Ссылка это в истории – Как добавить ссылку в Истории Инстаграм и как сделать свайп в сторис

Содержание

Исторический словарь - значение слова Ссылка

— вид уголовного наказания, состоящий в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности. В России применялась по суду или в административном порядке главным образом в отношении лиц, обвинявшихся в политических преступлениях. Сложилась в XVI—XVII вв., наибольшее распространение получила в XIX—начале XX вв. В советском уголовном праве С. как отдельный вид наказания существовала до 1992 г. Не могла применяться к несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющим на иждивении детей в возрасте до 8 лет. В зарубежных европейских странах введена в XV—XVI вв. Из Великобритании преступники ссылались в Америку (до 1776 г.) и в Австралию (до 1852 г.), что служило также целям заселения новых территорий. В некоторых странах Западной Европы С. сохранялась в XX в. Из Португалии политзаключенные ссыпались в африканские колонии до 1974 г., из Греции в период военной диктатуры 1967—1974 гг. на острова Эгейского моря.

Смотреть значение Ссылка в других словарях

Административная Ссылка — - в дореволюционной России - удаление граждан без суда в отдаленные губернии по распоряжению Царя, некоторых губернаторов (с 1850-х гг.), органов Министерства внутренних........
Экономический словарь

Ссылка — ссылки, ж. 1. Действие по глаг. сослаться-ссылаться 2. Сделать ссылку на кого-что-н. 2. Чьи-н. слова, цитата, выдержка откуда-н., на к-рые кто-н. ссылается, или только указание........
Толковый словарь Ушакова

Ссылка — - вид уголовного наказания, состоящий в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности. В России С. применялись по........
Экономический словарь

Административная Ссылка — - в царской России отправка без суда в отдаленные губернии по распоряжению царя, некоторых губернаторов (с 1850-х гг.), органов МВД (с 1860-х гг.). Советским законодательством........
Юридический словарь

Общая Ссылка

— - уголовно-процессуальная процедура XVI-XVII вв., когда обе стороны ссылались на одного свидетеля, условливаясь, что его показания будут решающими для дела.
Юридический словарь

Ссылка — - вид уголовного наказания, состоит в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности. В России применялись по суду........
Юридический словарь

Ссылка Из Виноватых — - уголовно-процессуальная процедура XVI-XVII вв.; форма послушества (свидетельских показаний), когда сторона ссылалась на свидетелей, которые должны были дать показания,........
Юридический словарь

Административная Ссылка — в царской России удаление без суда вотдаленные губернии по распоряжению царя, некоторых губернаторов (с 1850-хгг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860-х гг.). 2) Советскимзаконодательством........
Большой энциклопедический словарь

Верхоленская Ссылка — в России место уголовной и политической (со 2-йчетв. 19 в.) ссылки на территории Верхоленского уезда Иркутской губ.Отбывали декабристы, участники польских восстаний 1830-31........

Большой энциклопедический словарь

Вилюйская Ссылка — в России место политической (с нач. 19 в.) ссылки натерритории Вилюйского окр. Якутской обл. В 1872-83 в Вилюйской ссылке былН. Г. Чернышевский, в 1889-98 - участники Якутской трагедии (1889).
Большой энциклопедический словарь

Енисейская Ссылка — в России 17 - нач. 20 вв. место политической ссылки натерритории Енисейской губ. В 17-18 вв. ссылались участники восстания С. Т.Разина и Е. И. Пугачева, а в 19 в. декабристы, петрашевцы,........
Большой энциклопедический словарь

Каторга И Ссылка — научный исторический журнал Общества бывшихполиткаторжан и ссыльнопоселенцев, в 1921-35, Москва, 116 номеров. Статьипо истории революционного движения в России.
Большой энциклопедический словарь

Нарымская Ссылка — в Российской империи место политической ссылки натерритории Нарымского кр. (север Томского уезда). Возникла в 18 в.,отбывали декабристы, участники польских восстаний........
Большой энциклопедический словарь

Ссылка — вид уголовного наказания - удаление осужденного из места егожительства с обязательным поселением в определенной местности. В Россииприменялись по суду или в административном........
Большой энциклопедический словарь

Туруханская Ссылка — в России политическая ссылка на территорииТуруханского кр. (север Енисейской губ.). Возникла в 18 в.
Большой энциклопедический словарь

Верхоянская Ссылка — см. Якутская ссылка.
Советская историческая энциклопедия

Вилюйская Ссылка — см. Якутская ссылка.
Советская историческая энциклопедия

Енисейская Ссылка — место политич. ссылки в дореволюц. России. Находилась в границах б. Енисейской губ. Возникла в 17 в., являлась местом ссылки участников восстаний С. Разина, Е. Пугачева........

Советская историческая энциклопедия

каторга И Ссылка — ист.-революц. журнал, орган Всесоюзного Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев; издавался в Москве в 1921-35. Всего вышло 116 номеров. Осн. разделы "К. и с": история........
Советская историческая энциклопедия

Нарымская Ссылка — политич. ссылка в царской России на севере Томской губ. Возникла в 18 в., ликвидирована после Февр. революции 1917. Н. с. отбывали декабристы П. Ф. Выгодовский и Н. О. Мозгалевский,........
Советская историческая энциклопедия

Ссылка Политическая — в России - принудительное удаление лиц, обвинявшихся в политич. преступлениях, по суду или в адм. порядке в отдаленную местность на определенный срок или бессрочно на........
Советская историческая энциклопедия

Якутская Ссылка

— возникла в сер. 17 в.; до отмены крепостного права в 1861 была не только наказанием, но и средством принудит. колонизации. В Я. с. направлялись участники гор. и крест. восстаний,........
Советская историческая энциклопедия

Посмотреть еще слова :

Как прикрепить ссылку в Сторис Инстаграм: на пост, публикацию, сайт

Наверняка вы не раз видели истории, в которых была размещена активная ссылка. Согласитесь, это очень удобно и красиво. Если вы искали эту функцию у себя и не смогли найти, как прикрепить ссылку в Сторис Инстаграм – данная статья вам поможет. Отметим, такая возможность есть не у всех, поэтому существуют альтернативные способы.

Кто может вставить ссылку

На момент написания статьи, чтобы прикрепить ссылку в Сториз необходимо соответствовать одному из требований:

  • иметь более 10 тыс. подписчиков на странице;
  • владеть верифицированным аккаунтом с синей галочкой;
  • если подписчиков менее десяти тысяч, а иконка для ссылки присутствует в сторис, необходимо добавить бизнес-партнера.

Если профиль не соответствует ни одному из требований, возможность сделать ссылку в Сторис Инстаграм остается. Полноценной такую замену назвать нельзя, но при отсутствии данной функции и эти методы хороши.

Текстовая ссылка

Один из самых простых способов. Для него нет ограничений и требований. Пошагово:

  1. Добавляем Историю.
  2. Добавьте фото из архива или сделайте мгновенный снимок.
  3. Нажмите на иконку «Aa».
  4. Введите текст ссылки и разместите в удобном месте.
  5. Готово.

Помните – ссылка на сайт не кликабельна. Дабы перейти по ней, пользователям придется скопировать адрес страницы в браузер. Вы можете написать об этом ниже. Для привлекательности добавьте несколько стикеров.

Как сделать в Сториз ссылку на пост

Функция доступна всем, независимо от количества подписчиков, или статуса аккаунта. Сделать это просто:

  1. Ищем публикацию и нажимаем на самолетик.
  2. Если нужно, пишем сообщение и жмём «Дополнить».
  3. Нажав в Истории на пост, отобразится аккаунт и подпись.
  4. Ставим стикеры, смайлики и отправляем.

Если необходимо всё же перевести человека на сайт, в этом посте можно оставить ссылку.

«Кликабельная» ссылка в Сторис

Если ваш аккаунт соответствует одному из пунктов, указанных выше – значит вы можете публиковать ссылки в Историях Инстаграм. Алгоритм действий:

  1. Клацаем на значок добавления Истории.
  2. Загружаем фото из галереи или делаем на камеру.
  3. Вверху рядом со стикерами располагается иконка в виде звеньев цепи, жмём.
  4. Вводим адрес и публикуем.

Теперь пользователи, делающие свайп вверх в Истории Инстаграма перейдут по ссылке. Метод очень удобен при продвижении своих продуктов и информационных страниц.

Выбирайте удобный способ и оставляйте ссылки в Историях. Есть вопросы – оставляйте комментарии.

Поделиться в социальных сетях

Активная ссылка в Сторис Инстаграм

Ссылка в Сторис Инстаграма — инструмент для продвижения собственного сайта, раскрутки страниц в других социальных сетях, в целях рекламы или развития аккаунта. Опция бесплатна, но доступна не каждому пользователю.

Можно ли добавлять ссылки в Сторис

По правилам Instagram добавление кликабельных адресов внешних ресурсов ограничено — разрешен один активный URL в профиле. Но определенной категории пользователей доступна опция прикреплять адрес в Сторис, если он ведет на сторонний сайт.

На размещение упоминаний о профилях или постах из Instagram ограничений не накладывается.

Разновидности ссылок в Историях

Доступны две разновидности адресов:

  • внешние;
  • внутренние.

Логотип Инстаграм

Внешние ведут на другие сайты, заставляя пользователя выходить из Инстаграма. К ним относят профили в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram, Twitter), интернет-магазины, блоги, веб-страницы.

Внутренние ссылки указывают на пост или профиль другого пользователя в Instagram и не требуют выходить из приложения. Применимы для тех, кто имеет 2-3 аккаунта или использует истории для рекламы других профилей.

Как оставить ссылку в Сторис

Активный URL можно добавить в Сторис в качестве текста, наложенного на изображение или видео, такой вариант не позволит подписчикам перейти на сайт или страницу. Способ размещения актуален для коротких доменов, которые быстро запоминаются и легко вписываются вручную в поисковую строку.

Для кликабельных адресов разработаны отдельные инструменты.

Внешние

Чтобы добавить ссылку в истории Instagram на другой сайт:

  1. Создайте историю, сделав или выгрузив подходящий файл.
  2. Нажмите на кнопку на верхней панели с изображением звеньев цепи.
  3. Впишите адрес внешнего ресурса в выделенное поле.
  4. Дополните Сторис другими элементами, опубликуйте.Добавить внешнюю ссылку в Сторис в Instagram

Оставить ссылку в истории могут только пользователи, имеющие более 10 тысяч подписчиков.

Для перехода на сайт пользователь должен смахнуть изображение вверх. Люди могут об этом не знать, потому в файле размещают призыв свайпнуть вверх или нажать «Еще».

Платный вариант — воспользоваться рекламой в Facebook, позволяющей добавлять ссылки в Сторис. Ограничений по количеству подписок нет, но необходимы регулярные вложения.

Внутренние

Чтобы сделать ссылку в истории в Instagram на другой профиль:

  1. Выберите или создайте Сторис.
  2. На верхней панели найдите значок стикеров.
  3. Выберите «Упоминание».
  4. Впишите в стикер после символа «@» название желаемого аккаунта.Добавить ссылку на профиль в Сторис в Instagram

Клик по упоминанию отправит подписчика на профиль, указанный в Сторис.

Чтобы добавить ссылку на пост (собственный или чужой):

  1. Нажмите на иконку репоста под публикацией.
  2. В выпадающем окне выберите «Добавить публикацию в вашу историю».
  3. Редактируйте, опубликуйте.Добавить ссылку на публикацию в Сторис в Instagram

Клик в истории откроет указанный пост.

На некоторых аккаунтах опция добавления адреса публикации отсутствует. Альтернативный способ — воспользоваться приложением для скачивания фото или видео из Instagram, скопировать хэштеги и вручную прикрепить файл в Сторис, добавив стикер «Упоминание».

Активный URL в истории — инструмент для развития профиля и личного бренда. Но для коммерческого использования бесплатных опций недостаточно — необходим бизнес-аккаунт.

Как в stories Instagram добавлять ссылку

В Instagram можно публиковать истории с фото и видео, которые видны 24 часа и исчезают автоматически. В истории можно вставить ссылку, она привлечет новых пользователей, заинтересует подписчиков. Разберемся, кому доступна ссылка в сторис Инстаграме, как ее добавить в момент публикации.

Зачем в Stories может потребоваться ссылка

С помощью ссылок можно показать подписчикам нужную страницу, привлечь новых пользователей. Для добавления линка подойдут встроенные инструменты Instagram, устанавливать дополнительные приложения не придется.

Зачем вставлять ссылки в истории Инстаграма:

  • для привлечения новых пользователей к своему сайту, блогу;
  • для демонстрации своих товаров и услуг;
  • для участия в розыгрышах;
  • для получения прибыли от рекламирования сторонних сайтов и блогов;
  • чтобы поделиться интересной информацией со своими подписчиками.

Ссылка может быть кликабельной и неактивной. Нет смысла добавлять линк в виде подписи, потому что перейти по указанному адресу с помощью клика не получится. Сделать активную кнопку можно с помощью наклеек, которые доступны в момент публикации контента.

Зачем нужна ссылка InstagramЗачем нужна ссылка Instagram

Виды добавляемых ссылок в историю Инстаграма

Оставить ссылку в Инстаграмме в истории можно бесплатно с помощью мобильного телефона. Линки в социальной сети делятся на два вида:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренние линки ведут на страницы или публикации внутри Инстаграма. Их может добавить каждый пользователь с помощью упоминаний или наклеек. Опция доступна для личных и бизнес-аккаунтов. Количество подписчиков и дата регистрации не учитывается.

Внешние ссылки направляют пользователей на внешние ресурсы. Это может быть интернет-сайт, Ютуб, личный блог, интернет-магазин. Такой линк может добавить только владелец бизнес-аккаунта, число подписчиков которого превысило отметку в 10 000 человек. Адрес странички, блога, магазина или ролика можно указать в виде рекламы. Для перехода нужно кликнуть по подписи к истории.

Важно. Для работы с внешними ссылками придется зарегистрировать бизнес-аккаунт и набрать достаточное количество подписчиков.

Вариант 1: Внешние ссылки

Как в истории Инстаграмма добавить ссылку на внешний ресурс, если у аккаунта более 10 000 подписчиков:

  1. Запустите Инстаграм на телефоне.
  2. Тапните по клавише для публикации новой сторис.Новая история InstagramНовая история Instagram
  3. Сделайте снимок, запишите видео или выберите файл из галереи.Сделайте снимок InstagramСделайте снимок Instagram
  4. Кликните по иконке в виде цепочки на панели сверху.Кнопка в виде цепочки InstagramКнопка в виде цепочки Instagram
  5. Введите ссылку в специальное поле, опубликуйте историю.

Во время публикации Stories можно добавлять стикеры, смайлики, настраивать цветопередачу. Используйте встроенные фильтры и инструменты для привлечения подписчиков.

Вариант 2: Внутренние ссылки

Поделиться линком на пост, который находится в Инстаграме, может каждый пользователь. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:

  1. Добавить публикацию в свою Stories.
  2. Отметить нужного пользователя или указать линк в своей истории с помощью стикеров.

Перечисленные способы доступны всем пользователям. Публикацию смогут увидеть подписчики и остальные пользователи Инстаграма.

Как добавить понравившийся пост в свою историю:

  1. Откройте социальную сеть, выберите публикацию.
  2. Нажмите на клавишу в виде бумажного самолета.Кнопка в виде самолета InstagramКнопка в виде самолета Instagram
  3. В открывшемся окне кликните по строке «Добавить публикацию в вашу историю».Добавить публикацию InstagramДобавить публикацию Instagram
  4. Ссылка на канал будет размещена под изображением. С помощью фильтров можно отредактировать фото.Опубликуйте историю InstagramОпубликуйте историю Instagram

После публикации подписчики смогут посмотреть историю и перейти на пост по ссылке.

Важно. Stories работает 24 часа. После  истечения времени публикация исчезает автоматически. Ее можно найти в архиве Инстаграма и опубликовать еще раз.

Как добавить ссылку на понравившийся пост или отметить пользователя в истории:

  1. Выберите профиль в Instagram.
  2. Нажмите на кнопку с тремя точками, кликните по строке «Скопировать URL профиля».Скопируйте URL InstagramСкопируйте URL Instagram
  3. Нажмите на кнопку добавления истории.
  4. Сделайте снимок, нажмите на иконку добавления наклейки.Стикер InstagramСтикер Instagram
  5. Тапните по стикеру «Упоминание».Упоминание InstagramУпоминание Instagram
  6. Вставьте только что скопированный текст.Вставьте ссылку InstagramВставьте ссылку Instagram
  7. Передвиньте наклейку в нужную область экрана, измените ее размер, нажмите на кнопку публикации.

Подписчики увидят упоминания при просмотре истории и смогут перейти на страничку, кликнув по упоминанию.

Добавление ссылок в историю

Добавить линк на пользователя или публикацию можно с помощью инструмента для добавления текста. Указанный адрес будет виден всем пользователям. Для перехода придется ввести линк в строку поиска самостоятельно.

Как в истории сделать ссылку с помощью инструмента для ввода текста:

  1. Нажмите на кнопку с тремя точками, кликните по строке «Копировать ссылку».Скопировать ссылку InstagramСкопировать ссылку Instagram
  2. Создайте новую историю, в окне для добавления эффектов кликните по кнопке вставки текста.Добавление текста InstagramДобавление текста Instagram
  3. Вставьте только что скопированный адрес.
  4. Нажмите на кнопку подтверждения сверху справа.Добавьте ссылку InstagramДобавьте ссылку Instagram
  5. Переместите линк на нужную часть экрана и опубликуйте Stories.Переместите и опубликуйте InstagramПереместите и опубликуйте Instagram

Перейти по такой ссылке с помощью клика не получится. Пользователям придется самостоятельно напечатать адрес в браузере или поиске Инстаграма.

Особенности вставки ссылки

При использовании линков не направляйте подписчиков на неприемлемый контент или запрещенные публикации. Для привлечения внимания пользуйтесь встроенными фильтрами, редактируйте фото и видео, добавляйте смайлики и голосования.

Если ссылка получилась длинная, воспользуйтесь онлайн-сервисами, например Click.ru. Такие сервисы могут укоротить линк, чтобы он не выглядел громоздко и не занимал большую часть Stories.

Особенности ссылок InstagramОсобенности ссылок Instagram

Как сделать ссылку активной

Делать активные линки можно с помощью кнопки в виде цепочки или стикеров. Для перехода достаточно кликнуть по иконке, смартфон автоматически откроет браузер или перейдет на нужную публикацию.

Используйте ссылки для привлечения внимания к собственному сайту, блогу или для рекламирования продукции. Чтобы отправлять пользователей на внешние ресурсы придется зарегистрировать бизнес-аккаунт и набрать достаточное количество подписчиков.

Википедия:Избранные статьи — Википедия

Педагог и мальчик. Терракотовая статуэтка, примерно III век до н. э.

Античное образование — система образования в эпоху Античности, существовавшая в Древней Греции и Древнем Риме, во всём их временно́м, политическом и культурном пространстве.

Элементарное обучение прививало навыки письма, чтения и счёта, параллельно с занятиями гимнастикой и музыкой. Среднее образование, начиная с эллинистической эпохи, приобреталось в гимнасиях — публичных заведениях с твёрдым учебным распорядком. На этом этапе упор делался на грамматику[en], риторику и математику, а спортивные и музыкальные занятия проводились на более высоком уровне. Высшее образование рассматривалось как кульминация всего учебного процесса; конечной его целью было формирование философа или ритора, крупнейшие школы этих направлений конкурировали между собой.

Греческая модель образования стала утверждаться в Римском государстве со II века до н. э., и окончательно оформилась в латинском мире к началу нашей эры. Катон Старший в сочинении «К сыну» утверждал, что гражданин Республики должен быть воином во время войны, а во время мира — достойным земледельцем. Ему требовалось знание военного искусства, агрономии, врачевания и красноречия. В эпоху Империи на первое место выдвинулись юридические науки. Изучение языков и литературы (латинской и греческой) велось параллельно изучению истории, которая считалась частью красноречия. Образованный человек также должен был владеть фехтованием, верховой ездой и плаванием. Римские граждане, желавшие получить высшее (риторическое) образование, как правило, завершали его в крупнейших греческих интеллектуальных центрах, особенно Афинах и Александрии.

(Далее…)

Прохождение Венеры по диску Солнца, случившееся в 2004 году

Прохождение Венеры по диску Солнца — разновидность астрономического прохождения (транзита), — имеет место тогда, когда планета Венера находится точно между Солнцем и Землёй, закрывая собой крошечную часть солнечного диска. При этом планета выглядит с Земли как маленькое чёрное пятнышко, перемещающееся по Солнцу. Прохождения схожи с солнечными затмениями, когда наша звезда закрывается Луной, но хотя диаметр Венеры почти в 4 раза больше, чем у Луны, во время прохождения она выглядит примерно в 30 раз меньше Солнца, так как находится значительно дальше от Земли, чем Луна. Такой видимый размер Венеры делает её доступной для наблюдений даже невооружённым глазом (только с фильтрами от яркого солнечного света), в виде точки, на пределе разрешающей способности глаза. До наступления эпохи покорения космоса наблюдения этого явления позволили астрономам вычислить расстояние от Земли до Солнца методом параллакса, кроме того, при наблюдении прохождения 1761 года М. В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры.

Продолжительность прохождения обычно составляет несколько часов (в 2004 году оно длилось 6 часов). В то же время, это одно из самых редких предсказуемых астрономических явлений. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два в декабре (с разницей в 8 лет), затем промежуток в 121,5 года, ещё два в июне (опять с разницей 8 лет) и промежуток в 105,5 года. Последние декабрьские прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года, а июньские — 8 июня 2004 года и 6 июня 2012 года. Последующие прохождения произойдут в 2117 и 2125 годах, опять в декабре. Во время прохождения наблюдается «явление Ломоносова», а также «эффект чёрной капли».

(Далее…)

Генри ван дер Вейде. Дороти Дин в роли Кассандры, 1886

Дороти Дин (англ. Dorothy Dene) — сценический псевдоним, под которым получила широкую известность Ада Элис Пуллен (англ. Ada Alice Pullen, 11 апреля 1859, Ламбет, Лондон — 27 января (или 27 декабря) 1899, Западный Кенсингтон, Лондон) — британская натурщица, позировавшая многим художникам и крупным деятелям фотоискусства, также известная как актриса драматического театра. В юности позировала Фредерику Лейтону, Эдварду Коли Бёрн-Джонсу, Луизе Старр Канциани, Джорджу Фредерику Уоттсу, Джону Эверетту Милле, Валентину Принсепу, Герберту Густаву Шмальцу, Генри Холидею. Длительное время её связывали близкие отношения с крупным художником-академистом Фредериком Лейтоном. По предположению искусствоведов, Дороти Дин могла послужить прототипом для Элизы Дулитл — персонажа пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион». Куратор Государственной художественной коллекции Великобритании Филиппа Мартин утверждала, что Дороти была обладателем уникального статуса единственной получившей известность «обнажённой модели викторианской знаменитости».

Судьба Дороти Дин привлекла внимание ряда крупных изданий, ей посвящён большой раздел в вышедшем в 2001 году в Великобритании справочнике, который содержит биографии моделей. Взаимоотношениям натурщицы с британским художником-академистом Фредериком Лейтоном посвящены значительные разделы в его биографиях. Дороти Дин стала главной героиней романа нидерландской писательницы Анны А. Рос «Суррогат», вышедшего в 2018 году. В 2019 году была издана книга израильских журналистов Эйлат Негев и Йегуды Корена «Пылающая Дин», посвящённая актрисе и модели.

(Далее…)

Портрет, художник Жан Луи Вуаль, 1790-е годы

Ольга Александровна Жеребцова (урождённая Зубова; 1765 — 1 [12] марта 1849 года, Санкт-Петербург, Российская империя) — российская аристократка, авантюристка эпохи Екатерины II и Павла I (в России), Георга III (в Великобритании). Была призвана ко двору, стала известна и пользовалась большим успехом в высшем свете с началом фаворитства её брата Платона Зубова. Будучи замужем за действительным камергером Александром Алексеевичем Жеребцовым (1754—1807), в течение 9 лет состояла практически в открытой любовной связи с британским посланником в России Чарльзом Уитвортом.

При Павле I стала одной из вдохновительниц и активной участницей, вместе со своим любовником и братьями, заговора против императора, однако накануне дворцового переворота 1801 года уехала за границу. В Берлине и Лондоне фигурировала в центре нескольких великосветских скандалов и политических интриг русской дипломатии. Несмотря на скандальную репутацию, пользовалась большим успехом при дворе короля Великобритании Георга III. Стала одной из возлюбленных его сына принца Уэльского, будущего короля Георга IV, от которого (предположительно) родила внебрачного сына.

В 1810 году вернулась в Санкт-Петербург, где провела последующие годы, сторонясь двора и светской жизни. В 1840-х годах была собеседницей писателя и публициста Александра Ивановича Герцена, оставившего заметки о ней; когда писатель подвергся гонениям, добилась через влиятельных родственников облегчения его участи и разрешения уехать за границу.

(Далее…)

Народничество — Википедия

Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.

Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[3] отмечал, что термин не имеет точного значения. В конце 1880-х годов, когда шла полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, так могли называть сторонников шовинизма и разнуздывания толпы. В то же время термин часто употреблялся как синоним демократизма и интереса к народу.

Малый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определял народничество как направление в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы (общинное и артельное начало, религиозные искания и т. д.)[4].

Новый энциклопедический словарь уточняет[5]: в XX в., особенно после 1905 г., спор об «особенностях» русского народного склада почти прекращается, и термин народничество применяется почти исключительно в тесно-политическом смысле. В противоположность «марксистам», «народниками» называют как «социалистов-революционеров», так и партию «народных социалистов».

А. И. Герцен, идеолог русского социализма

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм[источник не указан 1625 дней]. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нём. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришёл к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землёй без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей» народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Возникнув в 1870-х годах, этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х годов, когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.

По формулировке П. Б. Струве, «народничество — это идеализация… натурального земледельческого хозяйства и первобытного равенства, отживающий экономический строй, возведённый в целую социально-политическую систему»[1].

По степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) либеральное, (3) либерально-революционное, (4) социально-революционное, (5) анархистское.

Два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.

Консерваторы[править | править код]

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано с почвенниками (Аполлоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица.

В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу публициста П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением.

Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно сказалось новое отношение к народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так и в общем их направлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».

Известная исследовательница А. Я. Ефименко показала высокий нравственный смысл многих начал, лежащих в основе русского обычного права. Приблизительно к этому же времени относится образование специальных комиссий в Географическом и Вольном Экономическом обществах для изучения обычного права, общинного землевладения, раскола, артелей и ряд работ (А. С. Посникова, П. А. Соколовского, В. Орлова, С. Я. Капустина, П. И. Якушкина, Пругавина, В. Е. Варзара, П. С. Ефименко и др.), посвященных научному констатированию замечательных «особенностей» нашей народной жизни. В этом виде русские «особенности» признавали и противники «деревни».

Реформисты (либеральные или легальные) — Кадеты[править | править код]

Народники реформисты оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, И. И. Каблиц, В. П. Воронцов и др.[6]

Иванов-Разумник характеризовал реформистское народничество «догматическим», «оптимистическим», «некритическим» в отличие от «критического» революционного. Л. А. Тихомиров в статье «Что такое народничество?» хвалил Каблица и Воронцова, отмечал, что в их работах «народничество утратило свой революционный характер». В. И. Ленин превалирование либеральной тенденции среди идеологов народничества относил к 80-90-м гг. 19 в.

На 5-м съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов 9—10 июля 1905 года было принято решение о создании Конституционно-демократической партии, исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу. 23 августа 1905 в Москве состоялся 4-й съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения, который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд под руководством Павла Николаевича Милюкова.

Либералы-революционеры — РСДРП[править | править код]

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860—1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской — «умеренного») были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.), объединились в новые политические образования: «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному») и Южно-русский рабочий союз — Санкт-Петербургское и Киевское крыло соответственно. Обе организации перестали существовать к 1881 году. Позже участники этих организаций, а также Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и другие перешли на марксистские позиции и создали Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Социал-революционеры — Эсеры[править | править код]

В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским»[7]. Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определённой мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну. Во второй половине 1890-х небольшие народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие — в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М. Р. Гоц, О. С. Минор и др. — бывшие народники. В 1902 г. была создана Партия социалистов-революционеров, идеологией которой было народничество.

Анархисты[править | править код]

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая её подавляющей свободу личности и порабощающей её.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

История революционного народничества[править | править код]

Нелегальные и полулегальные народнические кружки начали революционную работу «в народе» ещё до отмены крепостного права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).

Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861—1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Они ждали её к 1863 — после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее местом распространения печатной продукции (книжным магазином А. А. Серно-Соловьевича и Шахматным клубом) выработало свою программу — передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863—1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью которого была подготовка крестьянской революции путём заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П. Д. Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден, Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов, П. Ф. Николаев, В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи с петербургским подпольем через И. А. Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др. Пытаясь воплотить в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать их первым шагом будущего социалистического преобразования общества, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии.

К началу 1866 у «ишутинцев» появились небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского с каторги (1865—1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания.

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью её была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались жертвами шантажа и интриг её руководителя. Когда член «Народной расправы» студент И. И. Иванов выступил против её руководителя, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.

1870-е годы выдвигают на первый план беспредельное народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому выражению Н. К. Михайловского) всецело посвящают свою жизнь тому, чтобы загладить перед мужиком вековую вину барства-интеллигенции. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков народнических кружков. Один из них, созданный С. Л. Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое М. А. Натансоном[8]. В кружке «чайковцев» (Н. В. Чайковский осуществлял сношения с легальным миром, поэтому название по его имени условно)[9] участвовали такие в будущем известные революционеры как С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, Н. А. Чарушин и др.

Пропаганда или Хождение в народ[править | править код]

Бакунин считал русский народ «Народом-бунтарём» и, много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы» считали крестьян «стихийными социалистами», которых осталось только «разбудить» — пробудить в них «социалистические инстинкты», для чего предлагалось вести пропаганду среди столичных рабочих-отходников, временами возвращавшихся из города в деревню.

Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков отправились для ведения пропаганды в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губерний[10]. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже — «первого хождения в народ». Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя». Но крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям самих народников, как к сказкам («Не любо — не слушай, а врать не мешай!»). Н. А. Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» — и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живёт. А где люди — там она человеческая». К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль и начались правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу — «Процессу 193-х».

Земля и Воля[править | править код]

В конце 1874 года в Москве была создана группа под названием «Всероссийская социально-революционная организация». После арестов и процессов 1875 — начала 1876 она целиком вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. Натансон и О. А. Шлейснер (муж и жена), Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий орган («Администрация»), которому подчинялись «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Предполагалось осуществление крестьянской революции, программа организации предусматривала, что принципы коллективизма и анархизма (бакунизм) будут основами государственного устройства, наряду с обобществлением земли и заменой государства федерацией общин.

В 1877 году в «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих — около 150. Её идеи распространялись через социально-революционное обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 — апрель 1879) и приложение к нему "Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879). Часть сторонников пропагандистской работы настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к поселению революционеров в деревне на продолжительное время для ведения пропаганды (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ»). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (центр — Саратовская губерния), затем в Донской области и некоторых других губерниях. Однако постоянное пребывание в деревне ощутимых результатов по сближению с крестьянством не дало и к концу 1878 года из-за репрессий правительства в деревнях осталось всего два поселения народников[11]. Была создана и «рабочая группа», чтобы продолжать агитацию на заводах и предприятиях Петербурга, Харькова и Ростова. «Земля и воля» организовала первую в истории России демонстрацию — 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил с речью Г. В. Плеханов.

Народники Юга России встали на путь терроризма, представив это как организацию актов самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. 24 января 1878[12]В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного-студента А. С. Боголюбова. В том же месяце кружок В. А. Осинского — Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, киевского жандармского ротмистра Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский убил кинжалом петербургского шефа жандармов Н. В. Мезенцова в ответ на подписание им приговора о казни революционера И. М. Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на преемника Мезенцова — генерала А. Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главный редактор —Н. А. Морозов) окончательно превратился в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошёл десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.). В этих условиях подготовку А. К. Соловьевым покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.

Раскол[править | править код]

В мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть». 15 июня 1879 сторонники активных действий собрали в Липецке съезд для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия между террористами и пропагандистами и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась на две противоположные части: умеренную и радикальную.

Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»)

Сторонники террора (то есть более радикального подхода), бывшие выходцы из северно-русского рабочего союза создали организацию «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовольцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 человек, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений на Александра II (первое — 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими убит.

После этого начались массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и др.). Казнь членов Исполкома «Народной воли» была довершена разгромом её организаций на местах. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано около 10 тысяч человек.

16 отколовшихся от «Земли и воли» и вошедших в «Черный передел» народников-«деревенщиков» (Плеханов, Засулич, Дейч, Аптекман, Я. В. Стефанович и др.) получили некоторую часть денежных средств и типографию в Смоленске, издававшую для рабочих и крестьян газету «Зерно» (1880—1881), но она вскоре также была разгромлена. Они продолжали вести работу среди военных, студентов, организовали кружки в Петербурге, Москве, Туле и Харькове. После ареста части чернопередельцев в конце 1881 — начале 1882, Плеханов, Засулич, Дейч и Стефанович эмигрировали в Швейцарию, где, ознакомившись с марксистскими идеями, создали в 1883 в Женеве группу «Освобождение труда».

В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Богораз и др.). В конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля“» (А. И. Ульянов, П. Я. Шевырёв и другие). Они были близки к марксизму — не признавали факта существования капитализма в России, ориентировались на рабочих — «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в Киеве —"Южнорусская группа народовольцев".

В 1893—1894 «Социально-революционная партия Народного права» (М. А. Натансон, П. Ф. Николаев, Н. С. Тютчев и др.) поставила задачей объединить антиправительственные силы страны, но это ей не удалось. Среди революционной молодежи выросла популярность марксизма.

Во второй половине 1890-х небольшие народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие — в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М. Р. Гоц, О. С. Минор и др. — бывшие народники. В 1902 г. была создана Партия социалистов-революционеров, идеологией которой было народничество.

В 1880—1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.

С середины 1880-х главным печатным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала его центром общественных дискуссий по вопросам жизни деревни.

Писатели, группирующиеся около журнала «Новое Слово» и главным теоретиком которых являлся В. П. Воронцов, который предлагал программу государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям, сами себя не называли «народниками», но и не возражали, когда их так называют другие.

В 80-х и 90-х гг. развитию народнического настроения способствовали А. Н. Энгельгардт, с его увещаниями «сесть на землю», и Лев Толстой, с его опрощением, в основе которого лежит представление о нравственном превосходстве народа над образованными классами.

На рубеже XIX—XX веков и возрождавшееся революционное народничество, и умеренное народничество трансформировались в неонародничество на основе синтеза народнических и некоторых социал-демократических идей. Неонародники принимали ряд социологических положений марксизма (роль классовой борьбы в истории), однако критиковали его за сведение всего многообразия социальной и духовной жизни к экономическому базису и преувеличение роли пролетариата в процессе социализации общества. Признавали факт развития капитализма в России, считали его результатом политики правительства, а не следствием закономерного развития. Доказывали устойчивость мелких крестьянских и кустарных хозяйств, придавали важное значение кооперации. В неонародничестве сохранилось разделение на радикальное (эсеры) и умеренное (партия народных социалистов) направления[13].

Легальная политическая деятельность после Манифеста 17 октября 1905 года[править | править код]

Трудовая группа[править | править код]

Трудовая группа возникла в 1-й Государственной думе в апреле 1906 года как фракция депутатов из крестьян и интеллигентов народнического направления.

Основателями группы были Аладьин, Аникин, Жилкин, Бондарев, Шапошников, Онипко.

Как отмечает проф. МГУ M. А. Маслин, начавшиеся в СССР в 1920—30-х гг. исследования идеологии революционного народничества были прекращены по прямому указанию Сталина после выхода в свет в 1937 г. «Краткого курса истории ВКП(б)» и возобновились только в 1960-х гг.[14]. 1960—80-е гг. характеризуются возрождением интереса к народничеству и его философии[15].

Археология — Википедия

Археолог — или влюблённый,

или поэт

из «Записных книжек» А. Блока

Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος «древний» + λόγος «слово, учение») — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам[1][2]. Археологию можно считать как социальной наукой, так и отраслью гуманитарных наук[3][4]. В Европе её часто рассматривают как самостоятельную дисциплину или как область других дисциплин, в то время как в Северной Америке археология является областью антропологии[5].

Археологи изучают историю человечества, начиная с разработки первых каменных орудий в Ломекви в Восточной Африке 3,3 миллиона лет назад и до последних десятилетий[6]. Археология отличается от палеонтологии, которая изучает ископаемые останки. Она особенно важна для изучения доисторических обществ, для которых не может быть письменных документов для изучения. История первобытного общества включает в себя более 99 % человеческого прошлого, от палеолита до появления грамотности в обществах по всему миру[3]. Археология имеет различные цели, которые варьируются от понимания истории культуры до восстановления прошлого пути к документированию и объяснению изменений в человеческом обществе во времени[7].

Основной принцип археологии — любая деятельность человека оставляет следы[8].

Дисциплина включает в себя съемки, раскопки и в конечном итоге анализ собранных данных, чтобы узнать больше о прошлом. В широком смысле, археология опирается на междисциплинарные исследования. Она основывается на антропологии, истории, этнологии, географии, геологии, лингвистики, семиотики, социологии, текстологии, физике, информатике, химии, статистике, палеоэкология, палеографии, палеонтология, палеозоологии и палеоботаники и др.[источник не указан 31 день]

Археология развивалась из антиквариализма в Европе в течение XIX века, и с тех пор стала дисциплиной, практикуемой во всем мире. Археология использовалась национальными государствами для создания особых представлений о прошлом[9]. С момента своего раннего развития, были разработаны различные специфические дисциплины археологии, в том числе морская археология, феминистская археология и археоастрономия, и было разработано множество различных научных методов для помощи в археологических исследованиях. Тем не менее, сегодня археологи сталкиваются со многими проблемами, такими как работа с псевдоархеологией, разграбление артефактов[10], отсутствие общественного интереса и противодействие раскопкам человеческих останков.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников[2].

Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Древней Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология[11].

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития археологии в России[править | править код]

  • XVIII в. — начало XIX в. — Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.
  • Середина XIX в. — середина 30-х годов XX в. — Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев. Формированием русской археологии, сложением её основных направлений[12].
  • Середина 30-х — конец 60-х гг. XX в. —частью историографов считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии. На практике же именно в этот период начинается становление региональных центров археологических исследований, осуществляются массовые крупномасштабные работы по большей части территории СССР. Монографические исследования 1950-60-х годов в своем роде подвели итог рассматриваемого периода, став классическими исследованиями в большинстве направлений археологии и зачастую первыми опытами крупных обобщений с теоретическими выводами по самым различным периодам, культурным общностям и регионам.
  • Конец 60-х годов — настоящее время — Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке[13][14].

Наиболее яркие события в истории археологии[править | править код]

Археологи изучают своими методами археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторический научный багаж. Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования, к которым относится также и подводная археология.

Одним из видов раскопок являются так называемые охранные раскопки, которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно[16].

Существует также экспериментальная археология, которая заключается в воссоздании древних технических приёмов, реконструировании орудий труда, предметов быта, оружия и изучение их производительности и других параметров. Иногда воссоздаётся даже картина всего образа жизни того или иного древнего общества.

Сам по себе каждый найденный объект невозможно рассматривать вне контекста, в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.

Чтобы установить время создания или использования предмета используют стратиграфический метод (учитывают, в каком слое он лежал, каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и другие методы.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах.

Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций — эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой ещё тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена.

Цитата немецкого историка Э. Церен.

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений (Ῥωμαϊκὴ Ἀρχαιολογία). В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь»[17].

Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия, написавшего историю евреев под заглавием Ἰουδαϊκὴ Ἀρχαιολογία. Оба сочинения ничем не отличаются от обыкновенных исторических повествований того времени и никакого археологического материала в себе не заключают.

Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином своё сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определённое значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

В Евразии[править | править код]

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников — Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоёв, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник — Кальдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А. Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник — Азохская пещера в Нагорном Карабахе (Арцах), в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 её слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: У. Исламовым исследована стоянка в пещере Сельункур около Оша и нижнии слои стоянки у г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

  1. ↑ Археология // БРЭ. Т.2. М., 2005.
  2. 1 2 Арциховский А. В. Археология — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. 1 2 Renfrew, C. & Bahn, P.G. (1991), Archaeology: Theories, Methods, and Practice, London: Thames and Hudson Ltd., ISBN 978-0-500-27867-3, OCLC 185808200, <https://archive.org/details/archaeologytheor00renf_0> 
  4. ↑ Sinclair A (2016), "The Intellectual Base of Archaeological Research 2004–2013: a visualisation and analysis of its disciplinary links, networks of authors and conceptual language", Internet Archaeology (no. 42), DOI 10.11141/ia.42.8 
  5. ↑ Haviland, William A.; Prins, Harald E.L.; McBride, Bunny & Walrath, Dana (2010), Cultural Anthropology: The Human Challenge (13th ed.), Cengage Learning, ISBN 978-0-495-81082-7 
  6. Roche, Hélène; Kent, Dennis V.; Kirwa, Christopher; Lokorodi, Sammy; Wright, James D.; Mortlock, Richard A.; Leakey, Louise; Brugal, Jean-Philip; Daver, Guillaume. 3.3-million-year-old stone tools from Lomekwi 3, West Turkana, Kenya (англ.) // Nature : journal. — 2015. — May (vol. 521, no. 7552). — P. 310—315. — ISSN 1476-4687. — DOI:10.1038/nature14464.
  7. What Is Archaeology? | Archaeology Definition, <https://www.livescience.com/44448-what-is-archaeology.html>. Проверено 25 августа 2017. 
  8. Василий Новиков. Древних цивилизаций не было? на YouTube, начиная с 3:30 : лекция — Научно-просветительский Форум «Ученые против мифов-11» — Москва: 2019. — 19 октября
  9. ↑ Christina Bueno, The Pursuit of Ruins: Archeology, History, and the Making of Modern Mexico. Albuquerque: University of New Mexico Press 2016.
  10. ↑ Markin, Pablo (10 April 2017), A Special Issue of Open Archaeology on Non-Professional Metal-Detecting, <http://openscience.com/a-special-issue-of-open-archaeology-on-non-professional-metal-detecting/>. Проверено 11 апреля 2017. 
  11. Мартынов А. И. Археология. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 8
  12. Мартынов А. И. Археология. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 9
  13. Мартынов А. И. Археология. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 7—10.
  14. Аскаров А. А., Буряков Ю. Ф., Квиркелия О. Р., Радилиловский В. В. Теоретические и методологические проблемы исследования в археологии. — Ташкент: Фан, 1988.
  15. ↑ В. С. Бочкарёв, 2009
  16. ↑ Отдел охранных раскопок
  17. ↑ Археология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Авдусин Д. А. Археология СССР. — М., 1967.
  • Авдусин Д. А. Археологические разведки и раскопки. — М., 1959.
  • Авдусин Д. А. Полевая археология СССР . — М., 1980.
  • Археология: Учебник / под ред. В. Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с.
  • Блаватский В. Д. Античная полевая археология. — М., 1967.
  • Брей У., Трамп Д. Археологический словарь: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с., ил. — ISBN 5-01-002105-6.
  • Карышковский П. О., Клейман И. Б. Древний город Тира: Историко-археологический очерк. — Киев: Наукова думка, 1985. — 160 с.
  • Карышковский П. О. Монеты Ольвии. Киев, 1988. ISBN 5-12-000104-1.
  • Коробейников А. В. Имитационное моделирование по данным археологии. — Ижевск: Изд-во НОУ Камский ин-т гуманит. и инженер. технологий, 2006.
  • Лебедев Г. С. История отечественной археологии: 1700—1917 гг. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 464 с.
  • Мартынов А. И. Археология . — М.: Высш. шк., 2005. — 447 с.: ил. ISBN 5-06-005131-5
  • Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов .— М.: Высш. шк., 1989.— 223 с. ISBN 5-06-000016-8
  • Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. — М., 1966.
  • Фаган Б. М., ДеКорс К. Р. Археология. В начале . — Москва: Техносфера, 2007. ISBN 978-5-94836-119-2, 0-13-032906-1
  • Петр I. Распоряжение Петра I о вознаграждении за археологические находки. 1818 г./ Сообщ. П. И. Баранов// Русская старина. — 1872. — Т. 6. — № 10. — С. 474.
  • Археология : Учебник / Под ред. академика РАН В. Л. Янина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *