Осанка и ее определяющие факторы:  Осанка. Любовь к здоровому образу жизни с детства. – Осанка и факторы ее определяющие, седловидная спина

 Осанка. Любовь к здоровому образу жизни с детства.

 Осанка – это привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе и выполнении какой –либо работы, формируется с раннего детства.
Нормальной, или правильной, считается осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.
Она характеризуется естественными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) углами обеих лопаток, ягодичных складок, развернутыми плечами, прямыми ногами.

Факторы, определяющие осанку

1. Длинна и форма конечностей. Для правильной осанки необходимо, чтобы длинна и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец – это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.

2. Угол наклона таза – угол, образованный горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин он равен 55-60о, у мужчин 50-55о. величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
3. Положение и форма позвоночника. В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет.
4. Положение лопаток. В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
5. Сформированность свода стопы. Хорошо сбалансированная система пяточного отдела стопы и голеностопного сустава служит амортизатором опрных реакций и обеспечивает симметричную нагрузку костей голени с дистального конца. Голеностопный сустав является центром тяжести на уровне ладьевидной кости предплюсны. Содружественная регуляция баланса этой системы осуществляется тягой – поддержкой сухожилий задней большеберцовой мышцы, длинных сгибателей пальцев и большого пальца с внутренней стороны.
6. Степень развития мускулатуры. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого – 35-40% и более. Даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
7. Наличие хронических заболеваний. Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над большой областью, что изменяет мышечной баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения, что приводит к нарушению осанки.

Нарушение осанки – неструктурная или функциональная деформация позвоночника, поддающаяся волевой коррекции, или, другими словами, полностью исправимая в положении нагрузки (лежа на животе).

Факторы риска нарушения осанки:

• Нарушение минерального состава костной ткани в результате несбалансированного по минеральному составу питания.
• Нарушение развития костно-мышечной системы в результате недостаточной двигательной активности и преобладания статического компонента в режиме дня школьников.
• Отсутствие положительной мотивации на сохранение правильной осанки при выполнении задач умственного труда.

Выделяют несколько типов неправильной осанки:
– кифоз грудного отдела увеличен, грудная клетка уплощена, плечевой пояс сдвинут кпереди.
– усилен лордоз поясничного отдела, таз наклонен кпереди, живот выпячен вперед, грудной кифоз сглажен.
– весь позвоночник кифотизирован.
– физиологические изгибы слабо выражены, голова наклонена кпереди, спина плоская.
– боковое искривление позвоночника или его сегментов, отмечается различная длинна конечностей, на разном уровне располагаются надплечья, углы лопаток и ягодичные складки.
Помните, что сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины.

При кифотической осанке кроме слабого развития мышц наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в шейном и поясничном отделах слабо выражен.
 

Наиболее частые причины развития нарушений осанки:

  • Несоответствие мебели размерам ребенка;
  • Слабость мышц;
  • Низкая двигательная активность;
  • Неправильная посадка за рабочим столом, ношение тяжести в одной руке;
  • Недостаточная освещенность рабочего места;
  • Плоскостопие или разная длинна конечностей и др

РОДИТЕЛЯМ:

Следует соблюдать элементарные правила профилактики нарушений осанки:

• Регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе и пр.
• Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали на очень мягкой кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев – сажать, до 9-10 месяцев – надолго ставить на ножки.

• Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например, при катании на самокатах. Нужно следить за тем, чтобы маленькие дети не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния, не переносили тяжестей.

Осанка и факторы ее определяющие — Студопедия.Нет

Правильная осанка — это, в первую очередь, сбалансирование положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении. Правильная осанка человека сразу привлекает внимание, так как ее не часто встретишь. Прямой взгляд перед собою, гордо посаженая голова, грудь немного приподнята, живот подтянут, эти признаки правильной осанки тут же бросаются в глаза. Основные признаки правильной осанки человека

-правильное положение стоп (когда ставишь стопы вместе, то внутренние поверхности касаются от пяток до кончиков пальцев

-практически горизонтальная линия ключиц

-прямое положение головы и позвоночника

-симметричное положение ягодиц

— оба треугольника талии совпадают по размерам (это то- пространство между опущенной рукой и контуром талии)

-одинаковая длина ног

-остистые отростки позвоночника образуют вертикальную линию

— осмметричные надплечия, лопатки

 

Факторы влияющие на ее:

— уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивации на ее коррекцию,

— внутренний контроль,

— качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка – внешний контроль,

— любые заболевания,

— навязанный извне (обществом, родителями) двигательный режим.

— нарушение гигиены труда и учебы,

— наследственность

— недостаточное или неправильное физическое воспитание, нерациональные занятия спортом,

— социальные факторы (пример отсутствие социального запроса на формирование нормальной осанки),

— темпы роста.

— тип физической конституции, состояние костного скелета, связок мышц,

— уровень развития физических качеств: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость,

— характер питания,

— экологические факторы,

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ноги.

 

Вопрос 46

Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков у детей

Движение — необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Поэтому в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место.

Физическое воспитание — одно из необходимых условий правильного развития детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность,

По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского эффективным средством физического воспитания являются подвижные игры. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт.

Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

 

Вопрос 47

Конспект урока по анатомии на тему «Осанка и факторы её определяющие»

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Тема урока: Осанка и факторы её определяющие

Цель:

— расширить знания об осанке, рассмотреть критерии осанки;

— дать понятие о нарушениях осанки (сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие) и

раскрыть основные факторы риска, связанные с нарушением осанки;

— изучить ортопедический режим, его профилактическую значимость;

Создать условия:

— для формирования профессиональных умений и развития профессиональных качеств; стремления студентов к самопознанию, самоконтролю, самооценки, коммуникативных качеств молодого специалиста;

— для воспитания ответственности за сохранение здоровья младшего школьника.

План урока

п/п

Наименование этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность студентов

1

Актуализация изучаемого материала

1. Объявление темы, постановка учебной задачи урока.

2. Предъявление эпиграфов, вывод.

3. Организация работы в группах.

4. Создание проблемной ситуации: учитывая анатомо-физиологические особенности опорно-двигательной системы младшего школьника, докажите:

1 группа. Почему с детьми младшего

школьного возраста необходимо

на каждом уроке проводить

физминутки?

2 группа. Почему учитель должен следить за

сменой динамических поз у детей

на уроке?

3 группа. Как убедить родителей в том, что

детей нельзя ставить в угол?

4 группа. Почему девочкам младшего

школьного возраста нельзя

носить обувь на высоком каблуке?

Работа в группах, анализ и обсуждение эпиграфа;

1гр. составляет устное высказывание, приводит 2-3 аргумента по первому высказыванию: «Позвоночник – ключ к здоровью» — П. Брэгг

2гр. составляет устное высказывание, приводит

2-3 аргумента по второму высказыванию: «Каждый человек настолько молод, настолько молод его позвоночник» — Бернард Макфаден)

Работа в группах, обсуждение, вывод

Целеполагание

Как вы думаете, о каких проблемах, связанных со здоровьем младшего школьника, мы будем сегодня говорить? Данная тема изучается в начальных классах

по программе А.А. Плешакова, Окружающий мир 3 кл. Школа России, А.А. Вахрушева 3 кл. «Школа 2100».

Работа над понятиями.

1. Осанка

2. Критерии правильной осанки.

3. Виды нарушений осанки.

4. Ортопедический режим.

Ответы студентов. Студенты формулируют цели урока.

II

Обобщение, расширение

и углубление знаний по данной проблеме

1. консультирует, наблюдает, организация самостоятельной работы в группах:

А) Критерии правильной осанки: работа с текстом учебника М.Т. Матюшонок Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста,-стр. 118- 120; анализ и определение критериев правильной осанки на основе изученного материала).

Основное упражнение для формирования осанки;

как определить осанку у себя, у ребёнка? (Задание № 2.)

Б) Виды нарушения осанки Вопросы к заданию № ЗГ

Рассмотрите виды нарушения осанки, сравните.

Определите взаимосвязь строения и функций организма.

Определите причину данных нарушений.

гр. — сколиоз.

гр. — кифоз.

гр. — лордоз

гр.- плоскостопие.

Общие выводы:

К нарушению осанки приводят:

Неправильное положение тела ребёнка
лёжа, сидя, стоя, при ходьбе.

— Гиподинамия.

— Статическое напряжение мышечного
аппарата

— Врождённые дефекты.

— Различного рода травмы.

-Некоторые заболевания, например рахит, при котором нарушается естественное состояние изгибов позвоночника, лопатки выдаются назад, плечо может быть опущено, что сопровождается боковым искривлением позвоночника

Большая профилактическая роль физми-
нуток.

2. «Профилактика нарушений осанки у детей, ортопедический режим».

Поисковая беседа:

— Как вы считаете, кто должен заботиться об осанке детей?

— Что мы должны знать, для того чтобы

формировать хорошую осанку у детей?

— Кто и как может помочь ребёнку при

возникших нарушениях осанки?

— Ортопедический режим — это ряд гигиенических правил, при соблюдении которых можно сохранить и укрепить хорошую осанку.

— Вспомним, что такое осанка?

Какие задачи должны стоять перед родителями и учителями, чему мы должны
научить детей?

Задание № 4

— рассмотреть схематические рисунки и объяснить с показом, как правильно нужно научить ребёнка:

1гр. — спать;

2гр. — переносить груз, поднимать тяжести;

3гр. — ходить;

4гр. — сидеть за рабочим столом.

Закрепление

Обобщение.

— Почему нужно выполнять эти правила?

— К чему могут привести резкие движения и поднятие тяжести?

Самостоятельная работа в группах.

Работа в группах, обсуждение вариантов предложений по решению данных вопросов, анализ и вывод.

Коллективное обсуждение; обмен и анализ полученной информации студентами.

Студенты проводят физминутку.

Ответы студентов

(каждая рабочая группа объясняет и демонстрирует варианты выполнения тех или иных действий).

Самостоятельная работа в группах.

Рефлексия

Организация практической деятельности студентов направленной на самопознание собственного здоровья, умение оценивать свою осанку.

Самооценка. Составление рекомендаций по предупреждению нарушений осанки у детей.

III

Реализация знаний в будущей профессиональной деятельности.

Практическая работа.

Цель: формирование практических умений по профилактике нарушений осанки. Проверка и оценивание посадки студентов

4 точки опоры

Раз, два, три, четыре, пять,

Осанку будем соблюдать,

Чтобы сидеть было легко,

На стул мы сядем глубоко!

(1 точка опоры)

Спинка стула помогает,

Наши спинки подпирает.

(2 точка опоры)

Ноги на полу стоят,

Друг на друге не лежат.

(3 точка опоры)

Не забудьте еще, детки,

Ладонь прижмите к грудной клетке.

Чтобы легко было дышать –

На столе рукам лежать.

(4 точка опоры)

Создание проблемной ситуации.

-Что должны знать родители и учитель, чтобы научить ребёнка правильно сидеть за столом?

Обобщение. Для этого необходимо знать соответствие размеров стола и стула росту ребёнка. Особенно должна соответствовать дифференция. Это тема следующего урока.

Ответы студентов

IV

Контроль знаний. Срезовая работа.

1. Заполните схему

1. Осанка – это

2. Правильная 3. Нарушения осанки

А Б В Г

2. Выполните текст.

1. Боковое искривление позвоночника называется ……..

1. Соответствие формирования изгибов позвоночника и двигательной активности ребёнка:

а) шейный лордоз — ребёнок держит голову;

б) грудной кифоз — ребёнок сидит;

в) поясничный лордоз — ребёнок ходит;

г) крестцово-копчиковый кифоз — имеется у новорожденного ребёнка.

Привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе называется …

Профилактика нарушений осанки у детей заключается в организации:

а) режима дня;

б) рационального питания;

в) подбора мебели;

г) просмотра оздоровительных передач;

д) двигательной активности ребёнка.

Студенты заполняют схему, выполняют текст.

V

Домашнее задание

1. Определить наличие свода стопы.

2. Подобрать комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

3. Перспективное задание: проанализируйте двигательную активность детей в школе и определите основные факторы риска, в результате которых у детей могут возникнуть нарушения опорно-двигательной системы.

Итог урока

Вывод:

Факторы, влияющие на осанку

На осанку влияют комплекс разнообразных факторов и их различные соотношения, в частности:

1. Строение скелета. Для нормальной осанки, как уже отмечалось, свойственны умеренно выраженные изгибы в шейном, грудном, и поясничном отделах позвоночника, а также отсутствие различных его искривлений. В зависимости от выраженности изгибов и искривлений различают следующие типы осанки: нормальная, сутулая, выпуклая (грудь выступает вперед), прогнутая (живот выпячен вперед), сколиотическая (боковые искривления позвоночника влево или вправо). Кроме первого, все другие типы осанки являются в различной степени дефектными.

2. Телосложение и, прежде всего, такие его составляющие, как тотальные размеры всех частей тела и их соотношения (туловище, ноги, руки, шея, голова), симметричность расположения плеч и лопаток, форма грудной клетки, форма ног (прямые, х-образные, о-образные), плоскостопие и др.

3. «Мышечный корсет», т.е. гармоничность развития основных мышечных групп тела и особенно мышц живота, спины, шеи, бедер и других. Достаточная упругость, рельефность мышц, а также статическая силовая выносливость обеспечивают нормальное и продолжительное сохранение осанки, в частности, симметричное положение основных частей тела. Поэтому важно добиваться пропорционального развития всех мышечных групп двигательного аппарата.

4. Жироотложение и его сильная выраженность, особенно в области живота, груди, шеи и бёдер, может существенно влиять на осанку, доводя до ее аномальных состояний.

5. Постановка головы, плечевого пояса, таза и ног непосредственно воздействует на форму позвоночника, как важнейшего фактора осанки. К примеру, постоянно опущенная вниз-вперед голова приводит к различным нарушениям осанки.

6. Рефлекторные механизмы поддержания позы и её регуляция ЦНС, в частности, шейно-тонические рефлексы, возникающие при изменении положения головы, влияют на перераспределение мышечного тонуса, от которого во многом зависит осанка.

7. Степень мышечно-двигательной и кожной чувствительности, определяющей ощущения в расположении головы, лопаток, плеч, таза. Особо значим данный фактор при формировании и совершенствовании правильной осанки.

8. Различные врожденные или приобретенные искривления позвоночника, плоскостопие, плохая эластичность связок, слабая подвижность в суставах; те или иные диспропорции в размерах и формах отдельных частей тела и другое.

Причины нарушения осанки

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказываю неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание человека в неправильном положении. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях, этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. Вначале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей. Самые распространенные нарушения осанки – кифоз (сутулость) и сколиоз.

У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные. Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны.

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) – лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т.п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.

Глава 12 Осанки и виды ее нарушений

ОСАНКА – это привычное ортостатическое (вертикальное) положение тела человека, сохраняющееся в покое и движении. Характеризуется гордо поднятой головой, параллельно расположенными надплечьями, симметричными лопатками, прижатыми к грудной клетке, равновеликими треугольниками талии и горизонтальным расположением подвздошных костей. При этом линия отвеса от большого наружного бугра затылочной кости повторяет ось остистых отростков позвонков, правильная осанка обусловлена, прежде всего, выраженностью и состоянием естественных изгибов позвоночника (рис. 138).

Ребенок рождается с тотальным кифозом, т.е. новорожденный имеет только одно искривление позвоночника, выпуклостью кзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы постепенно появляются и формируются естественные изгибы позвоночника. Так, к началу удерживания головки у ребенка начинает формироваться шейный лордоз (3-4 месяц жизни), а ко времени появления возможности сидеть (5-7 месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается первые 6-7 лет жизни ребенка, и только ко времени поступления в школу (6-7 лет) у него четко должны определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке. В процессе роста и развития ребенка продолжается формирование осанки и этим процессом необходимо управлять.

Младший школьный возраст (7—11 лет) характеризуется замедленным ростом тела в длину. Опорно-двигательный аппарата укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Рекомендуются упражнения «игрового метода», утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы во время уроков. Формирование навыка правильной осанки должно осуществляться в младшем школьном возрасте.

Средний школьный возраст (12-15 лет). Происходит усиленный рост тела подростка в длину. Позвоночник отличается гибкостью и пластичностью. Рост мышечной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Это может явиться предрасполагающим моментом для возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях. Наступает сложный период гормональной перестройки, создающий «угловатость гадкого утенка». В этот период допустимы дозированные силовые упражнения, но упражнения на выносливость следует ограничить. Уделять больше внимания осанке, т.к. в этот период чаще всего есть предрасполагающие факторы к развитию сутулости, особенно у девочек.

Старший школьный возраст (16-18 лет). Наиболее интенсивно происходит рост кости в ширину, позвоночник становится более устойчив. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Осанка стабилизируется, имеющиеся возможные отклонения от нормы корригируются с трудом.

Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное и правильное распределение мышечной тяги. Осанка в значительной степени зависит от положения позвоночника. Хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение.

Все нарушения правильной осанки делятся на две группы: врожденные и приобретенные. Врожденные составляют 5-10% от общего числа деформаций позвоночника, а причинами их чаще всего являются врожденные заболевания и деформации позвоночника, его частей, ребер, грудной клетки, таза, тазобедренных суставов, нижних конечностей.

Приобретенные деформации чаще всего обусловлены слабостью мышц туловища, преимущественно спины и передней брюшной стенки с неправильным распределением «мышечной тяги», отсутствием достаточно крепкого «мышечного корсета». В результате влияния различных условий быта, учебы, работы и т. д. может развиться преобладание силы отдельных мышечных групп, что приводит к неправильной постановке тела. Развитие могут получить мышцы одной половины тела (правша, левша), что может привести к искривлению торса в одну сторону. Но сила мышц – не основа осанки. Неравномерное развитие мышечной системы способствует появлению деформаций и нарушению осанки.

Вначале деформации и изменения нормальной осанки носят функциональный характер, а при отсутствии правильной коррекции и «внимания своему телу» приводит к стойким структурным изменениям, прежде всего в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество – болезнь: остеохондроз, спондилез и др.

Длительное сидение в школе за партой в неправильной позе при слабом физическом развитии ребенка может быть предрасполагающим моментом к нарушению осанки или более тяжелому искривлению позвоночника, а это приводит к развитию деформаций грудной клетки и т.д. Искривлению способствует ношение ребенка на одной руке, держание ребенка во время прогулки за одну и ту же ручку, носить портфель в одной руке, стоять с опорой на одну и ту же ногу, спать на одном и том же боку на мягкой постели с высокой подушкой. Привычка спать «калачиком» приводит к развитию круглой спины. Кроме этого, нарушению осанки способствуют неправильная посадка на учебных занятиях, плохая походка, длительное сидение вообще, езда на велосипеде, игры, связанные со стоянием и прыжками на одной ноге.

По Штоффелю (1962) различают следующие виды нарушений осанки:

Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое состояние нередко приводит к развитию сколиоза. Плоская спина выявляется у небольшого количество детей и составляет не более 1-2% всех нарушений осанки.

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе, а поясничный лордоз значительно увеличен, от этого грудной кифоз выявляется еще больше. Круглая спина не у всех детей характеризует нарушение осанки. Нередко «круглая спина» может быть симптомом более тяжелых структуральных заболеваний позвоночника. Таких детей необходимо обследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника.

Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще всего бывает у девочек, начиная с подросткового возраста. Характеризуется увеличенным шейным лордозом и поэтому внешне кажется, что больной ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой», но если попросить больного расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают. Надолго ли? Если это состояние функциональное и обусловлено плохим настроением, то – навсегда. Если же это уже «привычка», то — только на очень короткое время этот человек становится «красив собой». Из-за неправильной нагрузки на позвоночник, у таких людей очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника.

Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина. Эти два вида нарушений осанки весьма редко встречаются и проявление их обусловлено чаще всего сложными изменениями позвоночника, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

Сколиотическая осанка (по Чаклину: «функциональный сколиоз») — искривление позвоночника во фронтальной плоскости без торсии позвонков.

Для правильного формирования осанки необходимо уделять больше внимания своему телу и особенно развитию тела ребенка. Достаточное внимание следует уделять режиму труда и отдыха ребенка. Занятия гигиенической гимнастикой, игровыми видами спорта, чередование видов деятельности ребенка способствуют правильному развитию опорно-двигательного аппарата вообще и правильной осанке в частности. Ребенок должен спать на жесткой постели с небольшой головной подушкой, в положении на спине, а не в «позе эмбриона». Носить тяжести, равномерно распределяя в правую и левую руку, а лучше всего пользоваться для этих целей рюкзаком или ранцем. Правильно выбранное рабочее место с полноценным освещением – залог правильной осанки.

анализы, как передается, классификация, отзывы

Протрузия шейного отдела позвоночника: лечение и последствия

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…

Читать далее »

Главной опорой человеческого тела является скелет, состоящий из большого количества костей. Самая важная часть скелета, благодаря которой полноценно функционируют все остальные кости, – это позвоночник. Именно он служит основой всего опорно-двигательного аппарата и берет на себя большую часть нагрузки.

Содержание:

  • Механизм развития заболевания
  • Что может привести к протрузии шейного отдела?
  • Признаки и последствия
  • Как лечить?

Позвоночник человека состоит из следующих отделов:

  1. шейный;
  2. грудной;
  3. поясничный;
  4. крестцовый;
  5. копчиковый.

Каждый из этих отделов выполняет свои функции и отвечает за обеспечение опоры для определенных частей тела. Строение позвоночника предполагает наличие 33 позвонков, между которыми располагаются межпозвонковые диски. Эти диски образованы пластинками, имеющими форму кольца и состоящими из соединительной и хрящевой тканей. Благодаря таким дискам позвоночник и обладает своей подвижностью и пластичностью.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Позвоночник является жизненно важным элементом человеческого организма, так как внутри него располагается спинной мозг. Нервные отростки, отходящие от него, передают импульсы во все органы человека, как внутренние, так и наружные. Но, разумеется, передача каких-либо импульсов из спинного мозга может осуществляться только после соответствующего сигнала из головного.

Механизм развития заболевания

Высокой подвижностью обладают только два отдела позвоночника: шейный и поясничный. Остальные же являются практически неподвижными. Шейный отдел представляет собой участок позвоночника, наиболее подверженный неблагоприятным воздействиям. Ведь диаметр позвонков, его образующих, является самым маленьким по сравнению с другими отделами. Да и нервных волокон тут гораздо больше.

Шейный отдел позвоночного столба, как и все остальные, окружен мышечными тканями. Они призваны не только защищать позвоночник, но и обеспечивать поступление в него питательных веществ. Полезные микроэлементы просто необходимы для нормального функционирования позвонков и межпозвонковых дисков, которые не имеют кровеносных сосудов. Таким образом, состояние позвоночника в большой степени зависит от мышц, его окружающих.

По определенным причинам ткани вокруг позвоночного столба могут слабеть в результате ухудшившегося кровообращения. И тогда межпозвонковые диски теряют возможность получать питательные вещества в необходимом для нормального функционирования объеме. В результате этого они теряют свою пластичность, становятся более тонкими и жесткими, что в значительной степени сковывает движения человека.

Фиброзному кольцу в составе межпозвонкового диска приходится переносить большое давление, в результате чего оно начинает разрушаться. Такие процессы ведут к выпячиванию межпозвонкового диска. Очень часто это происходит именно в шейном отделе. В данном случае развивается заболевание, называемое протрузия шейного отдела позвоночника.

Что может привести к протрузии шейного отдела?

Известно, что протрузия шейного отдела не начинается резко и неожиданно. В подавляющем большинстве случаев к развитию такого заболевания ведут факторы, которые оказывали негативное влияние на позвоночник на протяжении длительного времени. Это может быть срок, измеряющийся годами. Часто человек неосознанно нагружает шейный отдел и не задумывается о последствиях. А ведь одной из самых распространенных причин выпячивания межпозвонковых дисков является неправильная осанка. При таком положении тела на шейный отдел приходится очень большая нагрузка, на которую эти позвонки не рассчитаны.

Кроме этого, к протрузии ведут и такие непредусмотрительные действия человека, например, резкое поднятие тяжестей. При этом наг

12. Осанка. Определение понятия. Этапы ее формирования. Виды ее нарушений. Профилактика и лечение.

ОСАНКА – это привычное ортостатическое (вертикальное) положение тела человека, сохраняющееся в покое и движении. Характеризуется гордо поднятой головой, параллельно расположенными надплечьями, симметричными лопатками, прижатыми к грудной клетке, равновеликими треугольниками талии и горизонтальным расположением подвздошных костей. При этом линия отвеса от большого наружного бугра затылочной кости повторяет ось остистых отростков позвонков, правильная осанка обусловлена, прежде всего, выраженностью и состоянием естественных изгибов позвоночника (рис. 138).

Ребенок рождается с тотальным кифозом, т.е. новорожденный имеет только одно искривление позвоночника, выпуклостью кзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы постепенно появляются и формируются естественные изгибы позвоночника. Так, к началу удерживания головки у ребенка начинает формироваться шейный лордоз (3-4 месяц жизни), а ко времени появления возможности сидеть (5-7 месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается первые 6-7 лет жизни ребенка, и только ко времени поступления в школу (6-7 лет) у него четко должны определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке. В процессе роста и развития ребенка продолжается формирование осанки и этим процессом необходимо управлять.

Младший школьный возраст (7—11 лет) характеризуется замедленным ростом тела в длину.

Средний школьный возраст (12-15 лет). Происходит усиленный рост тела подростка в длину. Уделять больше внимания осанке, т.к. в этот период чаще всего есть предрасполагающие факторы к развитию сутулости, особенно у девочек.

Старший школьный возраст (16-18 лет). Наиболее интенсивно происходит рост кости в ширину, позвоночник становится более устойчив. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Осанка стабилизируется, имеющиеся возможные отклонения от нормы корригируются с трудом.

По Штоффелю (1962) различают следующие виды нарушений осанки:

Плоская спина. исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. к развитию сколиоза. Плоская спина выявляется у небольшого количество детей и составляет не более 1-2% всех нарушений осанки.

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе, а поясничный лордоз значительно увеличен.Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще всего бывает у девочек, начиная с подросткового возраста. Характеризуется увеличенным шейным лордозом и поэтому внешне кажется, что больной ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой», но если попросить больного расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают. Надолго ли? Если это состояние функциональное и обусловлено плохим настроением, то – навсегда. Если же это уже «привычка», то — только на очень короткое время этот человек становится «красив собой». Из-за неправильной нагрузки на позвоночник, у таких людей очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника.Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина. Эти два вида нарушений осанки весьма редко встречаются и проявление их обусловлено чаще всего сложными изменениями позвоночника, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.Сколиотическая осанка (по Чаклину: «функциональный сколиоз») — искривление позвоночника во фронтальной плоскости без торсии позвонков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *