Пример газетная статья – Выберите из газеты или журнала любую понравившуюся вам статью… ГДЗ. Упр. 146, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Содержание

из каких частей состоит интересная статья?

Если говорить о видах структуры статьи, то можно выделить их несколько — от хаотичной до логической и пирамидальной. Кстати, последняя довольно часто используется в газетных статьях. О том, как «разворачиваются события» в газетной статье и как подавать материал, пойдет речь на этой странице.

Структура газетной статьи — идем от главного к дополнительному

Заголовок — первое звено в структуре газетной статьи

Зачастую заголовком газетной статьи является предложение, которое содержит в себе тему статьи. Для привлечения внимания старайтесь использовать интересные обороты речи, но не увлекайтесь, ведь Вам надо создать описание реального содержания данной статьи. Например: «Никаких лекарств… Только здоровые инстинкты!”, «Молодая семья должна жить отдельно от родителей.  Начни думать…”, «За 3 шага получить доход”.

Первый абзац газетной статьи: каким он должен быть?

Также неотъемлемой частью структуры газетной статьи является лид.  Он представляет собой первый абзац, позволяющий зацепить внимание читателя на данном материале. Основной критерий лида — компактность и информативность.  За небольшой отрывок материала читатель должен понять, о чем хочет рассказать автор статьи. При написании лида, Вам помогут следующие стандартные вопросы: «что?», «где?», «когда?», «кто» и «каким образом?». Не забывайте и о том, что лид пишется от третьего лица. Мы подобрали несколько примеров лида: «Несколько минут назад в Кремле завершилась встреча президентов России и США Владимира Путина и Джорджем Бушем». «Несмотря на засушливое лето урожай овощей был хороший».

Дополните деталями газетную статью

Для того, чтобы читателю пришло полное понимание темы, используйте в газетной статье дополнительные материалы: мнения людей, различные факты, статистики и так далее.

Подзаголовки- важная часть структуры

Каждый параграф в структуре газетной статьи должен предоставлять вниманию читателя только одну сторону вопроса, раскрываемого данной статьей, и количество слов не должно превосходить пятидесяти.

Порядок абзацев в структуре газетной статьи

Параграфы следует распределять в общей структуре газеты по степени важности, чтобы читатель мог получить основной материал в первую очередь. Если он был заинтересован, то с удовольствием продолжит свое чтение, для детального разбора материала.  Старайтесь привести как можно больше доказательств для подтверждения Ваших высказываний.

Заключение — венец структуры газетной статьи

Заключительный «параграф» — последний элемент в структуре статьи должен содержать в себе обобщение центральных вопросов газетной статьи, а также содержать нужную для читателя информацию об этой теме для изучения в дальнейшем.

Резюме: 3 правила в структуре газетной статьи

Какие уроки можно извлечь из структуры газетных статей? Используйте подзаголовки, раскрывайте идею от главного к второстепенному и приводите конкретные факты, примеры в своей статье.

Идем дальше:
Как написать план статьи? Пример»

основные понятия и правила газетной верстки

01.10.2019

 

Оформление газет: общая информация

Газеты выпускают в нескольких форматах: А4, А3, А2.

Самый большой формат – А2 (420 x 594 мм) – используется для центральных городских и областных газет. Обычно в таких изданиях 6-8 колонок.

А3 (297 x 420 мм) – основной газетный формат, в нем выходит большая часть новостных изданий (Метро, Вечерний Петербург, Вести). Полосы содержат 3-5 колонок.

Формат А4 (210 x 297 мм) отлично подходит для корпоративных, студенческих и развлекательных изданий. Количество колонок – 2-3.


Ширина колонок находится в прямой зависимости от формата полосы — запечатанной площади на странице.

Основной текст при газетной верстке набирают удобочитаемыми шрифтами (например, Times New Roman), кегль шрифта при этом составляет 8-9 пт. Рекомендации относительно шрифтов газетной верстки изложены в ОСТ 29.125-95 — Газеты. Общие технические требования. Чем уже колонка, тем меньший кегль целесообразно использовать.

Заголовки обычно бывают набраны различными шрифтами, размером 12-36 пт. Располагаются они на формат одной или нескольких колонок, слова переносят по смыслу (например, недопустимо перенести так: «Moody’s предприняло рейтинговые // действия в отношении 10 российских банков»).

Газетная верстка: основные понятия

  • Средник —  расстояние между колонками.
  • Линейка —  черточка любой толщины, разделяющая материалы.

Элементы полосы газеты:

  • Заголовочная часть — название издания, номер выпуска, наименование организации, календарные сведения, лозунг, призыв.
  • Подзаголовочная часть — передовая статья.
  • Чердак — материал, размещаемый в верхней части страницы, по ширине превышает больше половины страницы (2/3), по высоте треть–четверть.
  • Подвал — материал внизу страницы.
  • Окно — текстовый или изобразительный материал, заверстанный в форме прямоугольника в верхнем правом углу. Окно отделяется линейками сверху и сбоку.
  • Фонарь — материал, размещенный по центру или внизу полосы на 2–3 колонки, причем высота фонаря больше, чем ширина. Отделяется линейками.
  • Стояк — текст, занимающий всю высоту полосы, занимает 2–3 колонки.
  • Уголок— материал, помещенный в любой из углов страницы, кроме правого верхнего.
  • Подверстка — текст или иллюстрация, которыми занимают свободное место под статьей для соблюдения высоты колонок.
  • Колонтитулы — обязательный элемент, который присутствует на каждой странице, кроме первой. Его заверстывают либо на ширину всех колонок, либо в нижнем углу, на формат одной колонки. Колонтитул содержит выходные данные газеты: название, номер, дату.

Общие правила газетной верстки

Колонки

  • Во всей газете необходимо соблюдать одинаковое количество колонок на каждой странице. Возможно сокращение их числа для одной публикации на полосе.
  • Строчки текста в находящихся рядом  колонках должны находиться строго напротив друг друга.
  • Важное требование — одинаковое количество строк в колонках, последние строки выравниваются по одной прямой.
  • Средник должен занимать не менее 12 пт. причем в это пространство могут быть помещены линейки или другие украшения. Их расстояние от текста составляет не менее 6 пт.
  • Расстояние от колонтитулов до текста примерно равно среднику.

Заголовки

  •  Чем больше статья по объему, тем крупнее заголовок. То же самое и относительно значимости заметки.
  • Заголовки могут размещаться на ширину всех колонок (шапка), нескольких колонок или одной  Не рекомендуется размещать два заголовка на одном уровне (в соседних колонках).
  • Сноски размещаются в той колонке, где на них имеется ссылка. Сноска к общему заголовку размещается в первой колонке.
  • Длинные заголовки, состоящие из двух строк, набирают шрифтом небольшого кегля, на одну ступень меньше, чем маленькие заголовки.
  • Тематические подзаголовки набирают шрифтом, по размеру меньшим на 2 ступени, чем само заглавие. Внутренние подзаголовки статей — 10-12 пт.

Иллюстрации

  • Размер подобранных иллюстраций должен быть кратным Н-ному числу колонок.
  • Не следует забывать, что из-за не очень высокого качества газетной бумаги мелкие детали на иллюстрациях (особенно небольших), могут исказиться.
  • Подрисуночные подписи набирают шрифтом, кегль которого составляет не менее 8 пунктов. Отбивка между иллюстрацией и  подписью — не менее 10 пунктов.
  • Таблицы и иллюстрации желательно размещать между абзацами.

Урок развития речи в 8-м классе "Газетная статья"

(Слайд 1, Приложение 1)

Тип урока: Урок развития речи (комбинированный с использованием презентационной технологии). 

Форма урока: урок исследования теории

Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; проблемное изложение.

Виды мотивации: познавательная; аполитическая.

Цель урока:

  • Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её  композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
  • Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.
  • Воспитывающая –  воспитание эстетического вкуса,  чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, презентация (Приложение 1), блокнот юного журналиста (Приложение 2), школьные газеты, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 2).

 Эпиграф:  Думай о хорошем, и мысли воплотятся в хорошие дела. Грасиан.

Для работы на уроке нам необходимы ручка, карандаш, блокнот Юного журналиста (вместо рабочей тетради).

2. Установка на активную познавательную деятельность на уроке

- Ребята, вы обратили внимание на оформление урока, что я для этого использовала. (Слайд 3, Школьная газета)

- Конечно, вы догадываетесь, что это не случайно. Действительно, просматривая школьные газеты, можно заметить, что участие в их  создании принимают учащиеся старших классов. Почему? (учащиеся не умеют писать статьи)

Мотивация

- Сегодня я помогу вам научиться писать статьи для школьной газеты.

-Что для этого вы должны знать? (стиль, жанры) (Слайд  4. Понятие жанра. Строение текста)

(учащиеся делают записи в блокноте стр.4) (Приложение 2)

- Какими умениями нужно обладать, чтобы принять участие в создании школьной газеты? (уметь писать статью в газету, знать её композицию)

3. Изучение нового материала. Актуализация знаний

- Запишем тему урока в блокнот «Юного журналиста» стр.4 (слайд 4)

1) Изучение теоретического материала

- Ребята, какой стиль речи используется при создании газетных рубрик? (Публицистический) (слайд 5)

- Посмотрим на  слайд и вспомним, какие  из данных жанров чаще встречаются при создании газеты? (статья и заметка) (слайд  6)

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь, сочинении, спектакле, фильме и т. п

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж

– изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Статья  (можно не показывать определение) – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

- Давайте сравним жанры заметки и статьи. См. блокнот стр. 1 п.1

- Заметка – это сообщение о каком-то факте, а статья – это предоставление причин и взаимосвязи фактов, где автор ставит проблему и предлагает путь решения.

Даем понятие термину статья  (слайд 7. Понятие жанра. – Газетная статья.)

Статья — один из жанров публицистики: задача речи - воздействие на читателя языковые средства, воздей­ствующие на читателя (прямые обращения к читателю; побуди­тельные, вопросительные, восклицательные предложения; повто­ры; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова).

2) Анализ статьи

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстом статьи известного ученого-физика, академи­ка Н. Семенова. (слайд 8. Фото. Текст об ученом)

-  На ГИА в 9 и 11 классах в заданиях частей В и С вам предстоит работа с текстом, а именно уметь определять  стиль текста, тип текста, проблему поднимаемую автором и авторскую позицию. 

- Определим стиль текста – публицистический; жанр – статья.

- Газетная статья – это рассуждение проблемного характера. Найдем в толковом словаре значение слова проблема.

Определение термина проблема. (слайд 13, )

Текст (слайд 9) Аналитическая работа по тексту.

- Какую проблему поднимает автор в данном тексте. (1 абзац)

- В какой части текста она сформулирована.

- Определите авторскую позицию. (Авторская  позиция- «воля и упорство, знания и труд помогут вам преумножить славу русской науки»)

- Исследуйте последующее строение текста. Что напоминает такая композиция текста? (текст – рассуждение)   (слайд 10 Текст. Его строение)

Вывод. Значит, при работе над создание газетной статьи мы будем использовать текст -  рассуждение.

4. Закрепление изученного

- Вспомните, с чего мы начинали наш разговор. С того, что вы не являетесь корреспондентами школьной газеты, потому что не умели писать статью. Теперь мы можем попытаться создать собственную статью для школьной газеты. Остается лишь вопрос: о чём?

В жизни каждого человека время от времени возникают проблемы требующие решения. Думаю, что проблемы, обозначенные на доске, являются актуальными для вашего возраста.

Какая проблема для вас менее важна. Обговорите в парах в течение 1 минуты.

(Выбор темы. На  доске вопросы в виде газетных заголовков. Учащиеся подходят к доске, убирают менее важный.) (Презентация 2, Приложение 3)

Примерные темы:

1. Вреден ли компьютер для школьника?

2. Нужно ли в наши дни читать?

3. Важен ли спорт в твоей жизни?

4. Всегда ли вас понимают родители?

5. Обязательно ли выполнять домашнее задание?

6. Нужно ли знать, кем я буду?

Для оперативной работы  мы сейчас  с вами разобьемся на 3 группы.

Каждая группа работает над созданием своего текста или  тезисного плана (Слайд 11) (блокнот, стр 6).

На работу дается 5 минут.

- Слушаем, что получилось.

5. Итог урока (рефлексия)

Где, для чего и когда вы можете использовать знания, полученные на данном уроке?

Обязательно поблагодарить всех за работу на уроке. Оценки должны быть положительные. (Слайд № 12)

6. Домашнее задание

- Я не буду задавать вам домашнего задания, но искренно надеюсь, что в следующих номерах школьной газеты появятся ваши статьи.

Выберите из газеты или журнала любую понравившуюся вам статью... ГДЗ. Упр. 146, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Есть ли жизнь?
Суша — слово Европе непонятное. 100 % ее поверхности занимает лед,  который ведет  себя  на  удивление  активно.  Пласты  замерзшей  воды  подог­  наны друг к другу подобно кускам гигантской мозаики и  находятся  в  по­  стоянном движении. Это похоже на сшитое  из  лоскутов  льда  огромных  размеров»  одеяло,  под  которым  шевелится  нечто.  Тело  Европы,   прикрытое этим одеялом, представляет собой подледный океан глубиной до 50 км. Он подогревается изнутри  и  поэтому  никогда  не  бывает  спокойным.  В  этом  океане — жизнь...
Нет, это не начало фантастического романа. А описание четвертого  по  величине спутника Юпитера — небесного тела, открытого давно, но пере­ живающего сейчас новый всплеск интереса землян, связанный с  итогами  последних  космических  исследований.  Европа  была  открыта  Галилео   Гали­ леем  в  1610  году.  Одновременно  с  Галилеем  спутники  Юпитера       наблюдал

В статье «Есть ли жизнь?» поднимается тема, волнующая сегодня спе­циалистов многих областей знаний, — есть ли жизнь на других планетах. Автор в статье строит довольно смелые предположения, касающиеся прогнозов заселения планеты, открытой еще Галилеем в 1610 году. Как пред­ставляется, выводы журналист делает все-таки несколько поспешные. Не думаю,   что   для   того   чтобы   люди   смогли    колонизировать другую планету,действительно достаточно всего трех факторов. Существует огромное ко­ личество других сложностей... Однако мысли, высказанные Сербиновой, кажутся интересными.
Статья написана доступным и понятным языком, ее с удовольствием прочитают   как   подростки,   так и люди   старшего   поколения.   Несмотря  на то, что материал написан на сугубо научную  тему,  в  тексте  практически  нет терминов и профессиональной лексики,  что,  учитывая  специфику  самого  издания, является больше плюсом, нежели  минусом.  Заслуживает  особого внимания начало статьи, будто бы взятое из фантастического романа и на­ страивающее читателя на особый лад. Выбранная  манера  изложения  делает  чтение статьи непринужденным и приятным. В общем и целом,  статья  ин­  тересная и увлекательная. Хотелось бы побольше видеть такого рода жур­ налистской продукции на страницах СМИ.

Газетный жанр: виды и описание

Журналистика – разнообразная деятельность, что отражается во множестве используемых жанров. Газета – старейший вид СМИ, поэтому именно в газетной журналистике формировалась жанровая система публицистики. Отрабатывались основные приемы и способы донесения информации до читателей. Сегодня газеты меняются, стараясь идти в ногу со временем. Поэтому появляются новые виды газет – электронные. В них будут и новые жанры. А мы расскажем о традиционных видах газетных жанров и их особенностях.

жанры газетных текстов

Понятие жанра

В любом виде искусства жанр – это устойчивая форма произведения. В журналистике жанр – это набор стилистических и сюжетных характеристик, а также особенности подачи информации. В теории журналистики выделяют различные виды газетных жанров, которые отличаются объемом текста и способом передачи фактов и освещения событий.

Несмотря на выделение разных жанровых форм, сегодня можно увидеть, что происходит смешение жанров, и в чистом виде они обнаруживаются все реже. Жанры – это результат исторической эволюции журналистских форм. И видно, что этот процесс не завершился, сегодня продолжается кристаллизация новых форм. Однако классическая типология продолжает быть актуальной и сегодня.

газетные жанры журналистики

Виды жанров журналистики

Существует классический подход к выделению видов газетно-публицистических жанров, в нем выделяются информационные, аналитические и художественно-публицистические разновидности. Также существуют авторские классификации, в которых теоретики делают акценты на других характеристиках газетных текстов.

Л. Кройчик предлагает делить жанры на оперативно-новостные, которые создаются «по горячим следам» события, исследовательско-новостные, в которых событие подвергается анализу и журналист формулирует свое мнение и отношение к событию, оперативно-исследовательские, в которых авторы также проводят анализ факта, но делают это прямо в ходе освещения события, исследовательско-образные, где результаты размышлений и авторского анализа предстают в своеобразной художественной форме, и исследовательские тексты, в которых излагается мысль автора, размышления журналиста по поводу события.

С. Гуревич предлагает совсем другой подход к выделению журналистских жанров. В его типологии есть новостно-информационные, диалогические, ситуативно-аналитические, эпистолярные и художественно-публицистические разновидности.

интервью как газетный жанр

Публицистический стиль

Общественную сферу, деятельность СМИ обслуживает особый языковой стиль, именуемый публицистическим. Его основными признаками являются:

- Использование разностилевой лексики (литературной, общественно-политической, просторечной, научной, профессиональной).

- Применение экспрессивно-эмоциональных языковых средств (тропов, эмотивной лексики, стилистических фигур, экспрессивного синтаксиса, уменьшительно-ласкательных суффиксов и т.п.).

- Использование интонационных средств, выражающих эмоции (восклицаний, риторических вопросов, конструкций с тире и многоточиями).

Задачами публицистического стиля является передача образа, эмоций, воздействие на аудиторию. Данный стиль находит свое выражение в системе журналистских жанров. В отечественной журналистике принято говорить об особой стилистике газетных жанров. Эта разновидность публицистического стиля применяется с целью воздействовать на широкие массы, передавать информацию разным слоям населения, и в связи с этим складывается язык с особым функционалом.

Не напрасно исследователи отмечают, что работа в газете приводит к тому, что журналист начинает изъясняться штампами. Это значит, что на него оказал влияние газетный стиль изложения. Однако авторы, наряду с владением этой стилистикой, должны сохранять свой индивидуальный, узнаваемый стиль. Он проявляется в том числе в том, что журналисты чаще работают в тех или иных жанрах.

виды газетных жанров

Особенности газетных жанров

Газета предназначена для того, чтобы оперативно информировать людей о происходящих событиях. Признаками газеты как средства массовой информации являются:

- Актуальность. Газета должна освещать те события, которые интересны читателю, которые каким-то образом влияют на его жизнь.

- Периодичность. Газета должна выходить с заданной регулярностью, обычно это самое часто выпускаемое журналистское издание. Принято говорить о ежедневных и еженедельных газетах.

- Публичность или общедоступность. Газета рассчитана на широкую, несегментированную аудиторию. Конечно, бывают газеты для относительно узких аудиторий - "Учительская" или "Литературная". Но их тоже часто читает широкая общественность. И газетно-журнальные жанры должны учитывать эту особенность в первую очередь.

- Официальность. Газеты преподносят точку зрения своего учредителя, часто ими выступают административные и властные органы. Поэтому информация в газете носит официальный оттенок.

газетно публицистический жанры

Заметка

Важнейший из информационных газетных жанров журналистики – это заметка. Ее функция – быстро и качественно донести до читателя информацию о каком-либо событии. Она не предполагает каких-то размышлений автора, высказывания им собственного мнения. Важно – оперативно и объективно передать информацию.

Еще одним отличительным признаком этого жанра является небольшой объем, он составляет не более 2 тысяч знаков. Структура заметки обычно подчиняется ответам на главные вопросы: что, где и когда произошло. Автора заметки не интересуют причины и последствия события, о котором он рассказывает.

Интервью

Еще один информационный газетный жанр – это интервью. Это записанная журналистом беседа с каким-либо человеком по какому-либо поводу. Журналист здесь выступает не просто в роли записывающего устройства, его задача получить интересную информацию от своего собеседника. Искусство интервьюера заключается в умении задать интересный вопрос и создать особую, доверительную атмосферу в диалоге.

Задача интервью (как газетного жанра) – найти и донести до читателей точку зрения какого-то интересного человека по определенному вопросу. Важно, чтобы мнение этого человека было актуально для аудитории. Интервью бывают нескольких видов: информативное, экспертное, портретное, проблемное. Существуют официальные и неофициальные интервью, развернутые и краткие.

газетный жанр

Репортаж

Следующий информационный газетный жанр – репортаж. Он также чрезвычайно популярен, так как позволяет получить информацию от лица очевидца события. В журналистике даже существует отдельная специализация: репортер - это человек, который занимается только созданием репортажных материалов. Признаками жанра репортажа является его актуальность и оперативность.

Никому не интересно читать репортаж о событиях давно минувших лет, во всяком случае в газете. Репортер должен создавать динамичный и интересный материал, он может высказывать свое мнение по поводу события, рассказывать о своих ощущениях и впечатлениях. Ведь главная задача репортажа – это создать у читателя эффект присутствия.

Отчет

И последний информационный газетный жанр – это отчет. Это обычно большой развернутый материал, рассказывающий о ходе какого-то мероприятия: съезда, марафона, конференции. В него могут вкрапляться элементы репортажа и интервью. Задача отчета – рассказать объективно и оперативно о том, как проходило событие. Журналист должен соблюдать объективность, не высказывать своего мнения по поводу происходящего. Существует несколько видов отчетов: аналитический, тематический, прямой информационный. Первые два допускают высказывание журналистом своей точки зрения в ограниченном объеме.

Статья

Главным представителем аналитических жанров в журналистике является статья. Отличительными признаками этой формы журналистских текстов является небольшой или средний объем, нейтральный стиль изложения, объективность и рассуждение. Автор передает свои размышления по поводу события, ищет причины и последствия, разбирается в значимости события. В журналистике существуют проблемные, информационные, аналитические, рекламные, обзорные и художественно-публицистические статьи. В них журналист может высказывать свою точку зрения, но наравне с другими мнениями, чтобы соблюдалось требование объективности.

жанры газетных текстов

Передовая статья

Отдельно теоретики выделяют такой жанр, как передовица. Она призвана выразить мнение редакции и учредителя. Именно поэтому в советское время передовые статьи всегда были переполнены идеологической информацией. Особенность этой статьи в том, что она обязательно располагается на первой полосе газеты. Этим подчеркивается важность и актуальность материала. В таких публикациях не может быть личного мнения автора, это всегда обезличенная, коллективная позиция. Поводом для написания передовиц всегда выступают самые острые события дня.

Корреспонденция

Особый аналитический жанр – это корреспонденция. Ее задача освещать новые тенденции и явления в общественной жизни. Этот журналистский текст может сближаться по своим признакам с репортажем или очерком, в зависимости от задачи, стоящей перед автором. В корреспонденции журналист должен соответствовать требованиям оперативности, актуальности и объективности. Этот жанр представлен информационной или аналитической разновидностями.

Очерк

К художественно-публицистическим жанрам газетных текстов относится очерк. Это очень вариативная и часто встречающаяся форма. Его задача не только рассказать читателям о событии, но и раскрыть его социальную значимость. Этот жанр сближается с тестами художественной литературы.

У очерков обязательно должны быть сюжеты, действующие лица, автор в художественной форме рассказывает о событии и выявляет его характеристики через создаваемые образы. Существует множество разновидностей очерков: портретные, проблемные, путевые. Не напрасно часто говорят об очерковой литературе, и есть даже такая специализация – очеркист, в которой работали многие выдающиеся писатели: К. Паустовский, М. Пришвин, Э. Хемингуэй.

Фельетон

Также к газетным жанрам относятся и еще одна особая форма журналистских текстов – фельетон. В нем журналист в сатирической форме обличает социальные пороки. Он принадлежит к группе литературно-публицистических жанров. В фельетонах автор в яркой, выразительной форме передает отношение к критикуемой ситуации. В фельетонах используется острый и экспрессивный язык для создания образов персонажей.

Методические рекомендации: как писать статьи для газеты.

Как писать статьи в газету (методические рекомендации)

Дорогие ребята! Газеты - не литература. Но у всего, что хорошо написано, есть общие черты. Газетных жанров достаточно много: есть материалы информационные (заметка, интервью, репортаж), аналитические (корреспонденция, статья и др.), литературно-художественные (зарисовки, очерки). 

Как писать любой материал, тоже элементарно: собрать фактуру (побывать на мероприятии, если материал событийный; побеседовать с людьми, чтобы выяснить спектр мнений, если пишете проблемную статью). И, конечно, уметь подать собранный материал в читабельном виде. Помните: недостаточно просто понимать мысли – их необходимо уметь излагать. Первое, что нужно сделать – это придумать название (хотя бы рабочее). 
Затем пишем вводный абзац, который будет отражать краткую суть статьи и должен будет заинтересовать человека продолжить чтение. Этот пункт очень важен, поскольку большинство читателей СМИ видят первые несколько строк статьи, и после их прочтения принимают решение «читать дальше или не читать». После вводного абзаца перечисляем в столбец тезисы, которые вы будете рассматривать. Распределяем их в пункты и подпункты (если такие будут в статье). Добавляем в конце пункт, который будет содержать «вывод» или «заключение» – вот и рабочий план готов. 

Шаг следующий – заполнение текстом. Теперь осталось подробно описать каждый из тезисов и связать их между собой по смыслу и вот она — ваша первая статья. Чтобы текст получился, в так называемом «необходимом формате», достаточно соблюдать пару правил: 

а) даже если вы пишете о том, что выполнили сами, не делайте в статье упор на личность, т.е. на местоимение «Я».  Лучше всего использовать безличные предложения или просто писать не от первого лица (не «я», а «мы»). То есть вместо «я начинаю…» используйте «начинаем…». Для наглядного примера можно почитать статьи на любых понравившихся вам сайтах, в газетах или в популярных глянцевых изданиях, обратите внимание на их стилистику. 

б) Следите за читабельностью текста: избегайте частых повторений (тавтологий), пользуйтесь синонимами или изменением структуры предложения, а также не злоупотребляйте словами-паразитами. 

2. Упражнения для начинающих. Для начинающего самое важное — это писать, никак не оценивая получившееся. Забудьте об успехе и читателях, вы пишете для себя. Не бойтесь накатать «вагон чепухи». Правда, многие впадают в ступор перед чистым листом бумаги. Помните: первый труд всегда сложен, поэтому предлагаем несколько тренировочных тем. Для развития ваших писательских способностей это будет огромный вклад. Пусть это не самые актуальные направления, а может и «бессмысленные», но они вам знакомы — и это главное. А значит, у вас не составит труда их выполнить. Здесь важен сам факт того, чтобы вы начали писать. Итак: 

•Опишите пять вещей, которые вы видите перед собой. 

•Расскажите о вашем дне с точки зрения ваших друзей (вашего классного руководителя, мамы, соседа или случайного прохожего). Умение видеть чужую точку зрения очень полезно при разрешении конфликтов. 

•Сделайте заголовок: «10 вещей, которые меня не радуют» - и начните их записывать. 

•Опишите ваше любимое занятие в пяти-, восьмилетнем возрасте. 

• Выберите наугад 5 слов из первой попавшейся книги и запишите их. Затем включите эти слова в небольшой рассказ, хотя бы из двух-трех предложений. Если результат вам понравится - расширьте эту историю. 

•Опишите 5 смешных для вас моментов из жизни. 

•Какие мысли и чувства вызвала у вас последняя прочитанная книга (просмотренный фильм, новостной выпуск). 

• Напишите резюме (автобиографию) — всю жизнь с рождения до настоящего момента. Но в каком-то одном очень узком аспекте. Например: «Я и Семья»; «Я за компьютером»; «Самые интересные личности в моей жизни»; «Я и учеба». 

Какой должна быть структура статьи. Для того чтобы научиться писать статьи, необходимо представлять себе ее структуру. Не имеет значения, что именно создается: написание научной статьи или рекламного текста — и то и другое имеют одни и те же принципы и правила написания статей. Используя всего несколько эффективных приемов написания статей, вы можете за несколько дней превратиться в человека, которого начинают читать и даже цитировать. 

Итак, начнем. Основное правило: уделите пять минут созданию плана статьи. Вот несколько шагов гармоничного написания статей, которые вы сможете применить на практике прямо сегодня. 

Шаг 1. Определите цель статьи и непременно ее запишите, т.к. вам в обязательном порядке необходимо указать читателю свою цель. При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя: 

1. Что за материал мы пишем, какова задача? 

2. Какова будет манера изложения? 

3. Каким будет тип статьи?

Шаг 2. Отразите цель статьи в заголовке, изложите ее в предисловии к статье или в самом начале статьи (1 абзац).  Такой прием позволяет читателю понять, стоит ли ему тратить свое время на изучение данного материала и принять решение – дочитать до конца, или нет. Сделайте читателю хорошо, и он оценит ваш профессионализм. 

Шаг 3.Создайте план статьи, обычно он включает в себя 4-5 блоков. Например, если у статьи 3 блоков, прибавьте предисловие и концовку с выводами – получаем 5 блоков. Большего для газетных статей и не нужно. Вот пример плана для среднестатистической статьи: 

• Заголовок 

• Тезис  или вводная часть 

• Описание предмета (события) статьи (1-2 блока) 

• Информационная составляющая (1-2 блока) 

• Заключительная часть. 

Шаг 4. Пошутите. Как вариант, пошутите в первом же абзаце. Часто этот простой прием помогает сократить дистанцию между вами и читателем. Вполне возможно читатель скажет: «Ух ты, да это же настоящий человек!». Однако помните: не в каждой статье уместно шутить. 

Шаг 5. Заполните составленный план материалом. Не принципиально, с какого блока вы начнете. Это может быть информационная составляющая. А может быть, вы начнете заполнять блоки по частям. Все зависит от вашего полета мысли. Главное не опускайтесь до простого копирования – это никому не нужно. В конце обязательно перечитайте то, что вы написали, подправьте, вставьте подпись и… обязательно опубликуйте. Никого не бойтесь и не стесняйтесь. У вас может быть вагон правильных мыслей, и лучше всего их систематизировать и в правильной форме выдавать читателю. Делитесь мыслями и опытом, преуспевайте. Итак, разобравшись с тем как писать статьи и как должен выглядеть план статьи, рассмотрим более подробно составляющие статьи. 
2.Как назвать статью. Немного полезной информации: 

• Заголовки читают в пять раз большее число читателей, чем основной текст. 

• Заголовки, содержащие новость вспоминают на 27% больше людей, чем заголовки без новостей. 

•Больше всего внимания привлекают заголовки, которые сообщают читателю полезную информацию, например, «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». 

•Конкретные факты работают лучше, чем что-либо неопределенное. 

•Считается, что заголовок, взятый в кавычки, запоминается лучше. 

•Людей больше всего интересует происходящее там, где они живут. 
Именно заголовок, а вовсе не содержание, приносит статье успех в читаемости.
В большинстве, читают лишь те статьи, чьи талантливые авторы смогли придумать гениальный заголовок. Для того чтобы придумывать правильные заголовки существует всего пять простых правил - выбирайте любое. Или все сразу. 

1. Итак, любой заголовок начинается с поисков ключевого слова. Иногда для этого следует очень внимательно просмотреть материал. Когда у вас в руках ключевое слово — постарайтесь поискать слова созвучные ему. А когда найдете таковые, постарайтесь вспомнить устойчивые фразеологизмы (пословицы, афоризмы, популярные цитаты из литературных произведений, названий книг, кинофильмов, рекламных слоганов) содержащие слова, созвучные ключевым. Например: «Конфликт поколений или моя мама лучшая на свете», «Папа может… и мамой быть», «Что такое хорошо и что такое плохо». 

2.Добавьте пафоса и громких слов, оперируйте категориями вселенского масштаба, используй слова вроде «Единство», «Суверенитет», «Государственная Дума». В общем, постарайтесь, чтобы название статьи произносилось как заявление с двадцатью восклицательными знаками. Это нелегко, но надо искать, пытаться.

3.Постарайтесь использовать стандартные проверенные символы, например: «матрица», «делу – время, потехе – час», «бюро детективных расследований», «третий срок», «диалог-шоу». Умело комбинируя их, можно получить немало оригинальных названий.

4.Остерегайтесь скромных названий! Никто не прочитает статью со скучным названием вроде «Наши спонсоры подарили праздник ребятишкам из детского дома» или «подарок на день рождения». Чем ярче название, тем скорее читатель обратит внимание: «в Лондоне береза стояла, а в России бы сидела», «Сурков ест младенцев». 

5. Сразу дайте читателю понять, что его ждет встреча с чем-то необычным, даже может быть с невероятным. Для этого обычно используются двусмысленные выражения, фразы-парадоксы. «Шаг вперед – два назад», «Горько, горько!! «Конец бесконечности», «Взрослые игры». Расчет простой: читатель сразу попытается осознать, как такое может быть, но решить «сходу» головоломку ему не удастся. Тогда заинтересованный читатель поймет, что автор «крутой философский пацан», статью надо обязательно прочесть и разобраться, в чем дело. 

В заключение хочется сказать, что хорошо написанная вещь - ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят к хорошо написанной газетной статье в той же мере, что и к хорошо написанному роману. Они верны вне зависимости от языка, на котором вы пишите. Дерзайте! Пишите и наслаждайтесь своей авторской работой! Удачи!!! 

И, наконец, последнее. Для тех, кому все вышеперечисленные советы показались чересчур сложными, предлагается ряд простых шаблонов для конструирования вполне удачных названий: 

• «свершение чего-нибудь» («покорение династии», «написание мегабайта», «осада редакции») 
• «сделать чего-нибудь» («полюбить либерала», «сдать материальчик», «получить гонорарчик»). 
• «уделанные – особым образом» («Приговоренные к единству», «Обреченные увидеть себя в шаблонах», «Посрамленные величием», «Отреабилитированный народ») 
• «знамением кого-то» («Под Флагом Оппозиции», «Именем Президента», «Предисловием Мэтра») 
• «такое и сякое» («Наркоманы и Госнаркоконтроль», «Новодворская и Кровавая Мери», «Гений-Журналист и Псевдо-Корректор») 
• «дата чья-то» («Третий Срок», «Неделя Аврала», «День Выплат») 
• «деятель чего-то» («Победитель Бадминтона», «Заклинатель ЖКХ», «Сочинитель Ботвы») 
• «что-то деятеля» («Гиперболоид Инженера Яценюка», «Шутка муфтия – нешуточные слезы», «Клинок Журналиста») 

3. Как написать лид или предисловие. 

Лид (lead, от того же корня, что "лидер" — в американской журналистике lede) – это первая фраза или первые две фразы любого материала. (Обычно выделяется жирным шрифтом, выносится на первую полосу) 

Всевозможные подзаголовки, врезы, выносы, надзаголовки или анонсы, которые при верстке располагаются где-то в районе заголовка, все это — никак не лиды. 

Классический новостной лид или лид информационного сообщения — краток, информативен и содержит главное, то есть суть события. Обычно говорят о 20-25 словах. Задача лида — привлечь внимание читателя к материалу, «пригласить» его к чтению. 
Новостной лид строится по формуле 5W + H, то есть должен ответить на шесть вопросов — по первым буквам английских слов who (кто), what (что), where (где), when (когда), why (почему) и how (как). Большинство лидов включают три или четыре из этих шести основных вопросов. 

Из основных типов лидов чаще всего используются следующие: 

1. Резюме, или краткое изложение события (результатов). Например: «3июня 2010 года в Окружном административном суде состоялся завершающий процесс по делу Сусанны Исмаиловой. Она судилась за право вклеить фотографию в хиджабе в паспорт». Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (Сусанна), что (завершающий процесс), где (в Окружном админсуде), когда (3 июня) и почему (за право). 

2. Драматический. Например: «Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: «Я - «за». 

3. Цитатный. Например: ««Порошенко об итогах года: «Давайте перестанем пиарить намерения». 

4. Аналитический. Например: «В Симферополе перестанут отлавливать бродячих собак. Кому-то стало легче?» или «Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?» 

5. Одиночный "выстрел", состоящий иногда из двух-трех слов. «Motorola представила «убийцу iPad». 

Еще один немаловажный момент: знайте – ваш лид может не соответствовать вышеприведенным типам. Более того — у вас его вообще может и не быть. И это не должно внушать вам ущербность вашего труда. Много статей написано без лида, предисловия и даже без названия. 

Поэтому готовя лид просто помните о следующем: 

1. Нужен ли лид в этой работе? (Повесть, очерк, дайджест или новость, отклик и т.д.) 
1. Свежа ли ваша информация (новостная статья, требующая лид) или это просвещение (сакофат)? 
2. Что в материале главное – люди или события? 
3. Насколько это важно для читателя? 

Инструкция 

1. Выберите тему, которая наиболее вам интересна, или ту, в которой вы больше всего разбираетесь. Посоветуйтесь с главным редактором о том, какие вопросы сейчас особенно актуальны для издания. Скорее всего, вам предложат определенные темы, из которых имеет смысл выбрать ту, которую сможете осветить наиболее полно. 

2. Найдите как можно больше информации по этой тематике. Полистайте энциклопедии, профессиональные журналы, покопайтесь в истории. Постарайтесь найти людей, которые могут дать комментарии к вашему материалу, осветить какие-либо глубокие проблемы, которые затрагиваются в вашей статье. 

3. Определитесь, какой объем будет у вашей статьи. Если вы пишете материал для популярного издания, то этот вопрос нужно обсудить с главным редактором. Он вам скажет, сколько места оставлено на газетной полосе для вашей публикации, сколько знаков можно уместить и сколько фотографий добавить. А если вы создаете стенгазету, то формат материала зависит только от вашей фантазии. Только помните, что потом все статьи придется компоновать, и они должны красиво смотреться на листе ватмана. 

4. Теперь приступайте к написанию статьи. Выберите время, когда вас никто не будет отвлекать. Подготовьте всю собранную информацию - интервью, выписки из журналов и книг, энциклопедии, фотографии. Начинайте со вступления, в котором оговариваются основные проблемы, затронутые в материале. Затем раскрывайте тему. И завершайте статью выводами, которые сделали сами. Сносками можно дать комментарии специалистов, цитаты, интересную информацию. 

5. Подумайте, как лучше разместить фотографии по теме и отправляйте статью в редакцию. Будьте готовы переделать материал, если главного редактора что-то не устроит. И помните, для верстки газеты есть определенные сроки, и вам нужно в них уложиться. Иначе вы подведете всех сотрудников издания и просто сорвете верстку. А с таким журналистом уважающие себя газеты сотрудничества не продолжат. 

Предложения со словосочетанием ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ

Даже в тех случаях, когда в газетных статьях указывались привлекательные стороны итальянской колонии, наблюдатели также отмечали некоторые отличительные их особенности. Вам, возможно, неоднократно приходилось сталкиваться с мнением, схожим с авторским, читая другие, более увлекательные произведения, просматривая газетные статьи и научно-популярные программы. Я и ждал появления чего-то вроде этого — какого-нибудь официального манифеста, громкой, демонстративной акции или газетной статьи. Я заглядываю в альбом и вижу газетную статью с выцветшей фотографией наших мамы и папы, датированную 1979 годом — годом моего рождения. А вот я жадно следила за газетными статьями о назначении самого молодого декана в истории академии, о его успехах и провалах, о возрождении почти мёртвого факультета света (в современных условиях маги, способные навести порчу, оплачивались куда выше тех, кто мог её снять).

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: серебристость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Америка только по газетным статьям знала, что такое светомаскировка, прибрежные города светились всеми цветами радуги, корабли в ночном море можно было принять за новогоднюю ёлку. Много лет тому назад я опубликовал газетную статью на эту тему и получил множество писем от читателей, которые, как они утверждали, повсюду в природе обнаруживали таинственный звук фа: в полёте насекомых, в жужжании пчелиного роя, в скрипе деревьев и прочих шумах. Это — как бы маленький экскурс в 1930 год, из-за сжатости газетной статьи не претендующий на полноту и всесторонность освещения темы. В одной газетной статье описывался владелец салуна, который начал таскать с собой всё время два револьвера после того, как ему стали приходить письма. Однако в телерепортажах и газетных статьях акцент делается на негативных примерах, в основном на криминале. Это детектив не говорит. Это он думает. Я тоже думаю, верчу в руках газетную статью, отчаянно пытаюсь понять... Считается несолидным в газетной статье или очерке написать, к примеру: Мы решили больше не пытаться... Через газетные статьи ему вдруг начинает поступать секретная информация, в обрывках разговоров он слышит указания на конкретные действия. Я вошёл в свою тему лишь к тому моменту, когда заканчивал газетные статьи. Между первоначальными газетными статьями и этой книгой общим является только то, что они говорят об одном и том же предмете. Материал, который обычно находится в распоряжении биографов, — я имею в виду письма, рукописи, газетные статьи и тому подобное, мне недоступен. Или ещё на фото в газетной статье, посвящённой какому-нибудь громкому процессу. Хорошо, что в газетной статье предупреждали об этом и просили быть более бдительными. — Возвращаясь к газетной статье, вынуждена констатировать явное несоответствие поведения реального человека изложенным в ней фактам. В течение последующих нескольких минут я безуспешно пытался вникнуть в смысл газетной статьи. Однако в отеле они вынуждены были обходиться описаниями и газетными статьями. — Только газетные статьи и энциклопедию. В газетной статье ничего не говорилось про собаку. В газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная. Ведь в её разлившихся потоках после наводнения видели одну из этих крабообразных тварей, о чём я узнал из газетной статьи. Увы, газетные статьи прямых наводок не давали. Притворяться, будто она не подозревает об исчезновении, глупо, ведь в газетной статье об этом говорится! Желая сменить направление своих мыслей, она вспомнила недавно прочитанную ею газетную статью, называвшуюся «Италия расследует смерть 26 нигерийских женщин». Оказалось, что отец ревниво следит за успехами старшей дочери и собирает газетные статьи, в которых упоминалось её имя. Потом, когда они почти совсем уже выросли, как-то раз произошёл спор о газетной статье, в которой был описан пример верной любви. Шлёт газетные статьи, которые мне некогда читать, всё же просит: «прочти», говорит, что не длинные, не с кем больше поделиться. Всё началось с газетной статьи в «Ленинградской правде». Там газетные статьи, вырезки из журналов, рецензии. Вот аккуратно наклеенная на плотную бумагу газетная статья «Скалолазка моя». Мол, собирает материал для большой газетной статьи. Меня эти газетные статьи вдохновили на подсчёт возможной прибыли. Но это была распечатка газетной статьи с заголовком «Загадка пропавших девочек». Примером объективного (нейтрального) текста может служить газетная статья, построенная по типу объявления, в основе которой лежит констатация факта. От первой газетной статьи, по моей коже поползли мурашки. Газетные статьи и слухи активно формировали образ старца, а сам «кудесник» помогал этому своими «плясками». В связи с необходимостью сообщить ряд фактов, имеющих косвенное отношение к основной мысли газетной статьи, корреспонденты используют вводные предложения. Гальперин разделяет понятия газетного сообщения и газетной статьи. Он сказал, а мне газетная статья вспомнилась. Отличная получится газетная статья с заголовком «Новый журналист нашёл убитого». Я даже раздумывал над вариантом о перепечатке всей газетной статьи — приятный способ потратить полдня, не правда ли? Прямо перед ней лежал альбом для вырезок. В глаза сразу же бросился угрожающий заголовок газетной статьи, наклеенной на страницу.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о