Словарь звукорежиссера – пульт звукорежиссера — перевод с русского на английский , транскрипция, произношение, примеры, грамматика

Содержание

Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов

П | Назад к оглавлению

________________________

Пад (также Пэд) — подклад — характерный мягкий синтезаторный звук, призванный заполнять собой всё, что осталось в звуковом спектре от остальных инструментов, и подчеркивающий гармонию.

Па́лка1 — гитара. Как правило, электрическая.

Па́лка2 — стойка для микрофонов или тарелки. Как правило, прямая.

Па́лка3 — ручной радиомикрофон.

Па́лочка от моро́женого — трость у деревянных духовых инструментов. Обычно называется так трость, которая уже пришла в негодность.

Па́па — штекер, либо гнездо со штырьком(-ами).

Парази́т — нерабочий микрофон, прикрепляемый к стойке рабочего, чтобы вокалисты сильно не приближались к основному и сигнал из-за этого не искажался.

Парна́с (парно́с, парну́с) – чаевые для музыкантов, денежное вознаграждение музыкантам за работу, за персонально исполненную для кого-либо песню.

Парнокопы́тные — артисты танцевального ансамбля или подтанцовки.

Парово́й орке́стр — духовой оркестр.

Па́сочки — гитарные педали эффектов.

Паталогоана́том — певец, который не умеет петь и свое неумение пытается скрывать фразами наподобие «Нет сердца, нет души, давай еще раз запишем».

Па́чка — в джазе — сыгранные (стаккато) многозвучные аккорды духовой секции. В альтернативной музыке под П. иногда понимается (стаккатный) аккорд, подкрепленный обычно бас-барабаном и заглушенной тарелкой одновременно с гитарами.

Певи́ца (также Чуви́ха, Джи́ви) — певец с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Педаля́тор — любая напольная примочка с эффектом педали.

Пенсионе́ры — старое, часто испорченное DJ-оборудование фирмы Pioneer.

Пердёж — любой немузыкальный звук или фальшь музыканта во время выступления или в процессе записи.

Перде́лка — синтезаторный звук, состоящий из низко звучащей пилообразной волны.

Пёрднуть (также пёрнуть) — сломаться, выйти из строя. Пример использования: «…а квакушку я себе новую купил, старая же тогда ещё на концерте пёрнула».

Пердю́колка (реже Перде́лка) — эффект дисторшн, овердрайв, фуз и им подобные.

Перегру́з — то же, что и перегрузка, клиппирование.

Пе́репел — состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.

Пе́рхоть — неприятное, несвоевременное чувство першения в горле, когда нужно петь.

Пе́сня — абсолютно любое музыкальное произведение, в том числе инструментальное, симфоническое и др.

Песо́к1 — излишнее количество высокочастотных нечетных гармоник в звуке, что порождает характерное резкое «песочное» звучание.

Песо́к2 — характерный и, как правило, пронзительный, неприятный тембр электрогитары, возникающий при недостаточно грамотной работе с фузом, дисторшном или другим эффектом искажения.

Петля́ — петличный микрофон.

Пе́ттинг — тэппинг.

Пету́х — (у певцов) некачественно взятая нота, обычно верхняя.

Петь ме́жду сту́льев — неправильно формировать звук (ошибка начинающего вокалиста).

Печеню́шка — минидиск.

Печь блины́ — тиражировать компакт-диски.

Пи́во-во́дочка — музыкальный размер 5/8.

Пизда́ — артистка хора, яростно солирующая, когда это не требуется.

Пизде́ть — неисправно работать, лагать, барахлить (об аппаратуре).

Пизду́н (также бздун) — ведущий, конферансье.

Пила́ — пилообразная волна.

Пина́лка — бас-барабан, бас-бочка.

Пиндю́ринка — разъём AUX.

Пионе́р — начинающий музыкант или музыкант-неумеха.

Пи́сарь — студийный звукорежиссер, осуществляющий запись.

Пистоле́т — светотехническое устройство аналогичное световой пушке, но меньшего размера.

Пи́ська-пипи́ська — особый вид триольной ритмической пульсации, известный как «свинг».

Писькотря́с — артист балета.

Писю́к, Писю́лька, Пи́ська, Писю́ха — персональный компьютер, РС.

Писю́н — короткий кабель/переходник для коммутации приборов обработки (чаще всего гитарных педалей эффектов).

Пища́лка — высокочастотный динамик многополосной акустической системы.

Планше́т — пол.

Пластма́сса — ненатурально звучащий микс.

Плева́лка, Плева́льник (реже Плева́тельница) — поп-фильтр, реже — ветрозащита микрофона.

Плуг — плагин.

Плюс всё — сложный, как правило, диссонирующий аккорд с большим количеством альтерированных ступеней.

Плюс — полностью готовая фонограмма с вокалом. Пользуются ей либо от лени, либо от физической неспособности отработать концерт вживую.

Плю́ха1— ошибка, неточность.

Плю́ха2 — барабанный пэд. См. Блины́.

Плю́ха3— пинок, шлепок.

Плю́щить — компрессировать, обрабатывать сигнал с помощью компрессора.

По два́ стака́на — то же, что и «по два стаккато».

По сосе́дям — мимо нот.

Под стиль — фонограмма/аранжировка/минусовка сделанная на синтезаторе-самоиграйке с использованием готового стиля.

Подзву́чить я́му — озвучить оркестр, расположенный в оркестровой яме.

Подзву́чка — снятие сигнала музыкального инструмента микрофоном для записи или последующего звукоусиления на концерте.

Подкла́дка — плей-бэк — фонограмма без партий нескольких инструментов (включая часто также и инструменты ритм-секции), которые исполняются поверх фонограммы «вживую».

Подоко́нник — синтезатор, клавишный инструмент.

Подсадны́е — приглашенные в слабый оркестр из более сильного оркестра музыканты с целью укрепления его звучания и технических возможностей.

Поду́шки1 — внешние барабанные датчики (пэды) в электронной барабанной установке.

Поду́шки2 — специальные резиновые заглушки, устанавливающиеся на акустические барабаны.

Поду́шки3 — губные гармошки Hohner Blues Harp MS. Получили прозвище за характерную форму со скругленными крышками.

Поду́шки4зрители в зале. Названы так, благодаря своим свойствам поглощать звуковые волны и улучшать тем самым акустику зала, путем уменьшения количества отражений.

Пойти́/игра́ть по квадра́ту — примитивная импровизация.

Полива́ть — виртуозно и с большим чувством исполнять пассажи, арпеджио и другие технически сложные и виртуозные фрагменты произведений.

Полкирпича́

— то же, что и полтона.

Помидо́рные я́щики — малогабаритные свадебные акустические системы.

Порвать — включить «в разрыв».

Порта́к — любая ошибка в аранжировке, сведении, мастеринге. Пример использования: «Послушал я вчера твою аранжировку — в партии духовых портаков просто куча, надо доработать».

Портя́нка1 — портостудия.

Портя́нка2 — особый треск характерной меди в оркестре, в первую очередь у тромбонистов при форсировании звука на нескольких форте.

Посла́ть — подключить в «посыл»

Поста́вить замо́к — означает аккуратно прикрепить амбарным замком кулису тромбона к самому́ инструменту, тем самым подшутив над музыкантом.

Посу́да — тарелки в барабанной установке. См. Железо2.

Пра́вка — редактирование партии вокала или сольных инструментов в программе Melodyne или его аналогах.

Примо́чка (сокр. При́мочь) — чаще — напольная педаль для обработки звука гитары, реализующая один (реже — несколько) эффектов. Реже — процессор или же и вовсе любая обработка звука любого инструмента.

Приседа́тель — исполнитель, визитной карточкой которого является любовь к приседанию на первой доле каждого такта.

Пробану́ться — попробовать записать дубль в студии (а заодно и распеться, разыграться и т. д.).

Проду́ть — настроить систему при помощи розового шума.

Проебо́шки — имеющийся почти в каждой студии ящик, где свалена разносортная мелочь вроде штекеров, переходников, различных болтов, гаек, мелких запчастей, деталей и т. п.

Проц — цифровой гитарный процессор.

Птицефе́рма — «Фабрика звезд» и ее аналоги.

Пуза́тик — компьютерный монитор с ЭЛТ.

Пузочёс1 — исполнитель на струнном щипковом инструменте, преимущественно на балалайке или домре.

Пузочёс

2 — малоопытный ритм-гитарист.

Пузы́рь — средство выразительности, имеющее под собой быстрое крещендо и такое же стремительное диминуэндо.

Пузыря́то — исполнение с большим количеством пузырей.

Пу́колки1 — наушники.

Пу́колки2 — маломощная дешевая акустическая система, обладающая особенно плохим качеством воспроизведения низких частот.

Пу́нкер — музыкант, играющий в панк-группе. Как правило, в отечественной. Также — ироническое прозвище панк-музыканта или поклонника панк-рока вообще.

Пу́шка — осветительный прибор-прожектор с мощной линзовой системой, обеспечивающий концентрированное освещение. 

Пылево́кс — популярный советский аналоговый синтезатор «Поливокс».

Пылесо́с — тот же баян, только с другого бока.

Пы́птих — ветрозащита.

Пьеза́ — пьезозвукосниматель. Также — характерный звук музыкального инструмента (чаще акустической гитары), который получается при использовании пьезозвукоснимателя.

Пэд — электронный барабан, подключаемый к перкуссионному модулю. Также — специальная резиновая накладка на акустический барабан с целью уменьшить вибрацию и, следовательно, сделать звук максимально тихим, делая возможным интенсивные репетиции в квартире.

________________________

<< Назад к оглавлению

________________________

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая   Следующая >

Словарь: сленг звукорежиссеров — adview.ru

Всегда хотели знать, о чем разговаривают звукорежиссеры, но боялись спросить? Вам поможет наш обзор распространенного профессионального сленга.

Когда я впервые оказался на съемочной площадке, я едва ли мог понять, что от меня хотел главный звукорежиссер, попросив «не светить бумом». Со временем я изучил все нужные термины, а теперь составил небольшой словарь звукорежиссерского сленга, с которым вы можете столкнуться.


Аэска

— АСК: Аппаратно-студийный комплекс (по сути — весь телецентр).  


Аукс, окс (с английского AUX)

— Разъем типа mini-Jack. Термин не самый профессиональный, но на практике встречается все чаще.


Громкая

— динамки в студии. С помощью него можно что-либо сказать по громкой связи из аппаратной: «Передай по громкой».


Катнуть (от английского ‘to cut’)

— вырезать. Катнуть середину — вырезать средние частоты аудио-сигнала.


Поджать

— обработать прибором динамической обработки, сузить динамический диапазон сигнала.


Говорящая голова

— Диктор.


Микрофонная пауза, румтон

— Запись нескольких секунд «тишины» на съемочной площадке для простоты склейки звука на постпродакшне.


Рыба, скелет

— Черновая работа, на которой будет основываться финальная версия.


Почистить звук

— Устранить ненужные звуки из аудиодорожки с помощью «шумодавов» и прочих приборов обработки и чистки звука.


Засветить бум

— Во время съемки микрофон «пушка» появился в кадре. Считается браком по картинке, однако «по шапке» получает звукооператор в первую очередь.


Кабло

— Любой кабель или провод на съемочной площадке.


Собака (иногда кошка)

— Ветрозащита из специального ворса, чтобы ветер не задувал в микрофон.


Цеппелин

— Ветрозащита для остронаправленного микрофона с противовибрационным креплением.


Инэйры

— Наушники типа in-ear.


Кишка

— Группа кабелей типа «мультикор».


Порвать

— Задействовать «разрыв» типа Insert в звуковом тракте.


Продуть

— Настроить систему при помощи белого или розового шума.


Прибрать

— Ослабить. Например, прибрать высокие — ослабить высокие частоты в сигнале.


Пожарка

— Специальное объявление о технике безопасности при чрезвычайных ситуациях. Оно дается перед каждым эфиром или с утра во время целого дня записи. Звук идет из аппаратной.


Тюльпаны

— Разъемы типа RCA.


Песок

— Рассыпчатая верхняя середина.


Мама

— Разъем типа Female.


Папа

— Разъем типа Male.


Джек

— Разъем типа TS/TRS.


Порталы

— Акустические системы для озвучивания зала.


Гробы

— Сабвуферы, большие низкочастотные громкоговорители.


Пищалка

— Высокочастотный динамик в громкоговорителе.


Ревер, холл

— Процессор пространственной обработки сигнала с эффектом реверберации.


Слюни

— Плохая и резкая середина в сигнале около одного килогерца (1 kHz).


Яркий звук

— Аудиосигнал с прозрачными верхними частотами.


Минус

— Аудиотрек без вокала.


Плюс

— Аудиотрек с вокалом.


Улучшайзер

— Плагин, который при использовании стандартных настроек (пресетов/presets) делает звук громче, плотнее, «ярче».


Фох (с английского FOH; Front of House)

— Звукорежиссер, работающий непосредственно в студии и руководящий звукоусилением для публики в студии. Звукорежиссер из аппаратной может давать команды на фоха. К примеру, прибрать или, наоборот, усилить какой-то микрофон


Фонок (от английского слова Phonak)

— Скрытый наушник, предназначенный для связи редакторов и прочего персонала с ведущими.


Несмотря на откровенную абсурдность некоторых терминов, они помогут не затеряться в рабочих условиях в трудную минуту. Конечно, сленг меняется со временем и на каждом рабочем месте он так или иначе преобразовывается, однако основные слова остаются прежними.

Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов

К | Назад к оглавлению

________________________

Каба́к1 — дешевая, ресторанная стилистика и манера выступления/исполнения, чаще — пения.

Каба́к2 — определение для любого жанра, звучания, вокальной техники или исполнителя, пригодного исключительно для музыкального сопровождения питейных и других развлекательных заведений.

Ка́л — плохой вокал.

Каланча́ — прямая стойка для тарелки, микрофона или (чаще) светового оборудования.

Камбала́ — слишком сильно задавленный, излишне компрессированный звук.

Карда́н — сдвоенная педаль для бас-барабана. Название получила по своему основному конструктивному элементу — карданному валу.

Кардиогра́мма — спектрограмма на дисплее осциллографа, анализатора или звукового редактора.

Ка́рква — звуковая карта.

Карма́ны — диджейский проигрыватель компакт-дисков.

Карто́шка1 целая нота (длительность). Во множественном числе — монотонная, одноразмерная и однотемповая игра, как правило, на струнных инструментах. Противоположность икры.

Карто́шка2микрофон AKG D112 и ему подобные.

Кастрацио́нный — так говорят о довольно тонком, ненасыщенном, «кастрированном», выхолощенном звучании инструмента, голоса или микса. Пример использования: «Послушал я вчера твой микс — что-то вокал уже больно кастрационно звучит. Может, компрессию сделать поменьше?»

Кастрю́ля1 — барабан.

Кастрю́ля2 — центральный световой эффект на дискотеке.

Ката́ть ва́ту — играть не по делу, без мысли, без души, не понимая музыкального произведения (то же относится к любому другому делу).

Кач — мощное, «упругое» звучание ритм-секции (как правило, барабанов и баса). Необходимым, но недостаточным условием создания кача является мясо. Вторым необходимым условием является согласованность, сыгранность музыкантов ритм-секции (См. Грув).

Квадра́тный звук — некачественный звук, вызванный низкой разрядностью, частотой дискретизации и/или битрейтом.

Кваку́шка, Ква́кер — См. Вах-вах.

Кик — См. Бочка.

Кикс — некачественно взятая нота (преимущественно у духовиков). Киксану́ть — допустить кикс.

Ки́нуть си́лу — подвести электричество.

Кир — все алкогольные и слабоалкогольные напитки (коньяк, водка, вино, пиво и т. д.).

Кирпи́ч — педаль дисторшна Boss DS-1 и ей подобные.

Киря́ть, кирну́ть — в широком смысле, пить, бухать. В узком (у духовиков) — неорганизованные (спонтанные) посиделки после халтуры или трудового дня, сопровождающиеся распитием спиртных напитков.

Кислота́ — 1. В узком смысле — звук или партия перегруженного TB-303 или его имитации при помощи любой расстроенной монофонической «пилы» с фильтром. В более широком смысле — музыкальный стиль эсид-техно.

Кишка́ — в узком смысле — многожильный кабель, мультикор; в широком — любой соединительный кабель. «Бросить К.» — проложить кабель.

Кла́ва — клавиатура любого клавишного музыкального инструмента, а также MIDI-клавиатура.

Клавиаду́ра — см. Кла́ва.

Клавико́рд — любой клавишный инструмент.

Клик1— щелчок, возникший при записи или воспроизведения звука. В отличие от треска К. бывают единичными.

Клик2 — звук метронома (как правило, электронного).

Клин (от англ. clean — чистый) — в узком смысле — звук электрогитары или иного инструмента без перегрузки и название соответствующего канала гитарного усилителя. В широком смысле — звук вообще без каких-либо эффектов.

Кли́ры — нелинейные искажения сигнала.

Клопа́ дави́ть — долго держать аккорд, особенно на синтезаторе. Соответственно, клопода́в — ленивый клавишник.

Кло́ун — См. Танцо́р.

Кляп — сурдина.

Ко́бра — линейный массив.

Ковёр — кавер-версия, исполнение чужой композиции.

Ковыря́листое со́ло — соло, сыгранное коряво и неумело.

Ковыря́ть — играть с незначительными паузами.

Козлато́н — незначительная вибрация в голосе.

Колбаса́ — чрезмерно компрессированная фонограмма.

Колба́ситься — активно танцевать, энергично проводить время на музыкальной вечеринке.

Колба́ски — отдельные фрагменты аудиодорожек в окне многодорожечного редактора.

Колго́тки — самодельный поп-фильтр.

Колёса — колеса питч-шифта и модуляции у синтезаторов и миди-клавиатур. У некоторых моделей вместо них присутствуют джойстики или тачпады.

Колупа́ть — исполнять сильно недоученное произведение.

Колыха́то — корявое пение.

Ко́мбик, Комба́рь — гитарный усилитель и акустическая система в одном корпусе (комбо-усилитель).

Конде́йка — комната музыкантов в ресторане.

Конди́терская фа́брика — студия звукозаписи, где делают «из говна конфетку».

Конду́ктор (от англ. сonductor) – дирижер.

Коне́ц — оконечный усилитель мощности в, либо усилитель, раскачивающий колонки, направленные непосредственно в зрительный зал или «прострелы» и «мониторы» (колонки, направленные на музыкантов на сцене).

Ко́ни — рассинхронизация темпа при сведении. Случается у неопытных ди-джеев и аранжировщиков. Также встречаются синонимы «поезд» и «слоники».

Ко́ни в я́блоках — коряво играющий DJ на Макбуке.

Ко́нса — консерватория.

Констервато́рия — См. Ко́нса.

Корга́ [произносится с фрикативным «г»] — любой инструмент фирмы Korg.

Корж, корч — См. Корга́.

Ко́ржик — См. Корга́.

Короты́ш — любая коммутация длиной до двух метров.

Коря́га — См. Корга́.

Косты́ль — тромбон.

Котлы́ — том-томы, бочки. Также, у оркестрантов — литавры. Часто термин применяется вообще к любым акустическим барабанам.

Котя́х (катя́х) — См. Карто́шка2.

Кофе́йник — раструб бас-кларнета, обычно изготавливающийся из металла. Реже — металлическая раструбная часть любого духового инструмента и сам бас-кларнет.

Кочема́ть — сделать перерыв в работе, а также отдыхать, спать, дремать, вести себя спокойно, замолчать, держать паузу (во время исполнения произведений).

Кочу́м – генеральная пауза.

Кошпыря́ть — играть неуверенно, сбивчиво.

Криво́й — саксофон.

Крова́ть — большой микшерный пульт, консоль.

Крутня́к — раскрученные на радио и ТВ группы и музыканты.

Кры́са — мультикор.

Ку́бик, Ку́ба, Куб, Кубы́з — программа-секвенсор Steinberg Cubase.

Кулёк — институт или училище культуры. Презрительное название всех подобных учебных заведений студентами музыкальных училищ и консерваторий.

Ку́рва — виртуальный VST-эквалайзер Voxengo CurveEQ.

Ку́рица — синтезатор фирмы «Kurzweil».

Куря́тник — совокупность десяти кларнетов, бас-кларнета, двух фаготов, двух гобоев, двух флейт, флейты-пикколо и пяти саксофонов в духовом оркестре.

Ку́хня — набор барабанов, барабанная установка. Реже — барабанная установка без малого барабана и железа.

________________________

<< Назад к оглавлению

________________________

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая   Следующая >

Словарь музыкально-технических терминов и сленга

 

Глоссарий MusiConnect — словарь узкоспециальных терминов музыкально-технической отрасли и профессионального сленга. Воспользуйтесь алфавитным указателем ниже для поиска нужного слова.

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

C

Наверх

CHORUS (рус. Хорус) — термин, обозначающий группу исполнителей. В звукорежиссуре под Chorus понимают специальный эффект, имитирующий группу исполнителей. Он основан на дублировании источника сигнала с небольшой задержкой и модуляцией высоты тона. В музыке термин Chorus обозначает рефрен (припев).

G

Наверх

GAIN (англ. Усиление) — параметр определяет степень усиления сигнала/напряжения. Обычно регулятором Gain в звуковой технике определяют уровень входного/выходного аудио-сигнала. Измеряется в дБ (децибелах), либо в единицах.

L

Наверх

LEVEL (англ. Уровень) — то же, что и Уровень. Термин L. также употребляется в понятии SPL — Sound Pressure Level (см. Уровень звукового давления).

LOUDNESS (англ. Громкость) — субъективное восприятие человеком силы звука. Подробнее — см. Громкость.

S

Наверх

SPL — Sound Pressure Level. Подробнее см. Уровень звукового давления. Термин SPL, применяется для обозначения уровня звукового давления акустической системы. Значение указывается в дБ.

А

Наверх

АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) — Зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты. На графике АЧХ по осиоткладывается частота, а по оси Y — отношение амплитуда выходного сигнала. Неравномерность АЧХ — это параметр, указывающий на максимальное и минимальное отклонения линии графика АЧХ на разных частотах. К примеру, неравномерность АЧХ бытовой акустической системы составляет ~ +/-6дБ в полосе пропускания 40 … 18 000 Гц.

Б

Наверх

БЭК-ВОКАЛ (англ. Backing Vocal — «поддерживающий вокал») — термин, применяемый в эстрадной музыке для обозначения вокального аккомпанемента вокалисту. Бэк-вокал может исполнять как ансамбль, так и один вокалист, поочередно записывая партии многоголосья.

В

Наверх

ВХОДНОЙ УРОВЕНЬ — Уровень звукового сигнала, поступающий на вход звукового устройства.

ВЫХОДНОЙ УРОВЕНЬ — Уровень звукового сигнала на выходе звукового устройства.

Г

Наверх

ГРОМКОСТЬ — субъективное восприятие человеком силы звука. Зависит от частоты, амплитуды и Звукового давления. Не стоит путать с Амплитудой, или Выходным уровнем. К примеру, два сигнала с одинаковой амплитудой, однако разной формой волны — синусоидальной и прямоугольной, — будут восприниматься с разной громкостью из-за большего количества гармоник в последнем. Связано это с физиологией человеческого слуха. Зависимость воспринимаемого человеком уровня громкости от частоты отражена на графике Кривых равной громкости.

Д

Наверх

ДАБЛ-ТРЕК — записанная вокальная/инструментальная партия, полностью, «нота в ноту» дублирующая основную партию. Применяется для сглаживания недостатков музыкального исполнения, а также как специальный эффект, по звуку напоминающий эффект хорус (Chorus).

У

Наверх

УРОВЕНЬ — величина звука, по отношению к некоторому произвольному параметру. Измеряется в дБ (децибеллах) К примеру, уровень звукового сигнала в 0 дБ в электроакустике принято считать сигнал, напряжением 775 мВ (милливольт). Сигнал с напряжением менее 0.775 В имеет отрицательное значение уровня (-6 дБ ~ 194 мВ). К примеру, снижение напряжения (и, соответственно, мощности) сигнала в 2 раза — падение уровня на 3 дБ.

УРОВЕНЬ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ — отношение измеренного по относительной шкале звукового давления к уровню звукового давления, соответствующего порогу слышимости человеческого уха (20 мкПа). Измеряется в дБ SPL (SPL — англ. Уровень звукового давления). Уровень звукового давления 0 дБ SPL соответствует порогу слышимости. Болевой порог для человеческого уха соответствует уровню звукового давления 120 дБ SPL. В документации звуковой аппаратуры Уровень звукового давления указывается как SPL.

Понравилась статья? Ставь лайк!

 

Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов

З | Назад к оглавлению

________________________

Забива́ть — прописывать в компьютер или синтезатор инструментальные партии (чаще барабанные), как правило, вручную без использования каких-либо MIDI-контроллеров.

Заби́вка — фонограмма, целиком или почти полностью созданная при помощи MIDI.

Забо́й1 музыкальное произведение или его фрагмент, отличающееся максимальной экспрессией. Такое произведение и фрагмент также обычно называется «забойным».

Забо́й2неявка музыканта на репетицию. Пример использования: «Где Вадик? Да не знаю, нет его что-то, по ходу, забил».

Заверну́ть с ко́ксом — хорошая аранжировка, с «изюминкой».

Заво́д — термин близкий по значению к драйву, но в несколько более широком смысле: способность музыкантов растормошить, завести слушателей.

Заво́дка — свист из колонок вследствие возникновения обратной связи. Возникает чаще от неумения певца обращаться с микрофоном и плохо отрегулированной чувствительности микрофона звукорежиссером.

Задави́ть — снизить уровень шума или заводки.

Зада́вка — низкокачественная фонограмма-минус, в которой главная партия «задавлена» при помощи вырезания средних частот эквалайзером или методом фазового вычета.

Заигра́ть — означает, что вследствие частого и быстрого проигрывания уже выученных технически сложных мест произведения, эти самые места перестают получаться. В таком случае говорят «произведение заиграл».

Закубато́рить микс — задать объем реверберации.

Залива́ть — означает, что во время исполнения на деревянном духовом инструменте конденсированная влага внутри его ствола начинает выливаться не через раструб, а через какой-нибудь клапан(ы). Вследствие этого последние становятся малоупотребимыми, так как начинают при открывании булькать (См. Бурбуля́тор) и/или киксовать.

Залигова́ть — долго не возвращать что-либо взятое взаймы.

Зали́фтить — порвать землю.

Залупи́ть (или Залупи́ровать) — поставить фонограмму или ее фрагмент на циклическое воспроизведение.

Западло́ — мастер-секция в режиме «Mute» в то время, когда все работающие каналы на микшерном пульте также находятся в этом режиме.

Запи́л — энергичный и обычно достаточно продолжительный проигрыш, неотъемлемой частью которого является энергичное, эмоциональное, виртуозное соло, как правило, на электрогитаре.

За́пись в ли́нию — обычно имеется в виду запись гитары без использования усилителя и микрофона прямым (или с применением директ-бокса) подключением к записывающему устройству (звуковой карте, микшерному пульту и т. п.).

Запо́й — состояние, заключающееся в том, что музыкант целыми дням поёт сольфеджио и гаммы.

Запо́р — перегрузка динамика по мощности. Гл. — запира́ть. Пример использования: «Убавь уровня, а то уже динамики запирают!».

Заре́зать — уменьшить уровень.

Заруби́ть1 См. Задави́ть.

Заруби́ть2 отказ продюсера/спонсора/инвестора финансировать музыкальный проект, кажущийся музыкантам перспективным.

Заса́да — рабочее место звукорежиссера, расположенное не в центре зала.

Заслу́га — сокращённое название Заслуженного Коллектива Республики Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии.

Засра́кЗасра́куль) — сокращенное наименование обладателя почетного звания «Заслуженный работник культуры».

Затыка́то — вид штриха стаккато у духовиков, характеризующийся очень малым временем звучания каждого звука и большим количеством шумовых призвуков, возникающих до, во время и, особенно, после звука.

Зверь — очень сильный исполнитель старой школы.

Звука́рь, Звука́ч — звукорежиссер.

Звучо́к — См. Да́тчик.

Зелени́ть — завалить мероприятие по звуку или свету.

Зелёный конце́рт — последний концерт/спектакль сезона или тура, во время и после которого музыканты по традиции подшучивают друг над другом.

Змей Горы́ныч — стереокабель, распаянный не на один стереоразъем, а раздваивающийся и распаянный на два монофонических.

Золото́й унита́з — валторна.

Зо́рька — спонтанно возникшее небольшое мероприятие.

Зу́бы — любой клавишный инструмент.

Зу́сма́н — мороз или холодная погода. Один из источников наибольших неприятностей для музыкантов жмур-оркестров, особенно духовиков, особенно медных.

________________________

<< Назад к оглавлению

________________________

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая   Следующая >

Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов

C | Назад к оглавлению

________________________

Саб — сабвуфер, низкочастотная акустическая система.

Саксово́к — саксофон.

Саме́ц — человек-оркестр, поющий под собственный аккомпанемент самоиграйки в кабаке.

Самовар1— клавишный (необязательно) синтезатор с автоаккомпанементом, самоиграйка.

Самовар2 — саксофон отечественного производства.

Самоигра́йка — дешёвый ромплер (синтезатор) с автоаккомпанементом, преимущественно фирмы Yamaha, либо Casio. Используются начинающими, ресторанными музыкантами и исполнителями русского шансона.

Самопа́л — самодельный музыкальный инструмент, усилитель, акустическая система и вообще любой предмет звуковой аппаратуры.

Саморо́док — абитуриент или студент из глухой провинции.

Сандуга́чить — петь песню на татарском языке.

Са́ня — микрофон фирмы Shure модели SM57 или SM58.

Сапо́г — баян.

Са́унд — особый (часто) узнаваемый и, как правило, очень качественный богатый звук какого-либо исполнителя, как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи).

Сбо́рная соля́нка — концерт с участием самодеятельности.

Сведе́нец — звукорежиссер, делающий преимущественно сведение.

Сверка́лка — стробоскоп.

Све́чка — См. Фона́рик.

Свинья́ — искусственный флажолет медиатором на электрогитаре вернее с высоким уровнем гейна и (чаще) применением системы тремоло. Вернее так называется сам характерный визжащий звук, получаемый в результате применения данного технического приема.

Свисту́н — гость, которому предоставили слово (реже певец), который, как правило, говорит (поёт) очень тихо. Вследствие этого приходится поднимать чувствительность микрофона, в результате чего возникает обратная связь и характерный от этого «свист».

Сде́лать модуля́цию — сменить место нахождения своего тела в пространстве тон-ателье.

Сде́лать обреза́ние1 — сократить продолжительность звучания фонограммы.

Сде́лать обреза́ние2 — срезать низкие частоты (70-100 Гц) на канале.

Седьмая Ямаха — синтезатор Yamaha DX7.

Селёдка — средние частоты. Пример использования: «Селёдку прибери!».

Сёр — любая ненужная грязь, помехи и искажения в звуке. Гл. — срать. Примеры использования: «Не пойму, что за сёр в левом канале?», «Это у тебя шнур так срёт, надо его перепаять», «Убавь ревера, срёт же просто невозможно!».

Сессио́нщик (реже Сессио́нник, пренебр. — Се́ссия) — сессионный музыкант, играющий в группе не на постоянной основе, а временно.

Си́нька — неоновый свет.

Си́ська — купол (чашка) тарелки.

Сита́ра (ситари́на) — гитара.

Си́фон — симфонический оркестр.

Ска́чки — танцы.

Сквалы́жить — плохо и жалобно играть на кларнете.

Скрипу́н — скрипач.

Слепа́ч — осветитель.

Слить в две дыры — сбросить стереопару.

Слона́ води́ть — ходить в составе духового оркестра по улицам и играть громкую музыку маршевого характера.

Слоны́ — большие диджейские или студийные мониторные наушники.

Слуха́ч — музыкант, играющий не по нотам, а также умеющий «снимать» музыку «на слух».

Слюнеотво́д — поп-фильтр.

Слю́ни — резкая выпирающая «середина» у гитар в районе 1-2 кГц.

Слюня́вчик — поп-фильтр, ветрозащита.

Смур — нестандартно мыслящий музыкант, целиком находящийся в музыке и не участвующий в посиделках, или себе на уме.

Смыслоулови́тель — ручной радиомикрофон.

Снима́ть — копировать, транскрибировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать «в ноль» или «в копейку» — значит достаточно близко к оригиналу.

Сово́к — музыка советских композиторов. А также нечто недалекое, невысокого качества и часто отдающее официозом. Например, характеристика «совковый фестиваль» будет, по-видимому, означать, что фестиваль плохо организован или проходил в формальной обстановке.

Сожра́ть — путем интриг и прочих козней выжать музыканта из коллектива, часто с целью посадить на его место собственного кандидата.

Сок — особо насыщенное, глубокое, сочное звучание отдельного инструмента или же всего микса в целом.

Со́льник1 — сольный концерт.

Со́льник2 (редк.) — малый барабан.

Соля́к — соло музыканта в оркестре или ансамбле. Также солирующий проигрыш, призванный показать умение музыканта владеть своим инструментом.

Соля́нка — концерт, составленный из номеров, частей или фрагментов различных произведений одного или разных жанров и участия в нём, соответственно, множества различных музыкальных групп и/или сольных исполнителей.

Сонг — файл «проекта» в музыкальном редакторе, секвенсоре, или в рабочей станции (синтезаторе).

Со́пли1 — грязный звук.

Со́пли2 — плохой контакт в электрической цепи. Также перебитые и перетоптанные шнуры, разбитые штекеры и гнёзда и т. п.; всё, что может вызвать нежелательные звуковые артефакты — начиная от сёра, фона и тресков и кончая подгоранием динамиков и усилителей.

Со́пли3 — видимые соединительные кабели; часто — кабели, свисающие с задней стороны микшерного пульта или приборов установленных в рэковую стойку.

Со́пли4— мелодический, часто «незапримоченный» фрагмент в песне.

Спарка — См. Карда́н.

Спортсме́н — пренебрежительное название музыканта-виртуоза (чаще всего гитариста), который обладает высокой техникой, но достаточно безвкусным с художественной стороны исполнением.

Спуска́ть клапана́ — (на кого-то) ругаться.

Сру ба́бу — педаль эффекта wah-wah «Cry Baby» фирмы Dunlop.

Стекло́1 — чистый звук электрогитары (см. «Клин»), характеризующийся звонкостью, отчетливой атакой, хорошей читаемостью каждой ноты в аккорде и сравнительно небольшим сустейном, в некоторых случаях напоминающий переливы колокольчиков. О звучащей таким образом гитаре говорят «стекли́т».

Стекло́2 — чрезмерное количество высоких частот в сочетании с недостатком или полным отсутствием средних и низких в чистом звуке электрогитары, затрудняющее восприятие основного тона струны, а звучание аккордов, превращающее в лишённый музыкальности лязг.

Стеклоре́з — певец (обычно тенор) с резким, металлическим тембром голоса.

Сте́нка — артисты, стоящие на заднем плане с музыкальными инструментами и изображающие исполнение.

Стоя́ть на пане́ли — играть на улице в расчете на подаваемые из жалости деньги.

Страт (стратока́стер и стратокастёр) — имя нарицательное для обозначения электрогитар, так или иначе копирующих форму Fender Stratocaster. Если при этом электрогитара еще и не блещет качеством, то изредка именуется как «стратопи́дор», «сракока́стер» или «стратосра́т».

Стри́пка — скрипка.

Стритова́ть — играть за добровольные пожертвования граждан (играть «на шляпу») на улице или другом публичном месте, например, в переходе или метро.

Строба́рь — стробоскоп.

Стука́ч — барабанщик, перкуссионист.

Сурля́ть — мочиться, пи́сать. Классический жаргон музыкантов времен стиляг.

Суста́в — женская попа.

Сутра́к — бодун, похмелье — скверное утреннее состояние после праздничного вечера с обильным употреблением спиртных напитков.

Суха́рь — сухой, те есть необработанный сигнал.

Сучо́к — кларнет. Реже — любой деревянный духовой инструмент.

Сыт-цы-цы́н — См. Пи́ська-пипи́ська.

________________________

<< Назад к оглавлению

________________________

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая   Следующая >

Словарь музыкальных терминов, терминов звукорежиссуры, звукозаписи и акустики

А | Назад к оглавлению

________________________

Абсолютная кодировка сигнала — представление сигнала в виде численных значений его амплитуды, взятых с определенной частотой.

Абсолютный слух — способность определять высоту музыкальных звуков, выражающаяся в умении определить высоту тона любого заданного звука не прибегая к его сравнению с другими звуками заведомо известной высоты.

Авторское право — отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Агогика — небольшие отклонения от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.

Адажио — медленный темп, более быстрый, чем ларго, но более медленный, чем анданте.

А капелла — сольное или хоровое пение без инструментального сопровождения. Характерно для народной, церковной музыки, а также для произведений композиторов нидерландской школы.

Акколада — специальный знак, представляющий собой скобку, посредством которой соединяются слева два или несколько нотоносцев.

Аккомпанемент — инструментальное (реже вокальное) сопровождение одного или нескольких солирующих инструментов или голосов.

Аккорд — созвучие, состоящее из трех и большего количества звуков.

Аккордеон — клавишный музыкальный инструмент с проскакивающими язычками и системой готового аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре.

Акустика — наука, изучающая закономерности излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся архитектурная, строительная, атмосферная акустика; гео- и гидроакустика; а также электроакустика; психоакустика и музыкальная акустика.

Акустика студии — понятие, определяющее влияние помещения студии звукозаписи на звучание создаваемых в ней звуковых сигналов.

Акустический спектр звука — совокупность синусоидальных составляющих сложного звука, заданных с помощью амплитуд и частот этих составляющих.

Акустический щит — свободно перемещаемая поверхность, используемая для изменения акустических условий, а также для заграждения от посторонних звуков определенного места в помещении.

Акцент — силовое выделение отдельного звука. В современной музыкальной нотации акцент отмечается знаком «>».

Алеаторика — метод композиции, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.

Аллегро — одно из обозначений быстрого темпа в музыке, более быстрого, чем Аллегретто и Модерато, но более медленного, чем Виваче и Престо.

Альт1— низкий женский певческий голос.

Альт2 — струнный смычковый музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее по размеру. Звучит на чистую квинту ниже скрипки и на октаву выше виолончели.

Альтерация (происходит от латинского слова alteratio — изменение) — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации — бекар.

Альтовый гобой — разновидность гобоя. Отличается грушевидным раструбом, несколько бóльшими размерами и строем — звучит на чистую квинту ниже гобоя обыкновенного.

Альтовый ключ — один из видов ключей «до». Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота «до» первой октавы. В альтовом ключе традиционно пишутся ноты для смычкового альта, реже для тромбона.

Амплитудная модуляция — процесс изменения амплитуды высокочастотных колебаний по закону низкочастотных колебаний.

Амплитудная огибающая спектра — кривая, соединяющая на графике амплитуды составляющих спектра.

Амплитудно-частотная характеристика (сокращенно — АЧХ) — графическое изображение зависимости относительного коэффициента передачи от частоты сигнала.

Английский рожок — см. Альтовый гобой.

Ансамбль — совместное исполнение. Оркестр также является одним из видов ансамбля.

Аппаратная — акустически обработанное помещение в звукозаписывающей студии, где находятся технические средства для проведения звукозаписи и обработки звука. В аппаратной находится микшерный пульт, записывающие устройства, контрольные мониторы, компьютеры, а также различные приборы обработки звука.

Аппликатура — способ постановки пальцев на музыкальном инструменте.

Аранжировка — 1. В широком смысле — переложение музыкального произведения из одного рода исполнения в другой. Например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля или наоборот. 2. Инструментовка музыкального произведения. 3. Процесс сочинения партий инструментов для определённого состава. 4. В эстрадной музыке — процесс создания фонограммы. 5. Изменение стиля музыкального произведения. Например, народная песня может быть аранжирована в стиле рок, или песня в стиле поп может быть переделана в стиле «латино» и т. д. См. также Статью.

Аранжировщик — специалист, обладающий композиторскими навыками, который специализируется на аранжировке музыкальных произведений.

Ариозо (слово «arioso» в переводе с итальянского буквально означает «наподобие арии») — в оперной музыке XIX века — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Арпеджиатор — функция, используемая в физических и программных синтезаторах, для автоматизированного исполнения арпеджио на основе заданных аккордов.

Арпеджио — способ исполнения аккордов на клавишных и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. В нотах обозначается волнообразным знаком, выставляемым перед аккордом.

Артикуляция — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий.

Арфа — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Первые разновидности известны с 3-го тысячелетии до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная арфа была изобретена в 1801 С. Эраром во Франции.

Архитектурная акустика — наука, изучающая законы распространения звуковых волн в помещениях, отражение и поглощение звука поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки, методы управления структурой звукового поля, шумовыми характеристиками интерьеров и т. п.

Аппликатура — положение пальцев при игре на музыкальных инструментах.

Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра. Как правило, является частью оперы, оратории или кантаты.

Атака — 1. Начало звука. 2. В приборах динамической обработки звука — регулятор управляющий временем срабатывания прибора.

Атмосфера — звуковой фон помещения.

Атональность (происходит от соединения отрицательной приставки «а» и слова «тональность») — отсутствие определенной тональности.

Аудиокнига — художественное или познавательное произведение, начитанное как правило, профессиональным диктором (актёром) или их группой и записанное на аудионоситель.

АЧХ — см. Амплитудно-частотная характеристика.

Аэрофоны см. Духовые музыкальные инструменты.

________________________

<< Назад к оглавлению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *