Композитор кто: Чем занимается композитор? | Статьи и обзоры на Струнки.ру

Содержание

Композитор как профессия — Музыкальное обозрение

Екатерина КЛЮЧНИКОВА | МО № 6 (369) 2014

Каспаров Юрий

Современный востребованный российский композитор, профессор Московской консерватории Юрий Каспаров делится секретами профессии и размышляет о судьбе композиторского опусного искусства в эпоху, когда многие объявили о смерти всех и вся.

Слово композитора

В истории музыки существует не так много книг, написанных композиторами о своей профессии. Речь идет не о теоретических трактатах о законах полифонии и гармонии, не об автобиографических записях, письмах или набросках.

А о рассуждениях композиторов, посвященных смыслу и цели своей деятельности, об общих принципах сочинительства, логике и профессиональном мышлении. Это и социология профессии с ее прагматикой, и этика с эстетикой, и даже философия. Именно такие работы можно пересчитать по пальцам: статьи Р. Вагнера, «Поэтика» И. Стравинского, труды О. Мессиана, зарисовки Дж. Кейджа… И вот вышла книга Юрия Каспарова.

Юрий КАСПАРОВ. …И — я композитор!
М.: Музиздат. 2014 — 108 с.

Да будет жизнь!

Книга возникла из бесед композитора с искусствоведами Г. Поваляшко и Д. Мосиенко. Их размышления отталкивались от парадоксальных высказываний А. Онеггера. В послевоенные годы он в своей книге «Я — композитор!», рассуждая о современном искусстве с Б. Гавоти, писал: «Я убежден до глубины души, что спустя немного лет музыкальное искусство, каким мы его представляем себе нынче, полностью перестанет существовать. Оно исчезнет…». И вплоть до сегодняшнего момента эти эсхатологические идеи популярны и имеют своих адептов. Но благодаря Юрию Каспарову провозглашаемая смерть академической музыки отменяется. Элегантно, красиво, с безупречным чувством юмора он с треском развенчивает модные мифы. Вместо летаргии и летального исхода он констатирует процессы прорастания и преемственности. Не революция или тотальный разрыв, а эволюцию.

Учебник

Так же как и у французского alter ego, книга Ю. Каспарова оформлена в виде вопрос-ответных построений, что придает энергию текста и держит читателя в постоянном внимании. Его собеседницы задают ему неудобные и зачастую риторические вопросы. Композиция — это не профессия, а мания? Мы в эпоху тотального кризиса? Нужна ли композиция? Всегда ли композитор-новатор не понимаем современной ему публикой?

Ответы Каспарова предельно прагматичны, здесь нет туманных рассуждений и пряток за философией постмодернизма. Начинающий композитор может считать его своеобразным учебник с профессиональным кодексом. Без всяких прикрас и тайн он рассказывает о том, как человек, сочиняющий музыку, может стать признанным среди профессионального сообщества. Это происходит не спонтанно, и не сваливается как «манна небесная». В социологии этот путь называется профессиональной социализацией, или, по П. Бурдье, художественной стратегией, связанной с утверждением своего индивидуального стиля как части общепринятого, публичного музыкального процесса.

Каспаров Юрий (род. 1955) — окончил Московский энергетический институт и Московскую консерваторию по специальности «композиция» (класс М. Чулаки). Там же аспирантуру (класс Э. Денисова). Работал главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов. В 1990 г. организовал Московский Ансамбль современной музыки. Около 20 лет являлся его художественным руководителем.

Лауреат Международных композиторских конкурсов: Конкурс им. Гвидо д’Ареццо в Италии, первая премия, и Конкурс им. Анри Дютийе во Франции, Гран-при. Кавалер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция, 2008). Председатель Российской секции Международного общества современной музыки ISCM (с 2005). Член правления Московского Союза композиторов (1998). Преподает в Московской консерватории композицию и оркестровку.

Исполнители и организаторы концертных акций регулярно делают композитору заказы на новые сочинения. Среди них: Ансамбль Модерн (Германия), Радио-Франс совместно с Институтом Музыкальных Исследований, Международные фестивали Дни Новой Музыки в Цюрихе (Швейцария) и Фелдкирх фестиваль (Австрия), Гранд-Театр г. Тур (Франция), Симфонический Оркестр г. Ставангер (Норвегия), Симфонический Оркестр г. Тур (Франция), Ensemble Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE–Ансамбль (США), Ансамбль Археус (Румыния), Французский Оркестр Флейт и др.

Произведения Юрия Каспарова исполнялись такими известными дирижёрами, как Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка (Франция), Фридрих Гольдманн (Германия), Оливье Кюанде (Швейцария), Тадааки Отака (Япония), Дэвид Милнс (США), Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев (Россия).

Солисты, участвовавшие в мировых премьерах его сочинений: флейтист Пьер-Ив Арто (Франция), гобоист Дорин Глига (Румыния), кларнетисты Арман Ангстер (Франция) и Николас Кокс (Англия), фаготисты Валерий Попов (Россия) и Джонни Райнхард (США), баритоны Жак Бона и Вансан Ле Тесье (Франция), органист Эрве Дезарбр (Франция), скрипач Владислав Иголинский, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский и Александр Загоринский (Россия).

В настоящий момент каталог произведений Юрия Каспарова включает в себя около 40 симфонических партитур и около 60 камерных: 5 симфоний, 5 камерных симфоний, вокальные, камерные инструментальные и вокальные сочинения. Особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).

Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России.

Юрий Каспаров регулярно читает лекции и даёт мастер-классы в различных высших учебных заведениях как в России, так и за её пределами. Среди них Миланская консерватория им. Джузеппе Верди, Академия Музыки им. Яначека в Брно, Пхеньянская консерватория им. Ким Вон Гюна, Красноярская Академия Музыки и Театра.

Произведения записаны крупными звукозаписывающими компаниями: Olympia (Англия), Harmonia Mundi и Le Chant du Monde (Франция), Vista Vera (Россия).

Наш ответ Лебрехту

Первая часть «Путь к признанию и…» посвящена системному анализу современной музыкальной культуры. Мысль автора направлена по двум векторам — диахронно и синхронно. Вчера и сегодня, «у нас» и «у них». Через эти сквозные линии выявляется некая универсальная модель устойчивой художественной системы. Автор охватывает историю музыки от Баха, Моцарта, Бетховена, Листа до Прокофьева, Онеггера, П. Булеза, Дж. Кейджа.

Многое здесь автобиографично и, скорее всего, войдет в учебники еще не написанной истории советской и постсоветской музыки. Автор перемежает теорию остроумными байками и историями из личного опыта. Например, как некий востребованный в советском кино композитор ОК искал «нужный» звук. Требовал, чтоб в студию звукозаписи киностудии внесли… гробы. Потом экспериментировал с презервативами, а иной раз ударники били по бюсту Ленина, по его носу.

«Сейчас композиторы моего поколения, прожившие много лет при советской власти, а после ее благополучной кончины сполна вкусившие свободы и деполитизации творчества, вспоминают минувшее время как своего рода “золотой век музыки”! Это можно понять.

Искусство, пусть и в извращенной форме, как элемент идеологии было востребовано, и к нему, а, следовательно, и к его создателям, отношение было серьезным и уважительным. Сейчас же в эпоху кризиса общества потребления академическое искусство — один из важнейших элементов культуры в целом — не нужно категорически!», — с горечью подводит итог воспоминаниям автор.

Три кита

Сравнивая отечественную и европейскую ситуации, он указывает, что главным базисом для музыкальной системы является поддержка государства. «Там» первые лица государства ориентируются и делают модными не фольклор и масс-индустрию, а вкладываются в современную академическую культуру. Как пример — успешный опыт культурных центров Франции, Германии, Швейцарии.

Но взаимодействие с властью — амбивалентная проблема. Каспаров пишет: «Если карьера Шостаковича была полностью обеспечена властью страны, то карьера Денисова, а вслед за ним и Шнитке, и Губайдулиной, и других композиторов-оппозиционеров» состоялась благодаря противостоянию власти и поддержке западного мира. Сейчас, когда прошло время, становится понятно, что политическое противостояние двух систем было в принципе на руку людям искусства. Любой опус, хотел того его автор или не хотел, нес определенный идеологический заряд.».

Без патетической критики и романтического изгойства он провозглашает важную роль масс-медиа, критики и рекламы. Это необходимые сегодня инструменты в арсенале профессионала, так же как умение складывать фуги. Несмотря на важность юридических норм в отношении авторских прав, он указывает, что лучшей рекламой и пиаром — и к тому же бесплатными, является пиратское распространение записей.

«Сегодня любой диск, любую книгу, любой фильм можно скачать из интернета. Да, наверное, это нарушение закона об авторских правах, но я в глубине души приветствую эту партизанщину! Не то, чтобы я ратовал за нарушение законов, нет, конечно, но стремиться к тому, чтобы произведения искусства были доступны любом желающему — задача благородная и общественно важная! Робин Гуд, скажите, пожалуйста, был разбойником? Точнее, правильно ли называть его именно так?».

Автор показывает важнейшую роль музыкальных издательств. Именно они фактически стали агентами композиторов, выстраивающими и тандемы со звукозаписывающими фирмами и с исполнителями.

Волшебная математика

Вторая часть — «… и поиск себя» посвящена, как пишет автор, самому главному для композитора, базису его профессии — технологии, технике, общим принципам построения, строительным элементам, которые универсальны на все времена. Правда, за рамками рассуждений остается наличие таланта, который подразумевается априори.

В своей прагматики профессии, автор раскладывает композиторский опыт на ремесло, в высоком смысле этого слова — так, как понимали его И. С. Бах, И. Стравинский и С. Прокофьев. Он показывает матрицу современного композиторского мышления. Что такое гармония, какие формообразующие элементы необходимы для полноценного сочинения? Приводятся ключевые принципы построения текста, теза — антитеза, конфликт как смысловая идея и др. Кухня профессионала не заканчивается только на знании гармонии, полифонии, оркестровки, а выходит на общие системно-философские, математические и даже геометрические законы.

Не давая оценок, не претендуя на разоблачителя плагиатов и инсинуаций, автор разделяет современную музыку на явления эстетические, художественные и социальные, связанные с общественными акциями. Так, например, французская спектральная музыка — это явление в первую очередь музыкальное. А, например, «новая простота» — поле для работы социологов. Или, размышляя о модном ныне минимализме, он называет его не музыкальным стилем, а приемом, обработкой какого-либо элемента музыкального письма.

В основе аналитического стиля книги — метод майевтики, связанный с вопрошанием читателя, с анализом существующих сегодня мнений и их разоблачений. Он дает толчок для собственных дальнейших размышлений читателя, как разгон с трамплина. Ведь молодой композитор должен следовать не только вдохновению, emotion, но и вникать в смысл своей профессии, уметь отстаивать свою позицию в дискуссиях, защищать от навешивания ярлыков, проявляя недюжинную эрудицию.

В книге еще две части — автобиографическая «Один частный случай: как из человека получается композитор!» и раздел, где собраны статьи и интервью Каспарова за последние годы (статьи об учителях М. Чулаки и Э. Денисове). В том числе и интервью «МО», опубликованное в 2009.

Ожившая профессия

Сегодня современный композитор чаще всего представляется как крайний экспериментатор, который измышляется заумью. Один из полюсов этого образа связан с позицией отказа от опусного искусства. Ценность книги Юрия Каспарова в том, что он предъявляет для истории иную точку зрения — тех композиторов начала XXI века, которые, не отрекаясь от традиции, прошлого, ищут новые пути.

Прочитав эту книгу, многие с удивлением обнаружат, что композиторы — это не вымирающие «динозавры», которые не могут существовать в современном политизированном мире шоу-бизнеса. Наоборот, это профессионалы, которые обладают наиболее востребованными в современном мире качествами — креативностью, расчетливостью, здоровой амбициозностью, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью. Можно надеяться, что после прочтения книги поток желающих получить эту профессию возрастет и не будет провальных конкурсов по специальности «композиция» в ведущие вузы России.

КТО КОМПОЗИТОР? КТО ДРАМАТУРГ? — Все о Файзи

Статья, написанная год назад была переведена на татарский язык двумя издательствами и была опубликована в Казани и Уфе.
Эти переводы можно прочитать в публикациях «Мирхайдар Файзи – композитор» и «Джаудат Файзи – драматург». На русском языке статья публикуется впервые. Это статья о том, какую музыку сочинил Мирхайдар Файзи и какие пьесы, рассказы и стихи написал Джаудат Файзи.

Мирхайдар и Джаудат Файзи – близкие родственники, оба непревзойдённые таланты. Драматург и композитор.

Источник вдохновения первых композиторов. Песни народа, не знавшего нот.

Когда я стала знакомиться с жизнью и творчеством этих двух замечательных людей, я была поражена тем, как много удивительного было в их судьбах. Я уверена, что многие бы озадачились, найдя в одном из справочников, что Мирхайдар Файзи – «композитор». Я тогда подумала, что это опечатка или ошибка. «Перепутали с Джаудатом абый». Но сомнение закралось мне в душу. И при дальнейших моих изысканиях, я подспудно искала подтверждение этого утверждения. Позже, когда мне приходилось встречаться с людьми сведущими, они не выказывали удивления по этому поводу. «Наверняка!»,- говорили они в один голос. А что такое татарский композитор начала прошлого века?» Первый профессиональный композитор в татарской культуре – Султан Габаши, ровесник Мирхайдара Файзи. Первые! Они были первыми во всём. Они создавали современную культуру татар. И происходило это всего сто лет назад.

Султан Габаши написал свои первые музыкальные произведения для драмы Гаяза Исхаки «Зулейха»  в 1917г. Она была поставлена в Казани и имела огромный успех. Автор сам дирижировал оркестром, аккомпанировавшему актёрам, исполнявшим специально для них написанные песни.

В это же время в Оренбурге ставится музыкальная драма Мирхайдара Файзи «Галиябану».  Мирхайдар Файзи не получил музыкального образования в отличие от Габаши, но также, как и он обучался богословию. У них обоих была непростая судьба. С одной стороны, оба внесли огромный вклад в культуру татар, а с другой стороны, оба подверглись гонениям со стороны властей, обладая не пролетарским происхождением. В чём-то их развитие, как музыкантов схоже. Мирхайдар Файзи, хоть и не обучался специально игре на музыкальных инструментах, но умел играть на мандолине, гармони и курае, очень хорошо пел. Обоих их вдохновляла татарская народная песня. Оба они собирали и записывали народный фольклор. Именно в народной музыке заключается исток, неиссякаемый родник, источник вдохновения всех татарских композиторов, первой задачей которых было использовать эту красоту, придать ей современное звучание. Александр Ключарёв, Джаудат Файзи, Фарид Яруллин, Рустем Яхин, Салих Сайдашев и другие профессиональные композиторы достойно выполнили эту миссию, возможно, не задумываясь о значимости момента. То, что они записали нотами музыку народа, доселе не знавшего нот, их большая заслуга. Жаль, что этого не сделал Мирхайдар Файзи. А если бы он смог это сделать, то, как мне представляется, мы бы его знали и как композитора. Но, увы… Во всяком случае, ведь он написал музыкальную драму, и не одну. Это потом были «Асылъяр», и «Ак калфак». А ещё, намного раньше в 1905 г. была музыкальная драма «Праздник в деревне». Но Мирхайдар был ещё слишком юн, чтобы громко о себе заявлять.

Мирхайдар Файзи и его «музыкальная драма»

 

Первой прогремела  его «Галиябану». Это тоже был март 1917 г. Только не в Казани, а в Оренбурге. Мирхайдару, как и Габаши исполнилось всего 25 лет.

«Галиябану» до сих пор радует нас. Не буду говорить о других достоинствах пьесы, таких, как идея, сюжет, юмор. Скажу только о музыке. Песня Галиябану из спектакля звучит уже сто лет. Мирхайдар Файзи услышал понравившуюся ему мелодию. У него появилась идея создать спектакль, в котором будет звучать эта песня, вплетётся в повествование, станет неотъемлемой её частью.   Она стала лейтмотивом драмы, без которой невозможно представить пьесу. Музыка здесь очень важна, она несёт большую эмоциональную и сюжетную нагрузку. Спектакль изначально был задуман, как музыкальная драма. Песни героев перекликаются, сливаются, создают канву сюжета. Разве мог не композитор создать такой шедевр? Мирхайдар Файзи – не просто композитор, он очень талантливый композитор! Нам сейчас не понять, как можно сочинять музыку, не записывая её. Но так жил и творил татарский народ на протяжении веков. Очень музыкальный и самобытный народ. Нет ему равных в разнообразии музыкальных форм. И Мирхайдар Файзи не видел никаких проблем в том, что он не приносил режиссёрам театров партитуры своих музыкальных произведений. Он умел донести до театралов то, что они с успехом исполняли и до сих пор исполняют.

Справедливо ли, что на программке спектакля «Галиябану» значится имя Салиха Сайдашева, как автора музыки? По моему мнению, следовало бы обозначить, что музыка народная, а обработка Салиха Сайдашева. И мы, безусловно, благодарны ему за проделанную работу. По сути, в спектакле звучит единственная мелодия, используемая всеми персонажами, Она звучит то медленнее, то быстрее, то печальнее, то бодрее. Совсем не создаётся впечатления отсутствия разнообразия. Актёры мастерски чувствуют настроение момента и интерпретируют мелодию каждый соответственно своему образу.

Мирхайдар Файзи привлёк внимание композиторов к этой мелодии. Р. Яхин сделал переложение для фортепиано, Н.Жиганов использовал мелодию в операх «Алтынчач» и «Намус», М.Музафаров использовал в своей опере «Галиябану» (1940 г.) мотивы Мирхайдара Файзи. А. Ключарёв тоже переработал по-своему музыку к драме «Галиябану». И у Салиха Сайдашева, и у А. Ключарёва свои увертюры к драме «Галиябану»

Песни от Мирхайдара Файзи. Композитор, не знающий нот?

В музыкальной драмме «Асылъяр» лейт мотивом проходит одноименная песня. А пьеса «Ак калфак»? Музыкальная драма богата песнями, красивыми мелодиями, сопровождающими действие. Это не привнесённая в спектакль современными постановщиками музыка. Она создана самим Мирхайдаром Файзи. Слова всех песен запечатлены в тексте пьесы. Джаудат Файзи в дальнейшем, анализируя «песню Хамдии», ставшую популярной в народе, среди современных исполнителей, рассказывает, что она отличается по размеру от других песен пьесы. Это говорит о том, что Мирхайдар Файзи использовал готовую мелодию, услышанную им и понравившуюся. Слова этой песни принадлежат Мирхайдару Файзи, как и другие в пьесе. Ремарки автора: «Рушан поёт…», Шахтимер входит напевая…», Бакый поёт…», девушки поют частушки под мелодию «Этне».

Могу себе представить, как не хватало Мирхайдару нотной грамоты. Но это не помешало ему создать три прекрасные музыкальные драмы.

В нашей семье помнят песню, которую Мирхайдар абый посвятил своим племянницам. Песня называется «Сөмбел» и каждый куплет посвящён одной из племянниц: Чәчәк, Иркә, Дильбәр. Над Гәухәр посмеивались, что она не успела войти в песню (родилась в 1926 году, за два года до ухода дяди). Но, когда, собравшись вместе, родственники пели эту песню, они неизменно заменяли одно из имён на Гәухәр. Сам Мирхайдар абый очень любил своих племянниц и постоянно напевал эту песенку. Я рада, что наша семейная песня не потеряется и не забудется. А причина этому, то обстоятельство, что Мирхайдар абый вложил её в уста девушек из «Ак калфак». Мы всегда будем её слышать, когда придём на представление в театр или прочтём её слова, когда откроем сборник пьес Мирхайдара Файзи на страницах этой пьесы.

Меня удивляет, как наши предки запоминали мелодии, не записывая их, подбирали на инструментах, на которых играли самые неграмотные крестьяне, наёмные работники. О таких пишет, как бы невзначай, Мирхайдар Файзи в своих рассказах. Так, в рассказе «Сервинас» батрак играет на скрипке! И это обычное явление. А пели все, собираясь на совместные работы или в праздники под аккомпанемент гармони или курая. Композиторам нашим надо было только собирать песни по деревням. Хорошо, что в 1927 году Александр Ключарёв взял у племянника Мирхайдара Файзи Рафката (брата той самой Сөмбел) слова песни «Сөмбел» и записал мелодию. Мы уже не передаём песни из уст в уста. Так пусть же они будут хранимы на нотной бумаге, чтобы любой музыкант смог оживить забытую, но замечательную песню. Известно, что каждый композитор вносит что-то своё в произведение, за которое берётся. Так, Рустем Яхин переложил песню «Сөмбел» для фортепиано, Сара Садыкова тоже приложила к ней руку. Там даже указано её авторство. Но у этой песни только один автор. И это Мирхайдар Файзи. Может ли быть не композитор автором музыки? – Да, если это такой самородок, как Мирхайдар Файзи.

Драматургия Джаудата Файзи

Джаудату Файзи была уготована другая судьба. Но поприще, на котором ему пришлось трудиться, было то же. Это было уже новое поколение людей, становление которых пришлось на первые годы советской власти. Джаудат обучался музыке в Оренбурге. Сначала он играл на балалайке. Потом ему, по совету Салиха абый, друга отца, купили пианино. Его первым учителем стал Салих Сайдашев, работавший директором первой в стране музыкальной школы. Тогда никто не предполагал, что и учитель, и ученик станут великими татарскими композиторами. Да и сам Джаудат не помышлял о музыкальной карьере. К тому же и отец его считал музыку баловством, несерьёзным занятием. Джаудат, скорее, видел себя в будущем известным драматургом, как его дядя. У Джаудата, несомненно, был литературный дар. Пьеса «Горькие слёзы», написанная им в пятнадцатилетнем возрасте была поставлена оренбургским театром в 1928 г, когда сам он уже жил в Казани. Он был рад этому, но, перечитав пьесу вдруг понял, что сейчас он бы многое изменил. Пьеса была о несчастной любви, а он в свои восемнадцать стал понимать в ней намного больше. Затем была пьеса «Шестипалый» (первоначальное название «В трясине»). Это была комедия, высмеивающая толстосумов во времена НЭПа. Пьеса с успехом шла в татарском театре в Казани.  Джаудат много печатался в журналах и газетах. Это были статьи, стихи, рассказы, повести, переводы с русского на татарский. Таткнигоиздат выпустил его пьесу «Шестипалый» (1931 г). Он писал и юмористические рассказы, опубликовывал их в разных журналах под псевдонимом Букай. А в 1932 г. вышла его книга «Рассказы» (Таткнигоиздат).

Но и музыка была его интересом. Он мечтал учиться дальше в этом направлении. В музыкальный техникум отец поступить ему не позволил. «Не позорь наш род! Поступай в технологический или юридический», — было наставление отца. Откуда было знать Харису абый, что, несмотря на запреты, сын будет заниматься музыкой и прославит свой род именно на этом «неблагородном поприще». Но это будет извилистый путь. Джаудату придётся проработать год простым учителем в сельской школе, закончить юридический факультет университета, студии татарского музыкального театра при московской консерватории, где он учился вместе с Салихом Сайдашевым, своим бывшим учителем, Фаридом Яруллиным, Назибом Жигановым и Мусой Джалилем (1933-1939 г. ).  Ещё будучи студентом юридического факультета, Джаудат брал уроки игры на фортепиано и композиции у В.И. Виноградова. Виноградов советовал: «Оставьте юриспруденцию. Она без Вас обойдётся. Ваш удел –музыка!»  Виноградов увидел у молодого человека большие возможности. И Джаудат совершенствовался: Начал сочинять, учился игре на скрипке. В годы учёбы в университете им были написаны произведения, ставшие широко известными. До сих пор остаётся популярной его мелодия «Урман кызы» («Лесная девушка). Она была написана на стихи Хади Такташа к годовщине его смерти. Джаудату было всего 22 года. Песня стала звучать повсюду. Первой исполнила песню Галия Кайбицкая. Песня вышла в эфир. Он был признан композитором. Песня звучала повсюду и даже была переведена на русский язык. Это только одна из 300 написанных Джаудатом песен.

Джаудат Файзи и его «музыкальная комедия»

Потом были произведения прославившие Джаудата. Ему было суждено сказать своё слово в формировании татарской музыкальной культуры, совершить прорыв в татарском театральном искусстве. Он, как и его дядя Мирхайдар, стал первым. Первым, кто создал татарскую музыкальную комедию. Джаудат Файзи считается основателем этого жанра. Это уже была профессиональная оперетта. Музыкальная драма, которой дал жизнь Мирхайдар Файзи лишь включала в себя музыку, оживляющую действие. Теперь герои стали разговаривать на языке музыки. Главным в постановках стала музыка, написанная специально для спектакля. Этот музыкальный тон задал Габаши, создав первую оперу, а Джаудат Файзи создал первые музыкальные комедии. Это Были «Ташкыннар» («Потоки»), «Акчарлыклар» («Чайки»), «Идель буенда«(«На берегу Волги»). Но, из всех музыкальных комедий Джаудата Файзи «Башмачки» заняли особое место, как в его творчестве, так и в татарской музыкальной культуре. Ознаменовав собой рождение нового музыкального жанра «музыкальная комедия». Она шла с грандиозным успехом в татарских театрах, поддерживая моральный дух населения. Шёл 1942 год, тяжёлое Военное время. Но музыкальные театры переводили «Башмачки» на русский, украинский, узбекский, казахский и тувинский языки и ставили «Башмачки» в Киеве, Ташкенте, Самарканде, Улан-Удэ, Москве. Эта музыкальная комедия прошла испытание временем и вызывает большой интерес зрителя и в настоящее время.

Джаудатом Файзи была написана музыка к драме «Ходжа Насреддин» (Наки Исанбет), телеспектаклю по роману Г. Абсалямова «Белые цветы».  Вершиной творчества считается музыка к драме Аделя Кутуя «Неотосланные письма». А балет Джаудата Файзи «Кара Әхмәт» по произведению Тукая остался незавершённым. И ещё одна опера осталась в архиве композитора. Это вчерне завершенная опера «Красный цветок» по произведению Фатхи Бурнаша.

Книги Джаудата Файзи 

А как же литература? Где же взять время для всего? Джаудат Файзи, к сожалению, не оставил нам крупных литературных произведений. Но то, что он написал имеет огромную ценность. Это книги «Народные жемчужины» и «Струны души». Первая книга посвящена его изысканиям в области известных народных песен, их происхождение и история метаморфоз, происходящих по мере развития музыкальной культуры, истории, связанные с первыми исполнителями этих песен. В книгу включены тексты песен и приведены партитуры мелодий 235 песен.

Книга «Струны души» состоит из маленьких рассказов, повествующих о жизни татар, которую он наблюдал, начиная с детского возраста. Это и дореволюционные годы, и революция, и жизнь в послереволюционные годы. Это интереснейшие зарисовки быта, изобилующие деталями и любопытными подробностями, встречи со знаменитостями: В.Маяковским, М.Горьким, Мирхайдаром Файзи, Ш.Усмановым, А.Кутуем, Х.Такташем, Ш.Камалом, Рассказ о факельных шествиях, в Казани, которые стали предтечей салютов в майские праздники, о появлении радиостанции в Казани, о том, как люди ждали радиопередач, о самой радиостанции, которая находилась в здании татарского театра на ул. Горького. Язык, которым написана книга лёгкий, содержание интригует. От чтения невозможно оторваться. Не это ли проявление писательского гения?

Особенно сейчас интересно нам читать эти страницы. Теперь это история. Непридуманная история. Можно сказать, — дневник, изложенный с литературным изяществом.

Интересны также книги для детей. Это книга «Забавные гости», где персонажами являются музыкальные инструменты. Книга дважды издавалась (1970 и 1976 гг.), была переведена на русский язык и издана Мосгосиздатом.

Публицистика, драматургия, поэзия, проза. Над этим увлечённо трудился Джаудат Файзи и в этом видел своё призвание.

Детские впечатления от драматургии дяди Мирхайдара, восхищение его литературным и артистическим дарованием сыграло огромную роль в становлении Джаудата, как человека творческой, артистической судьбы. Он хотел, как дядя, стать драматургом. Джаудат, несомненно, проявил большой литературный талант, а вся его творческая биография была сопряжена с театром. К сожалению… или, к счастью, музыкальный талант Джаудата Файзи затмил литературную грань его дарования. Хотя, в энциклопедических статьях значится, наряду с тем, что он композитор, и тот факт, что Джаудат Файзи является автором нескольких книг.

И это не должно никого удивлять. Талант всегда многогранен. Вспомните Микеланджело: все знают, что он – художник, но он помимо этого писал прекрасные стихи. А Пабло Неруда заметил, что он поэт лучший, чем художник. А Шостакович написал музыку на его стихи. Это малоизвестный факт, но это правда. Как правда и то, что Джаудат Файзи был талантливым писателем.

Поэзия в творчестве Джаудата Файзи

Первое стихотворение Джаудата Файзи было опубликовано в газете «Кызыл Татарстан». Оно было посвящено Закиру Юсупову, убитому кулаками. Второе стихотворение «Шаху – мат» было напечатано в журнале «Яналиф». В 1927 г. В этом же журнале были опубликованы стихи «Семнадцатый год» и «Ночные ветры». Когда Джаудат принёс в редакцию газеты «Гажур» свою поэму «Яктылык», её редактор Хади Такташ, ознакомившись с произведением, отклонил её публикацию, объяснив это тем, что это чистой воды «символизм и мистика.  Нет правды жизни.» Честно говоря, после такой рецензии мне очень захотелось прочесть эту поэму. Но разыскать эти стихи не предоставляется возможным. Хотя есть вероятность, что эта публикация могла сохраниться в архиве композитора. Единственное доступное нам поэтическое сочинение Джаудата Файзи – это его поэма для детей «Забавные гости» («Кызыклы кунаклар»).

Это весёлые стихи о серьёзных вещах: знакомство с инструментами оркестра. В настоящее время экземпляры книги можно найти только в Национальной библиотеке РТ. Но и сегодня школьники с удовольствием читают эти весёлые стихи, учась разбираться в разнообразии музыкальных инструментов

Поэтический дар Джаудата Файзи был настолько велик, что охватывал не только жанр стихотворения и поэмы, но и распространился на написание либретто к опере. Опера «Неотосланные пиисьма» — проявление не только музыкального гения композитора, но и его литературного таланта. Это опера по произведению Аделя Кутуя, однако либретто написано самим Джаудатом Файзи.

Амирхан Еники так определил уникальность таланта Джаудата Файзи: Среди татарских композиторов Джаудат Файзи единственный, кто так хорошо владеет богатством родной речи, литературным татарским языком», добавляя при этом, что стиль его произведений напоминает чеховскую манеру письма. А в 1930 г. Джаудат работал в Секции молодых писателей в Союзе писателей Татарии.

Так интересно переплелись в судьбах двух Файзи литературный жанр и музыка. Так, что теперь и не разберёшь, кто из них больше композитор, а кто писатель. ?

Диляра Мухамедьярова

15 нищих композиторов | Классическая музыка

Деньги. Дош. Вонга. Называйте это как хотите, но слишком часто, когда дело касается искусства, нам нравится игнорировать эту неприятную необходимость. Еще со времен Бетховена мы лелеяли романтическую идею о том, что композиторы просто живут только своим искусством, не стесненными повседневными мелочами, такими как оплата счетов или покупка еды.

  • Посетите раздел «Композиторы» и познакомьтесь с сотнями композиторов прошлого и настоящего

История, однако, показала, что деньги — или их отсутствие — часто были для композиторов более чем серьезной проблемой. Некоторым приходилось бороться с трудной задачей зарабатывать деньги на своей музыке, в то время как другие писали хиты, но не могли направить прибыль обратно в свои карманы.

Некоторые жили дико не по средствам, в то время как другие имели несчастливый опыт, пытаясь инвестировать деньги, которые у них были. Вот 15 композиторов разных веков, для которых деньги в то или иное время были проблемой…

1. Рихард Вагнер

Вышитые шелковые кушетки, богатые гобелены, обеденные столы из орехового дерева, японские халаты, ковры с подкладкой из перьев фламинго, атласные рубашки и бледно-розовое шелковое нижнее белье — вот лишь некоторые из маленьких предметов роскоши, которыми наслаждался Рихард. Вагнер любил баловаться.

  • Что такое кольцевой цикл Вагнера?

Расходы немецкого композитора были такими же обширными, как и его оперы, и его постоянно преследовали то один, то другой кредитор – однажды, когда он был директором оперы в Риге, ему даже пришлось бежать из города, чтобы спастись. его долги. Только когда богатый король Людвиг стал покровителем Вагнера, у композитора появилось финансирование для того образа жизни, который он хотел, и он смог построить свой оперный театр в Байройте.

Больше похоже на это

2. Эрик Сати

Эксцентричный и причудливый Эрик Сати, получивший прозвище «Бархатный джентльмен», всегда отличался безупречной внешностью. Оставив небольшое наследство в 1895 году, он купил семь одинаковых вельветовых костюмов каштанового цвета и стал неотъемлемой частью ночной жизни Монмартра в Париже… и к лету 1896 года остался без гроша в кармане.

  • Шестеро лучших: Сати работает

Тем не менее, для его брата и друзей было шоком узнать о смерти Сати в 1925, что композитор, подрабатывавший пианистом в кафе и сочинявший песни для кабаре, жил в нищете в своей квартире на окраине Парижа. Никто не посещал его в течение 27 лет. Он был грязный, полный газет, зонтов и — всегда портной — 84 шелковых носовых платка.

3. Никколо Паганини

«Скрипач дьявола» был чем-то вроде искателя острых ощущений. Помимо умопомрачительных виртуозных игр на скрипке, Паганини любил играть в азартные игры. В какой-то момент ему даже пришлось заложить свою скрипку, чтобы расплатиться с долгами, хотя, как назло, вместо этого ему подсунули, а затем подарили инструмент Гварнери.

  • Шесть лучших работ Паганини

Более катастрофическим, однако, был его концертный зал-игорный дом, который он устроил в Париже в 1838 году. Описанный как «казино», место проведения было отклонено. свою лицензию на азартные игры, и в результате Паганини понес большие убытки. Стресс ситуации мало помог его и без того слабому здоровью, и через два года он умер.

  • Шесть лучших произведений Паганини

4. Густав Хольст

Плюс-минус два крюка, но от Лондона до Челтнема 100 миль. Недалеко, подумаете вы. До тех пор, пока вы не совершите путешествие пешком, как это делал Густав Хольст.

  • Пять основных произведений Холста

По словам композитора Эдмунда Руббра, Холст был слишком беден, чтобы позволить себе проезд на поезде, когда он учился в Королевском музыкальном колледже, поэтому он носил тромбон за спиной. и отправился домой. Он даже останавливался, чтобы исполнить серенаду овцам на тихих полях Котсуолда, пока один фермер не обвинил эту дикую игру на тромбоне в том, что его стада ягнятся рано.

5. Питер Максвелл Дэвис

Однажды в 2006 году Мастер музыки королевы попытался снять 40 фунтов стерлингов из банкомата. Его просьба была отклонена, и Максвелл Дэвис понял, что что-то не так. Помимо стипендии в размере 15 000 фунтов стерлингов в год за его королевское назначение, он плодовитый и известный композитор — гонорары должны были поступать рекой.

И они были, просто на чей-то банковский счет. Менеджер Максвелла Дэвиса Майкл Арнольд обманул композитора с Оркнейских островов на полмиллиона фунтов, очевидно, потратив деньги на азартные игры в Интернете.

  • Сэр Питер Максвелл Дэвис умер в возрасте 81 года

«Возможно, это был самый большой шок в моей жизни», — сказал Дэвис The Herald . «Быть ​​обманутым все эти годы, а потом узнать, что зарабатывал очень хорошие деньги и почти ничего из них не видел… но тогда это только деньги»

6. Мориц Мошковски

Испанский танец № 1 Мошковского. 5 мог бы прославиться на киноэкране в Brief Encounter , но собственная жизнь композитора пошла куда менее гламурным путем.

Поляк заработал немалую сумму денег на своих композициях и выступлениях в начале 20-го века, но вложил все это в польские, русские и немецкие облигации, которые к концу Первой мировой войны обесценились.

В 1921 году его друзья, в том числе композитор Перси Грейнджер и пианист Вильгельм Бакхаус, организовали благотворительный концерт с участием 14 фортепиано, чтобы помочь нуждающемуся и уже больному Мошковскому, собрав 10 000 долларов. К сожалению, деньги дошли до него только в 1925, незадолго до своей смерти в том же году.

7. Эрих Корнгольд

Мошковски был не единственным, кто не обладал проницательным инвестиционным чутьем. В 1931 году до Эриха Корнгольда дошли слухи о том, что крупный Дармштедтерский банк попал в беду. «Смешно», — сказал он и поспешил в ближайший филиал, карманы которого были набиты немалым доходом от его счета за Die schöne Helena (немецкоязычная версия Offenbach ‘s La belle Элен ).

  • Путеводитель по стилю Корнгольда

Банк закрылся на день, но Корнгольд убедил их впустить его, чтобы внести залог, который покажет его доверие к нему. На следующий день банк обанкротился.

8. Кристоф Виллибальд Глюк

Глюк большую часть своей жизни жил довольно хорошо. Но неудачная сделка 1770 года едва не стоила ему дорого. В восторге от его новой оперы Paride ed Elena   Поставленный и, возможно, соблазненный возможностью быстрой прибыли, Глюк вложил 30 000 гульденов, чтобы стать «экономическим директором» нескольких венских театров.

Одним из его партнеров был импресарио Джузеппе д’Аффлизио, тоже, как оказалось, мошенник, попавший в тюрьму. Прибыль от театрального предприятия оказалась низкой, и немецкий композитор разорвал контракт. Хотя он не потерял денег, фиаско разозлило аристократию и венский двор.

  • Путеводитель по стилю Глюка

9. Макс Брух

Проблема с тем, чтобы быть чудом с одним ударом, заключается в том, что вы быстро устаете от своего удара. По крайней мере, именно так Макс Брух относился к своему все еще популярному Концерт для скрипки с солью минор , жалуясь, что он написал два концерта для скрипки еще лучше, но никто не хочет их исполнять.

И чтобы еще больше втолковать, Брух фактически продал все права на произведение 1866 года издателю Августу Кранцу за единовременную плату. Сколько бы раз ни играли Концерт, он не получил ни йоты. Не так уж и чудесно.

10. Жан Сибелиус

Сибелиус и Брух могли симпатизировать друг другу. Хотя репутация финского композитора зависела от более чем одного произведения, именно одно произведение принесло ему состояние, но, к сожалению, не Сибелиусу. Сибелиус: жизнь в 10 шедеврах К началу Первой мировой войны вышло 16 изданий; к 19К 30-м годам это число достигло 67. Однако контракт Сибелиуса давал ему лишь крошечную часть трофеев — роялти в размере 1,44 процента — и никаких денег от любого из бесчисленных договоренностей, которые были заключены.

11. Клод Дебюсси

По правде говоря, издатели с такой же вероятностью помогают своим композиторам. Возьмем, к примеру, Дебюсси — еще одного из тех художников, которые имели вкус к роскошной жизни, тратя гораздо больше, чем зарабатывали.

  • Девять самых вдохновляющих произведений Дебюсси

Его издатель часто приходил ему на помощь: к 1912 году Дебюсси был должен Дюрану более 42 000 франков, но к моменту смерти композитора в 1918 году общая сумма долга составила чуть более 66 000 франков. Не то чтобы Дюран хотел раздать деньги волей-неволей — однажды он настоял на том, чтобы Дебюсси сам купил партитуру своего шедевра морского оркестра La mer , чтобы отправить его сэру Генри Вуду в Англию для предполагаемого исполнения.

  • Пять основных произведений Дебюсси

12. Эдвард Элгар

Элгар всегда беспокоился о деньгах. Как композитор-фрилансер, он полагался на свою музыку, чтобы платить за квартиру, и часто жаловался на тяжелые времена. Его плохие навыки ведения переговоров мало помогали ему в отношениях с издателями.

  • Хотя, возможно, он отчасти стал жертвой своего времени. Недавняя книга Джона Драйсдейла показала, как трудно было в то время в Британии даже самым известным композиторам зарабатывать такие же деньги, как писатели или художники.
  • Шесть лучших записей Концерта для виолончели Элгара

Там, где Джорджу Элиоту предлагали 10 000 фунтов стерлингов за серийные права на Ромола , Элгар заработал мизерную гинею за Вариации 90 40 0 ​​0 0 1 0 9 0 1 0 Enigma 9 . Только с появлением Общества исполнительских прав в 1914 году композиторы начали наверстывать упущенное.

  • Пять основных произведений Элгара

13. Людвиг ван Бетховен

Бетховен не сам придумал название для своего фортепианного каприза «Ярость из-за потерянного гроша» (соч. 129), но вполне вероятно, что угрюмый композитор мог понять его настроение. И действительно, ему не привыкать к финансово сомнительным сделкам.

  • Просмотрите наше множество статей о Бетховене

Бетховен продал свою Симфонию № 4 графу Опперсдорфу, пообещав ее издателям Breitkopf и Hartel; и сразу же пообещал Опперсдорфу Пятую симфонию, прежде чем продать ее издателям. Бетховен также пытался договориться, чтобы его новые произведения были опубликованы одновременно в нескольких странах, чтобы он мог сказать каждому издателю, что у них есть первое издание.

  • Шесть из лучших: пропущенных работ Бетховена

14. Giacomo Puccini

Manon Lescaut стал оперой, которая сделала Puccini’s Fortune — после его успешного премьер в 1893, и то же самое, а затем — 9010, а затем — 9010, и, по аналогии, 9010, а также «Опера — 900». Мадам Баттерфляй , Богема и Тоска , итальянец смог построить свою собственную виллу в деревне и удовлетворить свой вкус к быстрым автомобилям, лодкам и охоте.

  • Лучшие оперы Пуччини, выбранные 7 ведущими певцами и режиссерами

Но до Манон , Пуччини жил чем-то вроде богемной жизни, полной комментариев о том, что он сам, как и его письма голодный и в долгах свидетельствовать. «Я не голодаю, но я бы не сказал, что хорошо ем», — писал он матери, будучи студентом в Милане. «Я наливаю минестроне, жидкий бульон — и еще более жидкий бульон».

15. Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт был самым известным обедневшим композитором из всех. Или он был? Хотя история об одном из музыкальных гениев, который оказался погребенным не более чем в могиле нищего, носит легендарный характер, исследования, проведенные за последние десять или два десятилетия, показали, что мы, скорее всего, ошиблись.

  • Просмотрите нашу подборку статей о Моцарте

На самом деле, в то время и в том месте не было ничего необычного в том, чтобы быть похороненным в братской могиле. И доходы Моцарта, вероятно, помещали его в первые пять процентов населения в то время — хотя это не значит, что он не влезал в долги или не жил не по средствам…

  • Какое ваше любимое произведение Моцарта?

Картинка: Дэвид Литтлтон

Связанные статьи

15 Плохо -поведенные композиторы

15 Композиторы и их собаки

30.

Из величайшего класса. величайшие композиторы классической музыки всех времен — Classic FM

4 февраля 2021, 10:05 | Обновлено: 30 сентября 2022, 12:21

Лучшие классические композиторы всех времен: Хильдегард фон Бинген, Вольфганг Амадей Моцарт и Эдвард Элгар. Картина: Пенсильвания / Гетти

Рози Пентрит

@rosiepentreath

Представляем вам самых известных классических композиторов в истории музыки, которые подарили нам самые лучшие классические мелодии, когда-либо написанные.

История классической музыки полна пионеров, приверженцев практики и множества гениев.

Ниже мы сделали все возможное, чтобы выделить этих великих мужчин и женщин в список 30 самых лучших.

Они познакомят вас с классической музыкой наилучшим образом, так что без лишних слов…

Подробнее: 15 самых известных мелодий классической музыки

  1. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

    Бах — это окончательный композитор эпохи барокко. Если у вас есть возвышенный Бах, вам не нужны другие (и мы только наполовину шутим).

    Родившийся в 1685 году в Эйзенахе в Германии, Бах был плодовитым композитором, органистом, клавесинистом, альтистом и скрипачом.

    Музыка, которую он сочинял, включала в себя разные силы — от сольных инструментальных произведений, таких как Сюиты для виолончели (ниже), до огромных духовных хоровых произведений, инструментальных концертов, таких как Бранденбургские концерты , и сборников клавишных, включая The Well. -Tempered Clavier , который довел современные инструменты до их предела.

    Подробнее: Йо-Йо Ма, играющая Баха на пляже, — это музыкальное исцеление, в котором мир нуждается прямо сейчас

  2. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

    Продолжая традицию имен с тремя словами и четырьмя правильными слогами в середине, вундеркинд и всесторонний гений Моцарт.

    Сочиняя и определяя классическую эпоху, Моцарт написал 41 симфонию, многочисленные концерты, революционные итальянские оперы, в том числе

    Свадьба Фигаро и Cosí fan tutte , а также камерные произведения, которые сегодня так же любимы публикой, как и тогда, когда они были написаны.

    У него была трагически короткая жизнь: после невероятно успешной карьеры Моцарт, к сожалению, скончался всего в 35 лет, оставив после себя свой глубокий и глубоко прекрасный Реквием .

  3. Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

    Имя Бетховена часто заменяют фразой «величайший композитор, который когда-либо жил». И мы в порядке с этим.

    Подробнее: Бетховену 250 лет: знаменитости в 250 словах рассказывают о том, что его музыка значит для них >

    Бетховен, сочинявший в эпоху романтизма классической музыки, произвел настоящую революцию в оркестровой музыке своей Третьей «Героической» симфонией, написав музыку, которая захватил внутреннюю борьбу человека наряду с чистой радостью жизни.

    По словам эксперта по Бетховену и ведущего Classic FM Джона Суше, «хорошее исполнение Бетховена должно сделать ваши костяшки пальцев белыми от хватки за подлокотники сиденья, ваши нервы будут растерзанными, но оставить вас наполненным чувством возбуждения и триумфа — а также как глубокая любовь и восхищение». Ага.

  4. Хильдегард фон Бинген (1098-1179)

    Отправляясь назад во времени, в средневековье, давайте познакомимся с Хильдегард фон Бинген. Она была святой, поэтессой и композитором, которая при жизни была одной из самых влиятельных женщин Европы.

    Она писала по-настоящему выразительную музыку, которая в свое время ломала границы. И она была редкой фигурой Средневековья, оставившей после себя рукописи своих песен — это означало, что примерно к 800-летию со дня ее рождения музыкальная общественность смогла заново открыть для себя ее творчество и возродить ее песни.

    Подробнее: Узнайте о жизни и музыке великого композитора Хильдегард фон Бинген

  5. Клаудио Монтеверди (1567-1643)

    Итальянский композитор и инструменталист эпохи позднего ренессанса и раннего барокко Монтеверди был королем мадригала, написавшим девять книг о них, и отцом оперной формы, какой мы ее понимаем сегодня.

    Его опера 1607 года, L’Orfeo , открыла новую оперную эру, расширив спектр эмоций, похваставшись огромными декорациями и интригующими сюжетными линиями. L’Orfeo рассказывает мифическую историю об Орфее, музыканте, который пытался спасти свою жену из страны мертвых, но ему помешала любовь.

    Подробнее: 10 величайших оперных композиторов мира

  6. Георг Фридрих Гендель (1685-1759)

    Джордж Фридрих Гендель был немецко-британским композитором эпохи барокко, известным своими операми, ораториями, гимнами и органными концертами.

    Большинство любителей музыки познакомились с Генделем в рождественском исполнении Хор «Аллилуйя» Мессии или его неизменно популярная Музыка для королевского фейерверка .

  7. Антонио Вивальди (1678-1741)

    Вивальди, один из самых продуктивных композиторов эпохи барокко, написал поразительные 500 концертов, в том числе «Времена года» , четыре скрипичных концерта, каждый из которых изображает одно время года.

    Произведение сегодня так же свежо и красочно, каким оно должно было быть, когда его услышали современники Вивальди, таково было его мастерство мелодии, гармонии и партитуры.

  8. Клод Дебюсси (1862-1918)

    Мастер-импрессионист Дебюсси привнес в музыку ранее неизвестные краски, а его крупномасштабные произведения, такие как Прелюдия к вечеру после полудня фавна , помогли изменить музыку на рубеже веков.

    Французский композитор написал чрезвычайно волнующую оперу «Пеллеас и Мелизанда » и непреходящую любимую фортепианную композицию «Лунный свет» .

  9. Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

    Этот русский великий 19-й век подарил нам Лебединое озеро , Щелкунчик и Спящая красавица — и вне балетной сцены, эпические симфонии и концерты, а также непреходящие оркестровые произведения. Это включает в себя 1812 Overture , поклонником которой Чайковский якобы был не так сильно, как весь мир с тех пор.

  10. Йозеф Гайдн (1732-1809)

    Возвращаясь к классической эпохе, Гайдн является первым из трех композиторов, которых называют «Венской школой», наряду с Моцартом и Бетховеном.

    Австрийский композитор был сыном сталевара и впоследствии стал «отцом» симфоний – он написал 107 из них, а также 83 струнных квартета, 45 фортепианных трио, 62 сонаты для фортепиано, 14 месс и 26 опер. , все, что определяет формальный классический стиль Вены.

    Читать далее: Что такое Венская школа и почему классики так говорят?

  11. Роберт Шуман (1810–1856)

    Фортепианная музыка, камерная музыка и симфонии Шумана были революционными и, взяв эстафетную палочку от Бетховена, задали тон эпохи романтизма в музыке.

    Также музыкальный критик, Шуман стал соучредителем одного из самых влиятельных музыкальных изданий, Neue Zeitschrift für Musik , написав многие статьи под псевдонимами Флорестан и Евсевий.

  12. Эдвард Элгар (1857–1934)

    Английский композитор Эдвард Элгар сумел передать в своей музыке целые пейзажи, национальные настроения и глубокую эмоциональную сложность одновременно.

    Его помнят и почитают за Enigma Variations , Марши пышности и обстоятельств, его концерты для скрипки и виолончели и две симфонии.

  13. Джузеппе Верди (1813–1901)

    Верди для многих просто величайший из когда-либо живших итальянских оперных композиторов.

    Он сочинил «Травиату» , «Аиду» , «Набукко», «Риголетто» , «Отелло» … список лучших и наиболее исполняемых опер можно продолжать. А его арии «La donna è mobile» и «Si Un Jour» до сих пор остаются любимыми.

  14. Рихард Вагнер (1813–1883)

    Увлекся оперой и родился в один год с Верди (см. выше) Рихард Вагнер.

    Мало кто может поспорить с этим великим немецким композитором, когда дело доходит до масштабов, в которых он произвел революцию в искусстве.

    В 19 веке Вагнер создал непревзойденные по продолжительности и масштабности эпические оперы « Тристан и Изольда » и «Кольцо » (цикл из четырех длинных опер) среди других монументальных произведений.

    Он построил свой собственный оперный театр в Байройте для размещения своих эпических творений, а также изобрел «лейтмотив» — музыкальный прием, в котором определенные мелодии или темы сочиняются для изображения определенных персонажей или идей — то, что будет сохраняться в опере и за ее пределами. к озвучиванию фильмов в работах таких авторов, как Ханс Циммер и Джон Уильямс.

  15. Рихард Штраус (1864–1949)

    Другой Рихард, этот Штраус, — и не путать с Иоганнами Штраусами I и II, которые были заняты вальсами и легкой музыкой, — также произвели впечатление на оперу.

    Его одноактная опера Саломея , премьера которой состоялась в 1905 году, потрясла классический музыкальный истеблишмент своими эротическими и убийственными темами, противоречащими религиозному контексту, и на какое-то время была запрещена цензурой.

    Его другие большие произведения включают оркестровые произведения Также Sprach Zarathustra и Дон Кихот .

  16. Густав Малер (1860-1911)

    Австрийский композитор Малер считал, что «симфония должна быть подобна миру; оно должно охватывать все». И симфония — это то, чем он запомнился.

    Он написал 10 симфоний, а также множество романтических «лидеров», песен, исследующих экзистенциализм, любовь и утрату в немецкой традиции для сольного голоса и фортепианного сопровождения.

  17. Франц Шуберт (1797–1828)

    Другим композитором Лидера был Франц Шуберт.

    Он также был австрийцем, как и Малер (вверху), и сочинял в поколении до Малера.

    За свою относительно короткую жизнь Шуберт много сочинял, написав более 600 песен и около восьми (мы говорим «около», поскольку были незаконченные, всего до тринадцати) великих симфоний.

  18. Камиль Сен-Санс (1835-1921)

    Французский композитор Сен-Санс был одним из самых одаренных эрудитов в истории музыки.

    Помимо того, что он был композитором, пианистом-виртуозом и органистом, а также дирижером, он был многоязычным, признанным авторитетом в области литературы и искусства в целом, известным писателем и поэтом, и – боже мой, ему когда-нибудь станет скучно – он в свободное время занимался археологией и астрономией.

    Он также мог читать с листа почти все, и работал как Danse Macabre остаются популярными среди любителей музыки и кинокритиков.

  19. Игорь Стравинский (1882-1971)

    29 мая 1913 года в парижском театре перед мировой премьерой балета вспыхнул бунт. Речь шла о балете «Весна священная » на музыку композитора-революционера Игоря Стравинского и хореографию не менее революционного Сергея Дягилева.

    Слишком революционный, может быть, и тогда, и там, но абсолютно жанроопределяющий и исторический в общей картине классической музыки. Стравинский был гением, чьи Обряд, и произведения типа Жар-птица и Петрушка, звучат сегодня так же неожиданно и эффектно, как и на рубеже веков.

    Подробнее: Вот что НА САМОМ ДЕЛЕ произошло во время бунта «Весны священной» в 1913 году

  20. Фредерик Шопен (1810-1849)

    Шопен был великим композитором-романтиком и клавишником-виртуозом. Его сольная фортепианная музыка остается одной из лучших, его основополагающими произведениями являются прелюдии, ноктюрны и виртуозные вальсы.

    По общему мнению, он вел очень дорогой образ жизни и поддерживал его, давая уроки игры на фортепиано самым богатым людям Парижа. Однако ему никогда не нравилась идея просить у них денег, поэтому он отворачивался, пока они оставляли гонорар на его каминной полке.

    Подробнее: 10 лучших композиторов-романтиков в истории классической музыки

  21. Воан Уильямс (1872–1958)

    Ральф Воан Уильямс был одним из самых важных композиторов 20-го века.

    Английский композитор опирался на влияние английской народной песни и полифонии Тюдоров, и он был в центре возрождения британской оркестровой музыки на протяжении более шести десятилетий своей карьеры.

    Его оркестровые произведения Восхождение жаворонка и Фантазия на тему Томаса Таллиса , а также его симфонии остаются невероятно популярными у публики и сегодня, часто занимая первые места в ежегодном Зале славы Classic FM.

    Подробнее: Почему все любят Восхождение Жаворонка ?

  22. Эми Бич (1867-1944)

    Американский композитор Эми Бич вошла в историю, или, вероятно, следует сказать «свою историю», когда стала первой американкой, опубликовавшей симфонию.

    Говорят, что к годовалому возрасту она могла петь 40 разных песен и, по-видимому, год спустя уже гармонировала колыбельные, которые пела ей мать. Бич тоже удивительно рано начала свою композиторскую карьеру.

    По мере того, как она развивалась как блестящая пианистка и композитор, она не пользовалась преимуществом своих сверстников-мужчин в том, что ее отправили в Европу изучать композицию у тамошних мастеров – это не соответствовало ее статусу женщины – но тем не менее процветал на местном обучении. В 1896 году ее «Гэльская» симфония стала первой опубликованной симфонией американской женщины, и ее премьера состоялась в исполнении Бостонского симфонического оркестра.

    Подробнее: Эми Бич, первая американка, опубликовавшая симфонию

  23. Феликс Мендельсон (1809-1847)

    К 12 годам немецкий композитор Мендельсон уже имел за плечами четыре оперы, 12 струнных симфоний и большое количество камерной и фортепианной музыки.

    Он был невероятно талантлив и продолжал создавать потрясающую музыку по мере развития своей карьеры.

    Он произвел настоящий фурор Струнным октетом 1825 года и волшебной увертюрой к «Сну в летнюю ночь». А его Концерт для скрипки с оркестром ми минор, «Шотландская» симфония № 3 и увертюра «Гебриды » остаются неизменными фаворитами концертных залов.

    Мендельсон также отвечает за возрождение интереса к творчеству великого Дж. С. Бах – прямо вверху этого списка – так что мы ему очень обязаны 90 101 90 102 .

  24. Дмитрий Шостакович (1906-1975)

    Карьера великого русского Шостаковича определялась советской эпохой и особенно советской благосклонностью — Симфония № 5 была воспринята как триумф сталинизма — и затем советским неодобрением, когда его осудили как декадентского и непатриотичного.

    Написал 15 симфоний, множество опер и балетов, инструментальные и оркестровые произведения, а также саундтреки к раннему кинематографу.

    Подробнее: 10 лучших композиторов ХХ века

  25. Иоганнес Брамс (1833-1897)

    Возвращаясь немного назад к эпохе романтизма, Иоганнес Брамс, несомненно, определил этот период.

    Без глубокого драматизма и огненно-серной революции Бетховена, а также без блеска и виртуозности Листа и Шопена Брамс был достойным симфонистом и поистине великим композитором камерной музыки и фортепианных пьес.

    В шляпе музыкального критика Роберт Шуман (см. выше) был сторонником Брамса, называя его «юным орлом», который «прибыл, молодой человек, у колыбели которого стояли на страже Грации и Герои».

  26. Антонин Дворжак (1841-1904)

    Антонин Дворжак был чешским композитором ослепительной оркестровой музыки позднего романтизма.

    Поборник народных идиом Моравии и его родной Богемии, Дворжак прославился такими произведениями, как «Славянские танцы» и Симфония № 9.«Из Нового Света».

  27. Сергей Рахманинов (1873–1943)

    Восхитительные фортепианные концерты русского композитора Рахманинова остаются неизменными фаворитами в концертных залах и до сих пор отмечаются своей красивой мелодией и дерзкой сложностью, в том числе в Залах славы Classic FM и Ultimate Classic FM, где в этом году Концерт композитора занял первое место. .2 в №1.

    В 1931 году, когда он сочинил «Колокола », музыка Рахманинова была официально запрещена в СССР как «декадентская», а композитора называли «ярым врагом Советской России».

  28. Филип Гласс (1937-настоящее время)

    Американский композитор Филип Гласс, сторонник минимализма в музыке.

    Минимализм — это жанр, в котором композиторы берут простую музыкальную идею — это может быть ритм или набор нот — и повторяют ее снова и снова с очень медленными вариациями или развитием на протяжении всего произведения.

    Гласс изучал композицию у Дариуса Мийо и Нади Буланже, среди прочих, и нашел свой неповторимый голос в таких произведениях, как опера Эйнштейн на пляже и его камерная музыкальная работа Стекольный завод , а также музыка к фильмам включая Кояанискатси , Часы и Заметки о скандале .

  29. Леонард Бернштейн (1918-1990)

    Американский композитор и дирижер 20-го века Леонард Бернстайн сочинял музыку для концертного зала не меньше, чем для кино и телевидения.

    Вестсайдская история и Кандид наэлектризовал сцену, а его работа на телевидении донесла классическую музыку до масс через 53 телевизионных передачи Молодежные концерты познакомили целое поколение с классической музыкой.

    Подробнее: Биографический фильм Брэдли Купера «Бернштейн» официально выходит на Netflix

  30. Джон Уильямс (1932-настоящее время)

    Джон Уильямс — американский кинокомпозитор, ответственный за написание музыки, которая сопровождает некоторые из самых любимых в мире экранных воспоминаний.

    И.Т. звонил домой в 1980-х? Да, Уильямс был с нами. Динозавры топают по недооцененному тематическому парку в Парк Юрского периода в 1990-х? снова Уильямс.

    Виляющие метлы и летающие стукачи вокруг волшебника Гарри Поттера в 2000-х? Опять же, мы рады, что они позвонили в Williams.

    Настоящая легенда и совершенствователь киномузыки 20-го и 21-го века.

Узнать больше Больше композиторов

Последнее на Классическом FM

Научный анализ ДНК Бетховена показал, что у него был гепатит В и высокий риск заболевания печени

Бетховен

Слушайте новые выпуски подкаста Classical Dreams, посвященные Всемирному дню сна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *