Статья договор: ГК РФ Статья 420. Понятие договора \ КонсультантПлюс

Содержание

Official text: Североатлантический договор, 04-Apr.-1949

  • 04 Apr. 1949 —
  • |
  • Last updated 09-Dec-2008 16:07
  • Russian
  • Czech
  • Danish
  • German
  • Greek
  • English
  • Spanish
  • Estonian
  • French
  • Croatian
  • Hungarian
  • Armenian
  • Icelandic
  • Italian
  • Hebrew
  • Georgian
  • Lithuanian
  • Latvian
  • Dutch
  • Norwegian
  • Polish
  • Portuguese
  • Slovenian
  • Albanian
  • Turkish
  • Ukrainian

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждятся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6 ¹

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

  • на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции 2, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;
  • на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.
Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот 3.

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

Сноски:
  1. В Статью внесены изменения в соответствии со Статьей 2 Протокола Североатлантического договора о присоединении к нему Греции и Турции.
  2. 16 января 1933 г. Североатлантический совет отметил, что 3 июля 1962 г.
    соответствующие положения настоящего Договора в отношении алжирских департаментов Франции потеряли юридическую силу.
  3. Настоящий Договор вступил в силу 24 августа 1949 г. после передачи на хранение ратификационных грамот всех подписавших его государств.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года

Государства — участники настоящего Договора,

воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 октября 196З года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947 г. , которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

будучи убежденными, что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Статья III

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Статья IV

Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Статья V

Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора.

Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Статья VI

Государства — участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора.

Статья VII

Каждое государство — участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство — участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству — участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Статья VIII

Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

Статья IX

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств — участников Договора. Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство — участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством — участником Договора или гражданами этого государства — участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств — участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство — участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством — участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Статья Х

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства — участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов.

Характер и условия предоставления упомянутой выше возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами.

Статья XI

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства — участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Статья XII

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Статья XIII

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств — участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством — участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций.

Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами — участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами — членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора.

Статья XIV

1. Настоящий Договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств-депозитариев настоящего Договора.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор будет зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XV

Любое государство — участник Договора может предлагать поправки к настоящему Договору. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Договора, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Договора, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Договора в день принятия им этих поправок.

Статья XVI

Любое государство — участник Договора может уведомить о своем выходе из Договора через год после вступления его в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Статья XVII

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в ……. экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне …….. дня ……… года1.


1 Договор был подписан в Лондоне, Москве и Вашингтоне 27 января 1967 года.

Тема: Политика и силы ядерного сдерживания НАТО

  • Последнее обновление: 06 июл. 2022 15:37
  • Английский
  • Французский
  • Русский
  • украинец

Ядерное оружие является основным компонентом общего потенциала НАТО для сдерживания и обороны, наряду с обычными силами и силами противоракетной обороны. НАТО привержена контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, но пока существует ядерное оружие, она останется ядерным альянсом.

UK MOD — © Crown Copyright

 

  • Надежное сдерживание и оборона, основанные на надлежащем сочетании средств ядерной, обычной и противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими возможностями, остается ключевым элементом общей стратегии НАТО по предотвращению конфликтов и войн.
  • Надежность ядерных сил НАТО имеет решающее значение для поддержания сдерживания, поэтому безопасность, защищенность и эффективность этих сил постоянно оцениваются в свете технологических и геостратегических изменений.
  • Текущая ядерная политика НАТО основана на Стратегической концепции НАТО на период до 2022 года и Обзоре потенциала сдерживания и обороны 2012 года, а также на указаниях глав государств и правительств на саммитах в Уэльсе, Варшаве, Брюсселе и Мадриде.
  • Группа ядерного планирования обеспечивает форум для консультаций по ядерному сдерживанию НАТО.
  • Основной целью ядерного потенциала НАТО является сохранение мира, предотвращение принуждения и сдерживание агрессии. Пока существует ядерное оружие, НАТО останется ядерным альянсом. Цель НАТО — сделать мир более безопасным для всех; Североатлантический союз стремится создать среду безопасности для мира без ядерного оружия.

    Текущая ядерная политика НАТО основана на двух общедоступных документах, согласованных всеми союзниками:

    • Стратегическая концепция 2022 г.
    • Обзор политики сдерживания и обороны 2012 г.

    В Стратегической концепции на период до 2022 года, принятой главами государств и правительств стран НАТО на саммите НАТО в Мадриде, изложены основные задачи и принципы Североатлантического союза, включая сдерживание.    В нем говорится, что потенциал сдерживания и обороны НАТО основан на соответствующем сочетании средств ядерной, обычной и противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими возможностями.

    Североатлантический союз подтверждает настоятельную необходимость обеспечения как можно более широкого участия заинтересованных союзников в согласованных договоренностях о распределении ядерного бремени, чтобы продемонстрировать единство и решимость Североатлантического союза.

    Обзор состояния сдерживания и обороны (DDPR) был одобрен главами государств и правительств стран НАТО на саммите НАТО в Чикаго в мае 2012 года. функция. В то время как Североатлантический союз сосредотачивается на поддержании эффективного сдерживания, политический контроль над ядерным оружием будет сохраняться при любых обстоятельствах, а ядерное планирование и консультации в Североатлантическом союзе будут осуществляться в соответствии с политическим руководством.

    НАТО продолжает подтверждать важность ядерного сдерживания в свете меняющихся вызовов. Североатлантический союз подтверждал этот принцип на последовательных встречах на высшем уровне с 2014 г. (саммит в Уэльсе 2014 г., саммит в Варшаве 2016 г. и саммит в Брюсселе 2018 и 2021 гг.), включая саммит в Мадриде в 2022 г., на котором главы государств и правительств согласовали Стратегическую концепцию, заявляет, что: «НАТО предпримет все необходимые шаги для обеспечения надежности, эффективности, безопасности и защищенности миссии ядерного сдерживания. Североатлантический союз привержен обеспечению большей интеграции и согласованности сил и средств и действий во всех областях и спектре конфликтов, подтверждая при этом уникальную и особую роль ядерного сдерживания. НАТО продолжит поддерживать надежное сдерживание, укреплять свои стратегические коммуникации, повышать эффективность своих учений и снижать стратегические риски».

  • UK MOD — Crown Copyright 2012

    Основной целью ядерных сил НАТО является сдерживание. Ядерное оружие уникально, и обстоятельства, при которых НАТО может быть вынуждено применить ядерное оружие, крайне маловероятны. Более того, любое применение ядерного оружия против НАТО коренным образом изменит характер конфликта. В случае возникновения угрозы фундаментальной безопасности любого союзника по НАТО у НАТО есть возможности и решимость возложить на противника издержки, которые были бы неприемлемыми и намного перевешивают выгоды, на которые мог бы рассчитывать любой противник.

    Стратегические ядерные силы

    Стратегические силы Североатлантического союза, и особенно Соединенных Штатов, являются высшей гарантией безопасности Североатлантического союза. Независимые стратегические ядерные силы Соединенного Королевства и Франции играют собственную сдерживающую роль и вносят значительный вклад в общую безопасность Североатлантического союза. Отдельные центры принятия решений этих союзников способствуют сдерживанию, усложняя расчеты любых потенциальных противников.

    Другими словами, если противник решит напасть на НАТО, он должен не только оспаривать решения НАТО, но и судить о принятии решений со стороны лидеров США, Великобритании и Франции.

    Самолет двойного назначения

    Сила ядерного сдерживания НАТО также опирается на передовое развертывание ядерного оружия Соединенных Штатов в Европе, а также на возможности и инфраструктуру, предоставляемые заинтересованными союзниками. Ряд стран-членов НАТО предоставляют Североатлантическому союзу самолеты двойного назначения (DCA). Эти самолеты занимают центральное место в миссии НАТО по ядерному сдерживанию и доступны для выполнения ядерных задач на различных уровнях готовности. В своей ядерной роли самолеты оборудованы для перевозки ядерных бомб в случае конфликта, и персонал проходит соответствующую подготовку.

    Соединенные Штаты сохраняют абсолютный контроль и хранят свое передовое ядерное оружие, развернутое в Европе, в то время как союзники обеспечивают военную поддержку миссии DCA с помощью обычных сил и средств. Договоренности о совместном использовании ядерных вооружений играют жизненно важную роль во взаимосвязи Североатлантического союза и остаются одним из основных компонентов гарантий безопасности и неделимости безопасности всего евроатлантического региона.

  • Ядерное сдерживание лежит в основе гарантий взаимной безопасности и коллективной обороны НАТО с момента ее создания в 1949. В самой первой Стратегической концепции НАТО (1949 г.) упоминалось требование «обеспечить возможность оперативного проведения стратегических бомбардировок всеми возможными средствами с использованием всех без исключения видов оружия». Впоследствии Соединенные Штаты передали ядерное оружие НАТО в июле 1953 года, а первое ядерное оружие американского театра военных действий прибыло в Европу в сентябре 1954 года. ) началось в 1960-х годов, были кодифицированы Соединенными Штатами и Советским Союзом в качестве предшественника окончательного согласованного текста ДНЯО.

    Соединенное Королевство также передало свои ядерные силы, включая нынешнюю единую систему подводных лодок и средства непрерывного сдерживания на море, для защиты союзников по НАТО с 1962 года.

    привержены контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению. С разгара холодной войны она сократила размер своих запасов ядерного оружия наземного базирования более чем на 9 единиц.0 процентов, уменьшая количество ядерных вооружений, размещенных в Европе, и ее зависимость от ядерного оружия в стратегии.

    В ответ на неспровоцированную и незаконную войну России против Украины на внеочередной встрече на высшем уровне 24 марта 2022 г. главы государств и правительств стран НАТО подтвердили, что НАТО значительно укрепит свои долгосрочные позиции сдерживания и обороны и разовьет весь спектр готовых сил и возможности, необходимые для обеспечения надежного сдерживания и обороны. Они также обязались повышать готовность к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным угрозам. Эти решения нашли отражение в Стратегической концепции НАТО до 2022 года, которая была принята в июне на саммите в Мадриде.
     

Тема: Процесс консультаций и Статья 4

  • Последнее обновление: 08 дек. 2022 17:13
  • Английский
  • Французский
  • Русский
  • украинец

Все решения НАТО принимаются на основе консенсуса после обсуждения и консультаций между странами-членами. Таким образом, консультации между государствами-членами лежат в основе деятельности НАТО, поскольку союзники могут обмениваться мнениями и информацией, а также обсуждать вопросы до достижения согласия и принятия мер.

 

  • Консультации являются ключевой частью процесса принятия решений в НАТО, поскольку все решения принимаются на основе консенсуса.
  • Он касается всех вопросов, представляющих интерес для Североатлантического союза, включая повседневную деятельность НАТО, ее основные цели и основополагающую роль.
  • Консультации укрепляют политическое измерение НАТО, предоставляя членам возможность высказать свое мнение и официальную позицию. Это также позволяет НАТО играть активную роль в превентивной дипломатии, предоставляя средства, помогающие избежать военного конфликта.
  • В соответствии со статьей 4 учредительного договора НАТО члены могут выносить на обсуждение в Североатлантическом совете любой вызывающий обеспокоенность вопрос, особенно связанный с безопасностью страны-члена.
  • С момента создания Североатлантического союза в 1949 году статья 4 применялась семь раз.

 

Различные формы консультаций

Консультации бывают разных форм. На самом базовом уровне это просто обмен информацией и мнениями. На другом уровне он охватывает сообщение о действиях или решениях, которые правительства уже предприняли или могут принять. Наконец, он может включать обсуждение с целью достижения консенсуса в отношении политики, которую необходимо принять, или действий, которые необходимо предпринять.

Таким образом, консультации являются постоянными и проводятся как на официальной, так и на неформальной основе. Это может произойти быстро, потому что все государства-члены имеют постоянные представительства в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Правительства могут собираться в кратчайшие сроки, когда это необходимо, часто с предварительным ознакомлением с их соответствующими национальными точками зрения или областями, вызывающими озабоченность, для согласования общей политики или принятия мер на основе консенсуса. Сеть комитетов НАТО способствует консультациям, позволяя правительственным чиновникам, экспертам и администраторам ежедневно собираться вместе для обсуждения широкого круга вопросов.

Во всей НАТО применяется принцип принятия решений на основе консенсуса, что означает, что все «решения НАТО» являются выражением коллективной воли всех суверенных государств, являющихся членами этой межправительственной организации. В то время как принятие решений на основе консенсуса может помочь стране-члену сохранить национальный суверенитет в области обороны и безопасности, статья 4 может быть приглашением для стран-членов уступить это право группе или может просто привести к запросу поддержки со стороны НАТО.

Статья 4

В соответствии со статьей 4 учредительного договора НАТО, страны-члены могут довести вопрос до сведения Североатлантического совета (часто называемого просто «Совет» или «САС» — основной орган принятия политических решений в НАТО). тело) и обсудить это с союзниками. В статье говорится:

«Стороны будут консультироваться друг с другом всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон находятся под угрозой».

Любая страна-член может официально применить статью 4 Североатлантического договора. Как только он вызывается, вопрос обсуждается и потенциально может привести к той или иной форме совместного решения или действия от имени Североатлантического союза. Каким бы ни был сценарий, коллегам-членам, сидящим за столом Совета, рекомендуется реагировать на ситуацию, доведенную до их сведения страной-членом.

С момента создания Североатлантического союза в 1949 году статья 4 применялась семь раз:

  1. 10 февраля 2003 г. Турция официально применила Статью 4, обратившись с просьбой о консультациях в САС по оборонительной помощи со стороны НАТО в случае угрозы ее населению или территории в результате вооруженного конфликта в соседнем Ираке. НАТО согласовала пакет оборонительных мер и провела операцию «Демонстрационное сдерживание» с конца февраля по начало мая 2003 г.
  2. 22 июня 2012 года Турция потребовала проведения заседания САС в соответствии со статьей 4 после того, как сирийские силы ПВО сбили один из ее истребителей.
  3. 3 октября 2012 г. Турция запросила консультации САС по статье 4, когда пять турецких мирных жителей были убиты сирийскими снарядами. После этих инцидентов 21 ноября 2012 г. Турция запросила развертывание ракет Patriot. НАТО согласилась на эту защитную меру, чтобы помочь Турции защитить свое население и территорию, а также помочь снизить остроту кризиса на границе.
  4. 3 марта 2014 года Польша применила статью 4 после роста напряженности в соседней Украине в результате агрессивных действий России.
  5. 26 июля 2015 г. Турция потребовала, чтобы САС собрался ввиду серьезности ситуации, возникшей после террористических атак, и проинформировал союзников о принимаемых мерах.
  6. 28 февраля 2020 года Турция запросила консультации после гибели турецких солдат в результате авиаударов сирийского режима и его покровительницы России в провинции Идлиб.
  7. 24 февраля 2022 года Болгария, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия обратились с просьбой о проведении консультаций в соответствии со статьей 4 после полномасштабного вторжения России в Украину.

Политическое измерение НАТО

Поощрение членов межправительственной организации, которые не отказались от своего права на свободное и независимое суждение в международных делах, к более систематическим консультациям по тому или иному вопросу является сложной задачей – будь то сегодня или в 1950-е годы.

В начале 1950-х годов САС признал дефицит консультативных услуг НАТО по международным вопросам и рекомендовал принять меры для улучшения этого процесса. В апреле 1954 г. была принята резолюция о политических консультациях:

«…все правительства-члены должны постоянно помнить о желательности доведения до сведения Совета информации о международных политических событиях всякий раз, когда они представляют интерес для других членов Совета или Организации в целом; и (…) Совет на постоянной сессии должен время от времени рассматривать, какой конкретный вопрос может быть подходящим для политических консультаций на одном из его последующих заседаний, когда его члены должны быть в состоянии выразить взгляды своих правительств по этому вопросу. ». С-М(54)38.

Резолюция, которая была выдвинута Канадой и немедленно одобрена, тем не менее вызвала реакцию американского представителя:

«Mr. Даллес (Соединенные Штаты) поддержал резолюцию Канады при том понимании, что консультации будут ограничены рамками здравого смысла. Странам, подобным его собственной, с глобальными интересами может быть трудно консультироваться с другими правительствами НАТО в каждом случае. В случае внезапной чрезвычайной ситуации было важнее принять меры, чем обсуждать чрезвычайную ситуацию. Другими словами, консультации следует рассматривать как средство достижения цели, а не самоцель». (К-Р(54)18).

Оговорки, сделанные Соединенными Штатами, которые, без сомнения, разделяют и другие страны-члены, все еще могут быть озвучены сегодня. Опираясь на эту резолюцию, 8 марта 1956 года тогдашний генеральный секретарь НАТО лорд Исмей сделал заявление, которое расширило полемику, объяснив последствия систематизации политических консультаций в Североатлантическом союзе:

«Прямой метод общественное мнение важность привычки к политическим консультациям в рамках НАТО можно резюмировать в предложении «НАТО — это не только военный, но и политический союз». Привычное использование этой фразеологии было бы предпочтительнее нынешней тенденции называть НАТО (чисто) военным союзом. Это также более точно. Говорить о НАТО как о политическом альянсе ни в коем случае не означает отрицать, обесценивать или обесценивать тот факт, что этот альянс также является военным». (СМ(56)25-1956).

В том же году «Три мудреца» подготовили свой отчет, в котором среди прочего  была направлена ​​на улучшение консультаций внутри Североатлантического союза по вопросам, представляющим взаимный интерес («Отчет Комитета трех по невоенному сотрудничеству в НАТО» ). Однако по иронии судьбы он был опубликован, когда разразился Суэцкий кризис. Суэц резко разделил ведущих членов-основателей Организации (Франция, Великобритания и США). Суэцкий кризис послужил катализатором для НАТО, побудив ее осуществить на практике то, что, как она знала, имело жизненно важное значение для единства и солидарности Североатлантического союза – политические консультации.

«Animus in consulendo liber»

Ради анекдотичности стоит отметить, что, когда в декабре 1959 года НАТО переехала в свою штаб-квартиру в Порт-Дофин в Париже, тогдашний генеральный секретарь М. Поль-Анри Спаак , заручился помощью декана Совета в поиске подходящей латинской максимы, которая отразила бы дух консультаций между союзниками, которым он придавал такое большое значение. Декан, посол Бельгии Андре де Старке, вспомнил свой визит в тосканский город Сан-Джиминьяно. Там, в Палаццо дель Подеста, он увидел выгравированный на спинке сиденья, предназначенного для человека, вершившего судьбы города, девиз:  Animus in consulendo liber .

Кажется, что полностью удовлетворительный перевод этой фразы найти невозможно, хотя французская версия «l’esprit libre dans la консультация»  близка. Переводы на английском языке варьировались от загадочного «в обсуждении свободный разум» до более сложного «Разум человека безудержно колеблется в советах».

Этот девиз украшал конференц-зону Порт-де-Дофин в течение нескольких лет, а в 1967, был перенесен в дом НАТО в Брюсселе, где украшал стену зала Совета, как и сейчас в нынешней штаб-квартире (построенной через дорогу от предыдущей штаб-квартиры в Брюсселе).

 

Создание системы консультаций

Как объяснялось выше, консультации и консенсус были приняты в качестве основы для всех решений НАТО, когда Североатлантический союз был создан в 1949 году.

Однако лишь постепенно НАТО создала систему консультаций . В общих чертах это было сделано в три этапа:

  • 1949-1952: при подписании Договора НАТО ввела процесс консультаций в качестве ключевого принципа в свои рабочие механизмы. Это было подкреплено на Лиссабонской конференции (1952 г.), на которой были определены контуры сегодняшней НАТО: САС стал постоянным и была создана должность Генерального секретаря вместе с международным персоналом, который будет поддерживать решения Совета на постоянной основе;
  • 1952-1956: между 1952 годом и публикацией отчета Комитета трех о невоенном сотрудничестве были предприняты попытки поощрения политических консультаций за пределами географических ограничений, определенных в учредительном договоре, то есть за пределами определенной зоны НАТО.
  • С 1956 г.: принципы Доклада Комитета трех получили дальнейшее развитие и внедрение. Комитет рекомендовал меры в области политического сотрудничества в отношении внешней политики, мирного урегулирования споров между членами, экономического сотрудничества, научно-технического сотрудничества, культурного сотрудничества и сотрудничества в информационной сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *