Зачем нам репетитор? Кто такой репетитор и чем он занимается?
Репетиторство — бесполезная трата денег или панацея от всего на свете? Вопрос, конечно, интересный. И крайне спорный. Те родители, которым посчастливилось растить деток, не имеющих пагубной привычки загружать своих предков учебными проблемами, скорее всего, выберут первую составляющую вопроса. В самом деле, к чему бросать деньги на ветер, если твоё драгоценное чадо и без дополнительных затрат вполне успешно справляется со школьной премудростью? Как правило, если ребёнок не буксует, а справляется со своими обязанностями самостоятельно, приглашать репетитора и впрямь ни к чему, по крайней мере, до поры до времени. Вот когда уж деточка окончательно подрастёт, и дело будет двигаться к финалу, к поступлению в вуз, тогда… может быть. А может, и не быть. Все будет зависеть от того, как пойдут дела.
С одной стороны, точка зрения очень достойная. В самом деле, зачем тратиться, если и так всё складывается недурно — само собой, без дополнительных усилий, нервов и финансовых вложений? К тому же, вспоминая свою ещё не совсем забытую школьную жизнь, на ум приходит железный аргумент: мы же как-то учились без репетиторов! И ничего, никто дураком не вырос. В вузы все поступили, и даже почти все их окончили. Точно. Окончили. Но только лет двадцать — тридцать назад, верно?
На самом деле, двадцать лет назад никто с репетиторами и не занимался. По разным причинам, не только по материальным. Например, в мою школьную бытность ни мне, ни моим родителям даже в голову не могло прийти пригласить ко мне учителя по какому-либо предмету, хотя кое-кто из сверстников с репетиторами всё же занимался. Но никто не афишировал свои дополнительные занятия с преподавателем. Ну, занимаешься ты и занимайся, только не кричи об этом на каждом углу.
Причин тому было несколько, и причин на тот момент весьма существенных. Платные занятия после школы наводили на определённые мысли. Какие? Да очень даже немудрёные. Если ты, или, вернее, твои родители оплачивают тебе репетитора, то одно из двух: либо ты глуп, как пробка, и не можешь справиться со школьными предметами сам, либо в семье денег куры не клюют, вот и бесятся люди с жиру, не зная, куда их деть.
Глупо? По сегодняшним меркам — да. Но тогда, в семидесятые — восьмидесятые, всё было иначе. И с этим нельзя было не считаться. Общественное мнение тогда было необычайно весомо. Тогда вся жизнь была как на ладошке: пионерия, комсомольская организация, партийная ячейка, профкомы… Поколению, ещё помнящему эти времена, думаю, моя мысль ясна: в содержании репетитора, а тем более, специалиста, приходящего к деточке на дом, было нечто такое, что тянуло, ну, скажем, на некую буржуазную изнеженность. И казалось если не постыдным, то уж, как минимум, неудобным.
И вообще, в далёкие семидесятые — восьмидесятые о репетиторстве мы, простые смертные, знали не так уж и много, а вернее, почти ничего не знали. В нашем тогдашнем сознании вполне легко и непринуждённо укладывалась мысли о том, что дополнительный педагог может быть. Может быть даже оплачиваемый педагог, но официальный — например, учитель в государственной музыкальной школе. Такого рода оплачиваемое дополнительное образование даже поощрялось, поступление в музыкальные школы выглядело очень даже престижным мероприятием, наглядно демонстрирующим способности одарённых чад. Как было замечательно открыть крышку домашнего фортепиано, усадить за инструмент ребёночка и продемонстрировать перед умилённо улыбающимися соседями, родственниками, гостями результаты своих финансовых вливаний!
Другое дело — частные занятия по школьным предметам. Вот тут дело выглядело несколько иначе. То, что учителя у моих одноклассников были, я знала ещё в школе, но в основном это были учителя — «иностранцы», в большинстве своём «англичане». Сказать, чтобы учитель по иностранному был тогда у каждого третьего или, например, пятого или десятого, не возьмусь, потому что просто не знаю. Возможно, так оно и было, но, поскольку вслух говорить о таких вещах было не принято, создавалось ощущение, что почти все постигали школьную программу самостоятельно. По крайней мере, внешне это выглядело именно так. О том, что ты ходил в бассейн или в музыкалку, ты мог говорить прямо и открыто, никого не стесняясь. Как и занятиями в любых секциях (вспомним — на тот момент абсолютно для детишек бесплатных). Но о том, что тебя «тащат за уши» по математике, русскому или, к примеру, по физике, лучше было молчать.
Между прочим, как сейчас, так и двадцать лет назад, репетиторством занимались в основном «иностранцы», «русаки» и «математики». Что же до «физиков», «химиков», «биологов» — у тех учеников всегда было в разы меньше. А уж что касается такой «экзотики», как география или, допустим, обществоведение, — этим предметникам практически ничего не перепадало. Нет, конечно, бывали исключения, когда вдруг для поступления в какой-нибудь «мед» или куда-нибудь на «геофак» срочно требовалось подтянуть будущего студента по этим предметам, но это было скорее исключение, нежели правило. И уж о том, что твоё чадо тянут по какой-нибудь географии, родители вообще предпочитали молчать как рыбы, дабы не позориться.
Да, двадцать-тридцать лет назад было всё иначе. Теперь эти времена канули в далёкое прошлое. А репетиторство осталось, и не просто осталось, а перешло на качественно иной уровень, прочно отвоёвывая себе место под солнцем. То, что сейчас почти у каждого современного школьника есть репетитор по какому-либо предмету — не секрет, и количеством учителей, приглашенных родителями для удобства ребёнка или собственного спокойствия, уже никого не удивить. Наоборот, перевернувшись с ног на голову, жизнь заставляет нас смотреть на многие вещи в зеркальном отображении, а потому сейчас гораздо удивительнее, если у ребёнка нет ни одного репетитора. Согласитесь, в наше время о гениальности сына или дочери это не говорит никоим образом, скорее, о материальной несостоятельности семьи или о легкомысленности родителей, не желающих загружать себя мыслями о будущем своего чада.
Поступить в престижный вуз на бюджетное место сейчас практически невозможно. Конечно, конкурсы на место в вузе были всегда но они ничто по сравнению с сегодняшними на бюджетные места.
И времена, когда учителя, не щадя живота своего, разбивали лоб даром, тоже прошли. И больше не вернутся. Это точно. Теперь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. А что, естественный отбор в действии, разве не так существует всё живое? И разве не должны выживать только сильнейшие? Только вот беда в том, что утопающему от понимания того, что он — винтик (шпунтик) естественного отбора, не легче, и от того, что никто не суёт нос в его личные дела — к сожалению, тоже.
Поначалу, ведя ребёнка в первый класс, мы как-то не особенно задумываемся надо всеми этими проблемами: к чему ломать голову, если впереди, до поступления в институт, ещё целых одиннадцать лет? Вроде как мой не хуже всех остальных: ранец на плечах приличный, обут — одет как полагается. Действительно, к чему бить тревогу и волноваться раньше времени, если ещё ничего неизвестно? А вдруг именно мой станет лучшим, чем чёрт не шутит? А может, все неприятности как-то стороной обойдут, мимо? И действительно, а почему бы им мимо и не пройти?
Замечательный первый класс — праздник души… Весёлые рожицы — пятёрки, обиженные, с опущенными уголками губ — судя по всему, менее хороший балл. Красота! Все отличники. Все хорошисты. Какие вопросы? Какое беспокойство? Ну, подумаешь, тройка где-то выскочила — бывает, исправит. В году-то всё равно как надо — четыре. И что бы вот именно тогда нам, взрослым, не задуматься: а почему вылезла эта «совершенно случайная» «трёшка»? А может быть, это первый звоночек, и ребёнку уже требуется помощь? Может быть, пока не поздно, пока хвосты не сплелись в один неподъёмный ком, — самое время напрячься?
А зачем? Первый трояк — не система, лучше, не обращая внимания на неудачную четверть, и не смотреть на неё совсем, а гордо улыбаясь, созерцать результаты годовых итогов! В конце концов, зачем подчёркивать недостатки, огорчая лишний раз любимую деточку, или акцентировать на неуместной тройке внимание других родителей? Гораздо грамотнее «отчитаться» годовыми, не забыв особо подчеркнуть, что ребёночек — какая умница, надо же, мамина и папина радость — хорошист? Разве не важнее итог? Подумаешь, нарисовал учитель со зла трояк — мало ли что ему в голову стукнуло? Мог бы и спросить лишний раз, ведь ребёночек ещё совсем маленький, мог бы закрыть на что-то глаза. Так нет, обязательно испортить дневник требуется! Понятное дело, не просто так всё это: или вредность прёт изо всех щелей, или подарка ждёт подороже. Ну, пускай ждёт.
Не узнали никого? Неужели, совсем никого? Нет, ну, понятное дело, не себя — хотя бы кого-нибудь из окружающих? Нет? Ну, ладно, значит, мимо, значит, не в ваш огород. Хорошо бы, если так. Но чаще бывает по-другому. Именно тогда, когда учитель пытается дать нам впервые понять, что у наших детей намечаются проблемы, над решением которых в старшей школе мы, скорее всего, сломаем всю голову, мы воспринимаем эту информацию в штыки. Как же так: единственный, неповторимый, любимый и зацелованный роднёй — и вдруг «трояк»? Да разве такое может быть? Нет, конечно.
Как-то незаметно вместе со своими детьми мы переплываем из «началки» в пятый. Всё новое: учителя, предметы, требования — и лишний повод оправдать очередные неудачи наших человечков. А что же вы хотите? Мы же все разные, кому-то подо всё новое подстроиться легко, просто нечего делать, а кому-то сложнее. Вот подождите, втянутся, а уж в шестом будет видно, кто и что из себя представляет.
Возможно, эта точка зрения имеет право на существование. Мало того, возможно, для кого-то совершенно очевидно, что до шестого-седьмого класса нечего завязывать ребёнка в узел, перегружая его попусту. Но такая точка зрения верна не всегда. Представьте, что до шестого или седьмого класса вы усиленно зажмуривали глаза, не желая видеть надвигающуюся проблему и перекладывая на послезавтра то, что нужно было бы сделать завтра, и на завтра то, что явно просило решения сегодня. А если вы задвигали её ещё глубже, откладывая «неприятности» на десятый—одиннадцатый, то, скорее всего, вы собственными руками топили своё ненаглядное чадо. Не верите? Ну, что ж, дело ваше. И право тоже ваше. И как строить дальнейшую жизнь вашего ненаглядного дитятки, тоже решать вам. А расхлёбывать вашу безалаберность — нам, учителям. И ещё вашим детям. На пару.
«По-соседски», «по-дружески», «по-родственному» каждому преподавателю хотя бы раз в жизни, но приходилось заниматься репетиторской деятельностью, и, если кто-то, честно глядя в глаза, скажет, что лично он никогда не имел к этому никакого отношения, не верьте, потому что это неправда. Все мы, учителя, сейчас или в прошлом, но соприкасались с репетиторством, а потому, мне думается, я имею право высказать здесь кое-какие суждения по этому поводу.
Первая и главная ошибка родителей, с моей точки зрения, состоит в том, что к репетитору мы ведём ребёнка только тогда, когда наступает тупиковая ситуация, выхода из которой уже не может найти никто: ни преподаватель в школе, ни родитель, ни сам ребёнок. Перепуганный, забитый двойками по ненавистному предмету, бедный ребёночек, в большинстве случаев, идёт к репетитору как наказнь, уверенный на все сто, что ничего хорошего из занятий всё равно не получится. И единственное, о чём он мечтает, каждый раз видя репетитора, — поскорее сбежатьот него. Ни о желании позаниматься, ни уж тем более о какой-то любви к предмету речи в таком случае идти уже не может. Всё, что принёс бедному страдальцу школьный предмет за последнее время, — это «неуды» и ссоры с родными. И теперь ко всему этому кошмару должен добавиться ещё один.
Допустим, родители всё же исхитрились взять за руку своё ненаглядное сокровище и дотащить его до дверей репетитора. Уже хорошо. Но дальше в большинстве случаев начинается театр абсурда. Переложив свою головную боль на репетитора, родитель легко вздыхает: ещё бы, теперь голову должен ломать не он, а кто-то другой, кому за это, между прочим, платят, а его, родителя, дело как работодателя — спрашивать за полученные деньги результат. И желательно спрашивать построже, чтобы не расслаблялись ни репетитор, ни чадо.
И вот, в лучшем случае выждав недели две или месяц, не заметив особенных сдвигов в оценках, родитель с удивлением сдвигает брови и задаёт свой первый вопрос: «А почему, собственно?»
Действительно, как же так, ребёнка доставляют к порогу учительской квартиры регулярно, уроки оплачивают исправно, а сдвигов всё нет и нет? А откуда им, сдвигам, спрашивается, взяться через месяц — по большому счёту, через восемь — девять занятий, если предыдущие восемь-девять лет школьной жизни ребёнок постигал азы знаний вхолостую? Конечно, нам всем хочется всего и сразу, тем более, если мы отплачиваем чей-то труд, но милые родители, учителя, даже самые талантливые из них, не волшебники, и вытащить ваших детей на счёт «три» в отличники не способны. И чем позже вы решитесь обратиться в случае сложностей к репетитору, тем дольше ему придётся распутывать затянувшийся узел.
И еще. Задавшись целью вытянуть своего ребёночка за уши из болота, хорошенько подумайте, что конкретно вы хотите получить от репетитора. Например, умение безошибочно писать и сдать ЕГЭ с целью получения баллов — абсолютно разные вещи. «Натаскать» на приличный балл можно и абсолютно неграмотного человека, научив его обходить расставленные ловушки относительно безболезненно. Естественно, если ребёнок «идет» по русскому на прочный «неуд», «пятёрку» за ЕГЭ гарантировать не будет ни один здравомыслящий преподаватель, но на «четвёрку» даже такого горе-ученика вытянуть можно, причём в достаточно быстро.
А вот что касается грамотного, безошибочного письма, тут дело сложнее. Во-первых, на это потребуется больше времени, это однозначно, и нужно гораздо больше терпения и старания всех сторон.
Во-вторых, быстрых сдвигов, как в тестовой системе ЕГЭ, здесь ждать не приходится, потому что грамотное письмо — не освоение отдельных разделов, за которые начисляются баллы, а некий комплекс навыков, позволяющих научить применять ученика теоретические знания на практике. Ведь очень часто бывает так, что и правила ребёнок учит, и домашнюю работу делает, а диктанты пишет на «два». Такая проблема есть. И она довольно часто встречается.
И в третьих, щёлкать тестовые задачки можно научить каждого, а вот грамотному письму — нет. Существуют различные заболевания, в том числе связанные с фонетическими проблемами, то есть с произношением, которые выявляются у детей ещё в дошкольном возрасте. Если репетитор не аферист, он никогда не возьмётся тащить такого ребёнка, обещая, что через год-другой тот станет писать хотя бы на уверенную «тройку». До тех пор, пока такой ребёнок занимается с учителем и буквально «разжёвывает» слова в домашнем упражнении на пару с педагогом, за «троя»к он цепляться ещё хоть как-то будет, но стоит ему пуститься в самостоятельное плавание, и уже через пару недель он снова прочно сядет на «двойку».
Конечно, подводных камней в репетиторстве много, затрат (и материальных и временных, и психологических, и всяких—всяких) это стоит огромных, но время диктует свои условия, и, подчиняясь этим жёстким временным рамкам, приходится признать, что без дополнительной помощи нашим детям «борьбу за выживание» сейчас не выдержать. Это к вопросу о нужности или ненужности репетиторства. Что же касается вопроса о грамотном выборе предметника и о сложностях, которые могут возникнуть во время этого чрезвычайно важного процесса, то об этом разговор особый.
Ольга Дремова, преподаватель
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
РЕПЕТИТОР — это… Что такое РЕПЕТИТОР?
РЕПЕТИТОР — лат., от repetere, повторять Повторяющий с учащимися заданные им уроки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. РЕПЕТИТОР лицо, помогающее учащемуся приготовлять… … Словарь иностранных слов русского языка
репетитор — См … Словарь синонимов
РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, репетитора, муж. (лат. repetitor тот, кто повторяет). 1. Домашний учитель, помогающий неуспевающему ученику в прохождении школьного курса. Студент репетитор. 2. То же, что репетир. Часы с репетитором. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
РЕПЕТИТОР — электр. прибор, повторяющий показание другого прибора, напр. блокировочный Р., показывающий состояние (заблокированное или отблокированное) блок механизма, семафорный повторитель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное… … Технический железнодорожный словарь
РЕПЕТИТОР — (от лат. repetitor – тот, кто повторяет). 1. Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе компьютерных программ. 2. Учитель, обычно домашний, помогающий обучаемому в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
репетитор — I. РЕПЕТИТОР а, м. repetiteur < repeter. 1. Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками .., сие слово употребляется в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
репетитор — Тот, кто репетирует кого л., помогает кому л. пройти какой л. курс, усвоить какие л. знания. ► поздн.лат. repetitor «тот, кто проверяет». Заимств. из фр. répétiteur «1) репетитор; 2) классный надзиратель» в тех же знач. (Бирж., 391).… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Репетитор — (от лат. repetitor тот, кто повторяет) преподаватель, дающий частные уроки на дому. Содержание 1 Значения 2 История в России 3 В русской литературе … Википедия
репетитор — а; м. [от лат. repetitor тот, кто повторяет] 1. Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Р. по математике, истории. 2. Опытный… … Энциклопедический словарь
репетитор — а; м. (от лат. repetitor тот, кто повторяет) см. тж. репетиторша, репетиторский 1) Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Репет … Словарь многих выражений
РЕПЕТИТОР — это… Что такое РЕПЕТИТОР?
РЕПЕТИТОР — лат., от repetere, повторять Повторяющий с учащимися заданные им уроки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. РЕПЕТИТОР лицо, помогающее учащемуся приготовлять… … Словарь иностранных слов русского языка
репетитор — См … Словарь синонимов
РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, а, муж. 1. Учитель, обычно домашний, репетирующий кого н. 2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актёрами. Р. по вокалу. Р. по балету. Педагог р. | жен. репетиторша, и (разг.). | прил. репетиторский … Толковый словарь Ожегова
РЕПЕТИТОР — электр. прибор, повторяющий показание другого прибора, напр. блокировочный Р., показывающий состояние (заблокированное или отблокированное) блок механизма, семафорный повторитель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное… … Технический железнодорожный словарь
РЕПЕТИТОР — (от лат. repetitor – тот, кто повторяет). 1. Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе компьютерных программ. 2. Учитель, обычно домашний, помогающий обучаемому в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
репетитор — I. РЕПЕТИТОР а, м. repetiteur < repeter. 1. Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками .., сие слово употребляется в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
репетитор — Тот, кто репетирует кого л., помогает кому л. пройти какой л. курс, усвоить какие л. знания. ► поздн.лат. repetitor «тот, кто проверяет». Заимств. из фр. répétiteur «1) репетитор; 2) классный надзиратель» в тех же знач. (Бирж., 391).… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Репетитор — (от лат. repetitor тот, кто повторяет) преподаватель, дающий частные уроки на дому. Содержание 1 Значения 2 История в России 3 В русской литературе … Википедия
репетитор — а; м. [от лат. repetitor тот, кто повторяет] 1. Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Р. по математике, истории. 2. Опытный… … Энциклопедический словарь
репетитор — а; м. (от лат. repetitor тот, кто повторяет) см. тж. репетиторша, репетиторский 1) Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Репет … Словарь многих выражений
Репетиторы или шарлатаны: Кто такой репетитор и как его правильно выбрать?
На сайте «Ваш репетитор» из Казахстана зарегистрировано более 10 тыс. репетиторов, большинство которых преподает по математике и английскому языку (более 3 тысяч анкет), физике и казахскому языку (более тысячи). Среди этих репетиторов есть психологи, которые берут 10 тыс. тенге в час, преподаватели высшей категории, ставка которых 500 тенге за занятие длительностью 45 минут и студенты бакалавриата, которые берут 200 тенге за занятие. Для размещения анкеты на этом сайте необходимо заполнить резюме, принять договор-оферту и подтвердить личность и квалификацию копиями документов. А на OLX в категории «Репетиторы по предметам» размещено 2 114 объявлений людей, чью квалификацию никто заранее не проверяет.
Мы решили разобраться, кто составляет эту армию репетиторов, чем они отличаются от преподавателей и как правильно выбрать помощника. Для этого поговорили со школьными преподавателями, репетиторами, родителями и учениками.
Какая разница между репетитором и школьным учителем?
Дарын Сайынов, преподаватель физики и математики. Стаж преподавания 4 года: Школьный учитель всегда ориентируется на средние показатели класса, закрывает глаза на ученика, который еле пишет и читает и на отличника, которому нужно давать дополнительные задания и проверять их. Хотелось бы с ними заниматься и готовить к олимпиадам, но не хватает времени.
Для меня репетитор — это дополнительный источник информации. Если на школьника будут действовать учитель и репетитор, можно получить максимум результатов. Я всегда на уроках замечаю ребенка, который ходит к репетитору — он соображает лучше.
Дина (имя изменено по просьбе героя), преподаватель английского языка в двух учебных центрах. Стаж преподавания 1,5 года: Преподаватель следует календарно-тематическому плану, не засиживаясь на одной теме и часто проводит контроль. Репетитор, в моем понимании, происходит от слова repeat — «повторять», то есть помогает повторить и понять то, что было пройдено и не понято в школе или колледже либо готовит к экзаменам.
Кымбат Хайрошева, репетитор по математике и физике. Стаж преподавания 4 года: У меня есть опыт преподавания в школе. Там я заостряла внимание не на знаниях, а на воспитании учеников. Нужно было показывать и объяснять ученикам, что правильно, а что нет, воспитывать хорошие качества и поддерживать дисциплину. Мне было сложно за 40 минут урока в классе с тридцатью детьми донести тему урока.
Мадияр Нургалиев, учитель физики. Стаж преподавания 4 года: У репетиторства есть минус: отсутствие оборудования, чтобы показать ученику тот или иной эксперимент. Выйти из этой ситуации можно используя интернет-ресурсы с демонстрациями, однако они все равно не заменят выполнение опыта самим учеником.
Кто начинает заниматься репетиторством?
Мадияр: Я начал преподавать в качестве репетитора на третьем курсе бакалавриата. Причина была проста – я хотел быть независимым от родителей, а на стипендию не проживешь. Учеников искал с помощью сайта «Ваш репетитор».
Дина: Впервые я начала давать частные уроки при языковом центре 1,5 года назад после прохождения учебной практики в Алматинском экономическом колледже. Частные уроки давала школьнику с уровнем Intermediate, предварительно получая рекомендации и обсуждая их с преподавателем-методистом. Позже меня пригласили в учебный центр, где я начала работать, чтобы улучшить навыки преподавания.
Обязательно ли репетитору иметь педагогическое образование?
Рада (имя изменено по просьбе героя), преподаватель математики в колледже. Стаж преподавания 28 лет: Я считаю, что репетитору необязательно иметь педагогическое образование. Есть студенты, которые без соответствующего образования доступно и ясно могут объяснять темы.
Дина: В связи с тем,что я получила филологическое, а не педагогическое образование, я не проходила возрастную психологию. Другими словами, в моей компетенции преподавать язык тем, кто владеет базовыми знаниями языка: старшеклассникам, студентам колледжа и старше. Когда я начала преподавать 7-летней девочке, скажу честно, был страх, что не справлюсь. После советов нескольких преподавателей, которые объяснили мне, что, владея базой методики, можно обучать студентов от пяти до 65 лет, я начала преподавать English for Young Learners по аутентичным учебникам Family and Friends.
Как репетиторы проводят занятия и что, если от этого нет толка?
Дина: Урок проходит следующим образом: мы начинаем со прослушивания нового словаря, одновременно пользуясь учебником с иллюстрациями к каждому слову. Так ребенок воспринимает его аудиально и визульно, что способствует лучшему усвоению. Затем повторяем эти слова вслед за голосом, тренируем произношение и интонацию. Кстати, очень важный аспект: слова читает носитель языка, и ребенок «подхватывает» и говорит чисто, без русского акцента. Чтение выполняем по тому же принципу: слушаем диалог с использованием нового словаря, смотрим на иллюстрации к ситуациям из диалога, читаем, повторяем, разыгрываем роли. Затем разбираем грамматику из диалога. Письмо тренируем в основном на spelling (правописание), выполняя упражнения к тексту или работая над словарем письменно.
Мадияр: По-моему, перед занятием необходимо четко запланировать, что за чем будешь рассказывать. Это очень важно. Если у репетитора не получается объяснить ученику тему простыми словами, значит он сам её не понял. Также необходимо выбрать учебное пособие, сборник задач, дидактический материал, по которым вы будете заниматься с учеником. Необходимо разделять задания на уровни и постепенно переходить от простого к сложному.
Гаухар Булышева, репетитор по математике. Стаж преподавания 2 года: Если я не вижу прогресса у ученика, то стараюсь тщательней готовиться к занятиям и меняю методику преподавания. Так как в основном занимаюсь с учениками младших и средних классов, часто они просто не хотят заниматься — их заставляют родители. Но жаловаться на ребенка родителям я не хочу, чтобы не портить их отношения. Поэтому я стараюсь объяснить ребенку, что он напрасно тратит деньги и энергию, если сам не старается понять материал. Я думаю, что у 80-90% моих учеников есть прогресс и считаю, что важную роль в этом играет расположенность ученика к математике: у него либо получается решать примеры, либо нет.
Какой репетитор лучше: с образовательного центра или независимый, молодой или взрослый?
Мадияр: Независимым репетиторам работать с учениками намного проще. У тебя один ученик или группа из пяти, поэтому можно сформировать индивидуальный подход к каждому. Более того, ученики понимают, что родители тратят деньги, поэтому их внимание и дисциплина остаются на высоком уровне.
Диляра Шарафутдинова, репетитор по математике и физике. Стаж преподавания 4 года: Я сейчас работаю в центре. Могу выделить плюсы: во-первых, это коллектив, в котором можно обмениваться опытом, во-вторых, это отсутствие необходимости тратить время на дорогу – ученики приходят к тебе сами. Минусом может быть зарплата, но тут у каждого центра свое предложение преподавателю.
Дарын: Я бы не сказал, что качество преподавания прямо пропорционально возрасту репетитора. Бывают молодые преподаватели, которые хорошо объясняют. Тут важно, чтобы родители были умными и правильно подбирали репетитора.
Какие ошибки допускают родители по мнению репетиторов?
Мадияр: Родители хотят видеть мгновенный результат от инвестированных денег. Такого не бывает. Также родители хотят реализовать свои мечты через своих детей. К примеру, ребенок не хочет заниматься физикой, но мама или папа заставили сдавать ЕНТ по физике, потому что грантов больше. За детей решать очень сложно. Это проблема скорее не родителей, а системы образования в целом. Кто в 18 лет ясно представляет себе, чем он будет заниматься следующие 10-20 лет?
Дина: Частенько родители хотят видеть результата как можно скорее, при этом методы у них неправильные. К примеру, хотят заставить ребенка читать книги на английском. Язык так не учится. Мотивация и интерес – ключевые факторы. За этим можно обратиться к преподавателям, мы знаем, как привлечь и увлечь, но если ребенок действительно не хочет учить язык, никто не поможет.
Гаухар: Мне часто попадаются ученики с языковым барьером. Они разговаривают, думают на русском и спокойно решают примеры на моих занятиях, а в школе не понимают казахскоязычного преподавателя. Поэтому я считаю, что родители должны учитывать язык, на котором ребенку проще учиться.
Как нужно выбирать репетитора?
Дарын: Я считаю, что у репетитора обязательно должен быть опыт работы в школе — он должен знать систему образования. Я знаю, что многие студенты подрабатывают репетиторами, но им может не хватать методичности. Да, в системе образования есть ошибки и все об этом говорят, но школа учит преподавателей методичности, подходу к ребенку, последовательности. Если сравнить умного докторанта без опыта работы в школе и учителя со средне-специальным образованием, докторант не объяснит сложные явления, не будет использовать простые примеры. Я бы выбирал опытного репетитора постарше, но не советского мышления. Не того, который объясняет только теорию, а того, кто приводит примеры из современной жизни. Я думаю, репетитор должен быть строгим другом, который заботится о ребенке.
Кымбат: По-моему, хороший репетитор должен найти психологический контакт с ребёнком. Где-то разговаривать по-дружески, где-то быть построже. Обязательно быть терпеливым, ведь чаще всего ученики сидят на уроках не по собственному желанию.
Репетитор ради оценок или ради знаний?
Дарын: Дети делятся на две категории: те, кому нужны оценки, и те, кому нужны знания. Ученикам из первой категории важно выполнять домашнее задание и опережать программу на 1-2 занятия. Для таких подойдет репетитор, который «вымогает» деньги и просто помогает делать домашнее задание.
Что говорят родители?
Лейла Сауранбаева, мама Бахтияра (8 класс) и Ерасыла (4 класс): В классах очень много детей, потому они не могут одинаково усвоить и закрепить всю информацию на уроках. Поэтому я думаю, что сейчас 90% родителей обращаются к репетиторам. Мне кажется, что в основном родители обращаются в учебные центры, чтобы не вызывать на дом репетитора, если в квартире только ребенок. А если ребенок в центре, то родители за него спокойны.
Айнур Сырбаева, мама Дайаны (6 класс): Когда Дайана училась в 4-5 классе мы занимались с репетитором по математике около полугода. Сначала обратились в центр, но там занятия стоили дороже, поэтому муж договорился с преподавателем из центра, и она ходила к нам сама. Это была взрослая учительница на пенсии. Репетитор определила, в каких темах у Дайаны есть пробелы и слабости. После занятий дочь стала лучше решать примеры. Если найти хорошего репетитора, эффект будет, если найдешь недобросовестного — у ребенка не будет результатов и желания заниматься. Мне важно, чтобы ребенок хотя бы усвоил школьную программу, а глубокое понимание синусов и тангенсов в реальной жизни ему не понадобится.
Что говорят школьники?
Дайана Сырбаева, 6 класс, г. Караганда: Меньшая часть моих одноклассников ходит к репетиторам. Если ходит, то на английский. Я не люблю заниматься с репетиторами. Если репетитор приходит, он отнимает время, я позже заканчиваю делать домашнее задание и опаздываю на тренировку по таэквондо. Один раз репетитор просидела больше часа и папа не пустил меня на тренировку, а я обиделась на ту училку. На следующем уроке я нарочно говорила медленно, не отвечала на её вопросы или говорила «не знаю», даже если знала ответ. По математике репетитор просто объясняла и с ней было скучно. А учительница по английскому делала карточки, если я попрошу.
Мерей Бейсембаева, 8 класс, г. Кокшетау: Я занималась с репетитором три года назад. Сначала у меня был один репетитор по казахскому, математике и английскому, потом второй по русскому, английскому и математике. С первым мы занимались около месяца, а потом прекратили, потому что у неё были проблемы. Со вторым я занималась примерно три месяца. Мои преподаватели были взрослые, лет под 50. Я к ним обращалась из-за проблем с гуманитарными и с математическими предметами. На уроках не могла вникнуть в тему, а спрашивать у учителя стеснялась. Сейчас родители мне не говорят, но я думаю они хотят, чтобы я заново занималась с репетитором, а мне не хочется.
репетитор — это… Что такое репетитор?
РЕПЕТИТОР — лат., от repetere, повторять Повторяющий с учащимися заданные им уроки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. РЕПЕТИТОР лицо, помогающее учащемуся приготовлять… … Словарь иностранных слов русского языка
репетитор — См … Словарь синонимов
РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, репетитора, муж. (лат. repetitor тот, кто повторяет). 1. Домашний учитель, помогающий неуспевающему ученику в прохождении школьного курса. Студент репетитор. 2. То же, что репетир. Часы с репетитором. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, а, муж. 1. Учитель, обычно домашний, репетирующий кого н. 2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актёрами. Р. по вокалу. Р. по балету. Педагог р. | жен. репетиторша, и (разг.). | прил. репетиторский … Толковый словарь Ожегова
РЕПЕТИТОР — электр. прибор, повторяющий показание другого прибора, напр. блокировочный Р., показывающий состояние (заблокированное или отблокированное) блок механизма, семафорный повторитель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное… … Технический железнодорожный словарь
РЕПЕТИТОР — (от лат. repetitor – тот, кто повторяет). 1. Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе компьютерных программ. 2. Учитель, обычно домашний, помогающий обучаемому в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
репетитор — I. РЕПЕТИТОР а, м. repetiteur < repeter. 1. Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками .., сие слово употребляется в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
репетитор — Тот, кто репетирует кого л., помогает кому л. пройти какой л. курс, усвоить какие л. знания. ► поздн.лат. repetitor «тот, кто проверяет». Заимств. из фр. répétiteur «1) репетитор; 2) классный надзиратель» в тех же знач. (Бирж., 391).… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Репетитор — (от лат. repetitor тот, кто повторяет) преподаватель, дающий частные уроки на дому. Содержание 1 Значения 2 История в России 3 В русской литературе … Википедия
репетитор — а; м. [от лат. repetitor тот, кто повторяет] 1. Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Р. по математике, истории. 2. Опытный… … Энциклопедический словарь
Полезные советы для тех, кто решил стать репетитором
Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом — репетитором.
Репетитор — человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.
Я частным образом преподаю русский язык и литературу детям и взрослым уже два года и хочу поделиться кое-каким опытом.
Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.
Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.
Укажите район — таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.
Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука — математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.
- Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и хорошие отметки в школе.
- Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им, иначе они просто разбегутся. Поэтому вам — вольному скульптору детского ума — придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное — не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
- Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
- Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В образовании, пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
- Если ученик ведёт себя из рук вон плохо — ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее — прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
- Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий, да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить — сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное — результат, а не деньги, не так ли?
- Если после урока ученик забыл заплатить — не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
- Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.
В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель — это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.
Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.
Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.
Значение слова РЕПЕТИТОРСТВО. Что такое РЕПЕТИТОРСТВО?
РЕПЕТИ́ТОРСТВО, -а, ср. Занятия репетитора. [Меня] рекомендовали в репетиторы в семью полтавского губернатора Богговута. — Это репетиторство обещало мне хороший заработок. Макаренко, Выборное право трудящихся.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Репети́тор (от лат. repetitor — тот, кто повторяет) — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.
Источник: Википедия
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова коленчатый (прилагательное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить