Музыка автор – Скачать классическую музыку русских композиторов бесплатно и без регистрации — Скачать классическую музыку русских композиторов онлайн — Слушать музыку — музыкальный портал Зайцев.нет

Содержание

10 современных композиторов, которых стоит послушать

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

1. Людовико Эйнауди

Людовико Эйнаудиtwitter.com/ludovicoeinaud

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.

2. Филип Гласс

Филип Глассthemagger.net

Гласс — одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку более чем к 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора‑минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.

3. Макс Рихтер

Макс Рихтерlatimes.com

Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент‑композиций, Макс аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.

4. Джованни Марради

Джованни Марради

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать творчество Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его сочинения и каверы понравятся тем, кто любит ретроклассику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.

5. Ханс Циммер

Ханс Циммерtwitter.com/coslive

Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл‑Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король Лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и перечисленные фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.

6. Джо Хисаиси

Джо Хисаисиmusicaludi.fr

Хисаиси — один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Джо прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров». Если вы поклонник творений Studio Ghibli или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.

7. Олафур Арнальдс

Олафур Арнальдс
twitter.com/theipaper

Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.

8. Yiruma

Yirumayiruma.manifo.com

Самые известные произведения Ли Рума — Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью‑эйдж‑композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.

9. Дастин О’Хэллоран

Дастин О’Хэллоран
fracturedair.com

Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».

10. Роберто Каччапалья

Роберто Каччапальяculturaspettacolovenezia.it

Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще — современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них — с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.

Каких ещё современных композиторов стоит послушать

Если вы любите эпичную музыку из фильмов, добавьте в свой плейлист Клауса Бадельта, совместно с Циммером работавшего над «Пиратами Карибского моря». Также нельзя упустить Яна Качмарека, Александра Деспла, Говарда Шора и Джона Уильямса — нужно писать отдельный материал, чтобы перечислить все их работы, заслуги и награды.

Если хотите ещё вкусной неоклассики, обратите внимание на Нильса Фрама и Сильвена Шово.

Если вам не хватает позитива, вспомните создателя саундтрека к «Амели» Яна Тьерсена или откройте для себя японского композитора Тэммона: он пишет воздушные, сказочные мелодии.

Музыка каких композиторов вам по душе, а каких — нет? Кого ещё вы бы добавили в этот список?

Эта статья — часть Большого челленджа Лайфхакера. Мы придумали его, чтобы у вас появилась мотивация наконец‑то изменить свою жизнь.

Хотите стать лучшей версией себя — присоединяйтесь к Большому челленджу, выполняйте задания и получайте подарки. Каждый месяц дарим iPhone XR, а ещё разыграем поездку в Таиланд на двоих.

Участвую!

Читайте также 🧐

Самые известные классические музыкальные произведения

Самые известные классические музыкальные произведения

Итак, в центре нашего внимания сегодня – самые известные классические музыкальные произведения. Классическая музыка вот уже несколько веков будоражит своих слушателей, вызывая у них бури чувств и эмоций. Она уже давно стала частью истории и тонкими нитями переплетается с настоящим.

Бесспорно, в далёком будущем классическая музыка будет не менее востребована, так как подобное явление в музыкальном мире не может потерять своей актуальности и значимости.

Назовите любое классическое произведение – оно будет достойно первого места в любом музыкальном хит-параде. Но так как самые известные классические музыкальные произведения сравнивать между собой не представляется возможным, в силу их художественной уникальности, то названные здесь опусы представлены только как произведения для ознакомления.

«Лунная Соната»

Людвиг Ван Бетховен

Летом 1801 года увидело свет гениальное произведение Л.Б. Бетховена, которому суждено было стать знаменитым по всему миру. Название этого произведения, «Лунная Соната», известно абсолютно всем, от стара до млада.

Но изначально, произведение имело название «Почти фантазия», которое автор посвятил своей юной ученице, возлюбленной Джульетте Гвиччарди. А название, под которым оно известно и по сей день, придумал музыкальный критик и поэт Людвиг Рельштаб уже после смерти Л.В. Бетховена. Данное произведение относится к одним из самых известных музыкальных произведений композитора.

Кстати, отличную коллекцию классической музыки представляют собой издания газеты “Комсомольская правда” – компактные книжечки с дисками для прослушивания музыки. Можно прочитать про композитора и послушать его музыку – очень удобно! Рекомендуем заказать диски с классической музыки прямо с нашей странички: нажимаете кнопку “купить” и сразу же переходите в магазин.

 

«Турецкий Марш»

Вольфганг Амадей Моцарт

Данное произведение это третья часть Сонаты №11, появилось оно на свет в 1783 году. Изначально оно носило название «Турецкое Рондо» и было очень популярным среди австрийских музыкантов, которые впоследствии и переименовали её. Название «Турецкий марш» закрепилось за произведением ещё и потому что оно созвучно с турецкими янычарскими оркестрами, для которых очень характерно звучание ударных, что можно проследить и в «Турецком Марше» В.А. Моцарта.

«Аве Мария»

Франц Шуберт

Сам композитор написал это произведение к поэме «Дева Озера» В. Скотта, а точнее к её отрывку и не собирался писать такую глубоко религиозную композицию для Церкви. Спустя некоторое время после появления произведения, никому не известный музыкант, вдохновленный молитвой «Аве Мария», положил её текст на музыку гениального Ф. Шуберта.

«Фантазия-экспромт»

Фредерик Шопен

Это произведение Ф. Шопен, гений периода романтизма, посвятил своему другу. И именно он, Джулиан Фонтана, ослушавшись указаний автора, опубликовал её в 1855 году, спустя шесть лет со смерти композитора. Ф. Шопен считал, что его произведение схоже с экспромтом И. Мошелеса –ученика Бетховена, известного композитора и пианиста, что и послужило причиной отказа от выпуска в свет «Фантазии-Экспромта». Однако это гениальное произведение никто и никогда не считал плагиатом, кроме самого автора.

«Полёт Шмеля»

Николай Римский-Корсаков

Композитор данного произведения являлся поклонником русского фольклора – ему были интересны сказки. Это привело к созданию оперы «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С. Пушкина. Частью этой оперы и является интермедия «Полёт Шмеля». Виртуозно, невероятно живо и гениально сымитировал в произведении звуки полёта этого насекомого Н.А. Римский-Корсаков.

«Каприс №24»

Никколо Паганини

Изначально все свои каприсы автор сочинял исключительно для усовершенствования и оттачивания мастерства игры на скрипке. В конечном счёте, они принесли в скрипичную музыку много нового и неведомого до этого. А 24-й каприс – последний из сочиненных каприсов Н. Паганини, несёт в себе стремительную тарантеллу с народными интонациями, а также признан одним из произведений, когда-либо созданных для скрипки, равных по сложности которому нет.

«Вокализ, опус 34, №14»

Сергей Васильевич Рахманинов

Данным произведением завершается 34-й опус композитора, в котором объединены четырнадцать песен, написанных для голоса с фортепианным сопровождением. Вокализ, как и положено, не содержит слов, а исполняется на одном гласном звуке. С.В. Рахманинов посвятил её Антонине Неждановой – оперной певице. Очень часто это произведение исполняется на скрипке или виолончели в сопровождении фортепианного аккомпанемента.

«Лунный Свет»

Клод Дебюсси

Это произведение было написано композитором под впечатлением строк стихотворения французского поэта Поля Верлена. Название очень четко передаёт мягкость и трогательность мелодии, которая влияет именно на душу слушателя. В 120-ти фильмах разных поколений звучит это популярное произведение гениального композитора К. Дебюсси.

Как всегда, лучшая музыка – в нашей группе в контакте: http://vk.com/muz_class – Вступайте сами и приглашайте друзей! Наслаждайтесь музыкой, не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии!

Самые известные классические музыкальные произведения, приведённые выше, это конечно не все достойные творения величайших композиторов разных времён. Вы, наверное, и сами понимаете, что список просто не остановить. Не названы, например, русские оперы или немецкие симфонии. Так, что же делать? Предлагаем вам поделиться в комментариях о том произведении классической музыки, которое некогда вас сильно впечатлило.

Автор – Станислав Колесник

И в конце статьи предлагаю послушать замечательное произведение Клода Дебюсси – “Лунный Свет” в исполнении Черкасского камерного оркестра:


Самые известные классические музыкальные произведения

Самые известные в мире композиторов классический музыки

10 ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

 

лучшие классические композиторыПослушать что-нибудь из классики – что может быть лучше?! Особенно на выходных, когда хочется расслабиться, забыть о тревогах дня, заботах трудовой недели, помечтать о прекрасном, да и просто поднять себе настроение. Подумать только, классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Как признает Ванесса Мэй, классические произведения гениальны, а все гениальное не может быть скучным.

Наверное, все великие композиторы обладают особым слухом, особой чувствительностью к тону и мелодии, что и позволило им создавать музыку, которой наслаждаются десятки поколений не только их соотечественников, но и поклонников классической музыки во всем мире. Если вы еще сомневаетесь, любите ли вы классическую музыку, тогда вам нужно встретиться с Бенджамином Цандером, и вы убедитесь, что на самом деле, вы уже давний поклонник прекрасной музыки.

А сегодня мы будем говорить о 10-ке самых известных в мире композиторов.

Иоганн Себастьян Бах

Первое место заслуженно принадлежит Иоганну Себастьяну Баху. Родился гений в Германии. Талантливейший композитор писал музыку для клавесина и органа. Композитор не создал нового стиля в музыке. Но он смог создать совершенство во всех стилях своего времени. Он является автором более 1000 сочинений. В своих произведениях Бах

соединял разные музыкальные стили, с которыми он знакомился в течение жизни. Часто музыкальный романтизм соединялся со стилем барокко. При жизни Иоганн Бах как композитор не получил заслуженного признания, интерес к его музыке возник почти 100 лет спустя его смерти. Сегодня его называют одним из самых великих композиторов когда-либо живущих на земле. Его уникальность как человека, педагога и музыканта отражалась в его музыки. Бах заложил основы музыки Нового и Новейшего времени, разделив историю музыки на добаховскую и послебаховскую. Существует мнение, что музыка Баха мрачна и угрюма. Его музыка скорее фундаментальна и основательна, сдержанна и сосредоточенна. Как размышления зрелого, умудренного жизнью человека. Творчество Баха оказало влияние на многих композиторов. Некоторые из них брали пример с его произведений или использовали темы из них. А музыканты всего мира играют музыку Баха, восхищаясь ее красотой и совершенством. Одно из самых нашумевших произведений –
«Брандербургские концерты»
– отличное доказательство того, что музыку Баха нельзя считать слишком мрачной:

 

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается гением. В 4 года он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал на клавесине, скрипке и органе, состязаясь с известными музыкантами. Уже в 14 лет Моцарт – признанный композитор, а в 15 лет – член музыкальных академий Болоньи и Вероны. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он создал поразительное количество произведений – 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. Композитор не хотел подражать, он пытался создать новую модель, отражающую новую индивидуальность музыки. Не случайно в Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Величайший мелодист особое значение придавал опере. Оперы

Моцарта – эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Одно из самых узнаваемых произведений – «Турецкий марш»:

 

Людвиг ван Бетховен

Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен – один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ – «Лунная соната»:

 

Ричард Вагнер

С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него – только средство. Ричард Вагнер – создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер – автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:

Франц Шуберт

Австрийский композитор Франц Шуберт – музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика – это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком. Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта«Вечерняя серенада»:

 

Роберт Шуман

С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман – один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана, который просто обязан услышать каждый:

 

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен, пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке. Ни до, ни после композитора не рождался музыкальный гений такого уровня в Польше. Поляки невероятно гордятся своим великим соотечественником, да и в своем творчестве клмпозитор не раз воспевает родину, восхищается красотой пейзажей, сокрушается о трагическом прошлом, мечтает о великом будущем. Фредерик Шопен – один из немногих композиторов, который писал музыку исключительно для фортепиано. В его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, а вот фортепианные пьесы представлены во всем многообразии. Его произведения – основа репертуара многих известных пианистов. Фредерик Шопен – польский композитор, который также известен как талантливый пианист. Он прожил всего 39 лет, но успел создать немало шедевров: баллады, прелюдии, вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, сонаты и многое-многое другое. Одно из них – «Баллада №1, соль минор».

 

Ференц Лист

Ференц Лист является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений «Годы странствий». А одно из наиболее известных произведений Листа«Грезы любви»:

 

Иоганнес Брамс

Значительной фигурой романтического периода в музыке является Иоганнес Брамс. Слушать и любить музыку Брамса считается хорошим вкусом и характерным признаком романтичной натуры. Брамс не написал ни одной оперы, однако он создал произведения во всех других жанрах. Особенную славу Брамсу принесли его симфонии. Уже в первых произведениях проявляется самобытность композитора, которая со временем преобразилась в собственный стиль. Если рассмотреть все произведения Брамса, нельзя сказать, что на композитора сильно оказывало влияние творчество его предшественников или современников. А по масштабу творчества Брамса часто сравнивают с Бахом и Бетховеном. Наверное, это сравнение оправдано в том смысле, что творчество трех великих немцев представляют собой кульминацию целой эпохи в истории музыки. В отличие от Ференца Листа жизнь Иоганнеса Брамса была лишена бурных событий. Он предпочитал спокойное творчество, при жизни заслужил признание своего таланта и всеобщее уважение, а также был удостоен немалых почестей. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием», произведение, которое автор создавал целых 10 лет и посвятил своей матери. В своей музыке Брамс воспевает вечные ценности человеческой жизни, которые заключаются в красоте природы, искусстве великих талантов прошлого, культуре своей родины.

 

Джузеппе Верди

Какая десятка лучших композиторов без Джузеппе Верди?! Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки.

Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка – это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе. Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и… страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, он не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, а просто писал оперы по-новому. Триумфальное шествие одного из шедевров Верди – оперы «Аида» – пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.

 

Шедевры классической музыки

Это не рейтинг величайших музыкальных произведений, такой рейтинг просто невозможно составить.

Тем не менее, каждое произведение в этом списке является великим по разным причинам и каждое из них знаковое либо для истории музыки, либо для общества, либо для конкретного композитора. Когда Вы прослушаете их все, то только-только прикоснетесь к поверхности классической музыки.

Все эти композиции являются хорошим стартом для получения более глубоких знаний в музыке.
Некоторые из них очень длинные и состоят из нескольких частей, поэтому послушайте хотя бы одну часть из всего произведения.

 

140

Топ-50 произведений классической музыки

 

1.Бетховен, Симфония 5, Часть I — http://www.youtube.com/watch?v=_4IRMYuE1hI
2. Чайковский, 1812 год — http://www.youtube.com/watch?v=-BbT0E990IQ
3. Бетховен, Симфония 9, Часть IV (Ода к радости) — http://www.youtube.com/watch?v=-kcOpyM9cBg
4. Бах, Токката и фуга ре минор — http://www.youtube.com/watch?v=Nnuq9PXbywA
5. Орф, Carmina Burana — Фортуна — http://www.youtube.com/watch?v=BNWpZ-Y_KvU
6. Штраус, Blue Danube Waltz — http://www.youtube.com/watch?v=_CTYymbbEL4
7. Верди, Реквием — Dies Irae — https://youtu.be/up0t2ZDfX7E
8. Моцарт, Реквием — Dies Irae — http://www.youtube.com/watch?v=j1C-GXQ1LdY
9. Оффенбах Орфей в аду — Infernal Галоп — http://www.youtube.com/watch?v=okQRnHvw3is
10. Бетховен, 7.th Symphony — Часть II — http://www.youtube.com/watch?v=mgHxmAsINDk
11. Штраус, Так говорил Заратустра — http://www.youtube.com/watch?v=Szdziw4tI9o
12. Бизе, Кармен — Шансон де Тореадор — http://www.youtube.com/watch?v=rRyNi9Qaq9w
13. Равель Болеро — https://youtu.be/dZDiaRZy0Ak
14. Григ, Пер Гюнт — В зале горного короля — http://www.youtube.com/watch?v=xrIYT-MrVaI
15. Вагнер, Кольцо нибелунга — Полет Валькирий — http://www.youtube.com/watch?v=GGU1P6lBW6Q
16. Прокофьев Ромео и Джульетта — Монтекки и Капулетти — http://www.youtube.com/watch?v=8RFq7cOVDF0
17. Брамс, Венгерский танец № 5 — http://www.youtube.com/watch?v=3X9LvC9WkkQ
18. Гершвин, Рапсодия в стиле блюз — http://www.youtube.com/watch?v=6h35ocDrqGs
19. Бетховен, Симфония 5, Часть III — http://www.youtube.com/watch?v=gYQ0Zaelmt0
20. Моцарт, Реквием — Lacrimosa — http://www.youtube.com/watch?v=k1-TrAvp_xs
21. Штраус-старший, Марш Радецкого — http://www.youtube.com/watch?v=eab_eFtTKFs
22. Хачатурян, Маскарад -Вальс — http://www.youtube.com/watch?v=SpqwCUkysCs
23. Сметана, Моя родина — Молдавия реки — http://www.youtube.com/watch?v=kdtLuyWuPDs
24. Дворжак Симфония 9, Часть IV — http://www.youtube.com/watch?v=WoKMkDxIAts
25. Шопен, Революционный этюд — http://www.youtube.com/watch?v=Mk1JQk90UbY
26. Малер, Симфония 5 — http://www.youtube.com/watch?v=URKGIa0b_jI
27. Моцарт, Реквием — Реквием Aeternam — http://www.youtube.com/watch?v=BVnpVqokp5I
28. Вивальди, Времена года — Зима — http://www.youtube.com/watch?v=nGdFHJXciAQ
29. Росас, Над волнами — http://www.youtube.com/watch?v=QzCCQZFDkJk
30. Мусоргский, Ночь на Лысой горе — http://www.youtube.com/watch?v=iCEDfZgDPS8
31. Моцарт Симфония 40 — http://www.youtube.com/watch?v=-hJf4ZffkoI
32. Холст, Планеты — Марс, вестник войны — http://www.youtube.com/watch?v=L0bcRCCg01I
33. Бетховен, Симфония 9, Часть II — http://www.youtube.com/watch?v=9BDlqlhcCIk
34. Шопен, Фантазия Improptu — https://youtu.be/Gus4dnQuiGk
35. Чайковский, Славянский марш — http://www.youtube.com/watch?v=5poSw7tFLB4
36. Верди, Aida — Триумфальный марш — https://youtu.be/EkktfPo0Gqg
37. Шостакович, второй вальс — http://www.youtube.com/watch?v=mmCnQDUSO4I
38. Григ, Пер Гюнт — Смерть Осе — http://www.youtube.com/watch?v=2aKxf1h5r4g
39. Моцарт Симфония 25 — http://www.youtube.com/watch?v=7lC1lRz5Z_s
40. Перголези, Stabat Mater Dolorosa — http://www.youtube.com/watch?v=mNt13Vw-K6Q
41. Верди, Nabucco — Va Pensiero (Хор еврейских рабов) — https://youtu.be/XttF0vg0MGo
42. Хачатурян, Танец с саблями — http://www.youtube.com/watch?v=gqg3l3r_DRI
43. Дворжак, Славянский танец 8 — http://www.youtube.com/watch?v=VrOosUb0shw
44. Фучик, Выход гладиаторов — https://youtu.be/_B0CyOAO8y0
45. Бетховен, Лунная соната — http://www.youtube.com/watch?v=4Tr0otuiQuU
46. Россини, Вильгельм Телль Увертюра — http://www.youtube.com/watch?v=c7O91GDWGPU
47. Григ, концерт для фортепиано — http://www.youtube.com/watch?v=fKfGDqXEFkE
48. Чайковский, Концерт для фортепиано — http://www.youtube.com/watch?v=BWerj8FcprM
49. Григ, Пер Гюнт — Утро. Настроение — http://www.youtube.com/watch?v=wCEzh4MwILY
50. Чайковский, Вальс цветов — http://www.youtube.com/watch?v=Cg1dMpu4v7M

 

Сборники лучшей музыки по композиторам

 

Русская классическая музыка: Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Скрябин и другие

youtu.be

Комментарии после прослушивания музыки

John Baptist
Русская музыка, безусловно, величайшая

Prudence Sidecafe
Континент произвел много замечательной музыки в этот период, но лично я чувствую, что именно русские композиторы превратили серебро в золото.

Mauricio
Возможно, это обусловлено моим визитом в эту прекрасную и великую страну — Россию.
Чудо музыкальных произведений … здорово !!!

Mimi McLee
Это похоже на мюзикл без слов … Я слышу целую историю … Вау, действительно прекрасно !!!

Electro Mago
Замечательная русская музыка, скользит между плывущими лебедями, орудиями битвы, испанскими кастаньетами или арабским равновесием; немногие нации имеют таких известных композиторов с такой разносторонностью; с такой силой и тонкостью одновременно.

Raul poeta
Благодарю вас, это очень близко к алхимическому счастью, чистой экзистенциальной магии

 

140

Музыкальная подборка «Топ-100 в классической музыке» 

www.culture.ru

music.yandex.ru

Данный список главных произведений классической музыки составлен порталом «Культура.РФ» совместно с Московской государственной филармонией и сервисом Яндекс.
В него вошли сочинения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Михаила Глинки, Александра Бородина, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова и других знаменитых композиторов России. Выбранные арии из опер, фортепианные и скрипичные концерты, симфонии, романсы составляют основу отечественной музыкальной культуры. Список пополнили уникальные записи певцов Ивана Козловского и Сергея Лемешева, а также выдающихся исполнителей XX века — Мстислава Ростроповича, Давида Ойстраха и Святослава Рихтера. Общее время звучания подборки превышает 10 часов.

 


Топ 200 произведений классической музыки

www.historyrundown.com

Список 200 лучших произведений классической музыки. когда-либо написанных .

 


100 музыкальных сочинений, с которых нужно начинать слушать классику

daily.afisha.ru

Программный список 100 произведений, после которых можно без памяти полюбить классику, составленный музыкальным критиком Ильей Овчинниковым.

 


75 музыкальных произведений, с которых нужно начинать слушать классику

www.adme.ru

Настоящие шедевры классической музыки, с которых нужно начинать знакомство с миром классической музыки.

 

 

 

Моцарт


Краткие сведения о некоторых известных музыкальных сочинениях

 

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 5
Пожалуй, самая известная из всех симфоний, это классика Бетховена. Если Вам понравится эта симфония, попробуйте послушать и остальные 8 симфоний, созданных Бетховеном.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Свадьба Фигаро» ( Marriage of Figaro)
Возможно, вершина творчества Моцарта в опере, по комедии Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро», великолепный коктейль прекрасной музыки и комических ситуаций.

Людвиг Ван Бетховен. «Лунная соната» 
Летом 1801 года увидело свет гениальное произведение Л.Б. Бетховена, которому суждено было стать знаменитым по всему миру. Название этого произведения, «Лунная Соната», известно абсолютно всем, от стара до млада. Но изначально, произведение имело название «Почти фантазия», которое автор посвятил своей юной ученице, возлюбленной Джульетте Гвиччарди. А название, под которым оно известно и по сей день, придумал музыкальный критик и поэт Людвиг Рельштаб уже после смерти Л.В. Бетховена. Данное произведение относится к одним из самых известных музыкальных произведений композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Турецкий марш» 
Данное произведение- это третья часть Сонаты №11, появилось оно на свет в 1783 году. Изначально оно носило название «Турецкое Рондо» и было очень популярным среди австрийских музыкантов, которые впоследствии и переименовали её. Название «Турецкий марш» закрепилось за произведением ещё и потому что оно созвучно с турецкими янычарскими оркестрами, для которых очень характерно звучание ударных, что можно проследить и в «Турецком Марше» В.А. Моцарта.

 Франц Шуберт. «Аве Мария»
Сам композитор написал это произведение к поэме «Дева Озера» В. Скотта, а точнее к её отрывку и не собирался писать такую глубоко религиозную композицию для Церкви. Спустя некоторое время после появления произведения, никому не известный музыкант, вдохновленный молитвой «Аве Мария», положил её текст на музыку гениального Ф. Шуберта.

Фредерик Шопен. «Фантазия-экспромт» 
Это произведение Ф. Шопен, гений периода романтизма, посвятил своему другу. И именно он, Джулиан Фонтана, ослушавшись указаний автора, опубликовал её в 1855 году, спустя шесть лет со смерти композитора. Ф. Шопен считал, что его произведение схоже с экспромтом И. Мошелеса –ученика Бетховена, известного композитора и пианиста, что и послужило причиной отказа от выпуска в свет «Фантазии-Экспромта». Однако это гениальное произведение никто и никогда не считал плагиатом, кроме самого автора.

Иоганн Штраус (младший). «На прекрасном голубом Дунае» (The Blue Danube)
Этот элегантный вальс стал неофициальным гимном Австрии (где Моцарт — «наше всё»), изящно охватив всю красоту большого города — Вены.

Николай Римский-Корсаков.  «Полёт шмеля» 
Композитор данного произведения являлся поклонником русского фольклора – ему были интересны сказки. Это привело к созданию оперы «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С. Пушкина. Частью этой оперы и является интермедия «Полёт Шмеля». Виртуозно, невероятно живо и гениально сымитировал в произведении звуки полёта этого насекомого Н.А. Римский-Корсаков.

Никколо Паганини.  «Каприс №24» 
Изначально все свои каприсы автор сочинял исключительно для усовершенствования и оттачивания мастерства игры на скрипке. В конечном счёте, они принесли в скрипичную музыку много нового и неведомого до этого. А 24-й каприс — последний из сочиненных каприсов Н. Паганини, несёт в себе стремительную тарантеллу с народными интонациями, а также признан одним из произведений, когда-либо созданных для скрипки, равных по сложности которому нет.

Сергей Васильевич Рахманинов. «Вокализ, Опус 34, №14» 
Данным произведением завершается 34-й опус композитора, в котором объединены четырнадцать песен, написанных для голоса с фортепианным сопровождением. Вокализ, как и положено, не содержит слов, а исполняется на одном гласном звуке. С.В. Рахманинов посвятил её Антонине Неждановой – оперной певице. Очень часто это произведение исполняется на скрипке или виолончели в сопровождении фортепианного аккомпанемента.

Клод Дебюсси. «Лунный свет» 
Это произведение было написано композитором под впечатлением строк стихотворения французского поэта Поля Верлена. Название очень четко передаёт мягкость и трогательность мелодии, которая влияет именно на душу слушателя. В 120-ти фильмах разных поколений звучит это популярное произведение гениального композитора К. Дебюсси.

Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» (The Barber of Seville)
Прекрасная комическая опера, от великого итальянского композитора. Знаменитую увертюру из этой оперы Россини использовал ещё в двух других своих операх.

Рихард Вагнер.  «Зигфрид-идиллия» (Siegfried Idyll)
Симфоническая пьеса, созданная как подарок на день рождения жене и получившая название в честь новорожденного сына, которого назвали по имени героя оперы «Зигфрид». Основная тема этой пьесы взята из оперы «Зигфрид» из цикла «Кольцо Нибелунга».

Гектор Берлиоз.  «Фантастическая симфония» (Symphonie Fantastique)
Наибольший вклад французского композитора Гектора Берлиоза в оркестровую музыку,
«Фантастическая симфония» является удивительно красочной и экспрессивной работой.

Роберт Шуман.  «Любовь поэта» (Dichterliebe)
Один из величайших песенных циклов для фортепиано и голоса.
Набор из 16 поэм Генриха Гейне, положенный на музыку Шумана, возрождает в сердце надежду и гордость за чудесную способность и предназначение человека — любить!

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.  Симфония № 10
После смерти Сталина в 1953 году, Шостакович после вынужденного длительного творческого ограничения, наконец, смог свободно создать эпохальное произведение.
В результате получилась одна из великих симфоний 20-го века, в которой композитор подвел итог эпохе сталинизма и, как считается, создал своеобразный музыкальный портрет Сталина.

Пётр Ильич Чайковский.  Симфония № 6
Последняя работа Чайковского является шедевром эмоциональной тоски.
Кажется, еще никогда в музыке не были выражены с таким несравненным талантом и красотой такие глубокие сцены душевной жизни, отчаяния и безысходности.

Иоганнес Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
В истории музыки концертов для скрипки и виолончели создано не так уж много и ярчайший среди них — Двойной концерт Брамса, вобравший в себя лучшие черты его симфонических и камерных сочинений. Концерт полон красивейших мелодий и при всей внешней сдержанности необыкновенно эмоционален.

Антонио Вивальди. «Времена года»
Одно из самых популярных произведений классической музыки, известное практически всем. Четыре времени года — четыре скрипичных концерта, каждый из которых лучше другого.

Жорж Бизе. «Кармен»
Увертюра, хабанера, куплеты Тореадора, сегидилья, «Цыганский танец» — шлягеры в этом произведении следуют с такой частотой , какой не может похвастаться больше ни одна из великих опер. Можно лишь позавидовать тому, кто их еще не слышал. 

Рихард Штраус «Дон-Жуан»
Эта симфоническая поэма — один из величайших шедевров всей творческой биографии композитора. Из-под пера Штрауса рождается поразительной яркости характеристика — портрет Дон-Жуана. Четыре валторны в унисон интонируют тему на фоне взволнованно тремолирующих скрипок, и она звучит как дерзкий и пленительный вызов.

Джузеппе Верди. «Травиата»
«Дон Жуан», «Кармен» и «Травиата» — один из вариантов тройки лучших в мире опер. Обаянию «Травиаты» невозможно противиться, даже если вы равнодушны к итальянской опере: столь восхитительна музыка. Знаменитая история любви, которая рождается и умирает на наших глазах. 

Густав Холст Сюита «Планеты» (The Planets)
Монументальное музыкальное произведение, посвященное планетам солнечной системы и одноимённым богам.
Сюита описывает семь планет, Землю композитор пропустил, а Плутон — тогда ещё не открыли, а теперь это уже и не планета.

 

 

 

ВИДЕОКАНАЛЫ


Halidonmusic

www.youtube.com/channel

HalidonMusic является официальным каналом YouTube итальянского звукозаписывающего лейбла Halidon. Музыкальный каталог канала варьируется от классической и инструментальной до джазовой, эстрадной мировой музыки. 

The Best of Classical Music

www.youtube.com/playlist  

 

ВИДЕО


Классическая музыка — мировые хиты / Classical music. Шедевры классической музыки

youtu.be

Сборник популярной классической музыки -1,5 часа.

20 шедевров великих композиторов

www.youtube.com

Великие композиторы и гении классической музыки: Шопен, Моцарт, Шуберт, Мусоргский, Бах, Чайковский, Вивальди, Бетховен, Дебюсси и другие 

 

МУЗЫКА


50 шедевров классики на Яндекс.Музыка

music.yandex.kz

 

Самые известные русские композиторы, которые знамениты во всем мире

Мировую классическую музыку нельзя представить без произведений композиторов из России.

Эта страна с ее культурой и талантами всегда являлась одним из главных «двигателей» искусства и развития.

Композиторы из России объединили народную музыку с зарубежным искусством. Им удалось скомбинировать русский дух и европейскую форму.

В данной статье представлен перечень самых известных композиторов из России, которые внесли наибольший вклад в мировое культурное развитие.

10. Александр Скрябин


Александр Скрябин – очень значимый музыкант в мировой культуре, русский пианист и популярный композитор. Появился на свет в 1872 году, ушел из жизни в 1915 году.

Его творчество отличалось глубокой поэтичностью и самобытностью. Оно считалось новаторским даже для начала XX века.

Период с 1903 по 1908 годы стал самым плодотворными в жизни композитора. Именно тогда были созданы «Сатаническая», «Трагическая» фортепианные поэмы, «Поэма экстаза», Третья симфония и многие другие его произведения.

«Прометей» – еще один шедевр композитора. Именно в этом творении он отступил от общепринятой тональной системы.

Гармонический язык Скрябина оказался полностью обновленным. Творчество композитора очень сильно повлияло на симфоническую и фортепьянную музыку XX века.

9. Микаэл Таривердиев


Микаэл Таривердиев появился на свет в 1931 году и ушел из жизни в 1996 году. Это народный артист РСФСР, российский и советский композитор.

Таривердиев создавал концерты, симфонию, камерные вокальные циклы, оперы, балеты, романсы. Этот композитор писал музыку к ряду спектаклей и большому количеству кинофильмов («Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многим другим).

Родина Таривердиева – Тбилиси. Происхождение Сато Акоповой, матери композитора, было благородным, но в годы Гражданской войны она начала увлекаться идеями большевиков. Ее супругом стал красный командир конного полка.

Микаэл стал единственным сыном Сато. Желая дать ему лучшее образование, она отвела его в музыкальную школу. Потом Микаэл попал в музыкальное училище.

Музыкант еще в юности написал два одноактных балета. Потом Таривердиев переехал в Москву и поступил в институт Гнесиных. Там круг его интересов определился окончательно: музыка к кинокартинам, камерные вокальные и оперные произведения.

8. Исаак Дунаевский


Советский дирижер и композитор Исаак Дунаевский появился на свет в 1900 году и ушел из жизни в 1955 году.

Народный артист РСФСР, создатель известных советских песен, музыки к кинокартинам, 4 балетов и 11 оперетт.

Будущий композитор появился на свет в еврейской семье. Его музыкальный талант проявился с ранних лет: мальчик поражал чистотой голоса, легко воспроизводил сложные мелодии.

Дунаевский учился в музыкальной школе, но его основной специальностью стала юридическая. Однако потом молодой человек все же выбрал музыку.

Он работал в оркестре харьковского драмтеатра, а потом написал музыку для одной из постановок. Через некоторое время Дунаевский переехал в Москву, и там его талант раскрылся в полной мере.

7. Игорь Стравинский

Игорь Стравинский – композитор из России, являлся гражданином США и Франции. Появился на свет в 1882 году, ушел из жизни в 1971 году.

В его музыке сочетается большое количество стилей. В самом начале творческого пути Стравинский создавал произведения, которые несли яркий отпечаток русской культуры.

На позднее творчество композитора оказывали влияние Новая венская школа, неоклассицизм.
Стравинский появился на свет недалеко от Санкт-Петербурга. В университете он учился на юриста, музыку изучал сам.

Композитор подчинял мелодии своим правилам. Он свободно соединял стили, формы и жанры, поэтому его творчество всегда с трудом поддавалось классификации.

6. Сергей Рахманинов


Сергей Рахманинов создал собственный стиль, отличавшийся неповторимостью и уникальностью. Он объединил традиции Петербургской и Московской композиторских школ. Композитор появился на свет в 1873 году и умер в 1943 году.

Этот гениальный музыкант и потомственный русский дворянин стал символизировать русскую музыку во всем мире. Когда композитор оканчивал Московскую консерваторию, экзамен у него принимал Чайковский.

За одноактную оперу, созданную в качестве дипломной работы, он поставил юному Рахманинову пятерку с несколькими плюсами. Потом эта опера была рекомендована к постановке в Большом театре.

Московская публика очень быстро полюбила начинающего композитора. Потом Рахманинова настиг внутренний и творческий кризис, но он смог его преодолеть и снова завоевал статус известного российского музыканта.

Композитор много дирижировал, писал, давал концерты в Канаде, Америке и европейских странах. После революции 1917 года Рахманинов уехал из России вместе с семьей.

5. Дмитрий Шостакович


Дмитрий Шостакович – советский пианист, композитор, преподаватель, профессор. Он появился на свет в 1906 году и ушел из жизни в 1975 году.

Шостакович с 13 лет обучался в Петроградской консерватории. Его дипломной работой стала Первая симфония, которую слушатели восприняли очень хорошо. Потом это произведение стало известным за пределами Советского Союза.

Шостакович создал большое количество музыкальных произведений, среди которых симфонии, балеты, оперы, концерты, квартеты, музыка для театров и фильмов.

Его творения выражали летопись тяжелых событий XX века и внутреннюю драму человека.

4. Николай Римский-Корсаков


Николай Римский-Корсаков появился на свет в 1844 году и ушел из жизни в 1908 году. Это русский музыкант, общественный деятель, преподаватель, музыкальный критик, дирижер.

Этот композитор создавал симфонии, оперы, духовную, вокальную музыку, кантаты, инструментальные концерты.

Римский-Корсаков появился на свет в старинной дворянской семье. Он работал во флоте, плавал в Южную и Северную Америку, однако его не оставляла тяга к музыкальной сфере.

Когда Римский-Корсаков вернулся в Россию, он занялся созданием музыкальных произведений и завоевал репутацию композитора.

3. Петр Чайковский


Композитор Петр Чайковский появился на свет в 1840 году и ушел из жизни в 1893 году. Он был также музыкальным критиком, преподавателем, дирижером.

В творчестве этого великого русского композитора соединено большое количество жанров. Можно сказать, что он был психологом, потому что с помощью творчества анализировал противоречивые и сложные явления жизни.

Чайковский много путешествовал, работал как гастролирующий дирижер в Европе и России.

2. Модест Мусоргский


Модест Мусоргский создавал произведения в разных жанрах: хоры, оркестровые пьесы, песни, романсы, оперы. Этот русский композитор появился на свет в 1839 году и ушел из жизни в 1881 году.

Русские национальные черты нашли в его творчестве очень яркое и оригинальное выражение. Последние годы жизни Мусоргского были омрачены пристрастием к алкоголю и «нервной лихорадкой».

1. Михаил Глинка


Творчество этого знаменитого композитора очень сильно повлияло на многих известных музыкантов: например, на Чайковского, Римского-Корсакова, Мусорского. Михаил Глинка родился в 1804 году и умер в 1857 году.

Его музыкальные произведения подтверждали могучий подъем национальной культуры. Этот композитор уделял большое внимание фольклору, в своих операх он открыл мир народной сказки, былинного эпоса.

Глинка активно путешествовал, жил в нескольких европейских странах.

Музыка в русской литературе

Евгений Онегин был поклонником балерины Авдотьи Истоминой, Илья Обломов питал слабость к бельканто, а на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите» оркестром дирижировал сам Иоганн Штраус. На вкусы литературных героев повлияли вкусы самих авторов — собирателей фольклора, знатоков оперы и любителей балета. Портал «Культура.РФ» рассказывает о музыкальных предпочтениях великих писателей.

Пушкин: Моцарт и русский фольклор

Иван Айвазовский, Илья Репин. Пушкин на берегу Черного моря (фрагмент). 1887. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Александр Пушкин начал увлекаться музыкой еще в лицее. Друг поэта Алексей Илличевский писал: «Песня и музыка — почти единственное удовольствие в жизни лицеистов». Там проводили музыкальные вечера, а лицеисты часто собирались, чтобы попеть «национальные песни»: импровизации на известные в то время мелодии. Позже Пушкин лично познакомился с композиторами-современниками, в том числе с Алексеем Верстовским, Александром Алябьевым и Михаилом Виельгорским.

Впоследствии Пушкин нередко упоминал в своих произведениях музыку. В отрывках из путешествия Онегина он назвал «упоительного Россини» — самого модного композитора эпохи. В том же «Евгении Онегине» соседка Ленского Дуня поет арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» Фердинанда Кауэра. А говоря о русском переводе письма Татьяны, автор сравнил его с «разыгранным Фрейшицем перстами робких учениц». Речь идет об опере Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» — по-немецки «Der Freischütz».

Пьеса «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» — центральное произведение Александра Пушкина о музыке и музыкантах. Поэт упоминает в ней плеяду композиторов XVIII столетия — Глюка, Пиччини, Гайдна. Реальные музыкальные произведения в трагедии — Реквием Моцарта, его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро». А вот «безделицу», о которой Моцарт рассказывает Сальери, Пушкин, скорее всего, придумал сам.

Интересовался поэт и народной музыкой: во время ссылки в селе Михайловском и в поездке по Оренбуржью он записал 60 народных песен. Некоторые из них он потом включил в свои произведения. Например, в драме «Русалка» хор исполняет подлинную свадебную песню «Сватушка». В трагедии «Борис Годунов» монах-бродяга Варлаам, по ремарке Пушкина, поет «Как во городе было во Казани». В 1869 году, работая над оперой «Борис Годунов», Модест Мусоргский разыскивал эту песню и нашел текст о взятии Иваном Грозным Казани, который в переработанном виде и включил в оперу. Однако советский литературовед Григорий Винокур установил, что Пушкин имел в виду другую песню, рассказывающую о монахе.

Гончаров: Шуберт и Беллини

Николай Ярошенко. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1888. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Республика Крым

Писатель Иван Гончаров страстно любил оперу. «Фреццолини принята хорошо, — сообщал он в письме о дебюте итальянской певицы, — но не с безумием, как у нас водится — и слава Богу!» В 1864 году в журнале «Голос» вышла заметка Гончарова о Полине Виардо, написанная по просьбе близкого друга певицы Ивана Тургенева.

Часто характер своих героев Гончаров раскрывал через их музыкальные предпочтения. Например, Марфинька из романа «Обрыв» пела романс Александра Варламова «Ненаглядный ты мой, как люблю я тебя» и арию Розины «Una voce poco fa» из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини: «…поет она звонко, чисто, и никакого звука любви не слышно в этом голосе… потом слышно, как она беспечно прервала пение и тем же тоном, каким пела, приказывает из окна Матрене собрать с гряд салату…»

Андрей Штольц из романа «Обломов» был любитель виртуозных пьес французского композитора Анри Герца, а Илья Обломов, как и сам автор, предпочитал вокальную музыку. Прекрасно пела героиня того же романа Ольга Ильинская. Среди ее любимых композиторов Франц Шуберт — автор камерных произведений. Этим Ольга отличалась от барышень, исполняющих лишь салонные романсы. И Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма». Каватина Нормы «Casta diva» лейтмотивом проходит через весь роман. Гончаров обращался к этой арии и до «Обломова», описывая пейзаж во «Фрегате «Паллада»: «Взошел молодой месяц и осветил лес… …Лес кажется совсем фантастическим. Это природная декорация «Нормы». Пней множество, настоящий храм друидов: я только хотел запеть «Casta diva», как меня пригласили в совет, как поступить».

Островский: Чайковский и городской романс

Василий Перов. Портрет Александра Островского (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Островский дружил с молодым Петром Чайковским и по его просьбе переделал свою комедию «Воевода» в оперное либретто. Позднее Чайковский написал музыку для пьесы «Снегурочка», правда, эта постановка не стала популярной у публики. Спустя семь лет после премьеры сказкой заинтересовался Николай Римский-Корсаков, автор многих сказочных опер. Завершая работу над произведением, композитор сказал: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». 10 февраля 1882 года на сцене Мариинского театра прошла премьера — зрители были в восторге.

Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.

В свою «весеннюю сказку» Островский включил подлинные тексты народных песен. Именно «популярную музыку» — фольклор и романсы — он чаще всего использовал для создания особого настроения в своих произведениях. Главная певица в ряду героинь Островского — Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Согласно авторским ремаркам эта девушка на выданье поет романс Александра Гурилева «Матушка, голубушка» о первой влюбленности. В пьесе также звучит романс Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Разуверение» («Не искушай меня без нужды»): «Уж я не верю увереньям, / Уж я не верую в любовь». А погибает героиня под звуки цыганского хора.

Похожим образом музыка создает эмоциональный фон в пьесе «Гроза». Начинается драма народной песней «Среди долины ровныя». А в последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи Михаила Ломоносова. Обе песни поет часовщик-самоучка Кулигин.

Достоевский: Глинка и Штраус

Илья Глазунов. Ночь. Триптих «Легенда о Великом инквизиторе». Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1986. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Федор Достоевский был поклонником оперы и балета. В повести «Белые ночи» он упоминает балетную сцену из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо возлюбленному, перекликается со сценой из оперы Россини «Севильский цирюльник» — персонажи Достоевского распевают:

— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.
— Письмо… — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо… но…

— R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я.
— Rosina! — запели мы оба.

В 1840-е годы партию Розины пела знаменитая Полина Виардо. По отзывам современников, особенно искрометной в ее исполнении была как раз сцена с запиской.

Герой неоконченного романа «Неточка Незванова» — скрипач Ефимов, прототипом которого стал превратившийся к тому времени в мифическую фигуру скрипач-виртуоз Николо Паганини. Другой персонаж этого романа — любитель танцев Карл Федорович Мейер, «бесталанный фигурант, тщетно мечтающий попасть в балетную труппу».

Оказавшись на каторге в Сибири, Достоевский записывал фольклор заключенных. Многое из этого вошло в «Записки из мертвого дома». Рассказывая в «Записках», как тюремный оркестр исполнял народную Камаринскую, Достоевский восклицал: «Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее у нас в остроге». Писатель и композитор были лично знакомы, а «Руслан и Людмила» Глинки была любимой оперой Достоевского.

В XIX веке петербуржцы часто отдыхали в Павловске, где проводились летние концерты для отдыхающих. В 1856–1866 годах бессменным дирижером павловских концертов был Иоганн Штраус. В повести «Дядюшкин сон» Достоевский упоминает «упоительные звуки Штрауса»:

Вообразите же, что вы встречаетесь с ней потом, чрез несколько времени, в высшем обществе… Она танцует. Около вас льются упоительные звуки Штрауса, сыплется остроумие высшего общества, — а вы один, бледный и убитый вашею страстию!

Толстой: Шопен и Бетховен

Михаил Нестеров. Портрет Льва Толстого (фрагмент). 1918. Сумский художественный музей им. Никанора Онацкого, Сумы, Украина

В доме Льва Толстого часто собирались профессиональные музыканты, звучали произведения Бетховена, Гайдна, Моцарта, Глюка, Глинки. Особенно Лев Николаевич любил Шопена, он говорил: «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии».

Однажды директор Московской консерватории Николай Рубинштейн устроил для писателя музыкальный вечер. «Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал присутствовавший на концерте Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, залился слезами». Чайковский включил в Первый квартет народную мелодию «Сидел Ваня на диване». Толстой чрезвычайно ценил фольклор, а после того концерта подарил Чайковскому сборник народных песен.

Толстой немало внимания уделял музыке в своих произведениях, через нее он раскрывал характер персонажей. Одна из сцен с участием Наташи Ростовой в «Войне и мире» — русская пляска:

Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить?

Писатель философски смотрел на музыку. В повести «Крейцерова соната», которая открывала изнанку несчастного брака, герой восклицал: «Вообще, страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?»

Название для произведения подсказал Николай Рубинштейн. Толстой однажды спросил его, какое произведение для скрипки и фортепиано тот считает самым значительным. Рубинштейн назвал «Крейцерову сонату» Бетховена. И вот герой Толстого слушает ее: «Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне… тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки».

Чехов: домашний хор и Чайковский

Петр Нилус. Портрет Антона Чехова (фрагмент). 1902. Государственный литературный музей, Москва

Детство Антона Чехова прошло в Таганроге, где больше половины жителей были иностранцы — греки, итальянцы, англичане и немцы. Они устраивали концерты европейских исполнителей, в домах звучала музыка из «Травиаты» и «Трубадура» — известных опер Верди. Чеховы на досуге тоже музицировали, отец Павел Чехов даже организовал семейный хор. Михаил Чехов вспоминал: «Петь и играть на скрипке, и непременно по нотам, с соблюдением всех адажио и модерато, было его призванием. Для удовлетворения этой страсти он составлял хоры из нас, своих детей, и из посторонних, выступал и дома, и публично».

В 1888 году Антон Чехов познакомился с Петром Чайковским и посвятил ему сборник «Хмурые люди». Писатель и композитор планировали создать оперу «Бэла» по мотивам произведения Лермонтова, но в 1890 году Чехов уехал на Сахалин, а в 1893-м не стало Чайковского.

Опера Чайковского «Евгений Онегин» фигурирует в рассказе «После театра». Ариозо Ленского «Что день грядущий мне готовит» Чехов ввел в «Рассказ неизвестного человека» как лейтмотив, чтобы подчеркнуть непредсказуемость жизни главного героя — подпольного революционера.

Романс Чайковского на стихи Якова Полонского «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь») исполняет Маша — героиня повести «Моя жизнь»: «Вот она кончила, ей аплодировали, она улыбалась очень довольная, играя глазами, перелистывая ноты, поправляя платье, точно птица, которая вырвалась наконец из клетки, и на лице было нехорошее, задорное выражение, точно она хотела сделать всем нам вызов или крикнуть на нас, как на лошадей: «Эй, вы, милые!»

На страницах чеховских произведений можно встретить упоминание мелодий и других композиторов — Глинки и Даргомыжского, Бородина и Шуберта, Гуно и Листа. Да и сами названия часто связаны с музыкой — «Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие», «Хористка», «Тапер».

Булгаков: Берлиоз и Гуно

Анна Остроумова-Лебедева. Портрет Михаила Булгакова (фрагмент). 1923. Музей Михаила Булгакова, Москва

Михаил Булгаков приобщился к музыке в раннем детстве благодаря матери Варваре Покровской. В молодости он был завсегдатаем оперных театров. По сохранившимся в личном архиве писателя театральным билетам известно, что свою любимую оперу — «Фауста» Шарля Гуно — он слушал как минимум 41 раз. Эта опера фигурирует в тексте «Мастера и Маргариты». Цитата из «Фауста» Гете стоит эпиграфом к булгаковскому роману, оттуда же взято имя главной героини.

Многие имена в романе связаны с музыкальной сферой. У Коровьева прозвище — Фагот (язычковый духовой инструмент), директора варьете — Римского — ассоциируют с композитором Николаем Римским-Корсаковым, а фамилия профессора медицины — Стравинский. Михаила Берлиоза Булгаков напрямую связывал с композитором Гектором Берлиозом. Одно из сочинений последнего — «драматическая легенда» «Осуждение Фауста».

В опере Шарля Гуно Валентин прощается с сестрой перед уходом на войну и исполняет каватину «Dieu clement, o Dieu d’amour!» («Бог всесильный, бог любви!»). Появляется этот эпизод в «Белой гвардии», когда брат Елены Турбиной-Тальберг уходит на фронт:

Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет:

Я за сестру Тебя молю,
Сжалься, о, сжалься Ты над ней!

Опера «Фауст» стала судьбоносной для героя «Театрального романа» писателя Максудова: ее он услышал в момент, когда хотел покончить с собой: «Батюшки! «Фауст»! — подумал я. — Ну, уж это, действительно, вовремя. Однако подожду выхода Мефистофеля. В последний раз. Больше никогда не услышу». Со звуков «Фауста» начинается и первая пьеса Максудова.

Автор: Екатерина Гудкова

Великие композиторы-классики: список лучших. Русские композиторы-классики

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения – неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

композиторы классики

Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII — начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

великие композиторы классики

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения — начало 14 — последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко — пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм — период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм — направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия — современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс – длительный период развития всех направлений культуры. Композиторы эпохи Возрождения — Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко — в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения великие композиторы-классики Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. Произведения Моцарта и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения – это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия — характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы–классики

русские композиторы классики

Чайковский П.И. — русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. — произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые — драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

композиторы классики

Мусоргский М.П., о котором можно сказать — это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» — народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер – восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. — известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.

композиторы классики список

Римский-Корсаков Н.А. — талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

итальянские композиторы классики

Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

венские классики композиторы

Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди — выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Аида».

Никколо Паганини — родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини — творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения — «Севильский цирюльник», «Отелло», «Золушка», «Сорока-воровка», «Семирамида».

Антонио Вивальди — один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим инструментальным концертам. Наиболее известная работа — 4 скрипичных концерта «Времена года». Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» — симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» — это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

композиторы классики детям

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *