Музыка для него не только профессиональная деятельность но и: Простой для творчества: кризисы Сенчина и песни неандертальцев | Статьи

Простой для творчества: кризисы Сенчина и песни неандертальцев | Статьи

Микеланджело Антониони ссорится с советскими чиновниками, неандертальцы живут как в мюзикле, а Роман Сенчин рассказывает об интимных отношениях с супругой. Выдумка и реальность в книгах нашей январской подборки причудливо переплетаются, а субъективное и объективное становятся единым целым. «Известия» рекомендуют погрузиться в запутанные литературные миры.

«Русская зима»

Роман Сенчин

В новую книгу известного прозаика, лауреата главных литературных премий Романа Сенчина вошли две повести: «У моря» и «Русская зима». Их многое сближает, но еще больше — отличает. Общее — главные герои: одинокие, потерянные, уже не очень молодые, хотя и далеко не старые. И оба — работники пера. Сергеев в «У моря» — сценарист телесериалов, Серафима в «Русской зиме» — драматург. Впрочем, профессиональная деятельность здесь оказывается не более чем фоном для внутренней жизни персонажей.

Одинокий мужчина, снявший квартирку у моря в несезон, вовсе не фанат купания: он просто хочет сбежать куда-то от прошлого, устроить себе перезагрузку. Можно вспомнить роуд-муви Джима Джармуша «Более странно, чем в раю»: там два парня и девушка мечтали добраться до побережья, надеясь обрести там счастье, но смена декораций не помогла им найти смысл жизни. Сергеев, впрочем, на это уже и не надеется. Даже наоборот. Как только он понимает, что стал объектом интереса соседки и вот-вот завязнет в новых отношениях — снова снимается с места. Главная прелесть повести — в том, что здесь, в сущности, ничего не происходит, но от чтения не оторваться. Это история о несостоявшемся отпуске, несостоявшемся романе (даже двух), несостоявшемся новом старте. Будет ли такой же несостоявшейся вся жизнь Сергеева — читатель волен решить сам.

Фото: Издательство АСТ

Иное дело — «Русская зима». В кои-то веки у Сенчина произведение заканчивается на безусловно позитивной ноте. И в этом видится то ли концептуальный ход, то ли простая человеческая слабость.

Дело в том, что повесть насквозь автобиографична. Писатель Свечин в ней — сам автор, ну а за Серафимой Булатович скрывается, разумеется, Ярослава Пулинович, супруга Сенчина и действительно известный драматург. Он был женат, но несчастен, она — в странных «гостевых» отношениях. Встретились, полюбили, стали жить вместе. Он развелся с первой супругой, они поженились, хеппи-энд. Банальность фабулы не раздражает, ведь так всё и было. Но, как и в «У моря», главное здесь не в сюжете, а в деталях, атмосфере и неожиданном ракурсе. В центре повествования — Ярослава (ой, то есть Серафима), именно за ее переживаниями мы следим, ее глазами видим Сенчина-Свечина. Через призму ее эмоций воспринимаем, например, их секс. К слову, пикантных моментов тут хватает, но не ждите описаний в духе дамских романов. Подобно своему alter ego, Сенчин немногословен. «Весь день они провели в постели. Вставали, только чтобы поесть, покурить. Допили вчерашнюю водку — хватило по полторы стопочки, потом открыли «Абрау-Дюрсо», тысячу лет стоявшее в холодильнике».
Даже создавая нетипичную для себя картину любовной идиллии, создатель «Елтышевых» не изменяет себе. Легкая горечь жизни и бытовая приземленность чувствуется у него всегда.

В целом же — если «У моря» можно описать пушкинской фразой «А счастье было так возможно», то «Русской зиме» подошел бы иной эпиграф: «Счастье возможно».

«Юрий Пименов. Непридуманные истории»

Издание Музея русского импрессионизма вышло аккурат после окончания громкой выставки Юрия Пименова в Третьяковской галерее, и можно было бы посетовать, что книга запоздала. Но, с другой стороны, для тех, кто успел посетить экспозицию, это хороший способ продолжить знакомство с прекрасным художником. А главное — его творчество, конечно, не потеряет актуальности и позже. Ведь Пименов мало того что классик, так еще и один из самых любимых публикой художников XX века, близкий сердцам не только искусствоведов, но и обычных зрителей. Девушка за рулем кабриолета, проезжающего по Москве после дождя, молодожены, празднующие свадьбу на фоне стройки новых домов, влюбленные новоселы… Сюжеты Пименова светлы, романтичны и полны обаятельной недосказанности, заставляющей самостоятельно достраивать сюжеты.

Фото: Предоставлено Музеем русского импрессионизма

Книга же выводит из тени картин самого автора — человека удивительно обаятельного, активного и в чем-то похожего на своих героев, влюбленных в жизнь. О Юрии Ивановиче здесь рассказывает его дочь (ее мемуары составляют основную часть книги), театральный режиссер Мария Кнебель и сам живописец — приводится его лаконичная автобиография 1951 года.

В книге есть и другие материалы — например, прекрасное письмо Ираклия Андроникова: легендарный конферансье и телеведущий написал Пименову развернутый отзыв на его трилогию с девушкой за рулем автомобиля. Первые две картины Андроников хвалит, третью — ругает, но критика эта столь деликатна и изысканна, что на самом деле становится гимном Пименову и разъясняет его творческий метод.

Добавим, что примерно половину всего издания занимают качественно напечатанные репродукции произведений — как известных по недавней выставке, так и тех, которые экспонируются куда реже. Особенно ценны рисунки: в отличие от живописи, их мало где увидишь.

«Чао, Тонино! Тонино Гуэрра в воспоминаниях российских коллег и друзей»

Составитель: Андрей Хржановский

Тонино Гуэрра — поэт, писатель, драматург, работавший с Феллини, Антониони, Тарковским. Его имя навсегда вписано как минимум в историю кино. Но запомнился великий итальянец отнюдь не только фильмами или книгами. «Среди всех великих талантов Тонино я хотел бы отметить один, который познали на себе многие в этом зале, и не только здесь, но и за его пределами. Тонино — великий друг», — так говорил на памятном вечере Андрей Хржановский, режиссер-мультипликатор и составитель этого сборника воспоминаний. И именно этому таланту дружбы — вольно или нет — он и посвятил свою книгу.

Фото: labirint.ru

Русский круг общения Гуэрры впечатляет: хотя бы пару слов о нем говорят не только соавторы, например Тарковский (перепечатано старое предисловие режиссера), но, например, Александр Сокуров или Рустам Хамдамов — легендарный художник и режиссер, который вообще-то сторонится любой публичности. Есть небольшой рассказ покойной главы ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирины Антоновой, записанный самим Хржановским. А еще — тексты Георгия Данелии, Сергея Соловьева, Анатолия Васильева, нейрохирурга Александра Коновалова и многих-многих других. Всего в оглавлении собралось почти 60 друзей.

И делятся они именно дружескими воспоминаниями. В фокусе не столько вопросы искусства, сколько нюансы взаимоотношений с небожителем, который спустился с небес и оказался живым, очень теплым человеком. Тонино смешно говорит по-русски, Тонино шутит, Тонино рассказывает. Среди сквозных сюжетов сборника — знакомство Тонино с русской женой, будущей Лорой Гуэрра, неснятый советский фильм Антониони, а также Тарковский, Параджанов и русская душа великих итальянцев.

«Почему вам это нравится? Наука и культура музыкального вкуса»

Нолан Гассер

Поверять гармонию алгеброй — дело, как известно, гиблое, но всегда занимательное. Композитор и музыковед Нолан Гассер и вовсе решил проанализировать с помощью науки такую эфемерную субстанцию, как музыкальный вкус. «Нравится песня, и всё тут» — для него не конец разговора. Напротив, приглашение к дискуссии. В 2000-х Гассер стал руководителем проекта «Музыкальный геном» — исследовательской программы по выявлению ДНК каждого жанра и направления, набора устойчивых характеристик, без которых та или иная музыка перестает быть собой. И вышедшая на русском книга — 700-страничный итог многолетней работы, пересказанной для широкой аудитории простым языком и в максимально доходчивой форме.

Фото: Предоставлено Издательской Группой «Азбука-Аттикус»

Почти половина книги — это экскурс в теорию музыки для чайников: что такое мелодия, ритм, гармония и далее по списку. С расшифровкой терминов и примерами от Генделя до Muse, от Гершвина до саундтрека «Звездных войн». Далее идет практика: разбор семи генотипов (от поп-музыки до этники и классики) с музыковедческим анализом наиболее показательных хитов: здесь к героям книги присоединяются Кэти Перри, Кендрик Ламар, Брайан Ино и многие другие музыканты.

Наконец, ровное повествование прерывают «Интерлюдии» — сопутствующие научные сюжеты в диапазоне от антропологии (чего стоит одна теория о «поющих неандертальцев» — есть исследователи, которые полагают, что наши предки сначала запели, а потом только заговорили) до архитектуры и клеточной биологии (!).

Такую книгу приятно читать долго, не подряд, возвращаясь к сложным местам. Как итог — музыкальный объект обожаний приобретает длинный и вполне конкретный, аргументированный список достоинств.

«Святой папочка»

Патриция Локвуд

Сегодня не все писатели начинают по старинке — с рассказов, стихов, повестей. На дворе как-никак XXI век, эпоха интернета и новых возможностей. Вот Патриция Локвуд — пример крайне успешного литератора, которая приобрела первую популярность благодаря… остроумным и едким твитам. Став одной из первых звезд самой лаконичной социальной сети, Локвуд лишь потом пришла к бумаге — издала сборник стихов, а затем прозу, и то не в обычном жанре. «Святой папочка» — не то чтобы классический роман, но и не традиционные мемуары, а нечто среднее, яркий образец очень популярного жанра автофикшн. Книга вышла пять лет назад, собрала очень теплую критику, завоевала несколько наград и вошла в многочисленные рейтинги и топ-листы.

Фото: Предоставлено издательством «Лайвбук»

Завязка проста: по финансовым обстоятельствам Патриция вместе с мужем вынуждена вернуться в родительский дом, где ее затягивает поток детских воспоминаний. А детство у писательницы было, мягко говоря, неординарным, ведь ее отец в уже сознательном возрасте пришел к Богу, стал сначала лютеранским, а позднее (семейным человеком!) и католическим священником, которые вообще-то принимают обет безбрачия. Вместе с семьей папа сохранил и многие увлечения, весьма эксцентричные для духовного лица — любовь к рок-музыке, например. Естественно, права на экранизацию «Святого папочки» уже выкупил Голливуд, но режиссеру откровенно не позавидуешь: как часто бывает с хорошей литературой, самое интересное здесь не «что», а «как» — смешно, безумно, горько.

Профессиональность мировоззрения как форма психосоциальной адаптации

Библиографическое описание:

Кауров, А. С. Профессиональность мировоззрения как форма психосоциальной адаптации / А. С. Кауров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 5 (5). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/5/360/ (дата обращения: 05.01.2023).

Термин профессиональность мировоззрения отражает связь профессии с формированием взглядов человека на бытие, оценку перспектив жизненного пути, отношение к культурным, духовным, интеллектуальным ценностям. Его обоснование связано с существующим уже  термином «профессиональное мировоззрение», который, однако, по мнению автора, утратил свою четкость, при его употреблении не возникает ясного понятия, которое он призван обозначить. 

Сегодня, говоря о профессиональном мировоззрении, его часто отождествляют с профессиональным самосознанием, субъективной картиной профессиональной деятельности и даже индивидуальным стилем деятельности. Также, исследователи склонны указывать, «что профессиональное мировоззрение отражает ту часть мировоззрения человека, которая связана с его профессиональной деятельностью» [12,с. 55].

В отличие от профессиональности мировоззрения профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) главным образом осмысливается как осознание человеком своей профессии, познание, самооценка профессиональных качеств [2;10].

Например, Е. А. Климов [5, с. 81] в структуре профессионального самосознания выделяет:

— сознание своей принадлежности к определенной профессии;

— знание, мнение о степени своего соответствия профессии;

— знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

— знание о своих сильных и слабых сторонах;

— представление о себе и своей работе в будущем.

 Субъективная картина профессиональной деятельности «является важнейшей составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта»; она «определяет направленность профессиональной деятельности» … в ней проявляется «своеобразие видения человеком своей профессии», «уровень постановки профессиональных задач»[4,с. 173] .

Профессиональность  мировоззрения связана с «профессиональным видением мира, центральнообразующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе» [13, с. 72].

Профессиональность мировоззрения будет отличаться следующими признаками.

Во-первых, его базовыми структурами – ценностями и идеалами – выступят те ценности и идеалы, которые поддерживаются определенной профессией (см. выше). Данные ценности глубоко осмысливаются профессионалом; они не представлены в его сознании «сами по себе», в отрыве от общей картины социального взаимодействия (что характерно для профессиональной деформации личности) и исторического развития конкретного общества, человечества в целом (что показывает низкий общий уровень развития человека и профессионала в целом). Напротив, профессионал видит тот «вклад» (по образному выражению А. В. Петровского, см. выше), который он делает в другие личности и, через них, в общественное развитие. В этом отличие профессионализма от профессиональной деформации, в случае   которой человек не видит подлинного положения ценностей профессии в системе общественных отношений — например, как Сальери в психологическом этюде Б. М. Теплова.

Б. М. Теплов, предложив использовать в качестве одного из психологических методов  анализ художественной литературы, анализировал трагедию А. Сальери, заключив, что «музыка для него не окно, через которое открывается вид на весь мир, а стена, все собой заслоняющая». Б. М. Теплов чрезвычайно тонко подметил суть развития подлинной личности в труде: трудовая деятельность становится для нее не затмевающей весь остальной мир, не сверхценной идеей (Сальери), но  способом познания бытия, посредством которого человек реализует себя. Отсюда – широта интересов, достаточная «легкость» отношения к собственному делу у истинного профессионала, происходящая от естественности профессиональных занятий для такого человека, перехода у него профессии в стиль жизнь, а также связанная с индивидуальным пониманием профессии как одного из возможных видов самореализации. (Моцарт) [14,с.167]. Данную позицию, основанную на понимании профессии как формы реализации личностных потенций, разделяет сегодня большинство исследователей, изучающих вопросы профессионализации, развития личности в труде, например, Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Л. И. Иванова, Е. А. Климов, А. В. Серый и др.  

 Также, высокоразвитый профессионал умеет четко разделять то, что в профессии служит делу поддержания профессиональных ценностей (и, соответственно, общественному развитию), и то, что имеет какие-то иные цели – например, карьерные, цели личной выгоды и пр.  Обращаясь к изучению профессионального мировоззрения выдающихся людей, мы сможем глубже понять данный тезис. С. В. Рахманинов писал: «Пианист-виртуоз обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть своя миссия, и эта миссия – просвещение публики. … Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора» [11,с.238].

Не случайно В. А. Бодров одним из качеств подлинно развитого профессионала называет ответственность – особенности выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом» [1,c.156].

Развивая данный тезис, мы приходим к пониманию новой грани профессиональной ответственности. Глубокое понимание значимости профессиональных ценностей характеризует высокоразвитых профессионалов, выдающихся специалистов своего дела. Зачастую, в ситуации с гениальными и талантливыми людьми, данное понимание находится в оппозиции с общественным мнением. При этом профессионал, возможно, остается невостребованным, однако он не отказывается от своих убеждений. Психологически тонко данную дилемму удалось, на основе изучения документов, раскрыть Д. Вейсу в жизнеописании В. А. Моцарта. Ниже мы приводим отрывок письма барона де Грима (друга семьи Моцартов), адресованного отцу В. А. Моцарта после того, как композитору не удалось привлечь внимание парижской публики и получить должность капельмейстера в Париже (цитата сделана по роману Д. Вейса Возвышенное и земное»): «в стране, где столько посредственных и даже из рук вон плохих музыкантов умудрились сколотить огромные состояния, сын Ваш, опасаюсь, едва ли сможет прокормиться … обладай он вдвое меньшим талантом и вдвое большей практической сметкой, я был бы за него спокоен»[3,с.395].

Обращаясь к качественно иной сфере профессиональной деятельности, можно привести пример М. В. Ломоносова, который, будучи высокоразвитым профессионалом, всецело преданным делу науки, имея основой собственного мировоззрения познавательный интерес, никогда, однако не упускал из виду тех целей, которым служит данная ценность, бесспорно лежащая в основе научного познания, профессии ученого. Популяризация науки, внедрение ее достижений в практику, просвещение – не менее яркая сторона профессиональной деятельности М. В. Ломоносова, чем собственно научно-исследовательская работа. Особенно очевидным это становится в поздних трудах ученого – например, в работе «О сохранении и размножении российского народа» 1761 г. [6]/

Таким образом, профессиональные ценности, входя в структуру профессионального мировоззрения, осмысливаясь профессионалом, предопределяют и специфику его профессиональную деятельность и «образ бытия» (см. выше), которой данная деятельность, по сути, является.

Во-вторых, профессиональность мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, изначально подразумевает возможность определенного влияния на реальность с целью распространения, поддержания или создания профессиональных ценностей. Таким образом, можно сказать, что человек, обладающий профессиональным мировоззрением, обладает и определенной психологической устойчивостью, позволяющей ему противостоять негативным воздействиям среды, сохранять собственную тождественность. Основывается активное отношение к жизни на идеале трудолюбия, осознании процесса труда как важнейшего, естественного, доставляющего удовольствие. Можно сказать, что профессионал обладает установкой на труд как на средство самореализации. Причем мы можем наблюдать данные убеждения как у выдающихся деятелей в той или иной профессиональной сфере, так и у менее одаренных, но не менее профессионально развитых людей. Труд как идеал, представляющий собой средство самореализации, позволяет личности сохранять активность и продуктивность деятельности в сложных условиях, сохранять работоспособность в пожилом возрасте; также профессиональная деятельность таких людей зачастую заканчивается только в конце жизненного пути, вместе со смертью.

Можно привести здесь и примеры,  характеризующие высокоразвитого профессионала, не добившегося, однако, таких результатов в своей деятельности, которые можно было бы признать объективно масштабными. То есть, одаренность не оказывает влияния  на формирование профессиональности мировоззрения. Рассмотрим пример из воспоминаний выдающегося артиста цирка и кино Ю. В. Никулина: «во время представления за кулисами у занавеса стоит старый униформист. Этот человек, который, несмотря на толстые очки, почти ничего не видит, всю жизнь провел в цирке. В прошлом известный артист, выйдя на пенсию, он не смог жить без любимого искусства и начал работать в Москве в униформе. Во время представления, впуская и выпуская артистов на манеж, он может только открывать и закрывать занавес. Стоя весь спектакль в темном проходе,  намотав на руки веревки от занавеса, он весь на манеже. Когда играет оркестр, он в такт подпевает и слушает, что происходит в зале» [7,с.469-470].

Изучая деятельность профессионалов, обращаясь к историческим примерам, к литературным источникам, наблюдениям за учебной деятельностью (как одному из трех видов деятельности в системе игра, учеба, труд) студентов и школьников мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня деятельности. В этих исследованиях в качестве основного критерия мы выделяли наличие (уровень развития) профессиональности мировоззрения.

Первый уровень деятельности мы обозначили как социально обусловленный. В данном случае субъект деятельности исполняет определенные обязанности, либо полностью отчуждаясь от своей деятельности, ее результатов, ценностей, либо относясь к ним сугубо прагматически. Иллюстрировать данный тезис может исследование, проведенное А. Я. Морозовой [9,с.93-98] на базе одной из московских школ и подготовительного факультета вуза. «Из 228 школьников – пишет А. Я. Морозова — только 47 выделили в качестве мотивов обучения в школе и поступления в вуз собственно мотивы, связанные со сферой познавания (то есть, присвоения некоторой совокупности общественного знания) … Подавляющее большинство школьников  (181 человек из 228) в образовательном процессе в школе и при планируемом поступлении в вуз не руководствуется мотивами познавания, познавательным интересом. Примеры высказываний респондентов, соответствующих этой группе:  

11 класс: «Я пошла в школу по решению родителей. В институт я иду для получения квалификации и увеличения заработка (неквалифицированные работники ниже оплачиваются). Это единственная причина».

9 «Б»: Меня никто не спрашивал. А в институт я пойду, чтобы не работать дворником».

Среди абитуриентов ситуация была схожей. Самым точным определением социально обусловленной деятельности (в том числе профессионала) будет именно отсутствие  потребности в ней.

Следующий выделенный нами уровень деятельности – рефлексивный. Его основной характеристикой для трудовой деятельности (профессионального обучения) является попытка субъекта деятельности выявить базовые профессиональные ценности, соотнести их с собственной самостью. Как видно, на этом уровне начинает развиваться профессиональное сознание (см. выше) и профессиональное мировоззрение – человек имеет установку на труд как средство самореализации. На данном уровне деятельности начинается процесс принятия личностью профессиональных ценностей, в соответствии с ними начинает развиваться личностный потенциал и перестраивается весь уклад жизни человека. Постепенно духовные потребности (связанные в первую очередь с профессиональными ценностями) начинают выступать ведущим мотивом жизнедеятельности – на эмпирическом уровне в ряде жизненных ситуаций оказывается возможным сказать, что человек «предан своему делу». Вместе с тем, профессия осознается одновременно как социальная функция – источник существования, способ получения материальных благ. Характерны проявления надситуативной активности (в учебе, труде).

Высший уровень деятельности, собственно, уже был представлен нами выше, когда мы обращались к определению профессионального мировоззрения. Деятельность становится способом бытия. Процесс соотнесения себя с деятельностью оказывается пройденным, поэтому деятельность становится естественной, занимающей все большее место в бюджете времени. Профессиональная деятельность присутствует в сознании не как узкая социальная функция – вклад в систему общественного производства благ на основе вознаграждения. Собственно мотивы материального благополучия (порой, и престижа) не являются доминирующими – деятельность совершается исключительно ради нее самой. Доминируют духовные потребности, в дилемме выбора между самореализацией и материальным благополучием выбор делается в пользу первого. Можно сказать, что в данном случае жизненное, личностное, социальное и профессиональное самоопределение оказываются взаимосвязанными, взаимопроникающими [8,с.55].

                                                        Литература

1.       Бодров В. А. Психологическое исследование профессионализации личности. – М.: ИП АН СССР, 1991

2.      Брагина В. Д. Влияние представлений о выборе профессии на самоопределение молодежи. Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. – М., 1976

3.       Вейс Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1970

4.      Гаврилова Л. В. Субъективная картинная профессиональной деятельности// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Психология индивидуальности». – М.: МПГУ, 2007

5.      Климов Е. А. Психология профессионала. – М., Воронеж, 2003

6.      Ломоносов М. В. Избранная проза/ Сост., вступит. Статья и коммент. В. А. Дмитриева. – М., 1980

7.      Никулин Ю. В. Почти серьезно… — 2-е изд. – М., 1982

8.      Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1995

9.      Морозова А. Я. К вопросу преодоления образовательного кризиса в современной России: реалии социальной функции образования// Социально-психологические основы развития и управления человеческими ресурсами. — М.: МАГМУ, 2007

10.  Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971

11.  Рахманинов С. В. Литературное наследие. В 3-х т.: Т.3 Письма. – М., 1980

12.  Рыбин С. Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Дис… канд пед. наук. – М, 2001 

13.  Серый А. В. осмысленное отношение к профессии как условие развития профессионально важных качеств психологов-практиков//Вестник КГ У — №2 (22) – Кемерово.,2005

14.  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональное мировоззрение, профессиональность мировоззрения, уровень деятельности, ценность, высокоразвитый профессионал, профессиональное самосознание, профессия, средство самореализации, труд.

Передовая статья: Влияние музыки на развитие и благополучие человека

Музыка является одним из наиболее универсальных способов выражения и общения для человечества и присутствует в повседневной жизни людей всех возрастов и представителей всех культур по всему миру ( Мехр и др., 2019). Следовательно, кажется более уместным говорить о музыке (во множественном числе), а не в единственном числе (Goble, 2015). Кроме того, исследования антропологов, а также этномузыкологов показывают, что музыка была характеристикой человеческого состояния на протяжении тысячелетий (ср. Blacking, 19).76; Браун, 1999; Митен, 2005 г.; Диссанаяке, 2012 г.; Хайэм и др., 2012; Крест, 2016). Тем не менее, хотя потенциал музыкального поведения является характеристикой всех людей, его реализация определяется окружающей средой и опытом отдельных людей, часто внутри групп (North and Hargreaves, 2008; Welch and McPherson, 2018). Прослушивание музыки, пение, игра (неформально, формально), творчество (исследование, сочинение, импровизация), индивидуально или коллективно, являются обычными занятиями для подавляющего большинства людей. Музыка сама по себе представляет собой приятное занятие, но ее влияние выходит за рамки простого развлечения.

Эти виды деятельности не только позволяют выражать личные внутренние состояния и чувства, но также могут оказывать положительное влияние на тех, кто ими занимается. Растет объем эмпирических и экспериментальных исследований, касающихся более широких преимуществ музыкальной деятельности, а исследования в области наук, связанных с музыкой, предполагают, что существует множество измерений человеческой жизни, включая физическое, социальное, образовательное, психологическое (когнитивное и эмоциональное) — на что может положительно повлиять успешное занятие музыкой (Biasutti and Concina, 2013). Обучение в музыке и через нее может произойти формально (например, в рамках структурированных уроков в школе), а также в неформальных ситуациях, таких как дома с семьей и друзьями, часто непоследовательно и не обязательно преднамеренно, и где участие в изучение музыки является добровольным, а не обязательным, например, в условиях сообщества (см. Green, 2002; Folkestad, 2006; Saether, 2016; Welch and McPherson, 2018).

Такие преимущества проявляются на протяжении всей жизни, включая раннее детство (Gerry et al., 2012; Williams et al., 2015; Linnavalli et al., 2018), подростковый возраст (McFerran et al., 2018) и пожилой возраст ( Линдблад и де Бойсе, 2020 г.). В этих перспективах продолжительности жизни исследования вклада музыки в здоровье и благополучие свидетельствуют о физическом и психологическом воздействии (MacDonald et al., 2013; Fancourt and Finn, 2019).; ван ден Эльзен и др., 2019). О преимуществах также сообщается с точки зрения результатов обучения молодых людей (Guhn et al., 2019), а успешная музыкальная деятельность может усилить чувство социальной включенности человека (Welch et al., 2014) и социальную сплоченность (Elvers et al., 2017). ).

В этом специальном выпуске собрана 21 новая исследовательская статья, которые углубляют и развивают наше понимание способов и средств положительного влияния музыки на развитие и благополучие человека. Сборник основан на работах 88 исследователей из 17 разных стран мира, и каждая статья предлагает иллюстрацию того, как музыка может быть связана с другими важными аспектами человеческого функционирования. Кроме того, статьи коллективно иллюстрируют широкий спектр современных исследовательских подходов. Они свидетельствуют о том, что различные исследовательские цели, касающиеся более широких преимуществ музыки, требуют чувствительных и соответствующих методологий.

В отношении детского и подросткового возраста, например, Putkinen et al. продемонстрировать, как музыкальное обучение, вероятно, будет способствовать улучшению кодирования звука у детей в возрасте от 9 до 15 лет и, таким образом, будет связано с навыками чтения. Отдельное финское исследование Saarikallio et al. предоставляет доказательства того, как прослушивание музыки влияет на воспринимаемое подростками чувство свободы действий и эмоциональное благополучие, демонстрируя при этом, как это влияние особенно зависит от контекста и индивидуальности. Аспекты психического здоровья находятся в центре внимания австралийского исследования Stewart et al. молодых людей со склонностью к депрессии. В статье исследуется, как, несмотря на существующую литературу о положительном использовании музыки для регуляции настроения, прослушивание музыки может быть обоюдоострым и может фактически поддерживать или усиливать негативное настроение.

Португальское исследование Martins et al. смещает центр внимания с умственных на физические преимущества в своем исследовании того, как изучение музыки может способствовать развитию координации у детей. Они предоставляют эмпирические данные о том, как устойчивая 24-недельная программа музыкального образования на основе Орфа, которая включала игру на простых настроенных ударных инструментах, значительно улучшила ловкость рук и бимануальную координацию у участников 8-летних детей по сравнению с их активным контролем. (спорт) и пассивный контроль сверстников. Связанное исследование, проведенное Loui et al. в США дает представление о неврологическом воздействии постоянной практики игры на музыкальных инструментах. Восьмилетние дети, играющие на одном или нескольких музыкальных инструментах не менее 0,5 часа в неделю, имели более высокие оценки вербальных и интеллектуальных способностей, что коррелировало с более выраженными измеримыми связями между отдельными областями мозга, связанными как со слухо-моторной, так и со слуховой активностью. двухполушарная связь.

Младшие дети дошкольного возраста также могут получить пользу от музыкальных занятий, при этом сообщается о связи между неформальным музыкальным опытом дома и конкретными аспектами языкового развития. Исследование Politimou et al., проведенное под руководством Великобритании. обнаружили, что восприятие и воспроизведение ритма были лучшими предикторами фонологической осведомленности маленьких детей, в то время как восприятие мелодии было лучшим предиктором усвоения грамматики — новая ассоциация, ранее не наблюдавшаяся в исследованиях развития. В другом дошкольном исследовании Barrett et al. исследовал убеждения и ценности австралийских специалистов по дошкольному воспитанию и уходу в отношении ценности музыки в обучении маленьких детей. Несмотря на ограниченную формальную квалификацию и опыт личного обучения музыке, практикующие в целом, как правило, положительно относились к музыке, хотя это и было предвзятым отношением к музыке как к развлекательному и забавному занятию, с ограниченной поддержкой идеи о том, как музыка может использоваться для поддержки более широких аспекты обучения и развития детей.

Занятие музыкой для поддержания позитивного чувства личной свободы действий является неотъемлемой чертой нескольких статей в сборнике. Помимо упомянутого выше исследования группы Saarikallio, Moors et al. представляют собой новый пример того, как участие в коллективном битбоксе может улучшить жизнь пациентов с раком горла в Великобритании, перенесших ларингэктомию, как с точки зрения поддержки их голосовой реабилитации и ларингеальной фонации, так и с точки зрения чувства социальной включенности пациентов и эмоционального состояния. благополучие.

Одна из возможных причин этих положительных результатов рассматривается в австралийском исследовании Krause et al. Они применяют призму теории самоопределения для изучения музыкального участия и благополучия в большой группе от 17 до 85 лет. . Респонденты онлайн-анкеты указали на важность активного создания музыки в своей жизни для удовлетворения трех основных психологических потребностей, включая чувство компетентности, родственности и автономии.

Использование публичного исполнения в музыкальной терапии является предметом исследования, проведенного в США Vaudreuil et al. относительно социальной трансформации и реинтеграции военнослужащих США. Сообщается о двух примерах тематических исследований военнослужащих, которые проходили музыкальную терапию в рамках лечения посттравматического стрессового расстройства, черепно-мозговой травмы и других психологических проблем со здоровьем. Участники писали, учили и совершенствовали песни в течение нескольких сеансов музыкальной терапии, а также создавали вступления к песням, чтобы поделиться ими со зрителями. Последующие интервью дают положительные доказательства благотворного психологического воздействия этой программы музыкальной деятельности, ориентированной на аудиторию.

Соответственно, McFerran et al. в Австралии изучали, как музыка и травма освещаются в избранной литературе по музыкальной терапии за последние 10 лет. Критический интерпретационный синтез 36 связанных статей позволил команде определить четыре различных способа полезного использования музыки для поддержки тех, кто пережил травму. Эти подходы охватывают использование музыки для стабилизации (модулирование физиологических процессов) и увлечения (синхронизация музыки и движения), а также для выразительных и перформативных целей — формирования эмоционального и социального благополучия.

Терапевтический потенциал музыки также исследуется в подробном тематическом исследовании, проведенном Fachner et al. Их исследование сосредоточено на природе критических моментов во время сеанса управляемого воображения и музыки между музыкальным терапевтом и клиентом, и свидетельствует о том, как эти моменты относятся к основной неврологической функции в механике музыкальной терапии.

На другом конце возрастного диапазона, также связанном с терапией, австралийское исследование Brancatisano et al. сообщает о новом Music, Mind, and Movement 9Программа 0006 для людей старше 80 лет с деменцией легкой и средней степени тяжести. Участники, участвовавшие в программе, как правило, демонстрировали улучшение аспектов познания, особенно беглости речи и внимания. Точно так же Уилсон и Макдональд сообщают о 10-недельной групповой музыкальной программе для молодых шотландцев с трудностями в обучении. Данные исследования показывают, что участникам понравилась программа, и они, как правило, продолжали участие, а преимущества проявлялись в повышении социальной активности, взаимодействия и общения.

Роль технологий в облегчении доступа к музыке и поддержке чувства самостоятельности у пожилых людей находится в центре внимания крупного обзора литературы, проведенного Creech, в настоящее время базирующемся в Канаде. Хотя это относительно малоизученная область, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что пожилые люди, даже со сложными потребностями, способны взаимодействовать с технологиями и использовать их различными способами, которые поддерживают их музыкальное восприятие, обучение и участие, а также более широкое качество. жизни.

Связанное с особыми потребностями детей, общее поведение детей также может улучшиться с помощью музыки, как, например, в инновационной школьной интенсивной трехмесячной оркестровой программе в Италии для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Фазано и др. сообщают, что программа была особенно полезна для снижения гиперактивности, невнимательности и импульсивности, а также для усиления тормозного контроля. Эти преимущества согласуются с результатами исследований, касающихся успешного музыкального образования с конкретными случаями молодых людей с СДВГ, чье поведение характеризуется теми же разрушительными симптомами (гиперактивность, невнимательность и импульсивность).

О внемузыкальных льготах также сообщается в исследовании студентов колледжей (бакалавров и магистров) и музыкантов-любителей в рамках совместного швейцарско-британского исследования. Антонини Филипп и др. предполагают, что, хотя создание музыки может обеспечить некоторые защитные эффекты для здоровья, существует необходимость в повышении осведомленности о здоровье и пропаганде среди учащихся, занимающихся музыкой. По сравнению с музыкантами-любителями студенты музыкальных колледжей более негативно оценивали свое общее качество жизни, общее и физическое здоровье, а девушки — психологическое. Несколько парадоксально, но студенты колледжа, принимавшие участие в оцениваемых выступлениях, сообщали о более высоких оценках психологического здоровья. Это могло быть связано с тем, что эта подгруппа была немного старше и опытнее музыкантов.

Музыка часто сопровождает физические упражнения в спортзале, парке или на улице. Никол и др. в Юго-Восточной Азии изучают потенциальные физические преимущества синхронных упражнений под музыку, особенно в жарких и влажных условиях. В их рандомизированном перекрестном исследовании (2019 г.) сообщается, что «время до истощения» в условиях синхронной музыки было на 2/3 больше, чем в условиях без музыки для тех же участников. Кроме того, воспринимаемая нагрузка была значительно ниже, в среднем на 22% во время синхронного состояния.

Сравнения между музыкой и спортом часто встречаются в существующей исследовательской литературе Frontiers, касающейся производительности и группового поведения. Наша новая коллекция содержит вклад в эту литературу в исследовании Habe et al. Авторы исследовали элитных музыкантов и лучших спортсменов в Словении с точки зрения их восприятия потока в исполнении и удовлетворенности жизнью. Анализ данных анкеты позволяет предположить, что опыт потока, по-видимому, влияет на удовлетворенность жизнью у этих высокофункциональных людей, хотя и с некоторыми вариациями, связанными с дисциплиной, полом участников и учетом командной или индивидуальной работы.

Более формальная связь между музыкой и движением находится в центре исследовательского тематического исследования Cirelli и Trehub. Они исследовали танцевальные, моторно-сложные реакции 19-месячного младенца на знакомые и незнакомые песни, воспроизводимые с разной скоростью. Движения были быстрее для более знакомых предметов в их исходном темпе. Ребенок наблюдался ранее как движущийся к музыке в возрасте 6 месяцев.

Наконец, новое британское исследование Waddington-Jones et al. оценивали влияние двух профессиональных композиторов, которым по отдельности было поручено провести 4-месячную программу группового сочинения музыки в двух отдельных и разнообразных общественных условиях — один с хоровым коллективом, а другой в жилом доме, оба финансировались как часть музыкальная программа для Города культуры Халл в 2017 году. Помимо двух композиторов, участниками были пожилые люди, а к жилой группе присоединились школьники из местной начальной школы для совместной работы над финальным выступлением. Качественный анализ данных свидетельствует о многомерных психологических преимуществах, возникающих в результате успешной групповой деятельности по созданию музыки.

Таким образом, эти исследования показывают, что участие в музыкальной деятельности может оказывать положительное влияние на здоровье и благополучие различными способами и в различных контекстах на протяжении всей жизни. Музыкальная деятельность, направленная на слушание, творческая или воссоздающая, индивидуальная или коллективная, обладает потенциалом терапевтического, развивающего, обогащающего и образовательного характера, с оговоркой, что такой музыкальный опыт воспринимается как занимательный, значимый. и успешным для тех, кто участвует.

В совокупности эти исследования также отмечают разнообразие способов восприятия музыки. При чтении статей может возникнуть вопрос о том, считается ли какой-либо конкретный тип музыкального опыта более полезным по сравнению с другим. Ответ, по крайней мере частично, заключается в том, что эмпирические данные свидетельствуют о том, что музыкальная вовлеченность проявляется в бесчисленных формах более или менее открытой деятельности, охватывающей обучение, исполнение, сочинение и импровизацию, а также слушание и оценку. Кроме того, учитывая многомерную неврологическую обработку музыкального опыта, кажется разумным предположить, что, возможно, именно уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность определяет степень ее здоровья и эффективности благополучия в такой же степени, как и явные музыкальные особенности деятельности. И в этом есть возможности для дальнейших исследований!

Вклад автора

Редакционная статья была подготовлена ​​GW и одобрена соредакторами темы. Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в Edited Collection и одобрили эту редакционную статью для публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

Мы очень благодарны всем авторам и их участникам за их позитивное участие в этой теме исследования Frontiers, а также персоналу Frontiers за их приверженность и поддержку в публикации этой темы в печати.

Ссылки

Биасутти М. и Кончина Э. (2013). «Музыкальное образование и передача знаний», в Музыка: социальные последствия, польза для здоровья и перспективы , редакторы П. Саймон и Т. Сабо (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Nova Science Publishers, Inc Series: Fine Arts, Music and Literature) , 149–166.

Google Scholar

Блэкинг, Дж. (1976). Насколько музыкален человек? Лондон: Фабер и Фабер.

Google Scholar

Браун, С. (1999). «Музыкальная» модель эволюции музыки», в The Origins of Music , редакторы Н. Л. Валлин, Б. Меркер и С. Браун (Кембридж: The MIT Press), 271–301. doi: 10.7551/mitpress/5190.003.0022

CrossRef Full Text

Cross, I. (2016). «Природа музыки и ее эволюция», в Oxford Handbook of Music Psychology , редакторы С. Халлам, И. Кросс и М. Таут (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford University Press), 3–18. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198722946.013.5

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Диссанаяке, Э. (2012). Самые ранние рассказы были музыкальными. Рез. Стад. Музыкальное образование. 34, 3–14. doi: 10.1177/1321103X12448148

CrossRef Full Text | Google Scholar

Элверс П., Фишингер Т. и Стеффенс Дж. (2017). Прослушивание музыки как самосовершенствование: влияние усиливающей музыки на сиюминутную явную и неявную самооценку. Псих. Музыка 46, 307–325. doi: 10.1177/0305735617707354

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Фанкур Д. и Финн С. (2019). Каковы данные о роли искусства в улучшении здоровья и благополучия? Предварительный обзор . Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения.

Google Scholar

Фолкестад, Г. (2006). Формальные и неформальные учебные ситуации или практики против формальных и неформальных способов обучения. руб. J. Музыкальное образование. 23, 135–145. doi: 10.1017/S0265051706006887

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Джерри Д., Унрау А. и Трейнор Л. Дж. (2012). Активные музыкальные занятия в младенчестве способствуют музыкальному, коммуникативному и социальному развитию. Дев. науч. 15, 398–407. doi: 10.1111/j.1467-7687.2012.01142.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гобл, Дж. С. (2015). Музыка или музыка?: важное дело. Акт. крит. Теор. Музыкальное образование. 14, 27–42. Доступно в Интернете по адресу: http://act.maydaygroup.org/articles/Goble14_3.pdf

Google Scholar

Green, L. (2002). Как учатся популярные музыканты. Олдершот: Ashgate Press.

Google Scholar

Ган М., Эмерсон С. Д. и Гузуазис П. (2019). Анализ на уровне населения ассоциаций между участием в школьной музыке и успеваемостью. Дж. Образование. Психол. 112, 308–328. doi: 10.1037/edu0000376

Полный текст CrossRef | Академия Google

Хайэм, Т. , Базелл, Л., Якоби, Р., Вуд, Р., Рэмси, С.Б., и Конард, Нью-Джерси (2012). Тестирование моделей для начала ориньяка и появления изобразительного искусства и музыки: радиоуглеродная хронология Гейсенклэстерле. Дж. Гум. Эвол. 62, 664-676. doi: 10.1016/j.jhevol.2012.03.003

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Линдблад, К., и де Бойсе, С. (2020). Музыкальная вовлеченность и субъективное благополучие мужчин третьего возраста. Nordic J. Music Therapy 29, 20–38. doi: 10.1080/08098131.2019.1646791

CrossRef Full Text | Google Scholar

Линнавалли Т., Путкинен В., Липсанен Дж., Хуотилайнен М. и Терваниеми М. (2018). Музыкальная школа способствует развитию языковых навыков у детей. науч. Респ. 8:8767. doi: 10.1038/s41598-018-27126-5

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Макдональд Р., Кройц Г. и Митчелл Л. (ред.), (2013). Музыка, здоровье и благополучие. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi: 10.1093/acprof:oso/9780199586974.001.0001

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Макферран К.С., Хенсе К., Койке А. и Риквуд Д. (2018). Преднамеренное использование музыки для уменьшения психологического стресса у подростков, обращающихся за первичной психиатрической помощью. клин. Детская психология. Психиатрия 23, 567–581. doi: 10.1177/1359104518767231

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Мехр А., Сингх М., Нокс Д., Кеттер Д. М., Пикенс-Джонс Д., Этвуд С. и др. (2019). Универсальность и разнообразие в человеческой песне. Наука 366:eaax0868. doi: 10.1126/science.aax0868

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Митен С. (ред.). (2005). Творчество в эволюции человека и предыстории . Лондон: Рутледж. doi: 10.4324/9780203978627

Полный текст CrossRef | Google Scholar

North, AC, and Hargreaves, DJ (2008). Социальная и прикладная психология музыки . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. дои: 10.1093/acprof:oso/9780198567424.001.0001

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Саэтер, М. (2016). Музыка в неформальных и формальных учебных ситуациях в ECEC. Скандинавское дошкольное образование. Рез. Дж. 13, 1–13. doi: 10.7577/nbf.1656

Полный текст CrossRef | Google Scholar

ван ден Эльзен Н., Даман В., Дайкерс М., Отте К., Вейнховен Э., Тиммерман Х. и др. (2019). Сила музыки: повышение мышечной силы у пожилых людей. Здравоохранение 7:82. doi: 10.3390/healthcare7030082

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Уэлч Г.Ф. и Макферсон Г.Э. (ред.). (2018). «Комментарий: Музыкальное образование и роль музыки в жизни людей», в Музыка и музыкальное образование в жизни людей: Оксфордский справочник по музыкальному образованию (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford University Press), 3–18. doi: 10. 1093/oxfordhb/9780199730810.013.0002

Полный текст CrossRef | Академия Google

Уэлч Г.Ф., Химонидес Э., Сондерс Дж., Папагеорги И. и Саразин М. (2014). Пение и социальная интеграция. Фронт. Психол. 5:803. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00803

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Уильямс К. Э., Барретт М. С., Уэлч Г. Ф., Абад В. и Бротон М. (2015). Связи между ранней совместной музыкальной деятельностью дома и более поздними результатами для детей: результаты лонгитюдного исследования австралийских детей. Раннее детство Res. Вопрос 31, 113–124. doi: 10.1016/j.ecresq.2015.01.004

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Какова цель музыки?

«Без музыки жизнь была бы ошибкой», — писал философ Фридрих Ницше. Альберт Эйнштейн, который был опытным скрипачом, сказал, что ничто не доставляло ему такого удовольствия, как музыка, и что это было бы его занятием, если бы он не занимался наукой. Сегодня нейробиологов, музыковедов, психологов и антропологов продолжают размышлять, почему люди так любят музыку. Обнаружение костяных флейт 40 000-летней давности в пещере в Германии, возможно, самых древних зарегистрированных музыкальных инструментов, позволяет предположить, что музыка сопровождала Homo sapiens с древних времен. Но какова его функция?

Этот вопрос веками ставил в тупик специалистов, и на него до сих пор нет однозначного ответа. В V веке до нашей эры школа Пифагора предположила, что музыка управляет гармонией звезд , в то время как современные научные исследования — с точки зрения эволюции и биологии — считают, что музыка служит скорее для управления гармонией между людьми.

Одной из целей музыки является социальная сплоченность , говорит Джереми Монтегю, музыкант и профессор Оксфордского университета. В эссе, опубликованном в журнале Frontiers in Sociology, Монтегю утверждает, что музыка настолько примитивна, что предшествует языку. Он утверждает, что напевание матери, чтобы успокоить ребенка, — это музыка, и что это, вероятно, произошло до того, как люди научились говорить.

Согласно Монтегю, связь, которую музыка устанавливает между матерью и ребенком, также присутствует в группе рабочих или у предков, которые танцевали и пели перед охотой или битвой. «Вызывая такую ​​связь, [музыка] создала не только семью, но и само общество », — пишет он. Во время самоизоляции из-за пандемии COVID-19 ничто так не помогало связать людей и разрушить чувство изоляции, как музыка, которую пели или играли с балконов, или онлайн-видео.

Передает эмоции

Гипотеза о том, что музыка играла важную роль в формировании и выживании групп , а также в смягчении конфликтов, является одной из наиболее широко распространенных. Марк Трамо из Института музыки и науки о мозге Гарвардского университета определяет это как фактор социальной сплоченности. «Мужчинам нужно было организоваться, чтобы охотиться и защищаться. Это проложило нам путь к общению друг с другом и обмену эмоциями», — объясняет он. Эмоциональный фактор имеет важное значение; Монтегю определяет музыку как «звук, передающий эмоции».

Способность передавать эмоции — это именно то, что заставило музыку сохраниться после развития языка. Исследование психологов Лондонского университета и Австрийской академии наук показало, например, что даже при прослушивании короткого отрывка музыкального произведения человек с большей вероятностью воспринимает грусть или радость в лице другого человека. , даже если последний сохраняет нейтральное выражение лица.

Согласно исследованию Кембриджского университета, музыка раскрывает личность. Кредит: Люк Торнтон.

Согласно исследованию, проведенному экспертами по социальной психологии из университетов Кембриджа и Техаса, в своей задаче налаживания связей между людьми музыка также раскрывает личность человека. Участников попросили оценить личность друг друга исключительно на основе их списка из десяти любимых песен . Психологи отметили, что участники правильно определили черты личности своих партнеров по исследованию и пришли к выводу, что музыкальный вкус является надежным источником информации о человеке. В исследовании, проведенном Адрианом Нортом из Эдинбургского университета Хериот-Ватт, было опрошено более 36 000 человек в более чем 60 странах, чтобы связать музыкальные предпочтения с личностными чертами. Результаты были любопытны; например, поклонники классической музыки и хэви-метала различаются по возрасту, но довольно близко совпадают по личностным качествам. По словам Норта, их объединяет «любовь к грандиозному». «Это довольно деликатные вещи, — говорит исследователь. «Многие поклонники хэви-метала скажут вам, что им также нравится Вагнер, потому что он большой, громкий и дерзкий».

Способствует счастью и творчеству

Учитывая эмоциональный потенциал музыки, имеет смысл слушать музыку, которая заставляет нас чувствовать себя хорошо. Исследование, проведенное Хемницким технологическим университетом (Германия), в ходе которого было опрошено более 800 человек на предмет причин, побуждающих их слушать музыку, показало, что основные причины связаны с регуляцией возбуждения и настроения и с достижением самосознания. , даже больше, чем социальная сплоченность или общение. Исследования показали, что около двух третей населения испытывают то, что известно как 9.0259 frisson , приятный холодок при прослушивании музыки, от которого у нас мурашки по коже; некоторые исследователи даже окрестили это «кожным оргазмом». Исследователи из Университета Восточного Вашингтона показали, что люди, более склонные к этому эффекту, проявляют черту личности, называемую открытостью к опыту, и что когнитивные факторы, такие как воображение или интеллектуальное любопытство, имеют даже большее значение в этом опыте, чем чисто эмоциональные.

Музыка вырабатывает дофамин и воздействует на мозжечок, который способен «синхронизироваться» с ритмом музыки, что вызывает удовольствие. Кредит: Энтони Делануа.

На более глубоком уровне ученые изучают мозговые механизмы музыкального опыта. Исследование, опубликованное в журнале Nature под руководством Даниэля Левитина, нейробиолога и автора книги «Это твой мозг о музыке: наука о человеческой одержимости, », показывает, что музыка действует на мозг так же, как наркотики, секс или еда. . Песни активируют лобные доли, вырабатывают дофамин и воздействуют на мозжечок, который способен синхронизироваться с ритмом музыки, что приводит к удовольствию . И игра, и прослушивание музыки стимулируют выработку окситоцина, широко известного как гормон любви. Музыка «как игрушка для мозга», — говорит Левитин.

И эта «игрушка» тоже стимулирует творчество. В то время как многие люди приветствуют абсолютную тишину во время выполнения задач, требующих концентрации, по крайней мере одно исследование показало, что умеренный уровень окружающего звука больше способствует творчеству, чем более низкий уровень шума, особенно у самых творческих людей. Объяснение дало явление, называемое стохастическим резонансом, когда не только люди, но и некоторые животные улучшают некоторые из своих функций при сенсорной стимуляции.

В детском мозгу музыкальная деятельность улучшает когнитивные и моторные навыки. Предоставлено: Йеллеке Вануотегем.

В мозгу детей музыкальная деятельность улучшает когнитивные и моторные навыки. Группа неврологов из Гарвардского университета обнаружила, что дети, которые в течение трех и более лет тренируются с музыкальными инструментами, имеют лучшую координацию движений и навыки слухового различения, легче усваивают словарный запас и обладают лучшими навыками невербального мышления, что предполагает лучшее понимание и анализ информации. визуальная информация, такая как выявление взаимосвязей, сходств и различий между формами и узорами. Непрерывная музыкальная практика в последующие годы обучения связана с более высокими оценками по математике, естественным наукам и языку.

Музыка терапевтична

Из всех функций музыки, пожалуй, самой загадочной является ее возможное терапевтическое применение. Британский невролог Оливер Сакс сообщил в своих книгах о 90 219 пациентах с болезнью Альцгеймера или Паркинсона, у которых симптомы улучшились, когда они слушали песни 90 220 . Другие исследования показывают, что пациенты, перенесшие инсульт, которые слушают музыку по своему выбору, не только улучшают свое настроение, но и их зрительное внимание и способность выполнять другие задачи. Неврологическая музыкальная терапия в настоящее время является активной областью исследований, которая вызывает все больший интерес.

Пациенты, перенесшие инсульт, которые слушают музыку по своему выбору, не только улучшают свое настроение, но и их зрительное внимание и способность выполнять другие задачи. Кредит: Джеймс Саттон.

В своей книге « Музыка, мозг и экстаз: как музыка захватывает наше воображение» композитор и пианист Роберт Журден пишет, что музыка «расслабляет мозговой поток», одновременно «стимулируя и координируя мозговую деятельность». Для него это «волшебство» происходит со всеми людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *