Стилистические ошибки виды стилистических ошибок: Вопрос 57. Стилистические ошибки. Проблемы их классификации и устранения. – Распространённые стилистические ошибки

Виды стилистических ошибок. Речевые ошибки: виды и типы, классификация

Стилистические ошибки – разновидность речевых ошибок (немотивированных отступлений от строго обязательных норм русского литературного языка). Стилистические ошибки являются нарушениями стилистической нормы. Такой тип ошибок связан с употреблением слов, грамматических форм и синтаксических конструкций без учёта их стилистической окраски: функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной.

Стилистические ошибки подразделяются на лексико-стилистические и грамматико-стилистические.

· Лексико-стилистические ошибки – разновидность стилистических ошибок, состоящая в неправильном выборе слова в зависимости от его стилистической окраски. Стилистическая окраска – дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное, предметно-логическое значение слова и выполняют эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию, придавая высказыванию характер торжественности, фамильярности, грубости и т.п. Пример лексико-стилистических нарушений: «Промышленность развалена. Армия способна мочить только внутри страны» (Из газеты).

· Грамматико-стилистические ошибки – разновидность речевых ошибок, возникающих при таком употреблении грамматических форм и таком синтаксическом построении предложений, которые приводят к нарушениям стилистических норм: «Часто приходили посылки с Перми» («Известия». 2004. №32).

Стилистические ошибки, приводящие к нарушению точности, ясности речи

Речевая избыточность

Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают на нечёткость, неопределённость представлений автора о предмете речи.

Плеоназм

Многословие может принимать форму плеоназма. Плеоназмом – употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов (упал вниз, главная суть) Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый; только лишь.

Тавтология

Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, возобновить вновь, необычный феномен, движущийся лейтмотив). Явная тавтология возникает при повторении однокоренных слов: Можно спросить вопрос?

Скрытая тавтология возникает при присоединении иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга (памятные сувениры). Скрытая тавтология обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова.

Речевая недостаточность

Ошибкой, противоположной избыточности, является речевая недостаточность, неполнота высказывания (непреднамеренный пропуск структурно необходимого элемента). Основная причина подобных ошибок в том, что малоопытный пишущий переносит навыки устно

Стилистические ошибки

Лексико-стилистические ошибки

 

Определение стилистической ошибки

Часто нарушение стилистических норм ведет к, так называемым, стилистическим ошибкам. Ошибки обычно возникают в результате нарушения стилистической однородности текста, например, если автор использует стилистически окрашенные языковые средства там, где они недопустимы. Например, в собственно научных жанрах недопустимо использование многозначности. Это приведет к стилистической ошибке. В жанрах официально-делового стиля неуместна разговорная и эмоционально окрашенная лексика. Ее использование является стилистической ошибкой.

Виды стилистических ошибок

Стилистические ошибки могут проявляться на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Они подразделяются на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и стилистико-синтаксические ошибки. Приведем примеры.

 

Лексико-стилистические 

 

·        У Чайльд-Гарольда было много собутыльников (из выступления ученика на уроке литературы). В этом примере вместо разговорного слова «собутыльник» нужно использовать слова «друг» или «приятель».

·        Демократам не следует действовать врастопырку (В. Черномырдин, политик) неоправданное использование стилистически сниженной лексики в учебном контексте или в публичном выступлении. Можно заменить на слово «вразнобой».

·       Черта с два когда-нибудь лисица получила бы сыр, притворись ворона глухой (из школьного сочинения) – использование бранной лексики в письменной литературной речи. Правильно было бы сказать: «Лисица никогда не получила бы сыр».

·        Это было бы подарком всей стране, если бы Президент сдал Чубайса (из речи политика Жириновского) использование уголовного жаргонизма в публичном выступлении. Можно заменить на «Президент продал Чубайса».

·        Эрудиция учительницы пленила учеников. Ребята получили удовлетворение от урока (из отзыва об уроке) – смешение в одном контексте выражений, принадлежащих разным стилям (поэтизма «пленить» и канцеляризма «получить удовлетворение»). Правильнее было бы сказать: «Ребят заинтересовала эрудиция учительницы. Урок им очень понравился».

·        Белыми мухами кружились в воздухе снежинки, сплетаясь затем в кружево – неудачное построение образа (несовместимость образов – кружащихся мух и кружева).

·        Во время урока возникло

что-то типа дискуссии (из отзыва об уроке). Это не основание чтобы женщину как бы в Парламент не допускать (М. Арбатова, писатель) – использование слов-паразитов, которые нужно убрать: «Во время урока возникла дискуссия. Это не основание чтобы женщину в Парламент не допускать».

·        Водитель задержанной автомарки гос. номер ХХХХ хх от объяснений на месте задержания отстранён по причине отсутствия членораздельного звуковоспроизведения (из милицейского протокола) – нагромождение канцеляризмов и речевых штампов. Можно сказать: Водитель не смог дать членораздельных объяснений на месте задержания.

 

Морфолого-стилистические

 

·       «Она очень завистлива»использование формы краткого прилагательного, больше свойственного книжной речи в разговорном стиле

. В разговорной речи естественнее звучит «Она очень завистливая».

·       Гагарин был первым проходимцем в космосеиспользование неверной словообразовательной модели. Образованные от одного и того же глагола слова проходимец (мошенник, негодяй) и первопроходец (первооткрыватель) отличаются противоположным оценочным значением. Правильный вариант: «Гагарин был первопроходцем в космосе».

 

Стилистико-синтаксические 

 

·        Проезжая мимо университета, я увидела свою давнюю подругу Ленку использование причастного или деепричастного оборота, свойственного книжно-письменному стилю, в разговорной устной речи

. В разговорной речи правильнее было бы сказать: « Когда я проезжала мимо университета, я увидела свою давнюю подругу Ленку».

·        “Моцарт и Сальер” – это одно из сочинений Пушкина. Здесь описывается. Как жили два музыканта и они же писатели (из школьного сочинения) – использование неполных предложений в письменной речи, логические связи между предложениями ослаблены. Можно исправить на: « “Моцарт и Сальери” это одно из сочинений Пушкина, в котором описывается жизнь двух музыкантов».

 

 

 

Самые распространенные стилистические ошибки

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

Посмотрите на свой текст глазами читателя

С точки зрения читателя все тексты можно подразделить на следующие категории:

  1. Не осилил.
  2. Осилил, но не понял, что хотел сказать автор.
  3. Понял основную идею, но текст был настолько коряво написан, что доверие к автору — как к профессионалу — снизилось до нуля.
  4. Автор — молодец, но написать можно было и лучше. В тексте встречались ошибки, и это раздражало.
  5. Текст ровный, понятный, хорошо отредактированный.
  6. Текст остроумен (красив, необычен и т.п.) — им хочется поделиться.

Задача любого начинающего автора — перейти хотя бы на пятую ступень. Что для этого нужно?

Не делать нижеперечисленных ошибок!

stilisticheskiye-oshibki

Главная опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, — это подрыв авторитета автора. О каком доверии и уважении можно говорить, если в тексте встречаются фразы вроде этой?

Само здание ДК сохранило не только первоначальное обличие сталинского ампира, но и первородную лепнину и балюстрады на стенах.

Ошибка 1. Использование слов, значения которых вам неизвестны

Очень часто авторы используют слова, не задумываясь об их истинном значении. Например, сидит в памяти нечто иностранное на букву “б”, и в результате на стенах ДК вместо “барельефов” появляются “балюстрады”, то есть перила, состоящие из ряда столбиков.

Как исправить: Если есть хоть малейшее сомнение — заглядываем в словарь.

Ошибка 2. Неправильный подбор слов

Эгоизм затуманивает нам слух.

Автор наверняка знает, что слух затуманить невозможно — затуманивается взгляд. Он просто не обратил внимание на то, что слово подобрано неправильно.

Как исправить: При редактуре проверяем весь текст — передает ли он то, что мы действительно хотим сказать?

Ошибка 3. Использование непонятных слов

Привожу в качестве примера начало научно-популярной статьи:

Что мы почерпнули из манускриптов эпохи Токугава о Тоётоми Хидэёси?

Если автор пишет для специалистов по Японии, такой текст имеет право на существование (и то слово “манускрипты” лучше заменить на “летописи”). Но если целевая аудитория — обычные люди, они попросту не поймут автора.

Как исправить: По возможности избегаем непонятных слов, а если все-таки нужно ввести новый термин, стараемся его разъяснять — причем без сносок, чтобы не отвлекать читателя от повествования.

Что нам известно из летописей о Тоётоми Хидэёси, великом японском военачальнике XVI столетия?

Видите? Читателю сразу понятно, о чем идет речь.

Ошибка 4. Использование слов-наполнителей

Всё, без чего можно обойтись, надо вычёркивать. Дублирующие слова, вводные конструкции, штампы, лишние наречия и прилагательные делают текст громоздким.

На очередном съезде его позиция подверглась беспощадной и безжалостной критике.

Слово “безжалостной” явно лишнее.

— О! — воскликнула она. — О, смотри, какое красивое здание!

“О” тоже можно вырезать — и смысл не изменится.

Ошибка 5. Нечеткие определения

Если мы даем определение человеку, предмету или ситуации, оно должно быть конкретным — чтобы читатель мог себе это представить.

Он выглядел как-то странно.

Её глаза были какого-то неестественного оттенка.

Такие определения не вносят ясности. Что читатель должен представлять? Что у героя отросла вторая голова? Или что он просто побледнел?
А у героини что с глазами? Они покраснели? Или побелели?

Как исправить: Помогаем читателю представить то, что происходит в нашем произведении.

Эта статья является частью бесплатного мини-курса
«Как улучшить литературный стиль»

Если вы хотите получить остальные материалы по писательскому мастерству, заполните форму ниже, и уроки будут приходить вам на почту.

Эльвира Барякина об авторе

Понравился материал? Поделитесь им в соцсетях!

Возможно, он кому-то очень пригодится.

Навигация по записям

Лучшие материалы по теме

Доклад на тему: «Виды стилистических ошибок учащихся»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №87 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Виды стилистических ошибок учащихся»

Подготовила:

учитель русского языка

Воронина Л.В.

Между стилистикой и грамматикой имеется существенное различие. Предложение, построенное по правилам грамматики, может иметь стилистическую ошибку.

Вот несколько примеров из сочинений школьников:

  1. «Постановка пьесы А.М. Горького «На дне» заняла у зрителей большой успех». Слово «заняла» выбрано неудачно, его надо заменить словом «имела.

  2. «Кутузов завоевал любовь у солдат». В этом предложении предлог у является лишним.

  3. «Наталья рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре». Здесь неудачное расположение слов. Следует написать так: «Наталья рассказывает Варваре о своей жизни в доме матери».

Такие ошибки относятся к числу стилистических. В сочинениях и изложениях встречаются различного рода стилистические ошибки. Одни из них показывают, что ученик неудачно выбрал слова для выражения своей мысли, другие – о том, что у него отсутствуют необходимые представления о правилах построения предложений.

Приведу сводную таблицу стилистических ошибок,

которую необходимо иметь каждому ученику.

ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК

п/п

Тип ошибок

Примеры

1.

Лексические ошибки

Ошибки в выборе слов

Ошибки в употреблении однокоренных слов

а) неудачный выбор слов:

Половцы зажали русских воинов плотным кольцом.

Все эти факты доказывают о мужестве русских воинов.

б) выбор слов-понятий с различным основанием деления:

Злоупотребление алкоголизмом приводит к плохим последствиям.

Дворянство воспитывалось за границей.

а) неправильное употребление слова в данном контексте:

Радищев видел тяжкую жизнь крестьян. – Думы мои тяжелые.

Павел был обычный слободский парень. – Мне с детства нравится обыкновенный деревенский порядок угощения.

б) тавтология:

Черты характера, характерные для Чацкого.

За последнее время у нас достигнуты значительные достижения в повышении урожайности.

2.

Ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении

Трудные случаи согласования

Употребление в одном ряду полных и кратких прилагательных

Ошибки в выборе времени глагола

Студенчество заполняют аудитории высших учебных заведений.

При решении задач допущено ряд ошибок.

Рой мух так и кишат в воздухе.

Воздух был свеж, душистый, прозрачен.

Олег был храбрый и честен.

Лисицы лаяли на щиты, орлы клекочут, созывая зверей и птиц.

Сергей был очень смелый, он живет мечтой о подвиге.

3.

Ошибки в построении предложений

Нарушение порядка слов в предложении

Ошибки в употреблении местоимений

Независимый деепричастный оборот

Удвоение подлежащего (дублирование)

Употребление лишних слов в предложении

Пропуск необходимых слов

Неправильное использование предлогов

Неправильное употребление союза и

Неоправданное повторение или неверное употребление союзов и союзных слов

Неправильное преобразование прямой речи в косвенную

Ильи Ильича мать говорила: «Учение не уйдет, а здоровья не купишь».

Обитателей ночлежки показал в пьесе «На дне» Горький.

Как изображали Пугачева Пушкин и его враги.

Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

Я увидел морское животное. Он был похож на мешок с головой. Это был осьминог.

Наполеон думал, что, перейдя границу, ему преподнесут ключи от столицы.

Вот такие пришли мне в голову мысли, читая роман

Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Пушкин он написал поэму «Евгений Онегин».

Рыбаки они совсем не стали надеяться на свое спасение.

В романе «Преступление и наказание» главным героем этой книги является Раскольников.

Шолохов до тонкости изучил пейзажи донской природы.

Каждый день Евгений посещает то балы, то рестораны, то театры, то различные прогулки. (Пропущен глагол совершает

перед словами различные прогулки).

Особенно Павел поднялся в глазах людей после истории с «болотной копейкой». (Правильно написать так: авторитет Павла поднялся).

Поэма заставляет нас задуматься о роли вождя в революции. (Правильно: задуматься над вопросом о роли…).

Я пришел со школы.

Он узнает причины смерти отца.

На полях, дорогах и лесах лежал снег.

Плюшкин ходил по деревне, и собирал всякие тряпки и говорил, что когда-нибудь все это ему пригодится.

Люба и Сережа подошли к бирже, и пробрались внутрь помещения, и подожгли здание.

Болконский сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал.

Манилов мечтает, чтобы ему выстроили мост, чтобы на нем были лавки, чтобы в них торговали различными товарами.

Когда Майданников шел с собрания и зашел в хлев, чтобы быкам дать корму.

Павел ответил, что я хочу знать правду.

Долохов спросил, кто поедет со мной в разведку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *