Составление развернутого плана работы
Составление развернутого плана — это итог подготовительного этапа. Значение плана заключается в определении структуры и логики курсовой работы, он служит ориентиром для автора при группировке собранного и обработанного материала. Всесторонне освоив тему, определите аспект ее изложения, структуру, границы, характер введения в тему и заключения. Отбирая и группируя собранный материал, стремитесь: оставаться в рамках предмета общей экономической теории, определить сущность исследуемой проблемы и особенностей её проявления, выявить устойчивые причинно-следственные связи с другими экономическими явлениями и тенденции её развития. Различайте при этом аспекты функционирования и развития, т.е. законы функционирования современной рыночной экономики и законы развития экономических систем, закономерности их перехода от одного состояния к другому, а так же особые переходные состояния экономики, в частности, особенности перехода к рыночной экономике России. Следует учитывать и то, что одни и те же экономические явления в разных концепциях: в классической, марксистской, неоклассического синтеза и институционального подхода — получают различные трактовки, и о них следует иметь представление. Обратите внимание и на вопросы, не получившие еще решения.
Окончательный вариант развернутого плана курсовой работы должен включать наименование глав (разделов) и параграфов. Наименование глав должно концентрированно отражать суть очередной проблемы, а каждый параграф — ёмко расшифровывать последовательные аспекты этих проблем. В плане рекомендуется выделять 2-3 главы и 2-3 параграфа в каждой главе. Обязательными разделами работы являются «Введение» и «Заключение», которые в плане, в отличие от глав и параграфов, хотя и выделяются отдельными пунктами, но не нумеруются ни римскими, ни арабскими цифрами. Не стремитесь к излишней дробности плана. С другой стороны — ни один вопрос плана не должен быть слишком узким или дублировать название темы. В перечне пунктов плана под чертой обозначьте «Список литературы». После написания текста в плане укажите страницы всех его структурных частей (см. пункт «Оформление плана»)
Способ изложения должен быть экономичным, поскольку объем работы ограничен 30-35 стандартными страницами, а преподавателем оценивается не объем, а глубина, аргументированность и полнота содержания. Поэтому избегайте многословия, повторений, отвлечений, стремитесь к ёмкому точному стилю, следите за логикой, связностью частей и их последовательностью.
Обычно содержание раскрывается методом «от общего к частному», хотя возможен и обратный порядок. Обращаясь к количественным параметрам проблемы, «свертывайте» информацию в таблицы, диаграммы, схемы, графики. Каждую главу, раздел, параграф по тексту озаглавливайте в соответствии с планом. Это дисциплинирует мышление, свидетельствуя о том, насколько четко вы способны ответить на каждый частный вопрос темы.
Внутри параграфа выделяйте абзацами логические ступени развития мысли. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Давая по тексту ссылки на источники информации (что подтверждает знакомство автора с литературой и другими источниками информации), предпочитайте грамотное и ёмкое изложение сути позиций авторов, а не прямое цитирование.
Введение и Заключение — важная обобщающая часть творчества студента. Здесь даются общие представления о содержании материала и о сделанных автором выводах. Введение должно подготовить читателя к особенностям вашей творческой работы. Кроме уже названных обоснований выбора темы, ее значения, места, связей и границ, во введении представьте также метод исследования и способ изложения материала, цель работы и основные вопросы, требующие ответа, отметьте те особенности работы, на которых вы хотели бы заранее заострить внимание читателя. На введение отводится 1,5-2 страницы.
В заключении на 2-3 страницах приводятся выводы, как по главным аспектам темы, исходящие из выводов каждой главы, так и общий вывод по всей работе. Важно проследить, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы во введении, был дан ответ в заключении. Хорошо в заключении показать перспективы развития исследуемой темы, подчеркнуть вклад автора, отметить важные вопросы, не получившие еще решения в науке.
Курсовая работа должна оформляться в соответствии с государственным стандартом:
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс): Рекомендации по составлению развернутого плана (задание 28)
Краткие рекомендации по составлению развернутого плана
- Критерии оценивания
Структура плана: 3 пункта, два раскрыты в подпунктах (К1)*
Раскрытие темы по существу
(Наличие «обязательных» пунктов (К2))
Корректность формулировок пунктов плана (К3)
*не засчитываются формулировки, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы.
- Шаблоны
Шаблон №1 / тема касается социального института (семья, образование, государство, и т.д.)/
1. Понятие
2. Особенности/Признаки
3. Виды/Типы/Формы
4. Функции
5. Особенности /проблемы ….. в современном мире/в России
Шаблон №2 / тема касается процесса (глобализация, инфляция, безработица)
1. Понятие
2. Причины
3. Виды/типы
4. Проявление/примеры
5. Позитивные последствия/Позитивное влияние на общество (экономику и т.д.)
6. Негативные последствия/Негативное влияние на …..
7. Пути преодоления негативных последствий.
Есть темы, которые не совсем укладываются в шаблон или совсем не укладываются ни в один из шаблонов – тогда нужно рассчитывать на сообразительность и теоретическую подготовленность учащихся. В остальных случаях шаблон помогает выстроить структуру плана, становится «канвой» работы.
3. Пример
План: «Наука как социальный институт»
Шаг 1. Работа по шаблону
- Понятие науки
- Особенности научного знания
- Виды наук
- Функции науки
- Особенности научной деятельности в России.
Шаг 2. Детализация плана (подпункты)
1. Понятие науки
2. Особенности научного знания
А) объективность
Б) доказательность
В) системность
Г) наличие специального языка и методов
3. Виды наук
А) Естественные
Б) Гуманитарные и социальные
В) Технические и точные
Г) Науки о познании и мышлении
4. Функции науки
1) Познавательно-объяснительная
2) Производственная
3) Культурно-мировоззренческая
4) Социальная
5) Прогностическая
5. Особенности научной деятельности в России.
Шаг 3. Уточнение темы
Обращаем внимание, в каком аспекте требуется от нас раскрытие темы. Например, план на тему «Наука как социальный институт» будет отличаться от плана на тему «Наука как вид деятельности».
Наука как….. | |
Социальный институт | Вид деятельности |
Исторически сложившаяся форма организации деятельности людей
(выполняет важные функции) | Структура деятельности
|
Применимо к науке | |
История развития науки Этика науки (система норм) Система ролей и статусов в науки (научные звания и т.д.) Научные учреждения Функции Науки | Субъекты научной деятельности Объекты научной деятельности Цели научной деятельности Научные методы Результаты научной деятельности |
Итоговый вариант
1. Понятие науки
2. История развития науки
3. Особенности научного знания
А) объективность
Б) доказательность
В) системность
Г) наличие специального языка и методов
3. Виды наук
А) Естественные
Б) Гуманитарные и социальные
В) Технические и точные
Г) Науки о познании и мышлении
4. Функции науки
1) Познавательно-объяснительная
2) Производственная
3) Культурно-мировоззренческая
4) Социальная
5) Прогностическая
5. Система научных учреждений
6. Проблема этики науки
7. Особенности научной деятельности в России.
Презентация к уроку по обществознанию на тему: C8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Слайд 1
C8 . СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике.Слайд 2
С 8 .Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 3
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д ) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 4
Система оценивания Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) 3 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. 2 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов 1 План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один- два пункта 0 Максимальный балл 3
Слайд 5
При выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.
Слайд 6
Условие выполнения данного задания : 1.Системное знание по теме 2.Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5.Привлечение внутрикурсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7.Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8.Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.
Слайд 7
Классификация тем
Слайд 8
Первая группа : а) широкие « однотемные », б) широкие « однообъектные », в) широкие «односоставные» 1. С8: Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: « Деятельность человека в ее многообразии ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2. С8:Вам поручено подготовить доклад по проблеме: « Познание человеком мира и самого себя ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..« Гражданское общество ». 5……« Деятельность, как способ существования людей ».
Слайд 9
Вариант плана Гражданское общество . 1.Понятие гражданское общество; 2 .История развития гражданского общества; 3 .Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4 .Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5 . Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6 . Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей . 1 .Понятие деятельности 2 .Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3 .Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4 .Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5 . Роль деятельности в жизни общества и человека
Слайд 10
Алгоритм №1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной » теме 1.понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта ( тенденци развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа .
Слайд 11
Вторая группа: а) узкие « однообъектные » б) узкие « однотемные », в) узкие «односоставные» 1 .С8:Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: « Социализация индивида ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2 .С8:Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: « Наука в жизни современного общества ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3. С8:Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: « Религия как форма духовной культуры ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 4 .С8 : выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: « Межличностные конфликты и способ их разрешения ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 5. С8:Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: « Образование как социальная ценность ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 6. С8: Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Слайд 12
Вариант плана: Государство – социальный институт. 1 . Понятие социального института. 2.Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3 .Государство – важнейший социальный институт. 4 . Государство – как совокупность социальных институтов. 5 . Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института ; в) внутренние и внешние функции института государства. 6 .Взаимосвязи социальных институтов. 7 . Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных пр о блем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3 .Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4 . При ч ины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5 . Проявления и последствия экологического кризиса 6 .Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».
Слайд 13
Алгоритм №2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной » теме: 1.понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления.. )
Слайд 14
Третья группа: а)« многотемные » б) «двусоставные» в) « разнообъектные » г) « многосоставные» 1 .С8: Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: « Многовариантность и движущие силы развития общества ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2 .С8:Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: « Биологическое и социальное в человеке ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3 .С8: Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: « Экономическая свобода и социальная ответственность ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Слайд 15
Вариант плана : Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность . 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общес т во б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.
Слайд 16
Алгоритм №3. Составления развернутого плана « многообъектной » теме. . 1.понятие (определение) объекта №1; 2.понятие (определение) объекта №2…№3…№4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство №1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина №1 б) причина №2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.
Слайд 17
Педагогические приемы и техники: 1.Актуализация знаний о типах планов. 2.Учебная лекция. 3. Логическая схема. 4.Работа с оглавлением учебника. 5.Работа с готовыми планами. 6.Составить сложный план сказки. 7.Составление кроссвордов. 8.Метод дебатов. 9.Уроки-суды, уроки-пресс-конференции. 10. Коллекции 10.1. тем 10.2. готовых планов 10.3.алгоритмов
Слайд 18
Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.
Слайд 19
Список источников Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010. Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2010. 3.Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс , 1999 г. 4.Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6.Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, № 29, 10.09.05.г. 7.Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976г. 8.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru ) 11.Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб . Тюмень: Тюменский гос . ун-т, 2006. 12. Форум «Абитуриент…ПРО»
Слайд 20
Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми — предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ №1. «…Метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство
Слайд 21
Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПАМЯТКА по составлению плана Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию . 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов , а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено , а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.
Слайд 22
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1.Мысленно представьте весь изученный материал , раскрывающий содержание предложенной темы. 2 . Разделите его на части по смыслу , в каждой из них определите главную мысль. 3.Озаглавьте эти части , подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план : А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. Решающим фактором эффективного использования в процессе обучения разных типов заданий ЕГЭ выступает профессионализм учителя , в частности, его умение грамотно применять различные методы обучения и частные методики. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).
как составить развёрнутый план по обществознанию(ЕГЭ С8)?
Памятка к составлению плана развернутого ответа по теме Как известно, план – это кратко и последовательно изложенное содержание основного источника информации. План состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. Теперь перейдём к ответу на вопрос: «Как составлять план для тем из задания С8?» Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы. Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые нижеперечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. 1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например: 1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение… 2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины. 2) Подходы к определению понятия.. . (сущности…) . Например: — Теории происхождения… — Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы. 3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т. п.).. . Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т. п.) . 4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции. 5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы).. . Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах. 6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель) … 7. Особенности (проблемы, традиции и т. п.) … в современном обществе (мире) . 8. Пути решения… Отмечу, что лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.
Памятка к составлению плана развернутого ответа по теме Как известно, план – это кратко и последовательно изложенное содержание основного источника информации. План состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. Теперь перейдём к ответу на вопрос: «Как составлять план для тем из задания С8?» Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы. Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые нижеперечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. 1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например: 1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение… 2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины. 2) Подходы к определению понятия.. .(сущности…) . Например: — Теории происхождения… — Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы. 3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т. п.).. . Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т. п.) . 4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции. 5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы).. . Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах. 6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель) … 7. Особенности (проблемы, традиции и т. п.) … в современном обществе (мире) . 8. Пути решения… Отмечу, что лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.