Как работать над пейзажем масляными красками — А. В. Виннер
Материалы для рисунка, часть 1
Какие же материалы требуются художнику-пейзажисту в работе над рисунком?
Графитовые карандаши. Графитовые карандаши в твердой деревянной оправе применяются для выполнения различных графических работ: рисунков, чертежей, зарисовок и т. п. Черный графитовый карандаш был введен в практику рисунка в конце XVII века. В России он получил широкое распространение в XVIII веке. Первые карандаши для Академии художеств изготовлял М. В. Ломоносов.
Графитовые карандаши состоят из графитового стержня, заключенного в деревянную оправу. Делают их следующим образом. Тонко измельченный в коллоидной мельнице сибирский графит отмучивается и смешивается с отмученной глиной. Полученная масса прессуется в виде стержней. Стержни высушивают и обжигают в электропечах, затем обрабатывают смесью воска и жира в вакуум-котлах, вставляют в деревянные половинки оправы и склеивают. Оправа обычно бывает из древесины сибирского кедра.
Графитовые карандаши выпускаются различной степени твердости, обозначаемой на продукции отечественного производства знаками: твердые — от 4Т до 1T, средне-твердые — ТМ и мягкие — от 1М до 4М.
Карандаши иностранных фирм имеют такие обозначения: твердые — от H-6 до H-1, средней твердости — Н, мягкие — от B-1 до B-6 (самого мягкого черного карандаша). Хорошие по качеству карандаши вырабатываются нашим заводом «Сакко и Ванцетти» и фабрикой имени Красина. Высокими качествами отличаются графитовые карандаши чехословацкой фирмы «Koh i Noor». Им почти не уступают карандаши немецкой фирмы «Saxonie».
Начинающему рисовать лучше всего пользоваться средне-мягкими карандашами, более удобными в работе, и постепенно, по мере освоения техники рисунка, переходить к более мягким карандашам. Для неопытных художников такие карандаши не подходят, так как они дают излишне жирные, черные штрихи, легко размазывающиеся по бумаге, из-за чего рисунок приобретает неряшливый вид. Кроме того, эти карандаши легко ломаются, быстро истачиваются и без привычки чинить их несколько трудно.
Для отработки деталей рисунка обычно пользуются более твердыми карандашами, начиная с марки 1М и кончая 1Т или 2Т.Карандаши «Ретушь». Существующие в продаже угольные карандаши «Ретушь», близкие к итальянским карандашам круглой формы, отличаются от них составом своей массы и тем, что они выделываются в деревянной круглой оправе. Предназначены такие карандаши для рисования, тушевки и нанесения теней при различного рода работах, выполняемых ретушером. Карандаши «Ретушь» вырабатываются четырех сортов: № 1 — очень мягкий, № 2 — мягкий, № 3 — средне-твердый, № 4 — твердый. Стержень этих карандашей приготовляется из массы, содержащей тонкоразмолотый березовый уголь, часовярскую глину, незначительное количество голландской сажи. Массу прессуют под гидравлическим прессом в стержни, разрезают на части, высушивают и прокаливают в печи при температуре 150—250° C в течение нескольких часов.
«Ретушь» оставляет на бумаге жирную, интенсивного черного цвета черту, которая хорошо растушевывается. Этот карандаш очень удобен в работе, легко затачивается и не ломается. Он дает прочное сцепление с поверхностью бумаги, не смазывается, но значительно труднее стирается резинкой, светопрочен. Рисунки, выполненные «Ретушью», не требуют закрепления фиксативом.
Карандаши «Negro». Чехословацкие и немецкие фирмы вырабатывают специального сорта рисовальные карандаши «Negro», по своему цветовому тону занимающие промежуточное место между графитовым и итальянским карандашами. Они несколько светлее итальянских, но чернее графитовых. Даваемая ими на бумаге черта менее блестяща, чем у графитового карандаша, а по сравнению с итальянским обладает большим блеском. Стержни этих карандашей приготовляются прессованием массы, состоящей из газовой сажи, тонко отмученной бентонитовой глины и талька; после обжига стержней в ретортах в муфельных печах без доступа воздуха их прожировывают и вклеивают в деревянную оболочку.
«Negro» хороши для различного рода графических работ, в том числе и для рисунка. Они вполне светоустойчивы; рисунки, выполненные ими, не требуют закрепления фиксативом и отлично сохраняются под стеклом. С поверхностью бумаги «Negro» сцепляется очень крепко, не смазывается, но резинкой стирается значительно труднее, нежели графитовый карандаш.
Итальянский карандаш, называемый иногда французским, выделывается из природного черного мела (разновидность глинистого черного сланца) или формуется из порошка жженой слоновой кости, смешанного с водным раствором растительного клея, декстрина, крахмала.
Итальянский карандаш из природного черного меласодержащего до 30—35 % чистой окиси углерода, представляет собой четырехгранные стержни, получаемые распиливанием тонкой стальной пилкой натуральных кусков черного мела (1). Помимо этого итальянского карандаша, существуют в продаже и другие его сорта, выделываемые в виде круглых стержней длиной 50—60 мм и диаметром 10—12 мм, формируемых прессованием массы, состоящей из 1 весовой части чешуйчатого сибирского графита, 1 весовой части газовой сажи, 1 весовой части черной жженой слоновой кости, 13 весовых частей хорошо прокаленного гипса и 7 весовых частей 8-процептного водного раствора крахмала или декстрина.
Тонко измельченные сухие вещества (2) тщательно перемешиваются с водным раствором клея, пока не получится тесто, затем его подсушивают в сушильном шкафу до 25% остаточной влажности, массу прессуют в виде стержня, разрезают его на части, раскладывают на металлические противни и высушивают в сушильном шкафу в течение 7 часов при температуре не свыше 100° C. Затем стержни вертикально помещают в глиняные шамотные цилиндрические тигли, засыпают свободное между стержнями пространство совершенно чистым сухим белым кварцевым песком и ставят их в прокалочную печь для обжига, производимого при температуре 150—250° C в течение 2—4 часов. В зависимости от продолжительности обжига и температуры прокалки получают карандаши трех сортов: мягкие, средне-твердые и твердые. Чем ниже температура прокалки и чем меньше ее время, тем мягче карандаш.
Хорошего качества итальянский карандаш должен при нажиме средней силы давать на бумаге ровные и тонкие, легко растушевываемые, без блеска штрихи, не скользить по поверхности листа и быть достаточно твердым.
Обладая красивым, звучным и глубоким по тону черным цветом, легко растушевываясь, итальянский карандаш является незаменимым материалом для выполнения различных рисунков с натуры, в частности фигуры человека. Им успешно рисовали многие известные русские портретисты: О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин и др.
Из советских портретистов им пользовались И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, В. В. Мешков, а в настоящее время А. И. Лактионов.
Итальянским карандашом обычно рисуют портреты на обыкновенной рисовальной бумаге, но некоторые портретисты употребляют и другие сорта. Так, например, Бродский рисовал им на темно-серой оберточной бумаге, а Мешков на плотной светло-коричневой. Выполненные итальянским карандашом портреты хранят окантованными под стеклом.
Свинцовый карандаш. Свинцовым карандашом постоянно пользовался И. И. Бродский, работая на темно-серого цвета плотной оберточной бумаге. Этот карандаш представляет собой круглый или четырехгранный стержень, выделываемый из свинца.
Рисовальный уголь представляет собой круглые палочки длиной 11 см и диаметром 3,5—4 мм, получаемые обжигом сухих прутков бересклета, ивы или березы без доступа воздуха в металлических ретортах (3).
Прутки закладываются в металлические реторты, сделанные из кровельного железа или жести; в свободное между прутками пространство засыпается чистый, сухой кварцевый песок. Реторту плотно закрывают крышкой и обмазывают глиной в местах соединения крышки с ретортой. Затем ее ставят в обжигательную печь на 3—5 часов при температуре до 300° C.
Обжиг ведется до тех пор, пока из реторты не перестанет выделяться через имеющееся в крышке отверстие угарный газ в виде синеватого дымка, после чего процесс заканчивают, дают реторте охладиться до температуры окружающей среды, вынимают из нее прутки угля, ломают их на палочки определенной длины и укладывают в картонные коробки по 50 штук. Лучшие сорта рисовального угля получают из очищенных от коры и луба прутков бересклета или ивы.
Рисовальный уголь должен обладать черным цветом теплого тона, хорошо ложиться на бумагу, образуя ровную, без пропусков и царапин черту, легко растушевываемую от черного до светло-серого цвета. Хорошо обожженная палочка угля при легком ударе издает звенящий звук и не ломается.
- ↑ — Природный черный мел, пригодный для изготовления итальянских карандашей, можно добывать во многих месторождениях нашей страны.
- ↑ — Измельчение должно быть настолько тонким, чтобы порошок при просеве через сито с 16 000 отверстий на 1 кв. см давал не более 0,2 % отсева.
- ↑ — Рисовальный уголь вырабатывается Подольским комбинатом Художественного фонда СССР.
<<<�предыдущая вверх следующая>>>
КАРАНДАШ
Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Виды карандашей Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита). Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением необходимо заточить (очинить). Помимо одноразовых Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М, ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, ЗТ тверже, чем 2Т, и т. д. В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала. Таблица соответствия шкал твёрдости
Самый твёрдый Средний Самый мягкий
Обычно рисунки начинают карандашом средней мягкости — ТМ или М — и затем переходят к более мягким номерам» — 2М и ЗМ. Выбор карандашей зависит от качества бумаги и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобнее делать мягкими карандашами, а при работе над рисунком длительное время на бумаге типа полуватман можно начинать легкими штрихами карандашами Т или ТМ. На гладкой бумаге лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости — 2М. История карандашей Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер. Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта. В XV—XVI вв. по пергамену или бумаге рисовали серебряным или свинцовымштифтом (нем. Stiff — «основание, инструмент»). Особенно хорош для этой цели серебряный грифель. Он дает тонкие и четкие линии и штрихи, похожие на штрихи гравюры резцом. Такие штрихи по плотной бумаге почти не стираются. Серебряным штифтом, или стилусом, рисовали многие итальянские художники, а также мастера Северного Возрождения — Р. фан дер Вейден, А. Дюрер, Х. Хольбайн (Гольбейн) Младший, Я. фан Эйк. В эпоху Маньеризма и Барокко XVI—XVII вв. художники предпочитали мягкие или жидкие материалы — сепию, тушь, сангину, мел, уголь. Еще с конца XIV в. стали применять слегка обожженный глинистый сланец сероватого («черный мел») или красно-коричневого тона («красный мел»). В XVII в. получил распространение «итальянский карандаш» (франц. crayon d’Italie). Его изготавливали из жженой кости, измельченной в порошок, с добавлением растительного клея. «Итальянский карандаш» (позднее — ретушь) способен создавать сочные черные штрихи матового тона, а при растирании — широкую шкалу тональных переходов. Этот материал был любимым в творчестве венецианских художников, например Тициана, им удобно делать подготовительные эскизы к живописи. Угольным и «итальянским карандашом» рисовали художники-маньеристы и романтики конца XVIII—XIX в. Графитные карандаши известны с XVI века. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией. Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней. В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости. Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45000 слов! В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм). Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм). Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары. Карандаш «Ретушь» Кроме обычных графитовых карандашей, отечественная промышленность выпускает карандаш «Ретушь» (эти карандаши мало пригодны для длительной работы, так как плохо ложатся на стертые резинкой места. Острие стержня этих карандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке), напоминающий итальянский карандаш. Карандаш «Ретушь» бывает четырех номеров: № 1 — очень мягкий, №2 — мягкий, № 3 — средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша «Ретушь» изготовляются из тонкомолотого березового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши «Ретушь» дают интенсивную, жирную черту черного цвета, которая хорошо растушевывается. Рисунки, выполненные карандашом «Ретушь», могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша «Ретушь», выпускается еще карандаш «Живопись» с маркировкой 2М—4М. Карандаш «Светокопия» Кроме графита, в качестве пигмента содержит сажу и древесный уголь. Даёт более чёрный и контрастный штрих, лучше воспринимаемый различными светокопировальными установками. Карандаш «Стеклограф« В качестве связующего материала содержит воск (поэтому несколько более устойчив к агрессивным жидкостям). Применяется для надписывания изделий из стекла (колб и т. п.). Обычно цветной. По целевому назначению установлены карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные (вообще же в мире производится почти 370 различных типов и видов карандашей, более 70 различных цветов). В художественной практике при создании картонов (вспомогательных рисунков для исполняемой композиции) иногда пользуются также карандашами «Маркированными», выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными». Для этой работы «Столярный» карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля. Итальянский карандаш Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела.
ЧТО МОЖЕТ КАРАНДАШ художник-график Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ Если с этим вопросом обратиться к художникам-живописцам, графикам, монументалистам и даже скульпторам, то каждый нашел бы в обычном простом карандаше, в его художественных и технических возможностях что-то свое, любимое, и однозначного ответа мы бы не услышали. Но все, наверное, согласятся с тем, что карандаш придумали не зря, и рисование начинается с его помощью — в виде набросков и эскизов. Великое множество произведений искусства создано карандашом. Карандашом рисуют. Но что такое рисунок? На этот вопрос не так-то просто ответить кратко. Каждый значительный художник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеется общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительного искусства. Вспоминаю слова замечательного советского художника и педагога, академика Е. А. Кибрика, у которого мне посчастливилось учиться. Он говорил:
Он имел в виду рисунок высокого, самого трудного по своей художественной манере реалистического искусства, где линия и штрих выстраивают предметы, фигуры, ландшафты объемно, весомо, характерно. Хочется допустить некоторую вольность, простоту в определении слова «рисунок», назвав им, что нарисовано карандашом на бумаге.Мне довольно часто приходилось подолгу дружить и работать с карандашами, простыми и цветными, и теперь нужно вспомнить (ведь мой творческий путь уже в три десятка лет), что же я им рисовал и как. Рисовать карандашом с полной серьезностью, отдавая этому занятию большую часть творческого времени, непросто. Необходимо преодолеть соблазн красок, цвета и почувствовать в себе уверенность, что сможешь в серебристом или черном изображении выразить наряду с четкой конструктивностью и тонально-живописный настрой. Решиться на это — значит одержать победу, первую, значительную. Вторая победа чрезвычайной важности — когда сумеешь понять, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом. С ярчайшей наглядностью помогут в этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера, Гольбейна, Рембрандта, Врубеля, Серова. Если сияющими вершинами их творчества является живопись, то основанием, бесспорно, служит рисунок.В творчестве художника карандаш выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки, которые служат подготовительным этапом для произведений станковой и монументальной живописи, эстампов. Работа ответственная, крайне необходимая. Максимальное же значение качеств карандаша проявляется в самостоятельных рисунках, когда художнику нужно выразить свои замыслы полнее и окончательнее. И карандаш не подведет с его нескончаемой шкалой неуловимых оттенков, нежных тушевок и сочно-бархатных пятен, от тончайшей паутины до решительно-напряженных, упругих линий. Если к этому добавить различную мягкость и степень серо-черных градаций, то способности карандаша превосходят любой другой художественный материал. Работая карандашами, никогда не испытываю досады от того, что в какой-то момент они могут оказаться бессильными выразить мои желания и замыслы. Простым карандашом я штудировал гипсы, натюрморты, портреты и фигуры натурщиков во время длительных сеансов, прилежно штриховал и внимательно прорабатывал детали. Но с особым желанием рисую пейзажи — траву, цветы, деревья, землю, постройки. При этом изучаю не только их конструкцию, материальность, фактуру, но стремлюсь передать на бумаге различные «настроения» пейзажа. Карандаш легок и прост для исправлений, что особенно важно при работе на живой природе, и почти незаменим в поездках, где встречаешь множество интересных моментов, которые хотелось бы запечатлеть, в то время как другими художественными материалами воспользоваться из-за ограниченности времени невозможно. Линия и пятно, которые дает карандаш, помогают с легкостью и быстротой занести в походный альбом художника волнующие моменты, нужные детали. Трудно представить окружающую жизнь, если можно так сказать, в черно-белом изображении, без цвета. Получилось так, что с акварелью и маслом я расстался давно, отдавая все время и силы графике, но приобрел надежного помощника —цветной карандаш, который сполна удовлетворяет моим потребностям работать в цвете. Укрепилось мнение, что цветной карандаш беден и ограничен в цветовом диапазоне. Стоит ли, однако, требовать от него сложности и богатства масляной живописи? Но нужно стремиться использовать до конца его возможности. Иногда рисование сводится или к подражанию детским рисункам, или к любованию манерностью: размашистостью штриха, линии, пятна, чисто Впервые попробовав всерьез работать цветным карандашом, будучи студентом, я любовался необычной упругостью, фактурностью линий и штрихов. Хотелось увидеть мотив в размашистых и порой случайных линиях и ни в коем случае не допускать растушевок. Дышала бумага, и линии действительно были красивы. Но если бы цели искусства сводились к решению таких задач, то художников было бы, как говорится, пруд пруди. Размышления о том, что я рисую и зачем, заставили меня посмотреть на работу карандашом по-иному. Постепенно стали открываться иная прелесть, иные достоинства, менее броские, но благородные и необходимые для выражения замыслов. Обнаружилась удивительная способность карандаша передавать мельчайшие предметы и детали с необычайной ясностью формы, обволакивая одновременно эти формы тончайшей пушистостью штриха или окрашивая сочным звучным пятном. Этот прием соответствовал моему миропониманию, и в иных художественных материалах добиться этого я не смог. Оказалось, что и цветовые возможности карандаша гораздо шире и глубже, когда стараешься передавать настроение и состояние пейзажа. При этом идет в ход и чисто живописный прием — проскребания, когда не удается сразу угадать и цвет, и фактуру, и тон предметов. Казалось бы, рисунок засушивается, местами от скобления небрежен, но завершенность листа, диктуемая содержанием, а не формальными моментами, приобретает подлинный смысл и красоту. В такой работе много раз так далеко уходил от рисования штрихом и линией в чисто растушевочные пятна, что лист приобретал вид, небрежно называемый художниками «клеенкой». Но если этот прием согрет большой, подлинной любовью и страстью к тому, что растушевал так незаметно под «клеенку», то, уверяю, успех этому неброскому листу обеспечен с большей гарантией, чем «вкусно» решенному. Так обнаружилась возможность цветного карандаша работать многосеансно, начиная рисунок легко, приводить его к весомому завершению. С каждым рисунком я узнаю о все новых возможностях карандаша. Нужно лишь внимательно, чутко присмотреться к маленькому грифелю в деревянной оправе, и он подарит большую радость и успех. Люблю карандаш за то, что им можно рисовать. Люблю ревниво, ибо он способен еще на многое — чертить, писать. Люблю за его удивительную доступность и простоту, за то, что свою первую работу с натуры нарисовал простым карандашом, и тогда у меня зародилась мечта стать художником.
|
Old Holland : Лак для ретуши — Old Holland : Медиумы — Old Holland — Бренды
Впервые в Jackson’s?
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Доступно 4 размера.
Цена от $9,47
Выбрать продуктВыбрано:
Количество- Информация|
- Спец.|
- Отзывы
Артикул | P-MOHRV |
---|---|
Для использования с маслом | |
Качество | Отлично |
К настоящему времени нет отзывов об этом товаре.
Напишите свой отзыв
Если вы использовали этот продукт и хотели бы поделиться своим опытом с другими художниками, пожалуйста, войдите в систему, чтобы оставить отзыв. 20% синтетическая кетоновая смола. Лак для ретуши используется как временный защитный слой для вашей картины — заполнение пористого слоя масляной краски, для защиты от пыли и влаги. Лак для ретуши гарантирует, что картина все еще может «дышать». Краска должна сохнуть не менее месяца перед нанесением.
Лак для ретуши также можно использовать для восстановления матовых «впалых» участков (когда быстросохнущие краски становятся матовыми, а остальные цвета еще глянцевыми и теряется единство глянцевого тона картины). Нанося ретуширующий лак на матовые участки, вы восстанавливаете блеск матовых цветов.
Нанесение ретуширующего лака: Во время лакирования следите за тем, чтобы ни пространство, ни работа не были влажными. Идеальная температура в вашем рабочем пространстве лучше всего поддерживать на уровне 22 градусов по Цельсию. Нанесите лак кистью из свиной щетины шириной 5 см крест-накрест в четырех направлениях. Вам не нужно удалять ретуширующий лак перед нанесением окончательного лака.
Доступно 4 размера.
Артикул | P-MOHRV |
---|---|
Для использования с маслом | Качество | Отлично |
К настоящему времени нет отзывов об этом товаре.
Напишите свой отзыв
Если вы использовали этот продукт и хотели бы поделиться своим опытом с другими художниками, войдите, чтобы оставить отзыв
Опции
Old Holland : Медиумы : 100 мл : Лак для ретуши
МОРВ100 В наличии онлайн
Рекомендуемая розничная цена $19,60
Цена 9,47 $Select
Old Holland : Медиумы : 250 мл : Лак для ретуши
МОХРВ250
Ожидается наличие на складе
— Срок: 26 мая 2023 г.
Рекомендуемая розничная цена $32,35
Цена 15,95 $Select
Old Holland : Медиумы : 500 мл : Лак для ретуши
МОНРВ500 В наличии онлайн
Рекомендуемая розничная цена 56,70 $
Цена 27,66 $Select
Old Holland : Медиумы : 1000 мл : Лак для ретуши
МОРВ1000 В наличии онлайн
Рекомендуемая розничная цена $100,50
Цена $48,92Выберите
- Рекомендуемые продукты|
Доступно 4 размера.
Выберите опции
Доступно 4 размера.
Выберите опции
MOHRT500
В наличии онлайн
Рекомендуемая розничная цена $38,25
Цена $18,72MOHRT100
В наличии на сайте
Рекомендуемая розничная цена $13,80
Цена 6,70 долл. СШАMOHDV500
В наличии на сайте
Рекомендуемая розничная цена $78,65
Цена 39,35 долл. СШАMOHRPO500
В наличии на сайте
Рекомендуемая розничная цена $78,65
Цена $39.35
Вам также может понравиться
Наши заголовки > Ретушь рисунков на бумаге
Ретушь — процесс, используемый реставраторами бумаги для замены поврежденных или утерянных участков носителя, выполняется непосредственно на исходном объекте или на бумажных заполнениях. Интервенционная ретушь исходной поверхности требует рассмотрения нескольких важных этических вопросов, таких как обратимость и подлинность. Использование ретуши на заполнениях, которую можно было бы назвать неинтервенционной, легче принять, поскольку ее всегда можно сделать обратимой и обычно ее легко идентифицировать как более позднее дополнение к исходной работе. Эта книга посвящена интервенционной ретуши и не включает методы тонирования или другие аспекты, относящиеся к заполнению. Однако обсуждается вопрос реконструкции, включая цифровую реконструкцию и реинтеграцию факсимильной связи.
Поскольку произведения искусства предназначены для того, чтобы их видели, можно утверждать, что эстетика имеет первостепенное значение. Ретушь может использоваться как средство сохранения удобочитаемости и композиции изображения для зрителя и как таковая может считаться необходимым или ненужным злом.
Предисловие
Благодарности
Введение
Предмет споров
Определение ретуши
Реставрация
Реконструкция
Терминология
«Компенсация потерь»
«Реинтеграция изображения»
«Закрашивание»
«Ретушь»
«Тонирование»
Другие термины 90 003
Ретушь произведений искусства на бумаге в сравнении с картинами
Ретушь произведений искусства на бумаге по сравнению с архивным материалом
История искусства ретуши на бумаге
Развитие реставрации и консервации бумаги
Влияние коллекционной практики на реставрацию и ретушь
Коллекция XVI века
Коллекция XVII века
Коллекция XVIII века
Реставрация в XIX веке
Ранние реставраторы
Ретушь художников
9000 2 Ретушь коллекционеровБытовой реставратор
Репутация реставратора
Рекомендации по ретуши в справочниках
Ранние упоминания о бумажной реставрации
Lucanus 1812
Welsch 1834
Bonnardot 1846
Schall 1863
Руководства для коллекционеров и справочники по дому
Gunn 1911
Beaufort 1926
Plenderleith 1937
Schweidler 1938
Новые тенденции
Произведения искусства на бумаге и историческое сознание
Произведения искусства на бумаге как художественное выражение
Оценка гравюр
Оценка рисунков
Историческое сознание
Реакция на комплексную ретушь
Противоположные направления и развитие современной теории консервации
Ценность произведения
Этика ретуши
Аргументы против ретуши
9000 2 Принцип обратимостиФальсификация и ложная информация
Сохранение по сравнению с реставрацией
Ремесленные навыки
Другие факторы, которые могут повлиять на выбор реставратора
Ретушь в музейной и частной практике
Обоснование ретуши
Разборчивость и эстетика
Отвлекающие повреждения
Документация
Обоснование этических кодексов
Проблемный материал
Архивный материал
90 002 Современное искусствоВысокоценное искусство
Эскизы
Прочие футляры
Ретушь и реконструкция на практике
Этические соображения
Эстетика
Реконструкция/реинтеграция факсимиле
Проблема обратимости при ретуши на первичной основе отпечатка или рисунка
Изолирующие слои
Эксперименты с изолирующими слоями
Снятие ретуши
Альтернативные решения
Цвет и свет 9000 3
Цвет
Поверхность
Метамерия
Освещение
Беспигментные методы ретуши
Бумажные накладки
Накладки из целлюлозы и волокна
Целлюлозный порошок
Бумажный экстракт
Раствор жженого сахара
Мраморная пыль
Факсимильная реинтеграция и цифровая реконструкция
Пигментная ретушь
Медиа
Применение
90 002 Связующие и покрытияРетушь рисунков, пастели, акварели и гуаши
Ретушь оттисков
Заключение
Список материалов и поставщиков
Примечания
Библиография
Рецензии
Эта книга, один из очень немногих опубликованных текстов по сохранению бумаги, представляет собой исследование предмета, представляющего большой интерес для реставраторов бумаги.