Нам нужны режиссёры, которым нужны композиторы ⋆ MovieStart
В Москве в апреле прошёл Kinorex – киномузыкальный фестиваль уникального формата, дважды обладатель гранта «Тавриды». Уже второй год молодые режиссёры и композиторы объединяются в команды и вместе работают над саундтреком и музыкальным оформлением к короткометражному фильму. Генеральный продюсер Kinorex Никита Брусин рассказал MovieStart о том, как провести международный фестиваль в сегодняшних условиях и как помочь режиссёрам и композиторам найти своего творческого союзника.
— Никита, расскажите, пожалуйста, о фестивале: в чём его значение для отрасли, для страны?
— Основная наша задача – познакомить ребят. На сегодняшний день происходит некий дисконнект в отраслях кино и музыки. В институтах, где обучаются режиссёры, нет композиторского факультета, студенты должны искать автора музыки где придётся: либо платить большие деньги профессиональным студиям, либо делать что-то самим, либо ограничиваться тем, что нашли в интернете.
Такая же история у композиторов. У нас много консерваторий, академий, институтов культуры, где учатся действительно хорошие ребята. Студенты занимаются этим профессионально, ищут возможность применить свои умения. То есть везде есть профессионалы, всем нужно собирать портфолио, но при этом площадок, куда можно обратиться, практически нет.
В 2020 году на арт-кластере «Таврида» мы впервые предложили решить эту проблему с помощью нашего фестиваля. В голове был образ условного «Тиндера»: листаешь, смотришь, что тебе больше нравится, и работаешь с этим автором. По этому принципу мы и создали нашу платформу, куда конкурсанты размещали свои заявки. После фестиваля у всех участников остались контакты друг друга. Теперь они знают, к кому можно обращаться в дальнейшем. В идеале мы, конечно, хотим, чтобы все находили «творческую пару» на всю жизнь, как, например, Михалков с Артемьевым, но главное для нас – создать условия, в которых можно будет «свести» как можно больше творческих единомышленников.
— Как прошло мероприятие в этот раз? Сколько было заявок, работ? Чем отличились конкурсанты?
— Наш фестиваль на удивление вызвал большой международный интерес. Огромная часть заявок поступила из-за границы. Больше 420 работ зарубежных режиссеров. Были фильмы из Испании, Латинской и Северной Америки, Мексики, Колумбии, Бразилии, Чили, Аргентины, Кореи. Испанцы благодарили за возможность участвовать в конкурсе. Для них участвовать бесплатно в фестивале за гранью понимания: когда тебе и музыку дадут, ещё и с композитором познакомят. У них другое устройство общества, ничего бесплатного нет, поэтому для них это была уникальная возможность.
В этом году на фестивале получились очень неожиданные дуэты режиссёров и композиторов. Некоторые международные союзы вышли в финал и стали победителями в номинациях. Например, работа «Lus De Mar» испанского режиссёра Джона Доу и русских композиторов Игоря Тарабрина и Екатерины Евменьевой стала победителем в номинации «Оркестровая музыка».
фото: пресс-служба фестиваля Kinorex— Вы считаете, что опыт сотрудничества с конкурсантами из других стран был успешным?
— Да, это было прекрасно. Мы опасались, что в связи со всеми событиями, которые сейчас происходят, иностранные конкурсанты могут отказаться участвовать в нашем проекте, но ребята были с нами, за что мы их искренне благодарим. У нас не было ни одного иностранного участника, который прекратил сотрудничать.
— Существует стереотип, что заказать музыку для фильма – очень дорого. Так ли это?
— Кино вообще недешевый процесс, но услуги кинокомпозитора в нём не самое дорогое. К тому же они сильно различаются в цене, в зависимости от задач и возможностей проекта. Если это немое кино и там везде нужна фоновая музыка, то это одна история. Если это музыка, как в Marvel, где создают классные треки и необходимо несколько тем для супергероев, то там предполагаются другие условия. А так, в целом, во многих фильмах можно обойтись приемлемой ценой, достойной уровня работы конкретного композитора. Опять же, если будут площадки, где авторы с демократичными ценами смогут размещать свои предложения, а режиссёры смогут сразу же оценить качество, то и вопроса этого возникать не будет. Заходи и смотри.
— В каких жанрах были произведены композиции, принявшие участие в фестивале? Если рассматривать их в контексте того, что музыка является неким отражением настроений в обществе.
— Киномузыку лучше рассматривать не как жанр, а как часть кинопроизведения. Она должна помогать раскрыть идею фильма. В 2022 году картины все были абсолютно разные, у каждого режиссера свой замысел, стиль. «Твой прямой эфир» – отличная работа на остросоциальную тематику: ясная, понятная история об опасных играх подростков. Приз зрительских симпатий и гран-при конкурса отдали мультфильму «Галчонок» – самому доброму, искреннему фильму с хорошей концовкой. Остальные работы были сложные, философские.
Но всё, разумеется, на вкус и цвет: кому-то нравится углубляться в сюжет и мучиться вопросами после фильма, а кому-то просто хочется посмотреть кино и отдохнуть. Всё индивидуально. Нам не особо важен жанр фильма, это может быть и документальное кино, потому что там работать с музыкой также сложно, нужна «правильная» мелодия и атмосфера.
— Приведите, пожалуйста, наиболее яркие примеры коллабораций конкурсантов и кинематографистов. Можете назвать фильмы, в которых звучат их композиции?
— Наш проект молодой, а конкурсанты – начинающие в индустрии. Но чем мы точно можем гордиться, так это тем, что конкурсанты продолжают дружить и работать. Так, победители прошлого года Н. Ямов и Н. Шибалова после проекта продолжают общаться, Надежда сотрудничает с Art Masters, а с фильмом «Эхо в облаках» (победитель 2021 г.) принимает участие в других фестивалях и конкурсах. Цель Kinorex – объединить двух художников, мы эту задачу успешно решаем. Продвижение композиторов в индустрии – следующий этап, который мы осторожно планируем в будущем.
— По Вашему мнению, не возникнет ли проблем с музыкальным оборудованием в среднесрочной перспективе? Если мы используем зарубежную аппаратуру.
— Это, скорее, проблема не композиторская, а звукорежиссёрская. Мне кажется, что в скором времени найдутся другие страны, которые будут это всё предоставлять. В любом случае, когда-нибудь ситуация наладится, и всё вернётся на круги своя.
— Какие возможности и проблемы у конкурсантов по части их интеграции в киноиндустрию и шоу-бизнес России? Как решить их?
— Одну из важнейших проблем решает наш фестиваль. В стране очень много талантливых композиторов, которые вынуждены совмещать профессию с другой работой просто потому, что не смогли найти то место, где смогут зарабатывать своим творчеством. Необходимо показывать наших композиторов, представлять их потенциальным заказчикам и работодателям. Если мы хотим развивать креативную индустрию в России, то необходимо объединять все сферы. Например, арт-кластер «Таврида» создаёт креативный университет, где будет соединение всех творческих направлений. В неформальной обстановке смогут пообщаться режиссёры и композиторы, попробуют придумать что-то новое. Самое главное – создание благоприятной среды для общения между людьми и создания проектов. Для начала, людей надо познакомить и дать понять, что они есть друг у друга.
— Как композитору и кинематографисту найти друг друга?
— Пойти на фестиваль Kinorex! Без шуток. Больше таких площадок ни в России, ни в мире я найти не смог. Полно конкурсов для режиссёров и композиторов, но площадок, где они бы знакомились, нет. У нас есть всё, и мы должны использовать возможности. Мы верим, что наш фестиваль стает неким пространством, куда будут приходить те, кто хочет создавать качественное, интересное, а самое главное, уникальное кино.
Нужны ли сегодня композиторы | Steppe
В Алматы с 2 по 7 мая прошла музыкальная резиденция для композиторов из Центральной Азии и Казахстана Batyr Lab. Зачем при существующих консерваториях, академиях, компьютерах и любителях, балующихся ремиксами, нужно заниматься сочинителями музыки и в таком формате?
В новом материале STEPPE Роман Райфельд попытался найти ответы на все эти вопросы.
В резиденции, которую Batyr Foundation делает уже во второй раз, участвовали 13 композиторов из Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. Организаторы творческой лаборатории получили 70 заявок из разных стран региона. По итогам резиденции отобрано несколько участников, которые получат гранты в размере 1 млн тенге каждый на сочинение новой музыки.
В октябре выйдут два мини-альбома с современной академической и экспериментальной музыкой, печать хрестоматии резиденции с биографиями композиторов и партитурами созданной музыки. Финальной точкой станет презентация результатов лаборатории и финальный концерт с участием ансамбля «Игеру».
Часть отобранных участников занималась в мастерской академической музыки: в ней преподавал выпускник московской консерватории, композитор и художественный руководитель ансамбля «Игеру» Санжар Байтереков.
Санжар Байтереков
«Если за рубежом, кроме государства, академическую музыку поддерживают и частные фонды (например, немецкий фонд Сименса), то в Казахстане она сильно зависит от поддержки государственной. Мне нравится сравнение академической музыки с фундаментальной наукой. Последняя нуждается в том, чтобы ее культивировали, так как без нее не будет и развития науки прикладной (в нашем случае — неакадемической музыки). В советские времена композиторы существовали неплохо, потому что была полная господдержка. Сегодня мир изменился, но многие композиторы по-прежнему считают, что государство должно им платить просто так. Важно самому продвигать свою музыку, участвовать в конкурсах и фестивалях. Конечно, не помешало бы создание национального центра, аналогичного тому, что поддерживает наше кино. Пока же места академического композитора в казахстанском обществе я не вижу. Потому что у общества нет на него спроса», — говорит Санжар.
Также он отметил про казахстанцев за рубежом.
«В оптике мировой академической индустрии казахстанских композиторов очень мало, и те живут за рубежом. Сергей Ким в Австрии, Айгерим Сеилова и Джамиля Джазылбекова в Германии, Рахат-Би Абдысагин частично отучился в Астане, частично в Италии. Академическая музыка может дать вам больше, чем просто эмоции. Потому что вы, может, выйдете после концерта и откроете какую-то очень важную вещь: теорему, лекарство от рака. Ведь музыка сильно воздействует на умственные способности. Я согласен с нейробиологом Татьяной Черниговской, которая уверяет, что в будущем люди будут делится на два типа: тех, кто умеет воспринимать очень простую информацию, типа чтения вывесок, и тех, кто предпочитает книги. Я предполагаю, что также сложится ситуация и с музыкой. Какие цели я преследую в Batyr Lab?
Во-первых, работы на такую дальнюю дистанцию в полгода в таком формате нет нигде. Во-вторых, фонд еще и выделяет грант на написание музыки, что должно еще больше должно стимулировать композиторов-участников. Я бы хотел, чтобы мы за эти полгода с отобранными победителями попытались выйти за пределы их привычных рамок, их зоны комфорта и войти в новое для них пространство», — считает композитор.
Второй мастерской резиденции — экспериментальной — руководил таджикский музыкант и композитор Далер Назаров, поддержкой творчества которого всячески занимался в свое время Батырхан Шукенов.
Мастерство одного из самых медитативных музыкантов современности проявилось во всей его красоте на концерте, который Далер дал для резидентов и гостей в один из дней Batyr Lab.Далер Назаров
«Для меня такой опыт впервые. Получается, они шли навстречу мне, а я — им. Резиденция для меня — это тайна и продолжение энергии Батыра. Это красиво, удивительно и очень актуально для сегодняшней ситуации в мире, которая… ну полный абсурд. Композиторы — это жрецы. И они появляются только тогда, когда они нужны. Сейчас тенденция другая. Академические музыканты – я не вижу, чтобы в них нуждались, поэтому они и не появляются. И Batyr Lab не просто воркшоп, семинар, а еще и попытка наладить человеческий диалог, передать человеческий опыт. Тенденция, когда мы ждем технического оснащения, чтобы выразить что-то, она уже проходит. И мы возвращаемся к человеку, который просто сидит и поет под гитару, потому что вся огромная индустрия существует за счет него — творца. Мы возвращаемся туда, где искренность.
На вопрос о том, каких учеников выбирал себе Далер, он ответил следующее: «Вопрос не столько в таланте, сколько в том, чтобы найти и поддержать того, кто так этого желает. Хотелось ребят, у которых есть вопросы, ответы на которые можно было бы найти вместе. Вот это красиво, я считаю. И он уйдет после нашей встречи, имея свое собственное достижение. При этом я не буду в его жизни тем, кто его спас».
«Композитор сейчас в сфере услуг. По сути, это человек избранный, через которого происходит или исцеление, или разрушение. Вот эту свою роль композиторы и вспоминают сегодня, возвращаются к ней. Меня часто спрашивают, почему я не пою на свадьбах, но объяснить это очень сложно. Когда ты с полной душой и сердцем занимаешься любимым делом, не для побед, не для того, чтобы сказали, какой ты молодец, а просто для себя самого – я за это! Когда мы приглашем залы, мы делимся со зрителями тем вдохновением, которое получили во время сочинения.
И наша музыка способна в них вызвать то же вдохновение. И насколько оно чисто и достоверно, настолько и мастером является композитор», — резюмирует Назаров.Программа резиденции Batyr Lab 2022 была насыщена. Авторское право — «темный лес» для многих сочинителей — давал эксперт в этой области, юрист, председатель авторского совета авторского общества «Абырой» Темирлан Тулегенов, который если выразиться прямо, собаку съел на этой теме, через собственный, порою обжигающий опыт.
Режиссер, сценарист, продюсер Малик Зенгер, — каждый новый музыкальный видеоклип которого маленькая эпическая кинокартина, — рассказал о том пути, который проделывает любая креативная идея: от концепта до реализации ее на практике.
Музыковед, общественный деятель, журналист, педагог и креативный продюсер «Радио Classic» Раушан Джуманиязова поделилась информацией о сегодняшнем дне академического музыканта в регионе. Российский специалист, основатель консультационного бюро InSimple, лектор бизнес-школы RMA и Института звукового дизайна Алекс Николаев, уже не впервые сотрудничающий с Batyr Foundation, проконсультировал композиторов в области основ музыкального бизнеса.
Спикерами резиденции также стали PR–эксперт, преподаватель ALMAU и профессиональный коуч Erickson International Эльнора Розмут и основатель и ген. директор крупнейшей в СНГ конференции музыкальной индустрии Colisium Владимир Кравченко. Среди тем, о которых шла речь на резиденции — создание музыки для кино и видеопродуктов, организация турне и создание личного бренда. И, конечно, много времени в обеих мастерских было уделено занятиям музыкой.
Расписание составили так, чтобы у руководителей мастерских было время на индивидуальные занятия с каждым. Участники узнали о самых значимых мировых фестивалях, конкурсах, академиях, встретились с музыкантами коллектива Eegeru, и, разумеется, помузицировали, как на занятиях, так и вечером в кафе.
Фаррух Акрамов
Неделя Batyr Lab 2022 пролетела мгновенно. Узбекский участник, композитор Фаррух Акрамов так оценил ее итоги для себя: «Я не могу сказать, что я новичок, много видел, участвовал в подобных резиденциях. Но эту могу похвалить: организаторы и лекторы на высоком уровне, много полезного узнал. Потому что были освещены те сферы, с которыми мы раньше не сталкивались: например, музыкальный бизнес и авторские права. У меня был какой-то период кризиса, я перестал писать музыку и даже участвовать в подобных мероприятиях. Но после Batyr Lab, после работы с Санжаром я восстановился и твердо уверен, что пойду дальше. Даже есть конкретные планы».
Зачем они занимаются сочинителями музыки, сформулировала Наргиз Шукенова, директор фонда им. Батырхана Шукенова, который организовал обучение:
«После каждого проекта мы много рефлексируем. Первые годы больше ориентировались на исполнителей, но там очень сложно замерить отдачу и прогресс. С недавних пор решили вкладываться в тех, кто пишет музыку. Композиторы для нас — это те, кто отвечает нашей миссии, кто создает сильную живую культурную среду. Среди тех, кто прошел конкурс и те, кто уже организовывал какие-то фестивали, и те, кто делал open-air в махале. И наша задача дать импульс таким ребятам, чтобы они потом влияли на тех, кто рядом. Мы делаем ставку на сообщество», — подытожила Наргиз.
Ждем октября, новой музыки и концерта в Алматы.
*Музыкальная резиденция для композиторов Batyr Lab» реализуется фондом имени Батырхана Шукенова и фондом Булата Утемуратова.
Читайте также:
Летние релизы исполнителей из Казахстана
Стриминговый сервис TikTok Music может стать конкурентом Spotify и Apple
Казахстанский композитор получил премию от президента Австрии
Читай нас в Инстаграм и Телеграм
Композитор Гасанов. Нужен ли он нам сегодня?
«Ну-ка, что ты за человек? И чем ты отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» — такие вопросы, говорил Лев Толстой, возникают у нас при знакомстве с творчеством писателя, живописца, композитора. И что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев, — продолжает Толстой, — мы ищем и видим только душу самого автора.
ГАСАНОВ родился в 1900 году. Ещё был жив Лев Толстой. Он, между прочим, как раз в эту пору писал свою повесть «Хаджи Мурат». Жил и работал Чехов. Вступали в пору высшей творческой зрелости Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Да что там Скрябин и Рахманинов, — были ещё живы композиторы-классики золотого века русской музыки, представители «Могучей кучки»: Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков!
Короче говоря, было это очень-очень давно. И лучшие свои произведения, например, оперу «Хочбар», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Гасанов создал тоже давным-давно, в первой половине двадцатого столетия, когда не было ни телевидения, ни компьютеров, ни Интернета, ни ракетных бомбардировщиков и водородной бомбы. Да что говорить — троллейбусов в Махачкале не было!
Так нужен ли нам сегодня этот композитор с его десятки лет назад написанными сочинениями? Не пора ли их выбросить как ненужный хлам? Или, чтобы не проявлять неуважения к прошлому, просто оставить в покое, забыть, дать им незаметно кануть в небытие? Правда, изобретение автомобиля не отменило велосипед, а при случае можно и
верхом на осле проехаться. Но, согласимся: будущее-то, всё же, не за велосипедом и не за четвероногим транспортом…
Так зачем же нам сегодня композитор Гасанов? Есть ли у него, у его творческого наследия, будущее?
Попробуем взглянуть на него с позиции, предложенной Толстым. Что за человек был Гасанов?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, СУДЬБА
Готфрид Алиевич Гасанов был совершенно необыкновенной личностью. Уже в самом его имени слышится какая-то интригующая загадка. Он был внуком выдающегося мыслителя, учёного и поэта Гасана Алкадарского (его полное имя Мирза Гасан-Эфенди ибн хаджи Абдула-Эфенди ал Алкадари ал Дагестани). Отец будущего композитора Али Гасанов окончил Петербургский университет, он перевёл знаменитую книгу «Асари Дагестан» и сам написал «Краткую историю Дагестанской АССР». В годы учёбы в Петербурге он познакомился с Еленой Бек, полу-француженкой, полу-немкой, которая стала его женой. Она и дала сыну немецкое имя Готфрид. В то же время отец дал ему арабское имя Джабраил. Так, уже своим происхождением, естественно, через семью и воспитание Гасанов оказался органично связан и с глубочайшими пластами дагестанской культуры, и с богатейшим европейским художественным наследием. Этот синтез, коренящийся в самом его происхождении, определил всю его судьбу, всю его творческую деятельность.
В Дагестане начала прошлого века, как и во многих других «национальных окраинах» России, не было таких развитых форм и учреждений искусства, как, скажем, оперный театр, или симфонический оркестр. Естественно, не было и композиторов, сочиняющих оперы, балеты или симфонии. Путь к этим новым формам искусства труден. Когда национальная культура соприкасается с новыми для неё явлениями мировой культуры, она сталкивается с большой опасностью: она может потерять себя.
Вспоминаю, как старейший японский композитор Икума Дан рассказывал мне о молодых японцах, учившихся в начале XX века в консерваториях Германии и Франции. Возвращаясь домой, говорил Икума-сенсей, они «привозили с собой в Японию «свою» Германию и «свою» Францию». Они научились там сочинять немецкую или французскую музыку, но эти их творения были чужды японской культуре.
Это неизбежная проблема. И мы тоже её не миновали. Талантливейшая Дженнет Далгат ещё в 1909 году окончила как пианистка Лейпцигскую консерваторию, но в своём композиторском творчестве с огромным трудом преодолевала влияние немецкой школы. Её сочинения часто лишь внешне были связаны с дагестанской народной музыкой. А порой и вовсе были лишены такой связи.
В этом смысле Гасанов, можно сказать, был рождён под счастливой звездой. И национальная дагестанская почва, и мировая культурная традиция были для него одинаково родными. Природный творческий дар и блестящее профессиональное образование, полученное в Ленинградской консерватории, помогли ему осуществить художественный синтез этих двух начал, создать подлинно национальное и стоящее на мировом уровне искусство: первую дагестанскую оперу «Хочбар», первый балет «Карачач», музыкальные комедии, инструментальные концерты, сотни камерных миниатюр.
КАК ОН ЭТО СДЕЛАЛ?
Порой думают, что путь первооткрывателя усеян розами, что выступать на неосвоенном поле очень выигрышно: что ни сделаешь — всё впервые, и слава обеспечена. Если бы так…
Строго говоря, Гасанов не был первым. Создавать дагестанские музыкальные произведения в новых, европейских жанрах пробовали и до него. Замечу, что и Глинка, основоположник русской классической музыки, не был первым русским композитором. Ещё в 18 веке в России появились десятки опер. Все они, в общем-то, забыты, или время от времени возрождаются, как некие музейно-исторические ценности. А в Дагестане сочинять оперы пытался, например, одарённейший Темирбулат Бейбулатов. А ещё раньше, в 1920-е годы, Михаил Шувалов написал музыкальную драму «Хаджи Мурат» и в январе 1926 года она даже была исполнена. Но… Но в целом, опыты эти были ещё несовершенны, неудачны.
В нашей многонациональной многоязычной культуре композитора подстерегали особые трудности. Уникальное богатство, разнообразие, многосоставность этой культуры имели, как это ни парадоксально, оборотную сторону: проблему единства. На каком языке должны звучать кантаты, оратории, вокально-симфонические поэмы, оперы в небольшой стране, в которой население говорит на десятках языков? Да и в области инструментальной музыки, не связанной с литературным текстом, как сделать симфонию, квартет или сонату близкой и аварцам, и лезгинам, и даргинцам, и…? Ведь это только говорится, что «музыка — это язык без слов, она понятна всем без перевода». А на самом деле родная песня — именно родная, а не родная — она и есть, всё-таки, не родная.
То, что удалось сделать Гасанову, — удивительно. Его Первый концерт для фортепиано с оркестром воспринимают как своё, истинно национальное, родное все дагестанцы. Но о Концерте я скажу потом. Впервые это художественное чудо он осуществил в опере «Хочбар», написанной в 1937 году.
Как, всё-таки, это ему удалось?
Один приём был очень прост. Гасанов использовал множество подлинных песенных и танцевальных мелодий разных народов Дагестана. В опере есть, например, большая сцена праздника, на который Нуцал-хан приглашает Хочбара. Там танцуют и поют гости со всего Дагестана — с севера на юг от ногайцев до табасаранцев и горских евреев. Естественно, представители каждого народа поют свои песни или танцуют свои танцы. Получалось что-то вроде концерта Ансамбля песни и танца Дагестана (который тогда уже существовал), но по сюжету хорошо вписывающегося в общее действие оперы.
Однако такое простое соединение разных цветков в один общий букет было внешним, механическим решением. Строго говоря, это было не столько решение, сколько попытка обойти проблему.
Молодой композитор сделал следующий шаг, сделал то, чего никто никогда до него не делал. Он создал общедагестанский музыкальный язык. Не хочу углубляться в сложные музыковедческие объяснения, но попробую очень просто рассказать, в чем суть этого творческого свершения Гасанова. И почему это вообще оказалось возможным.
Начиная с 1921 года, Гасанов объездил аулы Дагестана, записывал на фонограф (это старинный звукозаписывающий аппарат, прадедушка современных магнитофонов) и в нотах фольклорные мелодии. Кроме того, он собрал коллекцию дагестанских народных инструментов. К концу 20-х годов будущий автор первой национальной оперы и первого дагестанского балета был, бесспорно, лучшим знатоком народного музыкального искусства Дагестана. Он опубликовал первые научные работы и первые нотные записи, был избран членом-корреспондентом Государственного института музыкальной науки в Москве.
Молодой музыкант, впервые столкнувшийся с богатствами фольклора в первозданном виде, чутко улавливал своеобразие искусства каждого народа, но в то же время видел то общее, что есть в культуре всех дагестанцев: одни и те же или похожие инструменты, сходные танцы, близкие ритмы и интонации.
И когда пришло время творчества, он почувствовал и осознал, что в этой общности есть возможности нового художественного синтеза. Во многих эпизодах «Хочбара», начиная с Увертюры, музыка имеет ярко выраженный дагестанский характер, но это именно обобщенный национальный стиль, и сказать, допустим, об Увертюре, с которой начинается опера, что это музыка лакская, или даргинская, или кумыкская и так далее, — невозможно.
Конечно, он творил не на пустом месте. Но профессиональную почву молодой, почти начинающий автор находил не в опытах своих земляков. Они профессионально были несравненно слабее, чем он. Опору Гасанов обрёл в созданиях русских классиков, в «восточных страницах» музыки Глинки (Руслан и Людмила), Балакирева (Исламей, Тамара), Бородина (Князь Игорь, В Средней Азии), Римского-Корсакова (Шехерезада).
«ХОЧБАР» — ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ
«Хочбар» стал первой творческой вершиной Гасанова, но также первой драмой на пути художника. Опера была написана в 1937 году по заказу Дагестанского Обкома партии. Большой интерес проявлял к рождению национальной оперы первый секретарь Обкома Нажмутдин Самурский. Это было время бурного подъёма национальных музыкальных культур, во многих республиках появлялись первые оперы и балеты, строили оперные театры. Но это было также время кровавых репрессий. В Дагестане, как и по всей стране, начались массовые аресты. Жертвами репрессий стали многие руководители республики, среди них и Самурский.
Аресты коснулись и семьи Гасанова. Сын учёного-арабиста (и внук арабиста), автор оперы, одобренной людьми, которые теперь были объявлены «врагами народа», хорошо ориентировался в ситуации. Он обладал уже большим жизненным опытом. В 1919 году Гасанов окончил Московские командно-артиллерийские курсы в Лефортово (здесь, скажу попутно, он слушал выступления Ленина, Троцкого и других вождей большевизма), затем как командир отдельной дагестанской батареи участвовал в гражданской войне и лишь благодаря невероятной счастливой случайности уцелел во время сражения под селением Араканы (его прародины!). Окончив в 1926 году консерваторию, он организовал в Буйнакске первую музыкальную школу, позднее превратившуюся в музыкальное училище, и по ходу дела близко познакомился с нравами новой власти.
Террор 30-х годов представлял для него непосредственную личную угрозу. Он решил, что в такой момент лучше всего на время скрыться, затеряться, исчезнуть. Создатель первой дагестанской оперы уехал из Дагестана в Ленинград. Там террор свирепствовал не менее круто, но Гасанов там не был нужен карательным органам, его там никто не знал…
А как же «Хочбар»? Опера, которая могла стать художественной сенсацией, радикальным новаторским прорывом в развитии национальной музыкальной культуры, при жизни композитора так и не попала на сцену. Да и сцены — оперного театра — в Дагестане не было. Сценическая премьера «Хочбара» состоялась лишь через много десятилетий после смерти Готфрида Алиевича.
Переезд в Ленинград стал лишь временным спасением. В 1939 году Гасанов как кадровый военный был мобилизован для участия в так называемой «Финской кампании», унёсшей тысячи жизней. Даже спустя четверть века Гасанов ужасался, вспоминая подробности этой трагической истории. Вторжение гитлеровских войск также застало его в Ленинграде. И тут его положение оказалось, можно сказать, безвыходным. Как офицер-артиллерист с боевым опытом он должен был попасть на фронт, но его немецкое имя вызвало настороженность: а вдруг он будет сочувствовать захватчикам?! Гасанов оставался в осаждённом городе, где ему небезопасно было даже появляться на улице: любой патруль мог заподозрить в нём шпиона…
С началом блокады просто выехать из Ленинграда было невозможно, для этого требовалось специальное разрешение. Даже списки больных, подлежащих эвакуации, утверждались высшим руководством города. Лишь в 1942 году в состоянии тяжелейшей дистрофии Гасанов был вывезен («Дорогой жизни», проходившей по льду Ладожского озера) из Ленинграда и помещён в госпиталь, где несколько месяцев находился между жизнью и смертью.
ВОЗВРАЩЕНИЕ. ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ. ЦЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ
Возвращение на родную землю стало и возрождением композиторского творчества. В военные годы возникла оратория «Джигиты Дагестана» (первая в республике), «Дагестанская фантазия» для оркестра, песни с характерными для искусства той поры названиями «Проводы на фронт», «Письмо матери сыну-фронтовику», «Песнь о Магомеде Гаджиеве», «Песнь о Валентине Эмирове», «Письмо сестёр брату-фронтовику», романсы («Я на кровле одна», «Забыть ли гор твоих громады», «Соловей»), хоры. В это же время родились две крупные композиции: балет «Карачач», поставленный самодеятельной танцевальной группой Махачкалинского Дома пионеров и школьников, и музыкальная комедия «Юрек сюйсе (Если сердце захочет)», которой была суждена очень долгая сценическая жизнь.
В 1948 году Гасанов закончил Первый концерт для фортепиано с оркестром и 23 ноября исполнил его во время Творческой конференции композиторов Северного Кавказа в Дзауджикау (ныне — Владикавказ) с оркестром Осетинской филармонии. Сочинение дагестанского композитора оказалось единственным, отобранным для исполнения на пленуме Союза советских композиторов в Москве. В декабре 1948 и затем ещё раз в феврале 1949 Гасанов блестяще, с впечатляющим успехом сыграл Концерт в Колонном зале Дома Союзов. Вслед за тем произведение прозвучало в Ленинграде, Свердловске, Воронеже. В апреле 1949 года пришла весть о присуждении Гасанову Сталинской премии. «Искусство Дагестана обогатилось произведением ярко талантливым, мастерски написанным, — сообщал журнал «Советская музыка». — Дагестанский композитор Гасанов, прошедший большой путь педагога и фольклориста, показал в своём концерте умение развивать традиции классической фортепианной музыки. Сам превосходный исполнитель, он написал концерт, представляющий бесспорный интерес для наших пианистов».
Итак, Гасанов стал первым деятелем культуры Дагестана, удостоенным высшей премии страны. Через год, в 1951, он получил её ещё раз и стал единственным в Дагестане дважды лауреатом Сталинской премии. Это было потрясением не только для композитора, но и для властей республики. Значение Гасанова, да и профессиональной музыки вообще, у нас тогда ещё не очень понимали, на премию его выдвинул Союз композиторов СССР, а не местное руководство, которое даже не знало о выдвижении. «Мнение Москвы», конечно, нельзя было игнорировать, но при внешних проявлениях уважения отношение к Гасанову не слишком изменилось. Я думаю, тут сказывалось многое. В частности, ограниченность художественных вкусов руководства, с одной стороны, и независимость Гасанова — с другой.
Мне было лет 13-14, когда я впервые пришёл к нему домой (Гасанов преподавал, а я учился в Музыкальном училище). Композитор снимал две комнаты, как мне показалось, довольно тёмные, в частном доме на улице Буйнакского, поближе к вокзалу. Первое, что я заметил, был рояль, под ножки которого были подставлены толстые стеклянные пепельницы. Я удивился: почему? Г.А. объяснил: в квартире сыро и в рояль может пробраться мебельный червячок, шашель; поэтому в пепельницы налито постное масло — шашель не пролезет. Мы пошли в училище и по дороге я — наивный! — сказал: «Готфрид Алиевич, Вы дважды лауреат Сталинской премии, а живёте в таких сырых комнатах. Почему же вам не дают хорошую квартиру?». Гасанов усмехнулся: «Ну, что вы (Он мне — мальчишке — всегда говорил «Вы»!), кого это интересует…»
Он был непритворно скромен, никогда не говорил о себе с пафосом или, тем более с хвастовством — это просто невозможно представить. Он не обращался к начальству с личными просьбами, и это давало ему возможность сохранять независимость и достоинство. Помню, как однажды в Союзе композиторов, ютившемся в полуподвальном помещении, раздался телефонный звонок: какой-то инструктор Обкома партии требовал отчёта о работе композиторской организации для секретаря Обкома, товарища X. Готфрид Алиевич сказал: «Если товарища X. интересует, как работает Союз композиторов, пусть придёт к нам и посмотрит, в каких условиях мы находимся». И повесил трубку. В те времена для этого нужно было большое мужество.
НОВЫЕ РУБЕЖИ — НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Но вернёмся к Первому концерту. Как всякое принципиально новое, рубежное произведение, он обозначал своим появлением и некоторые проблемы, которые тогда совсем не осознавались. Я уже сказал, что впервые концерт прозвучал с оркестром в столице Северной Осетии. Маленький и слабенький тогдашний оркестр Дагестанского радиокомитета не в состоянии был исполнить эту яркую, богатую партитуру. Так начался процесс географического расслоения (полилокальности) в развитии дагестанского профессионального композиторского творчества. В последующие десятилетия всё чаще появлялись сочинения, которые впервые звучали не в Дагестане, а в далёких музыкальных центрах. Премьеры «Горянки» Кажлаева, «Горцев» и многих других опер Чалаева осуществлялись не в Махачкале, а в Ленинграде, в Москве, Эстонии и ещё далее…
Но в миг победы не думается о будущих проблемах. В Первом концерте созданный Гасановым общедагестанский музыкальный стиль сформировался уже в зрелой и совершенной форме. Это художественное открытие оказало мощное, определяющее влияние на всё последующее развитие дагестанской профессиональной музыки, его благотворное воздействие продолжается и поныне, и будет продолжаться впредь.
Творчество Гасанова в 50-е годы развивалось интенсивно и разнообразно. Он понимал, что проложенное им общедагестанское русло не должно поглотить отдельные «локальные» национальные творческие потоки. И композитор создаёт произведения, в которых подчёркнута связь с конкретными национальными истоками того или иного народа Дагестана: «Кумыкские напевы», Вариации на даргинскую тему, Рапсодия на лезгинские народные темы, цикл фортепианных миниатюр «Лирические пьесы», в названиях которых также специально указывалось: аварская, лакская, «Аштынский танец», «Агачкала» и т. д.
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ИТОГИ. ДРАГОЦЕННОЕ НАСЛЕДСТВО
Когда Гасанову исполнилось шестьдесят, его «проводили на пенсию». Основоположник профессиональной музыкальной культуры Дагестана, организатор и первый директор первого музыкального училища, создатель первых пособий по музыкальному образованию и воспитанию, первых сборников народных мелодий и первых научных трудов о музыкальном фольклоре Дагестана, первый художественный руководитель Государственного Ансамбля песни и танца Дагестана, первый дирижёр оркестра Кумыкского музыкально-драматического театра, пианист-исполнитель, организатор ното-издательского дела в республике, выдающийся педагог, воспитавший не одно поколение музыкантов, среди которых известные композиторы (и музыковед, автор этих строк), ОСНОВАТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ ДАГЕСТАНА уехал из республики. Последние пять лет жизни Гасанов провёл в Москве, продолжая сочинять музыку. «Пишу, чтобы жить содержательно», — сообщал он мне. Без работы, без творчества жизнь представлялась ему бессмысленной.
Творческое наследие замечательного музыканта всё ещё не освоено, не осмыслено. Многие его произведения забыты, не исполняются, не изданы. Превратились в библиографические раритеты его научные работы и собрания народных песен. 50 лет прошло со времени издания его антологии «Сто дагестанских народных песен». Больше восьми десятилетий — с момента выхода в свет его первых фольклористских трудов и сборника «Мотивы дагестанского танца». Достать их сегодня невозможно. Нормально ли это? Партитуры его концертов, его симфонических сочинений, музыкальных комедий, оперы «Хочбар» хранятся в единичных экземплярах. Ходячий афоризм «рукописи не горят» — удобное утешение для ленивых и нерадивых. Рукописи ветшают, теряются, портятся, гибнут от воды и света, и более всего от невежественных рук, а бывает, что и горят.
Не изучен и уникальный жизненный опыт этой выдающейся личности. Не изданы его замечательные письма. Некоторое время назад была предпринята благородная попытка собрать воспоминания о Готфриде Алиевиче, но до печати дело так и не дошло.
Вспоминаю строки молодого поэта, написанные под впечатлением одной из книг серии «Жизнь замечательных людей»: Биографии тем и сильны, Что понять помогают за сутки Двух любимых, двух жён, две войны И великую мысль в промежутке. Решить, что нужно, а что не нужно нам из прошлого, из наследия наших великих предшественников, можно только одним способом: это оставленное нам богатство надо узнать.
Знаете ли вы наследие Гасанова?
Дербент
, раздел: Личности
Автор: Манашир Якубов, фото из архива ДГОМ / Источник: Журнал «Бизнес-Успех», № 1
Музыкальные композиторы Найти внештатную работу
SpaceRace — Короткометражный анимационный фильм
Очень популярная работа
Музыкальный композитор
Бюджет обговаривается
Я учусь в Ritcs и делаю свой собственный анимационный фильм продолжительностью около 7 минут. Он о двух братьях, которые соревнуются друг с другом за любовь и внимание своих родителей. Они идут на крайние меры, чтобы добиться этого. Младший брат завидует вниманию, которое получает старший. Он
Опубликовано 5 дней назад• Срок действия истекает через 25 дней
Дополнительная информацияСлова для музыки.
Популярная профессия
Композитор
Бюджет обговаривается
У меня есть несколько текстов с хорошим потенциалом, так что изучаю возможность превратить их в песню. Честно говоря, я не совсем уверен, что подойдет в данном случае. В каком качестве вы нанимаете? Как физическое лицо для личного проекта Где вы находитесь в процессе найма? я скорее т
Опубликовано 8 дней назад• Истекает через 22 дня
ПодробнееМне нужен автор песен и пианист для песни
Очень популярная работа
Композитор
Бюджет $250.00
Мне нужно сделать песню в подарок. если вы можете сделать это в течение недели, пожалуйста, напишите мне, чтобы мы могли обсудить дополнительную информацию В каком качестве вы нанимаете? Как физическое лицо для личного проекта Где вы находитесь в процессе найма? Я готов сделать платный прокат Хотите поставить
Опубликовано месяц назад• Истекает через день
Дополнительная информацияпесня о чувствах нового папы
Музыкальный композитор
Бюджет $25.00
нам нужен композитор для песни, которую мы планировали выпустить в виде музыкального альбома, Песня о папе и сыне. лирика, вокал все готово, нужен только композитор, проект должен быть сдан в течение одного месяца, его композиторский стиль, каким будет песня, но он должен быть душевным. В каком качестве вы нанимаете?
Опубликовано месяц назад• Истекает через 8 дней
Неактивен
Музыкальная тема для серии видео
Композитор музыки
Бюджет обговаривается
Кто вы и чем занимаетесь? Я ассоциированный продюсер фандомного сайта. Что за проект и что вам нужно от фрилансера? Проект представляет собой непрерывный видеоряд. Мне нужен композитор, чтобы написать для нас оригинальную тему, которая будет использоваться в каждом следующем эпизоде.
Опубликовано месяц назад• Истекает через 12 дней
Неактивен
Нужны эпические саундтреки для моего аниме/мультсериала на YouTube
Композитор музыки
Бюджет обговаривается
Привет. Работаю над аниме-сериалом на YouTube. нужен кто-то, кто может сделать мне эпический саундтрек к шоу. Что-то, что вы могли бы услышать в таких аниме, как «Моя геройская академия» или «Жемчуг дракона». В любом случае, дайте мне знать, если вы заинтересованы, и мы можем поговорить еще немного. Если у вас есть какие-либо вопросы, дайте мне знать. спасибо
Опубликовано месяц назад• Истекает через месяц
Неактивен
Написание саундтрека к рекламе предметов роскоши: тема арабских, индийских и турецких инструментов
Композитор музыки
Бюджет по договоренности
Наша компания является брендом предметов роскоши, и мы запускаем новую коллекцию. Будет 3 видео (каждое по 1-2 минуты), представляющих продукт, с рассказчиком, представляющим продукт. В каждом видео будет свой саундтрек, но в арабском, индийском и турецком стиле. мы смотрим
Опубликовано 2 месяца назад• Истекает через 18 дней
Неактивен
60 секунд MIDI
Композитор музыки
Бюджет $25.00
Ищу композитора для написания оригинального произведения. MIDI-файл <60 секунд. Поп-музыка. По индивидуальному проекту. Помимо оригинальности, запоминаемости и продолжительности менее 60 секунд, других ограничений нет. Конечный продукт (и MIDI-файл) будет полностью принадлежать мне. Требуется до 15 октября 2022 г. В
Опубликовано 2 месяца назад • Истекает через 2 месяца
Неактивен
Помогите с реквиемом
Орлеан, США
Композитор музыки
Бюджет обговаривается
Привет! Мой папа пишет свою музыку на Cubase и сейчас работает над реквиемом. Поскольку это цифровая и классическая музыкальная композиция, он использует множество различных инструментов (например, оркестр), но играет на них на своей клавиатуре. Мне было интересно, придет ли кто-нибудь на мыс (Южный Орлеан, Массачусетс,
Опубликовано 2 месяца назад • Истекает через месяц
Неактивен
Фоновая музыка ресторана
Композитор музыки
Бюджет обговаривается
Это Патрик, стажер по маркетингу корейского ресторана на Филиппинах. Мы хотели бы запросить расценки на 2-часовой плейлист: инструментальные композиции, вдохновленные музыкой K-pop, предпочтительно с темпом от 110 до 168 ударов в минуту. Вы можете отправить свой прейскурант для ff: 1. Существующий плейлист K-Pop 2. №
Опубликовано 2 месяца назад• Истекает через месяц
Неактивно
Вакансии композитора видеоигр: где их найти и стратегии построения карьеры
Фото Pexels, любезно предоставлено Techivation на поиске сокровищ. Эта отрасль не похожа на инженерию, юриспруденцию или медицину. Нет определенного пути, и получение степени даже не гарантирует, что вы добьетесь успеха в этой отрасли.Существуют системы и структуры, созданные, чтобы помочь композиторам найти разработчиков для работы, но иногда это может немного напоминать Дикий Запад — и очень подавляющее.
Если вы решили заняться созданием видеоигр в качестве карьеры (или, по крайней мере, в качестве подработки), я надеюсь, что этот пост поможет вам немного успокоиться и дать вам некоторые рельсы, по которым можно бежать.
В этой статье мы рассмотрим:
- различных типов композиторских работ и их плюсы и минусы
- навыков, необходимых для победы над разработчиками и получения работы
- Как повысить свои шансы успеха в музыке для видеоигр и звуковом дизайне
- Конкретные места для поиска работы композитора видеоигр , как в автономном режиме, так и в Интернете
Примечание : мы не будем рассматривать какие-либо конкретные способы улучшения фактического мастерства композиции. Для этого я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с моим самым популярным постом о том, как стать композитором для видеоигр.
С учетом сказанного, давайте перейдем к делу.
Содержание
Различные типы работы композитора для видеоигр
Фриланс против собственного сочинительства
Как правило, композиторы часто попадают в одну из двух категорий: внештатные композиторы и штатные композиторы.
(Хотя, согласно отраслевым данным, самые успешные композиторы делают и то, и другое!)
Композиторы-фрилансеры , ну, фрилансеры. Они работают из дома (или где хотят), часто в рамках каждого проекта. Это может быть полезно для композиторов, которые жаждут гибкости и желают иметь возможность брать на себя столько проектов, сколько они хотят.
Недостатком фриланса является то, что он может быть праздником или голодом с точки зрения рабочего процесса. У вас может быть куча работы в один месяц, а в следующий ничего. Это может вызвать стресс, особенно если у вас есть семья и другие люди, которых нужно кормить.
Это также означает, что вы должны быть чрезвычайно финансово дисциплинированными и освоить базовые навыки бухгалтерского учета. Вы также захотите инвестировать в надежный CPA, чтобы помочь вам структурировать свой бизнес и подать налоговую декларацию (поверьте мне в этом. Я не могу говорить за другие страны, но если вы живете в США, налог на самозанятость не взимается). шутить).
Штатные композиторы — это, как вы уже догадались, композиторы, нанятые компаниями по разработке видеоигр. Обычно они работают на месте (хотя иногда могут работать удаленно) и имеют регулярную зарплату и льготы.
Это может быть полезно для композиторов, которые хотят стабильной работы на полную ставку и не возражают (или даже получают удовольствие) от тесного сотрудничества с разработчиками на ежедневной основе. Недостатком является то, что у вас может не быть такой большой творческой свободы, поскольку вы будете работать в рамках параметров, установленных разработчиками игры.
Винифред Филлипс — композитор-фрилансерПлюсы фриланса | Минусы фриланса |
---|---|
Гораздо больше возможностей для масштабирования | Нет структуры; может быть трудным для недисциплинированных людей |
Способность создать бренд с полной командой | Много времени проводить в одиночестве; экстраверты могут чувствовать себя одинокими |
Полный творческий контроль | Катание на «предпринимательских американских горках» может быть эмоционально тяжелым |
Способность быть «разборчивым» в проектах | Работа фрилансера требует работы в сфере маркетинга, бухгалтерского учета, администрирования и т. д. |
Плюсы оплачиваемой работы | Минусы оплачиваемой работы |
---|---|
Тесное сотрудничество с командой разработчиков и другими композиторами чрезвычайно полезно | Не так уж много возможностей для роста, если только вы не хотите стать музыкальным/звукорежиссером |
Поиск потенциальных клиентов — это не ответственность композитора, а самой компании | Возможно, вам придется работать над проектами, которые вам не интересны около |
Льготы, такие как здравоохранение, взносы 401k и оплачиваемый отпуск по болезни | Средний потенциал заработка ниже |
Структурированный и (часто, но не всегда) более стабильный, чем фриланс | Недостаточная автономия в отношении рабочего времени и места работы |
Навыки и опыт, необходимые для работы композитором видеоигр
нужно будет разработать.
Очевидно, вам нужно знать, как обращаться с музыкальным произведением. Но от успеха композитора видеоигр зависит гораздо больше.
Технические навыки
Я знаю, это кажется само собой разумеющимся, но композиторы видеоигр должны хорошо разбираться в написании музыки и теории.
Они должны уметь писать для различных инструментов и жанров, а также должны быть знакомы с различными способами использования музыки в видеоиграх. В дополнение к своим музыкальным навыкам, композиторы видеоигр также должны владеть основами производства звука и движками видеоигр.
Сюда входят инструменты реализации, такие как промежуточное ПО, а также базовое понимание самых популярных игровых движков (Unreal, Unity, GameMaker Studio и т. д.).
Примечание: Вам нужно , а не быть экспертом в этих технологиях. Вам просто нужно понимать, как они работают, и уметь «говорить на языке» с разработчиками.
Творческие способности
Композиторы видеоигр должны уметь создавать оригинальную музыку, соответствующую тону и стилю игры. Они должны быть в состоянии работать в рамках звукового бюджета игры и помнить о том, как их музыка будет взаимодействовать со звуковыми эффектами игры.
Часто это означает проигрывание демоверсии снова, и снова, и снова (точно так же, как это делал Гарет Кокер в Ori and the Blind Forest), чтобы понять, какая музыка нужна игре.
Кроме того, композиторы видеоигр должны иметь возможность получать указания от разработчиков игр и адаптировать свою музыку в соответствии с потребностями проекта.
Навыки сотрудничества
Мы, творческие люди, можем немного… скажем так, «ценить» свое ремесло. Ну, тебе лучше выкинуть это на обочину. В этом бизнесе эго — враг.
Поскольку создание видеоигр — это такой совместный процесс, композиторы видеоигр должны иметь возможность хорошо работать с другими членами команды разработчиков.
Помните, что директор игры является главным заинтересованным лицом. Если они говорят, что хотят, чтобы битва с боссом сопровождалась мелодией босса-новы, вы можете сколько угодно приводить свои аргументы, но в конце концов их слово — истина.
Важно научиться принимать отзывы и вносить изменения в музыку по мере необходимости, а также переводить эмоциональный язык заинтересованных сторон в музыкальный язык.
Навыки ведения переговоров
Чувак, если и есть навык, которым пренебрегают почти все творческие люди, так это умение вести переговоры. По иронии судьбы, это единственный навык, который может дать толчок вашей карьере больше, чем что-либо еще в этом списке.
Если вы хотите, чтобы вам платили столько, сколько вы стоите (и ни копейки меньше), вам нужно научиться договариваться о своих гонорарах. Сколько вы должны брать за счет видеоигры? Какова текущая ставка на работу композитора видеоигр?
К сожалению, простого ответа нет. Это зависит от множества факторов, включая размер проекта, объем работы, уровень вашего опыта и многое другое.
Чтобы узнать больше о деньгах, прочтите мой пост о том, сколько зарабатывают композиторы для видеоигр.
Лучший способ научиться вести переговоры — обучаться у специалистов по продажам, читать книги и смотреть онлайн-уроки. Хорошее место для начала — « Как добраться до Да » Роджера Фишера и Уильяма Юри.
Чем больше вы этим занимаетесь, тем лучше у вас это получается. И поверьте мне, этот краткий момент дискомфорта от просьбы о большем количестве денег быстро исчезнет… но наличные деньги все еще будут там.
Софт скиллс
Вот универсальная реальность: лучшая ставка на развитие вашей карьеры в видеоиграх — повторить бизнес. Почти все, с кем я разговаривал, добиваются наибольшего успеха — в финансовом и ином плане — сотрудничая с разработчиком игр и оставаясь с ним в течение длительного времени.
Разработчики не хотят постоянно менять композиторов. Не могли бы вы? Звучит как дорогое удовольствие.
Вот еще одна универсальная реальность: никто не хочет работать с **дыркой. Если работать с вами просто кошмар, вы можете получить свою зарплату в конце комиссии, но этот телефон больше никогда не зазвонит.
В корпоративном мире мы называем все это «не быть придурком» «мягкими навыками». Это навыки, которые вам не обязательно изучать в классе, но которые по-прежнему необходимы для работы.
Социальные навыки включают, но не ограничиваются:
- Способность принимать отзывы — Вы получите много отзывов в этом бизнесе! Вам нужно стать толстокожим и научиться не принимать это на свой счет.
- Способность хорошо работать под давлением – Сроки реальные. Вам нужно научиться делать все вовремя, в рамках бюджета и, возможно, под большим давлением заинтересованных сторон.
- Способность эффективно общаться — об этом можно написать целую статью в блоге. Только не грубите по электронной почте. Выберите личную встречу или встречу в Zoom, чтобы избежать недопонимания. Сообщите о своих ожиданиях, чтобы никто не был разочарован. Попытайтесь поставить себя на место другого человека и думайте «выиграл/выиграл».
Все эти навыки важны для композиторов видеоигр. И хотя вы не обязательно можете выучить их в классе, существует множество способов развить их.
Вы можете читать книги на эту тему, посещать онлайн-курсы или даже просто стараться уделять больше внимания этим вещам в своей повседневной жизни.
Некоторые замечательные ресурсы включают в себя:
- Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Дейла Карнеги. Это немного классика, но она актуальна и сегодня. Если вы хотите научиться быть более привлекательным и убедительным, это отличное место для начала.
- 7 навыков высокоэффективных людей Стивена Кови — еще одна классическая книга, которая научит вас, как быть более продуктивным и эффективным в своей работе.
- Getting Things Done Дэвид Аллен. Эта книга посвящена тайм-менеджменту и продуктивной работе. Если вы боретесь со сроками, это отличный ресурс. Я лично использую слегка измененную версию этой методологии, чтобы управлять своей повседневной работой, управлять прибыльным маркетинговым агентством, создавать контент для этого сайта и при этом иметь время, чтобы проводить время со своей семьей. Без него я бы совсем запутался!
Существует также множество онлайн-курсов, которые помогут вам развить эти навыки. Coursera и Udemy предлагают различные курсы по таким темам, как эффективное общение, управление временем и многое другое.
Развитие навыков общения так же важно, как и развитие музыкальных навыков, когда дело доходит до создания видеоигр. Так что не пренебрегайте этой частью своего развития как композитора!
Как повысить свои шансы получить работу композитора видеоигр
Как профессионал, стремящийся построить свою карьеру, вы всегда должны искать «несправедливые преимущества». Хотя вы не можете контролировать, кто вас нанимает, вы можете сделать некоторые вещи, чтобы склонить чашу весов в свою пользу.
Обратите внимание: я не обязательно одобряю все это как то, что вы «должны делать». Вам необходимо оценить стоимость, плюсы и минусы каждого пункта в сравнении с вашей текущей ситуацией.
Получить диплом по игровой композиции
Хотя диплом не всегда необходим (черт возьми, я бросил колледж), он может дать вам прочную основу в области теории музыки и создания звука для видеоигр. Кроме того, наличие диплома может сделать вас более привлекательным для потенциальных работодателей.
Есть несколько различных программ, которые предлагают степени в области создания игр, в том числе Музыкальный колледж Беркли и программа аудио для видеоигр в Университете Южной Калифорнии.
Я уверен, что есть отличные онлайн-программы для тех, кто не хочет переезжать.
Получение степени также даст вам возможность общаться с другими студентами и профессионалами в индустрии видеоигр. Эти связи могут пригодиться позже в вашей карьере.
Вот в чем дело. Если вы не тратите деньги на свое образование, вы берете на себя долг в виде студенческих кредитов. В бизнесе мы называем это обязательством на вашем балансе. В зависимости от того, какую школу вы выберете, в обозримом будущем это может означать погашение ваших кредитов всеми вашими композиторскими доходами.
Хотите начать свою карьеру с кучей долгов? Может быть, ответ «да», потому что образование того стоит. Это все вопросы, которые вам нужно взвесить и тщательно обдумать.
Создайте сильное портфолио
Ваше портфолио будет одним из самых важных моментов при поиске работы композитором для видеоигр. Очевидно, разработчики хотят знать, что вы действительно можете… ну, знаете, сочинять.
Если вы никогда не работали над какими-либо официальными проектами, вы можете перезаписать кадры из существующей игры или даже заказать оригинальные иллюстрации на таких сайтах, как Fiverr или Upwork, и написать для них музыку.
Тем не менее, еще лучше поискать в группах разработчиков Twitter и Facebook игры, находящиеся в процессе разработки. Как только вы найдете тот, который соответствует вашему стилю, напишите разработчику в Директ и спросите, можете ли вы написать оригинальный трек для игры без каких-либо условий.
Затем вы оцените их кадры и включите их в свой демонстрационный ролик (конечно, с возвратом разработчику).
Вот скриншот с веб-сайта композитора Кевина Гринли, который включает его портфолио как в формате видео, так и в формате SoundCloud.Черт возьми, в качестве дополнительного бонуса вы даже можете сказать, что отдадите трек разработчику бесплатно, если он ему понравится.
Таким образом, вы не только пополняете свое портфолио реальными играми, но и налаживаете связи с разработчиками (и кто знает, может быть, им настолько понравится ваша работа, что они наймут вас!).
У этой стратегии буквально нет недостатков; все выигрывают.
Получите опыт и рекомендации
Один из лучших способов получить работу композитора видеоигр — получить рекомендации от людей, которых вы знаете. Как говорится, ваша сеть — это ваш собственный капитал.
Итак, если вы знаете кого-то, кто уже работает в индустрии видеоигр, посмотрите, не замолвит ли он за вас словечко, используя свои контакты.
Именно это и случилось со мной. Я работал со Стивеном Мелином в качестве ассистента композитора, и ему предложили написать музыку для 16-битного платформера. Он знал, что мне нравится этот стиль, и направил запрос ко мне (очень любезно замолвив за меня словечко).
Следующее, что вы знаете, я сочиняю несколько саундтреков (помните повторные дела??) с этим разработчиком.
Один из самых дешевых, быстрых и эффективных способов ускорить процесс игры — принять участие в игровых джемах. Геймджемы — это соревнования по разработке видеоигр, в которых у команд есть определенное количество времени, обычно от 48 до 72 часов, на создание видеоигры.
Большинство джемов имеют определенную тему, и командам разработчиков почти всегда нужна оригинальная музыка.
Так что это не только отличный способ поработать с разработчиками игр и пополнить свое портфолио, но и получить массу удовольствия и познакомиться с замечательными людьми.
Домашняя страница itch.io с расписанием онлайн-джемов.Участие в Indie Galactic Game Jam 2019 здесь, в Орландо, было одним из самых веселых событий в моей жизни. Даже если у вас нет локальных геймджемов, itch.io постоянно проводит онлайн-джемы.
Кроме того, любые статьи, которые вы напишете, могут попасть прямо — как вы уже догадались — в ваше портфолио. Если вам нужно место, чтобы начать получать реальный опыт, не ищите дальше!
Присоединяйтесь к гильдии Game Audio Network (G.A.N.G.)
Game Audio Network Guild — это некоммерческая членская организация, объединяющая профессионалов в области музыки для видеоигр и аудио со всего мира.
Хотя для того, чтобы получить работу композитора видеоигр, не требуется, членство дает много преимуществ. Во-первых, это отлично смотрится в вашем резюме. Во-вторых, вы получаете доступ к целому сообществу профессионалов в области музыки и аудио для видеоигр, которые могут помочь вам в вашей карьере.
Вы также получаете скидки на музыку для видеоигр и аудиопрограммы, мероприятия и многое другое. Если вы серьезно настроены стать композитором для видеоигр, поиск наставника (или сообщества наставников) — одна из лучших инвестиций, которую вы можете сделать.
Лучшие места, где можно найти работу композитора видеоигр
Теперь, когда мы рассмотрели различные типы работы композитора видеоигр и то, как увеличить ваши шансы на их получение, давайте посмотрим на лучшие места, где можно найти указанные вакансии.
Я рекомендую вам установить еженедельный ритм проверки следующих сайтов на наличие возможностей для создания композиций:
- IndieGameMusic.com
- Upwork
- Indeed.com
- Группы Facebook
- Хэштеги Twitter (#screenshotsaturday, #indiedeveloper и т. д.)
- GameJolt
- Fiverr
- Форумы TIG Source
Как видите, недостатка в онлайн-площадках, где можно найти работу композитора видеоигр, нет.
Но один из лучших способов ускорить свою композиторскую карьеру — это посещать очные мероприятия. Просто невозможно пожать чью-то руку и поговорить в реальной жизни. Никакое количество онлайн-соприкосновений не может даже приблизиться к этому.
Некоторые отличные конференции по игровой музыке:
- Game Music Connect (Лондон, Великобритания)
- GameSoundCon (Сан-Франциско, США)
- GDC (Сан-Франциско, США)
- IndieCade (Лос-Анджелес, США)
- MIGS (Монреаль, Канада)
- PGConnects (Лондон, Великобритания)
- Rezzed (Бирмингем, Великобритания)
- Superbooth (Берлин, Германия)
Очевидно, что это очень дорогое вложение, особенно если вы живете, как я. на восточном побережье. Впрочем, если вы сможете его качать, то не пожалеете.
В городах по всему миру постоянно проходят многочисленные встречи и небольшие мероприятия. Если вы хотите принять участие в музыкальной сцене видеоигр в вашем регионе, Google и Meetup.com — ваши друзья.
Заключительные мысли
Я надеюсь, что эта статья помогла вам лучше понять работу композитора для видеоигр и то, как ее получить.
Помните, что индустрия музыки для видеоигр все еще находится в зачаточном состоянии, поэтому у талантливых композиторов, готовых действовать нестандартно, есть масса возможностей.
Если вы настойчивы и трудолюбивы, нет никаких причин, по которым вы не сможете сделать успешную карьеру композитора для видеоигр.
Желаю вам всего наилучшего в ваших музыкальных начинаниях. А если вы хотите узнать больше о ремесле композиции для игр, вы можете посмотреть несколько бесплатных уроков из моего курса «Создание музыки для игр: основы композиции».
Спасибо за внимание!
Требуется композитор для художественной криминальной драмы как можно скорее Вакансии
1. Менеджер по юридическим вопросам и документации — (Работа) — Fox — Лос-Анджелес, Калифорния [Работа]
Тип работы: Полный рабочий день
Состояние: CA
… . ¢ Музыкальные соглашения – включая соглашения с композиторами, запись/использование материалов и синхронизация/ . .. утверждены. Человек на этой должности должен быть организованным, внимательным к деталям, активным и иметь … Минимум 2 года соответствующего опыта юридической доставки художественных фильмов (студия, собственное кинопроизводство …
Совпало условий: 4
2. Вице-президент по постпродакшну — (Должность) — Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc — Беверли-Хиллз, Калифорния [Должность]
Тип работы: Полный рабочий день
Штат: CA
… Персонал постпроизводства и поставщики, включая редакторов, композиторов, основное название, VFX и звук … , операции, деловые вопросы и другие, необходимые в связи с физической и бумажной доставкой шоу . .. Крестного отца Гарлема; и Enslaved с участием иконы Голливуда и правозащитника Сэмюэля Л. …
Совпадающие условия: 4
3. Координатор производства — (Должность) — Industrial Light & Magic — Ванкувер, Британская Колумбия [Должность]
Тип работы: Полный рабочий день
Состояние: Британская Колумбия
3 . .. важные моменты информации о шоу и необходимость сбалансировать несколько потребностей, проекты … этот работодатель Координатор по производству работы на полную ставку (анимация и визуальные эффекты) — выражение заинтересованности Работа … ¢ Требуется степень бакалавра в области кино, искусства, драмы или смежных областях или эквивалентный опыт работы …Совпадающие условия: 3
4. Младший руководитель производства — (Должность) — Industrial Light & Magic — Ванкувер, Британская Колумбия [Должность]
Тип работы: Полный рабочий день
Состояние: Британская Колумбия
3
3 … с клиентом относительно отзывов, расписания и потребностей. ¢ Поддерживает руководителей дисциплины и/ … Работодатель Полная занятость Ассоциированный менеджер по производству (художественные анимации и визуальные эффекты) — Выражение интереса Работа … ¢ Степень бакалавра в области кино, искусства, драмы или смежных областях или эквивалентная работа опыт работы обязателен . ..
Совпадающие условия: 3
5. Старший менеджер по музыке — (Работа) — Студия Уолта Диснея — Бербанк, Калифорния [Работа]
Тип работы: Полный рабочий день
Состояние: CA
… Анимация Музыка. Основные обязанности включают процесс выбора авторов песен и композиторов, процесс разработки песен и партитур, задачи … , музыкальные исследования и кастинг, потребности в написании песен, исправления, исполнительные обзоры, репетиции, запись … курировать в основном фильмы Disney+ и помогать в выпуске художественных фильмов под руководством/надзором …
Совпадающие условия: 3
6. Координатор по юридическим вопросам и документации — (Работа) — Michael Thelin Productions — Los Angeles, CA [Работа]
Тип работы: Полный рабочий день
Штат: CA
… применимая эксплуатация. o Музыкальные соглашения — включая соглашения с композиторами, запись/использование материалов и синхронизация/ . .. внешние продюсеры и внутренние стороны в отношении требований к результатам для каждого проекта, обеспечения приемлемости полученных активов … ¢ Минимум 2 года соответствующего опыта юридической доставки художественных фильмов (студия, собственное кинопроизводство . ..
Совпадающие условия: 3
7. Консультант по юридическим вопросам и документации — (Работа) — Michael Thelin Productions — Лос-Анджелес, Калифорния [Работа]
Тип работы: Полный рабочий день
Состояние: CA
… применимая эксплуатация. o Музыкальные соглашения — включая соглашения с композиторами, запись/использование материалов и синхронизация/ … внешние продюсеры и внутренние стороны в отношении конечных результатов для каждого проекта, обеспечение приемлемости полученных активов … ¢ Минимум 5-10 лет родственного опыта легальная доставка художественных фильмов (студия, собственное кинопроизводство …
Совпало условий: 3
8. Музыкальный координатор — (должность) — Fox — домашний офис, Калифорния [должность]
Тип работы: Полный рабочий день
Состояние: CA
… лицензии, соглашения с авторами песен, соглашения с продюсерами, соглашения с композиторами и надзор за выставлением счетов ¢ Создание, … ¢ При необходимости помощь в проектах и мероприятиях отдела ЧТО ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ ¢ Базовая математика … . Программы FOX Entertainment включают в себя драму, комедию, альтернативу, анимацию и специальные программы. …
Совпадающие условия: 3
9. Помощник по редактированию — (Работа) — WarnerMedia — Лондон, Великобритания [Работа]
Тип работы: Полный рабочий день
Штат: Великобритания
… Предыдущий опыт и хорошее знание Avid Media Composer/Symphony и общего хранилища Nexis и Nearline. … ¢ Способность управлять и направлять клиентов, которым необходимо уложиться в сроки поставки в сжатых условиях.