Роль экономиста на предприятии: Экономист – все о профессии

Содержание

5. РОЛЬ ЭКОНОМИСТА НА ПРЕДПРИЯТИИ. Анализ деятельности ООО «ЛесСтройРеконструкция»

Анализ деятельности ООО «ЛесСтройРеконструкция»

отчет по практике

Основные направления деятельности экономиста на предприятии:

1. Расчёты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.

2. Осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разработка мер по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

3. Осуществление подготовки договоров подряда с заказчиками и субподрядными организациями, проверку сметной документации на строительство объектов, расчёт стоимости, учёт выполненных работ и оформление актов сдачи.

4. Работа по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции и освоение новых видов, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

5. Подготовка исходных данных для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

6. Участие в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

7. Выполнение необходимой работы, связанной с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

8. Разработка, исходя из техно-экономических показателей производственного плана, проектов перспективных и годовых финансовых планов, прогнозов поступления денежных средств на счета предприятия.

9. Определение размеры доходов и расходов, поступлений и отчислений средств, взаимоотношения предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками, составление балансов доходов и расходов, кассовых планов и кредитных заявок.

10. Составление проектов планов по прибыли от реализации выпускаемой продукции, использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (сдача помещений и имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и др.).

11. Участие в работе по изучению и анализу состояния рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг в целях эффективного размещения свободных финансовых средств и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

12. Работа по привлечению заемных и использованию собственных денежных средств для осуществления финансовых операций (кредитование, инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещение денежных средств на банковские депозиты и др.), обеспечение правильности их осуществления.

13. Осуществление проверки получаемой от заказчика сметной документации и подготовку заключений о ее качестве.

14. Совместно с представителями субподрядных организаций согласование с проектной организацией и заказчиком сметы, калькуляции стоимости материалов, транспортные схемы и т. п.

15. Расчет стоимости выполненных работ и производит начисление необходимых затрат.

16. Учет выполненных и оплаченных заказчиком строительно-монтажных работ.

17. Участие в контрольных обмерах выполненных работ, в разработке планово-расчетных цен на строительные материалы и конструкции, транспорт, коммунальное и другое обслуживание.

18. Составление сметы расходов по затратам, не предусмотренным расценками и нормами накладных расходов, согласование их при необходимости с заказчиком.

19. Участие в работе по изучению состояния и выбора наиболее выгодных рынков услуг, внесение предложений по заключению договоров с подрядными организациями на строительство объектов.

20. Выполнение расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений.

21. Участие в подготовке необходимой документации для рассмотрения претензий в арбитраже.

22. Осуществление текущего налогового планирования (разрабатывает налоговый бюджет, составляет прогнозы исполнения налоговых обязательств исходя из планируемых сделок; прогнозирует налоговые последствия от проводимых сделок, изменений организационной и производственной структуры предприятия; определяет способы и условия формирования налоговой базы по видам налогов и сборов, источники их выплаты; составляет графики исполнения налоговых обязательств, проведения взаимозачетов; др. ).

23. Совместно с финансовыми работниками предприятия и бухгалтерией определение учетной политики предприятия, установление необходимости ее корректировки, расчет вариантов положений учетной политики; разработка методических основ для определения состава затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения.

24. Разработка предложений по наиболее эффективному использованию оборотных средств предприятия; внесение на рассмотрение руководству предложений по порядку использования и распределения прибыли, позволяющему управлять налоговым бременем, проекты схем налоговой оптимизации.

25. Разработка контрактных схем, позволяющие создать оптимальные налоговые условия для осуществления различных сделок с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарно-материальных ресурсов.

26. Осуществление стратегического налогового планирования (оценивает возможность введения новых налогов и сборов, изменения налоговых баз и ставок; составляет прогнозы налоговых обязательств предприятия в связи с проведением государственной налоговой реформы, введением новых глав части второго Налогового кодекса РФ, при наступлении форс-мажорных обстоятельств; составляет график соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств предприятия; составляет обоснования планируемых к применению налоговых схем; прогнозирует эффективность применяемых налоговых схем; осуществляет оценку риска различных программ действий; др. ).

обязанности, профессиональные требования к должности

Основой для деятельности экономиста по организации трудовых отношений на предприятии является Квалификационный справочник должностей, согласно которому разрабатывается соответствующая инструкция. Документ должен содержать информацию следующего характера:

  • права и обязанности работника
  • уровень его ответственности и полномочий
  • объем и перечень трудовых обязанностей, необходимых для исполнения
  • требования к уровню образования, степени квалификации, опыту работы и наличию определенных знаний и навыков

Содержание:

  • Кто такой экономист по труду
  • Требования к знаниям и навыкам
  • Обязанности и основные функции
  • Права специалиста по труду
  • Ответственность экономиста по труду

Кто такой экономист по труду

Экономист по зарплате

Экономист по труду – специалист с высшим образованием экономического направления и опытом трудовой деятельности от 6 месяцев, который является штатной единицей планово-экономического отдела, финансового или отдела по труду и зарплате.

Главные задачи экономиста по трудовым отношениям:

  • охватить всю область работы компании, которая связана с организацией и оптимизацией трудовой деятельности каждого отдельно взятого работника и всего трудового коллектива в целом
  • контролировать данную сферу деятельности компании, вовремя внося соответствующие изменения и корректировки, планируя и учитывая все возможные варианты развития трудовых отношений для дальнейшего успешного функционирования предприятия

Основная цель – способствовать высоким показателям производительности труда и обеспечить непрерывность производственного процесса, разработав оптимальный трудовой график и схему поощрения для каждого работника.

Экономист находится в непосредственном подчинении у руководителя соответствующего отдела и финансового директора компании. На время отсутствия работника все полномочия и права специалиста передаются другому сотруднику соответствующего отдела.

Требования к знаниям и навыкам

Специалист данного направления должен обладать следующими умениями и навыками:

Обязанности и основные функции

Список основных функций, которые должен выполнять экономист по труду, обязанностей и задач, стоящих перед специалистом данного направления, может состоять из следующих пунктов:

  1. Занимается разработкой основных направлений и методов повышения производительности труда и эффективности трудовой деятельности.
  2. Совершенствует условия и возможности трудовой деятельности.
  3. Внедряет новые методы стимулирования производительности и материального поощрения работников, разрабатывает системы премирования и надбавок к основной зарплате.

    Разработка улучшений

  4. Контролирует эффективность производственного и технологического процесса.
  5. Анализирует распределение трудовых ресурсов и фонда заработной платы, предлагая наиболее эффективный вариант использования имеющихся трудовых и материальных возможностей.
  6. Контролирует наличие соответствия работников занимаемой должности, занимается направлением на учебную и практическую деятельность с целью дальнейшего повышения уровня квалификации.
  7. Предлагает оптимальный вариант распределения дополнительных материальных активов и резервов предприятия, образовавшихся в результате роста чистой прибыли.
  8. Разрабатывает планы мероприятий по охране труда, эффективности использования рабочих ресурсов, станков и оборудования.
  9. Активно участвует в социальной политике, в том числе в разработке соответствующих пунктов трудового договора.
  10. Разрабатывает штатное расписание, оперативно вносит в него соответствующие изменения в результате введения новых должностей и перераспределения трудовой нагрузки.
  11. Заведует всей информацией касательно количества работающих, перечня их служебных обязанностей, уровня квалификации и заработной платы, своевременно вносит соответствующие изменения и предоставляет данные другим службам.

Права специалиста по труду

Кроме многочисленных обязанностей специалист обладает определенным перечнем прав и возможностей:

  1. Быть в курсе всех решений и планов руководства компании, которые могут повлиять на результаты его деятельности и правильность предпринятых действий.

    Анализ показателей

  2. Разрабатывать и представлять руководителю для утверждения новые идеи и схемы своей работы с целью совершенствования трудовой деятельности на предприятии и устранения имеющихся недостатков.
  3. Обладать правом доступа к информации и документам предприятия, расположенным в других структурных подразделениях и отделах, для качественного выполнения своих служебных обязанностей.
  4. Анализировать деятельность предприятия, принимать необходимые решения и внедрять их в рабочие процессы в пределах своей компетенции.
  5. Привлекать при необходимости к работе сотрудников других отделов для эффективного решения текущих задач.
  6. Требовать содействия руководителей подразделений в случае возникновения проблем в процессе выполнения, возложенных на него функций и обязательств.

Ответственность экономиста по труду

Должностная инструкция также предусматривает степень ответственности специалиста за несвоевременное или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. Специалист по труду и заработной плате несет ответственность:

  1. За невыполнение или неполное выполнение своих обязанностей, возложенных на него и прописанных в трудовой инструкции.
  2. За ненадлежащее исполнение распоряжений и приказов действующего руководства компании.
  3. За разглашение любой информации, которой присвоен статус коммерческой тайны.
  4. За ненадлежащие исполнение действующих инструкций и предписаний по внутреннему распорядку, пожарной безопасности, технике безопасности, трудовым нормам и правилам.
  5. За действия (или бездействия), повлекшие причинение материального ущерба предприятию.
  6. Правонарушения, осуществленные в результате выполнения своих непосредственных обязанностей, согласно утвержденной инструкции.

Вышеуказанные требования к соответствующей должности носят рекомендательный характер и могут изменяться в зависимости от специфики производственных процессов, уровня квалификации кадров, наличия других смежных должностей и специалистов данного рода деятельности, а также иных особенностей деятельности предприятия.

Если компания располагает несколькими специалистами в области трудовых отношений, целесообразно разделение служебных обязанностей, для более эффективной и слаженной работы всего коллектива. При разработке индивидуальной должностной инструкции для каждого специалиста необходимо максимально охватить основные рабочие моменты и четко обозначить функции работника и границы его личной ответственности за надлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Наверх