Секреты создания портфолио для поступления на творческие специальности
Для успешного поступления в британские вузы на программы, связанные с творчеством – искусство, дизайн, фэшн индустрия, — от абитуриентов требуется предоставить портфолио с работами для оценки их способностей и креативных навыков.
Портфолио – это ваш входной билет для получения образования в области искусства в престижных университетах, которые подарили арт-миру десятки гениальных выпускников. И подойти к этой сверхответственной задаче надо предельно профессионально и творчески.
Зачем нужно портфолио?
Портфолио является основным инструментом, с помощью которого члены приёмной комиссии оценивают талант и способности абитуриента к карьере в мире искусства. Успешное портфолио раскрывает вас как творческую личность и свидетельствует о наличии потенциала к креативной деятельности.
В тех случаях, когда портфолио рассматривается заочно, без проведения собеседования с абитуриентом, оно является решающим фактором, на основе которого члены приёмной комиссии принимают решение, достойны ли вы занять место в их университете.
Важная функция портфолио заключена в том, что оно представляет не просто «статичный» перечень работ – изучая портфолио, опытный преподаватель способен увидеть процесс вашего развития, динамику творения от первоначальной идеи до её законченного воплощения.
Как создать успешное портфолио?
При составлении портфолио важно определиться с объёмом предоставляемого материала – малое число работ не позволит раскрыть ваш потенциал и способности, а слишком большое их количество не даст возможности сфокусироваться на ключевых элементах творчества. Портфолио, содержащее порядка 5 проектов и блокнот с зарисовками (по нему хорошо виден процесс работы над идеей), можно порекомендовать в качестве ориентировочного варианта, хотя здесь нет никаких ограничений и приветствуется индивидуальный подход. Старайтесь включать в портфолио разнообразные работы, избегая однотипных материалов, выполненных в одном стиле и технике исполнения.
Не следует копировать чьё-либо портфолио или пытаться угадать, что члены приёмной комиссии хотят увидеть в представленных материалах. Многие иностранные абитуриенты считают, что они должны непременно демонстрировать работы, стиль которых соответствует европейской культурной школе. На самом деле самобытность в творчестве и умение выразить в художественной форме традиций той среды, где вы выросли, является огромным плюсом для оценки ваших способностей к занятию искусством.
Ключевым моментом создания портфолио является то, что оно должно обладать динамикой, представляя разворачивающуюся историю вашего развития на протяжении определённого периода и показывая творческий процесс работы над каждым проектом. И в конце этого рассказа не надо ставить точку – секрет креативного подхода к составлению портфолио заключается в том, чтобы создать ощущение, что вы готовы двигаться дальше и достигать большего. Именно по этому фактору, а не по статичному перечислению материала, опытный преподаватель оценит ваш потенциал.
5 практических советов по составлению портфолио
- Не делайте типичной ошибки – не располагайте работы в хронологическом порядке. Начните с сильных работ и ими же закончите портфолио. В середине представьте экспериментальные или незавершённые материалы – они дополняют картину вашего творческого процесса.
- Приложите блокнот с набросками работ, выполненных при работе над проектами, или записи с мыслями и идеями. Это очень важный элемент портфолио, по которому преподаватели университета оценивают ваши творческие возможности.
- Тщательно продумайте структуру портфолио – она должна быть логичной и легко воспринимаемой. Помните, что портфолио – это история о вас, и она должна читаться легко.
- Дайте каждой работе название и укажите дату, когда она была создана.
- Покажите готовое портфолио знакомым, особенно тем, кого считаете творческими личностями, и попросите дать оценку и советы.
Следует иметь в виду, что студенты должны предоставлять портфолио для зачисления на программы любого уровня: подготовительные курсы для иностранных абитуриентов (International Foundation), бакалавриат, программы постдипломного образования. Требования к степени профессионализма работ, отобранных для портфолио, различны для каждого уровня.
Советы преподавателей и студентов University of Kent
Кентский университет славится программами по архитектуре и искусству. Преподаватели и студенты создали короткое видео с советами, как создать идеальное портфолию а также пройти собеседование:
>> Узнать больше о Кентском университете
Помощь в составлении портфолио
Университеты, имеющие образовательные программы в области искусства, для поступления на которые требуется предоставить портфолио, как правило, имеют специальные курсы, где учащимся помогают осваивать секреты составления портфолио на уровне, требуемом для зачисления в вуз.
Это могут быть как курсы full time portfolio сроком от семестра до 1 года, так и короткие тренинги от 2–3 дней до нескольких недель.
Примечание: составлено по материалам University of the Arts London
Как оформить портфолио художника — Doriana Dream Art
В этом видео я покажу вам свой способ оформления портфолио для художника. Поговорим о том, для чего вообще он нужен, какой материал в него включить и на какие этапы поделить сам процесс создания портфолио. Приятного просмотра!
Сайт с бесплатными шаблонами дизайна: https://www.freepik.com/
Мой принтер: http://epson.ru/catalog/printers/epson-l805/?page=characteristics
Фотобумага: http://www.lomond.ru/ru/node/49868 — глянцевая. Также принтер прекрасно печатает на матовой бумаге этого же бренда http://www.lomond.ru/ru/node/49909
Вы можете следить за мной:
ВКонтакте — https://vk.com/artist_dd
Инстаграм — https://www.instagram.com/doriana7dream/
Твиттер — https://twitter.com/DorianaDream
Artstation — https://www.artstation.com/doriana_dream/albums/all
Virink — https://virink.com/dorianadream
Facebook — https://www.facebook.com/profile.php?id=100015468423348
Мой магазин на Ярмарке Мастеров: https://www.livemaster.ru/doriana-dream?view=profile
В видео была использована иллюстрация цветов: Designed by Freepik — https://www.freepik.com/free-vector/watercolor-floral-background-with-elegant-style_1358701.htm#term=purple%20flower&page=1&position=2#term=purple%20flower&page=1&position=2
Музыка:
1) Flying High by FREDJI https://soundcloud.com/fredjimusic
https://www.facebook.com/fredjimusic/
Music promoted by Audio Library https://youtu.be/RYgKd-6_Fc4
2) Deux by dyalla https://soundcloud.com/dyallas
Music promoted by Audio Library https://youtu.be/5mr0NM9OqOo
Если вам будет удобнее, вы можете прочитать данный урок. Приятного чтения!
Всем привет! C вами Doriana Dream. И сегодня я покажу вам свой способ оформления портфолио для художника. Поговорим о том, для чего вообще он нужен, какой материал в него включить и на какие этапы поделить сам процесс создания портфолио. Если для вас эта тема интересна, то читайте далее.
Иногда у художника возникают ситуации, когда необходимо показать свои работы в быстрой и красивой форме в реальной жизни, а не через интернет. Но не у всех есть возможность заказать его оформление и печать в профессиональной типографии. Потому приходится применять подручные средства и собирать его самостоятельно.
Вот так выглядит мое портфолио на данный момент:
Оно состоит из следующих разделов:
- творческая биография
- избранные выставки
- раздел с фоторепродукциями картин
- пресса
- фотоальбом
Немного расскажу о подготовке материала. Ведь именно с этого этапа и начинается процесс создания портфолио. Решите для себя, какие рисунки вы включите в свое портфолио. Лучше выбирать последние и наиболее удачные работы, не добавлять их слишком много. Достаточно 15-20 работ. Самое главное, после просмотра вашего портфолио, должно стать понятным какой вы художник, в каких направлениях работаете и чем занимаетесь.
Помимо работ в портфолио стоит включить и описание творческой биографии, в которой кратко будет рассказано про ваш опыт работы в области искусства. Если вы ведете выставочную деятельность, укажите список выставок. В конце укажите контакты. Я не буду останавливаться подробно на этапе подготовки этой информации, а лучше посоветую вам почитать книгу «ART/WORK: Как стать успешным художником»
В разделе с прессой, можно дать список или вложить распечатки с публикациями о вас в газетах, журналах, на сайтах или блогах. Вы можете и не включать этот раздел. Тут на ваш выбор. Возможно, вместо этого вы решите показать отзывы о своих работах.
Также, в заключении, в своем портфолио я добавила раздел «Из творческой жизни художницы», где показала фотографии с различных мероприятий и несколько процессов работы над картинами.
После того, как вы определились со структурой портфолио и подготовили материал, пора начать делать макет на компьютере. Я свой собирала самостоятельно в программе Adobe Photoshop под формат листа А4.
Вы можете использовать и другие программы, работайте там, где вам удобно. На этом этапе главное определиться с внешним видом, подумать над дизайном, который сможет объединить ваши работы и будет смотреться с ними гармонично.
Можете воспользоваться примером моего портфолио или посмотреть для вдохновения примеры дизайна в интернете и придумать свой.
Я могу посоветовать вам, посмотреть сайт с бесплатными макетами freepik.com. Запрос в поиске, конечно, стоит забивать на английском языке. Не забудьте также подготовить титульный лист — обложку для портфолио.
Подготовив макет, идем его печатать. Тут вам необходимо решить какую бумагу лучше использовать: матовую или глянцевую, гладкую или текстурную. Какую плотность выбрать. К сожалению, я приобрела себе цветной принтер уже после того, как напечатала свое портфолио в фотосалоне. Но несколько страниц все же распечатала для наглядности самостоятельно.
Я печатаю на принтере Epson L805, на глянцевой бумаге Lomond Glossy, плотностью 170 г/кв.м. Но я советую брать бумагу плотнее, 230 г/кв.м.
Качество печати на этой бумаге меня более чем устроило, прекрасный контраст и насыщенность цвета. Главное, настроить правильную цветопередачу в настройках принтера и откалибровать свой монитор.
Прежде чем печатать, принтер захотел покушать. И потому вначале заправляем принтер фирменными чернилами Epson.
Немного расскажу о самом принтере. Основной фактор, из-за которого мы выбрали именно принтер Epson L805, это печать шестью цветами. А мне как художнику, очень важна правильная и полная цветопередача моих картин на принтах и фоторепродукциях. Также, в отличие от своего предшественника L800, на нем доступна печать через Wi-Fi. Из-за немалых габаритов устройства, именно таким способом я и отправляю на печать фотографии. Кстати, он также может печатать на CD дисках.
В принтере реализована система непрерывной подачи чернил. То есть, когда заканчивается какой-либо цвет, не нужно менять картридж, а просто доливать нужные чернила в соответствующую емкость. Мы заливаем оригинальные чернила EPSON, но возможно использование и нефирменной краски.
Сама заправка несложная и после первого раза понятная. Если заливаешь не всю емкость с чернилами, а в бутылочке что-то остается, то это не проблема. Просто плотно закрыв крышку и убрав в сухое место, чернила хранятся без проблем. Главное работать в перчатках и быть аккуратным.
Распечатав все листы, приступаем к последнему этапу.
Я решила оформить портфолио вот в такую черную и недорогую папку с текстурной поверхностью. У нее имеется сверху специальный зажим, которым я и закрепляю все листы разом.
Итак, из материалов и инструментов вам понадобятся:
- листы портфолио формата А4
- файлы формата А4 для каждого листа (я использую не гладкие, а с текстурой)
- обычный скотч
- двухсторонний скотч
- ножницы
Вкладываю лист в файлик, так, чтобы полоса с перфорацией была с правой стороны от лицевой части. Проверяю, чтобы не было никаких волосинок, пылинок и прочей нечисти.
Далее необходимо спрятать полосу с перфорацией. Для этого переворачиваю лист и закрепляю его обычным скотчем. О красоте и аккуратности тут можно не беспокоиться. Главное, чтобы полоса крепко держалась согнутой, сверху и снизу не отходила, а была плотно прижата.
То же самое проделываю и с верхним краем. Вот тут уже нужна аккуратность. Таким образом оформляю в файлы все листы портфолио.
Далее разделив листы по парам, необходимо плотно их соединить друг с другом. Тут на помощь приходит двухсторонний скотч. Нарезав предварительно полоски резаком прямо на нем, прикрепляю их по краю одного из парных листов с оборотной стороны. И несколько штучек по центру. Убрав защитную пленку, приклеиваю оборотами второй парный лист. . Тут главное как можно точнее наложить второй лист и не перепутать верх с низом. А то это будет фиаско.
Таким способом оформляем все парные листы.
И складываем в папку, на которую предварительно, благодаря тому же двухстороннему скотчу, приклеиваем обложку. Мой совет, когда портфолио не используется, не закреплять листы зажимом, во избежание их деформации. На обложке, кстати, изображена моя кошка по имени Бусинка, ну или просто Буся.
Наконец, портфолио художника оформлено. Спасибо за прочтение данного урока!
© Копирование разрешено только
с указанием автора и ссылки на оригинал статьи
Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных прогрессов обучающихся
Одним из средств, способствующих формированию и оцениванию творческих способностей обучающихся, является портфолио. Согласно наиболее распространенной точке зрения, портфолио является совокупностью свидетельств, создаваемой с целью демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося. Однако актуальность внедрения портфолио в отечественном образовании связывается специалистами с обоснованием иного «его понимания, которое позволит осуществить необходимую сегодня трансформацию учебного процесса» [2]. Применение портфолио затрудняется тем, что теоретико-методологические основания его конструирования и представления разработаны недостаточно и не в полной мере соответствуют происходящим в профессиональном образовании изменениям.
В практике профессионального образования преимущественно применяются разновидности портфолио накопительного вида. Используемые для этой цели разнообразные вариации «портфеля достижений» дают возможность получать информацию об отдельных «видимых» результатах профессиональной подготовки через фиксацию внешних проявлений активности обучающихся. Учебно—профессиональные достижения как личностный образовательный результат, репрезентирующий потенциал обучающегося на различных этапах его учебно—профессиональной деятельности, имеет латентный интегративный характер.
Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, зачёт, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
— проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе освоения дисциплины, вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся;
— оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля (в этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как свидетельства о результатах тестирования, зачёта, экзамена (или выступать наряду с ними).
В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и обучающихся. Другая тенденция — формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения.
Так, ФГОС СПО по специальности 100124.52 «Стилистика и искусство визажа» в качестве образовательных результатов обучающихся по общепрофессиональной дисциплине «Цветоведение» определяет владение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций: «выполнять коррекцию и окрашивание бровей, выполнять окрашивание ресниц, выполнять салонный и специфический макияж и грим для кино, театра и подиума, оказывать консультационные услуги по выполнению макияжа в домашних условиях, выполнять рисунки в технике фейс-арт и боди-арт, разрабатывать концепцию образа индивидуального стиля заказчика и коллекции образов». Помимо профессиональных компетенций, при проектировании форм и методов контроля образовательных достижений обучающихся преподавателю необходимо предусмотреть оценивание общих компетенций обучающихся: «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». Одним из наиболее эффективных рабочих инструментов, оценивающих вышеназванные персональные образовательные достижения обучающихся, по нашему мнению, является творческое портфолио. Целесообразность создания творческого портфолио по дисциплине «Цветоведение» обусловлена тем, что портфолио:
— позволяет наиболее полно отразить результаты деятельности по дисциплине, а также качество выполнения практически работ;
— отражая результаты индивидуальной образовательной активности обучающегося, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри колледжа, так и в образовательной сети, особенно в учреждениях системы профессионального образования;
— может служить дополнением к результатам квалификационного экзамена, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об обучающемся, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре;
— в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования, кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат;
— наряду с результатами олимпиад, представляет результаты творческой деятельности, свидетельствует не только о способностях обучающегося, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать иные, не менее важные педагогические задачи:
— поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Кроме того, описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам профессионального обучения. Особо подчеркнём, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
— поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— повышать обоснованность выбора профессии и эффективность его коррекции в ситуации профессионального обучения.
Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления о профессионале, может использоваться работодателями или вузами в качестве дополнительной информации о выпускнике, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента. Портфолио отвечает интересам обучающихся колледжа, вуза и системы образования в целом и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу — одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования. Для преподавателя художественных дисциплин, включающих «Цветоведение», портфолио является инструментом:
— отслеживания индивидуального прогресса обучающегося в течение периода освоения дисциплины;
— оценивания его творческих и образовательных достижений и результатов, а также других традиционных форм контроля.
Кроме того, творческое портфолио по дисциплине «Цветоведение» помогает повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления обучающихся более достоверным и ответственным. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: папка достижений, рефлексивное портфолио, проблемно-исследовательское, тематическое. Для дисциплины «Цветоведение» наиболее приемлемо «Рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития обучающегося, помогающее отследить результативность его творческой деятельности и профессионального роста как в количественном, так и качественном плане, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты. Такой тип портфолио позволяет оценивать процесс развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует становлению личностных и профессиональных компетенций обучающихся, так как смысл рефлексии заключается в уточнении обучающимся своих знаний, в умении адекватно оценивать собственные достижения, возможности и делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования. Портфолио — инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и само презентации обучающегося (профессионала).
Портфолио по дисциплине «Цветоведение» представляет собой набор последовательно структурированных выполненных практических заданий в соответствии с темами рабочей программы дисциплины, поскольку основная цель формирования творческого «портфолио» — накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в колледже.
Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и обучающиеся колледжа, с другой стороны потенциальные работодатели:
Обучающиеся и преподаватели в колледже |
Потенциальные работодатели на рынке труда |
— обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями; — рефлексия обучающимися своей работы; — демонстрация индивидуального стиля обучения, особенностей его интеллекта и культуры; — возможность для обучающихся установить связи между предыдущим и новым знанием; — включение обучающегося в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя; — оценка промежуточных достижений, в том числе «формализованная»; — подготовка и обоснование целей будущей работы |
— включение обучающегося в период обучения в колледже в процесс развития «нужных» предприятию компетенций; — конечная оценка достижений обучающихся и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе |
Таким образом, специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Портфолио обучающихся по специальности «Стилистика и искусство визажа» по дисциплине «Цветоведение» предназначено для презентации индивидуального образовательного движения обучающихся. Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.
Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.
Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.
Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов портфолио. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.
Этап 4. Сбор и оформление материалов. Консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 5. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.
Портфолио — отчёт по процессу деятельности, показывающий динамику индивидуальных прогрессов обучающегося.
При разработке параметров оценивания, необходимо познакомить обучающихся с такими требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:
— наличие творчески оформленной обложки, отражающей специфику дисциплины, личность и интересы обучающегося;
— аккуратность, тщательность выполнения представленных в папке работ;
— факты, отражающие понимание обучающимся освоенного материала по дисциплине;
— творческие работы;
— работы, отражающие творческие способности и развитие обучающегося.
Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что:
— портфолио наиболее адекватно для отслеживания и оценивания творческих, образовательных достижений и результатов обучения по индивидуальному учебному плану;
— портфолио обучающегося по дисциплине может служить дополнением к результатам квалификационного экзамена;
— портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты.
Литература:
1. Гуляева, С. П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С. П. Гуляева.- Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2009. — 73с.
2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психоло-го-педагогические аспекты. //Психологическая наука и образование. — 2009. — № 4. — С. 5.
3. Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. — М.: Academia; АПКиПРО, 2011.
4. Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н. В. Муха — Томск: ОГУ РЦРО, 2009.
Творческие работы студентов (Портфолио)
Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств – Кафедры – Кафедра дизайна – Творческие работы студентов (Портфолио)Каталог творческих работ
Каталог творческих работ
Бакалавриат
4 курс
Графический дизайн
Михайлова Анна
Дудина Оксана
Павлюк Дарья
Шевченко Ольга
Масалова Кристина
Попова Юлия
Шовузарбов Бахтиёр
Анашкина Софья
Палухина Ирина
Осина Вероника
Артёменко Екатерина
Дизайн костюма
Волгужева Яна
Колотушкина Анна
3 курс
Графический дизайнСуворова Арина
Полосина Анна
Медякова Ольга
Асид Аля
Ефимова Екатерина
Гниломёдова Надежда
Кононюк Юлия
Хромова Юлия
Мартынова Арина
Матушкина Юлия
Валеева Полина
3 курс
Дизайн среды
Князева Ольга
Осман Майсун
Сербина Елизавета
Милькина Мария
Кулагина Анастасия
Корчагина Олеся
Петухова Мария
Дмитрах Екатерина
Алиева Лейла
Аришина Ольга
Крылова Мария
Маркарян Нина
2 курс
Дизайн костюма
Родионова Анастасия Баранюк Юнна Нечаева Алёна Суховодова София
Акимова Алина
Графический дизайн
Кучерявая Валерия Башорина Алёна Варфоломеева Анастасия Колюка Лилия
Сафарова Аиса Легостаева Любовь Неймышева Анна Юрченко Вера
Хардарзода Партав Толочиева Анна Новоселова Елена
Министерство культуры РФ
Рособрнадзор
Министерство образования и науки РФ
Как создать сайт-портфолио для творческого проекта
Резьба по книгам, money art, тканевые скульптуры — искусство может принимать самые разные формы. А благодаря Интернету современные художники могут делиться своим творчеством буквально со всем миром и здесь же находить кураторов, владельцев галерей, партнёров для коллабораций, спонсоров или работодателей. В этом тексте мы расскажем, как создать онлайн-портфолио или креативное резюме и поделимся вдохновляющими примерами.
1. Выберите лучшие работы
Прежде всего определитесь с подборкой работ, которые вы хотите представить на будущем сайте. Нет смысла выкладывать всё подряд — покажите только самое лучшее, что у вас есть.
Если вам трудно оценить своё творчество со стороны, спросите совета у людей, которым вы доверяете, — друзей, родственников, преподавателей из художественной школы или университета.
Если с помощью такого портфолио вы ищете работу в конкретной сфере или компании, старайтесь продемонстрировать работы и навыки, которые бы пригодились потенциальному работодателю. Например, если вы хотите рисовать мультфильмы в компании Disney, нет смысла загружать на сайт рисунки интерьеров или военной техники. Лучше покажите, как вы умеете рисовать принцесс или милых животных!
2. Подберите запоминающееся доменное имя
После того, как вы определились с лучшими работами, время придумать имя для проекта. Домен сайта должен быть цепляющим, коротким, запоминающимся. От него зависит, запомнит ли ваш проект рядовой пользователь, владелец выставки или HR-специалист крупной игровой или анимационной студии.
Сегодня существуют сотни различных доменных зон и у вас есть из чего выбрать. Национальные, международные, тематические — каждый найдёт себе что-то подходящее. Но есть один домен, на который творческим людям стоит обратить внимание в первую очередь. И это .ART!
Зона .ART — площадка для креативных людей и организаций, работающих в сфере искусства. За более чем 2 года домен успел стать виртуальным домом для известных художников, скульпторов, фотографов, владельцев специализированных магазинов и художественных школ.
Веб-адрес в такой зоне станет станет понятным и лаконичным дополнением для творческого псевдонима, фамилии или названия творческого объединения.
Если вы хотите развивать свой личный бренд, то советуем зарегистрировать фамильный домен (например, BELKINA.ART). Так вы превратите домен в настоящую визитную карточку!
Зарегистрировать домен .ART
3. Создайте сайт
Подробно о том, как создать сайт, мы уже писали в одном из первых материалов блога. Здесь же мы сфокусируемся именно на советах, которые помогут вам сделать творческое онлайн-портфолио.
Прежде всего расскажите в отдельном разделе о себе: о вашем образовании, творческом пути, основных мотивах творчества. Если вы уже участвовали в крупных выставках и имеете профессиональные награды, упомяните это обязательно. Также не забудьте указать e-mail и ссылки на ваши аккаунты в социальных сетях (Instagram, Tumblr, Pinterest и других).
Следующий шаг — галерея работ. Руководствуйтесь принципом: «Чем меньше, тем лучше». В центре внимания должны оказаться именно ваши работы. Убедитесь, что никакие всплывающие окна или другие анимированные элементы сайта не перетягивают акцент на себя. Постарайтесь сделать навигацию сайта как можно более простой и понятной, демонстрируя каждую серию работ отдельно. Например, разделите рисунки по тематике, жанрам или году создания. Возможно, стоит коротко рассказать об истории создания того или иного произведения, чтобы больше увлечь посетителя.
И чтобы вы настроились на креативную волну, мы поделимся с вами примерами сайтов известных художников.
SLAVAPTRK.ART — сайт российского уличного художника Славы ПТРК
SHENWEI.ART — интернет-портфолио известного художника Шен Вэйя
YULIALEBEDEVA.ART — сайт-портфолио фотографа Юлии Лебедевой
4. Расскажите о вашем проекте!
После того, как всё готово, расскажите о ваших работах! Для продвижения можете использовать соцсети, арт-группы и сообщества, специализированные форумы или рубрики обсуждений на тематических новостных сайтах.
Подумайте, кому среди пользователей могут быть интересны ваши работы. Например, если вы рисуете фан-арты по Гарри Поттеру, то логично будет показать свои работы в тематическом сообществе, посвящённом этому персонажу.
⌘⌘⌘
А у вас есть свой творческий проект? Напишите, чем вы занимаетесь, и если у вас уже есть свой сайт, то добавьте ссылку в комментарии.
Авторский педагогический проект — воплощение творческого замысла -«Портфолио творческого объединения»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Чулымского района
Дом детского творчества
«Портфолио творческого объединения»
Авторская разработка
Автор-составитель: Ример Галина Владимировна
воспитатель педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Чулым
Содержание
Содержание ……………………………………………….. 2
Введение …………………………………………………… 3
Понятие портфолио, актуальность, новизна …………… 4
Методические рекомендации по составлению портфолио
творческого объединения ………………………………… 5
Структура портфолио творческого объединения ……… 9
Критерии оценки результативности портфолио ……….. 10
Выводы …………………………………………………….. 11
Список литературы ……………………………………….. 12
Приложения №1: Презентация методической разработки
«Портфолио творческого объединения».
Приложение №2: Презентация портфолио творческого объединения
«Школа раннего развития «Светлячок»».
Ваше будущее создается тем,
что вы делаете сегодня, а не тем,
что будете делать завтра.
Роберт Кийосаки
В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации подчёркивается необходимость существенных изменений в системе дополнительного образования детей, направленных на сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований.
Одним из значимых качеств педагога дополнительного образования является постоянное совершенствование и развитие профессионального мастерства. В связи с этим, особое значение приобретает внешнее оценивание и самооценка педагога.
К современным технологиям оценки профессионализма педагога относится портфолио. В совершенствовании профессиональной деятельности педагога очень актуальным становится составление не только своего личного портфолио, но и портфолио своего творческого объединения (класса или группы). В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования и воспитания. Мне всегда хотелось составить портфолио своего творческого объединения, реально увидеть не только свой профессиональный рост, но и успехи своих воспитанников, определить динамику и перспективу развития творческого объединения. Хочу представить опыт своей работы по созданию портфолио моего творческого объединения, так как инновационная технология «портфолио» выступает в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности.
Данная разработка может быть полезна не только педагогам дополнительного образования, но и педагогам, и воспитателям разных образовательных учреждений.
Актуальность данной темы состоит в том, что на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, а инициативность.Новизна заключается в перспективной форме представления коллективной направленности достижений конкретного творческого объединения, подборке и демонстрации достижений детского коллектива и использование портфолио как способа анализа, обобщения, презентации своей педагогической работы.
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования. Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы ХV-ХVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которуюназывали «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. С 90-х годов данный термин широко используется в России, в частности в образовании. Идея портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего педагог или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо.
Что же такое портфолио? Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г.Новикова, А.С.Прутченков, И.Г.Юдина, И.Ю.Гайтукаева, Г.К.Селезко и др.). Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г.Новиковой — «показать все, на что ты способен».
Портфолио – инструмент для механизма запуска мотивации достижения успеха, не только учащегося, но и всего коллектива творческого объединения. Это «портфель достижений» представляет целый диапазон способностей, склонностей, интересов учащихся, позволяет учитывать и оценивать результаты в разнообразных видах деятельности: творческой, учебной, коммуникативной, социальной, дает возможность увидеть динамику развития творческого коллектива.
Методические рекомендации по составлению портфолио творческого объединения в учреждении дополнительного образования.
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития творческого объединения, создать атмосферу открытости, общности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Задачи:
— создать для учащихся творческого объединения ситуацию переживания успеха;
— формировать установку на творческую деятельность, самореализацию, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
— стимулировать активность и самостоятельность;
— поддерживать интерес педагогов, учащихся и родителей к формированию портфолио творческого объединения;
— укреплять взаимодействие с семьями учащихся; повышать заинтересованность родителей в результатах развития творческого объединения и совместной деятельности с учреждением дополнительного образования.
Какое портфолио выбрать – каждый педагог решает сам. Следует особо отметить, что в настоящее время не существует стандартов и каких-либо требований по организации и оформлению портфолио творческого объединения. Все зависит от целей и собственных возможностей педагога. Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. Каждый вправе сам выбирать модель, вид или тип портфолио для своего творческого объединения.
Главное, решить для себя такие вопросы:
Для чего я хочу создать портфолио творческого объединения?
Что я включу в портфолио?
Как будет организован портфолио (файловая папка с печатными материалами или электронный вариант)?
У меня в первую очередь возник вопрос: «С чего начать?»
Мне хотелось найти такие подходы и идеи, которые способствовали бы индивидуальному росту каждого отдельного воспитанника и творческому коллективу в целом моего творческого объединения.Считаю, что создание портфолио — долгосрочная программа.
Функции портфолио:
диагностическая — фиксирует изменения за определённый период времени;
содержательная — раскрывает полный спектр выполненных работ;
развивающая — обеспечивает непрерывный процесс обучения и воспитания;
мотивационная — поощряет результаты деятельности;
рейтинговая – позволяет определить коллективные и индивидуальные достижения.
Существует несколько моделей портфолио: индивидуальное, достижений, отчет, совместной деятельности.
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на его основные типы.
Типы портфолио:
Портфолио документации – папка достижений.
Представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата. Направлен на повышение значимости и отражающая успехи.
Портфолио процесса – рефлексивное.
Показывает развитие и рост, показывает через документацию полный процесс обучения и развития. Раскрывает динамику, помогает отследить результативность деятельности, как в количественном, так и в качественном плане.
Портфолио показательный.
Включаются только законченные работы. Этот тип совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчеты. Показательный портфолио должен включать письменный анализ.
Оценочный портфолио. Непрерывный и продолжительный, многомерный, отражающий широкий спектр возможностей изучения процесс обучения и воспитания.
Существуют разные виды портфолио: аттестационный, педагогический, личностный, тематический, комплексный, коллективный, ученический. Необходимо учитывать принципы разработки портфолио:
— компетентностный подход
— комплексность
— достоверность
— преемственность
— оптимальность.
Порядок формирования портфолио.
Портфолио является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно-образовательной среды творческого объединения.
Период составления портфолио – в течение всего учебного года.
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей с его содержанием возлагается на педагога дополнительного образования.
Учет документов, входящих в портфолио творческого объединения, производится педагогом дополнительного образования.
К оформлению портфолио можно привлекать родителей учащихся.
При оформлении портфолио творческого объединения необходимо соблюдать следующие требования:
— систематичность и регулярность ведения портфолио: оптимальная периодичность – один раз в месяц;
— достоверность сведений, представленных в портфолио;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— разборчивость при ведении записей;
— целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
— наглядность.
По оформлению портфолио бывает: традиционное, в виде папки (печатное) или электронными. По времени создания: краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Какоепортфолио выбрать – каждый педагог решает сам. Следует особо отметить, что в настоящее время не существует стандартов и каких-либо требований по организации и оформлению портфолио творческого объединения.Все зависит от целей и собственных возможностей педагога. Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональныезнания и умения, различные освоенные способы деятельности. Каждый вправе сам выбирать модель, вид или тип портфолио для своего творческого объединения. (ПОВТОР)
Структура составления портфолио творческого объединения.
Считаю, что работа над портфолио – серьезная помощь в работе педагога, которая позволяет в полной мере оценить не только свою педагогическую деятельность, но и достижения, успехи воспитанников. Структура моего портфолио творческого объединения была создана в зависимости от моих индивидуальных особенностей. Основу портфолио составляет несколько разделов. Каждый раздел портфолио наполняла соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основными достижениями нашей с детьми деятельности.
I раздел: «Добро пожаловать! ».
Содержит общую информацию об учреждении дополнительного образования, о творческом объединении.
II раздел: «Портрет творческого объединения».
Паспорт творческого объединения, паспорт образовательной программы, кадровое обеспечение образовательного процесса. Слово воспитанникам.
III раздел: «Наши достижения».
Результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях различного уровня (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма и др.).
Каталог выступлений, тем исследований и др.
IV раздел: «Совместное творчество с родителями».
Акции, проекты, выставки, мероприятия различного уровня, праздники, соревнования и др.
V раздел: «Портрет педагога дополнительного образования творческого объединения».
Это персональный раздел, раскрывающий личность педагога (фотография, результаты педагогической деятельности, дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты за участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня, увлечения и интересы и др.).
VI раздел: «Публикации в СМИ».
VII раздел: Фотоматериалы «Счастливый миг детства».
Фотографии воспитанников, родителей, педагогов с различных мероприятий.
VIII раздел: Отзывы и пожелания.
Можно написать отзыв или пожелание в произвольной форме. Возможно рекомендации, как педагогам, так и родителям.
Критерии оценки результативности портфолио творческого объединения.
Для оценки результативности портфолио следует выделить следующие критерии:
— результативность работы
— объективность
— содержательность
— комплементарность
— продуктивность
— оригинальность и эстетическое оформление материала.
Планируемые результаты применения портфолио.
Использование портфолио творческого объединения позволит осуществить постоянный мониторинг развития и воспитания учащихся, определить перспективу дальнейшего развития творческого объединения.
Применение портфолио обеспечит: формирование здоровой конкурентной среды; разработку индивидуальной траектории развития творческого объединения.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле создании портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научиться наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят не только успехи, интересы своего ребенка, но и коллектива в целом. Как показала практика (из личного опыта) портфолио творческого объединения дает дополнительную информацию о семье: уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, могу отметить, что подобное мероприятие способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Таким образом, можно сделать выводы:
Инновационная технология «портфолио» помогает активизировать творческую активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио творческого объединения позволяет максимально раскрыть не только индивидуальные возможности каждого учащегося, но и коллектива в целом, способствует повышению самооценки, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.
Список литературы:
Белова С. М., Ильина И. В «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. Завуч. Управление современной школой». 2006,№ 8.
Волкова О.В. Самообразование педагога «Справочник заместителя директора школы», № 2/февраль 2011 г.
Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. Школьные технологии. 2004, № 3, 32 – 36 с.
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей. М., Просвещение, 2012 г.
Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. Портфолио в ДОУ. М., Издательство «Скрипторий 2003», 2008, 72с.
Кочкина Н.А. Портфолио в ДОУ: сборник. М., 2012.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976
Маркова Е.А. Портфолио как он есть. Библиотека в школе «Первое сентября», 2006, №6, 12-14 с.
Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? Методист. 2004, № 5, 56 – 59с.
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Зарубежный опыт использования портфолио. Народное образование. 2005, № 9
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио в российской школе. Народное образование. 2005, № 1.
Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Профильная школа. 2004,№2, 48-56с.
Портфолио ученика или Портфолио личных достижений: сборник автор-составитель Т. И. Тюляева. М., Верната-Граф, 2011.
Хайдукова М. В., Крылова Е. М. Положение о портфолио учащегося образовательного учреждения.Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007, № 2.
Юдина И.Г. Портфолио. Волгоград. Учитель. 2007.
Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Справочник заместителя директора школы, № 6/июнь 2008 г.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2010. №12.
Детская художественная школа имени И.П.Тимошенко
Версия для слабовидящихЧто такое портфолио ученика художественной школы?
Портфолио (итал. portfolio портфель, папка для документов) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т.д.).
Если говорить о системе художественного образования, то портфолио школьника — это некий способ накопления и последующей оценки достижений ребенка в период их обучения. Чаще всего данный документ представляет из себя подборку работ и результатов ученика, которая демонстрирует его стремление, потенциал и результаты, достигнутые в различных областях (как в рамках учебной программы, так и вне стен художественной школы).
Цель разработки школьного портфолио:
В конечном итоге портфолио представляет из себя отчёт по полученному учащимся образованию. В процессе наполнения документа легко отследить прогресс ученика в тех или иных областях, оценить способности ученика в умении применить знания на практике.
Портфолио позволяет ученику развить способность самостоятельной оценки своих достижений, повышает самомотивацию, позволяет достичь лучших результатов в процессе получения образования, прививает навыки планирования и постановки целей, помогает педагогам увидеть скрытые способности ученика, что необходимо для дальнейшего их развития.
После окончания художественной школы каждый из ребят получит свое портфолио, которое сможет использовать при собеседовании при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения по профилю.
Структура портфолио:
На сегодняшний день каких-либо жестко установленных правил и требований, регламентирующих структуру портфолио ученика художественной школы не существует. Предложенный нами вариант является базовой основой портфолио. В зависимости от активности ребенка в портфолио могут появляться новые разделы.
1. Титульный лист (обложка документа). Содержит информацию об адресе и наименовании образовательного учреждения, ФИО ученика, а так же фотографию ученика на втором листе.
2. Заявление родителей о приеме в художественную школу. Информация, содержащаяся в данном заявлении является закрытой, может использоваться только для внутренних административных работ работниками школы.
3. Разрешение об использовании персональных данных ребенка. Заполняется родителем и (или) законным представителем при приеме ребенка в школу.
4. Эссе – Моя жизнь. Здесь ребенок, с помощью родителей и (или) законных представителей, классного педагога или преподавателя пишет о себе. В эссе указывается информация о составе семьи ученика. При желании вы можете указать (в общих чертах либо подробно) данные о месте работы и специальности того или иного члена семьи.
Что я умею и люблю делать. Этот раздел эссе позволяет проиллюстрировать навыки и увлечения учащегося. Здесь рекомендуется указать наиболее значимые, с вашей точки зрения, достижения. Это не обязательно должно относиться к учебе. Например, если ваш ребенок научился плавать этим летом, то для 7-8 лет — это также является достижением. Здесь же рекомендуется указать сведения об интересах и увлечениях учащегося. В процессе обучения эта информация может помочь педагогам развить имеющиеся у ребенка способности, а также найти среди одноклассников единомышленников и друзей.
Мои достижения и планы. Информация в этом разделе эссе позволяет педагогам сориентироваться в сильных сторонах учащегося, понять его стремление и желание получить дополнительные знания и навыки, а также увидеть помощь в чем именно (с точки зрения ученика) требуется, либо же убедиться в том, что у учащегося уже существует некий план действий, последовательное выполнение которого позволит ему в конечном итоге достигнуть поставленной цели.
Моя занятость в кружках, секциях и клубах. В этом разделе эссе необходимо указать информацию о названии кружка, секции или клуба, названии учреждения, в котором проводятся занятия и время, в течение которого ученик принимал или принимает участие в деятельности кружка или клуба. Данная информация не касается обучения в художественной школе. В случае занятий с репетитором, приходящим к вам домой — это также следует отразить в разделе. Информация позволит педагогу оценить факт того, что в развитии тех или иных навыков, либо умений, учащийся предпринимает более серьезные действия, позволяющие достичь больших результатов, нежели если бы то или иное занятие оставалось на уровне обычного увлечения.
Моё творчество (литературные, музыкальные, хореографические работы). Данный раздел не является обязательным. Но в случае одаренности ребенка в данных видах искусств, информация об этом так же может быть представлена в эссе.
5. Табель успеваемости. Заполняется классным руководителем, предоставляется родителю и (или) законному представителю под подпись, и хранится в Портфолио ученика.
6. Творческая характеристика. Составляется классным руководителем по итогам учебного года, дополняется по мере необходимости.
7. Сведения об участии ученика в фестивалях, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях заполняются при наличии таковых. В портфолио вкладываются все дипломы, грамоты и другие наградные листы (можно сканированные).
Если ребенок зачислен в Школу одаренных детей «Ступени к творчеству», то необходимо предоставить полную информацию об участии в подобных мероприятиях от других образовательных, культурно-досуговых учреждений (образовательной школы, студии, кружка и т.п.)
В связи с большой нагрузкой ребенка, посещающего художественную школу рекомендуем составить «Мой режим дня». Этот документ даст ребенку навыки планирования. Будет полезно, если Режим дня ученик заполнит самостоятельно, а вы ему потом поможете свести информацию по времени тех или иных дел. Рекомендуем распечатать этот лист и повесить его дома рядом с рабочим местом учащегося.