Права и обязанности учителя в школе
Профессия педагога в школе – сложная и ответственная работа, требующая внимания, терпения, стрессоустойчивости. Современные дети воспитываются в условиях высоких технологий, их неприкосновенность охраняется Законами. Во время образовательного процесса часто возникают ситуации, которые ущемляют личность как педагога, так и ребенка. Права и обязанности учителя в школе позволяют регулировать отношения с образовательным учреждением, детьми и их родителями.
Права педагога
Каждый человек имеет ряд прав, которые защищают его достоинство, честь и профессиональную деятельность. Основным нормативным документом является Конституция РФ (ст. 23). Это касается всех участников образовательного процесса.
Любая учебная организация разрабатывает должностные инструкции, в которых прописаны права учителя в школе по законам РФ.
Педагог имеет право:
- Получать соответствующий гонорар, согласно квалификации и отработанным труд часам;
- Иметь необходимые условия для образовательного процесса;
- Пользоваться социальными льготами, установленными Законом.
Права учителя в школе согласно законодательной базе
Право | Нормативные акты |
Участие в школьном управлении. | Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 №196 в ред. от 03.10.2009 п.64 |
Выставление кандидатуры на любую должность в школьном коллективе. | Оно же |
Разработка методики и форм образовательного процесса. | ФЗ №273 от 29.12.2012 «Образовании в РФ» ст. 47 п. 2 |
Обращение в комиссию для урегулирования вопросов, возникающих при разногласии участников образовательного процесса. | ФЗ №273 от 29.12. ст. 47 п. 12 |
Получение отгулов или оплату труда в двойном размере в нерабочие дни. | ТК РФ ст. 153 |
Получение защиты от неправомерных действий родителей и опекунов. | ЮНЕСКО от 05.10.1966г «О положении учителей» |
Кроме этого, права и обязанности учителей в школе позволяют вызывать родителей и опекунов на собрания, требовать создания необходимых условий для учебы ребенка (своевременное посещение занятий), от детей – соблюдение школьного распорядка и дисциплины.
Права учителя начальных классов в школе: не допускать учащегося к дисциплине «труд» без специальной формы, к физкультуре – без спортивной одежды.
Требования к школьному педагогу
Каждый учитель должен знать законодательную базу, руководствоваться Конституцией РФ, решениями и постановлениями Правительства РФ, соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
Требования к учителю начальной школы прописаны в должностной инструкции образовательного заведения. Педагог должен уважать и соблюдать Устав школы, бережно относиться к вверенному имуществу, участвовать в коллективных собраниях.
В должностные обязанности учителя начальной школы входят следующие пункты:
- Ежедневная проверка предметных тетрадей;
- Выставление оценок, согласно знаниям;
- Ведение классного журнала;
- Работа над ошибками, после проверки тетрадей;
- Сопровождение детей в гардероб и ведение контроля за дисциплинарным порядком.
Требования к учителям в школе подразумевают повышение и подтверждение квалификации, а также прохождение ежегодного медицинского обследования.
Истинный педагог должен любить свою профессию и учеников, находить в каждом ребенке лучшие качества, поощрять за хорошие результаты, влюбить научить любить предмет. Для этого необходимо обладать духовными и творческими способностями.
Примечание. Знание и свободное владение персональным компьютером и стандартными программами входит в общие обязанности и требования к учителю современной школы.
Обязанности школьного педагога
Законодательными и нормативными документами закреплены обязанности учителя в школе. Преподаватель должен:
- Соблюдать права детей;
- Контактировать с родителями и опекунами;
- Выставлять еженедельно баллы в дневник;
- Соблюдать режим трудового дня;
- Поддерживать чистоту рабочего места;
- Оценивать знания ребенка, не взирая на личные качества;
- Охранять здоровье ребенка и предупреждать возникновение опасных ситуаций;
- Соблюдать нормы этики.
В должностные обязанности учителя в школе входит дежурство, в соответствии с установленным графиком, а также – проведение внеклассных мероприятий. Так же в обязанности преподавателя входит решение проблем, которые могут возникнуть между одноклассниками, в целях создания благоприятной обстановке в классе.
Запрещенные действия со стороны преподавателя
Образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Часто возникают спорные ситуации, когда педагог не знает, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться желаемого результата.
Преподаватель не имеет права:
- Выгонять ученика с урока, даже если он систематически подрывает дисциплину.
- Забирать у детей личные вещи, в том числе телефоны и гаджеты.
- Оскорблять или делать обидные замечания с унижением личного достоинства ученика.
- Воздействовать с помощью физического принуждения.
- Показывать личные отношения, которые не относятся к образовательному процессу.
- Ставить баллы за провинность, а не за знания.
- Давать домашнюю работу в праздничные дни и каникулы (Конвенция о правах ребенка ст. 31).
Важно! Учитель не имеет права собирать деньги с детей по собственной инициативе или по просьбе школьной администрации.
Преподавателю запрещено привлекать к труду учащихся, если это не предусмотрено образовательным процессом. Не допускается агитация детей к вступлению в разные организации и партии.
Ответственность учителя
За нарушение этических норм и обязанностей педагог может понести дисциплинарное, административное и уголовное наказание. За неисполнение или недобросовестное исполнение своих обязанностей учитель понесет дисциплинарное взыскание в виде:
- Предупреждения;
- Выговора;
- Аннулирования контракта.
Для прекращения трудовых отношений педагог должен совершить повторное нарушение или однократное физическое воздействие на ученика или его законного представителя. За жестокое обращение преподаватель может понести уголовное наказание. В качестве меры он лишается права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 до 5 лет.
Требования к учителям в школе подразумевают бережное отношение к имуществу образовательного учреждения. Педагогический работник может быть привлечен к возмещению ущерба, причинённого в результате:
- Умышленных деяний;
- В результате административного нарушения;
- Недостачи вверенных ценностей.
Кроме этого, в обязанность преподавателя и образовательного учреждения входит ответственность за безопасность детей. Бездействие в ситуациях, когда видна потенциальная угроза для здоровья ребенка, приравнивается к нарушению и карается законом. Примером может стать драка учеников, проведение занятий и экскурсий при плохих погодных условиях, оставление детей без присмотра, даже на непродолжительное время.
Учитывая все тонкости профессии, работу педагогом – это тяжелый ежедневный труд. Учитель имеет множество обязанностей и ограничений и минимальный набор прав, которые часто ущемляются. Преподавателю остается надеяться на понимание и уважительное отношение родителей, доброту и воспитанность учеников.
Видео
032
Должностная инструкция учителя средней и старшей школы — Курагинская СОШ №1
Общие положения
1.1.Учитель школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.2.В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации Об образовании, типовым положением «Об образовательном учреждении»,
указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.3.Учитель должен знать:
Конституцию РФ;
законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцию о правах ребёнка;
основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
методику преподавания предмета и воспитательной работы;
программы и учебники;
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
средства обучения и их дидактические возможности;
основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.Должностные обязанности учителя
2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
безопасное проведение образовательного процесса;
принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.
2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.
2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.
2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
2.22.Учителю запрещается:
изменять по своему усмотрению расписание занятий;
отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
удалять учащегося с урока;
курить в помещении школы.
2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
проводит паспортизацию своего кабинета;
постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
принимает участие в смотре учебных кабинетов.
2.24.Учитель:
2.24.1.Контролирует наличие у учащихся тетрадей по предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже одного – двух раз в учебную четверть.
2.24.2.Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.
2.24.3.Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течении всего года.
2.24.4.Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.
2.24.5.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, городской, областной олимпиадах.
2.24.6.Проводит работу совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.
2.24.7.Принимает участие в организации работы учащихся в школьном музее.
2.24.8.Оказывает посильную помощь в организации туристско-краеведческой работы в школе.
3.Права учителя
3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
3.5.На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.Ответственность учителя
4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
Похожие статьи:
Должностные инструкции → Должностная инструкция вахтера
Должностные инструкции → Должностная инструкция библиотекаря
Должностные инструкции → Должностная инструкция водителя
Должностные инструкции → Должностная инструкция администратора школы
Должностные инструкции → Должностная инструкция вахтера (дневной)
Классный час по теме: Права и обязанности уч-ся, учителей
Права и обязанности учащихся
Права и обязанности учителя
Учитель имеет право:
1. На защиту профессиональной чести и достоинства.
2. На свободу совести.
3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
4. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
5. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами
6. На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
7. Знать о замене уроков заранее.
8. На отгулы за работу в выходные дни (количество отгулов определяют директор школы и профсоюзный комитет).
9. Учитель не имеет права не допускать учащегося в аудиторию по причине отсутствия специальной формы и по любой другой причине.
10. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка дома (рабочее место, режим дня).
11. Требовать от родителей посещения родительских собраний.
12. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
13. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
14. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
15. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.
Учитель обязан:
1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
2. Быть нравственным примером для своих учеников.
3. Повышать свой профессиональный уровень.
4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
6. Предупреждать возможный травматизм детей.
7. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
8. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке.
9. Своевременно выставлять оценки в дневник.
10. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
11. При выставлении оценки учитывать прогресс в учебе данного ученика, не сравнивая его с другими.
12. Не опаздывать на урок.
13. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках в соответствующие службы.
14. Использовать современные методики обучения.
15. Учитель обязан отпускать класс со звонком с урока.
Права и обязанности родителей
Родители имеют право:
1. На прием детей в образовательное учреждение в соответствии с Уставом школы Законом об общем образовании.
2. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (родительские комитеты классов).
4. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
5. На обсуждение возникающих спорных вопросов с учителями или администрацией школы.
6. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
7. С согласия администрации познакомиться с учителями, с расписанием уроков до начала учебного года.
8. Требовать соблюдения прав ребенка.
9. На полную информацию об учебном процессе.
10. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания. ( Предварительно договорившись с учителем).
11. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.
12. На своевременную информацию о родительских собраниях, родительских днях и заседаниях родительского комитета школы.
Родители обязаны:
1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
2. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
3. Выполнять Устав образовательного учреждения.
4. В случае академической задолженности у обучающегося ответственность за ликвидацию ее в течение учебного года возлагается на родителей (законных представителей).
5. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей.
6. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
7. Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).
8. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.
9. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров.
10. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
11. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка только после окончания урока, не отвлекать учителя вопросами во время урока).
12. Предъявлять документы, подтверждающие личность, при посещении школы.
13. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса. Еженедельно проверять и подписывать дневник ребенка.
14. Получить письменное разрешение директора школы на пропуск учебных дней по семейным обстоятельствам.
15. Следить за внешним видом ребенка, соответствующим правилам поведения в школе.
Права и обязанности учеников
Общие права учащегося
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации
Учащиеся имеют право:
1. На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.
2. На свободу получения информации.
4. Быть выслушанным.
5. На свободу мысли, совести и религии.
6. На уважение человеческого достоинства.
7. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
8. На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.
9. На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
10. На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
11. На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком
12. Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.
13. На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
14. Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузки по предмету.
15. На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
16. На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
17. На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы
Общие правила поведения
1. Учащийся приходит в школу за 15 — 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.
4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска более 3-х дней без уважительных причин учащийся ставиться на внутри-школьный контроль. После болезни учащийся должен предъявить медицинскую справку классному руководителю.
5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие — младшим, мальчики — девочкам.
6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
9. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
10. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их администратору или дежурному учителю.
11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.
12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
13. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
14.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.
15. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
16.По первому требованию учителя учащимся следует предъявлять дневник.
17. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
Поведение на занятиях
1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).
2. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.
3. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.
4. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
5. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.
6. На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.
7. Ученик имеет право апелляции по поводу оценки, если он не согласен с ней.
8. Во время уроков учащиеся обязаны отключить и убрать в сумки мобильные телефоны, плееры и игровые устройства.
Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятии
1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:
• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
• выйти из класса, если попросит учитель;
• подчинятся требованиям дежурного учителя.
2. Время перемены — личное время каждого учащегося.
3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
4. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах не приспособленных для игр.
5. Категорически нельзя самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
6. В школе категорически запрещается курение.
7. На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.
Поведение учащихся в столовой
1. Все классы обедают в соответствии с расписанием.
2. Во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.
3. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
4. Разговаривать во время еды следует негромко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.
5. Употреблять еду и напитки, приобретенные в столовой, разрешается только в столовой.
6. Учащиеся убирают посуду после принятия пищи.
7. Дежурный класс проверяет чистоту столовой на каждой перемене.
8. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
9. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.
Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.
4. Дежурный обязан предоставить учителю список отсутствующих в начале урока.
Обязанности дежурного класса по школе
1. В дежурстве по школе принимают участие учащиеся с 7 по 9 класс.
2. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по школе.
3. Дежурный класс по школе приходит в школу в 8.00.
4. Дежурный класс занимает свои посты до начала рабочего дня в школе после проведения инструктажа классным руководителем.
5. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
6. Дежурный класс проверяет чистоту столовой на каждой перемене, в конце дня помогает работникам столовой подготовить столовую к влажной уборке.
Права ученика в школе (РФ). Права и обязанности учителя и ученика
Какую бы область нашей жизни мы ни затронули, везде важно соблюдение некоторых правил, чтобы царил не хаос, а порядок. Каждый из нас является самостоятельной личностью, которая должна знать свои права, но и не следует забывать о том, что у каждого человека есть и определенные обязанности.
Чаще всего именно когда ребенок переступает порог школы и приходит в первый класс, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и обязанности учителя и ученика. Познакомить с самыми основными из них малыша могут еще родители. В статье мы постараемся подробнее разобрать не только права ученика в школе РФ, но и не забудем про их непосредственные обязанности.
Право на получение основного образования
В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные образовательные учреждения. Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.
Дети приходят в школу, чтобы получать знания, но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.
Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс — начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.
По окончании школы выдается аттестат о среднем образовании, но для его получения необходимо сдать выпускные экзамены, которые подтвердят, что ребенок не зря проходил в школу 11 лет. Только с этим документом выпускник имеет полное право продолжить свое образование в высшем или среднем специальном заведении.
На что ученик имеет право
Переступив порог школы, маленький ребенок уже не просто чадо своих родителей, но еще и обучающийся. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с правилами поведения в школе, а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в стенах заведения. Права ученика заключаются в следующем:
- Каждый ученик имеет полное право получить не только начальное, но и среднее образование совершенно бесплатно.
- Каждый учащийся при желании может участвовать в управлении школой, все это обычно прописывается в Уставе.
- Маленький ребенок – это уже полноценная личность, которая имеет право на уважение со стороны учителей и всех работников учреждения.
- Ученик имеет право знать свою отметку как за письменные работы, так и за устные ответы.
- Ребенок может участвовать во всех школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории.
- Имеется право на добровольное участие в трудовой деятельности.
- Что имеет право делать ученик, так это попросить бесплатной помощи учителя в приобретении знаний по предмету, который имеется в школьной программе.
- Каждый ребенок может в стенах школы организовывать различные объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
- Учащиеся должны в обязательном порядке иметь время для отдыха между уроками, а также в каникулярное время.
- Есть у каждого ученика право на то, чтобы его внимательно выслушали.
- В учебной жизни и во внеклассной работе ученики могут отстаивать свои принципы и взгляды в тех случаях, если возникает спорная ситуация.
Права ученика РФ имеют также пункт о том, что при желании ребенок всегда может перейти в другую школу. Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.
Права ученика на уроке
Можно назвать отдельные пункты, которые разъясняют, какие права ученика в школе на учебном занятии. Среди многих хочется отметить следующие:
- Ученик всегда может высказывать свое мнение на уроке.
- Ребенок имеет право отлучиться в туалет, предупредив учителя.
- Все оценки, которые ставят по данному предмету, ученик должен знать.
- Каждый ребенок может исправить учителя, если тот в своей речи допустил неточность, касающуюся темы урока.
- После того как прозвенел звонок, ребенок может покинуть класс.
Это, конечно, не все права ученика, можно назвать и другие, которые уже не относятся непосредственно к учебному процессу.
Право на здоровое образование
Каждый ученик не только может получать бесплатное образование, но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:
- Полное право ребенок имеет в течение школьного дня получить бесплатную медицинскую помощь, если таковая потребуется.
- На всей территории учебного заведения должна соблюдаться чистота.
- Все учебные кабинеты обязаны иметь хорошее освещение.
- Температурный режим в классах, спортзале, мастерских должен быть в пределах норм, которые прописаны в санитарных требованиях.
- Недопустимо превышение уровня шума.
- В школьной столовой ребенка обязаны обеспечить качественным и здоровым питанием.
- В школьных туалетах должны быть все необходимые средства гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.
Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.
Что обязан делать ученик
Школьные права ученика – это хорошо, но не стоит забывать про то, что у каждого человека имеется свой круг обязанностей, которые он должен выполнять. Это касается и обучающихся в школе. Вот перечень некоторых обязанностей детей в стенах школы:
- Прежде всего ученик должен уважать не только педагогов, но и всех работников школы.
- Уважительно относится к результатам чужого труда.
- Самой главной, наверное, обязанностью школьника является добросовестное отношение к учебе.
- Соблюдение школьного режима: приходить на уроки и уходить в строго отведенное время.
- После пропуска ученик должен придти в школу с объяснительным документом, это может быть медицинская справка в случае болезни или записка от родителей.
- Каждый ученик обязан приходить в школу чистым и опрятным.
- На уроках необходимо соблюдать технику безопасности, особенно это касается физической культуры, уроков технологии, физики, химии.
- Ребенок обязан подавать учителю дневник по его требованию.
- Перед началом учебного года родители должны обеспечить своего ребенка всеми необходимыми принадлежностями.
- С целью получения глубоких и прочных знаний ученик на уроке обязан внимательно слушать, выполнять все задания, которые дает учитель.
Все права и обязанности ученика в школе должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.
Что запрещено ученикам в школе
Есть некоторые вещи, которые запрещено делать детям в школе:
- Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы, например, оружие, боеприпасы.
- Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой, а также принимать участие в разборках других учащихся.
- Запрещено ученику пропускать уроки без уважительной на то причины.
- Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в школе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
- Курение на территории школы также находится под запретом. За это ученика могут поставить на внутришкольный учет и оштрафовать родителей.
- Недопустимо играть в стенах школы в азартные игры.
- Запрещено воровать чужие вещи, школьные принадлежности.
- Причинение вреда школьному имуществу понесет за собой наказание.
- Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или учителю.
- Ученик не должен игнорировать замечания педагогов.
- Каждый ребенок в школе должен знать, что ему запрещено приходить на занятия без выполненных домашних заданий, хотя таких недобросовестных учеников в каждой школе предостаточно.
Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то школьная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.
На что имеет право учитель в школе
Невозможно себе представить урок без педагога. Учителя являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:
- Каждый педагог может участвовать в управлении школой согласно школьному Уставу.
- Имеет право на уважительное отношение к своей личности, а также на уважение профессиональных качеств, точно так же, как права ученика включают пункт об уважении к личности ребенка.
- Учитель имеет право на защиту со стороны администрации от вмешательства родителей в те вопросы, которые входят в круг его обязанностей.
- Педагоги по своему усмотрению могут выбирать учебные программы, учебники и пособия к ним.
- Учитель может рассчитывать на получение любой информации от администрации учебного заведения.
- Учителя имеют право выражать свое мнение по поводу учебных программ, режима работы школы и других вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.
- Все педагоги могут свободно принимать участие в работе методических объединений и творческих групп, участвовать в профессиональных конкурсах.
- Согласно новому Закону об образовании, каждый педагог может рассчитывать на бесплатное повышение своей квалификации раз в три года.
- Работа в нормальной рабочей обстановке – это тоже относится к правам учителя.
- Не только школьные права ученика содержат пункт о праве на безопасное пребывание в стенах учебного заведения, но и педагоги могут на это рассчитывать.
- Право на неприкосновенность личной собственности.
- Одним из пунктов можно назвать право на улучшение условий своего труда и охрану здоровья.
Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.
Обязанности учителей
Несмотря на то что педагоги — взрослые люди и на них держится весь учебный процесс, список обязанностей у них никак не меньше ученических:
- Каждый педагог должен выполнять не только школьный Устав, но и соблюдать свою должностную инструкцию.
- Ученики должны брать пример достойного поведения в общественных местах и в учебном учреждении с педагогов, значит, они обязаны этот пример подавать.
- Учителя обязаны уважать в учениках личность и заботиться о том, чтобы соблюдались права ребенка.
- Уважительно относиться к родителям детей.
- В обязанность педагогов входит повышение своего профессионального уровня.
- Учителя просто обязаны соблюдать все меры предосторожности, чтобы не допустить несчастных случаев.
- Аккуратное заполнение журналов, своевременное выставление оценок – это также прямая обязанность учителя.
- Учащиеся должны быть заранее предупреждены учителем о предстоящей контрольной работе.
- Нельзя педагогам задерживать учащихся после звонка с урока.
- Оценивать педагог должен не поведение ученика, а его знания.
- Задавая домашнее задание, учителю надо учитывать, что ребенку задают по всем предметам, и общий объем не должен вызывать перегрузки.
- Учитель отвечает за здоровье своих воспитанников.
- Недопустимо просто выгнать ребенка с урока, если имеется нарушение дисциплины и помеха учебному процессу, то нарушителя надо отвести к директору или завучу.
Список обязанностей приличный. Но не будем кривить душой, ведь педагоги тоже люди — не всегда, особенно некоторые пункты, соблюдаются.
Права классного руководителя
После того как ребенок переступает порог школы в первый раз, он попадает в руки своей второй мамы – классного руководителя. Именно этот человек станет их главным наставником, защитником и путеводителем в новую для них школьную жизнь. У всех классных руководителей, равно как и у других учителей, имеются свои права, которые заключаются в следующем:
- Наверное, самое главное право – это следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика в школе.
- Классный руководитель может самостоятельно разрабатывать на свое усмотрение программу работы с детьми и их родителями.
- Может рассчитывать на помощь администрации.
- В его праве пригласить родителей в школу.
- Всегда можно отказаться от обязанностей, которые не входят в круг его профессиональной деятельности.
- Классный руководитель имеет право на информацию о психическом и физическом здоровье своих воспитанников.
Чтобы следить за соблюдением своих прав, прежде всего необходимо их хорошо знать.
На что не имеет право классный руководитель
В любом учреждении имеется черта, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах работникам. Учебных заведений это касается в первую очередь, так как учителя работают с подрастающим поколением, которое именно в школьных стенах должно научиться тому, как стать самостоятельной ответственной личностью.
- Классный руководитель не имеет право на унижение и оскорбление школьника.
- Недопустимо использовать в качестве наказания за проступки отметки в журнале.
- Нельзя нарушать слово, данное ребенку, ведь мы же должны воспитать честных граждан нашей страны.
- Злоупотреблять доверием ребенка также не пристало учителю.
- Нельзя использовать семью в качестве средства наказания.
- Не только для классных руководителей, но и для всех учителей не совсем красиво и правильно обсуждать за спиной своих коллег, подрывая тем самым авторитет коллектива учителей.
Обязанности классных руководителей
Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:
- Следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика его класса.
- Постоянно контролировать успеваемость в своем подопечном классе и общую динамику его развития.
- На контроле держать успеваемость своих воспитанников, следить, чтобы учащиеся не допускали пропусков без уважительной причины.
- Контролировать успеваемость не только на уровне всего класса, но и отмечать успехи и неудачи каждого ребенка, чтобы можно было вовремя оказать необходимую помощь.
- Обязательно привлекать учащихся своего класса к участию не только классных мероприятий, но и общешкольных.
- Начав работать в классе, обязательно изучать не только детей, но и особенности их жизни, условия в семье.
- Подмечать любые отклонения в поведении и развитии ребенка, чтобы вовремя была оказана психологическая помощь. Если ситуация достаточно сложная, то надо поставить в известность администрацию учебного заведения.
- Любой ученик может подойти к классному руководителю со своей проблемой, и он должен быть уверен, что беседа останется между ними.
- Проводить работу с родителями своих учеников, ставить их в известность обо всех проступках, успехах и неудачах и совместно искать пути решения возникших проблем.
- Тщательно и своевременно заполнять всю необходимую документацию: журналы, личные дела, дневники учащихся, карты изучения личности и другую.
- Следить за сохранностью здоровья детей, укреплять его, вовлекая учеников в работу спортивных секций.
- В обязанности классных руководителей входит организация дежурства своего класса по школе и столовой.
- Своевременно вести работу по выявлению детей из неблагополучных семей, попадающих в «группу риска» и вести с ними и их семьями индивидуальную воспитательную работу.
- Если в классе имеются уже дети из «группы риска», то необходимо осуществлять постоянный контроль за посещением, успеваемостью и поведением.
Можно добавить, что классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников во время всех школьных и классных мероприятий. Если в процессе своей работы педагог нарушил права ученика путем применения по отношению к нему методов физического или психического насилия, то он может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в некоторых случаях и привлечен к уголовной ответственности.
Чтобы обстановка в стенах учебного учреждения была доброжелательной и благоприятной для освоения знаний, необходимо родителям прививать с самого раннего детства своим малышам правила хорошего поведения. Но в стенах учебного заведения для детей уже важно знать не только права ученика в школе, но и круг своих прямых обязанностей. Важно, чтобы родители интересовались школьной жизнью своих детей, знали обо всех его неудачах и успехах, отношении с учителями и сверстниками, чтобы при необходимости уметь защитить их права.
Должностная инструкция преподавателя — всеинструкции.рф
Данная должностная инструкция предназначена для преподавателя осуществляющего преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации
I. Общие положения
1. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование.
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
2. Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
3. Дополнительные требования допуска к работе:
— отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.
4. Назначение на должность преподавателя, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Преподаватель должен знать:
5.1. Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса и работы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), разработки программно-методического обеспечения, ведения и порядка доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
5.2. Преподаваемую область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии)
5.3. Требования ФГОС СПО, содержание примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
5.4. Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) СПО и (или) ДПП, и (или) образовательной программе профессионального обучения
5.5. Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ
5.6. Методологию, теоретические основы и технологии научно-исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по программам СПО и ДПП)
5.7. Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся
5.8. Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике (для преподавания по программам СПО и ДПП)
5.9. Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности)
5.10. Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида
5.11. Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
5.12. Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
5.13. Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ
5.14. Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
5.15. Основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению
5.16. Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО и (или) ДПП
5.17. Основы психологии труда, стадии профессионального развития
5.18. Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))
5.19. Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся
5.20. Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
5.21. Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам СПО и (или) профессионального обучения, и (или) ДПП
5.22. Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и профессионального обучения
5.23. Методику разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания
5.24. Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
5.25. Методологические и методические основы современного профессионального образования, ДПО и (или) профессионального обучения
5.26. Теорию и практику СПО, профессионального обучения и (или) ДПО по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
5.27. Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных
5.28. Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции)
5.29. Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП, методические основы его разработки
5.30. Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам
5.31. Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
5.32. Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения
5.34. Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
5.35. _____________________________________________________________________
6. Преподаватель подчиняется непосредственно __________________________.
7. На время отсутствия преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
8. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности преподавателя входит:
1. Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП:
— Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы
— Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы
— Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)
— Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))
— Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
— Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
2. Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации:
— Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии)
— Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии
3. Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП:
— Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП
— Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения
— Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП
— Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП
III. Права
Преподаватель имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями
7.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Преподаватель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015г. №608н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Поделиться ссылкой:
Должностная инструкция преподавателя — Народный СоветникЪ
Должностная инструкция преподавателя сообщает о том, какие обязанности и права есть у педагогического работника и каким требованиям он должен соответствовать. В статье будет рассказано, какой может быть структура инструкции и какую информацию можно в нее включить.
Функции и основные обязанности педагогического работника на примере преподавателя колледжа
Чем можно руководствоваться при составлении инструкции
Примерная структура должностной инструкции
Общие положения
Должностные обязанности преподавателя
Права преподавателя
Ответственность преподавателя
Функции и основные обязанности педагогического работника на примере преподавателя колледжа
Система образования устроена таким образом, что воспитатели работают в детских садах, учителя – в школах, а преподаватели – в вузах, где учащиеся получают высшее образование, и в образовательных учреждениях, где происходит профессиональное обучение, например в колледжах.
На преподавателя в колледже возложены две основные функции:
- преподавание;
- организация учебного процесса.
А уже в рамках этих функций преподаватели составляют программы, читают лекции, оценивают уровень усвоения учащимися программы и выполняют другие обязанности. По большому счету, эти задачи выполняются преподавателями во всех учебных заведениях, разница заключается лишь в образовании, которое получает в итоге учащийся.
Трудовые функции закрепляются в трудовом договоре с преподавателем, а обязанности расписываются в должностной инструкции.
Чем можно руководствоваться при составлении инструкции
Ряд требований к педагогическим работникам закрепляется в законе «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В нем указано, кто имеет право осуществлять педагогическую деятельность, какими правами и обязанностями обладают педагогические работники и какая ответственность может для них наступить.
Также принято при составлении инструкции учитывать федеральные государственные стандарты образования, разработанные и утвержденные для соответствующего уровня образования. В должностных инструкциях, утвержденных после принятия новых ФГОС, они упоминаются в обязательном порядке.
Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Должность преподавателя есть в ЕКС, утвержденном приказом Минтруда от 26.08.2010 № 761н, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Кроме того, уже действует профстандарт педагога профессионального обучения, где есть должность преподавателя. Этот профстандарт утвержден приказом Минтруда № 608н от 8 сентября 2015 года. Использование этих нормативных актов является обязательным для педагогических работников.
Примерная структура должностной инструкции
Обычно все инструкции в организации имеют однотипную структуру. Это помогает избежать путаницы и облегчает кадровое делопроизводство.
За основу инструкции для преподавателя можно взять структуру, в которую включены следующие разделы:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность.
Также в инструкции указывается, кто ее утвердил, и оставляется место для проставления подписи сотрудником, для которого этот документ предназначен.
Далее будет подробнее описан каждый из разделов.
Общие положения
В этом разделе принято указывать характеристики должности, место сотрудника в структуре образовательного учреждения и те квалификационные требования, которым он должен соответствовать. Сюда включаются:
- Полное наименование должности преподавателя с указанием, что она относится к категории педагогических работников.
- Порядок назначения на должность и увольнения (для этого издается приказ руководителя вуза).
- Порядок подчиненности: педагог подчиняется непосредственно руководителю вуза или завучу по УВР.
- Указание лица, на которое возлагаются обязанности преподавателя во время отсутствия сотрудника.
- Перечень документов, которыми руководствуется в своей работе преподаватель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, уставом вуза и др.
- Квалификационные требования. Их можно взять из ЕКС, согласно которому преподаватель должен иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области преподаваемого предмета, при этом требования к стажу работы не предъявляются. Если же для преподавателя действует профстандарт, тогда квалификационные требования берутся из него.
В этом разделе могут указываться и те ограничения, которые действуют по отношению к занятию педагогической деятельностью. Речь идет об отсутствии судимости, отдельных заболеваний, наличие которых препятствует общению с детьми, а также о полной дееспособности сотрудника.
Должностные обязанности преподавателя
Этот раздел служит для закрепления за преподавателем его должностных обязанностей. Их круг может меняться в зависимости от вуза, где он работает, но чаще всего преподаватель обязан:
- проводить обучение в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС;
- обеспечивать усвоение программы учащимися;
- организовывать оценку уровня полученных учащимися знаний;
- оценивать эффективность образовательного процесса;
- соблюдать права учащихся;
- поддерживать и повышать учебную дисциплину;
- предлагать способы усовершенствования учебного процесса;
- принимать участие в заседаниях педагогического совета и в деятельности методических объединений вуза;
- при необходимости осуществлять связь с родителями учащихся или с их законными представителями;
- разрабатывать рабочие программы дисциплины, которая им преподается;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время учебного процесса.
Здесь могут упоминаться и другие обязанности преподавателя, так что этот список можно считать примерным образцом.
Права преподавателя
Для выполнения своих обязанностей и повышения качества учебного процесса преподаватель наделяется определенными правами, которые и отображаются в этом разделе. Преподаватель может:
- выбирать методы и формы обучения из тех, что имеют педагогические обоснования;
- проявлять творческую инициативу и авторский подход к преподаванию;
- выбирать учебники и методические пособия;
- обсуждать вопросы, касающиеся деятельности вуза во время коллективных собраний педагогических работников и администрации;
- использовать права и гарантии, предоставленные трудовым законодательством.
При необходимости в этом разделе закрепляются и другие права.
Ответственность преподавателя
Раздел, где речь идет о видах ответственности, к которым может быть привлечен преподаватель, и основаниях для этого. Обычно здесь указывается, что преподаватель несет:
- дисциплинарную ответственность за несоблюдение должностной инструкции, устава вуза, трудовой дисциплины;
- уголовную и административную ответственность за действия, подпадающие под категорию административного проступка и преступления;
- материальную ответственность за причинение ущерба имуществу вуза.
Должностная инструкция для преподавателя – всего лишь один из многих документов, регулирующих деятельность педагогического работника. Но подписание инструкции означает, что он соглашается выполнять все условия, зафиксированные в ней. Поэтому перед тем как поставить свою подпись, лучше лишний раз убедиться, что в инструкции закреплены только те права и обязанности, которые действительно есть у сотрудника. Это же правило нужно учитывать и лицу, ответственному за разработку должностной инструкции в вузе.
Должностная инструкция преподавателя
I. Общие положения
1. Преподаватель относится к категории специалистов; назначается на должность
аи освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению | . |
2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее среднее
профессиональное образование | ||
(без предъявления требований к | ||
стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 | ||
лет) |
или высшее профессиональное образование | ||
(без предъявления требований к | ||
стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 | . | |
лет; свыше 20 лет) |
На должность преподавателя музыкальных дисциплин назначается лицо, имеющее
высшее музыкальное образование и стаж педагогической работы | ||
. | ||
(свыше: 5 лет; 10 лет) |
3. Назначение на должность преподавателя и освобождение от нее производится
приказом директора учреждения по представлению | . |
4. Преподаватель должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету.
4.5. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.
4.6. Основы экономики, организации производства и управления.
4.7. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.
4.8. Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся.
4.9. Основы трудового законодательства.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Преподаватель подчиняется непосредственно | ||
(директору учреждения; | . | |
иному должностному лицу) |
6. На время отсутствия преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Преподаватель:
1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.
3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.
4. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
6. Соблюдает права и свободы обучающихся.
7. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.
8. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.
9. Проводит воспитательную работу.
10. Повышает свою профессиональную квалификацию.
III. Права
Преподаватель имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Преподаватель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.