План написать по литературе – Цитатный план по литературе ℹ️ что значит, как правильно составить сложный план, характеристики, готовые примеры

Содержание

Цитатный план по литературе ℹ️ что значит, как правильно составить сложный план, характеристики, готовые примеры

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество. 

В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов. 

Что такое цитатный план

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Правила составления цитатного плана

Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

Хозяйка медной горы

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

  1. «Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

  2. «Была не была, сделаю, как она велела».

  3. «…приковали Степана на … цепь…».

  4. «Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

  5. «…я человек рабочий, простой».

  6. «Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

  7. «Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».

  8. «Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

  9. «… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

  10. «А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».


План анализа стихотворения по литературе / Блог :: Бингоскул

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

План и структура итогового сочинения 2019-2020 по литературе в 11 классе

23.09.2019

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2020 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

План анализа стихотворения по литературе / Блог :: Бингоскул

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

План и структура итогового сочинения 2019-2020 по литературе в 11 классе

23.09.2019

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2020 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.

План (структура) итогового сочинения 2019-2020 / Блог :: Бингоскул

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:

  1. Как писать итоговое сочинение?
  2. Какой алгоритм написания сочинения?
  3. Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?

Структура итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

 

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

 

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

 

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд

 

III. Заключение (60-70 слов)

 

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.


I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

 

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

 

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

 

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

 

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

 

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

 

Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

 

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

 

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

 

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

 

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

План и структура сочинения ЕГЭ по литературе, задание №17

29.10.2019

Примерный план написания сочинения ЕГЭ по литературе. Актуально для 2020 года!

Обращаем внимание, что официального плана нет, есть только примерные и общие рекомендации. Ориентировочная длина 200-250 слов.

Сочинение очень важное, за него дают 14 баллов, что очень и очень много

Вступление

  • Несколько предложений о писателе, об истории создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения.

Основная часть

  • 1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами
  • 2. Изложение позиции автора (Автор считает… / Писатель придерживается…)
  • 3. Выражение своего мнения, формулировка тезисов
  • 4. Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)
  • 5. Использование литературных понятий.

Концовка

  • Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.

Разбираем подробно план и структуру сочинения по литературе

Рекомендации по структуре и плану

  1. Используйте тезисную структуру, в сочинении всё должно быть чётко. Необходимо четко выражать какую-то конкретную мысль, и подтверждать её цитатами и высказываниями.
  2. Следите за абзацами. Каждый тезис — это новый абзац. Следите за их размерами, логикой перехода от одного к другому, не теряйте мысль!
  3. Удерживайте тему и сверяйтесь с ней — достаточно ли вы раскрыли тему?
  4. Следите за речью
  5. Не забывайте про термины, используйте в тексте.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: Скачайте в pdf файле.

Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.

Как написать эссе по русской литературе: практические примеры, составление плана

Из всех жанров обязательных студенческих работ, с которыми сталкиваются учащиеся, эссе — самый новый и творческий. После того, как оно стало обязательным на выпускном экзамене, появились различные инструкции и статьи, помогающие его написать. Наши эксперты не остались в стороне и собрали для вас лучшие, проверенные и действенные рекомендации, как писать эссе по литературе. Из статьи вы узнаете о признаках, структуре и плане работы. А в качестве бонуса — советы по написанию и оформлению.

Свободная композиция и небольшой объем — то, что характеризует и дает определение жанру. Если говорить просто, то это развернутое высказывание в свободной форме о чем-либо, из которого можно понять отношение автора к тому, о чем он пишет.

Это набросок, эскиз, изначально со скрытой структурой. Сейчас структура работы может просматриваться, но ей не уделяется особого внимания. Главное — содержание.

Как понять, что перед нами эссе:

  • есть определенный вопрос или тема. Из текста не следует, что разбирается сразу несколько вопросов — в противном случае это уже сочинение;
  • автор делится собственными соображениями и впечатлениями по отдельному поводу, не претендует на истинность и единственно правильную и полную точку зрения;
  • в тексте есть новый субъективный взгляд на вещи. Не важно, к какому типу относится работа: философскому, историко-биографическому, публицистическому и др.;
  • акцент на личности автора, его чувствах, мыслях и мировосприятии. Не столько важно, кем является автор, сколько то, что он думает.

В большинстве случаев экзаменатор с помощью работы пытается понять, насколько у школьника или студента развито творческое мышление. Соответственно, чем больше вы пишете, тем лучше у вас получается, и тем больше вы развиваете способность мыслить.

Кроме того, такая практика совершенствует умения правильно обозначать свои мысли, пользоваться важными и популярными понятиями, видеть причину и следствие, а также связь между ними. С каждым новым текстом становится проще находить примеры и тезисы к ним, давать четкие аргументы в защиту написанного.

Первая особенность, которую нужно учитывать перед тем, как писать — отсутствие сюжета. Имеется в виду сюжет в классическом понимании этого слова. Даже наличие примеров ситуацию не меняет: они воспринимаются как иллюстрации к всему материалу работы.

Отметим, что форма является условно неопределенной. На этом мы остановимся подробнее позже. Имеется в виду, что к форме вы не привязаны, можете выбирать, какой части уделить больше внимания и на сколько знаков.

В целом, объем работы достаточно небольшой и варьируется в пределах 300-500 слов. Количество слов зависит от предмета: гуманитарные работы более объемные, чем другие. Также лимит слов может устанавливать учебное заведение. Например, Гарвардская школа бизнеса, в которой студенты очень часто пишут эссе, установила максимум в два печатных листа. В большинстве отечественных учебных заведениях максимум равен 10 листам.

Вопрос должен быть неразрешимым, ведь главная особенность жанра — размышления, предположения. Автор должен четко определить тему и придерживаться ее. Почему так важно, чтобы проблема была одна? Студенту проще сконцентрироваться и не перескакивать с темы на тему, проще и быстрее найти ответ.

В тексте не нужно постоянно на кого-то ссылаться, приводить научные теории и гипотезы. Это не научная работа. Важно только то, что думает автор. Не важно, насколько он правильно мыслит. Примера правильного написания эссе по литературе не существует. Здесь качество не измеряют с помощью категорий правильного-неправильного.

На заметку авторам: учитесь разговаривать с читателями. Это поможет получить за работу на балл больше. Задавайте вопросы, ведите за собой, используйте все возможные средства привлечения внимания.

Убедитесь, что монолог не привязан к пространству и времени и содержит живые речевые обороты. Постарайтесь вызвать доверие — путанные, сложные формулировки будут лишними. Забудьте о сленге, шаблонных фразах (не относится к фразам-клише), сокращениях.

Использование парадоксов обоснована основной задачей эссе — удивить читателей. Удивлять можно с помощью различных по эмоциональной окраске высказываний, спорных определений, взаимоисключающих тезисов.

Несмотря на свободу написания, к внутреннему смысловому единству предъявляется особое требование. Это важное условие получения высокой оценки за работу. Предложения и утверждения должны дополнять друг друга. Позаботьтесь, чтобы в смысле четко прослеживалась ваша личность и убеждения.

Многие задаются вопросом, как начать писать план по эссе, хотя структура важнее. Во введении нужно плавно подходить к тебе, подготавливая почву. Не нужно в первом же предложении сыпать доказательствами и аргументами. Плавно погружайте читателя в определенную атмосферу.

Обозначьте проблему, напишите об авторе высказывания, как создавалось произведение — это поможет вникнуть в контекст. Цитировать критиков не стоит, тем более если не уверены, что сделаете это без ошибок.

Здесь акцент делают на тезисах. Мысли формулируются в сжатом виде, максимально понятно для читателя. Каждая подкрепляется аргументами — пустые слова никому не интересны.

Вы утверждаете, что многие исследователи сходятся во мнении, что Владимир Набоков — одинаково важная фигура как для русской, так и для американской литературы. Приведите конкретные примеры. Найдите точные цитаты исследователей.

И так по каждому тезису. Обязательно использовать литературные термины: сюжет, завязка, конфликт и др.

В этой части делают отдельные выводы по каждой части, а затем один общий. Когда мы писали о целостности и согласованности предложений, абзацев и мыслей, мы имели в виду именно это: сделать вывод и написать заключение в таком случае довольно просто.

В заключении экзаменационная комиссия видит всю ценность работы: становится понятно, умеет ли студент анализировать, структурировать и обобщать материал.

Высказывается главная мысль эссе, как и в предыдущих частях, но иносказательно.

Первая запись должна быть в черновике. После проверки и вычитки, переносите запись в чистовик.

Если вы хотите использовать эпиграф, то размещайте его справа вверху. Чуть ниже указывайте авторство. Кавычки не нужны.

Разбивайте текст на абзацы: так понятнее и проще читать.

Что касается цитат, то они оформляются так же, как и прямая речь. Есть несколько вариантов оформления, которые зависят от расположения и авторства цитаты:

сначала указывают авторство, затем ставят двоеточие и кавычки, точку. Вопросительный и восклицательный знаки размещают внутри кавычек.

Толстой писал: «Красота — это то, что внутри нас».

авторство размещают после или в середине цитаты. Вся цитата берется в кавычки, начинается с заглавной буквы. После кавычек — запятая, тире и с маленькой буквы пишут, кто автор высказывания.

если в конце:

«Нравственность — явление приобретенное», — так говорил Иммануил Кант.

если в середине:

«Нравственность — как говорил Иммануил Кант, — явление приобретенное».

Большие цитаты можно сокращать. Пропуски заполняйте многоточием.

  1. Подумайте немного о теме и ее значении. Попробуйте понять, что вы можете сказать. Насколько то, что вы хотите написать, новое и свежее. Помните, что комисси нужно что-то небанальное.
  2. Разберитесь, достаточно ли у вас материала, который вы будете использовать в тексте. Это не только жизненный и читательский опыт. Чем объемнее и разнообразнее материал, тем лучше. Попробуйте застать читателя врасплох неожиданной информацией.
  3. Не смешивайте в кучу людей и коней. Говорите последовательно, отдайте предпочтение тому, о чем можете рассказать интересно и понятно.
  4. Набросайте в черновике как можно больше тезисов, а затем выберите три самых удачных и сильных. Пусть они будут основой вашего будущего эссе. Три тезиса — оптимальное количество: не слишком поверхностно и не очень консервативно.
  5. Набросайте ветви вашего текста (мысли, тезисы, аргументы), а затем добавьте к ним листья (описания, примеры).

Не знаете, как написать работу самостоятельно? Обращайтесь за качественной и оперативной помощью к экспертам Studently.

Как писать эссе по литературе: структура и план

Слово «эссе» в русский язык пришло из французского. Оно восходит исторически к одному латинскому понятию, которое означает в переводе «взвешивание». Французский термин переводится словами «очерк», «набросок», «попытка», «проба», «опыт». В этой статье мы расскажем вам о том, как писать эссе по литературе. Вы узнаете, какие существуют характерные особенности этого жанра, какова его структура и композиция. Также в нашей статье будут даны полезные советы, прочитав которые, вы будете понимать, как писать эссе по литературе красиво и интересно. Начнем с определения самого термина.

как писать эссе по литературе

Что такое эссе?

Эссе представляет собой прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает индивидуальные соображения и впечатления по конкретному вопросу или поводу и не претендует заранее на исчерпывающую или определяющую трактовку данного предмета.

В составленном Л. П. Крысиным толковом словаре оно определяется следующим образом: это очерк, который трактует некоторые проблемы в свободной форме, а не в научном систематическом виде.

Обратившись к Большому энциклопедическому словарю, мы узнаем о том, что эссе является жанром литературно-критической, философской, публицистической, историко-биографической прозы, который сочетает индивидуальную авторскую позицию, подчеркнутую в тексте, с непринужденным, зачастую парадоксальным изложением, приближенным к разговорной речи.

В Краткой литературной энциклопедии говорится о том, что эссе — небольшое по объему, обладающее свободной композицией прозаическое сочинение, которое трактует некоторую тему и является попыткой передать авторские индивидуальные соображения или впечатления, связанные с ней.

Признаки эссе

— Наличие определенного вопроса или темы. Посвященное анализу большого круга проблем произведение не может быть по определению выполненным в таком жанре, как эссе.

— Оно выражает обязательно индивидуальные соображения и впечатления по некоторому вопросу или поводу, не претендует на исчерпывающую и определяющую трактовку некоторого предмета. Подробнее о том, как писать эссе по литературе, смотрите ниже.

— Эссе, как правило, предполагает наличие нового, окрашенного субъективно слова о чем-либо. Произведение может иметь историко-биографический, философский, литературно-критический, публицистический, научно-популярный или же беллетристический характер.

— В первую очередь в содержании текста оценивается личность автора, его чувства и мысли, мировоззрение.

Создатель жанра эссе

как написать эссе по литературе

Жанр этот стал в последние годы весьма популярным. Создателем его считается Мишель де Монтень (автор книги «Опыты», выпущенной в 1580 году). Именно в ней мы впервые находим примеры того, как писать эссе по литературе. Хотя следует уточнить, что автор этот писал философские эссе. В книге представлены такие главы, как, например, «О самомнении», «О совести». Однако сама структура текстов, авторская идея помогут вам в создании произведений этого жанра и по литературе, и по другим предметам.

Навык написания эссе сейчас весьма актуален. В настоящее время этот вид работы в качестве задания предлагается довольно часто. Например, включает эссе по литературе ЕГЭ. При поступлении в различные учебные заведения или, например, при трудоустройстве этому жанру придается большое значение. Конкурс работ позволяет выбрать лучших из лучших.

Для чего мы пишем эссе?

план написания эссе по литературе

Цель, которую ставит перед собой написание эссе, — развить творческое мышление личности, а также умение письменно излагать мысли. Опыт этот очень полезен, так как помогает автору научиться грамотно и четко формулировать свои мысли, использовать важнейшие понятия, структурировать информацию, выделять связи между причиной и следствием, иллюстрировать примерами тезисы, аргументировать полученные выводы.

Отсутствие сюжета

Первая особенность написания эссе по литературе — это отсутствие в этом жанре классического сюжета. Конечно, можно приводить различные примеры из жизни, однако это все будет являться лишь иллюстрацией к главной мысли текста.

Неопределенность формы

Еще одна особенность — неопределенность формы. Другими словами, можно, как говорится, растекаться мыслью по древу, и за это никто не скажет вам плохого слова. Все, что приходит на ум, можно излагать на бумаге, анализировать, после чего подводить итоги вышесказанному.

Объем эссе

Имейте в виду, что объем эссе является довольно небольшим, но четких границ при этом не имеет. Он составляет примерно от трех до семи страниц, написанных компьютерным текстом. В Гарвардской школе бизнеса, например, эссе пишутся часто всего лишь на двух листах. В отечественных университетах допускается объем до десяти страниц машинописного текста.

Конкретная проблема или вопрос

написание эссе по литературе

Еще одна особенность состоит в том, что в центре размышлений автора обязательно должна стоять конкретная проблема (некоторый неразрешимый вопрос). Тема должна быть четко определенной. Эссе не может рассматривать одновременно множество тем, заключать в себе большое число идей (мыслей). Оно лишь отражает одну мысль, один вариант, и развивает их. То есть это всего лишь ответ на некоторый вопрос.

как начать эссе по литературе

Собственное мнение

При этом высказывать нужно исключительно собственное мнение. Эссе не претендует на единственно верную точку зрения, даже если при этом приводится множество аргументов и доказательств. Это, скорее всего, только одна из граней данного вопроса. Написание эссе по литературе — не научная работа.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Свободная композиция

Важная особенность этого жанра — свободная композиция. План эссе по литературе не строгий. Различные исследователи отмечают, что по своей природе этот жанр устроен таким образом, что не терпит формальных рамок. Часто он строится вопреки основным законам логики, по принципу произвольных ассоциаций. План эссе по литературе поэтому вы можете разработать самостоятельно. Некоторые основные композиционные особенности мы приведем чуть ниже.

Склонность к парадоксам

Имеется склонность к парадоксам. Данный жанр призван удивить, озадачить читателя — это качество его является обязательным. Отправной точкой для воплощенных в эссе размышлений часто выступает яркое афористическое высказывание или же некоторое парадоксальное определение, сталкивающее бесспорные на первый взгляд, но при этом взаимоисключающие друг друга тезисы, характеристики, утверждения.

план эссе по литературе

Смысловое единство

К одному из парадоксов данного жанра относится внутреннее смысловое единство. Ориентированное прежде всего на субъективность, но свободное композиционно, эссе обладает вместе с тем смысловым единством внутри текста, то есть согласованностью основных утверждений и тезисов, а также внутренней гармонией ассоциаций и аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых отражается личностная позиция его создателя.

Структура и план эссе

1. Вступление. «Как начать эссе по литературе?» — спросите вы. Как известно, сложнее всего написать первые строчки. Не нужно сразу же начинать что-то кому-то доказывать, создавая образцы эссе по литературе. Для начала следует подготовить почву, то есть создать нужную атмосферу и погрузить читателя текста в состояние мысли, которое ему поможет в дальнейшем максимально проникнуть в авторские идеи.

2. Главная часть, которая состоит из тезисов. Помните о том, что основная мысль должна быть сформулирована кратко и четко. Ей следует быть простой и понятной. Никто не любит голословных заявлений. Задача автора, создающего образцы эссе по литературе, состоит не только в том, чтобы ее изложить, но и в том, чтобы доказать. Например, вы заявляете о том, что судьбу определяет имя человека. Тогда докажите это, приводя конкретные примеры из жизни или же основываясь на некоторых известных теориях. По такому принципу следует писать эссе по литературе. Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин… Используйте знание русской классики, но обязательно представляйте свежий взгляд.

Тезис, таким образом, отвечает на вопрос: «Что?» После этого обязательно следует ответить на вопрос: «Почему?», то есть доказать его.

3. План написания эссе по литературе включает также вывод, заключительную часть, подведение итогов сказанного. Можно долго говорить о предмете эссе, уходить в дебри размышлений, но в конце обязательно нужно собрать в пучок все мыслительные богатства. Лишь так можно качественно завершить высказывание, а также показать ценность написанного текста. Если объем его слишком мал, можно без этой части обойтись. Главное — это чтобы основная мысль звучала в заключении.

Таков план написания эссе по литературе, который вы можете несколько изменить, поскольку это довольно свободная форма.

образцы эссе по литературе

То, что поможет вам лучше написать эссе

1. Поразмышляйте над темой, ее значением. Проанализируйте, насколько хорошо вы разбираетесь в том, о чем хотите писать. Способны ли вы предложить нечто свежее и новое по данной теме? Эссе славится, прежде всего, оригинальностью. Следует представить обязательно небанальный взгляд даже на самые банальные вещи, если они являются предметом его содержания. Не забывайте при этом о свежести языка.

2. Материалы. Выберите, что вы будете использовать при написании работы. Достаточно ли будет лишь читательского и жизненного опыта? Не забывайте о том, что коллаж формулировок, разнообразие мыслей всегда подкупают. Познакомьтесь с различными точками зрения по данному вопросу и вступите с некоторыми авторами в дискуссию. Работа должна создавать впечатление упорного и длительного труда, удивлять читателей эрудицией и ставить их в тупик свежим мышлением.

3. Использование идей. Не следует пытаться рассказать обо всем и сразу. Можно порадовать читателей неожиданными фактами и искрометными выражениями. Сделайте так, чтобы вас было интересно, приятно и к тому же познавательно читать.

4. Три кита. Запишите на бумаге основные мысли и направления. Из них выберите три самых удачных тезиса. Возьмите их за основу. Если у вас получится больше разветвлений, вы рискуете тем, что текст покажется непонятным и поверхностным, а если меньше — консервативным и зацикленным. Издавна цифра «3» признается магической. Не стоит поэтому ее игнорировать.

5. Сначала — скелет. И лишь затем — кожа. Речь идет здесь о том, что сперва следует изложить лишь кратко ход мыслей. Их можно записать одним-двумя предложениями в каждом из абзацев, после чего не спеша перечитать, а потом лепить снежный ком, состоящий из ваших собственных мыслей. Вы можете добавить необходимые детали и примеры, а также накручивать информацию, применяя различные художественные средства.

Теперь вы знаете о том, как написать эссе по литературе. Информацию, представленную в нашей статье, можно использовать и при создании эссе по другим предметам. Основные моменты ничем не отличаются в различных видах этого жанра. Структура эссе по литературе, представленная нами, может использоваться, например, при написании работы по философии, при устройстве на работу и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *