Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов
П | Назад к оглавлению
________________________
Пад (также Пэд) — подклад — характерный мягкий синтезаторный звук, призванный заполнять собой всё, что осталось в звуковом спектре от остальных инструментов, и подчеркивающий гармонию.
Па́лка1 — гитара. Как правило, электрическая.
Па́лка2 — стойка для микрофонов или тарелки. Как правило, прямая.
Па́лка3 — ручной радиомикрофон.
Па́лочка от моро́женого — трость у деревянных духовых инструментов. Обычно называется так трость, которая уже пришла в негодность.
Па́па — штекер, либо гнездо со штырьком(-ами).
Парази́т — нерабочий микрофон, прикрепляемый к стойке рабочего, чтобы вокалисты сильно не приближались к основному и сигнал из-за этого не искажался.
Парна́с (парно́с, парну́с) – чаевые для музыкантов, денежное вознаграждение музыкантам за работу, за персонально исполненную для кого-либо песню.
Парнокопы́тные — артисты танцевального ансамбля или подтанцовки.
Парово́й орке́стр — духовой оркестр.
Па́сочки — гитарные педали эффектов.
Паталогоана́том — певец, который не умеет петь и свое неумение пытается скрывать фразами наподобие «Нет сердца, нет души, давай еще раз запишем».
Па́чка — в джазе — сыгранные (стаккато) многозвучные аккорды духовой секции. В альтернативной музыке под П. иногда понимается (стаккатный) аккорд, подкрепленный обычно бас-барабаном и заглушенной тарелкой одновременно с гитарами.
Певи́ца (также Чуви́ха, Джи́ви) — певец с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Педаля́тор — любая напольная примочка с эффектом педали.
Пенсионе́ры — старое, часто испорченное DJ-оборудование фирмы Pioneer.
Пердёж — любой немузыкальный звук или фальшь музыканта во время выступления или в процессе записи.
Перде́лка — синтезаторный звук, состоящий из низко звучащей пилообразной волны.
Пёрднуть (также пёрнуть) — сломаться, выйти из строя. Пример использования: «…а квакушку я себе новую купил, старая же тогда ещё на концерте пёрнула».
Пердю́колка (реже Перде́лка) — эффект дисторшн, овердрайв, фуз и им подобные.
Перегру́з — то же, что и перегрузка, клиппирование.
Пе́репел — состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.
Пе́рхоть — неприятное, несвоевременное чувство першения в горле, когда нужно петь.
Пе́сня — абсолютно любое музыкальное произведение, в том числе инструментальное, симфоническое и др.
Песо́к1 — излишнее количество высокочастотных нечетных гармоник в звуке, что порождает характерное резкое «песочное» звучание.
Песо́к2 — характерный и, как правило, пронзительный, неприятный тембр электрогитары, возникающий при недостаточно грамотной работе с фузом, дисторшном или другим эффектом искажения.
Петля́ — петличный микрофон.
Пе́ттинг — тэппинг.
Пету́х — (у певцов) некачественно взятая нота, обычно верхняя.
Петь ме́жду сту́льев — неправильно формировать звук (ошибка начинающего вокалиста).
Печеню́шка — минидиск.
Печь блины́ — тиражировать компакт-диски.
Пи́во-во́дочка — музыкальный размер 5/8.
Пизда́ — артистка хора, яростно солирующая, когда это не требуется.
Пизде́ть — неисправно работать, лагать, барахлить (об аппаратуре).
Пизду́н (также бздун) — ведущий, конферансье.
Пила́ — пилообразная волна.
Пина́лка — бас-барабан, бас-бочка.
Пиндю́ринка — разъём AUX.
Пионе́р — начинающий музыкант или музыкант-неумеха.
Пи́сарь — студийный звукорежиссер, осуществляющий запись.
Пистоле́т — светотехническое устройство аналогичное световой пушке, но меньшего размера.
Пи́ська-пипи́ська — особый вид триольной ритмической пульсации, известный как «свинг».
Писькотря́с — артист балета.
Писю́к, Писю́лька, Пи́ська, Писю́ха — персональный компьютер, РС.
Писю́н — короткий кабель/переходник для коммутации приборов обработки (чаще всего гитарных педалей эффектов).
Пища́лка — высокочастотный динамик многополосной акустической системы.
Планше́т — пол.
Пластма́сса — ненатурально звучащий микс.
Плева́лка, Плева́льник (реже Плева́тельница) — поп-фильтр, реже — ветрозащита микрофона.
Плуг — плагин.
Плюс всё — сложный, как правило, диссонирующий аккорд с большим количеством альтерированных ступеней.
Плюс — полностью готовая фонограмма с вокалом. Пользуются ей либо от лени, либо от физической неспособности отработать концерт вживую.
Плю́ха1— ошибка, неточность.
Плю́ха2 — барабанный пэд. См. Блины́.
Плю́ха3— пинок, шлепок.
Плю́щить — компрессировать, обрабатывать сигнал с помощью компрессора.
По два́ стака́на — то же, что и «по два стаккато».
По сосе́дям — мимо нот.
Под стиль — фонограмма/аранжировка/минусовка сделанная на синтезаторе-самоиграйке с использованием готового стиля.
Подзву́чить я́му — озвучить оркестр, расположенный в оркестровой яме.
Подзву́чка — снятие сигнала музыкального инструмента микрофоном для записи или последующего звукоусиления на концерте.
Подкла́дка — плей-бэк — фонограмма без партий нескольких инструментов (включая часто также и инструменты ритм-секции), которые исполняются поверх фонограммы «вживую».
Подоко́нник — синтезатор, клавишный инструмент.
Подсадны́е — приглашенные в слабый оркестр из более сильного оркестра музыканты с целью укрепления его звучания и технических возможностей.
Поду́шки1 — внешние барабанные датчики (пэды) в электронной барабанной установке.
Поду́шки2 — специальные резиновые заглушки, устанавливающиеся на акустические барабаны.
Поду́шки3 — губные гармошки Hohner Blues Harp MS. Получили прозвище за характерную форму со скругленными крышками.
Поду́шки4 — зрители в зале. Названы так, благодаря своим свойствам поглощать звуковые волны и улучшать тем самым акустику зала, путем уменьшения количества отражений.
Пойти́/игра́ть по квадра́ту — примитивная импровизация.
Полива́ть — виртуозно и с большим чувством исполнять пассажи, арпеджио и другие технически сложные и виртуозные фрагменты произведений.
Полкирпича́
Помидо́рные я́щики — малогабаритные свадебные акустические системы.
Порвать — включить «в разрыв».
Порта́к — любая ошибка в аранжировке, сведении, мастеринге. Пример использования: «Послушал я вчера твою аранжировку — в партии духовых портаков просто куча, надо доработать».
Портя́нка1 — портостудия.
Портя́нка2 — особый треск характерной меди в оркестре, в первую очередь у тромбонистов при форсировании звука на нескольких форте.
Посла́ть — подключить в «посыл»
Поста́вить замо́к — означает аккуратно прикрепить амбарным замком кулису тромбона к самому́ инструменту, тем самым подшутив над музыкантом.
Посу́да — тарелки в барабанной установке. См. Железо2.
Пра́вка — редактирование партии вокала или сольных инструментов в программе Melodyne или его аналогах.
Примо́чка (сокр. При́мочь) — чаще — напольная педаль для обработки звука гитары, реализующая один (реже — несколько) эффектов. Реже — процессор или же и вовсе любая обработка звука любого инструмента.
Приседа́тель — исполнитель, визитной карточкой которого является любовь к приседанию на первой доле каждого такта.
Пробану́ться — попробовать записать дубль в студии (а заодно и распеться, разыграться и т. д.).
Проду́ть — настроить систему при помощи розового шума.
Проебо́шки — имеющийся почти в каждой студии ящик, где свалена разносортная мелочь вроде штекеров, переходников, различных болтов, гаек, мелких запчастей, деталей и т. п.
Проц — цифровой гитарный процессор.
Птицефе́рма — «Фабрика звезд» и ее аналоги.
Пуза́тик — компьютерный монитор с ЭЛТ.
Пузочёс1 — исполнитель на струнном щипковом инструменте, преимущественно на балалайке или домре.
Пузочёс
Пузы́рь — средство выразительности, имеющее под собой быстрое крещендо и такое же стремительное диминуэндо.
Пузыря́то — исполнение с большим количеством пузырей.
Пу́колки1 — наушники.
Пу́колки2 — маломощная дешевая акустическая система, обладающая особенно плохим качеством воспроизведения низких частот.
Пу́нкер — музыкант, играющий в панк-группе. Как правило, в отечественной. Также — ироническое прозвище панк-музыканта или поклонника панк-рока вообще.
Пу́шка — осветительный прибор-прожектор с мощной линзовой системой, обеспечивающий концентрированное освещение.
Пылево́кс — популярный советский аналоговый синтезатор «Поливокс».
Пылесо́с — тот же баян, только с другого бока.
Пы́птих — ветрозащита.
Пьеза́ — пьезозвукосниматель. Также — характерный звук музыкального инструмента (чаще акустической гитары), который получается при использовании пьезозвукоснимателя.
Пэд — электронный барабан, подключаемый к перкуссионному модулю. Также — специальная резиновая накладка на акустический барабан с целью уменьшить вибрацию и, следовательно, сделать звук максимально тихим, делая возможным интенсивные репетиции в квартире.
________________________
<< Назад к оглавлению
________________________
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Словарь: сленг звукорежиссеров — adview.ru
Всегда хотели знать, о чем разговаривают звукорежиссеры, но боялись спросить? Вам поможет наш обзор распространенного профессионального сленга.
Когда я впервые оказался на съемочной площадке, я едва ли мог понять, что от меня хотел главный звукорежиссер, попросив «не светить бумом». Со временем я изучил все нужные термины, а теперь составил небольшой словарь звукорежиссерского сленга, с которым вы можете столкнуться.
Аэска
— АСК: Аппаратно-студийный комплекс (по сути — весь телецентр).
Аукс, окс (с английского AUX)
— Разъем типа mini-Jack. Термин не самый профессиональный, но на практике встречается все чаще.
Громкая
— динамки в студии. С помощью него можно что-либо сказать по громкой связи из аппаратной: «Передай по громкой».
Катнуть (от английского ‘to cut’)
— вырезать. Катнуть середину — вырезать средние частоты аудио-сигнала.
Поджать
— обработать прибором динамической обработки, сузить динамический диапазон сигнала.
Говорящая голова
— Диктор.
Микрофонная пауза, румтон
— Запись нескольких секунд «тишины» на съемочной площадке для простоты склейки звука на постпродакшне.
Рыба, скелет
— Черновая работа, на которой будет основываться финальная версия.
Почистить звук
— Устранить ненужные звуки из аудиодорожки с помощью «шумодавов» и прочих приборов обработки и чистки звука.
Засветить бум
— Во время съемки микрофон «пушка» появился в кадре. Считается браком по картинке, однако «по шапке» получает звукооператор в первую очередь.
Кабло
— Любой кабель или провод на съемочной площадке.
Собака (иногда кошка)
— Ветрозащита из специального ворса, чтобы ветер не задувал в микрофон.
Цеппелин
— Ветрозащита для остронаправленного микрофона с противовибрационным креплением.
Инэйры
— Наушники типа in-ear.
Кишка
— Группа кабелей типа «мультикор».
Порвать
— Задействовать «разрыв» типа Insert в звуковом тракте.
Продуть
— Настроить систему при помощи белого или розового шума.
Прибрать
— Ослабить. Например, прибрать высокие — ослабить высокие частоты в сигнале.
Пожарка
— Специальное объявление о технике безопасности при чрезвычайных ситуациях. Оно дается перед каждым эфиром или с утра во время целого дня записи. Звук идет из аппаратной.
Тюльпаны
— Разъемы типа RCA.
Песок
— Рассыпчатая верхняя середина.
Мама
— Разъем типа Female.
Папа
— Разъем типа Male.
Джек
— Разъем типа TS/TRS.
Порталы
— Акустические системы для озвучивания зала.
Гробы
— Сабвуферы, большие низкочастотные громкоговорители.
Пищалка
— Высокочастотный динамик в громкоговорителе.
Ревер, холл
— Процессор пространственной обработки сигнала с эффектом реверберации.
Слюни
— Плохая и резкая середина в сигнале около одного килогерца (1 kHz).
Яркий звук
— Аудиосигнал с прозрачными верхними частотами.
Минус
— Аудиотрек без вокала.
Плюс
— Аудиотрек с вокалом.
Улучшайзер
— Плагин, который при использовании стандартных настроек (пресетов/presets) делает звук громче, плотнее, «ярче».
Фох (с английского FOH; Front of House)
— Звукорежиссер, работающий непосредственно в студии и руководящий звукоусилением для публики в студии. Звукорежиссер из аппаратной может давать команды на фоха. К примеру, прибрать или, наоборот, усилить какой-то микрофон
Фонок (от английского слова Phonak)
— Скрытый наушник, предназначенный для связи редакторов и прочего персонала с ведущими.
Несмотря на откровенную абсурдность некоторых терминов, они помогут не затеряться в рабочих условиях в трудную минуту. Конечно, сленг меняется со временем и на каждом рабочем месте он так или иначе преобразовывается, однако основные слова остаются прежними.
Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов
К | Назад к оглавлению
________________________
Каба́к1 — дешевая, ресторанная стилистика и манера выступления/исполнения, чаще — пения.
Каба́к2 — определение для любого жанра, звучания, вокальной техники или исполнителя, пригодного исключительно для музыкального сопровождения питейных и других развлекательных заведений.
Ка́л — плохой вокал.
Каланча́ — прямая стойка для тарелки, микрофона или (чаще) светового оборудования.
Камбала́ — слишком сильно задавленный, излишне компрессированный звук.
Карда́н — сдвоенная педаль для бас-барабана. Название получила по своему основному конструктивному элементу — карданному валу.
Кардиогра́мма — спектрограмма на дисплее осциллографа, анализатора или звукового редактора.
Ка́рква — звуковая карта.
Карма́ны — диджейский проигрыватель компакт-дисков.
Карто́шка1— целая нота (длительность). Во множественном числе — монотонная, одноразмерная и однотемповая игра, как правило, на струнных инструментах. Противоположность икры.
Карто́шка2— микрофон AKG D112 и ему подобные.
Кастрацио́нный — так говорят о довольно тонком, ненасыщенном, «кастрированном», выхолощенном звучании инструмента, голоса или микса. Пример использования: «Послушал я вчера твой микс — что-то вокал уже больно кастрационно звучит. Может, компрессию сделать поменьше?»
Кастрю́ля1 — барабан.
Кастрю́ля2 — центральный световой эффект на дискотеке.
Ката́ть ва́ту — играть не по делу, без мысли, без души, не понимая музыкального произведения (то же относится к любому другому делу).
Кач — мощное, «упругое» звучание ритм-секции (как правило, барабанов и баса). Необходимым, но недостаточным условием создания кача является мясо. Вторым необходимым условием является согласованность, сыгранность музыкантов ритм-секции (См. Грув).
Квадра́тный звук — некачественный звук, вызванный низкой разрядностью, частотой дискретизации и/или битрейтом.
Кваку́шка, Ква́кер — См. Вах-вах.
Кик — См. Бочка.
Кикс — некачественно взятая нота (преимущественно у духовиков). Киксану́ть — допустить кикс.
Ки́нуть си́лу — подвести электричество.
Кир — все алкогольные и слабоалкогольные напитки (коньяк, водка, вино, пиво и т. д.).
Кирпи́ч — педаль дисторшна Boss DS-1 и ей подобные.
Киря́ть, кирну́ть — в широком смысле, пить, бухать. В узком (у духовиков) — неорганизованные (спонтанные) посиделки после халтуры или трудового дня, сопровождающиеся распитием спиртных напитков.
Кислота́ — 1. В узком смысле — звук или партия перегруженного TB-303 или его имитации при помощи любой расстроенной монофонической «пилы» с фильтром. В более широком смысле — музыкальный стиль эсид-техно.
Кишка́ — в узком смысле — многожильный кабель, мультикор; в широком — любой соединительный кабель. «Бросить К.» — проложить кабель.
Кла́ва — клавиатура любого клавишного музыкального инструмента, а также MIDI-клавиатура.
Клавиаду́ра — см. Кла́ва.
Клавико́рд — любой клавишный инструмент.
Клик1— щелчок, возникший при записи или воспроизведения звука. В отличие от треска К. бывают единичными.
Клик2 — звук метронома (как правило, электронного).
Клин (от англ. clean — чистый) — в узком смысле — звук электрогитары или иного инструмента без перегрузки и название соответствующего канала гитарного усилителя. В широком смысле — звук вообще без каких-либо эффектов.
Кли́ры — нелинейные искажения сигнала.
Клопа́ дави́ть — долго держать аккорд, особенно на синтезаторе. Соответственно, клопода́в — ленивый клавишник.
Кло́ун — См. Танцо́р.
Кляп — сурдина.
Ко́бра — линейный массив.
Ковёр — кавер-версия, исполнение чужой композиции.
Ковыря́листое со́ло — соло, сыгранное коряво и неумело.
Ковыря́ть — играть с незначительными паузами.
Козлато́н — незначительная вибрация в голосе.
Колбаса́ — чрезмерно компрессированная фонограмма.
Колба́ситься — активно танцевать, энергично проводить время на музыкальной вечеринке.
Колба́ски — отдельные фрагменты аудиодорожек в окне многодорожечного редактора.
Колго́тки — самодельный поп-фильтр.
Колёса — колеса питч-шифта и модуляции у синтезаторов и миди-клавиатур. У некоторых моделей вместо них присутствуют джойстики или тачпады.
Колупа́ть — исполнять сильно недоученное произведение.
Колыха́то — корявое пение.
Ко́мбик, Комба́рь — гитарный усилитель и акустическая система в одном корпусе (комбо-усилитель).
Конде́йка — комната музыкантов в ресторане.
Конди́терская фа́брика — студия звукозаписи, где делают «из говна конфетку».
Конду́ктор (от англ. сonductor) – дирижер.
Коне́ц — оконечный усилитель мощности в, либо усилитель, раскачивающий колонки, направленные непосредственно в зрительный зал или «прострелы» и «мониторы» (колонки, направленные на музыкантов на сцене).
Ко́ни — рассинхронизация темпа при сведении. Случается у неопытных ди-джеев и аранжировщиков. Также встречаются синонимы «поезд» и «слоники».
Ко́ни в я́блоках — коряво играющий DJ на Макбуке.
Ко́нса — консерватория.
Констервато́рия — См. Ко́нса.
Корга́ [произносится с фрикативным «г»] — любой инструмент фирмы Korg.
Корж, корч — См. Корга́.
Ко́ржик — См. Корга́.
Короты́ш — любая коммутация длиной до двух метров.
Коря́га — См. Корга́.
Косты́ль — тромбон.
Котлы́ — том-томы, бочки. Также, у оркестрантов — литавры. Часто термин применяется вообще к любым акустическим барабанам.
Котя́х (катя́х) — См. Карто́шка2.
Кофе́йник — раструб бас-кларнета, обычно изготавливающийся из металла. Реже — металлическая раструбная часть любого духового инструмента и сам бас-кларнет.
Кочема́ть — сделать перерыв в работе, а также отдыхать, спать, дремать, вести себя спокойно, замолчать, держать паузу (во время исполнения произведений).
Кочу́м – генеральная пауза.
Кошпыря́ть — играть неуверенно, сбивчиво.
Криво́й — саксофон.
Крова́ть — большой микшерный пульт, консоль.
Крутня́к — раскрученные на радио и ТВ группы и музыканты.
Кры́са — мультикор.
Ку́бик, Ку́ба, Куб, Кубы́з — программа-секвенсор Steinberg Cubase.
Кулёк — институт или училище культуры. Презрительное название всех подобных учебных заведений студентами музыкальных училищ и консерваторий.
Ку́рва — виртуальный VST-эквалайзер Voxengo CurveEQ.
Ку́рица — синтезатор фирмы «Kurzweil».
Куря́тник — совокупность десяти кларнетов, бас-кларнета, двух фаготов, двух гобоев, двух флейт, флейты-пикколо и пяти саксофонов в духовом оркестре.
Ку́хня — набор барабанов, барабанная установка. Реже — барабанная установка без малого барабана и железа.
________________________
<< Назад к оглавлению
________________________
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Словарь музыкально-технических терминов и сленга
Глоссарий MusiConnect — словарь узкоспециальных терминов музыкально-технической отрасли и профессионального сленга. Воспользуйтесь алфавитным указателем ниже для поиска нужного слова.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
C
Наверх
CHORUS (рус. Хорус) — термин, обозначающий группу исполнителей. В звукорежиссуре под Chorus понимают специальный эффект, имитирующий группу исполнителей. Он основан на дублировании источника сигнала с небольшой задержкой и модуляцией высоты тона. В музыке термин Chorus обозначает рефрен (припев).
G
Наверх
GAIN (англ. Усиление) — параметр определяет степень усиления сигнала/напряжения. Обычно регулятором Gain в звуковой технике определяют уровень входного/выходного аудио-сигнала. Измеряется в дБ (децибелах), либо в единицах.
L
Наверх
LEVEL (англ. Уровень) — то же, что и Уровень. Термин L. также употребляется в понятии SPL — Sound Pressure Level (см. Уровень звукового давления).
LOUDNESS (англ. Громкость) — субъективное восприятие человеком силы звука. Подробнее — см. Громкость.
S
Наверх
SPL — Sound Pressure Level. Подробнее см. Уровень звукового давления. Термин SPL, применяется для обозначения уровня звукового давления акустической системы. Значение указывается в дБ.
А
Наверх
АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) — Зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты. На графике АЧХ по оси X откладывается частота, а по оси Y — отношение амплитуда выходного сигнала. Неравномерность АЧХ — это параметр, указывающий на максимальное и минимальное отклонения линии графика АЧХ на разных частотах. К примеру, неравномерность АЧХ бытовой акустической системы составляет ~ +/-6дБ в полосе пропускания 40 … 18 000 Гц.
Б
Наверх
БЭК-ВОКАЛ (англ. Backing Vocal — «поддерживающий вокал») — термин, применяемый в эстрадной музыке для обозначения вокального аккомпанемента вокалисту. Бэк-вокал может исполнять как ансамбль, так и один вокалист, поочередно записывая партии многоголосья.
В
Наверх
ВХОДНОЙ УРОВЕНЬ — Уровень звукового сигнала, поступающий на вход звукового устройства.
ВЫХОДНОЙ УРОВЕНЬ — Уровень звукового сигнала на выходе звукового устройства.
Г
Наверх
ГРОМКОСТЬ — субъективное восприятие человеком силы звука. Зависит от частоты, амплитуды и Звукового давления. Не стоит путать с Амплитудой, или Выходным уровнем. К примеру, два сигнала с одинаковой амплитудой, однако разной формой волны — синусоидальной и прямоугольной, — будут восприниматься с разной громкостью из-за большего количества гармоник в последнем. Связано это с физиологией человеческого слуха. Зависимость воспринимаемого человеком уровня громкости от частоты отражена на графике Кривых равной громкости.
Д
Наверх
ДАБЛ-ТРЕК — записанная вокальная/инструментальная партия, полностью, «нота в ноту» дублирующая основную партию. Применяется для сглаживания недостатков музыкального исполнения, а также как специальный эффект, по звуку напоминающий эффект хорус (Chorus).
У
Наверх
УРОВЕНЬ — величина звука, по отношению к некоторому произвольному параметру. Измеряется в дБ (децибеллах) К примеру, уровень звукового сигнала в 0 дБ в электроакустике принято считать сигнал, напряжением 775 мВ (милливольт). Сигнал с напряжением менее 0.775 В имеет отрицательное значение уровня (-6 дБ ~ 194 мВ). К примеру, снижение напряжения (и, соответственно, мощности) сигнала в 2 раза — падение уровня на 3 дБ.
УРОВЕНЬ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ — отношение измеренного по относительной шкале звукового давления к уровню звукового давления, соответствующего порогу слышимости человеческого уха (20 мкПа). Измеряется в дБ SPL (SPL — англ. Уровень звукового давления). Уровень звукового давления 0 дБ SPL соответствует порогу слышимости. Болевой порог для человеческого уха соответствует уровню звукового давления 120 дБ SPL. В документации звуковой аппаратуры Уровень звукового давления указывается как SPL.
Понравилась статья? Ставь лайк!
Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов
З | Назад к оглавлению
________________________
Забива́ть — прописывать в компьютер или синтезатор инструментальные партии (чаще барабанные), как правило, вручную без использования каких-либо MIDI-контроллеров.
Заби́вка — фонограмма, целиком или почти полностью созданная при помощи MIDI.
Забо́й1 — музыкальное произведение или его фрагмент, отличающееся максимальной экспрессией. Такое произведение и фрагмент также обычно называется «забойным».
Забо́й2 — неявка музыканта на репетицию. Пример использования: «Где Вадик? Да не знаю, нет его что-то, по ходу, забил».
Заверну́ть с ко́ксом — хорошая аранжировка, с «изюминкой».
Заво́д — термин близкий по значению к драйву, но в несколько более широком смысле: способность музыкантов растормошить, завести слушателей.
Заво́дка — свист из колонок вследствие возникновения обратной связи. Возникает чаще от неумения певца обращаться с микрофоном и плохо отрегулированной чувствительности микрофона звукорежиссером.
Задави́ть — снизить уровень шума или заводки.
Зада́вка — низкокачественная фонограмма-минус, в которой главная партия «задавлена» при помощи вырезания средних частот эквалайзером или методом фазового вычета.
Заигра́ть — означает, что вследствие частого и быстрого проигрывания уже выученных технически сложных мест произведения, эти самые места перестают получаться. В таком случае говорят «произведение заиграл».
Закубато́рить микс — задать объем реверберации.
Залива́ть — означает, что во время исполнения на деревянном духовом инструменте конденсированная влага внутри его ствола начинает выливаться не через раструб, а через какой-нибудь клапан(ы). Вследствие этого последние становятся малоупотребимыми, так как начинают при открывании булькать (См. Бурбуля́тор) и/или киксовать.
Залигова́ть — долго не возвращать что-либо взятое взаймы.
Зали́фтить — порвать землю.
Залупи́ть (или Залупи́ровать) — поставить фонограмму или ее фрагмент на циклическое воспроизведение.
Западло́ — мастер-секция в режиме «Mute» в то время, когда все работающие каналы на микшерном пульте также находятся в этом режиме.
Запи́л — энергичный и обычно достаточно продолжительный проигрыш, неотъемлемой частью которого является энергичное, эмоциональное, виртуозное соло, как правило, на электрогитаре.
За́пись в ли́нию — обычно имеется в виду запись гитары без использования усилителя и микрофона прямым (или с применением директ-бокса) подключением к записывающему устройству (звуковой карте, микшерному пульту и т. п.).
Запо́й — состояние, заключающееся в том, что музыкант целыми дням поёт сольфеджио и гаммы.
Запо́р — перегрузка динамика по мощности. Гл. — запира́ть. Пример использования: «Убавь уровня, а то уже динамики запирают!».
Заре́зать — уменьшить уровень.
Заруби́ть1 — См. Задави́ть.
Заруби́ть2 — отказ продюсера/спонсора/инвестора финансировать музыкальный проект, кажущийся музыкантам перспективным.
Заса́да — рабочее место звукорежиссера, расположенное не в центре зала.
Заслу́га — сокращённое название Заслуженного Коллектива Республики Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии.
Засра́к (и Засра́куль) — сокращенное наименование обладателя почетного звания «Заслуженный работник культуры».
Затыка́то — вид штриха стаккато у духовиков, характеризующийся очень малым временем звучания каждого звука и большим количеством шумовых призвуков, возникающих до, во время и, особенно, после звука.
Зверь — очень сильный исполнитель старой школы.
Звука́рь, Звука́ч — звукорежиссер.
Звучо́к — См. Да́тчик.
Зелени́ть — завалить мероприятие по звуку или свету.
Зелёный конце́рт — последний концерт/спектакль сезона или тура, во время и после которого музыканты по традиции подшучивают друг над другом.
Змей Горы́ныч — стереокабель, распаянный не на один стереоразъем, а раздваивающийся и распаянный на два монофонических.
Золото́й унита́з — валторна.
Зо́рька — спонтанно возникшее небольшое мероприятие.
Зу́бы — любой клавишный инструмент.
Зу́сма́н — мороз или холодная погода. Один из источников наибольших неприятностей для музыкантов жмур-оркестров, особенно духовиков, особенно медных.
________________________
<< Назад к оглавлению
________________________
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов
C | Назад к оглавлению
________________________
Саб — сабвуфер, низкочастотная акустическая система.
Саксово́к — саксофон.
Саме́ц — человек-оркестр, поющий под собственный аккомпанемент самоиграйки в кабаке.
Самовар1— клавишный (необязательно) синтезатор с автоаккомпанементом, самоиграйка.
Самовар2 — саксофон отечественного производства.
Самоигра́йка — дешёвый ромплер (синтезатор) с автоаккомпанементом, преимущественно фирмы Yamaha, либо Casio. Используются начинающими, ресторанными музыкантами и исполнителями русского шансона.
Самопа́л — самодельный музыкальный инструмент, усилитель, акустическая система и вообще любой предмет звуковой аппаратуры.
Саморо́док — абитуриент или студент из глухой провинции.
Сандуга́чить — петь песню на татарском языке.
Са́ня — микрофон фирмы Shure модели SM57 или SM58.
Сапо́г — баян.
Са́унд — особый (часто) узнаваемый и, как правило, очень качественный богатый звук какого-либо исполнителя, как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи).
Сбо́рная соля́нка — концерт с участием самодеятельности.
Сведе́нец — звукорежиссер, делающий преимущественно сведение.
Сверка́лка — стробоскоп.
Све́чка — См. Фона́рик.
Свинья́ — искусственный флажолет медиатором на электрогитаре вернее с высоким уровнем гейна и (чаще) применением системы тремоло. Вернее так называется сам характерный визжащий звук, получаемый в результате применения данного технического приема.
Свисту́н — гость, которому предоставили слово (реже певец), который, как правило, говорит (поёт) очень тихо. Вследствие этого приходится поднимать чувствительность микрофона, в результате чего возникает обратная связь и характерный от этого «свист».
Сде́лать модуля́цию — сменить место нахождения своего тела в пространстве тон-ателье.
Сде́лать обреза́ние1 — сократить продолжительность звучания фонограммы.
Сде́лать обреза́ние2 — срезать низкие частоты (70-100 Гц) на канале.
Седьмая Ямаха — синтезатор Yamaha DX7.
Селёдка — средние частоты. Пример использования: «Селёдку прибери!».
Сёр — любая ненужная грязь, помехи и искажения в звуке. Гл. — срать. Примеры использования: «Не пойму, что за сёр в левом канале?», «Это у тебя шнур так срёт, надо его перепаять», «Убавь ревера, срёт же просто невозможно!».
Сессио́нщик (реже Сессио́нник, пренебр. — Се́ссия) — сессионный музыкант, играющий в группе не на постоянной основе, а временно.
Си́нька — неоновый свет.
Си́ська — купол (чашка) тарелки.
Сита́ра (ситари́на) — гитара.
Си́фон — симфонический оркестр.
Ска́чки — танцы.
Сквалы́жить — плохо и жалобно играть на кларнете.
Скрипу́н — скрипач.
Слепа́ч — осветитель.
Слить в две дыры — сбросить стереопару.
Слона́ води́ть — ходить в составе духового оркестра по улицам и играть громкую музыку маршевого характера.
Слоны́ — большие диджейские или студийные мониторные наушники.
Слуха́ч — музыкант, играющий не по нотам, а также умеющий «снимать» музыку «на слух».
Слюнеотво́д — поп-фильтр.
Слю́ни — резкая выпирающая «середина» у гитар в районе 1-2 кГц.
Слюня́вчик — поп-фильтр, ветрозащита.
Смур — нестандартно мыслящий музыкант, целиком находящийся в музыке и не участвующий в посиделках, или себе на уме.
Смыслоулови́тель — ручной радиомикрофон.
Снима́ть — копировать, транскрибировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать «в ноль» или «в копейку» — значит достаточно близко к оригиналу.
Сово́к — музыка советских композиторов. А также нечто недалекое, невысокого качества и часто отдающее официозом. Например, характеристика «совковый фестиваль» будет, по-видимому, означать, что фестиваль плохо организован или проходил в формальной обстановке.
Сожра́ть — путем интриг и прочих козней выжать музыканта из коллектива, часто с целью посадить на его место собственного кандидата.
Сок — особо насыщенное, глубокое, сочное звучание отдельного инструмента или же всего микса в целом.
Со́льник1 — сольный концерт.
Со́льник2 (редк.) — малый барабан.
Соля́к — соло музыканта в оркестре или ансамбле. Также солирующий проигрыш, призванный показать умение музыканта владеть своим инструментом.
Соля́нка — концерт, составленный из номеров, частей или фрагментов различных произведений одного или разных жанров и участия в нём, соответственно, множества различных музыкальных групп и/или сольных исполнителей.
Сонг — файл «проекта» в музыкальном редакторе, секвенсоре, или в рабочей станции (синтезаторе).
Со́пли1 — грязный звук.
Со́пли2 — плохой контакт в электрической цепи. Также перебитые и перетоптанные шнуры, разбитые штекеры и гнёзда и т. п.; всё, что может вызвать нежелательные звуковые артефакты — начиная от сёра, фона и тресков и кончая подгоранием динамиков и усилителей.
Со́пли3 — видимые соединительные кабели; часто — кабели, свисающие с задней стороны микшерного пульта или приборов установленных в рэковую стойку.
Со́пли4— мелодический, часто «незапримоченный» фрагмент в песне.
Спарка — См. Карда́н.
Спортсме́н — пренебрежительное название музыканта-виртуоза (чаще всего гитариста), который обладает высокой техникой, но достаточно безвкусным с художественной стороны исполнением.
Спуска́ть клапана́ — (на кого-то) ругаться.
Сру ба́бу — педаль эффекта wah-wah «Cry Baby» фирмы Dunlop.
Стекло́1 — чистый звук электрогитары (см. «Клин»), характеризующийся звонкостью, отчетливой атакой, хорошей читаемостью каждой ноты в аккорде и сравнительно небольшим сустейном, в некоторых случаях напоминающий переливы колокольчиков. О звучащей таким образом гитаре говорят «стекли́т».
Стекло́2 — чрезмерное количество высоких частот в сочетании с недостатком или полным отсутствием средних и низких в чистом звуке электрогитары, затрудняющее восприятие основного тона струны, а звучание аккордов, превращающее в лишённый музыкальности лязг.
Стеклоре́з — певец (обычно тенор) с резким, металлическим тембром голоса.
Сте́нка — артисты, стоящие на заднем плане с музыкальными инструментами и изображающие исполнение.
Стоя́ть на пане́ли — играть на улице в расчете на подаваемые из жалости деньги.
Страт (стратока́стер и стратокастёр) — имя нарицательное для обозначения электрогитар, так или иначе копирующих форму Fender Stratocaster. Если при этом электрогитара еще и не блещет качеством, то изредка именуется как «стратопи́дор», «сракока́стер» или «стратосра́т».
Стри́пка — скрипка.
Стритова́ть — играть за добровольные пожертвования граждан (играть «на шляпу») на улице или другом публичном месте, например, в переходе или метро.
Строба́рь — стробоскоп.
Стука́ч — барабанщик, перкуссионист.
Сурля́ть — мочиться, пи́сать. Классический жаргон музыкантов времен стиляг.
Суста́в — женская попа.
Сутра́к — бодун, похмелье — скверное утреннее состояние после праздничного вечера с обильным употреблением спиртных напитков.
Суха́рь — сухой, те есть необработанный сигнал.
Сучо́к — кларнет. Реже — любой деревянный духовой инструмент.
Сыт-цы-цы́н — См. Пи́ська-пипи́ська.
________________________
<< Назад к оглавлению
________________________
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Словарь музыкальных терминов, терминов звукорежиссуры, звукозаписи и акустики
А | Назад к оглавлению
________________________
Абсолютная кодировка сигнала — представление сигнала в виде численных значений его амплитуды, взятых с определенной частотой.
Абсолютный слух — способность определять высоту музыкальных звуков, выражающаяся в умении определить высоту тона любого заданного звука не прибегая к его сравнению с другими звуками заведомо известной высоты.
Авторское право — отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Агогика — небольшие отклонения от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.
Адажио — медленный темп, более быстрый, чем ларго, но более медленный, чем анданте.
А капелла — сольное или хоровое пение без инструментального сопровождения. Характерно для народной, церковной музыки, а также для произведений композиторов нидерландской школы.
Акколада — специальный знак, представляющий собой скобку, посредством которой соединяются слева два или несколько нотоносцев.
Аккомпанемент — инструментальное (реже вокальное) сопровождение одного или нескольких солирующих инструментов или голосов.
Аккорд — созвучие, состоящее из трех и большего количества звуков.
Аккордеон — клавишный музыкальный инструмент с проскакивающими язычками и системой готового аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре.
Акустика — наука, изучающая закономерности излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся архитектурная, строительная, атмосферная акустика; гео- и гидроакустика; а также электроакустика; психоакустика и музыкальная акустика.
Акустика студии — понятие, определяющее влияние помещения студии звукозаписи на звучание создаваемых в ней звуковых сигналов.
Акустический спектр звука — совокупность синусоидальных составляющих сложного звука, заданных с помощью амплитуд и частот этих составляющих.
Акустический щит — свободно перемещаемая поверхность, используемая для изменения акустических условий, а также для заграждения от посторонних звуков определенного места в помещении.
Акцент — силовое выделение отдельного звука. В современной музыкальной нотации акцент отмечается знаком «>».
Алеаторика — метод композиции, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.
Аллегро — одно из обозначений быстрого темпа в музыке, более быстрого, чем Аллегретто и Модерато, но более медленного, чем Виваче и Престо.
Альт1— низкий женский певческий голос.
Альт2 — струнный смычковый музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее по размеру. Звучит на чистую квинту ниже скрипки и на октаву выше виолончели.
Альтерация (происходит от латинского слова alteratio — изменение) — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации — бекар.
Альтовый гобой — разновидность гобоя. Отличается грушевидным раструбом, несколько бóльшими размерами и строем — звучит на чистую квинту ниже гобоя обыкновенного.
Альтовый ключ — один из видов ключей «до». Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота «до» первой октавы. В альтовом ключе традиционно пишутся ноты для смычкового альта, реже для тромбона.
Амплитудная модуляция — процесс изменения амплитуды высокочастотных колебаний по закону низкочастотных колебаний.
Амплитудная огибающая спектра — кривая, соединяющая на графике амплитуды составляющих спектра.
Амплитудно-частотная характеристика (сокращенно — АЧХ) — графическое изображение зависимости относительного коэффициента передачи от частоты сигнала.
Английский рожок — см. Альтовый гобой.
Ансамбль — совместное исполнение. Оркестр также является одним из видов ансамбля.
Аппаратная — акустически обработанное помещение в звукозаписывающей студии, где находятся технические средства для проведения звукозаписи и обработки звука. В аппаратной находится микшерный пульт, записывающие устройства, контрольные мониторы, компьютеры, а также различные приборы обработки звука.
Аппликатура — способ постановки пальцев на музыкальном инструменте.
Аранжировка — 1. В широком смысле — переложение музыкального произведения из одного рода исполнения в другой. Например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля или наоборот. 2. Инструментовка музыкального произведения. 3. Процесс сочинения партий инструментов для определённого состава. 4. В эстрадной музыке — процесс создания фонограммы. 5. Изменение стиля музыкального произведения. Например, народная песня может быть аранжирована в стиле рок, или песня в стиле поп может быть переделана в стиле «латино» и т. д. См. также Статью.
Аранжировщик — специалист, обладающий композиторскими навыками, который специализируется на аранжировке музыкальных произведений.
Ариозо (слово «arioso» в переводе с итальянского буквально означает «наподобие арии») — в оперной музыке XIX века — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
Арпеджиатор — функция, используемая в физических и программных синтезаторах, для автоматизированного исполнения арпеджио на основе заданных аккордов.
Арпеджио — способ исполнения аккордов на клавишных и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. В нотах обозначается волнообразным знаком, выставляемым перед аккордом.
Артикуляция — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий.
Арфа — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Первые разновидности известны с 3-го тысячелетии до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная арфа была изобретена в 1801 С. Эраром во Франции.
Архитектурная акустика — наука, изучающая законы распространения звуковых волн в помещениях, отражение и поглощение звука поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки, методы управления структурой звукового поля, шумовыми характеристиками интерьеров и т. п.
Аппликатура — положение пальцев при игре на музыкальных инструментах.
Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра. Как правило, является частью оперы, оратории или кантаты.
Атака — 1. Начало звука. 2. В приборах динамической обработки звука — регулятор управляющий временем срабатывания прибора.
Атмосфера — звуковой фон помещения.
Атональность (происходит от соединения отрицательной приставки «а» и слова «тональность») — отсутствие определенной тональности.
Аудиокнига — художественное или познавательное произведение, начитанное как правило, профессиональным диктором (актёром) или их группой и записанное на аудионоситель.
АЧХ — см. Амплитудно-частотная характеристика.
Аэрофоны — см. Духовые музыкальные инструменты.
________________________
<< Назад к оглавлению