Тема 3. Специфика журнализма как профессии
Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии.
Журналистская профессия как синкретическая, включающая в себя сигнономический аспект (человек — знаковая система), социономичес-кий (человек — человек) и артономический (человек — художественный образ). Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам и т.п.
Журнализм в системе цивилизации и культуры. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества. Интернет-журнализм.
Своеобразие журналистской профессии в ряду других информационно-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии.
Тема 4. Журналистская профессия в обществе
Место и роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Особенности современных функций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке.
Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые механизмы различных направлений функционирования журнализма в обществе. Сложность и динамичность процесса функционирования журналиЗ’ ма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимо-
220
действия различных социальных субъектов. Социальные и профессиональные роли журналиста. Закон Российской Федерации о роли и месте журналиста в обществе, его статусе.
Журналистские организации и профессиональные издания.
Тема 5. Профессиограмма журналистской профессии
Профессиограмма — как модель профессии: функции, задачи, предмет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельности, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (внимания, памяти, мышления, творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профессиональным и личностным качествам специалиста в области журналистики.
Тип деятельности: творческая литературно-информационная с большой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивидуального творчества с коллективным характером редактирования и прохождения в эфир.
Преобладающие виды деятельности: литературно-творческая и познавательная, редакторская, планирование и организация, участие в производственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиопрограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретранслируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации.
Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, многофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоянно меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаич-ность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высокий темп работы, повышенная степень риска, стрессовости, открытость профессии.
Парадоксы профессии. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированность рабочего дня, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и преследования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии.
Специфика журналистской профессии в ряду других профессий.
Главная » Основы журналистики лекции » 21. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий.
Специфика журналистской профессии в ряду других профессий.
Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Ориентация в профессии, мотивация ее выбора.
Виды журналистских специальности и профилизации: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п..
«СОБРАВШИСЬ ВМЕСТЕ, СОТНЯ ЖУРНАЛИСТОВ, СКОЛЬКО БЫ ОНИ НИ СИДЕЛИ, НИКОГДА НЕ СДЕЛАЮТ САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЛЕТАТЬ. СТО АВИАКОНСТРУКТОРОВ, КОТОРЫЕ СОБЕРУТСЯ ВМЕСТЕ, ЧЕРЕЗ ГОД, А ТО И РАНЬШЕ, ВЫПУСТЯТ ГАЗЕТУ, И, НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ОЧЕНЬ ХОРОШУЮ» (Третьяков В.Т.) Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегда на виду, всегда в гуще событий. Но если спросить, в чем специфика этой профессии, чем она отличается от других, многие затруднятся ответить. Понятие профессия восходит к латинскому professio и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Слово профессия образовано от глагола profiteer, что означает «объявлять своим делом, своей специальностью, признавать своим занятием, преподавать, читать лекции, предлагать, предъявлять».
Лекция, реферат. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.
3. Сопоставление журнализма с родственными профессиями
Специфику профессии журналиста можно выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью.
3.1 Журналист и писатель
Основное сходство журналистской профессии с писательством — это слово, инструмент профессии, и та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета, его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, показывая некий обширный фрагмент окружающего мира в его завершенности и типичности, в глубинном проявлении.У журналиста объект — текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Он, в отличие от писателя, в работе опирается на факты, а не на свою фантазию. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть.
К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля, в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценности формы художественного произведения. Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной.
3.2 Журналист и деятель искусства
Журналистику с искусством роднят множество функций, и главная — создание модели мира. Но в искусстве это образная, часто воображаемая форма, а в журналистике — реальная, конкретная, объективная Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 27-29 с..
Основной инструмент художника — художественный образ, у журналиста — документальный факт реальной жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства ? познавательные и эстетические, в журналистике они тоже присутствуют, но на первом плане стоят информационные, социально ориентирующие и регулирующие функции.
3.3 Журналист и ученый
Задача ученого — выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. В отличие от видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, результат ее принципиально непредсказуем. Искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, наука — в основном интеллектуально-понятийную, Журналистика — смешанный тип.
Самая важная сходная черта — общность функций науки и журналистики, т.е. исследование. Однако ученый изучает сущностные процессы природы и общества в их систематическом, глубоком, специализированном виде. Журналист же познает мир фрагментарно. Его объект ? это обычно случайные явления, а не закономерности. Он исследует эмпирическим путем, редко пользуясь логическими и абстрактными моделями.
Язык его аргументов — живая деталь и конкретный факт, а не статистическая закономерность. Продукт ученого — научная монография или публикация, стиль изложения — сугубо строго научный. Продукт журналиста — текст, телелерадиопередача, способ изложения доступен широкой аудитории, хотя в некоторых специализированных изданиях он близок к научному. Потребители научного продукта — ученые, специализированная аудитория. Потребители журналистского продукта — массовая аудитория Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 30-32 с..
Раздел 3. Введение в специальность (журналистика) Тема 7. Специфика журналистской профессии и журналистского образования
Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии.
Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематический и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам и т.п.
Ориентация в профессии, мотивы выбора профессии. Изменение мотивации в последние годы в связи с новыми социально-политическими и экономическими условиями.
Журнализм в системе цивилизации и культуры. Генезис и развитие журналистской профессии. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества.
Своеобразие журналисткой профессии в ряду других информационно-творческих, социально ориентирующих профессий: писатель, работник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии.
Место и роль журналистской профессии в обществе. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимодействия. Социальные и профессиональные роли журналиста. Закон Российской Федерации о роли и месте журналиста в обществе, его статусе.
Журналистские организации и профессиональные издания.
История журналистского образования. Первые школы журналистики в Европе, США, Японии, Китае. Ремесленническая и теоретическая системы подготовки.
Первые курсы для журналистов в России (1904 г.). Курсы газетных техников при РОСТА (1919 г.). Создание Московского института журналистики (1921 г.). Другие формы обучения в 20-е годы.
Система подготовки журналистов в 30-е годы. Постановление «О кадрах газетных работников» (1930 г.) о задачах и системе дифференцированной подготовки журналистов разных профилей. Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии, Высшей школе профдвижения. Курсовое обучение журналистов в годы Великой отечественной войны.
Создание университетской системы подготовки журналистов после войны. Необходимость фундаментальной подготовки в сочетании с профессионально-творческой. Современная система подготовки кадров журналистов в стране и за рубежом. Государственные и коммерческие формы подготовки журналистов.
Основные направления и проблемы обучения журналистов. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы подготовки журналистов.
Преобладающие виды журналистской деятельности: литературно-творческая и познавательная, редакторская, работа по планированию и организации, участию в производственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиопрограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п.; работа с ретранслируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации.
Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, многофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, злободневность, актуальность, степень новизны разнообразных, непредсказуемых, постоянно меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаичность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высокий темп работы, повышенная степень риска, стрессы, открытость профессии.
Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-творческих, личностно-психологических, гражданских и нравственных качеств, необходимых для высококвалифицированного выполнения профессиональных обязанностей. Социально-демографические признаки: уровень и тип образования, опыт работы, пол, возраст.
Требования к психологическим качествам журналиста: тип личности, темперамент, особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, воображения. Тип способностей. Креативность личности журналиста.
Социально-гражданские и морально-этические качества, социальная ответственность, принципиальность, настроенность на поиск истины, способность работать в условиях плюрализма, толерантность.
Требования к профессиональным качествам: отчетливо выраженная творческая мотивация и творческие способности, компетентность, широта кругозора, умение писать лаконично, ярко, доступно, способность к саморазвитию, оперативность, объективность, коммуникабельность, эмпатия, находчивость, быстрота реакции, наблюдательность, любознательность, работоспособность, выносливость, инициативность, стрессо-устойчивость, помехоустойчивость, мужество, мобильность, адаптивность, умение ориентироваться в обстановке, способность работать в любых условиях при физических и нервных перегрузках.
Модификация общей модели для различных специализаций (репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п.).
Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста.
Парадоксы профессии. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормирован-ность рабочего дня, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и преследования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Профессиональные болезни. Мартиролог журналистов.
Сопоставление журнализма с родственными профессиями. — КиберПедия
Специфику профессии журналиста можно выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью.
Журналист и писатель.
Основное сходство журналистской профессии с писательством — это слово, инструмент профессии, и та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета, его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, показывая некий обширный фрагмент окружающего мира в его завершенности и типичности, в глубинном проявлении.
У журналиста объект — текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Он, в отличие от писателя, в работе опирается на факты, а не на свою фантазию. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть.
К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля, в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценности формы художественного произведения. Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной.
Журналист и деятель искусства.
Журналистику с искусством роднят множество функций, и главная — создание модели мира. Но в искусстве это образная, часто воображаемая форма, а в журналистике — реальная, конкретная, объективная Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 27-29 с..
Основной инструмент художника — художественный образ, у журналиста — документальный факт реальной жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства ? познавательные и эстетические, в журналистике они тоже присутствуют, но на первом плане стоят информационные, социально ориентирующие и регулирующие функции.
Журналист и ученый.
Задача ученого — выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. В отличие от видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, результат ее принципиально непредсказуем. Искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, наука — в основном интеллектуально-понятийную, Журналистика — смешанный тип.
Самая важная сходная черта — общность функций науки и журналистики, т.е. исследование. Однако ученый изучает сущностные процессы природы и общества в их систематическом, глубоком, специализированном виде. Журналист же познает мир фрагментарно. Его объект ? это обычно случайные явления, а не закономерности. Он исследует эмпирическим путем, редко пользуясь логическими и абстрактными моделями.
Язык его аргументов — живая деталь и конкретный факт, а не статистическая закономерность. Продукт ученого — научная монография или публикация, стиль изложения — сугубо строго научный. Продукт журналиста — текст, телелерадиопередача, способ изложения доступен широкой аудитории, хотя в некоторых специализированных изданиях он близок к научному. Потребители научного продукта — ученые, специализированная аудитория. Потребители журналистского продукта — массовая аудитория Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 30-32 с..
Журналист и историк.
Профессия историка очень близка к журнализму, потому что и тот, и другой основываются на документальных фактах и пишут историю в ее динамическом развитии. Но историк изучает прошлое, последовательно и системно излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно.
Журналист — «историк» быстротекущей современности. Он не ставит перед собой задачи охватить ее в сущностных исторических моментах, хотя так может получиться, если он объективен в изложении и если в поле его зрения попадают важные, крупные события.
Журналист и политик.
Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными общностями, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Основная сфера государственной власти — регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И здесь она близка журналистике, ибо во многом ее функцией является управление и регулирование. Но журналист воздействует на общество при помощи информации, на социальные институты — путём влияния на общественное мнение. У политиков и государственных служащих в силу их полномочий есть возможность влиять на общество напрямую.
Представитель государственной власти имеет право приказать, наложить определенные санкции, наказать. Журналист такого права не имеет. Он воздействует словом, а карает только информацией через общественное осуждение Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 32-33 с..
Журналист и юрист.
Новые грани в профессии журналиста открывает и родство его с профессиями правоохранительной сферы. Главной функцией таких профессий является воспитание правосознания граждан и охрана общественного правопорядка.
С прокурорской профессией журналистскую объединяет то, что они содействуют обнаружению отклонений от правовых норм и правового поведения; со следователем — изучение обстоятельств дела и причин этих нарушений; с адвокатом — непредвзятое расследование и защита обвиняемых; с судьей — справедливое решение, осуждение и наказание виновных или оправдание невиновных. Иными словами, их роднят функции социальной правовой «санитарии».
Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процесс обвинения или защиты различны. Протокольные и скрупулезно проверенные у работника правоохранительной сферы; часто публицистические, фрагментарные, эмоционально-субъективные — у журналиста, хотя он тоже пользуется и обязан использовать объективные данные и доказательные аргументы. Естественно, разнятся стили изложения позиций.
Журналист и оратор.
Часто сравнивают профессии журналиста и оратора, тем более что генетически они вышли из одного гнезда. Еще Платон определял риторику как «искусство убеждения при помощи слов, получающее свое значение в самих словах, убеждающее, но не поучающее». Аристотель назвал риторику искусством слов.
Основное различие оратора и журналиста в том, что у них разный объем аудитории, и в том, что у журналиста более широкие функции. Вот что писала «Неделя» еще в 1878 году: «Теперешняя печать такая же трибуна, но более удобная. Удобство её в том, что она открыта постоянно, что не приходится ждать очереди, не приходится бояться, что голос трибуна не будет услышан… Писатель-публицист является, таким образом, тем же оратором и трибуном, таким же прорицателем, таким же проводником идеи и воспитателем толпы, как древний трибун, но с более удобными, широкими внешними возможностями пропаганды» Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 33-36 с..
И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют взгляды и убеждения аудитории. Но оратор имеет локальную аудиторию и основная его цель — политическое воздействие, желание добиться определенного поведения от слушателей. Аудитория журналиста более объемная и часто невидимая ему, и функции его деятельности шире.
Журналист и педагог.
И тот и другой осуществляют воспитательные и обучающие функции, но у педагога — это главные задачи, а у журналиста часто скрытые, неявные и зависят от типа общества и журналистики. Педагогические функции в советской журналистике были очень сильны, в постсоветском обществе, в странах Запада они скрыты за доктриной информационной объективности и менее явны, хотя, безусловно, присутствуют.
Педагог дает знания и воспитывает своих подопечных в непосредственном контакте. Журналист обычно общается со своей аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист — мозаичные, подчас случайные, пригодные моменту. Но нужно иметь в виду, что существуют специальные педагогические газеты и журналы, учебные передачи на телевидении и радио, где обучающая функция является главной, а не побочной.
Журналист и священник.
Проповеднические, пасторские функции священника близки и профессии журналиста. Однако предмет проповеди священника — вечные божественные истины, предмет же журналиста — земная конкретная людская жизнь во всех ее противоречиях, конфликтах и сложностях.
Аудитория у священника довольно узкая — его прихожане. У журнализма же аудитория массовая и контакт с нею часто опосредованный.
Цель священника — спасти и просветлить человеческую душу, привлечь к вере в Бога, дать религиозные знания. У журналиста — удовлетворить потребности личности в конкретной документальной оперативной, актуальной жизненной информации, хотя нередко он воздействует не только на сознание и поведение, но и на душу, правда, в отличие от священника, не всегда в позитивном направлении.
Журналистская профессия — одна из самых полифункциональных, сложных, самоорганизующихся и социально важных профессий, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, которые свойственны другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 36-38 с..
История журналистского образования в России: от идеологии к технологии
История отечественного журналистского образования началась с ХХ века, хотя попытки организовать обучение журналистов впервые были предприняты в России во второй половине XIX века. Связаны они были с тем, что после отмены крепостного права в несколько раз увеличилось число газет и журналов, из-за чего встал вопрос о профессиональных кадрах.
Штаты редакций комплектовались в то время из случайных и сомнительных людей, часто не имевших постоянного места работы. Первые попытки создать школу журналистики были предприняты в 1902 году в Петербурге, но дальше проекта дело не продвинулось. Через 3 года курсы для журналистов были организованы в Москве. Учеба началась 1 февраля 1905 года, но уже в декабре она была прекращена из-за Декабрьского вооруженного восстания. Других учебных заведений по обучению журналистов в России до революции не существовало.
После революции 1917 года новая власть активно участвовала в становлении отечественного журналистского образования. Его развитию был посвящен восьмой съезд партии (март 1919), который предлагал серьезно озаботиться комплектованием редакций профессиональными журналистами. В результате в том же году была открыта школа журналистов при РОСТЕ. Ее стратегическая задача — подготовить рабочих и крестьян, склонных к журналистской работе.
В 1921 году школа журналистки преобразовалась в Институт красных журналистов. В задачи института входила подготовка опытных редакторов, литературных критиков, заведующих редакционными отделами, ответственных секретарей, хроникеров, выпускающих.
В 1922 году с открытием Государственного института журналистов (ГИЖ) стратегия журналистского образования была изменена. На III Всероссийском съезде работников печати встал вопрос о том, что журналистское образование должно давать не только практическую, но и широкую общеобразовательную подготовку. Важной считалась идеологическая подготовка будущих журналистов, поэтому ГИЖ был переименован в Коммунистический институт журналистики (КИЖ). Правила приема гласили, что приниматься будут только члены партии с трехгодичным стажем, поработавшие в газетах в качестве рабочих и сельских корреспондентов. Все преподавание подчиняется задачам партийной подготовки.
Профессиональные дисциплины уступили пальму первенства дисциплинам идеологического характера. Магистральное направление развития журналистского образования было определено И.В. Сталиным следующим образом: «…некоторому минимуму техники журналистики обучать их, конечно, надо, но основное не в этом. Основное в том, чтобы они выработали в себе чутье журналиста-общественника, без которого корреспондент не может выполнять свою миссию и которое не может быть привито какими-либо искусственными мерами обучения…».
Обучение журналистов в системе университетов началось в 40-50-е годы. Этому способствовала в определенной степени общая разидеологизация страны: после победы над фашизмом люди почувствовали себя более свободно, стали менее терпимы к жестким идеологическим нормам. Начавшаяся в 1950-е годы демократизация общества также отразилась на стратегии журналистского образования, что выразилось не только в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партийными школами университеты, но и в расширении перечня гуманитарных и профессиональных дисциплин. Обязательным стал выпуск учебных газет, радио- и телепрограмм. Была предусмотрена специализация студентов для работы в газетах и журналах, на телевидении, радиовещании, специализация по редактированию массовой литературы, по литературно-художественной критике, теории и практике перевода. В 1970-е годы был введен творческий конкурс для абитуриентов, практика в СМИ, дисциплина «Технология журналистского творчества», в рамках которой велось обучение методам журналистской работы.
Начавшееся в 90-е годы реформирование страны повлекло за собой и перемены в подготовке журналистов. Если в советский период образовательный процесс был направлен, прежде всего, на формирование мировоззрения специалиста, то в постсоветское время возникла новая стратегия подготовки журналистов. Будущему журналисту дали возможность самостоятельно формировать свои взгляды, свою точку зрения на различные общественные процессы. Как подчеркивает декан факультета журналистики Московского государственного университета Я. Н. Засурский, современное журналистское образование базируется на философском и политическом плюрализме, на свободе выбора студентами собственной философской и политической позиции.
Вместе с тем, все громче стали говорить о том, что журфаки повсеместно готовят журналистов, решительно не пригодных для работы в современных медиа. В свое время журналист Александр Архангельский назвал факультеты журналистики — факультетами ненужных вещей. И его заявление вызвало бурную реакцию как среди журналистов, так и среди преподавателей журфаков. О журналистском образовании в разные годы высказывались на страницах ЖУРНАЛИСТА известные российские и иностранные журналисты. Они по-разному оценили для себя важность получения журналистского образования в системе университета.