Композитор понятие: Значение слова КОМПОЗИТОР. Что такое КОМПОЗИТОР? – Композитор (значения) — Википедия

Композитор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель.

Краткая характеристика

Исторический очерк

Глагол componere и его производные (в том числе compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX—X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала. Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor».

В последней трети XV века Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474) выделил в термине compositor творческий момент (композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус»). В «Книге об искусстве контрапункта» (1477) Тинкторис чётко различил контрапункт нотированный — «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой), таким образом, отделяя новую композицию от импровизации по стилевому шаблону. Окончательно понятие о профессии композитора установилось в XVI веке, хотя термин для обозначения этого понятия ещё не вполне стабилизировался. Например, Генрих Глареан в «Додекахорде» (1539) называет профессиональных сочинителей полифонической музыки «симфонетами» (лат. symphonetae).

Примечания

Литература

  • Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. М., 1958.
  • Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 892.

Ссылки

Композитор Википедия

Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель.

Краткая характеристика

Исторический очерк

Глагол componere и его производные (в том числе compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX—X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025) под композицией (

componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала. Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor».

В последней трети XV века Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474) выделил в термине compositor творческий момент (композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус»). В «Книге об искусстве контрапункта» (1477) Тинкторис чётко различил контрапункт нотированный — «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой), таким образом, отделяя новую композицию от импровизации по стилевому шаблону. Окончательно понятие о профессии композитора установилось в XVI веке, хотя термин для обозначения этого понятия ещё не вполне стабилизировался. Например, Генрих Глареан в «Додекахорде» (1539) называет профессиональных сочинителей полифонической музыки «симфонетами» (лат. symphonetae).

Примечания

Литература

  • Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. М., 1958.
  • Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 892.

Ссылки

КОМПОЗИТОР — это… Что такое КОМПОЗИТОР?

  • композитор — а, м. compositeur, пол. kompozytor < , ит. compositore. 1. Сочинитель музыки и текста к ней. Сл. 18. В 1680 году представлял славный Аббат и композитор Скарлати первую оперу. Прим. Вед. 1738 156. КомпозИтор сочинитель стихов и проч. И то и се …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОМПОЗИТОР — (лат. compositor от componere слагать, сочинять). Сочинитель музыкальных произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПОЗИТОР автор музыкальной пьесы, сочинитель музыки. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • композитор — См. сочинитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. композитор автор, сочинитель; напевщик, песенник, контрапунктист, музыкант, мелодист, камер музыкант …   Словарь синонимов

  • КОМПОЗИТОР — издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1992 на базе издательства Советский композитор (создано в 1956). Сочинения композиторов и музыковедов, школы игры на инструментах, музыкальные словари и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОМПОЗИТОР — КОМПОЗИТОР, а, муж. Музыкант, создатель музыкальных произведений. | жен. композиторша, и (разг.). | прил. композиторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Композитор — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • КОМПОЗИТОР — а; м. [от лат. compositor составитель] Лицо, создающее музыкальные произведения. ◁ Композиторский, ая, ое. К ое искусство. К. талант. К ое отделение консерватории. К ая деятельность. * * * КОМПОЗИТОР «КОМПОЗИТОР», издательство, Москва (отделение… …   Энциклопедический словарь

  • композитор — • великий композитор • выдающийся композитор …   Словарь русской идиоматики

  • композитор — (композиторыр, композиторхэр) композитор МузыкэкIэ произведениехэр, орэдышъор къыхэзыхырэр ары Ар композитор дэгъу …   Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

  • «Композитор» — издательское объединение, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1992 на базе издательства «Советский композитор» (создано в 1956). Сочинения композиторов и музыковедов, школы игры на инструментах, музыкальные словари и др …   Энциклопедический словарь

  • Композитор — Википедия

    Ин мақола ё фасл тарҷумаи нопурра аз забони хориҷаро дорад.

    Композитор (лот. compositor «тартибдиҳанда») — муаллифи асарҳои мусиқӣ; шахсе мебошад, ки мусиқӣ таълиф менамояд.

    Одатан таълиф намудани мусиқӣ аз рӯи қонунҳои муайяни назарияи мусиқӣ мутобиқ карда мешавад. Фарқ байни бастакор ва сароянда дар он аст, ки бастакор асари мусиқиро таълиф менамояд, вале сарояндае ё мутрибе бошад онро иҷро мекунад.

    Различение композиторов и музыкантов спорно: композитор — тоже музыкант. Играющий музыку, но не сочиняющий её, скорее подходит под категорию исполнителя.

    Композиция — это сложное ремесло, требующее больших знаний. Необходимо знание гармонии, полифонии, оркестровки; желательно хорошее владение каким-либо музыкальным инструментом, предпочтительней фортепиано; навыки импровизации тоже очень способствуют творческому процессу. Для того, чтобы работать в разных жанрах необходима композиторская техника, которая нарабатывается с опытом.

    В обиходе композиторами называют всех, кто способен положить текст на музыку. Правильней было их называть сочинителями песен или найти какой-либо другой подходящий термин. В авторской песне, понятие «бард» представляется более удачным. Оно указывает на некий синтез слова и музыки, и не предполагает отдельного творческого качества, которое представляет композиция.

    По преданию, композитор Сальери отравил композитора Моцарта. Композитор Игнацы Ян Падеревский был премьер-министром Польши. Среди композиторов также встречаются Герои Социалистического Труда, например, Кабалевский. Великими композиторами XX века были Джон Леннон и Пол Маккартни

    [1][2]. К композиторам относят также Д. Д. Шостаковича и Карлхайнца Штокхаузена.

    1. ↑ Синтия Леннон проклинает свою встречу с Джоном
    2. ↑ Куда там Моцарту до Маккартни

    Программная музыка — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

    Программность как явление непосредственно связана со спецификой музыки: наиболее абстрактное из искусств, музыка обладает важными преимуществами в передаче эмоциональных состояний и настроений, но не может своими собственными средствами точно обозначить, что именно порождает эти настроения, — понятийная, предметная конкретность ей неподвластна[1]. Функция программы в музыке, как пишет О. Соколов, — восполняюще-конкретизирующая: «В лучших произведениях этого рода программа и музыка эстетически идеально дополняют друг друга: первая указывает на объект, вторая же выражает авторское отношение к нему, которое лучше всего и поддается именно музыкальному выражению»

    [2].

    Как считают музыковеды, программная музыка существовала уже в Древней Греции: согласно одному из дошедших до нас сообщений, в 586 году до н. э. на Пифийских играх в Дельфах авлетист по имени Сакао исполнял пьесу Тимосфена, изображавшую битву Аполлона с драконом[3].

    В Новое время программная музыка спорадически встречалась в творчестве композиторов XVI—XVIII веков. В инструментальной музыке эпохи барокко программность встречается в сочинениях Карло Фарина, автора знаменитого ныне «Причудливого каприччио» (Дрезден, 1627). Особенное пристрастие к программам питал Г. фон Бибер, которому принадлежат известная соната «Битва» (итал. Sonata la Battaglia, 1673) и 16 мистерий-сонат, последовательно изображающих жизненный путь Девы Марии. Программным сочинением является и «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха

    [4].

    Композиторы классического периода реже обращались к программным сочинениям, хотя известен ряд классических симфоний, программа которых выражена в названии: например, симфонии № 6 («Утро»), № 7 («Полдень»), № 8 («Вечер») и № 45 («Прощальная») у Й. Гайдна, «Пасторальная» симфония у Л. ван Бетховена[3]. Начало программной симфонии фактически положил более близкий по стилю к ранней венской школе Карл Диттерсдорф — своими 12 симфониями по «Метаморфозам» Овидия[5].

    Настоящий расцвет программная музыка переживала в эпоху романтизма, как в камерных жанрах, так и в симфонической музыке, прежде всего в творчестве Гектора Берлиоза и Ференца Листа, разрабатывавшего особый программный жанр симфонической поэмы[3].

    Интересна также программность в музыке Скрябина, где в нотах часто встречаются различные ремарки, например, комментирующие музыку («появление ужаса», «крыло, завихрение» (Шестая соната)), или поясняющие её содержание («с томной грацией», «со скорбной грацией» (Два танца op.73)).

    Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.

    Музыковеды различают несколько типов программ: обобщённый (внесюжетный) — таковы, например, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Рейнская» Р. Шумана или «Сады под дождём» К. Дебюсси; обобщённо-сюжетный тип — например, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; повествовательно-картинный, как, например, «Садко» Н. Римского-Корсакова; и, наконец, последовательно-сюжетный, отличающийся большей сюжетной конкретизацией, — таковы «Фантастическая симфония» и «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, симфония «Манфред» П. Чайковского, «Дон Кихот» Р. Штрауса[2][3].

    1. Хохлов Ю. Н. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 442.
    2. 1 2 Соколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры (неопр.). Открытый текст (Нижний Новгород, 1994). Дата обращения 20 июня 2013.
    3. 1 2 3 4 Хохлов Ю. Н. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 444—445.
    4. Конен В. Д. Театр и симфония. — М.: Музыка, 1975. — С. 129. — 376 с.
    5. Келдыш Ю. В. Диттерсдорф К. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 261.
    • Соколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры.. — Нижний Новгород, 1994.
    • Петров В.О. О программности эпиграфов в инструментальных партитурах // Проблемы художественного творчества: Сборник статей. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. — С. 121—133.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *