Кто пишет музыку: Автор песен — Википедия – автор(ы) остальной музыки или вокалист?» – Яндекс.Знатоки

Обладатель «Оскара», польская фолк-метал группа и авторы победной мелодии для сборной Испании по футболу. Кто пишет музыку для видеоигр

Где не хватает — добавят адреналина, где надо — успокоят.

Где не хватает — добавят адреналина, где надо — успокоят.

Матч ТВ

Видеоигры — это не только графика и сюжет. Как и в кино, существенную роль в каждом проекте играет музыкальная составляющая. Рассказываем вам об играх, музыка в которых достойна отдельных альбомов.

Crysis 2

В марте 2011 года состоялся релиз второй части футуристического шутера от первого лица Crysis 2 немецкой компании Crytek.

Действие разворачивается спустя три года после оригинального Crysis. По сюжету в Нью-Йорке разразилась эпидемия неизвестного вируса, который может носить инопланетный характер. Частная военная компания C.E.L.L. пытается навести порядок в пораженной зоне.

«Пришельцы вторглись на улицы Нью-Йорка, и только у вас есть оружие, которое может спасти город от уничтожения. Применяйте в бою уникальные возможности обновленного Нанокостюма: Мощь, Броню и Невидимость. Crysis 2 покажет высокую детализацию окружения в каменных джунглях Нью-Йорка на ПК и консолях. Станьте Оружием», — говорится в описании механики игры в Steam.
Смотреть на YouTube

Издавать игру поручили Electronic Arts, а для того, чтобы чувствовался масштаб проекта, было решено создать качественный саундтрек.

Еще летом 2009 года штатный композитор Crytek Борислав Славов приступил к разработке оригинальной музыки для игры. Он создал музыку к трейлеру «Nanosuit 2 — Crynet Systems Trailer», делая упор на экшен и драматизм. Позже в помощь к Славову отрядили Тилмана Силлеску, творческого лидера немецкой компании Dynamedion. Еще через несколько месяцев руководство, находящееся в восторге от совместной работы двух композиторов, приняло решение шагнуть на следующую ступень — пригласить всемирно известного музыканта для придания проекту кинематографичного масштаба. Выбор пал на немца Ханса Циммера.

«Меня привлекла Crysis 2 из-за страсти Crytek к проекту и миру, который они создали. Я очень доволен итогами нашего сотрудничества», — рассказывал Циммер после завершения работы над музыкой к игре.

Циммер — один из самых знаменитых композиторов Голливуда. На его счету работа в таких крупных проектах, как «Начало», «Гладиатор», «Темный рыцарь». За музыку к мультфильму «Король лев» он и вовсе получил премию «Оскар».

Придя в проект Crysis 2, немецкий композитор ознакомился с работой Славова и Силлеску, после чего согласился на участие в работе и пригласил своего коллегу Лорна Бэлфа, с которым ранее сотрудничал в игре Call of Duty: Modern Warfare 2. Славов и Силлеску продолжили работать над основными композициями саундтрека и музыкой к большей части кат-сцен. А Циммер и Бэлф сделали упор на темах к меню, трейлерам и напряженным игровым сценам, носящим кульминационную значимость.

Смотреть на YouTube

В конце апреля, уже после релиза игры, был выпущен двухдисковый альбом оригинальной музыки к Crysis 2. Общая продолжительность всех треков составила почти 100 минут. Также стоит отметить, что сама игра получилась очень удачной в коммерческом плане: за четыре месяца после релиза продали свыше 3 миллионов копий. Это не говоря о тысячах положительных рецензий, написанных как простыми пользователями, так и профессиональными игровыми СМИ.

NFS, DOOM, Prey

Казалось бы, что может объединять эти игры? У них разный жанр, выходили они в разное время, да и нацелены на разную аудиторию. Ключевым фактором стала музыка. А точнее, австралийский композитор Мик Гордон. Этот саунд-дизайнер не имеет типичной мировой славы: его клипы не крутят по ТВ, а песни нельзя услышать по радио. Зато у него есть целая россыпь наград за работу над музыкой к видеоиграм. 

В 2010 году Гордон был номинирован на «Золотую катушку» от Motion Picture Sound Editors за музыку к Need for Speed: Shift. С гоночными симуляторами не так просто, там музыка должна давать дополнительный заряд адреналина, побуждать к острым обгонам, а в опасные моменты позволить сосредоточиться. Нечто подобное и удалось Гордону в игре, вышедшей в 2009 году.

Смотреть на YouTube

Но если за музыку к NFS Гордон не получил награды, то вот с ремейком DOOM, вышедшим в 2016 году, все случилось.

«Выдающееся достижение в сочинении музыки» от D.I.C.E. Awards, «Превосходство в музыке» от SXSW Gaming Awards, приз The Game Awards, а также номинация на Премию Британской Академии в области видеоигр в категории «Лучшая музыка». Это перечень основных достижений австралийского композитора за музыку к шутеру от первого лица.

Сборник саундтреков получился настолько удачным, что компания Bethesda Softworks просто загрузила на свой YouTube-канал видео на 2 часа и 9 минут, где можно прослушать все композиции из игры.

Смотреть на YouTube

Удачная работа с Bethesda Softworks над DOOM привела Гордона в их следующий проект — Prey. Стелс-шутер получился качественным, в 2017 году он включался в различные рейтинги самых крутых игр года. Отчасти это благодаря музыке Гордона. Тематика одиночества и опасности в космосе была передана композитором идеально.

Смотреть на YouTube

Ведьмак 3: Дикая Охота

Сложно описать значимость третьей части «Ведьмака» для игрового сообщества. Этот проект до сих пор является одним из самых часто устанавливаемых. Пройти заново игру — это всегда масса новых впечатлений и эмоций.

Ее ценят за прямоту персонажей игровой вселенной, за открытый мир, графику и, конечно, саундтрек.

Ответственный за музыку в игре, вышедшей в 2015 году, польский композитор Марцин Пшибылович. Помогала музыкальному деятелю польская фолк-метал группа Percival. Этот коллектив был приглашен к работе из-за своей любви к старым инструментам типа лютни, гуслей и колесной лиры. Большинство участников группы не имели музыкального образования, поэтому работа над саундтреком шла не так легко, как изначально планировалось.

Дирижер Бернд Руф с Бранденбургским государственным оркестром также приняли участие в записи музыкальных дорожек. В итоге мир получил нечто уникальное, наполненное духом древности.

Смотреть на YouTube

Mass Effect 2,3

Музыкальным компаниям всегда есть куда податься. Можно написать мелодию для фона какого-нибудь фильма или игры, музыку для крупных событий, в том числе и спортивных. «Многостаночниками» можно назвать и американскую компанию по музыкальному продакшену Two Steps from Hell.

В их активе мелодии к трейлерам «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Звездный путь», «Человек-паук 3: Враг в отражении»… Также они ответственны за композицию Heart of Courage, под которую футбольные команды выходили на поле во время Евро-2012. Эта же мелодия использовалась при награждении сборной Испании на том же Евро и при вручении приза «Баварии» в финале Лиги Чемпионов 2012/13. Под мелодии Archangel и Strength Of A Thousand Men российские синхронистки побеждали на олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.

Иногда компания пишет музыку и к играм. На Two Steps from Hell была возложена ответственность за звуковое сопровождение Mass Effect 2, а также музыку в трейлерах к Mass Effect 3.

Смотреть на YouTube

GRIS

13 декабря 2018 года Nomada Studio выпустила игру под названием GRIS. Этот инди-платформер не претендовал на статус блокбастера, но хорошо был принят аудиторией и критиками. 95% из 7 тысяч отзывов в Stеam — положительные. Игра выглядит потрясающе благодаря художественной проработке графики, а также из-за музыки, рвущей струны души.

Только от одного трейлера мурашки бегут по коже.

Смотреть на YouTube

Музыку к игре написала группа Berlinist из Барселоны.

«Процесс написания музыки для GRIS был для коллектива очень эмоциональным, но, видя, как синергия между визуальным повествованием и музыкой может вызывать в людях такие сильные эмоции, мы поняли, что были, наверное, на правильном пути. Мы решили сосредоточиться на настроениях и чувствах, которые будут передаваться игрокам во время их путешествия по миру GRIS, поэтому внимательно подумали о звучании, наиболее подходящем для этой вселенной и отражающем идею «несовершенства человека» через музыку. Мы не стремились создать «клевые» или «чистые» композиции — нами руководило исключительно ощущение погружения в игру через музыку.
Написание музыки для игр отличается от процесса записи музыкального альбома. Игры интерактивны, соответственно, при работе с музыкой это необходимо учитывать, выбирая, где и как зазвучит композиция, и с какой интенсивностью. Более того, нельзя переоценить важность момента, где начинает звучать музыка, и прогрессию, которой она должна следовать, чтобы адаптироваться под механики и геймплей. Строго говоря, рабочий процесс тоже сильно отличается — делать треки многослойными и постоянно держать связь с командой разработчиков — обязательное условие», — рассказывали участники группы Berlinist в интервью GameMAG.ru.

Разработчики игры, уверенные в успехе музыкальной составляющей своего проекта, вместе с релизом GRIS выпустили и отдельно сборник саундтреков. Что ж, у него 100% положительных отзывов в Steam.

Матч ТВФото: © Nomada Studio

Super Mario Bros.

Мелодию из этой игры, наверное, все угадали бы с первой ноты. Сложно представить современного человека, не знакомого с этой музыкой, появившейся в 1985 году в игре о самом знаменитом водопроводчике в мире.

Она написана японским композитором Кодзи Кондо в стилистике джазового калипсо (афрокарибский музыкальный стиль). Ее главной задачей было успешно гармонировать с действиями Марио в игре. Фон мелодии должен был звучать уместно при звуках прыжков и ударов водопроводчика.

Данная композиция появляется во многих играх серии Mario, но не ограничивается этим. Она исполнялась на концерте «PLAY! Chicago», в Колумбийской Симфонии и на многих других концертах. В 2011 году по разрешению компании Nintendo было выпущено три официально лицензированных нотных альбома музыки из «Super Mario Bros.» в издательстве Alfred Music.

Смотреть на YouTube

Читайте также:

10 интересных профессий, связанных с музыкой

Творческие профессии всегда кажутся людям привлекательными и, как многие считают, не требуют каких-то усилий. Но это в корне неверно, для специальностей такого плана нужен талант - ведь без него сложно создать шедевры. И профессии, связанные с музыкой - не исключение. Для большинства музыкальная профессия может быть только одна - это певец или музыкант. Кто-то сможет ещё вспомнить и про композитора. На самом деле работа в музыкальной индустрии не ограничивается только этими известными специализациями. Какие есть профессии, связанные с музыкой? Их довольно большое разнообразие, которое не ограничивается одними певцами и музыкантами. Ниже читателю будет представлен список профессий, связанных с музыкой.

профессии связанные с музыкой

Исполнители музыки

Это те, кто доносит до слушателей смысл музыкального произведения. К ним относятся представители следующих специальностей:

  • Певец. Наверное, это одна из самых популярных профессий, связанных с музыкой. Певец - это человек, который с помощью своего голоса передаёт слушателям содержание музыкального произведения. Голос - его рабочий инструмент, поэтому он должен уметь владеть им в совершенстве. Недостаточно просто иметь хорошие вокальные данные от природы - нужно целенаправленно проводить работу над голосовыми связками, чтобы исполнение композиции надолго оставалось в сердцах слушателей.
  • Музыкант. Если для певца его инструментом является голос, то для человека этой профессии - это абсолютный слух и умение играть на каком-либо музыкальном инструменте, в результате игры на котором люди слышат музыку.
  • Дирижёр. Это одна из трудных профессий, связанных с музыкой, потому что именно от того, как он будет управлять группой музыкантов или вокалистов, зависит качество исполнения музыкального произведения. Ведь его задачей является не просто управление исполнителями, а донесение смысла композиции. Дирижёр должен обладать абсолютным слухом, чувством ритма, организаторскими способностями.
профессии связанные с музыкой список

Создатели музыки

Чтобы исполнителям было что исполнять, нужно это создать. И тут музыкальное общество не сможет обойтись без представителей этих прекрасных профессий:

  • Композитор. Это тот, кто пишет музыку, передаёт свои эмоции через ноты. Некоторые сочиняют, находясь за инструментом. Кто-то предпочитает записывать нотами. Если вы не можете жить без музыки, хотите общаться посредством её с миром, то профессия композитора - для вас.
  • Аранжировщик. Об этой специализации вспоминают реже, чем о вышеперечисленных. Это человек, который занимается обработкой звучания композиции. Аранжировщик может из неинтересной вещи сделать настоящий шедевр, но для этого ему необходимы некоторые навыки композитора. Также именно этот специалист может придать, например, классическому произведению рок-звучание.
  • Диджей. Это одна из популярных у молодёжи профессий, связанных с музыкой. Прогресс не стоит на месте, в том числе и музыкальный. Диджей при помощи специального оборудования сводит, т. е. смешивает несколько композиций и создаёт нечто новое.
  • Звукорежиссёр. Это, можно сказать, сочетание навыков из последних двух специальностей. Человек, занимающийся звукорежиссурой, с помощью различных техник создаёт новый образ звука, который потом может использоваться в фильмах, спектаклях.
10 профессий связанных с музыкой

Преподаватели музыки

Конечно же, без музыкальных педагогов не обойтись. Ведь для всех профессий, связанных с музыкой, нужно иметь необходимые навыки и умения, которые может дать только преподаватель. Кроме постановки голоса, обучения игры на инструментах, люди музыкальной сферы должны быть хорошо эрудированными и разбираться в музыкальных направлениях. Все эти знания дают музыкальные педагоги.

Специальности с техническим и научным уклоном

Также стоит упомянуть о таких профессиях:

  • Звукотехник. Благодаря ему всё музыкальное оборудование, которое имеется на сцене, съёмочных площадках, работает, и слушатели могут наслаждаться прекрасным звучанием.
  • Музыковед. Это довольно редкая профессия, рассматривающая музыкальную сферу с научной точки зрения. Данные специалисты занимаются разработкой музыкальной теории, её систематизацией и решением различных музыкальных вопросов.

Выше были перечислены 10 профессий, связанных с музыкой, которые могут показаться наиболее интересными. Как и в любой творческой сфере, нельзя создать прекрасные вещи, не имея таланта. Но можно даже замечательную задумку не суметь воплотить должным образом из-за недостатка знаний. Поэтому музыкальным профессиям нужно обучаться, если вы хотите связать с музыкой свою профессиональную деятельность.

какие есть профессии связанные с музыкой

Где обучают

На музыкальных специалистов обучают в консерваториях, филармониях, специальных музыкальных учреждениях, факультетах. На все перечисленные выше профессии необходимо учиться, что позволит в дальнейшем стать настоящим профессионалом в музыкальной сфере. Главное - помнить, что создание и исполнение музыки - это прежде всего искусство, которое должно приносить душевную гармонию.

как называют людей которые пишут музыку

Людей, которые пишут музыку, называют композиторами.

В сегодняшней попсе - это "пискуны" , а в целом композиторы.

композиторы)))

авторы музыки, композиторы)

Музыкант, вокалист, поэт, клаббер,

По моему композитор

как называется человек который сочиняет музыку как называется человек который сочиняет музыку

Всегда назывался композитор...

И шо вы спорите он таки композитор!

Музодельщик - профессия такой

Чем отличается композитор от музыканта???

композитор пишет музыку, и иногда исполняет. музыкант исполняет, но пишет реже

Музыкант - это общее понятие. Это тот, кто занимается музыкой - пишет ее, играет на музыкальных инструментах, поет и т. п. Любой композитор - музыкант, но не любой музыкант - композитор.

Композитор - это тот, кто пишет музыку. Музыкант - тот, кто ее исполняет. Если музыкант и сочиняет, и играет свою же музыку, то он сам себе композитор. Одно другому не мешает.

Композитор- это музыкант у которого свое видение на музыку. И он пишет именно то, что чувствует <a rel="nofollow" href="http://www.musicproducerusa.com/#!rus/zl4dz" target="_blank">http://www.musicproducerusa.com/#!rus/zl4dz</a>

ремесло или творчество? ♫ ИМИ.Журнал • Институт музыкальных инициатив (ИМИ)

ИМИ.Журнал продолжает разговаривать с профессионалами из мира музыки об их ремесле. Наш новый герой — украинский музыкант и композитор Александр Филоненко. Более 10 лет он пишет музыку для рекламы — его треки звучали в роликах Vodafone, Samsung, Škoda, LG, Lenovo и других крупных брендов. Александр рассказал ИМИ.Журналу, как зарабатывать музыкой, не забывая о творчестве, какой из его заказов был самым сложным и почему на самом деле профессия Филоненко — «хороший парень».

Записал: Николай Грунин

Реклама Veet (Великобритания), 2019. Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Как приходят в профессию

«Не то чтобы я с детства мечтал стать композитором коммерческой музыки — просто так сложилось. Больше 10 лет назад я попал в качестве гитариста в забытый уже сегодня киевский коллектив „Гуашь“. Наш фронтмен промышлял написанием музыки на заказ. И вот как-то я попал к нему на студию и в результате „поселился“ у него за спиной на месяц-другой, очень внимательно наблюдая за процессом. На Украине с музыкальным образованием достаточно туго. Конечно, чисто академическое образование получить можно, а вот чтобы кто-то из преподавателей обладал опытом продюсирования современной музыки или писал для рекламы, кино, видеоигр — такого нет. Поэтому, если есть желание научиться зарабатывать с помощью музыки, совет номер один — завести такого друга, у которого можно было бы поселиться за спиной“.

В основном для рекламы пишут люди, чье имя уже на слуху на рынке, кого знают в рекламных агентствах. Мне часто задают вопрос, как попасть на этот рынок с нуля, не имея портфолио. Дать стопроцентно подходящий для всех ответ сложно. Для коммерческой музыки в первую очередь важна музыкальная эрудиция, нужно слушать до фига разного. Чтобы не тыкаться, как слепой котенок, а понимать, на какой ты музыкальной территории, нужно хотя бы на уровне обывателя понимать, что есть различные стили, направления — от симфонической музыки до drum ’n’ bass — и в их рамках действуют разные законы. Разложив это по полочкам в голове, возьмите пять знаковых произведений в различной стилистике — R&B, современный минималистичный хип-хоп, классический рок — и попробуйте их воспроизвести, включая специфическое звучание, которого требует именно эта эстетика. А еще желательно освоить максимум разных инструментов, которые попадутся под руку: профессия требует мультиинструментализма.

Надо быть готовым много общаться с людьми в индустрии, находить какие-то сходки рекламщиков, заниматься нетворкингом. Попасть в струю, влиться в рынок, выстроить хорошие отношения с агентствами — это все больше про личные качества, чем про профессиональные. Мне когда-то мама говорила: „Хороший парень — это не профессия“. Для меня это как раз стало в некоторой степени профессией. Говоря научным языком, нужно развить у себя клиентоориентированную психологию: уметь слушать других и не навязывать свое мнение и творческое видение».

Реклама Samsung, 2018. Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Кто заказывает музыку

«Оценочные суждения — это самое страшное, особенно поначалу. Если ты создаешь какое-то изделие из кожи и отдаешь на продажу, все просто: его либо покупают, либо нет. Никто не говорит: „Вот здесь надо немного переделать…“ А музыку для ролика утверждает большая цепочка людей — агентство, продакшен, клиент, на каждой стороне может быть по 5 человек. Ты попадаешь в водоворот оценочных суждений, а это для любого творческого человека очень сложно. Ты творец, а вынужден подстраиваться под людей, которые ни черта в музыке не понимают.

Со временем я начал вести себя как доктор — просто нужно сделать хорошо, и волей-неволей ты пытаешься вычленить разумное зерно из всего этого, на первый взгляд, идиотизма. Сейчас переделывать по несколько раз приходится все реже: по большей части я работаю с крупными агентствами, у которых налажены коммуникации с клиентом, и они могут перевести его комментарии на наш общий профессиональный язык. Но никто не застрахован от хамства — тут все как в любой другой работе.

Напрямую, не через агентства, люди обращаются не слишком часто. Бывает, бывшие одноклассники приходят со своими проектами, какие-то знакомые из музыкальной тусовки. Обращаются и те, кто знает меня по авторским проектам: просят либо лицензировать музыку, либо написать что-то еще подобное. Саморекламой не занимаюсь, я и так достаточно известен в нужных кругах.

Реклама Mastercard, 2018. Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Зарабатывание музыкой денег — скорее ремесленничество, чем творчество. Надо учитывать, что ты создаешь продукт, который несет определенную функцию — продавать. Почти всегда я создаю что-то похожее на уже ранее существовавшее. Это называется работа с референсом“: присылают трек, скажем, Майкла Джексона и говорят: „Нравится вот такое“. Иногда референс носит более общий характер, на уровне направления в музыке, но периодически люди хотят максимально похожее, потому что у них просто нет денег, чтобы купить права на трек Queen или Daft Punk. В дальнейшем могут даже возникнуть судебные иски, потому что случается совершенно непреднамеренный плагиат. У меня, к счастью, такого не было, но вообще такие случаи известны.

Один из самых сложных заказов в моей жизни — для рекламы Vodafone. Вроде ничего сверхъестественного, если не знать подробности. Референсом была знаменитая песня Сержа Генсбура и Джейн Биркин „Je t’aime… moi non plus“. Заказ пришел вечером, а результат надо было показать уже на следующее утро, причем сделать в такой эстетике сразу три варианта. Это была веселая ночь. Я вообще не люблю такие заказы: клиент просто не понимал, что написать сегодня музыку „из 1960-х“ — не всегда выполнимая задача. Тогда было определенное оборудование, которое звучало определенным образом, воссоздать это один в один очень тяжело: такой звук достигался годами. А тут одна ночь. Я, конечно, совершенно офигел, но сдал».

Реклама Vodafone, 2017. Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Сколько это стоит

«Последние несколько лет я зарабатываю деньги только созданием музыки. Авторские проекты, концерты тоже приносят какую-то прибыль, но основная часть все-таки приходит из коммерции.

Стоимость работы довольно сильно варьируется. Задачи бывают разной сложности: может требоваться до послезавтра запись симфонического оркестра, а может быть что-то значительно более простое. Скажем, если есть вокал, это дополнительные расходы на студию, вокалиста. Если в середине процесса клиент решил: „А давайте теперь будет немного другая стилистика“, — это еще один гонорар. Плюс понятно, что если ты звезда экрана, твоя музыка будет стоит столько, сколько ты сам захочешь. Мой гонорар на сегодняшний день — в пределах тысячи долларов за 30-секундный рекламный ролик при средней цене на украинском рынке 500 долларов.

Иногда работаю бесплатно. Например, своему другу для радиопередачи „Авторский надзор“ делал заставку, просто потому что это полезное дружеское взаимодействие.

Очень классная штука для музыканта — лицензирование, когда твою авторскую музыку покупают для кино, рекламы или чего-то подобного. Это, конечно, не основной доход, но приятно в конце года получить условную тысячу долларов за то, что твоя музыка транслировалась на экранах, звучала где-то. На Украине уже 5–7 лет как достаточно добросовестно выплачивают деньги в таких случаях. При этом, когда хотят лицензировать мое творчество, созданное в рамках некоммерческих проектов, это имеет определенную цену, в данном случае это цена за имя. Мои „некоммерческие“ песни не создаются за три дня: в них вкладывается огромное количество ресурсов, денег, сил, эмоций. Одну песню от начала до конца я в среднем делаю от полугода до года, и ниже заявленной цены я продавать ее не готов.

Был забавный случай: однажды в качестве референса мне дали мою же собственную музыку. По сути произошла обычная история: клиенты услышали цену за лицензирование, она их не устроила, и они обратились к композитору с просьбой создать что-то похожее. Просто в данном случае в качестве композитора выступил я же. То, что я сделал по референсу, звучит неплохо, но в него не вложено столько моих личных переживаний. Клиенту всегда дешевле попросить меня написать что-то новое, чем брать уже созданный трек.

Кстати, возможен и обратный процесс: из одной музыки, создававшейся изначально для рекламного ролика, я в итоге сделал песню своего проекта Aero Benin. Но такое случалось всего пару раз».

Как правильно продавать музыку

«До последнего времени заказчики на Украине хотели права на каждый трек навсегда и на весь мир. За каким чертом это надо, мне непонятно: редко когда рекламная кампания продолжается больше месяца, обычно вообще три недели. Сейчас я стандартно продаю права на год. Однако случалось, что у меня одна и та же компания продлевала права на несколько лет. Лицензирование на такой короткий период позволило создать достаточно большую библиотеку треков, которые я могу предлагать новым клиентам. Иногда продается и то, что ранее не приняли. Правда, у меня не бывает такого, чтобы не приняли и не заплатили: гонорар я все равно получаю. Поэтому в этом случае получается даже два гонорара за один трек.

Перечень территорий, на которые распространяется лицензия, обговаривается каждый раз отдельно. Во-первых, потому что это мое бабло. И, во-вторых, потому что это мое бабло. Я получаю роялти с конкретных стран. Например, сейчас я продал песню одного из своих проектов, Tape Flakes, в рекламу Škoda на 5 или 6 стран. Среди этих стран есть Греция, где из-за кризиса накрылась управляющая правами организация, и они мне роялти выплатить не могут. Есть Словакия, где для выплат запрашивают конкретный перечень телеканалов, на которых шла реклама, потому что они почему-то этого не видят в своей базе. Испания пока не выплатила.

Реклама Škoda Fabia, 2016. Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Кстати, одновременно со Škoda тот же трек купила у меня компания Arko — производитель косметических средств. Юристы Škoda без вопросов это согласовали, так как это никак не пересекается с их целевой аудиторией: где машины, а где косметика.

Кроме гонорара, я получаю авторские отчисления за каждый показ рекламы на телеканалах. Это возможно, если заранее прописать это в договоре, — а многие ведь не собирают, не знают об этом. В общем, чтобы это все контролировать, необходимо обговаривать юридически все сроки и условия — а большинство музыкантов вообще договоры не читают. Так сложилось, что я получил какое-никакое юридическое образование, и, когда пришел в УААСП (Украинское агентство по авторским и смежным правам), на меня квадратными глазами посмотрели: „Обычно никто не читает!“ Об этих аспектах негде и некому рассказать — ну вот пусть музыканты почитают это интервью.

Авторство тоже не надо стесняться регистрировать: это ничего не стоит, а организации по управлению правами потом следят за всем, где играет твоя музыка. Я бы также посоветовал сразу регистрировать каждый проект как торговую марку. Это уже стоит денег — но это гарантия того, что никто не украдет ваше имя и вы получите все роялти по юридическому признаку».

Реклама Arko Men, 2016. Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Техническая составляющая

«Молодые ребята часто сталкиваются с отсутствием материальной базы — синтезаторов, железяк, которые стоят немалых денег. Но это рубеж, который надо перейти любому музыканту. С 2016 года я работаю в своей студии HandBag House, которая позволяет для записи использовать весь спектр студийных инструментов: аналоговые синты, всевозможные гитары и басы, — к тому же я много чего насобирал за все эти годы. Как таковой симфонический оркестр я, правда, не записывал, только струнный квартет. Такого масштаба задач в рекламной индустрии все-таки не бывает, это больше про кино.

На сегодняшний день технологии шагнули уже очень далеко, и я даже не уверен, отличу ли на слух настоящую оркестровку от грамотно сделанной „на плагинах“. Есть компания Native Instruments, у них есть семплер Kontakt, а к нему — огромное количество разнообразных библиотек. Самый топ — Берлинский филармонический оркестр. Весит под сотню гигабайт, но там настолько реалистичное звучание, что слышно, как музыканты шмыгают носом и скрипят стульями. При этом можно запрограммировать хоть атаку, хоть движение смычка.

Насколько я знаю, на этих библиотеках работают и в Голливуде, просто могут сверху что-то живое дописать. Недавно купил за 200 долларов плагин для гитарной обработки BIAS FX — он тоже творит чудеса: я просто перестал записывать гитару через комбики и кабинеты. Думаю, еще лет пять, и вся обработка будет осуществляться только с помощью программных инструментов. При этом мастерство игры никто не отменяет — по меньшей мере в обозримом будущем никто за тебя классно на гитаре не сыграет.

Свожу музыку в Ableton Live последней версии. Начинал с Pro Tools, но потом он мне надоел. В Штатах это стандарт индустрии, хочешь — не хочешь, придется использовать. Но мне с Ableton комфортнее. Недавно пробовал одну песню снова свести в Pro Tools — нет, не нравится».

О ремесле и свободном творчестве

«Я очень люблю свою работу — ведь это музыка! При этом почти всегда для меня это челлендж. Со временем к тебе начинают обращаться с действительно интересными задачами — в основном это какие-то большие проекты для крупных компаний. К тому же я всегда стараюсь сделать красиво — чаще получается, чем нет. Впрочем, делать проекты одним мизинчиком, но при этом получать деньги — тоже круто. Ощущаешь себя свободным человеком, делая любимое дело: крутишь ручечки, жмешь кнопочки, дергаешь струнки…

Многие из моих коллег по музыке так или иначе стремятся к зарабатыванию денег через коммерцию. Это гораздо лучше для музыканта, чем работать на обычной работе: когда ты после офиса приходишь заниматься музыкой и она занимает в твоей жизни процентов 30, это не здорово. Я не могу назвать профессию коммерческого композитора престижной — ну, это не дипломат. Но все-таки люди воспринимают ее с определенным пиететом, даже благоговением: „Сделал из своего творчества работу, это же так здорово!

Единственное, что я бы не хотел рекламировать с помощью своего творчества, — это политические партии. В политику я никогда не лез. Во всяком случае, пока от этого воздерживался — но нет гарантий, что через пару лет не захочу этим заниматься. Еще не люблю рекламировать всякие лудоманские истории типа ставок на спорт (лудомания — патологическая тяга к азартным играм, внесена в Международную классификацию болезней (МКБ-11) как вид психического расстройства.— Прим. ИМИ).

Алкоголь я тоже рекламировать не люблю, но периодически делаю это. Если бы для рекламы бухла попросили мой „некоммерческий“ трек, я бы долго думал. Продвигать таким образом авторскую композицию означает сразу обретать некую социальную ответственность — получается, что ты как opinion leader несешь ценности вроде „пей пивко“ или „ставь на спорт последние деньги“. А создавая что-то новое, можно сделать, чтобы этого никто никогда не узнал и не ассоциировал именно с тобой. С другой стороны, одну из своих лучших работ я сделал для рекламы водки „Хортица“, я действительно горжусь ею. Вся ритмическая часть музыкального ряда там создана из звуков сложного механизма, который был создан специально для ролика.

Так вообще часто происходит в мире, что алкогольные и энергетические бренды позволяют происходить классным вещам — музыкальным академиям, интересным привозам, спортивным мероприятиям. Наверное, все эти вредоносные компании вроде Martini, Bacardi, Jägermeister, Pepsi, Red Bull таким образом отмаливают свои грехи.

Реклама водки «Хортица», 2016.  Композитор: Александр Филоненко/HandBag House

Я четко разделил для себя ремесло и свободное творчество. Композитор „для чего-то“ по умолчанию максимально вторичен. А в творчестве, наоборот, нет никаких рамок. Сочетание этих двух граней позволяет меньше разочаровываться от гневных комментариев по поводу работы и получать больше удовольствия от творческих дел. Не пытайтесь зарабатывать творчеством! Оно от этого только приобретет: и эстетически, и этически. К тому же это избавит от страданий, что ты чего-то не достиг, не добился. Если искусство создается с мыслью „вот бы денег заработать да стадион собрать“ — цена ему гораздо меньше. Даже если в итоге оно действительно начинает собирать стадионы».


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram |Instagram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *