Шнитке. Даже из нашей поросли, обильно озаказенные Смирнов, Фирсова, Тарнопольский, Каспаров просто закидали всех сочинениями-двойниками – без сверх-задачи, без сверх-концепций, без сверх-идей. <...>
Слава Богу, мне не довелось испытать негативных последствий избытка заказов на собственной шкуре, тем более, что я не могу себе даже представить перманентного сочинительства – композитор ведь не дойная корова, чтобы выдавать ежедневно по 10 литров качественного шестипроцентного молока; – а в моём магазине некачественным не торгуют... [5]:236

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 2007

 ...я обратил внимание, что если выбрать среднее арифметическое <...>, то получается, что кризисные ситуации у композиторов возникают где-то в районе пятидесяти лет.[5]:261

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 2007

 что прикажете делать «европейски известному» композитору, когда на старости лет снова вылезает примитивная проблема выживания? Видимо, надо заниматься другим делом. <...>
Но опять же но – разве это справедливо, что рутинная редактура симфонии классика оценивается гораздо выше, чем создание новой симфонии? Получается, что композитор менее ценен, чем редактор.[комм. 2] Да и вообще, композитор, кому ты нужен со своим 17-летним специальным образованием? Какому-нибудь дворнику платят за его общественно-полезную работу, за уборку собачьих какашек, а тебе за что платить?[5]:339-340

  — Виктор Екимовский, «Автомонография», 2007

Быть композитором – это далеко не всегда было постыдно. Даже в старые-старые времена при всяком мало-мальски уважающем себя Дворе каждый, даже самый мелкий Монарх содержал у себя кроме дворника, фрейлин и маркитанток ещё и парочку вполне ручных придворных композиторов. Они состояли на постоянной службе и таким образом за скромное жалованье должны были писать исключительно служебную музыку для внутреннего дворового, вернее придворного пользования. Да, и именно из такой «служебной» музыки состоит сегодня почти вся история этой самой музыки…[7]

  — Юрий Ханон, «Я – композитор»

...всякий композитор, находящийся в обществе, одним только видом своим вызывает у окружающих приступы острейшей жалости и сочувствия. Да и что тут лишнего говорить, когда почти все они худы до полного безобразия или наоборот, чрезмерно раскормлены, многие с трудом передвигаются, шатаются из стороны в сторону и поминутно падают лицом об стену. Они почти все поголовно хромы на одну ногу (чаще левую), или на один глаз; пытаясь как-то скрыть это пожизненное огорчение, они постоянно сидят неподвижно на одном и том же месте, лучше всего на постаменте, вдобавок повернувшись к вам строго в профиль.[7]

  — Юрий Ханон, «Композиторы и Философы»

Сейчас точно не припомню кто, кажется Бернард Шоу очень тонко подметил (и сделал это гораздо изящнее чем я, со свойственной только ему краткостью и иронией), что «почти всякий композитор подобен дохлой собаке (кроме, разумеется, Вагнера)». Да-да, теперь я действительно вспомнил, что это сказал Бернард Шоу. Сказал совершенно замечательно, вот только с последним утверждением я не совсем соглашусь, мне-то как раз кажется, что именно Рихард Вагнер..., впрочем, я, кажется, слишком отвлёкся от главной темы своего разговора.

  — Юрий Ханон, «Композиторы и Философы»

Хотя Ханон объявляет Сати и Скрябина своими учителями, его привлекает вовсе не музыка этих композиторов, но их склонность к смысловым параллелям – и кое-кто мог бы сказать, – даже подчинению своей музыки идее. Если верить Ханону, композитор должен быть идеологом во всём том, что касается музыкального материала.

  — Lyudmila Kovnatskaya, «Grove’s Dictionary»

Однажды Ханона спросили: «Вот вы всё говорите, что Чайковский плохой композитор. А если бы вы были профессором консерватории, как бы вы учили на композитора?»
Ханон, очень недолго думая, ответил:
― Выбрасывал бы студентов с пятого этажа.
Больше его никогда не спрашивали о Чайковском...[8]

  — «Ханон и другие композиторы» (сборник анекдотов Николая Фохта)

Раньше сочинения Ханона исполняли очень мало. Тогда Ханон сказал:
― Ладно, я согласен, чтобы никто не исполнял моих партитур, но при условии, что все остальные композиторы должны передóхнуть.
С тех пор Ханона стали играть гораздо чаще.[8]

  — «Ханон и другие композиторы» (сборник анекдотов Николая Фохта)

Музыканты о композиторах[править]

Для англичан Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа! Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви.[9]:68

  — Бернард Шоу, «О Генделе и англичанах»

Когда композитор пишет, руководствуясь формальной схемой, его творческая выдумка обычно ограничивается выбором схемы и сочинением первого предложения (а оно в музыке соответствует строке в стихотворении).[9]:137

  — Бернард Шоу, «Старая музыка и новая музыка»

Был композитор-«монофонист», отрицавший в музыке гармонию, контрапункт, мелодическое последование, словом, всякое симфоническое начало ― во имя, славу и торжество изобретённого им «разнообразно напрягаемого однозвучия».

  — Александр Амфитеатров, «Чудодей»

Слушатель отстаёт от создателя как минимум на век. То, что написано выдающимися композиторами современности, ещё ждёт своего часа. XXI век будет веком русской музыки.

  — Дмитрий Хворостовский

Писатели о композиторах[править]

Опера, которую ставили, была написана не классиком, не новатором, не строгим композитором старого времени и не смелым современником. Это было неизвестное творение какого-то иностранца. Порпора, во избежание интриг, которые, несомненно, возникли бы среди композиторов-соперников, исполняй он своё собственное произведение или творение другого известного композитора, предложил, — думая прежде всего об успехе своей ученицы, — а потом и разучил партитуру «Гипермнестры». Это было первое лирическое творение одного молодого немца, у которого не только в Италии, но и нигде в мире не было ни врагов, ни приверженцев и которого попросту звали господин Христофор Глюк.

  — Жорж Санд, «Консуэло»

— Мужайся, Беппо, — ты выдающийся артист и можешь стать великим композитором, если будешь работать. У тебя несомненно есть идеи; А с идеями и знаниями можно далеко пойти.

  — Жорж Санд, «Консуэло»

— Боже сохрани, Боже сохрани! По строению скелета и нервной системы и головного мозга, — совсем не одно и то же. Но по обязательности подчиняться законам природы, — совершенно одно и то же. Что кому дано этой природой сделать, тот только это и может сделать. Тенор не запоёт басом. Блондин не станет брюнетом. Тётя Лиза не уяснит себе теории кровообращения. Человек без слуха не станет композитором. И выучить их этим вещам нельзя. Вот переплетать книги, бренчать на рояле, писать фельетоны, — этому выучить можно.

  — Борис Лазаревский, «Урок»

Сидорыч встал из-за стола, за которым он сидел с кем-то, взял меня за руку и, подведя к собеседнику, торжественно спросил меня:
— Знаешь ли, кто это со мной сидит? — и, потрясая вилкой, на которой был кусок сосиски, возопил. — Это — ком-по-ззи-тор!
Сидорыч был уже порядочно пьян. На столе стояла водка с неопрятной кабацкой закуской. Тот, кого Сидорыч назвал композитором, поднял голову и поглядел на меня пьяными, добрыми голубыми глазами. Это был мускулистый человек лет около тридцати, с густыми волнистыми кудрями и рыжеватыми усами. Его лицо являло все признаки долголетнего пьянства: оно было измято, с характерными морщинами и мешками под глазами, нос был ноздреват и красен, но черты лица были красивы и выразительны, а голубые детские глаза положительно напоминали мне что-то забытое...
— А ведь мы с вами знакомы были! — произнёс он хриплым пропитым голосом и улыбнулся застенчивой улыбкой. — Оргáнов!..

  — Степан Петров-Скиталец, «Композитор»

Подумав так, Иван Николаевич начал исправлять написанное. Вышло следующее: «...с М.А.Берлиозом, впоследствии покойным...» И это не удовлетворило автора. Пришлось применить третью редакцию, а та оказалась ещё хуже первых двух: «... Берлиозом, который попал под трамвай...» ― а здесь ещё прицепился этот никому не известный композитор-однофамилец, и пришлось вписать: «... не композитором...»

  — Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– Ну вот, – сказал Дебоширин, – приехали. Тут вам забронирован номер. Отдохните, примите ванну. К семи вас будет ожидать мсье Трюмо. Увидите его в пресс-баре. Трюмо – известный французский поэт, композитор, режиссёр. Трюмо расскажет вам о бунинских архивах.
– Мерси, – сказал Краснопёров, – вы очень любезны.

  — Сергей Довлатов, «Иная жизнь»

Смотри, композитор! А ну сочини чо-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!

  — Свадьба в Малиновке

Композитор как профессия

Слово «композитор» происходит от латинского «compositio», что означает «создавать». В давнем XIII веке композиторами называли всех художественных деятелей, которые создавали что-то новое в искусстве. Со временем слово «композитор» закрепилось только за музыкальными деятелями. Произошло это где-то ближе к XVI столетию, и с тех пор это понятие относится только к музыке. Соответственно, композитор – это человек, сочиняющий музыку.

Может ли написание музыки стать профессией? Конечно, может, только тут не все так просто. Для того чтобы стать профессиональным композитором, нужно много учиться. Сначала музыкальная школа или училище, затем консерватория. Настоящий профессионал хорошо должен изучить такие предметы, как гармония, оркестровка, история музыкального искусства, полифония, превосходно разбираться в творениях классиков, современной и народной музыке. Но и этого не достаточно, чтобы стать действительно хорошим композитором.

В этой профессии, как и в любой другой в искусстве, невозможно обойтись без таланта. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Подобная работа требует полной самоотдачи, иногда на создание одного произведения могут уйти годы или даже десятилетия неимоверных усилий автора. Без души и без таланта в данной профессии невозможно добиться больших успехов.

История возникновения музыки идет с давних времен, точно нельзя сказать, когда именно зародилось искусство музыки. Например, народные песни – они также были когда-то кем-то написаны, передаваясь из поколения в поколение, они видоизменялись, преобразовывались, что тоже можно назвать частью композиторской деятельности.

Когда-то, очень давно, понятия композитор и исполнитель были неразделимы. Люди, сочиняющие музыку на определенном инструменте, виртуозно владея им, исполняли только свои собственные произведения. С появлением нотной записи к XIV веку возникло разделение на композитора и исполнителя, кроме того, появилась возможность увековечивать великие произведения авторов, передавая их своим потомкам.

В эпоху Возрождения слово «музыкант» означало не призвание, а должность. При дворах королей, князей и прочих высокопоставленных и знатных лиц были придворные музыканты. Самый главный из них носил звание маэстро или капельмейстер. Именно он и был, по сути, композитором, так как исполнялись произведения его собственного сочинения и под его чутким руководством.

В эпоху Просвещения многие знаменитые композиторы дворянского происхождения, боясь того, что их сочтут за служителей, т.е. капельмейстеров, называли себя дилетантами. При этом они были людьми высокообразованными, обладали хорошими знаниями, причем, не только в области музыки, создавали великолепные произведения. Таким образом, слово «композитор» на некоторое время было разделено на понятия должность и призвание.

В России понятие композитор появилось в 1770-х годах. Первым российским композитёром, как тогда было модно произносить слово на французский манер, стал Максим Березовский, написавший оперу «Демофонт» в 1773 году.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о