Репетиторство это – что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

Содержание

Репетиторство - это... Что такое Репетиторство?

Репети́тор (от лат. repetitor — тот, кто повторяет) — преподаватель, дающий частные уроки на дому. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.

Значения

  • Преподаватель, который проводит дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогая усвоить необходимые знания.
  • Опытный специалист, который проводит индивидуальные или групповые занятия с актерами.
  • Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе программированных материалов, компьютерных программ.

История в России

В кадетском и пажеском корпусах и некоторых других закрытых учебных заведениях дореволюционной России репетитором назывался учитель, под руководством которого учащиеся выполняли домашние задания.

Современное значение

В современной России услугами репетиторов чаще всего пользуются абитуриенты во время подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗы и студенты для повышения уровня владения предметом. Широко услуги репетиторов распространены среди желающих изучить иностранные языки. Индивидуальный подход к учащемуся в данном случае помогает подобрать более эффективную программу овладения языком.

Распространение услуг репетиторов

Весомый вклад в распространение репетиторских услуг в России и странах СНГ вносит интернет. Сейчас существует довольно большое количество компаний, предлагающих помощь репетиторам по продвижению их услуг в сети. На сайтах таких компаний репетиторы могут зарегистрироваться, создать собственную анкету и разместить информацию о виде оказываемых услуг, своём опыте и достижениях. Наибольшее распространение подобные услуги получили в Москве и Санкт-Петербурге, однако существует и множество региональных подразделений.

В русской литературе

  • Наставники Митрофанушки, комедия «Недоросль», Денис Фонвизин.
  • Учителя в доме Фамусова («числом поболее, ценою подешевле»), комедия «Горе от ума», Александр Грибоедов.
  • Евгений Базаров, роман «Отцы и дети», Иван Тургенев.
  • Репетитор Родион Раскольников, роман «Преступление и наказание», Фёдор Достоевский.
  • Иван Лаптев, роман «Иди на Голгофу», Александр Зиновьев.

См. также

Примечания

Литература

  • Журнал «Русская словесность», № 2, 1996.

РЕПЕТИТОРСТВО - это... Что такое РЕПЕТИТОРСТВО?


РЕПЕТИТОРСТВО
вспомогательная форма обучения, представляющая собой индивидуальные или групповые дополнительные занятия по теме, разделу или целому учебному курсу и имеющие целью подтягивание учащегося до уровня требований стандартной программы. Одновременно может быть средством усвоения сверхпрограммных знаний для успешной сдачи экзаменов в высшее образовательное учреждение (вуз). Распространение репетиторства свидетельствует о недоработке с учащимися в учебном процессе общеобразовательной школы.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Синонимы:
  • РЕЛЯТИВНЫЙ
  • РЕМЕСЛО

Смотреть что такое "РЕПЕТИТОРСТВО" в других словарях:

  • репетиторство — а. ср. repetiteur < repeter. Работа, занятие репетитора. БАС 1. Меня, по особой протекции, рекомендовали в репетиторы в семью полтавского губернатора Богговута.. Это репетиторов обещало мне хороший заработок. Макаренко Выборное право… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕПЕТИТОРСТВО — РЕПЕТИТОРСТВО, репетиторства, мн. нет, ср. Занятия репетитора (см. репетитор в 1 знач.). Студент зарабатывал репетиторством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • репетиторство — сущ., кол во синонимов: 1 • преподавательство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Репетиторство — I ср. Занятие, деятельность репетитора [репетитор 1., 2.]. II ср. разг. то же, что репетитор 1., 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • репетиторство — репетиторство, репетиторства, репетиторства, репетиторств, репетиторству, репетиторствам, репетиторство, репетиторства, репетиторством, репетиторствами, репетиторстве, репетиторствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… …   Формы слов

  • Репетиторство — Запрос «Репетитор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Репетитор (от лат. repetitor  тот, кто повторяет)  преподаватель, дающий частные уроки на дому. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по… …   Википедия

  • репетиторство — репет иторство, а …   Русский орфографический словарь

  • репетиторство — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка

  • репетиторство — а, с. Робота репетитора (у 1, 2 знач.) …   Український тлумачний словник

  • репетиторство — а; ср. Занятия репетитора. Подрабатывать репетиторством …   Энциклопедический словарь

  • РЕПЕТИТОРСТВО — индивидуальное обучение, обеспечивающее дополнительную подготовку учащихся по отдельным предметам …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины


Репетиторство как форма обучения - Организация учебного процесса


Робот
Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы.
Посмотреть
Репетитор – учитель, дающий частные уроки на дому. Первоначально репетиторство было связано с повторением учебного материала (это слово происходит от латинского repetitor – тот, кто повторяет), а главная задача репетитора состояла в том, чтобы помочь ученику в домашней подготовке, устранить пробелы в знаниях посредством интенсивных индивидуальных занятий, отработать какой-либо важный навык. Сегодня круг задач репетиторов гораздо шире: помощь в выполнении домашних заданий, преодоление отставания от школьной программы при переезде, переходе в другую школу или длительной болезни ребёнка, а также подготовка к контрольной работе, к экзамену (особенно к ЕГЭ), к поступлению в престижный вуз.

Репетиторство – особая сфера педагогической деятельности, требующая от преподавателя не только хорошего знания предмета и владения методикой преподавания, но и умения выявить учебные затруднения, чтобы «подтянуть» ученика именно в том, в чём он испытывает затруднения. Нередко для наибольшей эффективности обучения репетиторы применяют наиболее передовые методики, внедрение которых в массовой школе связано с разного рода трудностями и ограничениями.

Традиционно репетиторство относят к индивидуальным и дополнительным формам обучения, поскольку взаимодействие преподавателя с обучающимся обычно происходит формате «один на один», чего в массовой школе достичь невозможно. Однако практика репетиторства допускает и групповые занятия, при условии, что группа малочисленна (обычно – 2-5 человек), а работа с учениками носит индивидуализированный характер (т.е. учитывающий особенности каждого ученика). Следует отметить, что для решения некоторых задач занятия в паре или малой группе могут быть даже предпочтительней, например, для отработки навыков разговорной речи при изучении иностранного языка.

Как правило, репетитор – это частный учитель, получающий почасовую или сдельную оплату от родителей школьника, абитуриента или от взрослого ученика, заключившего с ним договор. Это, с одной стороны, повышает его ответственность за результат перед своим учеником, с другой – является своеобразной гарантией того, что ученик осознаёт необходимость посещаемых занятий. Поэтому репетиторство отличается более высокой, чем основные формы обучения, мотивацией участников педагогического процесса на достижение результата.

Вместе с тем, результат в значительной степени зависит от педагогической квалификации преподавателя, от его ответственности – иначе говоря, от выбора репетитора.

Выбор репетитора является непростой задачей, ведь при домашнем обучении важными факторами становятся место проживания ученика и педагога, а также возможность дистанционного взаимодействия, поскольку от этого напрямую зависит не только стоимость, но и частота, длительность и регулярность занятий. Однако с ростом потребности в репетиторских услугах эту проблему успешно решают специализированные порталы. Пример такого портала – «Виртуальная Академия» (VirtualAcademy.ru) – интернет-сообщество репетиторов Москвы и Санкт-Петербурга. Данный ресурс не только содержит информацию для самостоятельно поиска репетитора по их анкетам, учебным предметам, месту проживания и т.д., но и осуществляет бесплатный подбор репетитора, а также обеспечивает дистанционные занятия с онлайн-репетитором.

Хотя репетиторство как форма обучения имеет ряд преимуществ, обусловленных индивидуальным характером занятий, увеличение спроса на услуги репетиторов, особенно среди школьников, свидетельствует о недостаточной эффективности массового обучения, о противоречии между требованиями к уровню подготовки учеников и возможностью школьных учителей обеспечить этот уровень. Кроме того, нацеленность занятий на решение одной достаточно узкой задачи не позволяет говорить о систематическом характере и рассматривать репетиторство как самостоятельную форму обучения.

Таким образом, репетиторство является дополнительной формой, позволяющей нивелировать недостатки массового образования.


Робот списокРобот выяснил следующее: со статьёй "Репетиторство как форма обучения" тематически связаны:
Для ссылки:
Репетиторство как форма обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/repetitorstvo_kak_forma_obuchenija/14-1-0-346 (дата обращения: 17.01.2020).


Репетитор — это звучит гордо? / Newtonew: новости сетевого образования

Репетитор — это уже практически неотъемлемый «атрибут» жизни современного школьника. Старшеклассники готовятся с помощью репетиторов к ГИА и ЕГЭ. А часто уже в начальной школе родители прибегают к помощи «дополнительных» педагогов, чтобы подтянуть оценки.

За те 6 лет, что мы обучаем детей и взрослых различным дисциплинам, мы сталкивались с самым разным отношением к репетиторам. Да что и говорить, сами репетиторы тоже весьма по-разному относятся к своему ремеслу.

Многие педагоги совмещают работу репетитора и школьного учителя (преподавателя в лицее, вузе и так далее). Кто-то подрабатывает, находясь в декрете. Для других (и их отнюдь не меньшинство) — это возможность творить свободно, самостоятельно определяя свое рабочее расписание, совмещая трудочасы с собственным обучением, путешествиями, увлечениями.

Существует ли такая профессия — репетитор?

Если обратиться к толковому словарю:

РЕПЕТИТОР [от лат. repetitor - тот, кто повторяет]
1. Тот, кто помогает кому-л. усвоить какие-л. знания, подготовиться к экзамену. .
2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актерами.

УЧИТЕЛЬ
1. Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель .
2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-л. в какой-л. области, имеющий последователей.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Тот, кто занимается преподаванием чего-л. (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении).

ПЕДАГОГ [от греч. paidagōgós - воспитатель, наставник]
Лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель.

Как мы видим, термины «учитель», «педагог», «преподаватель» являются устоявшимися синонимами. Понятие «репетитор» вроде бы из этой цепочки выбивается, однако, по сути, все отличия сводятся лишь к способам организации учебного процесса.

Учителя и преподаватели «закреплены» за конкретным образовательным институтом, работают преимущественно в группах, включены в определенную формализованную педагогическую систему. Репетитор обладает большей свободой, он может отклоняться от учебного плана, практиковать нестандартные методы обучения. Но, как бы мы ни называли специалистов от педагогики, их цель едина — обучить нас чему-то.

Почему педагоги не торопятся называть себя репетиторами?

Мы попросили сто репетиторов (работающих и индивидуально, и в группах, и в оффлайне, и в онлайне) заполнить небольшую анкету и заметили интересную тенденцию. В графе «профессия» почти никто не написал «репетитор». Специалисты, не работающие в данный момент в каком-либо учебном заведении, указывали свою специальность из диплома. Среди респондентов нашлось немало филологов, лингвистов, экономистов, юристов, журналистов и даже фрилансеров, но почему-то совсем немного репетиторов. Видимо, отождествлять свою деятельность с полноценной профессией у репетиторов не принято.

Многие частные педагоги проводят по 6-8 занятий в день, трудясь ежедневно, порой и без выходных. Все имеют профильное образование, немалый педагогический опыт, многочисленные педагогические награды и сотни благодарных учеников. Так почему же «преподаватель» звучит гордо, а «репетитор» — как будто бы нет?

Поэтому мы спросили наших уважаемых педагогов, что для них значит работа репетитором и гордятся ли они своей профессией.

Инна Николаевна, репетитор по обществознанию

 

 

Преподаю я уже более 20 лет. Работала в школах, в лицее. В профессиональном плане я идентифицирую себя как учитель — это моя профессия и, хочется верить, призвание.

Репетитором работаю чуть больше 4 лет. Для меня изначально это была попытка преодолеть так называемое профессиональное выгорание. Кардинально сменить род деятельности — это история малореальная. Возможно, молодое поколение более мобильно и может за короткое время осваивать принципиально новую функциональность, но я себя вне педагогики не вижу, поэтому решила сменить работу, но не профессию.

Репетитор и учитель для меня — одно и то же. Разница лишь в организации работы. У репетитора может не быть какого-либо фиксированного трудового распорядка, а если преподаёшь онлайн, то и ходить никуда не нужно. Может, ещё бумажной работы лишней нет, ты более свободен и остаётся пространство для творчества.

В репетиторстве я искала вдохновение, новый опыт и совершенствование профессиональных навыков.

Перейдя из школьного класса в виртуальный кабинет, я не перестала быть педагогом и не стала каким-то другим учителем. Основные задачи, которые должен решать учитель, остались. Ученики такие же. Когда мне задают вопрос, кем я работаю, отвечаю: «Учителем». Но не потому, что не рассматриваю репетиторство всерьёз, а потому, что для меня это понятия одного порядка.

Светлана Вячеславовна, репетитор по английскому языку

 

 

Я больше 20 лет преподаю английский язык в школе. Параллельно я руковожу школьным дискуссионным клубом, организую с учениками внутришкольные олимпиады и театральные постановки на английском языке. От своей работы я получаю огромное удовольствие. Ни в какой другой профессии себя никогда не мыслила и что-то менять в будущем не собираюсь.

Несколько лет назад я начала практиковать скайп-уроки, чтобы исследовать вопрос применения информационных технологий в учебном процессе. Затем этот опыт я перенесла и в свой школьный класс. При этом я не разделяю образовательный процесс на основной (школа) и дополнительный (репетитор по скайпу или традиционный репетитор). Учить язык можно с нуля в любом возрасте, и здесь школа никому ничего не гарантирует и никого ни в чём не ограничивает.

Не рискну говорить про другие предметы, но иностранный язык можно выучить лишь при наличии мотивации, трудолюбия и готовности много работать самостоятельно.

Учитель или репетитор помогут, направят, но не дадут результат, если ученик сам не приложит никаких усилий. При этом какие-то стандартизированные методы работы, упражнения, методики преподавания тоже могут не сработать. Нужна постоянная вовлечённость в языковой контекст. Возможно, именно по этой причине я не могу для себя разделять понятия «педагог», «репетитор», «преподаватель». Работа с разными учениками должна и строиться по-разному, а как специалист себя назовёт (репетитором или учителем), на результате не скажется.

Наталья Валерьевна, репетитор по математике и английскому языку

 

 

Репетитором я работаю 6 лет, причём первые мои шаги в педагогике были сделаны ещё в студенческие годы. На старших курсах университета я уже понимала, что имею достаточный уровень знаний, чтобы ими делиться. Сейчас я продолжаю свое обучение в магистратуре и параллельно преподаю ученикам в формате онлайн. На данный момент это моя основная работа. Я думаю, что после завершения обучения продолжу преподавать в таком же режиме.

Отличается ли учитель от репетитора? С одной стороны, мне сложно сравнивать, поскольку в школе я никогда не работала. Однако мне кажется, что репетитор — это более своевременное и современное понятие. Есть английское слово “tutor”. Сегодня его часто используют, даже не переводя, понимая под этим термином нечто большее, чем репетитор в классическом смысле.

Сегодня репетитор должен быть мобилен, активен, должен владеть информационными технологиями, обладать широким кругозором и богатым культурным бэкграундом. Возраст, количество дипломов, даже стаж преподавания уходят на второй план.

Первичны компетенции, опыт практической реализации своих знаний на практике и, как мне кажется, личные качества.

Репетитор — это наставник, и тот факт, что общение всегда происходит один на один, лишь усиливает влияние, которое наставник оказывает на ученика. Трансформируются не только значения привычных терминов «учитель» или «репетитор» — само понятие педагогики существенно расширяется, поскольку меняется образовательная среда, меняется общество, меняется сам человек.

Оксана Петровна, репетитор по русскому языку, литературному чтению, РКИ

 

 

Мой педагогический опыт не столь велик — 5 лет. Однако за это время я успела поработать преподавателем русского языка в центре дополнительного образования, в частной школе со школьниками 5-11 классов. Параллельно всё это время работала репетитором. Для меня репетиторство — это возможность «добрать» то, чего не хватает, когда обучаешь целый класс.

Из возможных терминов, которыми можно себя «обозвать», я предпочитаю использовать слово «педагог». На мой взгляд, оно максимально полно описывает мой род деятельности и не даёт конкретной отсылке к школе, университету либо частной практике.

Мне кажется, что у многих учеников по отношению к репетиторам есть ложная установка: мол, это школьный учитель, которому не хватает денег, поэтому он идет подрабатывать.

Но в современном мире это уже давно не так. Репетиторство — это не халтура (простите за термин). В большом случаев репетиторами, особенно онлайн-репетиторами, становятся люди, которые хотят самостоятельно распоряжаться своим временем, много путешествуют, повышают свой собственный уровень образования (магистратура, аспирантура, докторантура) или, например, заняты ещё какой-то профессиональной деятельностью (бизнес, ведение домашнего хозяйства, публицистика и т. д.).

Инструментальный подход к педагогу очень коробит. Обществу не хватает понимания ценности преподавания, осознания того, что люди, которые нас учат в школах и вузах, выполняют очень важную задачу, и дело тут не в зарплате. Остаются в профессии, как правило, только те педагоги, которые видят в своей работе нематериальную ценность. Это отнюдь не акт отчаяния (ведь выбор есть всегда, и работу сменить не так сложно, как кому-то кажется).

Антон Витальевич, репетитор по программированию

 

 

У меня нет опыта работы в школе или другом учебном заведении. Только частная практика. Почему не пошёл в школу? Наверное, потому что это бесперспективно и просто страшно. Я прекрасно помню свои школьные годы и помню, как «высоко» мы ценили труд наших учителей. При этом уже с возрастом я начал понимать, что дело не в профессии, а, как говорится, в наших головах. Хотя и это не откровение.

Мне не очень нравится термин «репетитор». У меня это слово ассоциируется с уставшим школьным учителем, который после 8-часового рабочего дня тащится к ученику на дополнительное занятие, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Не знаю, откуда такие пессимистичные ассоциации, но как есть.

Я себя называю частным преподавателем. Формулировка не имеет никакого значения, но моя работа даёт мне определенную свободу, в том числе и в выборе того, как себя профессионально идентифицировать. Помимо преподавания я удаленно работаю в одной IT-компании, поэтому учеников учу на тех задачах, которые решаю сам, сразу показываю им сферу применения тех знаний, которые они стремятся получить. Преподаю не ради денег. Мне это нравится, у меня неплохо получается и я имею свободное время, которое хочется потратить с пользой.

Мне кажется, что преподаватель по любой практико-ориентированной дисциплине должен заниматься этой самой практикой, а потом уже что-то теоретизировать, писать учебные планы и т. д. Именно по этой причине я уверен, что частные педагоги или, если хотите, репетиторы в ряде случаев могут дать гораздо более качественную подготовку по предмету.


Мы не стремились уверить вас в том, что без репетитора вам жизнь не мила. А вот без образования — вполне возможно. Поэтому пора относиться к педагогам, преподавателям, учителям и репетиторам с тем уважением, которого они заслуживают. И пусть ни один выпускник педагогического вуза не боится идти работать в школу!

30 января 2017, 20:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

РЕПЕТИТОРСТВО - это... Что такое РЕПЕТИТОРСТВО?


РЕПЕТИТОРСТВО
РЕПЕТИТОРСТВО
РЕПЕТИ́ТОРСТВО, репетиторства, мн. нет, ср. Занятия репетитора (см. репетитор в 1 знач.). Студент зарабатывал репетиторством.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • РЕПЕТИТОРСКИЙ
  • РЕПЕТИТОРСТВОВАТЬ

Смотреть что такое "РЕПЕТИТОРСТВО" в других словарях:

  • репетиторство — а. ср. repetiteur < repeter. Работа, занятие репетитора. БАС 1. Меня, по особой протекции, рекомендовали в репетиторы в семью полтавского губернатора Богговута.. Это репетиторов обещало мне хороший заработок. Макаренко Выборное право… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • репетиторство — сущ., кол во синонимов: 1 • преподавательство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Репетиторство — I ср. Занятие, деятельность репетитора [репетитор 1., 2.]. II ср. разг. то же, что репетитор 1., 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • репетиторство — репетиторство, репетиторства, репетиторства, репетиторств, репетиторству, репетиторствам, репетиторство, репетиторства, репетиторством, репетиторствами, репетиторстве, репетиторствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… …   Формы слов

  • Репетиторство — Запрос «Репетитор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Репетитор (от лат. repetitor  тот, кто повторяет)  преподаватель, дающий частные уроки на дому. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по… …   Википедия

  • репетиторство — репет иторство, а …   Русский орфографический словарь

  • репетиторство — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка

  • репетиторство — а, с. Робота репетитора (у 1, 2 знач.) …   Український тлумачний словник

  • репетиторство — а; ср. Занятия репетитора. Подрабатывать репетиторством …   Энциклопедический словарь

  • РЕПЕТИТОРСТВО — индивидуальное обучение, обеспечивающее дополнительную подготовку учащихся по отдельным предметам …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины


РЕПЕТИТОРСТВО - это... Что такое РЕПЕТИТОРСТВО?


РЕПЕТИТОРСТВО
индивидуальное обучение, обеспечивающее дополнительную подготовку учащихся по отдельным предметам.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

Синонимы:
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Репликация

Смотреть что такое "РЕПЕТИТОРСТВО" в других словарях:

  • репетиторство — а. ср. repetiteur < repeter. Работа, занятие репетитора. БАС 1. Меня, по особой протекции, рекомендовали в репетиторы в семью полтавского губернатора Богговута.. Это репетиторов обещало мне хороший заработок. Макаренко Выборное право… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕПЕТИТОРСТВО — РЕПЕТИТОРСТВО, репетиторства, мн. нет, ср. Занятия репетитора (см. репетитор в 1 знач.). Студент зарабатывал репетиторством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • репетиторство — сущ., кол во синонимов: 1 • преподавательство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Репетиторство — I ср. Занятие, деятельность репетитора [репетитор 1., 2.]. II ср. разг. то же, что репетитор 1., 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • репетиторство — репетиторство, репетиторства, репетиторства, репетиторств, репетиторству, репетиторствам, репетиторство, репетиторства, репетиторством, репетиторствами, репетиторстве, репетиторствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… …   Формы слов

  • Репетиторство — Запрос «Репетитор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Репетитор (от лат. repetitor  тот, кто повторяет)  преподаватель, дающий частные уроки на дому. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по… …   Википедия

  • репетиторство — репет иторство, а …   Русский орфографический словарь

  • репетиторство — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка

  • репетиторство — а, с. Робота репетитора (у 1, 2 знач.) …   Український тлумачний словник

  • репетиторство — а; ср. Занятия репетитора. Подрабатывать репетиторством …   Энциклопедический словарь


3 главных заблуждения о работе репетитора

Bombarda maxima (взрывающее заклинание во вселенной Гарри Поттера и крайнее возмущение в переносном смысле — Прим. авт.) — так можно описать реакцию на мой предыдущий материал «Профессия — репетитор». Реагировали в основном учителя (смотрим Facebook и «ВКонтакте»), хотя статья была ни разу не про учительский труд.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Реагировали в основном на одно слово из статьи, причём не ключевое и не смыслообразующее — «презрение». Поначалу я думала отвечать на комментарии, но тезисы критикующих были однообразны, посему отвечу разом на все — записью в блоге. В том посте было намечено продолжение «в-четвёртых, в-пятых, в-шестых», потому воспринимайте написанное далее как обещанное продолжение, как следующую часть огромного текста все с той же долей субъективного и биографического, правда, с дополнениями более формального характера.

Хотели сравнения репетитора и учителя? Будет.

1. «Репетитор должен быть школьным учителем»

Репетитор — не учитель, зарабатывающий из подполья. И работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. Поэтому советы о том, что нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой мне не очень понятны.

Важно осознавать, что между репетитором и учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер — это правовое основание работы. Открываем 273-ФЗ. Тот самый, который об образовании. Открываем и смотрим статью 2: педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на статьях 47 и 48: там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет.

Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам. Правовое основание работы репетитора, его библия — Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг». К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 — публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК — частные. Их нельзя ставить в один ряд. Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

Один из комментаторов написал в мой адрес что-то вроде: «Не хотела бы я отдать своего ребёнка такому репетитору». Понимаете, это и хорошо.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком

И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать — не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг — ГК РФ ст. 782. У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я — мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

У учителя таких требований быть не может: класс для него формирует школа. Он ни с кем не сможет расстаться, не потеряв львиную долю своих нервов.

На «Меле» была статья «Почему учитель — бесправное существо?». Хорошая статья, правдивая, ведь у учителя действительно нет права на выбор учеников. Если вы трудоустроены в школу, а после основной работы имеете частную практику, то у вас две профессии — вы школьный учитель и репетитор (коуч, тренер, ментор, наставник, сэнсей, воспитатель, мэтр, гувернёр). Похожие профессии, но две.


2. «Репетитор даёт то же, что и в школе»

Сразу скажу: я не занимаюсь натаскиванием на школьную программу и повышением успеваемости. Точнее сказать, я делаю это косвенно, так как ребята начинают демонстрировать полученные знания и в школе, но за прямые заказы не берусь — только ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ. Оценка качества моей работы — прерогатива ученика, его родителей, системы автоматизированной проверки тестов, экспертной комиссии.

Начать заниматься натаскиваем на школьную программу всё равно что потерять свободу воли в образовательном процессе, поскольку диктовать темп, тематику, способы оценивания и, главное, методы — будет посторонний человек

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью, в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах — и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Нет такой кастомизации в школе и не может быть. Репетитор и учитель не то что в разных весовых категориях, они в разных видах спорта.


3. «Репетитор должен быть бессребреником»

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера:

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

(Дмитрий Медведев, премьер-министр)

Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания для учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы: все по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство — абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые — три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

На все это нужно заработать, чтобы пригласить клиента в достойное место. Желательно иметь страничку в соцсетях или сайт: с оформлением, прилично отвёрстанным текстом, отзывами. Все это тоже требует вложений.

Репетитор — это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю — делать честно и качественно

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели — имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка — будут стремиться к нулю. Про «быстро» — вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, — особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы — индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может — исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, приобретается услуга добровольно. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки оттого, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.


В комментариях под предыдущей частью статьи было много замечаний а-ля «какая неэтичная статья, как можно презирать коллег». Обосную, почему можно презирать коллег — не всех, подчеркну, а большинство.

Я уже говорила, что первичной для репетитора является бизнес-этика. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество». И да, конечно, я понимаю, что заставить весь класс быть отличниками, даже хорошистами — задача колоссальная, но формировать у учащихся необъективные представления о знаниях — вот где неэтично.

Неэтично допустить попадания в молодёжные парламенты детей, которые не знают — в 11 классе не знают, — что такое парламент. Да, молодёжные парламенты формируются отдельно от школ, но как вообще может человек дойти до 11 класса и не знать, на чём стоит его государство. И это реальный случай!

А потом открытые уроки про патриотизм и гражданственность. Какой патриотизм? Какая гражданственность? Дети знают три замыленных слова про ветви власти, но эти слова без дальнейшего объяснения — бесполезная информация.

Неэтично заставлять учащихся конспектировать Конституцию и иные нормы закона. С такой же эффективностью можно заставить весь класс переписывать Священное Писание и ждать, когда Святой дух пошлёт всем озарение. У нас право профессиональное, оно требует объяснений — его и взрослому человеку без юридического бэкграунда не всегда просто воспринимать. А это дети! Пусть и выглядят они очень зрелыми, но это всё ещё дети. Они и 30% от написанного не поймут. Право надо толковать, пояснять, разжёвывать, подавать в максимально доступной форме, с живыми примерами. Школа, как по мне, должна научить принципам и основным методам познания мира. Конспектировать? На уроках? Вы серьёзно?

Неэтично ставить хорошие оценки по истории тем, кто не знает ничего дальше Крещения Руси. Я еще ни разу не начинала работать с учеником, который хотя бы на тройку знает историю. Ребята более-менее помнят XX век, который проходят в 11 классе. И всё.

Мне хочется процитировать Михаила Шварца — известного в определённых кругах российского правоведа. Я не ручаюсь за детальное попадание слово в слово, но вот само высказывание, произнесённое в рамках лекции о том, почему в России такая разношёрстная судебная практика: «Знаете, почему суды плохие? Так это не в судьях дело. Дело в том, что поставили тройку там, где надо было ставить двойку».

Неэтично, неэтично, неэтично! Каждый день есть что-то, что заставляет меня задать клиенту вопрос: «А чем вы вообще в школе занимаетесь?». Почему вместо шлифовки знаний тех, что хочет на бюджет в МГИМО, репетиторы занимаются изучением дисциплины с нуля или уровня, как говорят в английском, elementary?


Я верю, что есть хорошие учителя: учителя, которые не боятся ворчания родителей и могут влепить двойку, если там действительно двойка; учителя, которые внушают авторитет, а не страх; учителя, которые могут показать класс не только на выступлении в рамках конкурса «Учитель года», а каждый день, на каждом уроке. У меня были такие преподаватели в университете, я знаю таких учителей лично.


Наверное, есть ещё много вопросов, которые стоит осветить. Наверное, не на всю критику был дан ответ.


У автора самомнение? Да, ещё какое.


Автор молод? Да, 22 года.


Автору не хватает такта? Возможно, но я не могу не обращать внимания на то, с чем сталкиваюсь каждый день в работе. Потому что ситуация вопиющая.

Автор глуп? Нет, автор не глуп. Хотя бы потому, что правильно пишет слова и ставит знаки препинания в комментариях и статьях, в отличие от некоторых вышеупомянутых интернет-ораторов.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

12 признаков хорошего учителя

Лжевводные слова: почему лишние запятые — это страшное зло

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о